Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Экономико-математическая модель формирования среднесрочных программ социально-экономического развития муниципального образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Однако в настоящее время система государственного регулирования процессов социально-экономического развития на территории муниципальных образований Российской Федерации формируется в принципиально новой для страны ситуации. Рассмотрение программ развития как комплексов мероприятий, взаимно увязанных по срокам, ресурсам и исполнителям требует разработки методики их строгого научного обоснования… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Научно-методические вопросы планирования социально-экономического развития муниципального образования
    • 1. Актуальность территориального планирования в современной России
    • 2. Планирование развития территории на уровне местного самоуправления
    • 3. Классификация муниципальных образований
    • 4. Концепции муниципального развития: современная ситуация
    • 5. Актуальность разработки новых методов формирования программ развития территории в связи с реформированием бюджетного процесса
    • 6. Возможные способы составления проекта программы
    • 7. Объект данного исследования
  • Глава 2. Экономико-математическая модель формирования программ развития муниципального образования
    • 1. Участники и этапы процесса формирования программ развития муниципального образования
    • 2. Математическое описание модели
    • 3. Переход к оптимизационной модели: задание целевой функции и постановка экстремальной задачи
    • 4. Основные свойства и возможности модели
    • 5. Учет риска и неопределенности
    • 6. Финансирование программы
    • 7. Возможные направления применения и пользователи модели
  • Глава 3. Практическое применение модели и анализ экспериментальных расчетов
    • 1. Социально-экономическая ситуация в Петродворцовом районе
    • 2. Характеристика вариантных расчетов
    • 3. Описание программного комплекса
    • 4. Результаты расчетов

Экономико-математическая модель формирования среднесрочных программ социально-экономического развития муниципального образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Функционирование и развитие региональных экономических систем не может осуществляться только на основе рыночного саморегулирования. Политика государственного невмешательства неизбежно приводит к нарастанию разного рода противоречий, способных разрушить целостность национальной экономики. Поэтому государственное регулирование регионального развития присутствует в каждой стране. Это особепно важно для России, учитывая ее особенности (масштабы, региональное многообразие, переходное состояние экономики и др.), которые требуют активной деятельности государства по устранению диспропорций в развитии региональной экономики, созданию условий для устойчивого развития всех регионов и страны в целом.

Исходным элементом системы регионального управления должны стать программы социально-экономического и экологического развития в регионах страны, основная задача которых — увязка текущей хозяйственной деятельности на территории с требованиями, вытекающими из необходимости учета социальных и экологических факторов, с долгосрочными стратегическими целями социально-экономического развития. На сегодняшний день в РФ существует объективная потребность в формировании планов и программ социально-экономического развития отдельных территорий подобно тому, как это делается в странах Европы. Разработка таких прогнозов и программ предусмотрена Федеральным законом от 20 июля 1995 г. № 115 ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ» и указом Президента РФ от 4 февраля 1994 г. № 236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития».

План или программа развития соответствующей территории представляет собой форму согласования интересов многих экономических и социальных субъектов. Построение и обсуждение планов осуществляется с участием его непосредственных исполнителей, что способствует предотвращению и урегулированию конфликтов, расширению делового сотрудничества для достижения общих целей. Наиболее совершенная на сегодняшний день методология территориального и регионального прогнозирования, формирования программ социально-экономического развития, подразумевает использование математических моделей. Принципы построения комплекса моделей для регионального прогнозирования и планирования были достаточно глубоко разработаны в 1970;1980;е годы применительно к существовавшей тогда системе управления, информационного и компьютерного обеспечения. Общей их чертой является то, что они автоматизируют формирование и использование базы данных, проведение многовариантных пропюзноаналитических расчетов, оформление результатов. В последние годы разработки соответствующих территориальных программ возобновились с ориентацией на задачи краткосрочного и среднесрочного регионального прогнозированияони координируются Министерством экономического развития и торговли РФ.

Однако в настоящее время система государственного регулирования процессов социально-экономического развития на территории муниципальных образований Российской Федерации формируется в принципиально новой для страны ситуации. Рассмотрение программ развития как комплексов мероприятий, взаимно увязанных по срокам, ресурсам и исполнителям требует разработки методики их строгого научного обоснования. Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в настоящее время в РФ отсутствуют методические материалы, содержащих конкретные модели и методы формирования таких программ, которые были бы опубликованы, прошли практическую апробацию и рекомендованы к использованию или утверждены в соответствующем порядке. Существующие экономико-математические методы и модели, которые могут быть использованы для подобной цели, имеют ряд недостатков, связанных как с представлением отдельных мероприятий и рассмотрением внешней для них среды, так и с ограниченностью спектра целей и задач, которые можно решать с их помощью применительно к данному объекту исследований.

Предложенная в настоящей работе экономико-математическая модель может быть использована в процессе формирования программ социально-экономического развития муниципального образования. В отличие от методов формирования программ, использовавшихся в нашей стране в дореформенное время, в данной модели делается упор на построении экономических инструментов согласования перечня и сроков реализации проектов программы. Данная модель может быть положена в основу методики обоснования структуры конкретных программ с учетом необходимости соблюдения интересов различных хозяйствующих субъектов, различных зависимостей, вытекающих из свойств мероприятий программы, а также внешних эффектов от реализации программы. Модель способна оказать реальную помощь при обосновании программ и решении вопросов их финансирования, обеспечив автоматизацию расчетов, связанных с подготовкой базы данных и определением сроков и перечня реализуемых проектов. Кроме того, модель может быть использована на стадии реализации программы для контроля целевого расходования средств, предназначенных для финансирования мероприятий, а также для ее необходимой корректировки по результатам мониторинга. Результаты расчетов позволяют оцепивать эффективность управленческих решений. Автор полагает, что использование подобных моделей, позволяющих добиваться максимальной эффективности вложения средств в экономику региона, и разработка вычислительных алгоритмов, ориентированных на работу с данными моделями, является в настоящее время актуальным и востребованным.

Цель и задачи исследования

.

Целью диссертационной работы является решение ряда научно-методических проблем для совершенствования системы среднесрочного и долгосрочного планирования социально-экономического развития муниципального образования при помощи математического моделирования. Для достижения этой цели в рамках дапной работы были поставлены и решены следующие задами:

1. Проведен критический анализ совремешюго состояния методического обеспечения процесса планирования социально-экономического развития на муниципальном уровне.

2. Обобщены и уточнены существующие классификации муниципальных образований, включая территории, для которых характерна особая организация местного самоуправления.

3. Проведен сравнительный анализ существующих методов формирования программ инвестирования с точки зрения возможности их применения для формирования программы социально-экономического развития муниципального образования.

4. Построена общая математическая модель формирования программ социально-экономического развития муниципального образования. Для данной модели разработана специальная форма представления исходных данных.

5. В результате исследования полученной задачи был предложен алгоритм ее приближенного решения.

6. Разработан программный комплекс, реализующий алгоритм решения задачи.

7. Рассмотрены вопросы практической реализации процедуры планирования с применением построенной модели, в том числе проблемы учета риска и неопределенности.

8. Проведен анализ возможностей финансирования программ социально-экономического развития на муниципальном уровне. С целью улучшения и совершенствования данного процесса внесено предложение о создании специального фонда реализации программы.

9. Проведены вариантные расчеты на основе построенной модели. Данные расчеты демонстрируют как возможности модели, так и работоспособность программного комплекса, реализующего алгоритм решения представленной задачи. Объектом исследования является специальный класс муниципальных образований России, описание которого приведено в § 7 главы 1 диссертационной работы.

Предметом исследования является процесс планирования территориального социально-экономического развития, основанный на использовании динамических экономико-математических моделей, методов и алгоритмов.

Информационную базу исследования составили законодательные и нормативные акты РФ по вопросам, связанным с организацией местного самоуправления, материалы официальной статистики, результаты исследований российских и зарубежных ученых, Интернет-ресурсы и сведения по проблематике диссертации, опубликованные в СМИ. Важными источниками информации послужили информационные материалы проектов ТАСИС и аналитические научно-исследовательские отчеты Института региональной экономики и управления. Исследование также базируется на теоретических материалах, опубликованных в открытой печати, и на информации, полученной автором в процессе выполнения данного научного труда.

Эмпирической базой для формирования достоверных выводов и предложений послужили различные материалы, посвященные проблематике социально-экономического развития Петродворцового района Санкт-Петербурга и города Петергофа как наукограда Российской Федерации.

Теоретическую и методологическую основу исследования составляют методические принципы, изложенные в трудах российских и зарубежных ученых, а также отраженные в законодательстве РФ. В работе автор опирался на труды российских ученых Ар-темовой Д. И.- Ашманова С. JLБезденежных Т. И.- Васильевой Н. В.- Воронцовского А. В.- Гладкого Ю. Н.- Гранберга А.Г.- Гриценко Е.В.- Гузова Ю. Н.-Иваиовой В. Н.- Кагановича М. И.- Калениченко В. В.- Кирсанова С. А.- Крепьппевой Н. В.- Кузина Б. И.- Кур-ляндской Г. В.- Лебедева В. В.- Новожилова В.В.- Рохчина В.Е.- Славгородской М.Ю.- Су-ровцова Л. К.- Сутырина С. Ф.- Цыцыревой А. Ю.- Чистобаева А. И. Шалабина Г. В.- Широкова А. Н. и ряда других авторов. Из зарубежных авторов использованы труды таких исследователей, как Дж. ДинJI. ЙохансонЛ. ЛэсдонИ. Фишер.

Исследование происходящих на территориях муниципальных образований социально-экономических процессов, построение математических моделей и разработка алгоритмов решения соответствующих оптимизационных задач проводятся с использованием методов оценки инвестиционных решений, а также методов математического программирования, оптимизации и исследования операций.

Для построения программы, составляющей основу системы поддержки принятия решений в режиме человеко-машинного диалога использовались современные методы компьютерного программирования.

Научная новизна диссертационного исследования и его наиболее существенные результаты заключаются в следующем.

• Предложена авторская трактовка классификации мероприятий, составляющих программу социально-экономического развития муниципального образования, а также впервые введены обобщенные понятия «натурального» потока и «продукта».

• Сформулирована модель формирования программ социально-экономического развития, учитывающая специфику муниципального образования как объекта исследования. Отличительными особенностями возникающей экстремальной задачи являются большая размерность и специальная (блочная) структура матрицы ограничений, что требует применения специальных алгоритмов решения.

• Предложен подход к выбору целевого показателя и построению целевой функции.

• Разработаны формы сбора первичной информации, необходимой для проведения расчетов.

• Исследованы вопросы финансирования и ресурсного обеспечения программ развития. Поставлена проблема организации специальных фондов реализации программы как инструмента финансирования ее мероприятий.

Теоретическая значимость работы.

Теоретическое значение заключается в возможности использования полученных результатов работы в виде заключений, выводов и собранной проблемно-ориентированной информации для дальнейшего изучения проблем планирования территориального развития современной России. Полученные результаты могут также применяться в учебном процессе в рамках курсов «Математические методы регионального планирования» и «Экономика природопользования».

Практическая значимость и реализация результатов работы Практическую значимость данная работа представляет для глав администраций муниципальных образований, а также для руководителей и сотрудников отдельных их подразделений, занимающихся планированием и прогнозированием социально-экономического развития подведомственных им территорий. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в качестве методической основы при разработке подобных программ. Представленная в работе модель позволяет проводить многовариантные расчеты по корректировке и согласованию хозяйственной деятельности субъектов экономики на этапах формирования и реализации программы, а также рассчитывать показатели, характеризующие социальную и экономическую эффективность используемых ресурсов региона и экономическую эффективность внедрения отдельных мероприятий. Поэтому первое возможное направление ее использования — составление и оценка планов программ развития во время ее проектирования. Кроме того, принятая к реализации программа нуждается в постоянных мониторинге, анализе и корректировке. Данную корректировку также можно проводить с применением предлагаемой модели. Также показатели, вычисленные при помощи модели, могут использоваться как инструмент контроля (в том числе и общественного, со стороны населения) эффективности государственного регулирования экономики на территории муниципального образования. При условии соответствующей доступности и прозрачности информации любое из заинтересованных лиц сможет провести аналогичные расчеты и сделать свои выводы о решениях, принимаемых органами управления программы.

Полученные в диссертации результаты использовались в рамках проведения научно-исследовательских работ, выполненных при личном участии автора в Институте региональной экономики и управления СПбГУ в 2004;2007 гг.

В работе приведены результаты вычислительных экспериментов, которые подтверждают применимость разработанных алгоритмов для решения прикладных задач.

Апробация работы.

Основные результаты диссертационной работы докладывались автором на международной научной конференции «Экономическое развитие: теория и практика» (Санкт-Петербург, 2007), научно-практической конференции «Актуальные проблемы менеджмента в России на современном этапе: перспективы развития теории и практики управления сложными социально-экономическими системами и процессами» (Санкт-Петербург, 2006), международной научной конференции, посвященной 65-летию экономического факультета Санкт-Петербургского государственного университета (Санкт-Петербург, 2005).

Публикации.

Результаты диссертационной работы опубликованы в 5 печатных работах общим объемом 2,5 п. л., в том числе в статьях и материалах Международных конференций. 1 статья опубликована в журнале, входящем в список печатных изданий, рекомендованных ВАК Российской Федерации.

Структура и объем диссертационной работы.

Диссертация состоит из введения, трех глав, основных выводов и рекомендаций, списка литературы и шести приложений. Общий объем работы составляет 188 страниц сквозной нумерации, из них 97 страниц основного текста, 9 рисунков, 45 таблиц и 6 приложений — 81 страница.

Список литературы

содержит 102 наименования.

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. На сегодняшний день местное самоуправление в России как область исследований является мало изученным. При этом оно продолжает претерпевать постоянные изменения. Автором была проведена работа по обобщению накопленных данных, касающихся классификации муниципальных образований и видов особой организации местного самоуправления. Данная работа показывает, что в отношении последних существуют серьезные расхождения между реальным состоянием дел в данной сфере и положениями науки. Ликвидация этого разрыва требует доработки и совершенствования законодательства РФ.

2. Проведенный критический анализ современного состояния методического обеспечения процесса планирования социально-экономического развития на муниципальном уровне показывает, что в настоящее время не существует единого общепризнанного механизма составления проектов программ развития. Составители нормативных документов предпочитают опускать этот вопрос, предлагая пользователям воспользоваться услугами известных последним научных организаций или отдельных ученых.

3. Решение комплекса демографических, социальных, экономических задач на муниципальном уровне требует разработки планов и программ социально-экономического развития. В настоящее время существует большое разнообразие методов, однако методы экономико-математического моделирования пока не нашли широкого применения для решения данной проблемы, что, по мнению автора, является отрицательным моментом существующей системы управления муниципальными образованиями.

4. Несмотря на то, что в настоящее время накоплен обширный научный опыт построения и использования экономико-математических моделей для формирования программ инвестиций, в основном они ориентированы на интересы частного инвестора, что подразумевает административный характер принятия решений и узкую трактовку оптимальности плана программы. Новый объект исследований — муниципальное образование — требует разработки специальных моделей, учитывающих его специфические свойства.

5. В диссертационной работе представлен один из возможных вариантов построения общей математической модели формирования программ социально-экономического развития муниципального образования. Разработана специальная форма представления исходных данных. Автор рекомендует данную модель для применения как на стадии формирования плана программы — в качестве основы для принятая окончательного решения в режиме человеко-машинного диалога, так и на стадии ее реализации — в целях постоянной коррекции данного процесса.

6. Полученная на основе представленной модели экстремальная задача имеет большую размерность и специфическую структуру ограничений. Для решения сформулированной задачи требует применения специальных приемов и методов математического программирования.

7. В результате исследования полученной задачи предложен метод ее приближенного решения, известный как алгоритм решения задачи оптимальной загрузки оборудования. Сформулированы условия соответствия приближенного решения точному.

8. Разработан программный комплекс, реализующий алгоритм решения задачи и позволяющий проводить расчеты набора мероприятий программы и сроков их реализации.

9. Изучены особенности применения предлагаемого подхода на практике, в частности вопросы учета риска и неопределенности. Автор рекомендует при практическом использовании модели выполнять описанную автором процедуру, имеющую своей целью минимизацию негативных последствий от воздействия факторов неопределенности.

10. Для демонстрации возможностей модели использовались данные по программе развития Петродворцового района. На полученных данных проведены вариантные расчеты с использованием различных критериев оптимальности плана. В результате получен ряд оптимальных планов программы социально-экономического развития. Хотя в реальных современных условиях внедрение данных планов в полном объеме невозможно, существуют различные варианты использования модели применительно к программе развития Петродворцового района на практике. Среди основных — расчеты по коррекции программы на основе метода скользящего планирования.

11. Проведенные расчеты и тестирование свидетельствуют о работоспособности программного комплекса, реализующего алгоритм решения представленной задачи, подтверждают возможность ее дальнейшего развития, совершенствования и практического использования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. № 4730−1 «О Государственной границе Российской Федерации».
  3. Закон Российской Федерации от 14 июля 1992 г. № 3297−1 «О закрытом административно-территориальном образовании».
  4. Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ.
  5. Градостроительный Кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ.
  6. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ.
  7. Земельный Кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-Ф3.
  8. Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ.
  9. Таможенный Кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ.
  10. Федеральный закон от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
  11. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
  12. Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ».
  13. Федеральный закон от 3 июня 2006 г. № 76-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ „Об особых экономических зонах в Российской Федерации“».
  14. Федеральный закон от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».
  15. Федеральный закон от 20 июля 1995 г. № 115 ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ».
  16. Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».
  17. Федеральный закон от 7 апреля 1999 г. № 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации».
  18. Федеральный закон от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ «Об финансовых основах местного самоуправления в РФ».
  19. Проект ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
  20. Указ Президента РФ от 4 февраля 1994 г, № 236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития».
  21. Постановление Правительства РФ от 19 мая 2005 г. № 239 «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ».
  22. Постановление Правительства РФ от 22 декабря 1997 г. № 594 «О реализации федерального закона „О поставках продукции для федеральных государственных нуад“» от 26 июня 1995 г.
  23. Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2005 г. № 780 «О создании на территории Санкт-Петербурга особой экономической зоны технико-внедренческого типа».
  24. Постановление Правительства РФ от 15 августа 2001 г. № 584 «Программа развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 г.».
  25. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 26 октября 2004 г. № 1746 «Об организации мониторинга социально-экономического развития районов Санкт-Петербурга и оценки деятельности администраций районов Санкт-Петербурга на 2004−2007 годы».
  26. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 22 ноября 2005 г. № 1792 «О наукограде Российской Федерации г. Петергофе».
  27. Постановление городской Думы г. Череповца от 30 марта 1999 г. № 41 (в ред. от 30 ноября 1999 № 153) «О Положении о бюджете развития города».
  28. Постановление ГМО г. Архангельска от 22 октября 2001 № 250 «О порядке планирования муниципального сектора экономики города».
  29. Порядок разработки, утверждения и контроля за реализацией региональных целевых программ в Ленинградской области (утвержден постановлением Губернатора Ленинградской области от 22 декабря 1997 г. № 516-пг).
  30. Приказ Минфина РФ от 2 августа 2004 г. № 223 «О мониторинге финансового положения и качества управления финансами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».
  31. Решение Совета депутатов г. Коломна от 1 июля 2004 г. № 35/6 «Положение о порядке формирования, зачисления и расходования средств, полученных бюджетными учреждениями от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности».
  32. Методические рекомендации к разработке показателей прогноза социально-экономического развития Ямало-Ненецкого АО. Салехард: Департамент экономики Админ. Ямало-Ненецкого АО, 2000.
  33. Методические рекомендации по формированию концепции социально-экономического развития муниципального образования. М., РИЦ «Муниципальная власть», 2000. — 487с.
  34. Теоретические и методические основы оценки эффективности государственного финансового контроля // Бюллетень Счетной палаты РФ. 2001. — № 1 (37).
  35. Л. М., Капустин В. Ф. «Математическое программирование»: Учеб. пособие. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1981.
  36. А. С., Суровцов Л. К., Шалабин Г. В. Социально-экологические программы: вопросы разработки и реализации // Применение математики в экономике. Вып. 16: Сб. статей / под ред. А. В. Воронцовского. СПб.: Изд-во С.-Петерб. унта, 2006.-С. 3−33.
  37. С. Л. «Введение в математическую экономику»: Учеб. пособие. М.: Наука, 1984.
  38. Э. «Excel Visual Basic для приложений»: Пер. с англ. М.: Восточная Книжная Компания, 1996.
  39. Бюджетирование, ориентированное на результат: международный опыт и возможности применения в России. Отчет. Контракт AMP США OUT-PER-I-00−99−3−00.-М., ЦФП, 2002.
  40. Бюджетирование, ориентированное на результаты: цели и принципы. Отдел Макроэкономической и отраслевой политики, сектор государственных финансов, Московское отделение Нидерландского Экономического Института.
  41. Бюджетные системы Беларуси, Казахстана, России и Украины: сравнительный анализ / Под ред. В. В. Климанова. М.: Едиториал УРСС, 2004. — 144 с. (Общественные финансы- Вып. 4.).
  42. Внешнеэкономические проблемы перехода России на инновационный путь развития / под ред. акад. С. А. Ситаряна, Центр внешнеэкон. иссл-й. М.: Наука, 2003. -252 с.
  43. А. В. Инвестиции и финансирование: Методы оценки и обоснования. СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2003. — 528 с.
  44. А. В. Методы обоснования программ инвестиционной деятельности // Вестник С.-Петерб. ун-та. Сер. 5. Экономика. 1996. Вып. 2. С. 62−70.
  45. Гладкий 10. Н., Чистобаев А. И. Основы региональной политики: Учебник. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1998. — 659 с.
  46. Гладкий 10. Н. Регионоведение: Учебник / Ю. Н. Гладкий, А. И. Чистобаев. М.: Гардарики, 2003. — 384 с.
  47. Городское управление в современной России. Аналитический отчет по итогам исследования. Краткая версия. М., Фонд «Институт экономики города», 2004.
  48. Государственная экономическая политика США: современные тенденции / Ин-т США и Канады. М.: Наука, 2002. — 348 с.
  49. Государственные и муниципальные финансы: Учебник / Под общ. ред. И. Д. Мац-куляка. М.: Изд-во РАГС, 2004. — 680 с.
  50. А.Г., Основы региональной экономики: Учебник для вузов. 2-е изд. -М.: ГУ ВШЭ, 2001.-495 с.
  51. К. И., Георгадзе Е. И., Костылева J1. В. Методика проведения комплексной рейтинговой оценки социально-экономического развития муниципальных образований Вологодской области // Вопросы статистики, 2002. № 2.
  52. JI. Очерки макроэкономического планирования / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1982.
  53. М. И. Математические модели скользящего планирования, Таллин, «Валгус», 1983.
  54. В. Коломийченко, В. Е. Рохчин. Стратегическое планирование развития регионов России. 2003.
  55. В.Н. Научно-методические проблемы государственного регулирования регионального развития. // Экономическая наука современной России. 2001. -№ 1.
  56. Н.И., Кисельников А. А., Региональная политика в странах рыночной экономики: Учеб. пособие / НГАЭиУ. М.: ОАО «Издательство «Экономика». 1998. -172 с.
  57. Э. Государственный надзор за местным самоуправлением в ФРГ. НП «OST-EURO-МУНИЦИПАЛ'.
  58. Муниципальное управление: учебное пособие для преподавателя. М.:АНХ, 2005. -424 с.
  59. Муниципальные финансы: 2004−2005−2006. Аналитический доклад КМО РФ // Муниципальная экономика. 2005. — № 1.
  60. Налоговые и неимущественные налоговые источники доходов местных бюджетом. Информационные материалы. Проект ТАСИС «Развитие местной демократии и самоуправления в России». М., ТАСИС, 2004, — 5 с.
  61. Налогообложение имущества как источник доходов местных бюджетов (с точки зрения развития местной демократии). Информационные материалы. Проект ТАСИС «Развитие местной демократии и самоуправления в России». М.: ТАСИС, 2004.-20 с.
  62. В.В. Новожилов. Проблемы измерения затрат и результатов при оптимальном планировании, М., Наука, 1972.
  63. Политика государственного порядка в Германии / В. П. Гутник, РАН. Ин-т мир. экономики и межд. отношений. М.: ЗАО «Издательство «Экономика»», 2002. -271 с.
  64. Принципы реструктуризации бюджетного сектора в Российской Федерации в 20 032 004 гг. и на период до 2006 г. М., МинФин РФ.
  65. Приоритеты развития институтов ЧГП в социальной сфере. Матер, к семинару «Организация предоставления услуг в социальной сфере». М., АНХ, февр. 2006.
  66. Проблемы реформы местного самоуправления: структурные и финансовые аспекты. Авт. колл., руков. И. Стародубровская. М.: ИЭПП, 2005. — 544 с.
  67. Прогнозный анализ многоотраслевого комплекса в условиях неопределенности (на примере энерго-топливно-химического комплекса), редакционно-издательский совет АН ЭССР, Таллин, 1980.
  68. Программное решение проблем бюджетной сферы в регионах Приволжского федерального округа М.: Едиториал УРСС, 2004. — 192 с. (Общественные финансы- Вып. 5.).
  69. X. Финансовые источники и бюджетный процесс в датских коммунах. М., 2 ООО.
  70. Разграничение расходных полномочий между уровнями власти в РФ. Аналитический доклад Центра Фискальной политики. М., ЦФП, 2003.
  71. О. Расходы местных бюджетов и организация бюджетного процесса. Финансирование отдельных переданных государственных полномочий // Муниципальная экономика. Обнинск. — 2005. — № 2.
  72. М.Ю. Развитие МСУ в 1990-х годах. Методические материалы. -М., АНХ, 2006.
  73. Н., Капустин А., Свободные экономические зоны: мировой опыт и российские перспективы // Вопросы экономики. 1994. -№ 12. — С. 126−140.
  74. Стратегический выбор города: научное обоснование и механизм реализации (на примере г. Тольятти Самарской области)// Под ред. В. Е. Рохчина, С. Ф. Жилкина. -СПб.: ИСЭП РАН, 1999. 183с.
  75. Суровцов ЛX «Лекции по курсу: «Математические методы анализа экономики»: Методические материалы», Санкт-Петербург, 2004.
  76. Л. К., Алипов А. С. Модель формирования программ социально-экономического развития региона // Вестник С.-Пеггерб. ун-та. Сер. 5. Экономика. 2006. Вып.4.-С. 83−92.
  77. С. Ф., Погорлецкий А. И. Налоги и налоговое планирование в мировой экономике / Под ред. Сутырина С. Ф. СПб.: Изд-во В. А. Михайлова, Изд-во «По-лиус», 1998.-577 с.
  78. Теория и практика бюджетного федерализма / С. В. Галицкая М.: Издательство «Экзамен», 2002. -128 с.
  79. Технологии управления бюджетным процессом, муниципальным хозяйством и комплексным социально-экономическим развитием муниципальных образований России / под ред. Ивановой В. Н., Гузова Ю. Н., Издательство СПбГУ, 2000.
  80. Технологии управления и оптимизации бюджетного процесса в муниципальных образованиях: Учеб. пособие / Под. ред. В. Н. Ивановой, Ю. Н. Гузова, Т. И. Безденежных. СПб.: ИВЭ-СЭП, Знание. — 2002. — 248 с.
  81. ., Цветкова Г. Между прошлым и будущим // Муниципальная власть. 2006. № 1.-С. 22−33.
  82. Финансовое планирование и контроль: Пер. с англ. / Под ред. М. А. Поукока и А. X. Тейлора. М.: ИНФРА-М, 1996. — 480 с.
  83. У. Проблемы общественной собственности. Модель Аляски возможности для России?: Пер. с англ. — М.: Издательский дом «Прогресс», 2004. — 360 с.
  84. Д. Г., Починок А. П., Морозов В. П. Основы налоговой системы: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. — Москва- ЮНИТИ-ДАНА, 2000. — 511 с.
  85. Шеффер Макс. Инструментарий муниципального бюджетного процесса. Материалы к дистанционному курсу обучения «Городское управление». Киев: Всемирный банк, Отдел эк-ки города. — май 2002.
  86. А.Н., Основы местного самоуправления в Российской Федерации (введение в муниципальное управление) М.: Редакционно-издательский центр «Муниципальная власть», 2000. — 304 с.
  87. Экономика Европейского союза: Учебник / Г. Ю. Гагарина, В. В. Громыко, 3. М. Окрут, О. В. Саганова. М.: Экономист., 2003. — 399 с.
  88. Экономико-математические исследования в Институте экономики АН Эстонской ССР в IX-X пятилетках: сборник обзоров, Таллин, 1981.
  89. Экономические реформы в России и Китае глазами российских и китайских экономистов: Сб. статей / Под ред. В. Т. Рязанова, JI. Д. Широкорада, Чень Эньфу, Ли Синя. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000. — 400 с.
  90. Dean J. Capital budgeting.-N. Y.: Colambia Univ. Press. 1951.-147 p.
  91. Fisher I. The theory of interest: As determined by impatience to spend income and opportunity to invest it. -N. Y.: MacMillan. 1930. 566 p.
Заполнить форму текущей работой