Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Творчество современных композиторов Башкортостана и традиции национальной культуры

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Изучение проблематики национальных культур на протяжении всего XX века в эпоху создания и развития многонациональных республик СССР неизменно оставалось актуальным. Универсальность данной проблематики объясняется ее приложимостью к общегуманитарной, социокультурной, исторической традициям. При чем изучение любого этнонационального анклава приобретает особое значение в эпоху глобализации… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Этапы исторического развития башкирской композиторской
  • ШКОЛЫ.С
    • 1. Становление и развитие национальной композиторской школы Башкортана: 1920−1970-е годы
    • 2. овные тенденции развития башкиой музыки 1970-х — 2000-х годовЗЗ
  • Глава II. Симфония ввременной музыке Башкортана
    • 1. Р. Сабитов. «Маленькаямфония в народномиле»
    • 2. А. Сальманова. Симфония «Аркаим»
    • 3. Р. Касимов. Третья и Четвертаямфонии
    • 4. С. Низаметдинов. Вторая симфония на стихи
    • B. Загоряог о
  • Глава III. Опера ввременной музыке Башкортана
    • 1. Традиции национальной классики в последних операх
    • 3. Исмагилова и в опере «Шонкар» А. Кубагушева
    • 2. О современной стилистике музыкального театра
    • C. Низаметдинова
  • Глава IV. Современная концепция творчества: индивидуальные композиторскиеили А. Кубагушева, А. Сальмановой, Р. Сабитова

Творчество современных композиторов Башкортостана и традиции национальной культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Профессиональная башкирская музыка в конце XX века переживает бурный этап развития, несмотря на достаточно короткий срок существования национальной композиторской школы.1.

В целом национальная композиторская школа Башкортостана насчитывает всего около восьми десятилетий в своем развитии. При этом на 19 801 990;е годы приходится один из наиболее активных ее этапов.

В эти годы одновременно протекает творческая деятельность нескольких поколений башкирских композиторов. Показателем художественной значимости созданных произведений является нарастающий интерес к художественному наследию у слушателей и специалистов-музыковедов. Так, произведения молодых композиторов Башкортостана становятся известными не только в республике, но и за рубежом.2.

Исследованию различных аспектов музыкального творчества башкирских композиторов посвящены работы J1.H. Атановой, Г. Н. Ахмадеевой, Э. И. Давыдовой, Е. Р. Скурко, Т. С. Угрюмовой, Н. А. Еловской, Г. С. Галиной, З. А. Имамутдиновой и др. Большинство из них имеют обобщённую тематику, связанную с проблемами становления жанров профессионального музыкального искусства Башкортостана. Музыковедческие исследования в основном касаются творчества башкирских композиторов первого и второго поколений, то есть творчества основоположников профессиональной музыки Башкортостана, которое изучено достаточно всесторонне. На этом фоне значительно реже появляются работы, посвященные творчеству молодых башкирских композиторов. Назовем статью Н. Еловской «Концерт для скрипки с оркестром Л. Исмагиловой» (Уфа, 1988), а также «Очерки современной му.

1 Союз композиторов Башкирии был организован в г. Уфе постановлением Совнаркома БАССР от 2 февраля 1940 года.

2 Р. Касимов был дважды удостоен звания дипломанта международного конкурса в Токио (1993, 1997). За Четвертую симфонию композитор получил первое место на Республиканском конкурсе, посвященном 55-летию Победы. В 1979 году С. Низаметдинову была присуждена Третья премия на Международном конкурсе незрячих композиторов в Праге за романсы на стихи А.Блока. В 1988 году за вокальный цикл «Черновик» на стихи Н. Турбиной он получает Вторую премию. Сочинение И. Хисамутдинова «Two steps to jazz» взято в библиотеку международной ассоциации фортепианных дуэтов и т. д. зыкальной культуры Башкортостана" Е. Р. Скурко (Уфа, 1997), где автор рассматривает особенности стиля композиторов Башкортостана: Р. Газизова, Л. Исмагиловой, Д. Хасаншина, Е.Земцова. Особый интерес представляет статья Е. Р. Скурко «Традиции и новь национальной музыки», освещающая музыку, представленную на пленуме СК БАССР 1986 года, и очерк «Некоторые тенденции музыкальной культуры Башкортостана конца 70−80-х годов», в котором автор обобщает опыт музыкальной композиции на данном этапе из указанной выше работы (Уфа, 1997). Творчеству молодых композиторов Башкирии посвящены также: статья Г. Некрасовой «Современные преломления традиций» (1982, об Октете Л. Исмагиловой), и Е. Р. Скурко «По мотивам народной легенды» (1982, о балете Р. Хасанова «Легенда о курае»).

Таким образом, мы видим, что в немногочисленных работах о музыкальной современности преобладают две тенденции: одна связана с конкретным анализом современных сочинений, другая же (Е.Р.Скурко) ставит более общие культурологические проблемы в контексте национального и наднационального. В 2002 году появилось научно-справочное издание «Композиторы и музыковеды Башкортостана», в котором излагаются биографические сведения о композиторах, предприняты небольшие экскурсы к их творчеству, дан перечень их произведений, а также указатель публикаций. Во вступительной статье Е. Р. Скурко «Башкирская профессиональная музыка: прошлое и настоящее» содержится общий обзор исторического развития башкирской композиторской школы по этапам. В 2001 году были также опубликованы очерки по истории башкирской музыки (выпуск 1). Это издание было подготовлено по инициативе кафедры истории музыки Уфимского государственного института искусств. В нем дается характеристика различных областей музыкальной жизни Башкортостана с дореволюционных времен и до наших дней.

Изучение проблематики национальных культур на протяжении всего XX века в эпоху создания и развития многонациональных республик СССР неизменно оставалось актуальным. Универсальность данной проблематики объясняется ее приложимостью к общегуманитарной, социокультурной, исторической традициям. При чем изучение любого этнонационального анклава приобретает особое значение в эпоху глобализации и тотальных взаимопроникновений историко-культурных знаков, носителями которых становятся любые национальные сообщества. Неслучайно, именно в последнее десятилетие, появляются работы, исследующие «текст» национальной культуры (В. Дулат-Алеев), обрисовывающие феномен национального, прослеживающие связи, способные сближать национальное и инонациональное. В докторской диссертации «Национальная музыкальная культура как текст: татарская музыка XX века» В. Дулат-Алеев пишет: «всякий феномен культуры становится предметом с помощью знака и существует в форме текста». И далее: «Всеобщая культура выступила своего рода распорядителем для локальных культур, регулируя не только прочтения старых смыслов, установок и ценностей, но и формирование новых. В этой культурной ситуации и возникает особая категория, именуемая в новоевропейской научной традиции национальной культурой» .4.

Важным для нашей работы становится также понятие «доминирующей культуры», введенное исследователем В. Дулат-Алеевым применительно к музыке Татарстана, предполагающее существование некоего полюса для иных культур, определяя нравственно-духовные доминанты и приобщая людей к системе ценностей правящих групп и обществ. В. Дулат-Алеев справедливо полагает, что для российского пространства «доминирующей культурой» явилась русская культура и через нее «транслируется текст новоевропейской культуры» 5, что применимо и в отношении к башкирской музыке XX века.

3 Дулат-Алеев В. Национальная музыкальная культура как текст: татарская музыка XX века. Докторская диссертация. М., 1999. С. 22.

4 Там же, с. 44.

5 Там же, с. 153.

Интерес к музыке композиторов Башкортостана, к современной проблематике, ярко подтверждает появление докторской диссертации Е. Р. Скурко «Башкирская академическая музыка: пути становления» (М., 2004), в которой автор ставит и решает ряд важных научных проблем, из которых особое значение получают проблемы фольклорного канона (ФК) и путей его сопряжения с современной музыкой композиторов Башкортостанавзаимодействия академической (европейской, русской) и фольклорной традиции в башкирской музыке конца XX века и др.

В своей работе Е. Скурко эффективно развивает некоторые тезисы и методологию анализа В. Дулат-Алеева, выводя в центр своего внимания башкирскую музыкальную культуру («текст»). Автор стремится разработать и обновить понятийный аппарат, вводя «неопонятия», охватывающие разные музыкальные явления, при этом активно используя вслед за М. Арановским и Н. Гавриловой понятие «канона». Исходя из этих теоретических посылок, Е. Скурко предпринято параллельное исследование ФК и стадиальных процессов профессионального музыкального творчества Башкортостана. В частности, ею рассматриваются стадии предпрофессионального и профессионального искусства Башкортостана (гл. III), развитие музыки «Нового времени» (гл.1У), подробно исследуются композиторские техники XX века, при этом акцент делается на музыке и проблематике авангарда. Основным аналитическим объектом при этом оказываются симфонические и концертные жанры, которые вводятся в широкий контекст всей башкирской профессиональной музыки. В книге (Уфа, 2005) отдельным сочинениям посвящены самостоятельные очерки, например, симфонической поэме «Айтыш» Д. Хасаншина, Концерту для скрипки с оркестром Л. Исмагиловой, Концерту для фортепиано, струнных и ударных Р.Газизова.

Исследование Е. Скурко содержит много ценных научных наблюдений, причем следует подчеркнуть, что важнейшие из них используются в настоящем исследовании, став в определенном плане исходными.6 По ряду установок исследование Е. Скурко может быть оценено как всеохватное. В то же время, в поле зрения автора не вошли многие интересные и показательные сочинения башкирских композиторов. Так, за пределами исследовательского внимания Е. Скурко осталось, например, творчество композиторов-традиционалистов А. Каримова, А. Кубагушева, А. Сальмановой и др., художественные искания которых мы рассматриваем наряду с композиторами авангарда. Одновременно с этим, глобальность и многоуровневость, много-аспектность самой проблематики, ее актуальность делают со своей стороны не только возможной, но и необходимой работу в данном направлении, позволяя вновь и вновь изучать современную музыку композиторов Башкортостана, что и стало конечной целью данного исследования. Таким образом, очевидна сохраняющаяся актуальность выбранной проблематики.

Настоящая работа отражает новые научные подходы в изучении отечественной культуры и истории, складывающиеся на пространстве современной многонациональной и многоконфессиональной России. Данное исследование вписывается в общее русло особенно актуализировавшейся в последнее время проблемы взаимодействия национальных культур. Процессы культурной глобализации XX века не миновали Башкортостан: современная композиторская школа Башкортостана заметно обогащается европейскими музыкальными традициями. Создается сложная картина многообразия музыкальных стилей и творческих подходов. При этом одни композиторы Башкортостана продолжают традиции классиков башкирской музыки, развивая национальную индивидуальность башкирской культуры: таковы А. Кубагушев, А. Каримов, Р.Хасанов. Другие, напротив, сознательно стремятся выйти за рамки национальной традиции, не ограничивая себя этно-национальным каноном: таково творчество С. Низаметдинова, Р. Сабитова,.

6 Следует при этом оговорить, что появление автореферата докторской диссертации Е. Скурко пришлось на самый последний этап нашей работы.

Р.Касимова, органично сочетающее традиции европейской и русской музыки в современном их преломлении, но не изменяющее при этом самим основам национальной культуры. В центре внимания данной работы стилистика башкирских композиторов третьего поколения (1970;2000;х годов), А. Кубагушева, Р. Касимова, С. Низаметдинова, Р. Сабитова, А. Каримова и др., чье творчество составляет основу современного музыкального искусства республики. Проблематика работы не ограничивается рамками исключительно башкирской музыкальной традиции, ее контекст широк — он включает параллели с проблематикой русской («доминирующей») музыкальной культуры XIX—XX вв.еков.

Для современных мастеров национальная культура перестает быть замкнутым культурным феноменом. Наиболее полно подобные тенденции «национального современничества» проявляются в симфонической и оперной сферах музыки Башкортостана, что и определило содержание центральных глав работы.

Рассмотрение взаимодействующих влияний европейских7 музыкальных традиций и фольклорных, представленных в творчестве башкирских композиторов на современном этапе в «новом синтезе», позволит воссоздать картину многообразия музыкальных стилей и творческих подходов современных композиторов Башкортостана.

Обращение к фольклору на современном этапе осознается как общеэстетическая и музыковедческая проблема большой важности и сложности. Множественность методов и стилевых тенденций в сфере использования фольклорных традиций характерна для развития отечественной музыки, в том числе и башкирской. На современном этапе композиторы рассматривают фольклор как систему выразительных средств, стоящих в ряду с общеевропейскими системами. Поэтому формы воплощения в профессиональной музыке образцов народного искусства могут быть самыми различными: от об.

7 Под «европейским» влиянием мы понимаем и влияние русской культуры. Таким образом, понятие «европейское» в работе — широкое понятие. работок народных напевов до свободного претворения фольклорных истоков в разных жанрах профессионального музыкального творчества.

Как пишет Е. Р. Скурко: «Если прежде в стилистике симфонии и других жанров преобладал метод цитирования или прямой стилизации интонационных, гармонических, структурных особенностей народного песенного или танцевального тематизма в рамках тональной системы, с широким применением вариационных и разработочных принципов развития, господства гомофонно-гармонической фактуры, то главный художественный метод «новой волны» может быть сформулирован как переинтонирование, переосмысление народно-жанровых моделей на основе тотальной полифонизации ткани, использования всех возможных приёмов композиторской техники XX века. .

Уже с 1970;х годов в башкирском музыкознании появляется ряд работ, вносящих определенный вклад в изучение интересующей нас проблемы. Так, в статье Э. Давыдовой «Народно-песенные истоки вокальной лирики 3. Исмагилова» (1978) автор выявляет многообразие связей стиля композитора с народной песней — от стилизации до опосредованного претворения народно-песенных традиций. В книге Н. Гариповой «Национальное и современное в башкирской фортепианной музыке 60−70-х годов» (1997) исследуются закономерности, обусловленные национальной спецификой (мелиз-матика, унисоны, остинатность) и выявляются традиции, идущие от усвоения композиторской техники XX века.

При исследовании современных проблем музыки композиторов Башкортостана мы ставим ряд вопросов: а) В каких пределах сегодня возможна творческая переработка народной музыки? б) Каково влияние фольклора на профессиональную музыку на ранних и более поздних этапах развития профессионального искусства?

8 Скурко Е. Очерки современной музыкальной культуры Башкортостана. Уфа, 1997. С. 46. в) Каков эстетический результат при взаимодействии, взаимопроникновении фольклорного материала и индивидуального стиля композитора, освоившего технику композиции XX века?

Ответы на вопросы, поставленные в работе, мы пытаемся получить в результате глубокого анализа творческой композиторской практики на исследуемых примерах.

Цель исследования:

Произведения современных башкирских композиторов рассматриваются в контексте общих проблем музыки XX века: фольклор и композитор, национальное и инонациональное в их взаимосвязях и взаимодействии. В центре исследования проблемы традиционного и новаторского в сочинениях композиторов Башкортостана 1970;2000;х годов. Представляется важным поставить следующие задачи:

1) детально описать структуры, рассмотреть музыкальную стилистику репрезентативных произведений башкирских композиторов исследуемого периода;

2) выявить различные типы претворения фольклора в данных сочинениях — от цитирования народных мелодий до использования отдельных оборотов, попевок, приемов народной песенностисовременной техники опосредованного претворения фольклорных элементов (по теории Б. Бартока, И. Стравинского);

3) раскрыть семантику жанра, исследовать стилевую парадигму современного композиторского творчества Башкортостана в контексте национального мировосприятия и жизненной философии. При этом в аналитических очерках учитывается обратное векторное движение — от «современни-ческих тенденций» индивидуальной стилистики — к национальному генезису феномена башкирской национальной культуры, обусловленной этнонацио-нальным происхождением и особенностями.

Подобная логически выстроенная цепь научных подходов, предполагающая два взаимодополняющих вектора движения в историческом времени — «прошлое — настоящее» и «современное — традиционное» способна, на наш взгляд, установить закономерности индивидуального музыкального языка современных композиторов Башкортостана, обогащенного народными истоками и приемами современной музыки XX века.

Материалом исследования послужили произведения А. Кубагушева, А. Каримова, А. Сальмановой, Р. Касимова, С. Низаметдинова и др., созданные в 1970 — 2000;е годы XX века, полученные из личных архивов композиторов. В центре внимания — творчество А. Кубагушева, Р. Сабитова, А. Сальмановой, которым посвящены отдельные очерки (анализ творческих стилей), а также симфонические произведения Р. Касимова, С. Низаметдино-ва, Р. Сабитова и оперы С. Низаметдинова и З.Исмагилова. Выбор персоналий в значительной мере определен недостаточным освещением названных творческих фигур в музыковедческой литературе, а также возникшей реальной возможностью непосредственного творческого контакта и общения с ними. В то же время именно представленные фигуры музыкального Башкортостана репрезентируют две ветви современной башкирской музыки: «традиционализм» 9 и «новаторство» .

Методология исследования. В основе исследования лежит комплексный подход, обусловленный разносторонностью и многоуровневостью явлений современной музыкальной культуры Башкортостана. Данный метод можно определить как историко-стилевой при контекстуальных подходах. При анализе музыкальных произведений и процесса развития музыкальной культуры учитывались многообразные связи и зависимость музыкального искусства от других областей жизни и художественного творчества. Подобные научные подходы основаны на объединении историко-стилевого и теоретического принципов, характерных для фундаментальных научных работ,.

9 В пашей работе мы не используем термин «неотрадиционализм», который уже достаточно широко применяем в научной литературе: Т. Левая, С. Савенко и др. созданных отечественным музыкознанием и повлиявших на положения данного исследования: И. Соллертинского, Т. Ливановой, М. Тараканова, И. Барсовой, Т. Левой, М. Арановского, Н. Шахназаровой, Е. Долинской, А.Баевой. В исследовании проблематики, связанной с претворением фольклорных традиций, мы используем методологию, разработанную Е. Земцов-ским и Г. Головинским. В настоящее время проблематика фольклоризма в национальной музыке фундаментально разработана в труде Л. П. Ивановой «Фольклоризм в русской музыке XX века» (Астрахань, 2004). Автором осуществлена систематизация в исследовании уровней темы «свое-чужое», «фольклор и композитор» .

Предпринятая в работе попытка рассмотрения творчества башкирских композиторов в историко-культурном контексте вызвало необходимость обратиться к достижениям гуманитарных наук: культурологии, социологии, философии. Философско-исторической базой исследования послужили работы В. Шубарта, Л. Гумилева, О. Шпенглера, рассматривающие своеобразие культур в историко-цивилизационном контексте как результат проявления национальной ментальности, а также культурологические работы Г. Гачева, Т. Чередниченко, Е. Дукова.

Научная новизна работы определяется материалом исследования, представляющего своеобразный «срез» современной музыкальной культуры Башкортостана — творчество композиторов «новаторского» и «традиционного» направлений, на котором и сфокусировано наше внимание. Работа включает анализ более чем трех десятков партитур современных композиторов Башкортостана, в основном неопубликованных, значительная часть из которых анализируются впервые. Благодаря комплексу современных научных подходов новые сочинения вводятся в историко-культурный контекст. Фиксируется определенное историческое запаздывание процессов национальной башкирской музыкальной культуры относительно общих закономерностей развития отечественного музыкального творчества второй половины XX века. Закономерности отставания объясняется тем, что композиторская школа Башкортостана достаточно молода.10.

В работе основное внимание уделено произведениям крупной формы, анализируются сочинения различных жанров камерно-инструментальной и симфонической музыки. В связях с фольклорной традицией в башкирской музыке мы затрагиваем и сферу камерно-инструментальной и камерно-вокальной музыки. В работе констатируется примат интереса к музыкальному театру с его характерными для национальных культур разновидностями: сказочно-эпический балет, основанный на фольклорных сюжетах (Р.Хасанов, Л. Исмагилова), легендарный балет (Р.Сабитов) — историко-героическая, современная большая и камерная опера (З.Исмагилов, С. Низаметдинов).

Специально и подробно рассматривая творчество современных башкирских композиторов с точки зрения диалектики национального и инонационального, традиционного и новаторского, впервые даны аналитические очерки об индивидуальных творческих стилях. Диалектика сосуществования традиционного и новаторского исследуется как система взаимодополняющих факторов.

Исследуются вопросы отношения национальной ментальности и музыкального жанрового канона, а также в аспекте ментальности изучается вся гамма процессов самого музыкального развития (в контексте моностиля, в рамках жанровой и стилевой парадигмы).

Башкирская традиционная музыка и по сей день является той питательной средой, которая обеспечивает национальное своеобразие, индивидуальность творчества современных башкирских композиторов. Музыкальный фольклор" башкирского народа представлен различными мелодико-стилистическими разновидностями, жанрами, которые можно рассматривать.

10 Бурное развитие музыкальной культуры Башкортостана проявляется в последние годы и в проведениях международных фестивалей, конкурсов (им. Р. Нуриева), появлении Национального симфонического оркестра, замечательной школы вокалистов и др.

11 См. Приложение.С. 200. как типы музыкальной выразительности. На наш взгляд, можно выделить три типа музыкальной выразительности, к которым апеллируют башкирские композиторы, создавая свои произведения, сочетая в них национальные традиции с европейскими. Так, к первому типу можно отнести стилистику кыс-ка-кюев, ко второму — стилистику речитативно-декламационных хамак-кюев, к третьему — озон-кюев.

3. Имамутдинова пишет: «Общим параметром для вокальных и инструментальных жанров является мелодика, по которой и может быть произведена классификация. Первый тип исходит из простейших двигательных предпосылок, второй основан на обобщении свойств звуковой предметности, третий тип — как бы «надтип» — сравнительно удален от жизненных прообразов и в нем начинает утверждаться имманентно-музыкальная логика. В вокальной сфере 1-й тип мелодики образует танцевальность, что можно видеть в хороводах, частушках-такмаках- 2-йречитативность и декламационность, например, в эпосе — кубаирах- 3-йимпровизационность, которая сама по себе неоднородна и может включать распевы, речевые «праэлементы» — интонирование в озон-кюях, халмак-кюях'ХЗ?новываясь на типах выразительности, заданных в башкирском фольклоре, в настоящей работе обозначена типология национально характерного тематизма по его жанрово-интонационному признаку. Первый тип тематизма включает моторные жанрово-танцевальные темы. В профессиональной музыке XX века он характерен для быстрых разделов симфонических, концертных и сюитных циклов, а также главных партий сонатной формы. Как правило, подобные мелодии четко структурно оформлены в рамках периода или трехчастной формы. В них легко узнаются черты танцевальных наигрышей кыска-кюев, бию-кюев или шуточных народных песен такмаков. Национальная характерность этих мелодий проступает в интонационных оборотах ангемитонных ладов, метроритмических формулах из чередования.

12 Имамутдинова 3. Развитие культуры башкирского народа и его устные музыкальные традиции. Кандидатская диссертация. Рукопись. М., 1997. С. 109. простых длительностей на основе восьмых, четвертей, шестнадцатых, формулы «притопа» .

Ко второй группе относятся темы декламационного склада. Их жанровой основой служат фольклорные эпические жанры кубаира, байта. Этному-зыкальная характерность тем выражена с помощью попевок в узком диапазоне кварты, квинты, ангемитонности, простых ритмоформул с чередованием восьмых, четвертных длительностей.

К третьему типу относятся темы, в которых преобладает чисто музыкальная логика — жанровой первоосновой их являются озон-кюй. Фольклор-но-жанровые черты в них выявляются в витиеватой орнаментальности, по-ступенном или волнообразном движении, широком диапазоне, инструментальной природе интонирования, а также неквадратности, аметричности структур с обилием междутактовых синкоп, секстолей, квинтолей.

Обращаясь к тому или иному мелодико-стилистическому типу, заданному в башкирском музыкальном фольклоре, композиторы создают индивидуальные композиции, приближенные к схемам, формам европейского типа. И в этом процессе можно, на наш взгляд, проследить определенные нормы. Так, противопоставление в экспозиции сонатной формы главной и контрастной ей побочной партии часто вызывает обращение к двум мелодическим типам выразительности: моторной, подвижной энергичности, танцевально-сти кыска-кюев и лирико-созерцательного пласта озон-кюев (например: симфонии Р. Муртазина). Также в качестве медленного вступления к сонатному allegro может выступать тема в стилистике озон-кюй: ее лирико-драматический, лирико-эпический характер как нельзя лучше соответствует этому положению в форме (например: симфоническая поэма «Гильмияза» А. Кубагушева). Кыска-кюи в качестве стилистической модели могут использоваться композиторами в частях жанрового характера (например: финал «Маленькой симфонии в народном стиле» Р. Сабитова).

Текст музыкальных произведений классического периода истории национальной музыкальной культуры, таким образом, представляется, несмотря на его разные составляющие (национальное — русско-европейское), неким органичным синтезом всех его элементов (национальных, наднациональных, инонациональных). Гармония как эстетическая, непреходящая ценностьобразная, композиционно-структурая, лексико-языковая — преобладала.

При этом апелляция к характерным для башкирского фольклора трем основным типам мелодической выразительности на историческом этапе развития национальной школы в 1950;1970;х годах протекала в условиях тональной организации, гомофонно-гармонической фактуры.

Начиная с 1970;х годов композиторы Башкортостана все чаще помещают тематизм с национальными «праэлементами» (Е.Скурко) в условия современной, представленной европейскими образцами, музыкальной композиции. При этом значительно возрастает семантическая и функциональная роль трактовки различных типов музыкальной выразительности, как национальной традиционной, так и европейской. Так, к сфере положительного слоя полярной драматургии Четвертой симфонии Р. Касимова относится стилистика озон-кюев, использование тембров, имитирующих звучание народных инструментов, созерцательность образов, а также сонорные эффекты. К сфере отрицательного слоя — звучание католической секвенции «Dies irae», гротеск джазовой стилистики, алеаторика, ударная трактовка оркестра и т. д.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Итак, башкирская композиторская школа в период 1970 — 2000;х годов преодолела отставание от развитых музыкальных систем европейской и отечественной музыки. За сравнительно короткий отрезок исторического времени (около 80 лет), композиторская школа Башкортостана прошла путь развития, характерный для старейших музыкальных школ Европы и России. На этом пути, прежде всего, решалась проблема синтеза традиционного и современного, национального и инонационального. Причем, если на первых двух этапах это выглядело, как синтезирование традиционного (фольклорного) и классического (европейского), то на третьем, современном этапе в слагаемые культурного пространства входят традиционное (фольклорное) и национально-классическое (творчество старшего поколения), а также совре.

1 1С менное. Отметим, что процессы становления и развития башкирской музыкальной культуры детерминированы самой историей XX века, ее ходом от эпохи социализма и социального двоемирия до эпохи глобализации мировых культур в конце XX века. Безусловно, башкирская традиционная музыка обнаруживает почву для интеграции в общеевропейские музыкальные системы, в том числе и авангарда. Поскольку и то, и другое исходит из природы музыкального звука. Башкирский фольклорный канон создает интеграционные возможности, но, на наш взгляд, процессы современного национального творчества не представляются безоговорочно-прямолинейными.

Естественное включение композиторов Башкортостана в мировой процесс глобализации закономерно обращает творцов к вечным темам, характерным для культуры рубежа XX—XXI вв.еков: Человек и Время, со всеми признаками кризисных проявлений и отражения последних в общественном сознании. Фольклорный канон (ФК, по Е. Скурко), как и элементы фольклора в «тексте» национальной башкирской музыки сохраняют роль базисной.

135 Характерно отличие между учениками 3. Исмагилова и Е. Земцова, повлиявших на формирование индивидуальностей А. Кубагушева, А. Каримова, С. Низаметдинова, Р. Сабитова. основы, стабилизирующей константы. Как имманентно развивающаяся система, башкирская музыка современности уходит от феномена «замкнутости», генетически присущего каждой национальной культуре. Башкирская национальная музыка всё более разворачивается «вовне», расширяя своё музыкально-стилевое пространство и плодотворно взаимодействуя со стилевым каноном музыкальных культур разных эпох и народов. «Наблюдается опосредование всех стилистических компонентов, отобранных композитором для воплощения поставленной художественной задачи, их соединение в единую моностилистическую концепцию при сохранении некоторых связей с f фольклорным каноном» .

Тенденция движения «вовнутрь», к архетипам национальной культуры, национальной ментальности, актуализировавшаяся в последнее время, связана с другой стороной явления глобализации. Это движение представлено в явлении неофольклоризма, а также в традиционализме, как признаке стиля. При этом необходимо отметить, что обе тенденции находятся в гармонии. В то же время сегодня фольклорный канон как текст больше не репродуцируется, а лишь воспроизводится исполнителями, носителями традиции.

В разные периоды развития профессиональной музыкальной культуры Башкортостана обращение к фольклору прошло последовательные этапы: от простого цитирования, стилизации до присвоения и трансформации. Представляется, что понятие «национально-классического» отнюдь не идентифицируется с эволюционной теорией освоения фольклора: и на ранней стадии цитирования (обработки народных напевов) могут возникать (и возникали) высокие художественные образцы. На основании наблюдений мы пришли к выводу, что эволюционная теория художественного творчества, разработанная в отечественном музыкознании Е. Земцовским, Г. Головинским, на со.

136 Скурко Е. Башкирская академическая музыка: пути становления. Автореф.докт. диссертации. М., 2004. С. 56. временном этапе развития национальной культуры отражает лишь один из сегментов общего культурологического спектра.

Теория Е. Земцовского и Г. Головинского, исходящая из принципов поступательного развития, охватывает преимущественно один аспект проблемы, определяемый как «композитор и фольклор». Нам представляется, что только выход на ступень присвоения и трансформации фольклорной стилистики и европейского канона при их полном взаимодействии, взаимовлиянии и согласовании может придать современному национальному музыкальному языку уровень непреходящей ценности. В национальном музыкальном языке при присутствии трех слагаемых: фольклорного канона, европейского канона, современных техник примат национальной ментальности приводит к своеобразию национального музыкального творчества. Отметим, что национальная ментальность исполняет базисную роль в согласовании европейского и национального фольклорного канона в процессе их трансформации и присвоения.137.

Органичность этого процесса при подчинении художественной задаче и природной ментальности воплощается в наиболее удачных сочинениях башкирских композиторов. Так, оригинальны и убедительны композиторы традиционного направления, которые являют слушателю удачные сочинения, умело сочетая национально-классическое с фольклорными элементами: поэма для хора «Размышления о горах» А. Кубагушевас джазом — эстрадная миниатюра «Солнечный день» А. Каримова и др. Композиторы, освоившие технику авангарда, решают подобные художественные задачи, но на ином типе стилевых взаимодействий. Адекватность замысла и содержания характерна для опер С. Низаметдинова, балета «Прометей», виолончельной сонаты Р. Сабитова, симфоний Р. Касимова и др.

137 Сходную мысль высказывает Е. Скурко: «Установлена характерная закономерность: методы цитирования, воссоздания, присвоения, трансформации, апробированные первыми башкирскими композиторами на фольклорным материале и продолженные на стадии „нового времени“, в условиях полистилистики переносятся на чужие стили». (С. 54).

У каждого композитора процесс присвоения, овладения техническим мастерством сугубо индивидуален. М. Ахметов в Третьей симфонии «По прочтении башкирского эпоса Урал-батыр» и Четвертой симфонии «Реквием — озон кюй», синтезируя в некое универсальное единство техники индийских par, башкирской фольклорной традиции, современные драматургические приемы монтажа, жанрового «микста» и др., подчиняет все стилевые составляющие индивидуальной концепции, связанной с погружением в природу ментальности, духовной идеи башкирского народа, воссоздавая образы героического сказания «Урал-батыр». Произведение отличает непрерывность развития, свойственная башкирским озон-кюям при отсутствии взаимосвязей с разработочностью как основополагающей чертой (условия) европейского симфонизма.

В наших наблюдениях особая роль принадлежит выявлению специфики башкирской современной музыки (и шире — национальной музыки Башкортостана) на уровне композиции (сонатная и вариационная формы), композиционных структур и элементов музыкального языка. В произведениях башкирских композиторов мы отмечаем ведущую роль экспозиционного типа изложения. Непрерывность развития композиции достигается подчинением сюитных принципов логике симфонического развития за счет введения тематических арок, развитой лейтмотивной системы, тематической вариантности. Вариационные принципы развития музыкального материала, восходящие к стилистике озон-кюя, используются при этом широко и свободно.

В рамках современной национальной культуры мы наблюдаем эффект «спрессованного времени». В исследовании мы фиксировали феномен запаздывания. Исторический «разрыв» составляет при этом от 10 до 15 лет. Процессы музыкального творчества композиторов Башкортостана 1970 — 1990;х годов синхронны явлениям, которые были характерны для композиторского творчества России (тогда СССР) в 1950 — 1970;е годы XX века. При этом важно отметить, что за короткий срок существования башкирской композиторской школы был сделан колоссальный рывок в ее развитии. И несмотря на процессы исторического запаздывания мы отмечаем ускоренные темпы развития в период 1970;1990;х годов. Историческое запаздывание в последние годы преодолевается. Так, в творчестве композиторов С. Низаметдинова, Р. Касимова, Р. Сабитова и др. отражаются тенденции музыкального поставангарда. Пройдя за короткий, более чем 80-летний период путь развития многовекового профессионального творчества, современная музыка башкирских композиторов представляет естественно возникший синтез нового и старого, фольклорной традиции и современного письма. Этот стилистический сплав и становится самодостаточным выражением индивидуального творчества.

Каким будет дальнейшее развитие башкирской музыкальной культуры, покажет время. Но характерное стремление к «новой выразительности», определившиеся в конце XX века как тенденции в отечественной музыке (Н. Корндорф, А. Караманов), начинают проявляться и в музыке Башкортостана. Так, в балете Р. Сабитова «Прометей» проводится мелодраматическая мелодия, захватывающая, подобно озон-кюю, но уже утратившая природную ор-наментальность, претворенная в явлении моностиля.

Национальная музыкальная культура еще не утратила свой колорит, хотя и наблюдается тенденция ухода от национальной заданности к универсальной стилистике, к стилизации европейских культур, но характерный национальный «акцент» все-таки сохраняется. На наш взгляд, музыкальное искусство, как композиторов-традиционалистов, так и композиторов-новаторов есть опыт творчества и отражение истории, и в этом его непреходящая ценность.

В то же время происходящие процессы ассимиляции позволяют предположить, что в какое-то время творчество композиторов новаторского направления будет казаться традиционным и восприниматься как явление специфичного музыкального стиля, идентифицирующегося с отражением духовной природы башкирского народа.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. Камерно-инструментальное творчество К.Х. Кужамья-рова. Искусство Казахстана. — Алма-Ата: Онер, 1987. — 52−54 с.
  2. А. О некоторых новаторских чертах и музыкальных редакциях первого татарского балета «Шурале» Ф.Яруллина. Искусство Татарстана: Пути становления. Казань: ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова, 1985. — 5−14 с.
  3. М. Симфонические искания. Л.: Советский композитор, 1979.-285 с.
  4. М. Музыкальный текст. Структура и свойства. М.: Композитор, 1998. — 344 с.
  5. . Книга о Стравинском. Л.: Музыка, 1977. — 280 с.
  6. . Критические статьи. Очеркц. Рецензии. М. — Л.: Музыка, 1967.-300 с.
  7. . О музыке XX века. Л.: Музыка, 1982. — 198 с.
  8. . Русская музыка. XIX и начало XX века. Л.: Музыка, 1968.-323 с.
  9. Л. Собиратели и исследователи башкирского музыкальноl/го фольклора. Уфа: Иэшлек, 1992. — 189 с.
  10. Г. Балетное творчество Н. Сабитова (к вопросу о традициях и новаторстве) // Вопросы искусствоведения. Уфа: Башкнигоиздат, 1983. — с.18−30.
  11. Г. Башкирский балет//Музыка композиторов Башкирской АССР и округа Галле. Уфа: Башкнигоиздат, 1990.
  12. Г. Башкирский балет. Уфа: УГАИ, 2003. — 18 с.
  13. Г. Балеты Н.Сабитова. Уфа: УГАИ, 2003. — 34 с.
  14. Н. Башкирская инструментальная музыка. Наследие. Автореферат кандидатской диссертации. Ташкент, 1991. — 22 с.
  15. Г. Нариман Сабитов. Уфа: Башкнигоиздат, 1982.56 с.
  16. А. Поэтика жанра: современная русская опера. М.: Гос. институт искусствознания, 1999, — 188 с.
  17. А. Русская опера последней трети XX века (вопросы эволюции жанра) / Автореферат докторской диссертации. М.: Гос. институт искусствознания, 2000. — 41 с.
  18. И. Симфонии Густава Малера. М.: Сов. Композитор, 1975.-493 с.
  19. Ч. О процессе взаимообогащения и сближения советских национальных музыкальных культур (на примере развития татарской музыкальной культуры). Кандидатская диссертация. М., 1964.
  20. Т. Осетинская симфоническая музыка 20−80-х годов XX века: национально-характерное в становлении и развитии композиторского творчества. / Автореферет кандид. диссертации. М., 2004. — 22 с.
  21. Башкирская профессиональная музыка. Справочное издание. -Уфа: Наука, 1994.- 167 с.
  22. Р. Композиторская режиссура М.П.Мусоргского. М.: Гос. институт искусствоведения, 2003. — 218 с.
  23. JI. Теоретические проблемы творчества татарских композиторов периода 50−60-хх гг. Кандидатская диссертация. М., 1982.
  24. С. Импровизационность в музыке и её стилевые типы. Кандидатская диссертация. М., 1980. — 192 с.
  25. В. Программный симфонизм Шостаковича (Статья первая) // Музыка и современность. Вып. З М.: Музыка, 1965. — с.32−67.
  26. В. Программный симфонизм Шостаковича (Статья вторая, Тринадцатая симфония) // Музыка и современность. Вып. 5. М.: Музыка, 1967.- с.38−73.
  27. В. О переменности функций музыкальной формы. М. 1970.-228 с.
  28. В. Тематизм как фактор музыкального мышления. Вып. 1.-М.: Музыка, 1989. 268 с.
  29. Большая Российская энциклопедия. М., 1997.
  30. Валитова JL Проблемы ладовой организации башкирской народной музыки. Кандидатская диссертация. М., 1989. — 293 с.
  31. Вопросы искусствоведения (статьи о творчестве З.Г.Исмагилова). -Уфа: Башкнигоиздат, 1986. 95 с.
  32. И. Ранние балеты Стравинского. М., 1967. — 222 с.
  33. Вольные мысли. К юбилею С. Слонимского. СПб.: Композитор, 2003.-616 с.
  34. Р. Башкирский фольклор в развитии духовной сферы учащихся музыкальной школы-гимназии. Кандидатская диссертация. М., 1996. -137 с.
  35. С. Народной мудрости источник. Уфа: Китап, 1983. — 221с.
  36. С. Песни героических лет. //Любезные вы мои.- Уфа: Башкнигоиздат, 1992.-с. 107−116.
  37. Г. Загир Исмагилов. Уфа: Китап, 1997. — 211 с.
  38. Г. Из истории башкирской музыкальной культуры//Пособие по культуре Башкортостана. Уфа: издательство БИРО, 2000. — 43 с.
  39. Г. Башкирский балет. Уфа: издательство Биро, 2002. -47с.
  40. Г. Хусаин Ахметов. Уфа: Китап, 1996. — 128 с.
  41. Н. Национальное и современное в башкирской фортепианной музыке 60−70-хх гг.//Вопросы искусствоведения. Уфа: Башкнигиз-дат, 1983.-с. 30−43.
  42. Н. Фортепианное творчество Н. Сабитова// Вопросы истории башкирской музыкальной культуры. Уфа: Китап, 1990.
  43. Н. Башкирская фортепианная музыка: язык, стиль, национальные традиции. Уфа, 1997. — 116 с.
  44. Н. Интонационная лексика и стилистика фортепианных произведений башкирских композиторов. Уфа: УГАИ, 2002. — 104 с.
  45. Н. Фортепианные миниатюры З.Исмагилова. Уфа: УГИИ, 2002. — 26 с.
  46. Н. Башкирская фортепианная музыка (к проблеме воплощения национальности). Автореферат кандидатской диссертации Магнитогорск, 2000. — 22 с.
  47. Г. Национальные образы мира. Евразия. М., 1999.
  48. JI. Музыка и музыкальная мифология в творчестве русских поэтов (первое десятилетие XX века). М., 2001.
  49. Я. Пентатоника и ее развитие в татарской музыке. Кандидатская диссертация. Казань, 1961. — 294 с.
  50. Г. Композитор и фольклор. Из опыта мастеров XIX -XX веков. Очерки. -М.: Музыка, 1981- 101 с.
  51. Н. История башкирской советской музыки. Кандидатская диссертация. Уфа, 1968. — 314 с.
  52. Н. Введение в современную гармонию. М.: Музыка, 1984.
  53. JI. Этногенез и биосфера. М., 1993.
  54. Э. Башкирская опера// Музыка композиторов Башкирской АССР и округа Галле. Уфа: Китап, 1990. — с. 37−43.
  55. Э. Талант не знает покоя.// Ватандаш № 10. Уфа, 2003. -с. 159−164.
  56. Э. И льется, льется музыка.// Ватандаш № 7. Уфа, 2002. -с. 150−153.
  57. Н. Россия и Европа. СПб, 1995. 501 с.
  58. JI. Театр Прокофьева в Петербурге. СПб.: Академический проект, 2003.-208 с.
  59. У. Музыкальные принципы юоя и их развитие в казахской симфонической музыке 1960 1970-х г.г. кандидатская диссертация, -М., 1984.-180 с.
  60. К. Песни седого Урала. Уфа: Китап, 1983. — 148 с.
  61. Г. О драматургической выразительности оркестрового письма. -М.: Советский композитор, 1981. 172 с.
  62. Е. О русской музыке последней трети XX века. Магнитогорск: Изд-во Магнитог. консерв., 1999. — 158 с.
  63. М. Игорь Стравинский. Л.: Советский композитор, 1974. -213 с.
  64. Дулат-Алеев В. Национальная музыкальная культура как текст: татарская музыка XX века. Докторская диссертация. М., 1999. — 279 с.
  65. Е. Камерные вокальные жанры в русской музыке XIX—XX вв.еков: историко-стилевые аспекты. / Автореферат докт. диссертации. -М., 2002.-43 с.
  66. Е. Концерт в истории западноевропейской культуры. М., 1999.
  67. Л. Гармония в музыке XX века. М.: ГМПИ им. Гнеси-ных, 1994.- 104 с.
  68. Л. Модальность гармонических категорий: история и современность. / Автореферат докт. диссертации. М., 1998. — 42 с.
  69. Н. Башкирский инструментальный концерт 50-х годов. // Вопросы истории музыкального искусства Башкирии. Сборник трудов ГМПИ им. Гнесиных. М., 1984. — с. 23−30.
  70. Н. Истоки и основные этапы развития башкирской симфонической музыки. Научно-методические записи, вып.1. Уфа: Башкниг-издат, 1973. — с. 56−66.
  71. Н. Концерт для скрипки с оркестром JI. Исмагиловой// Вопросы истории башкирской музыкальной культуры. Уфа: Башкнигоиз-дат, 1990.
  72. Н. Пути развития башкирской симфонической музыки (симфонизм Р. Муртазина)// Вопросы искусствоведения. Уфа: Башкниго-издат, 1983.-с. 11−18.
  73. Н. Яркая страница башкирской музыки (Концерт для скрипки с оркестром Л. Исмагиловой). М.: Сов. композитор, 1988. — 280 281 с.
  74. Н. Об октете Л.Исмагиловой. Музыка России. М.: Сов. композитор, вып. 4, 1982. — с. 219−230.
  75. Ф. Живопись. Графика. Уфа: Китап, 1998, — 48 с.
  76. В. Полифоническое мышление И. Стравинского. М.: Музыка, 1980.-287 с.
  77. С. Освоение многоголосия восточными культурами (на примере гармонии в творчестве композиторов Узбекистана, Таджикистана и Туркмении). Докторская диссертация. Ташкент, 1989. — 389 с.
  78. Р. Композиционные особенности башкирских программных инструментальных кюев. Кандидатская диссертация. Уфа, 1977. — 196 с.
  79. Е. Фольклор и композитор. Л.: Сов. композитор, 1978.- 173 с.
  80. Т. Опера Х.Ахметова «Современники». Уфа: УГИИ, 2002,-66 с.
  81. Л. Фольклоризм в русской музыке XX века. Астрахань: Изд-во ФГОУ ВПО Астрахан. гос. техн. ун-т, 2004. — 224 с.
  82. Р. Многоголосие в татарской народной и профессиональной музыке (на материале культуры нагайбаков южноуральских татар- крящен и произведений татарских композиторов 60−70-х гг.). Авторская кандидатская диссертация. Магнитогорск, 1997.
  83. Имамутдинова 3. Развитие культуры башкирского народа и его устные музыкальные традиции. Кандидатская диссертация. М., 1997. — 201 с.
  84. Имамутдинова 3. Джадидизм течение обновления в среде мусульман Урало-Поволжья. // Цветы необычайные. — М.: Прогресс-Традиция, 2002.-с. 312−330.
  85. Р. Загир Исмагилов и башкирская музыкальная культура (на примере хорового творчества)// Вопросы искусствоведения. Уфа: Башкнигоиздат, 1983. — с. 5−11.
  86. Р. «Салават Юлаев» З.Г. Исмагилова. Уфа: 2001.74 с.
  87. Р. Хоровое творчество башкирских композиторов. -Уфа: УГИИ, 2002,-59 с.
  88. История современной отечественной музыки. Вып. 1 (1917−1941)/ Ред. М.Тараканов. М.: Музыка, 1996. — 480 с.
  89. История современной отечественной музыки. Вып. 2 (1941−1958) / Ред. М.Тараканов. М.: Музыка, 1999. — 477 с.
  90. История зарубежной музыки XX века. М.: Музыка, 2005. — 576 с.
  91. История отечественной музыки второй половины XX века. СПб.: Композитор, 2005. — 556 с.
  92. Ф. Композиционно-ритмические особенности башкирской народно-песенной мелодики. Кандидатская диссертация. Рукопись. М., 1978.- 170 с.
  93. Ф. Стилевые и жанровые особенности башкирского музыкального фольклора. Научно-методические записи, вып. 1. Уфа: Башкниго-издат, 1973.-с. 14−31.
  94. Ю. Камерная вокальная музыка композиторов Башкирии// Музыка композиторов Башкирской АССР и округа Галле. Уфа: Баш-книгоиздат, 1990. — с.53−59.
  95. С. Камерный вокальный цикл башкирских композиторов: жанр, драматургия, композиция. // Автореферат кандид. диссертации. -М., Государственный институт искусствознания, 1998 22 с.
  96. Ю. Рахманинов и его время. М.: Музыка, 1973. — 470 с.
  97. Ц. Техника композиции в музыке XX века. М.: Музыка, 1976.
  98. Композиторы и музыковеды Советской Башкирии. Рекламный проспект. Уфа: Башкнигоиздат, 1987. — 40 с.
  99. Композиторы и музыковеды Башкирии. Уфа: Китап, 2002. — 234с.
  100. В. Театр и симфония.-М.: Музыка, 1968.-350 с.
  101. Т. Музыкальная фактура и стиль: истоки и эволюция. -М., 1995.
  102. Краткая энциклопедия. Уфа: Башкирская энциклопедия, 1997.696 с.
  103. Г. Романтический программный симфонизм. Проблемы. Художественные достижения. Влияние на музыку XX века. М.: Моск. гос. консерв., 1999.-316 с.
  104. JI. Заметки о двух премьерах Р. Газизова (симфоническая поэма «Памяти героев Фортепианный концерт»). // Музыка России, вып. 7. -М.: Сов. композитор, 1988. 176−184 с.
  105. Р. О романтической поэтике в творчестве Дебюсси. -М.: Музыка, 1982.-88 с.
  106. Т. Форма в музыке XVII—XX вв.еков. М., 1998.
  107. Л. Башкирские песни и наигрыши. М.: Музыка, 1962.-250 с.
  108. Т. Советская музыка: диалог десятилетий // Советская музыка 70−80-х годов: стиль и стилевые диалоги. М.: Музыка, 1986.
  109. Л. Проблемы классической гармонии. М.: Музыка, 1971. -615 с.
  110. Л. Строение музыкальных произведений. М.: Музыка, 1979.-528 с.
  111. С. Русские композиторы и Башкирия (к проблеме взаимодействия двух культур). Магнитогорск, 1997. — 22 с.
  112. Мелик-Шахназарова Н. Национальная традиция и композиторское творчество. Эволюция взаимодействия (опыт музыкального искусства республик Закавказья и Средней Азии). Докторская диссертация. М., 1988. — 309с.
  113. Е. Стиль в музыке. Л., 1981. — 264 с.
  114. А. Музыка в истории культуры: сб. ст. М.: МГК, 1998.
  115. Ю. Русская фортепианная соната рубежа XIX—XX вв.еков в атмосфере художественных исканий. / Автореферат кандид. диссертации. -М., 2004.-21 с.
  116. Музыка из бывшего СССР. Вып. 1, 2. М.: Композитор, 1994,1996.
  117. Музыковедение к началу века: прошлое и настоящее.: / Сб. трудов научной конф. 24−26 сентября 2002 г. / РАМ им. Гнесиных. М., 2002. — 302 с.
  118. Л. Башкирские народные праздники, обряды и обычаи. -Уфа: Китап, 1999.- 152 с.
  119. JT. Весенне-летние празднества и обряды башкир// Исследования по исторической этнографии Башкирии. Уфа: БФАН СССР, 1984.
  120. Л. Башкирская народная хореография. Уфа: Китап, 1995.- 144 с.
  121. Е. Логика музыкальной композиции М., 1982.320 с.
  122. Е. О психологии музыкального восприятия. М., 1972.
  123. Народная культура в современных условиях. М.: Рос. институт культурологии, 2000. — 209 с.
  124. Г. Современное преломление традиций// Музыка России, вып. 4. М.: Сов. композитор, 1988. — с. 230−239.
  125. Очерки по истории башкирской музыки. Вып. 1., Уфа: УГИИ, 2001.- 116 с.
  126. Перспективы развития современного общества. // Материалы Всероссийской научной конференции (10−11 декабря 2003 г.). Казань, Изд-во Казан, гос. техн. ун-та, 2003, — 219 с.
  127. Писатели Советской Башкирии. Уфа, Башкнижиздат, 1977.415 с.
  128. Г. Мухамед Арсланов. Л.: Художник России, 1978.-62 с.
  129. В. Культурология: учебное пособие. М.: Гардарики, 1999.-446 с.
  130. Л. Ахмат Лутфуллин. Л.: Художник РСФСР, 1985. — 87с.
  131. Проблемы музыкального мышления. Сборник статей. /Сост. Ара-новский М./- М.: Музыка, 1974. 336 с.
  132. Р. Виды фактурной организации в современной башкирской народной инструментальной культуре. Кандидатская диссертация. М., 1994.-210 с.
  133. Русская музыка и XX век. // Редактор-изготовитель Арановский М. II М.: Государственный институт искусствознания, 1997. — 842 с.
  134. Русская музыка на рубеже XX века. JL: Музыка, 1966. — 296 с.
  135. Е. Функции музыкальной темы. Д.: Музыка, 1977.160 с.
  136. С. Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта.// Ватандаш № 2 Уфа: 2000. — с. 76−90.
  137. С. Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта.// Ватандаш № 5 Уфа: 2000. — с. 88−96.
  138. М. «Семен Котко» и проблемы оперной драматургии Прокофьева. — М.: Советский композитор, 1963. 291 с.
  139. С. Мир Стравинского. М.: Композитор, 2001.
  140. Н. Сергей Сергеевич Прокофьев. М., 1982. — 141 с.
  141. Ф. Черты традиционного татарского фольклора в мелодике С.Сайдашева. Искусство Татарстана: Пути становления. Казань: ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова, 1985. — 26−39 с.
  142. Р.И. Звуковысотная основа музыкальной композиции XX века. / Автореферат докт. диссертации. М., 1999. — 43 с.
  143. Н. К вопросу о разновидностях жанра симфонии. // Вопросы музыкальной формы. Вып. 2. М., 1972, с. 261 — 285.
  144. Е. Очерки современной культуры Башкортостана. Уфа: Узорица, 1997.- 156 с.
  145. Е. По мотивам народной легенды (о балете Р. Хасанова «Легенда о курае»). //Музыка России. Вып.4. М.: Сов. композитор, 1982. -с. 181−189.
  146. Е. Башкирская академическая музыка: пути становления. Автореферат докт. диссертация М., 2004. — 41 с.
  147. Е. Башкирская академическая музыка: Традиции и современность. Уфа: Гилем, 2005. — 320 с.
  148. И. Слово о музыке. Диалектика семантических связей. // Автореферат докт. диссертации. М., 1999. — 41 с.
  149. Соллертинский. Музыкально-исторические этюды. М., 1956.
  150. И. Диалоги. Л., 1971−414 с.
  151. И. Статьи. Воспоминания. М.: Советский композитор, 1985.-370 с.
  152. И. публицист и собеседник. — М., 1988.- 504 с.
  153. Г. Курай. Учебник по обучению детей игре на курае. Уфа: Башкнигоиздат, 1985.
  154. Р. Жемчужины народного творчества Урала. Уфа: Китап, 1995.-245 с.
  155. Р. Башкирский свадебно-обрядовый фольклор // УНЦ РАН. Уфа, 1994.
  156. М. Человек и фоносфера: сб. ст. М., СПб, 2003.
  157. М. Симфония и инструментальный концерт в русской советской музыке (60 70-е годы). Пути развития. — М., 1988. — 271 с.
  158. М. Музыкальный театр Альбана Берга. М.: Сов. композитор, 1976. -555 с.
  159. М. Творчество Родиона Щедрина. — М.: Советский композитор. — 327 с.
  160. Теория современной композиции. М.: Музыка, 2005. — 624 с.
  161. Традиционное музыкальное искусство: История, современность и перспективы. // Материалы международной научно-практической конференции. Уфа: УГИИ, 2002. — 202 с.
  162. Т. Вопросы драматургии оперы З.Г. Исмагилова «Волны Агидели» // Вопросы истории музыкального искусства Башкирии. Вып. 71.-М., 1984.-c.7−23.
  163. Т. Оперное творчество 3. Исмагилова // Музыка композиторов Башкирской АССР (СССР) и Округа Галле (ГДР): Сборник статей. -Уфа: Башкнигоиздат, 1990. с.45−53.
  164. П. Башкирская народная песня. Уфа: Башкнигоиздат, 1976.-203с.
  165. П. Народная песня и развитие хорового искусства в Башкирии// Музыка композиторов Башкирской АССР и округа Галле. Уфа: Башкнигоиздат, 1990. — с. 32−38.
  166. С. Шостакович. Т. 1., т. 2.1. М.: Советский композитор, 1985,1986.-543 е., 623 с.
  167. В. Музыка как вид искусства. СПб, 2000.
  168. В. Путь по центру. Композитор Родион Щедрин. М.: Композитор, 2000. — 310 с.
  169. В. Числовые тайны музыки С.Губайдулиной. / Автореферат кандид. диссертации/. М., 2000. — 41 с.
  170. В. Анализ музыкальных произведений: вариационная форма. М.: Музыка, 1974. — 239 с.
  171. Т. Музыка в истории культуры. М.: Музыка, 1999.
  172. Л. Семантические процессы в музыкальной теме. / Автореферат докт. диссертации/. М., 2000. — 41 с.
  173. Н. О национальном в музыке. М.: Музгиз, 196 392 с.
  174. А. Статьи о музыке. М.: Композитор, 2004. — 408 с.
  175. О. Закат Европы. Образ и действительность. Т.1. Всемирно-исторические перспективы, т. II. Минск, 1998.
  176. В. Европа и душа Востока. М.: «Русская идея», 2000.
  177. Р. Монологи разных лет. М.: Композитор, 2002. — 191 с.
  178. . Игорь Стравинский. JL: Музыка, 1969. — 293 с.
  179. Zeranska-Kominek S. The Classification of Repertoire in Turkmen Traditional Musik// Asian Musik, 1990. p. 91−109.
  180. Baumann M. Musik in the Dialogue of Cultures// Traditional Musik and Cultural Policy. Berlin, 1991.-439 p.
Заполнить форму текущей работой