Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Психологические особенности переживания одиночества человеком в закрытой среде

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Учитывая возрастающую значимость проблемы и новую конфигурацию проблемного поля психологии одиночества, определяемую современными реалиями, можно констатировать наличие обозначившегося дефицита методологических установок, без устранения которого трудно обеспечить адекватную постановку проблемы. В настоящее время обозначились явные подвижки в изучении одиночества как социально-психологического… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Концептуальные подходы к исследованию проблемы переживания одиночества в закрытой среде
    • 1. 1. Проблема переживания одиночества в зарубежной и отечественной литературе
      • 1. 1. 1. Теоретические подходы к изучению проблемы переживания одиночества в зарубежной литературе
      • 1. 1. 2. Проблема переживания одиночества в современной отечественной психологии
    • 1. 2. Проблема изучения феномена «закрытая среда» в аспекте психологии
    • 1. 3. Психология личности в условиях закрытой среды на примере мест лишения свободы)
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Организация и методический инструментарий исследования переживания одиночества в средах с разной степенью закрытости
    • 2. 1. Организация сбора эмпирических данных
    • 2. 2. Методическое обеспечение исследования
  • Выводы по второй главе
  • Глава 3. Результаты эмпирического исследования переживания одиночества человеком в средах с разной степенью закрытости
    • 3. 1. Специфика переживания одиночества лицами, находящимися в средах с разной степенью закрытости
    • 3. 2. Сравнительная характеристика переживания одиночества человеком в средах с разной степенью закрытости
    • 3. 3. Взаимосвязь переживания одиночества с индивидуально-психологическими особенностями лиц, находящихся в закрытой среде
    • 3. 4. Изменение жизненного пространства человека под влиянием закрытой среды (на примере исправительной колонии строгого режима)
    • 3. 5. Влияние психокоррекционных мероприятий на уровень переживания одиночества человеком в условиях закрытой среды
  • Выводы по третьей главе

Психологические особенности переживания одиночества человеком в закрытой среде (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования обусловлена тем, что одиночество, всегда относимое к числу серьезнейших гуманитарных проблем, в последнее время стало привлекать особое внимание в связи с усложнением бытия человека в условиях быстро меняющегося мироустройства. Человеку все трудней самоопределяться в этом мире: теряется ощущение сопричастности как с миром, так и другими людьми, возникают проблемы с самореализацией, напрягаются и даже рвутся межпоколенные связи, стирается граница между личностью и социальной средой, провоцируя «становление виртуальной идентичности» (А.Г. Асмолов, Г. А. Асмолов, 2009).

Учитывая возрастающую значимость проблемы и новую конфигурацию проблемного поля психологии одиночества, определяемую современными реалиями, можно констатировать наличие обозначившегося дефицита методологических установок, без устранения которого трудно обеспечить адекватную постановку проблемы. В настоящее время обозначились явные подвижки в изучении одиночества как социально-психологического феномена (К.А. Абульханова-Славская, Л. И. Старовойтова, Г. М. Тихонов, Ж. В. Пузанова и др.), как феномена, сопровождающего процесс становления человека в онтогенезе и на различных его стадиях (И.С. Кон, О. Б. Долгинова, Н.В. Перешина). Исследуются феномены близкие одиночеству (изоляция, уединение) (О.Н. Кузнецов, В. И. Лебедев, А.У. Хараш), одиночество в условиях социальной изоляции (Т.Ю. Лапшина). Констатируя, что изучение культурно-исторических форм одиночества (Н.Е. Покровский, С. А. Ветров, Ю. М. Швалб, О.В. Данчева) вносит свой вклад в решение проблемы одиночества, мы определяем свою исследовательскую позицию иначе.

Актуальным является изучение одиночества средствами культурноисторического подхода, который до сих пор не апробировался применительно к интересующей нас проблеме, но, тем не менее, скрывает в себе большой гуманитарный объяснительный потенциал, позволяющий 4 получить не только новые данные об интересующем нас феномене, но и по другому поставить саму проблему. Одиночество здесь выступает как показатель качества жизни «целостного человека», без которого, по мнению Л. С. Выготского (1986), нельзя понять ни деятельность мозга, ни поведение человека, ни его развитие.

Необходимо отметить, что культурно-исторический подход продолжает свое развитие и получает новое оформление в рамках современных теорий, в частности, теории психологических систем (ТПС) В. Е. Клочко. Использование логики ТПС позволяет определить новое предметное поле исследования одиночества, поскольку предусматривается выход к ценностно-смысловым измерениям жизненного мира человека, к хронотопической организации жизненного пространства, к коммуникативному миру (В.И. Кабрин) человека.

Если проблема одинокого человека в закрытом обществе (Н.В. Хамитов, 1995) не потеряла актуальности и сегодня, то проблема человека (как открытой системы), вынужденного существовать в закрытой среде, только начинает обретать актуальность.

Исследование одиночества человека в закрытых средах может иметь для общей психологии особое значение, поскольку способно пролить свет на сам феномен одиночества в его системной (хронотопической) обусловленности. Учитывая, что понятие «закрытая среда», пришедшее из социологии (П.А. Сорокин), хотя и получило в ней определенное развитие, остается «недостаточно операционализированным» (О.М. Писарев, 2010). Можно предполагать, что культурно-исторический подход позволит продвинуться в его операционализации, выводя к комплексу проблем, связанных с тем, что на самом деле переживает человек (открытая система) в закрытой среде. Одним из ярких примеров закрытой среды являются места лишения свободы.

Цель исследования — изучение психологических особенностей переживания одиночества человеком в закрытой среде.

Объект исследования — переживание одиночества как психологический феномен.

Предметом исследования являются содержание, уровни и характеристики переживания одиночества у лиц, находящихся в местах лишения свободы.

Гипотеза исследования представлена рядом допущений:

— одиночество как психологический феномен является сложным интегральным образованием, заявляющим о себе на структурном уровне в качестве свойства личности, на процессуально-динамическом уровне в виде непосредственного переживания чувства одиночества, и на функциональном уровне в виде эмоциональных сигналов и темпоральных эффектов, указывающих на деформацию человека как целостного явления;

— нахождение человека в закрытой среде провоцирует развитие чувства одиночества, при этом его переживание тем значительнее, чем выше степень закрытости среды, в которую помещен человекпереживание одиночества человеком в закрытой среде исправительного учреждения может достигать критических значенийего уровень можно регулировать с помощью специально разработанных психокоррекционных программ, предупреждающих возможность появления необратимых деформаций человека и его психики.

Задачи диссертационного исследования:

1. Провести анализ теоретико-методологических подходов к изучению переживания одиночества личности. Проследить процесс становления концепта «закрытая среда» в психологии.

2. Разработать методический инструментарий и процедуру исследования особенностей переживания одиночества у людей, находящихся в средах с различной степенью закрытости.

3. Выявить специфику переживания одиночества в закрытых средах в зависимости от срока пребывания и перспективы выхода из них.

4. Проанализировать связи личностных особенностей осужденных с содержательными и структурными характеристиками одиночества.

5. Разработать психокоррекционную программу и вывить ее эффективность для снижения невротических переживаний одиночества в условиях закрытой среды.

Теоретико-методологическая основа исследования Общую методологическую основу диссертационной работы составили исходные положения культурно-исторической психологии JI.C. Выготского, идеи деятельностного подхода А. Н. Леонтьева, историко-эволюционный подход А. Г. Асмолова, теория психологических систем В. Е. Клочко и разработанный на ее основе трансспективный анализ, антропопсихологические построения Э. В. Галажинского, В. И. Кабрина, Г. В. Залевского, В. И. Слободчикова.

Теоретическую базу исследования составили концептуальные положения о человеке как субъекте деятельности (С.Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, К.А. Альбуханова-Славская, A.B. Петровский и т. д.) — философские концепции, раскрывающие вопросы, связанные с одиночеством человека (Ф. Ницше, Ж.-П. Сартр, М. Хайдеггер, А. Камю), принципы пенитенциарной психологии (А.Д. Глоточкин, М. И. Еникеев, A.M. Столяренко, А. Р. Ратинов, А. Г. Ковалев, М. Г. Дебольский, О.Ю. Михайлова). Методический аппарат исследования.

Решение исследовательских задач достигалось посредством применения следующих методов: теоретического анализа литературных источников, методов наблюдения, беседы, анкетирования, тестирования, анализа результатов деятельности испытуемых.

Для диагностики особенностей проявления одиночества личности использовались следующие психодиагностические методики: методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М.

ФергюсонаЛичностный опросник А. Т. Джерсайлда, направленный на выявление стойких внутренних состояний личностиметодика «Измерение 7 мотивации аффилиации» А. Мехрабиана и М.Ш. Магомед-Эминоваметодика СМОЛ — Сокращенный многофакторный опросник для исследования личности (отечественный вариант психологического теста mini-mult, который представляет собой сокращенную форму MMPI) — методика изучения смысложизненных ориентаций Д. А. Леонтьевациклический тест Коттла.

Психологическое исследование проводилось в три этапа. На первом этапе (2007;2008гг.) определена тема работы, методологическая база исследования, осуществлен обзор литературных источников по изучаемой проблематике. Установлена база исследования: ФКУ УФСИН России по Республике Бурятия (РБ) следственный изолятор г. Улан-УдэФКУ УФСИН России по РБ колония-поселения № 3- ФКУ УФСИН России по РБ исправительная колония строгого режима № 2- Отделение судебной психолого-психиатрической экспертизы при Республиканском психоневрологическом диспансере. Были обследованы обвиняемые, подозреваемые, содержащиеся в следственном изоляторе и обвиняемые, подозреваемые, находящиеся под подпиской о невыезде и направленные на прохождение судебной психолого-психиатрической экспертизы.

На втором этапе (2008;2010гг.) в исследовании приняли участие осужденные, отбывающие наказание в колонии-поселении и исправительной колонии строгого режима, и контрольная группа правопослушных граждан. Исследовалась взаимосвязь уровня переживания одиночества с индивидуально-психологическими особенностями личности. С помощью статистического анализа данных устанавливалась степень достоверности выявленных тенденций. Полученный материал был систематизирован и подвергнут количественному анализу.

На заключительном, третьем этапе (2010;2011гг.) была разработана, апробирована и внедрена психокоррекционная программа, направленная на коррекцию острого переживания одиночества у лиц, находящихся в условиях закрытой среды. Выявлена эффективность данной программы. По окончанию 8 исследования сформулированы выводы, разработаны предложения и рекомендации по практическому применению полученных результатов при решении конкретных задач.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту.

1. Особенности переживания одиночества человеком проявляются как в качественной специфике отдельных переменных данного состояния, так и в их большем или меньшем доминировании в структуре личности испытуемых. Психологические характеристики переживания одиночества в условиях закрытой среды отражают уровень закрытости этой среды, определяемый спецификой исправительного учреждения, регламентирующего качество обмена человека со средой.

2. Острое переживание одиночества человеком в условиях закрытой среды сопровождается возникновением различного рода темпоральных проявлений. В основе этих проявлений лежит феномен «застревания во времени» — стремление человека жить преимущественно в одном из времен (прошлом, настоящем или будущем).

3. Возникновение переживания одиночества тесно связано с такими индивидуально-психологическими особенностями личности, как пассивная личностная позиция, неуверенность в себе, избирательность и осторожность в контактах, доминирование мотивации избегания неуспеха, нонконформизм. На уровень развития чувства одиночества влияет доминирующая в структуре личности мотивация: «страх отвержения», либо «стремление к принятию».

4. Разработанная программа психокоррекции позволяет стабилизировать эмоциональное состояние личности осужденных, способствует их адаптации к условиям исправительного учреждения и предупреждает возможность распада системной организации человека, сопровождающегося необратимыми деструктивными изменениями психики, суицидальными установками и т. д.

Научная новизна диссертационного исследования: конкретизировано понятие «закрытая среда исправительного учреждения», под которым понимается локальное пространство, основанное на системе предписаний, жестко лимитирующих обмен открытой системы, каковой является человек, с внешним миром;

— выделены уровни, характеристики и содержание переживания одиночества человеком в средах с разной степенью закрытости, определяемой режимом исправительного учреждения;

— расширены представления о связи переживания одиночества с индивидуально-психологическими особенностями личности. Выявлены личностные особенности, обуславливающие содержание и характеристики переживания одиночества человеком в закрытой среде;

— установлено, что острое переживание одиночества человеком в условиях закрытой среды сопровождается развитием комплекса темпоральных проявлений, указывающим на «застревание» человека в одном из времен (прошлом, настоящем или будущем);

— выявлено, что на специфику темпоральных проявлений оказывает влияние время пребывания в закрытой среде (отбытый срок заключения), перспектива оставаться в ней (не отбытый срок), надежда на условно-досрочное освобождениедана сравнительная характеристика переживания одиночества человеком в средах с разной степенью закрытости (в зависимости от вида исправительного учреждения);

— доказана возможность снижения острого переживания одиночества посредством групповой психокоррекционной работы.

Теоретическая значимость исследования заключается в доказательстве того, что приложение культурно-исторического подхода к проблематике психологии одиночества позволяет раскрыть ее новые аспекты, своеобразно переориентировать предметное и проблемное поле исследования одиночества как психологического феномена. В связи с этим:

— имеющая большую социальную значимость проблема влияния социальной изоляции на человека обретает новое содержательное наполнение через открывающийся контекст: «человек (открытая система) в закрытой среде»;

— обосновывается, что степень закрытости среды определяется характером регламентирующих предписаний, устанавливающих правила обмена человека с внешним миром, что, как следствие, способствует деформации системной организации человека как целостного явления, одним из проявлений которой является развитие обостренного чувства одиночествавыделяются новые содержательные характеристики понятия «переживание одиночества», которое раскрывается в работе как общесистемный феномен, проявляющийся в условиях депривации обмена человека со средой, инициированной внешними факторами (принудительное помещение человека в закрытую среду) в их преломлении через внутренние (индивидуально-психологические) особенности человека;

— доказывается, что комплекс эмоциональных проявлений, которым заявляет о себе состояние одиночества, в функциональном плане можно понять и как положительный сигнал о необходимости духовной работы, и как тревожный сигнал о начинающейся деформации, последствия которой могут стать необратимыми как в личностном, так и психическом плане.

Практическая значимость исследования.

Результаты исследования дают возможность качественного обновления организационных и содержательных аспектов психологического сопровождения лиц, находящихся в закрытой среде, направленных как на предотвращение или смягчение негативных последствий, так и на подкрепление и развитие позитивных тенденций в переживании одиночества.

Они также могут быть использованы для организации психологической помощи людям, оказавшимся в условиях других сред, к которым применимо понятие «закрытая среда». Полученные данные используются при разработке курсов «Общая психология», «Пенитенциарная психология», при.

11 организации спецкурсов, связанных с психопрофилактикой развития неблагоприятных эмоциональных состояний, при разработке программ психологического сопровождения лиц, содержащихся в разнорежимных закрытых средах исправительных учреждений.

Апробация результатов исследования. Результаты исследования обсуждались в ходе выступлений автора: на Республиканской научно-практической конференции (Улан-Удэ, 2006) — на Всероссийской научно-практической конференции (Чита, 2009) — на Международных научно-практических конференциях (Улан-Удэ, 2008; Чита, 2012) — на Координационно-методическом совете по психологическому обеспечению УФСИН России по РБ (Улан-Удэ, 2007) — на заседании круглого стола, посвященного психологическим основам деятельности сотрудников УИС, на базе Кузбасского института ФСИН России (Томск, 2010), а также на научно-практических конференциях в Москве, Новосибирске, Екатеринбурге, Ярославле.

Внедрение результатов исследования. Основные теоретические выводы, практические предложения и методические рекомендации используются в психологической практике для диагностики и коррекции личности в местах лишения свободы. Программа психокоррекции одиночества была апробирована и внедрена в колонии-поселении г. Улан-Удэ. Кроме того, актуальность данной программы обусловлена открытием в июне 2011 г. в Улан-Удэ колонии общего режима для осужденных женщин. На координационном совете 17 ноября 2011 г. принято решение о внедрении данной программы в работе с осужденными, отбывающими наказание в женской колонии.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, списка использованной литературы, содержащего 222 наименования, из них 17 на иностранных языках. Работа изложена на 242 страницах текста, содержит 3 таблицы, 34 рисунка, 10 приложений.

Основные результаты диссертационного исследования позволяют сформулировать следующие выводы:

1. Проведенный теоретический и экспериментальный анализ проблемы одиночества, как негативного эмоционального состояния, показал актуальность и злободневность данной проблемы в современном обществе. Переживание одиночества связанно с той средой, в которой находится человек. Нахождение человека в закрытой среде ведет к обострению негативных черт личности, повышению уровня переживания одиночества.

2. Экспериментально доказано, что на переживание одиночества существенное влияние оказывает среда, в которой находится человек. Чем более закрытой является среда, тем более выражено субъективное переживание одиночества. На уровень переживания одиночества влияет вид исправительного учреждения, который определяется характером регламентирующих предписаний, устанавливающих правила обмена человека с внешним миром. Кроме того, оказывает значительное влияние срок нахождения человека в условиях закрытой среды. Наиболее высокий уровень субъективного переживания одиночества отмечается у лиц, содержащихся в следственном изоляторе.

3. Доказано, что особенности одиночества могут выражаться как в качественной специфике отдельных переменных данного состояния, так и в их доминировании в структуре личности испытуемых. Психологические характеристики одиночества становятся более выраженными и подвергаются определенной трансформации в закрытой среде, выражая содержательную специфику в зависимости от вида исправительного учреждения.

4. Выявлено, что возникновение переживания одиночества тесно взаимосвязано с индивидуально-психологическими особенностями личности. Одиночество связано с такими состояниями личности как: бессмысленность существования, безнадежность, чувство неприкаянности, враждебный настрой. На уровень одиночества влияет доминирующая в структуре личности мотивация: «страх отвержения», либо «стремление к принятию».

Одиночество взаимосвязано с такими чертами личности как: пассивная личностная позиция, неуверенность в себе, избирательность и осторожность в контактах, доминирование мотивации избегания неуспеха, нонконформизм, внутриличностный конфликт.

5. Нахождение человека в закрытой среде приводит к деформированию личности, разрушению ценностей, нарушению мотивационной сферы человека, изменяется хронотопическая организация жизненного пространства, происходит своеобразная деформация его, как сложной пространственно-временной организации, вызывающая темпоральные проявления.

6. Установлено, что острое переживание одиночества человеком в условиях закрытой среды может сопровождаться возникновением темпоральных проявлений, при этом для разных этапов отбывания наказания существуют свои закономерности «застревания» в одном из времен. При этапировании осужденных в исправительное учреждение и их адаптации в нем отмечается зацикленность осужденных на прошлом. После самого сложного периода, в середине срока отмечается «застревание» на настоящем. Будущее начинает приобретать особую актуальность примерно за два года до условно-досрочного освобождения (для тех, кто настроен на УДО), либо до окончания срока.

7. Выявлена эффективность психокоррекционной работы, направленной на преодоление острого переживания одиночества человеком в условиях закрытой среды. Специально разработанная психокоррекционная программа позволяет стабилизировать эмоциональное состояние людей и может использоваться в качестве одного из средств профилактики возникновения необратимых изменений психики и сознания человека.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В настоящем исследовании рассмотрена одна из серьезнейших проблем человечества, которую по праву называют болезнью XXI века — проблема переживания одиночества. Под одиночеством понимают тяжелое психическое состояние, обычно сопровождающееся плохим настроением и тягостными эмоциональными переживаниями. Возникновению переживания одиночества способствуют как субъективные, так и объективные факторы, в частности помещение человека (открытой саморазвивающейся системы) в закрытую среду.

Изучение переживания одиночества у людей, пребывающих в средах с разной степенью закрытости, позволило расширить психологическое содержание переживания одиночества в зависимости от среды, в которой находится человек, уточнить влияние степени закрытости среды на уровень переживания одиночества. Результаты исследования дают возможность качественного обновления организационных и содержательных аспектов психологического сопровождения лиц, находящихся в закрытой среде, направленных как на предотвращение или смягчение негативных последствий, так и на подкрепление и развитие позитивных тенденций в переживании одиночества.

Подводя итоги проведенного нами теоретического и эмпирического исследования, можно констатировать, что цель работы — выявление особенностей переживания одиночества в средах с разной степенью закрытости — достигнутавыполнены задачи, поставленные в ходе исследования, в определенной степени верифицирована гипотеза исследования. Результаты диссертационного исследования были подвергнуты качественному и количественному анализу. Полученные данные прошли математико-статистическую обработку, что обеспечило достоверность результатов исследования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ю. К. Очерки криминальной субкультуры / Ю. К. Алексанров. М.: Права человека, 2002. — 110 с.
  2. Ю. М. Криминальная патопсихология / Ю. М. Антонян, В. В. Гульдан. М.: Наука, 1991.-248 с.
  3. Ю. М. Психология преступника и расследования преступлений / Ю. М. Антонян, М. И. Еникеев, В. Е. Эминов. М.: Юристь, 1996. — 336 с.
  4. Ю. М. Тюремная субкультура и нейтрализация ее негативных последствий / Ю. М. Антонян, В. А. Верещагин, Г. Б. Калманов // Государство и право. 1996. — № 10. — С. 19−24.
  5. А. Г. От МЫ-медиа к Я-медиа: трансформация идентичности в виртуальном мире / А. Г. Асмолов, Г. А. Асмолов // Вопросы психологии. -2009.-№ 3,-С. 3−15.
  6. С. В. Эмоциональные особенности переживания одиночества // Вестник Адыгейского гос. ун-та. Майкоп: Изд-во АГУ, 2008. — Вып. 5. — С. 229−232.
  7. БартолК. Психология криминального поведения / К. Бартол. СПб.: Еврознак, 2004. — 352 с.
  8. Белоусова 3. И. Легко ли быть одиноким? / 3. И. Белоусова. Запорожье: Изд-во ЗГУ, 1995.- 132 с.
  9. М. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии / М. Бетенски. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. — 256 с.
  10. П.Блэкборн Р. Психология криминального поведения / Р. Блэкборн. -СПб.: Питер, 2004. 496 с.
  11. . Г. Социология и психология осужденных в местах лишения свободы / Б. Г. Бовин и др. Учебное пособие. — М.: НИИ ФСИН России, 2005.- 120 с.
  12. Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей / Джон Боулби — пер. с англ. В. В. Старовойтова. [2-е изд.]. — М.: Акад. Проект, (ФГУИПП Вятка), 2004 — 237 с.
  13. В. Н. Темпоральные проявления эффекта резкой перестройки сложившегося образа жизни (на предмете военнослужащих по призыву): автореф. дис.. канд. психол. наук / В. Н. Бородина. Томск, 2008. — 23 с.
  14. А. А. Некоторые особенности чувства одиночества у подростков : дипл. работа / А. А. Бородицкий. М., 2000.
  15. Т. Г. Культурно-исторический подход к стрессу и стрессоустойчивости : автореф. дис.. д-ра психол. наук / Т. Г. Бохан. -Томск, 2008, — 50 с.
  16. М. Два образа веры / М. Бубер. М.: Изд-во ACT, 1999. — 592с.
  17. Л. Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / JI. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. СПб.: Питер, 2001. — 528 с.
  18. С. Одиночество как плата за неповторимость // Номер один. -Улан-Удэ. 2005. — № 37. — С. 21.
  19. Ф. В. Переживание и молитва. Опыт общепсихологического исследования / Ф. В. Василюк. М.: Смысл, 2005. — 98 с.
  20. Введение в практическую социальную психологию: учебное пособие для высших учебных заведений / Под ред. Ю. М. Жукова, JT. А. Петровской, О. В. Соловьевой. 2-е изд. — М.: Смысл, 1996. — С. 248−264.
  21. Р. С. Вопросы изучения одиночества // Лабиринты одиночества /
  22. Сост. и общ. ред. Н. Е. Покровского. М.: Прогресс, 1989. — С. 114−128.196
  23. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1979. — 288 с.
  24. Всеобщая декларация прав человека // Защита прав человека в местах лишения свободы. Статья 11. М.: Юриспруденция, 2006. — С. 9.
  25. JI. С. Психология искусства Электронный ресурс. Собрание сочинений: в 6 т. / JI. С. Выготский. М.: Равновесие ИД, 2006. — 1 CD-ROM.
  26. JI. А. Основы дифференциации осужденных и условия их содержания в ИТУ / JI. А. Высотина, В. Д. Лутанский. М.: Политотдел организации п/я 6516, 1974. — 122 с.
  27. Д. Одиночество. Что делать? Преимущества и недостатки состояния одиночества Электронный ресурс. URL: http://heatpsy.narod.ru/odin.html (дата обращения: 05.10.2009).
  28. Э. В. Высокие гуманитарные технологии в образовании: между гуманизмом и манипуляцией / Э. В. Галажинский, В. Е. Клочко // Психология обучения, 2010. № 12. — С. 5 — 27.
  29. Э. В. Системная детерминация и направленность самореализации личности / Э. В. Галажинский. Томск: Изд-во ТГУ, 2002. -212 с.
  30. М. Н. В тюрьме. Очерки тюремной психологии / М. Н. Гернет. -М.: Право и жизнь, 1999. С. 40.
  31. Ги де Мопассан Сборник сочинений в 10 томах Электронный ресурс.: перевод Н. Касаткиной. М.: Аурика, 1994. Т. 6. — URL: http//ocr.krossw.ru//html/mopassan (дата обращения: 02.01.2011).197
  32. К. Одиночество как нарушение восприятия времени // Journal of Contemporary Psychotherapy. 2001. — Vol. 31. — № 4.
  33. И. А. Питирим Сорокин как историк социологии // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. — Т. 1, вып. 4. — 17 с.
  34. Э. М. Социально-психологические явления в среде осужденных / Э. М. Давидсон, О. В. Жидкова. Саратов: ФСИН России по Саратовской области, 2005. — 242 с.
  35. Данные МВД РФ Электронный ресурс. URL: http://mvdinform.ru (дата обращения: 13.03.2011).
  36. М. Г. Межгрупповая дифференциация осужденных и ее влияние на оперативную обстановку в ИТУ // Социально-психологические проблемы режима отбывания наказания и исполнения наказания в ИТУ / М. Г. Дебольский. Рязань, 1986. — С. 38−51.
  37. М. Г. Психология криминальной среды // Прикладная юридическая психология / М. Г. Дебольский. М.: Юнити, 2001. — С. 119 125.
  38. А. В. Основы пенитенциарной психологии. Учебное пособие. / А. В. Дмитров, В. П. Сафронов. М.: Московский психолого-социальный институт, 2003. — 176 с.
  39. Доклад, представленный Европарламенту крупнейшим итальянским агентством частных расследований Miriam Tomponzi Investigations. Электронный ресурс. URL: http://news.flexcom.ru/world/2004/01/21/29 407/ (дата обращения: 13.03.2011).
  40. О. Б. Одиночество и отчужденность в подростковом и юношеском возрасте: дис. .канд. психол. наук / О. Б. Долгинова- Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. СПб., 1996. — 166 с.
  41. М. И. Основы общей и юридической психологии / М. И.
  42. . М. : Юристъ, 1996. -631 с.198
  43. М. И. Юридическая психология: учеб. для вузов / М. И. Еникеев. М.: Норма, 2005. — 512 с.
  44. Е. В. Использование методов арт-терапии в психокоррекционной работе с осужденными, состоящими на профилактическом учете (методическое пособие) / Е. В. Ермолина. -Новосибирск: ГУФСИН России по Новосибирской области, 2008. 51 с.
  45. Г. В. Фиксированные формы экономического поведения в контексте теории избыточной устойчивости индивидуальных и групповых систем / Г. В. Залевский, В. Г. Залевский // Вестн. Том. гос. ун-та. Сер. Психология. 2005. — № 286. — С. 64−68.
  46. К. Е. Психология преступных проявлений среди молодежи : учеб. пособие / К. Е. Игошев. М.: Научно-исслед. и ред. издат. отдел Высш. шк. МВД СССР, 1971.- 173 с.
  47. Изоляция Электронный ресурс.: Глоссарий психологических терминов. Под ред. Н. Губина. Национальная психологическая энциклопедия. URL: http://vocabulary.ru/dictionary/ (дата обращения: 08.04.2010).
  48. Т. В. Возникновение и преодоление одиночества Электронный ресурс. / Т. В. Илларионова. Московский государственный социальный ун-т. Чебоксарский филиал. Электрон, версия печат. публ. -URL: http://www.scorcher.ru (дата обращения: 23.11.2010).
  49. Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. СПб.: Изд-во Питер, 2000. — С. 373−375.
  50. Интегральная медицина 21 века. Теория и практика. Возникновение и преодоление одиночества Электронный ресурс. URL: http://www.it-med.ru/library/v/vozniknovenie.htm (дата обращения: 19.07.2010).
  51. В. И. Коммуникативный мир и транскоммуникативный потенциал жизни личности / В. И. Кабрин. М.: Смысл, 2005. — 245 с.
  52. К. // Собр. соч.: в 11 кн. / К. Кастанеда Киев, 1997. — кн. 10. -С. 290.
  53. Кинодо Жан Мишель. Приручение одиночества / Пер. с фр. М.: Когито-Центр, 2008. 254 с.
  54. Клиника психопатий. Их статистика, динамика, систематика / П. Б. Ганнушкин. М.: Изд-во медицинская книга, 2010.- 124 с.
  55. В. Е. Методологические принципы теории психологических систем / В. Е. Клочко // Фиксированные формы поведения в образовании, науке и культуре. Бийск, 2000. — С. 8−16.
  56. В. Е. Предмет современной психологии: человекообразование и психологическое обеспечение смысловой педагогики / В. Е. Клочко // Образование и социальное развитие региона. Барнаул: изд-во АГУ, 1996. № 3. — С. 104−112.
  57. В.Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности / В. Е. Клочко. Томск: Изд-во ТГУ, 2005.- 172 с.
  58. В. Е. Самореализация личности: системный взгляд / В. Е Клочко, Э. В. Галажинский. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1999. — 153 с.
  59. В. Г. Применение психологического теста СМОЛ для исследования подростков / В. Г. Козюля. М.: ФОЛИУМ, 1995. — 37 с.
  60. Г. И. Психологическое консультирование / Г. И. Колесникова. Серия Высшее образование. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. -288 с.
  61. Л. А. Лабиринты одиночества // Перспективы метафизики. Классическая и неклассическая метафизика на рубеже веков: Материалы Международной конференции. СПб.: Изд-во С-Петерб. отделение Ин-та человека РАН, 1997. 181 с.
  62. Кон И. С. Многоликое одиночество // Знание сила. — 1986. — № 12. — С. 40−42.
  63. Кондратюк J1. В. Антропология преступления (микрокриминология) / Л. В. Кондратюк. М.: Изд-во НОРМА, 2001. — 344 с.
  64. А. И. Теория и практика арт-терапии / А. И. Копытин. -СПб.: Питер, 2002. 368 с.
  65. Криминальная психология // Юридическая психология. СПб.: Питер, 2001.-С. 9−204.
  66. Криминология: учебник / Под ред. В. Н. Кудрявцева, Э. В. Эминова. М.: Юристъ, 2006. 734 с.
  67. Дж. Подумайте об этом / Дж. Кришнамурти. М.: ТСОО «КМК», 1993.- 199 с.
  68. О. Н. Психология и психопатология одиночества / О. Н. Кузнецов, В. И. Лебедев. М.: Медицина. — 1972. — 336 с.
  69. Е. В. Проблемы отбывания наказания женщинами в современных условиях Электронный ресурс. URL: http://www.lib.csy.ru/vch/123/021.pdf (дата обращения: 11.05.2010).
  70. Лабиринты одиночества: пер. с англ. / Сост. и общ. ред. Н. Е. Покровского. М.: Прогресс, 1989. — 624 с.
  71. Т. Ю. Психологические особенности переживания-одиночества у лиц, находящихся в условиях групповой (тюремной) изоляцииавтореф. дис.. канд. психол. наук / Т. Ю. Лапшина. Ростов н/Д., 2007. -19 с.
  72. В. И. Психология и психопатология одиночества и групповой изоляции: учеб. пособие для вузов / В. И. Лебедев. М.: Юнити, 2002. -408с.
  73. Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий / Л. Д. Лебедева. СПб.: Речь, 2003. — 256 с.
  74. С. А. Психолог и подросток: коммуникативно-двигательный тренинг / С. А. Левашова. Ярославль: Академия развития, 2006. — 160 с.
  75. В. Л. Одинокий друг одиноких / В. Л. Леви. М.: Торобоан, 2006.-356 с.
  76. Д. А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО) / Д. А. Леонтьев. 2-е изд. М.: Смысл, 2000. — 18 с.
  77. Личность осужденного: социальная и психологическая работа с различными категориями осужденных: учеб.-метод, пособие. М.: НИИ ФСИН России, 2006. — 214 с.
  78. Личность преступника // Энциклопедия юридической психологии / Под общ. ред. проф. А. М. Столяренко. М.: Юнити-Дана, 2002. — С. 113.
  79. Личность преступника как объект психологического исследования: сб. науч. тр. Всесоюзного института по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности. М., 1979. — 179 с.
  80. Ш. Психологический тренинг умений. Школа Вирджинии
  81. Сатир / Ш. Лойшен. СПб.: Питер, 2001.- 160 с.202
  82. Е. А. Одиночество как феномен индивидуальной и социальной жизни : автореф. дис.. канд. филос. наук / Е. А. Мазуренко. -Арахангельск, 2006. 27 с.
  83. В. Краткая воровская энциклопедия (легенды и мифы преступного мира) / В. Майер, JL Шаров. М.: Изд-во Новый век, 1995. -272с.
  84. Ф. Г. Два лика одиночества Электронный ресурс. / Ф. Г. Майленова // Человек. 2001. — № 6. — Электрон, версия печат. публ. — URL: http://hpsy.ru/public/x968.htm (дата обращения: 27.09.2011).
  85. Г. И. Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения / Г. И. Макартычева. СПб.: Речь, 2006. — 192 с.
  86. С. В. Использование тренинга для коррекции обостренного переживания одиночества у подростков // Психология и школа. 2004. — № 4. — С. 66−85.
  87. С. В. Особенности чувства одиночества у подростков / С. В. Малышева, Н. А. Рождественская // Вестн. Московского ун-та. Сер. 14, Психология. 2001. — № 3. — С. 63−68.
  88. С. В. Переживание чувства одиночества у подростков // Психология XXI века: Тез. Международной научно-практической конференции студентов и аспирантов. СПб., 18−20 апреля 2002 г. СПб., 2002.-С. 151−153.
  89. С. В. Чувство одиночества у подростков // Материалы IX Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов». Секция «Психология». -М., 2002. С. 105−107.
  90. , Т. Д. История психологии / Т. Д. Марцинковская. М.: Академия, 2004. — 544 с.
  91. Д. А. Феномен одиночества и проблема нарушения коммуникации: социально-философский аспект: автореф. дис.. канд. филос. наук / Д. А. Матеев: Ин-т философии и права СО РАН. -Новосибирск, 2008.
  92. Межличностные, групповые и массовые социально-психологические явления в среде осужденных. Психологическое воздействие на них // Прикладная пенитенциарная психология: учеб. пособие. Рязань: РИПЭ Минюста России, 1997. С. 211−241.
  93. М. X. Основы менеджмента / М. X. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. М.: Дело, 2002. — 704 с.
  94. Методические рекомендации по организации психологической работы с осужденными женщинами, имеющими детей в домах ребенка при исправительных учреждениях. М.: ФСИН России, УФСИН России по Республике Мордовия, 2006. — 41с.
  95. Методическое пособие по работе с различными категориями осужденных // МПЛ ГУФСИН по Красноярскому краю. Красноярск, 2003.
  96. Мид М. Одиночество, самостоятельность и взаимозависимость в контексте культуры // Лабиринты одиночества / Сост. и общ. ред. Н. Е. Покровского. М.: Прогресс, 1989. — С. 98 — 113.
  97. А. С. Личность осужденного и особенности общественных отношений, ее характеризующих // Тр. ВНИИ МВД СССР, 1973. Вып. 27. — С. 12.
  98. . Одиночество: междисциплинарный подход // Лабиринты одиночества / Сост. и общ. ред. Н. Е. Покровского. М.: Прогресс, 1989.-С. 52−87.
  99. Многофункциональная диагностическая система Psychometric Expert 7, адаптированная для Уголовно-исполнительной системы совместно с МПЛ УФСИН России по Ярославской области, 2010.
  100. А. И. Микросреда осужденных в ИТУ / А. И. Мокрецов, И. В. Шмаров.-М.: Изд-во ВНИИ МВД СССР, 1979. С. 15.
  101. Э. Манифест персонализма / Э. Мунье. М.: Республика, 1999. — С. 300−318.
  102. Н. Н. Одиночество Электронный ресурс. URL: http://www.naritsyn.ru/loneliness.htm (дата обращения: 13.08.2010).204
  103. Настольная книга практического психолога / Сост. С. Т. Посохова, С. Л. Соловьева. М.: ACT: ХРАНИТЕЛЬ- СПб.: Сова, 2008. — 671 с.
  104. Е. В. Подход к исследованию хронотопических характеристик жизненного мира человека Электронный ресурс. URL: http://hpsy.ru/public/x2477.htm (дата обращения: 09.11.2010).
  105. Р. С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Р. С. Немов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — Кн. 1. — 688 с.
  106. Е. В. Одиночество как психический феномен и ресурс развития личности в юношеском возрасте : Дис.. канд. психол. наук / Е. В. Неумоева. Самара, 2005. — 25 с.
  107. В. В. Антитренинг, или Контуры нравственных и теоретических основ психотренинга: учеб. пособие / В. В. Никандров. СПб.: Речь, 2003.- 176 с.
  108. Никитина 3. Н. Программа проведения психологического тренинга по развитию самосознания осужденных // Методические рекомендации. УИН МИНЮСТА России по Мурманской области. Мурманск, 2000. 40 с.
  109. К. По ту сторону одиночества. Сообщества необычных людей / К. Нильс. Перевод с нем. Э. М. Радской, ред. Л. Н. Банзелюк — Калуга: Духовное познание, 1993. — 180 с.
  110. Одиночество: что это такое? Интернет ресурс. URL: [email protected] (дата обращения: 14.08.2009).
  111. Опыт изучения личности осужденных: учеб.-метод, пособие. М.: Мин-во юстиции РФ, ГУИН Минюста России по Самарской обл.- НИИ УИС, 2004.-123 с.
  112. А. К. Субъективная активность и переживание одиночества подростком / А. К. Осницкий, А. Р. Кирпиков // Психология и школа. 2005. — № 4. — С. 23−27.
  113. Основы психологии исполнения уголовных наказаний: учеб. пособие / Под ред. кандидата психологических наук Е. Н. Казаковой. —
  114. Вологда: ВИПЭ Минюста России, 2001. 347 с.205
  115. Особенности эмоционально-волевой сферы при психопатиях / П. Б. Ганнушкин // Психология эмоций: тексты — под ред. В. К. Вилюнас и Ю. Б. Гиппенрейтер. М.: Изд-во МГУ, 1984. — С. 252 — 279.
  116. Особо опасные лидеры в ИТУ и воспитательное воздействие на них / Под общ. ред. Ю. М. Антоняна. М.: ВНИИ МВД СССР, 1989. — С. 34−70.
  117. Отчуждение философия Электронный ресурс.: Материал из Википедии свободной энциклопедии. — URL: http://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения: 16.10.2010).
  118. А. Н. Криминогенная сущность личности преступника: методология познания и психологическая концепция / А. Н. Пастушеня. -Минск: Академия МВД Республики Беларусь, 1998. 314 с.
  119. Л. Э. Одиночество и самооценка / JI. Э. Пепло, М. Мицели, Б. Мораш // Лабиринты одиночества: Пер. с англ. / Сост., общ. ред. и предисл. Н. Е. Покровского. М.: Прогресс, 1989. — С. 169−192.
  120. Д. Теоретические подходы к одиночеству. / Д. Перлман, Л. Э. Пепло // Лабиринты одиночества: Пер. с англ. / Сост., общ. ред. и предисл. Н. Е. Покровского. М.: Прогресс, 1989. — С. 152−169.
  121. Н. В. Психология одиночества у законопослушных и криминальных подростков : дис.. канд. психол. наук / Н. В. Перешеина. -М., 1999.- 147 с.
  122. А. В. Основы теоретической психологии / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. М.: ИНФРА-М., 1998. — 528 с.
  123. В. Ф. Законы преступного мира молодежи. Криминальная субкультура / В. Ф. Пирожков. Тверь: Приз, 1994. — 323 с.
  124. В. Ф. Криминальная психология: психология криминальной преступности / В. Ф. Пирожков. Кн.1.- М.: Ось-89, 1998. -304 с.
  125. О. М. Особенности смысловых установок личности взакрытой среде (на примере мест лишения свободы): автореф. дис.. канд.психол. наук / О. М. Писарев. Томск, 2010. — 22 с.206
  126. К. К. Терминологический минимум по курсу исправительно-трудовой психологии: учеб. пособие / К. К. Платонов. -Рязань: РВШ МВД СССР, 1982. 94 с.
  127. Н. Е., Иванченко Г. В. Универсум одиночества: социологические и психологические очерки. — М.: Логос, 2008. 424 с.
  128. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: учеб. пособие / Под ред. Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой, В. М. Снеткова. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. — С. 184−189.
  129. Практическая психология в тестах или как научиться понимать себя и других / Сост. Р. Римская, С. Римский. М.: АСТ-ПРЕСС, 2008. — 400 с.
  130. Притчи, сказки, метафоры в развитии ребенка. СПб.: Речь, 2006. -296 с.
  131. Психокоррекционные технологии в работе пенитенциарных психологов: Сб. материалов психологов уголовно-исполнительной системы. М.: ОПС ГУИН Минюста России, НИИ УИС, МПЛ ГУИН Минюста России по Приморскому краю, 2005. — С. 3.
  132. Психологические особенности осужденных женщин Электронный ресурс. URL: http://svobd.rU/component/content/article/317/4518.html (дата обращения: 26.11.2010).
  133. Психологические особенности осужденных за насильственные преступления и индивидуальная работа с ними. М., 1986.
  134. Рабочая книга пенитенциарного психолога: пособие. М.: ВНИИ МВД России, ГУИН России, 1997. — 208 с.
  135. Н. В. Основы клинической психологии / Н. В. Репин, Д. В. Воронцов, И. И. Юматова / Сер. Учебники, учебные пособия. Ростов н/Д: Феникс, 2003.-480 с.
  136. Е. И. Настольная книга практического психолога : учеб. пособие / Е. И. Рогов. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. — Кн. 1. — 384 с.
  137. Е. Е. Категория одиночества с позиции социальной философии // Теория и практика общественного развития. 2010 — № 2 (печатная версия электронного журнала). — С. 32−39.
  138. Е. В. Проективные графические методики / Е. В. Романова, Т. И. Сытько // Методические рекомендации. Ч. 1. СПб., 1992. — 79 с.
  139. В. Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях / В. Г. Ромек. СПб.: Речь, 2008. — 175 с.
  140. У. От одиночества к аномии / У. Садлер, Т. Джонсон. // Лабиринты одиночества / Сост. и общ. ред. Н. Е. Покровского. — М.: Прогресс, 1989.-С. 21−51.
  141. В. А. Типология вины и проблема одиночества в фундаментальной онтологии Хайдеггера Электронный ресурс. // Институт экзистенциальной психологии и жизнетворчества. 2004. — URL: file://localhost/G:/sakutin.htm (дата обращения: 10.02.2010).
  142. H. В. Женское одиночество: полноценная жизнь или страдание? / Н. В. Самоукина. М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство ACT», 2004. — 250 с.
  143. В. Как строить себя и свою семью / В. Сатир. М.: Педагогика-пресс, 1992. — 192 с.
  144. А. Д. Криминологическая характеристика и меры профилактики хулиганства в ИТУ / А. Д. Сафронов, М. Г. Никифоров. М., 1983. — С. 32.
  145. Ф. С. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе / Ф. С. Сафуанов. -М.: Гардарика, Смысл, 1998. 192 с.
  146. А. И. Погибшие люди / А. И. Свирский. Т. 2. Мир тюремный. СПб.: издание А. Н. Морозова, 1898. — 149 с.
  147. А. Н. Прощай, одиночество! Избавиться от проблемы в ваших силах / А. Н. Семенова. СПб.: Невский проспект, 2002. — 192 с.
  148. Ю. В. Детский суицид: психологический взгляд / Ю. В. Синягин, Н. Ю. Синягина. СПб.: КАРО, 2006. — 176 с.
  149. Ю. В. Психические состояния лиц, отбывающих пожизненное лишение свободы : дис.. канд. психол. наук. / Ю. В. Славинская. Рязань, 2002. — 167 с.
  150. И. М. Проблема переживания одиночества в ряду социально-психологических проблем подросткового возраста // Психология XXI века глазами молодых ученых: Материалы конференции М.: МГППУ, 2002.
  151. И. М. Современные исследования переживания одиночества // Психологическая наука и образование. 2007. — № 3. — С. 2734.
  152. Словарь практического психолога / Сост. Головин С. Ю. Минск: Изд-во Харвест. — 2001. — 800 с.
  153. . В. Организация работы с осужденными женщинами: Психолого-педагогический аспект: учеб.-метод, пособие. / ВЮИ Минюста России. Владимир, 2004. 28 с.
  154. Е. Е. Познаю себя и учусь управлять собой / Е. Е. Смирнова. СПб.: Речь, 2007. — 216 с.
  155. JI. Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ (MMPI) Практическое руководство / Л. Н. Собчик. М.: Речь, 2007. — 224 с.
  156. М. Социально-психологическая помощь подросткам // Социальное обеспечение. Теория и практика. 2006. — № 5. — С. 33−34.
  157. Г. У. Может ли «другой» статься другом? Тренинг по профилактике ксенофобии / Г. У. Солдатова, А. В. Макарчук. М.: Генезис, 2006.-256 с.
  158. П. А. Система социологии / П. А. Сорокин. М.: Астель, 2008.- 1003 с.
  159. Социальная изоляция Электронный ресурс.: Материал из Википедии свободной энциклопедии. — URL: http://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения: 20.09.2010).
  160. В. Е. Психология: Учебник для вузов / В. Е. Степанов, В. П. Ступницкий. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2004.-576 с.
  161. Л. Д. Основы психологии в экзаменационных вопросах и ответах / Л. Д. Столяренко. Ростов н/Д.: Феникс, 2003. — 448 с.
  162. М. П. Воспитательная система исправительно-трудовых учреждений : автореф. дис.. д-ра пед. наук. / М. П. Стурова. М., 1991. -19с.
  163. А. А. Коррекция чувства одиночества в подростковом возрасте : дипл. работа / А. А. Сухова. М., 1997.
  164. Г. В. Математические методы психологии / Г. В.
  165. Суходольский. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. — 244 с.210
  166. А. В. Опыт конкретно-исторической психологии личности / А. В. Толстых. СПб.: Алетейя, 2000. — С. 33.
  167. Г. Д. Уолден, или Жизнь в лесу / Г. Д. Topo. М.: Наука, 1980. -445 с.
  168. И. С. Городской образ жизни: теоретический аспект // Социологические исследования. 1995. — № 1. — С. 131−134.
  169. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации: офиц. текст: принят Гос. Думой 18 дек. 1996 г.: с изм. и доп. на 10 октября 2012 г. -М.: Эксмо, 2012.- 128 с.
  170. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: федер. закон: принят Гос. Думой 22 ноября 2001 г.: с изм. и доп. на 1 октября 2012 г.-М.: Эксмо, 2012. 256 с.
  171. Уголовный Кодекс Российской Федерации: федер. закон: принят Гос. Думой 24 мая 1996 г.: по состоянию на 01 октября 2012 года. М.: Омега-Л, 2012.- 176 с.
  172. А. И. Основы пенитенциарной психологии / А. И. Ушатиков, Б. Б. Казак. Учеб. / Под ред. С. Н. Пономарева. Рязань: Узорочье, 2002. — 554 с.
  173. Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. — 490 с.
  174. Философия: Хрестоматия / Сост. проф. П. С. Гуревич. М.: Гардарика, 2002. — 543 с.
  175. В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. М.: Прогресс, 1990.-368 с.
  176. Э. Бегство от свободы : пер. с англ. А. Лактионова / Э. Фромм. М.: ACT: ACT МОСКВА, 2009. — 284 с.
  177. Э. Гуманистический психоанализ / Э. Фромм. Сост. и общая редакция В. М. Лейбина. Сер. Хрестоматия по психологии. СПб.: Питер, 2002. — 544 с.
  178. Э. Душа человека / Э. Фромм. М.: Республика, 1992. — С. 114−130.
  179. М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы / М. Фуко. Пер. с франц. В. Наумова. Под ред. И. Борисовой. M.: Ad Marginem, 1999. — 480с.
  180. М. Бытие и время / М. Хайдеггер. M.: Ad Marginem, 1997.-451 с.
  181. Н. В. Одиночество женское и мужское: Опыт вживания в проблему / Н. В. Хамитов. М.: ООО «Издательство ACT" — Харьков: Торсинг, 2004.-444 с.
  182. Характеристика личности осужденного (социально-психологический портрет): учеб.-метод, пособие. М.: НИИ УИС Минюста России, 2004. — 58с.
  183. А. У. Наедине с собой: Краткое введение в психогигиену одиночества / А. У. Хараш. Украина, 1994. — № 4. — С. 12−19.
  184. Э. Иметь и не иметь / Э. Хемингуэй. М.: Изд-во ACT, 2008.-379 с.
  185. К. Наши внутренние конфликты: Конструктивная теория невроза / К. Хорни. СПб.: Лань, 1997. — 241 с.
  186. Ценность одиночества и уединения Электронный ресурс.: Псифактор. URL: http: psifaktor.info/profi10.htm/ (дата обращения: 22.10.2009).
  187. В. Г. Психологические особенности личности преступника // Право и образование. 2005. — № 5. — С. 181−189.
  188. Человек один не может.: сборник. М.: Изд-во Советская Россия, 1989.-208 с.
  189. Ю. М. Одиночество: социально-психологические проблемы / Ю. М. Швалб, О. В. Данчева. Киев: Украина, 2001. — 270 с.
  190. Н. И. Социальная психология в образовании : учеб. пособие / Н. И. Шевандрин // Ч. 1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. М.: В ЛАД ОС, 1995. — 544 с.
  191. Р. В. Феномен одиночества человека как социально-психологическое явление // Отечественный журнал социальной работы. -2004. -№ з. с. 18−21.
  192. С. М. Подростковый возраст: развитие креативности, самосознания, эмоций, коммуникации и ответственности / С. М. Шурухт. -СПб.: Изд-во «Речь», 2006. 112 с.
  193. Юнг К. Г. Проблема души современного человека// Вопросы философии. 1989. — № 8. — С. 120−125.
  194. А. В. Борьба с рецидивной преступностью / А. В. Яковлев. -М.: Наука, 1964.-223 с.
  195. И. Экзистенциальная психотерапия / И. Ялом. М.: Римис, 2008.-608 с.
  196. Ami Rokach, Tricia Orzeck. Coping with loneliness and drug use in young adults. Accepted 23 June, 2002.
  197. Bertalanffy L. Von General System Theory. N.Y. Braziller, 1968.
  198. Bowman C.C. Loneliness and social change. American Journal of Psychiatry, 112, 1955. 194−198 p.
  199. Cohen E.A. Human Behavior in the Concentration Camp. London, 1954.
  200. Corrine E. Leary, Michelle L. Kelley, Jennifer Morrow, Peter J. Mikulka. Parental use of physical punishment as related to family environment, psychological well-being, and personality in undergraduates. Springer Science + Business Media, LLS 2000
  201. Deborah C. Beidel, Samuel M. Turner, Brennan J. Young, Robert T. Ammerman, Floyd R. Salle, Lori Crosby. Psychopathology of adolescent social phobia. 1 July 2006
  202. J.P. (1982) A general Systems approach to loneliness. In: Loneliness. A. Sourcebook of Current Theory, Research and Therapy. Ed. L. A. Peplau & D. Perlman. A Wiley-Interscience Publication. John Wiley & Sons, P. 166−179.
  203. Maustakas C. E. Loneliness and love. N.Y.: Prentice-Hall, 1972.
  204. Risman D., Denney R., Glazer N. The Lonely Crowd. The study of American character. New York, 1950.
  205. Rogers C. K. Carl Rogers on encounter groups. N.Y.: Harper&Row, 1973
  206. Sadler W. A. Jr. Creative existence: Play as pathway to personal freedom and community // Humanitas. 1969. — N 5. — P. 57−80.
  207. Satir V. Conjoint family therapy. Palo Alto, CA: Science and Behavior Books, 1983.-P. 237−238.
  208. Sullivan H. S. The interpersonal theory of psychiatry. N.Y.: Norton, 1953.
  209. R. S. (Ed.). Loneliness: The Experience of Emotional and Social Isolation. Cambridge: MIT Press, 1973.
  210. Zilboorg G. Loneliness. Atlantic Monthly, January 1938. P. 45−54.
  211. Zimbardo P. G. Shyness. Reading, Mass.: Addison-Wesley, 1977.
Заполнить форму текущей работой