Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Психологические идеи Л. М. Лопатина

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Концепция сознания человека, развитая Л. М. Лопатиным, явилась прообразом психологии субъектности, получившей развитие в трудах С. Л. Рубинштейна и его школы. Развивая идею активности субъекта, заявленную М. М. Троицким, Л. М. Лопатин связал онтологический и гносеологический аспекты психологии, описал процесс развития сознания, связав его с деятельностью, активностью субъекта. Согласно концепции… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Философские и методологические основы психологических трудов J1.M. Лопатина
    • 1. 1. Творческий путь Л.М. Лопатина
    • 1. 2. Философские взгляды Л.М. Лопатина
    • 1. 3. М. Лопатин о предмете и задачах психологии
    • 1. 4. Принцип детерминизма и проблема причинности психической деятельности
    • 1. 5. Самонаблюдение как метод психологического исследования
  • Выводы по главе
  • Глава 2. Л.М. Лопатин о структуре психики человека
    • 2. 1. Бессознательное
    • 2. 2. Проблема развития сознания (акт психического синтеза как основа 90 сознания)

    2.3. Л. М. Лопатин о структуре мыслительной деятельности человека. а) Ощущения и восприятие. б) Память. в) Мышление как процесс и как деятельность. г) Творческая природа формирования понятий и познавательного процесса в целом. jг

    Выводы по главе 2.

    Глава 3. Л. М. Лопатин о личности как субъекте и объекте развития

    3.1. Факторы развития личности.

    3.2. Творческая природа активности субъекта.

    3.3. Проблема свободы воли.

    3.4. Основы сознательной нравственной жизни личности.

    Выводы по главе 3.

Психологические идеи Л. М. Лопатина (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Необходимость историко-психологических исследований вытекает из потребностей дальнейшего развития современной пси хологической науки. Развитие психологической мысли в России последней трети XIX — начала XX веков шло в нескольких научных направлениях: философская умозрительная психология (JI.M. Лопатин, А. И. Введенский, C.JI. Франк, Н. О. Лосский, И. И. Лапшин и другие), естественнонаучная психология (В.М. Бехтерев, В. А. Вагнер, П.Ф. Лес-гафт, А. Ф. Лазурский, Н. Н. Ланге, И. М. Сеченов и другие), эмпирическая психология (Н.Я. Грот, А. П. Нечаев, И. А. Сикорский, Г. И. Челпанов и другие). Различия в понимании основного метода исследования в психологии, различные подходы к исследованию и определению предмета психологической науки определяли неоднозначность, а иногда и двойственность позиций учёных (Н.Н. Ланге, Г. И. Челпанов). Достижения отечественной и зарубежной анатомии и физиологии, психофизиологии, психиатрии и естествознания в целом, труды В. М. Бехтерева, Н. Е. Введенского, И. М. Сеченова, И. П. Павлова послужили основой для построения и развития экспериментальной психологии. Впоследствии множество работ по истории психологии было посвящено анализу и осмыслению взглядов представителей именно этого направления, что во многом было обусловлено идеологическими причинами, хотя это само по себе не умаляет значения данных работ для развития психологической науки.

Менее однозначным в советской психологической науке было отношение к представителям философской психологии и психологии эмпирической. Так, психологи-философы, а именно: Н. Я. Грот, Л. М. Лопатин, А. И. Введенский, С. Л. Франк — были отнесены к разряду психологов-идеалистов, которые тянут психологическую науку назад, не случайно многие из них были вынуждены после Октябрьской революции эмигрировать. Следует отметить, что философская психология не представляет собой единого целого, для её представителей характерно широкое разнообразие взглядов.

Одним из представителей философской психологии конца XIX — начала Г XX веков был Лев Михайлович Лопатин (1855−1920) — известный русский философ, психолог и общественный деятель. К сожалению, его творческое наследие почти не известно нашим современникам. Между тем, научное наследие Л. М. Лопатина исключительно богато ценными идеями, над решением которых и сегодня работают психологи как в области психологии личности, так и в педагогической психологии. Это проблемы активности личности, личность как субъект деятельности и межличностных отношений, субъект саморазвития, самотворчества и самоактуализации нравственного содержания своей жизни.

Литература

о творчестве Л. М. Лопатина в основном относится к дореволюционному периоду. К его трудам обращался В. В. Зеньковский (98). Большое место изложению идей Л. М. Лопатина уделяли Б. Яковенко (314, 315, 316), беглые замечания о Л. М. Лопатине находим в статье Н. О. Лосского «Русская философия в XX веке» (209). Обстоятельный разбор учения Л. М. Лопатина дан А. А. Козловым (112), а также М. М. Рубинштейном (258). Ряд существенных замечаний о нём как учёном можно найти в книге Е. Н. Трубецкого «Воспоминания» (285). Речь о Л. М. Лопатине идёт в небольшой статье С. Л. Франка (289), несколько страниц посвящает ему М. Н. Ершов (90). Приветственные речи, статьи, посвящённые разбору его конкретных работ, дискуссии по коренным вопросам науки можно найти на страницах журнала «Вопросы философии и психологии» (1889- 1918), в котором напечатаны почти все работы Л. М. Лопатина. Г. В. Фроловский (290, 291) давал ему высокую оценку как исследователю.

Биографом Л. М. Лопатина стал его ученик А. И. Огнев, в книге «Лев Михайлович Лопатин» (234) проследивший творческий путь своего учителя, становление и развитие его идей, судьбу учёного.

А.Ф. Лосев отмечал, что «среди мыслителей 90-х годов Л. М. Лопатин занимал в России, безусловно, одно из первых мест» (205, с. 546). Согласно Лосеву, JI.M. Лопатин как сторонник учения о динамике психических состояний человека, выдвигает на первом плане — свободный почин человеческой воли, несмотря на зависимость её от окружающих условий. По мнению Лосева, «спири-Г туализм Лопатина. никогда не доходил до абсолютного субъективизма». Я. Колубовский (114) назвал Л. М. Лопатина одним из лучших философов России, пришедших к системе конкретного спиритуализма или к психологической метафизике.

А.И. Введенский считал плодотворным для психологии синтезировать психологические идеи Л. М. Лопатина и В. Соловьёва. Е. Н. Трубецкой отмечал, что Л. М. Лопатин, преодолев вульгарный материализм и англо-французкий позитивизм, в дальнейшем остался «совершенно сам по себе».

В послереволюционный период публикации о Л. М. Лопатине практически отсутствовали. В диссертациях Н. А. Максимовой (1977) и Л. В. Фирсовой (1983) по истории философии доказывалась реакционность религиозной философии Л. М. Лопатина. Несколько позже (1996) С. А. Левицкий указывал, что «в чисто философском плане Лопатина можно считать вторым после Соловьёва русским мыслителем XIX века» (125, с. 236). П. П. Гайденко (1987) провела параллель между идеями Л. М Лопатина и А. Бергсона, заметив, что русская идеалистическая диалектика до сих пор не стала предметом специального исследования в нашей литературе.

Имя Л. М. Лопатина начинает упоминаться с несколько иными акцентами лишь в 90-х годах XX века в статьях и учебнике по истории психологии А. Н. Ждан (1999). В связи с юбилеем Московского психологического общества появилась статья Н. И. Корелиной (1993). Н. А. Мишин (1992) попытался осмыслить идеи Л. М. Лопатина не идеологически, а с позиций научной ценности его работ. Если А. И. Огнев в психологической системе Л. М. Лопатина фиксировал внимание на гносеологической и онтологической проблематике, а В. В. Зеньковский на антропологической, то Н. Мишин полагает, что «в одном все оценки сходны: система Лопатина есть порождение одного из самых сильных и оригинальных философских умов России» (220, с. 44).

Лишь в 1995 году была вновь переиздана часть трудов Л. М. Лопатина -«Философские характеристики и речи» (1995) с предисловием В. В. Зеньковского из «Истории русской философии». В сборнике «Аксиомы философии» (1996) собраны статьи Л. М. Лопатина, ранее напечатанные в журнале «Вопросы философии и психологии». Во вступительной статье И. В. Борисова признаёт, что собственно психологическое наследие Л. М. Лопатина нигде и никем не исследовалось. В разной форме и по разным случаям о философии Л. М. Лопатина высказывались П. И. Новгородцев (231, 232), Э. Л. Радлов (251), М. М. Рубинштейн (258), С. Л. Франк (289), Н. А. Бердяев (26, 27), В. В. Зеньковский (98), А. А. Козлов (112), Н. О. Лосский (208, 209, 210), Е. Н. Трубецкой (283, 284, 285), А. Ф. Лосев (205, 207), Б. В. Яковенко (314, 315, 316), Я. Н. Колубовский (42) и другие.

Психологические сочинения Л. М. Лопатина, впрочем, как и его философские работы, труднодоступны, так как представлены преимущественно в дореволюционных периодических изданиях (журнал «Вопросы философии и психологии», «Русская мысль») и в советские годы не переиздавались. Связано это с тем, что Л. М. Лопатин был отнесён к разряду «философов-идеалистов», якобы отрицавших реальность внешнего мира, кроме того, В. И. Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм» объявил его «черносотенцем от науки» (127, с. 293). Имя Л. М. Лопатина упоминалось в учебниках, монографиях, статьях лишь в негативном контексте, его научные идеи были объявлены реакционными.

Научное наследие Л. М. Лопатина включает 58 журнальных статей, 11 книг и оттисков, 7 литографированных изданий.

Концепция Л. М. Лопатина явилась развитием психологических идей современных ему отечественных и европейских авторов: М. М. Троицкого, Н. Я. Грота, А. Бергсона и других.

Изучение психологического наследия Л. М. Лопатина необходимо и актуально, так как позволяет восстановить истинный ход развития отечественной психологической мысли и увидеть преемственность в развитии отечественных психологических идей, проблематики, методов научных исследований, объектом которых является человек как субъект деятельности.

Цель настоящего исследования — изучить, дать критический анализ и системно изложить содержание психологического наследия JI.M. Лопатина. Объект исследования — научное наследие Л. М .Лопатина. Предмет исследования — становление и эволюция психологических взглядов Л. М. Лопатина.

В соответствии с целью и предметом исследования были определены следующие задачи:

1. Дать анализ развития психологических идей Л. М. Лопатина и представить их системно.

2. Вскрыть методологические основы психологических трудов Л. М. Лопатина.

3. Проанализировать подходы Л. М. Лопатина к проблеме взаимосвязи бессознательного и сознания в психике человека.

4. Изучить трактовку Л. М. Лопатиным познавательных психических процессов, выявить его основные решения по проблеме.

5. Рассмотреть проблему личности как субъекта и объекта развития в психологической концепции Л. М. Лопатина, а также раскрыть значение взглядов Л. М. Лопатина на основы нравственной сознательной жизни личности как субъекта деятельности для развития отечественной педагогической психологии.

6. Проследить характер взаимосвязей идей Л. М. Лопатина в русской и зарубежной психологической мысли конца XIX — начала XX веков.

7. Оценить значение психологического наследия Л. М. Лопатина для развития отечественного и мирового психологического знания.

Основополагающими принципами нашего исследования являлись принципы историзма, детерминизма. Использовался системный подход, в соответствии с которым наследие учёного рассматривается как система (Б.Ф. Ломов, Ю.Н. Олейник) и анализируется на предметно-логическом, социальном и личностном уровнях (исследования Л. И. Анцыферовой, Б. Г. Ананьева, Е. А. Будиловой, В. В. Большаковой, А. Н. Ждан, В. А. Кольцовой, Б. Ф. Ломова, С. Р. Микулинского, А. В. Петровского, А. А. Смирнова, М. В. Соколова, Б. М. Теплова, М.Г. Ярошев-ского).

Методологическое значение для нашего исследования имели основные положения современной отечественной психологии об активной природе психической деятельности, понимание психического как единства непрерывного и дискретного, признание целостности психики, признание единства сознания и деятельности, формирования психики в деятельности, отражённые в работах С. Л. Рубинштейна, А. В. Брушлинского, К.А. Абульхановой-Славской, А. В. Запорожца и других.

Методы исследования:

— историко-генетический, предполагающий изучение происхождения того или иного явления;

— историко-функциональный, благодаря которому изучается бытование и воздействие явлений на последующее развитие человеческого сообществаэтот метод позволяет прогнозировать судьбу отдельного явления, научной идеи;

— сравнительно-исторический, позволивший изучать преемственные связи между различными явлениями, что даёт возможность критически рассматривать научно-теоретическое наследие изучаемого автора по двум линиям: во-первых, проследить в наследии Лопатина контактные связи, изучить взаимовлиянияво-вторых, осмыслить типологические связи;

— метод ретроспективной реконструкции творческого наследия исследуемого автора;

— метод систематизации психологических идей Л. М. Лопатина.

Основные источники исследования:

— опубликованные научные труды Л. М. Лопатина, его рецензии на публикации российских психологов;

— работы, посвященные анализу научного творчества и общественной деятельности Л. М. Лопатина;

— научные публикации, монографии, статьи по вопросам методологии психологической науки в России (XIX-XX в.в.);

— психологические труды русских и зарубежных учёных, современников Л. М. Лопатина;

— архивные материалы.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

— впервые в России изучено, критически проанализировано и систематизировано психологическое наследие Л. М. Лопатина;

— получили оценку идеи Л. М. Лопатина, связанные с методологией психологической науки;

— проведён анализ воззрений Л. М. Лопатина на закономерности развития психики, взаимосвязь сознания и бессознательного, развития познавательных процессов;

— прослежено развитие Л. М. Лопатиным идеи активности субъекта, заявленной М. М. Троицким;

— систематизированы и оценены позиции Л. М. Лопатина по проблеме саморазвития личности;

— определён вклад Л. М. Лопатина в развитие отечественной психологии.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы в учебных курсах по истории психологии, педагогической и возрастной психологии, психологии личности, социальной психологии, в спецкурсах по методологии психологической науки в России рубежа XIX—XX вв.еков на психологических факультетах университетов, в педагогических вузах, на курсах повышения квалификации психолого-педагогических кадров, при создании учебных пособий по истории психологии, возрастной и педагогической психологии.

Достоверность результатов исследования обеспечивается исходными методологическими позициями, разнообразием использованных источников, применением научных методов, адекватных целям и задачам исследования, соотнесением научных результатов и выводов диссертации с современными подходами к системному осмыслению проблем психологии.

Положения, выносимые на защиту:

1. Л. М. Лопатин создал оригинальную психологическую систему, представляющую собой большую ценность для российского и мирового историко-психологического знания.

2. Вопросы методологии науки, в частности, принципы психологического детерминизма, системности, разработанные Л. М. Лопатиным, не будучи по достоинству оценёнными марксистской психологией, в действительности служили развитию отечественной психологической мысли.

3. Значительный вклад Л. М. Лопатина в становление и развитие идеи субъектности психического в русской психологии определяется следующим: а) он разработал концепцию сознания человека как активного деятельно-стного существаб) выявил основные характеристики осознания субъектом самого себя, что даёт основание считать его предтечей формирования психологии рефлексии, которая стала оформляться лишь на пороге XXI столетия (проблема внутреннего детерминизма) — в) вскрыл рефлексивную позицию человека по отношению к окружающей действительности в процессе её познания путём выбора им противодействия влияниям окружающей среды (внешний детерминизм) — г) заслугой Лопатина является его понимание активности личности как коренной характеристики нашего сознания, что явилось развитием идеи активности личности М. М. Троицкого.

4. Большой заслугой Лопатина является осмысление процесса развития личности как субъекта самотворчества, его способности к самополаганию и самоопределению в окружающем мире, связанной с личностным опытом, её поведением и деятельностью, что остаётся актуальным для современной педагогической психологии и психологии личности.

Апробация работы. Результаты исследования докладывались: на заседании кафедр возрастной и педагогической психологии Нижегородского государственного педагогического университета (1999), психологии Волго-Вятской академии государственной службы (2000), психологии Арзамасского педагогичек-сого института (1999) — использовались в лекционном курсе по истории психологии в Арзамасском филиале Современного Гуманитарного Института (СГИ) — докладывались на межвузовской научно-практической конференции молодых учёных «Наука молодых: проблемы, перспективы, решения» (Арзамас, 1999) — на первой внутривузовской конференции аспирантов, соискателей и молодых учёных АГПИ (Арзамас, 2000) — на межрегиональной научной конференции «Психологическая наука накануне XXI столетия: история, тенденции развития» (Н. Новгород, 2000).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографии, содержащей 330 наименований.

Выводы по главе 3 1. JT.M. Лопатин осмысливал единство нашего сознания как отношение сознающего к сознаваемому, связанное с внешней и внутренней активностью субъекта, его деятельностью и взаимодействием с реальной действительностью, дающей опыт субъекту. Формирование сознания личности обусловлено индивидуально (личный опыт) и социально (влияния общества). Л. М. Лопатин ведёт речь о внешних и внутренних факторах развития личности, указывая, что существует внешняя и внутренняя детерминация психики человека. Процесс развития личности понимается Л. М. Лопатиным как процесс субъект-объективации, проявляющийся в результате субъект-объектных отношений человека в реальной действительности.

2. Творческая активность субъекта целесообразна и свободна в выборе средств достижения цели. Речь у Л. М. Лопатина идёт о степени возрастания свободы на более высоких уровнях регуляции, что связано со способностью человека к рефлексии. Её наличие даёт человеку возможность анализировать свою деятельность и изменять свои отношения с миром. В основу творчества (самотворчества) субъекта Л. М. Лопатин кладет свободу как способность самопочинных действий. Осуществление замысла полагается субъектом, а не предопределено свыше. Осмысленность действий, наличие воли дают возможность человеку взаимодействовать с действительностью целенаправленно и познавать ее и себя как ее часть.

3. Л. М. Лопатин понимает свободу воли как осознание возможности нашей деятельности в зависимости от нашего желания. Он ведёт речь о внутренней мотивации деятельности, связанной с внутренней психической, творческой причинностью, в отличие от причинности внешней механической. Л. М. Лопатин придерживается примирительных позиций по данному вопросу, что было позднее подтверждено исследованиями И. Пригожина, который говорил о том, что причинный детерминизм не является сплошным, уже в неорганических процессах существуют разрывы детерминации. В точках бифуркации нет иного детерминизма, кроме детерминизма, связанного с сознательным решением человека как активного существа.

4. Рассматривая вопрос об основах сознательной нравственной жизни лич-# ности Л. М. Лопатин приходит к выводу, что утверждение или отрицание нравственного идеала обусловливает путь развития личности, а выбор путей и средств его достижения (отвержения) зависит от самой личности, реализуясь в конкретных поступках. Именно нравственный императив (должное) регулирует поступки субъекта, его самоотношение и отношение к другим людям, которые являются взаимосвязанными.

Заключение

.

Проведённое нами исследование позволяет сделать следующие основные выводы:

1. Впервые в отечественной психологической науке прослежено становление и развитие психологических идей Л. М. Лопатина. Л. М. Лопатин создал оригинальную психологическую систему, представляющую собой большую ценность для российского и мирового историко-психологического знания.

2. Л. М. Лопатин внёс значительный вклад в становление и развитие методологии психологической науки: а) обогатил отечественную психологическую мысль идеей механической и творческой причинности психическогоб) рассмотрел проблему детерминации психики человека и её развития, что нашло отражение в методологических принципах, оформившихся позднее в отечественной науке, а именно: в системности психики, единства сознания и деятельности, психологического детерминизма и диалектики. в) вскрыл ценные стороны метода самонаблюдения, который в конце XIX века подвергался особенно сильным нападкам.

3. Психологические взгляды Л. М. Лопатина представлены как система, которая имеет внутреннюю логику своего развития. Установлены преемственные связи идей Л. М. Лопатина с идеями его предшественников (М.И. Владиславлев, М.М. Троицкий) и современников (Н.В. Бугаев, Н. И. Шишкин, А. Бергсон), а именно: идей активного характера психики, свободы человеческой воли.

4. Исходя из взаимосвязи бессознательного и сознания в психике человека, Л. М. Лопатин вскрыл диалектику бессознательного и сознательного компонентов психики человека на примере познавательных процессов (содержательный и результативный аспект) и на примере потребностно-мотивационной сферы. Он доказал, что контролю сознания поддаются сознаваемые человеком потребности и мотивы, тогда как деятельность человека, его поведение также определяется и бессознательными стремлениями. Таким образом, Л. М. Лопатин развивал представление о психическом как о многоуровневой целостной системе, все звенья которой взаимосвязаны. Такой подход к пониманию психического Л. М. Лопатиным намного опережал воззрения его современников.

5. Концепция сознания человека, развитая Л. М. Лопатиным, явилась прообразом психологии субъектности, получившей развитие в трудах С. Л. Рубинштейна и его школы. Развивая идею активности субъекта, заявленную М. М. Троицким, Л. М. Лопатин связал онтологический и гносеологический аспекты психологии, описал процесс развития сознания, связав его с деятельностью, активностью субъекта. Согласно концепции Л. М. Лопатина, активная деятельность (самодеятельность) способствует сознанию субъектом самого себя в окружающей действительности через её противодействие его актам. По Л. М. Лопатину, активность — коренная характеристика нашего сознания, развитие которого возможно лишь в результате взаимодействия с внешней действительностью. Он выявил основные характеристики осознания субъектом самого себя, что даёт основание считать его предтечей основания психологии субъектности, которая стала оформляться лишь на пороге XXI века (проблема внутренней детерминации). Л. М. Лопатин вскрыл рефлексивную позицию человека по отношению к окружающей действительности в процессе её познания.

6. Идея активного характера сознания человека, выдвинутая Л. М. Лопатиным, предваряла разработку вопроса активности в трудах отечественных психологов М. И. Сеченова, Н. А. Бернштейна, П. К. Анохина. Л. М. Лопатин приходит к выводу об опережающем характере психической деятельности человека, позволяющей ему планировать свою жизнедеятельность и через изменение ситуации изменяться самому, расширяя свой опыт. Развивая идею «психических готовно-стей» М. М. Троицкого, Л. М. Лопатин находит, что личность реализуется в деятельности, то есть при переходе из потенциального в актуальное состояние.

7. На основе идеи непрерывного и дискретного характера психического Л. М. Лопатин рассматривал познавательные процессы как проявление диалектического единства сознательного и бессознательного компонентов психики, единство содержательного (результативного) и процессуального (динамического) аспектов. Существование психической непрерывности Л. М. Лопатин раскрыл через * механизм анализа и синтеза. В отечественной науке эта идея лишь впоследствии и вне связи с трудами Л. М. Лопатина получила развитие в разработке субъектно-деятельностного подхода изучении психического. Л. М. Лопатин вскрыл стадиальность мыслительного процесса, выявив его основные звенья, что позднее также получило развитие в трудах Я. А. Пономарёва.

8. Большой заслугой Л. М. Лопатина является разработка им теоретических основ педагогической психологии и психологии личности. Он глубоко разработал проблему человека как субъекта деятельности, осмыслил процесс развития способности субъекта к самотворчеству, самополаганию и самоопределению в окружающем мире, связав это с опытом субъекта, его поведением и деятельностью. Не утратило ценности его заключение о способности сознаний людей.

I взаимодействовать друг с другом, взаимоизменяться, воспринимая друг друга.

Идея субъектности психического получила развитие в трудах С. Л. Рубинштейна, К.А. Абульхановой-Славской, А. В. Брушлинского, Б. Ф. Ломова и других.

9. Разработка вопросов, поднятых и рассмотренных Лопатиным, была продолжена его учениками и последователями А. И. Огневым и С. А. Аскольдовым (Алексеевым), которые обратились к вопросам структуры сознания, его формирования и развития в процессе активной целенаправленной деятельности субъекта. В. В. Зеньковский стал прямым последователем Лопатина в развитии проблемы причинности и вопросов педагогической психологии.

10.Психологическое наследие Л. М. Лопатина представляет большую науч* ную ценность. Включенное в общий контекст российского и мирового историкопсихологического знания, оно будет способствовать воссозданию логики развития психологической науки и решению актуальных проблем психологии личности, педагогической психологии и ряда других отраслей психологического знания.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К.А. О субъекте психической деятельности.- М., 1973.
  2. Абульханова-Славская К. А. Диалектика человеческой жизни/- М.: Мысль, 1994.- 224 с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни.- М., 1994.
  4. Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А. В. Философско-психологическая концепция С. Л. Рубинштейна: К 100-ю со дня рождения.- М.: Наука, 1989.248 с.
  5. .Г. Очерки истории русской психологии XVIII—XIX вв..в.- М., 1947.168 с.
  6. П.К. Философские аспекты теории функциональной системы.- М.: Наука, 1978.
  7. В. Современное состояние психологии, её задачи и методы // Вопросы философии и психологии, 1895, кн. 28.- С. 259−293.
  8. Л.И. Материалистические идеи в зарубежной психологии.- М.: Наука, 1974.-359 с.
  9. Л.И. Принцип связи психики и деятельности и методология психологии // Методологические и теоретические проблемы психологии.- М., 1969.-С. 57−117.
  10. Л.И. Психология повседневности: жизненный мир личности и «техники» её бытия // Психологический журнал.- 1993.- Т.4.- № 2.- С. 3−16.
  11. Аристотель. Сочинения в 4-х т.- М., 1975−1984.
  12. С.А. Сознание как целое.- М., 1918.
  13. С.А. Некролог «Памяти Лопатина» // Мысль, 1922 № 1.
  14. В.Д. Избр. Филос. Сочинения. Т. 1. М., 1969.- С. 253.
  15. Р. Психосинтез. Теория и практика.- М., 1994.- 314 с.
  16. В.А. Проблема психического отражения в трудах Б.Ф. Ломова // Психологический журнал.- 1994.- Т. 15.- № 5.- С. 5−12.
  17. Н.А. Философия свободы. Смысл творчества.- М., 1989.
  18. А.Н. Об основных методах экспериментальной психологии // Труды психологической лаборатории при Московском педагогическом собрании.-М., 1909.-Вып. 1.-С. 1−5.
  19. А.Н. Принципиальные задачи экспериментальной психологии // Труды второго Всероссийского съезда по педагогической психологии.- СПб, 1910.-С. 40−48.
  20. А.Н. Физиология движений и активности.- М., 1990.
  21. А. На рубеже двух столетий.- М., 1989.- С. 230−234- С. 255−258.
  22. В.М. Объективная психология // Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма.- СПб, 1904.- Вып. 9.- С. 660.
  23. В.М. Обоснование объективной психологии // Вестник психологии.-СПб, 1907.-Вып. 1 иЗ.
  24. В.М. Объективная психология, — СПб, 1907−1910.
  25. В.М. Проблемы развития и воспитания человека.- М., 1997.
  26. В.М. Объективная психология.- М., 1991.- С. 10.
  27. Д.Б. Московскому психологическому обществу 110 лет// Вопросы психологии, 1995 № 3.- С. 154−155.
  28. В.В. Проблема формирования личности в русской психологической мысли XIX- начала XX в.в.: Докт. дисс.- Л., 1987.
  29. В.В. Психологическая концепция М.М.Троицкого./ В сб. Диагностика и развитие педагогических способностей, — Н. Новгород, 1992.- С. 143 149.
  30. В.В. Очерки истории русской психологии. Ч. 1. Проблема формирования личности.-Н.Новгород, 1994.- 160 с.
  31. В.В. М.И.Владиславлев об отношении воли к ощущениям памяти и рефлексии // Ежегодник РПО.- М., 1996. Т. 2.- Вып. 1.- С. 222−224.
  32. В.В. Очерки истории русской психологии. Ч. 2. Русский волюнтаризм: М. И. Владиславлев.- Н.Новгород.- 1997.- 146 с.
  33. В.В. Очерки истории русской психологии. Ч. 3. Русский ассоциа-низм: М. М. Троицкий.- Н. Новгород, 1999.- 146 с.
  34. В.В. В.С.Соловьёв о духовности человека // Гуманизм и духовность в образовании.- Н. Новгород, 1999.
  35. И.В. Профессор философии./ В сб. Аксиомы философии.- М.: РОС-ПЭН, 1996.-560 с.
  36. А.В. Мышление и прогнозирование.- М.: Мысль, 1979.- 230 с.
  37. А.В. Проблема человека в психологической науке // Психологический журнал, 1991.- Т. 12.-№ 6,-С. 3−15- 1992,-Т.- 13.-№ 6.-С. 3−12.
  38. А.В. Проблема субъекта деятельности в психологической науке // Психологический журнал, 1993.- Т.- 14.- № 6.- С. 3−15.
  39. А.В. Зона ближайшего развития и проблема субъекта деятельности // Психологический журнал, 1994.- Т.- 15.- № 3.- С. 17−27.
  40. А.В. Проблемы психологии субъекта.- М., 1994.- 109 с. 51 .Брушлинский А. В. О субъекте психологии.- М., 1995.
  41. А.В. Андеграунд диамата проблема субъекта в психологической науке.- М.: Акадаемический проект, 2000, — С. 7−13.
  42. Н.В. Математика и научно-философское миросозерцание // Вопросы философии и психологии, 1898, кн. 45.- С. 697−717.
  43. Е.А. Борьба материализма и идеализма в русской психологической науке. Вторая половина XIX- начало XX в.в.- М.: АН СССР, I960.- 348 с.
  44. Е.А. Философские проблемы в советской психологии.- М., 1972.
  45. Е.А. Социально-психологические проблемы в русской науке.- М., 1983.- 232 с.
  46. Е.А. Полемика о психологическом эксперименте на Всероссийских съездах по пед. Психологии // История развития и становления экспериментально-психологических исследований в России.- М., 1990.
  47. С. От материализма к идеализму./ В сб. статей.- Пг., 1903.- С.35−52.
  48. Бэн А. Душа и тела (1873- рус. пер.: СПб, 1881.- С. 22−23).
  49. Ф. Сочинения в 2-х т.- М., 1971.
  50. А.И. Спор о душе.- Анализ взглядов проф. Л. М. Лопатина и Вл. Соловьёва // Московские ведомости, 1900 № 63 (4 марта).
  51. А.И. Спор о свободе воли перед судом критической мысли // Философские очерки.- СПб, 1901.-Вып. 1.- С. 101−102.
  52. Р. Этапы творческого мышления./ Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова: МГУ, 1981.-С. 255−257.
  53. В. Очерки пехологии.- М., 1912.
  54. О.Г., Фейгенберг И. М. Николай Александрович Бернштейн / Н. А. Бернштейн. Физиология движений и активности.- М., 1990.
  55. Ф. Наследственность таланта .- СПб, 1875.
  56. П. Сочинения в 2-х т. Т. 2. / Под общ. Ред. Е. П. Ситковского, — М., 1968.- 836 с.
  57. Г. Взаимодействие сил природы.- М., 1899.
  58. И.Ф. Учебник психологии.- СПб, 1895.
  59. Н.Я. К вопросу о свободе воли // Одесский листок, 1884, кн. 89.
  60. Н.Я. Ещё о свободе воли // Русское богатство.- СПб, 1884 № 3.
  61. Н.Я. Критика понятия воли в связи с понятием причинности // Труды Московского психологического общества, 1889.- Вып. 3.
  62. Н.Я. (рец. на кн.): Л.Лопатин. Положительные задачи философии. Ч. 2. Закон причинной связи, как основа умозрительного знания действительности.- М., 1891 // Вопросы философии и психологии, 1890, кн. 10.- С. 5766.
  63. Н.Я. Жизненные задачи психологии // Вопросы философии и психологии, 1890, кн. 4,-С. 143−194.
  64. Н.Я. Основания экспериментальной психологии // Вопросы философии и психологии, 1895, кн. 30.- С. 568−618.
  65. В.В. Нерешённые проблемы теории деятельности // Психологический журнал. 1992.- Т. 13.- № 2.- С. 3−13.
  66. Р. Избранные произведения.- М.: Госполитиздат, 1950а, 19 506.- 710 с.
  67. У. Психология.- СПб, 1902.
  68. Н.А. К вопросу о свободе воли // Вопросы философии и психологии, 1890, кн. 2.-С. 73- 106.
  69. Идеалистическая диалектика в XX столетии: критика мировоззренческих основ немарксистской диалектики / Под ред. Ю. Н. Давыдова и М. Б. Митина и др.- М.: Политиздат, 1987.- 333 с.
  70. Из истории развития русской психологии / Под ред. М. В. Соколова.- М.: АПН РСФСР, 1961.- С. 60−140.
  71. Изучение традиций и научных школ в истории советской психологии / Под ред. А. Н. Ждан.- М., 1988.
  72. Исследования мышления в советской психологии / Под ред. Е. В. Шороховой.- М., 1966.
  73. История философии в СССР.- Т. 4.- М., 1971.
  74. И. Сочинения в шести томах.- М.: Мысль, 1961−1966.
  75. А.В., Пономарёва В. В. Психология рефлексивных механизмов управления / Ин-т психологии РАН. Москва, Ярославль, 2ООО.- 284 с.
  76. А.В. Общая психология субъективного выбора: структура, процесс, генезис / Ин-т психологии РАН, Яросл. Гос. ун-т. Ярославль, 2000.- 328 с.
  77. Ю.Климов К. А., Носкова О. Г. О психологии труда в России XVIII века// Вестник МГУ. Серия 14. Психология, 1994.- № 1.- С 43−51.
  78. В. Физические структуры в покое и стационарном состоянии, 1920.
  79. А.А. // Своё слово.- Вып. 4.- С. 13−167, см. также ibid, — Вып. 5.- С. 141−146.
  80. В.А. Идеологические и научные дискуссии в истории советской психологии.- М., 1995.
  81. Н.Колубовский Я. Л. М. Лопатин // Энциклопедический словарь А. Ф. Брокгауза, И. А. Ефрона.- Т. 35 (XXXV).- СПб, 1901.- С. 3.
  82. И.М. Лев Михайлович Лопатин. Психолог сверхчувственных миров/ В сб. Выдающиеся психологи Москвы.- М.: Психологический институт РАО, 1997.-С. 65−77.
  83. Н.П. За пятьдесят лет // Вопросы философии.- 1993.- № 11.- С. 115−123.
  84. П.Корсаков С. С. По вопросу о свободе воли // Труды Московского психологического общества, 1889.- Вып. 3.- С. 227−238.
  85. К. Самонаблюдение и метод психологии // Проблемы современной психологии.- М., Л., 1926.
  86. С.В. Самонаблюдение.- М., 1924 (Пг. 1922).
  87. Краткий исторический очерк деятельности Московского психологического общества за 25 лет. Н. Виноградов // Вопросы философии и психологии, 1910, кн. З.-С. 25.
  88. О. Современная психология мышления./ В сб. Новые идеи в философии.- Вып. 16.- СПб, 1914.
  89. H.H. Элементы воли // Вопросы философии и психологии, 1890, кн. 4.- С. 1−25.
  90. Н.Н. Теория волевого внимания // Психологические исследования.-Одесса, 1893, — 296 с.
  91. Н.Н. Психология.- М., 1914.-312 с.
  92. С.А. Очерки по истории русской философии.- М., 1996.- С. 236.
  93. Г. Сочинения в 3-х т.- М.- Т. 1, 1982- Т. 2, 1983.
  94. В.И. Материализм и эмпириокритицизм: Критич. заметки об одной реакционной философии.- М.: Политиздат, 1984.- 384 с.
  95. Д.А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности // Психологический журнал.- 2000.- Т.- 21.- № 1.- С. 15−25.
  96. А.Н. Очерк развития психики.- М., 1947.
  97. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.- М., 1975.
  98. Дж. Опыт о человеческом разуме. Избр. Филос. Произведения.- М., 1960.
  99. .Ф. Метологические и теоретические проблемы психологии.- М.: Наука, 1984.- 444 с.
  100. Л.М. Опытное знание и философия // Русская мысль, 1881 № 5- № 8.
  101. Л.М. Вера и знание // Русская мысль, 1883 № 9.
  102. Л.М. История древней философии. Лекции, читанные на Высших курсах в 1884—1885 гг. г.-М., 1885.- 200 с.
  103. Л.М. Положительные задачи философии // Православное обозрение, 1885 № 5−10- 12- 1886 № 1.
  104. Л.М. Положительные задачи философии. Ч. 1. Область умозрительных вопросов.- М., 1886.
  105. Л.М. Положительные задачи философии. Ч. 1. Область умозрительных вопросов.- М., 2-ое изд. 1911.
  106. Л.М. Нравственное учение Шопенгауэра // Труды Московского психологического общества.- М., 1888.-Вып. 1.
  107. Л.М. Вопрос о свободе воли // Труды Московского психологического общества.- М., 1889.- Вып. 3.
  108. Л.М. Положение этической задачи в современной философии и психологии // Вопросы философии и психологии, 1890, кн. 2.- С. 61−72.
  109. Л.М. Критика эмпирических начал нравственности // Вопросы философии и психологии, 1890, кн. 3, — с. 64−104.143 .Лопатин Л. М. Нравственное учение Канта // Влпросы философии и психологии, 1890, кн. 4.- С. 65−82.
  110. Л.М. Теоретические основы сознательной нравственной жизни // Вопросы философии и психологии, 1890, кн. 5.- С. 34−83.
  111. Л.М. Сергей Андреевич Юрьев как мыслитель. Сборник в память С. А. Юрьева, изданный друзьями покойного.- М., 1891.
  112. Л.М. Положительные задачи философии. Ч. 2. Закон причинной связи как основа умозрительного знания действительности.- М., 1891.
  113. Л.М. К вопросу о математических истинах (ответ Н.А. Иванцову) // Вопросы философии и психологии, 1892, кн. 14.- С. 55−70.
  114. Л.М. Больная искренность // Вопросы философии и психологии, 1893, кн. 16.-С. 109−114.
  115. Л.М. Понятие об индукции. Ответ Н. А. Иванцову // Вопросы философии и психологии, 1893, кн. 16.- С. 15−27.
  116. Л.М. Вопрос о миросозерцании блаженного Августина // Вопросы философии и психологии, 1893, кн. 18.- С. 26−40.151 .Лопатин Л. М. Подвижные ассоциации представлений // Вопросы философии и психологии, 1893, кн. 19.- С. 1−35.
  117. Л.М. Новый психофизиологический закон г. Введенского // Вопросы философии и психологии, 1893, кн. 19.- с. 60−81.
  118. Л.М. Параллелистическая теория душевной жизни // Вопросы философии и психологии, 1895, кн. 28.- С. 358−389.
  119. Л.М. Явление и сущность в жизни сознания // Вопросы философии и психологии, 1895, кн. 30.- с. 619−652.
  120. Л.М. История древней философии. Лекции, читанные в Императорском Московском университете в 1895−96 г. г.- М., 1896.- 350 с.
  121. Л.М. Понятие о душе по данным внутреннего опыта // Вопросы философии и психологии, 1896, кн. 32.- с. 264−298.
  122. Л.М. Декарт как основатель нового философского и научного мировоззрения // Вопросы философии и психологии, 1896, кн. 34.- с. 609−642.
  123. Л.М. Спиритуализм как психологическая гипотеза // Вопросы философии и психологии, 1897, кн. 38.- с. 486−534.
  124. Л.М. История древней философии. Лекции, читанные в Императорском Московском университете в 1897−98 г. г, — М., 1898.- 422 с.
  125. Л.М. Н.Я.Грот (некролог) // Вопросы философии и психологии, 1898, кн. 48.-C.IX-XX.
  126. Л.М. Вопрос о реальном единстве сознания // Вопросы философии и психологии, 1899, кн. 49.- С. 600−623- кн. 50.- С. 861−880.
  127. Л.М. Василий Петрович Преображенский //Вопросы философии и психологии, 1900, кн. 52.- с. VII-IX.163 .Лопатин Л. М. Николай Яковлевич Грот.- М., 1900.
  128. Л.М. История древней философии. Лекции, читанные в Императорском университете в 1900—1901 гг. г.- М., (1901).- 407 с.
  129. Л.М. Вопрос о бессознательной душевной жизни // Вопросы философии и психологии, 1900, кн. 54.- С. 741−754.
  130. Л.М. Философское миросозерцание Вл. Соловьёва // Вопросы философии и психологии, 1901, кн. 56.- С. 45−91.
  131. Л.М. Памяти А.А.Токарского // Вопросы философии и психологии, 1901, кн. 59.-С. XII-XVII.
  132. Л.М. Личность и миросозерцание С.С.Корсакова // Вопросы философии и психологии, 1901, кн. 60.- С. XXXIX-XLIX.
  133. Л.М. Психология. Лекции ординарного профессора Л. М. Лопатина. 1901−1902 ак. Год.- М., 1902, — 349 с. i
  134. Л.М. Курс психологии. Лекции, читанные на историко- j филологическом факультете Императорского Московского университета и на | Высших женских курсах в 1903—1904 ак. г.- М., 1903.- 203 с. jI
  135. Л.М. Философское мировоззрение Н.В.Бугаева // Вопросы философии и психологии, 1904, кн. 72.- С. 172−195. |
  136. Л.М. Учение Канта о познании // Вопросы философии и психологии, 1905, кн. 76.-С. 1−18.
  137. Л. М. Памяти кн. С.Н.Трубецкого // Вопросы философии и психологии, 1905, кн. 79.-С. I-V.
  138. Л.М. Аксиомы философии // Вопросы философии и психологии, 1905, кн. 80.-С. 335−352. |
  139. Л.М. Князь С.Н.Трубецкой и его общее философское миросозерцание // Вопросы философии и психологии, 1906, кн. 81.- С. 29−129. |I
  140. Л.М. Типические системы философии // Вопросы философии и психологии, 1906, кн. 83.- С. 262−293. jI
  141. Л.М. (рец. на кн.:) Виноградов Н. Д. Философия Давида Юма. Ч. 1. Теоретическая философия Д.Юма.- М., 1906 // Вопросы философии и психо- ! логии, 1906, кн. 83.- С. 251−260. 1
  142. Л.М. Князь С.Н.Трубецкой и его общее философское миросозерцание.-М., 1906.181 .Лопатин Л. М. Князь Сергей Николаевич Трубецкой.- М., 1906.
  143. Л.М. Новая теория познания (по поводу кн. Н. О. Лосского «Обоснование интуитивизма».- СПб, 1906) // Вопросы философии и психологии, 1907, кн. 86.- с. 185−205.
  144. Л.М. Физик-идеалист (памяти Н.И.Шишкина) // Вопросыфилософии и психологии, 1907, кн. 89.- С. 309−323.
  145. Л.М. (рец. на кн.) Гуляев А. Д. Эстетическое учение в «Мыслях» Паскаля // Вопросы философии и психологии, 1907, кн. 89.- С. 551−554.
  146. Л.М. Философские взгляды Н.Я.Цингера // Вопросы философии и психологии, 1908, кн. 93.- С. 219−227.
  147. Л.М. Личность и взгляды Л.И.Поливанова (к 10-ю его кончины).-М., 1909.
  148. Л.М. Настоящее и будущее философии // Вопросы философии и психологии, 1910, кн. 103.- С. 263−305.
  149. Л. М. Памяти Вл. Соловьёва // Вопросы философии и психологии, 1910, кн. 105.- С. 625−636.
  150. Л.М. Настоящее и будущее философии.- М., 1910.
  151. Л.М. Ответная речь // Вопросы философии и психологии, 1912, кн. 111.-С. 185−187.
  152. Л.М. Философские характеристики и речи.- М.: Путь, 1911.- 393 с.
  153. Л.М. Монизм и плюрализм // Вопросы философии и психологии, 1913, кн. 116.-С. 68−92.
  154. Л.М. Вл. Соловьёв и кн. Е. Н. Трубецкой // Вопросы философии и психологии, 1913, кн. 119 с. 339−374- кн. 120.- С. 375−419.
  155. Л.М. Общее миросозерцание Фихте // Вопросы философии и психологии, 1914, кн. 122.-С. 120−142.
  156. Л.М. По поводу новой книги С.А. Алексеева (Аскольдова) «Мысль и действительность» // Вопросы философии и психологии, 1914, кн. 125.- С. 519−551.
  157. Л.М. Лекции по истории новой философии. Ч. 1.(до Канта).- М., 1914.- 258 с.
  158. Л.М. Лекции по истории новой философии.- Вып. 1. Кант и ближайшие последователи, — М., 1915 (переизд.: Прага-Берлин, 1923).- 98с.
  159. Л.М. Современное значение философских идей кн. С. Н. Трубецкого // Вопросы философии и психологии, 1916, кн. 131.- С. 1−39.
  160. Л.М. Неотложные задачи современной мысли // Вопросы философии и психологии, 1917, кн. 136.- С. 1−80.
  161. Л.М. Странное завершение забытого спора // Вопросы философии и психологии, 1917, кн. 137−138.- С. 174−177.
  162. Л.М. Аксиомы философии.- М., 1996.- 560 с.
  163. Л.М. Философсике характеристики и речи.- М., 1995.
  164. А.Ф. Владимир Соловьёв и его время.- М.: Прогресс, 1990.- 720 с.
  165. А.Ф. Страсть к диалектике.- М.: Сов. Писатель, 1990.- 318 с.
  166. А.Ф. Русская философия.- Берлин, 1922.
  167. Н.О. Основные учения психологии с точки зрения волюнтаризма.-СПб, 1903.
  168. Н.О. Русская философия в XX веке // Записки Русского Научного Института в Белграде.- Вып. 3, 1931.2Ю.Лосский Н. О. История русской философии.- М.: Высшая школа, 1991.- 559 с.
  169. Г. Основания психологии.- СПб, 1884.
  170. Г. Микрокозм. Мысли о естественной и бытовой истории человечества. Опыт антропологии. Ч. 1−3 (1856−1864- рус. пер. Е. Ф. Корша: М., 1886.- Ч. 1−2- 1867.- Ч. 3.).
  171. Н.А. Критика религиозно-идеалистической философии JI.M. Лопатина: Канд. дисс.- Минск, 1977.
  172. М.К. Картезианские размышления, — М., 1993.
  173. Т.Д. Национальное самосознание и его отражение в Российской психологической науке (середина XIX- начало XX в.в.).- М., 1994.
  174. Т.Д. Развитие психологической мысли в России в 60 годы XIX века.- Магнитогорск, 1994.
  175. Материалисты древней Греции, Под ред. М. А. Дынника.- М., 1955.
  176. Н.А. 50 лет советской психологии // Вопросы психологии, 1967.-№ 5,-С. 71−88.
  177. Методологические и теоретические проблемы психологии/ Под ред. Е. В. Шороховой, — М.: Наука, 1969.- 376 с.
  178. Н.А. Против течения. Жизнь и творчество Л. М. Лопатина // Вестник МГУ. Серия 7. Философия.- 1992.- № 4.- С. 35−43.
  179. М.К. Мои воспоминания// Наше наследие, 1991 № 6.- С. 103−104.
  180. Мышление: процесс, деятельность, общение/ Под ред А. В. Брушлинского.-М., 1982.
  181. На переломе. Философские дискуссии в 20- х г. г. Философия и мировоззрение.- М.: Политиздат, 1990.
  182. А.А. К истории возникновения и первоначального развития детской и педагогической психологии// Вопросы психологии, 1976.- № 1.- С. 143−155.
  183. А.А. Некоторые аспекты научного творчества М.М.Рубинштейна//Вопросы психологии, 1978.-№ 5.-С. 137−145.
  184. А.А. Задачи разработки истории детской и педагогической психологии // Вопросы психологи, 1984.- № 4.- С. 134−140.
  185. А.А. Задачи разработки истории психологии в России // Вопросы психологии.- 1989.- № 6.- С. 14−22.
  186. А.А. Психолого-педагогические взгляды Г.И. Челпанова // Вопросы психологии.- 1994.- № 1.- С. 32−38.
  187. А.А. Возрастная и педагогическая психология в дореволюционной России, — Дубна, 1995.- 330 с.
  188. Новейший философский словарь / Сост. А. А. Грицанов.- Мн.: Изд. В. М. Скакун, 1998, — 896 с.
  189. П.И. Праздник русской философии // Русская мысль, 1912 № 2.
  190. П.И. Приветствие от авторов статей «Философского сборника» //Вопросы философии и психологии, 1912, кн. 111.- С. 183−185.
  191. О.Г. Психологические знания о труде и трудящихся в России конца XIX начала XX в.в.: канд. дисс.- М., 1986.
  192. А.И. Лев Михайлович Лопатин.- Пг., 1922.
  193. ОР РГБ. Фонд В. И. Герье. Папка 47. Ед. хр. 104. Лл. 1−2.
  194. ОР РГБ. Ф. 171. К. 1. Ед. хр. 39. Лл. 1−2.
  195. ОР РГБ. Ф. 326 (Челпанов). К. 37. Ед. хр. 12 Л. 10. об.
  196. Очерки истории отечественной психологии конца XIX- начала XX столетия / Под ред. Г. С. Костюка.- Киев: Рад. Школа, 1959.
  197. Очерки истории русской психологии/ Под ред. М. В. Соколова.- М.: МГУ, 1957.
  198. А.В., Ярошевский М. Г. История и теория психологии.- Т. 1−2.-Ростов-на-Дону, 1996.
  199. В.А. Личность в психологии.- Ростов-на- Дону, 1996−512 с.
  200. А.В. Феномен субъектности в развитии личности.- Самара, 1997.- 102 с.
  201. М. Единство физической картины мира.- М., 1966.
  202. Полемика. Что такое объективная психология // Вопросы философии и психологии, 1909, кн. 99, — С. 688−703.
  203. Я.А. Методологическое введение в психологию.- М.: Наука, ф 1983.-205 С.
  204. Я.А. Психология творчества.- М.: Наука, 1978.- 303 с.
  205. Я.А. Психика и интуиция,-М.: Политиздат, 1967.- 256 с.
  206. Попов П.(С.) Л. М. Лопатин // Голос минувшего.- М., 1920−1921, год изд. IX, с. 164.
  207. И., Стенгер И. Порядок из хаоса,— М.: Прогресс, 1986.
  208. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и практики. К.А. Абульханова-Славская, Л. И. Анцыферова, А. В. Брушлинский и др.-М.: РАН, 1997.- 574 с.
  209. Э.Г. Голоса из невидимых стран // Дела и дни. Исторический журнал.- СПб, 1920, кн. 1.-С. 191. ш
  210. РГАЛИ. Ф. 4277 On. 1. Ед. хр. 2733. Л. 2−3.
  211. РГАЛИ. Ф. 123. On. 1. Ед. хр. 120. Лл. 1−6. Об.
  212. РГАЛИ. Ф. 123. On. 1. Ед. хр. 120. Лл. 11, 11 об. 12.
  213. Т. Современная германская психология (опытная школа).- СПб, 1895.274 с.
  214. Т. Эволюция общих идей.- СПб, 1898.- 220 с.
  215. А. Значение и судьбы новейшего идеализма в России // Вопросы философии и психологии, 1903, кн. 67.
  216. М.М. Очерк конкретного спиритуализма Л.М. Лопатина // Логос, 1911−1912, кн. 2иЗ.
  217. С.Л. Основы общей психологии. В 2-х т.- М., 1946.
  218. С.Л. Бытие и сознание.- М., 1957.
  219. С.Л. Проблемы общей психологии- М., 1959.
  220. С.JI. Принципы и пути развития психологии.- М.: АН СССР, 1959.- 356 с.
  221. С.Л. Проблемы психического в трудах К. Маркса// Вопросы психологии, 1983, — № 2.- С. 8−24.
  222. С.Л. Принцип творческой самодеятельности // Вопросы психологии, 1984.- № 4.
  223. В.М. Гносеологическая идея русского персонализма (панпсихизм А. А. Козлова и спиритуализм Л.М. Лопатина) // Историко-философские исследования.- Вып. 3.- Свердловск, 1976.
  224. В.В. Русская религиозная метафизика (20 век): Курс лекций.- М., 1996.
  225. И.М. Рефлексы головного мозга. Кому и как разрабатывать психологию. Первая лекция в Московском университете// Физиология нервной системы.- Вып. 1 / Под ред. К. М. Быкова.- М., 1952.- Т.1.
  226. Г. С. Сочинения: В 2-х т.- М., 1973.
  227. А.А. Развитие и состояние психологической науки в СССР.- М., 1975.- 350 с.
  228. С.Д. Общепсихологическая теория деятельности: перспективы и ограничения //Вопросы психологии, 1993.- № 4.
  229. Современная психология: справочное пособие / Под ред. В. Н. Дружинина, 1. М.: ИНФРА, 1999.- 688 с.
  230. Вл. Свобода воли и причинность// Мысль и слово 2 (1), 1918−1921.
  231. Вл. Письма. Т.4.- Пг., 1923.
  232. . Этика.- М., 1936.
  233. Е.И. Опыт комплексного изучения человека в ленинградскойшколе психологов //Психологичексий журнал, 1994.- Т. 15.- № 5.- С. 13−21.
  234. Г. В. Опыт построения теории умственных процессов, опередивший время //Психологический журнал, 1994.- Т. 15.- № 5.- С. 92−101.
  235. Тенденции развития психологической науки / Под ред. Ломова Б.Ф.- М.: Наука, 1989.- 270 с.
  236. O.K. Понятия и принципы психологии.- М., 1992.
  237. O.K. Психология мышления.- М., 1984.
  238. А.А. Понятие воли и свободы воли // Труды Московского психологического общества, 1893.
  239. А.А. Сознание и воля // Вопросы философии и психологии, 1894, кн. 24.-С. 491−509.
  240. М.М. Наука о духе. Общие свойства и законы человеческого духа.-М., 1882.- Т. 1−2.
  241. Е.Н. К вопросу о мировоззрении B.C. Соловьёва (по поводу ст. Л.М. Лопатина) // Вопросы философии и психологии, 1913, кн. 120.- С. 439−457.
  242. Е.Н. Вл. Соловьёв и Л. М. Лопатин // Вопросы философии и психологии, 1914, кн. 124.- С. 527−579.
  243. Е.Н. Воспоминания.- София, 1921.- С. 179−191, гл. 4.
  244. С.Н. Психологический детерминизм и нравственная свобода // Вопросы философии и психологии, 1894, кн. 25.- С. 494−521.
  245. Философский сборник Льву Михайловичу Лопатину к 30-ю научно-педагогической деятельности от Московского Психологического общества. 1881−1911.- М., 1912.
  246. Л.В. Критический анализ гносеологии русского персонализма (А.А. Козлов и Л.М. Лопатин): канд. дисс.- М., 1983.
  247. С.Л. Памяти Лопатина // Путь, 1930 № 24.
  248. Г. В. (рец. на кн.:) Огнев А. И. Лев Михайлович Лопатин // Русская мысль, 1923, кн. 3−5.
  249. Г. В. На гроб Л.М. Лопатина // Русская мысль, кн. 3−4, София, 1921.
  250. В. Избранное.- М., 1991.- С. 374−383.
  251. В.М. К вопросу о свободе воли // Вопросы философии и психологии, 1909, кн. 96.
  252. ЦГАЛИ. Ф. 123. On. 1. Ед. хр. 122. Л. 16. Об.
  253. ЦГИАМ. Ф. 2202. Оп. 2. Ед. хр. 22. Лл. 1−2 об.
  254. ЦГИАМ. Ф. 2202. (М.С. Корелин). Оп. 4. Ед. хр. 1. Лл. 1−14 об.
  255. Г. И. По поводу статей Ланге Н.Н. // Вопросы философии и психологии, 1891, кн. 7.- С. 92−98.
  256. Г. И. О свободе воли // Мир божий, 1897, кн. 12.
  257. Г. И. Задачи современной психологии // Труды второго всероссийского съезда по педагогической психологии.- СПб, 1900.- С. 56−68.
  258. ЗОО.Челпанов Г. И. Мозг и душа.- М., 1912.
  259. Г. И. Задачи современной психологии // Вопросы философии и психологии, 1909, кн. 99.- С. 255−308.
  260. А. Новый курс психологии профессора Московского университета Л.М. Лопатина // Вера и разум, 1905 № 5.
  261. Н.Г. Собр. соч. в 5-ти т.- М., 1974.
  262. Чудновский К проблеме соотношения «внешнего» и «внутреннего» в психологической теории деятельности // Психологический журнал, 1993.- № 5.
  263. И.П. Критика идей интуитивизма в России.- М., Л., 1963.
  264. Ф. Соч. в 2-х т.- М., 1977.
  265. Н.И. О психофизиологических явлениях с точки зрения механической теории//Вопросы философии и психологии, 1889, кн. 1.- С. 127−146- 1890, кн. 2.- С. 129−158.
  266. Н.И. Дополнительные соображения к статье Н.И. Шишкина «О психофизиологических явлениях с точки зрения механической теории» // Вопросы философии и психологии, 1890, кн. 4.- С. 147−156.
  267. Н.И. О детерминизме в связи с математической психологией // Вопросы философии и психологии, 1891, кн. 8.- С. 110−128.
  268. В.Д. Введение в психологию развития (в традициях культурно-исторической теории JI.C. Выготского).- М.: Тривола.- 168 с.
  269. П.О. Успехи психологии в России.- Пг., 1923.
  270. . (рец. на кн.:) «Положительные задачи философии» 2-ое изд.-Пг., 1911−1912, кн. 2.- С. 288−289.
  271. . Очерки истории русской философии.- Берлин, 1922.
  272. . О положении и задачах философии в России // Северные записки, 1915 № 1.-С. 218.•
  273. М.Г. История психологии. От античности до середины XX века. 2-ое изд.- М., 1997.- С. 329−331.
  274. Ach N. Ueber die Willensthatigkeit und das Denken, 1905.
  275. A., Simon Th. «Methodes nouvelles pourle diagnostic du niveau intellectuel des anormaux», Annee Psychologique, 1905.
  276. Boring E. A. Histori of txperimental Psychology. N. Y., 1929.
  277. Brentano Fs. Psychologi vom empirishen standpunkte. В. I. Lpz. 1874.
  278. Brown T. The lectuars on the Philosophi jf the human Mind. London, 1860, Lect. • 323. Bruner J. Acts of meaming. Camb. (Mass).- L., 1990.
  279. Farr R., Moscovici S .(Eds.) Social representations. Cambride, 1984.
  280. Klopf A.H. The hedonistic neuron: A theory of memori learning and intelligence. Washington: Hemisphere publ. Co., 1982.
  281. A.- «Arch. Fur die ges Psych.», VIII.
  282. Oeuvres de Main de Biran. Vol. XI. Paris .1939.
  283. Suchmanl Plans and situated actions, Cambridge, 1987.
  284. Woodworth R. Dinamic phychology. N. Y., 1918.
  285. Woodworth R. Experiement Phychology (with H. Schbsberg), N. Y., 1955.
Заполнить форму текущей работой