Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Инновационный подход к развитию регулирования и контроля страхового рынка Российской Федерации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В качестве альтернативы усилению государственного вмешательства в деятельность страховых компаний и в целях соблюдения прав страхователей предложено создание органа (комиссии) по внесудебному рассмотрению споров между страхователями, выгодоприобретателями и страховщиками и выработке мирового соглашения между участниками спора, который бы определял: порядок разрешения споров, основания для… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Общая характеристика российского и международного рынка страховых услуг
    • 1. 1. Страхование и страховой рынок: сущность, содержание, основные функции
    • 1. 2. Развитие страхования в России: ретроспективный анализ
    • 1. 3. Международный и российский рынок страховых услуг в докризисный и кризисный период: уроки для страховой отрасли
  • Глава 2. Регулирование и контроль страхового рынка: российская и зарубежная практика
    • 2. 1. История, особенности и механизмы развития государственного регулирования и контроля страховой деятельности и страхового рынка в Российской Федерации
    • 2. 2. Регулирование и контроль страхового рынка в международной системе страхования, особенности разрешения споров по страховым случаям в Странах Европейского Союза и в Российской Федерации
    • 2. 3. Практика применения текущего надзора в Российской Федерации на примере банковского надзора (пруденциальное регулирование)
  • Глава 3. Направления инновационного развития регулирования и контроля страхового рынка Российской Федерации с учетом российской и международной практики
    • 3. 1. Развитие системы мониторинга финансового состояния страховых организаций на основе внедрения в практику системы пруденциального регулирования страхового рынка России
    • 3. 2. Совершенствование информационного обеспечения страхового надзора
    • 3. 3. Формирование системы досудебного разрешения споров, связанных со страховой деятельностью в Российской Федерации

Инновационный подход к развитию регулирования и контроля страхового рынка Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В настоящее время состояние страхового рынка Российской Федерации вызывает беспокойство у всех заинтересованных сторон: потребителей страховых услуг, страховых организаций, государства. Массово уходящие со страхового рынка компании, многочисленные невыплаты недобросовестных страховых организаций по обязательствам, длительные судебные процессы по страховым случаям подрывают доверие потребителей к системе страхования, а также к органам, контролирующим данную сферу деятельности.

По результатам опроса, проведенного Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ), уровень доверия населения к институту страхования в 2010 году снизился до рекордно низкого уровня. В октябре 2008 года доля пользователей услугами страхования составляла в России 42%, то к концу 2008 года она упала до 29%, одновременно увеличилась доля тех, кто не собирается страховаться и в будущем, причем радикально — с 4 до 20%.

На рынке страховых услуг к концу 2011 года в реестре субъектов страхового дела Федеральной службы по финансовым рынкам (далее — ФСФР России) было зарегистрировано 579 страховщиков.

Динамика действующих страховых организаций на рынке страховых услуг в период с 2005 по 2011 гг. отмечена значительным уменьшением их количества: 2005 г. — 1075, 2006 г. — 918, 2007 г. — 857, 2008 г. — 786, 2009 г. — 702, 2010 г. — 625 страховых организаций. В настоящее время происходит концентрация страхового бизнеса, запущен процесс слияний и поглощений, как небольших региональных страховщиков, так и страховщиков первого эшелона.

Мировой финансовый кризис 2008;2009 гг. негативно сказался, как на мировой, так и на российской финансовой системе. Отечественный потребитель страховых услуг в условиях кризиса, роста неопределенности и сокращения доходов отказался от различных видов страхования, предпочитая лишь самые необходимые или обязательные. Страховые организации, в свою очередь, стали склоняться к демпингу, т. е. необоснованно снижать стоимость страховых услуг, привлекая большее количество потребителей, но, тем самым нарушая требования к финансовой устойчивости и обрекая себя в дальнейшем на финансовую несостоятельность и банкротство.

Потенциальный спрос на страхование недвижимого имущества и страхование от несчастных случаев менее чем за два года упал в 2,5 и 2 раза соответственно. Основная причина массового отказа россиян от страхования — отсутствие свободных средств на приобретение страховой защиты. Данный факт отметил 31% опрошенных, 26% респондентов объяснили свое нежелание становиться клиентами страховых компаний тем, что не видят смысла в приобретении страхового полиса и уверены в невыгодности страхования. Таким образом, за годы финансового кризиса материальное положение россиян ухудшилось, а недоверие к институту страхования возросло.

Контроль и регулирование деятельности страховых организаций органом страхового надзора в России (до недавнего времени Федеральная служба страхового надзора1) осуществляется не системно, а эпизодически. Орган страхового надзора не в состоянии реагировать на изменения финансового состояния страховых организаций вовремя и предупреждать их банкротство.

Эффективное регулирование, контроль и надзор в сфере страхового рынка Российской Федерации возможен лишь в случае комплексного подхода со стороны государственных органов, регулирующих и контролирующих данную сферу деятельности. Данный подход должен сочетать в себе перспективный анализ финансового состояния страховой организации через информацию, представляемую страховой организацией в текущем режиме (ежемесячно, еженедельно, ежедневно). Комплексный подход должен позволять получать объективную и актуальную информацию о финансовом состоянии стра.

1 В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 4 марта 2011 г. № 270 «О мерах по совершенствованию государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации» Федеральная служба страхового надзора присоединена к Федеральной службе по финансовым рынкам. Функции Федеральной службы страхового надзора по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела) переданы Федеральной службе по финансовому рынку (далее — Указ Президента РФ от 04.03.2011 № 270). ховой организации, выявлять проблемные области деятельности страховой организации, осуществлять раннюю диагностику банкротства страховых организаций и своевременно применить меры воздействия для устранения нарушений страховой организацией требований страхового законодательства.

Вместе с тем, для повышения доверия потребителей страховых услуг, как к страховым организациям, так и к государству, в Российской Федерации увеличение мер по контролю за финансовым состоянием страховых организаций только со стороны государства, недостаточно. Противоречивая судебная практика урегулирования страховых споров, рост числа жалоб на деятельность страховых организаций, отсутствие механизма, направленного на защиту интересов страхователей для исполнения страховой организацией своих обязательств в полном объеме, являются предпосылками создания в Российской Федерации системы внесудебного вынесения решений по страховым случаям или института страхового омбудсмена.

Внедрение и развитие системы пруденциального регулирования страховой деятельности в России, создание системы внесудебного вынесения решений в случае возникновения споров по страховым случаям помогут страховой системе Российской Федерации эффективно функционировать, привлекая новые финансовые ресурсы, как со стороны потребителей страховых услуг, так и со стороны инвесторов, желающих вложить денежные средства в надежный бизнес.

Таким образом, актуальность темы диссертационного исследования заключается в необходимости разрешения противоречия, сложившегося между потребностью в формировании инновационного подхода к развитию регулирования и контроля страхового рынка Российской Федерации и отсутствием научно обоснованного, выверенного современной практикой методического инструментария и практических рекомендаций по реализации указанной потребности в современных экономических условиях.

Степень разработанности проблемы. До настоящего времени в нашей стране были недостаточно исследованы вопросы, связанные с приоритетными направлениями развития регулирования и контроля страховой деятельности и страхового рынка Российской Федерации. Вместе с тем, отдельные аспекты совершенствования регулирования и контроля института страхования в России были в той или иной степени рассмотрены в исследованиях Н. Адамчук, А. Головко, М. Жилкиной, Ю. Колесникова, О. Кононенко, А. Лукинова, А. Ма-гомадова, И. Меркурьевой, А. Ромашкина, М. Селименковой, М. Суюновой, А. Цыганова, А. Шилиной, А. Ямолдина и других ученых и практиков страхового дела.

В публикациях зарубежных авторов представлены результаты исследований эффективности работы страховых компаний, в том числе на рынке ценных бумаг. Это нашло отражение в трудах А. Андерсена, Г. Дж. Александера, Г. Лукарша, У. Шарпа, М. Энга и других.

Проблемы анализа и перспектив развития российской экономики в таких отраслях как рынок ценных бумаг, банковское и страховое дело были рассмотрены в научных трудах Н. Бровкиной, О. Гаврилюк, О. Кононенко, А. Пи-липчука, К. Савинова, Н. Тысячниковой и ряда других исследователей.

Однако сегодня отсутствуют комплексные, системные исследования, затрагивающие проблему формирования инновационного инструментария, обеспечивающего развитие контроля и регулирования страховой деятельности и страхового рынка Российской Федерации, что предопределило выбор цели, постановку задач, объекта и предмета исследования.

Целью исследования явилась разработка и научное обоснование методического инструментария и практических рекомендаций по формированию инновационного подхода к развитию регулирования и контроля страхового рынка Российской Федерации с учетом соблюдения интересов субъектов влияния.

Для реализации поставленной цели в исследовании были сформулированы и решены следующие частные задачи, определившие логику и структуру диссертационной работы:

— исследованы сущность, содержание и особенности развития страхового рынка России в докризисный и посткризисный периоды, что позволило обосновать объективную необходимость осуществления страхового надзора на рынке страховых услуг Российской Федерации, а также выявить регуляторные и контрольные организационно-управленческие инновации, обеспечивающие развитие взаимодействия потребителей страховых услуг, страховых организаций и государства;

— осуществлен компаративный анализ организации системы и механизмов регулирования и контроля страхового рынка Российской Федерации и ведущих зарубежных стран, выявлены основные тенденции развития международного страхового рынка, особенности осуществления государственного регулирования страховых рынков и разрешения споров по страховым случаям ряда стран Европейского союза;

— исследованы проблемы осуществления объективного надзора и контроля на рынке страховых услуг Российской Федерации, что позволило обосновать потребность в развитии системы мониторинга финансового состояния страховых организаций на основе внедрения в практику системы пруденциального надзора страхового рынка России;

— с учетом российской и международной практики обоснованы ключевые направления информационного обеспечения страхового надзора и формирования системы внесудебного разрешения споров, связанных со страховой деятельностью в Российской Федерации (страхового омбудсмена).

Объект исследования. Объектом исследования является страховой рынок Российской Федерации в кризисный и посткризисный период экономического развития.

Предмет исследования. Предметом исследования является процесс формирования инновационного подхода к регулированию и контролю страхового рынка Российской Федерации, способствующего его эффективному развитию, повышению заинтересованности потребителей страховых услуг и стимулированию развития страховой отрасли Российской Федерации.

Теоретико-методологическая основа исследования. Теоретической основой диссертационной работы послужили труды отечественных и зарубежных специалистов по проблемам организации регулирования и контроля деятельности страховых организаций на страховом рынке Российской Федерации.

Методологической основой диссертационного исследования выступают общенаучные методы познания: диалектика, логический и системный анализ экономической информации и практического опыта. В совокупности с использованной экономической информацией и теоретическими положениями в диссертационном исследовании эти методы позволили обеспечить достоверность полученных результатов исследования и обоснованность выводов.

Методологическую основу работы также составляет метод компаративного анализа, рассматривались взаимосвязи между изменениями, происходящими на страховом рынке в динамике за последние пять лет, и изменениями в государственном регулировании и надзоре страховой деятельности в Российской Федерации и в мировой практике.

Информационная база. Информационную базу исследования составили нормативные правовые акты Российской Федерации, стран ЕС, регулирующие отношения в сфере страхования, аналитические и статистические данные федерального органа исполнительной власти, исполняющего надзор и контроль в сфере страхового дела — Федеральной службы по финансовым рынкам, материалы по проблематике исследования, опубликованные в периодической печати, и размещенные в сети «Интернет».

Научная новизна работы заключается в решении научной задачи по разработке инновационного подхода к осуществлению регулирования и контроля страхового рынка Российской Федерации на основе формирования научно-методического инструментария и практических рекомендаций по внедрению системы пруденциального регулирования и внесудебного разрешения споров, развития информационного обеспечения страхового надзора с учетом соблюдения интересов субъектов влияния.

Научная новизна диссертационного исследования конкретизируется в следующих положениях, выносимых на защиту:

1) на основе комплексного анализа функционирования международного и российского страхового рынка в кризисный и посткризисный период выявлены и предложены ключевые регуляторные и контрольные организационно-управленческие инновации, обеспечивающие развитие взаимодействия потребителей страховых услуг, страховых организаций и государства. В частности, обоснована необходимость осуществления комплекса мероприятий по созданию единой глобальной системы мониторинга страховых рынков, ужесточению надзора за операционной деятельностью транснациональных страховых компаний, обеспечению оценки рисков страхового рынка в макроэкономическом контексте и цивилизованного ухода разорившихся страховщиков, учету мнений страховщиков при корректировке страхового законодательства и повышению финансовой грамотности населения в части понимания механизма функционирования комплексных продуктов по страхованию жизни с инвестиционной составляющей. Реализация данных мероприятий будет способствовать повышению эффективности регулирования и контроля, как международного, так и отечественного страхового рынка, обеспечит ускоренное преодоление негативных последствий финансового кризиса в сфере страховой деятельности;

2) исходя из российского и международного опыта обосновано перспективное направление совершенствования государственного страхового надзора и контроля страховой деятельности, связанное с формированием и внедрением системы пруденциального регулирования страхового рынка Российской Федерации, предполагающей осуществление периодического мониторинга финансовой деятельности страховщиков. В этой связи впервые сформулировано определение понятий «пруденциальный страховой надзор» и «пруденциальное регулирование страхового рынка РФ», обоснована необходимость расширения полномочий органа страхового надзора в части применения к страховщикам штрафных санкций в случае нарушения ими страхового законодательства. Кроме того, разработаны предложения по внесению изменений в действующее страховое законодательство и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, предложены основы организации внутреннего контроля и аудита в страховых организациях, призванных повысить эффективность управления рисками и соблюдение страховщиками законодательства Российской Федерации. В целом внедрение системы пруденциального страхового надзора позволит оперативно выявлять и пресекать нарушения в процессе функционирования страховых организаций, будет способствовать повышению эффективности контроля и регулирования страховой деятельности в России;

3) разработана методика анализа финансового положения российских страховщиков, которая предполагает выделение двух групп оценочных показателей. Первая группа — это главные конечные показатели, характеризующие итоги финансовой деятельности страховщика, которые важны для страхователей и акционеров страховой организации. Вторая группа включает показатели, раскрывающие составные факторы итоговой деятельности или выявляющие иные существенные стороны работы страховых компаний. К числу основных показателей (коэффициентов) отнесены: коэффициенты платежеспособности, доходов и издержек. Кроме того, в рамках методики предусмотрено построение карты рисков страховой организации, предполагающей анализ рыночных, финансовых, страховых и прочих рисков, включая операционные, управленческие, законодательные и риски катастроф. Данная методика позволит выявить важнейшие количественные параметры деятельности страховщиков, их сильные и слабые стороны, пути решения возникающих проблем, что актуально для всех российских страховых компаний;

4) обоснована необходимость создания единого сводного комплекса информационного обеспечения органа страхового надзора, а также его территориальных органов, объединяющего автоматизированные информационные системы (АИС) лицензирования субъектов страховой деятельности (ССД) и представления ими отчетности, меры воздействия на ССД и проверки их деятельности со стороны органа страхового надзора (ОСН), АИС риск-ориентирования и нормативных показателей, сводные АИС территориальных ОСН по всем основным направлениям деятельности страхового надзора. Предложенный в исследовании единый сводный комплекс информационного обеспечения ОСН позволит осуществлять разработку кратко — и долгосрочных прогнозов надежности и финансовой устойчивости страховых организаций, принимать корректирующие меры на ранней стадии развития проблемной ситуации, снизит издержки органа страхового надзора на поддержание системы контроля и надзора за субъектами страхового дела;

5) в качестве альтернативы усилению государственного вмешательства в деятельность страховых компаний и в целях соблюдения прав страхователей предложено создание органа (комиссии) по внесудебному рассмотрению споров между страхователями, выгодоприобретателями и страховщиками и выработке мирового соглашения между участниками спора, который бы определял: порядок разрешения споров, основания для принятия решений по возмещению затрат, размеры допустимых выплат по страховым случаям, случаи отказа в рассмотрении страхового случая. Система внесудебного рассмотрения споров позволит: уменьшить число случаев недобросовестного поведения субъектов страхового дела, как на стадии заключения договоров страхования, так и при осуществлении страховых выплатповысить ответственность страховых организаций за принятие решений по осуществлению страховых выплат и качество обслуживания потребителей страховых услугпривлечь к решению спорных вопросов специалистов, занимающихся судебной практикой по страховым спорамвыработать единые подходы к определению размеров убытков и ущерба при наступлении страхового случаяповысить степень информированности потребителя страховых услуг о деятельности субъектов страхового делаоперативно урегулировать спорные ситуации и примирять стороны спора.

Практическая значимость работы. Для того чтобы система страхового надзора в России стала эффективной, была в состоянии упреждать возникновение и развитие локальных и системных кризисов, необходимо серьезное улучшение надзора, совершенствование подходов к оценке деятельности страховых организаций.

В этой связи автором по результатам проведенного исследования сформулированы предложения по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности ФСФР России на рынке страховых услуг, в частности внедрение пруденциального надзора за субъектами страхового дела.

В целях защиты законных прав страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей и исполнения обязательств страховых организаций по принятым договорам страхования автором обосновано создание гарантийного фонда для аккумулирования средств, эффективного управления ими, осуществления компенсационных выплат страхователям, застрахованным лицам, выгодоприобретателям, в случае отзыва у страховой организации лицензии на осуществление страховой деятельности и применения к ней процедуры банкротства.

В целях эффективного воздействия на субъект страхового дела со стороны органа страхового надзора разработаны предложения о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", касающийся порядка проведения проверок органом страхового дела субъектов страхового дела, а также мер административной ответственности за нарушение страхового законодательства субъектом страхового дела.

Самостоятельное практическое значение имеет методика анализа финансового положения российских страховщиков, которая позволяет выявить важнейшие количественные параметры деятельности страховщиков, их сильные и слабые стороны, пути решения возникающих проблем, что актуально для всех российских страховых компаний.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты проведенного диссертационного исследования получили определенную апробацию и имели научно-практическую реализацию при разработке и внесению поправок в страховое законодательство Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных нарушениях. Основные теоретические выводы и рекомендации докладывались и обсуждались на межвузовских научно-практических конференциях, а также на методологических семинарах, проведенных в Государственной академии повышения квалификации и переподготовки кадров для строительства и ЖКК, Институте Образования и Науки, Академическом Международном Институте в 2009;2012 гг. Положения диссертационного исследования получили апробацию в ходе учебных занятий в Государственной академии строительства и ЖКК. Некоторые теоретические выводы и практические рекомендации диссертации содержатся в учебных программах и курсах лекций, используемых в образовательном процессе названных вузов.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 7 научных статей, три из которых представлены в изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ. Общий объем авторских публикаций по теме диссертационного исследования составил около 5 п.л.

Структура диссертации. Диссертационная работа изложена на 160 страницах печатного текста, включает 4 таблицы, 8 рисунков и состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы, в котором 131 наименование, а также приложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

На основе использования фундаментальных положений экономической науки, законодательных и подзаконных актов Российской Федерации, отечественного и зарубежного опыта организации надзора за страховым рынком с учетом новых экономических условий, разработан инновационный подход к развитию регулирования и контроля страхового рынка Российской Федерации.

Практика регулирования страховых рынков Европейского союза и стран Азии и Америки отходит от жесткого государственного регулирования страхового рынка, отдавая предпочтение регулированию норм платежеспособности и финансовой устойчивости страховых организаций. На данных рынках уже сформировались правила поведения и правила профессиональной деятельности субъектов страхового дела. Кроме того, данные рынки находятся на более цивилизованном уровне развития по сравнению со страховым рынком России. Развитие мирового страхового рынка проходит в настоящий момент на макроуровне. Развивается международное перестрахование рисков страховых (перестраховочных) организаций одной страны страховыми (перестраховочными) организациями другой (или даже других) стран. Происходят интеграционные процессы по формированию единого страхового рынка.

Не надо, однако, забывать, что страховой рынок Российской Федерации, в отличие от того же европейского, пережил пять стадий развития и видоизменения за прошедшее столетие. С начала 90-х годов прошлого века и по настоящий момент происходит трансформация страхового рынка России от административно-командного управления (монополии государства на рынке) к страховому рынку с рыночными отношениями.

Российский страховой рынок развивается за последние 20 лет «семимильными шагами»: образована не одна сотня страховых организаций, разрабатываются новые, адаптированные к потребностям рынка, страховые продукты, открываются и развиваются новые филиальные сети. Кроме того, растет финансовая грамотность населения в отношении страховых продуктов и их качества, государством разрабатываются и внедряются новые требования к размещению активов и резервов, происходит капитализация страхового рынка.

В экономике Российской Федерации в настоящее время можно наблюдать новый виток развития: происходит модернизация производства, внедряются новейшие технологии в различных отраслях экономики, происходят инновационные процессы, затрагивающие все сферы потребления, в том числе и сферу потребления страховых услуг.

Со столь стремительным развитием страхового рынка в России столь же стремительно возникают и проблемы, обусловленные происходящими изменениями. Недобропорядочные страховщики, пытаясь заработать как можно больше и быстрее, забывают, или, скорее, не хотят учитывать правила и условия страховой деятельности на территории Российской Федерации. Собирают в короткие сроки быстрые деньги, а при наступлении «волны» страховых случаев по проданным дешевым страховым полисам уходят «по-тихому» со страхового рынка, никого об этом не предупредив.

Для исключения подобных случаев из дальнейшей истории страхования в Российской Федерации необходимо участие и желание, как органов государственной власти, так и самих страховщиков, а также профессиональных объединений страховщиков, отстаивающих права и позиции страховых организаций. Кроме того, необходим комплекс мер, направленный на улучшение климата взаимоотношений между страховыми организациями и их потенциальными пользователями — страхователями, которые в будущем желали бы пользоваться услугами этих страховых организаций.

Для поддержания и содействия экономическому росту, стабильности, привлечению долгосрочных накоплений, страховой рынок должен иметь надежную финансовую основу. Эффективная надзорная система необходима для поддержания стабильно функционирующего страхового рынка Российской Федерации. Кроме совершенствования надзора в Российской Федерации необходима разработка и внедрение ряда мер, стимулирующих и обеспечивающих доверие к страховым организациям потребителей страховых услуг.

На основе исследования проблем развития страхового рынка Российской Федерации, автором предложены перспективные компоненты регулирования государственного и негосударственного характера.

Хотя следует признать, что разработка и внедрение системы пруденциального регулирования страхового рынка для стран ЕС не является инновационной, что нельзя сказать в отношении российского страхового рынка.

Для дальнейшего эффективного развития страхового рынка Российской Федерации необходимо расширение полномочий органа страхового надзора в области сбора информации о страховщиках и проведения контроля за их текущей деятельностью, контроля за деятельностью страховых посредников, взаимодействия с различными федеральными и местными органами власти, введения актуальных информационных баз данных.

Кроме того, со стороны самих страховщиков необходима гарантия для потенциальных и возможных страхователей в надежной страховой защите и возможности получения ими страхового возмещения при наступлении страхового случая. Данной гарантией может послужить созданный страховщиками на добровольных началах гарантийный (резервный) фонд, который в случае банкротства одного из членов данного фонда, сможет предоставить компенсационные выплаты по страховым случаям страхователям.

Внесение изменений в страховое законодательство в части применения дифференцированных штрафов (в зависимости от тяжести нарушения страхового законодательства) к недисциплинированным страховщикам, позволит навести определенный порядок и наиболее корректно наказывать страховщика штрафами, дифференцированными в зависимости от тяжести правонарушения им страхового законодательства.

Для эффективного развития пруденциального страхового надзора необходимо совершенствование информационного обеспечения органа страхового надзора, которое заключается:

— в концентрации надзорной, аналитической, аудиторской, контрольной, рейтинговой информации в одной информационной системе;

— в сборе, анализе и использовании экономической и дополнительной информации о деятельности страховых организаций;

— в повышении уровня автоматизации процессов хранения, обработки, анализа и использования надзорной информации.

Кроме того, необходима новая современная информационно-аналитическими система органа страхового надзора по хранению и обмену информацией, как с субъектами страхового дела, так и с территориальными отделениями (инспекциями) для получения текущей информации о деятельности страховых организаций включающей, в том числе: текущую информацию о финансовом положении страховых организаций, информацию об инспекционных проверках страховых организаций, информацию о мерах воздействия, применяемых к страховым организациям территориальными учс реждениями органа страхового надзора, за допущенные нарушения страховыми организациями страхового законодательства для получения возможности органу страхового надзора осуществлять разработку кратко — и долгосрочных прогнозов надежности и финансовой устойчивости страховых организаций и принимать корректирующие меры на ранней стадии развития проблемной ситуации.

Развитие системы мониторинга рисков и финансового состояния страховых организаций представляется сугубо важным в регулировании страхования в Российской Федерации. Выявление первых признаков проблем страховых организаций позволит предотвратить возможные негативные последствия для их финансового положения и найти пути исправления ситуации.

Введение

пруденциального страхового надзора потребует немало времени, сил и подготовки всех участников страхового рынка. Но для получения надежного и ответственного страхового рынка в России уже сегодня необходимо разрабатывать и внедрять в практику основы пруденциальной надзора.

Существуют примеры пруденциального регулирования финансовых рынков Европейского Союза и банковского рынка России. Безусловно, при разработке российской пруденциальной системы регулирования страхового рынка необходимо рассматривать опыт уже существующих пруденциальных регуляторов. Однако прямой перенос зарубежного опыта на отечественную почву принесет, скорее, отрицательный, нежели положительный результат, что обусловлено специфическим характером создания таких систем (при разработке учитываются именно страновые особенности страхового сектора: наличие статистической информации, ресурсов, практика ведения учета и отчетности и т. п.).

Тем не менее, необходимо не просто совершенствовать имеющиеся системы контроля (хотя потребность в этом, безусловно, высока) и иные методы и средства регулирования страхового рынка, но, учитывая современные тенденции, следует развивать системы ранней диагностики и индивидуальной оценки рисков в страховании.

В настоящее время большинство потребителей страховых услуг, а также иных заинтересованных лиц, к сожалению, не обладают специальными знаниями и навыками, необходимыми для успешного самостоятельного участия в финансово-правовых спорах, не имеют достаточных средств для оплаты услуг адвокатов или финансовых консультантов.

Создание системы досудебного разрешения споров по страховым случаям (система страхового омбудсмена) обеспечит создание механизма защиты прав потребителей страховых услуг, что позволит значительно разгрузить судебную систему от огромного количества исков по страховым случаям и даст возможность беспристрастно и квалифицированно рассматривать и разрешать споры по страховым случаям.

В Российской Федерации Кодекс поведения, разработанный Всероссийским союзом страховщиков в 2003 году, и представляющий рекомендации добровольного характера, не возымел должного воздействия со стороны страховщиков. И, как возможный вариант, Кодекс поведения на страховом рынке России должен быть закреплен законодательно и являться одним из требований органа страхового надзора на этапе получения лицензии страховой организацией.

Возможно, должно пройти определенное количество времени для выработки кодекса поведения участников на страховом рынке Российской Федерации. Должны быть сформулированы определенные правила поведения на нем всех заинтересованных сторон, и кроме того появиться доверие потенциальных страхователей к страховым организациям, работающим на страховом рынке России. В свою очередь, со стороны страховых организаций, должно появиться уважение и желание предоставлять качественные и надежные услуги своим непосредственным страхователям.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12.12. 1993 // Собрание законодательства Российской Федерации. -М., 1993
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) Федеральный закон от 30.11.1994 г. № 51 -ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994).
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) Федеральный закон от 26.01.1996 № 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 01.11.2001).
  4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях/
  5. Закон Российской Федерации от 27.11.1992 № 4015−1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации».
  6. Федеральный закон от 26.10.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (принят ГД ФС РФ 27.06.2002).
  7. Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)" —
  8. Федеральный закон от 29.11.2007 № 286-ФЗ «О взаимном страховании».
  9. Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
  10. Указ Президента Российской Федерации от 30.07.1992 № 808 «О государственном страховом надзоре в Российской Федерации».
  11. Указ Президента Российской Федерации от 04.03.2011 № 270 «О мерах по совершенствованию государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации».
  12. Постановление Правительства Российской Федерации от 19.04.1993 № 353 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору за страховой деятельностью».
  13. Постановление Правительства Российской Федерации от 08.04.2004 № 203 «Вопросы Федеральной службы страхового надзора».
  14. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 329 «О Министерстве Российской Федерации».
  15. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 330 «Об утверждении Положения о Федеральной службе страхового надзора».
  16. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.08.2011 № 717 «О некоторых вопросах государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации.
  17. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 № 2043-р «Об утверждении Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года».
  18. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 08.12.2003 № 11 Зн «О формах бухгалтерской отчетности страховых организаций, предоставляемой в порядке надзора».
  19. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 08.08. 2005 № 100н «Об утверждении правил размещения страховщиками средств страховых резервов».
  20. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 02.11.2001 № 90н «Об утверждении положения о порядке расчета страховщиками нормативного соотношения активов и принятых ими страховых обязательств».
  21. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 09.04. 2009 № 32н «Об утверждении правил формирования страховых резервов по страхованию жизни».
  22. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 11.06.2002 № 51н «Об утверждении правил формирования страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни».
  23. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2005 № 149н «Об утверждении требований, предъявляемых к составу и структуре активов, принимаемых для покрытия собственных средств страховщика.
  24. Инструкция Центрального Банка Российской Федерации от 16.01.2004 № 110-И «Об обязательных нормативах Центрального Банка Российской Федерации».
  25. Положение о надзоре за деятельностью страховых учреждений и обществ // Страховое обозрение. Ежемесячный журнал страховых знаний и вопросов. 1894. — № 6-
  26. Положение о Главном управлении государственного страхования СССР (Госстрахе СССР) от 14 декабря 1967 г.
  27. Международная ассоциация страховых надзоров // Страховое право. -2007. -№ 1.
  28. Законопроект «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации».
  29. Кодекс профессиональной этики на страховом рынке Российской Федерации. Всероссийский союз страховщиков. М., 2003.
  30. Стратегия развития страховой деятельности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, одобренная поручением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2008 г. № ВП-П13−6891.
  31. Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. № 2043-р.
  32. В.Ю. Страхование: теория и практика. М.: Волтерс Клувер, 2007.
  33. Н.Г. Мировой страховой рынок на пути глобализации. М.: РОССПЭН, 2004.
  34. Н.Г., Юлдашев Р. Т. Обзор страховых рынков ведущих стран Азии (на примере Китая и Японии) серия «Мировые страховые рынки». -М.: Анкил, 2001.
  35. В.Г., Остапова В. В. Анализ финансовой отчетности: Учебное пособие. М.: Омега —Л, 2007.
  36. А.П., Гомелля В. Б. Основы страхового дела. М.: Маркет ДС, 2002.
  37. А.П. Азбука страхования: Учебное пособие. М.: ООО «Холдинговая компания «Росгосстрах», 2003.
  38. С.Н. Теория и практика страхования. М.: АНКИЛ, 2003.
  39. И.Т. Риск-менеджмент. М.: Финансы и статистика, 1996.
  40. В.Ю., Цыганов A.A. О создании системы по урегулированию споров в страховой отрасли. // Управление в страховой отрасли. 2008. -№ 1.
  41. Д.Н. Административное право России: Учебник для вузов. М.: Издательство НОРМА, 2002.
  42. B.C., Кривошеев И. В. Страховое право. М.: Издательство НОРМА, 2001.
  43. А.Б. Большой экономический словарь. М.: Книжный мир, 2004.
  44. С.А., Буянова Т. И. Бухгалтерский учет и экономический анализ в страховых организациях: Учебник. М/.ИНФРА-М, 2010.
  45. Н.С. Банковский надзор и перспективы его развития в России: дисс. канд. экон. наук. Саратов, 2008.
  46. Ю.Г., Авагян Г. Л. Банковские системы зарубежных стран: Курс лекций М: Экономист, 2004.
  47. О.Ю. Совершенствование банковского надзора и его значение для финансовой системы Российской Федерации: дисс. канд. экон. наук. -М., 2008.
  48. A.A. Основы страхования: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2003.
  49. А.И. Экономический анализ. СПб: Питер, 2004.
  50. Н.Б. Основы страховой деятельности: Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2004.
  51. В.Б. Основы страхового дела: Учебное пособие для вузов.- М.: СОМИНТЕК, 1998.
  52. Е.Ф. Место России на европейском страховом рынке // Финансы. 2005. — № 1.
  53. М.С. Государственное регулирование страхового рынка: Монография.-М., 2002.
  54. С.Г. Страховые компании в условиях глобализации. М: Ан-кил, 2005.
  55. С.Г. Краткий курс истории страхования. М.: Анкил, 2005.
  56. A.A. Контроль и регулирование платежеспособности страховых компаний. СПб: Санкт-Петербургский гос. ун-т экономики и финансов, 2001.
  57. A.A. Зубец А. Н. Системные исследования страхового регулирования» М.: Издательский Дом «Страховое ревю», 1997.
  58. В.В. «Организация и формы государственного регулирования страхования»: дисс. канд. эк. наук. М., 2006.
  59. Н.Ю. Новые полномочия органа страхового надзора в Российской Федерации // Финансы. 2012. — № 6.
  60. Н.Ю. Реформа страхового надзора в Европейском союзе // Страховое дело. 2012. — № 6.
  61. Н.Ю. Мировой финансовый кризис: уроки для страховой отрасли // Страховое дело. 2012. — № 7.
  62. A.C. Урегулирование финансовых претензий потребителей страховых услуг»: дисс. канд. экон. наук. М., 2010.
  63. Н.Т. Страховое дело: Учебное пособие. М.: ФОРУМ, 2008.
  64. JI.H., Пылов К. И. Основы страхового права: Учебное пособие.- Ярославль: Норд, 2002.
  65. Е.В., Шахов В. В. Словарь страховых терминов. М.: Финансы и статистика, 1992.
  66. Е.В. О совершенствовании нормативного-правового обеспечения страхового дела. // Финансовый эксперт. 2004. — № 3(12).
  67. О.В. Административно-правовое регулирование страхового надзора в Российской Федерации»: дисс. канд. юр. наук. Тюмень, 2010.
  68. Ломакин-Румянцев И. В. Шаг в сторону корректного бизнеса. // Страховое дело. 2006. — № 4.
  69. И. Финансовый менеджмент: Учебник. М.: Эксмо, 2009.
  70. Н.П. Комплексный экономический анализ. М.: ЮНИТИ, 2006.
  71. Г. Новые главные страховые принципы и примеры их внедрения. // Финансы. 2004. — № 6.
  72. Орланюк Малицкая Л. А. Методологические аспекты исследования страхового рынка России. // Финансы. — 2004. — № 11.
  73. Орланюк Малицкая Л. А. Платежеспособность страховой организации.- М.: Издательство центр АНКИЛ, 1994.
  74. A.A. Экономико-статистические модели оценки рисков страховых компаний: дисс. канд. экон. наук. М., 2009.
  75. A.C. Текущий банковский надзор и его развитие в России: дисс. канд. экон. наук. Саратов, 2006.
  76. С.М. Экономический анализ деятельности организации. М.: Академический Проект, 2002-
  77. И.И. История страхования в России: Учебное пособие. СПб: СПбТЭИ, 1994.
  78. A.B. Государственное регулирование страховой деятельности: мировой опыт и его использование в России: дисс. канд. экон. наук. М., 2008.
  79. С.П., Ромашкин A.B. Страховая отрасль КНР: история, настоящее и перспективы развития. // Страховое дело. 2005. — № 3.
  80. А.Н. Аудит эффективности в государственном финансовом контроле. // Финансы. 2004. — № 9.
  81. В.И. Очерки советского страхового права. М. — Л.: Госиздат, 1926.
  82. А.Ю. К вопросу о повышении эффективности банковского надзора. // Деньги и кредит. 2002. — № 9.
  83. А.Ю. Принципы и правила в регулировании банковского надзора. // Деньги и кредит. 2005. — № 2.
  84. М.Б. Страховое право: Учебное пособие. М.: ЗАО Юстицин-форм, 2007.
  85. Страховое дело: Учебник / под ред. Рейтмана Л. И. М.: Банковский и биржевой научно-консультационный центр, 1992.
  86. Страховой маркетинг: учебное пособие для студентов и вузов, обучающихся по специальности «Финансы и кредит» / Никулина H.H., Суходое-ва Л.Ф., Эриашвили Н. Д. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.
  87. Страхование от, А до Я: Учебник / под ред. Л. И. Корчевской, К. Е. Турбиной. М.: ИНФА-М, 1996.
  88. Ю.Н. Основы страхового бизнеса. М.: Альфа-Пресс, 2006.
  89. Т.А. Страхование: Учебник / под ред. Т. А. Федоровой. 3-е изд. М.: Магистр, 2008.
  90. Г. Г., Лаврушин О. И., Мамонова И. Д. Организация деятельности центрального банка: Учебник М.: Кнорус, 2006.
  91. А.И. Страховое право. СПб: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2004.
  92. Г. В. Основы экономики страховой организации по рисковым видам страхования. СПб., 2005.
  93. В.В. Страхование: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 2000.
  94. В. В. Эриашвили Н.Д. и др. Страховое право: Учебник М.: ЮНИТИ. Закон и право, 2010.
  95. А.Д., Сайфулин P.C., Негашев Е. В. Методика финансового анализа. М.:ИНФРА-М, 2000.
  96. Д.В. Страховое право: Учебное пособие. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009.
  97. С. Страхнадзор: обновление системы. // Русский полис. 2004. — № 4.
  98. А.К. Страхование: Учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
  99. Р.Т. Страховой бизнес: Словарь-справочник. М.: Анкил, 2000.
  100. Р.Т. Организационно-экономические основы страхового бизнеса. М.: АНКИЛ, 2002.
  101. И. О проблеме регулирования страхования в Российской Федерации. // Страховое дело. 2000. — № 9.
  102. И. Системный подход к определению понятия «национальная система страхования». // Страховое дело. 2000 — № 8.
  103. А. Воздействие отдельных факторов на страхование в Германии. // Страховое дело. 2001. — № 5.
  104. А.П. Страховой бизнес в Германии: современные тенденции развития»: дисс. канд. эк. наук. М., 2003.
  105. An Introduction to Commercial General Insurance. Study Course. London. The Chartered Insurance Institute, 1996.
  106. Code des Assurance. Commente. Tomes 1−3. Paris. L’Argus editions, 1999.
  107. Devine P., Jollans A. Insurance and the Single European Market. Study Course 925. London, The Chartered Insurance Institute, 1995.
  108. Dorfman M.S. Introduction to Risk Management and Insurance. Upper Saddle River, NJ, Prentice Hall, 2002.
  109. Dowding T. Multinational Insurance Programs Establishment, Implementation and Management. — London, ZigZag Publishing Ltd., 2001.
  110. Durrant J.E., Wilkins K.R. Property Insurance Underwriting Study Course 625, the Chartered Insurance Institute, Hathnolls Ltd., Book Production Consultants, Cambridge, 2nd ed., 1994.
  111. Guy Levie. Droit Europeen Des Assurances. Bruxelles, Bruylant, 1992
  112. Kurt Luond. Zurich 125 years History and Vision of a Global Corporation — Zurich, Nue Zurcher Zeitung, 1998.
  113. Martin F. Grace, Robert W.Klein. The future of Insurance Regulation in the United States Washington D.C., Brooking Institution Press, 2009.
  114. Michele Ruffat, Edouard-Vincent Caloni, Bernard Laguerre. L’UAP et l’Histoire de l’Assurance Paris, Editions Jean-Claude Lattes, 1990.
  115. Rosman D. Property and Casualty Insurance. Principles and Practice. 5th edition, Dearborn Financial Publishing Inc. 1999.
  116. Statistical Classification of Products by Activity in the European Economic Community, 2002 version (CPA 2002).
Заполнить форму текущей работой