Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Культура современного экономического мышления

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проведенное нами исследование изменений в культуре экономического мышления современного человечества позволило найти подтверждение гипотезы о наступлении времени осуществления синтеза традиционной и современной культур экономического мышления. Наиболее важным в этой связи представляется то обстоятельство, что ^ первоначальной являлась культура ритуально-экологического экономического" мышления… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В АНАЛИЗЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
    • 1. 1. Экономическое мышление как историко-культурный феномен
    • 1. 2. Детерминанты и структура экономического мышления
  • ГЛАВА II. КУЛЬТУРА СОВРЕМЕННОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПЕРЕД ЛИЦОМ ГЛОБАЛЬНЫХ И ЛОКАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ
    • 2. 1. Кризис культуры современного экономического мышления
    • 2. 2. Культура экономического мышления в постсоциалистическом российском обществе
    • 2. 3. Контуры культуры нового экономического мышления

Культура современного экономического мышления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Возникновение во второй половине XX в. глобальных экономических проблем выступило отражением глубокого кризиса культуры современного экономического мышления. Дальнейшее следование человечества в русле экономической идеологии грозит вылиться в глобальную экологическую и социально-экономическую катастрофу. Однако осознание подлинных причин этого кризиса сталкивается с непрекращающимся влиянием, с одной стороны, системы современных экономических ценностей, установок, стереотипов экономического мышления, не позволяющих критически посмотреть на предельные основания нынешней материалистической цивилизации, с другой стороны, неизбывной верой в возможности классической научной парадигмы в нахождении решения накопившихся проблем человечества.

Одной из наиболее острых глобальных проблем цивилизации выступает экологическая проблема, и попытки ее решения чисто экономическими методами (плата за выбросы, экологические налоги и т. п.) лишь ненадолго отдаляют время наступления глобальной экологической катастрофы. Еще более отдаленной видится перспектива преодоления растущего разрыва в социально-экономическом положении стран Севера и Юга, порождающего массовую неконтролируемую миграцию населения из бедных стран в развитые страны, усиливающего ненависть представителей «глобальной нищеты» к нациям «золотого миллиарда» и служащего питательной средой для рекрутирования сторонников идеи «международного терроризма». Таким образом, решение многочисленных проблем нынешнего человечества лежит на пути формирования культуры нового экономического мышления, способной, с одной стороны, затормозить движение цивилизации к падению в пропасть небытия, с другой стороны, сможет поставить под общественный контроль экономические отношения людей, воплотив в жизнь их так и нереализованную пока мечту о справедливом и гуманном обществе свободных и ответственных людей.

Степень научной разработанности проблемы. Различные грани проблемы рассматриваются в работах зарубежных и отечественных философов, культурологов, экономистов и социологов.

Так, французский философ Ж. Батай в своей теории общей экономии осуществил реконструкцию «экономического» мышления людей в архаических и традиционных обществах, установив экологическую функцию жертвоприношений, расточительства и ритуального потребления. Немецкий философ F. Бергфлет, развивая его идеи, выделил главную интенцию людей этих обществ — стремление к внутренней роскоши.

Французский социолог JT. Дюмон провел анализ формирования культуры современного теоретического экономического мышления, приняв при этом за точку отсчета понимание «экономической» сферы в докапиталистических обществах, придя к выводу, что ее становление сопровождалось последовательным освобождением экономики от влияния внеэкономических факторов (религии, морали, политики) и неизбежной ее автономизацией и атомизацией (победа индивидуализма), заменивших взгляд на вложенность экономики в социальную сферу и холизмвыявил скрытые координаты современного экономического мышления, критически рассмотрев имплицитные принципы классической и марксистской экономической мысли.

Австро-венгерский социолог и экономист К. Поланьи выделил три стадии развития экономической истории человечества — «даровую экономику», основанную на принципе реципрокности (взаимности) — редистрибутивную экономику, базирующуюся на принципе перераспределениярыночную экономику с присущим ей товарно-денежным обменом и принципом прибылиобосновал тезис об искусственности саморегулируемой экономики и ее разрушительном для природы и обществе характере.

Французский социолог М. Мосс реабилитировал нерыночные формы обмена и заложил методологический фундамент в исследовании данных феноменов. Данная проблематика рассматривается и в работах таких российских исследователей, как И. Л. Андреев, А. Ю. Архипов, А. Ю. Ашкеров, С. Ю. Барсукова, В. Ильин, А. В. Леденева и др.

Ж. Бодрийяр провел периодизацию экономической истории на основе действующего закона стоимости и соответствующего ему типа обмена.

Вопросы «блокированного перехода» российского общества к рыночной экономике анализируются такими исследователями, как О. Э. Бессонова (концепция раздаточной экономики), А. А. Зиновьев (концепция социальной ориентированности советской экономики), К. М. Кантор, С.Г. Кара-Мурза (анализ логики социально-экономического мышления советских рабочих), С. Г. Кирдина (теория институциональных матриц), В. Л. Лютов (анализ специфики отечественной экономической культуры), Е. Майминас (концепт «социально-экономический стереотип»), В. А1. Марьяновский (концепт «российский экономический менталитет) и др.

Отсутствие обобщающих работ по вопросу исторических изменений в культуре экономического мышления определяет основные задачи нашего исследования.

Объект исследования — процесс формирования культуры нового экономического мышления.

Предмет исследования — культурологический анализ причин кризисного состояния культуры современного экономического мышления и тенденций ее развития.

Цель исследования состоит в выявлении основных характеристик складывающейся культуры нового экономического мышления. Реализация поставленной цели предполагает решение следующих исследовательских задач:

— рассмотреть экономическое мышление как историко-культурный феномен;

— проанализировать факторы и структуру экономического мышления;

— описать кризисные явления в культуре современного экономического мышления и выявить их основные причины;

— рассмотреть специфику культуры экономического мышления в переходном российском обществе;

— описать текущие итоги процесса формирования культуры нового экономического мышления.

Теоретико-методологической основой исследования выступают в основном концепции и теории представителей гетеродоксальной традиции экономической и философско-экономической мысли, изложенные прежде всего в работах таких зарубежных исследователей, как Ж. Батай, Г. Бергфлет, Ж. Бодрийяр, И. Валлерстайн, JT. Дюмон, Ф. Лист, М. Мосс, К. Поланьи, М. Хайдеггер, Ш. Шампетье и отечественных авторов — О. Э. Бессоновой, И. К. Быстрякова, А. Г. Дугина, С. Г. Кирдиной, В. М. Розина, П. Н. Савицкого, Уколова В. Ф. и др. В исследовании использованы основные концептуальные идеи философии неподлинного бытия А. Н. Павленко и концепция социального мышления личности К.А. Абульхановой-Славской.

Научная новизна диссертации может быть сформулирована следующим образом:

• установлены исходный исторический — ритуально-экологический — тип экономического мышления и его антитеза — рыночное мышление и выделены их принципы;

• выявлены существенные черты культуры экономического мышления;

• исследованы основы культуры современного экономического мышления, находящейся в кризисе, и указано возможное направление преодоления кризиса;

• определены ошибки дискурса идеологов проводимых российских рыночных реформ;

• описаны контуры складывающейся культуры нового экономического мышления.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Исторически первым типом экономического мышления является ритуально-экологическое мышление, для которого характерны холизм, экологизм, ритуализм, сакральность, символизм, контекстуализм, символический обмен. Его антитезой выступает рыночное мышление, которому присущи во многом противоположные принципы — атомизм (индивидуализм), антиэкологизм, юридизм, профанизм, универсализм, прагматизм (эквивалентный обмен). Переход к рыночному мышлению означал следующие изменения: а) место блага как сокровенности («сакральной вещи») занимает благо как вещь (товар) — б) превращение самого человека в товар, означающее невиданное в истории понижение его онтологического статусав) источник богатства видится уже не в природе (в солнечной энергии, как считали в глубокой древности, или в плодородии земли, как в средневековье), а в трудег) принципы символического обмена, ритуального потребления и расточительства меняются на принципы производства и накопленияд) возникновение и развитие тенденции, меняющей цель процесса потребления — с удовлетворения потребностей на деятельность манипулирования знакамие) внеэкономическая мотивация труда впервые меняется на экономическуюж) впервые в истории на вопрос: «Быть или иметь?» человек буржуазного общества склоняется в пользу ответа «иметь».

2. Культура экономического мышления личности включает степень грамотного осуществления проблематизации, интерпретации, репрезентации, категоризации процессов и явлений экономической реальности, а также умение находить и анализировать разностороннюю экономическую информацию для успешной социально-экономической адаптации и самореализации, что предполагает определенный уровень логической культуры. Осуществление всех операций экономического мышления личности находится под влиянием скрытых структур культуры экономического мышления общества, к которым можно отнести: понимание онтологического статуса человекапонимание природы и вытекающий из него характер взаимоотношений с нейпреобладающая форма социального обменаконвенциональные представления о природе стоимостидействующий механизм социальной интеграции.

3. Основами культуры современного экономического мышления являются стремление к неограниченному удовлетворению слабо ограниченных актуальной культурой потребностей, стремление к Успеху любой ценой и обреченность на творчество, источником которого выступает стремление людей к внешней роскоши. Культура экономического мышления современного человека находится в глубоком кризисе, что выражается не только в обострении глобальных I экономических проблем, прежде всего экологической проблемы и глобализации нищеты, но и во все больше обнаруживаемой ее неспособности выявить подлинные причины этих проблем и предложить меры по их преодолению. Главным ориентиром на пути поиска выхода из создавшегося положения видится адаптация принципов ритуально-экологического мышления к актуальным условиям, позволяющая осуществить переход к «экологической экономике».

4. Трудности в преодолении кризиса российской экономики во многом вызваны низким уровнем культуры экономического мышления, прежде всего ошибками в дискурсе идеологов проводимых рыночных реформ. Их ошибки заключаются в неверно проведенной проблематизации (обнаружение главной причины общественного кризиса в экономической сфере), неточной интерпретации (придание чужих смыслов деятельности национальной экономики), нарушении процедуры репрезентации (навязывание собственных узкоклассовых экономических представлений и ценностей), в некорректно осуществленной категоризации (использование понятийно-категориального аппарата, неадекватного отечественным реалиям), в нарушении правил ведения научной дискуссии (использование идеологических штампов, политического ресурса, отрицание принципа великодушия в диалоге с идейными оппонентами и т. п.).

5. Преступаемыми контурами культуры нового экономического мышления, способной привести к созданию «экологической экономики», являются: экологизм, социологизм, «новый гуманизм», мезоэкономизм, релятивизм, контекстуализм, отказ от приоритета количественных параметров в пользу качественных, реабилитация нерыночных форм обмена, поиски метафизических оснований экономики.

Научно-практическая значимость исследования. Материалы, результаты и выводы диссертационного исследования могут быть использованы в научной и преподавательской работе, а также при разработке учебных пособий и базовых курсов по культурологии и философии экономики.

Апробация работы. Результаты диссертационного исследования докладывались на четырех международных научно-практических конференциях, проходивших в 1999 — 2004 г в РГСУ, а также на кафедре исторической культурологии РГУ. Основное содержание работы раскрыто в семи опубликованных работах.

Структура диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и списка литературы, включающего 128 источников. Общий объем работы составляет 123 машинописные страницы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное нами исследование изменений в культуре экономического мышления современного человечества позволило найти подтверждение гипотезы о наступлении времени осуществления синтеза традиционной и современной культур экономического мышления. Наиболее важным в этой связи представляется то обстоятельство, что ^ первоначальной являлась культура ритуально-экологического экономического" мышления, направленная на гармонизацию взаимоотношений человека с тремя мирами — миром сакрального (восприятие благ как сакральных вещей), миром природы (имманентность экологизма) и миром социальным (воспроизводство условий существования голодных в обществах, находящихся на грани выживания). Главной интенцией этой культуры выступает стремление к внутренней ffc роскоши. Кроме того, ее особенность состоит в принципиальной неэкономичности мышления в отношении производства и потребления материальных благ («экономика не обязана быть экономной»), что для современного мира, проникнутого экономической идеологией и победой количества над качеством, представляет огромные трудности даже в воображении.

Культура современного — рыночного — мышления основана на полном (метафизическом) отрицании принципов ритуально-экологического мышления, что означает его антитетический по отношению к последнему характер. Возникновение глобальных экономических проблем, как было нами установлено, неизбежно вытекает из главной интенции современной культуры — с тремления к внешней роскоши, порождающего «производственное безумие» (стремление иметь, а не быть) и неразрывно связанное с ним стремление к прибыли.

Становится все более очевидным, что абсолютизация экономических ценностей, выделение экономики в отдельную, развивающуюся на собственной основе, сферу жизнедеятельности людей, не являются следствием естественного хода развития, — так как основано на весьма сомнительных операциях человеческого разума — артифициализме (усеченном взгляде на устройство бытия), редукционизме (сведении сложного образования к простым элементам), приравнивании бесконечно малого фактора к строгому нулю. Именно эти операции способствовали теоретическому «освящению» основ неподлинного бытия, закрывшего собой бытие подлинное после наступления Нового времени.

Несомненный кризис культуры современного экономического мышления, рассматриваемой в качестве антитезы культуре ритуально-экологического мышления, не означает возможность возвращения к последней, ибо нельзя войти в одну воду дважды. Поэтому и в теоретическом, и практическом плане речь может идти только о синтезе этих культур, основные результаты которого и являлись для нас основной целью настоящего исследования. Для большинства современных людей освоение «новых» (старых) — нерыночных — культурных форм может вызывать вполне естественный шок ввиду их очевидной сложности в сравнении с нынешней культурой, которая стремится к минимизации влияния всех внеэкономических факторов. В то же время ритуальный момент в современной культуре экономического мышления выступает пригашенным, как и вообще подчинение жестким традициям и обрядам.

Анализ источников, относящихся к гетеродоксальной традиции экономической и философско-экономической мысли, позволил нам предложить некий эскиз, набросок едва проступаемых контуров культуры нового экономического мышления. Так, нам удалось выявить движение культуры экономического мышления в направлении перехода к таким принципам ритуально-экологического мышления, как экологизм, социологизм, контекстуализм, сакральность (поиски метафизических оснований экономики), доминирование качественных показателей над количественными и др. Среди других контуров можно назвать мезоэкономизм, реабилитацию нерыночных форм обмена. Однако предварительность, эскизность полученных результатов обусловлена началом синтеза культур традиционного и современного экономического мышления.

Вместе с тем необходимо отметить, что успех проведения вышеуказанного синтеза прямо зависит от повышения уровня культуры экономического мышления. Но для этого уже недостаточно критики нынешней культуры, необходима разработка основ проектирования культуры нового экономического мышления. В данном вопросе это означает прежде всего расширение зоны действия экономического мышления до социоприродной реальности, имеющей иерархическую структуру, инвентаризацию человеческого опыта нерыночного обмена, разработку социально-гуманитарной теории дара, теории «экологической экономики», включающей концепцию достаточных потребностей.

Особо следует отметить огромный концептуальный потенциал отечественной философско-экономической мысли, как для преодоления социально-экономического кризиса современного российского общества, так и для решения глобальных экономических проблем. Вместе с тем нельзя не сказать о необходимости интеллектуального мужества в борьбе со стереотипами и скрытыми структурами и концептами экономической идеологии.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.И. Логика науки и стереотипы массового сознания // Экономист. 2000. № 11. С. 3−10.
  2. Л.И. Современное состояние экономического мышления в России // Российский экономический журнал. 2002. № 11−12. С. 78−84.
  3. Абульханова-Славская К. А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования // Психологический журнал. 1994. № 4. С. 39−55.
  4. С.Н. Японский исторический опыт: парадокс «смещенной цивилизации» // Международный журнал социальных наук. 1997. № 18.
  5. Актуальные вопросы глобализации («круглый стол») // Мировая экономика и международные отношения. 1999. № 5. С. 41−57.
  6. И.Л. Каури Банк // Человек. 1999. № 2. С. 143−153.
  7. И.Л. Человек по имени «Деньги» // Вопросы философии. 2002.11. С. 60−72.
  8. F.M. Психология социального познания. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Аспект пресс, 2000. 288 с.
  9. А.Ю. Современное экономическое мышление: вопросы теории и практики. Автореф. дис. докт. экон. наук. Ростов н/Д, 1999. 48 с.
  10. Ю.Архипов А. Ю. Экономическое мышление: содержание и пути формирования. М.: Луч, 1995. 124 с.
  11. А.С. Культурно-исторические основания хозяйственных решений // Проблемы прогнозирования. 1998. № 4. С. 97−107.
  12. А.Ю. Антропология и экономика обмена // Социологический журнал. 2001. № 3.
  13. Е.С. Особенности российской экономической ментальности // Мир России. 2001. № 3. С. 67−77.
  14. Е.С. Социально-экономическая зависимость и социальный паразитизм: стратегии «негативной» адаптации // Социологические исследования. 1999. № 4. С.46−58.
  15. С.Ю. Сетевая взаимопомощь российских домохозяйств: теория и практика экономики дара // Мир России. 2003. № 2. С. 81−122.
  16. Е. Кривое зеркало Европы // Pro et Contra. 1997. Осень. С. 92 112.
  17. . Проклятая доля / Пер. с фр. М.: Гнозис- Логос, 2003. 208 с.
  18. Бек У. Что такое глобализация? М.: Прогресс-Традиция, 2001. 304 с.
  19. А.Р. Системный кризис как вызов российскому обществу // Проблемы прогнозирования. 1998. № 2. С. 17−51.
  20. Н.А. О хозяйстве // Человек. 1995. № 2. С. 97−109.
  21. О.Э. Раздаточная экономика в ретроспективе // Общественные науки и современность. 1998. № 4. С. 85−100.
  22. О. Раздаточная экономика как российская традиция // Общественные науки и современность. 1994. № 3. С. 37−48.
  23. Л.С. Перестройка экономического мышления. М.: Политиздат, 1990. 270 с.
  24. . Символический обмен и смерть. М.: Добросвет, 2000. 389 с.
  25. . Система вещей. М.: Рудомино, 2001. 222 с.
  26. В.В. Русский провинциальный город: ключевые элементы жизнеустройства // Мир России. 1997. № 4.
  27. И. Экология и издержки производства при капитализме. Нет выхода // Он же. Конец знакомого мира. Социология XXI века. М.: Логос, 2003. С. 105−119.
  28. В.И. Экономические стереотипы в русском фольклоре // Социологические исследования. 1998. № 6. С. 82−88.
  29. Вивенза Ж.-М. От формальной доминации капитала к его реальной доминации // Элементы: Евразийское обозрение. М., 1996. № 7. С. 52−54.
  30. Р. Символы священной науки. М.: Беловодье, 1997. 496 с.
  31. Н. К вопросу о целостности национального хозяйства (постановка проблемы) // Вопросы экономики. 1996. № 9. С. 148−157.
  32. .А. Четыре жизни России в зеркале опросов общественного мнения. Очерки массового сознания россиян времен Хрущева, Брежнева, Горбачева и Ельцина в 4-х книгах. Жизнь 1-я. Эпоха Хрущева. М.: Прогресс-Традиция, 2001. 624 с.
  33. . Общество Контроля (постскриптум) // Элементы: Евразийское обозрение. М., 1998. № 9. С. 5−12.
  34. С. Экономическая психология и экономическая информация // Российский экономический журнал. 1999. № 1. С. 95−102.
  35. А.Г. Теоретические источники нового социализма // Евразийство: теория и практика (Сборник статей). М.: Арктогея Центр, 2001. С. 84−95.
  36. Дюмон Л. Homo aequalis. Генезис и расцвет экономической идеологии. Пер. с фр. М.: NOTA BENE, 2000. 240 с.
  37. Н. Д. Генная инженерия: спасение или гибель человечества? СПб.: ИК «Невский проспект», 2002. 128с.
  38. М. О стереотипах в экономической политике // Вопросы экономики. 2001. № 12. С. 4−17.
  39. В. Подарок как социальный феномен // Рубеж. 2001. № 16−17.
  40. К.М. Путь к цивилизации: каков он? // Вопросы философии. 1992. № 11. С. 34−43.
  41. С.Г. Институциональные матрицы: макросоциологическая объяснительная гипотеза // Социологические исследования. 2001. № 2. С. 13−23.
  42. А.И. Экономическая психология. М.: Экономика, 1987. 301 с.
  43. О.В. Экономическая социология: Учебное пособие. Минск: ФУАинформ, 2002. 196 с.
  44. В.Я. О неолиберальной модели глобализации // Мировая экономика и международные отношения. 1999. № 10. С. 3−13.
  45. В.К. Экономика в контексте культуры (Запад и Россия). Автореф. дис. докт. филос. наук. Ростов н/Д, 2000. 38 с.
  46. Э.М. Концепция менеджмента. М., 1996.
  47. М. Скрибнер С. Культура и мышление. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1977. 261 с.
  48. В.П. Концепция социального обмена в современной социологии // Социологические исследования. 1997. № 5. С. 85−99.
  49. Н. В. Латов Ю.В. Российская экономическая ментальность на мировом фоне // Общественные науки и современность. 2001. № 4. С. 31−43.
  50. Ю. Дар, грабеж и торговля: историческая условность границ // Знание сила. 1995. № 9. С. 18−28.
  51. К. «Сочти число Зверя» (Замечания о книге Жака Аттали «Линии горизонта») // Элементы: Евразийское обозрение. М., 1992. № 2. С. 3−8.
  52. А.В. Российская экономика блата: блат, сети отношений и неформальный обмен // РЖ «Социология». 2001. № 3. С. 61−70.
  53. Л.В. Менталитет и ментальные основания общественной жизни // Социально-гуманитарные знания. 2001. № 1. С. 133−146.
  54. Д. Третий путь для России // Предпринимательство. 2001. № 6. С. 6−43.
  55. Д. Экономика России, свободная от стереотипов монетаризма // Вопросы экономики. 2000. № 2. С. 90−106.
  56. Д. Преобразование государственного социализма в России: от «хаотической» экономики к кооперативному капитализму, координируемому государством // Мир России. 2000. № 1. С. 3−22.
  57. В.Л. Экономическая культура России: традиции и современность. Автореф. дис. канд. филос. наук. Ростов н/Д, 2003. 25 с.
  58. Е. Российский социально-экономический генотип // Вопросы экономики. 1996. № 9. С. 131−141.
  59. К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд.
  60. Г. Одномерный человек. Исследование идеологии Развитого Индустриального Общества. М.: REFL-book, 1994. 368 с.
  61. В. Российский экономический менталитет// Государство и право. 1999. № 6. С. 11−16.
  62. В. Российский экономический менталитет: истоки и противоречия // Вопросы экономики. 1996. № 9. 158−160.
  63. Д.В. Жизнь и смерть: от сакральной символической обратимости к постсакральной бинарности (социально-философский анализ). Автореф. дис. докт. филос. наук. Ростов н/Д, 2003. 47 с.
  64. Д.В. Жизнь и смерть. Социально-философский анализ. Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 2003. 240 с.
  65. Н. Общая теория восстания Герда Бергфлета // Элементы: Евразийское обозрение. М., 1994. № 5. С. 13−19.
  66. JI. Экономический национализм против мировой экономики // Элементы: Евразийское обозрение. М., 1993. № 4. С. 45−48.
  67. А.И. Осмысление нового мира // Восток. 2000. № 4. С. 46−67.
  68. А.Н. Бытие у своего порога // Человек. 1993. №№ 1, 3−6- 1994.1.4- 1995. № 2.
  69. А.Н. «Экологический кризис» как псевдопроблема // Вопросы философии. 2002. № 7. С. 66−79.
  70. В.Д. Экономика и экология: трудный путь к диалогу // Общественные науки и современность. 2001. № 3. С. 162−167.
  71. О. Экономика русской цивилизации // Наш современник.1994. № 4. С. 135−150.
  72. К. Великая трансформация: политические и экономические истоки нашего времени. Пер. с англ. СПб.: Алетейя, 2002. 320 с.
  73. К. Два значения термина «экономический» // Неформальная экономика: Россия и мир / Ред. Т. Шанин. М.: Логос, 1999. С. 498−504.
  74. К. О вере в экономический детерминизм // Неформальная экономика: Россия и мир / Ред. Т. Шанин. М.: Логос, 1999. С. 505−513.
  75. Л.Н., Попов В. Д., Чичканов В. П. Экономическая культура.1. М.: Мысль, 1987. 268 с.
  76. В.Д. Экономическое сознание: сущность, формирование и роль в социалистическом обществе. М.: Мысль, 1981. 239 с.
  77. Реформы глазами американских и российских ученых. М., 1996.
  78. Л.И. Политика доходов: этапы и резервы // Экономист. 1999. № 9. С. 62−68.
  79. В.М. Экономика с культурологической точки зрения // Общественные науки и современность. 2002. № 6. С. 107−114.
  80. Российская ментальность (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 1994. № 1. С. 25−53.
  81. Русские экономисты XIX начало XX века. Сост. Зубченко Л. А., Зайцева Л. И. М.: Ин-т экономики РАН, 1998. 275 с.
  82. В.П. Русский хозяин // Он же. Старообрядчество и русское религиозное чувство. Русский хозяин. Статьи об иконе. М.- Иерусалим, 1994.
  83. П.Н. Хозяин и хозяйство // Он же. Континент Евразия. М.: Аграф, 1997. С. 217−253.
  84. В. Логическая культура личности // Общественные науки и современность. 1993. № 4. С. 114−124.
  85. А.В. Социально-гуманитарное знание в меняющейся России // Общество и экономика. 1999. № 3−4. С. 323−335.
  86. Г. Н. Экономическая социология. Учебник. Изд. 2-е, перераб. и доп. Минск: Беларуская навука, 2000. 376 с.
  87. Г. Н. Экономическое мышление как социальный феномен // Экономический образ мышления: реальность и перспективы / Под ред. Г. Н. Соколовой. Минск: Наука и техника, 1994.
  88. Д. Российская политико-экономическая мысль: основные черты и традиции // Вопросы экономики. 2001. № 2. С. 18−27.
  89. Дж. Капиталистическая угроза // www.russ.ru/journal/peresmot/97−07−14/soros/htm.
  90. Социальное мышление личности: теоретические и эмпирические исследования (Сводный реферат) // РЖ «Социология». 1998. № 1. С. 112−127.
  91. В.Г. О некоторых предпосылках современного экономического сознания // Психологический журнал. 1993. № 1. С. 171 175.
  92. B.C. Теоретическое знание. М.: Прогресс-Традиция, 2000. 744 с.
  93. В.А. Концепция национальной рыночной экономики. М.: Изд-во ПКФ «ХОРС», 1997.
  94. С.Я. Противоречие экономического и экологического целеполагания. Автореф. дис. канд. социол. наук. Ростов н/Д, 1992. 24 с.
  95. М.У. Культура мышления: философский анализ. Ростов н/Д: Рост. гос. строит, ун-т, 1999. 40 с.
  96. В.Л. Теоретические вопросы институционального проектирования // Вопросы экономики. 1997. № 3. С. 82−94.
  97. Т. Экономическая культура как цель и средство. // Высшее образование в России. 1999. № 3. С. 109−117.
  98. А.В. Истоки современного монетаристского мышления. Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 1996. 27 с.
  99. Н.И. Культурный менталитет предпринимателя. Автореф. дис. Канд. филос. наук. Ростов н/Д, 1997. 26 с.
  100. . Экономический национализм // Общество и экономика. 2002. № 1. С. 114−133.
  101. Р.И. Эволюция философских оснований экономического мышления: от «социальной механики» к гуманистической парадигме. Автореф. дис. докт. филос. наук. Екатеринбург, 1996. 39 с.
  102. Дж. Теорема о «невидимой руке» должна быть модифицирована (фрагмент статьи «Вызовы и возможности») // Российский экономический журнал. 2002. № 3. г
  103. Т., Соколовска Й. Когнитивные представления о социоэкономических феноменах // Психологический журнал. 1993. № 3. С. 67−78.
  104. К. «Экономический человек» глазами С. Булгакова // Общественные науки и современность. 1996. № 2. С. 127−130.
  105. В.Ф., Быстряков И. К. О метафизических парадигмах экономики // Человек. 2003. № 4. С. 27−39.
  106. К.А. Современное экономическое мышление. М.: Политиздат, 1986. 238 с.
  107. А.И. Глобализация: процесс и осмысление. М.: Логос, 2002. 254 с.
  108. М. Слова Ницще «Бог мертв» // Вопросы философии. 1990. № 7. С. 143−176.
  109. П. Экономический образ мышления / Пер. с англ. М.: Catallaxy, 1997. 704 с.
  110. С. О традиционализме в японском мышлении // Мировая экономика и международные отношения. 1999. № 1. С. 58−66.
  111. Ш. «Утопия рынка» враг № 1 // Элементы: Евразийское обозрение. М., 1992. № 1. С. 14.
  112. К. Политическая теология. М.: КАНОН-прессЦ, 2000. 336 с.
  113. Й. История экономического анализа. М., 1982.
  114. Экономическая наука, образование и практика в России в 90-е годы // Вопросы экономики. 2001. № 1. С. 84−95.
  115. Экономическая психология: Социокультурный подход / под ред. И. В. Андреевой. СПб.- М.- Харьков- Минск: Питер, 2000. 511 с.
  116. Экономическая теория в вопросах и ответах / Отв. ред. В. М. Белоусов. Ростов н/Д, 1998.
  117. Экономическая теория (Экономика). Часть Y. Переходная экономика. Учебно-практическое пособие. Под научной редакциейг
  118. Ю.В. Еремина. М., 2003. С. 71−80.
  119. Экономические аспекты глобальных проблем // Экономическая теория: Учебник. Под ред. А. Г. Грязновой, Т. В. Чечелевой. М.: Экзамен, 2003. С. 573−587.
  120. Экономический образ мышления: реальность и перспективы. Минск, 1994.
  121. М. Миф о вечном возвращении. СПб.: Алетейя, 1998. 249 с.
  122. Этика и организация труда в странах Европы и Америки: Древность, средние века, современность (Сводный реферат) // РЖ «Философия». 1999. № 3. С. 88−98.
  123. Е. Модернизация экономики и система ценностей // Вопросы экономики. 2003. № 4. С. 4−36.
Заполнить форму текущей работой