Внешняя структура номеров
В «Еже» наоборот структура номеров была достаточно жесткой в течение всего 1928 года, несмотря на многообразие рубрик. Существовали некие тематические пласты, однако они определяли не набор произведений и рубрик, а порядок их расположения: чаще всего они печатались рядом. Уже в первых номерах был заложен тот принцип, по которому распределяется материал во всех последующих. Первым печатается… Читать ещё >
Внешняя структура номеров (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Рассмотрим, какова структура номеров журнала «Ёж» за 1928 год. Первый номер вышел в январе, затем «Ёж» издавался каждый месяц. Структура номера практически не менялась в течение 1928 года и во многом была типичной для детского журнала. В большинстве периодических изданий присутствуют отделы, похожие на выбранные редакцией «Ежа», а также существует деление на рубрики, так или иначе соотносимые с рубриками «Ежа» в первый год издания.
Так, ещё в 1850 году А. О. Ишимова делит печатаемый в «Лучах» материал по отделам: «Словесность» (рассказы, стихи, повести), «Наука» (краткие сведения из некоторых разделов науки), «Новые книги» (рецензии на литературные произведения), «Смесь» (короткие статьи и рассказы на разные темы, например, о путешествиях), «Объяснение узоров» (схемы для вышивания и шитья) Лучи: Журнал для девиц. СПб.: В тип. штаба отдельн. корпуса внутр. стражи, 1850 -1860. Ежемес. Похожие разделы мы находим в «Еже» за 1928 год: каждый номер также открывается художественными произведениями в прозаической или поэтической формах, присутствует научно-публицистический отдел, печатаются небольшие статьи и очерки на всевозможные темы, рецензии на книги, даются инструкции, как самому сделать тот или иной предмет.
Кроме того, «Ёж» формально близок дореволюционному журналу «Галчонок» Галченок. СПб: Изд-во С. Г. Корнфельд, 1911 — 1913., в котором присутствует ряд постоянных рубрик: «Обо всем», «Оптические обманы», «Газета галчонка». Все они помещаются в конец номера, после литературно — художественной части. В рубрике «Обо всем» печатаются статьи, близкие по своей тематике к статьям М. Ильина в «Еже», «Оптические обманы» соотносятся с рубрикой «Зоркий глаз», а постоянная рубрика «Карта с приключениями» развивает идею печатать в детском журнале новости, в том числе и о политических событиях всего мира, воплощенную в «Газете галчонка».
Таким образом, мы видим, что способы деления материала в «Еже» не является новаторскими, так как большинство отделов и рубрик аналогичны тем, которые печатаются в других детских журналах, как до революции 1917 года, так и после неё. В этом смысле «Ёж» наследует прочно устоявшиеся традиции организации детского журнала. Тем не менее, «Ёж» развивает эту традицию, расширяя систему рубрик и подстраивая её под новые жизненные реалии своего времени.
Такой способ подачи материала, несмотря на традиционность отделов и разделов, требует особого внимания. Как отмечалось во введении, именно в то время, по мнению формалистов, для читателя было особенно важным, как смонтирован журнал. За счёт того, что в «Еже» нет чёткого деления по отделам, структура становится более гибкой. В большей степени это заметно в номерах 1928 года.
Однако если сравнить номера «Ёжа» с номерами журнала «Пионер» за 1928 год, становится очевидным разный подход к тематической организации материала. Отметим также существенное различие в тематике этих журналов, которое восходит к оппозиции детских периодических изданий Москвы и Ленинграда, заданной «Красными зорями» Л. Кормчего и «Северным сиянием» М. Горького. Именно в 1928 году виден абсолютно разный подход журналов к отбору и способам подачи агитационного материала и текстов политического характера. Однако для настоящей работы больший интерес представляют методы тематического построения журналов.
Номера «Пионера» нередко строятся по тематическому принципу. Журнал имеет достаточно большой набор постоянных рубрик, который позволяет осветить ту или иную тему с абсолютно разных сторон. Несмотря на то, что преобладают номера, посвященные какому-либо политическому событию, в некоторых освещаются и другие темы. Например, в третьем номере за 1928 год все литературные произведения (за исключением тех, которые печатаются по частям в разных номерах), а также все постоянные рубрики журнала посвящены теме физики. Так, в номере печатается очерк В. Черевкова «Исаак Ньютон» Черевков В. Исаак Ньютон // Пионер. М.: Правда, 1928. № 3. С. 12., который по структуре идентичен очерку того же автора «Как маленький Аль стал Эдиссоном» Черевков В. Как маленький Аль стал Эдиссоном // Ёж. Л: Госиздат, 1928. № 4. С. 3., опубликованном в «Еже» в том же году. В обоих произведениях рассказывается о детстве известных учёных, как они приучили себя к постоянному труду. Затем в «Пионере» печатается очерк А. Яковлева «Как я стал конструктором» Яковлев А. Как я стал конструктором // Пионер. М.: Правда, 1928. № 3. С. 24. на ту же тему, а также очерк С. Федосеева «Будущие Эдисоны» Федосеев С. Будущие Эдисоны // Пионер. М.: Правда, 1928. № 3. С. 27. и драматическое произведение П. В. Албычева «Электро-пьеса» Албычев П. В. Электро-пьеса // Пионер. М.: Правда, 1928. № 3. С. 32., которое сопровождается рисунками физических приборов. Интересно, что в «Пионере» доминантной теме номера посвящаются и постоянные рубрики: в «Дневнике звена «Красный пионер» «даётся инструкция, как самому сделать термос, электрический звонок и будильник Дневник звена «Красный пионер» // Пионер. М.: Правда, 1928. № 3. С. 37., а в разделе «Весёлый вечер» печатаются правила выполнения физических опытов Весёлый вечер // Пионер. М.: Правда, 1928. № 3. С. 39. Этот пример показывает, как одна тема может распространяться по всему номеру, охватывать разные жанры, а также разные формы подачи материала.
В «Еже» за 1928 год такая тематическая организация номеров не встречается. Если какая-то тема и является доминантной, она не распространяется на все тексты. Например, упоминаемый очерк Черевкова помещается в номер, основной темой которого является Международная детская неделя. Кроме того, структура «Пионера» достаточно подвижна, постоянные рубрики могут печататься не в каждом номере, часто их отбор обусловлен основной темой. Также нет определенной закономерности в том, чем открываются и закрываются номера.
В «Еже» наоборот структура номеров была достаточно жесткой в течение всего 1928 года, несмотря на многообразие рубрик. Существовали некие тематические пласты, однако они определяли не набор произведений и рубрик, а порядок их расположения: чаще всего они печатались рядом. Уже в первых номерах был заложен тот принцип, по которому распределяется материал во всех последующих. Первым печатается прозаическое произведение (исключение составляет четвертый номер, который открывается «Майской песенкой» В. Маяковского Маяковский В. Майская песенка // Ёж. Л: Госиздат, 1928. № 4. С. 2.). Затем — ряд прозаических и стихотворных текстов разной тематики, дополняемых рисунками и литографиями. Далее, как правило, печатались документальные рубрики (например, «Наш сбор», «Карта с приключениями»). После них — научно-художественные очерки. В конце номера помещались загадки, фокусы, короткие стихи, инструкции, как сделать тот или иной предмет, рисунки. Завершались первые девять номеров рубриками «Читал ли ты книжку?» и «Ёж-почтальон». Естественно, что происходили сдвиги и изменения, однако в рамках первого года издания журнала они практически не осознаются читателем.
Тем не менее, уже в 1929 году структура «Ежа» претерпевает сильные изменения. Исчезает большинство постоянных рубрик, порядок подачи материала перестаёт быть аналогичным из номера в номер. Художественные тексты по-прежнему стремятся к началу номера, однако и это правило зачастую нарушается. Появляется принципиально новый способ организации материла. О нём пойдёт речь в следующей главе.