Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Социально-психологические условия продуктивного личностно-профессионального становления социального работника

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В рамках диссертационной работы выяснилось, что научно-практическое значение проблемы продуктивного личностно-профессионального становления будущих социальных работников в высшей профессиональной школе обусловлено необходимостью конструктивно направить этот процесс в русло оптимизирования личности будущего социального работника и всей системы личностно-профессионального становления будущих… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ СУБЪЕКТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
    • 1. 1. Теоретико-методологические аспекты познания личностно-профессионального становления субъекта деятельности
    • 1. 2. Модель, алгоритм и технология продуктивного личностно-профессионального становления специалиста в вузе
    • 1. 3. Критерии, показатели и уровни продуктивного личностнопрофессионального становления социального работника в рамках вуза
  • Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОДУКТИВНОГО ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ В ВУЗЕ
    • 2. 1. Методика, организация и процедура экспериментального исследования
    • 2. 2. Анализ возможностей системы личностно-профессионального становления в вузе
    • 2. 3. Исследование динамики личностно-профессионального становления будущих социальных работников
    • 2. 4. Активизация социально-психологического сопровождения образовательной деятельности в вузе

Социально-психологические условия продуктивного личностно-профессионального становления социального работника (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования определяется тем, что в условиях социально-экономических реформ, сопровождаемых непрекращающимся системным кризисом в стране, особенно остро ощущается потребность в высококвалифицированных, компетентных специалистах по социальной работе, от деятельности которых существенно зависит социальная стабильность в обществе. Миссия социальных работников определяется уровнем их личностно-профессионального становления. От социального работника на современном этапе развития общества требуется не просто использование полученных в высшем учебном заведении знаний, умений, навыков, но и готовность к творческому саморазвитию как в профессиональном, так и в личностном плане.

Социальная работа, как системная совокупность требований, предъявляемых к социальному работнику, охватывает комплекс конкретных практических действий при оказании правовой, экономической, психологической помощи социально-незащищенным, социально дезадаптированным людям (инвалидам и их семьям, мигрантам, беженцам, людям с отклоняющимся поведением, жертвам насилия, безработным, бездомным, женщинам, детям, молодежи, пожилым и др.).

Именно отсюда возникает необходимость уделять чрезвычайно важное внимание личностно-профессиональному становлению специалистов по социальной работе, в силу их сегодняшней востребованности и ответственности, которую возлагает на них современное общество.

Таким образом, социальная значимость профессиональной деятельности социального работника, повышение его влияния на развитие самосознания конкретной личности, общества, человечества, вызывает необходимость анализа имеющегося практического опыта и изучения теоретических и прикладных основ развития личности самого социального работника, а также выявления новых социально-психологических условий его продуктивного личностнопрофессионального становления как профессионала-практика. Все это указывает на практическую востребованность темы настоящего исследования.

Состояние научной разработанности проблемы. Проблема целевой подготовки специалистов в сфере социальной работы активно обсуждается отечественными и зарубежными исследователями (A.A. Деркач, В. П. Захаров, И. А. Зимняя, В. И. Жуков, Е. А. Климов, И. М. Лаврененко, А. К. Маркова, H.A. Рыбакова, М. В. Фирсов, Н. Б. Шмелева, Д. СГКоннор, К. Роджерс, Д. Сеймор, В. Стайр, и др.).

В свете развития этих исследований большое значение приобретает разработка содержательно-методического обеспечения личностно-профессионального становления будущего социального работника к профессионализму, концепции профессионального роста в процессе целевой подготовки и целостного развития зрелой личности как профессионала. Основой этого может выступить, широко развиваемый в последние годы, социально-психологический подход (Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, О. С. Анисимов, A.A. Бодалев, A.A. Деркач, A.C. Гусева, В. Г. Зазыкин, Н. В. Кузьмина, Л. Г. Лаптев, И. Н. Семенов, Е. А. Петрова, А. П. Ситников, Е. А. Яблокова и др.). Полагаем, что именно такой подход позволит развить в личности социального работника новые для него качества «профессионального Я» на основе предварительно сформулированных критериев оценки уровня профессионализма и продуктивности деятельности.

Диссертационное исследование показало, что на социального работника возлагается особая миссия, выполнить которую он может только при условии формирования особых личностных качеств. Богатство его личности приобретает общественную значимость, становится условием развития как производственных, так и социальных отношений. Будущий социальный работник должен быть достаточно развитым в интеллектуальном, нравственном, коммуникативном, эмоциональном, рефлексивном и волевом планах. С этой точки зрения, процесс продуктивного личностно-профессионального становления будущего социального работника, требует реализации ряда объективных (социальные, экономические, социально-психологические, материальные), субъективных (мотивация, направленность, цель) и субъективно-объективных условий (совместимость, конфронтация, организация педагогического процесса и стиль деятельности).

Все это требует разработки целостной системы целевой подготовки социальных работников в условиях современной отечественной высшей профессиональной школы.

Цель исследования: выявить особенности профессиональной деятельности социальных работников и социально-психологические условия их продуктивного личностно-профессионального становления в вузе.

Объект исследования: развивающаяся личность социального работника как субъекта профессиональной деятельности.

Предмет исследования: процесс продуктивного личностно-профессионального становления социального работника в вузе.

Гипотеза исследования. Продуктивное личностно-профессиональное становление социального работника в вузе возможно в рамках эффективных моделей, алгоритма и технологии при создании для этого необходимых социально-психологических условий в вузе. При таком подходе требуется мониторинговое социально-психологическое сопровождение личностно-профессионального становления социального работника на протяжении всех этапов обучения в вузе на основе реализации комплексной программы целевой направленности и системного использования диагностических, развивающих и психокоррекционных средств.

Для достижения цели исследования решались следующие задачи:

1. Провести теоретико-методологический анализ состояния научной разработанности проблемы профессиональной деятельности социального работника и выявить социально-психологические характеристики его личностно-профессионального становления в вузе.

2. Обосновать социально-психологическую архитектонику, включающую модель, алгоритм, технологию, критерии, показатели и уровни продуктивного личностно-профессионального становления специалиста в процессе обучения в вузе.

3. Разработать и реализовать в ходе экспериментальной работы коррекционно-развивающую программу целевой направленности и методику личностно-профессионального становления в вузе на основе реализации процессного подхода.

4. Выявить основные социально-психологические условия продуктивного личностно-профессионального становления будущего социального работника в вузе и сформулировать практические рекомендации по повышению творческой активности субъектов этого процесса.

Теоретико-методологической основой исследования выступают фундаментальные положения и выводы о всеобщей связи, взаимообусловленности, развитии и целостности явлений реального мирасистемный и деятельностный подходы (П.К. Анохин, Н. В. Кузьмина, В. И. Садовский, А.И. Уемов) — ведущие принципы социальной психологии — принцип развития, системности, комплексности, активности (К.А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, A.A. Бодалев, JI.C. Выготский, Б. Ф. Ломов, С. Л. Рубинштейн и др.) — принципы общения, отношений, деятельности (Г.М. Андреева, А. А. Бодалев, А. Н. Леонтьев, В. Н. Мясищев, Д. Н. Узнадзе, и др.) — принципы активизации резервных возможностей человека (К. Роджерс, В. Франкл, Г. Лозанов, Г. А. Китайгородская, В.В. Петрусинский).

В качестве основных методов исследования применялись методы экспертного оценивания, анкетирования, наблюдения, естественный эксперимент. Применялись: тестовая методика определения установок личности О. Ф. Потемкиной, методика «ценностные ориентации» М. Рокича, ориентационная анкета определения направленности личности Б. Басса, методика исследования самооценки А. Будасси, социометрический метод. Использовались различные опросные методики, ориентированные на выявление результатов обучения в условиях психотехнологического комплекса целевого направления, дневниковые записи, методики выявления динамики отношений и психологического климата в учебно-тренировочных группах.

Эмпирическая база исследования. В эмпирических исследованиях использованы результаты, полученные автором в ходе специально организованной исследовательско-экспериментальной работы, обучения и психологического консультирования. В диссертации использованы данные статистических материалов. Объем экспериментальной выборки — 472 человека.

Исследование проводилось в период с 2001 по 2005 г. г. в вузах, центрах психологической и социальной помощи, центрах переподготовки специалистов.

Надежность и достоверность результатов проведенного исследования обеспечивается обоснованностью исходных методологических позиций, комплексным использованием методов, применением апробированного инструментария проведения социально-психологического исследования, репрезентативностью объема выборок, статистической значимостью экспериментальных данных, их проверкой и апробацией в практике высших образовательных учреждений.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна:

1. Проведен теоретико-методологический анализ профессиональной деятельности социального работника, которая представлена как ведущая детерминанта, обусловливающая содержание и особенности его личностно-профессионального становления в вузе.

Доказательно представлены структурные и функциональные элементы личностно-профессионального становления социального работника в вузе как особый вид познавательно-развивающей деятельности. Структурными элементами данной деятельности являются: студент вуза, как субъект личностно-профессионального становленияобразовательная система вузаусловия и факторы, определяющие продуктивность личностно-профессионального становления будущего социального работника. Функциональные компоненты находят своё отражение в структуре её знаний, умений, навыков, профессиональных позиций, акмеологических инвариантов и представлены как совокупность взаимосвязанных гностической, прогностической, организационно-деятельностной, коммуникативной и социально-психологической функций.

2. Обоснована социально-психологическая архитектоника, которая объединила: модель, как основной замысел и структурированное социально-психологическое основание продуктивного личностно-профессионального становления социального работника в вузеалгоритм, представленный в виде системы социально-психологических, нормативных и других требований, определяющих продуктивную организацию личностно-профессионального становления студентовтехнологию, рассматриваемую, как стратегия, тактика и техника использования сил, средств и методов личностно-профессионального становления социального работника в вузекритерии, показатели и уровни личностно-профессионального становления специалиста в процессе обучения в вузе, как оценочное основание для определения его продуктивности.

3. Разработана и реализована в экспериментальной работе коррекционно-развивающая программа целевой направленности и методика личностно-профессионального становления будущего социального работника в вузе, которые на основе задействования процессного подхода обеспечили системное привлечение творческого потенциала обучаемого и ресурса высшего учебного заведения.

4. Выявлены наиболее актуальные социально-психологические условия продуктивного личностно-профессионального становления социального работника в вузе, основные из которых представлены в: наличии социально-психологической архитектоникипроявлении познавательного интереса и мотивации личностно-профессионального становлениясистемной организации социально-психологического сопровождения образовательного процесса в вузе. Для реализации выделенных условий сформулированы практические рекомендации по развитию творческой активности субъектов этого процесса.

Теоретическая значимость. Впервые проведен системный теоретико-методологический анализ проблемы профессиональной деятельности социального работника как основной детерминанты его личностно-профессионального становления в вузе и выявлены социально-психологические характеристики данного процесса. Доказательно представлена социально-психологическая архитектоника, включающая модель, алгоритм, технологию, критерии, показатели и уровни продуктивного личностно-профессионального становления специалиста в процессе обучения в вузе. В научный оборот введены новые экспериментальные данные, которые раскрывают особенности и возможности личностнопрофессионального становления в вузе на основе реализации процессного подхода. Дана системная характеристика основных социально-психологических условий продуктивного личностно-профессионального становления будущего социального работника в вузе и научно обоснованы авторские рекомендации по повышению творческой активности субъектов этого процесса.

Практическая значимость. Результаты исследования могут стать теоретико-методологическим основанием для решения широкого диапазона практической организации личностно-профессионального становления социальных работников в вузе. В частности, разработанная социально-психологическая архитектоника личностно-профессионального становления, коррекционно-развивающая программа целевой направленности, учебно-методические материалы и рекомендации полезны для организации практической деятельности вузов при решении таких практических задач, как: составление акмеограмм и квалификационных характеристик, проведение текущих и итоговой аттестаций будущих социальных работниковконсультирование субъектов личностно-профессионального становленияпостроение программ самосовершенствования и учебных планов переподготовки и повышения квалификации социальных работников.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения исследования, теоретические и экспериментальные данные нашли свое отражение в научных докладах, статьях и тезисах, изложенных автором на международных конгрессах, всероссийских и межвузовских научно-практических конференциях: Межвузовский брифинг «Проблемы акмеологического «Альфа» и «Омега» (Москва, 2003 г.) — Международная конференция «Проблемы творческого развития личности в XXI веке» (Ульяновск 2003 г.) — Третьи годичные чтения Гуманитарного факультета Российского государственного социального университета (РГСУ) «Актуальные проблемы гуманизации современного социального образования» (2004 г.) — Межфакультетская научно-педагогическая конференция РГСУ «Проблемы и направления реализации Концепции развития социального образования в РГСУ» (2004 г.). Полученные научные результаты обсуждались на заседаниях кафедры политологии и политической психологии РГСУ в 2003, 2004, 2005 гг.

Теоретические и экспериментальные данные нашли свою реализацию в системе управления, при диагностике и аттестации выпускников — социальных работников в высших учебных заведениях социального профиля — РГСУ, Московского государственного института (МГИ) им. Е. Р. Дашковой, Уральского государственного университета (УрГУ) г. Екатеринбург. Материалы исследования составили основу спецкурса «Основные направления эффективного обучения социальных работников» (26 час.) и «Основы коррекционно-развивающей программы целевой подготовки социальных работников» (16 час.). Материалы диссертационного исследования отражены в 12 публикациях автора, они апробированы и широко применяются в собственной практике автора.

Положения, выносимые на защиту:

1. Личностно-профессиональное становление социального работника в вузе раскрывается как целенаправленный процесс достижения личностной зрелости и профессиональной компетентности его, как личности, субъекта социальной работы и индивидуальности на основе развития и задействования своих способностей и возможностей. С одной стороны, этот процесс проявляется как целенаправленная деятельность обучаемого, а с другой, — как совокупная деятельность вуза по реализации образовательных функций. Его целью выступает повышение уровня фундаментальной теоретической подготовки, овладение системой практических умений, навыков и профессиональных позиций, расширяющих сферу «Я-профессиональное» в контексте общей культуры и способствующее продуктивной реализации индивидного, личностного и субьектно-деятельностного потенциала будущего социального работника.

2. Системная архитектоника продуктивного личностно-профессионального становления социального работника в вузе включает модель, технологию, алгоритм и критериальное основание оценки продуктивности этого процесса. В модели в качестве основного субъекта выступает будущий социальный работник, для которого объектом является собственный творческий потенциал, развиваемый на основе субъектно-деятельностного подхода.

Коррекционно-развивающая программа целевой направленности личностно-профессионального становления социального работника включает четыре взаимосвязанных подсистемы — обучение, развитие, контроль и оптимизацию и базируется на: междисциплинарном подходе к исследованию данного процесса, моделировании коррекционно-развивающей программы целевой направленности, развития личностно и профессионально важных качеств, ценностных ориентаций, установок, знаний, умений и навыков личности будущего социального работникаподборе продуктивных исследовательско-развивающих психотехнологий и их системном использовании для самопознания, развития мотивации личностно-профессионапьного роста, гармоничного развития, психокоррекции и самосовершенствования личностивыявлении условий и факторов, обеспечивающих оптимизацию процесса личностно-профессионального становления будущих социальных работников в вузе.

3. Критериальное оценочное основание включает систему критериев, показателей и уровней, с помощью которых осуществляется оценка продуктивности личностно-профессионального становления социального работника в вузе.

Совокупность критериев и показателей обеспечивает всестороннюю оценку реальных результатов личностно-профессионального становления социального работника в вузе и выявление уровней продуктивности данной деятельности. При оценивании учитываются следующие взаимосвязанные признаки: содержательный, включающий знания теории, методологии и технологии социальной работы, а также отношения, установки и ценностные ориентацииэмоционально-рефлексивный, предполагающий умение отражать, анализировать, сопереживать ситуацию, проявлять социально-психологическую устойчивость в профессиональной деятельностидеятелъностно-коммуникативный, отражающий функциональную сторону личностно-профессионального становления социального работника в вузе.

Высокий уровень обеспечивает оптимальное развитие творческого потенциала и системное участие студента в учебно-воспитательном процессе и самосовершенствовании. При этом устойчивая познавательная мотивация определяет: профессиональную направленность, высокую активность и оптимальный стиль учебно-познавательной деятельности. Средний уровень обеспечивает стабильное и устойчивое повышение профессиональной компетентности и общей культуры в вузе, а также формирование явно выраженной мотивации личностно-профессионального становления и деятельности. Низкий уровень позволяет только частично решать задачи личностно-профессионального становления, не дает возможности развивать устойчивую познавательную мотивацию учебной деятельности и самосовершенствования, не побуждает к преодолению несоответствия уровня личностно-профессионального становления и требований к профессиональной деятельности социального работника.

4. Продуктивность процесса личностно-профессионального становления будущего социального работника в вузе зависит от учета таких основных социально-психологических условий, как: общественная потребность в профессионализме социального работника и достаточно высоком статусе и престиже социального работниканаличие социально-психологической архитектоники продуктивного личностно-профессионального становления и оптимизации всех ее компонентовмониторинговое социально-психологическое сопровождение образовательной деятельности в вузе. Социальнопсихологическое сопровождение личностно-профессионального становления будущего социального работника способствует повышению его продуктивности и включает систему социально-психологических мер по психодиагностике, коррекционно-развивающих и консультационных групповых и индивидуальных действий.

Методические рекомендации позволяют внедрять в практику личностно-профессионального становления социального работника в вузе полученные теоретические и прикладные результаты и направлены на: совершенствование исследовательско-развивающей технологии в системе личностно-профессионального становления социального работника в вузеповышение роли вуза в личностно-профессиональном становлении социального работника на основе оптимизации образовательной деятельности вузасоздание условий для более продуктивной организации личностно-профессионального становления социального работника и прогнозирование перспектив в его личностно-профессиональном росте для обеспечения дальнейшей индивидуальной карьеры.

Структура диссертации. Цели и задачи исследования определили логику изложения материала и общую структуру работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 241 наименований и приложений. Основной текст диссертации изложен на 207 страницах, содержит 11 рисунков и 19 таблиц.

Результаты исследования позволили разработать практические рекомендации по продуктивности личностно-профессионального становления будущего социального работника, направленные на:

• диагностику и анализ степени сформированности профессионально важных качеств в личности будущего специалиста;

• повышение эффективности его будущей профессиональной деятельности;

• прогноз дальнейшей индивидуальной карьеры и перспектив личностно-профессионального роста социального работника.

В целом, проведенная работа показала необходимость продолжения серии подобных исследований и наметила их перспективные направления, среди которых изучение начального периода профессиональной деятельности социального работника, изучение проблем саморазвития социального работника в его профессиональной деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Результаты проведенного диссертационного исследования позволяют утверждать, что в условиях современного российского общества, сопровождаемых непрекращающимся системным кризисом в стране, особенно остро ощущается потребность в высококвалифицированных, компетентных специалистов социальной сферы, от деятельности которых существенно зависит социальная стабильность в обществе.

Миссия социальных работников определяется уровнем их личностно-профессионального становления. От социального работника на современном этапе развития общества требуется не просто использование полученных в высшем учебном заведении знаний, умений, навыков, но и готовность к творческому саморазвитию, как в профессиональном, так и в личностном плане.

В рамках диссертационной работы выяснилось, что научно-практическое значение проблемы продуктивного личностно-профессионального становления будущих социальных работников в высшей профессиональной школе обусловлено необходимостью конструктивно направить этот процесс в русло оптимизирования личности будущего социального работника и всей системы личностно-профессионального становления будущих специалистов по социальной работе в вузе, тем самым способствовать становлению «профессионального Я» будущих социальных работников, что и является необходимым для последующей самореализации в профессиональной деятельности. Продуктивность процесса личностно-профессионального становления будущих социальных работников с выделением необходимых социально-психологических условий для становления может быть достигнута в результате специальной целевой подготовки будущих специалистов к профессиональной деятельности.

Результаты диссертационной работы позволили сделать вывод о том, что личностно-профессиональное становление будущего социального работника вполне может быть исследовано в рамках комплексного теоретикометодологического подхода, который, занимаясь изучением специалистов системы «человек-человек», способствует выявлению важнейших факторов достижения вершин профессионализма в личностно-профессиональном становлении социального работника и продуктивности этого процесса.

Методологические принципы и подходы социальной психологии позволяют рассматривать личностно-профессиональное становление будущего социального работника как самостоятельную комплексную систему обучения, развития, контроля, оптимизации с двумя равнодействующими категориями: личность и деятельность. В этой системе социальный работник выступает как объект и субъект познания и самопознания, развития и саморазвития не только в рамках учебной, но и непосредственно профессиональной деятельности.

Проведенное диссертационное исследование показало, что личностно-профессиональное становление будущих социальных работников является многоаспектной проблемой, недостаточно разработанной в существующей системе социального образования в России, и актуальной, в связи со стремительной трансформацией общества, которая создает целые области деятельности, требующие социального психологического обеспечения.

Проведённый психологический анализ необходимых личных и профессиональных качеств социального работника как специалиста, показал некоторые разработанные подходы и варианты личностно-профессионального становления будущего социального работника. Их учет позволил определить необходимые социально-психологические условия личностно-профессионального становления социального работника в высшей профессиональной школе и на их основе оформить построение продуктивной модели этого становления. В эту модель включены такие параметры, как: формирование мотивации профессионального самосовершенствования, ценностного отношения к социальной деятельностиформирование личностно и профессионально важных качеств (профессиональной компетентности, эмпатии, адекватной самооценки и других) — учёт современных требований к личности социального работникаразвитие профессионального самосознания и т. д.

Мы постарались на основе субъектно-деятельностного подхода, и, исходя из отсутствия ясного социального заказа на социального работника, в связи, с чем государственная общепринятая модель социального работника не соответствует общим интересам российского общества, разработать социально-психологическую модель, включающую алгоритм личностно-профессионального становления будущего социального работника, который представляет собой систему психологических принципов осуществления действий, содержание и последовательность которых включает: изучение параметров системы личностно-профессионального становления будущих социальных работников и личностных и профессиональных качеств социального работника и определение путей оптимизации в ходе образовательного процессаа также технологию использования сил, средств и методов личностно-профессионального становления социального работника в вузе.

Нами учтены также результаты исследования проблемы становления социальных работников, полученные учеными других стран. Как показало наше исследование, для системы подготовки зарубежных социальных работников характерна выраженная практическая направленность. Эту особенность следует принять во внимание при формировании модели личностно-профессионального становления российских социальных работников в рамках вуза, так как уже было сказано, что в своей профессии социальный работник активно общается с различными слоями населения, и, основываясь только на теоретических сторонах обучения, начинающему социальному работнику может быть весьма трудно в своей профессиональной деятельности.

В рамках разработанной авторской модели, хотелось бы еще раз отметить, что помочь сформировать полноценную личность социального работника может высшая профессиональная школа, где происходит активное личностнопрофессиональное становление будущего специалиста на стадии его профессиональной подготовки к будущей специальности. Отдельное внимание необходимо уделить формированию социального образования как качественно нового образовательного направления в национальной образовательной политике России, которое предполагает продуктивное личностно-профессиональное становление социального работника в рамках вуза.

Также следует сказать, что, работая над профессиональной подготовкой и личностно-профессиональным становлением будущего социального работника, необходимо определить критерии, показатели и уровни его продуктивности, которые необходимо учитывать при формировании модели, алгоритма и технологии продуктивного личностно-профессионального становления социального работника в рамках высшей профессиональной школы.

В диссертационном исследовании изложены положения, связанные с организацией и проведением экспериментального исследования целевой подготовки будущего социального работника на протяжении его обучения в вузе. Представленная методическая система использована в экспериментальной работе при изучении динамики личностно-профессионального становления социального работника, проведении эмпирических исследований возможностей и социально-психологических условий продуктивного личностно-профессионального становления социальных работников в процессе обучения в высшей профессиональной школе.

На основе разработанных в первой главе теоретических модели, алгоритма и технологии, мы определили авторскую креативно-профессиографическую модель личностно-профессионального становления будущего социального работника с заданными в ней объективными и субъективными показателями его профессиональной деятельности. Эта модель выступает так называемым эталоном, сравнение с которым позволяет достигать оптимального уровня личностно-профессионального становления социального работника. Кроме разработанной модели, в рамках диссертационного исследования было установлено, что для продуктивного личностно-профессионального становления будущих специалистов по социальной работе недостаточно развития только самой личности студента с его личностными и профессиональными характеристиками. Необходима также оптимизация «параметров» всей системы личностно-профессионального становления будущих социальных работников, то есть системы условий и факторов, определяющих направленность, характер и динамику личностно-профессионального становления будущего социального работника. В качестве данных параметров, как выяснилось в процессе нашего исследования, выступают: студент как будущий специалист по социальной работе и его внутренние составляющие (мотивация, творческая активность, познавательный интерес, самостоятельная работа, стремление к самосовершенствованию и т. д.) — профессорско-преподавательский состав, оказывающий учебно-воспитательное воздействие на студентаматериально-техническое обеспечение вузаположительный психологический климат на факультетеформирование и оптимизация соответствующей среды (мотивационно-развивающая образовательная) в целях продуктивного личностно-профессионального становления будущего социального работника.

Итак, в рамках разработанной креативно-профессиографической модели для оптимизации процесса личностно-профессионального становления будущих социальных работников представилось актуальным разработать коррекционно-развивающую программу целевой направленности будущих социальных работников, включающую совокупность научных общетеоретических и специализированных учебных дисциплин, как технологию обучения и развития, направленную на совершенствование приемов и способов будущей профессиональной деятельности, и, учитывая ранее приведенные социально-психологические условия.

В рамках диссертационной работы был также проведен анализ возможностей системы личностно-профессионального становления будущего социального работника в период обучения в вузе и на оптимизации наиболее актуальных для диссертационной работы процессов данной системы, необходимых для продуктивного личностно-профессионального становления социальных работников в рамках вуза. В качестве наиболее важных и актуальных для нашего исследования процессов выступили процессы: обучения, воспитания, мониторингового социально-психологического сопровождения образовательной деятельности, развития познавательного интереса и т. д. Также в рамках коррекционно-развивающей программы был разработан информационно-тренинговый инструментарий, который был направлен на развитие общей культуры будущих социальных работников, их профессиональных знаний, умений и навыков, профессиональных позиций, стиля деятельности и репрезентативных систем, обеспечивающих успешность в осуществлении будущей профессиональной деятельности.

Применение коррекционно-развивающей программы прослеживалось в динамике в течение всего эксперимента. Результаты нашей авторской программы позволили сделать вывод о том, что нацеленность предлагаемой программы на социально-психологическое совершенствование студента, развитие профессионально важных личностных качеств и культуры, а также оптимизация параметров системы личностно-профессионального становления будущих социальных работников способствуют продуктивному личностно-профессиональному становлению будущих специалистов по социальной работе.

В процессе личностно-профессионального становления будущих социальных работников объективно обусловлена социокультурная потребность в постоянном мониторинге слежения, исследования, прогнозирования, проектирования, моделирования и содействия развитию профессиональной компетентности представителей профессорско-преподавательского состава как оптимизации одного из параметров системы личностно-профессионального становления будущих специалистов по социальной работе. В связи с возрастающими требованиями к профессионализму преподавателей в вузах становится все более очевидной необходимость проведения системной работы для создания эффективного социально-психологического сервиса в высшей профессиональной школе.

Мониторинговое социально-психологическое сопровождение учебно-воспитательной деятельности в вузе предстает как целостный и непрерывный процесс изучения и анализа, формирования, развития и коррекции всех субъектов высшего учебного заведения, которые попадают в предметное поле формирования продуктивного личностно-профессионального становления будущих социальных работников. Оно осуществляется в рамках целостной исследовательско-развивающей технологии в интересах развития личности представителей ППС, наиболее продуктивного задействования творческого потенциала и поддержания комфортного психического состояния и наивысшей продуктивности жизнедеятельности преподавателей.

Безусловно, проведенное диссертационное исследование не претендует на полное решение задач продуктивного личностно-профессионального становления будущего социального работника. Вместе с тем его результаты могут быть использованы для определения перспективных направлений изучения данной проблемы в будущем. Требуют дальнейшей разработки вопросы соотношения теоретических и практически-технологических курсов в единой коррекционно-развивающей программе целевой направленности, разработки новых технологий воздействия на развитие «профессионального Я» будущего социального работника, выявления закономерностей личностно-профессионального становления будущих социальных работников в изучаемом процессе и др.

В целом, рассмотренная и представленная в диссертационном исследовании модель подготовки специалиста в области социальной работы опирается на имеющийся опыт социальной психологии, опыт, накопленный в этой области международным психологическим сообществом, и особенности отечественной культуры, а также сложившиеся к настоящему времени организационные формы, в которых реализуется профессиональная деятельность социального работника.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова — Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980.-333с.
  2. Г. С. Введение в практическую психологию // Издание второе. М., Academa, 1996, 220с.
  3. Т.В., Великолуг Т. И. Внеаудиторная самостоятельная работа студента высшей школы. Архангельск, изд. СГМУ, 2005.
  4. Н.Г. Методологические принципы анализа концептуальныхсхем деятельности.: В кн. Эргономика. -М., 1979 г.
  5. .Г. Труд как важнейшее условие развитие чувствительности // Вопросы психологии.- 1995. № 1. — С. 14−25.
  6. .Г. Психология и проблемы человекознания. Избранные психологические труды./ Под ред. A.A. Бодалева.- М.: Изд-во «Ин-т прак. Психол.», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 384 с.
  7. А. Психологическое тестирование: В 2 т. Кн. 2. М., 1982.
  8. Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 2000. — 376 с.
  9. O.A. Ценностные ориентации студентов средних профессиональных учебных заведений: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Казань, 1999. 19с.
  10. Л.И. Личность в трудных жизненных ситуациях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. — Т. 15, № 1.- С.3−19.
  11. Л.И., Завалишина Д. Н., Рыбалко Е. Ф. Категория развития в психологии // Категории материалистической диалектики в психологии / Под ред. Л. И. Анцыферовой. М., 1988. — С.22−56.
  12. Н.Г., Ильясов И. И., Миронычева A.B., Нагибина Н. Г., Фивейский В. Ю. Познание и личность: Типологический подход/Науч. Ред. д-р психол. наук, проф. Ильясов И. И. М.: Книга и бизнес, 2004 г., 304 с.
  13. В.Г. Категория формы и содержания в психологии // Категории материалистической диалектики в психологии. М.: Наука, 1988. -123с.
  14. А.Г. Психология личности. М.: МГУ, 1990. — 367с.
  15. С.А. и др. Методологические аспекты изучения профессиональной направленности личности // Психологические аспекты изучения направленности личности учащейся молодёжи. Новосибирск, 1988. — С.84−91.
  16. Р. Словарь социальной работы. Сокращен, перевод с английского. М., 1994, с. 103−104.
  17. Е.Г. Исследование психологических особенностей личности медицинской сестры // Человек и Вселенная. 2003. — № 8(29). -С. 15−24.
  18. Г. С. Деятельностная сущность человека как философский принцип//Проблема человека в современной философии. -М.: Наука, 1969 г.
  19. H.A. Личность в XX столетии. М.: Мысль, 1979 г.
  20. Г., Юнсон Л. «Теория социально психологической работы» (Перевод со шведского. М., 1992, с. 76−106).
  21. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. — 422с.
  22. С.С. Управление персоналом социальной службы. -Восточный Университет, Уфа, 2004.
  23. E.H. Формирование и развитие профессионально-нравственной культуры будущего учителя: Дис. .докт. психол. наук. М., 1995.-438с.
  24. A.A. Изучение взрослого человека важная задача акмеологической науки // Труды НИИ-ВО. — М.: Минвуз, 1993.
  25. A.A. Психология личности. -М.: МГУ, 1988. 187с.
  26. A.A. Вершина в развитии взрослого человека. Характеристики и условия достижения. М., 1998 г.
  27. В.А. Психология профессиональной деятельности. М., 2001.
  28. Л.И. Психологические вопросы готовности ребёнка к школьному обучению // Вопросы психологии ребёнка дошкольного возраста. -М., 1948. С.42−67.
  29. Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте: Психологические исследования. М.: Просвещение, 1968. — 464с.
  30. В.В., Ковалёв А. Г., Парфёнов В. Н. Социально-психологический климат коллектива и личность. М.: Мысль, 1983. — 207с.
  31. Большой энциклопедичекий словарь. Т.1. — 1991.
  32. Е.М. О роли профессиональной деятельности в формировании личности // Психология формирования и развития личности. -М., 1981. С.159−177.
  33. Е.М., Логинова Г. П. Индивидуальность и профессия. М.: Знание, 1991.-80с.
  34. A.B. Социальность субъекта и субъект социальности // Субъект и социальная компетентность личности / Под ред. А. В. Брушлинского. М., 1995. — С.3−23.
  35. БуеваЛ.П. Социальная среда и сознание личности. М., 1978.
  36. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: Питер Ком, 1999. — 528 с.
  37. C.B. Психологические условия формирования профессионального самопознания будущего учителя. К., 1987. — 170с.
  38. А.Г. Психологические особенности профессионального становления личности врача: Дис.. канд. психол. наук. Калуга, 1992. 253с.
  39. Т.И., Вязьмин A.M., Константинова Е. П., Градова Л. Г., Федорова Е. Б. Руководство по организации практик по специальности «социальная работа». Архангельск, изд. СГМУ, 2004.
  40. И.А., Гордеева H.A. Самоактуализация личности студента. -М.: изд. «Дашкин и К.», 2005.
  41. Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры (ЕО-98/СОНЕ 202/3, Париж, 1998//Дистанционное образование № 4, № 5. М.: 1999. — 56 с.
  42. Л.С. Собрание сочинений. Т. 5. — М., 1984.
  43. Л.С. Проблема возраста. Собрание сочинений. Т.4, М., 1984.
  44. Е.А. Морально психологическая готовность студентов к социальной работе. Стратегия исследования образования. / Сборник научных статей. — Саратов, 2001 г. — С. 32−33.
  45. Р.З. Психология личности учителя узбекской национальной школы и её формирование в системе непрерывного образования: Дис.. докт. психол. наук. Л., 1992. 350с.
  46. В.А. Системные описания в психологии. Л.: ЛГУ, 1984. -175с.
  47. С.А. Методологические проблемы диагностики. М.: Медицина, 1965. — 193с.
  48. В.Я. Общая медицинская психология: Пособие для студентов, изучающих практическую психологию. СПб: «Культи-Информ-Пресс», 2000. — 328с.
  49. И.Н. Социально-психологические факторы эффективности врачебной деятельности: Автореф. дис. .канд. психол. наук. Л., 1981. 22с.
  50. A.C., Деркач A.A. Оптимизация гуманитарно-технологического развития государственных служащих: теория, методология, практика М.: Агентство Гал «Квант», 1997.- 299с.
  51. М.Е. Коммуникативные умения специалистов системы «человек-человек» как предметное содержание их подготовки: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1999. 20с.
  52. М.Н. Формирование ценностного отношения к профессионализму у медицинских работников: Дис. .канд. психол. наук. М., 1999.- 167с.
  53. Т.Е. Профессиональное общение социального работника. -М., 1994.
  54. A.A. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Кн. 1−5. Кн. 4: Развитие ценностной сферы профессионала. — М.: Изд. РАГС, 2001 г.
  55. A.A., Дьячков В. М. Психологические условия и факторы оптимизации личностно-профессионального развития государственных служащих регионального управления. М., 1997.
  56. A.A., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма.- М.: РАУ, 1993. 32с.
  57. A.A., Ситников А. П. Формирование и развитие профессионального мастерства руководящих кадров: социально-психологический тренинг и прикладные психотехнологии.- М.:РАУ, 1993.
  58. С.Д., Левин В. Я. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1996, 480с.
  59. О.Б. Формирование психологической готовности молодых специалистов к психологической деятельности: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1997. 19с.
  60. О.Г. Проблемы нравственности. М.: Наука, 1977 г.
  61. М.И., Кандыбович J1.A. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск, 1975. — 173с.
  62. М.И., Кандыбович JI.A. Психология высшей школы. -Минск, 1978.-319с.
  63. В.И. Высшая школа России: исторические и современные сюжеты. М., 2000 г., 625 с.
  64. В.И. Университетское образование: история, социология, политика. М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2003. — 331 с.
  65. В.И. Российское преобразование: социология, экономика, политика. 1985−2001 годы. М.: изд. МГСУ, 2002. — 672 с.
  66. В.И. Его величество студент. // Российская газета. 2005. -№ 89.
  67. В.Г. Психолого-акмеологические основы деятельности специалистов в особых условиях: Дис. .докт. психол. наук. М.: РАГС, 1994. -377с.
  68. В.Г., Чернышев А. П. Акмеологические проблемы профессионализма. М., 1993. — 48с.
  69. В.Г. Психология проницательности. М., 1997.
  70. Г. М. Психофизиологический анализ трудовой деятельности. М., 1966.
  71. В.П. Системный анализ в психологии // Психол. журнал.1991.- Т.12.- № 4.- с.120−135.
  72. В.П. Психологическая теория деятельности («воспоминания о будущем») // Мир психологии. 2001. — № 4. — С.29−51.
  73. Т.Ф. Проблемы профессионализации социальной работы: обучение теории и практике. М., 2004.
  74. Т.Ф., Минингалиева М. Р. Основы психологической самопомощи социального работника: Учебное пособие. М.: изд. МГСУ, 2001.- 182 с.
  75. А.Б. Рождение специалиста: профессиональное становление специалиста. Мн.: БГУ, 1983. — 11с.
  76. Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М., 1995.
  77. Е.А. Психология профессионала. Избр. психол. труды. М.: Воронеж, 1996.
  78. Е.А. Введение в психологию труда. М., 1998. — 198с.
  79. А.Г. Психология личности. М.: Просвещение, 1970. — 391с.
  80. В.М. Теория и практика принятия управленческих решений: Учебное пособие. К.: МАУП, 2000. — 256с.
  81. Комплексная программа мер социальной защиты жителей Москвы на 1999 год. / Сост. Шибаев Н. А. и др. М., 1999 г. — 119 с.
  82. Комплексная целевая программа реабилитации Москвы на 1998−2000 годы. М., 1998 г.-233 с.
  83. Концепция развития современного социального образования в Российской Федерации до 2020 года. / Под общ. Ред. Жукова В. И., М.: изд. МГСУ, 2003. 35 с.
  84. Л.Н. Самооценка как механизм саморегуляции профессиональной деятельности // Вестн. Ленингр. Ун-та. Сер.6, 1989. -Вып.4.- № 27.- С. 18−24.
  85. Краткий психологический словарь хрестоматия, М.: Высшая школа, 1974 г.
  86. Краткий словарь по социологии Под общ. ред. Гвишлани Д. М., Лапина Н.И.- сост. Коржева Э. М., Наумова Н. Ф., Политиздат, 1988 г.
  87. Т.Л. Технологии обучения практике социальной работы в Великобритании / Педагогика, 2001 г. № 1-с. 9, 25.
  88. Л.А., Цветкова Р. И. Мотивационная активность личности в социальной работе. Хабаровск, изд. ДВАГС, 2005.
  89. Т.В., Шегурова В. Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности //Вопросы психологии. 1983. — № 2. — С.51−59.
  90. Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высшая школа, 1989. — 167с.
  91. Н.В. Акмеология наука о факторах достижения вершин профессиональной деятельности // Проблемы повышения профессионализма и продуктивности педагогической деятельности. — Л: Усть-Каменогорск., 1989.
  92. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. -Л.: ЛГУ, 1970.- 114с.
  93. Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л. 1985 г.
  94. Н.В., Реан А. А. Профессионализм педагогической деятельности. СПб., 1993.
  95. А.Ф. Классификация личностей. Л., 1924.
  96. Н.Д. Психология труда. М.: Учпедгиз, 1963. — 339с.
  97. Н.Д. Вопросы философии характера. 2-е изд. М., 1956. -368с.
  98. А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т.-Т.2. М.: Педагогика, 1983. — 320с.
  99. А.Н. Проблема деятельности в психологии // Вопросы философии. 1972. — № 9. — С.95−109.
  100. А.Н. Проблемы развития психики. М., 1965.
  101. ЮЗ.Лигер С. А. Формирование копинг-поведения студентов медицинского вуза и его влияние на личностно-профессиональное развитие врача: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Спб, 1997. 198с.
  102. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. — 444с.
  103. .Ф. Личность в психологии с позиций системного подхода//Психол. журнал, 1987 г. Т. 2, № 1-стр. 3−17.
  104. .Ф. Об исследовании законов психики // Психологический журнал.- 1980.-Т. 1,№ 1.-С.8 -21.
  105. И.П. Профессиональная карьера государственных служащих. -М.: МГСУ, 2000.- 132 с.
  106. И.П. Психологические условия эффективности профессиональной деятельности работников социальных служб. М.: Союз, 1999. — 127 с.
  107. B.C. О взаимосвязи готовности человека к собственным усилиям и ожидаемой помощи // Психологический журнал. 1991.-Т. 12.-№ 6.- С.41−53.
  108. A.C. Методика организации воспитательного процесса. Соч. в 7-ми т. М., 1958 г.
  109. Л.В. Профессиональная деформация социального работника. М.: Союз, 2001 г. — 40 с.
  110. .В. Разум и сердце: история и теория менталитета. Санкт -Петер, гос. ун-т: Изд. С-Пт. ун-та, 1993 г.
  111. А.К. Психология профессионализма. М., 1996 г.
  112. Г. П. Профессионально-этические основы социальной работы: Курс лекций. М.: изд. МГСУ, 2002. — 304 с.
  113. Мэй Р. Искусство психологического консультирования /Пер. с англ. Т. К. Кругловой. М.: Независимая фирма «Класс», 1994 — 144с.
  114. Мерлин В. С Очерки интегрального исследования индивидуальности.- М.: Педагогика, 1986. 256с.
  115. B.C. Проблемы экспериментальной психологии личности. Пермь: ППИ, 1970. 160с.
  116. B.C. Психология индивидуальности / под. ред. Климова Е.А.- М.: изд. «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996 г.
  117. B.C., Климов Е. А. Формирование индивидуального стиля деятельности в процессе обучения // Советская педагогика. 1967. — № 4. -С.110−119.
  118. Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности.- М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2002. 400 с.
  119. В.Н. Проблема личности в советской психологии // Материалы университетской психологической конференции 1−5 октября 1947 г.-Л., 1949. -С.25−35.
  120. В.Н. Проблемы отношений человека и его личности в психологии // Мясищев В. Н. Личность и неврозы. Л.: ЛГУ, 1960. — С.209−230.
  121. М.С. Психологическое изучение направленности личности: Автореф. дис.. докт. психол. наук. М., 1972. 20с.
  122. В.А. К вопросу о содержании и критериях эффективности высшего социального образования // Социальная работа: теория, технология, образование-М.: МГСУ, 1997. № 1-с. 5−10.
  123. В.А. Понятия и принципы социальной педагогики. М.: МГСУ, 1996 г.
  124. В.А. Социальная работа: проблемы теории и подготовки специалистов. Учебное пособие. М.: Московский психолого-социальный институт, 2002 г.
  125. Л.Е. Исходные теоретические и методологические основания социальной педагогики // Проблемы теории и методологии социальной работы /Под ред. Холостовой Е. И. и др. М.: Социально-технический институт МГУС, 2000.-179 с.
  126. Ю.В. Проблема экоразвития: философско-методологический аспект. Диссертация канд. философских наук. М, — 1996.
  127. A.C. Теоретические основы психологии субъектогенеза., Воронеж, 1997 г.
  128. Основы социальной работы. под ред. П. Д. Павленка — М.: Инфра -М, 2000 — 368 с.
  129. Е.М. Формирование мотивов выбора профессии / Под ред. В. А. Федоришина. Киев: Радянська школа, 1980. — 144с.
  130. Е.М. Управление профессиональной ориентацией в общеобразовательной школе. Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та, 1990.- 176с.
  131. С.Р. Методика исследования самоотношения. М.: Смысл, 1993.
  132. Первый Всероссийский научно педагогический социальный конгресс (материалы выступлений). 6 июня. Том 1. — М., 2001 г. — 360 с.
  133. A.B. К пониманию личности в психологии // Вопросы психологии. 1981. — № 2. — С.40−46.
  134. A.B. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982. — 254с.
  135. В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. г. Ростов-на-Дону, изд-во «Феникс», 1996. 512с.
  136. К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. -255с.
  137. K.K. Вопросы психологии труда. М., 1970 г.
  138. К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. -М.: Высшая школа, 1981. 175с.
  139. К.К. Структура и развитие личности М., 1986 г.
  140. Ю.П. Профессиональное становление личности: Дис.. докт. психол. наук. Ярославль, 1999. -239с.
  141. Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека, М., 2002.
  142. П. А. Зарубежный опыт подготовки социальных работников, Социально гуманитарные проблемы современности. — Шахты, 2001 год, — вып. 38., С. 52−54.
  143. П.А. Личностные качества социального работника//Социально-гуманитарные проблемы современности. Шахты, 2001, Вып. 38,-С. 51−52.
  144. М.Н. Психологические условия профессионального становления курсанта ВВМУЗа: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1998.-25с.
  145. Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других. М.: АСТ-ПРЕСС, 1998. — 376 с.
  146. Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. М.- Воронеж.- 1997.
  147. Психология и педагогика / под ред.А. А. Бодалева, В. И. Жукова, Л. Г. Лаптева, В.А.Сластенина- М., 2002.
  148. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Под ред. Никифорова Г. С. Спб.: Изд.: СПУ, 1991. — 152с.
  149. Психология профессиональной деятельности кадров государственной службы. -М., 1997.
  150. Психология становления профессионала // Ежегодник Российского психологического общества. 1996. — Т.2., — Вып.2.
  151. Психология. Словарь / Под ред.А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. — 494с.
  152. Психосинтез и другие интегративные техники психотерапии / Под ред. A.A. Бадхена, В. Е. Кагана. М.: Смысл, 1997. 298с.
  153. А.Ц. Психологическая подготовка к соревнованию в спорте. -М.: Физкультура и спорт, 1969. 88с.
  154. Ю.А., Семёнов И. Н. Самореализация личности как субъекта жизнедеятельности // Основы общей и прикладной акмеологии. М., 1995. — С.103−114.
  155. С.Л. Бытие и сознание. М.: Педагогика, 1957. — 85с.
  156. С.Л. Основы общей психологи. В 2-х т.: АПН СССР. -М.: Педагогика, 1989, Т. 1. -485с., Т.2. -322с.
  157. С.Л. Основы общей психологии. В 2-х т. АПН. СССР -М.: Педагогика, 1989 г.
  158. С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.-423с.
  159. К. Групповая психотерапия СПб.: Питер Ком, 1998. -384с.
  160. П.А. Психология. М.: Физкультура и спорт, 1974. 512с.
  161. Е.Е. Формирование профессиональной рефлексии у студентов медицинского колледжа: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Ставрополь, 2000. 19 с.
  162. Г. Профессия социального работника в США. Народонаселение № 3 2001 г.
  163. А.Г. Психодиагностика и консультирование как компоненты социально-психологического мониторинга.// Проблемы акмеологического «Альфа» и «Омега» Материалы межвузовского брифинга 15 марта 2003. М.: РИЦ «Москва — Санкт-Петербург», 2003, С. 77−82.
  164. А.Г. О некоторых аспектах продуктивного личностно-профессионального развития в вузе.// Проблемы акмеологического «Альфа» и «Омега» Материалы межвузовского брифинга 15 марта 2003. М.: РИЦ «Москва — Санкт-Петербург», 2003, С. 96−102.
  165. А.Г. Проблемы развития творческого потенциала субъекта деятельности.// Актуальные проблемы отечественной политической теории и практики.-М.: РИЦ «Москва Санкт-Петербург», 2004.- С. 134−147.
  166. А.Г. Профессиональный портрет социального работника.// Актуальные проблемы отечественной политической теории и практики
  167. Сборник научных статей и материалов молодых ученых).-М.: РИЦ «Москва -Санкт-Петербург», 2004, С. 147−156.
  168. З.Х., Соловьев B.C. Супервизия в социальной работе: понятия, формы, область применения. Нижний Новгород, 2004.
  169. Е.В. Методы математической обработки в психологии. -СПб.: Речь, 2002.-350с.
  170. П.В. Эмоции и воспитание: Вопросы воспитания в свете информационной теории эмоций // Вопросы философии. 1981 г. № 5.
  171. А.П. Акмеологический тренинг. Теория. Методика. Психотехнологии. М.: «Технологическая школа бизнеса», 1996 — 428с.
  172. В.А. О критериях формирования социально активной личности будущего учителя // Формирование социально активной личности в условиях развитого социализма.: Сб. науч. Тр. М., 1983. — С.147−155.
  173. В.А. Формирование личности учителя в процессе его профессиональной подготовки. М., 1976. — 160.
  174. В.А. Формирование профессиональной культуры учителя. Учебное пособие. М., 1993 г.
  175. Словарь практического психолога. / сост. Головин С. Ю. Минск: Харвест, 1997 г.
  176. Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. Хрестоматия с комментариями по курсу «Введение в психологию». 3-е издание. М.: Смысл, 1997. 653 с.
  177. Социальная работа: опыт и проблемы подготовки специалистов. / Отв. Ред. Жуков В. И. М.: Союз, 1997.
  178. Социальная работа за рубежом, учебное пособие Ч. 2/Под ред. K.M. Оганяна-Сиб.: СпбТИС, 1999-С.7.
  179. В.В. Самосознание личности. М., 1983.
  180. Е.Г. Социальная работа: теория, технология, образование / Моск. Гос. Социал. Ун-т. М.: Союз, 1998 г., № 1.
  181. Е.Г. Ценностные ориентации социальной работы // Социальная работа: теория, технология, образование/МГСУ.-М.: Союз, 1998 г.
  182. Сухо дольский Г. В. Основы математической статистики для психологов: Учебное пособие для вузов по направлению и специальности «Психология». 2-е изд., перераб. и доп. — Спб., 1998. — 464с.
  183. Э.Э. Психологические особенности кризисов профессионального становления личности: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Екатеринбург, 1999. 19с.
  184. Теория социальной работы: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000 г. — 432 с.
  185. Теория и методика социальной работы / Под ред. Жукова В. И., Зайнышева И. Г., Холостовой Е. И. М.: Союз, 1994 г., С. 20−21.
  186. .М. Избранные труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1985. — Т.1. -328с.
  187. C.B. Введение в социальную работу: Учебное пособие. -М.: Академический проект, 2000 г., 320 с.
  188. Л.В. Проблемы подготовки кадров в РФ.// Социальная работа. -М.: Союз, 1992 г. С. 26 — 44.
  189. Л.В. Социальная работа: теория, технология, образование / Моск. Гос. Социал. Ун-т. М.: Союз, 1998 г., № 1.
  190. Л.В. Проблемы развития теории профессии «социальная работа»//Отечественный журнал социальной работы, 2002 г., № 2.
  191. Ю.В. Разработка психологических проблем профессиональной ориентации в Соединенных Штатах Америки // Вопр. психологии. 1971. № 1.
  192. Р., Зонненберг С., Лазар С. Психодинамическая психотерапия / Краткое руководство. Вып. 3. Перевод с англ. Российская психоаналитическая ассоциация, 1992. 157с.
  193. Д.И. Психология развивающейся личности. Москва-Воронеж, 1996. 511с.
  194. Философский энциклопедический словарь. М.: Политиздат, 1991. -258с.
  195. М.В., Минигалиева М. Р., Суслова Т. Ф. Психология социальной работы. М.: Владос, 2001.
  196. М.В., Студенова Е. Г. Теория социальной работы: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000 г.-432 с.
  197. В.А. Социальная работа и подготовка специалистов за рубежом. Тула, изд. ТГГГУ, 2005.
  198. Е.И. Профессиональный и духовно нравственный портрет социального работника. — М.: Союз, 1993 г. — С. 35.
  199. Л., Зиглер Д. Теории личности. Санкт-Петербург. 1997 608 с.
  200. Г. Г. Психология трудового обучения. М.: Просвещение, 1969.-303с.
  201. Э.С. Социально-психологические особенности профессиональной мотивации в инженерной деятельности и проблемытворческой активности // Психологический журнал. 1985. — Т.6, № 4. — С.73−86.
  202. П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. М.: Педагогика, 1981. — 96с.
  203. В.Д. Деятельность и способности. М.: Логос, 1994. -315с.
  204. В.Д. Проблемы профессиональных способностей // Психологический журнал. 1982 г. — Т. 3, № 5 — стр. 13−26.
  205. В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1999. 185с.
  206. Е.Н., Котова И. Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. Ростов-на-Дону РИОАО «Цветная печать», 1995 -314с.
  207. Н.Б. Профессионализм личности социального работника -показатель его деятельности // Российский журнал социальной работы. 1998 г.-№ 1.
  208. Н.Б. Профессиональное развитие личности социального работника в системе подготовки и переподготовки кадров. Ульяновск, 1994 г.
  209. Н.Б. Методика преподавания социальных дисциплин. -Ульяновск, изд. УГУ, 2005.
  210. Н.Б. Формирование и развитие личности социального работника как профессионала. М.: изд. «Дашков и К», 2004. — 196 с.
  211. В.А. Моделирование и философия. Л., 1966. — 301с.
  212. Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность. М., 1997.
  213. Г. И., Вьюнова Н. И., Гайдар К. М. Самопознание как фактор профессионального становления специалиста: Методические рекомендации. -Воронеж, 1995 15с.
  214. Adler A. Science of Living. New York, Garden City, 2002.
  215. Baudouin N., Combase C., Tanzer A., Weeger Z. Entretien et autosupervision. Orientations, № 2, janv, 1995.
  216. Byhler Ch. Values in Psycholotherapy. N.Y., 1962.
  217. Cattell R.B. Validity and realibity: a proposed more basic act of concepts. //J. Educ. Psychol., 1964, 55.
  218. R. В., Eber H. W., Tatsuoka M. M. Handbook for the sixteen personality factor questionnaire (16PF). Champaign, Illinois: Institute for Personality and Ability Testing, 1970. 338 p.
  219. Clarke N. The impact of in-service training within social services//Brit. J. of social work. Oxford, 2001. — Vol. 31, N 5. — P. 757−774.
  220. Fromm E. Worte wie Wege. Freiburg etc.: Herder, 1992.
  221. Holland Y.L. Explorations of a theory of vocational choice. // J. Appl. Psychol., 1999, 52- n 1.
  222. Liebkind K., Eranen L. Attitudes of future human service professionals: The effects of victim and helper qualities//.!, of social psychology. Provincetown, 2001.-Vol. 141, N4.-P. 457−475.
  223. Lyons K. The place of research in social work education//Brit. J. of social work. Oxford, 2000. — Vol. 30, N 4. — P. 433−447.
  224. Maher E. The Burnout syndrome // J. of Consulting and clinical psychology. 1983. — n 7.
  225. S., Jackson S.E. // J. occup. Behav. 1981. — n 2.- P. 99−113.
  226. Parsons F. The vocational bureau first report to Executive Committee & Trustees 1908 / In: Appendix history of vocational guidance. I.M. Brever, New York-London, 1942.
  227. Roe A. Psychology of Occupations. N.Y., 1956.
  228. Ryans D.G. Characteristics of teachers. Washington, 1982.
  229. Super D.E. Career development occupational choice and vocational adjustment / Bull. AJOSP. Luxembourg, 1970. n 22. — P. 15−19.
  230. Super D.E., Bahn M.Y. Occupational Psychology. London, Tavistock, 1971.
  231. Thornton P.I. The relation of coping, appraisal and burnout in mental health workers // J. Psychol. 1992. — n 126 (3). — P.30−35.
Заполнить форму текущей работой