Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Пресса Китая в условиях экономической реформы, 90-е годы ХХ века

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Пресса Китая, как и сама страна, известна своей богатой историей. В Танскую эпоху (619−907 гг.) существовали прототипы современных газет -«Цзиньцзоу юань чжуан» (древняя рукописная газета «дибао"1 Танской династии)2. Однако периодическая печать, в современном смысле этого слова, возникла в Китае позднее, чем на Западе. С начала XIX в. Китай становился все более открытым, и иностранцы создавали… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ЗНАЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РЕФОРМЫ В КИТАЕ
  • 1970-е гг. XX в.) ДЛЯ ЖУРНАЛИСТИКИ СТРАНЫ
    • 1. Реформа китайской экономики: цели, задачи, особенности реализации
    • 2. Социально-политические аспекты хозяйственных реформ в
  • Китае
  • Глава 2. ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ КИТАЯ В ПРАКТИКЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РЕФОРМЫ
    • 1. Современная печать Китая: изменения социально-ролевых характеристик
    • 2. Пресса КНР (1978−1999 гг.): основные этапы развития
    • 3. Конкуренция как механизм саморегулирования современной прессы Китая
  • Глава 3. СОВРЕМЕННАЯ ПРЕССА КПК: ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ И ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
    • 1. Партийная печать Китая в поисках баланса между идеологическими установками и рыночными отношениями
    • 2. Проблемы экономической реформы на страницах изданий КПК: динамика жанрово-тематической эволюции «Жэньминь жибао»
  • Глава IV. ВОЗНИКНОВЕНИЕ КОРПОРАЦИЙ ПЕЧАТИ — НОВАЯ ТЕНДЕНЦИЯ В ЭКОНОМИКЕ КИТАЙСКИХ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
    • 1. Формирование корпораций печати в условиях концентрации прессы Китая
    • 2. Становление структуры корпораций печати

Пресса Китая в условиях экономической реформы, 90-е годы ХХ века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Пресса Китая, как и сама страна, известна своей богатой историей. В Танскую эпоху (619−907 гг.) существовали прототипы современных газет -«Цзиньцзоу юань чжуан» (древняя рукописная газета «дибао"1 Танской династии)2. Однако периодическая печать, в современном смысле этого слова, возникла в Китае позднее, чем на Западе. С начала XIX в. Китай становился все более открытым, и иностранцы создавали все больше и больше газет, что способствовало формированию современной периодической печати Китая3. В более чем столетней истории развития выявились национальные особенности у прессы Китая, которая играла и играет важную роль в социокультурных преобразованиях. В последние 20 лет журналистское дело получило в Китае существенное развитие в связи с масштабным экспериментом — экономической реформой в одной из древнейших стран мира: переходом от плановой экономики к рыночной при наличии государственного регулирования. На этом историческом фоне диссертант стремится в своем исследовании выявить и проанализировать специфику функционирования прессы Китая. Особое внимание уделяется последним десятилетиям XX в.

Объект исследования — пресса Китая, ее роль и функции в социально-политической и социально-экономической системе общества, в условиях рыночных реформ в стране.

Предметную область диссертации составляют периодические издания Китая (ежедневные газеты, общественно-популярные и другие журналы), научные публикации российских и китайских авторов, ученых других стран, посвященные теоретическим и прикладным аспектам современной прессы в контексте социально-экономической и политической системы общества.

1 Дибао — первые китайские газеты, появившиеся в ханскую эпоху.

2 Сергеев Г. И. От дибао до «Жэньминь жибао»: путь в 1200 лет. М., 1989. С. 22−24.

3 Сунь Сюйпэй. Современное положение и перспективы периодической печати Китая. Ежегодник журналистики Китая. Пекин. С. 67 (на кит. яз.).

Актуальность темы

исследования определяется следующими причинами:

1. Социально-политическими: на сегодняшний день проводимые в Китае реформы продолжили путь к возникновению рыночной экономики, в связи с чем пресса находится в положении субъекта рынка и вместе с тем вынуждена выполнять роль проводника, агитатора и пропагандиста идей партии и государства. Эта ситуация порождает ряд весьма специфических проблемных ситуаций, которым трудно пока найти аналоги в современной истории и в мировой экономической практике.

2. Теоретико-методологическими: поскольку в качестве одной из основных проблем при исследовании малоизученного явления выступает проблема выбора адекватной и эффективной методологии, мы в своем исследовании ориентировались на применение методов исследования прессы, которые были разработаны российскими учеными1 и привели к интересным, во многом неожиданным результатам при изучении прессы стран Западной Европы, США, Африки, Азии, Латинской Америки и др. Отсюда возникла идея использовать данную методологию при анализе того специфического явления, которое представляет собой китайская пресса.

3. Научно-практическими: на сегодняшний день в китайском обществоведении ощущается потребность анализа, осмысления достигнутого и оп.

1 См. Виноградова С. М. Западные теории журналистики в контексте социально-политического развития африканского общества, диссерт. на соиск. уч. степени докт. полит наук. СПб., 1992; Виноградова С. М., Герасимов И. В. Журналистика стран-членов лиги арабских государств (Африка), СПб., 1999. Ворошилов В. В. Журналистика и рынок. СПб., 1997; Гуревич С. М. Газета и рынок: как добиться успеха: 2-е изд. М., 1998; Журналистика в политической структуре общества: некоторые проблемы политической организации системы средств массовой информации и пропаганды / Под ред. Я.Н. Засур-ского. М., 1975; Корконосенко С. Г. Основы теории журналистики. СПб., 1995; Михайлов С. А. Современная зарубежная журналистика: состояние, перспективы. СПб., 1998; Пую A.C. Политический плюрализм: опыт Франции. СПб., 1994; Рыкованов П. Я. Средства массовой информации и пропаганды в политической системе Пятой республики во Франции (1958;1974). JL, 1984; Слободянюк И. Н. Печать нового Китая. Киев, 1958; Соколов B.C. Периодическая печать Франции. СПб., 1997; Чесанов A.A. Реклама в России и за рубежом. СПб., 1996; и др. ределения дальнейших перспектив развития. Пресса как неотъемлемая часть социального организма также нуждается во взгляде на себя со стороны. Проведение данного исследования представляет с нашей точки зрения особую актуальность для китайской журналистики.

Степень разработанности темы. Проблематика, связанная с развитием китайской прессы в 90-е гг., на сегодняшний день являет малоизученную область. Исследовательская литература по истории журналистики Китая ограничивается хронологическими рамками до образования КНР1. В 50−60-е годы ряд советских ученых изучали. развитие прессы Нового Китая2. С 80-х гг. большой коллектив ученых Китая трудится над многотомной «Всеобщей историей китайской журналистики». Эту работу возглавляет Фан Ханьци, профессор Института журналистики Народного Университета Китая (Пекин). Первый том этого объемного труда уже вышел в свет. Следует.

1 См.: Сергеев Г. И. От дибао до «Женьминь жибао»: путь в 1200 лет. М., 1989. С. 22−24- Фан Хань ци, Чжан Чжихуа. Чжунго. С. 3 (на кит. яз.) — Полевой С. А. Периодическая печать в Китае. Владивосток, 1913; Фан Ханьци. История периодической печати Китая в новое время. Тайюань, 1981. Т. 1−2 (на кит. яз.) — Гэ Гунчэнь. Чжунго баосюэ ши. История китайской журналистики. Пекин, 1980 (на кит. яз.) — Хуан Чжомин. Происхождение древних газет в Китае. Пекин, 1983 (на кит. яз.) — Фан Ханьци, Чэнь Ешао, Чжан Чжихуа. Чжунго синьвэнь шие узяныни. Краткая история китайской журналистики. Пекин, 1983 (на кит. яз.) — Ян Цзялу, Чжун Цзы, Чжао Юймин, Хань Сун. Чжунго синьвэнь еши (гудай чжи 1949 нянь). История китайской журналистики (с древности до 1949 г.). Наньнин, 1984 (на кит. яз.) — Сунь Вэныно, Се Цзюнь. Чжунго синьвэнь шие ши. История китайской журналистики. Гуанчжоу, 1985 (на кит. яз.) — Ху Тайчунь. Чжунго цзиньдай-синьвэнь сынян ши. История журналистской мысли Китая в новое время. Тайюань, 1987 (на кит. яз.) — Фудань дасюэ синьвэньси синьвэныии цзяояньши. Цзяньмин Чжунго синьвэнь ши. Кафедра истории журналистики факультета журналистики Фуданьского (Шанхай) университета. Краткая история китайской журналистики. Фучжоу, 1986 (на кит. яз.) — Ян Гуанхуэй, Сюн Шанхоу, Люй Лянхай, Ли Чжунмин. Чжунго цзиньдай баокань фачжань гайкуан. Очерки развития периодической печати Китая в новое время. Пекин, 1986 (на кит. яз.) — Чжунго синьвэныди вэньцзи. Документы и материалы по истории китайской журналистики. Шанхай, 1987 (на кит. яз.) — Цзэн Сюйбай. Чжунго синьвэныди. История китайской журналистики. Тайбэй, 1966 (4-е изд. — 1977) (на кит. яз.) — Britton R.S. The Chinese Periodical Press (1800−1912). Shangai, 1933: Lin Yutang. A History of the Press and public Opinion in China. Shanghai: Hong Kong: Sigapore, 1936 и др.

2 См.: Слободянюк И. Н. Печать нового Китая. Киев. 1958; Факторович Д. Е. Печать Китайской Народной республики. Минск. 1954; Панкина О. Г. Печать Китайской Народной республики в период социалистических преобразований. М.: Изд-во Московского университета. 1961. отметить, что в 1989 г. русский ученый Г. И. Сергеев закончил свою системную работу о 1200 летней истории СМК Китая1. В 80-е гг. также была опубликована работа Г. М. Соловьевой2, также освещающая историю печати Китая.

Однако пока еще мало фундаментальных исследований китайских ученых, посвященных темам взаимоотношения прессы и экономической реформы, эволюции роли прессы в условиях рынка и особенно развития экономики самой прессы Китая. Правда, западным теориям экономики и менеджмента СМИ посвящено достаточно много научных работ3. И в настоящее время некоторые ученые и специалисты в области китайской журналистики уже начали свое исследование этой темы. Но большинство этих работ затронуло отдельные проблемы экономики и менеджмента прессы Китая4.

1 Сергеев Г. И. От дибао до «Жэньминь жибао»: путь в 1200 лет. М., 1989. С. 22−24.

2 См.: Соловьева Т. М. Развитие периодической печати КНР на современном этапе. Актуальные проблемы журналистики Азии, Африки и Латинской Америки: Сб. научн. тр. / отв. ред. Е. Г. Коренчук. — М. Изд-во УДН, 1989.

3 Sohn А.В., Ogan C.L., Polich J. (USA) Newspaper Leadership New Jersey. 1986; W. Parkman Rankin (USA) The practice of Newspaper Management. Nelson-Hall. 1980; Багди-кян Б. (США). Монополия средств информации. М., 1987; Ратцке Д. (ФРГ) Средства массовой информации в условиях рыночной экономики // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. М., 1995. № 2. С. 60−64- Даое Саньчэньнан, Синьзин Чжидж (Япония) Теория и практика японской журналистики, (пер. с яп. яз.). Пекин. 1985.

4 JIo Цзянь юй. Фачжань баое цзин цзи мин ше хой чжуи шичанцзин цзи дэ кегуань яочю. Развитие экономики газетной прессы — требование социалистической рыночной экономики // Вестн. Партийной школы комитета КПК провинц. Чжэцзян. Ханчжоу.

1996. № 6. С. 19−21 (на кит. яз.) — Хэ Сянцинь. Цзянше куа шицзи баоецзитуань дэ шиц-зяньтихой хэ лилуньсикао. Теория и практика строительства корпорации печати на пороге века // Синь вэнь чжань сянь. На фронте журналистики. Пекин. 1995. № 4 (на кит. яз.) — Чжоу Тайцзи, Чжу Ли. Баоецзитуань: чжунго баое синьсянь сян танси. Корпорация печати: исследования и анализ нового явления прессы Китая // Вестн. Середино-китайского технологического университета. Сер. Общественные науки. Ухань. 1995. № 4. С. 61−63 (на кит. яз.) — Сю Гуанчунь. Гуаньюй синьвэнь гэге хэ баоецзинтуань дэ цзиге унти. Несколько вопросов о реформе журналистики и корпорации печати // Синь вэнь юй сецзо. Журналистика и творчество. Пекин. 1998. № 4. С. 1−6 (на кит. яз.) — Юй Гомин. Чжунго баое: мяндуй зегосин чжуаньхуань — чуаньго баочжи дучжэ дяча чжон ти фэнь не баотао. Пресса Китая перед структурным изменением — общий аналитический доклад об опросе читателей газет всей страны // Чжунго баокэн сбао. Ежемесячник китайской печати. Пекин. 1995. № 9. С. 79−82 (на кит. яз.) — Сунь Сюй пэй. Чжунго бао кэн дэ сянь-чжуан юй чжэнван. Современное положение и перспективы периодической печати Китая. Чжунго синь вэнь нянь цзянь. Ежегодник журналистики Китая. Пекин. С. 67 (на кит. яз.) — Сунь Цзянь у. Баое цзинцзи юньцзо моши чутан. Начальный анализ модели.

Методологической основой диссертационного исследования послужили фундаментальные принципы и подходы таких наук как философия, социология, история, теория массовой коммуникации и журналистики. В диссертации использованы общенаучные, и специальные методы исследования. Автор основывался на применении системного, сравнительно-исторического, структурного, логико-методологического анализа, методов типологизации контент-анализа, социально-ролевых характеристик, анализа данных, полученных в результате исследований других авторов. Для работы характерен междисциплинарный подход.

Цель и задачи исследования

Определить и охарактеризовать основные этапы становления прессы Китая, выявить закономерности ее эволюции, осмыслить причины и следствия ее изменения в 90-х гг. XX в. в условиях экономической реформы. Данной целью обусловлены задачи, сформулированные автором:

1. Проанализировать идейно-политические предпосылки развития прессы Китая с 50-хх гг. по сегодняшний день, а также дать краткую историческую ретроспективу деятельности прессы Китая в период рыночной реформы (конец 70-х гг. — конец 80-х гг.) в контексте проводимых в Китае социально-экономических преобразований, поскольку они оказывают серьезное влияние на журналистику страны.

2. Проследить динамику изменений системы прессы Китая в 90-е гг.- дать типологическую характеристику ведущих изданий страныраскрыть их содержательные особенности на основе анализа публикаций, освещающих экономическую проблематику. функционирования экономики прессы // Вестн. Китайского Народного университета. Пекин. 1996. № 4. С. 61−66 (на кит. яз.) — Чжан Юнжуо. Гуаньюй синьвэнь цань пинь дэ цзинго унти. Некоторые вопросы о журналистской продукции // Чжунго гуанбо дянши сюе кэн. Журнал радиотелевидения Китая. Пекин. 1995. № 2 (на кит. яз.) — Ван вэнь лян, он Шанчунь. Синьсихуа шехой юй баое фачжань. Информационное общество и развитие прессы // Чжунго баокэн юй бао. Ежемесячник китайской печати. Пекин. 1995. №.

6. С. 28−30 (на кит. яз.).

3. Выявить специфику организационных основ современной китайской печати, уделить особое внимание ее экономике.

4. Исследовать основные тенденции и определить возможные перспективы развития прессы Китая на пороге нового тысячелетия.

Научная новизна исследования: На наш взгляд, диссертация обладает новизной по нескольким причинам:

Во-первых, рассматривает явление, принципиально новое для китайской журналистики, а именно ее функционирование в условиях рынка, несущего на себе отпечаток капиталистических отношений, и одновременно в идеологическом контексте, определяемым декларируемой приверженностью социалистическому выбору.

Иначе говоря, в диссертации подробно впервые охарактеризованы проводимые в Китае социально-экономические преобразования и изучены механизмы их воздействия на современную китайскую прессу.

Во-вторых, новизна связана с выбором хронологических рамок диссертации, поскольку последние исследования прессы Китая относятся к периоду 50-х — 80-х гг., а проблемная область, связанная с деятельностью прессы в 90-е гг., осталась вне внимания ученых.

В-третьих, представлены структурные компоненты прессы Китая, ее основные ролевые и функциональные составляющие, а также проблемы, с которыми сталкивается сегодня периодическая печать на широком историческом фоне;

В-четвертых, в работе выявлены определившиеся в 90-е гг. тенденции развития прессы Китая и ее перспективы на ближайшее десятилетие.

Теоретическая и источниковая база. Основными источниками служат периодические издания, в том числе и журналы, газеты, документы, собранные автором в 1998 г. в период научной командировки в Пекине, монографии, учебные пособий и статьи авторов из Китая, России и других стран (Фан Ханьци, Лю Сятан, Чжан Чжихуа, Сунь Сюй пэй, Сю Гуанчунь, Юй.

Гомин, Хэ Сян цинь, Сунь Цзянь у, Лян Хэн, Чжан Юнхуа, Мин Дахон, Чжао Дэцюань, Ли Лянжон, Виноградова С. М., Корконосенко С. Г., Михайлов С. А., Пую A.C., Рыкованов П. Я., Ворошилов В. В., Гуревич С. М., Засур-ский Я.Н., Сергеев Г. И., Слободянкж И. Н., Чесанов A.A., Соколов B.C., Гельбрас В. Г. Вартанова Е.Л., Багдикян Б., Ратцке Д., Дэвид Рэндалл, Даое Саньчэньнан, Синьзин Чжидж и др.), их статьи в научных сборниках, а также в научных, научно-популярных и общественно-политических журналах.

Отечественные и зарубежные научные работы во всей их многоас-пектности и многослойности дали диссертанту возможность определить свои исследовательские приоритеты, свой ракурс раскрытия темы.

Теоретическая и практическая значимость диссертации заключается в том, что содержащийся в ней материал, основные положения, выводы будут способствовать углублению понимания особенностей прессы Китая, прежде всего, в ее взаимодействии с политической и экономической структурами страны могут быть использованы в научных исследованиях в области теории и практики журналистики.

Диссертация представляет интерес для специалистов России, Китая и других стран в области истории, теории и практики средств массовой информации, а также политологии, политэкономии и других обществоведческих дисциплин.

Апробация работы. Основные положения диссертации, принципы исследования и выводы изложены в докладах и выступлениях автора:

— на постоянно действующем научно-практическом семинаре «Век информации» (Санкт-Петербург, 15−16 октября 1996 г.).

— на международном постоянно действующем научно-практическом семинаре «Век информации» (Санкт-Петербург, ноябрь 1997 г.).

— на научно-практическом семинаре «Журналистика и социология'.

97: журналист: личность, должность и долг" (Санкт-Петербург, 24 ноября, 1997 г.).

— на студенческой научной конференции (СПбГУ, 1999 г.).

— на научном семинаре «Женская журналистика и женщины в журналистике» (Санкт-Петербург, март 1999 г.).

— на традиционной научно-практической конференции «Средства массовой информации в современном мире» (Санкт-Петербург, апрель 1999 г.).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка литературы и приложений. Объем диссертации составляет 185 л.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Мир на пороге нового тысячелетия. Глобализация в сферах экономики и СМК существенно изменила жизнь человека, сократила дистанцию между народами, общественными системами. Еще 20 лет назад, на полосах китайских газет не было даже рекламы, а уже сегодня между Председателем Китая Цзян Цзэмином и Рупертом Мэрдоком — хозяином крупнейшей в мире корпорации новостей — состоялась встреча, обе стороны приветствовали сотрудничество в сфере СМИ1. Если внешним фактором такого изменения в последние годы является тенденция «мир и развитие», то его внутренним фактором служит политика «реформы и открытости» в Китае.

Изучив главные, на наш взгляд, механизмы этих изменений — экономическую реформу и прессу, автор проанализировал такие проблемы, как взаимодействие экономики и журналистики, эволюция роли прессы в условиях рыночных преобразований, развитие экономики самой прессы, и сделал следующие выводы:

1. Трансформация роли прессы. С развернутой КПК в конце 70-х гг. экономической реформой центр тяжести работы самой КПК был перенесен в область экономики. Цели и задачи работы прессы Китая также изменились, чтобы соответствовать потребностям экономической реформы. Это имеет важное значение, ибо создана благоприятная атмосфера для того, чтобы пресса страны стала субъектом рынка, участвуя в конкуренции, в результате которой в стране начала формироваться целостная система прессы, центром которой являются партийные газеты и другие издания, рассказывающие о различных областях народного хозяйства, науки и техники, культуры, и т. д. Такая «многоярусная» структура соответствует реальному положению дел в китайском обществе.

2. Реформа внутреннего механизма функционирования создала ус.

1 Жэньминь жибао. 1998. 11 декабря (на кит. яз.). ловия для того, чтобы газеты стали современными предприятиями. Вступив в 90-е гг., пресса Китая осуществила конкретные преобразования внутреннего механизма функционирования газеты, например, заменив «монорельсовые» системы руководства на «двухрельсовые», перестроив схему организационной структуры газет, усовершенствовав систему отделов редакции. В результате осуществления этих мер редакционные отделы и отделы менеджмента стали двумя параллельными конструкциями, что помогло газетам активнее участвовать в конкуренции на рынке прессы в качестве современных предприятий.

3. Индустриализация работы газет на современном рынке содействовала созданию корпораций печати, установила направление дальнейшего развития прессы Китая. До сих пор в стране активно работают 6 санкционированных БИПом корпораций печати и много региональных, но тоже довольно сильных предприятий прессы. Они, на наш взгляд, станут главной силой развития газетно-журнальных изданий Китая в XXI в.

В ходе исследования автор осознал один серьезный обусловливающий устойчивое развитие прессы Китая момент — необходимость фундаментального закона о СМИ. Правда, в течение 50 лет (с момента образования КНР) был выработан ряд законов, где упоминалось о СМИ. Речь о них идет в гражданском и уголовном кодексах и др., а также в ряде административных постановлений и решений. И конечно же, в конституции Китая есть пункт, гарантирующий свободу слова. Но все эти документы не могут заменить одного полного авторитетного закона о СМИ. Однако работа в этой сфере уже началась. Как отметил глава ВСНП (Всекитайского собрания народных представителей) Ли Пэн в ответе на вопрос немецкого журналиста, «Мы будем постепенно вырабатывать закон о журналистском деле в порядке очередности, придерживаясь специфики Китая"1.

Обозревая перспективы прессы Китая в XXI в., можно предположить,.

1 Гуанмин жибао. 1998. 2 декабря (на кит. яз.).

154 что создание крупномасштабных предприятий в СМК Китая станет продолжаться в русле закономерностей, характерных для второй половины 90-х гг. XX века. Будут формироваться сильные комплексные корпорации, которые способны участвовать в международной конкуренции на рынке СМК. Однако дальнейшая реформа прессы Китая будет взаимодействовать с углублением реформ политической и экономической систем страны. Трудно пока предвидеть точный график таких изменений и конкретные формы их осуществления. Но, видимо, тенденция реформ сохранится, пока не установится некий позитивный, устойчивый механизм взаимодействия между СМК и другими общественными институтами.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Работы на русском языке. 1.1. Монографии.
  2. . Монополия средств информации. М., 1987.
  3. А.Ф. Ленинская журналистика: некоторые вопросы теории и факты истории. Л., Лениздат, 1989. С. 64.
  4. Блэк Сэм. Паблик рилейшнз. Международная практика. М., 1987.
  5. Е.Л. Северная модель в конце столетия: Печать, ТВ и радио стран Северной Европы между государственным и рыночным регулированием. М., 1997. С. 68−74.
  6. С.М. Периодическая печать Италии. СПб., 1997. С. 81.
  7. С.М., Корконосенко С. Г. Сравнительный российско-шведский анализ прессы. Журналистика на пороге XXI века: исторический опыт, современное развитие. Выпуск II. Владикавказ, 1997.
  8. С.М., Герасимов И. В. Журналистика стран-членов лиги арабских государств (Африка). СПб., 1999.
  9. В.В. Журналистика и рынок. СПб., 1997.
  10. В.Г. Экономическая реформа в КНР. Очерки, наблюдения, размышления. М.: Международные отношения. 1990. С. 102−103.
  11. С.М. Газета и рынок: как добиться успеха (2-е издание). -М., 1998.
  12. Журналистика в политической структуре общества: некоторые проблемы политической организации системы средств массовой информации и пропаганды / Под ред. Я. Н. Засурского. М., 1975.
  13. Я.Н. Журналистика в переходный период. Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. М., 1997. № 5.
  14. А.Б. Коммуникационный мендежмент. Рабочая книга менеджера РЯ. СПб., 1995.
  15. Ф. Основы маркетинга. М., 1991.
  16. Л.Н. Госсектор КНР: приватизация или модернизация? // Проблемы Дальнего Востока. М., 1998. № 4. С. 54.
  17. С.Г. Основы теории журналистики. СПб., 1995.
  18. Краткие сведения о Китае / Под ред. Вэнь Цзе. Пекин, 1998.
  19. В.И. Поли. собр. соч., Т. 13. С. 295.
  20. К., Энгельс Ф. Соч. Т. 4.
  21. С.А. Современная зарубежная журналистика: состояние, перспективы. СПб., 1998.
  22. Л.В. Экономическая реформа и государственное регулирование в КНР // Проблемы Дальнего Востока. М., 1999. № 1. С. 71−77.
  23. О.Г. Печать Китайской Народной республики в период социалистических преобразований. М.: Изд-во Московского университета. 1961.
  24. Э.П. Опыт акционирования в КНР // Проблемы Дальнего Востока М., 1995. № 2. С. 50.
  25. Э.П. Уроки хозяйственной реформы в КНР // Российский экономический журнал. М., 1997. № 5−6. С. 67−77.
  26. С.А. Периодическая печать в Китае. Владивосток, 1913.
  27. В. Финансовый рынок в КНР // Проблемы Дальнего Востока. М., 1991. № 1. С. 24−29.
  28. В.Я. Концепция экономической реформы в КНР: формирование и эволюция // Проблемы Дальнего Востока. М., 1996. № 6. С. 32.
  29. В.Я., Сюй минь. Экономические реформы в СССР / России и Китая: Проблемы сопоставления и взаимовлияния // Восток: Афроазиатские общества: история и современность. М., 1997. № 5. С 86.
  30. В.Я., Сюй минь. Экономические реформы в СССР / России и Китая: Проблемы сопоставления и взаимовлияния // Восток: Афроазиатские общества: история и современность. М., 1997. № 6. С. 65.
  31. М.А. Внешние экономические связи Китая (середина 1990-х годов) // Проблемы Дальнего Востока. М., 1996. № 5. С. 39−43.
  32. Г. Г. Паблик рилейшнз. В коммерческой деятельности. М., 1998.
  33. Е.П. Введение в теорию журналистики. М., 1993.
  34. Д. (ФРГ) Средства массовой информации в условиях рыночной экономики // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. М., 1995. № 2. С. 60−644.
  35. Д. Универсальный журналист. Новгород, СПб., 1999.
  36. Г. И. От дибао до «Жэньминь жибао»: путь в 1200 лет. М., 1989.
  37. И.Н. Печать нового Китая. Киев. 1958.
  38. B.C. Периодическая печать Франции. СПб., 1997.
  39. B.C., Михайлов С. А. Периодическая печать Соединенных Штатов Америки. СПб., 1998.
  40. Т.М. Развитие периодической печати КНР на современном этапе. Актуальные проблемы журналистики Азии, Африки и Латинской Америки. Сб. научн. тр. / отв. ред. Е. Г. Коренчук. М. Изд-во УДН, 1989.
  41. Тульчинский Г. Л. Public relations. СПб., 1994.
  42. Д.Е. Печать Китайской Народной республики. Минск. 1954.
  43. A.A. Реклама в России и за рубежом. СПб., 1996.12. Информационные бюллетени.
  44. И.В. Политическая стабильность в условиях реформ: Теория и практика // ИБ ИДВ: КНР: Проблемы политической стабильности (к оценке современного внутриполитического положения). М., 1991. № 12. С. 3−17.
  45. ИБ ИДВ: Структурные изменения экономики Китая. М., 1997. № 12. С. 43, 49.
  46. ИБ ИДВ: Экономическая реформа в КНР: Основные направления, проблемы и перспективы (часть 1). М., 1992. № 12. С. 68−77.
  47. Китайская Народная Республика в 1992 году: политика, экономика, культура / Под ред. А. Л. Титаренко. М., 1994.
  48. A.B. Проблемы государственного регулирования экономики в условиях экономической реформы и упорядочения хозяйственной жизни в КНР // ИБ ИДВ: Экономическая реформа в КНР: Основные направ
  49. Опыт рыночных преобразований в Китае. Информационный бюллетень института Дальнего Востока. M.: ИДВ РАН, 1996. № 4. С. 4.
  50. М.Г. Опыт реформы цен в КНР (1979−1992). ИБ ИДВ: Новые моменты в экономической политике КНР. М., 1994. № 1. С. 64.13. Диссертации.
  51. С.М. Западные теории журналистики в контексте социально-политического развития африканского общества. Дисс. на соиск. докт. полит, наук. СПб., 1992-
  52. Пую A.C. Политический плюрализм: опыт Франции. Дисс. на соиск. докт. социол. наук. СПб., 1994.
  53. П.Я. Средства массовой информации и пропаганды в политической системе Пятой республики во Франции (1958−1974). Дисс. на соиск. канд. ист. наук. J1., 1984.
  54. И.С. «Становление и развитие финансово-экономической прессы Великобритании (на примере Financial Times). Автореф. дисс-СПб., 1999.
  55. Чиу Джуэй-Хуэй. Средства массовой информации Тайваня: история, современное состояние, перспективы развития. Автореф. дисс. на соискание ученой степени кандидата филологических наук. СПб., 1999.1. Работы на английском языке. 2.1. Монографии.
  56. Britton R.S. The Chinese Periodical Press (1800−1912). Shangai, 1933.
  57. Charles M. Edwards, Russel A. Brown. Retail Advertising and Sales Promotion. New Jersey. 1992.
  58. Parkman W. Rankin (USA) «The practice of Newsspaper Management». Nelson-Hall. 1980.
  59. A.B., Ogan C.L., Polich J. (USA) «Newspaper Leadership» New Jersey. 1986.
  60. I. Работы на китайском языке.31. Монографии.
  61. Вайго синьвэньцзе гэкуан. Кратко о зарубежном журналистском деле. -Пекин. Изд-во: Синьхуа. 1982.
  62. Вэй Синхуа, Хун Иньсин и др. Цзин цзи юньсин цзичжи гайлунь (Общая теория механизма функционирования экономики). Пекин. 1989.
  63. Вэй Синьхуа, Хун Иньсинь, Вэй Цзе. Цзинцзи юньсин цзичжи гай лунь. Общая теория механизма функционирования экономики. Пекин. 1989.
  64. Вэн Цземин. Чжанси мын и др. 1999. Чжунго шэхой фачжань чжуан куан юй чюйши. Положение и тенденция развития китайского общества. 1999. Пекин. 1999.
  65. Гайгэдэ мубяо цзихуа юй шичан сян цзехэ. Цель реформы — соединение плана и рынка. — Пекин, 1990.
  66. Гао Шанцюань. Десять лет реформы экономической системы Китая. -Пекин. Изд-во: Китайская экономика. 1987.
  67. Гэ Гунчэнь. Чжунго баосюэ ши. История китайской журналистики. -Пекин, 1980.
  68. Даое Сань чэньнан, Синьзин Чжидж. Жибэн дэ баое ли лун юй ши зян. Теория и практика японской журналистики, (пер. с яп. яз.). -Пекин. 1985.
  69. Дэн Сяопин. Избранные произведения Дэн Сяопина. 3 том. Пекин, 1993.
  70. Из книг мудрецов: проза Древнего Китая. М., 1987.
  71. Исследование проблем экономической структуры Китая / Под ред. Ма Хуна, Сунь Шаньцина. Ч. 1. Пекин. 1983.
  72. Кайчуань синь вэнь гунзо синь цзюймянь. Создание новой обстановки в журналистской работе. Пекин. 1985.
  73. Ли Лян жун. Си фан синь вэн шие гэлун. Введение в журналистику запада. Шанхай. Изд-во Фунданского ун-та. 1997.
  74. Ло Дэли. Земельная проблема в Китае // Нонъе Чзиндзи (Экономика сельского хозяйства). Пекин. 1997. № 10. С. 84−102.
  75. Лу Дин и. Основной наш подход к журналистике. «Цзефан жибао» («Освобождение»). Шанхай, 1943, 1 сентября.
  76. Лю Вэй, Лин Синь цяо. Сянь дай сифан чань цюань лилунь юй цие синвэй фэньси. Современная западная теория прав собственности и анализ поведения предприятий // Цзинцзи яньцзю. Пекин, 1989, № 1. С. 27.
  77. Лю Цзянь минь. Хонгуансинь вэнь сюе. Макрожурналистика. Пекин. 1991.
  78. Лю Чжицзюнь, Тонбин. Синьвэнь шие гэлунь. Введение в журналистское дело. Тайюань. 1987.
  79. Лю Чжиюнь, Тун Бин. Синь вэнь шие гай лун. Введение в журналистское дело. Тайюань. 1987.
  80. Лю Ю Юань. Мэйго синьвэнь шие гэкуан. Введение в журналистское дело США. Пекин. 1984.
  81. Лян Хэн. Строить социалистическую систему газетной печати с китайской спецификой // Журналистика и издательское дело Китая. Пекин. 1994. Январь. С. 15.
  82. Лян Хэн. Чжунго бао кэн юе бао. 1995. № 1. С. 16.
  83. Мао Цзэдун. Мотивы издания «Чжэнчжи чжоубао». «Чжэнчжи чжо-убао», 1925, 5 декабря.
  84. Мао Цзэдун. Синьвэнь гун цзо вэньсюань. Избранные произведения по журналистской работе. Пекин. 1984.
  85. Мин Дахон. Баотуань бао сичу лу дуань ни. Становление корпорации печати // Синь вэньцзи чжэ. Журналист. 1994. № 12.
  86. Се Гомин. Чжу Чанцзе. Синь вэнь ли лун бэти вэнь да. Сто вопросов и ответов по теории журналистики. Пекин, 1984.
  87. Синьвэнь лилунь таолунь вэньцзи. Сборник дискуссии о теории журналистики / Под ред. ассоциации журналистов провинции Сычуань. -Чэнду. 1984.
  88. Синьвэнь сюань чуань хэ синьвэнь гэге. Пропаганда прессы и реформа прессы / Под ред. всекитайского центра подготовки пропагандистских кадров при отделе пропаганды ЦК КПК. Циндао. 1989.
  89. Сунь Вэныпо, Се Цзюнь. Чжунго синьвэнь шие ши. История китайской журналистики. Гуанчжоу, 1985.
  90. Сунь Сюй пэй. Чжунго бао кэн дэ сяньчжуан юй чжэнван. Современное положение и перспективы периодической печати Китая. Чжунго синь вэнь нянь цзянь. Ежегодник журналистики Китая. Пекин, 1996.
  91. Сю Гуанчунь. Гуаньюй синьвэнь гэге хэ баоецзинтуань дэ цзиге унти. Несколько вопросов о реформе журналистики и корпорации печати // Синь вэнь юй чецзо. Журналистика и творчество. Пекин. 1998. № 4. С. 1−6.
  92. У Цзиньлянь. Экономическая реформа в КНР. М.: Наука. 1996.
  93. Фан Ханьци, Чэнь Ешао, Чжан Чжихуа. Чжунго синьвэнь шие узянь-ши. Краткая история китайской журналистики. Пекин, 1983.
  94. Фан Ханьци. Чжан Чжихуа. Чжунго синьвэнь шие цзяныпи (диэй бан). Краткая история китайской журналистики (второе издание). Пекин. 1995.
  95. Фан Ханьци. Чжунго цзиньдай баокань ши. История периодической печати Китая в новое время. Тайюань, 1981. Т. 1−2.
  96. Фэн Шаолэй. Некоторые подходы к проблеме сравнения экономических реформ в Китае и России // Проблемы Дальнего Востока. М., 1997. № 5. С. 77−83.
  97. Ху Яобан. Гуаньюй дан дэ синьвэнь гонцзо. О журналистской работе партии. Пекин, 1985, 8 февраля.
  98. Хуан Чжомин. Чжунго гудай баочжи таньюань. Происхождение древних газет в Китае. Пекин, 1983.
  99. Хэ Сянцинь. Цзянше куа шицзи баоецзитуань дэ шицзяньтихой хэ лилуньсикао. Теория и практика строительства корпорации печати на пороге века // Синь вэнь чжань сянь. На фронте журналистики. Пекин. 1995. № 4.
  100. Хэ Сянцинь. Цзянынэкуа шицзи баое цзи туань дэши цзянь ти хой хэ ли лун сы као. Практический опыт и теоретическое мышление по созданию переходящей в следующий век корпорации печати // Синь вэнь чжаньсянь. Фронт печати. 1995. № 4.
  101. Цзэн Сюйбай. Чжунго синьвэныпи. История китайской журналистики. -Тайбэй, 1966 (4-е изд. 1977).
  102. Цзян Цзэминь. Чжунго цзи чже. Журналист Китая // Пекин, 1996. № 2. С. 3.
  103. Цзян Цзэминь на собрании всекитайской идейно-пропагандистской работы 24 января 1994 г. «Синь вэн юй се цзо» («News and writings»). -Пекин, 1998. № 3. С. 5−6.
  104. Цзян Цзэминь. Высоко держа великое знамя теории Дэн Сяопина, подвинем строительство социализма с китайской спецификой в 21 век: Доклад XV Всекитайскому съезду КПК 12 сентября 1997 г. «Чжунго циннянь» («Китайская молодежь»). Пекин, 1997, 22 сентября.
  105. Чжан Билай, Сюй Шаньчан. Основная концепция углубления реформы экономической системы в период девятой пятилетки // «Тэцюй Чзинцзи» («Экономика специальных зон»). 1995. № 9. С. 13−16.
  106. Чжан Чжоуань, Хуан Фэнджан и др. теоретическое исследование экономической реформы в КНР за 10 лет. Пекин. Изд-во: Планирование КНР. 1991.
  107. Чжан Юн хуа. Дачжон чуань бо сюе. Масс коммуникейшн. Шанхай. 1992. С. 96.
  108. Чжао Дэцюань. Основы теории журналистики. Пекин. 1989.
  109. Чжоу Тайцзи, Чжу Ли. Баоецзитуань: чжунго баое синьсянь сян тан-си. Корпорация печати: исследования и анализ нового явления прессы Китая // Вестн. Хуачжунского технологического университета. Сер. Общественные науки. Ухань. 1995. № 4. С. 61−63.
  110. Чжунго синьвэныни вэньцзи. Документы и материалы по истории китайской журналистики. Шанхай, 1987.
  111. Чжунго шэхой фачжань чжуан куан юй цюй ши. Положение и тенденция развития китайского общества 1996−1997 гт. / Под ред. Вэн Цзе мин. Чжанси мин и др. Пекин. 1996.
  112. Чжунго. Китай / Под ред. Цинь ши. Пекин. 1993.
  113. Чжунго шэхой фачжань чжуан куан юй цюйши 1999 (1999 Положение и тенденция развития китайского общества) Пекин. 1999.
  114. Ян Цзялу, Чжун Цзы, Чжао Юймин, Хань Сун. Чжунго синьвэнь еши (гудай чжи 1949 нянь). История китайской журналистики (с древности до 1949 г.). Наньнин, 1984.
  115. Ян Гуанхуэй, Сюн Шанхоу, Люй Лянхай, Ли Чжунмин. Чжунго цзиньдай баокань фачжань гайкуан. Очерки развития периодической печати Китая в новое время. Пекин, 1986.
  116. Lin Yutang. A History of the Press and public Opinion in China. Shanghai: Hong Kong: Sigapore, 1936 и др.32. Справочные издания.
  117. Чжунго. Китай 1994. Пекин. Изд-во: Синьсин. 1994, 1997, 1998.
  118. Чжунго тунь цизнянь цзянь. Китайский статистический ежегодник. -Пекин. Изд-во: Китайская статистика. 1981−1986, 1993−1998 гг.
  119. Чжунго синь вэнь чу бан фагуй (1949−1994): Цзян мин ши юн шоче. Краткий справочник по законодательству издательско-журналистского дела Китая. 1949−1994. Пекин 1994.
  120. Чжунго синь вэнь нянь цзянь. Ежегодник китайской журналистики. Пекин. 1985−1998 гг.33. Официальные документы.
  121. Го цзя синь вэн чу баныну. Бюро по издательскому делу и печати. 1988.
  122. Доклад 15-го созыва КПК, сентябрь 1997.
  123. Доклад XV Всекитайскому съезду КПК 12 сентября 1997 г. «Чжунго циннянь» («Китайская молодежь»). 1997, 22 сентября.
  124. Документы XIII Всекитайского съезда КПК (1987 г.). Пекин. 1987.
  125. Решение Центрального комитета КПК о способах управления китайскими и зарубежными редакциями и информационными агентствами в новых освобожденных городах. Пекин. 1948, 8 ноября.
  126. Периодические издания на китайском языке. Журналы:
  127. Чжунго баокэн юйбао. Ежемесячник китайской печати. 1995.
  128. Хуачжун лигон дасюе сюебао. Вестн. Хуачжунского технологического университета. Сер. Общественные науки. 1995.
  129. Чжунгоцзи чжэ. Журналист Китая. 1996.
  130. Ваймао Вэньти. Вопросы международной торговли. 1996.
  131. Цзинцзи Гайгэ. Экономической реформа. 1995.
  132. Синь вэнь юй сецзо. Журналистика и творчество.
  133. Синь вэнь дасюе. Университет журналистики. 1988.
  134. Синь вэнь цзе. Журналистский круг. 1991.
  135. Синь вэнь чжаньсянь. На фронте журналистики. 1995.
  136. Синь вэнь ши зе. Мир в журналистике. 1995.
  137. Синьвэнь чу баныпэ. Издательство новостей. 1993.
  138. Синьвэнь ши цзянь. На практике журналистики. 1995.
  139. Синьвэнь юй чубань шие. Журналистика и издательское дело. 1994.
  140. Чжунго жэньминь дасюе сюебао. Вестн. Китайского Народного университета. 1996.
  141. Тэцюй Чзинцзи. Экономика специальных зон. 1995.
  142. Цзинцзи яньцзю. Экономическое исследование. 1989.
  143. Чжунго гуанбо дянши сюе кэн. Журнал радиотелевидения Китая, 1995.1. Газеты:
  144. Гуанмин жибао. Ежедневная газета «Свет». 1998.
  145. Гуанчжоу жибао. Гуанчжоу екая ежедневная газета. 1996.
  146. Жэньминь жибао. Ежедневная газета «Народ». 1998.
  147. Ляо шэнь вань бао. Ляошэнская ежедневная вечерняя газета. 1998.
  148. Наньфан чжоумо. Южная газета конца недели. 1999.
  149. Синьвэнь чубаньбао. Газета журналистики и издательского дела, 1997.
  150. Синьминь ваньбао. Ежедневная вечерняя газета «Новый народ». 1999.
  151. Тяньцзинь жибао. Тяньцзинская ежедневная газета. 1998.
  152. Хан чжоу жибао. Ханчжоуская ежедневная газета. 1994.
  153. Цзефан жибао. Ежедневная газета «Освобождение». 1994.
  154. Цзинцзи жибао. Ежедневная экономическая газета. 1998.
  155. Чжунго циннянь бао. Ежедневная газета «Молодежь Китая». 1997.
  156. Чжэцзян жибао. Чжэцзянская ежедневная газета. 1998.
  157. Шэньчжэнь те чуй бао. Ежедневная газета специальной экономической зоны Шэньчжэнь. 1982.
  158. Шэньян жибао. Шэньянская ежедневная газета. 1994.
  159. Ян чэн ваньбао. Янченская вечерняя газета. 1999.
  160. Ян чэн вэнь бао («Yang Cheng evening Daily»). 29.02.1994.
Заполнить форму текущей работой