Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Социальные детерминанты формирования информационно-технологического поведения как компонента экономической деятельности: состояние, тенденции, основные направления оптимизации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Таким образом, актуальность темы исследования определяется глубокими социально-экономическими преобразованиями российского общества, изменением технологического способа производства на базе широкого внедрения компьютерной техники и информатизации, возрастанием роли науки и научно-технического прогресса как фактора экономического роста и, как следствие, появлением новых требований… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Теоретико-методологические основы социологического исследования информационно-технологического поведения j
    • 1. 1. Человек как субъект экономической деятельности и экономического поведения: экономический, психологический, исторический и социологический подходы
    • 1. 2. Социологические аспекты информационно — технологической революции
    • 1. 3. Методологическая реакция социального познания на новую ситуацию
    • 1. 4. Понятие «информационно-технологического поведения». Социологические и социально-психологические аспекты информационно-технологического поведения
  • 2. Состояние и тенденции информационно-технологического поведения будущих специалистов-экономистов
    • 2. 1. Структура воздействия на информационно-технологическое поведение
    • 2. 2. Макросоциальные детерминанты информационно-технологического поведения студентов-экономистов
    • 2. 3. Ценностно-мотивационные детерминанты информационно-технологического поведения студентов экономических специальностей
    • 2. 4. Повседневность и информационно-технологическое поведение

Социальные детерминанты формирования информационно-технологического поведения как компонента экономической деятельности: состояние, тенденции, основные направления оптимизации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Процессы, происходящие в современном мире, привели к трансформации социальных связей и отношений. Усиливаются тенденции глобализации, проявляющиеся в переплетении связей, *в возникновении все новых и новых точек соединения, взаимодействия социальных процессов различного уровня. В частности, это находит свое выражение в информационной глобализации — глобальные информационные сети проникают буквально в каждый дом. Сама глобальная сеть явилась результатом революции в области информационных технологий, создавшей материальную основу глобализации экономики, для появления новой, отличной от ранее существовавшей экономической системы.

М. Кастельс характеризует эту новую систему как информациональную и глобальную. Он вводит в научный оборот понятие «способ развития». «Способы развития — это технологические схемы, через которые труд воздействует на материал, чтобы создать продукт, детерминируя, в конечном счете, величину и качество экономического излишка. В новом, информациональном способе развития источник производительности заключается в технологии генерирования знания, обработки информации и символической коммуникации» [81, с. 39].

Новый способ развития является информационалъным, так как производительность и конкурентоспособность агентов экономики зависит, в первую очередь, от их способности генерировать, обрабатывать и эффективно использовать информацию, основанную на знаниях. Он — глобален, потому, что основные виды экономической деятельности организуются в глобальном масштабе, и такие важные инструменты, как денежно-кредитная политика, ставки процента и технологические инновации, в высокой степени зависят от глобальных тенденций. Этот способ развития является информационалъным и глобальным потому, что в новых исторических условиях достижение определенного уровня производительности и существование конкуренции возможно только внутри глобальной взаимосвязанной сети [81,с.81,102].

Россия тоже вовлечена в этот процесс перехода «от Индустриальной эпохи к Информационному веку» [81, с. 21 ].

Проблема в том, что в современных условиях ни одно государство не может выбирать свой темп и свою последовательность этих переходных процессов. Россия не может закончить сначала свой переход к демократии и рынку, а затем приступить к формированию информационного общества. «Она должна осуществлять их в одно и то же время, или другие мировые силы сделают это за Россию, не советуясь с русским народом» [81,с.21].

Современное информационное общество отличаетсяследующими чертами:

1) использование возрастающих объемов информации в связи с ростом масштабов производства, интенсификацией и интеллектуализацией труда вовлекает в хозяйственные процессы широкий круг специалистов самого различного профиля;

2) информация становится основным продуктом и ценностью в обществе;

3) информационный сектор, представленный наукой, образованием, искусством, управлением, СМИ и пр., становится ведущим в экономике и ведущим фактором социального развития;

4) меняется профессионально-квалификационная, образовательная структура общества, характер и содержание труда, образ жизни в целом;

5) новые возможности труда и жизнедеятельности изменяют социокультурные обстоятельства жизни людей, их ценностные ориентации, условия развития личности и общения;

6) решающей становится информационная грамотность, компетентность субъекта;

7) в связи с этим возможно появление «компьютерного тейлоризма», т. е. подчинения человека компьютерным сетям и информационным технологиям вообще;

8) основным инструментом социальных влияний, воспитания и образования становятся информационные влияния;

9) в конечном счете, оказывается важна не объективная реальность, в которой живет и действует человек, и, в тенденции, даже не субъективная реальность как совокупность представлений, мнений субъекта о мире, а символическая реальность, т. е. тот инструментарий, с помощью которого субъект воспринимает и понимает мир, конструирует свое отношение к нему и трансформирует это отношение в программу конкретных действий, в проект социального поведения;

10) объективная реальность — одна на всехсубъективные и символические реальности различны потому, что различна информационная компетентность субъектов;

11) это различие становится фактором, разделяющим общество и общности, и, тем самым, препятствующим социальной солидарности и взаимопониманию, а значит — фактором деструктуризации глобального мира;

12) сама символическая реальность все более становится продуктом информационных технологий и, соответственно, информационно-технологического поведения субъекта.

Информационно-технологическое поведение — это способность и готовность к деятельности, непосредственно вовлеченной в обретение, хранение, использование информации, включая процессы решений, предшествующие этой деятельности и следующие за ней.

Такое определение предполагает рассмотрение информационно-технологического поведения как важнейшего компонента современной экономической деятельности.

Таким образом, актуальность темы исследования определяется глубокими социально-экономическими преобразованиями российского общества, изменением технологического способа производства на базе широкого внедрения компьютерной техники и информатизации, возрастанием роли науки и научно-технического прогресса как фактора экономического роста и, как следствие, появлением новых требований к профессионально-квалификационному уровню должностей работников1, функции которых связаны со становлением и развитием новых экономических отношений. Новые характеристики таких должностей как бухгалтер всех уровней, менеджер, аудитор, экономист и др. отражают современные требования к работникам, отвечают задачам проводимых в стране реформ. В этих условиях неизмеримо возрастает роль и значение системы подготовки и переподготовки профессиональных кадров. Система высшего образования, выступающая основным звеном воспроизводства высококвалифицированных специалистов, должна своевременно и правильно реагировать на эти новые требования. Для этого требуется определить основные направления оптимизации информационно-технологической подготовки экономических кадров. Решение данной задачи невозможно без выявления социологических аспектов, таких как отношение уже работающих и будущих специалистов к появлению и внедрению информационных технологий: насколько осознают они необходимость использования информационных технологий в своей работе, готовы ли они к их внедрению? Каковы мотивы, социальные детерминанты информационно-технологического поведения, нужно ли и возможно ли управление информационно-технологическим поведением современного экономиста?

Исследования в области информационных технологий представляются весьма актуальными, так как имеют принципиальное значение для прогнозирования эволюции социальных отношений в информационном обществе.

Степень изученности проблемы.

Теме информационных технологий посвящено значительное количество научной, популярной, публицистической литературы зарубежных и отечественных авторов. Проблема информационных технологий привлекает внимание философов, культурологов, социологов и (в гораздо меньшей степени) специалистов этики. Анализ работ позволяет сделать вывод о том, что в материале, Постановления Минтруда РФ об утверждении квалификационных характеристик по различным должно" стям работников экономической сферы. См., например: Постановление Минтруда РФ от 6 декабря 1995 г. № 67 «Об утверждении квалификационных характеристик по должностям работников Сберегательного Банка Российской Федерации и его филиалов». накопленном по вопросам информационных технологий, наличествуют противоречащие друг другу, и даже взаимоисключающие позиции.

Многочисленные публикации свидетельствуют об актуальности проблемы. В отечественных социальных науках эти вопросы разрабатывались в трудах А. П. Ершова, Ю. М. Каныгина, В. П. Зинченко, B.C. Готта, Б.А. ГлинскогоН.Т. Абрамовой, И. Н. Смирнова, В. Ф. Сухиной и др.

Одни авторы исследуют философские и методологические аспекты информационных технологий (Н. Н. Моисеев, А. Д. Урсул, Э. П. Семенюк,.

A.И. Поздняков, В. И. Сифоров, Г. С. Поспелов), другие — роль информационных технологий в общеобразовательной сфере (А.П. Ершов, Н.Т. Абрамова), третьи — влияние на другие области научного знания (В. П. Зинченко, А. И. Михайлов, B.C. Михалевич, Н. П. Ващекин, В. Ф. Сухина, O.K. Тихомиров). Нравственной же проблематике уделено меньшее внимание — это авторы монографий Р. Ф. Абдеев, А. И. Ракитов, статей — А. Алексеев.

Идеи технических мутаций, оказывающих многомерное воздействие на социальный прогресс, наиболее последовательно развивали и развивают зарубежные исследователи Д. Белл, Дж. Грант, П. Козловски, Фр. Рапп, О. Тоффлер, М. Хайдеггер, К. Ясперс. Среди российских авторов мы, в первую очередь, выделяем Н. А. Бердяева, В. А. Канке, В. Н. Авраменко, В. Г. Горохова, В. М. Розина,.

B.М. Фигуровскую и др. Несколько в стороне остались работы в области влияния компьютеров на здоровье (физическое и духовное) человека, хотя в последние годы такие работы ведутся (Дж. Солпитер, Г. Демирчоглян). Проводятся исследования внедрения компьютерной техники в общеобразовательную среду (А.А. Кузнецов, М. П. Лапчик, М. В. Кларин, М. И. Жалдак, И. В. Роберт, Ю.А. Шафрин).

С информационными технологиями во многом связаны смысл и суть того, что принято называть информатизацией и компьютеризацией. Проблемами в данных областях занимались А. И. Ракитов, Б. С. Гершунский, В. П. Тихомиров, Б. А. Глинский, В. Ф. Сухина, Ю. С, Брановский, Б. К. Городецкий и др. Среди зарубежных авторов можно особо выделить С. Хессинга, который систематизировал последствия (положительные и отрицательные) информатизации и сделал вывод о необходимости повышения приоритетов гуманитарных наук, духовных ценностей.

В целом, можно выделить ряд основных подходов к данной проблеме: экономический, психологический, исторический и социологический.

При экономическом подходе хозяйственная деятельность и поведение объясняются с позиций экономической закономерности, необходимости, рациональности, и любые аспекты, типы экономического поведения оказываются последовательно рационализированными или относятся к разряду «девиантного поведения», считаются неправильными, деструктивными.

В психологической традиции, напротив, основное внимание уделяется типичным нарушениям рационального экономического поведения.

Исторический подход требует изучения объективно сформировавшихся социокультурных стереотипов, установок, определяющих поведение человека в. конкретных ситуациях.

Социологический подход предполагает необходимость изучения системы ценностей, потребностей, интересов, мотивирующих поведение человека в хозяйственной жизни. При этом мотивации складываются как под влиянием макросреды, факторов исторического масштаба, так и под влиянием личных, психологических выборов индивида, что интегрируется в понятии «повседневность», представленном малыми группами.

В настоящее время идет процесс интеграции указанных подходов на основе выработки единого гуманистического подхода к проблеме. Основой такой интеграции становится положение о том, что доступ к знаниям о ресурсах и желание получить эти знания, равно как и реальная возможность из усвоения, не менее важны, чем действительный доступ к ресурсам.

Более того, сами по себе ни условия жизнедеятельности, ни потребности субъекта социальной активности не рождают. Все решают представления субъекта о ситуации действия, т. е. его знания, способность работать с информационными системами.

Конечно, исследования текущих социальных процессов по существу не могут быть исчерпывающими и законченными.

Открытость, незавершенность этой темы определяют цели и задачи диссертационной работы.

Цель и задачи исследования

Целью исследования является выявление и типология социальных факторов, детерминирующих формирование информационно-технологического поведения как компонента профессиональной экономической деятельности. В соответствии с целью работы определены следующие задачи:

— выявить основные научные подходы к человеку как субъекту экономической деятельности и экономического поведения;

— под углом зрения темы данного исследования рассмотреть социологические аспекты информационно-технологической революции, позволяющие определить основные направления развития изучаемого процесса;

— конкретизировать, в связи с проблемой формирования информационно-технологического поведения, новую познавательно-образовательную парадигму;

— обосновать понятие «информационно-технологического поведения» и определить его место в системе социологического знания о современном обществе;

— выявить структуру факторов, детерминирующих информационно-технологическое поведение;

— определить и обосновать основные направления оптимизации процесса формирования информационно-технологического поведения профессиональных экономистов в современном российском обществе.

Объект исследования. Объектом данного исследования является процесс формирования информационно-технологического поведения профессиональных экономистов.

Предмет исследования. Предметом данного исследования являются социальные факторы, воздействующие на состояние и динамику изучаемого процесса.

Теоретико-методологическая основа исследования. Осуществленное диссертационное исследование опирается на следующие методологические подходы:

1) герменевтика (при рассмотрении проблем целостного, системного воздействия различных факторов на поведение социальных субъектов);

2) понимающая социология М. Вебера (при изучении вопросов типизации социальных явлений и процессов) — f.

3) символический интернационализм (при исследовании проблем активного воздействия социальной культуры, духовного мира на поведение людей);

4) социальная феноменология (при рассмотрении вопросов синтеза социальных влияний в мотивациях поведения);

5) поведенческий подход (при анализе роли индивидуальных потребностей, интересов, ценностей в формировании социального поведения);

6) деятельностный подход (при изучении влияния жизненного опыта на формирование информационно-технологического поведения);

7) концепции корпоративной культуры (при рассмотрении воздействия микросреды на поведение индивидов).

Осуществляя дискурсивный подход к этим теоретико-методологическим концепциям, диссертант основывал свои выводы на исследовании эмпирического материала.

Эмпирическая база исследования. Эмпирическую базу диссертационного исследования составили результаты социологических исследований, проведенных диссертантом в 1999;2004 годах в экономических вузах Республики Татарстан — Казанском Государственном Финансово-экономическом Институте (КГФЭИ), Казанской Государственной Сельскохозяйственной Академии (КГСХА) и Татарском Институте Содействия Бизнесу (ТИСБИ), а также материалы статистики и научных исследований отечественных и зарубежных авторов.

Собственные исследования проводились методами включенного наблюдения, интервью, анкетирования, статистического анализа и анализа документов. Использовался метод системного моделирования.

Полученные результаты обрабатывались на персональном компьютере в среде MS Excel, MS Access, MS Word.

Выборочная совокупность составила:

— студенты дневных отделений: 4 тыс. человек-1.

— студенты заочных отделений: 750 человек.

При интерпретации результатов диссертант пользовался сравнительно-историческим, генетическим, биографическим, типологическим и ретроспективным методами.

Научная новизна. Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

— выявлены тенденции к интеграции экономического, психологического, исторического и социологического подходов к изучению поведения человека;

— сформулировано и обосновано понятие «информационно-технологического поведения» как поведения, характеризующегося способностью и готовностью к деятельности, непосредственно вовлеченной в обретение, хранение, потребление и устранение информации, включая процессы решений, предшествующие этой деятельности и следующие за ней;

— конкретизирована роль постмодернистской парадигмы в исследовании информационно-технологического поведения, состоящей в обращении к личностной ценностно-мотивационной системе актора, с одной стороны, и в утверждении полимотивационной структуры воздействия на поведение человека — с другой;

— определена структура социального воздействия на информационно-технологическое поведение, предполагающая выделение двух объектов/групп.

1 Подробно структура выборочной совокупности приведена в Приложении I. мотивов: мотивов, заложенных в самой учебной деятельности, формирующей информационно-технологическое поведение, и мотивов, непосредственно с ней не связанных;

— в процессе исследования ценностно-мотивационных детерминант формирования информационно-технологического поведения как компонента профессиональной экономической деятельности выявлено их смещение от социально-значимых (участие в подъеме экономики, овладение знаниями и др.) к личност-но-значимым (получение диплома, овладение профессией как способы саморазвития, повышение материального благосостояния и т. п.);

— определены основные проблемы и направления оптимизации процесса формирования информационно-технологического поведения: компьютеризация, кадровое обеспечение, включение информационно-технологической подготовки как неотъемлемого и необходимого компонента в процесс специализации и профессионализации экономической деятельности.

Научно-практическая значимость. Научно-практическая значимость работы определяется приращением социологического знания в области исследований информационно-технологического поведения как компонента экономической деятельности и возможностью использования ее результатов в процессе повышения качества профессиональной подготовки экономистов.

Исследование в рамках поставленных задач может представлять собой теоретическую базу для последующих исследований социологических, психологических и педагогических аспектов роли информационных технологий как компонента подготовки современного специалиста-экономиста.

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы при разработке программ по информационным технологиям и предметам, связанным с их применениемиспользованы в планах прогнозирования роли информационных технологий в подготовке высококвалифицированных специалистов. Материалы диссертационного исследования и публикуемые на его основе работы используются при чтении лекций по предметам, связанным с информационными технологиями, информационной культурой общества и др.

Апробация и реализация результатов исследования. Основные положения и результаты проведенного диссертационного исследования докладывались автором в Казанском государственном финансово-экономическом институте на научно-практических конференциях «Социально-экономические проблемы становления и развития рыночной экономики» (Казань, 2000;2003 г. г.). Отдельные выводы и предложения нашли отражение в сборнике материалов региональной конференции «Информатика как педагогическая задача» (Воронеж, 2001 г.), в сборнике статей и тезисов докладов межвузовской научной конференции молодых ученых и студентов «Молодежь и экономическая наука» (Казань, 2002 г.), в сборнике статей И-й Международной научно-практической конференции «Проблемы образования в современной России и на постсоветском пространстве» (Пенза, 2003 г.), в сборнике статей «Ученые записки», выпуск 17 (Казань, 2004 г.).

По теме диссертационного исследования опубликовано 8 научных работ.

Объем и структура исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих восемь параграфов, заключения, библиографического списка используемой литературы, включающего 250 наименований. Работа изложена на 196 страницах. Цифровой и графический материал представлен в 7 таблицах, 27 рисунках, четырех приложениях.

Результаты исследования отображены в Приложении 2 на диаграммах 32, 33 и показывают следующее:

1. Гипотеза 1 не подтвердилась. Почти одинаковое число городских студентов и студентов из сельской местности не хотят использовать компьютер в своей профессиональной деятельности. В то же время, мужчины в большей степени склонны к этому, чем женщины (44% против 21%).

2. Гипотеза 2 также не подтвердилась. Примерно равному количество студентов группы, А как нравятся, так и не нравится занятия по информатике в вузе. В то же время 80% студентов группы, А ответили, что им нравится работать на компьютере (по сравнению с 96% студентов группы В).

3. Гипотезу 3 можно считать подтвержденной. 20% студентов группы, А (против 0% группы В) равнодушно относятся к внедрению информационных технологий в жизнь общества. Но 70% из группы, А (93% в группе В) положительно относятся к этому.

4. Гипотеза 4 не подтвердилась. Количество студентов, имеющих компьютер, примерно одинаково в обеих группах. То же самое можно сказать и в отношении Интернет (80% и 70% в группах, А и В соответственно).

5. Гипотезу 5 подтвердилась. Примерно одинаковое число студентов обеих групп стали бы изучать информационные технологии вне зависимости от того, требует ли этого программа вуза.

6. Гипотеза 6 подтвердилась. 90% студентов группы, А против 74% студентов группы В считают, что компьютер оказывает негативное влияние на здоровье и психику человека. 20% студентов группы В не имеют определенного мнения на этот счет.

Вывод очевиден: даже для специалистов, имеющих доступ к компьютеру, информационные технологии пока не стали жизненной необходимостью. В то же время в информационных обществах компьютеры на работе, в учебных заведениях и в домашних условиях практически общедоступны. В сочетании с неограниченным доступом к любой научной и учебной литературе, научной периодике, к базам знаний, дополненные офисной техникой, они превращаются в самостоятельную инфраструктуру всестороннего развития индивида. Многочисленные исследования показывают, что информационные технологии, соединенная с аудиовизуальными средствами, создает целый мир поведенческих моделей, которые ежедневно в быту и на работе окружают человека, программируют его деятельность во все возрастающем масштабе. Дети компьютеризованного поколения, которых японский профессор М. Маруаме [127] по аналогии с интеллектуальными компьютерами назвал «пятым поколением», иначе организуют свой внутренний мир, свое время, развивают свои интеллектуальные способности в ином социально-временном измерении. Пятое поколение, согласно Маруаме, — это поколение молодежи, научившейся благодаря компьютеру использовать для достижения социальных, профессиональных и других целей гигантские объемы информации. Молодежь пятого поколения в течение двух последующих десятилетий сможет сделать гигантский интеллектуально-образовательный рывок и существенно оторваться от своих сверстников в некомпьютеризованных странах. Такие информационные общества как США, Япония, Канада, Австралия, страны Западной Европы и ряд государств Юго-Восточной Азии стоят на пороге появления «шестого поколения"'.

Что же Россия? Наша страна начала стартовать в направлении информатизации общества с нулевого (если не отрицательного) уровня. На сегодняшний день и в течение нескольких ближайших лет информационные технологии и все связанное с ними в нашей стране будет уступать средним мировым стандартам. Это очевидно. Отставание почти всегда плохо, в какой бы области оно не происходило. Но можно взглянуть на это и с другой стороны. Нам предоставляется возможность проследить на протяжении всего-то одного-двух поколений позитивные и негативные последствия информатизации и изучить опыт социально-структурных изменений, уже накопленный странами, вступившими на путь информатизации. Это ценная база знаний. Важно суметь (и захотеть!) применить это опыт к уникальным особенностям нашей страны.

1 Под «шестым поколением» современные исследователи проблем информационной революции понимают когорту людей, выросших и воспитанных в совершенно иной информационно насыщенной среде, отличающейся от вселенной Гутенберга, основанной на цивилизации типографских станков, традиционных библиотек, радио и телефонов, в такой же мере, как последняя отличалась от вселенной рукописных текстов, и эта последняя — от вселенной и соответственно цивилизации, основанной на устной передаче информации (См., напр., [250]).

2.3. Ценностно-мотивационные детерминанты информационно-технологического поведения студентов экономических специальностей.

Все социологические теории так или иначе интерпретируют социальное поведение как поведение альтернативное1: как бы жестко не диктовали объективные условия алгоритмы действия, у человека всегда есть выбор, т.к. даже уклоняясь от действия, он совершает свой выбор определенной модели поведения. Этот выбор во многом определяется ценностно-мотивационной структурой личности, динамикой этой структуры. Этот фактор определяет отношение человека к условиям собственной жизнедеятельности, к среде, включая общественное мнение, социальные нормы, социально одобряемые стереотипы мышления и действия. Так ценности и мотивы, которыми руководствуются студенты в выборе модели своего информационно-технологического поведения, определяют содержание их работы с компьютером, отношение к требованиям учебного плана и т. д. Под углом зрения нашей темы в первую очередь встает вопрос: чем руководствовались студенты, избирая профессию экономиста?

Как за любым другим выбором, за выбором профессии стоят не только конкретные мотивы, но и определенные ценности.

В ходе нашего исследования мы проследили динамику ценностно-мотивационной сферы студентов-экономистов в период обучения в вузе.

Ценностные ориентации — это относительно устойчивое, избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных благ и идеалов, которые рассматриваются как предметы, или средства для удовлетворения потребностей жизнедеятельности личности. В ценностных ориентациях как бы аккумулируется весь жизненный опыт, накопленный в индивидуальном развитии человека" [220, с. ЗО], определяющий его взаимоотношения с другими людьми, преобразования личности, в том числе и по отношению к самой себе,.

1 См., напр., Ритцер Д. Современные социологические теории. -СПб.: Питер, 2002. являющий существо образа жизни индивида. В этом определении, на наш взгляд, наиболее полно отражено содержание ценностных ориентаций человека, их динамичный характер, их функции и значение в жизни человека, в развитии его личности. Однако нам кажется интересным и другое определение: «ценностные ориентации — интегральное (информативно-эмоционально-волевое) свойство и состояние готовности личности к тому, чтобы сознательно определить и оценить свое местоположение во времени и пространстве природной и социальной среды, избрать стиль поведения и направление деятельности, основываясь на личном опыте и в соответствии с конкретными условиями постоянно меняющейся ситуации» [137, с.31]. В этом определении отмечается важнейшая роль ценностных ориентаций человека в качестве одного из регуляторов его поведения и деятельности.

Рост интереса к измерению ценностей и ценностных ориентаций наметился с начала 60-х годов и был связан с консультированием по вопросам образования и выбора профессии, прогнозированием социального поведения индивидов [8, 153]. В некоторых странах, прежде всего в США, подобные исследования стали неотъемлемой частью жизни общества. Среди известных тестов для диагностики различных аспектов направленности личности — методика словацкого психолога Т. Тарочковой «Жизненные цели», опросник Олпорта-Верона-Линдсея, тест американских авторов Д. Сьюпера и Д. Невил «шкала ценностей» и др. [156]. В качестве основного диагностического конструкта авторы этих тестов рассматривают направленность личности, понимаемую как значимость для человека тех или иных жизненных целей и ценностных ориентаций, которыми он руководствуется в своей жизни. В зависимости от устремлений, которые человек пытается реализовать, жизненные сферы (профессиональная, обучения и образования, семейная, общественная жизнь и сфера увлечений) обладают для разных людей различной степенью значимости.

В отечественной практике профконсультирования долгое время был распространен подход, основывающийся на том, что профессиональная деятельность является основным содержанием жизни человека. Однако практика показала, что для одного человека профессиональная жизнь — это возможность удовлетворения потребности в общении, для другого — это средство зарабатывания денег, а для третьего на первый план выступает сфера семейной жизни и т. д. таким образом, сопоставляя преобладающие ценностные ориентации индивида с доминирующими для него жизненными сферами, можно определить и доминирующую направленность данной личности.

Для определения ценностных ориентаций наших респондентов мы основывались на «Опроснике терминальных ценностей ОТЕц» [156]1. Методика позволяет диагностировать следующие ценностные ориентации личности:

1) собственный престиж-. 2) высокое материальное положение- 3) креативность- 4) активные социальные контакты- 5) развитие себя- 6) достижения- 7) духовное удовлетворение- 8) сохранение собственной индивидуальности. Дополнительно нами были включены вопросы, позволяющие определить значимость для будущих экономистов таких ценностей как участие в подъеме экономики, достижения в науке и возможность творчества. Методика также позволяет определить степень значимости для индивида той или иной жизненной сферы, в рамках которой он пытается себя реализовать. Это: 1) сфера профессиональной жизни- 2) сфера обучения и образования- 3) сфера семейной жизни- 4) сфера общественной жизни- 5) сфера увлечений.

Наша выборка включала студентов 1 и 4 курсов. Всем студентам было предложено ответить на вопросы методики. Результаты обрабатывались на персональном компьютере. Процедура исследования проводилась по упрощенной схеме методом субъективных оценок ценностей по 10-ти балльной шкале. Нас интересовали только высокие оценки по всем шкалам (7−10), т.к. они дают нам представление о доминировании той или иной ценности. Поэто.

1 В отечественной практике также часто используются методики, основанные на методике, разработанной М. Рокичем или же адаптированные варианты методики М. Рокича. Например [190]. Поскольку глубокое изучение ценностных ориентаций не входит в нашу задачу, мы воспользовались методикой ОТЕц в упрощенном вариант, т.к. методика М. Рокича даже в упрощенном варианте предполагает исследование большого числа инструментальных и терминальных ценностей и является предметом отельного исследования. му мы не стали использовать средние арифметические значения для сравнения отдельных групп студентов между собой. Более целесообразным мы посчитали использовать процентное отношение высоких оценок по каждой шкале к общему числу респондентов. Результаты представлены в Таблице 2.3.1, в Приложении 3, диаграммы 1—4.

Заключение

.

В заключении выполненного диссертационного исследования сделаем следующие выводы:

— С появлением персональных компьютеров происходит важное в социальном плане событие: самостоятельной информационной структурой все чаще становится отдельный человек. В том, что касается генерации собственного информационного потока, он постепенно обретает все большую независимость от таких информационных структур, как библиотеки, СМИ и др. а вместе с этим возникают такие проблемы как одиночество, уход в «виртуальный мир». Чрезмерное «доверие» к вычислительной технике может привести к пренебрежению человеческим фактором, к снижению профессионализма.

— Функциональные последствия компьютеризации могут приобретать разнообразные формы. В деятельности одних людей могут преобладать творческие компоненты, других — шаблонные, третьих — может быть равное их соотношение, у кого-то может быть психологический барьер к взаимодействию с компьютером. Наряду с традиционными типами культуры складывается иной ее тип — «компьютерно-экранная культура». Необходимо формирование психологической готовности к взаимодействию с компьютером.

— Развитие информационных технологий и информационных структур требует выполнения определенных условий и, прежде всего, наличие кадров, обученных работать с вычислительной техникой, информационные технологии облегчают доступ к информации, но чтобы она использовалась в обществе, должны быть развиты потребность в информации и культура ее потребления.

— Информационная среда стала крупным сектором мировой экономики. В 2000 году в нем производилось до 40% всех товаров и услуг (в стоимостном выражении). Информационные технологии сыграли в экономике промышленно развитых стран роль катализатора глубоких структурных сдвигов. Эти технологии превратили знание в непосредственный ресурс развития общества, оказывающий огромное влияние на социальный и социально-экономический прогресс.

— Компьютеризация привела к появлению новых задач. Так в учебно-научной деятельности модифицируется часть задач в виду передачи их компьютеру, появляются новые дисциплины (например, «информационные системы в экономике»). На основе компьютерных баз данных формулируются новые задачи, гипотезы. Как функциональные последствия компьютеризации происходят преобразования в управленческой деятельности (системы поддержки принятия решений, экспертные системы).

— Новые информационные технологии сделали возможным решение принципиально новых задач, но при этом создали для взаимодействующего с ними человека и принципиально новые условия труда. С появлением новых информационных технологий обнаружился диалектический скачок, приведший к возникновению качественно новых условий работы. Появилась необходимость в специальном изучении психофизиологических особенностей деятельности человека в новых сложных технических системах, изучение возможностей человека по разрешению возникающих в этих системах задач.

— Умение использовать компьютер для решения профессиональных и учебных задач становится обязательным компонентом подготовки любого специалиста. Поэтому перед образованием любого уровня стоит задача подготовки специалистов к использованию компьютерных технологий в будущей профессиональной деятельности. В настоящее время идет поиск новой модели образовательной системы, которая бы соответствовала целям человечества XXI века. В 1993 году ЮНЕСКО создала специальную «Международную комиссию по образованию для XXI века», определившую в качестве главного ориентира образовательной системы следующего века — выживание всего человечества. Образование с этой точки зрения должно представлять собой управляемую опережающую систему, которая предвидела бы и удовлетворяла потребности настоящих и будущих поколений, что соответствует духу новой цивилизационной модели развития — модели устойчивого развития. Информатизация образования рассматривается как важнейшее средство реализации новой образовательной парадигмы.

В то же время компьютер в образовательном учреждении является обогащающим и преобразующим элементом развивающей предметной среды. Именно при таком понимании проблемы внедрение информационных технологий приобретает гуманитарный развивающий характер.

— Одной из важных задач на сегодняшний день является оптимизация отношения к информационным технологиям. Отношение к информационным технологиям зачастую определяется скорее модой, чем осознанием ее необходимости в профессиональной деятельности. Увлечение информационными технологиями как модой опасно потому, что порождает информационно-технологическую-психологию, пренебрегающую человеческим фактором — компьютер заменяет интеллект человека.

Воспитываемое отношение к информационным технологиям должно соотноситься с востребованностью информационных технологий в той или иной сфере деятельности.

Цель данного подхода — формирование мотивационной, интеллектуальной и операциональной готовности учащегося к использованию информационных технологий в своей деятельности. Главный ориентир — учащийся, его деятельность, перспективы развития его личности в информационном обществе.

В плане решения этих задач рекомендуется применять компьютерные игровые развивающие и обучающие программы, адекватные психическим и психофизиологическим возможностям учащегося, события в таких программах и темп их развития регулируются самим учащимся по ходу естественного протекания его деятельности.

Необходимо вводить информационные технологии в систему дидактики высшего учебного заведения, стремясь к органическому сочетанию традиционных и компьютерных средств развития личности учащегося.

Этот деятельностный подход к применению новых информационных технологий:

— формирует у учащегося мотивационную, интеллектуальную и операционную готовность использовать информационные технологии для осуществления своей деятельности, что позволит воспитать реального пользователя информационных технологий;

— способствует подготовке личности «информационного общества»;

— служит целям обогащения когнитивной (познавательной) основы личности учащегося, что является важным условием и поддержкой развития его одаренности;

— обеспечивает достижение высокого уровня общего интеллектуального развития, необходимого не только для успешной учебной деятельности, но и для всей последующей жизни;

— является педагогическим средством постоянного совершенствования содержания и методов воспитания в современных условиях;

— обеспечивает доступ к передовым методам воспитания широкой педагогической общественности благодаря разветвленной коммуникационной сети.

Этот процесс нуждается не только в научном и методическом обосновании, но и финансовом, материальном, кадровом, организационном обеспечении. Но самым важным, с социологической точки зрения, является изучение поведения человека в условиях новых информационных технологий.

— Наше исследование показало парадоксальность состояния информационно-технологического поведения студентов-экономистов. Они высоко оценивают значение информационных технологий в жизни современного общества в целом и в своей будущей профессиональной деятельности в частности. В то же время, понимая значение теории и недостаточность своих теоретических знаний в области информационных технологий, студенты индифферентны к информатике. Им интереснее «работать» (играть) с компьютером, чем работать над теоретическим материалом (хотя значение теории, подчеркиваем еще раз, — они вполне осознают).

Выяснены основные причины этого противоречия в поведении будущих экономистов. Их три.

Первая — студенты (и не только «очники») недостаточно знакомы с условиями своей будущей профессиональной деятельности и, тем более, с тенденциями их изменения. Они не вполне адекватно оценивают роль информационных технологий в профессиональной деятельности экономистов.

Вторая — сами эти условия в современном российском обществе действительно не всегда предполагают глубокое усвоение основ информационных технологий.

Третье — недостаточный уровень подготовки преподавательского состава на фоне высокой оценки студентами роли личности преподавателя в процессе изучения учебных предметов.

Вывод: студентов надо готовить не к тому, что нужно сейчас на конкретном рабочем месте при данном уровне технической и технологической оснащенности. Их надо готовить к тому, что будет нужно завтра и послезавтра. В то же время, надо создавать условия, которые бы сделали необходимым для студентов освоение информационных технологий под углом зрения практики своей будущей профессии. Само изучение информационных технологий надо приблизить к задачам подготовки именно экономистов конкретных специальностей. И дело не в том, чтобы задачи курса информатики решались на экономическом материале, — это и сейчас есть, — а в том, чтобы само овладение специальностью было невозможно без усвоения информационных технологий.

Представляется, что решение возможно найти следующим образом: материал надо по возможности не излагать академически, а добиваться его усвоения в процессе решения разыгрываемых в виртуально-компьютерном пространстве учебных задач. Т. е. надо переходить к широкому внедрению компьютерных деловых игр, где и создание ситуации, и ее решение достигались бы посредством применения информационных технологий,.

В целом, основные положения и выводы диссертации приводят к заключению: формирование информационно-технологического поведения, оптимизация этого процесса — важнейший и неотъемлемый, необходимый компонент повышения качества экономической деятельности в современном обществе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Ф. Единое мировое распределенно-локальное информационно-сотовое сообщество на пути к информационно-космической цивилизации / /Сб.н.т. МФИ-97. -М., 1997.
  2. Н.Т. Ценности образования, новые технологии и неявные формы знания // Вопросы философии. -1998. -№ 6.
  3. B.C. Модель человека в экономической науке. -СПб.: Экономическая школа, 1998.
  4. А. Наука жить / Пер. с англ. и нем. -К.: Port-Royal, 1997. -с. 71 83.
  5. В.В. Подготовка студентов к использованию компьютерных технологий в профессиональной деятельности: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Брянск, 1998.
  6. А.С. Информационные ресурсы и технологии XXI века // ЭКО. -2000. -№б.
  7. С. 20 писем другу. -Репринтное воспроизведение издания 1967 г. http://fictionbook.ru/author / aliluevasvetlana/dvadcatpisemk drugu/html
  8. А. Психологическое тестирование. Internet: http://www.socmodel. unir.ru.
  9. Г. П. Некоторые проблемы компьютеризации учебного процесса обучения в вузах // Военная мысль. 1995. — № 9. — с. 63−69.
  10. Г. П., Барабанщиков А. В. и др. Основы применения информационных технологий в учебном процессе военных вузов: Научно-методическй сборник. М.: ВУ, 1996.
  11. M.JT. Дорога через хаос. -М.: Мол. гвардия, 1983.
  12. А. О душе. 1 -е изд. -Спб.: ПИТЕР, 2002.
  13. А.И. Информация глобальная ценность XXI века. // Сб. науч. трудов МФИ-97. -М., 1997.
  14. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высш. шк., 1980.
  15. Асп Э. Введение в социологию. -М., 1998.
  16. Ю.Д., Войскунский А. Е. Психологические последствия информатизации // Психологический журнал. -1998. -№ 1.
  17. А.В. Использование элементов дистанционного обучения в экономическом образовании: особенности и возможности / кафедра экономической теории экономического факультета РГУ. [email protected].
  18. И. К. Ценностные ориентации старшеклассников (теоретический обзор работ) // Сайт МГУ им. М. В. Ломоносова. http://www.psvchologv.iii/lomonosov/tesises/ek.htm.
  19. Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. -М.: Академия, 2004.
  20. Н.А. Самопознание: опыт философской автобиографии. -М.: Мысль. -1990.
  21. Бестужев-Лада И.В. К школе XXI века. Размышления социолога. — М.: Педагогика, 1998.
  22. М. Экономическая мысль в ретроспективе. —М.: Прогресс, 1994.
  23. А. Модель обучения менеджера // Высшее образование в России. -1999. -№ 6. с. 64−65
  24. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М., 1968. -с. 422.
  25. Л.И. Проблема развития мотивационной среды // Изучение мотивации поведения детей и подростков. — М., 1972.
  26. Большой толковый социологический словарь (Collins) /Пер. с англ. — М.: Вече, ACT, 1999.
  27. Ю.С. Информационные инновационные технологии в профессиональном образовании: Учеб. пособие / Куб. гос. техн. ун-т. -Краснодар: Изд-во КубГТУ, 2001.
  28. Будущее искусственного интеллекта. -М.: Наука, 1991.
  29. Бухгалтер, применяющий информационные технологии, добивается большего успеха, www.reclama.ru
  30. И. Конец знакомого мира. Социология XXI века. -М.: Логос, 2003.
  31. Н.П. Информатизация общества как феномен культуры. // Сб. научн. тр. -Новосибирск: Наука, 1990.
  32. Н.П. Научно-информационная деятельность: Философско-методологические проблемы. — М., 1984.
  33. М. Избранные произведения. -М.: Прогресс, 1990.
  34. Дж. Возможности вычислительных машин: от суждений к вычислениям.- М., 1982.
  35. А.Е. Преобразование общения, опосредованного компьютером / Дисс. канд. психол. наук. -М., 1990.
  36. В.Н. Гуманитарно-экологические и духовные проблемы естествознания-техники // Сознание и физическая реальность. -1997. -№ 2(4).
  37. В.Н. Психосфера планеты: опасность потери интеллектуально-духовного потенциала. —В кн. Интернет-библиотеки и ассоциации в меняющемся мире. Сборник материалов IV Международной конференции. -М., 1997.
  38. Т.П. Информационное общество: сущность, черты, проблемы. -М., 1995.
  39. . Дорога в будущее. М., 1998.
  40. .С. Философия образования. -М.: Интер-Диалект+, 1997.
  41. .А. Философские и социальные проблемы информатики. — М.: Наука, 1990
  42. B.C., Семенюк Э. П., Урсул А. Д. Социальная роль информатики. -М.: Знание, 1987.
  43. П.К. Концептуальные модели истории: Пособие для студентов. -М.: Изд. корпорация «Логос», 1995.
  44. В. Виртуальный мир рождает реальные болезни //Финансовые известия, вып. 54. — 1996. -№ 183.
  45. А.А., Г. Иррлитц. Краткая история этики. -М.: Мысль, 1987.
  46. А.И. Информационная теория экономики. -М., 1996.
  47. О. Экономическая психология. -СПб.: Изд-во СПБГУ, 1999.
  48. Г. Г. Компьютер и здоровье. М., 1997.
  49. У. Психология в беседах с учителями. -СПБ.: Питер, 2001.
  50. У. Психология. -М.: Педагогика, 1991.
  51. Динамика ценностных ориентаций студентов педагогического вуза // Ярославский Педагогический вестник., эл. версия., 2003−11−04. -с. 1247. [email protected]
  52. В.А., Николаев А. Н. Власть и знание: эволюция технократических концепций. // Власть 1998. -№ 10−11.
  53. А.А., Чудова А. Н. Психологические особенности суперпрограммистов// Психологический журнал. —1997. -№ 1.
  54. Ф.М., Образцов П. И., Приходько М. Г. Модель управления познавательной деятельностью обучаемых с использованием ЭВМ // Сб. на-учн. трудов ВИПС. -Орел: ВИПС, 1994. № 2. -с. 126−133.
  55. Э. Об общественном разделении труда. Метод социологии. -М., 1990.
  56. Л.А. Динамика социально-психологической готовности студентов-менеджеров к будущей профессиональной деятельности / Дисс. канд. психол. наук. Казань, 2000.
  57. В.Н. Воздействие компьютеризации на социальное развитие и мировоззрение общества /культурологический аспект / Дисс. канд. филос. наук. Москва, 1998.
  58. А.П., Звенигородский Г. А. Первин Ю.А. Школьная информатика (концепции, состояние, перспективы) / Препринт ВЦ СО АН СССР, № 152. Новосибирск, 1979.
  59. М.И. Система подготовки учителя к использованию информационной технологии в учебном процессе. — М., 1989.
  60. Л.Ф. и др. Курс военной психологии. Часть 2. М.: ВУ, 1995.
  61. Жизненные планы, ценностные ориентации и моральный облик молодежи. -http://sociologia.studentu.ru/index.phtml?uid= 15&refid=69 704, 15.04.2004.
  62. С. Психология мотивации. -К.: Эльга-Н- Ника-Центр. -2002. -352 с.
  63. Т. Н. Рывкина Р.В. Социология экономической жизни. -М.: Наука, 1991.
  64. А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. -М.: Наука, 1986.
  65. В.П. Рассудок и разум в контексте развивающегося образования // Человек. -2000. -№ 4, 5
  66. В.П. Эргономика и информатика // Вопросы философии. -1986. № 7.
  67. Е.П. Мотивация и мотивы//Серия Мастера психологии. — Спб.: Питер, 2000.
  68. Иноземцев В. Fin de siecle. К истории становления постиндустриальной хозяйственной системы. Статья первая // Свободная мысль-ХХ1. -1999. -№ 7- Статья вторая // Свободная мысль-ХХ1. -1999. -№ 8.
  69. В.JI. За пределами экономического общества. -М., 1998.
  70. В.Л. К теории постэкономической общественной формации. -М., 1995.
  71. Интенсификация учебного процесса ВИПС на основе внедрения в обучение компьютеризованных учебников: Отчет о НИР промеж.) / ВИПС. Науч. Рук. Савельев Н. А. Отв. Исп. Образцов П. И. Орел: ВИПС, 1995.
  72. Информатика: Учебник / под ред. Макаровой Н. В. М.: Финансы и статистика, 1997.
  73. Информационная технология и информационная политика: Науч.-информ. исслед./РАН. ИНИОН- Науч. рук. Ракитов А. И. М.: ИНИОН РАН, 1994.
  74. Информационная цивилизация: пространство, культура, человек / Сарат. регион, отд-ние Рос. филос. о-ва и др.- Под ред. Устьянцева В. Б. Саратов: Изд-во Поволж. межрегион, учеб. центра, 2000.
  75. В.А. Концепция современного естествознания: Учебник. 2-е изд., испр. -М.: Логос, 2003.
  76. Ю.М. Информатизация управления: социальные аспекты. Киев, 1991.
  77. А.В. Психология менеджмента. -М, 1999.
  78. М. Становление общества сетевых структур. Могущество самобытности. Новая постиндустриальная волна на Западе. — М., 1999.
  79. М., Информационная эпоха: экономика, общество и культура. -М.: ГУВШЭ, 2000.
  80. К.А. За чертой апокалипсиса. -М.: АиФ-принт, 2002.
  81. С.И. Условия подготовки преподавателей технического вуза к комплексному применению средств обучения / автореферат дисс. канд. пед. наук. Челябинск: ЧТУ, 1987.
  82. Г. Кибернетика и общество. М., Прогресс, 1967
  83. Л. Основы конфликтологии. -СПб, 1999.
  84. П. Культура постмодерна. -М., 1997.
  85. Г. Г. Ценностные ориентации студентов музыкальных учебных заведений // Сайт Оренбургского областного института повышения квалификации работников образования, -http://www.ooipkro.ru.
  86. В.Н. История экономических учений. -М.: Центр, 1997.
  87. А.И. Социология менеджмента. -М, 1999.
  88. П.А. Этика. -М., 1994.
  89. А.А. Программы общеобразовательных учреждений. Информатика // Информатика.-1998.-№ 42.
  90. А.П. Социологические теории: традиции и современность. Ис-торико-методологический очерк. -Казань, 1995. -128с.
  91. А.П. Социологические теории: формирование новой парадигмы. -Казань.: Изд. КФЭИ, 1996, с. 8−28.
  92. Е.Ю. Проблемы преподавания информатики // Черноземье 97: Тезисы докладов конференция по новым информационным технологиям в образовании. -Воронеж, 1997.
  93. Кун. Т. Структура научных революций / Пер. с англ.- М.: Прогресс, 1977.
  94. В. Прогресс или консервативная революция? // Москва. -1998. -№ 9.
  95. А.Ф. Классификация личностей // Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Гиппенрейтер Ю. Б., Романовой В. Я. -М., 1982.
  96. А.Ф. Очерк науки о характерах. М., 1995.
  97. М.П. и др. Методика преподавания информатики: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / М. П. Лапчик, И. Г. Семакин, Е.К.Хеннер- Под общей ред. М. П. Лапчика. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.
  98. А.Н. Потребности. Мотивы. Эмоции. — М., 1971.
  99. Й. Процесс и структура человеческого учения. -М., 1970.
  100. В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: Учеб. пособие. СПбГУП. -2000.
  101. Р. Меняю родителей на виртуального монстра // Сегодня. -2001. -№ 11.
  102. А.Ф. История античной эстетики. -М.: Наука, 1998.
  103. Д. Социальная психология. -СПб, 1999.
  104. Г. Г. Нелинейная динамика и историческая механика.// Общественные науки и современность. — 1997. -№ 2.
  105. А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. -М., 1990.
  106. М.Н. Политическая социология бюрократии. -М.: TEMPUS, 1997.
  107. С.Ю. Управление процессом довузовской подготовки специалистов экономического профиля (на примере РЭА им. Г.В. Плеханова) / Дисс. канд. пед. наук. Москва, 1999.
  108. В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности // Вопросы психологии. 1987. — № 5.
  109. Ф.Т. Философия образования: ее реальность и перспективы // Вопросы философии. 1999. — № 8. — с. 92−118.
  110. ИЗ. Михалевич B.C., Капитонова Ю. В. Феноменология становления и развития кибернетики на Украине // Кибернетика и системный анализ. 1993. -№ 6.-с. 3−18.
  111. Н.Н. Информационное общество: возможности и реальность// ПОЛИС-Политические исследования. -1993. -№ 3. с 6−14.
  112. Н.Н. Судьба цивилизации. Путь Разума. -М.: Языки рус. культуры, 2000.
  113. Н.Н. Человек и ноосфера. -М.: Молодая Гвардия, 1990.
  114. Молодежь: тенденции социальных изменений: Сб. статей. СпбГУ. -2000.
  115. П. Современная западная социология. -СПб, 1992.
  116. Мотивация учения / Под ред. Матюхиной М. В. -Волгоград, 1976.
  117. А. Тендерные и возрастные аспекты использования Интернет. [email protected].
  118. А.П. Модели самоорганизации в науках о человеке и обществе / Московский международный синергетический форум. -http://www.synergetic.ru/society/index.php?article=nazar#sl4
  119. Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / Пер. с англ. под ред. В. Л. Иноземцева. -М., 1999.
  120. Д., Абурден П. Мегатенденции. Год 2000. -М., 1990.
  121. Д. 1984. Эссе. М, 1994
  122. Пейперт Суймур. Переворот в сознании: дети, компьютеры и плодотворные идеи: Пер. с англ./под ред. А. В. Беляевой, В. В. Леонаса. М.: Педагогика, 1989.
  123. А. Историческая борьба России, Германии и США за Украину // Кадровая политика. -2003. № 3.
  124. Платон Сочинения. В 3-х т. / Пер. с древнегреч. / Под общей ред. А. Ф. Лосева и В. Ф. Асмуса. -М.: Мысль, 1971.
  125. А.П. Ценностные ориентации учащейся молодежи (по материалам исследований 1980−2002 г.) / Монография. -Курган.: Изд-во Курганского государственного университета, 2003.
  126. А.И. Информационная безопасность личности, общества, государства // Информационный сборник фонда национальной и международной безопасности.- 1994 № 5.
  127. Н.Л. От трудового общества к информационному : Зап. социология об изменении социальной роли труда / АН СССР. ИНИОН- Отв. ред. Эфиров С. А. М.: Наука, 1990.
  128. В. А. Кондратьева О.Ю. Изменение мотивационно-ценностных ориентаций учащейся молодежи // Социол.исслед. -1999. -№ 6.
  129. К. Нищета историцизма. -М, 1993.
  130. Г. С. Искусственный интеллект основа новой информационной технологии. -М., 1988.
  131. Г. Г. Теория коммуникации. -М.: Рефл-бук, 2001.
  132. Психологические проблемы взаимной адаптации человека и машины в системах управления / под. ред. Б. Ф. Ломова. — М.: Наука, 1980.
  133. Психология современного подростка / под ред. Д. И. Фельдштейна. -М., 1987.
  134. С.В. Социальные аспекты информатизации российского общества (социологический анализ). -М.: ЗАО «Коминфо, 2001.
  135. В.В. Экономическая психология. М.: Логос, 1998.
  136. В.В. Преподавание информатики для студентов экономичесикх специальностей. Новосибирский государственный университет. [email protected].
  137. А.И. Информационная революция: наука, экономика, технология. Реф. сб./РАН ИНИОН. -М.: ИНИОН РАН, 1993.
  138. А.И. Науковедческие исследования: Сборник научных трудов. — М., 2003.
  139. А.И. Философия компьютерной революции. -М.: Политиздат, 1991.
  140. Н.М. Россия и вызовы глобализации // Социологические исследования. -2002. -№ 4. с.60−66.
  141. Д. Современные социологические теории. -СПб.: Питер, 2002.
  142. В.М. Введение в культурологию. -М.: Международная педагогическая академия, 1994.
  143. Н.В. Социология знания новые вызовы // Социологические исследования —2001.-№ 3. -с. 54−63.
  144. Романтика не может быть основополагающим фактором в межгосударственных отношениях / Интервью Лозанского Э. Медиа-группе Kontinent USA., эл. вариант. -2 июля. 2004.
  145. С.Л. Бытие и сознание. — М., 1957.
  146. С.Л. Основы общей психологии. -СПб.: Питер Ком, 2002.
  147. Г. Г., А.Р. Савелов. Специфика положения молодежи на рынке труда // Социологические исследования. -2002. № 5. -с. 101−107.
  148. Е.Г. Социально-управленческая теория Э. Мэйо / Дисс. канд. соц. наук. -Казань, ЮТУ, 2003.
  149. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / под ред. В. А. Ядова. -Л., 1979.
  150. Г. К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. -М.: Изд-во Московского Университета, 1995.
  151. Э.П. Информационный подход к познанию действительности. -Киев: Наукова думка, 1988.
  152. И.Г. Опросник терминальных ценностей. -Ярославль, 1991.
  153. Н. Глобализация и неравномерность мирового развития // МЭиМО. 2001. — № 3. -с.35−44.
  154. П.В. Мотивированный мозг. М., 1987
  155. В.И. Информатика и ее взаимодействие с философией и другими науками // Философская наука. -1984. -№ 2.
  156. В.И. Методологические вопросы науки об информации // Вопросы философии. -1974. -№ 7.
  157. И.А. Компьютеризация информационного обеспечения тактической подготовки в вузе / автореферат дисс. канд. воен.наук. — М.: В, А БТВ, 1994.
  158. Е.А., Морозов А. А. О предпочтениях городской молодежи (заметки об исследовании) // Социологические исследования. — 2001. № 1. — с. 105−110.
  159. Jl.С. Роль поставленной перед ребенком цели и образованного им самим намерения как мотивов деятельности школьника: Изучение мотивации поведения детей и подростков. -М., 1972.
  160. Словарь-справочник по социологии и политологии». — М., Знание, 1996.
  161. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. -М.: Наука, 1993.
  162. Современная теория глобализации: экономические очерки / Колл. авторов под ред. Б. А. Денисова. -М.: ГУУ, 2002.
  163. В.Г. Россия и планетарная цивилизация или выдержит ли Россия глобализацию // Национальные интересы. 2000. — № 4(9). -с.43−49.
  164. И.В. Постиндустриальное, информационное общество: социальная структура и специфика трудовой деятельности // Социальная информатика 96. -М, 1995.-е. 19−22.
  165. И.Л. Народная монархия http://shulenina.narod.ru/Classiki/ Solonevich/content.html.
  166. Дж. Дети и компьютеры. Настольная книга родителей. -Москва: Бином, 1996.
  167. П.А. Человек. Цивилизация. Общество. — М., 1992.
  168. Социология в России./Под ред В. А. Ядова. 2-е изд. -М.: Изд-во института социологии РАН, 1998.
  169. Социология молодежи: Учебник / Под ред. В. Т. Лисовского. -М.: Изд-во СПбГУ, 1996.
  170. П. Интеграция, взаимозависимость и глобализация // Финансы и развитие. -2001. -Вып.38, № 2. с.34−37.
  171. Структура морали и личности / под ред. С. Ф. Анисимова, Р. Миллера. — М., 1977.
  172. Ю.А. Глобализация и культура. Глобальные изменения и культурные трансформации в современном мире / Моск. гос. лингв, ун-т. М.: Высш. шк., 1999. — 158 с. — Библиогр.: с. 151−158.
  173. В. Ф. Информатика как средство управления сложными системами // Харьк. ун-т. Вестн-Х., 1992. № 373.-е. 47−56.
  174. В.Ф. Человек в мире информатики. М.: Радио и связь, 1992.
  175. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во МГУ, 1975.
  176. В.П. Маклуэн Герберт Маршалл // Современная западная социология: Словарь. -М., 1990.- с. 168−169.
  177. В. П. Дистанционное образование в России // Дистанционное образование, 1999.- № 1
  178. А. Дж. Постижение истории: пер. с англ. /Сост. Огурцов А.П.- Вступ. ст. Уколовой В.И.- Закл. ст. Рашковского Е. Б. -М.: Прогресс, 1991.
  179. Толчинский. Современные СМИ как фактор, определяющий специфику духовного влияния на процесс социально-экономического реформирования. Казань: КФЭИ, 1998.
  180. Э. Шок будущего. М., 1970.
  181. О. Третья волна. -М.: ООО ACT, 1999. -с.6−261.
  182. А. Возвращение человека действующего. Очерки социологии. — М., 1998.
  183. А.Д. Проблема информации в современной науке. Философские очерки.- М., Наука, 1975.
  184. А.Д. Путь в ноосферу (Концепция выживания и устойчивого развития цивилизации). М., 1993.
  185. А.Д. Россия на пути к устойчивому развитию (ноосферная стратегия) / Монография. Гомель, 1996.
  186. Е.Б. Об одном методическом подходе к исследованию мотивации и внутренних конфликтов // Психологический журнал. М., 1992. -№ 1. -с.31−33.
  187. Д. Информация и национальная безопасность России (к годовщине принятия доктрины информационной безопасности РФ) // Власть, -2001.-№ 9. -с.32−35.
  188. Jl. Человек-Бог, или в чем смысл жизни // Философия. -1998. -№ 3. -с.23−26.
  189. В.М. Техническое знание: Особенности возникновения и функционирования. -Новосибирск: Наука, 1979.
  190. Философия техники: история и современность / Монография. РАН. Ин-т философии- Подгот. В. Г. Горохов и др.- Отв. ред. В. М. Розин. М., 1997.
  191. Формирование потенциала инновационного развития экономики и общества / РАН. Ин-т пробл. регион. Экономики / Под ред. Гусакова М. А. -СПб., 2000.
  192. Дж. Мировая динамика. М.: Наука, 1978.
  193. В. Человек в поисках смысла. -М., 1990.
  194. Фрейд 3. «Я» и «ОНО». -Тбилиси.: МЕР АНИ, 1991.
  195. Ю. Демократия. Разум. Нравственность. Московские лекции и интервью.-М., 1995.
  196. М. Что такое метафизика? / Время и бытие: статьи и выступления. М., 1993.
  197. X. Мотивация и деятельность: серия Мастера психологии. -2-е изд-е. -2003.
  198. Человек и его работа. Социологическое исследование / под.ред. А. Г. Здравомыслова. —М., 1967.
  199. Ю.А. Информационные технологии. -М., 1998.
  200. Э. Организационная культура и лидерство. Спб, Питер, 2002.
  201. В.П. Скрытое управление человеком. -М.: ACT, 2000.
  202. Л. Подготовка менеджеров образования // Высшее образование в России. -1999. -№ 6 с. 26−33.
  203. Л.С. Духовные ориентиры псковских студентов // Социологические исследования. -1999. -№ 2.
  204. Экономическая информатика: Учебник / под ред. В. П. Косарева, Л. В. Ереминой. -М.: Финансы и статистика, 2002.
  205. Д.Б. Избранные психологические труды. -М., 1989.
  206. Экономическая психология. Социокультурный подход / Под ред. Андреевой И. В. -СПб.: Питер, 2000.
  207. Этические проблемы компьютеризации: Реф. сб. / АН СССР. ИНИОН. Отв. ред. Галинская И. Л. М.: ИНИОН АН СССР, 1990. — 156 с.
  208. А. Г. Дудина О.М. Московское студенчество в период реформирования российского общества // Социологические исследования. -1997. -№ 9.
  209. И.И. Информациология: Учебник для высших и средних учебных заведений, курсов повышения квалификации и самообразования. -2-е изд., перераб. и доп. -М., 1996.
  210. Юм Д. Трактат о человеческой природе. -Минск.: ПОПУРРИ, 1998.
  211. В.А. Россия в мировом пространстве // Социологические исследования.-1996.-№ 3.
  212. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. Ядова В. А. Л., 1979.
  213. Л.Ф. Социальное становление студентов в процессе их экономической подготовки в колледже. Профессиональная компетентность учителя в информационном обществе: структура, содержание, принципы формирования / Дисс. канд. пед. наук. Казань, 1999.
  214. К. Будущий мировой порядок // Век XX и мир. -1990.-№ 9.
  215. К. Духовная ситуация времени. // Философские науки. -1988. -№ 11,12.
  216. К. Современная техника / Ясперс К. Истоки истории и ее цель // Новая технократическая волна на Западе.- М., Прогресс, 1986.
  217. Bell D. The post-industrial society. The evolution of an idea. L., 1971.
  218. Bell D. The Third Technological Revolution and Its Possible Socio-Economic Consequences // Dissent. Vol. XXXVI. -No 2. -Spring 1989.
  219. Cooper A., Scherer C. R., Boies S. C., Gordon B. L. Sexuality on the Internet: From Sexual Exploration to Pathological Expression // Professional Psychology: Research and Practice. Selected Article. -1999/ Vol. 30, No. 2, p. 154 164.
  220. Craig Mellow, «Consumer marketing in Russia», London 1997.
  221. Dertouzos M.L. What Will, Be. How the New World of Information Will Change Our Lives. -N.Y., 1997
  222. Engel et al., 1995, P. 445
  223. Estarbrooks M. Programmed capitalism: a computer-mediated global society. -Armonk /N.Y./- L.: Sharpe, 1988. 207 p.
  224. Gouldner A. The coming crisis of Western sociology. — New York: London basic books, 1970.
  225. Green Paul, Srinivasan V. Conjoint Analysis in Consumer Research: Issue and Outlook. In: Journal of Consumer Research, vol. 5, September, 1978.
  226. Habermas J. Theorie des kommunikativen. -Fr-am-Main., 1986.
  227. Homans J. K. Sentimentals and activities. N. Y., 1962.234. http://www.sociology.ru/forum/98−1 kacherov. html
  228. Key Concepts in Cultural Theory / Edgar Andrew, Sedgwick Peter (eds). — London, New York: Routledge, 1999.
  229. Kotler Philip, Armstrong Gary. Principles of Marketing. Prentice Hall, 1991.
  230. Leon G. Schiffman, Leslie Lazar Kanuk «Consumer Behavior», Printence hall, 1991.
  231. Maslow A. Motivation and personality. N.Y., 1970.
  232. Masuda Y. Managing in the information society: releasing synergy Japanese style. Oxford OX UK Cambridge mass USA, 1990
  233. McLuhan, Herbert Marshall. Understanding Media: The Extensions of Man, 1964.
  234. McLuhan, Herbert Marshall. War and Peace In global Village, 1968.
  235. Mulgan G.J. Communication and Control: Networks and the New Economics of Communications. -Oxford, 1991.
  236. Murrey H.A. Exploration in Perxonality. N.Y., 1938
  237. SkinnerB.F. About behaviorism. N.Y., 1954.
  238. Suler J. The Bad Boys of Cyberspace: Deviant Behavior in Online Multimedia Communities and Strategies for Managing it. -1997. http://wwwl .rider.edu/ suler/psvcvber/badbovs.html.
  239. Toffler A. Powershift knowledge, wealth and violence at the Edge of the 21-st century-N.Y. 1990.
  240. Toffler F. The Third Wave. -N.Y., 1973.
  241. Wiswede Gunther. Soziologie. -Verslag Moderne Industrie. Landsberg am lech, 1991,-s. 20.249. www//2001 .novayagazeta.ru/nomer/2001/22n/n22n-s21−3.shtml250. www/bolshe.ru/book/id=l 824&page=5, 2004.
Заполнить форму текущей работой