Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Общественно-политический нигилизм в русской журналистике и публицистике второй половины XIX века: 1860-е годы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В третьей части исследуется Русский Нигилизм, как общественно-политическое течение и русская «нигилистическая» журналистика 1860-х гг. В первой главе разбираются различные аспекты нигилистического вопроса, поднимающиеся отечественной публицистикой в 1860-е гг. Прослеживается история и предпосылки формирования отрицательского дискурса в отечественной публицистике, определяется комплекс важнейших… Читать ещё >

Содержание

  • Часть 1. Предпосылки и генезис русского нигилизма
  • Глава 1. Нигилизм и нигилистическое в русской журналистике. Проблема определения
  • Глава 2. Социальные и психологические предпосылки роста нигилистических тенденций в обществе и журналистике пореформенной России
  • Часть 2. Нигилизм как тенденция в пореформенной журналистике
  • Глава 1. Новые веяния в отечественной журналистике рубежа 18 501 860-х годов в контексте роста нигилистических настроений
  • Глава 2. Основные мотивы отечественной публицистики 1860-х годов в контексте роста нигилистических настроений в обществе
  • Часть 3. Русский нигилизм и русская «нигилистическая» журналистика 1860-х годов
  • Глава 1. Тема нигилизма и нигилистов на страницах отечественной печати в первую половину 1860-х годов
    • 1. Многоаспектность темы нигилизма в публицистике 1860-ых годов
    • 2. Предпосылки возникновения «отрицательного» вопроса в отечественной публицистике
    • 3. Вопрос о «нигилизме» на страницах российской печати в 18 611 866 гг
  • Глава 2. Охранительная концепция нигилизма. Тема «нигилизма» в публицистике М. Каткова
  • Глава 3. Концепция нигилизма в революционно-демократической печати на примере «Современника»
    • 1. Вопрос о «нигилизме» в публицистике М. Антоновича, Г. Елисеева,
  • М. Салтыкова-Щедрина
    • 2. «Отрицание во имя пользы». Концепция нигилизма у Н. Чернышевского
  • Глава 4. Нигилизм — как общественно-политическое направление журнала «Русское слово» и публицистики Д. Писарева
    • 1. Социально-психологические предпосылки «нигилизма» Д. Писарева
    • 2. Нигилист как «эмансипированная личность». Эволюция темы эмансипации в творчестве Д. Писарева
    • 3. Направление Д. Писарева и «нигилизм» Д. Писарева
    • 4. Направление «Русского слова»
    • 5. Концепция реалиста («положительного отрицателя») у Д. Писарева
  • Глава 5. Русская «нигилистическая» журналистика

Общественно-политический нигилизм в русской журналистике и публицистике второй половины XIX века: 1860-е годы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования: Нигилизм как отрицание духовно-культурных, общественных и иных ценностей — есть болезненное явление, негативная тенденция, присущая социально дезорганизованному обществу. В большей степени нигилистические настроения проявляются у населения в переходные периоды для страны. В этой связи, период начала и середины 1990;ым годов стал одним из самых нигилистических в истории России, когда рушились прежние ценности, идеология. Место «новых ценностей» в эпоху самоустраненности государства от вопросов формирования государственной идеологии в стране (напомним, согласно статьи 13, Конституции РФ, в России ни одна идеология не может являться государственной) стали занимать ценности «хищнического капитализма». Нормы и понятия из криминального мира зачастую приходили на смену прежней общественной морали, которая ассоциировалась у многих, в особенности молодых россиян, с прежним, «проигравшим» государством, исчезнувшим с мировой политической карты Советским Союзом.

Сейчас перед нами стоит задача формирования новой государственной идеологии, преодоления социальной дезорганизации, нигилистических тенденций в российском обществе, утверждения норм общечеловеческой морали и гуманистических ценностей. Первейшую роль в этом могут и должны сыграть СМИ, ведущие российские журналисты, публицисты. Эти важнейшие задачи, стоящие перед нашим обществом актуализировали изучение нигилизма, как особого социально-политического и психологического феномена.

В истории русской журналистики уже был период, когда нигилистические тенденции вышли в обществе на первый план, сформировав целую публицистическую школу «нигилистов», речь, конечно, прежде всего, об эпохе начала 1860-ых годов. Крестьянская реформа, положившая начало целому ряду «Великих реформ» Александра П — стала своеобразным водоразделом между Россией феодально-крепостнической и Россией капиталистической. Происходила ломка коренных оснований общества, вызвавшая ряд социальных катаклизмов и взрывов: крестьянские возмущения, студенческие волнения 1861 года. Петербургские пожары, политические процессы 1862 года. Польский мятеж 1863 года. Качественные изменения произошли и в духовной, психологической организации российских подданных, усилилась степень тревожности, недоверия правительству, отрицательства.

Нигилистический вопрос, возникший в отечественной журналистике в начале 1860-ых гг. в связи с выходом романа И. Тургенева, давшего название «нигилизм» означенным тенденциям, был одним из важных вопросов для российских публицистов-шестидесятников из самых разных политических лагерей и партий. В ходе обсуждения феномена нигилизма публицистами были выдвинуты различные концепции, выясняющие природу нигилизма (охранительно-монархическая — М, Катковпочвенническая — Ф. Достоевскийславянофильская — И. Аксаковлиберальная — С. Громека, Н. Альберти-ни и др., революционно-демократическая — Н. Чернышевский, М. Антонович, М. Салтыков-Щедрин, собственно, нигилистическая — Д. Писарев. В этих концепциях публицисты рассматривали различные стороны русского нигилизма, его причины, пути его преодоления. Интересно, что преодолением русского «отрицающего» нигилизма были озабочены в том числе и те публицисты, которых общественное мнение записывало в «отъявленные нигилисты». Так родились концепции «положительных отрицателей» — «разумного эгоиста» (Н. Чернышевский) и «мыслящего реалиста» Д. Писарева.

Широкое осмысление отечественной прессой 1860-х годов социально-политического феномена «нигилизма», выработанные ею пути преодоления нигилизма в обществе — чрезвычайно востребованы в современном российском обществе. Однако серьёзных исследований, анализирующих нигилистический дискурс в отечественной пореформенной публицистике XIX века не проводилось. Эти обстоятельства обусловливает, на наш взгляд, актуальность настоящего исследования.

Объект исследования: «Нигилистический дискурс» в отечественной публицистике 1860-ых годов (включает в себя: публицистику по нигилистаческому вопросутенденции и характеристики общества и журналистики 1860-х годов в связи с формированием и обсуждением вопроса о нигилизме в периодической печати данного периодахарактер и динамику этого обсуждения). Публицистика по нигилистическому вопросу исследуется преимущественно на материале Московских и Санкт-Петербургских изданий, в виду слабой развитости провинциальной печати в России в означенный период. Эмигрантские издания привлекаются как дополнительный источник.

Предмет исследования: Нигилизм как социально-политический, психологический, мировоззренческий феномен в преломлении российской публицистики 1860-х годов.

Цель работы: Выявить роль российской публицистики, осмыслявшей нигилистические тенденции в Русском обществе 1860-ых годов, в формировании «нигилизма-течения», как некоего общественно-политического лагеря в журналистике означенного периода.

Задачи исследования: 1. Раскрыть содержание понятий «нигилизм» и «нигилистическое» применительно к эпохе 1860-х годов, проследив различные семантические значения этих терминов с момента их появления в отечественной публицистике (рубеж 1820−1830 годов) до окончательного утверждения в общественно-политическом лексиконе (начало 1860-х).

2. Выявить социальные, психологические и иные предпосылки роста нигилистических тенденций в российском обществе, в преломлении обсуждения нигилистической проблематики в отечественной публицистике 1860-х годов.

3. Проследить новейшие тенденции в пореформенной журналистике в связи с ростом нигилистических настроений.

4. Дать характеристику: а) сложившемуся в первой половине 60-х годов XIX века «нигилистическому» дискурсу, проследив динамику, характер, остроту и тональность обсуждения вопроса о нигилизме в отечественной публицистике. б) основным концепциям русского нигилизма, выработанным отечественной публицистикой 1860-х гг. в) направлению «Русского слова» и творчеству Д. Писарева, поименованным в качестве типического выражения «русского нигилизма». 5. Исследовать наличествующие основания для выделения «нигилистической журналистики» в отдельную типологическую разновидность российской журналистики 1860-ых годов. Степень изученности: Тема русского нигилизма 1860-х годов неоднократно становилась предметом осмысления в работах отечественных и зарубежных историков пореформенной России, а также историков отечественной литературы второй половины XIX. Так, для зарубежной русистики характерен взгляд на русский нигилизм 1860-ых как на одну из главнейших предпосылок «русского революционализма». Нигилизм осмысливается в качестве первой стадии революционности русской интеллигенции. В работах западных исследователей выясняется природа русского нигилизма. В качестве основного фактора возникновения нигилизма многие учёные называют формирование новой, разночинной интеллигенции (С. Хэркгрейв1), однако, существует мнение, что следует скорее говорить о «бунте» молодого дворянства, стремившегося путём образования компенсировать снижение социальной роли своего класса (М. Конфино, Т. Эмонс, А. Глисон). Популярна на Западе точка зрения о религиозной подоснове нигилизма (прослеживается в работах о.

Дж. Веллингтона, Т. Массарика, Б. Самнера, X. Ситон-Уотсона и др.), разделяется также и некоторыми отечественными либеральными дореволюционными публицистами, и публицистами русской эмиграции4.

Отечественной и зарубежной историографии ставится вопрос о взаимоотношении русского нигилизма с другими общественно-политическими тече.

1 Harcave S. Russia: A History/ S.Harcave. — N.Y., 1956. — Р.218.

2 См.: Confrno М. On Intellectuals and Intellectual Tradition in XVIII-XIX Century/ M. Confmo // Daedalus. — Vol. 101. 1972.-№ 2.-P. 128−129, 137- Emmons T. The Russian landed Centry and politics/T. Emmons//The Russian Review, vol. 3. — 1974. -№ 3. — P. 269−270- Gleason A. Young Russia: The Genesis of Russian Radicalism in the 1860's / A. Gleason. — N. Y., 1980. — P. 121.

3 Подробнее об этом — см.: Карпачев М. Д. Истоки российской революции. Легенды и реальность/ М.Д. Кар-пачев.-М., 1991.-С. 120−122.

4 См.: Berdyaev N. The Origin of Russian Communism/ Berdyaev N. — N.Y. — P. 9, 12,48- Мережковский Д. С. Полн. собр. соч./Д.С. Мережковский. — СПб., 1912.-Т. XI.-С. 27−28- Зернов Н. М. Русское религиозное возрождение XX века. Глава 1/Н.М. Зернов // Юность. — 1993. -№ 1. — С. 61−67. ниями русской интеллигенции, в частности — русским народничеством. На Западе популярна теория об эволюции русского нигилизма в народничество. Таких взглядов придерживались, в частности, Дж. Веллингтон, Ф. Помпер и др. Среди советских учёных, сходную позицию разделяли такие видные исследователи нигилизма, как Ф. Кузнецов и JI. Варустин, называя нигилизм разновидностью народничества. Противоположную точку зрения представлял В. Переверзев, считая что нигилисты и народники — враги. JI. Искра, отмечая влияние Д. Писарева на отдельных народников, считает, что это две разные общественно-политические группы русской интеллигенции 1860-х гг.

Среди отечественных историков нигилизма наибольшее число исследований было предпринято в связи с изучением общественно-политической роли и публицистической деятельности Д. Писарева, поименованного нигилистом. Многоаспектность термина «нигилизм», углубленная к XX веку в связи с научным осмыслением западных «нигилистов» — А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, М. Хайдегера и др., привела исследователей к известным затруднениям. Отечественной историографией был сформирован комплекс главных научно-теоретических проблем в осмыслении русского нигилизма 1860-ых: 1. Как соотносится русский нигилизм (Д. Писарев) и русская революционная демократия (Н. Чернышевский) 2. Как соотносится нигилизм русский и нигилизм западный 3. Правомочно ли наименование «нигилист», предпосланное Д. Писареву. В последние годы в этот комплекс был включён также вопрос о соотношении нигилизма и антинигилизма в публицистике 1860−1870-ых гг., разрабатываемый отечественными литераратуроведами.

Литература

о Д. Писареве огромна. Различные аспекты его деятельности исследуются публицистами охранительного лагеря5, представителями либе.

6 7 8 рально-буржуазного направления, народничества, раннего марксизма и др.

5 См.: См.: Лихтенштадт О. М. Реалистические противоречия. По поводу некоторых статей Д. И. Писарева/ О. М. Лихтенштадт. — М., 1866- Л.Н. (Ларош Г. А.) Моралисты новой школы/ Г. А. Ларош // Русский вестник. — 1870. -№ 7. — С. 353−366. Он же. Покойный Писарев и его читатели/ Г. А. Ларош// Русский вестник. — 1870. -№ 9. — С. 362−365- Циона И. Нигилисты и нигилизм/ И. Циона. — М., 1886- Де-Пуле М. Нигилизм как патологическое явление русской жизни/ М. Де-Пуле// Русский вестник. — 1881. — № 11.— С. 73−123- Головнин К. Ф. (Орловский) Русский роман и русское общество/ К. Ф. Головнин. — СПб., 1904. — С.201—226.

В советское время различные аспекты публицистики и мировоззрения Д. Писарева рассматривают в 20−30-е годы В. Переверзев, В. Кирпотин, А. Горнфельд, М. Беляева, Е. Медынская, М. Покровский, Б. Козьмин. В 19 401 950;х гг. появляются интересные работы Е. Ярославского, Ш. Левина, Л. Плоткина, В. Кружкова, В. Прокофьева, В. Воробьева, Л. Ларионова и др. Наконец, к 1960;1970;м гг. в советской науке окончательно утвердился взгляд на Д. Писарева как на выдающегося революционного демократа. В этой связи необходимо было решить проблему «нигилизма Д. Писарева» соотношения идеологий «русского нигилизма» и «революционной демократии». В Советской исторической науке были предприняты попытки разрешения этой коллизии, однако концепции, предложенные различными группами советских историков (А. Новиков, М. Седов, Л. Искра с одной стороны, Б. Козьмин и Ф. Кузнецов и с другой), объясняющие особость нигилизма Д. Писарева и его отношение к русской революционной демократии содержат ряд спорных моментов и не дают однозначного ответа на поставленный вопрос. В третьей части настоящей диссертации мы подробно разберем различные трактовки нигилизма 1860-ых в советской исторической науке.

В последние годы исследования творчества и наследия Д. Писарева активизировались в связи с предпринятым ИМЛИ им. А. Горького РАН изданием Полного собрания сочинений и писем Д. Писарева. К 2004 году вышло уже 12 томов этого собрания. В ходе подготовки к изданию сочинений Д. Писарева было обнаружено и впервые опубликовано более 60 ранее неизвестных писем критика, также впервые опубликован студенческий дневник.

6 См.: Шатров Н. (Гольцев В. А.). Д.И. Писареву/ В. А. Гольцев // Русская мысль. -. 1894. — № 9. — Отд. 2. — С. 120−133- Соловьев Е. А. Д. И. Писарев. Его жизнь и литературная деятельность / Е. А. Соловьёв. — СПб. -1899- Он же. Очерки из истории русской литературы XIX века/ Е. А. Соловьёв. — СПб., 1907. — С. 244−251- Овсянико-Куликовский Д. Н. История русской интеллигенции: Итоги русской художественной литературы XIX века. — Д.Н. Овсянико-Куликовский. — М., 1908. -Ч. 1. — С. 351−373.

7 См.: Михайловский Н. К. Литературные воспоминания и современная смута/ Н. К. Михайловский. — СПб., 1905. -Т.1. — С. 296−307- Протопопов М. А. Писарев/ M.A. Протопопов //Русское богатство. -1895. -№ 1. -Отд.2. — С. 35−59- Он же (подписано Морозов П.). Литературная злоба дня/ П. Морозов/Отечественные записки. -1877. -№ 1. — Отд.2. — С. 1−47- Скабичевский A. M. История новейшей русской литературы 1848— 1906 гг. / A.M. Скабичевский. — СПб., 1906. — С.93−110- Иванов-Разумник Р. В. История русской общественной мысли/ Р.В. Иванов-Разумник. — СПб., 1907. Т.2. — С. 66−94.

8 См.: Карелин H. (Засулич В.И.) Д. И. Писарев/ В.И. Засулич//Научное обозрение. — 1900. -№ 3. -С. 479 496- № 4. С.702—764. Боровский В. В. Д. И. Писарев (к 40-летию его смерти)/ В.В. Боровский//Литературная критика/B.B. Боровский. — M., 1971. С. 171−178.

Д. Писарева за 1857 год. Под эгидой ИМЛИ им А. Горького издаются также сборники «Мир Д. И. Писарева: исследования и материалы», что подчёркивает интерес к личности и творчеству великого русского критика со стороны современных учёных, историков литературы и журналистики.

Кроме нигилизма Д. Писарева малоисследованными в отечественной науке остаются концепции нигилизма представителей различных общественно-политических течений 1860-х гг. Некоторое исключение составляет почвенническая концепция нигилизма, исследовавшаяся через призму проблемы «нигилизма Ф. Достоевского», поставленной отечественным литературоведением в середине XX века. Ключевой здесь является работа Н. Будановой9. Лишь в последние годы появились подробные исследования антинигилизма и антинигилистической литературы, избавленные от тенденциозности оценок, свойственной литературоведению советского периода. Отметим, в этой связи, замечательную монографию Н. Старыгиной10.

Научная новизна: В настоящей диссертации впервые вопрос о русском нигилизме рассматривается через призму исследования общественно-политического, публицистического дискурса, на теоретико-методологических основах теории и истории журналистики. Исследование феномена нигилизма с точки зрения теории журналистики позволяет нам по-новому взглянуть на проблему русского нигилизма 1860-х годов, выработать новые подходы в его решении. В диссертации проясняются истоки формирования нигилистического вопроса в отечественной публицистике, прослеживаются тенденции, характер, динамика этого обсуждения. В настоящей работе впервые подвергаются глубокому рассмотрению нигилистические концепции публицистов не нигилистических групп — охранителей, либералов, славянофилов, почвенников. Проясняется вопрос закрепления названия «нигилист» за Д. Писаревым, впервые утверждается и обосновывается роль общественно-политического дискурса русской публицистики вокруг нигили.

9 Буданова Н. Ф. Две концепции нигилизма. Гл. 2. — в кн.: Буданова Н. Ф. Достоевский и Тургенев: творческий диалог/ Н. Ф. Буданова. — Л., 1987. — С.37−55.

10 Старыгина Н. Н. Русский роман в ситуации философско-религиозной полемики 1860−1870-ых годов/ Н. Н. Старыгина. — М.: Языки славянской культуры, 2003. — 352 с. стического вопроса в закреплении этого названия за лагерем журналистики, возглавляемым Д. Писаревым. Впервые подробно исследуется вопрос о так называемой «нигилистической журналистике». у Гипотезой настоящего исследования является предположение о наличии «нигилистического дискурса» в российской журналистике 1860-х гг., сформированного в ходе обсуждения нигилистического вопроса отечественными публицистами пореформенного периода. Нигилистический дискурс, т. е. тональность, характер, основные тенденции при обсуждении нигилистического вопроса в журнальной публицистике — предопределил и раскрыл для общества концептуальные, содержательные характеристики социально-политического феномена «нигилизма 1860-х годов». В ходе обсуждения нигилистического вопроса, состоялось окончательное закрепление названия «нигилист» за Д. Писаревым и публицистами «Русского слова».

Методика исследования: Кроме традиционно исторических методов анализа мировоззренческих установок, программ, исследования основных тенденций, присущих русскому нигилизму 1860-х годов, в работе используются методы концептуального содержательного анализа публицистики, а также социологический метод контент-анализа, для уяснения места «нигилистического вопроса» наряду с другими важнейшими вопросами отечественной публицистики начала 1860-х гг., и динамики интереса столичной прессы к этой теме, прояснения преобладающих аспектов темы нигилизма преимуг щественно разрабатываемых отечественной публицистикой в разные годы.

Источниковую базу диссертации составили публицистические и статьи и публичные выступления в печати ведущих публицистов, общественных и политических деятелей России 1860−1870-ых годов. По сути, в эти годы окончательно формируется «нигилистический дискурс отечественной публи-w цистики». Определяющими датами при выделении хронологических рамок исследования стали: 1855 год — начало царствования Александра II, ознаменовавшееся периодом Великих реформ, а также 1881 год — год смерти императора от рук террориста-убийцы (революционные террористы воспринимались обществом как наследники нигилистов-шестидесятников). В целом же, выяснение основных мотивов и тем нигилистического вопроса русской публицистикой завершилось к началу 1870-ых годов.

Основными источниками послужили наиболее известные издания обеих столиц (Москвы и Санкт-Петербург) 1860-ых годов. Газеты: «Век», «День», «Голос», «Иллюстрированный листок», «Книжный вестник», «Московские ведомости», «Наше время», «Санкт-Петербургские ведомости», «Северная пчела" — журналы: «Библиотека для Чтения», «Время», «Искра», «Отечественные Записки», «Русский вестник», «Русское слово», «Современник», «Странник», «Эпоха» и др. Изучались воспоминания современников эпохиП. Валуева, Д. Милюкова, А. Никитенко, Н. Шелгунова и др. Публицистика и монографии ведущих общественно-политических деятелей, писателей, публицистов своего времени — А. Герцена, Ф. Достоевского, Н. Огарева, Н. Сер-но-Соловьевича, Н. Чернышевского. Литературные произведения 1860−1870-х относящихся к подгруппам так называемых «нигилистических» (авторы — Н. Чернышевский, В. Слепцов и др.) и «антинигилистических» (В. Клюшни-ков, Н. Авенариус, В. Крестовский и др.) романов. Нормативные и законодательные акты, иные официальные документы, проясняющие политику государства в отношении печати и борьбы с нигилизмом.

Структура и краткое содержание работы: Настоящая работа состоит из введения, трёх частей, заключения, списка источников и литературы. К работе имеются 3 приложения. Первая часть посвящена выяснению предпосылок и генезиса русского нигилизма. В первой главе — «Нигилизм и нигилистическое в русской журналистике. Проблема определения» — исследуется происхождение и история появления термина «нигилизм» в отечественном публицистическом дискурсе, углубление этого понятия в XX веке, в связи с включением в его контекст творчества западных нигилистов (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше и др.) Сопоставляются нигилизм западный, и нигилизм русский. Делается вывод о существовании в России 1860-х годов, во-первых, нигилизма, как некой тенденции в обществе и журналистике того времени, а вовторых, нигилизма — как течения, сложившегося после оформления в общественно-политическом дискурсе вопроса о нигилизме. Во второй главе первой части рассматриваются социальные, психологические и иные предпосылки роста нигилистических тенденций в обществе и журналистике пореформенной России. Анализируются воспоминания современников эпохи, рассматриваются концепции западной и отечественной исторической науки относительно русского нигилизма 60-х годов. Исследуется роль разночинной интеллигенции в росте нигилистических настроений в обществе, политические, идеологические, психологические предпосылки нигилизма. Осмысливаются работы российских теоретиков журналистики — Д. Стровского (о политических традициях в журналистике) и С. Шайхитдиновой (о теории мифического в журналистике), вырабатываются теоретико-методологические основы исследования нигилизма через призму теории журналистики.

Вторая часть работы рассматривает нигилизм, как тенденцию пореформенной журналистике. В первой главе исследуются новые веяния в отечественной журналистике рубежа 1850−1860-х годов в контексте роста нигилистических настроений. В этом контексте указываются такие факторы, как повышение уровня гласности, количественный рост обличительной литературы, политизация общественных настроений и публицистических выступлений, появление новых жанров — передовой статьи и внутреннего обозрения и др. Исследуется идеолого-политическая платформа крупнейших изданий того времени, их тиражи, степень влияния на общественные настроения периода роста нигилистических настроений. Во второй главе этой части исследуются основные мотивы отечественной публицистики 1860-х годов, в контексте роста нигилистических настроений в обществе. Устанавливается место вопроса о нигилизме среди других важнейших вопросов публицистики общественно-политического дискурса первой половины 1860-х гг.

В третьей части исследуется Русский Нигилизм, как общественно-политическое течение и русская «нигилистическая» журналистика 1860-х гг. В первой главе разбираются различные аспекты нигилистического вопроса, поднимающиеся отечественной публицистикой в 1860-е гг. Прослеживается история и предпосылки формирования отрицательского дискурса в отечественной публицистике, определяется комплекс важнейших проблем и вопросов составивших для современников пореформенной эпохи т. н. «вопрос о нигилизме». Даётся сопоставительный анализ нигилистических концепций у различных идеологических, общественно-политических групп (охранительно-монархистской, славянофильской и почвеннической, либерально-западнической, революционно-демократического лагеря и нигилистов). Прослеживается динамика интереса к теме нигилизма на протяжении первой половины 1860-х гг., выявляются различные аспекты нигилизма, выходящие на первый план при обсуждении нигилистического вопроса в разные годы первой половины 1860-х. Во второй главе анализируется подробно охранительная концепция нигилизма на примере публицистики М. Каткова. В третьей — воззрения на нигилизм в революционно-демократической печати, на примере «Современника». Рассматривается концепция нигилизма у М. Антоновича, М. Салтыкова-Щедрина, Г. Елисеева, а также в контексте споров о нигилизме, рассматривается концепция «разумного эгоиста» Н. Чернышевского, как вариант «положительного отрицателя». В четвёртой главе даётся характеристика направлению Д. Писарева, получившему наименование «нигилистическое». Выясняются социальные и психологические предпосылки нигилизма Д. Писарева, сопоставляются направление Д. Писарева с общим направлением «Русского слова», взгляды Д. Писарева и русских революционных демократов. Выясняются политические, эстетические, общественные взгляды Д. Писарева и его товарищей по «Русскому слову», особенности публицистической манеры русских нигилистов. Разбирается эволюция концепции разумного эгоиста — мыслящего реалиста — мыслящего пролетария у Д. Писарева (пи-саревский вариант «положительного отрицателя») и др. В пятой главе выясняется правомочность выделения типологической группы «нигилистическая журналистика» в системе печати 1860-х гг., даются характеристики нигилистической журналистике, сопоставляются с представителями других течений в журналистике — охранительной, революционно-демократической и др.

В Заключении делаются основные выводы по работе, прилагается список научной литературы и использованных источников.

В приложении к работе приводятся результаты двух контент-анализов. Первый — «основные мотивы отечественной публицистики в 1862 году», где выясняется место вопроса о нигилизме в ряду других важнейших вопросов в год опубликования романа «Отцы и дети». Второй контент-анализ — «тема „Нигилизма“ в отечественной журналистике 1-ой половины 1860-ых гг.», где прослеживается динамика интереса крупнейших изданий к теме нигилизма. Также прилагается библиография статей о нигилизме в журнальной публицистике первой половины 1860-ых годов (1860−1866 гг.).

Научно-практическая значимость работы определяется актуальностью исследуемой проблематики, и состоит в том, что настоящая диссертация активно участвует в дискуссии современных российских и зарубежных исследователей по преодолению нигилизма и нигилистических тенденций в современном российском обществе. Материалы и научные выводы, полученные в ходе исследования могут использоваться при выработке социально-политических программ по преодолению общественной разобщённости и современного нигилизма в российском обществедля разработки и реализации конкретных путей модернизации современных СМИ, с целью преодоления нигилистических тенденций и утверждения положительного идеала в современной журналистикедля совершенствования форм и методов работы высших учебных заведений, специализирующихся в области подготовки специалистов для СМИ, способствуя утверждению важнейших общественных задач журналистики — противодействию национальной разобщённости, выполнению журналистикой интегративной функции в российском обществе, как предпосылок преодоления общественно-политического нигилизматакже материалы и выводы диссертации могут быть использованы при составлении программ и в качестве учебного пособия по Истории отечественной журналистики и литературной критики второй половины XIX в.

Заключение

.

Нигилистический вопрос был сформирован отечественной публицистикой в первой половине 1860-х гг., вобрав в себя обсуждение отрицательных тенденций пореформенного российского общества и вопрос о революционных демократах. Кроме того противопоставление «Отцы — дети», вплетало вопрос о нигилизме в контекст «молодёжного» и «студенческого» вопросов, получивших большую остроту после студенческих волнений 1861 года. Собственно термин «нигилизм» появился в отечественной публицистике в 1829 г., в статье Н. Надеждина «Сонмище нигилистов». Однако до 1860-х гг. его значение было колеблющимся, окончательное закрепление термина произошло в рамках обсуждения прессой романа И. Тургенева «Отцы и дети», в ходе коего складывается так называемый «нигилистический вопрос».

Рост нигилистических тенденций в российском обществе был связан с ломкой прежнего уклада, переходом от феодально-крепостнического к хозяйственно-капиталистическому строю, сопровождавшимся духовно-идеологическим кризисом, выразившемся в комплексе вины у дворянства, невосстребованности молодого поколенияпереходом лидирующей роли в формировании интеллигенции к разночинцам и др. Нигилизм, как тенденция пореформенной журналистики оказал влияние на функционирование всей системы периодической печати 1860-ых. На первый план выходят вопросы общественно-политические, которые в эпоху повышения гласности начинают задаваться с невиданной прежде полемической заострённостью. В журналах ведущими становятся отделы публицистики. Появляются новые жанры (передовая статья и внутреннее обозрения) в которых от имени общества пресса обращает жёсткие вопросы к власти. Развивается обличительная литература, в рамках которой формируется сатирическая журналистика. Главным требованием, диктуемым через прессу, становится эмансипация в т. ч. личности от государства. Период рассвета переживает нелегальная печать.

В первой половине 1860-х оформляется нигилистический дискурс отечественной публицистики. Представители различных течений журналистики вырабатывают свои концепции нигилизма. Так охранительная журналистика во главе с М. Катковым всю ответственность за нигилизм русского общества возлагает на деятельность революционных демократов. Славянофилы во главе с И. Аксаковым — на государственную систему просвещения, вообще на характер русского общества. Либералы — на превратно понятую гласность, непоследовательность царской политики, переход к реакции.

Революционные демократы, считая «нигилизм» презрительной кличкой, всё же разрабатывали свои пути преодоления отрицательных тенденций в обществе. Центральной в этих концепциях стал тип Рахметова, «разумного эгоиста», «отрицателя во имя пользы». Н. Чернышевский видит в своём герое будущего вождя масс, носителя нового морали, основанной на социалистических теориях. Преодоление нынешнего несправедливого общественного устройства осуществляется механическим путём — через революцию.

В отличие от Н. Чернышевского, Д. Писарев, главный поименованный «нигилист», считает революцию — вынужденной, и не лучшей мерой, надеясь прийти к новому обществу через мирное переустройство — «химическим путём» — которое должны возглавить мыслящие реалисты, мыслящие работники. Поименование Д. Писарева нигилистом произошло в ходе обсуждения нигилистического вопроса, так как интерпретация творчества публициста в обществе происходила в контексте полемики по нигилизму.

Нигилистическая журналистика — понятие более широкое, нежели «революционно-демократическая журналистика», в оппозиции ему находятся журналистика «охранительная», куда входят не только реакционно-монархические катковские издания, но также газета славянофилов «День», почвеннические журналы М. и Ф. Достоевских, с третьей стороны — выступают «умеренные» издания (пример — журнал «Отечественные записки»).

В ходе диссертационного исследования нами были выявлены концептуальные характеристики социально-политического феномена «нигилизма» в 1860-ые годы, обоснованные отечественной публицистикой данного периода, в ходе обсуждения «нигилистического вопроса». В сознании читающего общества того времени соединены в единый комплекс вопросы об отрицательных тенденциях современного российского общества и вопрос о революционных демократах. Также вопрос о нигилизме вплетается в контекст обсуждения «молодёжного» и «студенческого» вопросов.

Проблема «нигилизма» начинает рассматриваться российской публицистикой в двух направлениях — социальном и политическом. В центре понимания нигилизма в русле социальном — было представление о нигилизме, как некоем общественном феномене (чаще всего — болезни общества). В центре же политического восприятия — нигилисты как некая общественно-опасная политическая группа, нацеленная на революционное свержение существующего режима.

Политизировали нигилистический вопрос события в Польше в 1863 году, М. Катков возложил ответственность за разжигание польского восстания на нигилистов. Синонимический ряд «свистуны», «мальчишки», «нигилисты», пополняют слова «сепаратисты», «революционеры». Публицисты «нигилистических» изданий создают программы социально-политического переустройства России. Представление о нигилизме как некоем общественно-политическом течении лежало в основании всех комментариев относительно так называемого «раскола в нигилистах».

Таким образом, в публицистике 1860-х годов проблема нигилизма, включавшая в себя целый комплекс вопросов, оформляется в «нигилистический дискурс», в контексте которого происходило осмысление феномена нигилизма и закрепление наименования «нигилисты» за Д. Писаревым и публицистами «Русского слова». Именно публицистика окончательно сформулировала, открыла для русского общества вопрос о нигилизме, вскрыла основные тенденции с ним связанные, выявила наиболее обсуждаемые аспекты нигилизма (нигилистический сепаратизм, тип «нового человека», диалог поколений, беспочвенность как психологическая проблема, реализм как творческий принцип и метод, незавершённость формирования гражданского общества как предпосылка нигилизма и др.), именно в ходе публицистического осмысления нигилизма бывшие «свистуны» (революционно-демократические и разночиннно-демократические журналисты) получили наименование «нигилисты», так как их программные выступления вплетались в контекст отрицательского дискурса (ещё до романа И. Тургенева — вопросы о «старой и новой философии» /нигилисты — на стороне «новой» (ма-тераилистич.)/- вопрос о характере обличительства, поднятый в дискуссии Н. Добролюбова и А. Герцена, вопрос о прогрессе, как некоем отрицании застарелых форм гос. управления /одно из первых названий нигилистов — «крайние прогрессисты"/ и др.). Нигилист Е. Базаров был воспринят большинством критиков и публицистов именно как пародия либо верное изображения представителя лагеря «Современника"-"Русского слова» (прототипом назывался Н. Добролюбов). Тема «нового человека» — будучи одной из главнейших в публицистике Д. Писарева, и романе Н. Чернышевского — была вплетена в контекст «нигилистического вопроса», что также способствовало закреплению названия «нигилист» за Д. Писаревым, для которого вопрос о «мыслящем реалисте» — главнейший на протяжении 1864−1865 годов. В 1865-ом году полемика двух демократических журналов также получила наименование «раскол в нигилистах», в контексте этой полемики решался вопрос о реализме в литературе и в общественно-политической сфере как творческом методе и принципе.

Как мы видим, наименование «нигилист» для этой публицистической школы было вовсе не случайным, и обусловливалось характером и тональностью обсуждения «нигилистического вопроса» русской публицистикой. Само название «нигилисты» — задавало направление восприятию этого течения публикой, актуализировало некоторые вопросы, заставляя публицистов-нигилистов и представителей иных групп подробно на них останавливаться, в частности осмысливать феномен «русского нигилизма», находить пути его преодоления. Многие выводы русской публицистики 1860-ых гг. относительно нигилизма в России, его природы, и способах борьбы с нигилизмом в российском обществе актуальны и в наше время.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Периодические издания
  2. А.И. Собр. соч.: В 30 т./ А. И. Герцен. М.: Изд-во АН СССР, 1954−1969.
  3. А.И. Полн. собр. соч. и писем, под ред. М. К. Лемке: В 20 т. /А.И. Герцен.-М., 1916−1922.
  4. Н.А. Собр. соч.: В 9 т./ Н. А. Добролюбов. М.-Л. — 19 611 964.
  5. Ф.М. Полн. собр. соч. В 30 т. Л.: Наука. Лен. отд-ние, 1981−1984.
  6. В.А. Сочинения: В 2 т./ В. А. Зайцев. М., 1934.
  7. М.Н. Полн. собр. передовых статей «Московских ведомостей"/ М. Н. Катков.-М., 1896−1898. — Т. 1−4. (передовицы 1863−1866 гг.).
  8. Д.И. Сочинения, изд.5-е Ф. Павленкова/ Д. И. Писарев. СПб., 1906−1913.
  9. Д.И. Собр. соч.: В 4 т./ Д. И. Писарев. М., 1955−1956.
  10. Д.И. Полное собрание сочинений и писем: В 12 т. М.: Наука, 2000−2004.
  11. Салтыков-Щедрин М. Е. Собр. соч.: В 9 т./ М.Е. Салтыков-Щедрин. -М., 1985−1988.
  12. В.Тургенев И. С. Собр. соч.: В 6 т./ И. С. Тургенев. М., 1981−1983.
  13. Л.А. Лесковское ожерелье/ Л. А. Аннинский. М. 1986. -286 с.
  14. М.П. К истории слова «нигилизм»/ М.П. Алексеев// Сб. отд. Русского языка и словесности АН СССР. Т. 101. Л., 1928. — № 3. — С. 416−417.
  15. П.Д. Заметка о деле Д. И. Писарева / П.Д. Баллод// Каторга и ссылка. 1924. — № 3. — С. 41−55.
  16. Л.П. Д.И. Писарев как историк философской и общественной мысли/ Л. П. Беленкова. М., 1983. — 260 с.
  17. В.Г. Собр. соч. В 9 т./ В. Г. Белинский. М., 1953−1959.
  18. М.Ф. Д.И. Писарев об интересе/ М. Ф. Беляев. Иркутск, 1950. -188 с.
  19. Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма/ Н. А. Бердяев. -Париж, 1955.-220 с.
  20. Н.А. Судьба России/ Н. А. Бердяев. М., Изд. Г. А. Леманд и С. И. Сахарова, 1918.-346 с.
  21. Бик-Булатов А. Ш. Дмитрий Писарев публицист: новые аспекты исследования/ А.Ш. Бик-Булатов // Журналистика, Реклама и Связи с общественностью: новые подходы. — Воронеж, 2002. — С. 57−59.
  22. В. К. Д.И. Писарев о воспитании и образовании/ В. К. Бобровникова // Учен. Зап. Моск. Пед. Ин-та., кафедра педагогики, 1941. Т.28. — вып.2. — С. 61−98.
  23. И.Н. Писарев об университетском преподавании истории/ И. Н. Бороздин // Тр. Вор-жск. ун-та. 1958. — Т. 51. — вып. 1. — С. 69−80.
  24. С. Раскол в нигилистах. В кн.: Борщевский С. Щедрин и Достоевский. История их идейной борьбы/ С. Борщевский. — М.: Гослитиздат, 1956. — Приложение. — С. 265−315.
  25. В.В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь/ В. В. Бойко. СПб.: Союз, 2002. — 160 с.
  26. Н.Ф. Достоевский и Тургенев: творческий диалог/ Н. Ф. Буданова. Л., 1987. — 226 с.
  27. А.С. Сатира Салтыкова-Щедрина/ А. С. Бушмин. — М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1959.-450 с.
  28. П.А. Дневник: В 2 т. /П.А. Валуев. М.: Изд-во АН СССР, 1961.
  29. М.Г. История изучения русского революционного движения середины XIX века. 1890−1917/ М. Г. Вандалковская. — М., 1982.-216 с.
  30. Л.Э. Журнал «Русское слово» (1859−1866)/ Л. Э. Варустин. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1966. 380 с.
  31. Великие реформы в России 1856−1874.: Сб. ст.-М.:МГУ, 1992.-315 с.
  32. Вехи, Из глубины: Сб. ст. М., 1991. — 450 с.
  33. Э.С. Революционное подполье в России в середине 60-х годов XIX века/ Э. С. Виленская. М.: Наука, 1965. — 488с.
  34. Н.В. Писарев как экономист. в кн.: Водовозов Н. В. Экономические этюды/ Н. В. Водовозов. — СПб., 1907. — С.334−358.
  35. В.Ф. Д.И. Писарев выдающийся русский критик-демократ/ В. Ф. Воробьев. — Харьков, 1953. — 160 с.
  36. Г. А. Революционно-демократическое движение в Поволжье и на Урале/ Г. А. Вульфсон. Казань, 1974. — 352 с.
  37. Р.А. Варвара Дмитриевна Писарева/ Р.А. Гарднер// Русская старина.- 1880.-№ 12.-С. 1007−1014.
  38. А. В. Записки для немногих/ А. В. Головнин // Вопросы Истории. -1997. -№№ 5−11.
  39. А.А. Материалы для биографии/ А. А. Григорьев. — Пг., 1917.-320 с.
  40. Л.П. А.И. Герцен и русская журналистика его времени/ Л. П. Громова. СПб.: Изд-во С. Петербург, ун-та, 1994. — 156 с.
  41. В.Я. Международные связи российской политической эмиграции во 2-ой половине XIX века/ В. Я. Гросул. М.: Российская политическая энциклопедия. — 2001. — 408 с.
  42. В.П. Отец и дети (Россия как семья)/ В. П. Грязневич // Звезда.- 1993.-№ 1.-С. 134−140.
  43. Ю.Н. Эстетика нигилизма (искусство и «новые левые»)/ Ю. Н. Давыдов. М., 1975. — 272 с.
  44. Н.Я. Россия и Европа/ Н. Я. Данилевский. — М.: Книга, 1991.-540 с.
  45. А.И. Политический радикализм как источник правового нигилизма/ А. И. Демидов // Государство и Право. 1992. — № 4. — С. 3845.
  46. Н.В. Писарев/ Н. В. Демидова. — М., 1969. 215 с.
  47. Де-Пуле М. Нигилизм как патологическое явление русской жизни/ М. Де-Пуле// Русский вестник. 1881. — № 11. — С. 73−123
  48. В.А. Об источниках «анархистских» воззрений М. А. Бакунина/ В. А Должников, Л. Г. Сухотин // Проблемы политической истории и политологии: Сб. ст.- Барнаул, 1992. С. 25−38.
  49. В.А. К вопросу о взглядах Д.И. Писарева на некоторые проблемы истории/ В. А. Дунаевский // Проблемы истории общественной мысли и историографии: к 75-летию академика М. В. Нечкиной. — М., 1976.-С. 338−345.
  50. Евгеньев-Максимов В. Е. Очерки по истории социалистической журналистики в России XIX в./ В.Е. Евгеньев-Максимов. — М.-Л., 1927. -С.61−130.
  51. Евгеньев-Максимов В. Е. Последние годы «Современника» / В.Е. Евгеньев-Максимов, Г. П. Тизенгаузен. — Л.: Гослитиздат, 1939. — 350 с.
  52. Евгеньев-Максимов В.Е. «Современник» при Чернышевском и Добролюбове/ В.Е. Евгеньев-Максимов. — Л., 1936. 440 с.
  53. А.К. К истории русской журналистики и общественности. «Русское слово"/ А. К. Ершов. Образование. — 1906. — № 12. — 85−97.
  54. .И. Демократический журнал «Дело»./ Б. И. Есин — М.: Изд-во МГУ, 1959.
  55. Г. В. История цензуры в России XIX-XX вв.: Учебное пособие/ Г. В. Жирков М.: Аспект Пресс, 2001. — 368 с.
  56. П. А. Записка К.Д. Кавелина о нигилизме/ П.А. Зайонч-ковский// Исторический Архив. 1950. — Т. V. — С.315−336.
  57. Законы о печати: настольная справочная книга/ сост. 3. Мсерианц. — М., 1890.
  58. Н.М. Русское религиозное возрождение XX века. Глава 1/ Н. М. Зернов // Юность. 1993. — № 1. — С. 61−67.
  59. Иванов-Разумник Р. И. История русской общественной мысли, 5-е изд., часть IV/ Р.И. Иванов-Разумник. Пг., 1918. — 220 с.
  60. JI.A. И.С.Тургенев и Н.И.Надеждин о нигилизме /Л.А.Ирсетская//Тургеневский сборник. М., 1998. — С.22−29.
  61. Л.М. Д.И. Писарев и его роль в истории русской общественно-политической мысли/ Л. М. Искра. Воронеж: Изд-во Воронежск. унта, 1988.-152 с.
  62. К.Д. Наш умственный строй. Статьи по философии русской истории и культуры/ К. Д. Кавелин М., 1989. — 446 с.
  63. Калл ер А. И. Этические взгляды Д.И. Писарева/ А. И. Кал л ер. М., 1962.- 150 с.
  64. В.М. Лишённые наследства (к проблеме смены поколений в России)/ В. М. Кантор // Октябрь. 1996. -№ 10. — С. 161−175.
  65. Л. Детская вера в чудо и русский коммунизм/ Л. Карасёв // Знание-Сила. 1996. -№ 11.-С. 8−12.
  66. Н. (Засулич В.И.) Д.И. Писарев/ Н. Карелин (В.И. Засулич) // Научное обозрение. 1900. — №№ 3−4.
  67. М.Д. Истоки российской революции. Легенды и реальность/ М. Д. Карпачев. М.: Мысль, 1991. — 272 с.
  68. В .Я. Радикальный разночинец Д.И. Писарев/ В. Я. Кирпотин. -Л., 1929.-262 с.
  69. В.Я. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин/ В. Я. Кирпотин. М.: Советский Писатель, 1955. — 462 с.
  70. .П. Из истории революционной мысли в России/ Б. П. Козьмин.-М., 1961.-704 с.
  71. А.А. Общественное движение при Александре II. 1855−1881. -М., 1909.-220 с.
  72. Ю.Н. Писарев/ Ю. Н. Короткое. М., 1976. — 450 с.
  73. Краткое обозрение направления периодических изданий и газет и отзывов их по важнейшим правительственным и другим вопросам за 1862 год/ сост. В. Капнист. СПб., 1862. — 48 с.
  74. П.А. Записки революционера/ П. А. Кропоткин. М., 1990. -504 с.
  75. B.C. Дмитрий Иванович Писарев. Философские и социально-политические взгляды. М., 1942. — 226 с.
  76. О.Г. Основные способы воздействия СМИ на читательскую аудиторию // Основы информационной культуры/ О. Г. Кузнецова -СПб, 1998.- 220 с.
  77. П.Л. Избр. соч. на социально-политические темы: В 8 т./ П. Л. Лавров.-М., 1930−1935.
  78. Л.И. Д.И. Писарев о роли народных масс и личности в истории/ Л.И. Ларионов// Учен. зап. Магнитогорск. Пед. ин-та, 1955. вып. 3. -С.57−82.
  79. Л.Н. (Ларош Г. А.) Моралисты новой школы/ Г. А. Ларош // Русский вестник. 1870. -№ 7. — С. 353−366.
  80. Г. А. Покойный Писарев и его читатели/ Г. А. Ларош// Русский вестник. 1870. -№ 9. — с. 362−365.
  81. А.А. Мыслящий пролетариат Писарева/ А. А. Лебедев. М., 1977.-320 с.
  82. Ш. М. Общественное движение в России в 60−70-е годы XIX века/ Ш. М. Левин. М., 1958. — 212 с.
  83. И. П. Традиции демократии и либерализма в России/ И. П. Лейберов, Ю. Д. Марголис, Н. К. Юрковский // Вопросы Истории. -1996. № 2. — С.3−15.
  84. Лейкина-Свриская В. Р. Интеллигенция в России во 2-й половине XIX века/ В.Р. Лейкина-Свирская. — М., 1971. 360 с.
  85. М.К. Очерки по истории русской цензуры и журналистики XIX в./ М. К. Лемке СПб., 1904.
  86. М.К. Политические процессы в России 1860-х годов/ М. К. Лемке. Пг., 1923. — 215 с.
  87. О.М. Реалистические противоречия. По поводу некоторых статей Д. И. Писарева/ О. М. Лихтенштадт. М., 1866.
  88. Г. Дмитрий Иванович Писарев/ Г. Логачев. — Липецк, 1960. -180 с.
  89. А.Н. Д.И. Писарев в борьбе за материализм и социальный прогресс/ А. Н. Маслин. М., 1968. — 318 с.
  90. Н.П. Проблема формирования передовой личности в трудах Д.И. Писарева (социологический анализ): автореф. дис. канд. филос. наук/ Н. П. Менькин. М., 1972. — 30 с.
  91. В.М. Выступление на дискуссии «Новая Россия на пути к общему дому» (Горбачёв-Фонд. 1993)/ В.М. Межуев// Новый мир. -1994.-№ 1.-С. 162−175.
  92. В.Я. Мои Воспоминания. Ч. 1−2./ В. Я. Мещерский. -СПб., 1913.
  93. Мир Д. И. Писарева: исследования и материалы: Сб. статей. Вып.1./ ред. И. В. Кондаков. М.: Наследие, 1995. — 256 с.
  94. Мир Д. И. Писарева: исследования и материалы: Сб. статей. Вып.2. — М.: Наследие, 2000. 320 с.
  95. Ш. Нечкина М. В. Встреча двух поколений/ М. В. Нечкина. МЛ980, -450с.
  96. А.В. Дневник: В 2 т./ А. В. Никитенко. М.: Гослитиздат. -1955.
  97. ПЗ.Никанор, архиеп. Херсонский. Поучения, беседы, речи, воззвания и послания/ архиеп. Никанор. — Одесса, 1890, 3-е изд.
  98. А.И. Нигилизм и нигилисты: опыт критической характеристики/ А. И. Новиков. Л., 1975.-415 с.
  99. А.Д. Современное состояние России и сословный вопрос/ А. Д. Пазухин. М., 1881. — 180 с.
  100. Р. Россия при старом режиме/ Р. Пайпс. -:М., Независимая газета, 1993.-424 с.
  101. И. Семиотика поведения: Н. Чернышевский, человек эпохи реализма/ И. Паперо // Н. Г. Чернышевский: статьи, исследования и материалы: Сб. науч. трудов. — Саратов. — 2002. — вып.14. — С.16−17.
  102. В. Ф. Нигилизм Писарева в социологическом освещении/ В. Ф. Переверзев // Красная новь. 1926. -№ 6. — 162−175.
  103. Л.М. Университетский вопрос в русской журналистике второй половины XIX века/ Л.М. Пивоварова// Журналистика в 2002 году. СМИ и реалии нового века: Сб. материалов науч.-практич. конф. Часть 2. М.: МГУ, 2003. — С. 205−206.
  104. Г. В. Избр. философск. произведения: В 5 т./ Г. В. Плеханов. -М., Соцэкгиз, 1955−1958.
  105. Л.А. Д.И. Писарев. Жизнь и деятельность. М., 1968, — 316 с.
  106. М.Н. Забытый революционер/ М.Н.Покровский// Правда.- 1920. № от 19 окт. — С.2.
  107. И.В. Герцен и Чернышевский/ И. В. Порох. Саратов, 1963.
  108. В.И. Общественно-политические и философские взгляды Д.И. Писарева/ В. И. Прокофьев. М., 1952. — 230 с.
  109. М. Хайдеггера по культурологии и теории идеологии: Сб. ст.- М.: Изд-во АН СССР, Институт научной информации по общественным наукам, 1981. 582 с.
  110. Л.Д. Психическое здоровье и защитные механизмы личности/ Л. Д. Ральникова, И. А. Демина. Барнаул: Изд-во Алт. ГУ. -2000.- 123 с
  111. Революционная ситуация в России в 1859—1861 гг.: Сб. ст. М., 1974.- 420 с.
  112. Ш. И. Атеизм Д.И. Писарева: автореф. дис. канд. филос. наук/ Ш. И. Розенберг. М., 1972. — 30 с.
  113. Н.А. Русская история в сравнительно-историческом освещении. Основы социальной динамики/ Н. А. Рожков. — М.-Л., 1925. -540 с.
  114. И. С. Тургенева «Отцы и дети» в русской критике/ред. И. И. Сухих. Л.: Изд-во ЛГУ. — 1986. — 384 с.
  115. А.А. Сюжеты о всеобщем безумии в контексте эпох/ А. А. Роот // Коммуникации в системе журналистского образования: Молодёжная аудитория и молодёжные СМИ: Сб. мат-лов науч.-практич. конф. — Казань, 2000. С.13−19.
  116. А.А. Герцен и традиции Вольной русской прессы/ А. А. Роот. -Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2001. — 352 с.
  117. Е.Л. Русская Революционная мысль. Демократическая печать. 1864−1873/ Е. Л. Рудницкая. М., 1984. — 342 с.
  118. Русская Журналистика. I. 60-е годы/ ред. и предисл. В. Полянский. -М.-Л.: ACADEMIA, 1930. 160 с.
  119. Русская журналистика в XVIII—XIX вв.: Сб. ст. Л.: Изд-во ЛГУ, 1969.-215 с.
  120. М.Ю. Риторика как метатекст нигилизма в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети"/ М. Ю. Рябов // Парадигмы: Сб. статей молодых филологов. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2003. — С. 176−183.
  121. Я.Р. Жизнь Дмитрия Писарева: Личность и публицистика/ Я. Р. Симкин. — Ростов-на-Дону, 1969. — 220 с.
  122. Ю.С. Д.И. Писарев и его «теория реализма"/ Ю.С. Сорокин// Д.И. Писарев Избр. произведения. Л. 1968. — С.5−46.
  123. Ю.С. Антинигилистический роман. Гл. III/ Ю. С. Сорокин // История русского романа/ Ю. С. Сорокин. М.-Л. 1964. — Т.2. — С.99−101.
  124. Л .Я. Основные черты мировоззрения Д.И. Писарева/ Л. Я. Станис. М., 1963.-362 с.
  125. Н.Н. Демонические знаки в антинигилистическом романе как выражение авторской ценностно-мировоззренческой позиции/ Н. Н. Старыгина // Евангельский текст. Петрозаводск, 1998. — вып 2. — С. 45−67.
  126. Н.Н. Русский роман в ситуации философско-религиозной полемики 1860−1870-ых годов/ Н. Н. Старыгина. — М.: Языки славянской культуры, 2003. 352 с.
  127. Степняк-Кравчинский С. М. Подпольная Россия/ С.М. Степняк-Кравчинский// Соч.: В 2 т. М., 1958. — Т. 1. — 367−373.
  128. Н.Н. Критические статьи об И.С. Тургеневе и Л.Н.Толстом/Н.Н. Страхов. СПб., 1885. -354 с.
  129. Д.Л. Отечественные политические традиции в журналистике советского периода/ Д. Л. Стровский. Екатеринбург: Издательство Урал, ун-та, 2001. — С. 49−51.
  130. В. Антинигилисты / В. Терехин. http: // whiteworld.ru
  131. П.Н. Кладези мудрости российских философов: избр. соч./ П. Н. Ткачев М.: Правда, 1990. — 640 с.
  132. П.С. Московское студенчество в общественно-политической жизни России второй половины XIX века/ П. С. Ткаченко.-М., 1958.-350 с.
  133. Д.В. История духовного развития общества/ Д. В. Туманов. — Казань, 1993.-48с.
  134. Тун А. История революционного движения в России/ А. Тун. Пг., 1918. — 216 с.
  135. Н.Н. В редакции журнала «Русское слово» (из воспоминаний шестидесятника)/ Н. Н. Фирсов. — Исторический вестник. — 1914. № 6. — С. 894−895.
  136. Фет А. А. Из деревни/ А.А. Фет// Русский вестник. 1863. -№ 3.
  137. И.Я. Д. Писарев/ И.Я. Франко// Соч. Т.9. М., 1959. — С. 395 396.
  138. А.Н. Борьба течений в русской историографии во второй половине XIX века. JL, 1977. — 340 с.
  139. Н.И. И.С. Аксаков в жизни пореформенной России/ Цимбаев Н.И. М., 1978. — 388 с.
  140. И. Нигилисты и нигилизм/ И. Циона. М., 1886. — 165 с.
  141. В. А. Мировоззрение Д.И. Писарева/ В. А. Цыбенко. — М., 1969.-302 с.
  142. В.Г. Правительственная политика в отношении печати 6070-е гг. XIX в./В.Г. Чернуха Л.: Наука, 1989. — 380 с.
  143. С.К. Идеология и массовая культура как фактор мифотворчества/ С. К. Шайхитдинова // Тонус: научный и учебно-методический альманах факультета журналистики и социологии, факультета психологии КГУ. Казань. — 1997. — № 1(2). — С.37−52.
  144. С.К. Культурная традиция как фактор мифотворчества в журналистике/ С. К. Шайхитдинова // Тонус: научный и учебно-методический альманах факультета журналистики и социологии, факультета психологии КГУ.- Казань. 1996. -№ 1. — С.6−28.
  145. С.К. Мифическое в теории журналистики/ С. К. Шайхитдинова // Тонус: научный и учебно-методический альманах факультета журналистики и социологии, факультета психологии КГУ.— Казань. 1997. — № 2 (3). — С. 32−40.
  146. Н. (Гольцев В.А.)Д.И. Писарев/ Н. Шатров (В.А. Гольцев)// Русская мысль. 1894. — № 9. — отд.2. — С. 120−133.
  147. Н.В. Воспоминания: В 2 т./ Н. В. Шелгунов, Л. П. Шелгу-нова, М. Л. Михайлов. М., 1967.
  148. Н.В. Люди сороковых и шестидесятых годов/ Н.В. Шелгунов// Дело. 1869. -№ 1−2.178.60-е года XIX века. К истории общественной мысли: Сб. ст. — М., 1981.-640 с.
  149. Шестидесятые годы. Сб. — Антонович М. А. Воспоминания/ М. А. Антонович. Елисеев Г. З. Воспоминания/ Г. З. Елисеев. -М.-Л.: ACADE-MIA, 1933.-160 с.
  150. А.А. Каракозов и покушение 1866 г./ А. А. Шилов — Пг., 1919. -112 с.
  151. Л.Э. Общественное движение в 60-х и первой половине 70-х годов/ Л. Э. Шишко. М., 1921. — 320 с.
  152. М. Мятежный род Баллодов/ М. Шнепс // Родник. 1988. -№№ 1−6.
  153. В.И. Проблемы научного издания сочинений Д. И. Писарева: Автореф. дис./В.И. Щербаков. М.:ИМЛИ им. А. М. Горького. — 2000. — 24с.
  154. Е. И. Роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?» в восприятии радикальной молодёжи середины 1860-х гг./ Е. И. Щербакова // Н.
  155. Г. Чернышевский: статьи, исследования и материалы: Сб. науч. трудов. Саратов. — 2002. — вып. 14. — С. 120−128.
  156. Е.И. Политическая полиция и политический терроризм (вторая половина XIX начало XX века)/ Е. И. Щербакова. М.: АИРО-XX, 2001.-532 с.
  157. Н.Я. Герцен против самодержавия/ Н. Я. Эйдельман. — М., 1984.-280 с.
  158. Н.Я. Было — не было. Из легенд прошлого столетия/ Н.Я. Эйдельман// Прометей: историко-биографический альманах. Т. 3 — М., 1967.-С. 146−148.
  159. Е.М. Д.И. Писарев (К 100-летию его рождения)/ Е.М. Ярославский//Вестн. АН Наук СССР. 1940. -№ 11−12. — С. 108−120.2. Иностранная
  160. Billlington J. The Icon and the Axe: An Interpretative history of Russian Culture/ J.Billlington. N.Y., — 1966.
  161. Broido V. Aposites into Terrorists: Women and the Revolutionary Movement in the Russia of Alexander II/ V. Broido. N.Y., 1977.
  162. Confino M. On Intellectuals and Intellectual Tradition in XVIII-XIX Century/M. Confino//Daedalus. Vol. 101. — 1972.-№ 2. — P. 128−129.
  163. Emmons T. The Russian landed Centry and politics/ T. Emmons // The Russian Review. Vol. 3. — 1974. -№ 3. — P. 269−270.
  164. Gleason A. Young Russia: The Genesis of Russian Radicalism in the 1860's / A. Gleason. -N.Y., 1980.
  165. Harcave S. Russia: A History/ S. Harcave. N.Y., 1956.
  166. Heier E. Tolstoy and Nihilism/ E. Heier// Canadian Slavic Papers. -Vol.11.-1969.-№ 4.
  167. Kaufmann M. Nihilism in Russia/ M. Kaufmann // The Contemporary review. 1880.-12.-910−918.
  168. Canlif-Owen F. The Russian Nihilism // The Nineteen century. — Vol 7. — 1880.
  169. Pomper Ph. The Russian Revolutionary Intelligentsia/ Ph. Pomper. -N.Y., 1970.
  170. Riasanovsky N.A. History of Russia/ N.A. Riasanovsky. N.Y., 1977.
  171. Slonim M. The Epic of Russian Literature/ M. Slonim. Oxford, 1950.
Заполнить форму текущей работой