Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Разработка проблемы влияния научно-технической революции на развитие художественной литературы (на материале современной советской и вьетнамской литературы)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Социалистического реализма подготовлена всей предшествующей историей, но это не просто продолжение того, что было, а творческое развитие и обогащение прогрессивных и гуманистических традиций мировой художественной культуры на основе принципов марксистской эстетики. Это даже не просто переворот в области литературы в условиях НТР. Перевороты в развитии художественной литературы были и раньше. Речь… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ. НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ МЕТОДОЛОГИИ ИЗУЧЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
  • ГЛАВА I. ДОЛОГИЧЕСКАЯ БОРЬБА В ОБЛАСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ЭПОХУ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
  • ГЛАВА II. ВЛИЯНИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ НА СОВРЕМЕННУЮ ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ЛИТЕРАТУРУ
  • ГЛАВА III. ИЗОБРАЖЕНИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО РЕАЛИЗМА
    • 1. Советская литератора — шаг вперед в худоясественном развитии человечества
  • Проблемы изображения нового человека в советской литературе в эпоху научно-технической революции)
    • 2. Социалистическая
  • литература Вьетнама в эпоху научно-технической революции

Разработка проблемы влияния научно-технической революции на развитие художественной литературы (на материале современной советской и вьетнамской литературы) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования многообразных аспектов проблемы НТР обусловлена задачами и перспективами дальнейшего развития науки и техники в социалистическом и коммунистическом обществе. Эти задачи были довольно четко сформулированы ХХУ1 съездом КПСС: «Условия, в которых народное хозяйство будет развиваться в 80-е годы, делают еще более настоятельным ускорение научно-технического прогресса. В большом значении науки убеждать никого не приходится. Партия коммунистов исходит из того, что строительство нового общества без науки просто немыслимо» *.

Впервые в истории человечества благодаря созидательной деятельности Коммунистической партии Советского Союза и других социалистических стран НТР открыла такие широкие возможности социального и культурного прогресса, о которых в прежние времена оно только могло мечтать. В исторических документах ХХУ1 съезда КПСС сформулирована важнейшая задача органического соединения достижения НТР с преимуществом социализма. Без серьезного осмысления этой проблемы писателю не постичь социально-нравственных мотивов, побуждающих сегодня людей к действию, к благородной самоотдаче во имя всеобщего блага.

В материалах ХХУ1 съезда КПСС дана всесторонняя характеристика развития НТР в условиях социализма и коммунизма, раскрыта диалектика НТР и процесса поступательного движения литературы зрелого социалистического общества. Проблема эта рассматривается автором в следующих ее аспектах:

I Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М., Политиздат, 1981, сЛ2.

У — Решающее значение социалистического содержания при необходимости всемерного укрепления влияния НТР на художественную литературу *ве лика я созидательная сила научно-технического фактора в развитии художественной литературы;

— Социальная сущность НТР, ее особенности в условиях социализма, их выражение в худозшственной литературе современности;

— Процесс формирования и дальнейшего развития на базе социалистического интернационализма, коммунистического общественно-эстетического идеала, единого метода социалистического реализма в литературах стран социалистического содружества;

— Роль художественной литературы социалистического реализма в борьбе двух противоположных мировых систем, двух идеологий-социалистической и буржуазной;

— Всемирно-историческое значение мировой художественной литературы социализма в условиях научно-технического прогресса, ее влияние на художественное развитие человечества, принципиальное различив в интерпретации проблемы соотношения НТР и художественной литературы, НТР и условий жизни трудящихся масс при социализме и капитализме. В условиях зрелого социализма устранены противоречия между уровнем научно-технического прогресса, с одной стороны, и социально-политического, художественного и нравственного прогресса — с другой.

Характеризуя процесс воздействия НТР на художественную литературу, нужно отметить, что это воздействие опосредуется социалистической эстетикой как формой общественного сознания и социальной практики, характером социалистических производственных отношений и связанными с ними производительными силами. Интенсивное развитие производительных сил, обусловленное НТР, выдвигает требование совершенствования производственных отношений, что успешно реализуется в условиях социалистического строительства. На бе39 совершенствования социалистических производственных отношений происходит дальнейшее развитие и обогащение социалистической культуры и литературы.

Анатомия общества, данная К. Марксом и Ф. Энгельсом, носит глубоко научный и всесторонний характер. В «Капитале11 К. Маркс писвл: «Чтобы исследовать связь мещду духовным. и материальным производством, прежде всего необходимо рассматривать само это материальное производство не как всеобщую категорию, а в опредет ленной исторической форме». В «И Ленин утверадал о необходимости анализа не только экономической, а и всех сторон общественной жизни. В. И. Ленин отмечал, что открытие материалистического понимания истории устранило два главных недостатка прежних исторических теорий. Он написал: «Во-первых, они в лучшем случае рассматривали лишь идейные мотивы исторической деятельности людей, не исследуя того, чем вызываются эти мотивы, не улавливая объективной закономерности в развитии системы общественных отношений, не усматривая корней этих отношений в степени развития материального производстваВо-вторых, прежние теории не охватывали как раз действий масс населения, тогда как исторический материализм впервые дал возможность с естественно-исторической точностью исследовать общественные условия жизни масс и изменения этих условий. Домарксовская «социология» и историография в лучшем случае давали накопление сырых фактов, отрывочно набранных.» ^.

К.Мэркс, Ф. Энгельс и В. И. Ленин впервые дали всесторонний и научный анализ сущности и закономерностей развития науки в раз.

1 К. Маркс и Энгельс. Соч. Т.26, с. 279.

В. И. Ленин. Полн.собр.соч. Т.26, с. 57. личных общественно-экономических формациях. Марксистско-ленинская концепция НТР выдержала проверку временем. Она получила свое практическое воплощение в исторических достижениях реального социализма в СССР и странах социалистического содружества. Опираясь на методологию и рекомендации, содержащиеся в трудах основоположников марксизма-ленинизма, марксистское литературоведение исходит из объективно-научного понимания диалектической взаимосвязи прогресса художественной литературы и НТР. Марксистско-ленинское учение вооружает писателя пониманием объективных законов развития духовной жизни общества, литература социалистического реализма. х х х.

В наше время ускоренной научно-технической революции особое значение приобретает комплексный подход к изучению художественной литературы, ее эстетической активности. В ходе широкого приобщения многомиллионных масс к художественным ценностям социалистическая литература становится фактором формирования общественного сознания. Развитие художественной литературы в современных условиях НТР — это диалектический процесс, в равной степени являющийся и следствием изменений, происходящих в общества, и одним из важных условий его дальнейшего развития. Худо* эль явственная литература берет свое начало из действитности, порождается теми историческими задачами и свершениями, которые определяют социальный прогресс. Поэтому в области марксистско-ленинской эстетики предстоит большая и ответственная работа по раскрытию основных закономерностей развития литературы эпохи зрелого социализма. Этой проблеме посвящены многие содержательные исследования советских литературоведов, историков и теоретиков.

— 7 литературы социалистических стран.

За последние годы в Советском Союзе вышел ряд работ, содержащих глубокий научный анализ рассодщшваемой проблемы и имеющих важное методологическое значение. А. Г .Егоров — Проблемы эстетикиМ., 1974; МЛЗДрэпченко — Творческая индивидуальность писателя и развитие литературыМ., 1975. Его же.-Художественное творчество, действительность, человекМ., 1976. Б. Анашенков — Этот простой сложный человекМ., 1977; С. Аса-дуллаев — В русле социалистического реализма — Б., 1979; Г. Н. Волков — Человек и НТР — М., 1972; Т. Гаджиев — Социальная активность искусства — Б., 1980; А. В. Караганов — Советское кино: проблемы поискиМ., 1977; М. Кузнецов — Советский романПути и поискиМ., 1980; Н. Малвхов — Об историческом значении советского изобразительного искусства. М., 1976; МихЛифшицКарл Маркс. Искусство и общественный идеалЛенинское наследив и литература XX века — Под редакцией А, С. Мясникова и Я.Е.Эль-сбергаМ., 1969; Эстетика и пути творчества — под редакцией В. В. Ванслова и М. Т. Кузьминой — М., 1977; Музы XX века — Под редакцией Н. Зоркой и Ю.БогомоловаМ., 1978; Современная буржуазная эстетика — Под редакцией М. Ф. Овсянникове и В.Н.СамохинаСб. Движение жизни и литературеМ., 1978; Методологические проблемы современной науки — Сост. А.Т.МоскаленкоМ., 1979; Взаимодействие наук при изучении литературы — Под редакцией А.С.БушминаМ., 1981 и многие другие. В теоретических исследованиях советских авторов нередко проводится мысль о необходимости изучения художественной литературы в тесной связи с достижениями психологии, физиологии, математики, кибернетики, социологии. Представители различных наук стали объединять усидия для всестороннего исследования процессов развития художественной литературы под воздействием НТР. М.С.КаганСоциальные функции искусств — Л., 1978; Н. И. Лапин «Социальные индикаторы в моделях глобального развития — В кн.: Социология и проблемы социального развитияМ., 1978; Шуха-рин С.В., А. А .Кузин — Теоретические аспекты современной НТРМ., 1980; В. М. Петров и А. И. Яблонский — Математики и социальные процессы — М., 1980.

Наряду с советскими учеными в разработку этой проблемы внесли свой вклад также ученые братских социалистических стран. Какое будущее ожидает человечество? -Под редакцией А.М.РумянцеваПрага, 1964; Духовный мир развитого социалистического общества — М., 1977; Александр Лилов (НРБ) — 0 природе искусстваМ., 1977; Его же — Природа художественного творчества — М., 1981; Общество, литература и чтение — Под руководством Манфреда Наумана (ГДР) -М., 1978; Пути художественного прогресса — БЛСепеции, М. Сабольчи и др. (ВНР) — М., 1978; Витезслав Рзоунек (СРЧ) — Новые тенденции в современной чешской прозе — В кн.: «Актуальные проблемы социалистического реализмаМ., 1981.

Она находится в центре внимания также практиков и теоретиков литературы социалистического реализма во Вьетнаме. Данг Тхай Май — Новые горизонты художественной литературы и НТР>(на вьет, яз.) — Ханой, 1976; Хоанг чинь — Семиотика и художественная литература — (на вьет.яз.) — Ханой, 1980. Литературно-художественная и культурная политика Коммунистической партии Вьетнама направляет усилия писателей на постижение законов развития общества человеческой личности и природы художественной литературы. Генеральный секретарь ЦК КПВ товарищ Ле Зуан говорил: «Новая культура Вьетнама является социалистической по содержанию и национальной по характеру. Этой кульаде присущи партийность и народность. Она создается на основе марксизма-ленинизма. Эта культура отбирает и воспринимает достижения человеческой цивилизации, современной культуры и науки» 1.

Изучение литературного процесса в условиях социалистического общества, естественно, требует от теоретиков литературы углубленного осмысления вопросов влияния НТР на развитие литературы. Здесь необходимы совместные усилия критиков, искусствоведов, литературоведов, эстетиков, философов, социологов, психологов. Какова роль НТР в формировании общественного художественного сознания? Какова связь литературы и НТР? Но кроме этих, скорее социологических проблем, стоит вопрос о самой сущности литературы как формы общественного сознания. С этим прямо связана актуальная теоретическая проблема: осмысление литературы стран социалистического содружества как единого, целостного процесса, характеристике новаторских черт литературы социалистического реализма, ознаменовавшего ообой новый этап в художественном развитии человечества. Эпос социалистического реализма базируется на глубоком понимании органических связей мевду художественной литературой и развитием социалистического общества, тенденциями развития НТР. Эта связь проявляется не только в сюжетно-компози-ционных принципах художественных произведений, но ш личности и характере героя, человека социалистической формации.

Видимо, одна из задач литературы социалистического реализма и заключается в глубоком осмыслении опыта современности, в разработке проблемы влияния НТР на движение литературы, того нового, что входит в современную литературу социалистического реализма K8K результат познания и отображения величественных деяний.

I 1У съезд Коммунистической партии Вьетнама. Основные документы.

Ханой, 1977, с. 78. народа.

На последних съездах КПСС, подводивших итоги минувшего периода и начертавших программу дальнейшего прогресса социализма, вопросам литературы и искусства уделялось особое внимание. Важно отметить — и это имеет важное методологическое значение-, что эти вопросы отнюдь не интегрировались, как это воспринималось отдельными теоретиками, с проблемами развития средств массовой информации и пропаганды. В материалах съездов всегда подчеркивалось, что литературное дело в целом далеко не равнозначно этим средством, не сводится только к ним.

Литература

и искусство — особая область эстетической деятельности, удовлетворяющей глубокие духовные потребности народа, отражающей наш социалистический образ жизни, конкретную жизнедеятельность нового человека, социалистического общества во всем богатстве форм ее проявления.

Литература

и искусство тем и отличаются от других форм отражения, что они проникают в конкретную психологию личности, пр&лэгают общественную среду и жизнедеятельность человека в их совокупности. В связи с таким историческим событием, каким явился ХХУ1 съезд КПСС, возникает необходимость обобщить опыт развития искусства социалистического реализма. Жизненный основой органического соединения достижений НТР с преимуществами социализма становится ныне современная действительность. Об этом же свидетельствует практика построения социализма других стран социализма, что нашло свое отражение как в материалах съездов компартий, так ив литературе.

Литература

социалистического реализма подготовлена всей предшествующей историей, но это не просто продолжение того, что было, а творческое развитие и обогащение прогрессивных и гуманистических традиций мировой художественной культуры на основе принципов марксистской эстетики. Это даже не просто переворот в области литературы в условиях НТР. Перевороты в развитии художественной литературы были и раньше. Речь идет о культурной революции, открывшей новую эру в художественном развитии человечества, когда художественная литература развивается на базе общественной собственности, когда стихийный процесс развития НТР становится целенаправленным и вместо ограниченного, одностороннего развития личности начинается эпоха ее всестороннего расцвета. Совершенно ясно, что в современных условиях именно социалистическая художественная литература выражает гуманистический дух и человеческое содержание НТР, в то же время испытывая на себе решающее и благотворное воздействие НТР. Такова диалектика взаимодействия НТР и художественной литературы в условиях социалистического общества, где развитие литературы социалистического реализма является результатом планомерной, направленной деятель-и ности партии народа. «Задача социалистической литературы, — отмечал известный советский писатель Чингиз Айтматов, — это задача обновления человеческого бытия, создания новой личности, имя которой — советский человек. Такого бурного кипения жизни, таких грандиозных масштабов созидания еще не знал мир. Научно-техническая революция и человек — творец этого прогресса — вот главная тема нашей действительности. Интеллект, ум, руки наших современников, психология этих людей еще ждут своих исследователей» *.

Социалистический реализм — подлинно новаторское искусство, он отобразил основное содержание нашей эпохи, эпохи перехода от капитализма к социализму. Он зиждется на принципах коммунистической партийности и народности, развивается в условиях развертывания социалистической революции и борьбы против империалистичес-I Чингиз Айтматов. «Литературная Россия», 15 сентября 1972 г. кой агрессии. Это — универсальный художественный творческий метод прогрессивной литературы и искусства XX века, полного гигантских исторических перемен, которые оказывают существенное влияние на судьбы всего человечества современной эпохи, отмеченной стремительным развитием науки и техники, ярким расцветом всех видов искусства. Очень справедливо и верно сказал об этом С. Асадуллаев: «Опираясь на объективные законы развития природы и человеческого общества, литература социалистического реализма предложила новый взгляд на поступательный ход всемирной истории и в силу этого социалистический реализм стал творческим методом всей пет редовой литературы и искусства XX века». Потому что «Социалистический реализм является „открытой системой“ и по отношению к мировой прогрессивной художественной культуре как прошлого, так 2 и настоящего периода общественного развития» .

Одной из актуальных задач современного литературоведенияисследование тесной связи художественной литературы с современностью, с задачами нынешнего этапа социализма и коммунизма, главным образом, в новых условиях, порожденных НТР. Современная НТР поставила в повестку дня многие проблемы коренного преобразования и дальнейшего поступательного развития экономической, социальной, политической и духовной жизни социалистического общества, в том числе проблему всестороннего развития художественной литературы социалистического реализма. Закономерности развития социа.

1 С.Асадуллаев. Эстетический идеал и социальная активность писателя. Б., Язычы, 1982, с. 9.

2 В.Соколов. Социалистический реализм — метод художественной деятельности. В кн.: «Социалистический реализм и современный кинопроцесс». М., 1978, с. 205. листического общества, включая художественную литературу, имеют общее интернациональное значение. Развитие современной социалистической культуры в содружестве с НТР протекает на основе общих закономерностей. Познание и раскрытие этих закономерностей, обобщение интернационального опыта стран социалистического содружества послужит ускорению торжества социалистического реализма.

Значение НТР для социалистической культуры бесспорно, но из этого вовсе не следует, что ее можно рассматривать как некую силу, возникающую вне социально-политического развития и господствующую над ним. НТР представляет собой превде всего социальное явление, возникающее и развивающееся в контексте мирового исторического движения от капитализма к социализму. Влияние НТР на движение литературы проявляется в весьма сложных формах, тем не менее оно, это влияние, всего лишь элемент художественного прогресса, и поэтому может быть всесторонне изучено и правильно понято не само по себе, а лишь как составная часть данного процесса. х х х.

В связи с поставленной проблемой советский писатель Д. Гранин писал: «Тема действительно, казалось бы, не новая. Но глубоко волнующая нас» *. Потому что, как утверждает писатель, НТР по-даршв человеку новый масштаб мышления, способность видеть всю планету в целом. Она дала ему новые способы коммуникации, невиданные прежде скорости, неслыханные ресурсы энергии. И в таких же масштабах повысила ответственность человека за себя, за свое дело, за весь мир. Для писателя нет выбора: быть «за» НТР или I Д.Гранин. Рабочий — это звучит гордо! «Литературная газета», 4- марта 1981. против" нее. Как мы еще раз подтвердили сегодня, она существует, она идет и будет идти, и процесс этот прогрессивен" *. Точно также неизбежно и прогрессивно влияние НТР на развитие литературы.

НТР как социальный феномен современной эпохи не только воздействует на художественную практику, но и сама находится под влиянием этой практики. В условиях капитализма она вступает как фактор, углубляющий всеобщий кризис этой системы, а в социалистическом обществе становится одним из средств решения задач строительства социализма, постепенного перерастания социализма в коммунизм, фактором прогресса художественной литературы социалистического реализма.

В эпоху НТР формы общественного сознания — в том числе и художественная литература — приобретают новое качество, стимулируют духовный потенциал общества. И можно говорить, что художественная литература уже претерпевает существенные изменения как в своем содержании, так и в эстетических функциях, в структурных элементах. Сказанное выдвигает задачу исследования процессов воздействия НТР на художественную жизнь современности. Это, в свою очередь, требует от исследователя рассмотреть литературный процесс в комплексе его компонентов, чтобы показать, с одной стороны, отражение научно-технического прогресса в продуктах литера турно-художественной деятельности, в художественном сознании писателя, его эстетическом отношении к проблемам современности, в формировании его позиции и роли в развитии самой литературы, а с другой — его влияние на функциональную задачу литературы, на процессы художественного восприятия, на формирование активной читательской деятельности, на аксиологические представления пуб-I Д.Гранин. Рабочий — это звучит гордо! «Литературная газета», 4 марта 1981. лики. Но эти вопросы по-рвзному понимаются и освещаются в современных условиях в странах с различными социальными системами. Наука, техника, художественная литература развиваются и функционируют в целостной системе общественных отношений, качественная определенность которой придает этим процессам социальную форму и общественную роль. Поэтому воздействие НТР на художественную литературу опосредовано всей системой сложившихся отношений в обществе. Конечно мы понимаем, что в области исследования развития художественной литературы в условиях НТР нельзя механически использовать сложившиеся методы применительно к НТР. Необходимо различать и такие аспекты проблемы, как специфика художественного движения в его соотношении с прогрессом НТР, прогрессивные линии развития в литературе социалистического реализме. В структуре общественного прогресса можно выделить черты сферы человеческой деятельности — социально-экономических отношений, взаимодействующих мезду собой, и в то же врнмя обладающих относительной самостоятельностью. Художественное движение является органической частью общественного прогресса, и оно, как часть целого, несет на себе общие черты прогресса социального и НТР. Конечно, специфика художественной литературы заключается не в ее независимости от социальных факторов, а в своеобразии преломления этих факторов в сфере литературы, в относительной самостоятельности ее развития. В самой общей форме достижения в развитии художествен* ной литературы находятся в зависимости от движения социального прогресса. Это объясняется специфичностью художественной литературы, многообразием и неоднозначностью ее динамических связей с различными социальными факторами.

Мы рассмотрели отдельные этапы развития человеческого общества и могли наблюдать, что коренные политические и экономические перемены всегда служили предзнаменованием и сопрововдались резкими столкновениями общественных классов и групп в области идеологии и культуры. Таким образом исторический опыт подтверждает, что замена одной общественно-экономической формации другой связана с одновременными принципиальными качественными изменениями в области культуры и, следовательно, в области искусства, которое является ее частью. Эти изменения можно рассматривать как процесс культурной революции. Карл Маркс сформулировал основные закономерности этого общественного процесса в своей работе. В предисловии «К критике политической экономии», говоря об эпохе социальной революции, то есть об эпохе коренной ломки общественных отношений, когда один базис заменяется другим, К. Маркс выдвинул важное положение: «Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание. На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или — что является только юридическим выражением последних — с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке. При рассмотрении таких переворотов необходимо всегда отличать материальный с естественно научной точностью констатируемый переворот в экономических условиях производства от юридических, политических, религиозных, художественных или философских, короче — от идеологических форм, в которых люди осознают этот конфликт и борются за его разрешение» *. Марксизм I К. Маркс, Ф.Энгельс. Соч. Т.13, с. 7. произвел величайший переворот во всех областях знания, в том числе и в науке о литературе. У основоположников научного коммунизма мы встречаем не отдельные высказывания о литературе, а целостную и последовательную концепцию, в которой с единственно правильных научных позиций диалектического материализма был решен и вопрос о путях развития литературы. Рассматривая современную социалистическую художественную литературу в аспекте влияния на нее НТР и исходя при этом из учения о них К. Маркса и В. ИДенина, можно сделать вывод, что развитие литературы в эпоху НТР в условиях социализма протекает на базе достоверных научных знаний и о литературе, и об обществе, что представляет необходимый фундамент для разработки теории взаимосвязи художественной литературы и НТР. Отсюда вытекает задача всестороннего, комплексного и исторического изучения этих факторов в их взаимодействии. «Прогрессивная интерпретация художественного наследия прошлого, создание новых произведений литературы и искусства, рощдение и внедрение в жизнь новых эстетических принципов, отвечающих духу эпохи развитого социализма, — все эти процессы богаты новым идеологическим содержанием. Следует отметить, что современные литературные и художественные идеи находятся в диалектическом единстве с идеями науки сегодняшнего дня» *.

Победа Великой Октябрьской социалистической революции, которая была наиболее значительной поворотной вехой в истории человечества, выдвинула программу всестороннего развития культуры социалистического общества. Уже первые шаги современного искусства в начале 20-х годов были ознаменованы осознанием 8го творцами, прежде всего писателями, факта существования социалистического I А.Арнольдов. Социалистический культурный прогресс и НТР. 1ур.

Вопросы литературы". 1981, 16 5, с. 14. государства. Перспективу развития сформулировал В"И.Ленин, который сказал: «Теперь же все чудеса техники, все завоевания культуры станут общенародным достоянием и отныне никогда человеческий ум и гений не будут обращены в средства насилия, в средства эксплуатации. Мы это знаем, — и разве во имя этой величайшей исторической задачи не стоит работать, не стоит отдать всех сил? И трудящиеся совершат эту титаническую историческую работу, ибо в них заложены дремлющие великие силы революции, возрождения и обновления» *. Таким образом, В. И. Ленин наметил программу создания культуры, вырастающей из новых условий жизни людей, освободившихся от эксплуатации. Это — программа культурной революции, приемлемая для всех социалистических стран. Она включает в себя как процесс глубокой и всесторонней демократизации культуры, что является предпосылкой укрепления и развития социалистического общественного строя, так и процесс последовательного перевоспитания людей, в том числе и деятелей культуры, в духе научного мировоззрения. Зта основная задача, вытекающая из ленинской теории культурной революции, находится в тесной органической связи со всеми последующими задачами. Демократизация культуры призвана не только сделать доступными ее вершины и расширить ее потребление, но и обеспечить то, чтобы культура во всех ее проявлениях стала составной частью повседневной жизни каждого человека.

Чтобы постичь тенденции, проявляющиеся в современном искусс стве, мы должны выявить их связи тенденциями, господствующими в современную эпоху, и других ветвях худоаозственного творчества. Дело в том, что все виды творчества взаимодействуют и оказывают друг на друга влияние уже потому, что преследуют единую цельI В. И. Ленин. Заключительное слово перед закрытием съезда 18 (31) января. Полн.собр.соч., Т.35, с. 289. создание среды обитания современного человека в условиях НТР.

В свете проведенного анализа развития современности НТР и влияния ее на движение художественного прогресса необходимо рассматривать изменение и обогащение, которым подвергаются структурные элементы художественном литературы. В период развитого социализма развитие художественной литературы характеризуется дифференциацией и усложнением ее элементов, структуры в целом. Если раньше большинство из них включалось в систему художественной литературы только по их основному действию, то теперь большое значение приобретает их широкое взаимодействие, а также косвенное влияние на движение художественного прогресса*. I Методологической основой изучения прогресса литературы и НТР являются научные категории материалистической диалектики и прежде всего принципы объективности, историзма и закономерности развития. Общую логическую схему движения художественной литературы в условиях НТР можно представить следующим образом:

HWIVC—>Д.

Где И — совокупность указанных идей относительно возможностей развития художественной литературы и ее многообразных связей, как структура художественной литературы и ее связи с другими политическими систетжЛ — совокупность представлений о закономерностях диалектики развития, о природе социалистической интернациональной литературы, о факторах НТР, определяющих потребности развития литературы, о стимулирующих условиях этого развитияС — совокупность представлений о развитии социалистического реализма, о социальных функциях художественном литературы в современных условиях эпохи НТР, о ее роли в воспитании и совершенствовании нового человекаД — указатель предпосылки движения литературы в эпоху НТР.

— 20.

1. М. Ф. Ахундов. Избранные философские произведения. — Б.: «Азернетр',' 1982.

2. С.Асадуллэев. Историзм теория и типология социалистического реализма. Б.: Азернешр, 1969.

3. С.Асадуллаев. В русле социалистического реализма. Б.: «Язычы», 1980.

4. С.Асадуллаев. В русле социалистического реализма. В кн.: «Культура Советского Азербайджана». — Б.: «Азернешр», 1980.

5. С.Асадуллаев. Глазами друзей. В кн.: «Братство народов и литератур». Б.: «Язычы», 1981.

6. С.Асадуллаев. Эстетический идеал и социальная активность писателя. Б.: «Язычы», 1982.

7. С.Асадуллаев. Федор Гладков. От «Огненного коня», к «Троянскому коню». Б.: Гянджлик, 1983.

8. Б. Г. Ананьев. О проблемах современного знания человека. -М.:1977•.

9. Ю. А. Андреев. Воздействие НТР на художественную литературу. Syp." Русская литература", fel-1980.

10. Б.Анашенков. Этот простой сложный человек. -М.: «Советский писатель», 1977.

11. А.Арнольдов. Социалистический культурный прогресс и НТР. -Жур. «Вопросы литературы», 5-I98I.

12. А.Арнольдов. Духовный мир развитого социалистического общества. -М.: «Наука», 1977.

13. В.Афанасьев. Научное управление общества. -М.: Политиздат, 1973.

14. Хейрулла Алиев. Современный азербайджанский роман. Б.: «Язычы», 1978. 188.

15. Эдвард Араб-Оглы. Общественное развитие и теории прогресса. -В кн.: «Какое будущее ожидает человечество?» Прага, «Мир и социализм», 1964.

16. П. В. Бекедин. «Поверяйте литературу жизнью» (О некоторых эстетических принципах М.А.Шолохова) В кн.: «Творческие взгляды советских писателей». — Л.: «Наука», 1981.

17. А. С. Бушмин. О специфике прогресса в литературе. В кн.: «О прогрессе в литературе». — Л.: «Наука», 1977.

18. А. С. Бушмин. Взаимодействие наук при изучении литературы.- Л.: «Наука», 1981.

19. Г. Бровман. Талант и направление. -М.: «Советский писатель», 1971.

20. Бальзак о искусстве. -М.: «Искусство», 1941.

21. И.Бехер. Любовь моя, поэзия. О литературе и искусстве. -М.: 1965.

22. Л.Байо. Культура, интеллигенция и рабочий класс. 1ур. «Проблемы мира и социализма». -М.: 1974.

23. Б. С .Бугров. Русская советская драматургия (1960;1970;е годы) М.: 1981.

24. В. В. Вэнслов. Эстетика, искусство, искусствознание. -М.: «Избразительное искусство», 1983.

25. В. И. Вернадский. Очерки и речи академика.В. И. Вернадского. 4.1, Пг., 1922.

26. Е.Вейцман. НТР и кинематограф. В кн.: «Социалистический реализм и современный кинопроцесс». -М.: «Искусство», 1978.

27. Л. Виль, Необходимо теснее общаться с действительностью.- «Лит.Россия», 1974.

28. С.Вургун. Вопросы большого искусства. В кн.: «Советские драматурги о своем творчестве». -М.: «Искусство», 1967. 189.

29. И. В. Гете.об искусство. -М.: «Искусство», 1976.

30. Гегель. Философия природы. Соч., т. П, Л.: 1934.

31. Гегель. Система наук. Соч., т.1У. -М.- 1959.

32. Н.Гей. Пафос социалистического реализма. -М.: 'Художественная литература". -М.: 1973.

33. М.Горький. О литературе. -М.: 1961,.

34. М.Горький. Гуманизм и современная литература. Сб.статей. — М.: 1963.

35. Горький и наука. Статьи, речи, письма, воспоминания. -М.: 1964.

36. Г. Гаджиев. Социальная активность искусства. Б.: «Язычы», 1980.

37. Д.Гранин. Рабочий это звучит гордо! — «Лит.газета», 4 марта 1981.

38. Т. Н. Демечев. На магистрали социальной культуры. Яур. «Коммунист», № 3, 1978.

39. В.Днепров. Идеи времени и формы времени. Л.: «Советский писатель», 1980.

40. В. А .Дмитриев. Гуманизм советской литературы. -М.: «Мысль», 1980.

41. Г. М. Доброва. Прогнозирование науки и техники. -М.: «Наука',' 1977.

42. С. Дивильковский и И.Огнетов. Путь к победе. М.: Политиздат, 1976.

43. А. Г. Егоров. Проблемы эстетики. -М.: 1974.

44. Л. А .Еремеев. Прогрессивные тенденции в современном французском романе. Киев, «Наукова думка», 1979.

45. С.Залыгин. Литературные заботы. М.: 'Художественная литература", 1979.-190.

46. В. М. Зимекко. Развитой социализм: некоторые творческие проблемы эстетики и искусства. М.: «Советский художник», 1982.

47. Н. Зорская, Ю.Богомолов. Музы XX века. Художественные проблемы средств массовой коммуникации. -М.: «Искусство», 1978.

48. М. С. Кэгэн. Социальные функции искусства. -М.: 1978.

49. Ю. С. Калашников. Ленин и искусство. -М.: «Наука», 1969.

50. Е.Книпович. За 20 лет. -М.: «Советский писатель», 1978.

51. Н. Киященко, Н.Лейзеров. Искусство в борьбе за человека.- М.: «Знание», 1979.

52. В.Кусуньно. Зримое слово. «Лит.газета», № 46, 1981.

53. А. В. Луначарский. Метод диалектического материализма в истории русской литературы. «Вопросы литературы», № 7, I960.

54. А. В. Луначарский. О советской литературе. -М.: 1961.

55. Н. И .Лапин. Социальные индикаторы в моделях глобального развития. -В кн.: «Социология и проблемы социального развития» — М.: 1978.

56. Г. И. Ломидзе, Л. И. Арутюнов. Взаимодействие литератур и художественная культура развитого социализма. -М.: «Наука», 1981.

57. Г. ИДомидзе. Интернациональный пафос советской литературы.- М.: 1970.

58. А.Лилов. Критика современных буржуазно-эстетических концепций о природе искусства. -М.: «Искусство», 1977.

59. А.Лилов. Природа художественного творчества. -М.: «Искусство», 1981.

60. Д.Марков. Генезис социалистического реализма. М.: «Наука», 1970.

61. Н. В. Марков. Научно-техническая революция: анализ, перепек- 191, тивы, последствия. -М.: 1973.

62. Н.Малахов. Социалистический реализм и модернизм. -М.: «Искусство», 1970.

63. Н.Малахов. Об историческом значении советского изобразительного искусства. -М.: «Изобразительное искусство», 1976.

64. Манфред Науман. Общество.

Литература

Чтение. Перевод с немецкого. -М.: «Прогресс», 1978.

65. Б. С. Мейлэх. Содружество наук и тайны творчества. -М.: «Искусство», 1968.

66. М. А. Лифшиц. Карл Маркс. Искусство и общественный идеал. -М.: «Художественная литература», 1972.

67. А. С. Мясников, А .Е .Эльсберг. Ленинское наследив и литература XX века. -М.: «Художественная литература», 1969.

68. А. И. Метченко. Кровное, завоеванное. Из истории советской литературы. -М.: 1975.

69. А. И. Метченко. Мудрость художника. -М.: 1976.

70. В.Муриан. Художественный метод в кинематографе в свете ленинского принципа партийности. В кн.: «Социалистический реализм и современный кинопроцесс». -М.: «Искусство», 1978.

71. В.Новиков. Движение истории движение литературы. — М.: «Советский писатель», 1982.

72. В. В. Овечкин. Статьи, дневники, письма. -М.: 1972.

73. А.Овчэренко. Социалистическая литература и современный литературный процесс. -М.: «Современник», 1975.

74. М. Ф. Овсянников, В. Н. Самохин. Современная буржуазная эстетика. М.: «Мысль», 1978.

75. С. М. Петров. Возникновение и формирование социалистического реализма. М.: 1970. 192.

76. С .М.Петров. Советский исторический роман. -М.: 1958.

77. С. М. Петров. Проблемы художественной формы социалистического реализма. Сб.статей. М.: 1971.

78. В. М. Петров и А. И. Яблонский. Математика и социальные процессы. М.: 1980.

79. Н.Погодин. Искать, мыслить, открывать. Статьи, рецензии, путевые заметки (1953;1962). -М.: 1966.

80. В.Плэтт. Информационная работа стратегической разведки. Основные принципы. Пер. с англ. -М.: 1958.

81. Л.Плоткин. Писатель и эпоха. Л.: «Советский писатель», 1981.

82. Г. Н. Поспелов. Вопросы методологии и поэтики. -М.: «Московского университета», 1983.

83. Н. И. Пруцкова. Современная советская историко-литературная наука. Л.: «Наука», 1975.

84. А. С. Пушкин. О литературе. -М.: «Художественная литература», 1962.

85. К. Э. Разлогов. Средства аудиовизуальной коммуникации и искусство. «Вопросы философии», № 7, 1975.

86. М.Ребров. Грани популяризации или пути к читателю. -М.: «Мысль», 1981.

87. В.Соколов. Социалистический реализм метод художественной деятельности. — В'кн.: «Социалистический реализм и современный кино». -М.: 1978.

88. Л. Н. Суворов. Диалектика социального познания и революционного действия. -М.: «Мысль», 1981.

89. В. Л .Сучков. Современные аспекты теории социалистической литературы. -В кн.: «Литература в изменяющемся мире». -М.: 1975. 193.

90. К. А. Свасьян. Эстетическая сущность интуитивной философии А.Бергсона. Ереван, 1978.

91. Ч. П. Сноу. Две культуры. -М.: 1973.

92. В.Тасалов. Прометей или Орфей. Искусство." технического века". -М.: «Искусство», 1967.

93. Л'.И.Тимофеев. Основы теории литературы. -М.: Учпедгиз, 1959.

94. К.Федин. Писатель. Искусство. Время. -М.: 1980.

95. МДрапченко. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. -М.: 1975.

96. М.Храпченко. Рост литературы и проблемы теории. В кн.: «Движение жизни и литературы». -М.: «Советский писатель», 1978.

97. М.Храпченко. Художественное творчество, действительность, человек. -М.: «Советский писатель», 1982.

98. В. А. Чуланов. Современные советские рабочие. -М.: «Мысль», 1980.

99. Н.Шамота. О гуманизме, о свободе. -М.: «Художественная литература», 1978.

100. М. А .Шолохов. Россия в сердце. Статьи, очерки, выступления, документы. -М.: 1975.

101. С. В. Шухардин, А. А .Кузин. Теоретические аспекты современной НТР. М.: «Наука», 1980.

102. В.Щербина. Писатель в современном мире. -М.: «Советский писатель», 1973.

103. В.Щербина. Ленин и вопросы литературы. Изд.2-е. -М.: 1967.

104. Я.Эльсберг. Идеологическая борьба и распад буржуазной литературной теории. -М.: «Художественная литература», 1964.

105. Д. Т. Хыонг. О гуманизме социалистического реализма. Тезисы- 194 У1 республиканской научной конференции аспирантов Аз.ССР. Б.: 1983.

106. Д. Т. Хыонг. Некоторые вопросы методологии изучения художественной литературы и НТР на современном этапе. В сб.: «Художественный метод и мастерство писателя», (тематический сборник). — Б.: 1984. НА ВЬЕТНАМСКОМ ЯЗЫКЕV. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ.

107. Тю Ван. Тайфун с моря. -X.: 1969.

108. Те Лан Вьен. Новые диалоги. Стихи. -X.: 1973.

109. Суан Зиеу. Личное и общее. Стихи. -X.: 1976.

110. ТоХоай. Западный край. -X.: 1967.

111. Нгуен Киен. Рассказы. -X.: 1974.

112. Тхань Хыонг. Звезды. Пьеса. -X.: 1967.

113. Нгуен Хай. Урожай арахиса. -X.: 1972.

114. ТоХыу. Стихи (1960;1975). X.: 1975.

115. Хыу Кан. Шестидесятые годы. Стихи. -X.: 1978.

116. Нгуен Динг Тхи. Песнь о Черном море. Поэма. X.: 1955.

117. Хоанг Чунг Тхонг. Шагано словно во сне. -X.: 1977.

118. By Тхи Тхыонг. Рассказы. -X.: 1973.

119. Нгуен Тхи Нгок Ту. Утро. X.: 1980.

120. Хыу Фыонг. Цемент. -X.: 1968.

121. Ле Фыонг. Долина Котзн. -X.: 1973.VI. ИССЛЕДОВАНИЯ.

122. ФанКыДе. О современном вьетнамском романе. -X.: 1974.

123. Ха МингДык. О современной вьетнамской поэзии. -X.: 1975.

124. Лыу Л иен, Ле Шон. О положительном герое в современной советской литературе. -X., 1968.

125. Данг Тхай Май. Избранные произведения. T.I. -X.: 1978. 195.

126. Да иг Тхай Май. НТР и новые горизонты художественной литературы. 1ур." Литература". -X.: 1976.

127. Хоанг Чунг Тхонг. Советская литература с нами. Еур." Литература". — X.- 1967.

128. Нгуен Динг Тхи. Труд писателя. -X.: I960.

129. Писатели современной литературы Вьетнама. Под редак. Фонг Ле. X.: 1977.

130. Вьетнамская литература в годы борьбы против американской агрессии. Под редак. Фонг Ле. X.: 1979.

131. Хоанг Чинг. Западная литература и человек. -X.: 1961.

132. Хоанг Чинг.

Литература

Источник. Создание. -X.: 1973.

133. Доан Тхи Хыонг. Вьетнамский роман. Пути и поиски. 1ур. «Литература». -X.: № 4, 1974.

134. Доан Тхи Хыонг. Молодые писатели и тема НТР. !ур." Литература". — X.: № 6, 1975.

135. Доан Тхи Хыонг. Творчество писателя. !ур." Литература" .- X.: № 2, 1976.

136. Доан Тхи Хыонг. Образ новой женщины в НТР, выраженный в прозе современной вьетнамской литературы. Жур." Литература" .- X.: № 3, 1978.

137. Доан Тхи Хыонг. Творчество До Чу. Газ.'Художественная литература". -X.: 2, 1978.

138. Доан Тхи Хыонг. Рассказы Чан Чинг Хо. Газ." Художественная литература". -X.: 5, 1978.

139. Доан Тхи Хыонг. Поэзия солдата. Syp." Военная литература" , — X.: 5, 1978.

140. Доан Тхи Хыонг. Рассказы солдата. Кур." Военная литература". — X.: 4, 1979.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой