Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование основных умений работать с текстами при изучении истории древнего мира в 5 классе: На материале раздела «Древняя Греция»

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследования обусловлена назревшей необходимостью улучшения качественного уровня обучения учащихся в процессе преподавания истории. Современная школа нацелена на предоставление универсального образования, на овладение способами интеллектуальной деятельности, позволяющими ученику оперировать текстами различных областей предметного знания. Из основных тенденций модернизации содержания современного… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Теоретические основы технологии формирования мыслительных и учебных умений работать с текстами при изучении истории древнего мира в классе
    • 1. Понятия «технология», «прием», «умения» в психологопедагогической и методической литературе----------------------------------------------------—с
    • 2. Развитие школьников и проблема активизации учебной деятельностис
    • 3. Проблема использования текстов учебника и документальных отрывков как средств формирования умений на уроках истории
  • Выводы к главе I
  • ГЛАВА II. Формирование умений работать в текстами в 5 классе как учебнометодическая проблема школьного преподавания истории
    • 1. Анализ государственного Стандарта образования, школьных программ и учебных книг по проблеме формирования умений в классе
    • 2. Констатирующий эксперимент и его результаты по проблеме исследования
  • Выводы к главе II
  • ГЛАВА III. Технология формирования умений учащихся работать с текстами в
    • 5. классес
    • 1. Организация познавательной деятельности учащихся 5 класса по формированию учебных умений работать с текстами при изучении истории древнего мира на основе традиционной системы
    • 2. Обучение учащихся 5 класса учебным умениям работать с текстами по модели полного усвоения в рамках адаптивной системы
    • 3. Результаты экспериментального обученияс,
  • Выводы к главе III ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------с

Формирование основных умений работать с текстами при изучении истории древнего мира в 5 классе: На материале раздела «Древняя Греция» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Изменения, происходящие в современном российском обществе, способствуют формированию путей совершенствования образования. Одним из таких магистральных направлений является развитие самостоятельной, социально активной личности. Современные психолого-педагогические науки ориентируют на необходимость формирования ученика, умеющего правильно оценивать современные процессы, самостоятельно добывать знания и применять их в новой ситуации, аргументировать свою точку зрения.

Частичное решение этих задач возможно при изучении школьного предмета «История» на основе развития у школьников приемов и соответствующих им умений мыслительной деятельности и учебной работы, используя различные источники знания, прежде всего тексты.

Актуальность темы

исследования обусловлена назревшей необходимостью улучшения качественного уровня обучения учащихся в процессе преподавания истории. Современная школа нацелена на предоставление универсального образования, на овладение способами интеллектуальной деятельности, позволяющими ученику оперировать текстами различных областей предметного знания. Из основных тенденций модернизации содержания современного образования следует, что уже в 5 классе целесообразно формировать у учащихся основы научных знаний, и вместе с тем развивать учебно-познавательную деятельность пятиклассников, формировать у них приемы мыслительной и учебной работы. Однако преподавание истории сталкивается с определенными трудностями, которые связаны с обнаружившимся противоречием между современной ориентацией процесса образования на развивающий характер обучения истории и слабой разработкой в Стандарте образования, программах перечня умений школьников. В связи с этим важное значение приобретает технология формирования и развития умений.

Одним из основных источников знаний продолжает оставаться текст параграфа учебника, документа, отрывка из художественной литературы. В современных условиях приемы работы с текстами учебных книг и документов стали настолько разнообразны, что без знания общих правил «чтения» текста как источника знаний получить нужную информацию затруднительно.

Вместе с этим анализ психолого-педагогической литературы, а также личные наблюдения и опыт преподавания показали, что отдельные стороны проблемы формирования в 5 классе приемов и соответствующих умений работы при обучении истории изучены крайне фрагментарно.

Ряд положений обусловливают актуальность темы диссертационного исследования. К ним относятся:

— отсутствие у школьников основных умений работы с текстовыми учебными материалами;

— необходимость разработки обоснованной технологии обучения учащихся приемам умственной и учебной деятельности для эффективного овладения прочными историческими знаниями и умениями учебной работы, дальнейшего обучения;

— ограниченное количество методических исследований и рекомендаций по вопросам обучения учащихся способам работы с текстами как источником знаний;

— неполное освещение в научно-методической литературе проблем, связанных с развивающим характером обучения применительно к изучению истории в 5 классе;

— трудности в понимании учащимися учебных текстов, прежде всего отрывков из художественной литературы и фрагментов документов.

Объектом исследования является процесс обучения истории древнего мира в 5 классе.

Для исследования проблемы были избраны уроки в 5 классе. Это объясняется:

— необходимостью обучения школьников способам работы с текстом как одним из средств рационального усвоения знаний учащимися и развития их мыслительной и учебной деятельности;

— недостаточной разработанностью проблемы в методическом аспекте, что является одной из причин неполного усвоения пятиклассниками школьного курса истории древнего мира;

— особенностью курса истории древнего мира, заключающейся в том, что учащиеся впервые начинают знакомство с систематическим курсом истории и историческим документом;

— сильно развитым у подростков интересом к истории, что стимулирует их к обращению к текстам как источнику знаний-1.

— необходимостью обучения школьников способам работы с текстом рассматривается как одним из средств рационального усвоения знаний учащимися и развития их мыслительной и учебной деятельности.

Предметом исследования является процесс формирования и развития у учеников 5 класса приемов и соответствующих умений мыслительной и учебной работы с текстами как источником знаний.

В исследовании внимание акцентируется на формировании у учащихся 5 класса умений работать не только с текстом параграфа учебника, поскольку эта проблема наиболее изучена, но и дополнительным текстом и документальными фрагментами. Это связано с тем, что знакомство с двумя последними текстами у пятиклассников начинается только с курса истории древнего мира. К этому времени у учащихся уже имеются представления о работе с основным текстом учебника, первоначально сформированные в начальной школе. Выбор в качестве основного учебного материала документального текста обусловлен еще и тем обстоятельством, что документальное, основанное на привлечении источников, изучение истории является одним из важнейших принципов отечественной методики. История древнего мира освещает события и явления древности, которые не могут быть объектом непосредственного наблюдения. В этих условиях тексты, содержащие документальные материалы, приобретают важнейшее значение. Кроме того, пятиклассники получают большое удовлетворение, когда сами становятся участниками процесса нахождения новой информации, работая с документом.

Цель исследования: опираясь на научную и психолого-педагогическую литературу, методические исследования и личный опыт преподавания в школе, разработать и экспериментально проверить технологию формирования умений работать с текстом при изучении истории древнего мира в 5 классе, которые обеспечили бы заметное повышение эффективности и качества процесса обучениявыяснить, насколько результативно применение на практике разработанных методических рекомендаций при изучении пятиклассниками текстов на уроках истории.

Для достижения цели необходимо решить задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования и смежных с ней проблем с целью выяснения современных позиций ученых по вопросам умственного развития школьников, активизации познавательной деятельности учащихся в процессе обучениясоставления полного представления о возрастных и познавательных возможностях младших подростковопределения сущности понятий «технология обучения», «прием», «учебные умения» — выяснения функций учебной книги в процессе обучения и определения места текстового компонента в ней.

2. На основе констатирующего эксперимента установить исходную степень сформированное&tradeу учащихся 5 класса умений работать с основным и дополнительным текстами учебника, а также документальными текстами (и их фрагментами), содержащимися в хрестоматиях, определить типичные затруднения школьников.

3. Отобрать наиболее эффективные методические условия формирования умений работать с текстами учебной книги.

4. Разработать систему познавательных вопросов и заданий, направленную на совершенствование умений учащихся работать с текстами.

5. Провести формирующий эксперимент и проверить эффективность.. технологии на уроках истории в 5 классе.

6. Обобщить результаты эксперимента и подготовить методические рекомендации по формированию умений в 5 классе.

Для решения поставленных задач и осуществления цели исследования использовались методы:

— теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической и методической литературы по вопросам активизации познавательной деятельности пятиклассников и формирования умений работать с текстом параграфа и документа;

— анализ проектов Стандартов образования, школьных программ, а также тематического планирования, учебников и других учебных книг по истории древнего мира, рабочих тетрадей;

— наблюдение на уроках истории;

— анкетирование учащихся;

— беседы с учителями и учащимися;

— проведение констатирующего эксперимента для определения реального уровня сформированное&tradeу учащихся умений работать с текстом документа;

— осуществление формирующего эксперимента, направленного на выработку у учащихся 5 класса умений мыслительной и учебной деятельности при работе с текстами на уроках истории древнего мира;

— обработка и обобщение результатов экспериментов.

В процессе исследования была выдвинута рабочая гипотеза: формирование и дальнейшее развитие у учащихся умений работы с текстами на уроках истории могут быть достигнуты, если:

— выбираются из предложенных в учебнике и отбираются фрагменты текстов документов и отрывков художественной литературы для включения их в учебный процесс с учетом специально выработанных критериев;

— проводится интенсификация образовательного процесса путем использования алгоритма поэтапного формирования умений учащихся на основе осуществления межпредметных и внутрикурсовых связей;

— организуются воспроизводящая, преобразующая и творческо-поисковая деятельность с постепенным повышением удельного веса элементов самостоятельности;

— осуществляется активизация учебно-познавательной деятельности учащихся на всех этапах обучения в рамках адаптивной системы;

— сочетаются виды групповой, самостоятельной и индивидуальной работы учащихся с учителем, способствующие наиболее целостному и рациональному формированию умений учащихся.

Методологической основой диссертационного исследования являются: концепция развивающего обучения (Л.С.Выготский, Н. Г. Дайри, А. Н. Леонтьев, И. Я. Лернер, М.И.Махмутов), .теория познавательной деятельности.

П.Я. Гальперин, Н. А. Менчинская, Е.Н.Кабанова-Меллер), теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина). В исследовании мы опирались также на теоретические положения и идеи взаимосвязи обучения, воспитания и развития (Л.С.Выготский, В. В. Давыдов, Д.Б.Эльконин), а также на положения инновационных педагогических технологий (А.С.Границкая, М. В. Кларин, Г. К.Селевко).

Организация и ход исследования. Исследовательская работа проводилась в три этапа. Начало исследованию было положено на спецсеминаре и педагогической практике, проходивших под руководством кандидата педагогических наук, доцента МПГУ Л. С. Пахмутовой в 1994;1995 годах.

На первом этапе (1994;1996 гг.) изучалась научная, психолого-педагогическая и методическая литература по теме исследования, а также диссертационные работы. Анализировались проекты государственного Стандарта, действующие учебные программы и пособия по курсу истории древнего мира. В ходе констатирующего эксперимента были подготовлены и проведены анкетирование и беседы с учителями и учениками, осуществлена контрольная проверка знаний и умений учащихся с целью выявления уровня и качества знаний и умений работы школьников. На основе анализа литературы, проектов Стандарта образования, программ и учебных пособий, а также изучения практики преподавания и личного педагогического опыта были определены исходные позиции исследования, ¦ на базе которых формулировались цели, задачи и рабочая гипотеза исследования, подготавливались констатирующий и формирующий эксперименты.

На втором этапе (1996;1998 гг.) был повторен и уточнен констатирующий эксперимент, подтвердивший и дополнивший результаты, полученные на первом этапе исследования. Подготовлен и проведен формирующий эксперимент, в рамках которого осуществлялся целенаправленный выбор текстов параграфа и. отбор фрагментов документальных источников для организации работы по формированию умений работать с историческим текстом, отбирались наиболее рациональные приемы обучения работы с ними, разрабатывалась технология формирования умений, готовились экспериментальные материалы, представляющие собой совокупность вопросов для учащихся и методические рекомендации для учителей.

На третьем этапе (1998 — 1999 гг.) осуществлялась повторная проверка результатов формирующего эксперимента и корректировка экспериментально проверяемой технологии формирования умений учащихся, проводился количественный и качественный анализ письменных работ и устных ответов учащихся. Обрабатывались и обобщались результаты эксперимента, обосновывались их правомерность, оформлялись результаты исследования, формулировались основные научные выводы.

На всех этапах изучались научно-методические 'публикации, с учетом которых проводилась корректировка уроков в целях совершенствования технологии обучения умениям.

Эксперимент проходил на базе средних общеобразовательных школ № 60, 64, 81, 260, 389 и гимназий № 506, 887, 1414 г. Москвы. Экспериментом было охвачено 1200 учеников.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования определяется тем, что:

— впервые в качестве особого аспекта реализации целей урока истории выделена и исследована система формирования • и развития умений мыслительной деятельности и учебной работы учащихся 5 класса при изучении текстов учебника и фрагментов документальных источников;

— применительно к работе в 5 классе осуществлен отбор текстов документов на основе соответствующих критериев;

— определены критерии сформированности умений учащихся;

— теоретически обоснована и экспериментально проверена эффективность алгоритма поэтапной работы над умениями при традиционной системе обучения и в рамках адаптивной системы;

— предложена система вопросов и заданий, активизирующая мыслительную и учебную деятельность пятиклассников при работе с текстами документов и фрагментов художественной литературы;

— выявлена прямая зависимость между степенью сформированности умений работать с текстами и уровнем понимания текста, качеством знаний учащихся.

Апробация результатов исследования проводилась в школе № 60 в ходе открытых уроков для учителей Западного административного округа г. Москвы. По материалам исследования опубликованы три статьи в сборнике научных трудов МИГУ (1997, 1998, 1999 гг.) и статья в журнале «Преподавание истории в школе» (1998, № 4). Главные положения и выводы исследования докладывались диссертантом на научно-педагогических чтениях исторического факультета МПГУ.

Практическая значимость диссертационной работы состоит в том, что полученные в ходе исследования результаты в виде разработанной технологии формирования умений, рекомендаций и системы заданий для учащихся могут найти применение в практике школьного обучения истории. Данные материалы могут быть также использованы при разработке спецкурсов в вузах, при чтении лекций и проведении семинаров в институтах повышения квалификации работников образования.

Достоверность и обоснованность научных положений, выводов и рекомендаций обусловлены методами теоретического исследования, адекватных его объекту, предмету и задачам, непосредственным изучением школьной практики преподавания и экспериментальным преподаванием курса истории древнего мира в общеобразовательных школах г. Москвы.

На защиту выносятся следующие положения;

1. Технология формирования умений работать с текстами учебника и документами в 5 классе в рамках адаптивной системы обучения.

2. Система учебно-познавательных адаптировг>/ш заданий на трех уровнях познавательной деятельности учащихся с учетом индивидуальных особенностей пятиклассников.

3. Совокупность критериев сформированности учебных умений.

Основные положения диссертации отражены в публикациях:

1. О формировании умений учащихся V класса при изучении истории древнего мира. // Научные труды МПГУ им. В. И. Ленина. Серия: Социальноисторические науки. — М., «Прометей», 1997. С. 249 — 253. (0,2 п.л.).

2. О формировании умений учащихся 5. класса при работе с историческими текстами. // Научные труды МПГУ. Серия: Социально-исторические науки. — М., «Прометей», 1998. — С. 336 — 340. (0,2 п. л.).

3. Работа с текстом учебника в V классе. // Преподавание истории в школе. 1998, № 4. — С. 22−26. (0,6 п. л.).

4. О некоторых вариантах использования документальных текстов при изучении истории древнего мира в 5 классе. // Научные труды МПГУ. Серия: Социально-исторические науки. — М., «Прометей», 1999. — С. 278−283 (0,25 п.л.).

Результаты исследования доказали, что использование технологии формирования умений работать с текстами способствует повышению качества знаний и уровня учебных умений, стимулирует развитие процесса познания, оказывает благотворное влияние на дисциплину учащихся, способствует воспитанию у них серьезного отношения к учебным занятиям.

Учитывая положительные результаты проведенной экспериментальной работы, следует отметить, что предложенная технология формирования умений работать с текстами при изучении истории древнего мира в 5 классе не претендует на окончательное решение проблемы.

В диссертационном исследовании намечены лишь некоторые из возможных путей ее решения. Это свидетельствует о перспективности проблемы, как в теоретическом, так и практическом аспектах, о необходимости ее дальнейшей разработки. В частности, рассмотрение вопросов формирования приемов мыслительной и учебной деятельности при работе со средствами наглядности (карта, иллюстрации, макеты) как источником знаний.

Заключение

.

Исследование проблемы формирования умений работать с учебными историческими текстами в 5 классе доказало правомерность ее постановки в связи с наметившимся в системе образования поиском более эффективных методов, приемов и средств обучения и повышения его качества.

При определении научных основ варианта решения данной проблемы в ходе анализа соответствующей литературы учитывались психолого-педагогические концепции по ряду смежных вопросов с проблемой исследования, а именно: определение понятий «технология обучения», «прием мыслительной деятельности», «учебное умение», «прием учебной работы» и критериев их классификации в методике обучениявозрастные и познавательные особенности пятиклассниковразвитие и активизация учебно-познавательной деятельности школьниковроль и значение текстов учебника и фрагментов документов в обучении учащихся приемам мыслительной деятельности и учебной работы. Анализ литературы способствовал определению исходных позиций исследования и разработке технологии формирования умений работать с текстами в 5 классе.

Проведенное исследование подтвердило положения рабочей гипотезы. Установлено, что технология формирования и развития у учащихся умений работы с текстами учебника и документа на уроках истории возможна с учетом отбора предложенных текстов, фрагментов документов на основе определенных критериев, в целях их включения в учебный процесс. Экспериментальная работа выявила, что для интенсификации образовательно-воспитательного процесса необходимо применение технологии поэтапного формирования основных умений учащихся. Эффективность этой работы зависит от системы активизации познавательной деятельности учащихся на всех этапах обучения, повышения удельного веса элементов самостоятельности в рамках адаптивной системы обучениясочетания видов групповой и индивидуальной работы под руководством учителя.

Результаты экспериментальной работы показали эффективность примененной технологии формирования умений работы с текстами, включающей в себя:

— выделение приемов мыслительной деятельности и учебной работы;

— определение структуры умения;

— отработку приемов мыслительной и учебной деятельности, составляющих учебное умение;

— отбор текстов;

— продумывание содержания учебной работы для учащихся;

— использование заданий с адаптацией — заданий на трех уровнях познавательной деятельности, учитывающих индивидуальные особенности учащихся.

Итоги формирующего эксперимента позволили выявить особенности технологического построения процесса формирования умений работать с текстами, в первую очередь, направленность технологии на достижение заранее фиксированной цели и коррекцию учебного процесса. Данная технология характеризуется определением критериев сформированности способов деятельности, применением алгоритма формирования умений, состоящего из четырех шагов, выявлением промежуточных результатов, достигаемых учащимися в ходе выполнения отдельных шагов алгоритма, наличием контроля, подготовкой материалов для коррекционной работы с учащимися.

Результаты экспериментального преподавания показали, что критериями сформированности умений можно считать полноту выполняемых мыслительных и учебных действий, рациональную последовательность их выполнения, осознанное применение умения в целом, способность к самостоятельному приобретению знаний из различных источников.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Программные документы
  2. Базисные программы по истории для 5−11 классов средней школы.-М., 1991.
  3. Народное образование в СССР. Сборник документов. М., 1974.
  4. Программы для общеобразовательных учреждений. История. — М., 1997.
  5. Программы по истории для 5−9 классов общеобразовательных школ с компенсирующей формой обучения.// Преподавание истории в школе, 1997. № 1−2.
  6. Проект государственного образовательного стандарта. Образовательная область &bdquo-Общество" (История). Под ред. Е. Е. Вяземского. //История, 1997, № 2.
  7. Примерное планирование курсов истории и предметов образовательной области «Общественные дисциплины». М., 1996.
  8. Программы. История. 6−11 классыгМ., 1992.
  9. Примерные программы начального общего образования. История. Сост. Л. Н. Алексашкина, А. А. Данилов, Г. В. КлоковагМ., 1998.
  10. И.Д. Проблемы логики и методологии познания. М., 1972.
  11. Н.В. Очерки методики истории. 5−7 классы. Л. 1958.
  12. Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. -М., 1985.
  13. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. Методические основыгМ., 1982.
  14. О.И. Задания для самостоятельной работы по истории древнего мира. М., 1988.
  15. В.П. Слагаемые педагогической технологии.-М., 1989.
  16. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 1995.
  17. Л.П. Человек: деятельность и общение. М., 1978.
  18. В.В. Гносеологическое значение «Капитала» Маркса для изучения структуры процесса познания.-М., 1964.
  19. A.A. Методика преподавания истории в средней школе. Учение о методах. -М&bdquo- 1968.
  20. A.A., Сперанская Н. В. Документальный материал на уроках истории. (5−7 классы).-Л., 1959.
  21. Вигасин А. А, Годер Г. И, Свенцицкая С. И. История древнего мира. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений.-М., 1996.
  22. A.A., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История древнего мира. Учебник для 6 класса средней школы.-М., 1993.
  23. Вигасин А. А, Трухина H.H., Самозванцева Н. В. История древнего мира. 5−6 класс. М., 1997.
  24. Вопросы воспитания мышления в процессе обучения. М.,-Л, 1949.
  25. Н.И. Активизация учебной деятельности четвероклассников при изучении истории СССР. М., 1988.
  26. ЛС. Воображение и творчество в детском возрасте.-М., 1967.
  27. JI.C. Проблема психологического развития ребенка. Мышление и речь.-* М., 1956.
  28. Геродот. История в девяти книгах. Кн. II. JL, 1972.
  29. Г. И. Методическое пособие по истории древнего мира.-М., 1988.
  30. Г. И. Преподавание истории в 5 классегМ., 1985.
  31. Г. И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 5 класс. Выпуск 2.-М., 1997.
  32. П.В. Методические приемы и средства наглядного обучения истории в средней школе. М., 1971.
  33. П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. М., 1988.
  34. О.И. Развитие познавательной активности, самостоятельности на уроках истории в 5 классах средней школыг Саратов, 1974.
  35. О.И. Развитие познавательной самостоятельности учащихся 5-х классов при изучении истории древнего мира. М., 1980.
  36. Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Как учить школьников работать с учебником. М., 1987.
  37. Й.М. Работа учителя с учебником при подготовке к уроку истории. Книга для учителя,-М., 1987.
  38. И.М., Грицевская С. Э. От учебника к творческому замыслу урока. Книга для учителя.-М., 1990.
  39. Н.Г. Обучение истории в старших классах. М., 1966.
  40. A.A., Косулина Л. Г. История России XX век. Учебная книга для 9 класса общеобразовательных учреждений. М., 1995.
  41. М.В. Природа деятельности. М., 1986.
  42. Л.П. Психологические основы работы над книгой. М., 1970.
  43. Л.П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания. -М&bdquo- 1982.
  44. Древний мир глазами современников и историков. Книга для чтения в 2-х частях. Под.ред. A.B. Голубева. М., 1994.
  45. Е.Б., Петракова Т. И., Суриков И. Е. Путешествие к истокам. Часть П. Вечная тайна античности. М., 1995.
  46. В.В., Денисов Ю. Н. История древнего мира: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. / Под.ред. А. П. Богданова. М., 1998.
  47. С.А., Лебедева И. М., Дружкова A.B. Методика преподавания истории в средней школе. М., 1986.
  48. Е.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. М., 1961.
  49. Н.И. Развитие умений и навыков учащихся в процессе преподавания истории (Ч 8 классы). — М., 1978.
  50. Н.И. Формирование классового подхода к оценке исторических деятелей. 4−8 классы. М., 1988. гу/
  51. Н.И., ГерасимоуГ.Г.ейбенгруб П.С., Рахманова И. П. Письменные проверочные работы по истории. 4−8 классыМ, 1970.
  52. Зиновьев М. А Очерки методики преподавания истории. -М., 1955.
  53. В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М., 1994.
  54. Д. Д. Школьный учебник. М., 1983.
  55. А.М. Возрастные особенности памяти учащихся среднего и старшего школьного возраста. Л., 1972.
  56. История древнего мира: Учебник для 5 класса / Г. А. Елисеев, Ю. Н. Лубченков, В.В.
  57. Михайлов. М&bdquo- 1998. Фог-мироаания
  58. Кабанова-Меллер E.H. Психология «знаний и навыков школьников. Проблема приемов умственной деятельности. М., 1962.
  59. Кабанова-Меллер E.H. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М., 1968.
  60. М.С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа). М., 1974.
  61. Э.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М., 1981.
  62. В.Г. Очерки методики обучения истории в 8−10 классах. М., 1955.
  63. М.С. человеческая деятельность: сущность, структура, типы. Саратов, 1974.
  64. М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., 1994.
  65. М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели. Анализ зарубежного опыта. М., 1997.
  66. М.В. Педагогические технологии в уцееном процессе. -И, Э89.
  67. P.E. Психология усвоения истории учащикся. М., 1961.
  68. П.В. Введение в марксистскую гносеологию. Киев, 1966.
  69. Ф.П. История древнего мира. Учебник для 6 класса средней школы. — М&bdquo- 1990.
  70. Ф.П. Основные виды источников знаний в советских школьных учебниках. -М., 1973.
  71. М.В., Студеникин М. Т. Методика обучения истории. Теоретический курс. Книга авторизованного изложения. -М., 1993.
  72. В.А. Психология обучения и воспитания. М., 1976.
  73. В.А., Лукин Н. С. Психология подростка. М., 1965.
  74. Я.С. Опыт методики систематического курса истории. — М., 1913.
  75. В. А. Цехмистрова Т.Д. Формирование у учащихся умений учиться. М., 1983.
  76. Н.Д. Детская и педагогическая психология. М., 1960.
  77. Н.Д. Психология труда. М., 1980.
  78. П.С. Дидактические требования к уроку истории. М., 1960.
  79. Р.Г. Методы обучения в школе. Алма-Ата, 1958.
  80. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1975.
  81. И.Я. Познавательные задания в обучении гуманитарным наукам. М., 1972.
  82. И .Я. Процесс обучения и его закономерности. М., 1980.
  83. И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. — М., 1982.
  84. И.Я. Роль учебника в руководстве учебно-познавательной деятельностью учащихся. // Научные достижения и передовой опыт в области педагогики и народного образования. 1992. № 2. С. 27 42.
  85. .Т. Педагогика. М., 1992.
  86. H.A. Формирование системы общих учебных умений и навыков школьников. М., 1982.
  87. В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы.-М., 1987.
  88. А.К. Психология обучения подростка. М., 1975.
  89. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.
  90. М.И. Организация проблемного обучения в школе. М., 1977.
  91. Методика обучения истории в средней школе. Под. ред. Коровкина Ф. П. 4.1. -М., 1978.
  92. Методика обучения истории древнего мира и средних веков V -VI классах. Под. ред. Ф. П. Коровкина и Н. И. Запорожец. М., 1970.
  93. В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. Волгоград, 1995.
  94. А.И. Книга для чтения по истории древнего мира. М., 1986.
  95. Е.П. Объяснение функции науки — М., 1970.
  96. И.Т. Оптимальное усвоение учащимися знаний и сравнительная эффективность отдельных методов обучения в школе. М., 1972.
  97. И. Т. Педагогика М., 1969.
  98. JI.T. Психологические основы урока. М., 1977.
  99. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. / В. А. Сластенин., И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М., 1997.
  100. Педагогическая энциклопедия. Т.4. М., 1968.
  101. Педагогический словарь Т.1. М., 1960.
  102. Педагогические технологии: Что это такое и как их использовать в школе. / Под. ред. Т. И. Шамовой, П. И. Третьякова. М., 1994.
  103. Н.Г. Древняя Греция и Рим. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 5 класс. Выпуск 2. М., 1997.
  104. П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. — М., 1972.
  105. П.И., Коротяев В. И. Самостоятельная деятельность учащихся в обучении. М., 1978.
  106. К.К. Проблемы способностей. М., 1972.
  107. Плутарх. Сравнительные жизнеописания в 3-х томах Т. 1. М., 1961.
  108. А.Ф., Швырев B.C. Знак и деятельность. М., 1970.
  109. А.А. Знание, мышление и умственное развитие. М., 1967.
  110. Проблемы управления учебно-воспитательным процессом. М., 1977.
  111. А.П., Данилевский И. Н. Вопросы теории и методики исторического исследования. М., 1986.
  112. Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе. Под.ред. А. Коссаковски. -М., 1981.
  113. Психолого-педагогические проблемы деятельности учащихся. /Под ред. Н. А. Сорокина. Тула, 1976.
  114. А. Ц. Очерки психологии спорта. М., 1959.
  115. ПунскийВ.О. Азбука учебного труда.-М., 1988.
  116. А.И. Психологические основы управления умственной деятельностью учащихся в процессе обучения. JI., 1971
  117. Развитие познавательных возможностей учащихся при обучении истории. -М., 1974.
  118. П.А. Науковедение. М., 1974.
  119. C.JI. О мышлении и путях его исследования. М., 1958.
  120. C.JI. Проблемы общей психологии. М., 1973.
  121. Ю.С. Очерки психологии ума. Особенности умственной деятельности школьников. М., 1962.
  122. Г. К. Современные педагогические технологии. М., 1998.
  123. Р.Г., Стрелкова И. Э. Закономерности развития и возрастные особенности школьников. Вып. 4. Саратов, 1967.
  124. О.М. Методы и формы научного познания. М., 1972.
  125. М.Н. Совершенствование процесса обучения. М., 1971.
  126. A.A. Проблемы психологии памяти. — М., 1966.
  127. A.A. Психология запоминания. М.-Л., 1948.
  128. С.Г. Задачник по истории древнего мира. М., 1992.
  129. Э.В. Культура и личность. Л., 1972.
  130. АГ. Сознание и самосознание. M., 1972.
  131. Г. И. История древнего мира. Рабочая тетрадь для 5 класса. — М., 1997.
  132. М.Т. Методика преподавания истории в школе. Учебник для студентов высш. учеб. заведен. М., 2000.
  133. И.В. Формирование коммунистического мировоззрения у учащихся старших классов. Исследование на материале школьных курсов истории и обществоведения. -М&bdquo- 1973.
  134. Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. М., 1969.
  135. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М., 1988.
  136. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. М., 1983.
  137. Тематическая хрестоматия по истории древнего мира. Составитель H.H. Пикус. -М., 1983.
  138. H.H. История древней Греции. Экспериментальный учебник для VI класса средних учетных заведений. М., 1993. Она же. История древнего Рима. М., 1993. словарь русского языка. /Под ред. Н. Ю. Шведовой. 17 изд. -М., 1985.
  139. Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. М., 1990.
  140. C.B. Лабораторный метод преподавания истории. М., 1913.
  141. И.Т. Пути формирования самостоятельности учащихся в учебной работе школы. I УШ классы. — Киев, 1964.
  142. Философский словарь. Под. ред. ИТ.Фролова. М., 1991.
  143. И.Ф. Как активизировать учение школьников. Минск, 1975.
  144. З.И. Формирование учебных навыков. М., 1986.
  145. З.И. Проблема навыка в психологии. Тбилиси. 1960.
  146. Хрестоматия по истории древнего мира. -М., 1987
  147. Хрестоматия по истории древнего мира. Составитель Е. А. Черкасова. М., 1991.
  148. Хрестоматия по древней истории. Под ред. В. В. Струве. Т.1. М., 1936.
  149. Хрестоматия по древней истории. Под ред. В. В. Струве. Т.П. М., 1951.
  150. Хрестоматия по истории Древней Греции. Под ред. Д. П. Каллистова. М., 1987.
  151. Н.И. Умственное развитие и обучение: Психологические основы развивающего обучения. М., 1995.
  152. Т.И. Активизация учения школьников. — М., 1982.
  153. С.Г. Учебник в системе средств обучения. М., 1975.
  154. A.C. Древний мир в лицах и образах. Книга для чтения. Казань, 1990.
  155. Эллиника: Хрестоматия прозаических комментированных текстов древнегреческих авторов. М., 1995.
  156. Д.Б. Психология игры. М., 1978.
  157. Geschichtsunterricht, Helt 10, 1962. &bdquo-^&bdquo-«. л •
  158. РАхенко и .П. Ди4г*остика, п^лгъГччесьогэ лао^чвсГва vHuieAA.-«*™rotCX., 9M. ill. l^ldlbH
  159. Л.И. Методические проблемы психологии развития. // В сб.: Принципразвития в психологии. М., 1978.
  160. О.И. Формирование умений на уроке. 5 класс. //Преподавание истории в школе. 1985, № 3. С. 25−29
  161. С.А. Работа с архивными документами на уроках истории. //Преподавание истории в школе, 1999. № 5.
  162. Л.Н. О формах учебных занятий по обществоведению. // Преподавание истории в школе. 1985, № 6. С. 43.
  163. .Д., Митрофанов К. Г. Преподавание истории: старые вопросы, новые подходы, вечные претензии. //Преподавание истории в школе. 1995, № 3. С. 29.
  164. Н.И. Формирование умений школьников в 7 классе. // Преподавание истории в школе. 1987, № 1.
  165. П.Я. Основные типы учения. // Тезисы докладов на I съезде общества психологов. Вып.1. -М., 1959.
  166. П.Я. Психология мышления и учения о поэтапном формировании умственных действий. / В сб.: Исследования мышления в советской психологии. — М., 1966. С. 236 277.
  167. П.В. К разработке проблемы развития познавательной активности и самостоятельности учащихся. // Преподавание истории в школе. 1974, № 5.
  168. Ю.Гора П. В. Новые данные методической науки в школьную практику. // Преподавание истории в школе. 1966, № 6.
  169. И.Гора П. В. Подготовка учителя к уроку. // Преподавание истории в школе. 1984, № 3. С. 58−64.
  170. П.В. Роль приемов учебной работы в формировании марксистско-ленинского понимания истории и развитии познавательных возможностей учащихся. / В сб.: Пути формирования научного мировоззрения на уроках истории. М., 1977. С. 156−192.
  171. П.В., Шаша А. И. Исследование в ГДР проблемы развития познавательных умений и способностей учащихся. // Преподавание истории в школе. 1968. № 2.
  172. И.Грибов B.C. Углубленное изучение истории: условия и результаты. // Педагогика. 1994, № 4.
  173. B.C. Углубленное изучение истории: условия и результаты. // Педагогика. 1994, № 4.
  174. A.B. История как наука. / В сб.: Философские проблемы исторической науки. -М., 1969.
  175. В.В. О месте категории деятельности в современной теоретической психологии. // Деятельность: теории, методология, проблемы. М., 1990.
  176. В.В., Маркова А. К. Развитие мышления в школьном возрасте. / В сб.: Принцип развития в психологии. М., 1978.
  177. Н.Г. Образность, продуманность, емкость, вариативность. // Преподавание истории в школе. 1989, № 5.
  178. М.А. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности в процессе обучения. // Советская педагогика. 1961, № 8.
  179. М.А. К вопросу о методах обучения в советской школе. // Советская педагогика. 1561, № 10.
  180. А.Е. Воспроизводящая и творческая деятельность учащихся при обучении умениям и навыкам. / В сб. Воспроизводящая и творческая познавательная деятельность учащихся в обучении. -М., 1978. 184 с.
  181. А.Е. Повышение эффективности педагогического руководства процессом формирования у школьников умений и навыков. / В сб.: Методы руководства творческой познавательной деятельностью учащихся в обучении. М., 1980.
  182. A.B. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности. // Принцип развития в психологии. М., 1978.
  183. Д.Д. Учебная игра — источник становления личности школьника. // Педагогика. 1995, № 1.
  184. М.С. Опыт системного анализа человеческой деятельности. // Философские науки. 1970, № 5.
  185. М.В. Методические аспекты изучения бытовой повседневности исторического прошлого в школе. // В сб.: Научные труды Mill У к 120-летию университета. -М., 1993.
  186. В.М. Усовершенствованные учебные программы общеобразовательной школы. // Советская педагогика, 1981, № 8.
  187. В.Г. О методах. // Преподавание истории в школе. 1954, № 4.
  188. В.В., Высоцкая С. Н., Шубинский B.C. Умения и навыки как компонент содержания общего среднего образования.// Советская педагогика. 1981, № 10. С. 51−55
  189. A.B. Документы XIX столетия на уроках отечественной истории. // История. 1996, № 21.
  190. В.А. Взаимосвязь умения учиться с мотивами учебных действий. // Советская педагогика. 1980, № 11,С. 66−70.
  191. И. Учебная игра. // Преподавание истории в школе. 1989, № 4.
  192. Ю. Использование исторических источников на уроках. //Преподавание истории в школе, 1999. № 28.
  193. И.Я. Познавательные задачи в обучении истории. / В кн.: Познавательные задачи в обучении гуманитарным наукам. -М., 1972.
  194. И.Я., Скаткин М. Н. О методах обучения. // Советская педагогика. 1965, № 3.
  195. H.A. Воспроизводящая и творческая познавательная деятельность учащихся при работе с книгой. /В сб.: Воспроизводящая и творческая познавательная деятельность учащихся в обучении. — М., 1978.
  196. H.A. О научных основах систематизации учебных умений и навыков. /В сб.: Формирование умений и навыков в процессе обучения школьников. М., 1981. С.24−32.
  197. НА. Пути совершенствования руководства творческой и познавательной деятельностью учащихся при работе с книгой. / В сб.: Методы руководства творческой познавательной деятельностью учащихся в обучении. М., 1980. С. 104−126.
  198. H.A. Обучение и умственное развитие./В кн.: Материалы к XVIII международному конгрессу по психологии. Симпозиум 32. М., 1966. С. 5−8.
  199. Я. А. О проверке эффективности повышения понятности учебного текста. / В сб.: Проблемы школьного учебника. Вып.9. -М., 1981.
  200. И.Т. Содержание и методика исследования воспроизводящей и творческой познавательной деятельности учащихся в обучении. / В кн.: Опыт дидактических исследований в СССР и ГДР. -М., 1974.
  201. Д. Пакеты-комплекты документальных материалов. // История. 1996, № 43 .Прохорова Г. А. Обучение приемам составления планов по тексту учебника (7 класс) // Преподавание истории в школе. 1975, № 4.
  202. Развитие общих учебных умений и навыков. // Преподавание истории в школе. 1985, № 1.С. 31−36.
  203. В. Историческое образование: европейское измерение. // История, 1996. № 3.
  204. E.H. О некоторых особенностях функционирования приема в процессе обучения. / В кн.: Пути совершенствования содержания образования и учебно-воспитательного процесса в средней школе. -М., 1981.
  205. К.А. Детерминация процесса мышления./В сб.: Исследование мышления в советской психологии. М., 1966.
  206. К.А. Детерминация процесса мышления./ В сб.: Психологическая наука в СССР Т. 1, — М., 1966.
  207. Г. И. Использование элементов дискуссии на уроках истории в 8 классе. // Преподавание истории в школе. 1990, № 1
  208. М.М. О формальном и реальном методе преподавания истории. // В кн.: История средних веков в ее писателях и исследованиях новейших ученых. Т. 1. СПБ. 1863. С.5−13.
  209. О.Ю. Учебник и формирование интереса к предмету. // Преподавание истории в школе. 1987, № 3.
  210. Троицкий Ю. Л, Новая технология исторического образования. // История. 1994, № 45.
  211. В.Я. Метод лабораторный и метод документации в преподавании истории в средней школе. // Вопросы преподавания истории. Сборник 2-ой. М., 1917.
  212. К.Б. Развитие творческого мышления на уроках истории. // Преподавание истории в школе. 1996, № 2. С. 29−34.
  213. A.B. Совершенствование методики формирования учебных умений -необходимое условие повышение эффективности учебного процесса. / В сб.: Формирование умений и навыков учебного труда в процессе обучения школьников. М., 1981.
  214. В.А. Взаимосвязь методов и приемов обучения. // Советская педагогика. 1981, № 3. С. 19−23
  215. А.И. Как я работаю с учебником на уроке. // Преподавание истории в школе. 1986, № 4.1. Диссертации и авторефераты
  216. Г. И. Оптимизация процесса обучения истории древнего мира в средней общеобразовательной школе. Автореферат. дисс.к. п. н. М., 1986.
  217. О.И. Развитие познавательной самостоятельности учащихся 5 классов при изучении истории древнего мира. Дисс. к. п. н. М., 1977.
  218. В.В. Обучение учащихся приемам самостоятельной деятельности (на уроках истории). Дисс."к.п.н. М., 1977. С. 39.
  219. М.В. Развитие познавательной деятельности учащихся цель и необходимое условие реализации внутрипредметных связей при изучении политической истории древних и средневековых государств (VI-VII классы). Дисс. к. п. н. М., 1991.
  220. И.Я. Дидактические основы формирования познавательной самостоятельности учащихся при изучении гуманитарных дисциплин. Автореферат. дисс. А п. н. М., 1986.
  221. Н.А. Формирование общих учебных умений и навыков у учащихся средней школы. Дисс. д. п. н. М., 1985.
  222. Л.В. Нетрадиционные формы уроков истории — эффективное средство улучшения мотивации обучения и формирования умений и навыков исторического мышления учащихся У-У1 классов. Дисс1'.31!, 1988.
  223. Г. А. Формирование у учащихся приемов самостоятельной работы с печатными историческими текстами.7 класс. Дисс. к.п.н. М., 1976.
  224. Л.А. Формирование исторических понятий. Автореферат. дисс. к.п.н. М., 1970.
  225. Ю.Шаша А. И. Исследование педагогами и историками-методистами ГДР проблемы развития умственных умений и способностей школьников при обучении истории. Дисс. к. п. н. М&bdquo- 1977.
Заполнить форму текущей работой