Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Региональное своеобразие зауральских топонимических преданий

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Очевидно, что региональные/локальные различия могут распространяться не просто на содержательные и структурные частности, но и на типологию, на существенные черты жанровых систем и их разновидностей. Но такое размежевание — вплоть до права региона на свой жанр — происходит не всегда". В частности, в Зауралье одним из особо востребованных жанров являются предания, не столько исторические, сколько… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Структурные особенности и образная система топонимических преданий
    • 1. 1. Теория мотива в современной фольклористике
    • 1. 2. Роль топонимического мотива в формировании жанровой структуры преданий
    • 1. 3. Межжанровое взаимодействие топонимических преданий
  • Глава II. Художественные особенности топонимических преданий Зауралья
    • 2. 1. Пространственно-временная организация фольклорных произведений
    • 2. 2. Формы пространства и времени в топонимических преданиях, повествующих о жизни до прихода русских
    • 2. 3. Пространственно-временная организация топонимических преданий с мотивом «после прихода русских»
    • 2. 4. Сюжетообразующая роль дороги в топонимических преданиях

Региональное своеобразие зауральских топонимических преданий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Предания, как и другие фольклорные явления, имеют свою историю собирания и изучения. Древнейшие русские предания дошли до нас в «Повести временных лет», которая, по мнению О. М. Скрипиля, «сохранила типические исторические народные предания, правда, в несколько измененном виде» [181, с.25]. В Зауралье начало собирания преданий можно датировать XVIII веком. Тексты преданий записывались путешественниками, интересующимися жизнью страны. В этом отношении заслуживают внимания «Записки путешественника Фалька», «Путешествие по разным местам Российского государства» П. С. Палласа [96, 153]. Богатый материал по устным преданиям представлен в «Истории Сибири» Г. Ф. Миллера [135, 136]. Интерес к преданиям в это время был обусловлен прежде всего содержащимся в них конкретно-историческим и этнографическим материалом. Как произведения устного народного творчества они, по существу, не рассматривались. Объектом специального исследования фольклористов предания становятся только с усилением внимания к несказочной прозе в целом.

Фундаментальными исследованиями, посвященными преданиям, являются работы Н. А. Криничной, В. П. Кругляшовой, А. И. Лазарева, В .К. Соколовой, JI.E. Элиасова [116, 118, 121, 122, 189, 222]. Существенный вклад в изучение преданий внесла В. К. Соколова. В многочисленных работах она останавливается на исследовании соотношения национальных и общих элементов в преданиях, обращается к выявлению этнографических истоков сюжетов и образов преданий, выделяет основные типы исторических и топонимических преданий, рассматривает специфику рабочих преданий [190, 188, 187, 191, 186]. Обобщающей работой по жанру преданий является монография «Русские исторические предания», где В. К. Соколова анализирует общерусский фонд преданий с приведением славянских параллелей. Под преданием она понимает «передаваемую из поколения в поколение устную народную летописьосновное назначение их — сохранить память о важных событиях и деятелях истории, дать им оценку» [189, с.252]. Доминирующей функцией преданий признается познавательная, «.эстетическая функция имела для них (преданий — О.Г.) подчиненное значение. Важно было, что передать, а не как рассказатьдо слушателей надо было прежде всего донести самый факт и его смысл» [189, с.260]. В работе В. К. Соколова подробно исследует историю возникновения и поэтические особенности преданий. Изучение материалов приводит исследователя к выводу о том, что предания изначально «не выработали устойчивых форм повествования (с определенными зачинами, концовками, приемами развития действия), форма была свободной» [189, с.31]. Еще одной отличительной чертой преданий назван «показ общего, типического посредством частного, конкретного» [189, с.253]. Русские исторические предания В. К. Соколова распределяет по восьми основным циклам: 1. Ранние исторические предания. 2. Предания о борьбе с внешними врагами. 3. Предания об Иване IV (Грозном). 4. Предания о Петре I. 5. Предания о Ермаке. б. Предания о Разине. 7. Предания о Пугачеве. 8. Предания о разбойниках, борцах за социальную справедливость.

В отличие от работы В. К. Соколовой изучение жанровой природы преданий в работах А. И. Лазарева, В. П. Кругляшовой базируется на региональном материале. В монографии А. И. Лазарева «Предания рабочих Урала как художественное явление» основной чертой преданий называется «прошлое, но не вообще прошлое, а очень далекое прошлое, то, что стало таинственным и вызывает воображение. Сила и качество художественной образности здесь зависят не только от умения и способностей рассказчика (субъекта), сколько от значительности самого описываемого факта (объекта)» [122, с.67]. Исследователь подчеркивает эстетическую функцию преданий.

Предложенная им классификация преданий строится на основе четырех вопросов, отражающих историко-эмоциональные интересы народа:

1. Почему так называется? — Топонимические предания.

2. Откуда я (мы) и как все это произошло? — Генеалогические предания.

3. Кто мой враг и друг? В чем моё (наше) спасение? — Социально-утопические предания.

4. Что это? (о чудесных и непонятных явлениях) — Демонологические предания [122].

Эстетическая природа преданий как жанра подчеркивается и в работах В. П. Кругляшовой. Она отмечает, что «информативная функция преданий очевидна. Но выполнить свое информативное назначение предание могло и может только потому, что информативный аспект сочетается в природе преданий с аспектом эстетическим» [121, с.16]. Под преданием исследователь понимает «рассказ, в народном представлении заслуживающий доверия, о жизни в прошлые времена, о лицах, которых рассказчик не видел, о событиях, в которых не участвовал. Это рассказы о жизни, ставшей историей» [121, с.6]. В преданиях, по мнению В. П. Кругляшовой, содержится «не история как таковая, а народные представления об истории в ширбком понимании этого слова (включая историю труда)». Уральские предания она дифференцирует по семи тематическим группам внутри трех разделов:

I. Предания о новых землях и народах.

1. Тема Сибири и ее народностей в повествованиях в XV—XVII вв.

2. О чуди.

II. Предания о труде, о горнозаводском деле.

3. О богатстве уральских недр.

4. Тема богатырей-силачей в преданиях.

5. О заводчиках Демидовых.

III. О борьбе за социальную свободу.

6. Тема ссыльных, беглых и «разбойников» — «вольных людей».

7. Предания о Ермаке и Пугачеве [121].

В.П. Кругляшовой принадлежит большая заслуга не только в рассмотрении теоретических вопросов, связанных с жанром преданий, но и в собирании и публикации народной исторической прозы Урала [35, 36, 48, 49].

Жанровая специфика преданий на основе регионального материала (Восточной Сибири) рассматривается и в работах JI.E. Элиасова. Характерными чертами преданий исследователь считает обращенность в I прошлоеустановку на достоверность («отражают достоверные, в основе своей исторические явления») — неустойчивость художественной формымалую форму и познавательную функцию. JI.E. Элиасов провел систематизацию русских забайкальский преданий, распределив их по следующим восьми циклам: 1) предания генеалогические- 2) предания о заселении и освоении края- 3) предания о взаимоотношениях народов Восточной Сибири- 4) предания бытовые- 5) предания топонимические- 6) предания о природе и природных богатствах- 7) предания о явлениях природы- 8) предания об исторических лицах и событиях [222].

Суммируя вышеизложенные теоретические положения о жанровой природе преданий, можно прийти к выводу о том, что основной чертой преданий исследователи считают отражение и оценку исторических событий. Ведущей функцией преданий признается познавательная, однако В. П. Кругляшова, А. И. Лазарев подчеркивают эстетический характер преданий. Систематизация преданий в вышеназванных работах осуществлена на основе тематического принципа, что объясняет различия в предложенных классификациях, поскольку «тематическая классификация может варьироваться до бесконечности» [118, с.15]. Следовательно, тематический принцип не может быть признан ведущим для выявления генетических и структурных особенностей жанра, систематизации материала. Рассматривая балладу о Софье и Василии, В. Я Пропп выделяет несколько тем, каждая из которых может быть признана основной. Он подчеркивает, что понятие темы «неприменимо для научной классификации» [166, с.181]. «Всякая классификация, если она стремится быть научной, — подчеркивает В. Е. Гусев, -должна строиться не на эмпирическом выделении, не на произвольной компоновке видов, а должна исходить из объективно присущих предмету изучения свойств, составляющих его специфику и выделяющих его среди прочих предметов» [93, с. 103]. Дальнейшее изучение жанровых особенностей преданий, составление классификации народной исторической прозы преданий требовало иных подходов.

Альтернативным путем изучения несказочной прозы и жанра преданий, в частности, явилось морфологическое изучение. Впервые морфологический подход к изучению преданий предложила В. П. Кругляшова. Для анализа исследователь выбирает следующие единицы: тип сюжетасюжет (вариант сюжета, версия) — мотив: а) в составе сюжета, б) самостоятельный (вариант мотива, элемент мотива). Мотив, по определению В. П. Кругляшовой, — «это структурная часть сюжета, содержащая описание (устное) внешнего вида, особенности, удивительной детали, констатации признака, качества» [120, с.20]. Но выявленные В. П. Кругляшовой мотивы на проверку оказываются элементами образа персонажа, объекта действия, обстоятельства действия. Фактически под мотивом понимаются его структурные части. Мотив в целом в классификации В. П. Кругляшовой представлен на уровне сюжета (сравните: подтема: о людях необыкновенного (чудовищного) видасюжет: живут в землеумирают и вновь воскресают и т. д.). Такой «разнобой» (Н.А. Криничная) в классификации В. П. Кругляшовой объясняется неразработанностью методики выделения мотива в жанре преданий и вопроса о соотношении мотива и сюжета. Но, несмотря на некоторые неточности,.

В.П. Кругляшовой удалось показать, что сюжет и мотив составляют устойчивое ядро преданий как жанра.

Продолжила и уточнила данный подход к изучению преданий Н. А. Криничная. В сборниках «Северные предания. Беломор-Обонежский регион», «Предания Русского Севера» исследователь располагает материал не только по сюжетно-тематическому принципу, но и выделяет основные мотивы преданий. Цикл в конечном счете предстает как совокупность традиционных мотивов, скрепленных исторической основой произведения. Весь материал Н. А. Криничная распределяет по девяти циклам: 1) о заселении и освоении края- 2) о прежних аборигенах этого края («чуди») — 3) о предках-первонасельниках, родоначальниках («панах») — 4) о кладах- 5) о силачах- 6) о борьбе с внешними врагами- 7) о разбойниках- 8) о раскольниках- 9) об исторических лицах.

В обобщающей работе по жанру преданий «Русская народная историческая проза: вопросы генезиса и структуры» Н. А. Криничная выделяет следующие уровни анализа произведений: сюжет, понимаемый как комплекс мотивов, и мотив, определяемый как «сложное структурное единство, в котором определяющая роль принадлежит действию или состоянию, а определяемыми являются субъект, объект, обстоятельства действия или состояния, оказывающие в большей или меньшей степени влияние на основополагающий элемент — предикат» [118, с. 19]. Циклы преданий в исследовании, таким образом, представлены не как тематические группы, а как совокупность мотивов, «отражающих определенный аспект исторической действительности и находящихся между собой в специфическом единстве и взаимодействии» [118, с.14]. Только при таком рассмотрении преданий, по мнению Н. А. Криничной, цикл «сможет приобрести определенную устойчивость» [118, с.14]. Мотив рассматривается как составляющая часть сюжета и как объективная реальность, отражающая мировоззрение древнего человека. В своей работе мы будем придерживаться подхода, предложенного Н. А. Криничной. Основным структурным элементом преданий будем считать мотив.

Заслугой Н. А. Криничной является теоретическое обоснование изучения местной традиции преданий. Под преданием исследовательница понимает «локально-историческое произведение фольклора, обладающее своими структурно-типологическими особенностями» [40, с.15]. Следовательно, «при общей установке предания на историческую действительность объектом изображения в нем являются события местной истории» [40, с. 14]. Необходимость изучения местной традиции народной исторической прозы подчеркивала и В. К. Соколова: «Выделение только исторических преданий, конечно, в какой-то степени условнопредания, определяемые как исторические, по существу мало отличаются от так называемых местных преданий, в них часто используются одни и те же сюжеты и мотивы, различие заключается лишь в значительности события или лица, о которых рассказывается» [189, с.5].

Региональное исследование преданий актуально и в настоящее время в связи с постановкой проблемы общерусское — региональное — локальное. На значение регионального подхода к изучению разных фольклорных традиций этноса указывает Б. Н. Путилов. Исследователь обращает внимание на то, что черты общенационального фольклора вычленяются только из сопоставления множества локальных традиций этноса, собственно понятие «общенародное существует не как источник, но лишь как обобщение вариаций, следовательно — как некая абстракцияв реальности же региональные культуры варьируются по отношению друг к другу» [170, с. 159]. Изучение местных традиций позволяет показать не только существующие отличия в жанрах, которые зависят от уклада жизни и культуры региона, но и дает возможность проследить историю жанра, его развитие и изменение. Б. Н. Путилов отмечает:

Очевидно, что региональные/локальные различия могут распространяться не просто на содержательные и структурные частности, но и на типологию, на существенные черты жанровых систем и их разновидностей. Но такое размежевание — вплоть до права региона на свой жанр — происходит не всегда" [170, с.171]. В частности, в Зауралье одним из особо востребованных жанров являются предания, не столько исторические, сколько топонимические. Топонимы и связанные с ними топонимические предания являлись одним из способов культурного освоения и закрепления за своим этносом территории, что было особенно важно в иноэтническом окружении. Широкое распространение топонимических преданий в среде русских переселенцев отмечается и в Северном Казахстане. По мнению А. Д. Цветковой, «.в рассматриваемом регионе среди переселенцев практически не бытуют исторические предания (их записи делаются лишь в казачьих станицах). И это вполне объяснимо, так как предания связывают человека со своей землей и предками, а Казахстан стал новой для переселенцев территорией. А вот топонимические предания записываются повсеместно и отражают историю заселения региона, объясняют местные названия сел» [209, с.223]. Следовательно, культурно-экономические особенности регионов накладывают определенный отпечаток на жанровую систему. Поэтому интерес к изучению местной традиции народных преданий не угасает и в настоящее время. Об этом свидетельствуют исследования З. А. Алимирзаевой, Б. Г Ахметшина, Г. М. Ахметшиной, С. С. Бардахановой, В. Я. Бутанаева, Т. Г. Владыкиной, И. А. Голованова, C. JI Зухбы, Л. Ц. Малзуровой, В. А. Михнюкевича, О. Л. Наконечной, В. М. Никифорова, Н. А. Подгорбунских, Е. Л. Тихоновой, И. К. Феоктистовой [65, 70, 71, 72, 76, 84, 86, 90, 99, 128, 137, 138, 139, 141, 148, 156, 194, 204]. В данных работах на местном материале решаются проблемы дифференциации жанров несказочной прозы, систематизации и классификации материала. Интенсивная работа проводится по собиранию и публикации текстов преданий [14,15,16,21, 50].

Характеристика конкретной региональной традиции невозможна без учета исторических процессов, происходивших на определенной территории. История Зауралья — это прежде всего история освоения русскими переселенцами новых земель, история их взаимоотношений с местными народами. Заселение Зауралья русскими поселенцами проходило поэтапно. С 40-х гг. XVII века началось освоение северной части Зауралья. В это время основной колонизационный поток русских шел из восточного Поморья, Поволжья, Предуралья, Урала и таежного Зауралья. Интересное топонимическое и антропонимическое исследование в 20-х гг. XX в. провел известный зауральский краевед В. П. Бирюков, он отмечает: «О заселении из района Северо-Европейской части России говорят географические названияд. Кокшарова (старое название Котельнича), Колмогорцево (Холмогоры), Мезенка (Мезень), Печеркина (р. Печера), д. Пиньжакова (р. Пинега), д. Кайгородова (г. Кайгород), Каргаполье (Каргополь)». И далее: «Наиболее часто встречающиеся фамилии — Вагин, Ваганин, Ваганов, Важенин, Воженин — от реки Вага. Воложенин, Воложанин — от Вологды. Устюгов, Устюжанинот Устюга. Кевролетин — от с. Кевроль Архангельской обл., Пошехоновы — от г. Пошехонье и др.» [103, с.114]. В. П. Бирюков отмечал также почитание среди первых русских переселенцев северо-русских святых — Дмитрия Угличского, Артемия Веркольского, Прокопия Устюжского, Зосимы и Савватия Соловецких. Не случайно в фольклоре Зауралья сильны северно-русские черты, основной из которых является высокая степень архаики. На архаичность северно-русской традиции указывает Н. А. Криничная, аргументируя выбор северно-русских преданий в качестве опорных материалов для изучения истории становления жанра: «Севернорусская историческая проза обладает <.> уникальной полнотой сюжетов, наличием архаических форм эпического творчества» [118, с.28]. Особенно черты архаики сильны в среде старообрядцев, на что указывает В. П. Федорова: «Анализ имеющихся материалов позволяет сделать вывод о том, что до конца 30-х годов 20 века в среде двоедан сохранялись многие компоненты общинного быта, донесшие архаические, дохристианские верования» [201, с.59].

Во второй половине XVIII в. начинается освоение земель в южном направлении. Столь позднее освоение южных территорий по сравнению с северными историки объясняют высокой степенью конфликтности русских пришельцев с коренными народами, к которым относятся татары, пришедшие в эти края в XVI веке после присоединения Казанского ханства к России, башкиры, калмыки-торгоуты, киргиз-кайсаки. На первом этапе заселения особенно острыми были отношения русских с сыновьями изгнанного Кучума. Но во второй половине XVII века (с 60-х годов) «военно-политическая ситуация в южном Зауралье определялась в первую очередь взаимоотношением русских и башкир» [103, с. 105]. Это время характеризуется многочисленными башкирскими восстаниями. Последующий XVIII век также отмечен неспокойной военно-политической ситуацией — это время ожесточенных столкновений русских с башкирами и киргиз-кайсаками. Большое значение в освоении южных территорий, как указывает А. А. Кондрашенков, имело строительство Ново-Ишимской или Пресногорьковской пограничной линии в 1752—1755 гг. «Это строительство окончательно закрепило за русскими бассейн среднего течения реки Тобол и обеспечило в этом районе необходимые условия для экономического развития края» [109, с.140]. С этого момента начинается мирный период освоения зауральских земель.

Южное Зауралье — край неоднородный не только в этническом отношении, но и в национальном и конфессиональном. По своим географическим и климатическим характеристикам исследуемый регион был оптимальным районом для развития земледелия и скотоводства. Поэтому крестьянство являлось одной из основных категорий населения. Такое положение сложилось уже к началу XVIII века. «Вместе с бобылями они (крестьяне. — О.Г.) составляли 68,4% всего населения, а по количеству дворов -80%.» [103, с.160]. Крестьянство в Зауралье в XVIII в. было по преимуществу государственным. «По данным переписи 1762 г., в Исетской провинции было 889 душ крепостных крестьян, а в 1774 г. в Шадринском уезде крепостных насчитывалось 141 д. м. п., что составляло всего 1,6% всего крестьянского населения» [103, с. 164]. Крепостные крестьяне относились к южным районам Зауралья, которые входили в состав уездов европейских губерний, — Пермской и Оренбургской. В 50 — 60-е гг. XVIII в. появляется еще одна категория крестьянства — приписные крестьяне. Эта группа населения, проживавшая в Приисетье, тесно связана с развитием горнозаводского Урала. В Притоболье таковые отсутствовали.

Второй по численности была группа служилого населения. К началу XVIII века она составила 14,2%. «Их присутствие объяснялось необходимостью военного противостояния с кочевниками» [103, с.160]. Среди них выделяется еще одна категория населения — казаки, проживавшие на юго-западе региона по течению реки Уй. Казачьи поселения входили в состав Челябинского уезда Оренбургской губернии. Казаки появились здесь с 40-х гг. XVIII века и составляли 17% от всего населения Челябинского уезда. К 80-м годам XVIII века в связи с уменьшением военной опасности сокращается доля военных.

Одновременно с началом заселения Зауралья появляются и ссыльные. Ссылка принимает массовые масштабы во второй половине XVIII века. «Построение новой линии оборонительных укреплений потребовало организации путей сообщения. Строительство притрактовых деревень для обеспечения ямской гоньбы, сохранение и ремонт трактов были организованы правительством в принудительном порядке» [103, с.232]. Ссылали крепостных и государственных крестьян, солдат и офицеров, дворян и мещан. По мнению большинства исследователей, ссыльные были важным элементом формирующегося населения Сибири. Так, благодаря сосланным сюда в 50−60-х годах XVII века протопопу Аввакуму, попу Лазарю и другим противникам вводимых обрядов и исправленных книг в Южном Зауралье как части Сибири формируется наиболее радикальное течение, не приемлющее поповства. В этой среде распространились такие формы протеста, как самосожжения или гари. По численности раскольников территория Курганской области к 1840-м годам являлась второй по России. Только в современном Шатровском районе к концу XVIII в. образовался достаточно большой круг сел, связанных со старообрядчеством: Бархатово, Ирюмская, Яутла, Помалово, Самохвалово, Ильино, Дружинине, Саламатово, Широково, Мостовка, Ключи и др. Наиболее значительный из них — Ирюмский старообрядческий центр, выступавший в роли хранителя и распространителя старообрядческой культуры. Изучению старообрядческого движения в Зауралье посвящены работы Н. Н. Покровского, А. Т. Шашкова [157, 158, 217]. К исследованию фольклора зауральских старообрядцев обращается В. П. Федорова, которая подчеркивает особую значимость устного слова в среде старообрядцев: «Первые записи фольклорно-этнографического материала, сделанные старообрядцами, связаны с двумя задачами. Первая: с помощью устного предания показать святость, подлинность дониконианской русской христианской веры. Вторая: создать образ истинного, идеального борца (страдальца) за свет „древлего“ благочестия» [201, с. 160].

Таким образом, социальный и конфессиональный состав мигрирующего населения был далеко неоднородным: крестьяне, казаки, старообрядцы. Каждая из этих групп населения несла свой фольклор, который со временем стал составной частью местной фольклорной традиции. Важно отметить, что зауральские предания осмысляют не только историю заселения края, межэтнические взаимоотношения, но и более поздние исторические события: пугачевский бунт, башкирские восстания, колчаковское движение и др.

В отличие от исторических преданий топонимические могут быть не связаны с историческими событиями. Топонимы и связанные с ними предания «несут представление о ландшафте <.> местности — своеобразии ее традиционной культуры, природных, хозяйственных, этноязыковых и селенческих особенностях» [105, с. 13]. Существование различных способов толкования топонимов свидетельствует о широкой распространенности топонимических преданий. Они составляют значительный пласт несказочной прозы. Несмотря на их широкое бытование, специальные исследования по топонимическим преданиям немногочисленны. Особое внимание уделяется национальной или региональной специфике произведений. Структурные и поэтические особенности топонимических преданий остаются вне поля зрения исследователей.

К изучению особенностей топонимических преданий ' обращалась В. К. Соколова [191]. Она выделила три типа объяснения топонимов: 1) топонимы, которые образованы от имен местных жителей- 2) топонимы, которые связаны с местными историческими событиями, случаями с известными лицами, с местными происшествиями и обычаями- 3) топонимы, образованные от слов, произнесенных кем-то в данном месте. В отдельную группу преданий В. К. Соколова выделяет топонимические предания, в которых отмечаются мифологические образы и мотивы.

Процесс образования топонимических преданий рассматривает и А. И. Лазарев в работе «Предания рабочих Урала как художественное явление». Заслуживает внимания замечание исследователя о художественных особенностях преданий. В зависимости от характера повествования он выделяет два вида топонимических преданий: предания, которые рассказываются с чисто «утилитарной целью», где вымысел минимален, и предания, в которых объект названия служит поводом для поэтического рассказа. Базируясь на уральских топонимических преданиях, А. И. Лазарев выявляет устойчивые мотивы, образующие сюжет произведений.

Реализация мифологических мотивов в топонимических преданияхпредмет научного внимания И. А. Голованова. Объектом его изучения являются топонимические предания, образованные от иноязычных топонимов, которые «в силу своей семантической непрозрачности, „туманности“, необычной лингвистической формы, а в ряде случаев благодаря фонетической благозвучности <.> вызывали и вызывают у фольклороносителей дополнительный эстетический интерес» [89, с. 8].

Материалу карпатских топонимических преданий посвящено исследование В. В. Сокила, в котором автор выявляет содержательный состав топонимических преданий украинцев Карпат, обращает внимание на региональную окраску международных сюжетов и мотивов [184]. В работе В. В. Сокила наряду с топонимическими преданиями выделяются и топонимические легенды. При этом термины «легенда» и «предание» в работе употребляются как синонимы, что говорит о малоизученности жанровой специфики топонимических преданий. Топонимические «легенды» приводит и В. Н. Евсеев в работе «Народная проза юга Тюменской области» [14].

В последнее время активно публикуются топонимические предания отдельных регионов. Для нас представляют интерес следующие работы: К. В. Пьянкова, К. М. Старикова «Фольклорная топонимия Костромской области», «Топонимические предания Воронежской области», E.JI. Березович «» Чужаки" в зеркале фольклорной ремотивации топонимов" [37, 44, 81]. Но обобщающей работы по структурным и поэтическим особенностям топонимических преданий нет. С этим связана актуальность исследования. Кроме того, до сих пор в фольклористике отсутствует четкость в классификации несказочной прозы, частью которой являются топонимические предания, нет единых критериев жанровой дифференциации в рамках повествований несказочного характера. Все это влечет за собой терминологическую многоголосицу. Такое положение создает необходимость дальнейшего теоретического осмысления проблемы жанров несказочной прозы, в том числе и топонимических преданий.

Не разработан и вопрос внутрижанровой классификации топонимических преданий. До сих пор ведущим классификационным принципом избирался тематический, что затрудняло систематизацию преданий.

Нерешенной остается проблема регионального функционирования преданий в Зауралье. Не выявлен сюжетно-мотивный фонд зауральских топонимических преданий.

Объект исследования: топонимические предания Зауралья.

Предмет исследования: региональная специфика топонимических преданий Зауралья, их структурные особенности и сюжетно-мотивный состав.

Материалом для исследования послужили опубликованные сборники текстов преданийархивные материалы ГАСО, архивные материалы Курганского государственного университета (кафедры фольклора и древней литературы), архив автора работы, фонды РГО, опубликованные историко-этнографические исследования (работы П. С. Палласа, Г. Ф. Миллера, А. А. Кондрашенкова, В. В. Менщикова, Г. Г. Павлуцких, В.А. Никитина). Использованные тексты записаны в основном в северной части Зауралья. Для уяснения некоторых типологических вопросов зауральские предания сопоставляются с аналогичным материалом Русского Севера, Урала, Сибири. Кроме того, исследование потребовало обращения к широкому кругу произведений несказочной прозы других регионов, что расширило источниковедческую базу до 500 единиц.

Цель данной диссертации — выявить региональную специфику топонимических преданий Зауралья, исследовать их художественные особенности.

Для достижения цели исследования в работе ставятся следующие задачи:

1) исследовать топонимические предания в аспекте жанровой классификации несказочной прозы;

2) изучить жанрово-стилевые особенности топонимических преданий Зауралья;

3) проанализировать особенности пространственно-временной организации топонимических преданий;

4) рассмотреть соотношение мифологического и конкретно-исторического осмысления действительности в топонимических преданиях;

5) выявить и систематизировать региональный сюжетно-мотивный фонд топонимических преданий.

Методологическую базу исследования определяют труды ведущих теоретиков, посвященные изучению фольклорного жанра: В. П. Аникина, П. Г. Богатырева, В. Я. Проппа, Б. Н. Путиловатеоретические положения о системе несказочной прозы, изложенные в трудах С. Н. Азбелева, В. П. Аникина, Е. С. Новик, Э. В. Померанцевой, К. В. Чистоваисследования по теории жанра преданий (работы Н. А. Криничной, В. П. Кругляшовой, А. И. Лазарева, В.К. Соколовой) — исследования по теории мотива (труды А. Н. Веселовского, Н. А. Криничной, Е. М. Мелетинского, С. Ю. Неклюдова, В. Я Проппа, Б. Н. Путилова, О.М. Фрейденберг) — теоретические положения по пространственно-временной организации фольклорных произведений (исследования Е. Б. Артеменко, М. М. Бахтина, С. Ю. Неклюдова, В. Н. Топорова, В.А. Черваневой).

Методы исследования. Помимо общенаучных методов анализа, синтеза, обобщения и систематизации, в работе использован сравнительно-типологический метод с целью выявления сюжетно-мотивного фонда топонимических преданий, а также элементы структурно-семантического и структурно-семиотического методов.

Научная новизна исследования заключается в следующем: 1) в научный оборот вводятся неопубликованные архивные материалы, в том числе записанные автором;

2) в диссертации разработан подход к исследованию жанровой природы топонимических преданий и их внутрижанровой классификации;

3) впервые в качестве самостоятельного объекта исследования рассматриваются топонимические предания с точки зрения их пространственно-временной организации;

4) выявлен сюжетно-мотивный фонд топонимических преданий Зауралья с проникновением в его семантическое ядро;

5) в диссертации осуществлен анализ мифологического и конкретно-исторического планов повествования.

Теоретическое значение исследования состоит в признании топонимических преданий самостоятельным жанром, имеющим специфические функции и структурные особенности. Диссертация углубляет и расширяет научные представления о внутрижанровой системе топонимических преданий, их взаимодействии с другими жанрами несказочной прозы.

Практическая ценность определяется тем, что материалы исследования могут быть использованы при разработке учебных курсов по фольклору на филологических факультетах высших учебных заведений, а также при разработке спецкурсов по несказочной прозе.

Положения, выносимые на защиту: ^.

1. Основными критериями разграничения жанров несказочной прозы являются функциональная установка, отношение к действительности (угол зрения на действительность) и пространственно-временная организация произведения.

2. Предания как вид несказочной прозы отвечают за осмысление событий местной истории. Время преданий — это историческое прошлое, пространство или место действия — определенная территория. Общая целевая установка преданийосмысление местной истории, делится на более конкретные — осмысление и оценка исторических лиц и событий, истории локуса, семьи, (рода). В соответствии с целевой установкой выделяется три жанра преданий: исторические, топонимические и семейные. Каждый из жанров имеет свои структурные и поэтические особенности.

3. Топонимические предания — самостоятельный жанр, имеющий специфические функции и структурные особенности.

4. Пространственно-временная организация топонимических преданий несет черты мифологического и конкретно исторического осмысления действительности.

5. Соотношение общерусского и регионального содержания находит выражение в специфике оформления сюжетно-мотивного состава топонимических преданий.

Апробация работы. Основные теоретические положения диссертации и результаты исследования были представлены в виде докладов на межвузовской научно-практической конференции «Слово в контексте времени» (Курган, 2004), на XIII Научном семинаре «Народная культура Сибири» Сибирского регионального вузовского центра по фольклору (Омск, 2004), на межрегиональной научно-практической конференции «II Зыряновские чтения» (Курган, 2004), на международной научно-практической конференции «Культура провинции» (Курган, 2005), на IV Международном Евразийском форуме «Евразия: народы, культуры, социумы» (Астана, 2005), на межрегиональной научно-практической конференции «III Зыряновские чтения» (Курган, 2005), на всероссийской научной конференции с международным участием «III Лазаревские чтения. Традиционная культура сегодня: теория и практика» (Челябинск, 2006), на международной научно-практической конференции «Сибирская деревня: история, современное состояние и перспективы развития» (Омск, 2006), на II Межрегиональной научно-практической конференции «Шадринские чтения» (Шадринск, 2006).

По теме диссертации опубликовано 12 статей.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Топонимические предания составляют значительный пласт произведений зауральской фольклорной традиции. В соответствии с современными принципами классификации фольклорной прозы они могут быть выделены в самостоятельный жанр вида преданий, относящегося к области внеобрядовой прозы, к разделу несказочной прозы. Предания как вид направлены на осмысление событий местной истории: «это устная хроника одного селения или группы селений, объединенных общностью социально-экономических и культурно исторических условий развития» [40, с. 14]. Общевидовая установка преданий подразделяется на более конкретные — осмысление и оценка исторических лиц и событий, истории локуса, семьи, (рода). В соответствии с целевой установкой выделяется три самостоятельных жанра — исторические, топонимические и семейные предания. Каждый жанр имеет определенную функцию, а также свои структурные и поэтические особенности. Основная функция топонимических преданийосмысление человеком окружающего пространства и себя в нем. Структуру топонимических преданий организует топонимический мотив, объясняющий названия географических объектов. Он является отправной точкой для развития сюжета, от него зависит выбор остальных образов и мотивов.

Исследование топонимического мотива позволяет сказать о том, что сюжетообразующее значение он имеет только в топонимических преданиях. В структуре других жанров и видов несказочной прозы, в частности, в быличке и легенде он статичен, то есть не образует сюжета произведения. В быличке он необходим для характеристики места действия. Назначение топонимического мотива в местной легенде заключается в доказательстве сакрального статуса локуса и святости героя. Кроме того, локус и связанный с ним топонимический мотив служит поводом для рассказа о местном святом.

В работе выявляются механизмы межжанрового и межвидового взаимодействия и сопряжения топонимических преданий. Мы исходим из того, что для преданий как вида характерно рационалистическое осмысление окружающего мира (в нашем случае пространственных локусов). В отличие от преданий былички и легенды направлены на объяснение необычных явлений и событий. Своеобразие былички определяется ее содержанием, основу которого составляет столкновение человека с потусторонним миром. Быличка объясняет необычные явления с точки зрения языческих представлений. О необыкновенных событиях повествует и легенда, но в аспекте христианского мировоззрения. Необходимость осмыслить необычные природные качества географического объекта или непонятные названия (иноязычные топонимы) явилась, на наш взгляд, основой включения мотивов и образов быличек и легенд в структуру топонимических преданий. Элементы быличек и легенд подчиняются основной установке предания — осмыслить окружающее человека пространство, поэтому самостоятельного сюжетообразующего начала не имеют.

Исследование регионального материала позволило выделить 13 версий топонимического мотива. Основу большинства преданий составляет топонимический мотив, объясняющий название именем, фамилией или прозвищем человека. Второй по численности группой являются топонимические предания, основанные на народной этимологии. Частотны топонимические предания с мотивом, объясняющим название особенностями природного и животного мира края.

Анализ структуры топонимических преданий показал, что основным их жанровым показателем является пространственно-временная организация. На образы пространства и времени в топонимических преданиях оказывает влияние сосуществование в структуре произведения элементов различных эпох. Топонимические предания, как и многие фольклорные жанры, исторически многослойны.

Важным свойством пространственно-временных характеристик топонимических преданий является оценочный аспект. Аксиологическая неоднородность пространства и времени задана основной архаической оппозицией «свой-чужой», которая актуализируется в топонимических преданиях в связи с горизонтальным членением мира.

Кроме того, образы пространства и времени являются основными критериями внутрижанрового разграничения топонимических преданий. На основе данных категорий зауральские топонимические предания, четко делятся на две внутрижанровые группы: 1) предания, повествующие о крае до прихода русских- 2) предания, с мотивом «после прихода русских».

В первой группе преданий время едино и монолитно. Это время жизни мифических героев — чуди и древних кочевых народов. Рассказчикам важно подчеркнуть, что события, происходившие здесь, были до них. Но мифическое время имеет выход в настоящее через мотив культурного героя. Следы деятельности, оставленные коренными этносами, помогают русским поселенцам освоить ремесло, необходимое для выживания в новых условиях.

Основными пространственными образами являются древние захоронениякурганы, связанные с подземным пространством. В мифологической модели мира подземное пространство — это иной мир. Пространство первой группы преданий замкнуто. Между миром мертвых исконных народов края и миром живых, пришедших сюда русских, устанавливается жесткая граница как в вертикальном, так и в горизонтальном отношении.

Необычный облик коренных жителей (чуди), по нашим наблюдениям, объясняется устройством иного мира. В языческих верованиях иной мир прямо противопоставлен земному миру. Отрицание всех основных параметров, характеризующих пространство человека, — один из главных приемов описания загробного мира. Отсюда отрицание человеческой внешности в образе чуди в преданиях.

Сопоставление разных традиций преданий о чуди (Русского Севера, Урала,.

Сибири и Зауралья) позволяет говорить о постепенном сужении мотивного фонда преданий. Наиболее полно он представлен на Русском Севере. В Зауралье мотивный состав минимален, что говорит о постепенном затухании традиции преданий о чуди. В настоящее время предания о чуди в Зауралье не зафиксированы, но отмечается бытование мотива самопогребения. Под землю уходят коренные народы, этническая принадлежность которых не указывается. Мотив самозахоронения может быть не связан с определенными географическими реалиями (древними могильниками), что говорит об утрате исконной семантики мотива. Появление курганов в зауральской традиции, как правило, объясняется деятельностью кочевых народов. В отличие от чуди в образе кочевников сильны реалистические черты, что объясняется более поздним временем создания преданий, а также непосредственным их соседством с русскими поселенцами. Придя на новые территории, русские наблюдают за жизнью коренных жителей Зауралья. Уклад их жизни и традиции легли в основу преданий о названиях курганов.

Исследование специфики пространственно-временной организации второй группы преданий позволяет сделать следующие выводы: вторая группа преданий содержит иной образ времени — это время историческое, немонолитное, разделяющееся на отдельные отрезки, нередко связанные с конкретными историческими событиями и личностями. Историческое время линейно: оно связывает прошлое с настоящим. Вместе с тем оно несет черты мифологического, к которым относится, в частности, резкая отмеченность начала создания локуса.

На смену подземному пространству приходят наземные локусы. Образ пространства строится по принципу концентрических кругов, постепенно расширяющихся от центра. Это свидетельствует об относительной открытости пространства, что соответствует открытому характеру исторического времени. Открытость времени и пространства дает возможность творить, оставлять свой след в истории определенного локуса. Главное внимание в преданиях фиксируется на границе своего обжитого пространства. Существенная черта границыподвижность.

Осмысление отношений русских и коренных народов — одна из ведущих тем преданий данной внутрижанровой группы. Основными мотивами являются мотивы мирного сосуществования и столкновения двух этносов. Обращает на себя внимание широкое бытование топонимических преданий, основанных на иноязычных топонимах. Сохранение названий, задолго существовавших до прихода русских, объясняется стремлением переселенцев освоить окружающее пространство с учетом опыта местных народов. Иноязычные топонимы несли информацию о жизни аборигенов, об особенностях географических объектов и тем самым предопределяли поведение человека в определенном месте. Кроме того, иноязычные топонимы и связанные с ними предания говорят о стремлении русских вписать историю своего этноса в историю земли зауральской.

Одним из основных пространственных образов, организующих текст топонимических преданий о заселении края, является образ дороги. Дорога выступает связующим звеном между центром и Зауралья. Образ дороги — средство изображения освоения Сибири и занятий людей на новой земле. Дорога является объединяющим началом: по дороге в соответствии с историческими реалиями в Сибирь, на Урал и в Зауралье проходят люди, отличающиеся по социальному, этническому и конфессиональному признаку. В преданиях об укоренении переселенцев на новых землях роль образа дороги уменьшается. На смену магистральному образу пути-дороги по фольклорному закону ступенчатого сужения образов приходят множество мелких дорог между отдельными пространственными локусами на зауральской земле. Акцент смещается на образ обжитого пространства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Источники1. Архив автора работы.2. Архив В. П. Федоровой.
  2. , А. Деревня с тройным названием Текст. / А. Астафьев. И Красный Курган. 1959. — 25 февраля. — С.4.
  3. , А. Киргизское болото Текст. / А. Астафьев. // Красный Курган. 1959. — 14 июня. — С.4.
  4. , А. Мамонтова тропа Текст. / А. Астафьев. // Красный Курган. -1958. 30 августа. — С.4.
  5. , А.У. Уходящей жизни след Текст.: краеведческий сборник / А.У. Астафьев- сост. JI.A. Астафьева. Юргамыш, 1998. — 178с.
  6. Библиотека РАН Ф. № 1. Здобнов Н. В., п. № 53, д. «Легенды о Шадринском крае».
  7. , Л. Двоедане после бани. умываются Текст. / Л. Борисова // Шадринский курьер. -1998. 31 марта. — С.З.
  8. , О. От крепости до станицы. Легенды зауральской земли Текст. / О. Бунин // Новый мир. 2000. — 24 мая. — С.4.
  9. , О. Потому и Глядянка Текст. / О. Бунин // Новый мир. 2000. -15 апреля. — С.9.
  10. , Б. Легенды седого Иртыша Текст. / Б. Галязимов. -Свердловск: Средне-Уральское книжное изд-во, 1987. 176с.
  11. Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым
  12. Текст. / Под ред. А. А. Горелова. СПб.: Тропа Троянова, 2000. — 432с.
  13. , В.Н. Народная проза юга Тюменской области (Ишим и Приишимье) Текст.: учебное пособие / В. Н. Евсеев. Ишим: Изд-во ИГПИ им. П. П. Ершова, 2004. — 280 с.
  14. Забайкальские предания о «благородном разбойнике» Ивченко. Из записей В. П. Зиновьева Текст. / М. Р. Соловьева // Живая старина. 2003. — № 3.- С.52−54.
  15. , Н.Н. Из рассказов о Плещеевом озере Текст. / Н. Н. Иванов // Живая старина. № 4. — 1999. — С.7−8.
  16. , В.И. Русские исторические песни Текст.: хрестоматия /
  17. B.И. Игнатов. М.: Высшая школа, 1970. — 255с.
  18. , В. О старинных названиях Текст. / В Иовлева // Авангард. -1992.-25 ноября.-С.2.
  19. Исторические песни Текст. / Сост., вступ. ст., подгот. тестов и коммент. С. Н. Азбелева. М.: Русская книга, 2001. — 528с.
  20. В.П. Бирюкова, фонд Р 2266, № описи — 1, № дела — 126.
  21. , Н.Е. Несказочная проза Муромского района Текст. / Н. Е. Котельникова // Живая старина, — № 2.- 2005. С.21−24.
  22. , Н.А. Предания Русского Севера Исслед. и тексты. / Н. А. Криничная- АН СССР, Карел, фил., Ин-т яз., лит. и истории. СПб.: Наука :
  23. C.-Петербургское отд-ние, 1991. 325с.
  24. , Г. М. Современное бытование несказочной прозы в Юргамышском районе Текст.: дипломная работа: / Г. М. Малоземова.- Курган, 2003.-75с.
  25. , В. Кокуй Текст. / В. Мещеряков // Сельская новь. 1966.- 28 апреля. С. 6.
  26. Мифологические рассказы русского населения Восточной Сибири: Текст.: сборник / Сост. В. П. Зиновьев., отв. ред Р. П. Матвеева. Новосибирск :
  27. Наука. Сиб. отд-ние, 1987. -400с.
  28. , А., Мужагитов, М. Откуда мы есть? (из истории Сафакулева) Текст. / А. Мужагитов, М. Мужагитов // Трудовая слава. 1987. — 29 октября. — С.2.
  29. Народная проза Текст.: сборник / Сост., вступ. ст., подгот. текстов и коммент. С. Н. Азбелева. М.: Сов. Россия, 1992. — 605с.
  30. , Л.П. Исетская глубинка. Краеведческие записки по истории Шадринского района Текст. / Л. П. Осинцев. Шадринск: изд-во шадринского П.О. «Исеть», 1995. — 138с.
  31. Пермский сборник. Повременное издание Д. Д. Смышляева. Книжка 1-ая Текст. М.: Типография Лазаревского института Восточных языков, 1859.
  32. , С. В звучании старинных географических наименований столько тайны в каждом слове Текст. / С. Плотников // Зауралье. 1998. — 16 июля. — С. 1−2.
  33. , С. Это наши корни / С. Плотников // Рассвет. -1991.-5 февраля. С. 2.
  34. , В.А. Легенда о Царевом городище Текст. / В. А. Плющев // Земля Курганская: прошлое и настоящее: краеведческий сборник. 1990. — Вып. 1. — С.63−67.
  35. Предания и легенды России / Сост., авт коммент. А. В. Митаев. М.: Русский язык, 1992. — 112с.
  36. Предания и легенды Урала Текст.: фольклорные рассказы / Сост., вступ. слово и коммент. В. П. Кругляшовой. Свердловск: Средне-Уральскоекнижное изд-во, 1991. 288с.
  37. Предания реки Чусовой Текст.: ученые записки / Сост. и автор статей В. П. Кругляшова. Свердловск, 1961. — Вып. 18 (фольклорный). — 95с.
  38. , К.В., Старикова, К.М. Фольклорная топонимия Костромской области Текст. / К. В. Пьянкова, К. М. Старикова // Живая старина.-№ 3. 2005. — С.12−14.
  39. Русские народные исторические песни о крестьянских войнах и восстаниях Текст. / Под ред. А. Н. Лозановой. М.- Л.: Изд — во АН СССР, 1956. -206с.
  40. Северные предания: Беломор.-Обонеж. регион Текст. / Изд. подгот. Н. А. Криничная. Л.: Наука, Ленинградское отд-ние, 1978. — 254с.
  41. , А. Ивановская ярмарка в шадринском уезде Текст. / А. Серафимов // Шадринская старина: альманах краеведческий. Шадринск: Изд-во Шадринского пед. института, 1994. — С. 96−97.
  42. , Б. Истории родного края Текст. / Б. Сергеев // Трудовая слава. 1980.- 7 октября. — С.4.
  43. Слово о полку Игореве Текст. / Дослов. и объясн. пер. с древнерус- вступ. статья и примеч. Д. Лихачева. -М.: Худ. лит., 1999. -222с.
  44. Топонимические предания Воронежской области Текст. / Науч. ред. Т. Ф. Пухова. Воронеж: Воронежский гос. ун-т, 2001. — Вып. 1. — 74 с.
  45. Урал в его живом слове. Дореволюционный фольклор Текст. / Собрал и сост. ВЛ.Бирюков. Свердловск, 1953. — 289с.
  46. , Г. Любимый уголок земли Текст. / Г. Фазылова // Новый мир. 2005. — 25 мая. — С.4.
  47. Фольклор на родине Д.Н. Мамина-Сибиряка (в уральском горнозаводском поселке Висим) Текст. Свердловск, 1967. — 301с.
  48. Фольклор Урала. Народная проза Текст. / Под ред. В .П. Кругляшовой.- Свердловск: Уральский гос. ун т, 1976. — 100с.
  49. , Н.Б. Легенды и предания села Пустынь Нижегородской области Текст. / Н. Б. Храмова // Живая старина.- № 4.- 2005. С.54−57.1. Словари и справочники
  50. , В.И. Толковый словарь живого великорусского языка Текст. В T.IV. P-V / Владимир Даль. М.: Русский язык, 1980. — 633с.
  51. Мифы народов мира Текст.: энциклопедия. В 2 т. Т.1: А-К / Под ред. С. А. Токарева. М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. — 617с.
  52. Мифы народов мира Текст.: энциклопедия. В 2 т. Т.2: К-Я / Под ред. С. А. Токарева. -М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. 719с.
  53. Мифы русского народа Текст. / Е. Левкиевская. М.: ООО «Изд-во Астрель»: ООО «Изд-во ACT», 2004. — 477с.
  54. , С.И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов Текст. / С. И. Ожегов — под ред. чл.-корр. АН СССР Н. Ю. Шведовой. 20-е изд., стереотип. -М.:Рус.яз., 1998.-750с.
  55. Славянская мифология Текст.: энциклопедический словарь. М: Международные отношения, 2002. — 510с.
  56. Славянские древности Текст.: этнолингвистический словарь. В 5 т.
  57. Т. 2. Д-К (Крошки). М.: Международные отношения, 1998. — 698с.
  58. Фразеологический словарь русского языка: Свыше 40 000 словарных статей Текст. / Л. Войнова, В. П. Жуков, А. И. Молотков, А. И. Федоров — под ред. А. И. Молоткова. Изд-е 5-е, стериотип. — СПб.: Вариант, 1994. — 554с.
  59. , Н.С. Краткая энциклопедия славянской мифологии: Ок. 1000 статей Текст. / Н. С. Шапарова. М.: ООО «Изд-во ACT» — ООО «Изд-во Астрель» — ООО «Русские словари», 2003. — 624с.
  60. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона в 86 томах, 18 901 907 (тематическая выборка) Текст. Электронный ресурс. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2004.1. Научные исследования
  61. , Р.А. Страны и народы: происхождение названий Текст. / Р. А. Агеева. М.: Наука, 1990. — 256с.
  62. , С.Н. Вступительная статья к сборнику «Русская народная проза» Текст. / С. Н. Азбелев // Русская народная проза. -М., 1992.- С.5−28.
  63. , С.Н. Отношения предания, легенды, сказки к действительности (с точки зрения разграничения жанров) Текст. / С. Н. Азбелев // Славянский фольклор и историческая действительность. М.- Л., 1965. — С. 5−25.
  64. , С.Н. Проблемы международной систематизации преданий и легенд Текст. / С. Н. Азбелев // Русский фольклор [Материалы и исследования]. Т. X. Специфика фольклорных жанров. -М.- Л., 1966.- С. 176−195.
  65. , З.А. Историзм и художественность преданий табасаранцев Текст.: дис.. канд. филол. наук: 10.01.09 / Земфира Абдурашидовна Алимирзаева. Махачкала, 2004.- 164 с.
  66. , В.П. Русское народное творчество Текст.: учебник / В. П. Аникин. М.: Высшая школа, 2001. — 728с.
  67. , В.П. Теория фольклора Текст.: курс лекций / В. П. Аникин. -2-е изд., доп. М.: КДУ, 2004.- 432 с.
  68. , В.П. Художественное творчество в жанрах несказочной прозы (к общей постановке проблемы) Текст. / В. П. Аникин // Русский фольклор [Материалы и исследования]. Т. 13. Русская народная проза. JI.: Наука, Ленинградское отд-ние, 1972. -С.6−1.
  69. , А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов Текст. В 3 т. Т. 1 / А.Н. Афанасьев-М.: Современный писатель, 1995.-414с.
  70. , Б.Г. Несказочная проза Горнозаводского Башкортостана и Южного Урала Текст. / Б. Г. Ахметшин.- Уфа: Изд-во Башкирского ун-та, 1996. -192с.
  71. , Б.Г. Горнозаводской фольклор Башкортостана и Урала Текст. / Б. Г. Ахметшин. Уфа: Китап, 2001. — 288с.
  72. , Г. М. Башкирские исторические предания Текст.: дис. канд. филол. наук: 10.01.09 /Гузель Марсовна Ахметшина. Уфа, 2004.- 157с.
  73. , М.Р. Устный народный рассказ: Функциональная природа жанра Текст.: дис.. канд. филол. наук: 10.01.09 / Маргарита Ранальдовна. Базилишина. Иркутск, 1997. — 461 с.
  74. , А.К. Ритуал: свое и чужое Текст. / А. К. Байбурин // Фольклор и этнография. Проблемы реконструкции фактов традиционной культуры.- Л.: Наука, 1990. С. З-17.
  75. , М.Г. Топонимическая конверсия географических аппелятивов Текст.: автореф. дис.. канд. филол. наук: 10.02.01 / Марина Геннадьевна Бакшеева. Тюмень, 2001.- 18с.
  76. , С.С. Система жанров бурятского фольклора Текст. / С. С. Бардаханова. Новосибирск: Наука, Сибирское отд-ние, 1972. — 238с.
  77. , М.М. Время и пространство в произведениях Гете Текст. / М. М. Бахтин //Эстетика словесного творчества / Сост. С. Г. Бочаров. 2-е изд. -М.: Искусство, 1986. -С.216−249.
  78. О.В. «Чужие» в Полесье Текст. / О. В. Белова // Живая старина. № 3. — 2000. — С.9−10.
  79. , Н.А. Смысл истории Текст. / Н. А. Бердяев. М.: Мысль, 1990.-173с.
  80. , Е.Л. «Чужаки» в зеркале фольклорной ремотивации топонимов Текст. / Е. Л. Березович // Живая старина.- № 3.- 2000. С.3−5.
  81. Бирюковское наследие Текст. В 2 т. Т. 2: В. П. Бирюков в периодической печати г. Шадринска 1917−1954 гг. / Сост. В. Н. Бекетова,
  82. A.M. Бритвин. Шадринск: Изд-во ПО «Исеть», 2003. — 108с.
  83. , П.Г. Фольклор как особая форма творчества Текст. / П. Г. Богатырев // Богатырев, П. Г. Вопросы теории народного искусства. М.: Искусство, 1971.-С.369−384.
  84. , В.Я. Хакасский исторический фольклор Текст. /
  85. B.Я. Бутанаев, И. И. Бутанаева. Абакан: Изд-во Хакасского гос. ун-та им. Н. Ф. Катанова, 2001.- 146 с.
  86. , А.Н. Историческая поэтика Текст. / А. Н. Веселовский. -М.: Высшая школа, 1989. 404с.
  87. , Т.Г. Удмуртский фольклор: Синкретизм и функциональная специфика жанров Текст.: дис.. д-ра филол. наук: 10.01.09. / Татьяна Григорьевна Владыкина. Ижевск, 1998. — 431с.
  88. , И.С. Поэтика топонимических преданий Текст. / И. С. Возжаева // II Лазаревские чтения: Материалы Всероссийской научной конференции. Челябинск: Изд-во ЧГАКИ, 2003. — 17−19с.
  89. , И.А. Мифологические мотивы и образы в фольклорной прозе Урала, XX век Текст.: автореф. дис. канд. филол. наук: 10.01.09 / Игорь Анатольевич Голованов.- Челябинск, 1998. -24с.
  90. , И.А. Мифологические мотивы и образы в фольклорной прозе Урала, XX век Текст.: дис.. канд. филол. наук: 10.01.09 / Игорь Анатольевич Голованов. Челябинск, 1998. — 182 с.
  91. , Д.С. Край по имени Далмата Текст. / Д. С. Грязнов, Т. Н. Лепехина, Г. А. Пономарева. Курган: Зауралье. Т. 1644−1924. — 336с.
  92. , А.Я. Категории средневековой культуры Текст. / А. Я. Гуревич. М.: Искусство, 1984. — 350с.
  93. , В.Е. Эстетика фольклора Текст. / В. Е. Гусев. Л.: Наука, Ленинградское отд-ние, 1967. -318с.
  94. , С.И. Фольклор и народное искусство Европейского Севера Текст. / С. И. Дмитриева. М.: Наука, 1998. — 240с.
  95. Записки путешественника академика Фалька Текст. // Полн. собр. ученых путешествий по России, издаваемое Императорскою Академией наук. -СПб., 1824.- Т. 6.
  96. , И.И. Представление о целостности фольклорного жанракак объект реконструкции и как метод Текст. / И. И. Земцовский // Фольклор и этнография. Проблема реконструкции фактов традиционной культуры. Л., 1998. -С.205−211.
  97. , Т.В. Русский фольклор Текст.: Словарь справочник: Кн. для учителя / Т. В. Зуева М.: Просвещение, 2002. — 334.
  98. , С.Л. Типология абхазской несказочной прозы Текст. / С. Л. Зухба. Майкоп: Меоты, 1995. — 333с.
  99. , А.Н. Несколько слов о курганах Шадринского уезда Пермской губернии Текст. / А. Н. Зырянов // Шадринская старина: краеведческий альманах.- Шадринск, 1993.- С.40−41.
  100. , И.К. Страницы истории Сафакулевского района Текст. / И. К. Иргизов. Курган: Парус-М, 2000. — 202с.
  101. История Курганской области (с древнейших времен до 1861 года) Текст. Курган, 1995. — Т. I. — 370с.
  102. , Н. К. «О „чуди“, татарах, Ермаке и сибирских курганах» Текст./Н. К. Козлова //Капля. 1995. — № 2. — С.119−130.
  103. , Г. А. Пространственно-временные представления русской народной волшебной сказки в аспекте эволюции Текст.: автореф. дис.. канд. филол. наук: 10.01.09 / Галина Анатольевна Комлева. СПб., 1997. — 19 с.
  104. , А.А. Крестьяне Зауралья в XVII—XVIII вв.еках Текст. В 2 ч. Ч. I. Заселение территории русскими / А. А. Кондрашенков. Челябинск: Южно-уральское книжное изд-во, 1966. — 176с.
  105. , А.А. Очерки истории крестьянских восстаний в Зауралье в XVIII веке Текст. / А. А. Кондрашенков. Курган: Советское Зауралье, 1962. — 176с.
  106. , Е.А. Лекции по русскому фольклору Текст.: учеб. пособие для вузов / Е. А. Костюхин. М.: Дрофа, 2004. — 336с.
  107. , Н.Е. Нормативы, связанные с обретением клада, в русской фольклорной прозе Текст. / Н. Е. Котельникова // Славянские традиции. Культура и современный мир: сборник материалов научной конференции. М., 2005.-Вып. 8. -С.75−81.
  108. , Н.Е. Состав несказочной прозы о кладах и ее традиционная образность в жанрообразующем отношении Текст.: дис.. канд. филол. наук: 10.01.09 / Наталия Евгеньевна Котельникова.- М., 1996. 136 с.
  109. Урал, ун-та, 2001. С.292−297.
  110. , Н.А. О жанровой специфике преданий и принципах их систематизации Текст. / Н. А. Криничная // Русский фольклор. T.XVII. Проблемы «Свода русского фольклора». Л.: Наука, Ленинградское отд-е, 1977. — С.75−84.
  111. , Н.А. Персонажи преданий: становление и эволюция образа Текст. / Н. А. Криничная. Л.: Наука, 1988. — 191с.
  112. , Н.А. Предания об аборигенах края (к вопросу и мифологизме раннеисторических представлений) Текст. / Н. А. Криничная // Русский фольклор. Т. XX. Фольклор и историческая действительность. Л.: Наука, Ленинградское отд-ние, 1981. — С.45−61.
  113. , Н.А. Русская народная историческая проза: Вопросы генезиса и структуры Текст. / Н. А. Криничная — отв. ред. В.К.Соколова- А.Н. СССР Карел.фил., Ин-т яз., лит. и истории. Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1987.- 325 с.
  114. , Н.А. Современные предания о силачах-рабочих Текст. / Н. А. Криничная // Современный русский фольклор промышленного региона. Фольклор Урала: сборник научных трудов. Свердловск, 1989. — С. 59−67.
  115. , В.П. Жанры несказочной прозы уральского горнозаводского фольклора Текст.: учебное пособие по спецкурсу для студентов филол. факультета / В. П. Кругляшова. Свердловск, 1974. — 166с.
  116. , В.П. Историческое развитие жанра народных преданий на горнозаводском Урале Текст.: автореф. дис.. д-ра филол. наук 10.01.09 / Кругляшова Вера Петровна. -М., 1974.-34с.
  117. , А.И. Предания рабочих Урала как художественное явление Текст. / А. И. Лазарев. Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 1970. — 202с.
  118. , П.Ф. Генезис и динамика мифологических образов: По материалам несказоч. прозы народов Европы Северо-Востока Текст.: дис.. канд. филол. наук: 10.01.09 / Лимеров П. Ф. Сыктывкар, 1996 — 189с.
  119. , Л.Ц. Легенды и предания хонгодоров Текст.: дис. канд. филол. наук: 10.01.09 / Любовь Цыдыповна Малзурова. Улан-Удэ, 2004. — 145 с.
  120. , Т.М. Обстоятельства времени в тексте русской народной лирической песни и их роль в формировании его структуры Текст. / Т. М. Малыхина. Курск, 1999. -185с.
  121. Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами генерального штаба. Пермская губерния Текст. В 25 т. 4.1 / Сост. генеральногоштаба подполковник X. Мозель. СПб.: Типография Ф. Персона, 1864.
  122. , Е.М. Семантическая организация мифологического повествования и проблема создания семантического указателя мотивов и сюжетов Текст. / Е. М. Мелетинский // Текст и культура. Труды по знаковым системам-Тарту, 1983. Вып. 16. — С.115−125.
  123. , Г. Ф. История Сибири Текст. В 2 т. / Г. Ф. Миллер. 2-е изд., доп. М.: Вост. лит. Т.1. -1998. — 630с.
  124. , Г. Ф. История Сибири Текст. В 2 т. / Г. Ф. Миллер. 2-е изд., доп. М.: Вост. лит. Т.1. — 1998. — 796с.
  125. , В.А. Мифологические образы в современных записях уральской несказочной прозы Текст. / В. А. Михнюкевич // Фольклор Урала: Современный фольклор старых заводов. Свердловск, 1984.
  126. , С.В. Устные народные рассказы: вопросы поэтики Текст. :автореф. дис. д-ра филол. наук: 10.01.09 / Мишанич Степан Васильевич. М., 1988.- 33 с.
  127. , O.JI. Устные рассказы золотодобытчиков Урала: (Тематико-сюжетные циклы, персонажи, особенности стиля) Текст.: автореф.дис.. канд. филол. наук: 10.01.09 / Наконечная Ольга Леонидовна. М., 1991. -18 с.
  128. , С.Ю. Время и пространство в былине Текст. / С. Ю. Неклюдов // Славянский фольклор: сборник статей / Отв. ред. Б. Н. Путилов и
  129. B.К. Соколова. М.: Наука 1972. — С. 18−45.
  130. , С.Ю. Заметки об эпической временной системе Текст. /
  131. C.Ю. Неклюдов // Труды по знаковым системам: VI. Сборник научных статей в честь М. М. Бахтина (к 75-летию со дня рождения). Тарту, 1973. -С. 151−165.
  132. , С.Ю. О некоторых аспектах исследования фольклорных мотивов Текст. / С. Ю. Неклюдов // Фольклор и этнография. У этнографических истоков фольклорных сюжетов и образов. Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1984.-С. 221−237.
  133. , В.М. Якутские народные предания. Худож. особенности и ист. развитие жанра Текст. / В. М. Никифоров- отв. ред. X. Г. Короглы- Рос. АН, Сиб. отд-ние, Якут, ин-т яз., лит. и истории. Новосибирск: Наука, Сиб. изд. фирма, 1994. -118с.
  134. , Е.С. Система персонажей русской волшебной сказки Текст. / Е. С. Новик // Типологические исследования по фольклору: сборник статей памяти В. Я. Проппа (1895−1970). -М.: Наука, 1975. С. 217−218.
  135. , М.Н. Исторические основы коми-пермяцкого предания о «Кудым Оше» Текст. / М. Н. Ожегова // Проблемы изучения финно-угорского фольклора. — Саранск, 1972. — С. 63−73.
  136. , П.С. Путешествие по разным местам Российского государства Текст. В 3 ч. 4.2. Кн.2 / П. С. Паллас.- СПб., 1786.
  137. , В.В. Вепсы. Очерк этнический истории и генезиса культуры Текст. / В. В. Пименов. -М.- JI.: Наука, 1965. 262с.
  138. , А.А. Затмение Текст. / А. А. Плотникова // Живая старина. 1997. — № 1. — С.6−7.
  139. , Н. А. Семейные предания крестьян Южного Зауралья: Курган, ббл. Текст.: дис.. канд. филол. наук: 10.01.09 / Подгорбунских
  140. Николай Александрович.- Екатеринбург, 1995. 200с.
  141. , Н.Н. Антифеодальный протест урало-сибирских крестьян старообрядцев в XVIII в. / Н. Н. Покровский. — Новосибирск, 1974. — 394с.
  142. , Н.Н. Путешествие за редкими книгами Текст. / Н. А. Подгорбунских. М.: Книга, 1988. -285с.
  143. , Э.В. О русском фольклоре Текст. / Э. В. Померанцева. -М.: Наука, 1977.-119с.
  144. , Э.В. Соотношение эстетический и информационной функций в разных жанрах устной прозы Текст. / Э. В. Померанцева // Проблемы фольклора. М.: Наука, 1975. — С.75−81.
  145. , Э.В. Мифологические персонажи в русском фольклоре Текст. / Э. В. Померанцева. М.: Наука, 1975. — 191с.
  146. , Э.В. Русская устная народная проза Текст.: учеб. пособие по спец. № 2101 «Рус. яз и лит.» / Э. В. Померанцева — сост [и авт. биогр. очерка] В. Г. Смолицкий. М.: Просвещение, 1985. -272с.
  147. , А.И. Названия народов СССР. Введение в этнонимику Текст. /
  148. A.И. Попов. JI.: Наука, Ленингр. отд-ие, 1973. — 170с.
  149. , В.Я. Жанровый состав русского фольклора Текст. /
  150. , В.Я. Морфология <волшебной> сказки. Исторические корни волшебной сказки. (Собрание трудов В.Я. Проппа) Текст. / В. Я. Пропп. М.: Лабиринт, 1998.-512с.
  151. , В.Я. Принципы классификации фольклорных жанров Текст. / В. Я. Пропп // Поэтика фольклора. М.: Лабиринт, 1998. — С.173−184.
  152. , В.Я. Русский героический эпос (Собрание трудов В.Я. Проппа) Текст. / В. Я. Пропп — коммент. ст. Н. А. Криничной — сост., науч. ред., именнойуказатель С. П. Бушкевич. М.: Лабиринт, 1999. — 640с.
  153. , В.Я. Фольклор и действительность: Избранные статьи /
  154. B.Я. Пропп — сост., ред., предисл. и примеч. Б.Н. Путилова- АН СССР. Ин-т востоковедения. М.: Наука, 1976. — 325с.
  155. , Б.Н. Мотив как сюжетообразующий элемент Текст. / Б. Н. Путилов // Типологические исследования по фольклору: Сборник статей памяти В. Я. Проппа (1895−1970). М.: Наука, 1975. — С.141−155.
  156. , Б.Н. Фольклор и народная культура- In memoriam Б.Н. Путилов- Рос. акад. наук. Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) / Б. Н. Путилов. СПб.: Петерб. Востоковедение, 2003. -457с.
  157. , А.Н. Русские народные легенды (по поводу издания г-на Афанасьева в Москве 1860г) Текст. / А. Н. Пыпин // Народные русские легенды А. Н. Афанасьева. Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1990. -270с.
  158. , И.А. Сказка и быличка (Мифологический персонаж в системе жанра) Текст. / И.А. Разумова- Рос. А. Н. Карел, науч. центр. Ин-т яз., лит. и истории. Петрозаводск: КНЦ РАН, 1993.- 108с.
  159. , П.И. Гражданская война в Зауралье Текст. / П. И. Рощевский. Свердловск: Средне-Уральское книжное изд-во, 1966. — 338с.
  160. , А.Ю. Тюркская топонимика Южного Зауралья Текст. / А. Ю. Рудаков // Зауралье в панораме веков: межвузовский сборник научных трудов. Курган: Изд-во Курганского госуниверситета, 2000. — С.32−36.
  161. , Н.Г. Топонимика вкладных книг и других рукописей Далматова монастыря XVII-XVIII Текст. / Н. Г. Рябков // Земля Курганская прошлое и настоящее: краеведческий сборник Курган: КГУ, 1992. — Вып. 4.1. C.116−120.
  162. , Н.Г. Шадринск в «летописном своде» Успенского Далматовского монастыря (1712−1818) Текст. / Н. Г. Рябков // Шадринскаястарина: краеведческий альманах. Шадринск: Изд-во Шадринского пединститута, 1995.-С. 100—111.
  163. , Ф.М. К вопросу об изображении времени в былинах Текст. / Ф. М. Селиванов // Русский фольклор [Материалы и исследования]. Т. XVI. Историческая жизнь народной поэзии. Л., 1976. — 311с.
  164. , Ф.М. Эволюция пространственно-временных характеристик эпического повествования (Былина о Соловье Будимировиче) Текст. / Ф. М. Селиванов // Фольклор. Проблемы историзма. М.: Наука, 1988. -С. 172−192.
  165. , Е.Н. Семантика эпического пространства и ее роЛь в сюжетообразовании. На материале якутского эпоса олонхо Текст.: дис.. канд. культурол. наук: 24.00.01 / Е. Н. Семенова. -М., 2000.- 160с.
  166. , М.О. Вопросы научной периодизации русского народного поэтического творчества (X-XVII веков) Текст. / М. О. Скрипиль // Русский фольклор [Материалы и исследования]. Т. I. М. — JI.: Изд-во Академии наук СССР, 1956.-С. 23−38.
  167. , Ю.И. Предания Европейского Севера о чуди Текст. / Ю. И. Смирнов // Проблемы изучения финно-угорского фольклора. Саранск, 1972.-С. 55−62.
  168. , В.В. Топонимические легенды и предания украинцев Карпат Текст.: автореф. дис.. канд. филол. наук: 10.01.09 / Василий Васильевич
  169. Сокил. Минск, 1990. т 20 с.
  170. , В.К. К специфике рабочих преданий Текст. /1
  171. В.К. Соколова // Фольклор в духовной культуре современного рабочего класса. -Свердловск, 1986. С. 36−42.
  172. , В.К. Об этнографических истоках сюжетов и образов преданий Текст. / В. К. Соколова // Фольклор и этнография. У этнографических истоков фольклорных сюжетов и образов. Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1984.-132−137.
  173. , В.К. Русские исторические предания Текст. /
  174. B.К. Соколова. М.: Наука, 1970. — 288с.
  175. , В.К. Соотношение национальных и общих элементов в преданиях Текст. / В. К. Соколова // Проблемы фольклора. М.: Наука, 1975.1. C. 221−227.
  176. , В.К. Типы восточнославянских топонимических преданий Текст. / В. К. Соколова // Славянский фольклор: сборник статей / Отв. ред. Б. Н. Путилов и В. К. Соколова. М., 1972. — С. 202−233.
  177. , В.Ф. Поморские кресты Текст. / В. Ф. Старков // Живая старина. 1997. — № 3. — С.40−42.
  178. , Ш. Из глубины далекого прошлого Текст. /
  179. Ш. Сулейманов // Трудовая слава. -1981. 5 декабря. — С. 1−2.
  180. , E.JI. Повествовательная система русских преданий Восточной Сибири о заселении и освоении края: XX век Текст.: дис.. канд. филол. наук: 10.01.09 / Елена Леонардовна Тихонова. Улан-Удэ, 2000. — 241с.
  181. , С.М. Аксиология времени в славянской народной культуре Текст. / С. М. Толстая // История и культура. Тезисы. М., 1991.
  182. , Н.И. Времени магический круг (по представлениям славян) Текст. / Н. И. Толстой // Логический анализ языка. Язык и время. М.: Индрик, 1997.-С. 17−27.
  183. , В.Н. Пространство и текст Текст. / В. Н. Топоров // Текст: семантика и структура. М.: Наука, 1983. — С. 227−284.
  184. , Б.А. История и семиотика (восприятие времени как семиотическая проблема). Статья вторая Текст. / Б. А. Успенский // Труды по знаковым системам XXIII. Текст — культура — семиотика нарратива. — Тарту, 1989.-С. 19−37.
  185. , В.П. Свадьба в системе календарных и семейных обычаев старообрядцев Южного Зауралья Текст. / В. П. Федорова. Курган: Изд — во Курганского гос. ун — та, 1997. — 283с.
  186. , В.П. У истоков зауральской фольклористики (XVII-XVII вв.) Текст. / В. П. Федорова //1 Всероссийский конгресс фольклористов: сборник докладов. В 2 т. Т. II. М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 2006. — С. 158−174.
  187. , И.К. Предания об исчезновении татар и обских угров Текст. / И. К. Феоктистова // Народная культура Сибири: материалы VII научно-практического семинара Сибирского регионального центра по фольклору. Омск: Изд-во ОмГПУ, 1998. — С. 147−152.
  188. , И.К. Русские предания об исчезнувших народах (система мифологических мотивов) Текст.: дис.. канд. филол. наук 10.01.09 / Ирина Константиновна Феоктистова. Омск, 1998.-204с.
  189. , И.К. Русские предания об исчезнувших народах (система мифологических мотивов) Текст.: автореф.. канд. филол. наук: 10.01.09 / Ирина Константиновна Феоктистова. Челябинск, 1999.-22с.
  190. , О.М. Поэтика сюжета и жанра Текст. / О.М. Фрейденберг- подготовка текста, справочно-научный аппарат, предвр., послесл. Н. В. Брагинской. М.: Изд-во Лабиринт, 1997. — 448с.
  191. , М.Б. Семиотика и художественное творчество Текст. / М. Б. Храпченко // Контекст. 1972. М.: Наука, 1973. — С. 13−77.
  192. , Т.В. Движение и путь в балканской модели мира: Исследования по структуре текста Текст. / Т. В. Цивьян. М.: Индрик, 1999.374с.
  193. , Т.В. К семантике пространственных элементов в волшебной сказке (на материале албанской сказки) Текст. / Т. В. Цивьян // Типологические исследования по фольклору: сборник статей памяти В. Я. Проппа (1895−1970). -М.: Наука, 1975.-С.191−213.
  194. , Т.В. Лингвистические основы балканской модели мира Текст. / Т. В. Цивьян — отв. ред. В. Н. Топоров. М.: Наука, 1990. — 203с.
  195. , В.А. Пространство и время в фольклорно-языковой картине мира: (на материале эпич. жанров) Текст. / В. А. Черванева, Е. Б. Артеменко. Воронеж: Воронеж, гос. пед. ун-т, 2004. — 183с.
  196. , С. Русские на Исети Текст. / С. Чернышев. Шатрово, 1995.
  197. , К.В. К вопросу о принципах классификации жанров устной народной прозы Текст. / К. В. Чистов // Чистов, К. В. Фольклор. Текст. Традиция: сборник статей. М.: ОГИ, 2005. — 44−51с.
  198. , Ю.М. Русская устная народная легенда в ее жанровых разновидностях Текст.: автореф. дис.. канд. филол. наук: 10.01.09 / Юлия Михайловна Шеваренкова. Ижевск, 2002. — 23с.
  199. С.А. Предания об иноземном нашествии: крестьянский нарратив и мифология ландшафта (на материалах северо-восточной
  200. Новгородчины) II Альманах «Рутения». Электронная версия документа. Проект «Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика». Сайт Московского общественного научного фонда «Виртуальные мастерские в общественных науках» www.ruthenia.ru.
  201. , С.А. Предания об иноземном нашествии крестьянский нарратив и мифология ландшафта: На материалах северо-восточной Новгородчины Текст.: дис.. канд. ист. наук: 24.00.01 / Сергей Анатольевич Штырков. — М., 2001 — 160 с.
  202. , Т.Б. Культура дороги в русской мифоритуальной традиции XIX—XX вв.. Текст. / Т. Б. Щепанская. М.: Индрик, 2003. — 528с.
  203. , JI.E. Русский фольклор Восточной Сибири. II. Народные предания Текст. / JI.E. Элиасов. Улан-Удэ, 1960. — 480с.
  204. , Е.С. Фрагменты языковой картины мира (модель пространства, времени и восприятия) Текст. / Е. С. Яковлева. М.: Гнозис, 1994. -344с.
  205. , И.З. Устный рассказ как жанр фольклора Текст.: афтореф. канд. филол. наук: 10.01.09 / И.ЗЯрневский. -Улан-Удэ, 1966.-22с.
Заполнить форму текущей работой