Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Региональные средства массовой информации как ресурс политических коммуникаций: на примере средств массовой информации Башкортостана

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

За исследуемый период региональные власти были поставлены перед необходимостью осуществить крутой поворот от установки «берите суверенитета, сколько сможете» к «укреплению вертикали власти». Если первая установка фактически привела к формированию 89 политических режимов, по числу субъектов Российской Федерации, то вторая потребовала унификации режимов и возврата существенной части полномочий… Читать ещё >

Содержание

  • Глава.
  • Политические коммуникации: структурно-функциональный анализ
    • 1. 1. Массовая политическая коммуникация: истоки, понятие и 11 функции
    • 1. 2. Особенности функционирования массовой политической 51 коммуникации в условиях общественной трансформации
  • Глава.
  • Средства массовой информации разного типа в структуре массовой политической коммуникации
    • 2. 1. Система общероссийских СМИ в постсоветский период
    • 2. 2. Модели региональных СМИ
    • 2. 3. Основные факторы формирования системы средств массовой 94 информации Башкортостана
    • 2. 4. Типологическая структура СМИ Республики Башкортостан
  • Глава.
  • Системные характеристики массовой политической коммуникации Башкортостана
    • 3. 1. Взаимодействие власти и СМИ в контексте государственной информационной политики
    • 3. 2. Контролируемая МПК: анализ деятельности республиканских 113 средств массовой информации
      • 3. 2. 1. Информационное противоборство
      • 3. 2. 2. Использование скрытых манипулятивных технологий
      • 3. 2. 3. Проблемный диалог

Региональные средства массовой информации как ресурс политических коммуникаций: на примере средств массовой информации Башкортостана (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Отношения власти и общества в процессе социально-политических реформ становятся важнейшим фактором развития страны. Их оптимальное взаимодействие в публичной сфере обеспечивается системой политической коммуникации, действующей на разных уровнях общения: межличностном, групповом, массовом. Ведущая роль принадлежит массовой политической коммуникации, основным ресурсом и каналом которой являются средства массовой информации.

Характер развития и функционирования массовой политической коммуникации (МПК), следовательно, и СМИ, определяется типом политической системы. Тоталитарный и авторитарный политические режимы, устанавливающие монополию государства в информационном пространстве, превращают массовую политическую коммуникацию в инструмент контроля власти над обществом. А в условиях демократического общества она активно способствует формированию партнерских отношений между властью и гражданами, участию социальных, культурных групп, разных политических сил в общественном диалоге, направленном на согласование интересов и взаимопонимание.

В постсоветский период развитие массовой политической коммуникации сопровождается острой политической и идеологической борьбой, в которой СМИ выступают в различных ролях: оппозиции правительству, его агента, проводника интересов олигархических кланов или их оппонента. Функционирование массовой политической коммуникации, отвечающей задачам консолидации общества, осложняется особенностями постсоветской политической системы, влияющими на состояние системы средств массовой информации. Так, общенациональные телеканалы, самый значимый ресурс МПК, фактически принадлежат государству. В регионах большинство телеканалов контролируется местными властями. Проводить независимую информационную политику и осуществлять диалоговый обмен оказалось затруднительным для большинства электронных СМИ. Однако в секторе газетно-журнальной периодики есть издания, прежде всего общероссийские общественно-политические газеты и информационно-аналитические журналы, решающие задачи, связанные с организацией открытого обсуждения внутренней и внешней политики. Но тиражи таких газет и журналов чаще всего невелики. Малотиражность СМИ, реализующих функцию диалогических обменов, ограничивает их потенциал эффективно действующего канала массовой политической коммуникации.

Как известно, на протяжении всего постсоветского периода читающая периодику публика чаще ориентирована на региональную прессу. Общеизвестно и то, что политическое пространство в каждом регионе имеет свою специфику. Анализ массовой политической коммуникации в Башкортостане, одном из самых крупных административно-территориальных образований РФ, позволяет выявить внутреннюю логику развития региональной системы МГПС, а также наиболее эффективнее формы взаимодополняемости местной и общенациональной прессы. Опыт исследования актуален и с точки зрения определения общих тенденций в отношениях региональных властей и средств массовой информации.

Степень разработанности темы. Исследование массовой политической коммуникации начинается в 20-е годы XX в. в рамках изучения политической пропаганды. Массовая коммуникация понималась как универсальный процесс преобразования информации, поступающей с выходов одной системы во входные каналы другой. Объяснительные модели коммуникативных взаимодействий базировались на кибернетическом подходе, теоретических положениях Н. Винера о всеобщих механизмах и условиях протекания информационных обменов.

В последующие десятилетия формируется новое самостоятельное научное направление — коммуникативистика. У истоков коммуникативистики стоят К. Шэннон1, П. Лазарсфельд, Б. Берельсон2, Э. Роджерс3, Г. Лассуэлл4, М.

5 6 1.

Дефлер, У. Шрамм и Дж. и М. Райли. Сфера массовых коммуникаций в политике вновь стала отдельным объектом исследования во второй половине XX века. Политические коммуникации выделились в отдельный вид массовой коммуникации. У истоков политической коммуникативистики стоят Г. о.

Лассуэлл, У. Липпман, П. Лазарсфельд, Г. Маклюэн.

Политическая коммуникация понимается как «процесс передачи политической информации, посредством которого информация циркулирует между различными элементами политической системы, а также между политической и социальными системами. Этот непрерывный процесс обмена информацией осуществляется как между индивидами, так и между управляющими и управляемыми с целью достижения согласия"9. В российской науке проблематика массовых политических коммуникаций разрабатывалась в работах А. Соловьева10, Л. Земляновой11, В. Конецкой12, Г. Почепцова.13.

Поскольку массовые политические коммуникации осуществляются через контакты между социально-политическими институтами современного общества, их изучение требует комплексного подхода, включающего политологические, культурологические, социологические исследования. Как концепты, определяющие логику взаимосвязи общества, власти и политических коммуникаций, важны работы Г. Алмонда и А. Вербы14 (в аспекте.

1 Шеннон К. Работы по теории информации и кибернетике. — М., 1963. С. 5.

2 Лазарсфельд П. Выбор народа, 1944.

3 Почепцов Г. Г. Информационные войны. М.: Рефл-бук, К.: Ваклер, 2000, с. 249.

4 Lasswell Н. The structure and Function of Communication in Society//The Communication of Ideas N.Y., 1948. P. 36.

5 De Fleur M. Theories of Mass Communication. NY, 1966.

6 Schoramm W. Man, Messages and Media. A Look at Human Communication. NY, 1973.

7 Райли Дж-мл., Райли M. Массовая коммуникация и социальная система//Социология сегодня. Проблемы и перспективы. M., 1965.

8 Липпман У. Общественное мнение. 1922.

9 Р.-Ж. Шварценберг. Политическая социология в 3-х частях./ пер. с фр. — M., 1992, ч.1, с. 174.

10 Соловьев А. И. Политические коммуникации. — M., 2004.

11 Землянова Л.M. Современная американская коммуникативистика. — М., 1995.

12 Конецкая В. П. Социология коммуникации. — М., 1997.

13 Почепцов Г. Г. Информационные войны. — М., 2000.

14 Алмонд Г. Гражданская культура. Политические установки и демократии пяти наций//в кн.: Политология: хрестоматия//Сост. Проф. Василик.-М., 1999 политической культуры общества), П. Бурдье15 (взаимодействие различных полей в обществе и габитуса), С. Кирдиной16 (через институциональные матрицы). В изучении политических коммуникаций значительная роль принадлежит исследованиям демократии и демократического режима. Изучение массовых политических коммуникаций России предполагает исследование новейшей истории российских СМИ и коммуникативной.

17 политики российских властей, представленное в работах Е. Вартановой, М. Шкондина18, И. Засурского19, Я. Засурского20, JI. Реснянской21, В. Березина22, Е. л 2 л J л/.

Прохорова, 3. Тимербулатова, Ф. Кузбекова, В. Савичева .

Научная новизна диссертации. В данной диссертации впервые исследованы процессы становления и развития массовой политической коммуникации в регионе с национальной спецификой на примере Республики Башкортостан. Охарактеризованы ролевые статусы субъектов региональной массовой политической коммуникации. В предпринятом исследовании установлены и ранжированы факторы влияния на реализацию функций МПК как позитивного, так и негативного характера. Вскрыты причины, затрудняющие организацию общественного диалога и формирование политической культуры участия. Проанализированы методы замещения диалога парадиалогом. Рассмотрен механизм конструирования системы массовой политической коммуникации в национальной республике с ярко выраженным традиционным типом политической культуры. Выделена и.

15 Бурдье П. Практический смысл. — М., 2001.

16 Кирдина С. Институциональная структура современной России: эволюционная модернизация//Вопросы экономики, 10/2004.

17 Вартанова Е. Медиа в постсоветской России: их структура и влияние. — М., 2004.

18 Шкондин М. Система средств массовой информации (основы организации и характер структурной трансформации в условиях трансформирования общества. — М., 1999.

1 Засурский И. Реконструкция России. Масс-медиа и политика в 90-е годы. — М., 2001.

20 Засурский Я. Н. Информационное общество в России: парадоксы элитарного интернетаУ/Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 10. Журналистика. 6/2001.

21 Реснянская Л. Общественный диалог и политическая культура общества. — М., 2003; Реснянская Л., Фомичева И. Газета для всей России. — М., 1999.

22 Березин В. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действие. — М., 2003.

23 Прохоров Е. Журналистика и демократия. Изд. З-е. М., Аспект-пресс, 2004.

24 Тимербулатов 3. Информационное пространство и социализация личности//Ватандаш, 7/2005.

25 Кузбеков Ф. Башкирская журналистика: история и современность. — Уфа, 1998.

26 Савичев В. Электоральное поле в Республике Башкортостан: состояние, динамика, основные тенденции. Авт. диссертации на соиск. уч. ст. к.п.н. — Уфа, 1998 охарактеризована модель «управляемой массовой политической коммуникации».

Объект исследования — массовая политическая коммуникация и СМИ. Предмет исследования — структурно-функциональные особенности региональной массовой политической коммуникации на примере Республики Башкортостан.

Цель исследования — выявление закономерностей функционирования и развития системы региональной массовой политической коммуникации на примере Республики Башкортостан и механизмов реализации этих закономерностей.

Задачи исследования.

— проанализировать системные свойства массовой политической коммуникации;

— выявить социально-политические факторы влияния на формирование модели массовой политической коммуникации;

— охарактеризовать средства массовой информации как основной ресурс и канал массовой политической коммуникации;

— изучить особенности региональной массовой политической коммуникации в информационно-политическом пространстве Башкортостана;

— выделить основные формы и методы информационной политики власти в Республике Башкортостан;

— дать прогноз развития региональных массовых политических коммуникаций.

Теоретико-методологические основы исследования.

Диссертационная работа носит междисциплинарный характер, имеющий политологические, культурологические, социологические аспекты. В основу методологии положены принципы историзма, системности и комплексности. Работа базируется на теоретико-методологическом анализе коммуникативных процессов, протекающих в обществе. Использовался также метод типологического анализа с целью определения структуры СМИ Башкортостана, являющихся основными каналами массовой политической коммуникации в республике.

Для выявления факторов, детерминирующих целевые задачи МПК в Башкортостане, применялся метод критического реализма. Этот метод философского исследования действительности позволяет создать наиболее полную картину функционирования МПК в условиях сложившегося политического режима, культурно-политической традиции, развивающейся экономики и этно-социальных проблем.

Метод вторичного анализа применялся при изучении результатов исследований ученых Академии управления при Президенте РБ электорального поля Республики Башкортостан и политической культуры граждан, а также исследования Юридического института РБ электоральных предпочтений и политической культуры населения Республики Башкортостан. В данных исследованиях представлен обширный статистический материал, характеризующий динамику политических предпочтений жителей республики.

С целью выявления влияния журналистов и правительственных чиновников в ранге министров, заместителей министров, работников информационно-аналитических отделов на состояние массовой политической коммуникации использовался метод включенного наблюдения, ставший возможным благодаря работе автора диссертации в региональных информационных структурах. Метод социологических интервью применялся в ходе бесед с представителями власти разного уровня на условиях полной конфиденциальности.

Эмпирическая база исследования.

Для исследования моделей региональных средств массовой информации как структурного компонента МПК проанализированы результаты проекта «Общественная экспертиза. Анатомия свободы слова», осуществленного в 1999.

— 2000 гг. Проведен сравнительный анализ законодательных актов Российской Федерации и Республики Башкортостан, регулирующих деятельность средств массовой информации.

Официальная позиция отношения власти к средствам массовой информации анализировалась методом контент-анализа текстов интервью с министром печати 3. Тимербулатовым и его авторских материалов, опубликованных в местной прессе в период с 2000 по 2006 г. Методом контент-анализа анализировались и публикации в основных печатных средствах массовой политической коммуникации республики — в газетах «Республика Башкортостан» и «Вечерняя Уфа» в течение того же временного отрезка.

Анализ деятельности СМИ как ресурса массовой политической коммуникации осуществлялся на материалах избирательной кампании президента РБ 2003 г. (передачи Башкирского спутникового телевидения и региональной редакции РТР, газеты «Республика Башкортостан», «Вечерняя Уфа», «Молодежная газета», «АиФ-Башкортостан», «Отечество», «Выбор народа», «Башкортостан. Время свободы», «Русский обозреватель», «Регион 02 rus») — избирательной кампании президента России-2004 (газеты «Республика Башкортостан» и «Вечерняя Уфа») — муниципальных выборов 2005 г. (газеты «Республика Башкортостан» и «Вечерняя Уфа»),.

Таким образом, научная достоверность диссертации обеспечивается:

— репрезентативным эмпирическим материалом;

— применением научной методологии;

— использованием разных информационных источников.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Региональные СМИ являются основным ресурсом массовой политической коммуникации в российских регионах. Существует несколько моделей МПК: (калмыцко-адыгейская, белгородско-башкортостанская, кубанско-татарстан-ская, переходная к рыночной медийная модель (Новгород, Мурманск), свердловская медийная модель (рыночная), приморско-тульская (конфронтационная) и депрессивная медийная модели, сложившихся под влиянием политического режима, политической культуры, состояния и особенностей региональной экономики.

2. В Республике Башкортостан реализуется патерналистская модель развития МПК, которая характеризуется высоким уровнем государственной поддержки широкого круга СМИ и доступа к таким изданиям населения. Информационная политика власти проводится с использованием административных и экономических методов.

3. В Республике Башкортостан наблюдается смещение информационно-издательской активности в сферу развлекательных, познавательных и специализированных журналов. Политическая проблематика стала монополией нескольких государственных изданийнегосударственные издания были вынуждены уйти из сектора общественно-политических СМИ.

4. В условиях экономического роста и устойчивости существующего режима между обществом и властью сформировался новый «общественный договор», в рамках которого власть обеспечивает экономическую стабильность широким слоям населения, а общество занимает лояльную относительно власти позицию. Массовые политические коммуникации направлены на поддержание существующего порядка.

Теоретическая и практическая значимость диссертационной работы заключается в том, что собранная, систематизированная и обобщенная информация позволяет расширить научные представления о разных моделях массовой политической коммуникации, формирующихся в ходе сложного процесса общественно-политической трансформации. Осмысление функций и задач средств массовой информации как основного ресурса массовой политической коммуникации вносит определенный вклад в изучение региональных систем СМИ. Материалы и выводы диссертационного исследования могут быть использованы на факультетах журналистики при чтении лекционных курсов по теории массовых коммуникаций, типологии СМИ, проблематике периодических изданий. Предложенные подходы к анализу функционирования МПК могут быть полезными при разработке учебных курсов, лекций и спецсеминаров, связанных с участием СМИ в политическом процессе.

Выявленные диссертантом дисфункциональные эффекты деятельности СМИ как основного компонента массовой политической коммуникации представляют интерес и для журналистов-практиков, и для тех структур власти, которые принимают активное участие в разработке информационной политики.

Апробация исследования. Материалы диссертации излагались автором и обсуждались на ежегодных всероссийских научных конференциях, проходивших на факультете журналистики МКУ в 2005 — 2007 гг.

Структура и объем диссертации

Диссертация объемом 176 стр. состоит из введения, трех глав основного текста и выводов.

Список литературы

содержит 108 источников, в том числе 24 на иностранных языках.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В регионах созданы и существуют разные политические режимы и модели МПК. Значимым ресурсом массовой политической коммуникации в регионах, независимо от режимов и моделей, являются региональные газеты. Большинство СМИ Республики Башкортостан на протяжении всего периода после перестройки оставались государственными, получая бюджетное финансирование. В Башкортостане действует управляемая массовая политическая коммуникация.

Информационная политика республиканской власти направлена на закрепление политического курса. В области политики и большой экономики СМИ выполняют инструментальную роль. Обеспечение контроля над СМИ и проведения достигается административными и экономическими методами.

СМИ, избравшие путь оппозиции, были подвергнуты экономическим и внеэкономическим репрессиям и в результате либо закрыты, либо вытеснены с территории РБ.

Существующие СМИ осуществляют континуитивную, интеграционную, мобилизационную и образовательную функции МПК. Другие функции, характерные для массовой политической коммуникации, циркулирующей в обществе демократического типа (артикуляции общественных интересов, контрольная, критики) не востребованы. Использование маркетинговых форм коммуникации (публикация соцопросов, мнений экспертов, представителей бизнеса, интеллигенции и простых граждан) только камуфлируют пропагандистские методы.

Журналистское сообщество подчиняется нормам управляемой массовой политической коммуникации: добровольно введена самоцензура. Соглашение «бюджетные деньги в обмен на лояльность» основными «общественно-политическими изданиями» соблюдается неукоснительно.

Устоявшаяся «патерналистская модель» соответствует доминирующему типу политической культуры общества, социальным, национальным и религиозным традициям.

За исследуемый период региональные власти были поставлены перед необходимостью осуществить крутой поворот от установки «берите суверенитета, сколько сможете» к «укреплению вертикали власти». Если первая установка фактически привела к формированию 89 политических режимов, по числу субъектов Российской Федерации, то вторая потребовала унификации режимов и возврата существенной части полномочий и еще более существенной доли налогов федеральному центру. Не все региональные элиты смогли сохраниться во время смены курса. Власти Республики Башкортостан прошли этот путь практически без потерь, получив в обмен на снятие протекционных барьеров с местных рынков поддержку центра и политическую стабильность.

СМИ выступают в качестве системы информационного обеспечения руководства Республики Башкортостан. Невыполнение ряда функций, свойственных массовой политической коммуникации в демократическом режиме (в первую очередь контрольной, критики, артикуляции общественных интересов) приводит к отсутствию общественного диалога и односторонней направленности информационного потока. Эта направленность «сверху вниз», от власти к читателям, и невнимание к потребностям читателей делает СМИ неинтересными для населения республики. В результате созданная местной властью информационная система, направленная на интеграцию общества и создание позитивного информационного поля, не «работает» из-за отсутствия аудитории. Таким образом, созданная модель управляемой массовой политической коммуникации оказалась нежизнеспособной.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. Гражданская культура. Политические установки и демократии пятинаций//Политология: хрестоматия. М.: Гардарики, 1999.
  2. АртемоваТ.В. СМИ и власть. Автореф. канд. дисс. к. п. н. Саратов, 1999.
  3. Р. Мифологии. М., 1996.
  4. Вартанова E. JL Коммуникационная политика России: нужен решительный шаг//Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2001 № 1.
  5. Е. Медиа в постсоветской России: их структура и влияние. М., 2004. Голубкова Е. Н. Маркетинговые коммуникации. М., 2000.
  6. М.К., Петухов В. В. Перспективы демократии в России: угрозы реальные и мнимые//Полис. 2004. № 4
  7. JI. Прошла ли «третья волна» демократизации//Полис. 1999. № 3.
  8. Ги. Общество спектакля. М., 2000.
  9. А.И. Ценностное изменение власти//Полис. 1996. № 3.
  10. Е. Массовая политическая коммуникация в теории установления повестки дня: от эффекта к процессу//Полис. 2004. № 3.
  11. К. Когнитивные основания политической культуры: опыт методологической рефлексии//Полис. 2002. № 3.
  12. И.И. Реконструкция России. Масс-медиа и политика в 90-е годы. М. 2001.
  13. Я.Н. Информационное общество в России: парадоксы элитарногоинтернета//Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2001. № 6
  14. JI.M. Современная американская коммуникативистика. М., 1995.
  15. Т.Л., Шмиттер Ф. Демократизация: концепты, постулаты, гипотезы//Полис. 2004. № 2
  16. С. Институциональная структура современной России: эволюционнаямодернизация//Вопросы экономики. 2004. № 10
  17. В.П. Социология коммуникации. М., 1997.
  18. .Р., Розеиберг Г. С. Экология «в законе». Тольятти: Изд. Самарского научного центра РАН. 2002.
  19. П. Выбор народа, 1944.
  20. Т.П. Либеральная демократия как ориентир для посттоталитарныхпреобразований//Полис. 2004. № 2.
  21. Лебон Гюстав. Психология народов и масс. М., 1997.
  22. У. Общественное мнение. 1922.
  23. А.Ю. О траекториях посткоммунистических трансформаций//Полис. 2004. № 4.
  24. Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания. М., 1996.
  25. Общественная экспертиза. Анатомия свободы слова. М., 2000.
  26. Р.П. История новейшей отечественной журналистики. М., 1996.
  27. Политическое консультирование. М.: Центр Политического консультирования «Никколо М», 1999.
  28. Поппер Карл. Открытое общество и его враги. М., 1999.
  29. JI.JI. Двусторонняя коммуникация: методика организации общественного диалога. М.: Пульс, 2000.
  30. JT.JT. Общественный диалог и политическая культура общества. М., 2003. Реснянская JI. JL, Фомичева И. Д. Газета для всей России. М., 1999.
  31. В., Халман Л., Эстер П. Политические культуры и социальные изменения. Международные сравнения. М., 2000.
  32. А.И. Политическая коммуникация: к проблеме теоретической идентификации//Полис. 2002. № 3.
  33. А.И. Политический дискурс медиакратий: проблемы информационной эпохи//Полис. 2002. № 3.
  34. А.И. Политические коммуникации: Уч. пособ. для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2004.
  35. Социоанализ Пьера Бурдье. М.: Институт экспериментальной социологии, 2001. Сэмюэл Ф. Хантингтон. Двадцать лет спустя: будущее третьей волны. М., 2002. Токвиль де, Алексис. Демократия в Америке. М., 1999.
  36. Треверс-Хили Т. Паблик рилейшпз и пропаганда сравнение ценностей//Р11 сегодня: новые подходы, исследования, практика. М., 2002.
  37. И.Д. СМИ как партиципарные коммуникации. Автореф. докт. дисс. М., 2002. Шампань П. Делать мнение: новая политическая игра. М., 1997.
  38. И. Переосмысливая теорию демократии в свете современной политики// Полис. 2001. № 2.
  39. Шварцепберг Р.-Ж. Политическая социология/В 3-х частях. М., 1992. Шеннон К. Работы по теории информации и кибернетике. М., 1963.
  40. .
Заполнить форму текущей работой