Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Народная музыкальная культура: состояние и тенденции развития

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На основании изученного материала подтверждается вывод, что народная музыкальная культура обладает мощной жизнестойкостью, которая обеспечивается межпоколенной преемственностью и способностью сохранять традиции и адаптировать их к изменяющемуся социокультурному пространству. Именно эти качества музыкальной культуры не раз помогали выжить в сложных жизненных ситуациях, болезненных реформенных… Читать ещё >

Содержание

  • Первый раздел: Генезис и структура народной музыкальной культуры
  • Второй раздел: Функциональность народной музыкальной культуры советского периода
  • Третий раздел: Трансформация народной музыкальной культуры в постсоветский период

Народная музыкальная культура: состояние и тенденции развития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Судьба России свидетельствует о том, что в процессе ее становления и развития имели место резкие смены курса, сопровождавшиеся не только существенными переменами в политической, экономической и культурной подсистемах общества, но и включавшие ее социальные трансформации в целом. Они происходили в связи с крещением Руси и татаро-монгольским игом, реформами Петра Великого и октябрьской революцией. В этой связи Н. А. Бердяев писал, что мы видим разные России: Россию киевскую, Россию татарского периода, Россию московскую, Россию петровскую, императорскую, советскую Россию. Подобного рода цивилизационные изменения и прерывность превращали историческую судьбу русского народа в несчастную и страдальческую[8, с.7]. Именно с этими фактами живущие ныне поколения соприкасаются сегодня — в процессе последней из социальных трансформаций, начавшейся после распада советского государства с августа 1991 года.

Для восстановления стабильности и необходимой устойчивости в подобных кризисных, катастрофических ситуациях важно иметь надежную точку опоры, обладающую глубинными корнями и поддерживающую дух народа. Одним из подобных факторов для всех россиян и в том числе русских является их этнонациональная культура — феномен сложноорганизованный и многокомпонентный.

В отечественной культурологии к категории доминантных составляющих, при анализе специфики русской культуры, относят культуру музыкальную. Она, с одной стороны, способна достаточно полно отражать и аккумулировать особенности русского менталитета. С другой, — в силу естественности функционирования, развитости своих форм и видов, является всепроникающей — входящей в досуг и труд, в массовые и локальные праздники, в разнообразные формы повседневной жизнедеятельности.

В качестве культурного феномена музыка была и остается предметом специального изучения. С древних времен о ее природе размышляли не только специалисты, непосредственно занимавшиеся музыкальной деятельностью. Она была объектом философской рефлексии Платона [99, с. 11, 121, 135] и Аристотеля [4], Гегеля [20, с.13−14] и Ф. Ницше [92], Н. А. Радищева [107] и А. Ф. Лосева [72]. Музыку исследовали физики [6- 18- 46], в нее погружались психологи [25- 88- 97- 112- 134], ее приводили в математическое соответствие [13- 17- 148]. Ее используют с древнейших времен как средство психотерапии [3, с.367−368, 376- 43- 62- 98- 100, с.188- 108].

В культурологии, эстетике и искусствоведении принято в границах общего культурного пространства выделять оригинальность и самобытность народной музыкальной культуры по этнонациональному основанию. В административно-территориальных образованиях, где проживает преимущественно русское население, она также имеет, хотя и менее заметную для непосвященных, региональную специфику. Эта специфика находит отражение в природной «привязанности» образного мышления и своеобразии исполнительской манеры, ладовом устройстве народных музыкальных инструментов и особенностях обрядового использования. В этой связи, определенный научный интерес представляет народная музыкальная культура каждого края и области, в том числеСмоленской. Однако опыт бытования и законы функционирования региональной народной музыкальной культуры не стали предметом специального рассмотрения, позволяющего наиболее объемно и разносторонне раскрыть ее адаптивно-экологический, этноидентификационный и художественно-гуманистичный потенциалы, которым придается особенное значение в метана-учной культурологии.

Потребность в оптимизации использования этих потенциалов народной музыкальной культуры определила выбор темы настоящей диссертации, являющейся актуальной как в теоретическом, так и в политико-практическом отношении.

Степень научной разработанности проблемы. Народная музыкальная культура чаще всего лишь косвенно является объектом научного исследования. Однако народная музыкальная культура не являлась предметом самостоятельного исследования как явление самодостаточное в культурологическом понимании. Ее изучению посвящены работы Э. В. Быковой [12], З. И. Власовой [15], Н. Г. Михайловой [84], В. А. Полякова [102], JI.A. Тульцевой [140], эпизодически обращающих внимание на народную музыкальную культуру как часть художественной культуры. Региональный ракурс в ее анализе в некотором роде выделяют М. А. Некрасова [90], Л. И. Михайлова [83], Н. М. Волокитин [16].

Народная музыка была и остается объектом этнографических исследований. Предметом рассмотрения в музыкальной этнографии является выявление локально-исторических и национально-художественных особенностей народной песни и инструментальной народной музыки, которое осуществляется путем непосредственных наблюдений и точных документированных описаний, записей конкретных образцов народной музыки с их последующей расшифровкой (переводом в нотную форму). В трудах известных этнографов В. Н. Добровольского [37- 38], С. В. Максимова [80], А. А. Коринфского [53], П. В. Шейна [146] народные музыкальные творения исследуются с позиции бытования его в повседневной среде. Объектом их наблюдений являются конкретные образцы народного художественного творчества, запечатленные в фольклорной форме.

Внимание искусствоведов к народной музыкальной культуре, в особенности к фольклору, проявляется в том, что они рассматривают этот предмет как национальное достояние, которое дает неисчерпаемый материал для профессиональной деятельности. Особенность их работ заключена в «погружении» внутрь художественного процесса. Так в трудах Р. И. Грубера [30], Т. Н. Ливановой [67], О. Е. Левашевой [64- 65], В. В. Стасова [131- 132] исследуются некоторые аспекты построения музыкальной речи (ее мелодика, голосоведение, особенности аранжировки), специфичность процессов функционирования фольклора, его форм и жанров. При искусствоведческом подходе народная музыкальная культура рассматривается как феномен, обладающий определенной художественно-эстетической ценностью.

Однако сложившиеся направления исследования народной музыкальной культуры недостаточно отражают ее широкую социальную значимость, функциональность, особенности временного и пространственного распространения и ряд других аспектов, входящих в предметное поле культурологического дискурса.

С позиций культурологии народная музыкальная культура предстает в широком контексте как явление духовной культуры, которое, находясь в пространстве народного творчества, способно оказывать существенное воздействие не столько на профессиональное искусство и художественную жизнь региона, сколько на жизнедеятельность локального социума, его самоидентификацию. Благодаря мега-, макрои микроуровню культурологической рефлексии возможен продуктивный анализ генезиса народной музыкальной культуры, выявление особенностей ее функционирования, а также создание современной модели культурной политики, обеспечивающей ее сохранение при неизбежной модернизации традиционных форм бытования.

Методологической основой исследования является системный поход, присущий метанаучной культурологии, позволяющий целостно осуществлять разносторонний анализ народной музыкальной культуры. Теоретические позиции диссертанта сформировались под воздействием этико-философских и социально-психологических положений отечественных и зарубежных исследователей, раскрывающих закономерности общественного и культурного развития.

В основу исследования положено представление о народной музыкальной культуре как специфической реальности, в которой человек способен отразить посредством музыкально-художественной образности свое этнонациональное самосознание, а также познавательно-оценочное представление о природе и обществе, правилах и нормах поведения.

При написании диссертации, автор опирался на труды ученых по фольклористике и педагогике, в областях социально-культурной и досуговой деятельности, по теории и практике культуры: В. Е. Гусева [33], А. С. Каргина [47], И. В. Кондакова [51] Ю. Г. Круглова [57], Ю. А. Лукина [74- 75], В.М. Межуев[81], В. Я. Проппа [103], В. В. Савельева [118- 119- 120], Е. А. Сергеева [123], Ю. М. Соколова [128], В. М. Чижикова [143- 144], а также работы, посвяб щенные теории и истории народной музыки — Е. А. Герцмана [21], В. Н Грачева [27- 28], Л. П. Зарубиной [42]. Изучить динамику народной музыкальной культуры, познать ее содержание и функции, выявить региональные особенности помогли труды смоленских историографов и этнографов Л. С. Журавлевой [40], Я. Р. Кошелева [55−56], В. В. Ильина [44], А .Я. Трофимова [139].

Объектом исследования является русская народная музыкальная культура.

Предмет исследования — состояние и современные тенденции развития русской народной музыкальной культуры. В качестве эмпирической базы для анализа избрана народная музыкальная культура Смоленского региона.

Цель исследования: определить условия, место и роль народной музыкальной культуры в оптимизации жизнедеятельности населения.

Исходя из поставленной цели, диссертант должен был решить следующие задачи:

— выявить истоки народной музыкальной культуры и ее роль в формировании великорусского этноса;

— предпринять попытку культурологического дефинирования народной музыкальной культуры;

— изучить современное состояние народной музыкальной культуры, выявить условия самосохранения и тенденции ее развитая в постсоветский период;

— наметить некоторые пути оптимизации бытования народной музыкальной культуры, программные способы ее поддержки.

Эти задачи, с одной стороны, вытекали из цели, а с другой, определили содержание и структуру работы.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Обозначены первоистоки русской народной музыкальной культуры.

2. Раскрыты особенности ее функционирования и оптимальные условия сохранения.

3. Диагностировано состояние народной музыкальной культуры российского общества на рубеже XX и XXI веков. — 4. С позиций культурологического дискурса:

— предложена авторская дефиниция «народная музыкальная культура»;

— уточнено соотношение понятий «этническая», «региональная», «народная» и «национальная» культуры;

— дифференцирован феномен музыкального творчества, в котором выделены традиционный, самодеятельный и профессиональный компоненты.

Теоретическая и практическая значимость исследования: Проведенное исследование позволяет:

— осмыслить и в значительной мере углубить представление о роли и месте народной музыкальной культуры в жизни общества, ее влиянии на духовно-нравственную и социальную атмосферу;

— определить современное состояние народной музыкальной культуры и предложить пути оптимизации ее функционирования;

— использовать положения и выводы диссертации для разработки и включения специального курса о народной музыкальной культуре в проблемное поле культурологии;

— внести предложения по включению потенциала народной музыкальной культуры в работу образовательных учреждений и вузов культуры и искусств.

Апробация работы. Основные положения работы обсуждены на заседании кафедры гуманитарных наук Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма. Полученные данные использовались в учебном процессе в Смоленском государственном институте искусств, отражены выступлениях на конференциях и в научных публикациях общим объемом 2,5 п.л.

Структура диссертации обусловлена логикой исследования и состоит из введения, трех разделов, заключения и библиографии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате проведенного исследования выявлены культурологические аспекты феномена культуры, проведен анализ и систематизация ряда понятий, необходимых для разработки темы категорий, понятий, дано определение народной музыкальной культуре.

Проведенное исследование показало, что русская народная музыкальная культура своими корнями не только уходит далеко вглубь веков, в язычество, но и в современных условиях сохраняет связь с ними. Связь эта в разные времена подвергалась попыткам искоренения, поскольку казалась анахроничной и расценивалась как проявление отсталости народного сознания от требований времени. Именно этим объясняется тот факт, что в историческом развитии официальная власть и чиновничий аппарат порой стремились к совершенствованию и развитию художественного самодеятельного творчества и в то же время достаточно небрежительно относилось к проявлениям аутентичной народной культуры.

С другой стороны, начиная с времен Ивана Грозного, предпринимались попытки отдельным формам русской народной музыкальной культуры придать окраску официальной, законной, и с этой целью музыкантов и певцов приглашали для увеселений в царские палаты, богатые дворяне содержали у себя целые коллективы музыкантов и артистов, созданные из крепостных. Стремление к бережному отношению к образцам русской народной музыкальной культуры как национальной гордости породило создание уникальных профессиональных коллективов великими русскими музыкантами Митрофаном Пятницким (русский народный хор) и Василием Андреевым (оркестр русских народных инструментов). Деятельность этих коллективов вдохновила композиторов, дирижеров и музыкантов советской эпохи на широкое развитие и внедрение народного искусства на профессиональную сцену через создание целого ряда профессиональных оркестровых и хоровых коллективов народного плана (Уральский русский народный хор, Воронежский русский народный хор, Северный русский народный хор, оркестры русских народных инструментов им. М. Пятницкого,.

Н.Осипова, В. Дубровского и др.). Подобный опыт следует признать удачным, ибо силами профессионалов народная музыкальная культура получала импульс для дальнейшего развития. Обогащенные профессионалами народные произведения получали вторую жизнь, а в народную среду возвращались модернизированными и обогащенными.

В условиях постоянного обновления жизненной среды изменялся и ценностно-смыслового аспект русской народной музыкальной культуры. Ее непрестанный творческо-созидательный процесс со временем вычленил из первородного синкретичного начала эмоционально-психическую сторону воздействия на сознание людей и эволюционизировал ее в самостоятельную художественно-эстетическую ценность. Результаты проведенного исследования позволяют переосмыслить существовавшие на протяжении многих десятилетий представления о роли и месте русской народной музыкальной культуры в общем культурном пространстве, о ее влиянии на социальный и духовно-нравственный климат региона и страны в целом.

На основании изученного материала подтверждается вывод, что народная музыкальная культура обладает мощной жизнестойкостью, которая обеспечивается межпоколенной преемственностью и способностью сохранять традиции и адаптировать их к изменяющемуся социокультурному пространству. Именно эти качества музыкальной культуры не раз помогали выжить в сложных жизненных ситуациях, болезненных реформенных преобразованиях. Конец второго тысячелетия был отмечен в целом по России значительным падением показателей функционирования сферы культуры, однако, на смотря на сокращение ассигнований порой до катастрофически малых размеров, в ряде регионов (данное исследование это показало на примере Смоленщины, но это наблюдалось также в Тверской, Архангельской и др. областях) он был характерен стабильным динамическим развитием.

Народная музыкальная культура и сегодня не являет собой оформившейся законченной модели, ее поступательная динамика обеспечивает ей дальнейшее развитие и продвижение в жизненном пространстве. Поэтому на уровне современных представлений она стала не менее проблематичной.

В ближайшее время, по всей вероятности, снимется с повестки вопрос о том, что иссякает источник народной музыкальной культуры, поскольку неумолимо иссякает сама аутентичная среда ее бытования, откуда ныне еще черпаются родниковые последние капли. С диалектической точки зрения, это вполне объяснимое нормальное явление — естественное развитие путем совершенствования жизненного пространства, как материального, так и духовного. Вопрос в том, чем будет заполняться образовавшаяся после этого источника духовная ниша? И следом встает второй вопрос: имеет ли смысл актуализировать русскую народную музыкальную культуру в условиях наступающей глобализации, заявившей себя с позиции тотального совмещения и интернационализации всех культурных процессов? Отсюда третий вопрос: возможно ли проявление такой глобализации с духовно-художественной стороны как транснациональной массовой культуры, направленной на всеобщую усредненную стандартизацию культурных запросов и размывание (и возможно даже деструкцию?) этнических и элитарных образцов?

Самообновление культуры — процесс естественен и неизбежен, и прогрессивные формы ее изменчивости объясняются такими реальными явлениями, как культурная диффузия, всеобъятная технологизация, высокий рост грамотности населения, открытый доступ к широчайшему информационному полю и пр. Однако это явление, как видим, может содержать в себе и негативные стороны. Объективная оценка настоящего и грядущего культурного поступательного развития должна прояснить общие цели культурной политики. Наиболее выгодное направление из всех ныне дискутируемых по проблемам культурной политики продолжает оставаться сохранение мирового культурного разнообразия на условиях паритетной консолидации3. Если язык, религия, обычаи народов действуют в сторону разобщенности и непонимания, то народная музыка.

3 См.: «Всеобщая декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии», принятая 31-й сессией Генеральной конференции ЮНЕСКО. Париж, 2 ноября 2001; «Ориентиры культлрной политики». Информационный выпуск Министерства Культуры РФ № 6, — М., 2003. содержит общедоступную, единую звукоритмическую семантику, которая, не смотря на разность способов ее самовыражения, может быть воспринята и понята любым этносом, народом, нацией. Содержание музыкальной культуры любого народа наполнено такими ключевыми ценностями, как соборность, деятельность во благо, историческая память, стабильное самосознание, полезность и привлекательность, созидательность, духовно-экологическая чистота, высокая художественная значимость. Поэтому в роли одного из рычагов управления такой политики может выступить народная музыкальная культура, способная, не утратив этнично-национального достоинства, вести взаимный диалог, направленный на со-существование, со-хранение и развитие культурного разнообразия. Современное общество должно осознать, что сегодня народная музыкальная культура имеет всечеловеческий характер.

Решение обозначенной проблемы может и должно рассматриваться на уровне государственной политики, ибо эта проблема является одной из важнейших в звене других, сопряженных с ней острейших вопросов времени: совершенствовании и развитии творческого потенциала народа, экологии человека и его природы, национальной и духовной самобытности, эстетического и нравственного воспитания, культурной преемственности.

Стержнем государственной политики последних лет в решении проблемы сохранения и развития народной музыкальной культуры является региональный подход, помогающий определить продуктивные методы в каждом конкретном случае. Исходя из этого, в данном исследовании предложен один из возможных путей оптимизации народной музыкальной культуры на региональном уровне и через призму частного сделать ясной и прозрачной, более выверенной общую политику в деле актуализации народной музыкальной культуры.

Данное исследование не претендует на исчерпывающее решение проблем по обозначенной теме, и необходимость возврата к этому феномену будет диктоваться новыми открытиями, меняющимися социально-культурными и экономическими условиями, дальнейшим углублением в изучение природы народной музыкальной культуры.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Античная музыкальная эстетика. — М., 1960. — 443 с.
  2. В.В. Этнополитика и самоорганизация этнических общностей в России: Монография. Москва — Архангельск, 2001. — 160 с.
  3. Аристотель. Политика. М., 1911. — С. 367−368, 376.
  4. Аристотель. Поэтика. JI.: Academia, 1927. -С.120.
  5. .В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. -Л. 1973.-260 с.
  6. БагдауровВ., Гарбузов Н., Зимин П. Музыкальная акустика. М., 1954. -214 с.
  7. А.А. Русские скоморохи. М. 1975. — 194 с.
  8. Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.
  9. Н.А. О рабстве и свободе человека. Париж, 1939.
  10. Ю.Бердяев Н. А. Судьба России. М. 1990.
  11. B.C. От наукоучения — к логике культуры: Два философских введения в XXI век. М., 1991. — 413 с.
  12. Э.В. Современные формы музыкального и словесного устного народного творчества как феномен народной культуры.// Наука о культуре: итоги и перспективы. Информационно-аналитический сборник. М., 2000. Вып. 4.
  13. М. Рациональные и социологические основания музыки.// Вебер М. Избранное. Образ общества.: Пер. с нем. М., 1994. — 704 с.
  14. А. Лекция по музыке. Письма. М., 1975. — 112 с.
  15. З.И. Скоморохи и фольклор. СПб., 2001. -380 с.
  16. Н.А. Народная культура Тверского региона: генезис, современные проблемы, система поддержки. Дисс.. к.филос.н. -М., 1994. -189 с.
  17. С.С. В мире музыкальных инструментов. М., 1989. — 192 с.
  18. Н. Зонная природа динамического слуха. М., 1955. — 287 с.
  19. Г. Д. Национальные образы мира. Евразия космос кочевника, земледельца и горца. — М., 1999. — 368 с.
  20. Гегель. Эстетика. М., 1968. Т. 1. — С. 13−14.
  21. Е.В. Музыка Древней Греции и Рима. СПб., 1995. — 363 с.
  22. Е.В. Воспитательные ценности в педагогическом наследии Е.Н. Водовозовой. / Дисс.. к.п.н. Смоленск, 2002. 249 с.
  23. Е.М. Могучая кучка. изд. 2-е, допол. — М., 1966. — 328 с.
  24. А. Музыкальная психология. М., 1993. — 314 с.
  25. А.Б. Традиция. // Культурология. XXI век. Словарь. М., 1999. -678 с.
  26. В.Н. Ветхозаветные трубные гласы и музыка для духовых: сохранение синтеза или отрицание традиции? // Музыкальная академия, 2001, № 3.- С.103−104.
  27. В.Н. Ветхозаветные трубные гласы и музыка для духовых: Сохранение синтеза или отрицание традиции? // Музыкальная академия, 2001, № 4.- С. 142−148.
  28. .Д. История русской культуры и культуры Киевской Руси. М.-Л., 1944. -562 с.
  29. Р.И. Всеобщая история музыки. М., 1965. — 360 с.
  30. Л.Н. От Руси к России: очерки истории. М., 1992. — 580 с.
  31. Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. /Свод № 3. Международный альманах/ Сост. Н. В. Гумилева. Пред., коммент., общ. ред., карты А. И. Куркчи. М., 1994 г. — 544 с.
  32. В.Е. Эстетика фольклора. Л., 1967. — 324 с.
  33. Е.А. Осевое время как социокультурная проблема. // Время культуры и культурное пространство: Сборник тезисов международной научнопрактической конференции./ Науч. ред. Киселева Т. Г., Черниченко В. И. -М., 2000. 460 с.
  34. Е.Д. Принцип целевой причинности как культурологическая проблема./ Автореферат дисс. на соиск. уч. ст. кандидата культурологии. М., 2001.
  35. Д. Племянник Рамо. М. 1956. — 286 с.
  36. В.Н. Смоленский этнографический сборник. Ч. 2. СПб., 1893.-398 с.
  37. В.Н. Смоленский этнографический сборник. Ч. 4. 420 с.-СПб., 1893.
  38. Договор о сотрудничестве Государственного республиканского центра русского фольклора и Смоленского государственного института искусств. -Смоленск, 2002. 4 с.
  39. Журавлева J1.C. Этнография Смоленщины. Краткий исторический очерк. Смоленск, 1997. — 58 с.
  40. Л.Б. Народные истоки хорового творчества М.И. Глинки (на примере оперы «Иван Сусанин»).// Мат. Междунар. научно-практич. конф. (Смоленск, 28 января 2003) Смоленск, 2003. 260 с. 42.3арубина Л. П. Философия и музыка. -Челябинск, 1998. 168 с.
  41. К. Эмоции человека. М., 1980. — 247 с.
  42. А.А. Политика Советской власти в сфере труда 1917 1922 гг. -Смоленск, 1998. — 270 с.
  43. Н. Звуковысотная интонация на духовых инструментах и проблема исполнительского строя. // Исполнительство на духовых инструментах и вопросы музыкальной педагогики. Труды ГМПИ им. Гнесиных. -М., 1974.-216 с.
  44. А.С. Народная художественная культура. М., 1997. — 288 с.
  45. А.С. Самодеятельное художественное творчество: История. Теория. Практика. М., 1988. — 268 с.
  46. М. Информационная эпоха: Экономика, общество и культура: Пер. с англ. Под науч. Ред О. И. Шкаратана. М., 2000. — 608 с.
  47. Н.П. Песни и люди. О русской народной песне. JT., 1977. 246 с.
  48. И.В. Культурология: история русской культуры. М., 2003. -616 с.
  49. Н.П. Русские древности в памятниках искусства. Вып. IV. СПб., 1891, 292 с.
  50. А.А. Народная Русь. Смоленск, 1995. — 656 с.
  51. Я.Р. Весенне-летние народные праздники на Смоленщине. Смоленск, 2002. -154 с.
  52. Я.Р. Народное творчество Смоленщины. Смоленск, 1997. — 235 с.
  53. Я.Р. Смоленские предания об Отечественной войне 1812 года. // Культура. Искусство. Образование: проблемы и перспективы развития. Материалы международной начно-практической конференции (Смоленск, 28 января 2003 г.). Смоленск, 2003. — 260с.
  54. Ю.Г. Русский обрядовый фольклор. М., 1999. — 320 с.
  55. Е.Е. Свадебный обряд как элемент народной культуры.// Региональные особенности и специфика народной культуры Смоленщины. Материалы «Круглого стола» (Смоленск, 12 марта 1993) М., 1993. — 49 с.
  56. В.Г. Теория и методика учебно-творческого процесса в любительских эстрадных оркестрах и ансамблях. М., 2000. — 246 с.
  57. A.M. Памятники традиционной культуры в мире настоящего.// культура. Искусство. Образование: проблемы и перспективы развития. Материалы междунар. научно-практич. конф. (Смоленск, 28 января 2003). -Смоленск, 2003. 260 с.
  58. Культурология сегодня. Основы. Проблемы. Перспективы. РАУ. Гуманитарный центр. М., 1993. — 370 с.
  59. К. Аэробика для хорошего самочувствия. М., 1989. -243 с.
  60. Л. Массовое музыкальное движение на новую ступень.// На новую ступень. М. 1931.-86 с.
  61. О.Е. Михаил Иванович Глинка: Монография: В 2-х кн. Кн. 1. — М., 1987. 381 с.
  62. О.Е. Михаил Иванович Глинка: Монография. В 2-х кн. Кн. 2. -М., 1988. 352 с.
  63. В.И. О пролетарской культуре.// Поли. соб. соч. Т. 41. С. 337.
  64. Т.Н. История западноевропейской музыки до 1789 года. — М., 1986. 370 с.
  65. И.Н. Диалог культур: проблемы необходимости и достаточности.// Единство и этнокультурное разнообразие мира. Диалог мировоззрений: Материалы VI Международного симпозиума, Нижний Новгород, 5 — 6 июня 2001 г. -Н.-Новгород, 2001.
  66. И.Н. Этнокультурное мышление: грани, ограничения, ограниченность.// Культурология: новые подходы. Альманах-ежегодник № 2. М., 1997. -140 с.
  67. Д.С. Русская культура. М., 2000. — 440 с.
  68. Д.С. Раздумья о России. СПб., 1999. — 672 с.
  69. А.Ф. Музыка как предмет логики. М., 1927. — 280 с.
  70. Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII начала XIX века). — СПб., 1994. 688 с.
  71. Ю.А. Социокультурная ситуация в современной России и культурная политика (вступительная статья).// Россия на пороге XXI века: федеральная культурная политика, (сборник документов). Автор-составитель Ю. А. Лукин. М., 2002. — 262 с.
  72. Ю.А. Художественная культура зрелого социализма. М., 1977.
  73. А.В. В мире музыки: Статьи и речи. 2-е изд. М. 1971. -167 с.
  74. А.В. О воспитании и образовании. М., 1976. -198 с.
  75. .В. Поэзия как запредельное видение глобального.// Глобализация. Синергетический подход. М., 2002. — С. 459.
  76. С.В. Соб. соч. Т. 19. Глава «Белорусская Смоленщина с соседями». СПб., 1903. — 680 с.
  77. В.М. Культурология и философия культуры // Культурология. Научно-образовательный вестник. М. 1997. № 2−3. С. 15−24.
  78. В.М. Национальная культура и современная цивилизация. // Освобождение духа./ под ред. А. А. Гусейнова, В. И. Толстых. М., 1991. — 408 с.
  79. Л.И. Социодинамика народной художественной культуры: детерминанты, тенденции, закономерности. Монография. М., 1999.-240 с.
  80. Н.Г. Ориентация на традиционную культуру в современном народном творчестве.// Ориентиры культурной политики. Информационный выпуск № 10. М., 1997.
  81. Ф.Э. К проблеме возрождения народной культуры.// Региональные особенности и специфика народной культуры Смоленщины. — М., 1993.-86 с. С. 17 — 18.
  82. Музыка и революция. 1926. № 9. С. 15−16.
  83. К. Оборванная нить: крестьянская культура и культурная революция.//Новый мир. -1988, № 8. С. 245 — 257
  84. Е.В. О психологии музыкального восприятия. — М, 1972. -432 с.
  85. Народная культура в современных условиях / Рос. ин-т культурологии- отв. Ред. Н. Г. Михайлова. М., 2000. — 219 с.
  86. М.А. Народное искусство как часть культуры. М., 1983. 412 с. 91 .Некрасова М. А. Научно-теоретическое обоснование концепции политики ипрограммы. Тверь., 1993. кн.1. -24 с.
  87. Ф. Казус Вагнер. Проблема музыканта. Полное собрание сочинений. Т.5.-М., 1969.
  88. A.M. О русской истории и культуре. СПб., 2000. — 464 с.
  89. В.И. Музыкальная психология. М., 1997.- - 384 с.
  90. В.И. Музыкальная психотерапия. М., 1997. — 323 с.
  91. Платон. Соч. в 3-х т. М., 1972. Т.З. — С. 11, 121, 135.
  92. Платон. Соч. в 3-х т. М. 1972. Т.2. — С. 188.
  93. Повесть временных лет.// пер. Д. С. Лихачева. СПб., 1977. — С. 48 — 49.
  94. В.А. Кривичские племена в VIII XIX веках: от протогосударст-ва к государству.// Древнее жилище народов Восточной Европы. — М., 1975. -252 с.
  95. В .Я. Русские аграрные праздники. СПб., 1995.
  96. В.Т. Методологические проблемы исследования культуры в новой парадигме исследования общества.// Возрождение культуры России: истоки и современность. —СПб., 1993. -249 с.
  97. .Н. Фольклор и народная культура. СПб., 1994.
  98. А.Н. История русской этнографии. СПб., 1890- 1892. Т.2. -489 с.
  99. Н.А. Пол. соб. соч. Т.З. М.-Л., 1941. — 364 с.
  100. Дж. Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом. М., 1992. — 145 с.
  101. Р. Музыкально-теоретическое наследие. Вып. 4. М., 1974.- 344 с.
  102. Г. А. Социально-педагогические условия возрождения и развития празднично-обрядовых форм народной культуры. Дисс.к.пед.н. -М., 1997. -249с.
  103. Россия на пороге XXI века: федеральная культурная политика. (Сборник документов. 1991 2002 гг.) Автор-составитель Ю. А. Лукин. — М., 2002. -262 с.
  104. Л.С. Основы общей психологии. М., 1973. — 349 с.
  105. Ю.С. Музыкальная самодеятельность 1930-х гг.// Самодеятельное художественное творчество СССР. Очерки истории 1930−1950 гг. Кн. 2. 293 с. — С. 5 — 86.
  106. .Ж. Об общественном договоре. М., 1938. — 230 с.
  107. .А. Язычество древних славян. 2-е изд.- М., 1994.- 230 с.
  108. Ф.Ф., Муравьев А. И. Экономические факторы возрождения культуры России // Возрождение культуры России: истоки и современность. СПб., 1993. — 249 с.
  109. В. Памяти княгини М.К. Тенишевой.// М. К. Тенишева. Храм Святого Духа в Талашкине: альбом. Париж, 1938. — 98 с.
  110. В.В. Культура демократизации. // Культура и процессы демократизации. Вып. 2. М., 1990. — 130 с.
  111. В.В. Новая парадигма в отечественном культурознании. // Высшее образование в России. 1998, № 3. С. 83 — 88.
  112. В.В. Региональная культурная политика: тенденция разгосударствления. // Управление, лидерство, менеджмент: история, теория, практика. Вып. III. Архангельск, 2001. — 260 с.
  113. Сага о Тидрике Бернском.// Откуда есть пошла Русская Земля. М., 1980.-С. 621−627.
  114. Е.А. Генезис российской системы профессионального образования в сфере культуры и искусства. Смоленск, 1999. 208 с.
  115. Е.А. Становление и развитие профессиональной подготовки специалистов социально-культурной сферы. Дисс.. д.пед.н. М., 2000.542 с.
  116. А.Н. Первый и второй концерты директоров императорских театров. Критические статьи. Т.З. СПб., 1895. — С.1264.
  117. М. Толковый Типикон. Объяснительное изложение Типикона с историческим введением. Вып. 1. Киев, 1910. С. 36.
  118. О народной хоровой культуре.//Советская музыка. 1938, № 1. — С. 52 — 53.
  119. Ю.С. Философско-эстетический анализ современной советской музыкальной культуры. Дисс.. к.филос.н. М., 1989. — 189 с.
  120. Социальные функции искусства и его видов. М., 1980. — 312 с.
  121. В.В. Избранные статьи о М.И. Глинке. — М., 1955. 347 с.
  122. В.В. Статьи о музыке. Вып.1. М., 1974. — 289 с.
  123. М.К., княгиня. Впечатления моей жизни. «Искусство», Ленинградское отделение. — 1991 — 288 с.
  124. . М. Психология музыкальных способностей. М., 1947. — 340 с.
  125. Т.В. К вопросу об изучений) современного состояние смоленской свадьбы. // Культура. Искусство. Образование: проблемы и перспективы развития. Материалы междунар. научно-практич. конф. (Смоленск, 28 января 2003) Смоленск, 2003. — 260 с.
  126. Р. О музыкальной самодеятельности.// Советская музыка, 1951. № 9. С. 17.
  127. С.А. Ранние формы религии. М., 1990. — 380 с.
  128. Традиционные формы досуга: история и современность. М., 1993. — 239 с.
  129. А.Я. Просвещение и культура на Смоленщине (XIX начало XX веков). — Смоленск, 1999, — 208 с.
  130. Тульцева J1.A. Ритуально-праздничная культура в современном досуге.// Традиционные формы досуга: история и современность. М., 1993. -247 с.
  131. К.Д. Педагогические сочинения в 6 т. М., 1988 — 1990. Т. 4.- 420 с.
  132. Фохт-Бабушкин Ю. У. Художественная культура: проблемы изучения и управления. М., 1986. — 240 с.
  133. В.М. Диалектика взаимодействия социокультурных систем города и села. М. 1999. — 324 с.
  134. В.М., Чижиков В. В. Введение в социокультурный менеджмент.- М., 2003. 360 с.
  135. Т. Музыкальная культура: Экологический ракурс // Музыкальная академия № 2, 2002, С. 160 — 163.
  136. П.В. Русские народные песни.// Чтение в императорском обществе истории и древностей Российских. — М. 1868. Кн.1.
  137. Э.А. Наследие в проблемном поле исторической культурологии. // Культурология: от прошлого к будущему: К 70-летию Российского института культурологии. М., 2002 — 368 с.
  138. Ямвлих Халдинский. Жизнь Пифагора./ пер. с древнегреч. и коммент. В.Б. Черниговского/. М., 1997.
Заполнить форму текущей работой