Особенности жанровой динамики русской поэзии Мордовии 1970-90-х годов
Цели данного исследования состоят в том, чтобы обозначить те новые процессы и характерные тенденции, которые наметились в русской лирике Мордовии 1970;90-х годов. При этом рассматриваются лирические произведения наиболее ярких и талантливых поэтов республики: В. Гадаева, Б. Соколова, В. Юшкина, Э. Симдяновой, К. Смородина, А. Терентьева, В. Юдиной, В. Егорова, Н. Рузанкиной и др., опубликованные… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА II. ЕРВАЯ ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО В ФОРМИРОВАНИИ ЛИРИЧЕСКИХ ЖАНРОВ
- 1. Принципы жанровой систематизации лирических произведений в современном литературоведении
- 2. Основные жанры русской лирики Мордовии 1970−1990-х годов
- ГЛАВА ВТОРАЯ. ОБОГАЩЕНИЕ ЖАНРОВ РУССКОЙ ЛИРИЧЕСКОЙ ПОЭЗИИ В 1970 — 1990-е ГОДЫ. *
- 1. Художественное своеобразие лирики 1970-х годов (на примере творчества Виктора Гадаева)
- 2. Жанровое разнообразие русской поэзии
- Мордовии 1980-х годов
- 3. Медитативная лирика 1990-х годов как особый этап в развитии современной поэзии Мордовии
Особенности жанровой динамики русской поэзии Мордовии 1970-90-х годов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Национально-региональный компонент в развитии современной русской поэзии неоспорим. Каждый край, республика, область внесли в развитие русской поэзии свой вклад, подчас весьма важный и значительный. Однако размеры этого вклада в общенациональное дело до сих пор не только по-настоящему не изучены, но и нередко полностью не учтены.
Предлагаемая диссертация, по нашему убеждению, восполнит этот пробел в отношении Республики Мордовия.
Русская литература шла от усвоения устного народного творчества к овладению традициями письменной литературы. Однако это был нелегкий путь. Шел процесс первоначального накопления новых, отличительных от фольклорных, принципов художественности, начинала складываться письменность, литературный язык. Поиск новых средств, форм, приемов стал насущным вопросом и русской литературы Мордовии. В этом плане решающее значение имеет глубокое творческое освоение и изучение опыта и традиций как русской классической литературы, так и национальной, в нашем случае, мордовской литературы. Без этого был бы невозможен современный уровень русской поэзии Мордовии, за сравнительно короткое время обретшей глубину содержания, жанровое и стилевое многообразие, богатство изобразительно-выразительных средств, разнообразия стилей.
Русская поэзия республики с самого начала шла путем интенсивного поиска, стремилась выработать традиции, в которых бы закрепились все ее достижения и успехи. Процесс этот продолжается и в настоящее время. Практически каждое десятилетие приносит факты зарождения в поэзии новых черт и особенностей, новаторских по отношению к ранее обретенным традициям. Этот путь дальнейшего поиска, смены устаревших традиций новыми — закономерный процесс, характерный не только для русской поэзии Мордовии, но и для всех литератур народов Поволжья и Приуралья.
В процессе развития русской поэзии Мордовии, ее постоянного обновления особое место занимают 1970 — 90-е годы. Именно в эти годы поэты разных поколений стали особенно активно искать новые поэтические средства и приемы, стремясь к обогащению жанрового диапазона, к совершенствованию стиля.
Центром внимания художников все чаще становится человек как личность и его духовно-нравственное развитие, его проблемы, надежды, жизненные цели.
Тенденция к философичности произведений, развитие таких жанров, как лирическое стихотворение, стихотворение-обращение, поэма-циклпоявление новых тем и сюжетов — эти и другие факторы обусловили движение поэзии к ее зрелости, высокому уровню художественности. Поэты В. Гадаев, А. Терентьев, В. Юдина, В. Егоров, В. Юшкин, К. Смородин и др. способствуют дальнейшему развитию искусства слова, его заметному обновлению и обогащению поэтического языка, созданию новых образных систем.
Поэзия рассматриваемого периода стремится отобразить жизнь во всей ее сложности и многогранности, лирика насыщается емким жизненным содержанием, в ней возрастает роль аналитического начала, что, в свою очередь, ведет к обогащению жанров. Такой ход развития лирики в эти годы, несомненно, во многом предопределен предыдущими десятилетиями. В поэзии того времени установился целый ряд традиций, которые успешно совершенствуются и развиваются на современном этапе. Среди них, в первую очередь, стоит отметить следующие:
— гражданственность. Современные поэты заимствовали у старшего поколения прекрасное качество художника слова — активную позицию поэта, которая не определяется одним лишь фиксированием современности и нового в жизни, а стремится раскрыть глубинную суть происходящего события. Ведь поэзия по своей природе призвана отражать эпоху, быть одним из ликов времени;
— качественно новая связь с фольклором, которая в настоящее время значительно более опосредованна. Современная русская поэзия все реже использует фольклорные элементы в их чистом виде. Художественные элементы фольклорного поэтического творчества взаимодействуют с приемами и средствами современной поэзии, обогащенной национальным художественным опытом и традициями. Таким образом, традиционные фольклорные поэтические формулы приобретают подвижность, становятся более гибкими, конкретно выразительнымипостоянный творческий поиск, совершенствование жанров и жанровых форм, новых средств художественной выразительностистремление к жизненной правде, желание и умение видеть жизнь под новым ракурсом, во всем разнообразии проявлений бытия.
Каждый из современных русских поэтов Мордовии в большей или меньшей степени соприкасается и с традициями мордовской литературы предшествующего периода. На современном этапе, когда творческие связи наполняются все новым содержанием, на наш взгляд, вообще нельзя рассматривать проблемы и тенденции развития русской поэзии Мордовии в отрыве от своеобразных путей движения мордовской национальной поэзии. Эта взаимозависимость неизбежна. Но она не стала для литературы препятствием, а наоборот, открыла ей более широкие возможности для самовыражения. В. Г. Белинский утверждал: «В литературе всюду живая историческая связь, новое выходит из старого, последующее объясняется предыдущим, и ничего не является случайным» (19, 10). Даже самый решительный новатор не может не опираться только на традиции, потому что без творческого продолжения лучших традиций не может быть новаторского произведения.
Объектом настоящего диссертационного исследования является русская поэзия Мордовии 1970 — 90-х годов и процесс обогащения ее новыми жанрами и жанровыми формами. Опираясь на высказывание Л. Гинзбург, что «самый субъективный род литературы, она (лирика) как никакой другой, устремлена к общему, к изображению духовной жизни как всеобщей. При том изображение душевных процессов в лирике отрывочно, а изображение человека более или менее суммарно. Лирика вовсе не располагает теми средствами истолкования единичного характера, какими располагает психологическая проза, отчасти и стихотворный эпос нового времени» (49, 10). С другой стороны, этот литературный род особенно восприимчив как к национальным традициям, так и к основным закономерностям развития поэзии в целом. Поэтому такие важные литературные проблемы, как типология и развитие жанров, стилей, проблема традиций и новаторства, соотношение категорий национального и интернационального, особенно продуктивно рассматривать на материале лирики.
При выборе темы имело значение и то, что в мордовском литературоведении крайне мало научных работ, посвященных непосредственно проблеме жанровой динамики русской поэзии Мордовии последних десятилетий. В этом направлении делаются первые шаги. В имеющих место исследованиях, очерках, монографиях, диссертационных работах, научных статьях, посвященных как мордовской, так и русской литературе, как правило, отводится место лишь изучению проблемы жанров, но отсутствует их полная классификация и систематизация. Одними из первых специальных исследований по этой проблеме были статьи и монографии A.B. Алешкина, в которых прослежено становление и развитие русской поэзии Мордовии, начиная с 1960;х годов. В работах другого литературоведа — Г. И. Горбунова — была сделана попытка нового прочтения творчества некоторых русских поэтов Мордовии, вследствие чего постановка многих проблем была полемически заострена.
Современному этапу как русской, так и мордовской поэзии посвящены работы H.JI. Васильева, Е. И. Чернова, С. Г. Девяткина, Н. Я. Бардина и др. Между тем, существующие исследования творчества отдельных поэтов Мордовии требуют обобщения с точки зрения жанра и его развития, что делает данную диссертационную работу актуальной и своевременной.
Актуальность исследования обусловлена отсутствием в предыдущих исследованиях строгой научной классификации лирических жанров, что не позволяет дать полной картины их бытования. Первые попытки разделения по формам и видам были сделаны при составлении хрестоматии, учебников, антологий, в трудах отдельных мордовских исследователей. Своеобразию русскоязычной поэзии Мордовии 1970 — 90-х годов была посвящена кандидатская диссертация С. П. Гудковой (62, 170), в которой автор исследует жанровый состав поэзии, делает попытку классификации поэтических произведений, отмечает новаторские тенденции в поэзии. В названном исследовании русскоязычная поэзия представлена в эволюции идей, тем, сюжетов, поэтики, в аспекте становления и утверждения новых художественных методов. Изучение же самой динамики жанров лирики 1970;90-х годов не явилось объектом специального рассмотрения, и поэтому закономерна актуальность предполагаемого исследования в данной области.
Жанр — одна из самых значимых в системе литературоведческих категорий, изменения в которой вызывают огромный исследовательский интерес. Так, например, Р. Уэллек и О. Уоррен в своей работе по теории литературы, рассматривая динамику изменения жанров, отмечают: «Литературный жанрэто институт, в том же смысле, в каком институтом является церковь, университет, государство. И существует литературный жанр не в том смысле, в каком существуют животное или, скажем, здание, а именно институт как учреждение. В рамках существующих институтов можно прозябать, можно самовыражаться, можно создавать новые институты, а можно оставаться в старых, не разделяя выработанные ими нормы» (213, 324).
Именно в жанре, на наш взгляд, находят выражение важнейшие закономерности литературного процесса: соотношение формы и содержания, замыслы автора, новаторство и традиции. Поэтому для современного состояния литературоведения характерным является выдвижение на передний план проблем жанра.
Цели данного исследования состоят в том, чтобы обозначить те новые процессы и характерные тенденции, которые наметились в русской лирике Мордовии 1970;90-х годов. При этом рассматриваются лирические произведения наиболее ярких и талантливых поэтов республики: В. Гадаева, Б. Соколова, В. Юшкина, Э. Симдяновой, К. Смородина, А. Терентьева, В. Юдиной, В. Егорова, Н. Рузанкиной и др., опубликованные в последние десятилетия. Но не только хронологической близостью и своеобразием воссоздания материала определяется выбор авторов и их произведений. В данном случае делается попытка проследить, как лирика 1970;90-х годов, с одной стороны, духовно обновлялась, отстаивая общечеловеческие ценности, утверждая неповторимость и самоценность личности, а с другой — какое своеобразное преломление получили современные процессы в произведениях того специфического жанра, о котором В. Г. Белинский писал: «Это царство субъективности, это мир внутренний, мир начинаний, остающихся в себе и не выходящих наружу» (19, 294). Целью предлагаемого исследования является:
— стремление пересмотреть традиционное определение специфики родов литературы, с помощью анализа конкретных произведений показать, что даже в пределах одного стихотворения могут сочетаться признаки лирики, эпоса и драмы;
— показать поэтическую систему русской лирики Мордовии в ее жанровой динамике, жанровом выражении;
— дать общую характеристику наиболее развитых, доминирующих жанровых форм;
— выявить основные проявления родовых признаков в их исторической эволюции;
— проследить влияние традиций и новаторства на особенности литературного процесса, благодаря которому русская поэзия республики вписалась в систему литературы Мордовии.
В соответствии с поставленными целями в работе сформулированы следующие задачи:
1. Определить и дать характеристику основным жанровым образованиям русской лирической поэзии Мордовии. Обозначить наиболее перспективные тенденции жанровых исканий в современной русской лирике Мордовии 1970 — 90-х годов.
2. Показать на конкретных примерах жанровое развитие русской лирической поэзии Мордовии, выявляя при этом роль национальных мордовских традиций, с одной стороны, и влияние русской поэзии — с другой.
3.Отметить своеобразие и особенности поэтического творчества русских поэтов на пути освоения как новых лирических жанров, так и обогащения традиционных.
Новизна работы состоит в том, что впервые предметом научного анализа стало значительное число лирических произведений последних десятилетий в процессе их жанрового изменения.
Методологической и теоретической основой работы явились труды выдающихся литературоведов и теоретиков литературы: В. Г. Белинского, М. М. Бахтина, В. М. Жирмунского, Д. С. Лихачева, Г. Н. Поспелова, М. Б. Храпченко и др., а также исследования мордовских литературоведов, занимающихся изучением рассматриваемой проблемы A.B. Алешкина, H.JI. Васильева, Г. И. Горбунова, С. Г. Девяткина, М. И. Малыгиной, Е. И. Чернова и др.
Свои выводы и обобщения, сделанные на основе изучения конкретного поэтического материала, автор данного исследования сопоставляет с ранее известными теоретическими положениями ученых, соглашаясь или полемизируя с ними. Методологическими принципами работы явились конкретно-исторический подход и принципы преемственности. Это позволило рассмотреть жанр как категорию, лишенную чисто эстетической замкнутости.
Основными источниками диссертационного исследования послужили: творчество как ведущих поэтов республики, утвердивших себя не только в масштабах Мордовии, но и в общероссийской литературе, так и произведения молодых начинающих авторов, опубликованные в литературных сборниках, журналах и альманахах.
В работе представлены произведения, хронологические рамки которых можно обозначить последним двадцатилетием. Хотя этот рубеж несколько условен, но он значителен тем, что является отрезком времени, который стал началом переломного этапа и всестороннего отражения современности, глубокого показа интеллектуального, духовного искания лирического героя наших дней на фоне бурных общественно-политических изменений.
Теоретическая значимость работы заключается в рассмотрении русской поэзии Мордовии в жанровом разрезе, определенного новой идейно-эстетической системой, вытекающей из опыта российской многонациональной литературы. Более того, переход от описательного пути исследования к проблемному вызван потребностью выявления основных тенденций историко-литературного процесса, специфику которого мы и взяли за основу исследования.
Практическое значение исследования состоит в том, что основные положения и выводы диссертации могут представлять интерес для исследователей, занимающихся анализом особенностей развития литературных жанров национальных литератур, осмыслением актуальных проблем современной русской литературы республики. Результаты исследования могут быть использованы в различных аспектах учебной работы в ВУЗе: при дальнейшем изучении процессов жанровой динамики русской литературы республики, а также при проведении спецкурсов и спецсеминаров на гуманитарных факультетах, при чтении курсов по национальной литературе, при разработке соответствующих глав учебников и методических рекомендаций, как составная часть лекционного курса «Литература народов Российской Федерации», при написании студентами курсовых и дипломных работ.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Современная русская поэзия Мордовии 1970 — 90-х годов, рассматриваемая в системе жанра (его динамика и своеобразие), является результатом творческого мастерства художников слова, решающих сложные для эстетические задачи.
Творчество русских поэтов Мордовии указанного периода характеризуется определенной жанрово-тематической приверженностью, индивидуальностью поэтического почерка, стиля, образных средств, взаимодействия с традициями.
Давно ушли в прошлое времена, когда значение национальной литературы оценивалось по количеству опубликованных книг, по перечню тем и проблем, которые ставились и решались литературой. Сегодня наступило время предъявления иных требований, иных критериев оценки. В связи с этим самым важным завоеванием последних десятилетий, вызывающим коренную жанровую перестройку всей поэзии, явились ее усложнившиеся связи с миром, давшие ей возможность перейти от прямолинейной иллюстрации и описательности событий к углубленному рассмотрению общественных явлений, психологии человека.
В центре поэтического внимания современных поэтов стоит сам человек, его богатый духовный мир, взятый во всей сложности и многогранности.
Возросшее мастерство поэтов Мордовии позволило раскрыть неведомые ранее грани человеческого характера, движение души, благодаря которым наш современник предстал как живой, полнокровный образ. Ищущая, пытливая мысль автора, лирического героя необычно широко раздвинула действительность, раскрыла границы лирического мироощущения во всем объеме. Конечно же, переход от инфантильной описательности к высокохудожественному изображению не есть простой факт поступательного движения во времени. Такое изменение обусловлено сложным, нередко противоречивом развитием литературы, постоянным обновлением как в плане содержания, так и в плане формы.
Вся история мордовской литературы, и в том числе история ее «русской ветви»,.
— это непрестанные поиски все новых и новых изобразительных средств и форм для более углубленного изображения окружающей нас действительности.
Развитие русской поэзии Мордовии позволяет исследовать ее на разных уровнях: метода, стиля, жанра и т. д. В работе выделен только один из уровнейжанровый. Наше внимание сосредоточено на анализе жанрового развития лирики 1970 — 90-х годов, поскольку эволюция лирических жанров этих лет, их взаимодействие являются показателем эволюции самого творчества. К тому же категория жанра выполняет роль фактора стабильности, отражая моменты «конечности» (в философском смысле данного понятия) определенного этапа развития художественного сознания.
Глубокие процессы в идейной, художественной, эстетической системах литературы неизбежно потребовали изменения в жанровой системе, выразившейся в трансформации старых и рождении новых форм. Чтобы постичь идейно-эстетическую суть произведения, необходимо прежде всего понять его жанровую природу, потому что, по словам исследователя П. Н. Медведева, «реально произведение лишь в форме определенного жанра» (127, 418).
Русская лирическая поэзия Мордовии бытует во многом в тех жанровых формах, которые свойственны для ее традиции. Но, если проследить историю развития литературы в ее жанровом выражении, то выявляется закономерность.
— определенный социально-исторический отрезок времени, который характеризуется взлетом одних, затишьем других, а иногда полным угасанием отдельных жанров. Так, например, жанры сатирической поэзии на современном этапе уступили свое лидирующее положение философской поэзии.
Жанровое обогащение русской поэзии Мордовии, наряду с другими качествами, проявляется также и в том, что лирический способ отображения жизни соединяется с эпическим, а иногда даже с повествовательным элементом.
Как показало исследование, поэтический материал данного периода привнес в поэзию много примечательного и нового в области жанра. Это убедительно доказывает, что поэты Мордовии стремятся к новаторским преобразованиям в сфере художественного выражения. Процесс обновления и развития жанра протекал в 1970 — 90-е годы эволюционным путем. Связь устного народного творчества и русской поэзии Мордовии усложнилась, в творчестве поэтов происходит переосмысление общечеловеческих чувств и переживаний, которые приобретают новый смысл именно в силу возросших возможностей поэзии, отмеченных выше. Поэтому не случайно, большой эстетический опыт, выработанный традицией, оказал огромное влияние на развитие жанров, в первую очередь — лирических.
Проанализировав историю жанров, мы пришли к выводу, что объектом данного исследования могут быть произведения таких лирических жанров, как гражданская, философская, любовная, пейзажная лирика, лирическая миниатюра.
Основным, самым действенным пластом поэзии на современном этапе является гражданско-философская лирика, которая прокладывает ведущие линии литературного развития. Говоря об этой лирике, выделяем поэтов В. Юшкина, А. Терентьева, Ю. Макеева.
Современная русская лирика Мордовии интересна и тем, что ее аналитическому взлету подвластны идеи, убеждения, вызревающие в напряженной внутренней борьбе, раздумьях, противоречиях, а не в готовой данности. Такая тенденция лирического мировоззрения, обогатившая поэзию возможностью раскрытия художественной позиции, свидетельствует о широте и плодотворности новых принципов в поэзии в целом.
Гражданско-философские мотивы, углубленные социально-нравственные принципы, идеи общечеловеческого прогресса и гуманизма лирика выражает не прямолинейно, как раньше, а более сложно, противоречиво и субъективно. Беспристрастный творческий поиск значительно расширил границы лирических жанров, обогатил их новыми жанровыми формами и структурными признаками.
Новую глубину психологизма, способность передачи внутренних переживаний лирического субъекта приобрели жанры пейзажной и любовной лирики в поэзии Б. Соколова, В. Гадаева, В.Юдиной. Характерно, что лирическое стихотворение в этой группе жанров существует не только в чистом виде, но часто выражает чувство героя и его философско-нравственную позицию. Подлинно новую жизнь приобрела в поэзии К. Смородина, А. Громыхина лирическая миниатюра, вобравшая в себя в лаконичном виде основные признаки лиризма. Лирика стала качественно новой ступенью, проложившая путь к правдивому и образному отражению нашего времени. Она во многом преуспевает перед лиро-эпосом в многогранном создании образа современника через характер.
Достижения современной поэзии, на наш взгляд, несомненны. И главное, что творчество лучших поэтов Мордовии освободилось от упрощенности, прямолинейности в решении социальных задач, от формальных поисков. Сегодняшнее состояние поэзии и перспективы ее развития определены тем, что основные тенденции, направления творческого поиска устремлены не только к более глубокому осмыслению традиций мордовской национальной художественности и освоения опыта российской и мировой литературы, но и разработкой своих не заемных творческих потенций.
История русской поэзии нашего региона в ее жанровом развитии является смелым опровержением теории априорности форм, возникших вне исторического опыта. Вся жизнь русской поэзии Мордовии 1970 — 90-х годов говорит о том, что новые идеи вызывают к жизни новые формы и коренным образом влияют на старые.
Итак, в литературной жизни нашей республики творчество поэтов, пишущих на русском языке, — явление интересное и своеобразное, требующее к себе пристального внимания. Поэты осознают ответственность перед своим народом, и эта ответственность — гарантия того, что во всех жанрах поэзии будут достигаться новые вершины, создаваться произведения, отвечающие самым высоким эстетическим требованиям.
Главное направление их поисков и находок движется по пути осмысления современной проблематики. Лучшие образцы поэтических произведений показывают, что в целом освоение современной проблематики дает плодотворные результаты, свидетельствующие о возросшем идейно-художественном уровне русской поэзии Мордовии.
Вообще же процесс жанрового развития и обогащения русской лирики Мордовии не устоялся, не завершился, находится в движении. Поэтому, естественно, речь идет не о типологических разновидностях того или иного жанра (хотя, говоря о некоторых жанрах, мы попытались это проделать). Проследив тенденции жанрового развития, новые образования в жанрах, мы пришли к выводу, что в сложном и многообразном процессе развития нашей поэзии в 1970 — 90-е годы заложен фундамент самых разнообразных лирических жанров, развитие которых еще впереди.
Список литературы
- Алексеев В. И станет мир иным (О поэте К. Смородине) // Сов. Мордовия. -1989.-22 окт.-С.З
- Алешкин A.B. Поэзия и современность // Страницы большой дружбы. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1971. — С. 120 -139
- Алешкин A.B. Страницы большой дружбы // Корни: Лит.-худ. сб. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1985. — С. 3 -10
- Алиева О.Б. Признание в любви. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1995. — 105 с.
- Анкудинов К. Утро наступит как всегда: Заметки о современной поэзии // Москва, 1996. № 2. — С. 136 -144
- Антология мордовской поэзии: Сборник. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1987. -496 с.
- Аристотель. Поэтика. Соч. в 4-х т. Т. 4. М.: Мысль, 1984. 654 с.
- Асеев H.H. О поэтах и поэзии. М.: Сов. Россия, 1985. — 139 с.
- Ахматова А. Стихотворения и поэмы. Лениздат, 1989. — 606 с.
- Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Сов. Россия, 1972. -470 с.
- Бахмустов С. Живая нить бытия: О жизни и творчестве поэта Ю. Макеева // Сов. Мордовия. 1987. — 6 мая. — С. 2
- Белинский В.Г. Разделение поэзии на роды и виды. Полн. собр. соч.: В 13 т. М.: Изд-во АН СССР, 1956. Т. 5. — 660 с.
- Бек Т. Пространство открытых сторон // Дружба народов, 1993. № 7. -С. 195−206
- Белецкий А.Н. В мастерской художника слова. М.: Высшая школа, 1989. -218 с.
- Блок A.A. Избранные произведения. Лениздат, 1970. — 614 с.
- Брыжинский А.И. В едином строю. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1984. -120 с.
- Буало Н. Поэтическое искусство / Пер. с французского Э. Л. Липецкой. М.: ГИХЛ, 1988. 299 с.
- Бухштай Б.Я. А А. Фет. Очерки жизни и творчества. Л.: Наука, 1987. -238 с.
- Васильев Л. Новая встреча с поэтом // Сов. Мордовия, 1987. 11 окт. — С. 3
- Васильев Н.Л. Взгляд поэта // Сов. Мордовия, 1987. 17 мая. — С. 3
- Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М.: Мысль, 1989. — 318 с.
- Выходцев П.В. В поисках нового слова. М.: Современник, 1980. — 319 с.
- Гадаев В.А. Живой мир поэта // Сов. Мордовия, 1981.-14 июля. С. 3
- Гадаев В.А. Вечная мельница. Саранск. Морд. кн. изд-во, 1969. — 72 с.
- Гадаев В.А. Свет отчего порога. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1972. — 115 с.
- Гадаев В.А. Праздники сердца. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1975. — 88 с.
- Гадаев В.А. Праздники земли. М.: Сов. писатель, 1980. -12с.
- Гадаев В.А. Дума и судьба. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1980. — 128 с.
- Гадаев В.А. Любви высокая звезда. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1983. — 92 с.
- Гадаев В.А. Качка меда. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1987. — 56 с.
- Гегель Г. Лекции по эстетике. Работы разных лет. В 2-х т. Т. 2. М.: Мысль, 1977. 573 с.
- Гинзбург Л.Я. О лирике. М.: Интрада, 1997. — 414 с.
- Гинзбург JI.Я. О старом и новом. Л.: Сов. писатель, 1982. — 423 с.
- Горбунов В.В. Поэзия душа народа. — Саранск: Морд. кн. изд-во, 1973. -296 с.
- Горбунов Г. И. Заметки о современной мордовской поэзии. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1981. — 220 с.
- Горбунов Г. И. Поэтическая летопись Мордовии. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1987. — 314 с.
- Грибушин И.И. Классификация жанров лирики по отношению субъекта и объекта. Томск, 1972. — 223 с.
- Гринберг И.Л. Три грани лирики. Современная баллада, ода, элегия. М.: Сов. писатель, 1985. — 402 с.
- Гринберг И.Л. Пути советской поэзии. М.: Сов. писатель, 1988. — 124 с.
- Громыхин A.A. В соборе чувств. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1997. — 112 с.
- Громыхин A.A. Деревенские узоры. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1993. -224 с.
- Гусев В. Художественное и нравственное. М.: Сов. Россия, 1988. — 365 с.
- Гусев В. Рождение стиля. М.: Сов. Россия, 1984. — 287 с.
- Дауётите В. Система лирических жанров. Сб. статей. Кишинев: Кн. изд-во, 1982. -318 с.
- Дмитровский А.З. О лирических жанрах. Калининград: Кн. изд-во, 1970. -221 с.
- Егоров В.Ф. Лицом к свету. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1964. — 60 с.
- Егоров В.Ф. Луна в рубашке. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1976. — 71 с.
- Егоров В.Ф. Колыбель. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1982. — 63 с.
- Егоров В.Ф. Поле-полюшко. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1971. — 40 с.
- Егоров В.Ф. Живой мир поэта // Сов. Мордовия, 1981. 14 июня. — С. 4
- Егоров В.Ф. Предисловие к книге // В. Юшкин «В синем и алом». Саранск: Морд. кн. изд-во, 1976. — 72 с.
- Жанр и творческая индивидуальность: Сборник научных трудов. Вологда: Кн. изд-во, 1990. — 162 с.
- Жанр, стиль, метод: Сборник научных трудов. Алма-Ата: Кн. изд-во, 1990. — 112 с.
- Задальская Н.В. Огонь души. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1993. — 160 с.
- Зайцев В.А. Современная советская поэзия. М.: Высшая школа, 1987. -218 с.
- Зайцев В.А. В художественных поисках и открытиях в современной поэзии. М.: Изд-во МГУ, 1992. — 215 с.
- Зайцев В.И. Русская современная поэзия 70-х годов (Жанровые поиски и тенденции). М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 136 с.
- Золотусский И. Взгляд. М.: Сов. писатель, 1988. — 218 с.
- Ильницкий И.И. Современная украинская поэзия. Киев: Кн. изд-во, 1988. -221 с.
- Исаев Е. Предисловие к книге // В. Гадаев «Вечная мельница». Саранск: Морд. кн. изд-во, 1969. — 72 с.
- Каган М.С. Морфология искусства. Л.: Искусство, 1972. — 217 с.
- Конрад Н.И. Запад и Восток. М.: Наука, 1982. — 426 с.
- Киричек П.Н. Неоткрытые острова, — Саранск: Морд. кн. изд-во, 1993. 88 с.
- Коваленко С.А. Лирический эпос современной поэзии (Динамика жанра).-М.: Наука, 1989.-321 с.
- Кожинов В.В. Русская поэзия: вчера, сегодня, завтра // Москва, 1994. № 3. -С. 8−15
- Кожинов В.В. Стихи и поэзия. М.: Сов. Россия, 1980. — 103 с.
- Конкина Е.С. Сомнение и вера. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1987. — 56 с.
- Кузьмичев И.К. Введение в эстетику художественного сознания. Н. Новгород: Изд-во Нижегородского ун-та, 1995. — 352 с.
- Кузиков А. Про розы-морозы, любовь-морковь. М.: Маяк, 1994. — 226 с.
- Курбатов В. День перед вечером: О поэзии // Наш современник, 1997. -№ 11.-С. 250−254
- Курбатов В. Ссуда на жизнь: Из дневника критика // Москва, 1993. № 2. -С. 136 -140
- Курмышкин В. Стихи // Странник, 1997. № 4. — С. 116 — 124
- Лавлинский Л.Л. Сердца взрывная сила. М.: Сов. писатель, 1982. — 314 с.
- Лавлинский Л.Л. О лирической поэзии наших дней. М.: Современник, 1975. — 400 с.
- Лаврин А.П. Много поэтов хороших и разных. М.: Знание, 1987. — 264 с.
- Ларцев Ф.Г. На пути к синтезу. Новые жанровые разновидности поэзии. -Ташкент: Кн. изд-во, 1985. 182 с.
- Лихачев Д.С. Заметки о русском. 2-е изд. — М.: Сов. Россия, 1984. — 264 с.
- Луконин М. Встреча в пути // Дружба народов, 1996. № 2. — С. 60 — 63
- Маймин Е.А. Русская философская поэзия. Поэты-любомудры: A.C. Нут-кии, Ф. И. Тютчев. М.: Наука, 1976. — 240 с.
- Макеев Ю.П. Журавли. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1985. — 40 с.
- Магомедов З.А. Даргинская народная лирика. Махачкала: Кн. изд-во, 1983.- 120 с.
- Македонов А. О поэтике русской советской лирики 70-х годов. Л.: Наука, 1985. — 360 с.
- Макушкин В.М. Обретение зрелости. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1984. -224 с.
- Маркс К., Энгель Ф. Собр. соч. в 30-и т. Изд. 2-е. Т. 23. — М.: Политиздат, 1960.-437 с.
- Медведев П.Н. Проблема жанра. М.: Искусство, 1980. — 400 с.
- Мезенцев Л. В соборе чувств: Поэт А. Громыхин // Известия Мордовии, 1997. 7 января. — С. 3
- Михайлов A.A. Лирика сердца и разума. М.: Сов. писатель, 1965. — 270 с.
- Михайлов A.A. Сергей Есенин. Проблемы творчества. М.: Современник, 1978.- 315 с.
- Михайловская Н.Г. Пути к русскому слову. М.: Наука, 1985. — 176 с.
- Мифталиев М.М. Современная лирическая поэзия. М.: Наука, 1982. -222 с.
- Николашвилли А.О. Грузинская современная лирика. Тбилиси: Кн. изд-во, 1983.-С. 10−11
- Никонычев Ю. Поэты уходят в запой? Заметки о женской лирической поэзии // Новое книжное обозрение, 1996. № 6 — 217 с.
- Нурдыгина B.C. Поэзия 1982−1984 гг. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1985. -227 с.
- Огнев В.Ф. Годовые кольца. М.: Современник, 1983.-216с.
- Огнев В.Ф. О жанрово-стилевом многообразии. Ташкент: Таш. ГУ, 1985. -109 с.
- Озеров JI.A. В мастерской стиха. М.: Сов. писатель, 1968. — 214 с.
- О наших авторах // Волга, 1996. № 3. — С. 202 — 206
- Окуджава Б. Чаепитие на Арбате: Стихи разных лет. М.: ТОО «Корона-Принт». — 1997. — 567 с.
- Осетров Е.И. Голоса поэтов. М.: Сов. писатель, 1990. — 336 с.
- Отарова Р.Н. Жанровое многообразие советской многонациональной лирики. М.: Наука, 1980. — 317 с.
- Отливая колокола стиха // Молодая гвардия, 1985. № 10. — С. 272 — 288
- Очирова Т.Н. Медитативная лирика в советской поэзии 60−70-х годов // Автореф. дисс. на соискание уч. степени канд. филол. наук. М.: 1983. — 25 с.
- Павловский А.И. Современная молодая поэзия. Л.: Искусство, 1982. -367 с.
- Павловский А.И. Современная философская поэзия. Л.: Наука, 1984. -282 с.
- Палкин М.А. Лирика как вид искусства стихотворного слова. М.: Высшая школа, 1986. — 395 с.
- Пиняев И.Д. Стихи молодого поэта // Сов. Мордовия, 1991. 28 ноября. -С. 4
- Поделков С. Предисловие к книге // В. Гадаев «Праздники сердца». Саранск: Морд. кн. изд-во, 1975. — 88 с.
- Поздняков А. Строгая гармония. М.: Молодая гвардия, 1988. — 180 с.
- Поляков М.Я. В мире идей и образов: Историческая поэтика и теория жанров. М.: Сов. писатель, 1983. — 368 с.
- Поляков Л.В. Поэзия и современность. «За» и «Против». М.: Современник, 1989.-218 с.
- Померанцев И. Хождение по жанрам // Октябрь, 1997. -№Ю.-С. 171 177
- Поспелов Г. Н. Лирика. М.: Изд-во МГУ, 1976. — 256 с.
- Поспелов Г. Н. Вопросы методологии и поэтики. М.: Изд-во МГУ, 1988. -336 с.
- Приходько В. Постижение лирики. М.: Сов. писатель, 1988. — 275 с.
- Прокушев Ю.Л. Вечный жанр. М.: Правда, 1981. — 163 с.
- Проблемы стиля и жанра в современной поэзии. Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1979. — 129 с.
- Просвирин Б.И. Признание в любви. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1995. -105 с.
- Пурин А. Журнал поэзии // Нева, 1995. № 12. — С. 190 -192
- Пушкин А.С. Сочинения. В 3-х т. Т. 2, — М.: Худ. лит-ра, 1986. 427 с.
- Рассадин С. Предложение о поэзии. М.: Современник, 1988. — 336 с.
- Родное Присурье: Лит.-худ. сб. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1980. — 182 с.
- Рузанкина Н.С. Воздух розы. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1995. — 86 с.
- Рузанкина Н.С. Стихи // Странник, 1999. № 1. — С. 95 — 100
- Савин О.М. Времен связующая нить. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1991. -314 с.
- Симдянова Э.И. Снежная лилия. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1965. — 44 с.
- Симдянова Э.И. Красный день. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1970. — 50 с.
- Симдянова Э.И. Снегопад. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1967. — 87 с.
- Смородин К.В. Воскресший день. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1988. — 85 с.
- Смородин К.В. Золотые шары. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1990. — 104 с.
- Смородин К.В. Стихотворения. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1997. — 120 с.
- Смородина А.И. Неизбежный контур. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1991. -70 с.
- Смородина А.И. Стихи // Странник, 1998. № 2. — С. 74 — 75
- Снегирев H.A. Поэзия нелегкая работа // Молодой ленинец, 1984. -15 февр. С. 3−4
- Снегирев H.A. Поезда. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1977. — 56 с.
- Снегирев H.A. Мой тихий край. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1986. — 60 с.
- Соколов Б.С. Почему я стал веселым. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1967. -32 с.
- Соколов Б.С. Человек умеет удивляться. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1964. — 56 с.
- Соколов Б.С. В пространстве сердца моего. Куйбышев: Кн. изд-во, 1986. -128 с.
- Субботин A.C. Горизонты поэзии. Свердловск: Кн. изд-во, 1994. — 312 с.
- Тангалычев К. Поэзии высокая ступень // Сов. Мордовия, 1997. 7 мая. -С. 3
- Тимофеев Л.И. Слово о стихе. 2-е изд., доп. М.: Наука, 1987. — 420 с.
- Терентьев А.Н. Заветная звезда. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1997. — 114 с.
- Терентьев А.Н. Истоки: Альманах // Сост. Т. Рой. М.: Молодая гвардия, 1981.-415 с.
- Терентьев А.Н. Ночная радуга. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1979. — 88 с.
- Терентьев А.Н., Юдина В. М. Дорога к зрелости // Мордовия, 1991. -27 нояб. С. 2
- Терентьев А.Н. Точка на карте // Молодой ленинец, 1976. 27 окт. — С. 4
- Терентьев А.Н. Азбука звезд (Поэзия А. Смородиной) // Сов. Мордовия, 1991. 16нояб.-С. 3
- Терентьев А.Н. Как слово наше отзовется // Сов. Мордовия, 1990. 5 июля. -С. 4
- Тобуроков H.H. Современная поэзия Сибири. М.: Знание, 1986. — 187 с.
- Федь Н.М. Жанры в меняющемся мире. М.: Наука, 1989. — 440 с.
- Фет A.A. Стихотворения. М.: Сов. Россия, 1979. — 368 с.
- Филиппов Г. В. Художественные традиции современной поэзии. Иваново: Кн. изд-во, 1980.-284 с.
- Фризман М.М. Жизнь лирического жанра. М.: Наука, 1973. — 267 с.
- Храпченко М.Б. Художественное творчество, деятельность, человек. 2-е изд. — М.: Сов. писатель, 1978. — 366 с.
- Храмов Е. Представление окончено // Новый мир, 1991. № 10. -С. 235 — 243
- Цейтлин А.Г. Вопросы психологии и творчества, культуры и техники писательского труда. 2-е изд. — М.: Сов. писатель, 1978. — 563 с.
- Числов М.М. Время зрелости пора поэмы: Тенденции современной поэзии. — М.: Наука, 1986. — 396 с.176
- Чупринин С.А. Поэзия наших дней: Проблемы и характеристики. М.: Наука, 1983. -288 с.
- Эпштейн М.Н. Природа, мир, тайник Вселенной. Система пейзажных образов в русской поэзии. М.: Высшая школа, 1990. — 302 с.
- Эренбург И.О. Портреты русских поэтов // Нева, 1998. № 6. — С. 177 — 183
- Юдина В.М. Журавушка. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1977. — 86 с.
- Юдина В.М. Цветочное поле. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1993. — 63 с.
- Юдина В.М. Подснежники. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1983. — 31 с.
- Юшкин В.Ю. После свидания. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1980. — 96 с.
- Юшкин В.Ю. Оборванная струна. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1993. -72 с.
- Юшкин В.Ю. В синем и алом. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1976. — 83 с.
- Юшкин В.Ю. Завязь. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1967. — 64 с.
- Якименко Л. На дороге века. М.: Худ. лит-ра, 1973. — 318 с.