Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Романы Марка Твена о европейской истории

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Поэтический вымысел не должен искажать историческую действительность. Но главным для него, как и для шотландского романиста, было достижение художественной правды, которая могла искажать детали истории, но обязана была с абсолютной точностью воспроизводить существо эпохи. Так, американский писатель всячески подчеркивал историческую точность событий и достоверность деталей, обрисованных в романах… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Повесть «Принц и нищий»
    • 1. 1. История создания повести
    • 1. 2. Образ «истории» в повествовательной структуре произведения
    • 1. 3. О некоторых аспектах социально-политического и философско-исторического видения Марка Твена
  • Глава 2. Роман «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура»
    • 2. 1. Творческая история романа
    • 2. 2. Связь идейно-философского и художественного начал в романе
    • 2. 3. Взаимоотношения общества и личности в романе
  • Глава 3. Роман «Личные воспоминания о Жанне д’Арк сьера Луи де Конта, ее пажа и секретаря»
    • 3. 1. Из истории создания романа
    • 3. 2. Образ Жанны д’Арк
    • 3. 3. Философская позиция автора

Романы Марка Твена о европейской истории (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Марк Твен в литературе США сыграл выдающуюся роль как первооткрыватель новых путей и новых возможностей, своим творчеством сделав качественный скачок в развитии американской литературы, — пишет Я. Н. Засурский в статье «Марк Твен и его традиции в литературе США». — Он явил собой новый для Америки тип писателя как по складу творческой индивидуальности, так и по характеру связей с современными ему общественными процессами-. он стал уникальным в истории США народным национальным писателем, завершившим процесс становления американского национального стиля в рамках англоязычных литератур" 1.

Этим объясняется постоянное внимание исследователей к творчеству Марка Твена. В США библиография литературоведческих работ о нем огромна. Регулярно в прошедшие десятилетия к анализу творчества американского писателя обращались и наши ученые. В 30-е, 40-е, 50-е, 60-е и 70-е годы появились исследования М. О. Мендельсона, А. И. Старцева, М. Н. Бобровой, А. С. Ромм, А. К. Савуренок, Т. В. Ланиной, З. В. Новицкой. Серьезный вклад в изучение творчества Твена внесли также А. А. Елистратова, Р. М. Самарин, З. Я. Либман. Существуют различные толкования его произведений, нередко диаметрально противоположные. В нашем литературоведении творчество Твена, его идейно-философские взгляды в основном рассматривались.

Засурский Я. Н. Марк Твен и его традиции в литературе США// Марк Твен и его роль в развитии американской реалистической литературы.- М., 1987. С.З. 4 с жестко определенных идейных позиций. Представляется необходимым в новых условиях пересмотреть некоторые устоявшиеся суждения о писателе и его произведениях под иным углом зрения. Этим определяется актуальность данной диссертационной работы.

В последние два десятилетия фигура Марка Твена продолжала привлекать внимание отечественных ученых. Можно вспомнить монографию А. М. Зверева «Мир Марка Твена: очерк жизни и творчества» (1985), сборник статей под редакцией Я. Н. Засурского «Марк Твен и его роль в развитии американской реалистической литературы» (1987), в который вошли работы П .В. Балдицына, Е.^А.Стеценко, А. М. Шемякина, А. М. Зверева, Т. Л. Морозовой, С. А. Чаковского и Н. А. Шогенцуковой, книгу В. Г. Прозорова «Мечта и трагедия: по страницам американской классики» (1993), а также сборник «Марк Твен в воспоминаниях современников» (1994) со вступительной статьей В.Олейника.

В настоящее время, однако, практически нет работ, посвященных специальному анализу достаточно сложной мировоззренческой системы писателя. Твеновская концепция истории, его взгляды на прогрессивное развитие общества и на роль человека в этом процессе исследованы недостаточно. Мало изучены и твеновские принципы работы с историческим материалом. Между тем, представление о творчестве Марка Твена остается неполным без всестороннего и глубокого анализа этих вопросов. Попытка восполнить эти пробелы составляет основу научной новизны данной диссертации.

Целью данной работы является исследование основных принципов отображения исторической действительности американским писателем, выявление его идейно-философских воззрений в период создания трех известнейших произведений: повести «Принц и нищий» (1882) и романов «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» (1889) и «Личные воспоминания о Жанне д’Арк сьера Луи де Конта, 5 ее пажа и секретаря» (1896). В диссертационной работе предпринята попытка рассмотреть каждое из этих произведений как важный и закономерный этап идейной и творческой эволюции писателя, -этап, тесно связанный с формированием и развитием системы фило-софско-исторических и философско-этических взглядов Твена.

Можно предположить, что именно сложная мировоззренческая система американского писателя обусловила его обращение к материалу европейской истории в 70-е — 90-е годы XIX века. Безусловно, принимаясь за работу над такого рода произведениями, Твен не мог не сознавать, что в литературе XIX века уже существовала традиция исторических повествований. Прежде, чем приступать к разговору о твеновских произведениях, представляется целесообразным эту традицию коротко вспомнить.

Бесспорным зачинателем жанра признан шотландский романист Вальтер Скотт, разработавший основные принципы «классического» исторического повествования. В начале XIX века общей тенденцией историографии и жанра исторического романа, созданного Вальтером Скоттом, стало оправдание всех форм исторического бытия во имя заключенного в них будущего. Как бы ни было странно или чудовищно прошлое, оно оправдано своей исторической необходимостью и своей исторической обреченностью, целесообразностью своего временного существования и неизбежной гибели, то есть, история имеет нравственный смысл. Такой подход к историческому процессу желание уловить прогрессивный смысл каждого данного исторического периода — порождал необходимость понять своеобразие любой описываемой эпохи, проникнуть в тайну мышления принадлежащих ей людей, познать ее материальные и культурные интересы, вчувствоваться в нее и «оживить» для потомков. Взгляд в прошлое должен был быть взглядом с симпатией, с искренним желанием понять суть эпохи, через нравы, мысли и переживания уловить ее своеобразный 6 и неповторимый дух. Все это вело к строгому изучению всего содержания эпохи, от крупных политических событий до мелких особенностей нравоввыбиралось, правда, все самое существенное, отражающее процесс, движение, и отбрасывалось все случайное. При этом для создания в своих произведениях исторического и местного колорита автор использовал исторические хроники, мемуары, дневники и другие подлинные документы представленной эпохи.

Исторический роман, безусловно, расширил кругозор людей, «вывел» за пределы их собственной эпохи и их собственной страны. Он изменил и их представления о человеке и обществе. У просветителей XVIII века «естественный человек» был противопоставлен обществу и действовал по велению естественного чувства — добродетели, заменяющей нравственность. В романтическом историческом романе любая идея, страсть, движущие поступками человека, были результатом исторического развития, отвечали общественным потребностям или идеалам, ибо человек слит с обществом, уходит в него корнями. При этом личность не растворяется у романтиков в коллективе, она в свою очередь воздействует на общество и участвует в историческом процессе. Проблема исторической ответственности становилась нравственной проблемой.

Жанр исторического романа был невероятно популярен. Большинство авторов в Англии, Франции и в Соединенных Штатах Америки испытывали на себе влияние творчества Вальтера Скотта. В этом нет ничего удивительного. И в Америке романы «шотландского чародея» пользовались огромной популярностью. Его книги издавались огромными тиражами. Именами вальтер — скоттовских героев было названо несколько десятков новых городов и поселков, не говоря уже об именах, данных новорожденным американцам при крещении. Если в небольшой городок привозили новую копию одного из «уэвер-леевых романов», об этом узнавали в округе и люди верхом или на повозках съезжались послушать публичное чтение. Особенно идеализировали Скотта на Юге. И это не случайно. Теккерей, посетивший Ричмонд в 185 6 году, отметил, что жители Вирджинии похожи на англичан больше, чем американцы в других штатах1. Даже Гражданская война не смогла истребить тот особый дух романтики — веры в благородство, утонченность и возвышенность, — которым была пропитана вся жизнь южан. Здесь, как нигде в стране, сохранялись и почитались (во всяком случае, внешне) традиции, «заимствованные» у Вальтера Скотта.

Но как справедливо отмечает Ю. В. Ковалев в предисловии к роману Джеймса Фенимора Купера «Шпион», «дело не только в популярности романов Скотта у американских читателей, но прежде всего в том, что самый тип романа, разработанный Скоттом, с присущей ему своеобразной комбинацией истории и вымысла, с особыми функциями исторических и вымышленных персонажей, специфическим построением сюжета открывал возможность художественного освоения таких пластов национальной жизни и истории народа» 2, которые более всего интересовали американцев. Вопрос о том, имеет ли художник слова право на вымысел, нашел в произведениях Скотта утвердительный ответ: вымысел помогал вжиться в эпоху, переносил читателей на место действия, позволял жить среди изображаемых писателем людей, делал читателя «соучастником» событий, заставлял, наконец, эмоционально переживать прошлое. Одним словом, шотландский романист исходил из бесспорного для него принципа — постижение высшей правды невозможно без воображения.

1 См.: Brooks V.W. The Times of Melville and Whitman. -E. P. Dut ton, 1947. P.57.

2 Ковалев Ю. В. Предисловие//Соорег J.Fenimore. The Spy.-M., 1975. C.10. 8.

В произведениях Вальтера Скотта внимательные читатели видели «жизненно органическое слияние общего (идеи) с особенным (век, страна, индивидуальные характеры)» 1- его романы отличались необыкновенной широтой изображения (не частная жизнь, а целая историческая эпоха во всем ее многообразии) и верностью действительности. Недаром Белинский называл Скотта громадным и скромным гением, «который был литературным Колумбом и открыл для жаждущего вкуса новый, неисчерпаемый источник изящных наслаждений, который дал искусству новые средства, облек его в новое могущество, разгадал потребность века и соединил действительность с вымыслом, примирил жизнь с мечтою, сочетал историю с поэзиею» 2.

В послесловии к «Осаде Бостона» Ю. В. Ковалев указывает еще на одну особенность исторической концепции Скотта, важную для американцев: для писателя история была прежде всего историей народа. Он отказался объяснять исторический процесс волеизъявлением королей, полководцев и политических деятелей. Задача историка, а тем более автора исторических романов, — считал он, — исследование народной жизни и народного сознания. Потребности и страсти народных масс, их интересы, психология, национальные традиции сделались предметом изучения и художественного воспроизведения в историческом романе3.

Политика и нравственность для шотландского романиста нераздельны. Из этого постулата вытекают некоторые особенности композиционной структуры его произведений. «Стремясь соединить поли.

1 Белинский В. Г. Собр.соч.:в 9 т.- М., 1976;1982. Т.IV.-С.364 .

2 Белинский В. Г. Указ соч. — Т.1. С. 431.

3 Ковалев Ю. В. Послесловие//Купер Д. Ф. Избр.соч.:в 9 т.-Т.4. С.800−801. 9 тическую историю с историей нравов, Вальтер Скотт создал особую форму романа, — пишет Ю. В. Ковалев, — в котором политическое действие осуществляется историческими лицами, а духовная жизнь народа показана через судьбы вымышленных персонажей" 1. Центральный герой произведения у Скотта — почти всегда лицо вымышленное, и он вынужден разрываться между долгом и внутренними побуждениями. При этом главный персонаж, свидетель всех событий, связанный по замыслу автора, с обоими враждующими лагерями, как правило бесцветен. Он уступает куда более ярким, оригинальным и характерным второстепенным лицам. Но так и должно быть, по мнению В. Г. Белинского, в произведении эпического характера, «где главное лицо служит только внешним центром развивающегося события. .» 2 .

У Вальтера Скотта, как мы уже отмечали, было много последователей. Правда, поэтические особенности вальтер — скоттовских романов порождали и массу пародий, особенно в пору антиромантической реакции, когда развенчание иллюзий и грез стало одной из ведущих тем литературы. Увлечение внешней декоративностью, описанием подробностей (цвет, фактура, фасон одежды, организация пространства), задержки и торможения в повествовании, тяжеловесность, медлительность и многословность диалогов, пространные описания, передающие колорит — все это служило материалом для насмешек, иронии, прямого пародирования. Общеизвестно, что таковым было отношение к творчеству Скотта и Марка Твена.

Одним из ярких примеров здесь может служить рассказ Твена «Средневековый роман» — смесь романтического исторического романа в духе В. Скотта и английского «готического» романа. Свод ро.

1 Ковалев Ю. В. Указ соч.- Т.4. — С.801.

2 Цит. по: Ковалев Ю. В. Указ соч. — Т.4. С. 801. мантических законов дискредитируется изощренной виртуозностью Твена в плетении фабульных связей, чудовищным преувеличением сюжетных штампов. Здесь и средневековый декорум, и «жуткая» семейная тайна, дьявольски — хитрый и коварный соблазнитель, и герои с печатью таинственности на челе1. Но накопление пародийных ситуаций переводит «ужасное» и «исключительное» в сферу условности .

В «Простаках за границей», «Принце и нищем», «Жизни на Миссисипи» и позднее в «Приключениях Гекльберри Финна», «Янки при дворе короля Артура» автор так или иначе, в пародийно — бурлескной форме высмеивает «пороки» мастера исторического романа. Видимо, неприятие романтической прозы в целом не позволило Твену понять и принять художественный метод шотландского романиста, хотя он и не мог отказать В. Скотту в эрудиции и доскональном знании истории.

Твен неоднократно «уличал» Скотта в художественных «изъянах» — стандартности сюжетных схем, «окостенении сюжетных стереотипов», повторяемости основных структурно — композиционных единиц, напыщенности стиля, условности интриги с ее неизбежной «роковой» случайностью. <<Я прочитал первый том «Роб Роя» ., и я не могу поднять головы или принимать пищу. Господи, это так помальчишески, так искусственно, так претенциознотакие восковые фигуры и скелеты и призраки.>>2 , — так описал Твен свое первое.

1 См.: Марк Твен. Собр.соч.: в 12 т. — М., 1961. — Т.10. -С.185 .

2 Цит. по: Bellamy G.C. Mark Twain as a Literary Artist.-Norman, 1950. P.55−56.

11 знакомство с романом В.Скотта.*.

Вышеприведенное высказывание убедительно показывает, что Твен не принимал технику Вальтера Скотта. Но была и более глубинная причина его неприятия: Скотт для Твена, в первую очередь, — апологет средневековья, приверженец монархии, неотделимой от рыцарской и романтической героики, негативно воздействовавший на собственно — политическую и литературную жизнь Юга страны. Описывая в книге «Жизнь на Миссисипи» годы Гражданской войны, принесшие крушение старого уклада жизни, Твен с горечью говорит о тормозивших развитие этого края и ставших причиной разразившейся катастрофы жестокости, национализме, расизме южан и особенно об искаженности их мировосприятия, косности и ретроградстве, об их увлеченности <<нелепыми «рыцарскими» подвигами и романтическим мальчишеством>>1 .

Вину за свойственную южанам романтизацию действительности Твен, продолжая свою полемику с романтиками, отчасти, полушутяполусерьезно, возлагает и на романы Вальтера Скотта, чрезвычайно популярные на Юге, где «подлинная здоровая цивилизация девятнадцатого века странно переплетена с мнимой цивилизацией вальтер скоттовского средневековья, и наряду со здравым смыслом, прог.

Гораздо менее известен факт, что в более поздний период жизни американский писатель нашел один роман знаменитого шотландца, который ему понравился: <<.Похоже, будто я покинул мертвых /Гай Мэннеринг/, чтобы смешаться с толпой живыхэто как если бы я вместо начальной школы журналистского колледжа начал посещать лекции по английской литературе в Колумбийском университете. Интересно, кто написал «Квентина Дорварда» ?>>

12 рессивными идеями и прогрессивным строительством вы встречаете дуэли, напыщенную речь и худосочный романтизм бессмысленного прошлого." 1 .

Можно сказать, что писатель по — своему трактует историческую ситуацию на Юге, придавая чрезмерное значение влиянию идеологических факторов, якобы способных остановить волну прогресса и повернуть его вспять. И это чрезвычайно важно, ибо указывает на абсолютную приверженность Марка Твена самобытным американским взглядам на роль литературной традиции и на его расхождения с представителями романтизма.

И все же, несмотря на все вышесказанное, безусловным можно считать тот факт, что Твен многому учился у шотландского романиста. Это происходило и опосредованно — через пародирование, бурлеск, — и напрямую: мы уже упоминали, что он заимствовал у Скотта описания костюмов и обрядоввыписывал архаичные слова и обороты. Не исключено даже, что само обращение к истории пришло к Твену от Вальтера Скотта через южную региональную традицию, которая была своего рода вариантом общеамериканского исторического романа.

Признанным мастером жанра исторического романа в США в первой половине XIX века был Джеймс Фенимор Купер. Именно Купер был автором первого романа в истории национальной американской литературы, и этот роман, видимо, не случайно оказался историческим. Мы имеем в виду «Шпиона», написанного в 1821 году.

Исторический роман в любой стране был обусловлен общественным и идеологическим процессом той эпохи, когда он создавался. Соединенные Штаты Америки также не были исключением. Как отмечает Ю. В. Ковалев, современникам Купера «нужна была нравственная.

13 опора в истории, свои национальные традиции, чувство родства с прошлым, благородным, героическим, демократическим" 1. «Всеобщий интерес к национальной истории, — пишет автор предисловия к роману „Шпион“ , — и к национальной литературе содействовал образованию исключительно благоприятных условий для развития исторического романа. Нужен был талант, который сумел бы по достоинству оценить эти условия и утолить жажду американских читателей, желавших получить книги о героическом прошлом своей родины. Таким талантом явился Купер. Он был первым американским писателем, который понял, какие огромные возможности заложены в жанре исторического романа, и попытался эти возможности реализовать» 2.

Несмотря на то, что Купер придерживался принципиальной схемы романов Скотта, он вовсе не был слепым подражателем. Расхождения между этими двумя писателями были обусловлены глубокими различиями в социально — политических и философских воззрениях. «Скотт был шотландцем, монархистом и консерваторомКупер был американцем, демократом и республиканцем. Скотт видел в современности финал исторического процессаКупер считал себя свидетелем начала новой эры, открывающей новые возможности перед человечеством» 3 , — так пишет об этом Ю. В. Ковалев. И с этим, безусловно, нельзя не согласиться. И хотя в последние годы жизни Куперу казалось, что идеалы революции начали предавать забвению, он несомненно был преемником идей американского Просвещения: писатель был уверен, что национальная литература порождается прежде всего американскими принципами, к которым он в первую очередь относил республиканские, демократические идеи и нравственные.

1 Ковалев Ю. В. Предисловие//Указ. соч. — С.7.

2 Там же. — С.5.

14 идеалы, созданные революцией, и должна служить их поддержанию.

Многие современники Купера сомневались в возможности использования событий американской истории в качестве предмета художественного изображения в романе. <<С их точки зрения все было гораздо сложней, — отмечает Ю. В. Ковалев, — а опыт Вальтера Скотта в их глазах ничего не доказывал. Многовековая история Англии и Шотландии была богата благодатным для романиста материалом, яркими событиями, колоритными легендами. В то же время, благодаря своей длительности она содержала множество пробеловдалекие эпохи известны были лишь в контурных очертаниях, без подробностей и деталей. Тем самым история давала простор воображению романиста, который мог заполнять контуры как ему заблагорассудится, или, точнее, в соответствии со своим художественным замыслом. Иное дело история Соединенных Штатов Америки, которая ко времени написания «Шпиона» не насчитывала еще и пятидесяти лет. События Войны за независимость были не только известны историкам, но общеизвестны.. Таким образом, писатель, бравшийся за описание исторических деятелей и изображение событий Войны за независимость, должен был соблюдать полную точность и не давать воли воображению. Но тогда он переставал быть романистом и превращался в чистого историографа. Если писатель все же осмеливался пустить в ход воображение, он рисковал исказить подлинный смысл событий и оболгать деятелей революции>>х. И именно Джеймсу Фени-мору Куперу удалось разрешить все сомнения и найти свой метод соединения вымысла и истории, «не закрывая пути воображению и не жертвуя исторической достоверностью» 2.

Джеймс Фенимор Купер, подобно Вальтеру Скотту, полагал, что.

1 Ковалев Ю. В. Предисловие//Указ. соч. — С.6−7.

15 поэтический вымысел не должен искажать историческую действительность. Но главным для него, как и для шотландского романиста, было достижение художественной правды, которая могла искажать детали истории, но обязана была с абсолютной точностью воспроизводить существо эпохи. Так, американский писатель всячески подчеркивал историческую точность событий и достоверность деталей, обрисованных в романах, но его произведения — это все же художественное изображение, а не описание исторической эпохи. Ю. В. Ковалев замечает, <<что в «Шпионе» исторические деятели только названы, но не изображены>>,. <<что в романе почти нет описания конкретных исторических фактов, особенно фактов широко известных>>1. Из этого следует вывод: <<Достоверным историческим звеном в структуре куперовского «Шпиона» следует считать не факт и не личность, а явление. Под явлением мы понимаем, — пишет далее автор предисловия, — комплекс фактов и событий, образующих целостное единство. Эти явления могут быть разнообразны и разнохарактерны, но все они имеют четкую историческую соотнесенность с эпохой.. Следуя предначертаниям Скотта, Купер развил его идею и одновременно ограничил ее. Американский романист, с его точки зрения, должен преимущественно обращаться к малоизвестным событиям. Это дает ему возможность широко пользоваться воображением, смело прибегать к художественному вымыслу. Вместе с тем, он должен строго следить за тем, чтобы вымышленные события и факты строго укладывались в рамки «явлений» и соответствовали духу времени. Соблюдая эти условия, романист творит, по выражению Купера, «правдивую легенду» >>2.

Поиски нравственного идеала были в центре внимания многих.

1 Ковалев Ю. В. Предисловие//Указ.соч. — С.11.

16 писателей США в XIX веке. Этот вопрос интересовал их куда больше, чем социальные и политические конфликты. Впрочем, точнее было бы сказать, что и в тех, и в других конфликтах они искали нравственную подоплеку. Главной задачей для Купера, как и для Скотта, было исследование народной жизни и народного сознания. Он «стремился воссоздать не только события эпохи, но и ту общественную атмосферу, в которой они разворачивались. Его занимал строй мыслей и чувств американцев, их убеждения и психология, их интересы и потребности — все то, что побудило их начать освободительную войну» 1. Поэтому Война за независимость как историческое явление влияет в произведениях Купера не только на государственную жизнь, но и на личные судьбы действующих лиц, в зависимости от их позиции в историческом конфликте. Как следствие, все нравственные проблемы в романах писателя определяются общеполитической жизнью страны данной эпохи и окрашены историческим колоритом2 .

В книгах Д. Ф. Купера можно почувствовать и подсознательную тягу к анархическому видению социального устройства, которое он воплощал в воссоздании общественной жизни индейцев, основанной на традициях, ритуалах, законах чести и долга, но начисто лишенной централизованного управления, и в образе своего главного персонажа — Натти Бампо. Фигура последнего очень точно выражает суть американского идеала существования, когда консервативные и анархические устремления пребывают в абсолютной гармонии. Не имеющий собственности по убеждению, неприхотливый в силу аскетического воспитания, полагающийся только на себя герой Купера живет в полном и дружеском единении с природой, вдали от лицеме.

1 Ковалев Ю. В. Послесловие//Указ соч.- С. 802.

2 См.: Ковалев Ю. В. Предисловие//Указ соч.- С. 13.

17 рия, порождаемого обществом. Но в нем личное «я» и общественное «мы» не находятся в конфронтации, более того, общество оказывет-ся как бы внутри личности в состоянии перемирия, даже покоя, так как жизнь Натти прекрасно согласуется и с его внутренними потребностями, и с внешним миром, а следовательно, необходимость в каких — то правилах и ограничениях извне отпадает сама собой. Натти Бампо лишен одновременно и исторической искушенности, и разлагающего примитивизма.

Надо заметить, что американская литература XIX века и позднее продолжала развивать эту своеобразную традицию мятежа, заключающуюся в поисках пределов, которых может достичь человеческий добровольный, напористый, часто разрушительный индивидуализм. Эта традиция рассматривает человека не как члена общества (неважно, подчиняющегося его законам и нормам или восстающего против них), а как одиночку, цель которого — осознать свое назначение, свою суть в просторах нового мира. В произведениях Г. Мелвилла, У. Уитмена, Марка Твена, а позднее и Г. Джеймса, личность противопоставляется обществу, рассматриваются возможности независимого, свободного человека, осознающего, что и в новых условиях общественное устройство ведет к появлению грехов и преступлений Старого Света. Почти до 80-х годов XIX века типичным героем американской литературы оставался одиночка — носитель естественных, данных ему от рождения добродетелей, который своей судьбой доказывал невозможность сохранить эти добродетели, а обществе .

В конце жизни Купера не покидало ощущение того, что мир вокруг него разрушается и вырождается. Его влекла идея жизненного круга, цикличности всего происходящего с человечеством. За пол — столетия до Твена и за сто лет до У. Фолкнера он обратился к прошлому в поисках ответа на мучившие его вопросы. Он хотел понять, а было ли когда — нибудь присуще человеку нравственное совершенствои где истоки современной ему деградации личностии какая взаимосвязь существует между понятиями демократии и прогресса. В своем романе — утопии «Кратер» (1847) Купер нарисовал идиллическую картину общества, созданного на острове в Тихом океане потерпевшими кораблекрушение американцами. Но бесконечные склоки из — за земли, судебные тяжбы, споры о религии и свободе разрушили это сообщество. Ответ писателя на поставленный вопрос о прогрессе заключался в том, что остров, возникший в результате землетрясения, от землетрясения же и гибнет, унося в морскую пучину всех своих конфликтующих обитателей, слишком порочных, чтобы сохранить гармонию на своей земле.

Итак, Джеймс Фенимор Купер не только признавал, но и доказал на практике тот факт, что американская действительность предоставляла богатый материал для исследования в литературных произведениях. Но он, однако, не смог достигнуть органического соответствия языка своих произведений той новой самобытной действительности, которую изображал.

В своих статьях и замечаниях Марк Твен не уделяет Куперу столь же большого внимания как Вальтеру Скотту. Лишь в 1895 году (уже после создания произведений, являющихся предметом исследования в нашей работе) он опубликовал памфлет «Литературные грехи Фенимора Купера», где «обвинил» знаменитого романиста в недостаточной глубине и убедительности характеров главных персонажей, в надуманности ситуаций и сюжетных ходов. в излишней и неуместной многословности героев. Главное же, в чем Твен «уличал» автора исторических романов, так это в потере читателем ощущения непосредственности восприятия, в отсутствии правды изображения. Персонажи Купера, по его мнению, описывая события, иногда говорят то, о чем знать не могутмежду героем произведения и читателем.

19 неожиданно оказывается автор1.

Рискнем высказать предположение, что Марк Твен не уделил внимания принципам исторического повествования у Купера, потому что считал их в целом мало отличающимися от скоттовских.

Каков же путь, который выбрал для себя Твен, создавая произведения о европейской истории? Ответу на этот вопрос и посвящена данная работа.

1 См.: Марк Твен. Указ соч. — Т.Н. — С.430.

1.Twain M. The Adventures of Huckleberry Finn. (Tom Sawyer’s Comrade)//The Writings of Mark Twain. Author’s National Edition. — New YorkLondon: Harper and Br., 1899. — Vol.13. — 375p.

2. Twain M. The American Claimant, and Other Stories and Sketches//The Writings of Mark Twain. Author’s National Edition. New YorkLondon: Harper and Br., 1899.Vol.21. 539p.

3. Twain M. Aquarium: The Samuel Clemens «Angelfish» Correspondence. 1905;1910. — AthensLondon: Univ. of Georgia Press, 1991. — 297p.

4. Twain M. The Art, Humor and Humanity of Mark Twain/With an Introduction by E.Wagenknecht. Norman: Univ. of Oklahoma Press, 1959. — 423p.

5. Twain M. The Autobiography of Mark Twain. Including Chapters Now Published for the First Time, as Arranged and Edited, with an Introduction and Notes by Charles Neider.- New York, 1959. 388p.

6. Twain M. Clemens of the «Call»: Mark Twain in San Francisco. BerkeleyLos Angeles: Univ. of California Press, 1969. — 335p.

7. Twain M. The Complete Essays of Mark Twain. Now Collected for the First Time. Garden CityNY, 1963. — 705p.

8. Twain M. The Complete Short Stories of Mark Twain. Now Collected for the First Time. New York: Bantam Books, 1964. — 680p.

9. Twain M. A Connecticut Yankee in King Arthur’s Court: A Facsimile of the First Edition/With an Introduction by H.Hill. San Francisco, 1963. — 575p.

10. Twain M. A Connecticut Yankee in King Arthur’s Court/With an Introduction by H.N.Smith//The Works of Mark Twain. Berke1ev: Univ. of California Press.1979. Vol.9. — 827p.293.

11. Twain M. The Devil’s Race Track: Mark Twain’s Great Dark Writings. The Best from «Which Was the Dream?» and «Fables of Man». — Berke1ey: Univ. of California Press, 1980. — 385p.

12. Twain M. The Innocents Abroad, or The New Pilgrims' Progress, Being Some Account of the Steamship «Quaker City’s» Pleasure Excursion to Europe and the Holy Land. New York: Bantam Books, 1964. — 430p.

13. Twain M. Letters from the Earth/Ed.by B. De Voto. New York, 1962. — 305p.

14. Twain M. Life As I Find It: Essays, Sketches, Tales, and Other Material, the Majority of Which Is Now Published in Book Form for the First Time/Ed.by C.Neider. Garden CityNY? Hanover House, 1961. — 411p.

15. Twain M. Life on the Mississippi//The Writings of Mark Twain. Author’s National Edition. New YorkLon-don:Harper and Br., 1903. — Vol.9. — 481p.

16. Twain M. Mark Twain’s Correspondence with Henry Huttles-ton Rogers, 1893−1909. BerkeleyLos Ange1es: Univ. of California Press, 1969. — 768p.

17. Twain M. Mark Twain in Eruption: Hitherto Unpublished Pages about Men and Events/Ed.by B. De Voto. New York: Grosset and Dunlap, 1940. — 402p.

18. Twain M. Mark Twain and the Government. (Excerpts from his Novels, Speeches, Lectures and Private Papers). Caldwell (Idaho):The Caxton Print., 1960. 146p.

19. Twain M. Mark Twain’s Letters. Berkeley: Univ. of California Press, 1988. — Vol.1. — 616p.

20. Twain M. Mark Twain’s Letters from Hawaii. New York: Appleton-Century, 1966. — 298p.

21. Twain M. Mark Twain’s Letters to His Publishers, 1867−1894. BerkeleyLos Ange1es: Univ. of California Press, 1967. — 388p.

22. Twain M. Mark Twain’s Notebook/Prep.for publ. with comments by A.B.Paine. New York: London: Harper and Br., 1935. — 413p.

23. Twain M. Mark Twain’s Notebooks and Journals. Berke-1ey:Un iv. of California Press, 1975;1979. — Vol.1. — 668p.- Vol.2. 701р. — Vol.3. — 870р.

24. Twain M. Mark Twain’s Own Autobiography: The Chapters from the «North American Review». KiskisMadison (Wis.):Univ.of Wisconsin Press, 1990. — 301p.

25. Twain M. Mark Twain’s «Which Was the Dream?» and Other Symbolic Writings of the Later Years. BerkeleyLos Angeles: Univ. of California Press, 1968. — 588p.

26. Twain M. The Mysterious Stranger. BerkeleyLos Ange-les:Univ.of California Press, 1970. — 483p.

27. Twain M. Personal Recollections of Joan of Arc. By Sieur Louis de Conte//The Writings of Mark Twain. Author’s National Edition. New YorkLondon: Harper and Br., 1899. Vol. 17. 435p.

28. Twain M. The Prince and the Pauper. A Tale for Young People of All Ages/With an Afterword by K.S.Lynn. New York: New American Libr., 1964. — 224p.

29. Twain M. The Prince and the Pauper/Ed.by V. Fischer a.L.Salamo//The Works of Mark Twain. Berke1ey: Univ. of California Press, 1979. — Vol.6. — 534p.

30. Twain M. Pudd’nhead Wilson. New York: Bantam Books, 1959. — 144p.

31. Twain M. Selected Mark Twain Howells Letters, 1872−1910. — Cambridge (Mass.):Be 1 knap Press of Harvard Univ. Press, 1967. — 453p.

32. Twain M. Social Critic for the Eighties. (Mark Twain Himself!). Dubuque (Iowa):Kendal 1-Hunt, 1983. — 323p.

33. Twain M. What Is Man? and Other Essays. London: Chat to and Wirdus, 1919. — 376p.

34. Twain M. What Is Man? and Other Philosophical Wri-tings//The Works of Mark Twain. Berke1ey: Univ. of California Press, 1973. — Vol.19. — 716p.

35. Твен M. Американский претендент. Простофиля Виль-сон//Собр.соч.: В 12 т. М., 1960. — Т.7. — 510с.

36. Твен М. Жизнь на Миссисипи. Приключения Тома Сойе-ра//Собр.соч.: В 12 т. М., 1960. — Т.4. — 680с.

37. Твен М. Из «Автобиографии». Из «Записных книжек». Изб295ранные письма//Собр.соч.: В 12 т. -М., 1961. -Т.12. -759с.

38. Твен М. Личные воспоминания о Жанне д’Арк сьера Луи де Конта, ее пажа и секретаря//Собр.соч.: В 12 т. М., 1960. — Т.8. — 487с.

39. Твен М. Налегке//Собр.соч.: В 12 т. М., 1959. — Т.2. -502с .

40. Твен М. Пешком по Европе. Принц и нищий//Собр.соч.: В 12 т. М., 1960. — Т.5. — 670с.

41. Твен М. Позолоченный век. (Повесть наших дней)//Собр.соч.: В 12 т. М., 1959. — Т.З. — 583с.

42. Твен М. По экватору. Таинственный незнакомец//Собр.соч.: В 12 т. М., 1961. — Т.9. — 704с.

43. Твен М. «Приключения Гекльберри Финна. Янки из Коннектикута при дворе короля Артура//Собр.соч.: В 12 т.М., 1960. Т.6. — 654с.

44. Твен М. Простаки за границей//Собр.соч.: В 12 т. М., 1959. Т.1. — 639с.

45. Твен М. Рассказы. Очерки. Публицистика, 18 63−1893//Собр. соч.: В 12 т. М., 1961. — Т.10. — 734с.

46. Твен М. Рассказы. Очерки. Публицистика, 1894−1909//Собр. соч.: В 12 т. М., 1961. — Т.Н. — 614с.

47. Твен М. Американский претендент. Рассказы и очерки. Публицистика/Предисловие Кривицкина А. М.:Худож.лит., 1984. — 367с.

48. Твен М. «Дары цивилизации»: Художественная публицистика/Предисловие Зверева A.M. М.:Прогресс, 1985. — 286с.

49. Твен М. Избранные произведения. М.:Водолей, 1992. 366с .

50. Твен М. Правдивая история.: Избранное/Вступит.ст.Злобина Г. М.:Дет.лит., 1984. — 320с.

51. Твен М. Приключения Тома Сойера. Приключения Гекльберри Финна. Принц и нищий/Вступит.слово Зверева A.M.М.:Терра, 1996. 669с.

52. Твен М. Сделка с Сатаной/Вступит.ст.Балдицына П. В. Л.:Лениздат, 1986. 496с.

53. Твен М. #44, Таинственный незнакомец: Сборник/Вступит.ст. Зверева A.M. М.:Политиздат, 1990. — 415с.296.

54. Адаме Г. Воспитание Генри Адамса. М.:Прогресс, 1988. -751с.

55. Адаме Г., Видал Г. Демократия. М.:Прогресс, 1989. 718с.

56. Алиев A.B. Особенности творческой эволюции Марка Твена. (На основе творческого наследия Марка Твена): Авто-реф.дис.. канд.филол.наук. Л.. 197 6. — 20с.

57. Базулева Т. Л. Организационная концепция Г. Спенсера: Ав-тореф.дис.. канд.филос.наук. С.- Петербург, 1995. 16с.

58. Бардыкова Н. В. Юмористические рассказы Марка Твена 1860−1885 годов. (К проблеме становления реалистического метода): Автореф.дис. .канд.филол.наук. Л., 1977. -19с.

59. Белинский В. Г. Собр.соч.: В 9 т. М.:Худож.лит., 1976. -Т.1. — 736с.

60. Белинский В. Г. Собр.соч.: В 9 т. М.:Худож.лит.1979. -654с.

61. Боборыкина Т. А. Художественный мир повестей Чарльза Диккенса. СПб.:Гиппократ, 1996. — 138с.

62. Боброва М. Н. Марк Твен. Очерк творчества. М., 1962. -504с.

63. Борев Ю. Б. О комическом. М.:Искусство, 1957. — 232с.

64. Борев Ю. Б. Комическое или о том, как смех казнит несовершенство мира, очищает и обновляет человека и утверждает радость бытия. М.:Искусство, 1970. — 269с.

65. Введенская Т. Ю. Европейская трилогия Д. Ф. Купера и ее роль в творческой эволюции писателя: Автореф.дис. .канд.филол.наук. Киев, 1986. — 16с.

66. Гюго В. Человек, который смеется//Собр.соч.: В 15 т. -М., 1955. Т.Ю. — 680с.

67. Дежуров A.C. Гротеск в немецкой литературе XVIII века: Автореф.дис. .канд.филол.наук. М., 1996. — 16с.

68. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта/ Под ред. и с послесловием Гуревича П. С. М.:Наука, 1 993. — 43 1с.

69. Дианова Е. Е. Образ детства в английской и русской прозе297середины XIX века: Автореф.дис.. .. канд.филол.наук. М., 1996. 16с.

70. Диккенс Ч. Повесть о двух городах//Собр.соч.: В 30 т. -М., 1960. Т.22. — 466с.

71. Дайчес Д. Сэр Вальтер Скотт и его мир. М.:Радуга, 1987. 171с.

72. Долинин A.A. История, одетая в роман: Вальтер Скотт и его читатели. М.:Книга, 1988. — 315с.

73. Зверев A.M. Мир Марка Твена: Очерк жизни и творчества. -М.:Дет.литер., 1985. 175с.

74. Касьян А. К. Марк Твен в России (1872−1966): Автореф.дис. .канд.филол.наук. Л., 1967. — 23с.

75. Катарский И. М. Диккенс. (Критико-биографический очерк).- М.:Гослитиздат, 1960. 272с.

76. Ковалев Ю. В. Герман Мелвилл и американский романтизм. -Л.:Худож.лит., 1972. 280с.

77. Ковалев Ю. В. Четыре книги «Марди» //Американская литература: проблемы романтизма и реализма. Краснодар, 1973. Вып.2. С.16−30.

78. Ковалев Ю. В. Легенды и реальность: О творчестве Натание-ля Готорна//Готорн Н. Дом о семи фронтонах.Л.:Худож.лит., 1975. С.5−29.

79. Ковалев Ю. В. «.Многие годы верно и бескорыстно служил своей родине» //Купер Д. Ф. Шпион. М.:Прогресс, 1975. -С.3−16.

80. Ковалев Ю. В. У истоков национальной прозы//Американская романтическая повесть. М.:Прогресс, 1978. — С.5−35.

81. Ковалев Ю. В. Историзм как художественный принцип в ранней американской романтической прозе//История и современность в зарубежных литературах. Л.:Изд-во ЛГУ, 1979. С.102−109.

82. Ковалев Ю. В. Романтические традиции американской литературы XIX века и современность. М.:Наука, 1982.С.27−54.

83. Ковалев Ю. В. Эдгар По и космогония XX века//Вестн.Ле-нингр.ун-та, 1985. #2. — С.21−30.

84. Ковалев Ю. В. Бенито Серено, Бартлби и другие//Мелвилл Г. Билли Бад. Л.:Лениздат, 198 6. — С.341−350.

85. Ковалев Ю. В. Послесловие//Мелвилл Г. Собр.соч.: В Зт. -Л.:Худож.лит., 1987. Т.2. — С.427−433. — К роману Г. Мелвилла «Израиль Поттер» .

86. Ковалев Ю. В. Теодор Драйзер открывает Америку//Драйзер Т. Финансист. Л.:Лениздат, 1987. — С.542−557.

87. Ковалев Ю. В. «Золотая Калифорния» Френсиса Врет Гар-та//Гарт Ф. Б. Трое бродяг из Тринидада.М.:Дет.лит., 1988. С.5−18.

88. Ковалев Ю. В.

Литература

США//История всемирной литературы. М.:Наука, 1989. — Т.4. — с.551−582.

89. Ковалев Ю. В. Послесловие//Купер Д. Ф. Избр.соч.: В 9 т. -М.:Терра, 1992. Т.4. — С.795−803. — К роману «Осада Бостона, или Лайонел Линкольн» .

90. Ланина Т. В. Роман Марка Твена «Янки при дворе короля Артура» и его место в эволюции Твена-романиста: Авто-реф.дис. .канд.филол.наук. М., 1954. — 16с.

91. Ланина Т. В. По законам мальчишечьей вольницы//Приключе-ния Тома Сойера. Приключения Гекльберри Финна. М.:Дет. лит., 1987. — С.447−460.

92. Литературная история Соединенных Штатов Америки: В Зт. -М.:Прогресс, 1977;1979. Т.1.-604с. — Т.2.-526с. — Т.З. — 646с.

93. Марк Твен и его роль в развитии американской реалистической литературы: Сб. статей/Отв.ред.Засурский Я.Н.М.:Наука, 1987. 238с.

94. Марк Твен в воспоминаниях современников/Сост.Николюкин А.- Вступит.ст.Олейника В. М.:Терра, 1994. — 412с.

95. Мельвиль Ю. К. Прагматизм//Современная западная филосо-фия:Словарь. М., 1991. — С.246−249.

96. Мендельсон М. О. Марк Твен. М.:Мол.гвардия, 1958. 383с .

97. Мендельсон М. О. Марк Твен писатель: реалист, мастер юмора и сатиры//Приключения Тома Сойера. Приключения Гекльберри Финна. — М.:Правда, 1980. — С.3−14.

98. Модина Г. И. Пространство и время в исторических романах Диккенса «Барнеби Радж» и «Повесть о двух городах»: Ав-тореф.дис. .канд.филол.наук. Санкт-Петербург, 1996.299.

99. Морозкина Е. А. Исторические романы У. Г. Симмса: Автореф.дис. .канд.филол.наук. Л., 1982. — 17с.

100. Национальная специфика произведений зарубежной литературы XIX—XX вв.еков: Проблема художественного образа: Межвуз.сб.науч.тр. Иваново: ИвГУ, 1993. — 91с.

101. Новицкая З. В. Традиции американского юмора XIX столетия и речевые средства комического у Марка Твена: Автореф.дис. .канд.филол.наук. М., 1962. — 20с. Ю2.0сипова Е. В. Социология Герберта Спенсера. М., 1995. -28с.

102. Паррингтон В. Л. Основные течения американской мысли: В Зт. М., 1963. — Т.3. — 603с.

103. Петрова E.H. Марк Твен в оценке литературной критики США: Автореф.дис. .канд.филол.наук. Л., 1968. — 20с.

104. Пинаев С. М. Поэтика трагического в американской новеллистике конца XIX начала XX в. — М.:Изд-во УДН.1989. 82с.

105. Пирсон X. Вальтер Скотт. М.:Книга, 1983. — 240с.

106. Прозоров В. Г. Мечта и трагедия: По страницам американской классики XIX-XXb.b. Петрозаводск, 1993. — 228с.

107. Пропп В. Я. Проблемы комизма и смеха. СПб.:Алетейя, 1997. — 282с.

108. Ратушинская Н. В. Пуританское духовное наследие в творчестве Н. Готорна и Г. Мелвилла: Автореф.дис. .канд.филол.наук. М., 1997. — 19с.

109. Реизов Б. Г. Французский исторический роман в эпоху романтизма. Л.:Гослитиздат, 1958. — 567с.

110. Реизов Б. Г. Творчество Вальтера Скотта. М.-Л.:Ху-дож.лит., 1965. — 498с.

111. Реизов Б. Г. История и теория литературы: Сб.ст. Л.:Наука, 1986. 318с.

112. Реизов Б. Г. Историко-литературные исследования: Сб.ст.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. 247с.

113. Ромм A.C. Марк Твен и его книги о детях. Л., 1958. -136с .

114. Ромм A.C. Марк Твен: Жизнь и творчество. М.:Нау-ка, 19 7 7. — 192с.

115. Савуренок А. К. Марк Твен. Л., 1960. — 50с.300.

116. Сенсуализм//Философский энциклопедический словарь. М.:Сов.энциклопедия, 1983. С. 605.

117. Скотт В. Айвенго//Собр. соч.: В 20 т. М. — JI.: Худож. лит. , 1962. — Т.8. — 570с.

118. Скотт В. Гай Мэннеринг, или Астролог//Собр.соч.: В 20 т. М.-Л.:Худож.лит., i960. — Т.2. — 542с.

119. Скотт В. Кенилворт//Собр.соч.: В 20 т. М.-Л.:Ху-дож.лит., 1963. — Т.Н. — 604с.

120. Скотт В. Приключения Найджела//Собр.соч.: В 20 т. М.-Л.:Худож.лит., 1964. Т.13. — 624с.

121. Скотт В. Пуритане//Собр.соч.: В 20 т. М.-Л.:Ху-дож.лит., 1961. — Т.4. — С.181−736.

122. Скотт В. Уэверли, или Шестьдесят лет назад//Собр.соч.: В 20 т. М.-Л.:Худож.лит., 1960. — Т.1. — 640с.

123. Соколова Е. В. Своеобразие историзма в позднем творчестве Людвига Тика: Автореф.дис. .канд.филол.наук.М., 1997. 20с .

124. Спектор А. Л. Исторический роман. История и теория. Душанбе: ДГПИ, 1988. 123с.

125. Старцев А. И. Марк Твен и Америка. М.:Сов.писатель, 1985. — 303с.

126. Тодорова Н. Ю. Антропонимия Марка Твена: Автореф.дис. .канд.филол.наук. Одесса, 1987. — 16с.

127. Урнов М. В. Неподражаемый Чарльз Диккенс издатель и редактор. — М.:Книга, 1990. — 284с.

128. Уэктер Д. Марк Твен//Литературная история Соединенных Штатов Америки. М.:Прогресс, 1978. — Т.2. — С.487−517.

129. Хоуэллс У. Д. Возвышение Сайласа Лэфема. Гость из Аль-трурии. Эссе. М.:Худож.лит., 1990. — 670с.

130. Шейнкер В. Н. Исторический роман Джеймса Фенимора Купера и проблемы развития американской литературы первой половины XIX века: Автореф.дис. .д.филол.наук.Л., 1971. 39с.

131. Шейнкер В. Н. Исторический роман Джеймса Фенимора Купера, его истоки и своеобразие: О романе «Шпион». Иваново: Ив. ГУ, 1 980. — 62с.

132. Шогенцукова H.A. Концепция реальности в американской прозе XIX—XX вв.еков: Эволюция художественного сознания и301типы поэтики: Автореф.дис. .д.филол.наук. М., 1995 — 59с.

133. Шотландская школа//Философский энциклопедический ело варь. М.:Сов.энциклопедия, 1983. — С.783.

134. Acton J.E.E.D. Essays in the Liberal Interpretation of History. Selected Papers. Chicago — London: Univ. of Chicago Press, 1967. — 427p.

135. Acton J.E.E.D. Lectures on Modern History. New York: Mer i d i an Books, 1961. — 319p.

136. Abel D. Masterworks of American Realism: Twain, Howe 1 Is, James//American Literature.(Detai1ed Critical Analyses and Descriptions of the Authors' Works). Great NeckNY, 1963. Vol.3. — 370p.

137. Alkon P.K. Science Fiction Before 1900: Imagination Discovers Technology. New York: Twayneetc., 1994.177p .

138. American Literary Criticism: An Anthology. M.?Progress, 1981. — 398p.

139. Andrews K.R. Nook Farm: Mark Twain’s Hartford Circle. -Seatt1eLondon: Univ. of Washington Press, 1969. 288p.

140. Asse1ineau R. The Literary Reputation of Mark Twain from 1910 to 1950: A Critical Essay and a Bibliography. Paris: M. Didier, 1954. — 243p.

141. Bellamy G.C. Mark Twain as a Literary Artist. Nor-man:Univ.of Oklahoma Press, 1950. — 398p.

142. Ben-Tov Sh. The Artificial Paradise: Science Fiction and American Reality. Ann Arbor: Univ. of Michigan Press, 1995. — 201p.

143. Blair W. Essays on American Humor: Blair through the Ages. Madison (Wis.): Univ. of Wisconsin Press, 1993. 298p.

144. Blair W. Mark Twain and Huck Finn. Berkeley — Los Ange 1 es: Un i v. of California Press, 1960. — 436p.

145. Blair W. Introduction//Mark Twain’s Hannibal, Huck and Tom. Berkeley — Los Ange 1 es: Univ. of CaliforniaPress, 1969. 12p.

146. Blues T. Mark Twain and the Community. Lexington (Ky.):Univ.of Kentucky Press, 1970. — 84p.

147. Borus D.H. Writing Realism: Howells, James, and Norris in the Mass Market. Chapel HillLondon: Un iv. of North Carolina Press, 1989. — 259p.

148. Brashers H.C. An Introduction to American Literature for European Students. Stockholm: Svenska Bokfo-re, 1965. — 239p.

149. Brooks V.W. The Ordeal of Mark Twain. New York: Meri-dian Books, 1955. — 256p.

150. Brooks V.W. The Times of Melville and Whitman. New York, 1947. — 489p.

151. Brooks V.W. The World of Washington Irving. New York, 1944. — 387p.

152. Brooks V.W. The Writer in America. New York, 1964. -192p.

153. Butterfield H. History and Man’s Attitude to the Past: Their Role in the Story of Civilization. London, 1961. — 16p.

154. Camfield G. Sentimental Twain: Samuel Clemens in the Maze of Moral Philosophy. Phi lade 1 phi a: Un iv. of Pennsylvania Press, 1994. — 279p.

155. Camp J.E., Kennedy X.J. Mark Twain’s Frontier.(A Textbook of Primary Source Materials for Student Research and Writing). New York, 1963. — 269p.

156. Col 1ingwood R.G. The Idea of History. Oxford: The Clarendon Press, 1946. — 340p.

157. Cox J.M. Mark Twain: The Fate of Humor. Princeton (N.J.):Princeton Univ.Press.1968. — 321p.

158. Cunliffe M. American Literature since 1900. Lon-don:Sphere Reference Books, 1975. — 387p.

159. Cunliffe M. American Literature to 1900. London: Sphere Reference Books, 1986. — 400p.

160. Cunliffe M. American Humour and the Rise of the West. Mark Twain//The Literature of the United States. Har-mondsworth (Mx.):Penguin Books, 1976. — P.159−177.

161. Duckett M. Mark Twain and Bret Harte. Norman (Okla.):Un iv. of Oklahoma Press, 1964. 367p.

162. An Early American Reader/Ed.by Leo Lemay J.A. Washington, D.C.:U.S.Information Agency, 1993. — 741p.

163. Eb1e K.E. Old Clemens and W.D.H.: The Story of a Remarkable Friendship. Baton RougeLondon: Louisiana State Univ. Press, 1985. — 242p.

164. Fishkin S.F. Was Huck Black? Mark Twain and African American Voices. New York-Oxford, 1993. — 270p.

165. Foner Ph.Sh. Mark Twain, Social Critic. New York: In-ternational Pub 1ishers, 1958. — 335p.

166. French B.M. Mark Twain and «The Gilded Age», the Book that Named an Era. Dal las: Southern Methodist Univ. Press, 1965. — 379p.

167. Gale R.L. Plots and Characters in the Works of Mark Twain. Hamden (Conn.), 1973. — 669p.

168. Geismar M. Mark Twain: An American Prophet. Boston: Houghton Miff1 in, 1970. — 564p.

169. Gooch G.P. History and Historians in the Nineteenth Century. London: Longmans, Green and Co.Ltd., 1928. 604p.

170. The Harper American Literature. New York: Harper and Row, 1987. — 2550p.

171. Harrison B. Inconvenient Fictions: Literature and the Limits of Theory. New HavenLondon: Yale Univ. Press, 1991. — 293p.

172. High P.B. An Outline of American Literature. LondonNew York: Longman, 1995. — 256p.

173. The Historical Novel. London, 1959. — 19p.

174. Hough R.L. The Quiet Rebel. William Dean Howe 11s as Social Commentator. Linco1n: Univ. of Nebraska Press, 1959. — 137p.

175. Howe D.W. The Political Culture of the American Whigs. ChicagoLondon: Univ. of Chicago Press, 1979. — 404p.

176. Howe D.W. The Unitarian Conscience. Harvard Moral Philosophy, 1805−1861. Cambridge (Mass.):Harvard Univ. Press, 1970. — 398p.

177. Howe I. The Literature of America: Nineteenth Century. (An Anthology). New York: McGraw-Hi 1 1, 1970. — 1 138p.304.

178. Huck Finn and His Critics/Ed.by Lettis R. New York: Macmi1lan, 1962. — 451p.

179. Huyler J. Locke in America: The Moral Philosophy of the Founding Era. Lawrence (Kan.):Univ. Press of Kansas, 1995. — 394p.

180. Kahn Sh.J. Mark Twain’s «Mysterious Stranger»: A Story of the ms. Texts. ColumbiaLondon: Univ. of Missouri Press, 1978. — 252p.

181. Kaplan J. Mr. Clemens and Mark Twain: A Biography. New York, 1966. — 425p.

182. Krause S.J. Mark Twain as Critic. Ba1timore: Johns Hopkins Press, 1967. — 308p.

183. The Legends of King Arthur and His Knights/Authorised by Sir James Knowles. London: Random House, 1997.-308p.

184. Lynn K.Sch. Mark Twain and Southwestern Humor. BostonToronto, 1959. — 300p.

185. Mark Twain: A Collection of Critical Essays/Ed.by Smith H.N. Englewood Cliffs (N.J.):Prentice-Ha11,1963.1 7 9p.

186. Martin T. The Instructed Vision. Scottish Common Sense Philosophy and the Origins of American Fiction. Bloo-mington (Ind.):Indiana Univ. Press, 1961. — 197p.

187. Marx L. The Machine in the Garden: Technology and the Pastoral Ideal in America. London: Oxford Univ. Press, 1973. — 392p.

188. May H.F. The End of the American Innocence: A Study of the First Years of Our Own Time, 1912;1917. New York: A.A.Knopf, 1959. — 414p.

189. McLinn W. Mark Twain Himself! Humor, War and Fundamentalism. KendallDubuque (Iowa), 1983. — 323p.

190. Morgan H.W. American Writers in Rebellion: From Mark Twain to Dreiser.- New York: Hill and Wang, 1965. 206p.

191. The Mythologizing of Mark Twain/Ed.by Beider Ph.D. and Davis S. Alabama: Univ. of Alabama Press, 1984. — 186p.

192. Nye R.B. The Cultural Life of the New Nation, 1776−1830. New York: Harper and Br., 1960. — 324p.

193. Pritchett V.S. A Man of Letters: Selected Essays. New York: Random House, 1985. — 305p.30 5.

194. Regan R. Unpromising Heroes. Mark Twain and His Characters. Berkeley-Los Ange1es: Univ. of California Press, 1966. — 246p.

195. Robinson F.G. In Bad Faith: The Dynamics of Deception in Mark Twain’s America. Cambridge (Mass.) — Lon-don:Harvard Univ. Press, 1986. — 255p.

196. Rogers F.R. Mark Twain’s Burlesque Patterns: As Seen in the Novels and Narratives, 1855−1885. Da 11 as: Southern Methodist Univ. Press, 1960. — 189p.

197. Salomon R.B. Twain and the Image of History. New Ha-ven:Ya1e Univ. Press, 1961. — 216p.

198. Sandbach-Dah1strom C. Be Good Sweet Maid: Charlotte Yonge’s Domestic Fiction. A Study in Dogmatic Purpose and Fictional Form//Acta University Stockholmiensis: Stockholm Studies in English. Stockholm: Almqvist and Wiksell Intern., 1984. — 185p.

199. Serrano-Pi aja A. «Magic» Realism in Cervantes. «Don Quixote» as Seen through «Tom Sawyer» and «The Idiot» /Trans 1. by Rudder R.S. Berke1ey: Univ. of California Press, 1970. — 216p.

200. Smith H.N. Mark Twain. The Development of a Writer. -Cambridge (Mass.):The Belknap Press of Harvard Univ. Press, 1962. 212p.

201. Smith H.N. Mark Twain’s Fable of Progress: Political and Economic Ideas in a «Connecticut Yankee». New Brunswick (N.J.):Rutgers Univ. Press, 1964. — 116p.

202. Stone A.E. The Innocent Eye. Childhood in Mark Twain’s Imagination.- Hamden (Conn.):Archon Books, 1970. 289p.

203. Suchoff D. Critical Theory and the Novel: Mass Society and Cultural Criticism in Dickens, Melville, and Kafka. Madison (Wis.):The Univ. of Wisconsin Press, 1994. — 224p.

204. Tallack D. The Nineteenth-Century American Short Story. Language, Form and Ideology. LondonNew YorkRout-ledge, 1993. — 267p.

205. Taylor G.O. The Passages of Thought. Psychological Representation in the American Novel, 1870−1900. New York: Ox ford Univ. Press, 1969. — 172p.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой