Стратегия социально-экономического развития депрессивного региона: На материалах Карачаево-Черкесской Республики
Предлагаемая система позволяет Российской Федерации посредством использования нескольких промежуточных уровней управления создать целостную систему стратегического сетевого планирования, максимально учитывать особенности социально-экономического развития различных регионов, объединить интересы субъектов Федерации, не нанося ущерба интересам страны в целом. Вопрос создания и применения описанной… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИ- 8 ЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ДЕПРЕССИВНОГО РЕГИОНА
- 1. 1. Сущность и принципы стратегического управления развитием 8 регионов
- 1. 2. Методические основы определения депрессивного состояния ре- 26 гионов
- 1. 3. Социально-экономическая политика в системе стратегического 46 управления развитием депрессивных регионов
- ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО 57 РАЗВИТИЯ КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ
- 2. 1. Анализ основных проблем в системе управления региональным хозяйством
- 2. 2. Мониторинг современного состояния социально- 73 экономического развития Карачаево-Черкесской Республики
- 2. 3. Влияние малого бизнеса на стабилизацию и устойчивое разви- 97 тие экономики региона
- ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ ДЕПРЕССИВНОГО РЕГИОНА
- 3. 1. Адаптивная организационная модель вывода региона из де- 104 прессивного состояния
- 3. 2. Формирование элементов бюджетного регулирования в страте- 133 гиях управления социально-экономическим развитием депрессивного региона
- 3. 3. Организация эффективной системы стратегического сетевого 152 планирования управления экономикой регионов
Стратегия социально-экономического развития депрессивного региона: На материалах Карачаево-Черкесской Республики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. Переход от плановой экономики к рыночной в Российской Федерации сопровождается кардинальными изменениями в системе стратегического регулирования управления социально-экономическим развитием регионов-субъектов РФ. Тотальное планирование сменилось полным отсутствием какого-либо целенаправленного воздействия федерального центра на экономическое развитие отдельных регионов, ибо основное внимание уделяется совершенствованию межбюджетных отношений. Последние выстраиваются, как показывает практика, для снижения различий между уровнями развития регионов, а также для финансирования текущих расходов, но не для изменения пропорций в экономическом развитии территорий. Роль федеральных целевых программ социально-экономического развития регионов и свободных экономических зон — как инструментов государственного регулирования, предназначенных для привлечения инвестиций в отдельные регионы незначительны.
Вместе с тем и многие ученые, и практики настаивали и продолжают настаивать на том, что в России должна существовать гораздо более значимая система государственного регулирования территориального развития. Причем утверждения эти основываются в значительной степени на зарубежном опыте: в странах рыночной экономики действительно достаточно активно используются механизмы воздействия центральных властей на экономическое развитие отдельных территорий. При этом, однако, несмотря на существование немалого числа исследований, посвященных и зарубежному опыту государственного регулирования экономического развития территорий (чаще называемого региональной экономической политикой), и социально-экономическому развитию российских регионов в последнее десятилетие, остается немалое число не имеющих ответы вопросов.
Возможность решения этих проблем заключается в правильной, научно обоснованной региональной политике. Для удержания под контролем центробежных тенденций главные усилия должны быть направлены на соблюдение базовых конституционных принципов — равноправие субъектов Федерации, единство государственного строя, отсутствие внутренних экономических границ. Исключительно силовыми методами обеспечить соблюдение этих принципов не реально, ставка делается на разработку и осуществление новой региональной стратегии российского государства, направленной на преодоление дифференциации регионов по уровню жизни, развитие межрегионального сотрудничества, а также переход от узкоэкономических к более широким — общественным и социальным целям.
В связи с этим актуальны научные разработки, связанные с обеспечением стратегии социально-экономического развития региона. Все это обусловило выбор темы диссертационного исследования.
Степень изученности проблемы. Поиски методологии построения и разработки эффективной модели региональной экономической политики, ориентированной на решение этой проблемы в отечественной науке приходятся на начало 90-ых годов. Проблема стратегии управления и социально-экономического развития региона исследуется в работах многих российских учёных, в том числе Алиева В., Былова Г., Бабинцева В., Бондаренко Т., Вихан-ского О., Гапоненко А., Гранберга А., Зайцева JL, Круглова М., Ляско В., Муратовой Д., Наумова А., Семёнова Ю., Соколовой М., Уколова В., Уткина Э., Фатхутдинова Р., Штульберга Б. и др.
Среди зарубежных ученых исследование вопросов, связанных с проблемами регионального управления нашли отражение в работах Айзарда У., Ансоффа, Зиберта X., Друкера П., Мюрдаля Г., Карлофф Б., Ричардсона А., Портера М., Стрикленда А., Титмуса Р., Томпсона А., Хансена Э., Хикса Дж., Эрроу К., Эр-харда JI. и др.
В итоге многолетних дискуссий и разработок в экономической литературе обоснованы сущностные вопросы стратегического управления, разработана система эталонных стратегий, имеется богатый опыт стратегического планирования конкретных организаций. Вместе с тем, недостаточная изученность этой проблематики на региональном уровне обусловливает значимость и необходимость дальнейших исследований.
Цель и задачи исследования
Целью диссертационной работы является анализ экономических трансформаций и депрессивного состояния, разработка методических основ и ориентиров стратегического управления социально-экономическим развитием региона.
Цель исследования предопределила необходимость постановки и решения соответствующих задач:
— выявить особенности стратегического управления депрессивным регионом;
— обосновать методические приемы определения депрессивного состояния региона;
— дать характеристику современного состояния социально-экономического развития депрессивного региона (Карачаево-Черкесской Республики);
— предложить адаптивную организационную модель вывода региона из депрессивного состояния;
— разработать территориальные аспекты эффективной системы стратегического управления экономикой регионов.
Предмет исследования — управленческие отношения, возникающие при разработке стратегии социально-экономического развития депрессивного региона.
Объект исследования — механизмы регулирования социально-экономического развития на региональном уровне на примере Карачаево-Черкесской Республики.
Методологическая и эмпирическая база исследования. Диссертационное исследование основано на фундаментальных разработках отечественных и зарубежных учёных-экономистов по проблемам теории стратегического управления и регионального развития, учитывает концепции, программы, законодательные и нормативные акты Российской Федерации и Карачаево-Черкесской республики. В ходе исследования использовались материалы органов государственной статистики, а также собственные разработки и расчёты автора.
Соответствие темы диссертации требованиям паспортов специальностей ВАК (экономические науки). Исследование выполнено по специальности 08.00.05 -Экономика и управление народным хозяйством — региональная экономикасоответствует пунктам «5. 9. Исследование тенденций, закономерностей, факторов и условий функционирования и развития региональных социально-экономических подсистем» и «5. 15. Региональная социально-экономическая политикаанализ особенностей и эффективности экономической политики на различных уровнях территориальной организации субъектах федерации».
Методы исследования. В диссертации, в рамках системного подхода, использовались различные методы и приёмы экономического исследования: монографический, сравнительный, графический, индексный, группировок, корреляционно-регрессионный, расчётно-конструктивный, логического и сравнительного анализаэкономической статистикимоделирования.
Научная новизна исследования заключается в разработке стратегии управления социально-экономическим развитием депрессивного региона. Конкретное приращение научного знания, основанное на комплексном подходе, характеризуется следующими положениями:
— обоснована система принципов и функций, инструментария и этапов формирования и реализации стратегии развития депрессивной региональной экономики;
— предложена методика определения депрессивного состояния регионов основанная на кластерном анализе и обобщены теоретические подходы к формированию региональной экономической политики управления депрессивным регионом;
— проанализированы закономерности трансформаций в управлении регионом и проведен мониторинг уровня социально-экономического развития Карачаево-Черкесской Республики;
— разработана перспективная организационная модель адаптации и выхода из депрессивного состояния региона;
— предложены способы совершенствования региональной экономической политики на основе бюджетных методов регулирования;
— обоснована стратегия социально-экономического развития субъекта Федерации на основе организации эффективной системы территориального управления экономикой региона.
Практическая значимость исследования. Практическая значимость полученных результатов заключается в обосновании системы направлений развития и повышения эффективности функционирования региональной экономики.
Разработанные в диссертации методики и конкретные рекомендации могут быть использованы при разработке стратегии управления социально-экономическим развитием регионов Южного Федерального округа РФ.
Результаты исследования использованы в учебном процессе при разработке программ и учебных курсов по стратегическому управлению и региональной экономике.
Апробация результатов исследования. Разработанные в диссертации рекомендации и предложения использованы Министерством экономики Карачаево-Черкесской республики при разработке концепции, законодательного обеспечения и программ регионального развития КЧР и внедрены в учебный курс.
Основные положения и результаты исследования докладывались автором во всероссийских и международных научно-практических конференциях, в том числе, по развитию регионов юга России и реформам местного самоуправления в 2002;2006гг., публиковались в ведущих научных журналах региона.
Публикации. Основные положения диссертационного исследования отражены в 6 публикациях общим объёмом 2,0 п.л.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих 9 параграфов, заключения и списка использованной литературы. Общий объем работы составляет 186 страниц и включает 24 таблиц и 8 рисунков. Список использованной литературы содержит 119 наименований.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Федеральная программа поддержки депрессивных регионов могла бы стать наиболее ярким примером региональной политики федеральных органов управления. Однако, несмотря на неоднократное декларирование намерений начать реализацию такой программы, ее продвижение пока наталкивается на ряд нерешенных вопросов. Мы приводим некоторые подходы к их возможному решению.
Анализ распределения регионов по типам показывает важность прочих, в первую очередь институциональных, факторов. Так, слабость институциональных преобразований, проявляемая, в первую очередь, в сохранении высокой доли государственной собственности на средства производства и, как следствие, в большинстве случаев — в низкой эффективности производства, во многих случаях объясняет отнесение региона к типам поведения, характеризуемым низкими уровнями жизни, инвестиций, либо неустойчивостью экономической ситуации.
При недостатке внешних (как иностранных, так и из других регионов) инвестиций высокая инвестиционная активность и низкий уровень жизни объясняются низкой долей доходов, направляемых на заработную плату и другие социальные платежи (через бюджет), при высокой норме сбережений и инвестиций.
Переход к рыночной экономике потребовал кардинальных изменений в экономической системе стратегического управления, создания нового подхода к проблемам развития регионов, разработки принципиально новой региональной политики. Однако, региональное стратегическое управление в России еще не получила должного и всестороннего обоснования. Главной причиной этого является, по нашему мнению, отсутствие регламентированных научнообоснованных методов, способов и приемов формирования региональной экономической политики на местах.
Мировой и отечественный опыт свидетельствует о том, что именно государство целенаправленно формирует рыночную среду, содействует динамизму и устойчивости роста с помощью присущих ему методов и механизмов стимулирования и других средств экономического регулирования.
Таким образом, стратегические проблемы тех или иных территорий, рассматриваемые в качестве объектов государственного регулирования, специфичны для каждого регионального образования. Это и развитие экономики традиционно сельскохозяйственных регионов, освоение новых регионов в преимущественно промышленном аспекте, особенно богатых природными ископаемыми или обладающими любыми другими преимуществами и т. д.
Имеющиеся специфические особенности (геополитическое положение района, его потенциальные возможности в области природных ресурсов, производственный и финансовый потенциал, состояние развития региональных товарных рынков, уровень развития рыночной инфраструктуры, налоговой политики, внеэкономических рисков) накладывают значительный отпечаток на показатели эффективности и степени риска капитальных вложений, обуславливают и дифференцированный подход к проблеме вложения капитала в экономику того или иного территориального образования.
Данные аналитической группировки по совокупному результативному показателю деятельности региональных экономик позволяют сделать ряд выводов:
— важнейшими факторами экономического роста и социально-экономического развития регионов являются общая численность и доля занятых в экономике (с учётом удельного веса безработных), фондовооружённость, уровень инвестиционной активности и воспроизводственной деятельности, структурный фактор (в виде, как соотношения, так и доли материального производства и сферы услуг, так и отдельных отраслей в региональной экономике);
— следствием более высокого экономического роста являются растущие среднедушевые доходы населения, более высокий уровень жизни в краях и областях Южного Федерального округа;
— Карачаево-Черкесская республика, находясь в средней группе регионов ЮФО, характеризуется меньшей численностью занятых в экономике, при существенно меньшем удельном весе безработных, большим уровнем фондовооружённости труда, относительно низкими уровнями инвестиционной активности и воспроизводства основных фондов (при существующих параметрах в течение 22 лет), примерно средней, характерной для ЮФО, структурой и специализацией производства, а также, на уровне средних, объёмами производственной деятельности при меньших среднедушевых доходах населения.
По нашему мнению, дотационным является регион, в котором размер полученных от федерального центра субсидий превышает объём собранных на данной территории налогов. В противном случае, факта дотационности не наблюдается, а перечисление региональных налоговых сборов в центр с последующим поступлением их части в субъект Федерации (в виде субсидий) не рационально и должно замениться механизмом казначейских взаиморасчётов в рамках повышения уровня экономической самостоятельности регионов.
Южный Федеральный Округ не является передовым регионом развития малого предпринимательства. Рассматривая непосредственно сам регион необходимо выделить регионы, которые являются доминирующими по численности и развитию малых предприятий — это: Ростовская областьв 2000 году приходилось 30,4% МП то общего количества малых предприятий в регионе, Краснодарский край второе место по численности МП — 24,9%, Волгоградская область — 15,8 МП и Ставропольский край — 8,6% от общего количества МП региона. На долю Республики Северная Осетия — Алания и Астраханской Области приходится по 4,5% от общего количества МП. Республики Адыгея, Дагестан, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесская республика находятся в одинаковом положении по численности предприятий и составляют по 2,7% от общего количества малых предприятий региона. Наименьшая доля приходится на Республики Ингушетия и Калмыкия — 0,4%.
Для достижения наилучших социальных и экономических результатов управление в стране должно быть перераспределено в пользу тех уровней, где соответствующие задачи решаются наиболее эффективно. В рамках предлагаемой налоговой системы планируется выделить в основных категориях налогов (рентных, экологических, на имущество, от приватизации и внешнеэкономической деятельности) долю властных структур различных уровней, чтобы исключить поощрение сепаратистских тенденций со стороны субъектов Федерации и повысить заинтересованность региональных и местных органов управления в развитии экономики. В частности, политика, базирующаяся на использовании земельной ренты, как свидетельствует опыт таких богатых природными ресурсами территорий, как Аляска, дает примеры более или менее объективного подхода к разделению рентного дохода. Часть собранной ренты можно было бы направлять в региональные фонды, финансирующие расходы по преодолению трудностей переходного периода, а частично используемые для получения потока доходов будущими поколениями.
На основе использования совокупности методов научного анализа нами предложены меры по социально-экономическому развитию депрессивного региона, которые включают:
— перспективную организационную модель адаптации и выхода из депрессивного состояния региона;
— совершенствование региональной экономической политики на основе бюджетных методов;
— организацию эффективной системы территориального управления экономикой региона.
Предлагаемая система позволяет Российской Федерации посредством использования нескольких промежуточных уровней управления создать целостную систему стратегического сетевого планирования, максимально учитывать особенности социально-экономического развития различных регионов, объединить интересы субъектов Федерации, не нанося ущерба интересам страны в целом. Вопрос создания и применения описанной в работе системы территориального управления развитием народного хозяйства страны является вопросом выживания России в XXI веке, в условиях возрастающей глобализации и межрегиональной интеграции.
Список литературы
- Официальные материалы
- Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный Закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. М. -1998.
- Конституция Российской Федерации. М. 2003.
- Федеральный закон от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1995. — № 30.
- Распоряжение Правительства РФ от 10.07.2001 № 910-р «О программе социально-экономического развития российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002−2004 годы)» / Собрание законодательства РФ, 30.07.2001, № 31.
- Федеральная целевая программа социально-экономического развития «Юг России». Утверждена Постановлением Правительства РФ № 5 81 от 08.08.2001.
- Федеральная целевая программа «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации». Утверждена постановлением Правительства РФ № 717 от 11.10.2001.
- Закон Карачаево-Черкесской Республики от 12 декабря 1997 г., № 37-Р3 «О налоговых льготах и государственных гарантиях инвесторам на территории Карачаево-Черкесской Республики».
- Н.Закон Карачаево-Черкесской Республики от 15 марта 2003 г., № 32-P3 «Об утверждении республиканской целевой программы «Социальное развитие сел Карачаево-Черкесской Республики до 2010 года».
- Программа социально-экономического развития Карачаево-Черкесской Республики на период 2001—2006 гг. Черкесск: Изд. Парламента КБР, 2001.
- Регионы России. Социально-экономические показатели. 2004: Стат.сб./ Госкомстат России. М.-2004.
- Социально-экономическое положение ЮФО. М. — 2003.
- КЧР в цифрах. 2004: Стат. Сб./Госкомстат России.
- Книги, монографии и периодические издания.
- Аакер Д. Стратегическое рыночное управление. СПб.: Питер, 2002. — 345 с.
- Адухов А. Реформирование экономики и взаимодействие центра и регионов Российской Федерации.// Вопросы экономики № 6. 2004. — с. 45−51.
- Акатова Н.А., Черкасов Ю. М. Комплексность проектирования интегрированных информационных систем административно-территориального и муниципального управления. / Вестник Университета: серия «Информационные системы управления», № 1, М.: ГУУ, 2000. — 255 с.
- Бутс Б., Дробышевский С., О. Кочеткова и др. Типология российских регионов. М: 2002. — 860 с.
- Воронин А.С. // Стратегия компании от разработки до реализации// Журнал «Успешный бизнес», № 10 — 2004 г
- Глушкова В.Г., Винокурова А. А., Введение в экономическую географию и региональную экономику России. Издательство Владос. 2004. — 430 с.
- Гневко В. А,.Рохчина В. Е, Стратегический анализ социально-экономического развития региона: принципы, основные направления, проблемы. СПб.: ИРЭ РАН, ИУЭ, 2004.
- Гневко. В. А, Рохчина В. Е. Интересы субъектов управления и хозяйствования в стратегическом развитии региона// Стратегический анализ социально-экономического развития региона: принципы, основные направления, про-блемы.-СПб.: ИРЭ РАН, ИУЭ, 2004.
- Голубчик М.М. и др. Введение в экономическую и социальную географию: Учеб. пособие /М.М. Голубчик, Э. Л. Файбусович, Н. Н. Логинова, В.П. Ков-шов- Науч. ред. Ю. Д. Дмитриевский. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1993.-224с.
- Гранберг А.Г. и др. Стратегия и проблемы устойчивого развития России в XXI веке. Издательство: Экономика. 2002. -450 с.
- Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. Издательство: ГУ ВШЭ. -2003. 356 с.
- Гранберг А.Г., Кистанов В. В. Государственно-территориальное устройство России Издательство: ДеКА. 2003 — 256 с.
- Григорьев С.И., Сергиенко A.M. Региональная социальная политика реформируемой России: особенности трансформации и направления развития Барнаул: Изд-во «Азбука», 2002.
- Доленко Д.В. Территориальное устройство общества: социально-политический анализ. Саранск: НИИ регионологии, 1993.- 100с.
- Дробышевский С.Д. и др. Инвестиции: региональный аспект. М., 2002.
- Евстигнеева Л., Евстигнеев Р. Субфедеральные аспекты глобализации // Вопросы экономики, 2003, № 5.39.3лобин А. Г. Системный подход к разработке региональных программ экономического развития: Автореф. дис. канд. экон. наук. Казань, 1999.
- Иванов С.А., Борисова Г. В. Развитие социального партнерства и изучение рынка труда учреждениями профессионального образования: пособие для руководителей образовательных учреждений. СПб.: Изд-во ООО «Полиграф С», 2003, — 176 с.
- Иванов С.А., Борисова Г. В. Социальное партнерство в профессиональном образовании и сфере занятости: методологические и организационные аспекты- СПб.: Изд-во «Скифия», 2003, 96 с.
- Игнатов В.Г., Бутов В.И Регионоведение (методология, политика, экономика, право). Ростов-на-Дону: Март, 1998.- 320с .
- Игнатов В.Г., Бутов В. И. Экономическое развитие Юга России и проблемы управления им. Ростов-н/Д, 2000.
- Изард У. Методы регионального анализа: введение в науку о регионах. -М.: Прогресс, 1966.
- Илларионов А., Пивоварова Н. Размеры государства и экономический рост // Вопросы экономики, 2002, № 9.
- Илюмжинов К.Н. Обеспечение устойчивости и безопасности экономики Калмыкии // Экономика развития региона: проблемы, поиски, перспективы: Ежегодник. Вып.З. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2003.
- К. Гусева Ранжирование субъектов Российской Федерации по степени благоприятности инвестиционного климата Вопросы экономики № 6
- Кадди М. Опыт теории и политики регионального развития: пример для России? // Посткоммунистическая Россия в контексте мирового социально-экономического развития. Материалы международной конференции. -М.: Институт экономики переходного периода, 2001.
- Кадочников П., Синельников-Мурылев С, Трунин И., Четвериков С. Перераспределение региональных доходов в рамках системы межбюджетных отношений в России //Вопросы экономики, 2003, № 10.
- Катулев А.Н., Северцев Н. А. Математические методы в системах поддержки принятия решений. Издательство: Высшая школа, 2005 — 311 с.
- Кизицкий М.И., Крсалавская Г. И., Родзянко Н. Г. Экономический потенциал Южного федерального округа России. Ростов-н/Д, 2000.
- Климова Н.И. Научные основы инвестиционного обеспечения регионального развития: Автореф. дис. д-ра экон. наук. Екатеринбург, 1999.
- Клюкач В. Агробизнес России и присоединение к ВТО // АПК: экономика, управление, 2003, № 12.-С.11.
- Коков В.М. Дорогами реформ. Экономка и власть в условиях рыночных преобразований (Статьи, интервью, выступления). М.: «Славянский диалог», 1998.
- Коломиец А. На пороге инвестиционного бума? // Вопросы эконоики № 6
- Коробейников О.П., Трифилова А. А. Интеграция стратегического и инновационного менеджмента// Менеджмент в России и за рубежом. // 2001 г, № 4.
- Коробейников О.П.// Стратегическое поведение: от разработки до реализации// Журнал «Менеджмент в России и за рубежом"// 2002 г, № 3
- Крутик А.Б., Маркушевич О. Г. Планирование и организация предприятий в условиях рынка и конверсий. Часть 1. СПб.: Из-во СПбУЭФ, — 2003 г, 156 с.
- Кудряшов В.В. Концептуальные подходы к снижению экономической, социальной и правовой асимметрии в развитии регионов РФ // Регион: экономика и социология, 1999, № 1.
- Кузнецова О. Теоретические основы государственного регулированияэко-номического развития регионов // Вопросы экономики, 2002, № 4.
- Кузнецова О. В. Экономическое развитие регионов: теоретические и практические аспекты государственного регулирования.- М.: Эдиториал УРСС, 2002.
- Кульков В.М. Экономический рост и цели национального экономического-развития. В сб. Материалы конференции «Экономический рост и векторраз-вития современной России». М.: МГУ, 2003. — С. 34.
- Кутилин П. А. Изменение роли региональных центров РФ в социально-экономическом развитии своих регионов в 90-е годы // Вестник Моск. ун-та, сер. 5, геогр. 2002, № 3.
- Ларина Н.И., Бауман Л. А. Региональная политика субъектов Федерации. Региональная политика в Европе: Методическое пособие по спецкурсу. Вып. 1. -Новосибирск: Изд-во НГУ, 1994. 55 с.
- Лексин В., Швецов А. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. -М.: УРСС, 1997.-372 с.
- Лексин В., Швецов А. Общероссийские реформы и территориальное развитие // Российский экономический журнал, 2002, № 9.I
- Лексин В., Швецов А. Региональная политика России: концепции, проблемы, решения // Российский экономический журнал, 1993, №№ 9, 12- 1994, №№ 1−3,5−8, 10,11- 1995, №№ 1,3, 5−6- 1996, №№ 2,3,8- 1997, №№ 3,4.
- Лексин В., Швецов А. Социальная разгрузка депрессивных территорий: северный вариант // Вопросы экономики, 2001, № 11.
- Лексин В.Н., Швецов А.Н Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития Издательство: Эди-ториал УРСС. 2003 — 238 с.
- Леонтьев В. Экономические эссе. Теория, исследования, факты и политика. -М.: Политиздат, 1990.
- Леш А. Географическое размещение хозяйства. М.: Изд-во иностр. лит., 1959.
- Литвак Б. Стратегическое управление современным предприятием, Спб, Ве-га, 2004 г
- Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения. М.: Дело, 2003. — 345 с.
- Локшина А. М. Региональные диспропорции социального развития в странах СНГ // Вестник Моск. ун-та, сер. 5, геогр. 2002, — № 2.
- Ломовцева О.А. Планирование и прогнозирование региональной социо-природохозяйственной системы. Волгоград, 1998.
- Лычкина Н.Н. «Системы принятия решений в задачах социально-экономического развития регионов», Компьюлог, № 2(32), — М., — 1999 г.
- Лычкина Н.Н. Моделирование социально-экономического развития регионов. / Материалы научно-практического семинара кафедры информационных систем / Под ред. Ю.М. Черкасова- ГУУ М., — 2001.
- Лычкина Н.Н. Технологические возможности современных систем моделирования. / Банковские технологии, Выпуск 9, — М., — 2000 г.
- Львов Д. Региональная политика как фактор экономического роста // Проблемы теории и практики прогнозирования, 2000, № 1.
- Львов Д.С. Экономика развития. М., 2001.
- Львов Д.С., Гранберг А. Г., Егоршин А.П Стратегическое управление: регион, город, предприятие. Издательство: Экономика. 2004 — 603 с.
- Любовный В.А. Региональная экономика зарубежных стран / Институт макроэкономических исследований. М., 2001.
- Малашихина Н.Н., Киселев В. В. Методический инструментарий мониторинга устойчивости регионального развития // Устойчиво развитие Юга России: состояние, проблемы, перспективы. Ростов н/Д: Изд-во СКАГС. 2003.
- Малое предпринимательство в России. 2003: Стат.сб./ Госкомстат России. -М., 2003.
- Марголин A.M., Хутыз З. А. Теория и практика инвестиционного обеспечения развития экономики депрессивных регионов. Москва: НЦСиМО. 2004.
- May В.- Экономическая реформа и политический цикл в современной России.// Вопросы экономики. № 6. — 2005. — с. 13−12.
- Мау В., Яновский К. Политические и правовые факторы экономического роста в российских регионах // Вопросы экономики, 2001, № 11.
- Минсберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Д. Школы стратегий. СПб.: Питер 2000
- Минцберг Г. и др. Стратегический процесс. Пер. с англ. СПб.: Издательство «Питер», — 2001. — 123 с.
- Богачева Бюджетные механизмы в мировой практике развития депрессивных и отсталых регионов. // Вопросы экономики № 6 — 2005. — с. 65−69.
- Петров А.Н. Стратегическое планирование развития предприятия. СПб.: Из-во СПбУЭФ, 1993.- 108 с.
- Пономаренко В. Технология стратегического управления. // Бизнес Информ. 1999 г, -No3−4 с. 84−88.
- Пономаренко B.C. Стратегический мониторинг // Вестник ХГЭУ. 1999. -No2(10). — с. 3−8.
- Рохчина В.Е. Социальное партнерство как фактор реализации стратегического выбора. В кн. Муниципальное управление: стратегический выбор муниципального образования. М.: Логос, 2002. -С. 56−59.
- Сенчагов В. Экономическая безопасность: состояние экономики, фондового рынка и банковской системы // Вопросы экономики № 6. 2005. — с. 34−38.
- Социальное партнерство как инструмент управления стратегическим развитием муниципального образования. / Под ред. С. Н. Юрковой. М.:РНЦ ГМУ «Российский научный центр государственного и муниципального управления», 2003. -С. 317−346. (в соавт.)
- Старк Д.- Рекомбинированная собственность и рождение восточно- европейского капитализма.// Вопросы экономики № 6. 2004 — с.43−49.
- Татаркин А., Романова О., Куклин А., В. Яковлев Экономическая безопасность как объект регионального исследования.// Вопросы экономики № 6. -2005. — с. 24−27.
- Теребина Т. Федерализм умер? Да здравствует федерализм! //"НГ- Регионы» № 11, — 1999.-c.8−13.
- ТишинЕ.В. Управление развитием социальной сферы муниципальных образований. М.: РИЦ «Муниципальная власть», 2001. — 295с.
- Тригубович Ю. Аполитичная конференция на «политическую» тему. Беспристрастный взгляд на проблему федерализма // «Независимая Газета» 16.02.99 г.
- Троцковский А.Я., Родионова Л. В., Сергиенко A.M., и др. Социально-экономические аспекты реформирования в Алтайском крае в 90-е годы. Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 2001. — 248 с.
- Тумусов Ф. Новый российский федерализм для XXI века // «НГ- Регионы». 2004.—№ 3 — с. 23−28.
- Уткин Э. А. Денисов А.Э. Государственное и региональное управление. -М.: Финансы и статистика, 2000. — 234 с.
- Федоров Н.В., Кураков Л. П. Прогнозирование социально-экономического развития регионов Российской Федерации. Издательство: Пресс-Сервис. -20 003 160 с.
- Шапошников О.В. Методология стратегического управления промышленным предприятием. М.: Дело. 2003. — 345 с.
- Экономическое поведение населения агропромышленного региона в годы реформ: стратегии и механизмы формирования / Под ред. Сергиенко A.M., Родионовой Л. В. Барнаул: Изд-во «Азбука», 2001. 300 с.
- Юкаева B.C. Управленческие решения. М.: Дашков и Ко, 2002. — 123 с.
- Adams С. 1994 Spatial Variation in Canada’s Socio-Economic Weil-Being: Analyzing 1991 Census Data to Determine Trends in Regionalism and Provincialism in Canada. Geography Department thesis, Wilfrid Laurier University.
- Economic Development: The Case of China- Patterns of Change in the Legal System and Socio-Economy. Haward Institute for International Development Publication. November 1998.
- Fan Gang, Xin Chunying. The Role of Law and Legal Institutions in Asian
- Jeffrey D. Sachs. Foreign Direct Investment in China: Issues and Problems. Institute for International Development Publication. March 2000.
- New Development Case Studies. Publication of Canada Land Resources Agency, July 2000.
- The Global Competitiveness Report. World Economic Forum. — Geneva, 21.05.1997.