Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Гендерные особенности проявления организованности в юношеском возрасте

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, содержит таблицы, гистограммы, рисунки и список используемой литературы. Первая глава посвящена объекту исследования — проблеме организованности в психологопедагогической литературе. В ней описаны основные подходы к пониманию данного свойства в отечественной и зарубежной науке. В следующей главе внимание уделено проблеме… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Постановка проблемы организованности в психологонпедашгаческой литературе
    • 1. 1. Основные теорешкснугетодологические подходы к изучению организованности
    • 12. Изучение организованности в рамках целостно — функциональной теории свойств личности
  • Глава 2. Постановка проблемы межполовых исследований личности в отечественной и зарубежной психологии
    • 2. 1. Основные направления геццерных исследований личности в психологической науке
    • 2. 2. Изучение половых различий в проявлениях свойств личности в трудах современных отечественных исследователей
  • Глава 3. Экспериментальное исследование гендерных особенностей проявления организованности
    • 3. 1. Организация и методы эксперимента
    • 32. Сравнительный анализ инструменгально-стилевых и мотивационно-смысловых характеристик у юношей и девушек
      • 3. 3. Сравнительная характеристика психологической структуры организованности у юношей и девушек
      • 3. 4. Психологические особенности проявления организованности у юношей
      • 3. 5. Психологические особенности проявления организованности у девушек

Гендерные особенности проявления организованности в юношеском возрасте (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В настоящее время сложившаяся динамика жизни требует от людей особенно чёткой организованности во всех сферах деятельности.

Нехватка рабочих мест, тщательный отбор кадров, увеличение роли высококвалифицированных специалистов, стремление жить лучше — создают гонку за достойное место в обществе. Значительная роль в реализации данного стремления отводится самореализации личности, которое в свою очередь зависит от сформированности и развития ряда свойств.

Одним, из таких свойств является организованность, выделенная рядом исследователей. По их мнению, именно организованность способствует более успешному выполнению различных видов деятельностей, включая работу, учёбу и т. п. Не секрет, что учебно-познавательная деятельность школьников успешно протекает, если они проявляют организованность в ней.

Ставшая устойчивым качеством личности, она позволяет человеку успешно справляться с предъявляемыми к нему окружающей действительностью требованиями, согласовывать их с собственными потребностями и интересами.

Организованность существенно влияет и на особенности становления личности в целом, сообразуя и координируя работу системы личностных качеств, способствуя плодотворному протеканию процессов саморазвития и самосовершенствования. Как профессионально значимая черта, организованность может быть включена в систему общепрофессиональных качеств, которые во многом определяют успешность различных видов деятельности [Ершова Р.В. 1999].

Педагогические коллективы школ повседневно решают задачи, связанные с воспитанием и развитием организованности у школьников и студентов. Именно в этом направлении трудятся многие исследователипедагоги и психологи. Однако, несмотря на проводимую работу, в этой области многие вопросы остаются открытыми, например изучение полоролевых особенностей организованности.

Практически во всех учебных заведениях проводится совместное обучение девушек и юношей, где к девушкам предъявляют те же требования, что и к юношам, и наоборот.

На наш взгляд, при составлении программ по развитию данного базового свойства, необходимо учитывать полоролевую специфику, что поможет избежать многих трудностей и непониманий со стороны учителей и работодателей.

По мнению ряда исследователей (А.И.Крупнов, Ю. Ж. Шайгородский, С. И. Кудинов и т. д.) пол накладывает отпечаток на проявление определённых базовых свойств личности, в том числе и на организованность.

Как любое другое базовое свойство, организованность, имеет психологическую структуру и динамику развития. Изучая, данное системное свойство личности мы опирались на позиции целостно-функционального подхода разработанного А. И. Крупновым. Отсюда следует, что организованность рассматривалась нами как единая система инструментально-стилевых и мотивационно смысловых характеристик.

Сравнительный анализ психологических особенностей и структуры организованности у юношей и девушек поможет составить программы развития организованности, и учитывать характер её- проявления в различных областях деятельности.

Объект исследования: организованность как системное качество личности.

Предмет исследования: Тендерные особенности проявления организованности в юношеском возрасте.

Цель исследования: заключалась в выявлении психологической структуры и особенностей проявления организованности у юношей и девушек.

Гипотеза исследования: тендерные особенности организованности проявляются в степени выраженности и доминировании отдельных её- переменных.

Задачи исследования.

1. Проанализировать теоретические и методологические подходы к исследованию организованности.

2. Осуществить анализ организованности как системного качества личности у школьников и студентов на основе концепции многомерно-функциональной организации свойств личности.

3. Выявить общие и специфические признаки в психологических проявлениях организованности у девушек и юношей.

4. Выявить психологическую структуру организованности у юношей и девушек.

Теоретико-методологической основой исследования является положение отечественной психологии о системном характере качеств личности [К.А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, Л. И. Анцыферова, В. Г. Асеев, В. А. Петровский, Н. И. Рейнвальд, Д. И. Фельдштейн и др.], концепция целостно-функциональной организации свойств личности и индивидуальности [А.И.Крупнов], положение о половом диморфизме [ В.А. Геодакян], а также тендерные исследования свойств личности [С.И. Кудинов, Ю. Ж. Шайгородский, В.Н. Прядеин].

Методы исследования. Для диагностики организованности использовались разработанные А. И. Крупновым «Тест суждений организованности» (ТСО) и «Бланковый тест организованности» (БТО), метод наблюдения и экспертных оценок. Применялись методы статистической обработки данных (t — критерий Стьюдента, корреляционный и факторный анализы).

Исследованием было охвачено 320 человек: 160 школьников в возрасте 16 лет, 160 студентов педагогического университета в возрасте 17 лет. Всего 160 юношей и 160 девушек.

Научная новизна.

1. Выявлены общие и специфические признаки в проявлении организованности у девушек и юношей, а также трудности в реализации данного свойства.

2.Определены различия в способах проявления организованности у девушек и юношей.

3. Дана сравнительная характеристика психологических проявлений организованности у девушек и юношей.

4. Выявлены тендерные различия в психологической структуре, раскрывающие связи и отношения между инструментально-стилевыми и мотивационно-смысловыми признаками данного свойства. Теоретическая значимость.

Установлены различия в связях и отношениях между переменными организованности у юношей и девушек, свидетельствующих о тендерной специфике в психологической структуре данного качества. Результаты исследования позволяют разработать подходы и составить программы развития данного свойства с учётом тендерных особенностей Практическая значимость.

Полученные данные используются при диагностике организованности, а также при подготовке учебно-методических материалов, направленных на развитие данного свойства. Теоретический материал и результаты исследования могут использоваться при чтении спецкурсов по психологии и педагогике в средних и высших учебных заведениях.

Обоснованность и достоверность результатов обеспечивалась исходной теоретической концепцией, валидностью и надежностью психодиагностического инструментария, репрезентативностью выборки, а также применением методов статистической обработки данных.

Апробация результатов исследования осуществлялась в практической работе по развитию организованности студентов. Данные, полученные в ходе исследования, были представлены и одобрены на заседании кафедры теоретической и прикладной психологии Бийского педагогического государственного университета имени В. М. Шукшина, на заседании кафедры педагогики и психологии Новосибирского государственного педагогического университета. Обсуждались на Всероссийской научно-практической конференции «Дифференциальная психология: проблемы и перспективы» (Бийск, 2003), третьих международных психологических чтениях «Инновации в психологии» (Бийск, 2004), региональной научно-практической конференции аспирантов, студентов и учащихся «Наука и образование: проблемы и перспективы» (Бийск, 2004), международной конференции «Классика и модернизм в научной мысли» (Новосибирск, 2005).

Внедрение результатов исследования осуществлялось в Бийском государственном педагогическом университете, в материалах лекций и семинарских занятий, на методических семинарах в школах города, а также при работе с молодежной думой и НП «Союз молодёжи» г. Бийска.

Положения, выносимые на защиту.

1. Тендерные особенности организованности проявляются в специфических связях переменных в структуре данного свойства.

2. Социально-значимые ценности девушек определяют их социоцентрическую направленность поведения, сопровождающуюся активной регуляцией.

3. Характерной особенностью организованности у юношей выступает эгоцентрическая мотивация, обусловленная самоактуализацией.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, содержит таблицы, гистограммы, рисунки и список используемой литературы. Первая глава посвящена объекту исследования — проблеме организованности в психологопедагогической литературе. В ней описаны основные подходы к пониманию данного свойства в отечественной и зарубежной науке. В следующей главе внимание уделено проблеме пола, а также вопросу его влияния на формирование свойств личности девушек и юношей.

Результаты исследования были подвергнуты обработке с помощью специальной статистической компьютерной программы Statgraf, которая включает в себя процедуры сравнения и описания данных, корреляционный, факторный, погрупповой (t-критерий Стьюдента) анализы.

3.2. Сравнительный анализ инструментально-стилевых и мотивационно-смысловых характеристик у юношей и девушек.

Опираясь на статистические данные различных переменных в структуре организованности, представляется возможным провести анализ и выявить специфические особенности данного личностного свойства в зависимости от выраженности и доминирования его признаков у юношей и девушек. Статистическая оценка различий в средних значениях организованности осуществлялась на основе анализа данных, полученных с помощью Т-критерия Стьюдента.

Психологические, особенности организованности, в зависимости от половой принадлежности проявляются в степени выраженности и доминирования различных признаков данного свойства, как в факторе инструментально-стилевом, обусловленном высшей нервной деятельностью, так и мотивационно-смысловом, связанном, с социокультурной средой и условиями деятельности.

Обратимся к средним значениям показателей организованности у юношей и девушек в инструментально-стилевом компоненте (таб.2).

Что касаемо стремлений к организованному поведению и силы проявления данного базового свойства, то статистически значимых различий не выявлено. Однако на незначимом уровне гармоничные и агармоничные показатели динамического компонента у юношей проявляются чуть ярче, чем у девушек. При этом признаки эргичности доминируют как у юношей, так и у девушек над показателем «аэргичность». Этот факт указывает на равное стремление юношей и девушек к организации деятельности. Они в равной мере предпочитают сохранять порядок на своём рабочем месте, пытаются контролировать и проверять себя в ходе работы, чётко выделяют среди накопившихся дел главное и второстепенное, хотя и не всегда достигают намеченного, из-за ранее неучтённых мелочей.

Регуляция организованного поведения у юношей и девушек, также осуществляется без статистически значимых различий. Любопытным является тот факт, что интернальная регуляция, как у девушек, так и у юношей, доминирует над экстернальной, хотя и на не значимом уровне. Юноши и девушки понимают, что организованность — результат целенаправленной работы человека над собой, который зависит от его волевых качеств. Не случайно, что причины не организованного поведения представители.

Заключение

.

Современная отечественная психология выделяет организованность как одно из базовых свойств личности. Несмотря на такое выделение, феномен организованности является до настоящего времени мало изученным, в силу того, что в современной психологической науке нет единого мнения относительно природы данного свойства.

Анализируя психолого-педагогическую литературу можно сделать вывод о том, что в настоящее время существует множество работ по воспитанию и развитию организованности у школьников и студентов. Более того, есть работы, дающие сравнительную характеристику психологической структуры данного свойства у студентов педагогического ВУЗА и опытных учителей [Ершова Р.В.1999 и т. п.].

Однако для разработки программ по развитию организованности, на наш взгляд, необходимо учитывать и полоролевую специфику. Так, как пол накладывает определённый отпечаток на проявление данного базового свойства личности.

Изучение психологической структуры и особенностей проявления организованности у девушек и юношей поможет решить многие вопросы, связанные с организацией обучения и трудовой деятельности.

Целостно-функциональный подход к изучению свойствличности и индивидуальности позволил рассмотреть организованность как целостное образование, свойство личности, систему инструментально-стилевых и мотивационно-смысловых характеристик, обеспечивающих постоянство, стремление и готовность субъекта к организованной деятельности. Благодаря данному подходу выявлена структура этого свойства, обусловленная взаимодействием различных её- компонентов. Он позволяет учесть природу различных компонентов организованности. Иными словами, динамических, эмоциональных и регуляторных характеристик, с одной стороны, обусловленных природными предпосылками, которые зависят от черт темперамента и свойств нервной системы, а с другоймотивационных, когнитивных и продуктивных, зависящих от социального окружения, среды, условий деятельности. Эти характеристики более подвижны и изменчивы. Кроме того, данный подход позволил выявить тендерные особенности проявления организованности.

1. Организованность как системное качество личности представлено соотношением инструментально-стилевых и мотивационно-смысловых характеристик, которые имеют свою полоролевую специфику, проявляющуюся в количественных и качественных параметрах.

2. Особенностью организованности девушек является доминирование показателей ценностно-смысловой сферы и эмоционально-регуляторных характеристик. Организованность юношей характеризуется более яркой результативностью подкрепляемой эгоцентрической мотивацией.

3. Особенность психологической структуры девушек заключается в наиболее тесных связях между инструментально-стилевыми характеристиками и показателями когнитивного компонента. Социально-значимые ценности девушек определяют их социоцентрическую направленность поведения, сопровождающуюся активной регуляцией. Организованность девушек приводит к повышению у них предметно-коммуникативной продуктивности.

Психологическая структура организованности юношей представлена тесной взаимосвязью всех показателей свойства. Особенностью проявления у них данного свойства является его осмысленность и осведомлённость, высокий уровень локус контроля, эмоциональное подкрепление, целенаправленность, широкая сфера его применения. Стремление к организованному поведению у юношей мотивируется потребностью полнее реализовать собственные возможности, т. е. эгоцентризмом.

Знание тендерных особенностей организованности является важной предпосылкой повышения эффективности учебно-воспитательной работы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Э.А. Познавательная активность школьников. // Сов. педагогика. — 1989.-№ 7.-С. 40−43.
  2. А.Н. Развитие познавательных интересов учащихся 1−2 классов начальной школы: Дисс. канд. психол. наук. -Баку, 1953.- 193с.
  3. В.Ж. Особенности интеллектуальных качеств в структуре характера. // Вопр. психол. 1970. — № 4. — С. 53−65.
  4. В.В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе // Вопр. психологии. 1987.- № 5. — С. 70−78.
  5. Н.Т. Целостность и управление. М.: Наука, 1974.248 с.
  6. Абульханова-Славская К.А. О путях построения типологии личности. // Психол. журнал. 1983. — № 1. — С. 13−29.
  7. Абульханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности. М., 1981.- С. 19−44.
  8. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М. Мысль, 1991. — 299 с.
  9. И.С. Возрастная динамика соотношения генотипа и среды в индивидуальных особенностях личности школьников: Дисс.канд.психол.наук.-М., 1983.-175с.
  10. А.Н. Система: Философская категория и реальность. М.: Мысль, 1976.-188с.
  11. П.Али-Заде А. А. Половой диморфизм и психологические проблемы формирования личных взаимоотношений.: Автореф. дисс. д-ра психол. наук.-Баку, 1974.-138.
  12. .Г. Познавательные потребности и интересы. // Уч. зап. ЛГУ. Серия философских наук, вып. 16. 1959. 37 с.
  13. .Г. Психология педагогической оценки // Избр. психол. труды: В 2 т. М., 1980. — Т. 2. — С. 128−267.
  14. А.И. Внимание и интерес при обучении: Рязань, 1909.
  15. П.К. Функциональная структура как основа физиологической архитектуры поведенческого акта.//
  16. Системные механизмы высшей нервной деятельности. Избр. труды. М., 1979. — С. 13−99.
  17. Л.И. О динамическом подходе к психологическому изучению личности. //Психол. журн. 1981. — Т. 2. — С. 8- 18.
  18. Л.И. Системный подход в психологии личности. // Принцип системности в психологических исследованиях. М., 1990. — С. 61- 78.
  19. Л.М. Социально-этические проблемы теории личности. -М.: Прогресс, 1974. 189 с.
  20. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. -М.: Мысль, 1976.- 160с.
  21. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. 104 с.
  22. В. Г. О целостных системах. //Вопр. философ. -1980. № 6. -С. 62−78.
  23. В. Г. Проблема целостности в философии и биологии. М.: Мысль, 1964. — 406 с. — С. 9−10.
  24. В. Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1986. — 368 с.
  25. Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Ростовна- Дону, 1972. 110 с.
  26. В.П. Половые различия в видовой и индивидуальной изменчивости психики человека: Дисс. канд. психол. наук. -JL, 1981.
  27. В.П., Саврасов В. П. Половой дипсихизм в изменчивости некоторых интеллектуальных показателей у старшеклассников.// Вопросы экспериментальной и прикладной психологии. JL: ЛГУ, 1980. -С. 180−188.
  28. В. П., Тюрин Т. Т. Половые различия в психике человека. // Наука и техника. Рига, 1980. — № 10. — С. 16−19.
  29. Е.В. Национально-психологические особенности проявления любознательности учащихся: Автореф.дисс.канд. психол. наук.- Барнаул, 2001.
  30. Е.В., Гусева Т. А. К проблеме развития любознательности школьников// Материалы Всероссийской научно практической конференции «Становление личности на современном этапе». Т.2.- Бийск НИЦ БПГУ, 2001.-С. 45−52.
  31. Т.Ф. Типологический анализ произвольных действий в структуре целостной индивидуальности.- М., 1994.
  32. Е.Н. Исследование генезиса волевого действия: Автореф. Дисс.канд. психол. наук. М., 1979.
  33. О.Б. Психолого-педагогические основы самовоспитания настойчивости в студенческом возрасте: Дисс. канд. психол. наук. М., 1992. — 185 с.
  34. И.В. Проблема целостности в марксистской философии. М.: Наука, 1963. — 98 с.
  35. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
  36. Л.И. Познавательные интересы и пути их ихучения. АПН РСФСР.-№−73, 1955.
  37. Л.И. Психологический анализ условий формирования и строения и развития личности. М., 1981.-С. 257−283.
  38. Р., Шилле Г. Родителям о половом воспитании. / Пер. с нем. -М.: Педагогика, 1979.-77 с.
  39. Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. М.: Педагогика, 1990. — 144 с.
  40. Д.М. Роль возбуждения и торможения всексуальной дифференциации когнитивных способностей. // Психологический обзор. -1968.-№ 1.-С. 23−50.
  41. Буравцова J1.B. Проявление полового диморфизма к экстремальных условиях деятельности: Автореф. дисс. канд. психол. наук. Л., 1975. -23с.
  42. Н.Н. Межполовые различия в психологическом проявлении настойчивости девушек и юношей: Дис.канд. пс. Наук. М. 1996 120 с.
  43. В.М. Влияние особенностей личности на половые взаимоотношения в юношеском возрасте: Дисс. канд. психол. наук. Л., 1985.-146с.
  44. Л.А. К анализу условий возникновения интеллектуальных эмоций. // Психологические исследования интеллектуальной деятельности.- М., 1979.- С. 55−62.
  45. Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития // Вопрос психологии. 1972. — № 2. — С. 114−123
  46. А.И. Возрастная динамика волевой активности и методы ее изучения: Дисс. док. психол. наук.-М., 1982.- 432 с.
  47. О.А. Чувство вины у работающих женщин.//-Вопросы психологии, — 1998.-№ 4.- С. 65.
  48. В.А. Роль полов в передаче и преобразовании генетической информации. // Проблемы передачи информации, Т. 1. — Вып. 1. — М., 1965.-С. 105−112.
  49. В.А., Кособутский В. И. Природа обратной связи, регулирующей пол. // Генетика, 1969. Т. 5. — № 6. — С. 119−126.
  50. Т., Босс П. Отношения мужчин и женщин в браке // Семья на пороге третьего тысячелетия// Гл. ред. А. И. Антонов. М., 1995.
  51. Т., Босс П. Женщина на работе. Конфликты и стрессы: умение их преодолевать. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
  52. Т.А. Влияния стиля понимания на особенности проявления любознательности личности. Дисс—канд. психол. наук.-Новосибирск, 1998.-158 с.
  53. М.Д. Некоторые результаты экспериментального исследования интеллектуальных характеристик взрослого человека с учётом возрастно половых и индивидуально -типологических характеристик. // Человек и общество. — 1976. — С.145 — 149.
  54. Е.А. К проблеме тендерных исследований в психологии // Гуманизация образования в контексте системного подхода: Труды 2-й Всероссийской научно-практической конференции (Бийск, 15−16 апреля 2005 г.):
  55. Бийск РИО БПГУ им. В. М. Шукшина, 2005.-С.31−33.
  56. Н.В. Пути исследования мотивации в когнитивной психологии: Сравнительный анализ. // Вопр. психол. 1985. — № 5. — С. 162−168.
  57. Р.В. Сравнительный анализ психологической структуры организованности студентов пед.ВУЗа и опытных учителей: дисс. к.п. наук. М. 1999.-133 с.
  58. JI.B. Связь динамических качеств активности и саморегуляции поведения и деятельности человека. // Психология и психофизиология индивидуальных различий в активности исаморегуляции поведения человека.-Свердловск, 1982.- С. 35−44.
  59. А.В. Формирование общественной направленности личности в школьном возрасте. М.: МГУ. — 199с.
  60. В.А. Психологические механизмы волевойрегуляции. М., 1991.
  61. Изучение мотивации поведения детей и подростков. / Под ред. Л. И. Божович. М., 1972. — 351 с. 142.
  62. B.C. Формирование личности школьников. Целостный процесс. М.: Педагогика, 1984. — 144 с. 143.
  63. Т.А. Структурно-системный подход в обучении.-М.: Знание, 1972.-72с.
  64. Т.А. Структурно-системный подход к исследованию педагогических явлений // Результаты новых исследований в педагогике.-М., 1977.-С. 3−18.
  65. Д.Н., Каган В. Е. Половое воспитание детей. М.: Медицина, 1988.- 156с.
  66. Д.Н., Каган В. Е. Половое воспитание и психология пола у детей. Л.: Медицина, 1980. — 184 с.
  67. Д.И., Каган В. Е. Психогигиена пола у детей: Руководство для врачей. Л.: Медицина, 1986.
  68. В. Воспитателю о сексологии. М., 1991.
  69. В.Е. Стереотипы мужественности — женственности и «образ Я» у подростков. // Вопр. психологии. 1989.-№ 3.
  70. Ю.В. Роль ответственности в усвоении иностранного языка у студентов ОЗО: Автореф.дисс.канд. псих, наук.-Новосибирск 2005.- 17с.
  71. Д.В. Беседы о половом воспитании. М.: Педагогика, 1980. -192с.
  72. Д.В. Беседы о половом воспитании. М.: Педагогика, 1988. -190с.
  73. Д.В., Сельверова Н. Б. Физиолого-педагогические аспекты полового созревания. М.: Педагогика, 1978. — С. 224.
  74. Т.Е. Методы нравственного воспитания.//
  75. Педагогика. М.: Просвещение. 1966. — С.120−136.
  76. Кон И.С. В поисках себя: личность и самосознания.- М.: Политиздат, 1984.-3 35с
  77. Кон И. С. Психология половых различий //Вопросы психологии.- 1981. № 2.- С. 47−57
  78. Кон И. С. Психология ранней юности, М., 1989.
  79. О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М., 1980.
  80. Конопкин О. А, Прыгин Г. С. Связь учебной успеваемости студентов с индивидуально-типическими особенностями их саморегуляции // Вопр. психол. 1984. № 3.
  81. О.А. Функциональная структура саморегуляции деятельности и поведения // Психология личности всоциалистическом обществе: активность и развитие личности. М., 1989.
  82. О.А., Моросанова В. И. Стилевые особенности саморегуляции деятельности // Вопр. психол. 1989. № 5.
  83. И.В. Воспитание организованности подростков в учебно познавательной деятельности: Дисс. к. псих. наук. -Липецк. 1999. — 117с.
  84. Ф.Ф. Системный подход и возможности егоприменения в пед. исследованиях // Сов. Педагогика, 1970. — № 8. С. 1 — 3 — 115.
  85. А.И. Об изучении и формировании базовых свойств личности студента. // Студент на пороге XXI века. М.: УДН, 1990.- С. 31−38.
  86. А.И. Психологические проблемы исследования активности человека. //Вопр. психол. 1984. — № 3. — С. 25−33.
  87. А.И. Психологические проблемы целостногоанализа личности и ее базовых свойств.// Психолого-педагогические проблемы формирования личности в учебной деятельности. М.: УДН, 1988. -С. 28−39.
  88. А.И. Психофизиологический анализ индивидуальных различий активности личности. Свердловск: СГПИ, 1983. — 72 с.
  89. А.И. Целостно-функциональный анализ индивидуальных проявлений общительности студентов.// Психолого-педагогические проблемы учебно-воспитательного процесса в высшей школе на современном этапе. М: УДН, 1986. — С. 92−102.
  90. А.И. Целостно-функциональный подход к изучению свойств личности. // Системные исследования свойств личности. М.: УДН, 1994.-С. 9−23.
  91. А.И., Жемчугова JI.B. Исследование индивидуальных различий в динамических характеристиках общительности старших школьников. //Вопросы психофизиологии активности и саморегцляции личности.- Свердловск: СГПИ, 1978.-С. 63−69.
  92. А.И., Пономарева И. А. Целостный подход к изучению психологических проявлений настойчивости. Депон. в НИИВО. № 142−93 от 04.06.93.-8 с.
  93. С.И. Полоролевые особенности психологической структуры любознательности.// Материалы 1-й Всероссийской научной конференции по психологии Российскогопсихологического общества «Психология сегодня». М., 1996, Т.2. Вып.4, С.23−24.
  94. С.И. Половозрастные и национально этнические аспекты любознательности Дис.док. пс. наук.- Новосибирск 1999.- 257.
  95. С.И. Проблемы развития любознательности и других свойств личности.// Логика социокультурной эволюции: Материалы межвузовской научной конференции. Бийск: НИЦ БиГПИ, 1996. С. 71−77.
  96. С.И. Психология любознательности: теоретические и прикладные аспекты. Монография. Бийск: НИЦ БиГПИ. 1999. С.25−27.
  97. С.И. Некоторые аспекты исследования свойств личности.//Теоретические и прикладные аспекты становления психологической службы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции: Бийск: НИЦ БиГПИ.- 1997.
  98. Т.Г. Развитие проблемы половой дифференциации в отечественной и зарубежной детской психологии: Дисс.канд. психол. наук.-М., 1983.-160с.
  99. И.А. Индивидуальные особенности ответственности личности учителя. //Формирование и развитие личности. М.:
  100. Ин-т молодёжи, 1993. -С. 32−33.
  101. Куц В.А. Социально-психологические различия между мужчинами и женщинами в ценностно-мотивационных аспектах становления брачных отношений: Дисс. канд. психол. наук.-Л., 1976. 228 с.
  102. А. Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.-584 с.
  103. А.Н. Проблемы развития психологии. М., 1972.— С. 575 с.
  104. Н.Д. Вопросы психологии характера. 2-е изд. — М. Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1956. — 367с.
  105. Н.Д. Отчего возникают недостатки в характере школьников и как их исправить. М.: Изд. АПН РСФСР, 1961. — 84с.
  106. Н.С. Умственные способности и возраст. М.: Издательство «Педагогика», 1971. 279 с.
  107. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1968. — 403с.
  108. В.Ф. О системном подходе в психологии // Вопросы психологии. 1975. — № 2. — С. 31−45.
  109. В.И. Целостный подход к формированию познавательной активности школьников: Дисс.канд. пед. наук. Харьков, 1990. — 357 с.
  110. В.И. Целостный подход к формированию познавательной активности: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Тбилиси, 1990. — 38 с.
  111. А.С. Методика формирования самоконтроля у учащихся в процессе учебных занятий М.: МОПИ, 1973. -138 с.
  112. А.С. Книга для родителей. Лекции о воспитании детей. М.: Правда, 1985. — 448с.: ил.
  113. Т.Н. Воспитание социальной активности старших школьников. — Л.: ЛГУ, 1973. 190с.
  114. Е. Б. Равенство возможностей в сфере занятости или «защитные меры». Женщины перед лицом выбора //
  115. Женщины и социальная политика (тендерный аспект) / Под. ред. З. А. Хоткиной. М., 1992. С. 23−46.
  116. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. — 256 с.
  117. B.C. Проблема интегрального исследования индивидуальности человека. //Психол. журн.-1980.Т.1.-№ 1.-С. 5*8−71.
  118. М.М. Проблемное обучение.- М.: Просвещение, 1975. -242 с.
  119. Е.С. Некоторые данные об отношении детей подросткового возраста к различным положительным качествам личности // Вопросы психологии.—1968.-№ 2.-С. 127 -140.
  120. М.А. Типы саморегуляции и индивидуальные различия в речевой деятельности студентов: Автореф. дис.канд. психол. наук. М., 1992.-21с.
  121. В. Н. Личность и отношения человека // Проблемы личности. М., 1969.-С. 63−74.
  122. Никольской. //Под ред. Н. Д. Виноградова. М.: Издание товарищества Мир, 1919.-206с.
  123. В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: Наука, 1976. — 336 с.
  124. Н.И. Системный подход и задачи психологического исследования. //Опыт системного исследования психики ребенка. М., 1975.-Гл. 1.
  125. С.А. Национальность и дети //Нации разные, но мир един.- М.: Ассоциация журналистов «Культура России», международная Ассоциация развития и коррекции межнациональных отношений, 1992.- С.49−50.
  126. Пан JI.M. О системном подходе в методологических исследованиях // Сов. педагогика. 1973. — № 4. — С. 71−80.
  127. А.В. Индивид и его потребность быть личностью. // Вопр. филос. 1984. — № 3. — С. 44−53.
  128. А.В. Личность в психологии с позиций системного подхода. //Вопр. психол. 1981.- № 1.- С. 57−66.
  129. Н.В. Генезис половой индентификации в дошкольном возрасте: Дисс. канд. психол. наук. М., 1985.-173 с.
  130. Н.Ф. Условия формирования организованного поведения школьников при выполнении режима в школе-интернате. // Вопросы психологии личности школьника // Под ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежиной. М.: Изд-во
  131. АПН РСФСР, 1961. С. 358−385.
  132. Л.Б. Проблемы самореализации одарённых женщин. // Вопр. психологии.- 96.-№ 2.- С. 31.
  133. В.Л. Роль и развитие интеллектуальных чувств в познавательной деятельности личности: Дисс.канд. пед.наук. Киев, 1969.-242с.
  134. И.А. Индивидуальные особенности настойчивости личности студентов //Форимирование и развитие личности. М.: Институт молодежи, 1993.- С.36−38.
  135. И.А. Индивидуально-типические особенности настойчивости и пути их гармонизации . Дисс.канд.психол.наук. М., 1994.-146 с.
  136. В.Н. Факторный анализ динамических проявлений активности в волевой сфере.// Психология и психофизиология индивидуальных различий в активности и саморегуляцииповедения человека. Свердловск, 1982. — С. 84−86.
  137. Психология современного подростка. // Под ред. Д. И. Фельдштейна. М., 1987.-237с.
  138. Н.К. Тендерные исследования. // Вопр. психологии.-1999. №−2.-с.22 — 26.
  139. РадинаН.К.Развитие самопринятия у детей, воспитывающихся в условиях закрытых детских учреждений: Автореф. канд. дис. М., 1995.
  140. И.В. Особенности половой идентичности. // 1997.-№−4.-С39.
  141. Н.И. Психология личности. М.: УДН, 1987.-200 с
  142. М. М. Половое воспитание с точки зрения интересов культуры. М.-Л., 1926. — 126 с.
  143. П.А. Воля и волевые действия // Психология.-М., 1974.
  144. A.M. Половое воспитание детей // Вопр. психологии. -1980. №−1.-С. 172−174.
  145. В.И. Волевая регуляция активности личности. // Психол. журн. 1982. — Т. 3. — № 4. — С. 14−25.
  146. В.И. Полоролевая дифференциация брачно-семейных ориентаций старшеклассников: Афтореф. дис. канд. психол. наук. Минск, 1990. — 22 с.
  147. .Н. Воля // Психология. М., 1984.
  148. B.C., Емельянов Г. А. Ценностные ориентациишкольников Тувы // Ценностно-нормативные ориентации старшеклссников. Труды по социологии образования. Т. 3. Вып. 4. М.: Центр Социологии образования РАО, 1995.- С. 64−98.
  149. Ю.П. Системный анализ воспитания школьников. -М.: Педагогика, 1986.-136 с.
  150. Ю.П. Социально психологические основы организованности коллектива школьников и студентов. — Курск, 1986.- 117 с.
  151. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. — М.: Просвещение, 1976. 159 с.
  152. Е.Е., Казанцева О. А. Теоретико-методологические подходы исследования базовых свойств личности // Сборник статей «Классика и модернизм в научной мысли» составлен на материалах международной конференции.- Новосибирск, 2005. с 103−108.
  153. М. Женщины в составе экономически активного населения // Женщины в реформируемой экономике. М., 1995. С. 30−40.
  154. Н.В. Психологическая структура и типы реализации инициативности личности и предпринимателя: Автореф.
  155. Дисс.канд. психол. наук. М., 1993. — 20 с.
  156. Л.И. Организаторские способности и их развитие. // Учен, написки / Курск, пед. ин.-т, 1967. Вып.21.
  157. Д.И. Психологические аспекты изучения современного подростка // Вопросы психологии.- 1983. № 1.- С. 17−28.
  158. Д.И. Психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1985. — № 6. -С. 26−27.
  159. Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М.: Педагогика, 1989. — 208 с.
  160. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту //Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Педагогика, 1987.-182с.
  161. А. Темперамент и характер. М., 1896. — 343 с.
  162. А.Г. Вопросы полового воспитания // Сов. педагогика. 1970. -№−3.-С. 95−106.
  163. И.Ф. Активизация учения школьников. Минск, 1970.- 198 с.
  164. X. Мотивация и деятельность. М.: Педагогика, 1986. — Т.1. — 407с.-Т.2.-390с.
  165. Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982. — 208 с.
  166. С.Г. Учебник в системе средств обучения // Проблемы школьного учебника. Вып. 4. М.: Просвещение, 1976. — С. 21−32.
  167. Ю.Ж. Психологические особенности ценностных ориентации девочек и мальчиков подросткового возраста: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1993.-24 с.
  168. JI.B. Проявление любознательности младших школьников с различным уровнем развития творческого мышления: Автореф. Дисс.канд. психол. наук. Новосибирск, 2004.-23 с.
  169. В. Воля и привычка: Чем мы можем помочь подростку?// Семья и школа. 1986.-№ 10. — С.27 — 28.
  170. В. С. Об индивидуальном подходе в воспитании волевых привычек. М.: Знание, 1986.- 80 с.
  171. Т.И. Образы мужчина женщин в сознанииподростков // Вопр. психол. 1985.№ 3. С. 84—-90.
  172. Т.И. Формирование психологического пола // Формирование личности в переходный период: От подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1987. С. 130—146.
  173. П.М. Психология Чувств и мотивации / Под ред. Е. М. Борисовой. М.: Изд-во «Институт практическойпсихологии" — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. -304с.
  174. С.Г. Изучение организованности школьника в учебной работе // Вопросы психологии личности школьника / Под ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежиной. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.- С. 333−357.
  175. С.Г., Прокина Н. Ф. Организованность и условия ее формирования у младших школьников (Экспериментальное исследование). -М.: Просвещение, 1967.- 175с.
  176. С.Г. О формировании у младших школьников умения работать без отвлечений //Вопросы психологии. -1959. № 2. — С.77−82.
  177. Anastasi A. Differential Psychology. New York, 1965.
  178. Baldwin A. L. Theories of child Development. N. Y., London, Sydney. John Wiky and Sons. 1867- 618p.
  179. Berger P. Human Shape of work Studies in The Sociology of Occupations. N. Y., Macmillan, 1864.- 249p.
  180. Bromley D. B. The Psychology of Human Ageing. Penguin Boks, England, 1966 336.
  181. Buhler C. Das Seelenleben des Jujendlichen. Vena, 1927, — 240s.
  182. Buhler Ch. Der menschliche Lebeuslauf als Pszchologi- ches problem. Leipyig, 1833.-210s.
  183. Cordon M. M. Can Socide seituce help resolve national problems?-N. Y., L. 1871 ,-217p
  184. Karlins M., Coffman F. L., Walsters L. On the fading of so lide Sterotypes- Studies in three generations of college Students // Journal of Personality and Sogide Psychology. -1969
  185. Kerr M. An Experimental investijation of national Stereotypes // Socilogical Review.-1843
  186. Koller W. Dynamis in Psychology.4., 1840,-264p.
  187. Kossakomski A. Uber die Psychischen Verduderungen in der Pubertat. Berlin, 1865.-181p.
  188. LaY Sing. Sex rolle orientation and domains of selfesstreem.//Sex Rolles. 1989.V.21/.P. 4−15.
  189. L. Ecner R. Le Cocert de soi,. P., PVF, 1978, — 128p. 382. Lioyd B, and Archer F. «Exploring sex differences», London, 1976.
  190. Mandster J., Havinghurst R. I. Cross-. National Besearch- Solide Psychological Methods and Problems.-Boston.- 1872.191. Massodi E. E. and Jacklin C. N. The Psychology of sex differences. Stanford, California, 1974.
  191. Maxtupw. W. Look E A. Sex- role preferenses in 3 and 4 jerr old children. Ln. Consult Psychol, 1980, 27p
  192. Massodi E. E., ed. The development of sex differences.
  193. Stanford, CalifrStanford University Press, 1966.
  194. Schofield M. The Sexude behavior of the youus Peopls. London, 1868.
  195. P. C. «Feminized Male» New-York, 1969.
  196. Matlin M. M. The psychology of women. New- York, 1987.
  197. Mead M. Sex and temperament in three primitive societes. New York: Morrow.
  198. Mebride A.B. Mental health effects of women’s multiple roles. American Psychologist. New York, 1990.-384p.
Заполнить форму текущей работой