Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Подготовка студентов педагогического колледжа к работе с учащимися девиантного поведения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методологическую основу исследования составляют диалектико-материалистическая теория познания, учение о целостности и взаимообусловленности социальных явлений, о закономерностях формирования личности в обществе, единство теории и практикисистемный подход (В.Г. Афанасьев, И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, Э.Г. Юдин) — принцип единства сознания и деятельности (А.В. Брушлинский, JI.C. Выготский, А… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические и практические предпосылки подготовки студентов педколледжа к работе с учащимися девиантного поведения
    • 1. 1. Сущность понятия «девиантное поведение» и факторы его обусловленности
    • 1. 2. Состояние исследуемой проблемы в педагогической теории и практике
    • 1. 3. Модель подготовки студентов педколледжа к работе с учащимися девиантного поведения
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по проверке эффективности модели подготовки студентов педколледжа к работе с учащимися девиантного поведения
    • 2. 1. Организация и методика проведения опытно-экспериментальной работы
    • 2. 2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по подготовке студентов к работе с учащимися девиантного поведения
  • Выводы по второй главе

Подготовка студентов педагогического колледжа к работе с учащимися девиантного поведения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Сложные и противоречивые изменения, происходящие в российском обществе, оказывают различное, в том числе и деструктивное воздействие, как на всю систему образования, так и на воспитание учащихся общеобразовательной школы. Поэтому, сложившаяся в обществе социокультурная ситуация не только не способствует улучшению воспитания школьников, но зачастую отрицательно воздействует на их поведение.

В этой связи учеными и практиками уделяется все большее внимание проблемам девиантного поведения учащихся. Негативными факторами развития и воспитания являются: снижение материального положения семей, распространение наркотиков, социальная незащищенность подрастающего поколения, ослабление роли семьи и образовательных учреждений как социальных институтов, недостаточная эффективность государственных программ по профилактике и преодолению отклоняющегося поведения среди учащихся. Отсюда необходимы действенные превентивные меры, направленные на работу с учащимися девиантного поведения, которые нуждаются в квалифицированной психолого-педагогической помощи со стороны специалистов. Это обуславливает важность целенаправленной подготовки студентов педагогического колледжа к работе с учащимися девиантного поведения.

В отечественной педагогике накоплен значительный научный фонд по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и преодолению негативного в их личностном развитии (М.А. Алемаскин, П. П. Блонский, А. С. Макаренко, Э. Г. Костяшкин, Н. Т. Молчанов, В.Н. Сорока-Росинский, В. А. Сухомлинский и др.), что создает необходимую теоретическую базу для подготовки студентов к работе с учащимися девиантного поведения.

Теоретико-методологические основы работы с учащимися девиантного поведения обоснованы в трудах педагогов и психологов М. А. Алемаскина, Б.Н.

Алмазова, П. П. Блонского, А. А. Бодалева, Л. И. Божович, С. А. Беличевой, А. С. Белкина, J1.C. Выготского, Е. П. Ильина, Ю. А. Клейберга, А. Н. Леонтьева, В. В. Лунеева, B.C. Мерлина, Г. М. Миньковского, Н. Т. Молчанова, А. С. Новоселовой, В. Г. Степанова и других исследователей.

Значительный вклад в построение целостной системы профилактики и коррекции девиантного поведения внесли Н. Я. Безбородова, А. Д. Гонеев, Е. Н. Измайлова, А. В. Мажитова, А. Г. Петрынин, Л. Д. Руденко.

Изучению различных сторон подготовки педагогических кадров в контексте рассматриваемой проблемы посвящены работы И. П. Башкитова, Е. М. Данилина, В. Н. Ирхина, Е. А. Петухова, P.M. Хмурича, Ю. И. Юричка и других.

В трудах ряда ученых выявлены и обоснованы направления, способствующие повышению организационной работы с учащимися девиантного поведения. Так, изучена социально-педагогическая коррекция в сфере досуга (Ю.А. Клейберг, Е. Б. Рогалева, А.А. Сухало) — определены различные факторы, способствующие формированию девиантного поведения (Ю.М. Аксенов, Е. П. Басова, Г. А. Гусеев, Л.В. Данилова) — предложены пути профилактики девиантного поведения подростков в спортивных коллективах (А.А. Винниченко, Е. Л. Ефимова, В. Н. Казанцев, В. А. Родионов и др.).

Кроме этого, активно разрабатывается теория подготовки педагогов и курсантов ВУЗов МВД к работе с девиантными и делинквентными учащимися (С.И. Андреев, В. Н. Ирхин, Ю. И. Маношкина, В. А. Пятунин и др.).

За рубежом вопросами повышения эффективности работы с различными категориями людей девиантного поведения занимались Д. Дьюи, Э. Дюркгейм, Ж. Кетлер, Г. Тард, С. Холл, Э. Фромм, К. Хорни, П. Экман и др.

Важное значение в контексте исследуемой проблемы имеют работы медико-биологического характера, которые посвящены выявлению зависимостей между биологической и социальной патологией личности, выявлению так называемых пограничных состояний в развитии человека (Б.С. Братусь, А. Е. Личко, В. И. Михайлов, и др.).

В тоже время, несмотря на значительное количество исследований в области девиантного поведения, проблема подготовки студентов к работе с учащимися девиантного поведения в педагогическом колледже является недостаточно изученной.

Таким образом, педагогическая теория не обеспечивает педагогов средних специальных учебных заведений научно-методическими рекомендациями, что приводит к обострению противоречия между необходимостью подготовки студентов педагогического колледжа к работе с учащимися девиантного поведения и недостаточной разработанностью этой проблемы в теории и практической деятельности педагогического колледжа.

Указанное противоречие определяет проблему данного исследования, заключающуюся в определении организационно-педагогических условий, способствующих повышению эффективности подготовки студентов педколледжа к работе с учащимися девиантного поведения.

Необходимость разрешения существующего противоречия и разработки проблемы обусловили выбор темы исследования: «Подготовка студентов педагогического колледжа к работе с учащимися девиантного поведения» .

Объект исследования — образовательный процесс в педагогическом колледже.

Предмет исследования — процесс подготовки студентов педагогического колледжа к работе с учащимися девиантного поведения.

Целью исследования является конструирование модели и разработка технологии подготовки студентов к работе с учащимися девиантного поведения.

В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом исследования решались следующие задачи: проанализировать различные подходы в педагогической теории и практике подготовки студентов к работе с учащимися девиантного поведенияразработать критерии готовности студентов педагогического колледжа к работе с учащимися девиантного поведенияосуществить экспериментальную проверку модели подготовки студентов к работе с учащимися девиантного поведенияподготовить научно-методические рекомендации для студентов педагогического колледжа по работе с данной категорией учащихся.

В ходе исследования была выдвинута гипотеза, согласно которой процесс подготовки студентов педагогического колледжа к работе с учащимися девиантного поведения будет эффективным, если разработанная модель, предполагает реализацию следующих условий:

— формирование мотивационной готовности студентов к работе с учащимися девиантного поведения в процессе преподавания психолого-педагогических дисциплин;

— введение элективного курса по изучению особенностей работы с учащимися девиантного поведения;

— включение студентов педагогического колледжа (в процессе педагогической практики) в учебно-профессиональную деятельность с целью накопления опыта работы с учащимися девиантного поведения;

— активизация научно-исследовательской деятельности студентов в области проблемы девиантного поведения учащихся;

Методологическую основу исследования составляют диалектико-материалистическая теория познания, учение о целостности и взаимообусловленности социальных явлений, о закономерностях формирования личности в обществе, единство теории и практикисистемный подход (В.Г. Афанасьев, И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, Э.Г. Юдин) — принцип единства сознания и деятельности (А.В. Брушлинский, JI.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн) — положения о единстве сознания, воли, эмоциональной сферы и поведения людей (Л.И. Божович, Л. С. Выготский, А. К. Маркова, B.C. Мерлин) — положения о предпосылках и причинах девиантности учащихся, разработанные в психолого-педагогической науке (С.А. Беличева, В. Я. Гиндикин, Ю. А. Клейберг, А. В. Мудрик, А.С. Новоселова), психолого-педагогические идеи и принципы подготовки специалистов к работе с учащимися девиантного поведения (И.П. Башкатов, Е. А. Петухов, В. А. Попов, P.M. Хмурич, Ю.И. Юричка).

Методы исследования. Теоретические методы: анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, обобщение опыта практической деятельности учебно-воспитательных учреждений, работающих с учащимися девиантного поведениямоделирование процесса подготовки студентов к работе с учащимися девиантного поведения.

Эмпирические методы: методы опроса (беседы, анкетирование, интервьюирование, тестирование), педагогический эксперимент, изучение характеристик и личных дел, математические методы.

Исследование проводилось в несколько этапов.

Первый этап (1998;1999 гг) — теоретико-аналитический. Изучены различные аспекты проблемы на основе анализа работ по теме исследования, обобщен опыт практической деятельности преподавателей средних специальных учебных заведений Алтайского края, разработан методологический аппарат исследования.

Второй этап (2000;2001 гг) — опытно-экспериментальный. В этот период подготовлена опытно-экспериментальная программа, сконструирована модель подготовки и разработан механизм подготовки студентов к работе с учащимися девиантного поведения, осуществлена апробация и внедрение разработанной модели, в ходе реализации которой определялась эффективность подготовки студентов педагогического колледжа к работе с учащимися девиантного поведения.

Третий этап (2002;2003 гг) — заключительно — обобщающий. В этот период проведена систематизация полученных данных опытно-экспериментальной работы, их количественная и качественная обработкаанализ и обобщение результатов исследования, разработка и внедрение рекомендаций, закончено литературное оформление диссертации.

Базой исследования явились Горно-Алтайский педагогический колледж, школы № 1 и № 6, школа-интернат № 1 г. Горно-Алтайска. В исследовании приняли участие 210 человек.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Организационно-педагогические условия, способствующие повышению эффективности работы с учащимися девиантного поведения: направленность предметов психолого-педагогического цикла на изучение проблемы девиантного поведения, введение спецкурса «Работа с учащимися девиантного поведения», активизация научно-исследовательской работы студентов в данном направлении, включение студентов в активную практическую деятельность с целью накопления педагогического опыта работы с учащимися девиантного поведения;

2. В качестве критериев, для определения уровней готовности студентов педагогического колледжа к работе с учащимися девиантного поведения выступают: полнота, осознанность, глубина, систематичность, конкретность и обобщенность, системность, оперативность, гибкость и креативность знаний, умений студентов осуществлять профилактико-коррекционную работу с девиантными учащимися;

3. Модель подготовки студентов педагогического колледжа к работе с учащимися девиантного поведения рассматривается как система, включающая целевой компонент, принципы (преемственности, интеграции, координации и гуманизации), задачи, содержательный, деятельностный, технологический и оценочно-результативный компоненты;

4. Результатом реализации модели является повышение уровней содержательного и деятельностного компонентов готовности студентов педагогического колледжа к работе с учащимися девиантного поведения. Научная новизна исследования:

— обобщены различные подходы, существующие в педагогической теории и практике подготовки студентов к работе с учащимися девиантного поведения;

— разработаны критерии и показатели готовности студентов к работе с учащимися девиантного поведения;

— выделены уровни готовности студентов к работе с учащимися девиантного поведения: недопустимый, критический, допустимый, оптимальный;

— сконструирована модель подготовки студентов к работе с учащимися девиантного поведения;

— модель реализуется на основе принципов гуманизации, интеграции, координации, преемственности;

— обоснованы структурные компоненты процесса подготовки студентов к работе с учащимися девиантного поведения: содержательный и деятельностный;

— определены и реализованы организационно-педагогические условия, способствующие формированию готовности студентов к работе с учащимися девиантного поведения направленность обучения на осознание необходимости работы с учащимися девиантного поведения (формирование профессиональной готовности студентов к работе с учащимися девиантного поведения как сложной системы — совокупности взаимосвязанных компонентов, образующих определенную целостность и единствоэтапность в реализации программы формирования готовности к выделенному аспекту профессиональной деятельности (от пробуждения интереса к изучаемым проблемам до творческой самореализации в условиях профессиональной деятельности) — диагностическое обеспечение процесса формирования готовности к работе с учащимися девиантного поведенияпрофессионально-деятельностный подход в основе формирования готовностииспользование активных методов обученияприобщение к НИРС студентов по проблемам девиантного поведения и практической педагогической деятельности).

Теоретическое значение исследования состоит в рассмотрении различных подходов по исследованию проблемы, в определении методологических основ для создания модели подготовки студентов к работе с учащимися девиантного поведения, а также в проведении анализа ключевых позиций, идей и положений профилактики девиантного поведения учащихся в современной социокультурной ситуации.

Практическая значимость работы определяется тем, что представлено методическое обеспечение реализации модели подготовки студентов к работе с учащимися девиантного поведения в образовательном процессе педагогического колледжа, подготовлена и внедрена программа спецкурса «Работа с учащимися девиантного поведения», разработаны научно-методические рекомендации «Психолого-педагогический аспект организации работы с учащимися девиантного поведения» для преподавателей и студентов педколледжа.

Апробированная и внедренная модель подготовки студентов к работе с учащимися девиантного поведения является основой для анализа и оценки ее практической эффективности.

Обоснованность и достоверность полученных результатов обеспечены исходными методологическими позициями, комплексной методикой исследования, соответствующей его задачам и логике, репрезентативностью выборки объектов педагогического эксперимента, сопоставлением полученных результатов с уже имеющимся педагогическим опытом, количественным и качественным анализом полученных данных.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения и научно-практические выводы получили отражение в тезисах, научных статьях и методических рекомендациях. Результаты исследования обсуждались и получили одобрение на Всероссийских (Бийск 2000, Горно-Алтайск 1999 — 2001, Самара 2001) и региональных научно-практических конференциях (Горно-Алтайск 1998, Новосибирск 2001), а также в выступлениях на заседаниях кафедры педагогики Горно-Алтайского государственного университета, научно-методических советах педагогического колледжа. Общий объем публикаций по теме исследования составляет около 5 п.л.

Выводы по второй главе.

1. Результаты констатирующего эксперимента подтверждают крайне недостаточную подготовку студентов к работе с учащимися девиантного поведения, реализуемую в педагогических колледжах. В этой связи необходима специальная система этой подготовки, а также условия ее эффективного функционирования.

2. Реализация сконструированной структурно-функциональной модели подготовки студентов педагогического колледжа к работе с учащимися девиантного поведения требует выполнения ряда педагогических условий:

— направленность предметов психолого-педагогического цикла на изучение проблемы девиантного поведения;

— введения спецкурса «Работа с учащимися девиантного поведения»;

— формирование профессиональной готовности студентов к работе с учащимися девиантного поведения как сложной системы — совокупности взаимосвязанных компонентов, образующих определенную целостность и единство;

— диагностическое обеспечение процесса формирования готовности к работе с учащимися девиантного поведения;

— профессионально-деятельностный подход в основе формирования готовности;

— использование активных методов обучения;

— приобщение к НИРС студентов по проблемам девиантного поведения и практической педагогической деятельности.

3. Опытно-экспериментальная работа подтвердила достоверность и успешность методики формирования готовности студентов к работе с учащимися девиантного поведения. Результаты проведенного эксперимента показали, что в экспериментальной и контрольной группе обнаруживается общая положительная динамика повышения уровней сформированности компонентов готовности студентов по этапам подготовки, предложенных в соответствии с моделью. Вместе с тем, характер динамики отдельных структурных компонентов готовности и уровней ее сформированности оказались различными для экспериментальной и контрольной групп.

4. Анализ результатов исследования, т. е. сопоставление уровней сформированности готовности к работе с учащимися девиантного поведения в экспериментальной группе до формирующего этапа и по его окончанию позволяет говорить об эффективности разработанной программы.

5. Полученные результаты исследования подтверждают первоначально выдвинутую гипотезу и позволяют сделать вывод, что сконструированная модель подготовки студентов к работе с учащимися девиантного поведения является эффективной и деятельностной и может быть внедрена в практическую деятельность педагогического колледжа.

Заключение

.

Современные негативные тенденции общественного развития обострили педагогическую проблему девиантного поведения, проявляющегося в действиях и поступках индивидов, расходящихся с социально принятыми нормами. Это поведение, с одной стороны отклоняющееся от нормы психического здоровья при наличии психопатологии, с другой — антисоциальное, нарушающее социальные, культурные и правовые нормы.

Проведенное нами теоретическое исследование, анализ психолого-педагогической литературы по работе с учащимися девиантного поведения, опытно-экспериментальная работа показали, что психолого-педагогические аспекты проблемы изучены недостаточно, что ведет к терминологической путанице и, как следствие, ошибкам в профилактической работе и коррекционной деятельности. Необходим поиск новых продуктивных путей и средств активизации процесса подготовки студента к работе с учащимися девиантного поведения, позволяющих сделать этот процесс более успешным, целенаправленным, эффективным.

Решение проблемы девиантного поведения учащихся во многом зависит от уровня подготовленности педагогов, работающих с данной категорией детей, поэтому необходимо изменить подход к организации профессионально-педагогической подготовки студентов педагогического колледжа, ориентируя ее на формирование готовности будущих учителей к работе с учащимися девиантного поведения.

На наш взгляд, только систематическая подготовка студентов, обеспечивающая логическую взаимосвязь и последовательность содержательной и деятельностной подготовки студентов и учитывающая динамику их продвижения, дает возможность сформировать готовность к работе с учащимися девиантного поведения на достаточно высоком уровне.

Сконструированная нами структурно-функциональная модель подготовки студентов педагогического колледжа к работе с учащимися девиантного поведения рассматривается нами как сложная система, включающая целевой, содержательный, деятельностный, технологический и оценочно-результативный компоненты.

Реализация сконструированной структурно-функциональной модели подготовки студентов педагогического колледжа к работе с учащимися девиантного поведения требует выполнения ряда педагогических условий:

— направленность предметов психолого-педагогического цикла на изучение проблемы девиантного поведения;

— введения спецкурса «Работа с учащимися девиантного поведения»;

— формирование профессиональной готовности студентов к работе с учащимися девиантного поведения как сложной системы — совокупности взаимосвязанных компонентов, образующих определенную целостность и единство;

— диагностическое обеспечение процесса формирования готовности к работе с учащимися девиантного поведения;

— профессионально-деятельностный подход в основе формирования готовности;

— использование активных методов обучения;

— приобщение к НИРС студентов по проблемам девиантного поведения и практической педагогической деятельности.

Опытно-экспериментальная работа подтвердила достоверность и успешность методики формирования готовности студентов к работе с учащимися девиантного поведения. Результаты проведенного эксперимента показали, что в экспериментальной и контрольной группе обнаруживается общая положительная динамика повышения уровней сформированности компонентов готовности студентов по этапам подготовки, предложенных в соответствии с моделью. Вместе с тем, характер динамики отдельных структурных компонентов готовности и уровней ее сформированности оказались различными для экспериментальной и контрольной групп.

Полученные результаты исследования подтверждают первоначально выдвинутую гипотезу и позволяют сделать вывод, что разработанная модель подготовки студентов к работе с учащимися девиантного поведения является эффективной и деятельностной и может быть внедрена в практическую деятельность ССУЗ.

В то же время результаты нашей работы позволяют констатировать, что подготовка студентов к работе с учащимися девиантного поведения не заканчивается в рамках педагогического колледжа, так как углубленного исследования требует создание условий совершенствования деятельности учителя к работе с учащимися данной категории.

С точки зрения этих аспектов мы и будем продолжать дальнейшее исследование.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Д.Г. Педагогические условия подготовки студентов к работе с детьми с задержкой психического развития: Дис. .канд. пед. наук. -Магнитогорск, 1999.- 156с.
  2. О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М.: Просвещение, 1990.- 141с. t
  3. А.Г., Пустовалова Л. И. Мотивация суицидального поведения. -М.: Мысль, 1987.- 151с.
  4. В.А. Соотношение социального и биологического в нравственном развитии подростков: Дис. .канд. пед. наук. Л., 1971. -184с.
  5. Ю.П. Искусство воспитывать. М.: Просвещение, 1979. — 255с.
  6. И.В. Педагогические основы деятельности общественности по преодолению отклонений от нормального развития в поведении подростков: Автореф. дис. .канд. пед. наук. -М., 1969. 20с.
  7. Ю.М. Деятельностный подход в социально-воспитательной работе с трудными подростками: Дис. .канд. пед. наук. М., 1999. — 197с.
  8. Л.С. Зависимости отклоняющегося поведения школьников от типа неблагополучной семьи // Предупреждение педагогической запущенности и правонарушений школьников. М.:НИИОП, 1980. -С.140−150.
  9. М.А. Воспитательная работа с подростками. М.: Просвещение, 1979.-47с.
  10. Ю.Ананьев Б. Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания // Избр. психол. труды: В 2-х т. М.: Педагогика, 1980. — Т.2 — С. 45.
  11. П.Андреев С. И. Проблемы подготовки учителей к воспитанию нравственно-аномальных подростков: Монография дис. .д-ра пед. наук-Магнитогорск: МГПИ, 1996. -456с.
  12. Ю.К. Методы стимулирования учебной деятельности школьников // Советская педагогика. 1980. — № 3. — С. 99−106.
  13. И.Бахрушин С. В. Борьба с детской преступностью в связи с войной // Презрение и благотворительность в России. М., 1916. — С.136.
  14. Н.Я. Психологическая коррекция личности младших подростков с отклонениями поведения средствами игровой деятельности: Дис. .канд. пед. наук. -М., 1997. 182с.
  15. Е.Б. Типология школьной дезадаптации // Школьная дезадаптация: Эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. М., 1995. — С. 33−34.
  16. С.А. Основы превентивной психологии. М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1994. -221с.
  17. С.А. Сложный мир подростка. Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1984. — 129с.
  18. А.С. Внимание ребенок!: Причины, диагностика, предупреждение отклонений в поведении школьников. — Свердловск: Средне-Урал. кн. изд-во, 1981. — 126с.
  19. А.С. Проблемы раннего предотвращения отклонений в нравственном развитии школьников // Советская педагогика. 1981. — № 3. -С.34−39.
  20. Л.И. Основы теории и методики воспитательной работы школы с трудными детьми. Киров: КПИ, 1992. — 243с.
  21. В.П. Мониторинг качества обучения средство управления образованием // Мир образования. — 1996. — № 2. — С. 31−36.
  22. Н.А. Педагогические условия валеологической подготовки студентов средствами физической культуры: Дис. .канд. пед. наук. -Барнаул, 1999.- 175с.
  23. П.П. О так называемой моральной деффективности // На путях к новой школе. 1923. — № 9. — С. 41−54.
  24. П.П. Основы педагогики. М.: Работник просвещения, 1929. -С.120−122.
  25. П.П. Трудные школьники. М.: Работник просвещения, 1930. -131с.
  26. Э.Ф. Организация в профтехучилищах индивидуальной воспитательной работы с учащимися «группы риска». JL: НИИ профтехобразования, 1989. — 20с.
  27. Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.-347с.
  28. В.В. Диалог лектора со слушателями. М.: Знание, 1987. — 30с.
  29. М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра: Книга для учителей и родителей. М.: Знание, 1988. — 207с.
  30. Ю.В. Новые подходы в теории управления школой // Советская педагогика. 1989. — № 8. — С. 60.
  31. Н.Н. Педагогические основы предупреждения трудновоспитуемое&trade- подростков: Дис. .канд. пед. наук. Минск, 1979. -167с.
  32. А.А. Содержание воспитательной работы с педагогически запущенными детьми в условиях спортивного коллектива: Дис. .канд. пед. наук. -М., 1993. 182с.
  33. .С. Мотивы преступлений. Казань: Татарстан, 1982. — 152с.
  34. JI.С. Диагностика развития и педагогическая клиника трудного детства. М.: Из-во эксперим. дефектологии инст-та им. М. С. Эйнштейна, 1936.-278с.
  35. Выготский J1.C. Педология подростка. М., 1929. — 504с.
  36. С.Т. Нравственное закаливание детей с отклоняющимся поведением: Дис. .канд. пед. наук. Ярославль, 1998. — 146с.
  37. В.И. Практическая психотерапия. СПб.: Питер, 1994. — 132с.
  38. К. О человеке, его умственных способностях и его воспитании. -М., 1938.-483с.
  39. Л.И. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория // Социс. — 1991. № 4. — С.23−27.
  40. Л.И. Социология отклоняющегося поведения и социального контроля // Рубеж. 1992. — № 2. — С.44−46.
  41. В.Л., Гурьева В. А. Личностная патология. М.: Педагогика, 1999.-266с.
  42. В.Я. Социально-психическая характеристика различных контингентов трудных подростков //Дети с отклонениями в поведении. -М., 1968.-С.78−94.
  43. Л.П. Педагогические условия формирования общечеловеческих ценностей у подростков «группы риска»: Дис. .канд. пед. наук. Уфа, 1997.-215с.
  44. .А., Грязнов Б. С., Дынин Б. С., Никитин Е. П. Моделирование как метод научного исследования: (Гносеологический анализ). М.: Из -во МГУ, 1965.-247 с.
  45. В.Б. Особенности потребностно-мотивационной сферы лиц с отклоняющимся поведением: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Л., 1985. -23с.
  46. А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений (А.Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева,
  47. Н.В. Ялпаева) — Под ред. В. А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 280с.
  48. А.Д. Особенности семейного общения педагогически запущенных подростков // Особенности психологии личности педагогически запущенных учащихся. Воронеж: Изд-во ВГПИ, 1982. — С.72−82.
  49. Ф.Н. Вопросы психологии внимания в школе // Вопросы психологии. 1956. — № 1. — С.54−57.
  50. Г. А. Социальная адаптация и педагогическая реабилитация несовершеннолетних: организационно-управленческие аспекты: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1993. — 23с.
  51. М.А. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности в процессе обучения // Советская педагогика. 1961. — № 8. -С. 34.
  52. JI.B. Нравственно-педагогические основы выявления и профилактики различных форм отклонений в поведении сельских подростков: Дис. .канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 1992. — 149с.
  53. И.А., Лелеков В. А. Влияние семьи на преступность несовершеннолетних (по материалам Центрально-Черноземного региона) // Социс. 1993. — № 10. — С. 54−59.
  54. Девиантное поведение подростков профилактика и реабилитация, защита прав несовершеннолетних: Опыт работы регионов Российской Федерации: Методическое пособие. — М., 1999. — 272с.
  55. И.Ф. Семья в системе стартовых жизненных условий старшеклассников // Социс. 1995. — № 6. — С. 130−140.
  56. П., Йовайша JI. Некоторые итоги исследования агрессивного поведения подростков. Воспитание, обучение и психическое развитие: Тезисы докладов к 5 Всесоюзному съезду психологов СССР. — 4.1.-М., 1977. С. 68 — 69.
  57. А. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1956.-371с.
  58. М.С. Психология индивидуальных различий. М.: Педагогика, 1997.-327с.
  59. А.Н. Ценностные ориентации неблагополучных семей // Социс. -1995.-№ 7.-С.93−99.
  60. В.А. Взаимодействие педагогических коллективов школ и правоохранительных органов по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних: Дйс. .канд. пед. наук. Киев, 1991. — 160с.
  61. Н.В. Повышение эффективности воспитательной работы с педагогически запущенными учащимися в условиях сельской школы: Дис.канд. пед. наук. Москва, 1987. — 178с.
  62. К.Е. Типология личности преступника и мотивация преступного поведения. Горький: ГГПИ, 1974. — 167с.
  63. Е.Н. Формы социально-позитивной ориентации в познавательной и трудовой деятельности у подростков с отклоняющимся поведением: Дис. .канд. пед. наук. Уфа, 1998. — 168с.
  64. Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000. — 508с.
  65. В.Н. О подготовке студентов к работе с трудными подростками в процессе учебных занятий // Пед. условия совершенствования учебного процесса в вузе. Барнаул, 1985. — С.68−73.
  66. В. А., Новикова Л. И., Селиванова Н. Л. Воспитание? Воспитание. Воспитание! -М.: Педагогика, 1996. С. 127−134.
  67. М.А. Содержание и методика работы педагогического коллектива с трудными учениками: Дис. .канд. пед. наук. Тбилиси, 1990.- 144с.
  68. Ю.А. Социальная работа и коррекция девиантного поведения подростков. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1996. — 164 с.
  69. Ю.А. Социально-педагогическая коррекция девиантного поведения в сфере досуга: Дис. д-ра. пед. наук. С-П., 1995. — 430с.
  70. В.В. Состояние организованности классного коллектива как фактор включенности в него педагогически запущенных подростков: Дис. .канд. псих. наук. Воронеж, 1992. — 173с.
  71. С.В. Влияние личностных качеств и их сочетаний с особенностями педагогического воздействия на формирование социально-нормативного поведения подростков: Дис. .канд. псих. наук. М., 1995. — 177с.
  72. А.Г. «Активное социальное обучение» как метод коррекциипсихологических характеристик субъекта общения: Дис.канд. псих.наук. -М., 1991. 270с. * ^
  73. В.В. Патологии личности и девиантное поведение // Руководство по психиатрии / Под ред. Т. Б. Дмитриевой. М.: Просвещение, 1989. — 462с.
  74. П.А. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессии и агрессивного поведения: Автореф. дис.. канд. пед. наук. СПб., 1996. — 24с.
  75. Г. М. Педагогическая практика в начальной школе: Учеб. для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 352 с.
  76. Т.В., Клименко И. Ф. Подготовка и защита дипломных работ в педагогических образовательных учреждениях. М.: Вербум — М, 2002. -112 с.
  77. Кон И. С. Психология ранней юности: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1989. — 255с.
  78. В.Т. Девиантное поведение у подростков. Минск: МИНГУ, 1988.-207с.
  79. В.М. Организация воспитательной работы в учреждениях Наркомпроса РСФСР для социально запущенных детей и подростков (20-е годы): Дис. .канд. пед. наук. -М., 1975. 203с.
  80. В.И. Нравственное воспитание подростков из неполных семей: Дис. .канд. пед. наук. М., 1987. — 159с.
  81. М.В. Злогин можна попередити. Киев: Наука думна, 1989. -48с.
  82. Э.Г. Индивидуальная работа с трудными подростками (Лекции для педагогов) М.: Знание, 1971. — 95с.
  83. Криминальная мотивация /Отв. ред. В. Н. Кудрявцев. М.:Просвещение, 1986.-303с.
  84. В.А. Психология обучения и воспитания школьников: Книга для учителей и классных руководителей. М.: Просвещение, 1976. — 303с.
  85. В.Н. Причины правонарушений. М.: Наука, 1976. — 286 с.
  86. Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л.: Изд-во ЛГУ, 1967.- 183с.
  87. Г. Р. Условия социально-педагогической реабилитации дезадаптивных подростков в открытой (сменной) общеобразовательной школе: Дис. .канд. пед. наук. -М., 1999. 160с.
  88. К.С., Райская М. М., Грибанова Г. В. Подростки с нарушением в аффективной сфере. Клинико-педагогическая характеристика «трудных» подростков. М.: Наука, 1988. — 249с.
  89. Н.Д. Вопросы психологии личности // Советская педагогика. -1948. № 6. — С.94.
  90. Е.Н. Воспитательная система школы как фактор социального становления старшеклассников: Дис. .канд. пед. наук. Ярославль, 1998.- 165с.
  91. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Просвещение, 1976.-56с.
  92. В.Н. Взрослые за детей в ответе. Л.: Ленингр. книж. издат., 1979.-36с.
  93. В.Т. Молодежная политика: проблемы и перспективы // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт: В 2-х т.-М., 1993.- Т.2-С. 188.
  94. А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков.- Л: Медицина, 1983.-208с.
  95. А.Е., Битанский B.C. Подростковая наркология: Руководство. — Л.: Медицина. 1991. 304с.
  96. К. Агрессия: (так называемое «зло») // пер. с нем. Г. Ф. Швейника М.: Наука, 1994. — 271с.
  97. В.В. Возрастные изменения в мотивации. Криминальная мотивация. -М.: Просвещение, 1986. 195с.
  98. В.В. Преступное поведение: мотивация, прогнозирование, профилактика. М.: Просвещение, 1980. — 231с.
  99. А.В. Повышение эффективности педагогического воздействия трудных подростков в процессе общественно-полезного труда: Дис. .канд. пед. наук. Ташкент, 1987. — 158с.
  100. А.С. Некоторые выводы из пед. опыта. В 5 т., т.4. М.: Правда, 1971.- С.227−332.
  101. А.С. О воспитании. М.: Политиздат, 1988. — 255 с.
  102. А.С. Соч. в 7-ми т., т.5, М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. -С.507.
  103. Ю.И. Подготовка курсантов МВД России к работе с делинквентными подростками на основе мотивационного программно-целевого управления: Дис. .канд. пед. наук. — Барнаул, 1999. 174с.
  104. Г. П. Педагогическая запущенность и пути её преодоления: Дисс.канд. пед. наук. М., 1964.- 240с.
  105. Методические рекомендации по формированию у школьников здорового образа жизни: (для студентов, учителей, родителей, преподавателей вузов). Новосибирск: НГПУ, 2000. — 46с.
  106. Г. М. Вопросы обеспечивания эффективности индивидуальной профилактической работы // Проблемы раннейпрофилактики правонарушений несовершеннолетних. М., 1987. — С.189−191.
  107. Г. М. Некоторые вопросы изучения преступности несовершеннолетних // Предупреждение преступности несовершеннолетних. М., 1965. — С. 24−29.
  108. Модель // Большая Советская Энциклопедия. В 30 т. // Гл. редактор A.M. Прохоров. — М: Советская энциклопедия, 1974. — Т. 16. — с. 399.
  109. Н.Т. Семья и трудные дети: (В помощь лекторам, преподавателям народных университетов). Барнаул: Краевая организация общества «Знание», 1988. — 49с.
  110. В.Ф., Седых К. В. Делинквентный подросток: Учебное пособие. Полтава: Полтава, 1995. — 161с.
  111. А.В. Социальная педагогика: Учебник для студентов педагог, вузов // Под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 1999. — 184с.
  112. B.JI. Социально-педагогическая реабилитация подростков в условиях крупного промышленного города: Дис. .канд. пед. наук. -Екатеринбург, 1995. 142с.
  113. И.А. Предупреждение и преодоление педагогической запущенности школьников. М.: Просвещение, 1982. — 212с.
  114. И.А. Трудный успех: (Без «трудных» работать можно). М.: Просвещение, 1981. — 128с.
  115. Д. и др. Тысяча и один совет родителям по воспитанию детей от, А до Я // пер. с англ. М.: Наука, 1994. — 192с.
  116. А.С. Специфика воспитательной работы с педагогически запущенными подростками. Пермь: ПГПИ, 1988. — 80с.
  117. Р.В. Ранняя профилактика и коррекция социальнопедагогически запущенных детей: Дис. д -ра пед. наук. М., 1995. 336с.
  118. Н.И. Трудновоспитуемые дети. Имущественные правонарушения у детей и подростков JL: Ленингр. книж изд-во, 1932. -123с.
  119. Организация досуговой деятельности школьников за рубежом: Учебное пособие для студентов пед.вузов. СПб., Рос. ГПУ им. Герцена, 1994. -121с.
  120. А.Н. Управление подготовкой учительских кадров в процессе непрерывного образования: проблемы и перспективы. М.: Изд-во Ml И У, 1991.- 196с.
  121. М.А. Пути и средства воспитательно-профилактической работы с подростковыми группами асоциальной направленности: Дис. .канд. пед. наук. Тбилиси, 1990. — 171с.
  122. Ф. Некоторые проблемы девиантного (отклоняющегося) поведения // Психологический журнал. 1987. — № 4. — С.27−31.
  123. И.Г. Избранные педагогические произведения: В 2-х томах. М. Из-во АПН РСФСР, 1963. Т.2.- 563 с.
  124. И.Г. Методическая памятная записка // Избр. Пед. соч^ М.: Просвещение, 1963 т.2. — С.172−189.
  125. А.Г. Педагогическая реабилитация несовершеннолетних с девиантно-криминальным поведением в условиях образовательного учреждения нового типа: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Хабаровск, 2000. — 22с.
  126. A.M. Теоретические основы гуманистически ориентированной профилактики девиантного поведения несовершеннолетних: Дис. д-ра пед. наук. Хабаровск, 2000. — 421с.
  127. В.А. Воспитательная работа школы с трудными учащимися. Челябинск: Урал, 1984. — 87с.
  128. И.П. Педагогика начальной школы: Учеб. пособие для студ. пед. колледжей. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 400с.
  129. В.А. Социальные отклонения учащейся молодежи и педагогические проблемы их предупреждения: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1991.-31с.
  130. В.А. Социальные отклонения учащейся молодежи ипедагогическая проблема их предупреждения: Дис. д-ра пед. наук. М., 1991.-402с.
  131. Г. М. Социально-педагогические условия формирования направленности личности несовершеннолетнего с отклоняющимся поведением: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1992. — 32с.
  132. Г. М., Алемаскин М. А. Методика предупреждения отклоняющегося поведения несовершеннолетних. М: МОПИ, 1987. -85с.
  133. Программа «Здоровье Алтая» 1999−2001 годы. Горно-Алтайск, Министерство здравоохранения Республики Алтай, 1999. — 40с.
  134. Программа педагог. институтов: Методы предупреждения педагогической запущенности и правонарушений среди несовершеннолетних: Спецкурс.-М., 1985. 80с.
  135. Программа педагогических институтов. Предупреждение педагогической запущенности и правонарушений несовершеннолетних в условиях общеобразовательной школы. М., 1987. — 21с.
  136. Программа педагогических институтов. Причины предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних: Спецкурс для всех специальностей. М., 1986. — 16с.
  137. Программа педагогических институтов. Работа школы с педагогически запущенными подростками: Спецкурс для всех специальностей. М., 1980.-41с.
  138. Психологический словарь / Под ред. Зинченко В. П., Мещерякова Б. Г. -2-е изд., перераб и доп., М.: Педагогика-Пресс, 1996, — 440с.
  139. В.А. Подготовка студентов факультетов социальной педагогики к работе с подростками девиантного поведения: Дис.. .канд. пед. наук. Магнитогорск, 2000. — 176с.
  140. М.Г. Формирование общественной направленности личности у подростков с отклонениями в поведении: Дис. .канд. пед. наук. М., 1986.- 161с.
  141. М. Помощь трудным детям. М.: Наука, 1987. — 424с.
  142. А.А. Агрессия и агрессивность личности. СПб.: Питер, 1996. -416с.
  143. Е.Б. Педагогические условия социальной реабилитации детей с девиантным поведением: Дис.канд. пед. наук. -М., 1998. 189с.
  144. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека (пер. с англ. Н.М. Исениной). М.: Наука, 1994. — 480с.
  145. В.А. Психолого-педагогическая коррекция девиантного поведения детей и подростков в процессе двигательной активности: Дис.. канд. пед. наук. М., 1996. — 1 Юс.
  146. Рубинштейн C. J1. Основы общей психологии. М.: Гос. уч. пед. изд-во наркомпроса РСФСР, 1946. — 596с.
  147. Рубинштейн C. J1. Принципы детерминизма и психологическая теория мышления // Психолог, наука в СССР. М. — Т. 1., 1959. — С.315.
  148. Л.Д. Взаимодействие семьи и школы в воспитании потребности в труде у подростков: Дис. .канд. пед. наук. — Киев, 1990. 162с.
  149. В.Н. Подготовка студентов педагогических институтов к работе с педагогически запущенными детьми: Дис. .канд. пед. наук. -Киев, 1974.-209с.
  150. А.П. Конструктивная активность и образность мышления (под ред. А.И. Бабия). Кишинев: Штиница, 1978. — 68 с.
  151. Семенюк J1.M. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции: Дис. .канд. псих. наук. М., 1991.- 169с.
  152. В.Г. Преодоление отклонений в поведении младших школьников в процессе воспитания: Дис.. .канд. пед. наук. М., 1975. — 189с.
  153. В.А. Педагогика. Учеб. Пособие для студентов пед. уч. завед.- М.: Школа Пресс, 1997. — 512с.
  154. В.А. Подготовка педагогических кадров: опыт, проблемы, перспективы // Формирование личности учителя в системе высшего педагогического образования. М., 1981. — С.3−11.
  155. В.А. Профессиональная готовность учителя к воспитательной работе: содержание, структура, функции // Профессиональная подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М., 1982. — 103с.
  156. Словарь справочник по психологической диагностике // Бурлачак Л. Ф., Морозов С. М., ответ, ред. Крымский С. Б. — Киев: Наук, думна, 1989.- 200с.
  157. Словарь практического психолога. //Сост. С. Ю. Головин. Минск, 1998.- 365с.
  158. Е.Г. Беспризорность в России: вновь грозная реальность // Социс.- 1998.- № 3.-С.117−121.
  159. Сорока-Росинский В. Н. Педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1991.-240с.
  160. В.Г. Психология трудных школьников. Учеб. пособие для учителей и родителей 2-е изд., — М.: «Академия», 1998. — 320с.
  161. Т. А. Технология обучения педагогике в вузе. Методическое пособие. Второе издание. М: Изд-во «Совершенство», 2000. — 272 с.
  162. Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста.- М: Медицина, 1959. 246с.
  163. В.А. Трудные судьбы.- М.: Знание, 1967. 79с.
  164. В.А., Титаренко Т. М. Ранняя профилактика отклоняющегося поведения. Киев: Наук, думна, 1990. — 215с.
  165. Г. В. Психологические условия влияния и предотвращения предрасположенности подростков к наркомании и токсикомании: Дис. канд. псих. наук. М., 1990. — 155с.
  166. Н.Н., Кулакова С. А. Изучение мотивации подростков, имеющих пагубные привычки // Вопросы психологии 1989. — № 2. — С. 38.
  167. Т.Ю., Завадченко Н. Н. Синдром дефицита внимания как причина школьной дезадаптации // Школа здоровья. М., 1994. — № 1. -14с.
  168. К.Д. Собрание сочинений: В 11 т. М.- Д., 1949. — Т. 9 — 125с.
  169. Г. Г. Трудный подросток: становление личности. Спб: Общ. Знание РСФСР, 1992. — 32с.
  170. Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии // Избранные психологические труды. М.: Знание, 1995. -368с.
  171. Д.И. Трудный подросток. Душанбе: Ирфон, 1972. -184с.
  172. Н.М. Конфликты младших подростков с девиантным поведением и их разрешение: Дис. .канд. псих. наук. -М., 1997. 163с.
  173. Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: Знание, 1994.- 670с.
  174. И.К. Норма-образец деятельности педагога в условиях осуществления реформы школы. Барнаул: БГПИ, 1986. — С.23−29.
  175. С.Т. Избр. пед. Соч.: В 2-х т. М.: Педагогика, 1980. — С.123.
  176. С.Т. К вопросу о хулиганстве // Собр. Сочинений. В 4-х т. -Т.2 — М., 1964. — С.392 — 405.
  177. А.С. Интегральная оценка состояния обученности массива школьников на основе системы качественных характеристик // Проблемы педагогических измерений. М.: Педагогика, 1984. — С. 106.
  178. О.И. Взаимосвязь агрессивности с личностными особенностями и социальным статусом // Ананьевские чтения 97: Тезисы научно-практической конференции. — СПб., 1997. — 75с.
  179. В.А. Понятие модели в современной науке // Некоторые вопросы диалектического материализма. JI.: ЛГУ, 1962. — С.41−54.
  180. Э. Г. Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. Л.: ЛГУ, 1989.- 192с.
  181. Ю.И. Диагностика и социализация личности несовершеннолетних правонарушителей. Бирск: БирГПИ, 1994. — 146с.
  182. С.В. Влияние педагогически-организованной деятельности на поведение подростков и старшеклассников: Дис.канд. пед. наук. М., 1995.- 193с.
  183. Nuttin J. Future Time Perspektive and Motivation. London, 1985. -132p.
  184. Yong R. D. Klein IR Huperactive boys in their clfssroom // J abnormal child psychol 1979 Vol 7 — p.425−442.
  185. Вопросы для самоконтроля по курсу «Работа с учащимися девиантногоповедения».
  186. Что такое девиантное поведение?
  187. Каковы взаимосвязь педагогической запущенности, трудновоспитуемое&trade- и отклоняющегося поведения учащихся?
  188. Назовите причины и условия девиантного поведения учащихся?
  189. Охарактеризуйте психобиологические причины девиантного поведения учащихся?
  190. Какова роль социально-педагогических факторов в формировании девиантного поведения учащихся?
  191. Как осуществляется профилактика девиантного поведения учащихся и ее взаимосвязь с коррекционно-педагогической деятельностью?
  192. Охарактеризуйте основные направления превентивно-коррекционной работы с учащимися девиантного поведения?
  193. Назовите отличительные особенности коррекционно-педагогической работы с учащимися девиантного поведения в учебно-воспитательном процессе.
  194. Перечислите и дайте характеристику методам и педагогическим приемам коррекции девиантного поведения учащихся.
  195. Примерная схема дневника наблюдений за учащимся девиантногоповедения. с в
Заполнить форму текущей работой