Художественное мастерство Сека Гадиева — поэта
Творчество Сека Куцыриевича Гадиева (1855−1915) является одним из интереснейших явлений осетинской художественной литературы. С. Гадиев по праву считается основоположником осетинской художественной прозы. В таких рассказах, как «Азау», «Айсса», «Залда», «Арагвский алдар Нугзар», «Женщина в трауре», «Сафират», «Садулла и Манидза», «Мать и сын», «Сестра и брат» и других широко показана тяжелая… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Фольклорно-литературные истоки лирики С. Гадиева
- 1. 1. Народно-героическая песня и лирика Сека Гадиева
- 1. 2. Жанр причитания в осетинском фольклоре и в лирике Сека
- Гадиева
- 1. 3. Идейно-художественное влияние Коста Хетагурова на поэзию Сека
- Гадиева
- Глава 2. Идейное содержание поэтического творчества С. Гадиева
- Глава 3. Поэтика лирического наследия С. Гадиева
- 3. 1. Композиция лирического стихотворения Сека Гадиева
- 3. 2. О рифме Сека Гадиева
- 3. 3. Образная система лирики Сека Гадиева
Художественное мастерство Сека Гадиева — поэта (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Творчество Сека Куцыриевича Гадиева (1855−1915) является одним из интереснейших явлений осетинской художественной литературы. С. Гадиев по праву считается основоположником осетинской художественной прозы. В таких рассказах, как «Азау», «Айсса», «Залда», «Арагвский алдар Нугзар», «Женщина в трауре», «Сафират», «Садулла и Манидза», «Мать и сын», «Сестра и брат» и других широко показана тяжелая жизнь осетинского крестьянства в пореформенное время, в них Сека приходит к неутешительному выводу: в прошлом осетины-труженики подвергались суровой эксплуатации в результате бесчеловечных адатов патриархальной старины.
Кроме рассказов об историческом прошлом, Сека написал цикл прозаических произведений о современной ему жизни, он создал также несколько народных сказок, преданий и легенд.
Наряду с прозаическими произведениями, Сека писал весьма интересные и талантливые поэтические произведения. Интересно отметить, что свою литературную деятельность он начал именно со стихов.
Борьба с беспросветной нуждой наложила трагический отпечаток на всю дальнейшую жизнь талантливого писателя. С ней Сека пришлось бороться до конца своей жизни. А преследовать его она начала с юных дней.
Как свидетельствует первый биограф Сека, его сын, крупный осетинский поэт Цомак Гадиев, отец писателя Куцыри, неграмотный, но мудрый человек, каким-то внутренним инстинктом угадал одаренность сына и все силы приложил к тому, чтобы дать ему образование.
Эта его мечта осуществилась благодаря грузинскому священнику, случайно попавшему в их края. По просьбе Куцыри он научил способного юношу грузинской грамоте, и в скором времени Сека мог читать в оригинале произведения грузинской художественной литературы. С помощью этого священника Сека стал псаломщиком и много лет проработал в церкви родного села Ганис.
Однако это не избавило его от материальной нужды, и чтобы прокормить большую семью (у него было семеро детей), ему пришлось заниматься тяжелым трудом земледельца. Его сын Цомак писал: «.он с потом и кровью вырывал свой черствый ячменный хлеб с клочков своей пашни» (22,240).
Через некоторое время он переехал на постоянное местожительство в Северную Осетию, работал в разных церквях причетником, но, несмотря на отчаянные попытки, не смог добиться материального достатка.
Таким образом, Сека Гадиеву приходилось заниматься литературной деятельностью время от времени, урывками, и это, конечно, сильно повлияло на развитие его таланта, он не проявился во всей своей мощи, во всем своем блеске. Невзирая на вышеуказанные обстоятельства, Сека удалось написать поразительно много: кроме вышеназванных прозаических произведений он является автором пяти сборников стихотворений, тридцати коротких новелл, драматических сцен, нескольких сказок, стихотворений в прозе, публицистических статей, переводил выражения мудрецов. По сей день исследователи точно не знают, к какому периоду его жизни можно отнести начало литературной деятельности Сека Гадиева.
В вышеуказанной статье Цомак Гадиев считает, что уже в конце 70-х годов XIX века Сека Гадиев писал стихи. Не оспаривая это мнение, известный осетинский поэт и ученый Нафи Джусойты в своей монографии «Сека Гадиев» утверждает, что «.вероятно, к этому времени относится изначальная проба пера писателя».
Вряд ли опыты этого времени были удачны. Во всяком случае, можно с уверенностью утверждать, что произведения этого периода остались фактами личной биографии писателя, не стали фактами его творческой биографии.
В этом нас убеждает идейно-художественное содержание и состав первой книги писателя, с которой он решил выступить на литературную арену" (23, 21).
Однако, невзирая на то, что не осталось никаких свидетельств, можно предположить, что первые стихотворения Сека Гадиев создавал в более раннем возрасте, нежели указывает Цомак, а именно — в отроческом возрасте, сразу же после того, как грузинский священник обучил его грамоте. К этой мысли нас побуждает беспокойная, метущаяся душа поэта, которая так сильно проявилась впоследствии в его стихотворениях. Эти стихотворные опыты Сека Гадиева, несмотря на их техническое несовершенство, наверняка, дали бы ясное представление о внутренней жизни поэта, и, несомненно, они представляли бы известную ценность как его первые опыты на поэтическом поприще.
Талант С. Гадиева особенно ярко раскрылся в прозе. В жанре прозы у Сека Гадиева не было предшественников. До Сека прозаические и публицистические произведения писал видный осетинский писатель и публицист Инал Кануков, но и он их создавал на русском языке.
Значительный вклад в исследование проблемы изучения творчества Сека Гадиева внес Нафи Джусойты. В своей монографии «Сека Гадиев», а также во втором томе своей «Истории осетинской литературы» Нафи Джусойты разбирает поэтическое творчество Сека Гадиева, притом надо подчеркнуть, что в обеих книгах он частично разрабатывает и проблемы художественного мастерства поэта, но ученый специально не ставил перед собой такой цели.
Отдельные статьи о поэтическом творчестве Сека написали Васо Абаев, Хаджи-Умар Алборты, Хадзыбатыр Ардасенов, Александр Бязров, Цомак Гадиев, Хаджи-Мурат Дзуццати, З. М. Салагаева, Шамиль Джикаев и др.
Проблемам художественного мастерства Сека Гадиева — поэта уделяет внимание и Хадзыбатыр Ардасенов в своем «Очерке развития осетинской литературы» и в «Жизни и поэзии», а также Хаджи-Мурат Дзуццати в своей статье, но в их работах разработка этой проблемы носит эпизодический характер.
Литературоведами, критиками, писателями сделано немало для исследования творчества великого осетинского поэта, прозаика, основоположника художественной прозы на осетинском языке. Однако поэзия Сека Гадиева изучена недостаточно. Необходимы специальные научные работы, в которых бы проблемы художественного мастерства Сека Гадиевапоэта были комплексно проанализированы.
Поэзия Сека Гадиева многосторонняя, сложная, богатая. Его поэзию составляют гражданские лирические стихотворения, басни, миниатюры.
Сека удалось вложить душу в свои прозаические и поэтические произведения, и этим объясняется их жизненность, именно поэтому они не оставляют равнодушным читателя.
Несомненно, поэтическое творчество Сека Гадиева является одной из интереснейших страниц осетинской литературы. Это утверждение наших ученых мы считаем незыблемым. Но если в начале своего творческого пути талантливый поэт находился под влиянием своего великого учителя Коста Хетагурова, то в скором времени ему удалось проложить самостоятельную дорогу и, как мы видим, он обогатил осетинскую поэзию многими оригинальными поэтическими произведениями.
Настоящему поэту всегда удается показать в своих произведениях время, в котором он живет, т. е. ему удается показать события и правду времени в совокупности, ему удается полностью обнажить свою душу, раскрыть судьбы тех людей, которые окружают его, это в полной мере удалось и Сека Гадиеву. К боли его нежной и любящей души добавилось неизбывное горе родного народа, и поэту удалось полностью показать их в своих произведениях. Благодаря этому, Сека познакомил потомков с противоречиями своей эпохи.
Нам представляется, что Сека Гадиев является одним из самых драматичнейших художников осетинской литературы. С самого рождения он испытал горести жизни, ему пришлось бороться с пресловутой судьбой, из стонов и стенаний души родного народа родились его прекрасные стихи.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью осмыслить художественное мастерство Сека Гадиева.
Идеи, темы, мотивы, сюжеты, волновавшие С. Гадиева злободневны и для нашего времени.
Целью диссертационного исследования является комплексное исследование лирики Сека Гадиева, разработка проблем художественного мастерства поэта.
Основные задачи исследования:
1. Провести критический обзор литературы по исследуемой проблеме.
2. Изучить связи лирики С. Гадиева с народно-героической песней, с жанром причитания.
3. Раскрыть образную систему художественного мастерства Сека Гадиева — поэта.
4. Выявить роль идейно-художественного влияния К. Хетагурова на поэзию С. Гадиева.
Объектом исследования является поэзия Сека Гадиева.
Предметом исследования является выявление особенностей художественного мастерства Сека Гадиева.
Научная новизна исследования определяется тем, что в нем впервые предпринята попытка комплексного изучения проблем художественного мастерства Сека Гадиева — поэта. В диссертации выявляются связи между народно-героической песней и лирикой Сека Гадиева — поэта, исследуются проблемы жанра причитания в осетинском фольклоре и в лирике Сека Гадиева, а также впервые анализируются композиции девяти лирических стихотворений поэта и его поэмы «Иунаг», специальные параграфы посвящены рифме и образной системе лирики Сека Гадиева.
Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы при разработке лекционных и практических специальных курсов по осетинской литературе на факультетах русской и осетинской филологии, а также могут быть учтены при написании истории осетинской литературы.
Апробация диссертационного исследования проводилась в рамках прочитанных лекций для студентов факультетов филологии и журналистики ЮОГУ им. А. А. Тибилова, а также выступлениями на научных сессиях в Юго-Осетинском научно-исследовательском институте.
Основные положения диссертации изложены в статьях, опубликованных в журнале «Фидиуаг», «Известиях» ЮОНИИ им. З. Н. Ванеева, «Ученых Записках» ЮОГУ и в центральной печати. Диссертационная работа обсуждалась на заседаниях кафедр осетинского языка и литературы Юго-Осетинского и Северо-Осетинского государственных университетов в 2006 г.
Структура работы. Диссертация включает в себя введение, три главы, заключение, список использованной литературы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Несомненно, Сека Гадиев внес крупный вклад в развитие осетинской поэзии. Исследователи осетинского литературного процесса дают противоречивые оценки его поэтическому творчеству, но то, что Сека был настоящим поэтом, никто из них не подвергает сомнению, а по мнению Хаджи-Мурата Дзуццати Сека-поэт не уступает Сека-прозаику. По этому поводу он писал в своей статье «Сека»: «Читатель не один и не два раза слышал, что Сека преимущественно был прозаик, о, да. Сека был большой прозаик, но, как поэт был не меньше.
Поэзия Сека многосторонна, сложна и богата.
Основу ее составляют гражданские стихи, лирические стихотворения, басни, дидактические куплеты и миниатюры.
Конечно, как всякий классик, и Сека писал отдельные слабые стихотворения, но не они являются главным мерилом в оценке творчества писателя.
Главное внимание обращают на его лучшие стихи, т. е. на те стихотворения, из которых построена его поэтическая башня, и благодаря им определяют ее объективное содержание.
Глубокие чувства, зримые образы, различные интонации в поэзии Сека встречаются обильно". (4.С.199).
Конечно же, на поэтическое творчество Сека оказали сильное влияние осетинская устная народная поэзия и «Ирон фандыр» Коста Хетагурова, особенно на начальном этапе его творчества, но если бы в зрелые годы он не освободился от влияния Коста, то его поэзия сегодня не представляла бы для нас никакого интереса. В связи с этим представляется верной мысль Нафи Джусойты:
Осетинская поэзия в тот период своего становления переживала, условно говоря, переходный период от устно-поэтической к индивидуально-профессиональной традиции. Коста Хетагуров своим творческим подвигом подвинул столь далеко развитие осетинской поэзии в русло новой, им самим созданной, традиции, что Сека Гадиеву подняться до его уровня не удалось, хотя он и усвоил многие особенности новой традиции" (2.С. 1 640 166).
Мы не сопоставляем масштаб поэтического дарования Сека Гадиева с Коста Хетагуровым, но каждый настоящий поэт вносит в поэзию свой оригинальный вклад, то же самое можно сказать и о Сека.
Поэты ценны тогда, когда они хорошие, но разные.
Поэтическое творчество Сека Гадиева, в частности, его лирические стихотворения, являются важным вкладом в осетинскую поэзию.
Такие его лирические стихотворения, как «Фыдыбаестае» («Отчизна»), «Хаехты мает» («Кручина гор»), «Мае баелас» («Мое дерево»), «Чырыстийы цъуппмае» («Вершине Христа», «Фын"("Сон»), «Уалдзыгон зараег"(«Весенняя песня»), «Ирыстон» («Осетия»), «Маегуыры заердае» («Сердце бедняка»), «Терк» («Терек»), «Хъараег» («Причитание»), «Таехуды"("Желание»), «Фаедис» («Тревога»), «Уарзон» («Любимая»), «Саниба» («Саниба»), «Маенг Дуне» («Бренный мир»), «Мае фэендаг"(«Мой путь»), «Кьэевда"("Дождь), «Лшкъард хъуыды» («Грустная мысль»), «Л5фсадхон, 1914 азы» («Полководец, в 1914 году») и другие являются глубоко оригинальными, подлинными поэтическими созданиями.
Как и Коста Хетагуров, Сека Гадиев полностью посвятил свою жизнь народу, в свои лирические стихотворения он вложил свою душу, она то грустит, то горюет, но, к сожалению, очень редко смеется, ибо трагическое положение родины и родного народа давали ему мало повода для веселья, для смеха.
Стихотворения «Таехуды» («Желание»), «Ирыстон» («Осетия»), «Пахуымпар» («Пророк»), «Ме 'мбзестоназн дзуапп» («Ответ моему земляку»), «Не 'хеинаен нард гогызы фыд нае тайы» («Наша госпожа не переносит индюшатину»), «Таеригъаедцжын» («Грешник»), Фыййауы сагъаес" («Печаль пастуха»), «Саерд» («Лето»), «Ныстуан» («Завещание», «Ос-Баегъатыры мады хъараег» («Песня матери Ос-Багатара») и другие, вошедшие в его последние поэтические сборники «Куырм фзгндырдза2гъдагг"(«Слепой гармонист») и «Фынтаг"("Сны»)говорят о том, что поэтический талант Сека Гадиева все развивался.
К сожалению, из-за трагической гибели поэтический талант Сека Гадиева не достиг своего полного и высшего развития.
Список литературы
- Абаев В.И. Сека Гадиев // Звезда. 1930. № 9. — .С. 154.
- Абаев В.И. Сека Гадиев // Мах дуг. 1965. № 10. — С Л 25.
- Абаев В.И. О Сека Гадиеве // Альманах Советская Осетия.- 1965 — № 26−27.-С.126.
- Ардасенов Х.Н. Сека Гадиев и его творчество // Альманах. Советская Осетия. 1956. № 7−8. С. 156.
- Асеев Н. Разговор о поэзии. М., 1962. — 280 с.
- Архив СО НИИ. Ф.30−3. -С. 147.
- Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979. — 400 с.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. — 350 с.
- Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1994. — 270 с.
- Белинский В.Г. ПСС в 13 т., т. 7. С.330−337. -М., 1955.
- Бзаров Р.С. История в осетинском предании. Владикавказ: Ир, 1999. -С. 26−27.
- Блок А.А. Соб.с. в 6 т.Л., 1982.- С. 125.
- Бодлер Ш. Об искусстве. М.: Искусство, 1986. -240 с.
- Брюсов В.Я. Синтетика поэзии. М — Л., 1925. — 350 с
- Бязров А.Х. Художественные особенности Сека. Мах дуг, 1950. № 2.
- Бязров А. Х. Бестаев А. Его имя будет жить в веках. Фидиуаг, 1965. № 9. -С. 124−129.
- Гадиев Ц.Ю. Сека Гадиев осетинский поэт-самоучка. Известия Горского Педагогического интитута. T.V. — Владикавказ: — С. 235−240.
- Гадиев С.К. Азау. Ир, Орджоникидзе: 1981. — С.424.
- Гете И.В. Разговоры Гете с Эккерманом. Т.1.СПБ.: 1905. С. 20.
- Гюйо М. Задачи современной эстетики. СПБ, 1899. — С. 127.
- Дзуццати X. Баерндзинад. Цхинвал, 1976. — С. 199−201.
- Джикаев Ш. В. Ныхасы фарн. Дзагуджыхъэеу: Ир, 1996. — 380 ф.
- Джусойты Н.Г. Сека Гадиев. Сталинир, 1958. — С. 9−321.
- Джусойты Н.Г. Коста Хетагуров Сталинир, 1958. — С. 322−350.
- Земцовский И.В. Русские протяжные песни. Л., 1967. -350 с.
- Жирмунский В.М. Мелодика стиха. Л., 1977. — 380 с.
- Жирмунский В.М. К вопросу о стихотворном ритме. М., 1955. -420 с
- Жирмунский В.М. Теория стиха. Л., 1975. — С.294.
- Ирон адземон сфаелдыстад: Хрестомати. Дзауджикау, 1949. С. 41.
- Карман Б.О. Лирика Некрасова. Ижевск, 1978. -330 с.
- Киреевский И.В. Нечто о характере поэзии Пушкина. ПСС. М., 1911.Т.2. -350 с.
- Кузьмин Н. Штрих и слово. Л., 1968. — 380 с.
- Ларин Б.А. О лирике как разновидности художественной речи.- Л., 1974. -340 с.
- Лотман Ю.М. Лекции по структуральной поэтике. Тарту: 1975. — 290 с.
- Мамсыраты Т. Ирон зарджытзе.- Ирыстон, 1965. С.4−6.
- Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма,— М.: Наука, 1976. 240 с.
- Маршак С .Я. Воспитание словом. М.: Правда, 1990. Собр. Соч. в 4 т. Т.4.-С. 103−104.
- Маршак С.Я. О плохих и хороших рифмах. М., 1986. Соб. соч. в 4 т. Т.4. — С.114−115.
- Миллер В. Осетинские этюды. Т.11. Осетинские тексты. М., 1881. — 580 с.
- Милетинский М. Поэтика мифа. М., 1976. -320 с.
- Непомнящий B.C. Поэзия и судьба. М.: Советский писатель, 1987.440 с.
- Памятники народного творчества осетин // Вып.П.-1937.-С.150.
- Плиев Г. Г. Сека, певец горского народа. Фидиуэег. № 4. — С 120−130. 2005.
- Пушкин А.С. ПСС в 10 т., t.VI.M. Л., 1958. — С.619.
- Савкуев С. Язык писателя // Мах дуг, 1949. № 11. -125 с.
- Салагаева З.М. Коста Хетагуров и осетинское народное творчество. -Орджоникидзе, 1959.-С. 106−107.
- Салагаева З.М. Четыре этюда об осетинской прозе. Орджоникидзе: Ир, 1970. -340 с.
- Сборник Венок бессмертия. Владикавказ, 2000. — С. 155−177.
- Семенко И.М. Жизнь и поэзия В.А. Жуковского. М., 1975.- 440 с.
- Сильман Т.Н. Заметки о лирике. Советский писатель, Ленинград, 1977. — С.199−200.
- Соболевский А.И. Великорусские народные песни. Т.З. М., 1966.450 с.
- Тимофеев Л.И. Очерки теории и истории русского стиха. М., 1958. -480 с.
- Тынянов Ю.Н. Пушкин и его современники. М., 1969. — 440 с.
- Туаев Ш. С. Зазххкусгегадон азмаз социален фарстытаз Секъайы Сфаелдыстады. Фидиуазг, 2005. № 3 С. 85−89.
- Ушаков Н.Н. Мастерская. М., 1977. — 440 с.
- Хетагуров К.Л. ПСС в 3 т. Т.З.- М., 1983. С. 90.
- Цвейг С. Вчерашний мир. Воспоминания европейца. М.: Радуга, 1987. -С.220.
- Эйхенбаум Б.М. Мелодика русского лирического стиха. М., 1962. -350с.
- Якобсон Р. Лингвистика и поэтика. М., 1975. — 420 с.