Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие рынка сотовой связи в экономике России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Предложены институциональные меры по развитию рынка сотовой связи: создание государством условий, позволяющих операторам сотовой связи свободно конкурировать друг с другом на равноправной основесовершенствование нормативно-правовой базы лицензирования и сертификациигармонизация российского законодательства в области использования частотного спектра с общеевропейскимрешение проблем выделения… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Экономические характеристики рынка сотовой связи
    • 1. 1. Экономическая сущность и структура рынка сотовой связи
    • 1. 2. Особенности российского рынка сотовой связи
  • Глава II. Методологические подходы к развитию рынка сотовой связи
    • 2. 1. Мониторинг устойчивости субъектов локальных рынков сотовой связи
    • 2. 2. Инструменты развития рынка сотовой связи
  • Глава III. Направления повышения конкурентоспособности субъектов рынка сотовой связи
    • 3. 1. Совершенствование стратегии развития предприятий сотовой связи в условиях конкурентной рыночной среды
    • 3. 2. Модель развития рынка сотовой связи в конкурентной среде
    • 3. 3. Перспективы развития рынка сотовой связи в экономике
  • России

Развитие рынка сотовой связи в экономике России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В экономике России, средства сотовой связи, позволяющие обеспечить постоянную, быструю и надежную связь между абонентами любых населенных пунктов столь обширной территории, играют исключительно важную роль. Наибольшее значение эта роль приобретает в условиях современной экономики первой четверти XXI века, когда от скорости и качества передачи информации зачастую зависит правильность принятия генеральных управленческих решений.

Процессы глобализации экономических отношений, рост числа политических, культурных, деловых и иных связей в национальном и международном масштабах, необходимость обеспечения доступа к достижениям мировой цивилизации, а также вызванный вышеперечисленными факторами бурный рост информационных потоков требуют ускоренного развития рынка сотовой связи и непрерывного совершенствования методологии, экономической теории и методов управления в данной сфере.

Именно поэтому наблюдается постоянный и устойчивый рост мобильных средств связи. Внедрение сотовых систем связи во многие отрасли народного хозяйства позволяет существенно повысить производительность труда на подвижных объектах, добиться экономии материально-трудовых ресурсов, обеспечить автоматизированный контроль технологических процессов, создать надежную систему управления транспортными средствами, распределенными на большой территории.

Вышеперечисленное приводит к возникновению задач, связанных с необходимостью разработки теоретико-методологических и организационно-практических подходов к развитию рынка сотовой связи в современной экономике России.

Степень разработанности проблемы. Общим проблемам теории и практики формирования и развития рыночных отношений посвящены труды 3 зарубежных и отечественных авторов: Долана Э.Дж., Линдсея Д., Ламбена Ж. Ж., Ланкара Р., Л. И. Абалкина, В. И. Видяпина, А. И. Добрынина, Г. П. Журавлевой, A.C. Новоселова, Р. И. Шнипера, В. П. Федько, В. М. Юрьева и др.

Особенности регулирования и стратегии развития рынков связи, тенденции и закономерности экономических отношений на указанном рынке отражены в работах С. Б. Авдашевой, B.C. Анфилатова, В. В. Афанасьева, М. И. Берковича, В. Б. Булгака, Л. Е. Варакина, М. А. Горелик, Е. А. Голубицкой, И. А. Демиденко, Е. В. Деминой, А. Д. Ершова Г. М. Жигульской, Е. К. Иодко, Н. П. Резниковой, О. С. Срапионова, В. Л. Тамбовцева.

Направления совершенствования управленческих отношений и развития рыночной среды сфере продуктов и услуг сотовой связи, рассматриваются в публикациях следующих отечественных ученых и экспертов-практиков: В. А. Бабурин, И. Н. Гаврильчак, В. Р. Иванов, Э. Н. Кроливецкий, Т. А. Кузовкова, В. В. Макаров, Ю. И. Мхитарян, Н. К. Нарозников, М. В. Ратынский Л.Д. Рейман, М. Э. Сейфуллаева, С. С. Стругова, В. В. Суденко, В. Е. Цапелика, К. В. Шундикова, Г. Яновского и других.

При этом остаются недостаточно разработанными и требуют дальнейшего исследования вопросы, связанные с особенностями функционирования и развития рынка сотовой связи в современной экономике России. Кроме того, отечественные производители в новых условиях постоянно сталкиваются с одной из наиболее сложных экономических проблем — конкуренцией. В сложившейся ситуации возрастает актуальность правильного выбора эффективных стратегий конкурентной борьбы, способных повысить сопротивляемость рынка сотовой связи и его субъектов воздействию негативных факторов внутренней и внешней среды которые остаются вне контекста современных экономических исследований, что усиливает необходимость их проведения.

Цель исследования состоит в выявлении специфики российского рынка сотовой связи и формировании на этой основе прогнозов и рекомендаций по его развитию.

Для достижения этой цели были поставлены и решены следующие задачи:

1. Уточнить экономическое содержание и структуру рынка сотовой связи в современной экономике России;

2. Выделить национальную специфику функционирования и регулирования рынка сотовой связи;

3. Провести мониторинг и установить тенденции развития российского рынка сотовой связи;

4. Рассмотреть инструменты регулирования и развития рынка сотовой связи;

5. Сформулировать рекомендации по повышению конкурентоспособности субъектов рынка сотовой связи;

6. Разработать модель развития рынка сотовой связи в конкурентной среде;

7. Предложить прогноз дальнейшего развития российского рынка сотовой связи.

Объектом исследования является рынок сотовой связи в России.

Предметом исследования выступают экономические отношения и процессы, обуславливающие развитие рынка сотовой связи.

Теоретической и методологической и информационной основами исследования послужили фундаментальные положения экономической теории, концепции функционирования и развития рынка, представленные в классических и современных трудах отечественных и зарубежных ученых, монографии, научные статьи в периодических изданиях по исследуемой проблеме, материалы научно-практических и научных конференций.

Работа базируется на таких методах научного познания: абстрактнологический, диалектический, аналитический, экономико-статистический, традиционные методы группировки, сравнения и обобщениясистемный подход к решению слабоструктурированных проблемметоды экономикоматематического моделирования и социально-экономического 5 прогнозирования. В основе методических разработок лежат системный, процессный, функциональный, иерархический, структурно-логический подходы. Применялись методы ранжирования, анкетирования, тестирования.

В целях выявления национальной специфики развития рынка сотовой связи использованы нормативные акты Правительства Российской Федерации, ведомственные нормативные документы, регламентирующие работу предприятий сотовой связи, официальные федеральные й региональные программные документы по развитию рынков связи.

В процессе исследования были так же задействованы данные полученные из открытой отчетности и внутренних источников федеральных компаний сотовой связи и их региональных подразделений: экономическая, финансовая и бухгалтерская отчетность, аналитические справкиофициальные данные Федеральной и региональной служб государственной статистики.

Содержание диссертационного исследования соответствует специальностям 08.00.01 — Экономическая теория (пункт 1.2. Микроэкономическая теория: теория организации рынков) и 08.00.05 -Экономика и управления народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами — связь и информатизация (пункт 15.93. — развитие методологии, экономической теории и методов управления в области связи и информатизации)) Паспорта специальностей ВАК РФ.

Научная новизна исследования заключается в формулировании общеметодологического подхода к развитию экономических отношений на рынке сотовой связи в современной экономике России и определении направлений повышения конкурентоспособности предприятий сотовой связи.

По специальности 08.00.01. — экономическая теория:

1. Уточнена экономическая сущность рынка сотовой связи, который в авторской трактовке представляет собой отношения между экономическими субъектами, предполагающие осуществление как всей 6 совокупности взаимодействий по поводу предоставления и потребления продуктов связи, так и их части, в наибольшей степени регулируемой государством (сотовой связи). Предложена авторская схема регулирования экономических отношений на рынке сотовой связи в России, доказывающая детерминирующий характер государственного воздействия на развитие системы экономических отношений в сфере сотовой связи.

2. Выделены особенности рынка сотовой связи: олгиполистическая структураограниченность природного национального ресурса частотного спектра, вызывающая проблему его распределениявысокий уровень конвергенции между такими сегментами рынка, как телефонная связь и доступ к интернету. При этом установлено, что в России распределение ограниченных ресурсов радиочастот и номерной емкости осуществляется на уровне административных решений, без использования конкурентных механизмов. Таким образом, конкуренция на рынке сотовой связи России характеризуется как имеющая недостаточную степень развития.

3. Установлены тенденции развития рынка связи в экономике России, где наиболее выраженной является высокая динамика, в структуре которой наибольшими темпами роста отличается подотрасль сотовой связи. На базе установленных корреляционной связи коэффициента проникновения сотовых коммуникаций с темпами роста благосостояния и обратно пропорциональной зависимости показателя степени проникновения сотовых коммуникаций и темпов роста числа мобильных абонентов, обоснованы прогнозные выводы о снижении темпов роста рынка сотовой связи, в то время как глобализация экономических отношений, рост числа политических, культурных, деловых и иных связей в национальном и международном масштабах, необходимость обеспечения информационного доступа к достижениям мировой цивилизации будут способствовать сохранению положительной динамики рынка и усилению конкуренции между его крупнейшими субъектами.

4. Предложены институциональные меры по развитию рынка сотовой связи: создание государством условий, позволяющих операторам сотовой связи свободно конкурировать друг с другом на равноправной основесовершенствование нормативно-правовой базы лицензирования и сертификациигармонизация российского законодательства в области использования частотного спектра с общеевропейскимрешение проблем выделения и использования радиочастотного спектра должно быть отнесено к компетенции государственной радиочастотной службы и ее территориальных подразделенийв основе механизма государственного регулирования деятельности операторов связи по оказанию услуг присоединения, применительно к рынку, должны лежать принципы обязательности подключения сетей и отсутствия дискриминации.

По специальности 08.00.05 — экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами — связь и информатизация:

5. Обосновано, что основными направлениями совершенствования стратегии развития предприятий сотовой связи должны стать структурные преобразования на основе предложенного алгоритма регулятивного принятия управленческих решений, включающего основные этапы: анализ изменений рыночной конъюнктурывыявление «слабых мест» существующей организационной структурыразработка управленческих решений и комплекса мер по их реализации для внесения изменений в организационную структурувнедрение комплекса мер и контроль за их реализацией.

6. С целью повышения конкурентоспособности предприятий рынка сотовой связи предложена методика формирования рыночной стратегии на основе оптимизации модели гармоничного рынка, направленной на минимизацию затрат по обеспечению устойчивости (конкурентного равновесия) и разработана модель расчета перспективного количества абонентов предприятия сотовой связи, в основу которой положены использование детерминированных показателей за прошедшие периоды и 8 гипотезы на будущее. Применение указанных моделей дает возможность оценить темпы роста абонентской базы для совершенствования инфраструктуры сети, уточнять прогноз и стратегию развития рынка, минимизировать издержки на обеспечение устойчивости предприятий сотовой связи.

Теоретическая значимость исследования заключается в разработке теоретических положений и методического инструментария, способствующих более глубокому научному пониманию особенностей, тенденций и закономерностей развития рынка сотовой связи в российских условияха так же во вкладе автора в развитие теоретических основ анализа конкурентной среды, формирующей специфику национальных рыночных отношений в сфере сотовой связи.

Практическая значимость исследования определяется направленностью диссертационного исследования на системное решение проблем развития рынка сотовой связи:

— в деятельности государственных структур сертификации, лицензирования и контроля, а так же Федеральной антимонопольной службы и ее региональных подразделений с целью развития конкурентных отношений на рынке сотовой связи;

— в деятельности предприятий сотовой связи, с целью совершенствования стратегии их развития и повышения конкурентоспособности.

Апробация и реализация результатов исследования. Основные положения диссертации докладывались и обсуждались на научных семинарах кафедры менеджмента и экономики отраслевых производств Воронежского Государственного технического университета, ежегодных университетских научных конференциях, а также на межрегиональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы информационного обеспечения регионального экономического развития».

Воронеж, 2005), XIX Международной научной конференции 9.

Математические методы в технике и технологиях" (Воронеж, 2006), 6-й Международной научно-практической конференции «Формирование профессиональной культуры специалистов XXI века в техническом университете» (Санкт-Петербург, 2006), конференции Ассоциации молодых ученых Международной академии науки и практики организации производства «Проблемы организации и управления производством «промышленных предприятий в современных условиях» (Воронеж, 2006), 7-й Международной научно-практической конференции «Формирование профессиональной культуры специалистов XXI века в техническом университете» (Санкт-Петербург, 2007).

Материалы диссертации использованы при разработке учебных курсов «Экономическая теория», «Организация производства и менеджмент», и внедрены в учебный процесс инженерно — экономического факультета ВГТУ.

Разработанные автором методика формирования рыночной стратегии и модель расчета количества абонентов предприятия сотовой связи были использованы в деятельности компанией сотовой связи «Вымпелком», что подтверждено справками о внедрении.

Публикации результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования отражены в 14 научных работах, общим объемом 4 п.л. (авт.- 3,8 п.л.) в том числе 2 — в изданиях, рекомендованных ВАК РФ, общим объемом 0,7 п.л. (авт.- 0,6 п.л.).

Структура и объем диссертации

Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, объединяющих семь параграфов, заключения, библиографического списка и приложений. Работа иллюстрирована таблицами, рисунками.

Заключение

.

В диссертационном исследовании автор приходит к следующим выводам:

1. Уточнено экономическое содержание и структура рынка сотовой связи в современной экономике России. В обобщенном виде рынок — это любое взаимодействие, в которое люди вступают для осуществления торговли друг с другомэто совокупность экономических отношений, сфера обмена товаров на деньги и денег на товар, связи между обособленными товаропроизводителями, а также место, где совершается акт купли-продажи товаровэто система экономических связей между хозяйственными субъектами, которая базируется на меновых отношениях и платности всех благ и услуг. На сегодняшний день, в экономической литературе практически отсутствует четкое определение рынка сотовой связи. В связи с этим, дана авторская трактовка: рынок сотовой связи представляет собой отношения между экономическими субъектами, предполагающие осуществление как всей совокупности взаимодействий по поводу предоставления и потребления продуктов связи, так и их части, в наибольшей степени регулируемой государством.

На сегодняшний день государственное регулирование рынка сотовой связи осуществляется шестью органами власти — Министерство информационных технологий и связи Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере связи, Федеральное агентство по информационным технологиям, Федеральное агентство связи, Федеральная антимонопольная служба и Федеральная служба по тарифам. Рынок сотовой связи регулируется большим количеством нормативно-правовых актов, что представляет собой определенную проблему и их несоответствие друг другу.

Однако, имеющиеся регуляторы рыночных отношений отрасли сотовой связи не создают условий для дальнейшего развития предприятий отрасли. В связи с этим автором предложена схема регулирования отношений на рынке.

165 сотовой связи России.

На рынке сотовой связи ведущие позиции занимают такие операторы, как ОАО «Мобильные ТелеСистемы», ОАО «Вымпел Коммуникации» и ОАО «Мегафон», контролирующие свыше 70% рынка сотовой связи.

Из всего вышеперечисленного складывается рынок и образуется единая система.

2. Выделена национальная спег^ифика функционирования и регулирования рынка сотовой связи. Российский рынок телекоммуникационных услуг, в частности продуктов сотовой связи — это олигополистический, жизнеобеспечивающий, либерализованный отраслевой сегмент. Сегодня связь является одной из успешно развивающихся отраслей российской экономики. При этом, наиболее динамичной подотраслью является сотовая связь.

Специфической чертой рынка сотовой связи является заметная и распространенная конвергенция услуг телефонии и передачи данных, где традиционная телефонная сеть представляет собой участника процесса конвергенции, а сети передачи данных — другого.

На российском рынке на сегодняшний день, на наш взгляд, наибольшее распространение получил тип конвергенции, представляющий собой технологическое взаимодействие между линией доступа ТфОП/ISDN и Интернет на границе телефонной сети. Приоритетным направлением в развитии телекоммуникационного рынка, по нашему мнению, является конвергенция фиксированных и подвижных сетей.

Одной из особенностей рынка сотовой связи является то, что влияние государства сказывается и на инвестиционной привлекательности отрасли: позитивно в одних случаях и негативно — в других. Решения в области связи принимаются как уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, так и на коллегиальной основе.

В соответствии с решением государственной комиссии по радиочастотам при Минсвязи России сотовые сети AMPS и CDMA могут.

166 развиваться только в тех субъектах Российской Федерации, в которых операторские компании уже приступили к реализации лицензий на предоставление услуг связи. Операторские компании в других субъектах Российской Федерации, не приступившие к деятельности на предоставление продукта связи по технологии AMPS и CDMA, не могут строить и развивать сети связи.

Таким образом, конкуренция на рынке сотовой связи России слабо развита.

3. Проведен мониторинг и установлены тенденции развития российского рынка сотовой связи. Мировые тенденции развития рынка таковы, что в ближайшие годы мобильная связь превзойдет по числу пользователей традиционные проводные телефонные сети.

Усиление конкуренции на сегодняшний день, как внутри стандарта, так и между стандартами привело к значительному снижению тарифов, к приходу в абонентскую среду нового слоя абонентов.

В результате исследования развития рынка сотовой связи, прогнозируемые тенденции развития рынка сотовой связи таковы: лидирующую позицию по доле рынка в приросте абонентских баз 2009 г. займет ОАО «Вымпелком». ОАО «МТС» отстанет от ОАО «Вымпелком» — на 1,3%.

Общие тенденции развития рынка таковы, что в ближайшие годы мобильная связь превзойдет по числу пользователей традиционные проводные телефонные сети, так как необходимость обладанием информации носит скоростной характер, применение при этом сотовой связи становится необходимым атрибутом повседневной жизни отдельного человека и общества в целом. Сети GSM в России так же, как и во всем мире, развиваются намного динамичнее, чем мобильные сети других стандартов.

На основе корреляционных зависимостей между изменением количества абонентов или коэффициента проникновения мобильной связи, с одной стороны, и изменением среднего душевого дохода населения с другой,.

167 на примере г. Воронежа выявлено, что к концу 2008 г. данный коэффициент составит 90−97%.

По результатам моделирования развития рынка сотовой связи, сделан следующий вывод: предложенная экономическая модель, устанавливающая зависимость скорости увеличения коэффициента проникновения мобильной связи от темпов роста благосостояния, позволяет оценить темпы роста абонентской базы для современного совершенствования инфраструктуры сети на этапе резкого прироста количества пользователей.

4. Рассмотрены инструменты регулирования и развития рынка сотовой связи. Под государственной информационной политикой имеется ввиду регулирующая деятельность государственных органов, направленная на развитие информационной сферы общества, которая охватывает не только телекоммуникации, информационные системы или продукты сотовой связи, а всю совокупность производств и отношений, связанных с созданием, хранением, обработкой, демонстрацией, передачей информации во всех ее видах — деловой, развлекательной, научно-образовательной, новостной и т. п.

Требуется государственное регулирование рынка сотовой связи для обеспечения развития в условиях динамичного внедрения технологий нового поколения, развития стандартов, услуги предоставляемые операторами на основе этих технологий через механизмы тарифной политики и формирования нормативно-правовой базы.

Однако, государственное регулирование тарифов и выплат по межоператорским расчетам может препятствовать устанавливать конкурентоспособные тарифы с необходимым уровнем рентабельности по услугам междугородной связи, что окажет негативное влияние на удержание существующих или привлечение потенциальных потребителей и финансовые результаты.

Таким образом, можно выделить следующие пути совершенствования государственного регулирования рынка сотовой связи:

1. Создание благоприятных условий для развития конкуренции на.

168 рынке. Соблюдение правил стандартизации и сертификации продукта деятельности операторов сотовой связи сделает возможным участие России в процессах мировой экономики, а также будет способствовать защите национального рынка от недобросовестных зарубежных конкурентов;

2. Совершенствование нормативно-правовой базы в вопросах лицензирования и сертификации. Основным принципом лицензирования, обеспечивающим устойчивое функционирование и развитие рынка сотовой связи, должен стать принцип равенства прав операторов связи;

3. Решение проблем связанных с использованием радиочастотного спектра. Государственное регулирование использования частот должно быть направлено на гармонизацию использования радиочастотного спектра в соответствии с международными договорами Российской Федерации и на продолжение работ в области конверсии радиочастотного спектра;

4. Регулирование деятельности операторов связи по оказанию услуг присоединения. Роль государства в осуществлении присоединения должна сводиться к созданию государством условий, позволяющих операторам сотовой связи свободно конкурировать друг с другом на равноправной основе.

5. Сформулированы рекомендации по повышению конкурентоспособности субъектов рынка сотовой связи. На основе проведенного исследования выявлено, что основными направлениями совершенствования стратегии развития предприятий сотовой связи должны стать структурные преобразования на основе предложенного алгоритма регулятивного принятия решений, который включает в себя ряд этапов: анализ изменений регионального рынка услуг сотовой связивыявление «слабых мест» существующей организационной структурыразработка управленческих решений и комплекса мер по их реализации для внесения изменений в организационную структурувнедрение комплекса мер и контроль за их реализацией.

С целью повышения качества управления целесообразно из всего комплекса мер выделить главный — разработку управленческого решения системой управления. Тогда выполнение каждой общей функции управления (нормирования, планирования и т. д.) будет начинаться с организации работ по разработке управленческого решения по каждой общей функции, а заканчиваться оформлением решения. Таким образом, цикл принятия управленческого решения по каждой общей функции будет состоять из следующих всеобщих функций (обязательных, единых для всех общих функций):

— организации работ по разработке управленческого решения по каждой общей функции управления;

— анализа и синтеза проблемы по данной общей функции управления;

— прогнозирования параметров объекта, которые необходимо выполнить на данной общей функции;

— оптимизации и оценки решения по данной общей функции;

— оформления управленческого решения по данной общей функции.

Данный алгоритм представляет структуру развития факторов, приводящие его в движение, приводящих его в движение, последовательность этапов осуществления структурных изменений и конечный результат, получаемый за счет принятия управленческих решений в процессе совершенствования организационной структуры предприятий сотовой связи. б. Разработана модель развития рынка сотовой связи в конкурентной среде. В целях повышении конкурентоспособности предприятий рынка сотовой связи предложена методика формирования рыночной стратегии на основе гармоничного рынка.

Модель гармоничного рынка — некоторая система, состоящая из следующих взаимосвязанных элементов:

— множество продавцов в количестве (операторов сотовой связи), торгующих одним и тем же товаром (услуга подключения) и находящихся в состоянии конкурентного равновесия;

— множество покупателей товара (услуги) Т (абоненты сотовой связи);

— множество цен на продукт (услугу подключения), назначаемых продавцами;

— суммарный поток денег от покупателей к продавцам как результат продажи товара в течение некоторого временного периода.

Целевой установкой в модели прогнозирования развития операторов сотовой подвижной связи должна стать оптимизированная модель с точки зрения минимума затрат по обеспечению устойчивости. Такая целевая установка получила широкое распространение в современной научной литературе и носит название концепции «золотого сечения» в модели гармоничного рынка.

Приведенный прогноз гармоничного рынка целесообразно, применять в части управления развитием локального рынка сотовой связи.

Методики формирования рыночной стратегии с помощью модели гармоничного рынка выделяет следующие параметры гармоничного рынка: количество конкурентов и цены.

Итак, целесообразность применения модели гармоничного рынка, имеющего пропорции «золотого сечения» обусловлена тем, что данная методика является своеобразным индикатором устойчивости и стабильности сегмента рынка сотовой связи, количественным показателем происходящих рыночных процессов.

Таким образом, данные модели позволяют оценить темпы роста абонентской базы для совершенствования инфраструктуры сети, сформулировать стратегию развития рынка и минимизировать издержки предприятия сотовой связи на обеспечение его устойчивости на рынке.

7. Предложен прогноз дальнейшего развития российского рынка сотовой связи. Российский рынок сотовой связи имеет благоприятные.

171 перспективы развития в соответствии с мировыми тенденциями, ориентируясь на качество и спектр предлагаемых продуктов. В этой связи необходимо определить основные направления совершенствования предпринимательской деятельности в отрасли, а именно:

— проведение структурных преобразований на основе объективных предпосылок корпоратизации телекоммуникационных компаний на уровне локальных региональных рынков;

— реинжиниринг бизнес-процессов и диверсификация предоставляемых услуг, что позволит качественно изменить уровень оказания телекоммуникационных услуг.

Особое внимание следует уделить именно возможностям организации партнерских отношений между различными операторами, используя общую материально-техническую базу и сетевые технологии. Такого рода стратегические действия способны значительно улучшить состояние коммерческой деятельности и повысить инвестиционную привлекательность предприятий отрасли.

Существенное влияние оказывает на развитие рынка сотовой связи процессы глобализации экономических отношений, рост числа политических, культурных, деловых и иных связей в национальном и международном масштабах, необходимость обеспечения информационного доступа к достижениям мировой цивилизации позволяющие обосновать прогноз на сохранение положительной динамики рынка и усиление конкуренции на рынке сотовой связи.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.И. Современный механизм регулирования экономической деятельности торговли: региональный аспект // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. — № 3. — С. 15−22.
  2. А.И., Макин Г. И., Бабков М. А. Развитие продовольственного рынка России. 4.2 М.: АгриПресс, 2000 — 444 с.
  3. В. Государственный контроль за хозяйственной деятельностью // Российская юстиция.- 1997. № 2. — С.19−21.
  4. В.И., Соколов A.B. Сотовые, пейджинговые и спутниковые средства связи. СПб.- 2001. 160 с.
  5. В. Государственное регулирование предпринимательства // Хозяйство и право. 1993. — № 4. — С.59−67.
  6. B.C. Системный анализ в управлении: Учеб. пособие/ B.C. Анфилатов, A.A. Емельянов, A.A. Кукушкин- Под ред. A.A. Емельянова. М.: Финансы и статистика, 2005. — 368 с.
  7. В.В. Бизнес модели развития сетей мобильной связи // Мобильные системы.-2003 — № 10. — С.35−42.
  8. В.В. Факторы развития сетей сотовой связи России // Мобильные системы. 2005. — № 9 — С. 14−20
  9. Т.А. Экономический потенциал и эффективность его использования. — Алма-аты: Наука, 1990. 360 с.
  10. Г. Л. Маркетинг: информационное обеспечение. Бенчмаркинг.
  11. Диагностика. СПб.: Изд-во СП6УЭФД998. — 165с.173
  12. H.A. Услуги (социально-правовой аспект): Монография. Саратов, 2001.- 153с.
  13. М.И. Макроэкономическая дестабилизация и отраслевой кризис: Монография. — Кострома: Изд-во Костромского государственного технологического университета, 1997. 272 с.
  14. М.И., Осетров А. Основные направления развития потребительского спроса в Костромской области // Проблемы экономики, финансов и управления производством, Сборник научных трудов Вып. 20., — Иваново, 2006- С.265−270.
  15. М.И., Рубцова A.A. Инвестиционная привлекательность отраслей промышленности // Проблемы экономики, финансов и управления производством, Сборник научных трудов— Вып. 17., — Иваново, 2005 С.64−66.
  16. М.И. Договор подряда и подобные ему договоры. М., 1999.-254с.
  17. JI.E. Интеллектуальная сеть: эволюция сетей и услуг связи// Электросвязь. 1992.-№ 1.-С. 1−6.23 .Виханский О. С. Стратегическое управление. М.: Фирма Гардарика, 1999.-320 с.
  18. Е.П., Голубкова E.H., Секерин В. Д. Маркетинг: Выбор лучшего решения. М.: Экономика, 1993. — 222 с.
  19. В.А. Информационные технологии для менеджеров. — М.: Финансы и статистика, 2001. — 368 с. 31 .Грушевая Е. П. Обязательства по предоставлению услуг в хозяйственных отношениях//Советское государство и право. 1982. -№ 1 С. 82- 84.
  20. Ю.В. Стратегическое управление. — Новосибирск, 1995. 118 с.
  21. ЪЪ.Гусев Ю. В. Стратегия развития предприятия. СПб.: Изд-во СПб. УЭФ, 1992.-159 с.
  22. Ъ А. Гутман Г. В. Управление региональной экономикой / Финансы и статистика. М. -2000. — 176 с. 35,Давыдов Г. Б. О зависимости между уровнем развития телефонной связи и экономическим потенциалом страны // Электросвязь. 1995. № 11. — С. 42−48.
  23. Ъв.Дагаев А. Новые модели экономического роста с эндогенным техническим прогрессом // Мировая экономика и международные отношения.-2001 .-№ 6. -С.40−51.
  24. Ъ1 .Дадеркин Д. О. Экономическая модель потребительского поведения на рынке услуг сотовой связи // Мобильные системы. 1997. № 12. — С. 17−22.
  25. Н. Региональная экономика в системе рыночных отношений (методологические аспекты управления) // Проблемы теории и практики управления. -1997. — № 4. 28−35.
  26. Ю.А. Экономический потенциал территории. СПб.: Химия, 1997.-207с.
  27. П.Ф. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. М.: СПБук Чимбер Интернешнл, 1992. — 350 с.
  28. Ю.С. Региональная политика и управление. — М.: Изд-во РАГС, 2001.-257 с.
  29. Н.Д. Гражданско-правовое регулирование общественных отношений: единство и дифференциация. JL, 1989. — С. 54−55.
  30. А.Д. Циклично-резонансное регулирование во внешней торговле // http: / www.stavedu. ru
  31. А. Установка на выживание // Сети. — 2004. — № 9 / www.osp.ru
  32. Т.В. Новый словарь русского языка. — 2-е изд., стереотип. — В 2-х т. Т.1. -М.: Русский язык, 2001. 1232с
  33. Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300−1 «О защите прав потребителей» (с изменениями от 21 декабря 2004 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 9 апреля 1992 г. № 15 ст. 766.
  34. Федеральный закон № 126-ФЗ от 07.07.2003 г. «О связи» // Российская газета. № 135 10 июля. — 2003.
  35. А.И. Концепция «золотого сечения» в модели гармоничного рынка // Маркетинг в России и за рубежом. 2004. — № 2. — 30−35.
  36. Иванус А. И, Харитонов A.C. Процесс торговли в условиях конкурентного равновесия по правилу «золотого сечения» // Управление продажами. — 2003. — № 2. — 24−29.
  37. А.Б., Картышев СВ., Постников A.B. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций. — М.: Филинъ, 1996.-272 с.
  38. И.В., Иноземцев В. Л. Мегатренды мирового развития. — М.: Наука, 2001.- 295с.
  39. B.JT. Расколотая цивилизация: Научное издание. М.: Academia — Наука, 1999. — 740с.
  40. Информационно-аналитическое агентство «СОТОВИК»: www.sotovik.ru
  41. Информационные системы и технологии в экономике: Учеб. для вузов / Т. П. Барановская, В. И. Лойко, М. И. Семёнов, А.И. Трубилин- Под ред. В. И. Лойко. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2003.
  42. Информационные технологии территориального управления. Тематический сборник. Том 5. Основные положения по созданию инфраструктуры региональной информатизации. — ВНИИПВТИ, М., 1994.-295с.
  43. B.C. Шатров Е. В. Стратегия предпринимательства. Учебное пособие. СПб.: СПбГИЭА, 1996. — 73 с.
  44. Как создаются коммерческие успешные товары и услуги: Маркетинг и нововведения. Вып. 3. Л.: Аквалон, 1991. — 94 с.
  45. Т. Апгрейд Черноземья // Издательский дом «Коммерсантъ». -2004.-№ 216. -41−48.
  46. Ф. Основы маркетинга. Пер. с англ. / Общ. Ред. Е. М. Пеньковой. — М: Прогресс, 1990. 736 с.
  47. Кох Р., Яновский Г. Эволюция и конвергенция в электросвязи. М.: Радио и связь. 2001. — № 1. С.27−32.
  48. А. И. Сфера обслуживания населения. М., 1979. 67с.
  49. Краткий экономический кратологический словарь: научное издание /
  50. C.B. Попов, С.Ю. Костылева- под ред. С. Ю. Костылевой. Тамбов, 2008. 121 с. С. 95.
  51. А.Е. Телекоммуникации и национальная безопасность //
  52. Вестник Связи. 1999. — № 1. — С. 18−22.17 980 .Кудин A.B., Максименко В. Н. Управление качеством услуг. Конкурентоспособность и нормативные аспекты // ИКС. 2005. — № 4. С.31−37.
  53. Э.Н., Самохвалова Е. В., Вертакова Ю.В.
  54. .Ж. Стратегический маркетинг. — СПб.: Наука, 1996. 550 с.
  55. Ш. Стратегия и политика предприятия // Проблемы, теория и практика управления. 1995 — № 5. — С. 92−93.
  56. Н.И. Политика формирования доходной части региональных и местных бюджетов // Проблемы экономики, финансов и управления производством, Сборник научных трудов— Вып. 20., — Иваново, 2006.- С.46−55.
  57. Ш., Петросян Д., Шульга В. Государственное регулирование рыночной экономики. // Экономист -1999. № 8. — С. 29−35.
  58. Маркетинг в системе управления рынком услуг на федеральном уровне. М.: МП «Петит», ВНИЭСХ, 1996. — 54 с.
  59. Маркс К, Энгельс Ф. Собрание сочинений. М., 1978. Т. 23. С. 203 204.
  60. Ю.Мархасин А. Б. Аналитические методы в прогнозировании рынков мобильной связи и антикризисном управлении. М.:МЦНТИ, 1999. -184с.
  61. Новые сети: Телекоммуникационная компания «ТЕЛЕ 2 Россия» запустила в коммерческую эксплуатацию сеть сотовой связи в Воронеже// «ПраймТАСС».22.08.2005 /http://www.bit.primetass.ru.
  62. А. Телекоминвест в 1998—1999 гг..- СПб: ТИ, 1999, с. 17, с. 28, С.40−50.
  63. О системах фиксированного и беспроводного доступа. // Подвижная радиосвязь. 1999. — № 46. — 30−35.
  64. Общероссийский классификатор услуг населению (от 28.06. 93 г. № 163). М.: ИПК Издательство стандартов, 2000. — 42 с.
  65. С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н. Ю. Шведовой. Изд. 15-е. М., 1984.-816с.
  66. С.И. Словарь русского языка. Изд.7-е, стереотип. М.: «Советская Энциклопедия», 1968. 900с.
  67. В. Основы национальной экономики / Пер. с. нем /Общ.ред. B.C. Автономова, В. П. Гутника, К. Херрманн-Пиллата.-М.:Экономика, 1996. 241с.
  68. Основы электронного бизнеса / Мэт Хейг. — Пер. с англ. С. Косихина. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. — 208 с.
  69. А.Ю. Формирование финансовой основы местного самоуправления // Финансы. 2005. — № 11. — С.31−39.
  70. А. Очерки политической экономии капитализма / А. Пезенти. -М., 1976. Т. I. С. 114.
  71. Пичуэ/скин КВ., Жарков В. Н., Максимов С. А. Основы менеджмента: Учеб. пособие. М.: Юрайт-Издат, 2003. — 286 с. ISBN 5 — 94 879−067−3
  72. М. Э. Конкуренция: Учебное пособие. Пер. с англ. — М.: Издательский дом «Вильяме», 2000. 495 с.
  73. Публичные услуги и функции государственного управления / Под. ред. А. Е. Шаститко. М.: Бюро экономического анализа, ТЕИС, 2002.-384с.
  74. .А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. -М.: Инфра-М, 1997. — 249с.
  75. .А., Фатхутдинов P.A. Управление экономикой. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-синтез», 1999. — 784с.
  76. М.В. Основы сотовой связи / Под ред. Д. Б. Зимина М., 1998.-248с.
  77. Резникова К, НгуенХоайн Ань. Ценоробразование с учетом спроса на услуги. // Вестник связи. 1998. — № 3. С.44−46.
  78. А.Ф., Скопина И.В. IT — консалтинг на региональных потребительских рынках // Информационные ресурсы России. — 2004. — № 5. — С.11−15.
  79. Российские телекоммуникации: условия и перспективы развития конкуренции/ Авт. коллектив: С. Б. Авдашева, Е. А. Голубицкая, Г. М. Жигульская, B.JI. Тамбовцев, В. Е. Цапелик, А.Е. Шаститко- Бюро эконом, анализа. М.:ТЕИС, 2003. — 216 с.
  80. М.Б. Сфера услуг в экономике развитого социализма. Саратов, 1976. 135с.
  81. Россия в изменяющемся мире / Т. Белоусова, А. Илларионов, М. Макина и Н. Пивоварова. — М.: Институт экономического анализа, 1997, С.20−25.
  82. Россия на пути к новой экономике. К 100-летию Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова. К 150-летию со дня рождения Г. В. Плеханова: Монография / Под ред. В. И. Видяпина, Г. П. Журавлевой. — М., 2006.
  83. М.Э. Маркетинговая составляющая регионального развития // Маркетинг в России и за рубежом. 2002. — № 5. — С.67−76.
  84. М.Э. Международный маркетинг в экономике современной России. М.: Экономика, 2001. — 223с.
  85. И.В. Развитие региональных потребительских рынков. -Киров: Издательство ВятГУ. 2004. — 385 с.
  86. КВ., Бакланова Ю. О., Скопин А. О. Инструментальное обеспечение управления развитием региональных потребительских рынков // Вестник Нижегородского государственного университета. — 2005. — С.41−47.
  87. К. Инструменты повышения конкурентоспособности операторов связи / К. Смирнов // Мобильные телекоммуникации. 2003. № 3.
  88. Современный финансово-кредитный словарь / Под общ. ред. М. Г. Лапусты, П. С. Никольского. -М.: ИНФРА-М, 1999. 526 с. С. 382.
  89. И. Антимонопольная политика ведет к повышению конкурентоспособности / И. Соколова // Конкуренция и рынок. 2004. № 23.
  90. Э.М. Структурная гармония систем. Минск: Наука и техника, 1984.-264с.
  91. Состояние конкуренции на рынке услуг мобильной связи и доступа к сети Интернет. Доклад на Коллегии МАП 26 ноября 2002 г. http ://www.minsvyaz.ru.
  92. Социально-экономический потенциал региона: проблемы оценки, использования и управления / под. ред. А. И. Татаркина. -Екатеринбург: УрОРАН, 1997. 379 с.
  93. Сравнительный анализ технологий сотовой связи //www.cdma.kz
  94. Д.Л. Анализ существующих подходов к стимулированию межрегиональных взаимодействий в экономике Российской Федерации // Проблемы экономики, финансов и управления производством, Сборник научных трудов— Вып. 20.,-Иваново, 2006.- С.270−276.
  95. Статистика и прогнозы. // http://www.sotovik.ru
  96. Д. Услуги как объект гражданских прав // Российская юстиция. 2000. № 2. С. 15−17.
  97. Д. Услуги как объект гражданских прав // Российская юстиция. 2000. № 2. — С. 14−19.
  98. Р. Телефоны стандарта GSM // Потребитель. Техника для бизнеса. 2001. № 6. — С. 42−48.
  99. Р. Телефоны стандарта ЫМТ-4501 // Потребитель. Техника для бизнеса. 2001. № 6. — С. 49−51.
  100. Р. Менеджмент как инструмент достижения конкурентоспособности // Вопросы экономики. — 1997. — № 5. С. 2529.
  101. Р. А. «Понятийный аппарат по менеджменту». М.:АО «Бизнес-школа» «Интел-синтез», 1997. 256с.
  102. Федеральный справочник «Связь и информатизация в России». 2006 — 2007 годы. — М.: Центр стратегических программ. 2007.
  103. Р.И. Мировая экономика: В 2-х т. — М.: ЗАО «Издательство «Экономика»», 2001. -Т.1 178с.
  104. Р., Питере М. Предпринимательство. — М.: 1992. Выпуск 2.- 192с.
  105. Р.Н. Основы финансового менеджмента. Пер. англ. М.: Дело ЛТД, 1995.- 128с.
  106. С. Анализ рыночного положения фирмы. // Мировая экономика и международные отношения. 1991. -№ 6. С. 105−112.
  107. Е.М. Методы финансовых и коммерческих расчетов. — М.: Дело, 1992. -160 с.
  108. Шаблова Е. Г Перспективы развития правового института возмездного оказания услуг // Журнал российского права. 2002. № 1. -С. 60−65.
  109. Е.Г. Услуга как объект гражданских прав // Журнал российского права. 2001. № 3. С. 48−56.
  110. Е.Д. Предмет обязательства по оказанию услуг //
  111. Ученые труды СЮИ. Вып. 3 Свердловск, 1964 151с.185
  112. Г. Математические модели в экономических исследованиях на предприятии // Проблемы теории и практики управления. 1998. -№ 3. — С. 17−25.
  113. Р.И., Новоселов А. С. Региональные проблемы рынковедения: экономический аспект. — Новосибирск: Наука, 1993. -45с.
  114. В.К. Телекоммуникации мира и России / В. К. Шульцева // МЭ и МО. 2007. № 6.
  115. КВ. Механизм правового регулирования / К.В. Шундиков- Под ред. А. В. Малько. Саратов, 2001. — 29с.
  116. Экономический анализ: стационарные радиотелефонные сети. Охват населения услугами связи и экономический рост / Qualcomm -1999.-51с.
  117. А.Ю. Сколько путей ведет к успеху. Разнообразие конкурентных стратегий фирм США // США: Экономика, политика, идеология. -1991.-№ 11- с. 28−49.
  118. А.Ю. Фирма и рынок. М.: Знание, 1990. — 62 с.
  119. В.М. Госусударственное регулирование экономики: Учеб. пособие / В. М. Юрьев, Е. Э. Смолина, Я. Ю. Радюкова. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2003. 499 с.
  120. Bain&Company, Inc //http://www.devbusiness.ru
  121. James Brian Ouinn. Strategies for Change: Logical Incrementalism.
  122. Richard D. Irwin. Inc, 1980, ch. l, 5.186
  123. Johansen L. A multi sectoral analysis of economic growth. North -Holland, Amsterdam, 1960. — 250p.
  124. Kenneth R. Andrews. The Concept of Corporate Strategy, rev.edn.copyright by Richard D. Irwin, Inc., 1980 174p.
  125. Local Dynamics in an Era of Globalization. Ed. by Shahid Yusuf, Weiping Wu, Simon Evenett. Published for the World Bank by Oxford University Press. 2000. — P. 5−7.
Заполнить форму текущей работой