Методы и школы
Славянская этнолингвистическая традиция отличается от американской и французской своей направленностью на исследование народной культуры через изучение народных говоров и диахронические исследования. Целью работы ученых является не понимание синхронной картины мира, а реконструкция мировидения прошлого. Такого рода исследования проводятся во многих славянских странах и могут быть объединены общим… Читать ещё >
Методы и школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Как отмечалось выше, этнолингвистика (или антропологическая лингвистика) — еще не вполне устоявшаяся область знания, поэтому под таким названием могут выступать самые разные направления, течения и т. д. В данной главе мы будем говорить о тех школах, которые относятся к этнолингвистике в нашем ее понимании, т. е. к изучению языка в его связи с этнической культурой. В ходе изложения будут приводиться конкретные примеры исследований в рамках той или иной научной школы.
Что касается школ и направлений исследования, то их можно дифференцировать по самым разным основаниям.
В первую очередь следует выделить этнолингвистику как изучение культуры через изучение языка, когда исследователи стремятся изучать через язык те стороны культуры, которые плохо поддаются анализу со стороны, т. е. внешним наблюдателем. Изучаются представления, символы, стереотипы мышления людей, что особенно актуально, если у народа отсутствует письменная традиция. Такое понимание этнолингвистики восходит к школе Франца Боаса. Находившаяся иод его влиянием американская этнолингвистика первой половины XX в. была ориентирована на изучение культур и языков коренного населения Америки.
Эти традиции были в полной мере восприняты французской этнолингвистикой, которая занимается преимущественно воссозданием полной картины культуры народа в ее связи с языком. При посредстве языка изучаются в основном культуры бесписьменных народов, главным образом африканских. Однако в последние десятилетия XX в. французские этнолингвисты обратились к европейским народам, в том числе к языковым меньшинствам Франции.
Славянская этнолингвистическая традиция отличается от американской и французской своей направленностью на исследование народной культуры через изучение народных говоров и диахронические исследования. Целью работы ученых является не понимание синхронной картины мира, а реконструкция мировидения прошлого. Такого рода исследования проводятся во многих славянских странах и могут быть объединены общим названием славянская этнолингвистика. К ней примыкают подобные исследования других, неславянских, народов, в частности германских, а также народов Северной Европы.
Существует и другое направление исследований, которое также можно считать этнолингвистическим, но оно смыкается с когнитивными науками в широком понимании. Это исследование человеческого фактора в языке: изучение членения конкретным языком того или иного семантического поля, сравнение семантической структуры разных языков. К данному направлению относятся, например, исследования, проводимые Московской семантической школой, исследовательской группой Е. В. Рахилиной, работы Анны Вежбицкой.