Развитие системы стратегического управления регионом на основе внедрения сбалансированной системы показателей
Переход российской экономики на инновационный путь развития, являющийся приоритетной стратегической задачей как системы управления национальной экономикой, так и ее мезоуровневыми подсистемами, предполагает необходимость перепроектирования действующих управленческих механизмов, в первую очередь на основе реализации принципа сбалансированности в управлении, что предполагает необходимость учета как… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретико-методологические основы стратегического управления регионом
- 1. 1. Понятие, основные особенности и сущность регионального стратегического управления
- 1. 2. Формирование стратегии управления мезоуровневой социально-экономической системой
- 1. 3. Реализация принципа сбалансированности и Парето-оптимальности в региональном стратегическом управлении
- Глава 2. Методические основы стратегического управления развитием региона на основе внедрения сбалансированной системы показателей
- 2. 1. Текущее состояние российских регионов в разрезе элементов сбалансированной системы показателей
- 2. 2. Адаптация системы сбалансированных показателей к целям мезоуровневого управления
- 2. 3. Диагностика результативности, эффективности и качества стратегического управления регионом на основе сбалансированной системы показателей
- Глава 3. Совершенствование системы сбалансированного стратегического управления регионом
- 3. 1. Формирование стратегической карты управления развитием региона
- 3. 2. Мониторинг и контроль в системе стратегического управления регионом
- 3. 3. Прогнозирование воздействия развития системы стратегического управления регионом на его социально-экономические показатели (на примере ПФО)
Развитие системы стратегического управления регионом на основе внедрения сбалансированной системы показателей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. В текущих условиях глобальной экономической стагнации основой обеспечения восходящего тренда развития социально-экономических систем на мезоуровне становится повышение эффективности функционирования их экономических подсистем, что предполагает накопление финансового, человеческого, информационного, организационного и иных форм капитала в рамках реализации стратегических целей. В то же время улучшение социально-экономических результатов функционирования региона требует разработки и реализации индивидуальной для каждого мезоуровневого образования стратегии, основанной на развитии его сильных сторон за счет имеющихся возможностей, что позволит обеспечить лидерство региона в определенной сфере и, как следствие, его долгосрочную конкурентоспособность. В настоящее время рост результативности и эффективности развития мезоуровневых социально-экономических систем достигается, как правило, опережающими затратами на достижение поставленных стратегических целей, что приводит к снижению эффективности функционирования как системы в целом, так и ее подсистем, и, соответственно, не способствует обеспечению их положительной поступательной динамики, вследствие чего реализация целевых установок стратегии развития Российской Федерации до 2020 года представляется затруднительной.
Переход российской экономики на инновационный путь развития, являющийся приоритетной стратегической задачей как системы управления национальной экономикой, так и ее мезоуровневыми подсистемами, предполагает необходимость перепроектирования действующих управленческих механизмов, в первую очередь на основе реализации принципа сбалансированности в управлении, что предполагает необходимость учета как финансовых, так и нефинансовых составляющих регионального развития в процессах стратегического менеджмента. Кроме того, существующая тенденция к увеличению дифференциации уровней развития российских регионов, которая в значительной степени препятствует достижению целей национальной стратегии, диктует необходимость реализации принципа Парето-оптимальности в процессах стратегического управления, и не допустить ситуации несбалансированного развития, что, в свою очередь, предполагает целесообразность формирования системы стратегического управления регионом на основе положений концепции системы сбалансированных показателей (ССП). Использование комплексных критериев ССП позволяет обеспечить большую гибкость и адаптивность стратегического управления регионом, что, в свою очередь, предполагает сохранение конкурентоспособности в долгосрочном периоде вследствие оперативной реакции мезоуровневой социально-экономической системы на изменения внешней и внутренней среды.
Указанные обстоятельства подтверждают, что рациональное управление стратегическим развитием регионов должно быть основано на внедрении системы сбалансированных показателей в процессы планирования, организации, мотивации, координации и контроля в рамках замкнутого цикла управления мезоуровневой социально-экономической системой. Применение такого подхода позволит добиться рационального соотношения участия подсистем региона в решении проблемы эффективного стратегического управления, имеющего целью обеспечение стабильного тренда развития мезоуровневой системы на основе освоения конкурентного потенциала.
Степень разработанности проблемы. Методологические основы теории региональной экономики были изложены в трудах экономистов-классиков А. Вебера, Р. Кантильона, В. Лаунхардта, Б. Олина, Д. Рикардо, Л. Смита, Дж. Стюарта, Й. Тюнена, Э. Хекшера. Среди отечественных исследователей можно выделить труды О. Барбакова, С. Барзилова, Л. Гаврилова, Л. Гранберга, Н. Колосовского, Н. Некрасова, В. Сигова, С. Тархова, А. Чернышева и др. Среди ученых, занимающихся разработкой проблем управления социально-экономическими процессами в мезоуровневых социально-экономических системах следует отметить работы Л. И. Абалкина, В. Г. Афанасьева, A.M. Бабича, В. И. Бутова, С. Д. Валентея, В. Г. Игнатова, Б. З. Мильнера, Н. М. Римашевской, Р. В. Рыбкиной, И. М. Слепенкова, Р. Н. Федосовой.
Значительный вклад в изучение проблем регионалистики, государственного регулирования, управления, прогнозирования и планирования внесли труды российских ученых А. Г. Аганбегяна, Э. Б. Алаева, Ю. Н. Гладкого, — А. Г. Гранберга, А. И. Добрынина, В. В. Кистанова, H.H. Колосовского, В. Н. Лексина, H.H. Минакира, H.H. Некрасова, В. Ф. Павленко, А. И. Попова, М. В. Степанова, А. И. Татаркина, В. Я. Феодоритова, М. Д. Шарыгина, А. Н. Швецова, Р. И. Шнипера, А. И. Чистобаева и др. Из зарубежных исследований, посвященных проблемам стратегического управления и региональной экономики известны труды У. Айзарда, И. Ансоффа, Г. Минцберга, Т. Коно, М. Портера, X. Ричардсона, А. Стрикленда,.
A. Томпсона, Э. Чандлера, К. Эндрюса. Исследованию особенностей развития Байкальского региона и Республики Бурятия посвящены работы.
B.Е. Викулова, М. М. Егорова, Л. В. Потапова, Г. Ш. Раднаева, В. И. Самаруха, К. Ш. Шагжиева и др.
Существенный вклад в развитие теоретической и методической базы стратегического управления внесли такие зарубежные авторы, как Р. Акофф, И. Ансофф, П. Дойль, Б. Карлофф, У. Кинг, Д. Клиланд, Дж. Куинн, Ж.-Ж.Ламбен, Г. Минцберг, М. Портер, К. Прахалад, А. Р. Стерлин, А.Дж.Стрикленд, А. А. Томпсон, Д. Хасси, Г. Хэмел, К. Эндрюс и др. Среди отечественных разработок по проблемам формирования стратегии развития социально-экономической системы следует отметить исследования В. М. Архипова, О. С. Виханского, А. В. Градова, В. С. Ефремова, А. Е. Карлика, С. Г. Ковалева, М. И. Круглова, Э. М. Короткова, А. Н. Наумова, А. Н. Петрова, Н. Н. Тренева, Э. М. Уткина, А. В. Челенкова и др.
Региональный аспект оценки социально-экономической эффективности широко представлен в исследованиях В. А. Агафонова, В. К. Булгакова, Ю. Н. Гладкого, А. Г. Гранберга, Е. В. Заровой, В. В. Кистанова, A.A. Мироедова,.
Н.В. Мордовченкова, П. Л. Попова, И. Д. Тургеля, М. В. Цапенко, Г. И. Чудилина и др. Вопросы сбалансированного управления социально-экономическими системами исследовались М. Брауном, М. Веттером, Р. Барретом, А. Гершуном, М. Горским, В. Кандалинцевым, Р. Капланом, П. Нивеном, Д. Нортоном, Н.-Г. Ольве, Х. Рамперсадом, Ж. Роем, А. Сьостранд И др.
Однако, несмотря на наличие значительного количества работ, посвященных исследованию отдельных аспектов стратегического управления регионами, вопросы совершенствования соответствующих процессов на основе внедрения системы сбалансированных показателей остаются в настоящее время недостаточно разработанными.
Целью исследования является разработка и научное обоснование теоретических и методических положений, а также практических рекомендаций, направленных на формирование эффективной системы стратегического управления регионом на основе внедрения сбалансированной системы показателей.
Поставленная цель определила задачи исследования:
— исследовать типологию стратегических альтернатив, которые могут возникнуть в процессе управления региональным развитием;
— предложить матрицу значимости составляющих экономического потенциала региона в процессе достижения стратегических целей его развития;
— разработать алгоритм проектирования системы стратегического управления регионом;
— сформулировать систему частных критериев оценки результативности и эффективности стратегического управления региономпредложить стратегическую карту управления развитием мезоуровневых социально-экономических систем и провести апробацию ее использования в практике регионального управления;
— сформировать методический подход к организации мониторинга и контроля в системе стратегического управления регионом в совреаменных условиях.
Объектом исследования являются механизмы стратегического управления развитием на мезоуровневых социально-экономических систем, основанные на применении сбалансированной системы показателей.
Предметом исследования являются организационно-управленческие отношения, возникающие в процессе стратегического управления регионом с использованием сбалансированной системы показателей.
Теоретической и методологической основой диссертационного исследования стали теоретические концепции, гипотезы и разработки, обоснованные в научных работах по экономической теории, а также в научных трудах представителей организационно-управленческого направления: регионального менеджмента, стратегического и корпоративного менеджмента, операционного менеджмента, финансового, производственного, инвестиционного, инновационного, менеджмента качества и других ветвей менеджментаработах по управлению ресурсным обеспечением на микрои мезоуровне, трудах по исследованию результатов передачи технологий, общей теории систем, экономической социологии и др.
Методологической основой диссертационного исследования являются принципы диалектики, индукции и дедукции, позволяющие выявить основные характеристики явлений и процессов и их взаимосвязь, определить наиболее существенные тенденции их развития в современной глобальной экономической среде.
Исследование базируется на использовании элементов теории систем, экономического анализа, общенаучных методов познания, структурно-функционального, структурно-логического и экономико-математического моделирования, факторного анализа, маржинального анализа, функционально-стоимостного анализа, статистического анализа, рейтинговых оценок, методов линейного и нелинейного программирования.
Информационную базу исследования составляют сведения официальных федеральных и региональных статистических органов Российской Федерации (РФ) и зарубежных государств, Министерства экономического развития РФ, Министерства регионального развития РФ, Министерства экономики Республики Татарстан (РТ), данные Российского союза промышленников и предпринимателей, союза промышленников и предпринимателей РТ, специализированных аналитических зарубежных компаний — Standard&Poors, Fitch, рейтингового агентства «Эксперт РА», Института современного развития, Института экономический политики, информация о результатах производственно-хозяйственной деятельности региональных предприятий и др. В работе используются нормативные документы, определяющие принципы функционирования отечественных предприятий и комплексов реального сектора экономики. В процессе подготовки работы в качестве информационных источников были использованы монографии, коллективные работы, публикации в периодической печати, материалы научно-практических и научно-методических конференций, информационные ресурсы всемирной сети Интернет и др.
Содержание диссертационного исследования соответствует п. 3. Региональная экономика: 3.17. Управление экономикой регионов. Формы и механизмы взаимодействия федеральной, региональной, муниципальной власти, бизнес-структур и структур гражданского общества. Функции и механизмы управления. Методическое обоснование и разработка организационных схем и механизмов управления экономикой регионовоценка их эффективности и п. 10. Менеджмент: 10.15. Стратегический менеджмент, методы и формы его осуществления. Внешняя и внутренняя среда организации. Процесс и методы разработки и реализации стратегии. Развитие форм стратегического партнерства. Содержание и методы стратегического контроля. Корпоративные стратегии, оптимизация размера фирмы и вертикальная интеграция, стратегии диверсификации.
Формирование и управление цепочками создания ценности. Конкурентоспособность бизнеса. Создание и удержание ключевых компетенций. Стратегические ресурсы и организационные способности фирмы. Сбалансированная система показателей как инструмент реализации стратегии организации. Процесс построения сбалансированной системы показателей (ССП). Преимущества и недостатки применения ССП в российских условиях. Управление жизнеспособностью организации Паспорта ВАК России специальности 08.00.05 — «Экономика и управление народным хозяйством».
Научная новизна результатов исследования состоит в теоретико-методическом обосновании механизма стратегического управления региональным развитием на основе внедрения сбалансированной системы показателей, разработке методических рекомендаций и практических предложений по рациональному планированию, организации и координации соответствующих процессов менеджмента на мезоуровне.
По области исследования «Региональная экономика».
1. Создана типология стратегических альтернатив развития региона, учитывающая приоритетный тип реализуемой мезоуровневым образованием стратегии (лидерство по издержкам, дифференциация, фокусирование) и уровень развития регионального потенциала, рассматриваемого в разрезе элементов сбалансированной системы показателей, в рамках которой определены приоритетные направления регионального развития.
2. Сформирована матрица значимости составляющих экономического потенциала региона в процессе достижения стратегических целей его развития, базирующаяся на применении метода АВС-анализа при определении уровня существенности составляющих экономического потенциала в разрезе типов реализуемых в регионе стратегий.
3. Предложен алгоритм формирования системы стратегического управления регионом, предполагающий последовательную реализацию этапов формулировки миссии мезоуровневой социально-экономической системы, постановки стратегических целей в рамках системы сбалансированных показателей, анализа внутренней и внешней среды, формулировки задач стратегического развития, проектированная организационной системы стратегического управления регионом, формирования комплекса мер по достижению стратегических целей, проектирования систем ресурсного обеспечения, мониторинга и контроля, обратной связи, а также разработки порядка и последовательности корректировки системы стратегического управления регионом.
4. Представлена система частных показателей оценки результативности и эффективности стратегического управления регионом, сформированная в соответствии с условиями создания системы сбалансированных показателей, адаптированными к мезоуровневому управлению, на основе которого формируется интегральный показатель качества стратегического управления регионом, преобразуемый через экспоненциальную передаточную функцию в индекс качества стратегического управления мезоуровневой социально-экономической системой.
По области исследования «Менеджмент».
5. Разработана типовая стратегическая карта управления развитием мезоуровневых социально-экономических систем, интегрирующая базовые элементы системы стратегического менеджмента в разрезе составляющих системы сбалансированных показателей, экономическая целесообразность применения которой в практике регионального менеджмента подтверждается прогнозными сценарными ресчетами .
6. Предложен методический подход к организации мониторинга и контроля в системе стратегического управления регионом, основанный на распределении контрольных показателей в разрезе составляющих системы сбалансированных показателей по этапам реализации функции контроля в управлении (предварительный, текущий, заключительный).
Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что основные научные положения и выводы могут стать дополнительным теоретико-методологическим обоснованием для дальнейших исследований в области стратегического управления развитием мезообразований на основе внедрения системы сбалансированных показателей. Положения и выводы диссертационной работы могут быть использованы учреждениями высшего профессионального и послевузовского образования в курсах: «Региональная экономика», «Государственное и муниципальное управление», «Экономика отраслевых рынков», а также в спецкурсах по проблемам развития региональных предприятий. На основании научных положений и практических рекомендаций органами государственной власти могут быть разработаны нормативные документы, программы, типовые указания и инструкции по организации управления развитием предприятий и комплексов реального сектора экономики региона. Отдельные положения работы могут служить основой для уточнения стратегии развития регионов, а также стратегий развития их подсистем.
Практическую значимость имеют предложенная матрица значимости составляющих экономического потенциала региона в процессе достижения стратегических целей его развития, а также система частных показателей оценки результативности и эффективности стратегического управления регионом.
Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования были доложены, обсуждены на 4 международных и всероссийских научных, научно-практических конференциях и симпозиумах в 2011;2012 годах.
Результаты выполненного исследования апробированы в процессе преподавания дисциплин «Региональная экономика», «Государственное и муниципальное управление» в НОУ ВПО «Университет управления «ТИСБИ».
Разработанные практические рекомендации внедрены и используются в работе Министерства экономики РТ, что подтверждается справкой о внедрении.
Публикации. Имеются 7 публикаций по теме диссертации общим объемом 3,2 п.л. (авт. — 3,2 п.л.), в том числе статьи в журналах «Сегодня и завтра российской экономики», «Вестник экономики, права и социологии», которые входят в реестр журналов, рекомендованных ВАК РФ для опубликования материалов по кандидатским и докторским диссертациям.
Структура и объем диссертационной работы были определены в соответствии с необходимостью решения поставленных научных задач. Работа изложена на 160 страницах, состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 157 наименований, а также таблично-графического материала, включающего 8 таблиц и 13 рисунков.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Проведенное в диссертации исследование возможностей совершенствования системы стратегического управления регионами на основе внедрения системы сбалансированных показателей позволило сделать следующие основные выводы.
1. Реализация эффективной стратегии развития региона в рамках общероссийской стратегии предполагает необходимость выделения комплекса стратегических альтернатив мезоуровневых образований, позволяющего реализовать их точное стратегическое позиционирование с учетом имеющегося потенциала, возможностей и угроз развития. Анализ концепций стратегического управления позволил определить, что выбор стратегии развития региона целесообразно проводить в рамках модели стратегий Портера, адаптированной к условиям развития мезоуровневых систем: при этом выбор стратегии лидерства по издержкам предполагает наличие у региона существенного экономического потенциала, что позволит базирующимся в нем предприятиям, органам исполнительной, законодательной и судебной власти, а также домохозяйствам обеспечить минимизацию издержек при сохранении надлежащего уровня качества (в том числе качества жизни) — выбор стратегии дифференциации целесообразен при наличии возможности производства в регионе уникального продуктатогда как выбор стратегии фокусирования обоснован в случае, когда региональные предприятия могут занять значительную долю определенной рыночной ниши за счет использования социально-экономического потенциала развития мезоуровневой системы. В то же время оценку текущего состояния и стратегических перспектив целесообразно проводить в рамках концепции системы сбалансированных показателей (ССП), в рамках которой индексы развития региона и его подсистем рассматриваются как элемент ССП «финансы», индикаторы социального развития и темпы роста локальных предприятий — как элемент ССП «клиенты», уровень эффективности деятельности органов исполнительной, законодательной и судебной власти как элемент «внутренние бизнес-процессы», а индекс развития человеческого потенциала и его составляющие наряду с динамикой инновационного сектора экономики — как составляющая «обучение и развитие». Таким образом, выбор стратеги развития региона необходимо проводить с учетом приоритетной укрупненной группы стратегий, а также на основе определенного в рамках адаптированной системы сбалансированных показателей текущего состояния мезоуровневой социально-экономической системы.
2. Как показал поведенный в исследовании анализ, выбор направления долгосрочного развития региона определяется как базовой стратегией, так и состоянием социально-экономического потенциала, рассматриваемым в разрезе элементов ССП, что диктует необходимость определения оптимальной структуры мезоуровневого потенциала для реализации отдельных стратегий. В рамках решения данной задачи представляется целесообразным использовать являющееся детализированным вариантом распределения по Парето распределение ABC, где в категорию, А входят элементы регионального потенциала, обеспечивающие реализацию до 65% наиболее значимых стратегических задачв категорию В — элементы потенциала, обеспечивающие реализацию до 20% таких задач, тогда как к категории С отнесены все остальные.
Таким образом, при реализации стратегического управления региональным развитием необходимо обеспечить максимальную эффективность освоения составляющих экономического потенциала, относящихся к категориям, А и В, что позволит сформировать условия создания долгосрочного конкурентного преимущества и перехода к стратегическим альтернативам, соответствующим задаче перехода на инновационный путь развития.
3. Обеспечение качества и результативности стратегического управления регионами на современном этапе развития не представляется возможным в отсутствие соблюдения принципов эффективности и сбалансированности, что диктует необходимость разработки алгоритма формирования системы регионального стратегического управления с использованием сбалансированной системы показателей и организационно-экономических механизмов менеджмента мезоуровневой эффективности. Вследствие этого создание указанной системы должно быть реализовано в формате следующей последовательности действий.
На первом этапе определяется миссия региона. По аналогии с миссией предприятия, миссия региона формулируется с учетом следующих основных параметров его функционирования и развития: потребностей и ценностной ориентации бизнес-сообщества и населения региона, ключевых продуктов, работ и услуг, создаваемых в регионе, особенностей взаимодействия с другими регионами, философии и концепции развития мезоуровневой социально-экономической системы, уровнем социальной ответственности в регионе. В то же время, миссией региона не может быть достижение определенных социально-экономических показателей. На втором этапе происходит формулировка целей развития мезоуровневой социально-экономической системы, которые должны быть сформулированы в разрезе элементов сбалансированной системы показателей, то есть учитывать как экономические (в рамках составляющих «финансы», «клиенты» и «внутренние бизнес-процессы») и социальные (в рамках составляющих «клиенты» и «внутренние бизнес-процессы») целевые ориентиры, так и цели обучения и развития в части обеспечения желаемого уровня показателей использования организационного, информационного и человеческого потенциала региона. На третьем этапе проводится анализ внешней и внутренней среды региона в разрезе элементов сбалансированной системы показателей, что позволяет сформировать матрицу сильных и слабых сторон, а также определить возможности и угрозы развития мезоуровневой системы в табличном либо графическом виде. На четвертом этапе определяются задачи стратегического развития региона с учетом выявленных сильных и слабых сторон, а также рисков и возможностей. Далее для каждой конкретной задачи в рамках концепции ССП формируется комплекс оценочных показателей, достижение которых будет свидетельствовать о выполнении поставленной стратегической задачи регионального развития. На пятом этапе проектируется организационная система стратегического управления развитием региона, в рамках которой определяется соподчиненность, полномочия и ответственность органов исполнительной, законодательной и судебной власти региона в процессе реализации поставленных задач (что документально фиксируется в матрице ответственности. На основе выявленных полномочий и ответственности проводится закрепление ответственности за достижение целевых показателей (сформированных в формате ССП) за конкретными органами власти региона. На шестом этапе формируется комплекс мер, направленных на достижение стратегических целей региона, полномочия и ответственность за реализацию которых распределяются в рамках спроектированной на предыдущем этапе системы стратегического управления. На седьмом этапе проектируются системы ресурсного обеспечения, мониторинга и контроля реализации стратегии развития региона, а также создаются механизмы обратной связи в рамках проектируемых управленческих процессов. На этом этапе также определяются ключевые параметры оценки работоспособности спроектированных систем. На заключительном, восьмом, этапе разрабатывается порядок и последовательность корректировки системы стратегического управления регионом, и выявляются диапазоны значений показателей оценки работоспособности элементов системы стратегического управления, по достижении которых наступает ответственность определенных органов власти региона за реализацию корректирующих воздействий.
Сформированная с применением данного алгоритма система стратегического управления регионом позволит повысить эффективность мезоуровневого менеджмента и снизить возможность дублирования либо незакрепления за конкретным исполнителем функций стратегического управления.
4. Регион представляет собой сложную социально-экономическую систему, вследствие чего оценка результативности, эффективности и качества стратегического управления регионом должна быть, с одной стороны, многоаспектной, что позволит учесть различные стороны поступательной динамики мезоуровневой социально-экономической системы, и, с другой стороны, содержать ограниченное число показателей, что должно обеспечить соблюдение принципа эффективности в организации диагностики в стратегическом управлении. Указанные обстоятельства диктуют необходимость использования системы сбалансированных показателей в качестве инструмента диагностики эффективности, результативности и качества стратегического управления регионом. При этом необходимо иметь в виду, что практика применения ССП показывает, что оптимальное количество показателей в рамках данной системы составляет 4−5 по элементам «финансы», «клиенты» и «обучение и развитие», и 8−10 — по элементу «внутренние бизнес-процессы», 80% которых должны быть нефинансовыми.
5. Эффективное стратегическое управление регионом требует адаптации типовой стратегической карты, разрабатываемой для организаций, к потребностям мезоуровневого менеджмента с сохранением структуры и условий ее формирования. При этом эффективное управление развитием региона в долгосрочной перспективе предполагает учет финансовой и нефинансовой составляющих развития, а также возможность формирования положительного синергетического эффекта от рационального сбалансированного стратегического управления отдельными составляющими стратегической карты.
6. Формирование эффективной системы мониторинга и контроля в системе стратегического управления регионом предполагает организацию его по принципам рыночного контроля, то есть должен контролироваться в первую очередь достигаемый вследствие действия системы менеджмента социальный или экономический результат, при этом имеет существенное значение выбор этапа контроля (предварительный, текущий или заключительный) в разрезе категорий показателей. Таким образом, в рамках построения системы стратегического управления регионом на основе внедрения системы сбалансированных показателей следует распределить его поэлементные составляющие по приоритетным этапам контроля, что позволит сформировать устойчивую основу развития в процессе обеспечения достижения заявленных стратегических целей.
Вследствие того, что базовыми инструментами предварительного контроля является реализация правил, процедур и политик, на данном этапе цикла управления (значимость которого в предотвращении необходимости исправления ошибок менеджмента составляет 70%) необходимо сосредоточить внимание на контроле показателей составляющих внутренних бизнес-процессов и обучения и развития. Мониторинг и контроль внутренних бизнес-процессов на данном этапе ведется в полном объеме на основе оценки процедур и политик реализации процессов управления стратегическим развитием мезоуровневого образования органами исполнительной, законодательной и судебной власти региона. Контроль составляющей обучения и развития ведется в части оценки политики, направленной на эффективное использование регионального человеческого, организационного и информационного капитала, с позиций потенциальной максимизации воздействия на соответствующие процессы.
На этапе текущего контроля (значимость которого в предотвращении необходимости исправления ошибок менеджмента составляет 20%) первоочередное значение имеет качество механизма обратной связи, вследствие чего на данном этапе необходимо производить оценку показателей клиентской составляющей и составляющей обучения и развития. В части составляющей ССП «клиенты» в рамках текущего контроля следует оценивать динамику удовлетворенности результатам деятельности системы стратегического управления регионом, что позволит осуществлять своевременные корректирующие воздействия при возникновении существенных отклонении от прогнозных показателей. В части составляющей «обучение и развитие» аналогичный контроль ведется в отношение характеристик эффективности использования человеческого, информационного и организационного капитала на данном этапе исполнения стратегии регионального развития.
На этапе заключительного контроля (значимость которого в предотвращении необходимости исправления ошибок менеджмента составляет 10%) проводится эталонное тестирование по индикаторам, которые входят в элементы «финансы» и «клиенты» сбалансированной системы показателей. При этом показатели составляющей «финансы» тестируются в полном объеме, тогда как по составляющей «клиенты» контролируются показатели динамики развития регионального бизнеса и темпы роста покупательной способности населения.
Реализация предложенного подхода позволит обеспечить максимальную эффективность стратегического мониторинга и контроля в рамках системы регионального менеджмента, основанной на внедрении системы сбалансированных показателей.
Респ. Тыва Респ. Алтай Еврейская авт. обл. Псковская обл. Ивановская сбл, Респ. Ингушетия Читинская обл. Респ. Калмыкия Амурская обл. Чеченская респ. Респ. Адыгея Респ. Марий Эл Респ. Каб.-Балкария Брянская обл. Владимирская обл. Респ. Бурятия Тверская обл. Кировская обл. Смоленская обл. Костромская обл. Приморский край Курганская обл. Камчатская обл. Алтайский край Новгородская обл. Ленинградская обл. Ставропольский край Чукотский АО Респ. Кар.-Черкесия Респ. Карелия Тамбовская обл. Туя ьс кая обл. Хабаровский край Рязанская обл. Ульяновская обл. Пензенская обл. Респ. Хакасия Респ. Дагестан Респ. Сев. Осетия Калужская обл. Калининградская обл. Иркутская обл. Респ. .Мордовия Воронежская обл. Чувашская респ. Мурманская обл. Астраханская обл. Орловская обл. Магаданская обл. Кемеровская обл. Ростовская обл. Курская обл. Нижегородская обл. Саратовская обл. Пермская обл. Удмуртская респ. Ярославская обл. Московская обл. Краснодарский край Архангельская обл. Волгоградская обл. Респ. Саха (Якутия) Оренбургская обл. Новосибирская обл. Волгоградская обл. Омская обл. Респ. Башкортостан Челябинская обл. Респ. Коми Красноярский край Липецкая обл. Свердловская обл. Самарская обл. РФ.
Сахалинская обл. Томская обл. Белгородская обл. Респ. Татарстан Санкт-Петербург Тюменская обл. г. Москва.
ИРЧП.
Рис. 1. Индекс развития человеческого потенциала в разрезе регионов России.
Список литературы
- Абалкин JI. О новой концепции долгосрочной стратегии // Вопросы экономики. -2008. -№ 3.-С.30−35.
- Авдашева С, Дементьев В. Акционерные и неимущественные механизмы интеграции в российских бизнес-группах. // Российский экономический журнал. -2000. -№ 1. -С.22−28.
- Авдашева С. Российские холдинги: новые эмпирические свидетельства // Вопросы экономики.-2007.-№ 1. -С.51−54.
- Андреева Т.Е., Чайка В. А. К дискуссии о сущности динамических способностей // Вестник С.-Петербургского ун-та. Сер. Менеджмент. 2006. № 4. Электронный ресурс. Режим доступа: vestnik management.pu.ru/archive/pdf/283 .pdf
- Андрианов В. Потенциал экономического возрождения // Экономист.-2000.-№ 10.-С. 10−16.
- Ансофф И. Стратегическое управление / И. Ансофф. М.: Экономика, 1989. 520 с.
- Баринов В.А. Стратегический менеджмент / В. А. Баринов, B.JI. Харченко. М., 2005. 237 с.
- Беленький В., Кулакова Н., Самойлова Н. Об оптимизации российского экономического пространства // Вопросы экономики. 2007. № 6.-С.41−44.
- Бердникова Т., Лямин М. Региональные особенности приватизации и акционирования // Экономист.-2000.-№ 11.-С.79−85.
- Бобина М. Стратегические межфирменные альянсы // Вопросы экономики.-2002.-№ 4.-С.96−110.
- Бойдел Г. Как улучшить управление организацией. М., 1995.
- Боумен К. Основы стратегического менеджмента. М., 1997.
- Бурганов Р. Формирование конкурентной среды в регионах // Экономист.-2001 ,-№ 7.-С.30−33.
- Винслав Ю. Становление отечественного корпоративного управления. Теория, практика, подходы к решению ключевых проблем. //Российский экономический журнал. -2001 .-№ 2.-С.30−40.
- Виханский О. Стратегическое управление. М.: Гардарика, -2001.-370 с.
- Виханский О.С. Стратегическое управление / О. С. Виханский. М.: Гардарики, 2002. 296 с.
- Внедрение сбалансированной системы показателей. Ног уаЛ&- РаПпегБ / Пер. с нем. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. 478 с.
- Вольский А. Развитие промышленности — основа подъема экономики страны//Экономист.-2001 .-№ 1 .-С. 11−15.
- Вольский А. Слагаемые промышленного подъема // Экономист.-2000.-№ 4.-С.З-6.
- Вольский А. Условия совершенствования управления экономикой // Экономист.-2001 .-№ 9.-С.З-8.
- Глазьев С. О стратегии экономического развития России // Вопросы экономики. -2007. -Ы 5. -С.25−32.
- Гончаров В. Руководство для высшего управленческого персонала в 2-х томах. Том 1.-М.: МНИИПУ. 1996.-752 с.
- Государственное регулирование экономики: мировой опыт и реформа в России (теория и практика). М., 1996. С. 46.
- Гохберг Л, Кузнецова И. Инновационные процессы: тенденции и проблемы // Экономист.-2002.-№ 2.-С.50−59.
- Гранберг А. Стратегия территориального социально-экономического развития России: от идеи к реализации // Вопросы экономики.-2001 .№ 9.- С. 15−27.
- Грант Р. Современный стратегический анализ / Пер. с англ. СПб.: Питер, 2008. 560 с.
- Григорьев Л, Плаксин С., Салихов М. Посткризисная структура экономики и формирование коалиций для инноваций // Вопросы экономики.-2008.-М4.-С.21−28.
- Григорьев JI. Инвестиционный процесс: накопленные проблемы и интересы //Вопросы экономики.-2008.-N4.-С.5−15.
- Гринберг Р., Рубинштейн А. Основания смешанной экономики. М., 2008. С. 23.
- Губкин А. Реформирование и развитие отраслевых межрегиональных структур // Экономист.-2002.-№ 11.-С.43−50.
- Гуриева JI. Стратегия устойчивого развития региона / JI. Гуриева // Проблемы теории и практики управления. 2007. № 2. С. 46−57.
- Данилов И.П., Кортунов И. М. Трансформация экономики регионов в период с конца 80-х до наших дней // Качество. Инновации. Образование.-2003.-№ 1.-С.63−66.
- Даурский А. Интеграция обеспечила модернизацию // Экономист.-2001 ,-№ 5.-С.42−48.
- Дынин А., Кацман Ю. Главные задачи менеджеров компаний //Коммерсант.-2002.-16 марта.-№ 45.-С.6.
- Дынкин А., Соколов А. Интегрированные бизнес-группы в российской экономике // Вопросы экономики.-2002.-№ 4.-С.94−95.
- Каплан Р., Нортон Д. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию /Пер. с англ. -М.: ЗАО «Олимп-Бизнес». -2003.
- Катькало B.C. Место и роль ресурсной концепции в развитии теории стратегического управления // Вестник С.-Петербург, ун-та. Сер. Менеджмент. 2003. № 3 Электронный ресурс. Режим доступа: http://vestnikmanagement.pu.ru/archive/pdf/49.pdf
- Катькало B.C. Эволюция теории стратегического управления. СПб.: Высшая школа менеджмента: Издат. дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2008. 548 с.
- Кимельман С., Андрюшин С. Сырьевая составляющая региональной экономики России // Вопросы экономики. -2007. -№ 6. -С. 13−22
- Киргуев А. Т. Вертикальная и горизонтальная компоненты стратегии интеграции социально-экономической политики // Региональная экономика: теория и практика. -2008. -Январь. -№ 1. -С.51−54.
- Клоцвог Ф. Тенденции изменения региональной структуры промышленного производства// Экономист.-2002.-№ 3.-С.66−73.
- Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. М., 2002.
- Коробейников О.П., Трифилова A.A. Интеграция стратегического и инновационного менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом. -2001. -№ 4. -С.72−78.
- Кортунов И.М. Стратегия управления по методологии карты сбалансированных показателей Balanced Scorecard (BSC) // Качество. Инновации. 0бразование.-2003 .-№ 1.
- Кортунов И.М. Функционирование и развитие холдингов в региональной социально-экономической системе. М.: Вуз и школа, 2003.-210 с.
- Краткий экономический словарь / под ред. А. Н. Азрилияна. М., 2005.
- Кристенсен К., Овердорф М. Организационный ответ вызову «подрывных» технологий / Пер. с англ. // Российский журнал менеджмента. 2004. Т. 2, № 4. с. 97−112.
- Кузнецова О. Теоретические основы государственного регулирования экономического развития регионов // Вопросы экономики.-2002.-№ 4.-С46.
- Кульков В. В координатах смешанной экономики. М., 1994.
- Лавров А., Сазерленд Д. Реформа межбюджетных соотношений в России: федерализм, создающий рынок. //Вопросы экономики. -2001. -№ 4. -С.32−51.
- Ладыгин Д.Ю. Методическое обеспечение процесса разработки плана стратегического развития региона / Д. Ю. Ладыгин // Менеджмент в России и за рубежом. 2005. № 6. С. 40−51.
- Лапин А. Проблемы региональной экономики: состояние и политика//Экономист. -2002. -№ 8. -С.52−58.
- Ласточкин Ю., Ицкович И. Проблемы промышленной политики многопрофильного машиностроительного предприятия // Экономист. -2001.-№ 9. -С.48.
- Лемке Г. Нелинейный стратегический менеджмент / Г. Лемке. М.: Дело и Сервис, 2006. 400 с.
- Лерман Т. Стратегия как портфель реальных опционов / Пер. с англ. // Российский журнал менеджмента. 2006. Т. 4, № 3. С. 107−124.
- Лимитовский М.А. Инвестиционные проекты и реальные опционы на развивающихся рынках: Учеб.-практ. пособие. М.: Дело, 2004. 528 с.
- Мазур И.И. Корпоративный менеджмент / И. И. Мазур, В. Д. Шарипо, Э. М. Коротков, Н. М. Ольдерогге. М.: Омега-Л, 2006. 376 с.
- Макконнелл K.P., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика / пер. с англ. М., 1992. Т. 1.
- Макушин А. Смена модели мирового экономического развития / А. Макушин // Свободная мысль. 2006. № 6(1568). С. 65−82.
- Минцберг Г. и др. Стратегический процесс / Пер. с англ. -СПб.: Питер, 2001.-600 с.
- Минцберг Г. и др. Школа стратегии /Пер. с англ. СПб.: Питер, 2003. -370 с.
- Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Д. Школы стратегий. Стратегическое сафари: экскурсия по дебрям стратегий менеджмента. СПб.: Питер, 2000. 336 с.
- Мнеян М.Г. Инновационный вызов времени. -М.: ИД «Сумма технологий»,-2000. С. 131.
- Моделирование социо-эколого-экономической системы региона/ Под ред. В. И. Гурмана, Е. В. Рюминой.-М.: Наука, 2001.-175 с.
- Нагуманова Р.В. Методические основы оценки эффективности деятельности предприятия с учетом теории жизненного цикла. СПб., 2007.
- Найбороденко Н.М. Прогнозирование и стратегия социального развития России / Н. М. Найбороденко. М., 2003. 352 с.
- Николаев Н., Махотаева М. Выбор стратегии регионального экономического развития // Экономист.-2000.-№ 3.-С.54−60.
- Никологорский Д. От плана к рынку: институциональные преобразования в экономике России.- М. Информарт.- 1997.- С.37
- Новицкий Н. Инновационный путь развития экономики // Экономист.-2000.-№ 6.-С.34−40.
- Парето эффективность. URL: http://en. wikipedia.org/wiki/Paretoefficiency. Загл. с экрана.
- Пивоварова Э.П. Смешанная экономика" как результат рыночных преобразований в КНР // Экономическое возрождение России. 2008. № 1. С. 68.
- Поланьи К. Саморегулирующийся рынок и фиктивные товары: труд, земля и деньги. М., 1993. Т. 1. Вып. 2. С. 23.
- Полисюк Г. Б., Казакова H.A. Анализ факторов регионального инвестиционного развития// Региональная экономика: теория и практика. -2008. -Январь. -№ 1. -С. 60−78.
- Пчелинцев О. Проблемы социально-экономического обоснования региональной политики //Проблемы прогнозирования.-2002.-№ 1.-С.З-20.
- Российский статистический ежегодник. Статистический сборник. — М., 2009.-1200 с.
- Российский статистический ежегодник. Статистический сборник. — М., 2010.-813 с.
- Российский статистический ежегодник: Стат.сб./Госкомстат России. -М., 2008.-679 с.
- Россия в цифрах. Краткий статистический сборник. — М., Статистика, 2010-. 515 с.
- Россия в цифрах: Крат. стат. сб./Госкомстат России.- М., 2009. 397 с.
- Самуэльсон П., Нордхаус В. Экономика. М., 1999. С. 80.
- Сибирская Е.В., Соболева Ю. П., Стратегия развития интеграции в промышленности// Региональная экономика: теория и практика. -2008. -Январь. -№ 1.-С. 11−28.
- Собственность в экономической системе России. М., 1998. С. 61.
- Современный энциклопедический словарь / под ред. Б. А. Райзберга, Л. Ш. Лозовского, Е. Б. Стародубцевой. М., 1998.
- Справочник директора предприятия / Под ред. проф. М. Г. Лапусты 6-е изд., испр., измен, и доп. М.: ИНФРА-М, 2002.-С.832 с.
- Тодаро М.П. Экономическое развитие / пер. с англ., под ред. С. М. Яковлева, Л. З. Зевина. М., 1997
- Третьяк В. Анализ отраслевой организации рынков (курс лекций) // Российский экономический журнал.-2002.-№ 2.-С96.
- Уткин О. Новые технологии системного анализа деятельности компании // Экономист.-2001.-№ 8.-С67.
- Финансовый учет, анализ и управление: Руководство по комплексному финансовому анализу / Сост.: Л. М. Песина, Э. Н. Рябинина, Л. Н. Толстов. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 1999.-172 с.
- Хазов О.Ю. Комплексная оценка экономической эффективности деятельности предприятий с позиций заинтересованных групп. Волгоград, 2006.
- Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга/ Пер. с нем./Под ред. и предисл. A.A. Турчака, Л. Г. Голованова, М. Л. Лукашевича.- М.: Финансы и статистика, -1997. 800 С.
- Хасаев Г., Цыбатов В. Технология прогнозирования регионального развития: опыт разработки и использования // Проблемы прогнозирования.- 2002.-ЖЗ.-С.64−82.
- Хейне П. Экономический образ мышления / пер. с англ. М., 1992.
- Хорн ван Дж. Основы управления финансами / под ред. И.И. Елисеевой- пер. с англ. М., 1996.
- Х-эффективность. URL: http://en.wikipedia. org/wiki/X-efficiency. Загл. с экрана.
- Цуглевич В. Корпоративный менеджмент в условиях нестабильного рынка / Под общ. ред. Н. П. Тихомирова. М.: Издательство «Экзамен», -2003. -С.204−205.
- Цыгичко А. Важнейший приоритет промышленной политики // Экономист. -2004. -№ 2. -С.13−21.
- Цыгичко А. Инновационное взаимодействие малого, среднего и крупного предпринимательства // Экономист. -2004. -№ 11. -С. 12−18.
- Шеремет А., Сайфуллин Р, Негашев Е. Методика финансового анализа предприятия.- М.: Ассоциация бухгалтеров СНГ, НПФ «ЮНИГЛОБ». -1992.
- Эффективность Калдора-Хикса. URL: http:// en.wikipedia.org/wiki/ Kaldor-Hicksefficiency. Загл. с экрана.
- Яковлев А. Российская корпорация и региональные власти: модели взаимоотношений и их эволюция // Вопросы экономики.-2007. -№ 1.-С. 22−38.
- Amram M., Kulatilaka N. Real Options: Managing Strategic Investment in an Uncertain World. Oxford: Oxford University Press, 1999. 246 p.
- Barney, Jay B. Firm resources and sustained competitive advantage//Journal of Management 17 (March), 1991. pp. 99−120.
- Barney, Jay B. Strategic factor markets: Expectations, luck and business strategy//Management Science 32 (October), 1986. pp. 1231−1241.
- Bharadwaj, Sundar, P. Varadarajan and John Fahy. Sustainable competitive advantage in services industries: A conceptual model and research propositions//Journal of Marketing, 57 (October), 1993. pp. 83−99.
- Castanias, Richard P. and Constance E. Helfat. Managerial resources and rents//Journal of Management, 17 (March), 1991. pp. 155−171.
- Clark KB, Fujimoto T. Product Development Performance: Strategy, Organization, and Management in the World Auto Industry. Harvard Business School Press: Boston, MA. 1991.111. competition //Journal of Marketing. 59 (April), 1995. pp. 1−15.
- Cyert R, March J.G. A Behavioral Theory of the Firm. Prentice-Hall: Englewood Cliffs, NJ. 1963.
- D’Aveni R. Hypercompetition: Managing the Dynamics of Strategic Maneuvering. Free Press: New York. 1994.
- Day, George S. and Robin Wensley. Assessing advantage: A framework for diagnosing competitive superiority//Journal of Marketing. 52 (April), 1988. pp. 1−20.
- Delong D., Froomkin M. Speculative microeconomics for tomorrows Economy. Berkeley, 1999. 390 p.
- Dierickx, Ingemar and Karel Cool. Asset stock accumulation and sustainability of competitive advantage// Management Science. 35 (December), 1989. pp. 1504−1511.
- Eisenhardt K. Making fast strategic decisions in high-velocity environments//Academy of Management Journal 32(3), 1989. pp. 543−576.
- Eisenhardt K., J. A. Martin. Dynamic capabilities: what are they?//Strategic Management Journal, 21, 2000. pp. 1105−1121.119. environments// Academy of Management Journal 34(2), 1991. pp. 449−464.
- Frank R. Microeconomic and behavior. N-Y. 1993. 360 p.
- Fredrickson J. The comprehensiveness of strategic decision processes: extension, observations, future directions// Academy of Management Journal. 27(3), 1984. pp. 445−467.
- Ghemawat P. Commitment: the dynamic of strategy, Free Press, New York, 1991.
- Grant R. Towards a knowledge-based theory of the firm//Strategic Management Journal, Summer Special Issue 17, 1996. pp. 109−122.
- Hamel G. Strategy as revolution // Harvard Business Review. 1996. № 4. Электронный ресурс. Режим доступа: http://my.execpc.com/DA/7B/jpurtell/HBR-StrategyasRevolution.pdf
- Heap S.H. The new keynesian macroeconomics: time, belied and social inter dependence. Brookfields. Vt., 1992. — 430 p.
- Helfat C, Raubitschek R. Product sequencing: co-evolution of knowledge, capabilities and products// Strategic Management Journal 21(10−11), 2000. pp. 961−979.
- Henderson R, Cockburn I. Measuring competence? Exploring firm effects in
- Hunt, Shelby D. and Robert M. Morgan. The comparative advantage theory of
- Judge W., Miller A. Antecedents and outcomes of decision speed in different
- Kochk J., Jaeger К. Trade, growth and Economic policy in open economics. -Berlin, 1998. -405 p.
- Lado, Agustine A., Nancy G. Boyd and Peter Wright. A competency-based model of sustainable competitive ad-vantage: Toward a conceptual integration//Journal of Management. 18 (March), 1992. pp. 77−91.
- Lado, Agustine A., Nancy G. Boyd, Peter Wright and Mark Kroll. Paradox and Theorizing within Resource Based View//Academy of Management Review. Vol. 31, No 1. 2006.
- Learned, Edmund P., C. Roland Christensen, Kenneth R. Andrews and William D. Guth. 1969. Business Policy. Home-wood, IL: Irwin.
- Lippman, S. A. and Richard P. Rumelt. Uncertain imitability: An analysis of interfirm differences in efficiency under competition// Bell Journal of Economics. 13 (Autumn), 1982. pp. 418−438.
- Nelson R, Winter S. An Evolutionary Theory of Economic Change. Belknap Press: Cambridge, MA, 1982.
- Penrose, Edith. The Theory of Growth of the Firm. Oxford: Blackwell, 1959.
- Peteraf Margaret A. The Cornerstone of Competitive Advantage: a Resource-Based View // Strategic Management Journal, Vol. 14. 1993 pp.179−191.
- Peteraf Margaret A. The cornerstones of competitive advantage: a resource-based view// Strategic Management Journal, 1993.
- Pisano G. Knowledge, integration, and the locus of learning: an empirical analysis of process development//Journal of Strategic Management, 1994.
- Porter, Michael E. Competitive Advantage. New York: The Free Press, 1985.
- Porter, Michael E. Competitive Strategy. New York: The Free Press, 1980.
- Powell W. W, Koput KW, Smith-Doerr L. Interorganizational collaboration and the locus of innovation// Administrative Science Quarterly 41(1), 1996.
- Reed, Richard and Robert J. DeFillippi. Causal ambiguity, barriers to imitation and sustainable competitive advantage// Academy of Management Review. 15 (January): 88−102. 1990.
- Rumelt, Richard P. Theory, strategy and entrepreneurship, in The Competitive Challenge. Ed. David J. Teece. New York: Harper & Row, 1987. pp. 137−158.
- Rumelt, Richard P. Towards a strategic theory of the firm//Competitive Strategic Management. Ed. 1984.
- Sull D. The dynamics of standing still: Firestone tire & rubber and the radial revolution// Business History Review 73 (Autumn), 1999a. pp. 430 464.
- Sull D. Why good companies go bad // Harvard Business Review 77(4), 1999b pp. 42−52.
- Teece D., Pisano G., Shuen A. Dynamic capabilities and strategic management// Strategic Management Journal 18(7), 1997.pp. 509−533.
- The Future of global economy: towards a long boom? — Paris: OECD, 1999,—330p.
- Wernerfeit, Birger. The resource-based view of the firm: Ten years after//Strategic Management Journal. 16 (March), 1995. pp. 171−174.
- Wernerfelt, Birger. A resource-based view of the firm // Strategic Management Journal. 5 (April-June), 1984.pp. 171−180.
- Wernerfelt, Birger. From critical resources to corporate strategy // Journal of General Management. 14 (Spring), 1989. pp. 4−12.
- Williams, Jeffrey R. How sustainable is your competitive advantage // California Management Review. 34 (Spring), 1992. pp. 29−51.
- Williamson O. Strategy research: governance and competence perspectives // Strategic Management Journal 20(12), 1999. pp. 1087−1108.