Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Личностные факторы психической готовности спортсмена к достижению высокого соревновательного результата: (На примере тяжелой атлетики)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основными показателями психической готовности, непосредственно коррелирующими со спортивным результатом, являются характеристики перспективного и этапного целеполагания, выявленные в спортивной деятельности и в лабораторных условиях (методика MP-I О.В.Дашкевича). К ним относятся: близость достижения перспективных целей «чемпион Мира, Европы, СССР, республики» (соответственно менее чем за 3,5… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ПСИХИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 1. 1. Проблема готовности в общей и прикладной психологии
    • 1. 2. Проблема готовности в психологии спорта
    • 1. 3. Психологическая характеристика тяжелоатлетического спорта
    • 1. 4. Постановка проблемы исследования. Гипотеза, задачи, методй и организация исследования
  • ГЛАВА II. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ТЯЖЕЛОАТЛЕТОВ
    • 2. 1. Показатели психической готовности высококвалифицированных тяжелоатлетов. выявляемые в условиях спортивной деятельности
    • 2. 2. Показатели психической готовности высококвалифицированных тяжелоатлетов, выявляемые в условиях лабораторного эксперимента моделирующего соревновательную деятельность
    • 2. 3. Показатели психической готовности тяжелоатлетов высокой квалификации по данным стандартизированных самоотчетов о соревновательной деятельности (анкетные методики В.Э.Миль-мана)
    • 2. 4. Показатели психической готовности тяжелоатлетов высокой квалификации по данным стандартизированных самоотчетов об особенностях устойчивых форм поведения
    • 2. 5. Факторная структура психической готовности высококвалифицированных тяжелоатлетов
    • 2. 6. Тенденции формирования психической готовности тяжелоатлетов по данным сравнительной оценки результатов факторного анализа спортсменов разного уровня мастерства
    • 2. 7. Обобщение результатов исследования
  • ВЫ ВОДЫ

Личностные факторы психической готовности спортсмена к достижению высокого соревновательного результата: (На примере тяжелой атлетики) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Работа посвящена исследованию психологических механизмов, обеспечивающих высокую продуктивность деятельности в экстремальных условиях. Изучалась психическая готовность тяжелоатлетов к успешному выступлению в ответственных соревнованиях. Выявлен комплекс психодиагностических критериев готовности, связанных с личностным уровнем психической регуляции деятельности, определены основные структурные компоненты готовности, характеризующие спортивную результативность, мотивацию, целеполагание, активность исполнительных операций, а также качества спортивного характера и свойства личности спортсмена, проявляющего готовность к достижению высокоэффективных и надежных результатов в спортивной деятельности тяжелоатлета. Даны практические рекомендации по формированию психической готовности.

Актуальность темы

исследований, как и проблема психической готовности к деятельности в целом, определяется прежде всего ее связью с решением задач физической культуры и спорта, сформулированных в решениях ХХУ1 съезда КПСС и в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем подъеме массовости физической культуры и спорта» от II сентября 1981 г. (1,2). В этих партийных документах отмечается необходимость улучшения работы по формированию личности советского спортсмена. Особое внимание уделяется тем чертам личности, волевым и физическим качествам человека, которые, формируясь в спортивной деятельности и определяя готовность к ней, существенно влияют также и на готовность к труду и обороне Родины. Подчеркивается важность расширения фронта научных исследований в этом направлении, особенно в области видов спорта, имеющих прикладное значение. Изучение личностных факторов готовности спортсмена-тяжелоатлета отвечает этим актуальным задачам, имеющим общественную значимость.

Тема актуальна и в общепсихологическом плане. Исследования готовности спортсменов в конкретном виде спорта позволяют углубить познание механизмов психической регуляции деятельности в экстремальных условиях, уточнить структуру этих механизмов, разработать методы их исследования.

Актуальность темы

с точки зрения повышения эффективности решения собственно спортивных задач также несомненна. Хорошо известно, что проблема готовности в спорте является одной из центральных проблем спортивной науки, в том числе и психологии спорта. Она максимально приближена к познанию закономерностей роста спортивных достижений, повышения мастерства, формирования личности советского спортсмена.

Методологической основой исследования были принципы диалектического материализма, марксистско-ленинское учение об общественно-исторической природе личности, ее формировании в деятельности, реализующей общественные отношения, психологическая теория деятельности, разработанная в трудах советских ученых, ее психолого-педагогические аспекты (6,36,44,115,116,117,174,175, 176,197,198 и др.).

При выборе средств исследования приоритет отдавался объективно-психологическим методам, экспериментальным процедурам. Наряду с изучением естественной формы спортивной деятельности, использовались методики лабораторного эксперимента, моделирующего экстремальные условия спортивной деятельности. Первичные данные, полученные с помощью стандартизированных личностных опросников (анкеты Кэтелла и В.Э.Мильмана) обобщались с позиций психологической теории деятельности. Ортодоксальная трактовка личности с помощью «личностных факторов», предлагаемая зарубежными авторами (Кэтелл), не применялась.

В работе использовались следующие методы исследования, (классификация дается по Б.Г.Ананьеву), (5): из группы организационных методов — сравнительный методиз группы эмпирических способов исследования — наблюдение, интервьюирование, естественный и лабораторный эксперимент, психодиагностические стандартизированные личностные тестыиз группы математикостатистических методов обработки данных — корреляционный и факторный анализ, сравнение достоверности различий средних величиниз группы интерпретационных методов — гинетический и структурный анализ.

На защиту выносятся следующие основные положения, являющиеся итогом исследований, изложенных в диссертации.

1. Психическая готовность спортсмена-тяжелоатлета — целостное психическое новообразование, имеющее многоуровневую структуру и формирующееся в процессе спортивной деятельности. Развитие психической готовности охватывает все этапы становления спортивного мастерства и завершается на этапе развитой формы спортивной деятельности (спортсмены высшей квалификации).

2. В структуру психологической готовности входят компоненты, характеризующие спортивную результативность, перспективное и этапное целеполагание, уверенность в успехе, показатели мобилизации исполнительных функций, субъективно-психологические характеристики личностных качеств, способностей к саморегуляции психических состояний в экстремальных условиях спортивной деятельности, психологические показатели технико-тактического мастерства. Интегральной характеристикой высокой психической готова ности является спортивно-деловая коллективистическая мотивация, адекватная самооценка, эффективная и надежная результативность спортивной деятельности тяжелоатлета.

3. Выявленные в исследовании показатели психической готовности и методы ее исследования, валидность которых для изучения психической готовности тяжелоатлета была проверена в нашей работе, могут быть использованы в качестве критериев (модельных характеристик) психической готовности и методов ее определения. Изучение компонентной структуры психической готовности позволяет осуществить комплексацию психолого-педагогических средств ее формирования и методов контроля за уровнем развития психической готовности.

Новизна результатов работы состоит в следующем.

Личностные факторы психической готовности тяжелоатлета до настоящего времени не изучались. Впервые выявлены личностные критерии психической готовности тяжелоатлета к достижению высоких результатов в ответственных соревнованиях, раскрыты их взаимосвязи в структуре психорегулирукхцего механизма готовности, разработаны модифицированные варианты интерпретации данных рада методик (анкета В.Э.Мильмана), проведена валвдизация некоторых методов психодиагностики готовности и даны практические рекомендации по ее формированию.

Работа вносит определенный вклад в общепсихологическую теорию. Ее результаты экспериментально подтверждают определяющую роль деловой коллективистической направленности личности спортсменов высокой квалификации для достижения ими эффективных и надежных результатов, важное значение в этом отношении адекватной самооценки, перспективного и этапного целеполагания.

В работе нашла реализацию критическая позиция в отношении зарубежных личностных тестов. В частности, показано, что данные стандартизированных личностных опросников (типа 16 PF, Р. Кэтелла) MOiyT служить лишь подсобным средством исследования личностных факторов готовности. Их действительное содержание раскрывается только при одновременном использовании объективно-психологических методов исследования и при общей теоретико-методологической ориентации исследования на принципы марксистской психологической теории деятельности и личности.

Практическая значимость результатов работы определяется, превде всего, выраженной прикладностью проблемы психической готовности. Поскольку последняя связана с производительностью деятельности, с уровнем достижений, эффективностью и надежностью результатов, выполненные в ее русле исследования всегда, в той или иной степени, затрагивают интересы практики.

Настоящее исследование в этом отношении не является исключением. Оно, во-первых, содержит научное обоснование для разработки системы средств формирования психической готовности в процессе психологической подготовки (см. практические рекомендации). Во-вторых, практическим важным итогом работы является подтверждение валадности комплекса средств психодиагностики и выявление показателей психической готовности спортсмена (психодиагностические критерии для оценки уровня готовности). В-третьих, выявление значимых для психической готовности особенностей направленности личности спортсмена, самооценки, эмоционально-волевых качеств позволяет определить психолого-педагогические ориентиры воспитательного процесса, направленного на формирование личности спортсмена.

Результаты работы внедрены в практику подготовки высококвалифицированных спортсменов (сборная команда Армянской ССР по тяжелой атлетике, 1979 — 1983 г. г.), в процесс подготовки и совершенствования тренерских кадров (учебный процесс в институте физической культуры — тренерская, педагогическая практика, курсы усовершенствования тренеров и педагогов, работа республиканского тренерского совета по тяжелой атлетике).

ШВА I.

ПРОБЛЕМА ПСИХИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

I.I. Проблема готовности в общей и прикладной психологии.

На современном этапе научно-технического прогресса существенно возрастает значение научного изучения и прикладного решения проблем подготовки человека к максимальной реализации своих возможностей в экстремальных условиях деятельности. При этом первостепенное значение приобретает проблема готовности, связанная с эффективным и надежным выполнением деятельности. Исследования личностных факторов лежащих в основе готовности и их формирования одна из важнейших задач данной проблемы.

Психическая готовность человека к деятельности начала изучаться сравнительно недавно. Однако, в различных прикладных областях психологии: психологии труда, спорта, инженерной, космической, военной, и педагогической психологии, изучающих психическую готовность, уже получены значительные результаты. Психическая готовность к тому или иному виду деятельности понимается как существенная характеристика целостной деятельности направленной на значительное повышение работоспособности, мобилизацию потенциальных возможностей организма и достижение эффективных и надежных результатов.

Психическая готовность к деятельности в экстремальных условиях рассматривается в психологии как форма психического состояния.

Готовность как психическое состояние рассматривалась Н. Д. Левитовым (ИЗ). Она понималась автором как «целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающий своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности» (ИЗ, с.20). Н. Д. Левитов подчеркивает, что психическое состояние связано с психическими процессами и с индивидуальными особенностями личности. Психические состояния рассматриваются как переходный этап формирования личности, в связи с чем выделяются состояния, имеющие тенденцию превращаться в черту характера и ситуативные психические состояния.

Н.Д.Левитов (113) разграничивает процессы и состояния, утверждая, что психические состояния — фон, на котором проходят психические процессы. Это положение разделяют В. Н. Мясищев (136) и А. Г. Ковалев (101). Они подчеркивают, что психические состояния образуют тот общий функциональный уровень, на фоне которого развиваются процессы.

Психические состояния весьма различны. Н. Д. Левитов (113) предлагает классифицировать психические состояния по ряду признаков: личностные и ситуативные, состояния глубокие и поверхностные, продолжительные и кратковременные, состояния более или менее осознанные.

Наряду с познавательными, эмоциональными и волевыми состояниями автор выделяет психические состояния человека, отражающие его готовность к практической деятельности.

Н.Д.Левитов различает длительную готовность, например, способного и образованного специалиста своей области и временное состояние готовности. Относя последнее к «предстартовым состояниям», он говорит о трех видах такой готовности: обычном, не выделяющимся в положительную или отрицательную сторону, повышенном и пониженном состоянии готовности к работе. Концепция.

Н.Д.Левитова не лишена недостатков. Критический анализ трактовки психических состояний, предложенный Н. Д. Левитовым, дан, в частности, в работе О. В. Дашкевича (66). Основной недостаток автор видит в том, что отсутствует четкое соотнесение психических состояний с ведущими компонентами деятельности: мотивами, целями, задачами, результатами.

В конкретных видах деятельности готовность обозначается различными понятиями: «бдительность», «профессиональная пригодность», «настроенность», «предстартовое состояние» и др.

Так, при исследовании работы в условиях монотонии выделяют состояния «бдительности», т. е. готовность к экстерному действию (142,169). Готовность к экстерному действию обеспечивает быстроту реализации необходимого трудового действия. Состояние бдительности оператора характеризуется постоянной направленностью его сознания на выполнение необходимых действий в случае возникновения аварийного сигнала. Направленность сознания выражается в напряжении, борьбе со снижающейся готовностью к действию, т. е. она предполагает определенные волевые усилия.

Отдельные авторы считают, что при разработке проблемы психической готовности в трудовой деятельности существенное значение имеют исследования по профессиографическому изучению различных профессий (45,185, и др.).

Проблема готовности к деятельности в экстремальных условиях связывается многими авторами с проблемой индивидуальных различий (48,119,120,133,195 и др.).

Большое число работ посвящено изучению состояния психической напряженности или стресса (45,46,47,113,138,146,192 и др.). В данном случае под готовностью понимается устойчивость (толерантность) к стрессу. И. Б. Зильберман (79) трактует это состояние (эмоциональную устойчивость) как интегративное свойство личности, «характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности, которое обеспечивает успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке» (там же, с.13).

Выделен ряд факторов, указывающих на эмоциональную устойчивость, проявляющуюся в различных сферах деятельности субъекта. Так Л. М. Аболин (3) выделяет два компонента эмоциональной устойчивости: психическую регуляцию деятельности и наличие положительных эмоциональных состояний. В. А. Плахтненко, А. Н. Блудов (157) к факторам психической устойчивости относят физиологические и сенсомоторные характеристики, а так же фактор срочной переработки информации.

Для понимания сущности психической готовности к деятельности важное значение имеют исследования Д. Н. Узнадзе и его последователей, посвященные проблеме установки (27,143,145, 160,197,198 и др.). Д. Н. Узнадзе (197) считает, что возникновению любого сознательного психического процесса всегда предшествует психическая «инстанция» на «досознательном» уровне, которая представляет собой готовность субъекта к активности. Это состояние именуется установкой. Установка понимается как своеобразная форма отражения, при которой происходит взаимоотношение и объединение потребности субъекта и внешней среды. Это — целостное состояние личности. Формирование различных установок (по Д.Н.Узнадзе) зависит от обстоятельств жизни: воспитания, впечатлений и переживаний, представляющих для человека существенное значение. В силу всего этого у кавдого субъекта выработаны свои особые «фиксированные установки», которые проявляются и становятся основой готовности к деятельности в соответствующих условиях и в определенном направлении.

Следует заметить, что не все авторы отоздествляют установку и готовность. Существует точка зрения, что эти образования совпадают только в некоторых случаях, «обычно же готовностьболее сложное структурное образование» (73).

В последние годы проблема установки и готовности активно разрабатывается А. Г. Асмоловым (9) и Ф. В. Бассиным (23). Ф. В. Бассин (23) рассматривает установку как механизм регуляции деятельности, который придает вес и значение поступающей информации, обладая способностью изменить динамику деятельности. Ейявляя влияние установки на продуктивность деятельности? Ф. В. Бассин говорит, что установка влияет на результат благодаря своему эмоциональному эффекту, возникающему на результативном этапе действия при совпадении или не совпадении результата с установкой. В данном случае установка может быть осознанной.

А.Г.Асмолов (9) понимает установку как механизм стабилизации деятельности. Исследуя место и функции установочных явлений в структуре деятельности, он предложил классифицировать установки с учетом уровня их функционирования в деятельности. В соответствии с основными структурными единицами деятельности были выделены четыре уровня установок: смысловые, целевые и оперативные установки, а также уровень психофизиологических механизмов — реализаторов деятельности. Смысловые установки, выражая личностный смысл деятельности, обеспечивают общую готовность к деятельности, ее устойчивость и направленность. Изменение смысловых установок опосредовано изменением деятельности субъекта. Целевые установки представляют собой готовность к достижению результата. Они обеспечивают избирательность и устойчивость действий. Операциональные установки предопределяют готовность к осуществлению способов.действия.

Установочные явления, стабилизуя деятельность, с одной стороны позволяют сохранять направленность деятельности, несмотря на разнообразное сбивающее воздействие и, с другой, выступают как консервативный момент деятельности, затрудняя приспособление к новым ситуациям.'.

В работах прикладного характера при рассмотрении предпосылок готовности к деятельности, исследователи недостаточное внимание уделяют анализу содержательных связей готовности с осуществляемой деятельностью. Исключение составляют работы Н. И. Наенко и О. В. Овчинниковой (138,146), М. И. Дьяченко и Л. А. Кандыбович (73), которые рассматривают проблему психических состояний в аспекте психологической теории деятельности.

Известно, что деятельностный подход в психологии получил широкую разработку (6,32,36,51,60,77,103,104,114,115,116,117, 122,126,174,175,176 и др.). Основные положения психологической концепции деятельности изложены в работах А. Н. Леонтьева (114,115,116,117).

В этих работах показано, что деятельность человека имеет сложную иерархическую организацию. В качестве функциональных единиц деятельности А. Н. Леонтьев выделяет отдельные деятельности, действия, операции. В структуре деятельности выделяются также соответствующие «единицам» компоненты: мотивы, цели, условия. В своей работе мы будем опираться на сформированные А. Н. Леонтьевым концептуальные положения.

Особое место в психологической теории деятельности отводится мотивации и целеполаганию. Известно, что мотивация оказывает существенное влияние на результаты деятельности, что заставляет сделать предположение о ее существенном влиянии на готовность. Имеется обширная литература, посвященная этому вопросу (18,32,150,151,152,194,220 и др.).

Большое внимание проблемам мотивации деятельности уделяется в педагогической психологии. А. К. Маркова, А. Б. Орлов и A.M. Фрддман (126) рассматривают мотивационную сферу личности, как фактор, придающий деятельности активный, действенный характер и, наряду, с потребностями оказывающий существенное влияние на готовность к учебной деятельности. Отмеченные выше авторы, а также, В. В. Давыдов (60), Д. Б. Эльконин (219) особое внимание обращают на необходимость формирования учебной деятельности в единстве ее компонентов — мотивов, учебных действий, действий самоконтроля и самооценки. Именно на этом пути достигается высокий уровень готовности.

Следует отметить, что советские психологи, исследующие мотивационную сферу, проводят тщательный содержательный анализ мотивов, учитывают адекватность этого содержания требованиям социалистического образа жизни и общественно-значимых видов деятельности. Так, в работах В. Э. Чудновского (213,214), посвященных проблеме «устойчивости» личности (которую можно рассматривать как специфическую форму готовности в определенной сфере отношения), подчеркивается значение коллективистических по своему содержанию мотивов.

Важное значение для понимания психической готовности имеет изучение перспективного целеполагания. Положительное влияние целевой перспективы на результаты деятельности подчеркивали В. Г. Асеев (8), С. Л. Рубинштейн (175) и др. Однако следует заметить, что исследование роли перспективного целеполагания в формировании готовности к деятельности отстает от запросов практики. Изучение влияния перспективного целеполагания на формирование готовности в конкретном виде деятельности должно расширить представления о структуре готовности. Проблема этапного целеполагания также привлекает все большее внимание советских психологов (10,34,120,169,193,196 и др.). Правильно поставленные цели активизируют субъект^ деятельности, способствуют формированию готовности к двигательному действию.

Рассматривая личностные факторы психической готовности спортсмена, следует отметить роль адекватной самооценки. В работах Л. И. Божович (32,33), Л. С. Славиной (188), Е. И. Савонько (182), Ю. Н. Кулюткина и Г. С. Сухобской (ПО), А. И. Липкиной (118) и ряда др. психологов было проведено экспериментальное исследование самооценки школьников. Показано, что их готовность к учебной деятельности, успеваемость, отношения со сверстниками во многом зависят от степени адекватности самооценки, ее устойчивости, уровня сформированности. Было выявлено также, что самооценка тесно связана с мотивацией, направленностью личности, уровнем притязаний, характеризующим целеполагание. Весь этот комплекс психорегулирующих механизмов деятельности получает целостную интерпретацию в феномене самооценки. В экстремальных условиях деятельности при решении трудных задач, требующих высокой мобилизации сил, адекватная самооценка субъекта приобретает особое значение в качестве условия достижения высоких результатов.

Предполагается, что изучение личностных факторов готовности к деятельности в аспекте теории деятельности с учетом мотивов, самооценки перспективных и этапных целей, эмоций уверенности — сомнений, проявлений активности психомоторных функций, связанной с личностным уровнем регуляции деятельности, позволит значительно углубить представления о психической готовности.

146 ВЫВОДЫ.

1. Психическая готовность является интегративным многоуровневым новообразованием, включающим личностные факторы. Ее формирование захватывает все этапы роста спортивного мастерства. В развитой форме спортивной деятельности (спортсмены высшей квалификации) она становится неотъемлемой стороной спортивного мастерства, психорегуляторным механизмом деятельности, обеспечивающим достижение эффективных и надежных результатов. На уровне высокого спортивного мастерства психическая готовность имеет целостную структуру, в которую включены компоненты, связанные с проявлениями спортивной результативности, целеполагания, уверенности в успехе, активности исполнительных двигательных операций, с субъективно-психологическими характеристиками личностных качеств. Это подтверждается наличием у мастеров спорта особого фактора психической готовности, несущего наибольшую факторную нагрузку и объединяющего в себе значительное количество показателей психической готовности.

2. Ведущими показателями психической готовности тяжелоатлета является высокая результативность соревновательной деятельности в естественных условиях и в условиях лабораторного эксперимента моделирующего соревновательную деятельность (методика №-2 О.В.Дашкевича). Они являются интегративным выражением психической готовности и могут служить основанием для выявления всех других показателей психической готовности.

К ним относятся: личный рекорд, средний соревновательный результат, показатель мобилизации скоростных качеств при решении трудных задач (время сложной двигательной реакции на трудных задачах 254+11 м/сек, убыстрение сложных двигательных реакций на трудных задачах по сравнению с легкими на 11%), а также оптимальное сочетание скорости и точности двигательных операций (возникновение не более 30% ошибочных двигательных реакций на тормозные сигналы при одновременном оптимально-выраженном убыстрении сложных двигательных реакций на трудных задачах).

3. Основными показателями психической готовности, непосредственно коррелирующими со спортивным результатом, являются характеристики перспективного и этапного целеполагания, выявленные в спортивной деятельности и в лабораторных условиях (методика MP-I О.В.Дашкевича). К ним относятся: близость достижения перспективных целей «чемпион Мира, Европы, СССР, республики» (соответственно менее чем за 3,5- 3,0- 2,8- 1,3 годавысокие этапные цели (минимально удовлетворяющая — «реальная», максимально возможная-" идеальная цель", цель первой попытки в соревновании — «начальный вес») — адекватно высокий уровень перспективной цели в лабораторном экспериментепроявление решительности и настойчивости в целе-полагании в тех же условиях. Важное психодиагностическое значение для выявления готовности имеет соотношение этапных целей соревновательной деятельности. Спортсмены, обладающие психической готовностью, проявляют разумную осторожность при выборе начального соревновательного веса, формируют высокий уровень «реальной цели» по отношению к личному рекорду, адекватно высокий уровень «идеальной цели» .

4. К основным показателям психической готовности относится уверенность в успехе достижения максимально трудной перспективной цели — «Мирового рекорда». Адекватный уровень уверенности составляет в данном случае 80+4 $.

Уверенность в успехе в ситуации «максимальной мобилизации» (методика №-1) также является основным показателем психической готовности. Ее оптимальная выраженность составляет 83 + 2 $.

Показатели уверенности в достижении перспективных целей меньшего масштаба и этапных целей соревновательной деятельности, а также уверенность в ситуации «неуспеха» (методика №-1) являются дополнительными показателями психической готовности, так как коррелируют со спортивным результатом опосредованно. о. Объективно-психологические показатели готовности существенно дополняются субъективно-психологическими ее характеристиками (данные получаемые с помощью стандартизированных личностных опросников Р. Кэтелла и В.Э.Мильмана). Психическая готовность свойственна спортсменам-тяжелоатлетам, которых отличают такие качества спортивного характера (методика В.Э.Мильмана), как высокая выраженность соревновательной мотивации (^10,6 балла), саморегуляции (^8,6 балла), соревновательной эмоциональной устойчивости (^7,5 балла), стабильности-помехоустойчивости (^6,2 балла), склонность к возникновению предстартового состояния «спокойной уверенности» (^3,3 балла), низкая выраженность чувствительности к различного рода стрессорам соревновательной обстановки (^3,8 балла) и, так называемой «внешней ориентации сознания» С^ 8,3 балла).

По данным методики Р. Кэтелла, спортсмены, проявляющие психическую готовность, характеризуются личностным профилем, представленным факторами: +ф3- -М- -0 — +ф2- (основные показатели готовности) и +9^- +Bj— +G — +G (дополнительные показатели готовности).

6. Анализ содержания всей совокупности объективно-психологических показателей и субъективно-психологических характеристик качеств личности свидетельствует о спортивно-деловой, коллективистической направленности личности и адекватной самооценке спортсменов, проявляющих психическую готовность, о выраженности у них эмоционально-волевых качеств и способностей к саморегуляции, обеспечивающих высокий уровень психической регуляции деятельности в экстремальных условиях соревновательной борьбы, о достижении ими эффективных и надежных результатов.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. В работе со спортсменами тренер должен учитывать, что процесс формирования психической готовности распространяется на все этапы роста спортивного мастерства, включая и контингент мастеров спорта. Поэтому внимание к вопросам формирования психической готовности в группе мастеров спорта должно еще более усиливаться в связи с нарастанием трудности спортивных задач, решаемых высококвалифицированными тяжелоатлетами.

2. Главное направление психолого-педагогической работы по формированию психической готовности спортсменов к достижению высоких результатов является формирование спортивно-деловой коллективистической мотивации, творческого отношения к спортивной деятельности и совершенствованию спортивного мастерства, адекватной самооценки. Важными задачами в этом отношении являются воспитание чувства долга, ответственности и коллективизма, умения подчинять личные интересы задачам спортивного коллектива. Серьезное внимание должно быть уделено воспитанию волевых качеств дисциплинированности, целеустремленности, самостоятельности, настойчивости и др. Особое значение имеет формирование положительного отношения к выполнению «черновой» тренировочной работы, больших объемов нагрузок, преодоление лично-престижных стремлений, отвлекающих от специфических задач и средств спортивной деятельности.

3. Тренер должен стремиться сформировать у спортсмена отдаленную целевую перспективу, направленную на достижение максимально трудных спортивных задач (достижение мировых, европейских, всесоюзных и республиканских достижений) в оптимально отдаленный период времени. (Например, для мастера спорта СССР — достижение мирового рекорда за период 3,5 и менее года).

Формирование отдаленной перспективной цели следует рассматривать как важное звено общей психологической подготовки спортсменов.

4. Этапная цель должна ставится с учетом целевой перепек тивы и уровня спортивного достижения атлета. Важно, чтобы спортсмен ясно сознавал реальное место данного этапа деятель ности в иерархии этапов развития деятельности в целом. Peaль ная цель (минимально удовлетворяющий предполагаемый результат) должна ставиться с учетом личного рекорда, таким образом, чтобы ее выраженность приближалась по своей величине к личному рекорду или даже несколько превышала его. Идеальная цель (максимально возможный предполагаемый результат) должна ставиться с учетом личного рекорда и реальной цели. Она должна превышать реальную цель не более чем на 13,5 кг, а личный рекорд — более чем на 10,7 кг.

Начальный вес для первого официального подхода должен определятся с учетом реальной цели. Он должен быть меньше реальной цели более чем на 2,5 кг. Следует учитывать, что данные рекомендации, касающиеся постановки соревновательных целей, могут быть применены только в отношении тяжелоатлетов, имеющих достаточно высокий уровень физической, технической подготовленности и опыта соревновательной деятельности.

5. При формулировке цели следует обратить внимание на выраженность уверенности спортсмена в ее достижении. Уверенность должна адекватно отражать трудность спортивной задачи.

Оптимальный уровень уверенности будет способствовать мобилизации активности спортсмена в ее реализации. (Например, уверенность в достижении цели «чемпион Мира» должна составлять 80 +4,1%).

6. При непосредственной подготовке к конкретному соревнованию предпочтение следует отдать «ровному» тактическому стилю соревновательной деятельности. Спортсмен должен знать, что необходимо сохранять достаточно высокий уровень активности между попытками, заблаговременно и тщательно готовиться к кавдой попытке. Уровень мобилизации при этом должен строго соответствовать объективной трудности стоящей перед спортсменом задачи.

После выполнения очередной попытки спортсмену следует сразу же сосредоточить внимание на очередном подходе. Не нужно допускать отвлечения внимания от задач спортивной борьбы в течение всего соревнования.

7. При формировании образа двигательного действия, регулирующего технику исполнения тяжелоатлетического упражнения, важно отработать скоростно-силовые и координационные его компоненты, взятые в их взаимном сочетании.

8. Спортсмен-тяжелоатлет должен быть вооружен средствами саморегуляции психических состояний, формирования мобилизационной готовности и психической реабилитации после физических нагрузок (аутогенная тренировка, идеомоторная настройка, самоприказы, самовнушение, специальные дыхательные и другие физические упражнения, направленные на саморегуляцию эмоционального состояния).

В процессе саморегуляции соревновательных состояний спортсмен должен обратить особое внимание на предупреждение возможного неблагоприятного влияния именно «стрессоров внешней и внутренней неопределенности» (влияние зрителей, соперников, необъективного судейства, непривычной обстановки соревнований, боязнь получения травмы и т. д.).

9. Показатели готовности, выявленные в ходе наших исследований, могут быть рекомендованы в качестве психодиагностических критериев для определения уровня сформированности психической готовности спортсмена, а использованные нами методы исследования (методика анализа соревновательной деятельности, мотивационно-результативные методики № I и № 2 О. В. Дашкевича, стандартизированные личностные опросники.

Р.Кэтелла и В.Э.Мильмана) — в качестве средств психодиагностики. Их валидноеть в этом отношении подтверждена результатами наших исследований.

10. Средства формирования психической готовности и методы ее психодиагностики должны применяться комплексно, поскольку сама психическая готовность, как это было показано выше, является целостным многоуровневым и многокомпонентным образованием. Комплексный подход к формированию психической готовности способствует также комплесации средств формирования готовности спортсмена.

11. Организация психодиагностических обследований может быть осуществлена следующим образом: а) личностный опросник Р. Кэтелла следует применять I раз в годуб) анкетные методы В. Э. Мильмана — 2 раза в году (в начале и в конце соревновательного периода) — в) мотивационно-результативная методика № I — I раз в году (в конце подготовительного периода годичного цикла тренировки) — г) мотивационно-результативная методика № 2 — перед ответственными соревнованиямид) анкетная методика измерения результативности соревновательной деятельности тяжелоатлета — перед ответственными соревнованиями — первые 7 вопросов (см. приложение ст. 183−185), в целом — I раз в годуе) наблюдение и интервьюирование — во время тренировок и на соревнованиях.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. — М.: Политиздат, 1981.- 223 с.
  2. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем подъеме массовости физической культуры и спорта». Правда, 24 сентября 1981 г., с.1−2.
  3. Л.М. О факторах устойчивости к стрессу.- В кн.: Психический стресс в спорте. Пермь, 1973, с.67−69.
  4. В.А. Изучение психической готовности спортсмена к соревнованию. В кн.: Готовность спортсмена к соревнованиям. Физкультура и спорт, М., 1970, с.7−32.
  5. .Г. О методах современной психологии.- В кн.: Психодиагностические методы (в комплексном лонштюдном исследовании) ЛГУ, Л., 1976, с.13−34.
  6. .Г. Человек как предмет познания. -Л.: 1968 338 с.
  7. Д. Метод самооценки. Легкая атлетика, 1971, Jft 2, с.20−21.
  8. В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М.: Мысль, 1976. — 158 с.
  9. А.Г. Основные принципы психологической теории деятельности. В кн.: А. Н. Леонтьев и современная психология. М., 1983, с.118−128.
  10. Ю.Д. Проблема психологического анализа процесса постановки задачи. В кн.: «Искусственный интеллект» и психология. Наука, М., 1976, с.95−113.
  11. А.А. Особенности психической надежности в различных видах спорта.- В кн.: Тезисы У1 республиканской научно-методической конференции посвященной 60-летию Великой Октябрьской социалистической революции. Ереван, 1977, с. 10−12.
  12. А.А. Зависимость эффективности мобилизационной готовности тяжелоатлетов от психологических особенностей их личности. В кн.: Тезисы УП республиканской научно-методической конференции. Ереван, 1978, с.13−15.
  13. А.А. Некоторые особенности соревновательной психической надежности у юных тяжелоатлетов. В кн.: Тезисы УШ республиканской научно-методической конференции. Ереван, 1979, с.73−74.
  14. А.А. Некоторые факторы психической подготовки высококвалифицированных тяжелоатлетов. Тезисы докладов X республиканской научно-методической конференции. Ереван, 1981, с.63−64.
  15. А.А. Особенности предстартовых состояний тяжелоатлетов в связи с их подготовленностью. В кн.: Тезисы
  16. X республиканской научно-методической конференции «совершенствование системы подготовки высококвалифицированных спортсменов». Ереван, 1981, с.65−66.
  17. А. А. Дашкевич О.В. Личностные факторы эмоционально-волевой регуляции в экстремальных условиях.
  18. В кн.: Тезисы докладов Всесоюзной конференции молодых ученых «Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности». Симферополь, 1983, с.51−52.
  19. А.С. Психологические аспекты отрицательного влияния шумовых нагрузок на мобилизационную готовность тяжелоатлетов: Автореф.дис. .канд.пед.наук. — Тарту, 1974, — 30 с.
  20. А.С. Влияние шума на тяжелоатлетов. В кн.: Тяжелая атлетика: Ежегодник, 1976, с. 52−53.
  21. Ф.В. Проблема бессознательного. М., Медицина, 1968. — 385 с.
  22. С.Н. Учет индивидуально-психологических особенностей спортсменов для формирования манеры ведения боя. В кн.: Пути повышения мастерства квалифицированных спортсменов. Л., 1975, с.10−14.
  23. Ф.Б., Рожанец Р. В. Особенности личности и спортивная деятельность студентов. В кн.: Вопр.спорт.психогигиены. М., 1973, вып.2, с. 46−51.
  24. О.А. Время реакции выбора и установка: Автореф. дис. канд.пед.наук. Тбилиси, 1969, 37 с.
  25. И.Т. О руководящем начале в поведении спортсмена. В кн.: Психол.вопр.тренировки и готовности спортсменов к соревнованию. — М., 1969, с. I3I-I34.
  26. Л.Д. Исследование зависимости поведения в экстремальных ситуациях от некоторых свойств личности: Автореф.дис.канд.психол.наук. 1977, с. 21.
  27. Л.Д., Дашкевич О. В., Худатов Н. А. Личностные факторы надежности деятельности спортсмена в экстремальных условиях спортивных соревнований. В кн.: Психол. факторы надежности деятельности спортсмена. М., 1977, нып.1,с. 29−34.
  28. .Д., Мильман В. Э., Худадов Н. А. Психологическая подготовка спортсмена с учетом индивидуального стиля деятельности. Ереван, 1978. 41 с.
  29. Д.Я. Личностные особенности спортсмена. В кн.: Избр.лекции. — Л., 1974. — 57 с.
  30. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1966, — 464 с.
  31. Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка. В кн.: Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972, с. 3−44.
  32. .С. О механизмах целеполагания. Вопросы психологии, — 1977, № 5, с.121−124.
  33. В.А. Отбор квалифицированных спортсменов и диагностика состояния их готовности для участия в ответственных соревнованиях. В кн.: Отбор и подготовка квалифицированных спортсменов к ответственным соревнованиям. Л., 1975, с. 5−20.
  34. Л.П. Человек: Деятельность и общение. М.: Мысль, 1978, — 215 с.
  35. А.А. Роль временного фактора в психологической подготовке тяжелоатлета перед поднятием веса. В кн.: Тезисы докл. У1 Всесоюз.совещ. по психологии физ. воспитанияи спорта. М., 1968, с. П-12.
  36. Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте. М., ФиС, 1977. 215 с.
  37. А.Н. Современная тренировка тяжелоатлетов. М.:ФиС, 1964. — 207 с.
  38. А.Н. О повышении спортивного мастерства в тяжелой атлетике. Теория и практика физической культуры, 1966, «9, с. 7−9.
  39. А.Н. Еще раз о механизме потери сознания при мышечной деятельности. Теория и практика физической культуры. 1969, 5, с.67−69.
  40. А.Н. Тяжелоатлетический спорт. Очерки пофизиологии и спортивной тренировке. М.: ФиС, 2-изд., 1977. — 225 с.
  41. А. Н. Поляков В.А., Русалов В. М. Анализ выступлений тяжелоатлетов высокого класса психологических позиций. Теория и практика физической культуры, 1977, № 5,с. 8−13.
  42. Л.С. Избранные психологические исследования. М.: АПН РСФСР, 1956. — 519 с.
  43. .А. О некоторых факторах, определяющих толерантность к соревновательному стрессу. В кн.: Психический стресс в спорте. Пермь, 1973, с. 74−76.
  44. .А. Типологические различия во влиянии соревновательного стресса на уровень достижений спортсменов. В кн.: Вопр.спорт.психогигиены. М., 1973, вып.2, с.87−98.
  45. .А. Усиление мотивации как источника стресса. В кн.: Психический стресс в спорте. Пермь, 1973, с.5−6.
  46. .А. Индивидуализация психологической подготовки спортсменов-гребцов на основе интегральной характеристики индивидуальности. В кн.: Психологическая подготовленность спортсменов высокого класса. М., 1978, с.57−58.
  47. .А., Мерлин B.C. Личность и стресс. В кн.: Психический стресс в спорте. Пермь, 1975, с. 5−12.
  48. Г. М. Психологическая подготовка спортсменов футболистов к предстоящему соревнованию. В кн.: Проблемы психол. спорта. М., 1962, вып.2, с. 284−291.
  49. П.Я. Введение в психологию. М. — 1976, 150 с.
  50. А.Д. Психическая готовность гимнаста к соревнованию и его надежность. Гимнастика, 1971, № 1,с.5−9.
  51. А.Д. Исследование состояния психической готовности человека к деятельности в экстремальных условиях: Автореф.дис.канд.пед.наук. Л., 1972. — 19 с.
  52. А.Д. Соревновательный стресс и психическая готовность спортсмена. В кн.: Психический стресс в спорте.1. Пермь, 1975, с. 13−16.
  53. Ф. Некоторые вопросы психологической подготовки штангистов. В кн.: Психологическая подготовка спортсмена. М., 1965, с. 76−86.
  54. Ф. Психологические особенности мобилизационной готовности спортсмена. М., ФиС, 1971, — 244 с.
  55. Е. Исследование самооценки у легкоатлетов перед соревнованием. В кн.: Психол. подготовка спортсменов различных видов спорта к соревнованиям. М., 1968, с.97−104.
  56. В. Уровень притязаний и его роль в психологической подготовке спортсмена. Теория и практика физической культуры, 1972, № I, с. 32−36.
  57. В., Ванек М., Свобода Б. Успех как мотива-ционный фактор спортивной деятельности. В кн.: Психологин • и современный спорт. М., ФиС, 1973, с. I00-I2I.
  58. В.В. Виды обобщения в обучении. М., Педагогика, 1972,-13 с.
  59. В. В. Дудадов Н.А. Предисловие. В кн.: Познавательные процессы у спортсменов. Т.2, Самоконтроль и мастерство в спорте. М., 1976, с. 3−4.
  60. О.В. Влияние оценки соревновательных действий на эмоциональное состояние спортсменов. Теория и практика физической культуры, 1970, № 12, с. 27−31.
  61. О.В. Результат деятельности как психологическая проблема. В кн.: Материалы 1У-го Всесоюз. съезда Общества психологов. Тбилиси, 1971, с. 809−810.
  62. О.В. Исследование фактора уверенности в успехе и его значение в спортивной деятельности. В кн.: Материалы научн.конф.кафедры психологии по проблемам психологии спорта. ГЦОЛИФК, М., 1972, с. Н-14.
  63. О.В. Методы исследования эмоций спортсменов в лабораторных условиях. М., ГЦОЛИФК, 1976. — 22 с.
  64. О.В. Эмоционально-волевые проявления самооценки в спортивной деятельности. В кн.: Проблемы деятельности в советской психологии. Тезисы докл. к У Всесоюзному съезду общества психологов СССР, М., 1977, ч.2, с.357−358.
  65. О.В., Зобков В. А. Управление психологическим компонентом состояния готовности в легкоатлетическом юношеском спринте. Теория и практика физической культуры. 1980, № 3, с. 24−26.
  66. О.В., Зобков В. А., Воронкина Л. В. Мобилизационная готовность спортсмена и ее модельные психологические характеристики. В кн.: Психологическая подготовленность спортсменов высокого класса. М., 1978, с. 5−6.
  67. М.Н., Савенков Г. И. Дифференцировка мышечных усилий тяжелоатлетов как психологическая особенность управления двигательными действиями. В кн.: Вопросы психологии физического воспитания и спорта. ч.2, Казань, 1974, с.61−63.
  68. В.А. Методологические вопросы исследования спорта в аспекте теории деятельности: Автореф.дис.. канд. пед.наук. М., 1975, — 26 с.
  69. Т. Т. О влиянии занятий некоторыми видами спорта на воспитание у спортсменов решительности и смелости. В кн.:Проблемы психологии спорта.М., 1962, вып.2, с.87−98.
  70. В. Психологические проблемы развития психических качеств спортсмена. В кн.: Психология и современный спорт. М., 1973, с. I2I-I43.
  71. М.И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск, БГУ им. В. И. Ленина, 1976. — 175 с.
  72. В.М. Надежность в спорте как проблема интегральной готовности к заданной эффективности спортивных действий. В кн.: Научные труды ВНИИФК за 1971 год. М., 1973, т. I, с. 66−68.
  73. И.П. Биомеханика тяжелоатлетических упражнений. М.: ФиС, 1976, — 192 с.
  74. П.А. О психологической подготовке команды к соревнованиям. В кн.: Психологическая подготовленность спортсменов высокого класса. М., 1978, с. 134.
  75. А.В. Развитие произвольных движений. М.: I960. 429 с.
  76. А.Д. Формирование состояния психической готовности лыжников-гонщиков к соревнованию: Автореф. дис. канд.пед.наук, М., 1970. — 20 с.
  77. П.Б. Эмоциональная устойчивость и стресс.- В кн.: Психический стресс в спорте. Пермь, 1973, с.13−15.
  78. В.А. Уверенность как компонент мобилизационной готовности легкоатлета-спринтера. В кн.: Психологическая подготовленность спортсменов высокого класса. М., 1978, с. 126−127.
  79. В.А. Психическая готовность юного спринтера.- Легкая атлетика, 1980, № 3, с. 19.
  80. В.А. Мотивация и самооценка подростка как факторы готовности к соревновательной деятельности: Автореф. дис. канд.психол.наук. М., 1982. — 19 с.
  81. Е.П. Управление психическим состоянием спортсмена высокой квалификации. В кн.: Вопросы управления тренировочным процессом подготовки спортсменов высших разрядов. Л., 1972, с.100−107.
  82. Е.П., Фетискин Н. П. Сравнительная характеристика типологических особенностей проявления свойств нервной системы у тяжелоатлетов и борцов. В кн.: Психофизиологические особенности спорт.деятельности.Л., 1975, с. 36−39.
  83. О.А. О некоторых социально-психологических аспектах личности спортсмена высокой квалификации. В кн.: Научные труды ВНИИФК за 1971 год. М., 1973, т.1, с. 157−159.
  84. Н. С. Фаламеев А.Н. Учебное пособие по тяжелой атлетике. Л., 1976, с. 76.
  85. Н.П. Влияние сбивающих факторов на процесс сосредоточения тяжелоатлетов при непосредственной подготовке к исполнению спортивного действия. Вопросы психологии и физиологии физ. воспитания и спорта. 4.2. Казань, 1974, с. 75−77.
  86. Н.П. К вопросу помехоустойчивости тяжелоатлетов. В кн.: Вопросы психологии спорта. Л., 1975, с. 16−24.
  87. Е.А. Влияние мотивационных факторов на эффективность соревновательной деятельности гимнастов. В кн.: Научные труды ШИИФК за 1971 г., М., 1973, т.2, с.145−147.
  88. Е.А. О методах актуализации потребности в достижении успеха у спортсменов-гимнастов. В кн.: Практические аспекты психологической подготовки спортсменов.1. М., 1975, с. 74−75.
  89. А.Н. Изменение уровня притязаний личности под влиянием стресса в связи с особенностями нейропсиходина-мики. В кн.: Темперамент и спорт. Пермь, 1976, вып.3, с.20−30.
  90. И.Г. Спортивная направленность личности. -В кн.: Спорт и личность. М.: Физкультура и спорт, 1975, с. 105−127.
  91. .В. Особенности воспитательной работы в юношеских командах по тяжелой атлетике. Автореф. дис.канд. пед. наук, Малаховка, 1980, 18 с.
  92. Ю.Я. Действие фактора неожиданности в условиях соревновательной деятельности спортсменов.(Психологическое исследование борцов): Автореф.дис.канд.пед.наук (по психологии). Л., 1964. 20 с.
  93. Ю.Я. О подготовке тяжелоатлетов к непривычным условиям деятельности в соревнованиях. Теория и практика физической культуры, 1964, № 7, с. 69−71.
  94. Ю.Я. Исследование состояния психической готовности к соревнованию у высококвалифицированных борцов. -В кн.: Психологические вопросы тренировки и готовности спортсменов к соревнованию. М., 1969, с.203−209.
  95. Ю.Я., Радченко Л. Н. Психологическая подготовка борца к соревнованию. В кн.:Психологическая подготовка спортсменов различных видов спорта к соревнованиям.1. М., 1968, с. I44-I5I.
  96. Е.А. Ошт использования внушающего воздействия тренеров при совершенствовании «взрывной силы у тяжелоатлетов. Вопросы психологии и физиологии физ. воспитания и спорта (материалы респ.научн.конф.) 4.2, М., 1974, с.81−82.
  97. Е.Г. Психологический анализ готовности гимнастов высокой квалификации к соревнованиям: Автореф. дис. канд.пед.наук. М., 1969, — 17 с.
  98. Е.Г. Готовность к соревнованию. В кн.: Гимнастика: Сборник, 1971, вып.1, с. 9-II.
  99. Е.Г., Родионов А. В. Установка как личностный фактор в регуляции деятельности спортсмена. В кн.: Спорт и личность. М., ФиС, 1978, с.140−151.
  100. Ф.В. О возможности использования 16 факторного личностного теста Кэтелла. В кн.: Научные труды ВНИИФК за 1969 год. М., 1970, т.1, с.209−212.
  101. О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М.: Наука, 1980. — 256 с.
  102. О. А. Дуйков Ю.С. О способности человека оценивать вероятные характеристики альтернативных стимулов. -В кн.: Психологические вопросы регуляции деятельности. -Педагогика, М., 1973, с.154−197.
  103. B.C. К вопросу о регуляции психического состояния у тяжелоатлетов. Тяжелая атлетика. Ежегодник: ФиС, 1980, с.34−36.
  104. .Б. Психологическое моделирование спортивной деятельности. В сб.: Материалы научной конференции психологов спорта социалистических стран. Симпозиум II. Моделирование психической деятельности спортсмена. — М., 1970,1. С.31−34.
  105. .Б. Психологические проблемы самоконтроля технико-тактических действий спортсменов высокого класса. -В сб.: педагогика, психология. Тезисы Всесоюзного научного конгресса «Спорт в современном обществе», М., 1974, с.101−102.
  106. .Б. Принципы изучения психических состояний и проблемы саморегуляции деятельности спортсмена.
  107. В сб.: Психология и современный спорт, ФиС, М., 1982, с.51−57.
  108. З.В. Исследование особенностей самооценки личности в условиях успеха и неудачи: Автореф. дисс. канд.психол.наук, М., 1973. 17 с.
  109. НО. Кулюткин Ю. Н., Сухобская Г. С. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся. М.: Педагогика, 1971, НО с.
  110. А.А. Психологическая подготовка спортсмена к конкретному соревнованию. Ереван, Айастан, 1975.- 54 с.
  111. А.А. Основы психологической подготовки спортсмена. Ереван, 1977. — 50 с.
  112. Н.Д. О психических состояниях человека. -М.: Просвещение, 1964. 344 с.
  113. А.Н. Проблемы развития психики. М., Мысль, 1965, 2-е изд., — 572 с.
  114. А.Н. Проблема деятельности в психологии. Вопросы философии, 1972, № 9, с.95−108.
  115. А.Н. Категория деятельности в современной психологии. Вопросы психологии, 1979, Jfi 3, c. II-15.
  116. А.И. Самооценка школьника. М.: Знание, 1976. — 64 с.
  117. .Ф. Человек и техника: Очерки инженерной психологии. 2-е изд. испр. и доп. М.: Союз. радио, 1966, — 464 с.
  118. .Ф. О системном подходе в психологии. -Вопросы психологии, 1975, № 2, с.31−45.
  119. А.А. Анализ техники выполнения рывка тяжелоатлетами высокой квалификации: Автореф.дис. канд.пед.наук. М., 1972. 25 с.
  120. А.Р. Мозг человека и психические процессы.- М., 1963, АПН РСФСР, 345 с.
  121. Ю.Н. Повышение эффективности предсоревно-вательной подготовки гимнастов на основе учета индивидуально-психологических особенностей: Автореф.дис.канд.пед. наук. М., 1977. — 19 с. (ВНШФК).
  122. О.Н., Казаченко Н. П. О связях помехоустойчивости с некоторыми личностными и процессуальными характеристиками тяжелоатлетов. В кн.: Актуальные проблемы спортивной тренировки. Л., 1976, с.122−123.
  123. В. В. Взаимное влияние темперамента и активности личности на успешность выступления в соревнованиях легкоатлетов высшей квалификации. В кн.: Темперамент и спорт. Пермь, 1976, вып. З, с.12−19.
  124. А.К., Орлов А. Б., Фридман Л. М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. М., Педагогика, 1983, — 64 с.
  125. В.А. Исследование влияния активности тяжелоатлетов в процессе тренировочной деятельности на ее результативность. В кн.: Практические аспекты психологической подготовки спортсменов. М., 1975, с.116−117.
  126. В.А. Экспериментальное исследование эффективности педагогических воздействий на формирование ценностных ориентаций у тяжелоатлетов. В кн.: Пути повышения мастерства квалифицированных спортсменов. Л., 1975, с.30−43.
  127. Л.П. О проблемах теории и методики спортивной тренировки. Теория и практика физической культуры, 1964, J& 4, с.24−26.
  128. М.А. Психические состояния спортсменов при крайних мышечных напряжениях. Теория и практика физической культуры, 1976, № 3, с.12−14.
  129. В.В., Родионов А. В., Худадов Н. А. О психических состояниях в спортивной деятельности. В кн.:Психология и современный спорт. М., 1973, с.217−241.
  130. А.С., Фролов В. И., фураев А.Н. Скоростно--силовые качества тяжелоатлетов высокой квалификации и их взаимосвязь с техническим мастерством. В кн.: Тяжелая атлетика: Ежегодник, 1980, с.33−34.
  131. B.C. Лекции по психологии мотивов человека. Пермь, 1971. — 120 с.
  132. В.Э. Зарубежные исследования свойств личности спортсменов. В кн.: Вопросы спортивной психогигиены. М., 1975, вып. З, с. I38-I5I.
  133. В.Э. Стресс и личностные факторы регуляции деятельности. В кн.: Стресс и тревога в спорте. М., ФиС, 1983, с. 24−46.
  134. В.Э., Худадов Н. А. Характеристика и пути повышения некоторых показателей психической надежности. -В сб.: Тезисы докл. на УШ Всесоюз. конф. по психологии спорта. М., 1976, с.45−47.
  135. В.Н. Личность и неврозы. Л.: ЛГУ, I960.- 426 с.
  136. Н.И., Овчинников О. В. О различении состояний психической напряженности. В кн.: Психологические исследования, вып.2, /МГУ, М., 1970, с.40−46.
  137. Л.С. Экспериментальное исследование психологической готовности к спортивной игровой деятельности: Автореф.дис. .канд.пед.наук. М., 1965. — 19 с.
  138. Л.С. О некоторых особенностях психологической структуры готовности оператора к экстреному действию.- В кн.: Штерналы Ш Всесоюз. съезда общества психологов СССР АПН СССР, М., 1968, Т. З, с.62−63.
  139. JI.С., Пушкин В. Н. Психологическая структура готовности оператора к экстренному действию. Вопросы психологии, 1969, № 5, с.60−68.
  140. В.Г. Экспериментальные данные исследования некоторых психологических особенностей личности спортсмена. -В кн.: Психологические вопросы тренировки и готовности спортсменов к соревнованию. М., 1969, с.239−244.
  141. В.Г. Методы исследования характера личности. Тбилиси: Мецниереба, 1975, — 243 с.
  142. В.Г., Двали Г. М. К вопросу совершенствования психической надежности спортсменов высокой квалификации в ходе круглогодичной подготовки. В кн.: Психолого-педагогические проблемы высшего спортивного мастерства. М., 1980, с.92−93.
  143. О.В. О классификации состояния психической напряженности. В кн.: Материалы Ш Всесоюзного съезда Общества психологов СССР, Т. Ш, вып.1, М., 1968, с.228−230.
  144. Н.Г. Воспитание моральных и волевых качеств спортсмена. М.: ФиС, 1958. — 48 с.
  145. А.Е. О некоторых физиологических коррелятах эмоциональных состояний. В кн.: Проблемы дифференциальной психологии, т. У1, Просвещение, М., 1969, с.98−122.
  146. И.М. Диагностика состояния психической готовности к соревнованиям спортсменов высокой квалификации.^ -В кн.: Тезисы докладов на УШ Всесоюзной конференции по психологии спорта. М., 1976, с.198−201.
  147. Ю.Ю. Значение мотива и волевой активности спортсмена. В кн.: Материалы У Всесоюз. совещания по психологии физического воспитания и спорта. М., 1965, с.15−17.
  148. Ю.Ю. Мотивы соревновательной деятельности спортсменов. Теория и практика физической культуры, 1967, В 12, с.30−33.
  149. Ю.Ю. Экспериментальное исследование уверенности в своих силах у спортсменов. В кн.: Психологические вопросы спортивной тренировки. М., 1967, с.14−25.
  150. Ю.Ю. Опыт исследования относительной силы мотива и формирования соревновательной установки у спортсменов. В кн.: Психология и современный спорт. М., 1973, с. 86−99.
  151. К.М., Собчик Л. Н. Роль динамических исследований в изучении особенностей личности и состояния спортсмена. В кн.: Вопросы спортивной психогигиены.
  152. М., 1977, вып. 5, с.24−29.
  153. В.К. К вопросу о специфике психологической подготовки в сложно-технических видах спорта. В кн.: Практические аспекты психологической подготовки спортсменов. М., 1975, с.132−133.
  154. В.М. О психологической подготовке тяжелоатлета. В сб.: Проблемы психологии спорта. Вып.2, М., ФиС, 1962, с.387−400.
  155. В.А., Блудов Ю. М. Об определении уровня подготовленности высококлассных боксеров. В кн.: Бокс: Ежегодник, 1973, с.17−18.
  156. В.А. Индивидуальные особенности тяжелоатлетов и их проявление в соревнованиях. В кн.: Тяжелая атлетика: Ежегодник, 1979, с.31−33.
  157. В.А. О надежности выступления тяжелоатлетов. В кн.: Тяжелая атлетика: Ежегодник, 1977, с.67−69.
  158. А.С. Проблема установки на современном уровне ее разработки грузинской психологической школой.
  159. В кн.: Психологические исследования, посвященные 85-летию со дня роздения Д. Н. Узнадзе. Тбилиси, «Мецниереба», 1973, с.20−24.
  160. А.Ц. О состоянии психической готовности спортсмена к соревнованию. Теория и практика физической культуры, 1967, J* 4, с.27−29.
  161. А.Ц. О диагностике состояния психической готовности спортсменов к соревнованию. В кн. Психологическая подготовка спортсменов различных видов спорта к соревнованиям. М., 1968, с.8−14.
  162. А.Ц. 0 возможности количественного подхода в оценке проявлений и развития волевых качеств личности. В кн.: Проблемы психологии спорта. Вып.13. Л., 1970, с.30−38.
  163. А.Ц. О психологических особенностях соревновательной борьбы в различных видах спорта. Теория и практика физической культуры, 1970, № 6, с.7−9.
  164. А.Ц. Некоторые вопросы теории воли и волевая подготовка в спорте. В кн.: Психология и современный спорт. М., 1973, с.144−162.
  165. А.Ц. Состояние психической готовности к соревнованию и психологическая подготовка к соревнованиям в спорте. В кн.: Психология физического воспитания и спорта. 4.1, М., 1973, с.24−26.
  166. А.Ц. О теоретических подходах к психологической характеристике личности спортсмена. Теория и практика физической культуры, 1976, № 3, с.58−61.
  167. А.Ц. Психология спортивного соревнования. -В кн.: Психология физического воспитания и спорта. М., Физкультура и спорт, 1979, с.91−106.
  168. В.Н. Психология целеполагания и проблемы интеллектуальной активности. Вопросы психологии, 1977, № 5, с.74−87.
  169. А.В. Исследование стартовых состояний у спортсменов с различными особенностями свойств нервной системы. В кн.: Психологические вопросы спортивной тренировки. М., 1967, с.38−44.
  170. А.В. О методах психологической подготовки спортсменов. В кн.: Практические аспекты психологической подготовки спортсменов. М., 1975, с.154−155.
  171. Р.А. Проблемы управления подготовки тяжелоатлета. В сб.: Тяжелая атлетика, ФиС, М., 1971.
  172. С.Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946. — 620 с.
  173. С.Л. Бытие и сознание. М.: АН СССР, 1957. 328 с.
  174. С.Л. Проблемы общей психологии. -М., Педагогика, 1973, 416 с.
  175. П.А. Понятие, содержание и задачи психологической подготовки спортсмена. В кн.: Психологическая подготовка спортсмена. М., 1965, с.3−10.
  176. П.А. Психология личности. В кн.: Личность. Материалы обсувдения проблем личности на симпозиуме. М., 1971, с.48−51.
  177. П.А. Некоторые вопросы морально-волевой подготовки спортсменов к ответственным соревнованиям. В кн.: Тезисы докладов на УШ Всесоюзной конференции по психологии спорта. М., 1976, с.115−117.
  178. Г. И. Мобилизационная готовность. Легкая атлетика, 1967, № 10, с. 12.
  179. Г. И. Исследование психологических особенностей состояния тренированности спортсменов (на материале легкой атлетики): Автореф.дне.канд.психол.наук. М., 1969, — 19 с.
  180. Е.И. Возрастные особенности соотношения ориентации школьников на самооценку и оценку другими людьми: Автореф.дис.канд.психол.наук. М., 1970, — 19 с.
  181. В.А. Влияние величины интенсивности нагрузки на рост результатов у тяжелоатлетов-разрядников, различающихся типологическими проявлениями свойств нервной системы Автореф.дис.канд.пед.наук. Л., 1975. — 14 с.
  182. В.А. Учет социально-психологических факторов в воспитательной работе с тяжелоатлетами высокой квалификации: А втореф. дис.канд.пед.наук. Малаховка, 1981, 18 с.
  183. А.П. Влияние свойств нервной системы на деятельность в экстремальных условиях. В кн.: Темперамент и спорт. Пермь, 1972, вып.1, с.87−95.
  184. ., Ванек М., Гошек В. Методы психологической диагностики спортсмена и тренера. В кн.: Психология и современный спорт. М., 1973, с.311−318.
  185. О.А. Экспериментальное исследование психофизиологической природы эмоциональной устойчивости (по материалам исследования борцов высшей квалификации): Автореф. дис.канд.психол.наук. М., 1972, — 18 с.
  186. Л.С. Дети с аффективным поведением. М.: Просвещение, 1966. — 150 с.
  187. .Н. Психологические аспекты воспитания волевых качеств. В кн.: Психология физического воспитания и спорта. ФиС, М., 1979, с.66−82.
  188. Л.Н. Основы динамики упражнений тяжелоатлетического троеборья: Автореф.дис.канд.пед.наук. М., 1967. — 24 с.
  189. М. Некоторые вопросы подготовки тяжелоатлета. В сб.: Трибуна мастеров тяжелой атлетики, Физкультура и спорт, М., 1963.
  190. В.В. О некоторых формах проявления стресса в лабораторных условиях. Вопросы психологии, 1964, № I, с.34−44.
  191. Е.Н. Об иерархии системы признаков определяющих эффективность антиципирующих действий спортсменов. -В кн.: Совершенствование научных основ физического воспитания и спорта. Л., 1977, с.114−116.
  192. Э.Д. Мотивация в структуре психической деятельности. В кн.: Искусственный интеллект и психология. Наука, М., 1976, с.41−95.
  193. .М. Проблемы индивидуальных различий. М.: АПН РСФСР, 1961. — 536 с.
  194. O.K. Понятие «цель» и «целеобразование» впсихологии. В кн.: Психологические механизмы целеобразова-иия. Наука, М., 1977, с.5−20.
  195. Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси, АН Груз. ССР, 1961. — 210 с.
  196. Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966. — 451 с.
  197. А.И. О воспитании настойчивости, выдержки и самообладания у тяжелоатлетов, Науч.конф.поев.итогам науч.исследов.работы ин-та за 1962 г., Тезисы докл. Вып. З, Л., 1962, с.33−35.
  198. А.И. О поведении тяжелоатлетов при подготовке к соревнованиям и в процессе их. В кн.: Тяжелая атлетика: Ежегодник, 1973, с.21−23.
  199. Филатова-Шуева М. М. Готовность к экстремальным действиям (бдительность) в трудовой деятельности оператора: Автореф.дис.канд.психол.наук. М., 1970. 18 с.
  200. В.П. Психологическая подготовка спортсмена.-Теория и практика физической культуры, 1969, № 7, с.78−79.
  201. Р. Мотивация в тренировке тяжелоатлета. -Спорт за рубежом, 1972, $ 13, с. 7.
  202. Н.А. К составлению психологических характеристик боксеров. В кн.: Бокс: Ежегодник, 1971, с.55−61.
  203. Н.А. Изучение психологического фактора надежности в спорте высоких достижений. В кн.: Материалы итоговой конференции ШИИФК за 1973 г. М., 1975, с.82−87.
  204. О.А. Стартовая лихорадка. Теория и практика физической культуры, 1937, вып.2, с.268−275.
  205. О.А. Психологические особенности влияния эмоций на деятельности спортсмена. В кн.: Проблемы психологии спорта. М., I960, вып.1, с.199−213.
  206. О.А. Психологическая характеристика, эмоций спортивной борьбы. В кн. :Учен.зап.ГЦОЛИФК (Сб.науч.тр., посвящ. 40-летию со дня подписания В. И. Лениным декрета об организации института). М., 1961, с.284−291.
  207. О.А. Исследование эмоциональной устойчивости как важнейшего показателя психологической подготовленности спортсмена к соревнованиям. В кн.:Психологические вопросы спортивной тренировки. М., 1967, с.3−13.
  208. О.А. Психологические особенности спортивных эмоций. В кн.: Психология и современный спорт. М., 1973, с.190−206.
  209. Ю.И. Связь успешности спортивной деятельности с некоторыми индивидуально-психологическими особенностями личности спортсменов . (На модели пулевой стрельбы из пистолета). Автореф.дис.канд.психол.наук. М., 1979, с.
  210. В.Э. О возрастном подходе и проблеме формирования личности школьника.- Вопросы психологии, 1976, № 4, с.41−54.
  211. В.Э. К вопросу о психологической сущности устойчивости личности. Вопросы психологии, 1979, № 2,с.23−34.
  212. В.Д. Психологический анализ деятельности как системы.Психологический журнал, М., Наука, т.1,№ 3, 1980, с.33−46.
  213. Н.К. Формирование временного состояния готовности к труду у учащихся профтехучилища. В сб.:Вопросы педагогической психологии. М., 1972, с.144−169.
  214. Щербаков Е.П., Назаренко. Ю. Ф. Особенности мыслительной деятельности тяжелоатлетов перед подъемом максимального веса. -В кн.:Тяжелая атлетика: Ежегодник, 1976, с.46−50.
  215. Е.В. Психологический аспект проблемы личности. -В кн. .-Теоретические проблемы психологии личности. Наука, М., 1974. с.3−33.
  216. Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М., Знание, 1974. 298 с.
  217. П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Просвещение, 1969. — 317 с.
  218. Atkinson J.W. Motivational determinants of risk-taking behavior.- Psychological Review. 1957, vol.64, p.359−372.
  219. Brunner B.C. Personality and motivation factors influencing adult participation in vizorous physical activity.- Res-quart, 1969, 40, 9, p.464−463.
  220. Cattail R.B., Personality, motivation structure, and measurement New York, World Book Company, 1957, p.832 p.
  221. Cattell R.B. Personality theory from multivariate quantitative research. In- Koh F. Psychology s a study of a science Vol.3, N4, 1959, p.261−285.
  222. De Couberkin P., Essais de psychologie sportive lausanne.- Paris, 1913.- 253 p.
  223. Prank I.D. Some psychological determinants of the level of aspiration.- American Journal of Psychology, 1935» Vol.47,p.285−293.
  224. Hoppe P. Erfolg und Miszerfolg, Psychol. Forsch., 1930, p.1−62.
  225. Le Serme R. Traite de caracterologie. Paris, P.U.F., 1945, p.33−378.
  226. Lezak M.B., Raskin H.J. A new method of analyzing the dara in an experiment on «level of aspiration». Amer. J. Psychol., 1950, p.617−618.
  227. Voutsinas D. La methode historique en psychologie et quelques-unes de ses regies. Bull Psychol., 1959, 13, 101−108.
  228. Wartegg E. Schichtdiagnostik. Gottingen, Hogrefe, 1953, p.35−54.
Заполнить форму текущей работой