Проектная и исследовательская деятельность учащихся как средство реализации компетентностного подхода при обучении физике в основной школе
Исследований, посвященных разработке компетентностного подхода к образованию, как в России, так и за рубежом, много. В основном, разрабатывается общий методологический подход, определяется набор компетенций, даются дефиниции компетенций и компетентностей, определяется их общая структура, иерархические уровни компетентностей. Однако, исследований, посвященных методшсе формирования ключевых… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Анализ состояния проблемы формирования ключевых компетентностей учащихся в процессе обучения физике в основной школе
- 1. 1. Компетентностный подход и проблемы современного образования
- 1. 2. Анализ основных понятий компетентностного подхода и психолого-педагогические аспекты формирования ключевых компетентностей в образовательном процессе
- 1. 3. Анализ ключевых образовательных компетентностей, формирование которых можно осуществлять при обучении физике
- 1. 4. Проектная и исследовательская деятельность учащихся при обучении физике как способ реализации компетентностного подхода
- Выводы по I главе
- Глава II. Методика формирования ключевых компетентностей учащегося при обучении физике с применением проектной и исследовательской деятельности
- 2. 1. Психолого-педагогические основы методики формирования
- I. ключевых компетентностей при обучении физике
- 2. 2. Методика формирования познавательной, информационной и коммуникативной компетентностей с применением проектной и исследовательской деятельности
- 2. 3. Диагностика проявлений ключевых компетентностей у обучаемых
- 2. 4. Подготовка учителя физики к формированию ключевых компетентностей у учащихся
- 3. 1. Общая характеристика педагогического эксперимента
- 3. 2. Констатирующий этап экспериментального исследования
- 3. 3. Поисковый этап педагогического эксперимента
- 3. 4. Обучающий этап педагогического эксперимента
Проектная и исследовательская деятельность учащихся как средство реализации компетентностного подхода при обучении физике в основной школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Образование во все времена было направлено на развитие человека. В настоящее время создание условий для развития личности — основная цель образовательного процесса на любом его этапе.
Основной задачей образовательной политики на современном этапе становится достижение высокого качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Интеллектуальный потенциал личности является той базой на основе которой могут развиваться так необходимые российскому обществу творческая инициатива, конкурентоспособность, ответственность за свои деяния, самостоятельность.
Отличительными особенностями разрабатываемых новых образовательных технологий, ориентированных на развитие личности, будут являться их вариативность, интегративность, учитывающие интересы, способности, возможности, уровни притязаний учеников. Для того чтобы выпускник школы был готов к жизни в сложных и изменчивых условиях современного информационного общества, он должен обладать системой ключевых компетентностей, овладение которых на уровне функциональной грамотности позволит ему быстрее и не так болезненно включиться в трудовую деятельность.
В этой связи очень важной представляется мысль Б. С. Гершунского о том, что сегодня сфера образования, должна быть не только чувствительна ко всем возникающим и развивающимся общественным и цивилизационным проблемам, но так же «.способна и обязана оказывать своё существенное влияние на развитие тех или иных тенденций в обществе,.находить свои специфические возможности решения назревающих проблем, упреждать нежелательное развитие событий» [42, с. 13]. На современном этапе развития общества к числу переменных, которые оказывают воздействие на становление и развитие интеллекта, можно отнести интеллектуально насыщенную и очень быстро меняющуюся окружающую среду. Дети, 4 растущие в «умно организованной» среде, становятся менее зависимыми от внешних факторов, способны быстрее приобретать и реализовывать новые знания и компетенции, приобретать такое отношение к жизни, когда проблемы решаются, а не становятся непреодолимой преградой.
Соответственно, основная задача образования — научить обучаемого самостоятельно работать, самому выстраивать систему своих знаний, исходя из собственных запросов, возможностей, устремлений, а также обеспечить освоение и воспроизводство им социального опыта.
Переход от знаниево-просветительской парадигмы образования на личностно-ориентированную ведёт к необходимости модернизировать содержание и структуру физического образования.
Особенностью компетентностного обучения, как отмечают В. А. Болотов и В. А. Сериков является усвоение не «готового знания», а организация учебного процесса, в котором бы исследовались условия происхождения и становления данного знания [20, с. 8].
Проблемам компетентностного подхода в образовании уделяется на сегодняшний день достаточно большое внимание. Исследования многих педагогов и дидактов посвящены проблемам становления и внедрения компетентностного подхода в практику обучения (А. Л. Андреев [8], В. И. Байденко [13], А. Г. Бермус [16], В. А. Болотов [20], Е. В. Бондаревская [21], И. А. Зимняя [68], Д. А. Иванов [73], А. Г. Каспржак [92], Б. Оскарссон [134], Д. Равен [160, 161], Г. К. Селевко [172], Г. К. Степанова [180], А. П. Тряпицына [15], И. Д. Фрумин [199], A.B. Хуторской [204, 205], Ъ. Д. Эльконин [215] и др.).
Основные положения компетентностного подхода, а именно, готовность проявить имеющийся опыт, осваивать новые способы деятельности, возможность проявить личностную позицию, в практику преподавания предметов естественнонаучного цикла логично включаются при работе учащихся с применением проектных и исследовательских технологий.
Проектная и исследовательская деятельность, подробно разработанная и описанная педагогами — дидактами (В.В Гузеев [50, 51], Дж. Дьюи [62], В. X. Килпатрик [80, 81], М. В. Кларин [85, 86], Е. С. Полат [127, 128], A.B. Усова [192, 193], С. Т. Шацкий [213] и др) и методистами (Е.С. Кодикова [89], A.B. Леонтович [102], Н. Ю. Пахомова [137, 138, 139], М. Б. Романовская [169], С. В. Третьякова [189], И. Д. Чечель [207], и др.), позволяют построить учебную деятельность так, чтобы она носила практико-преобразующий характер, позволяла оценивать и развивать личностный опыт обучаемого. Личностный опыт ученика в процессе получения знаний может получать отчуждённую форму и быть воплощён в материальном, идеальном, социальном или личностно значимом продукте, который создал сам ученик [20, с. 12].
Одной из основных причин низкой мотивации учащихся к изучению предметного материала выступает снижение познавательного интереса к самому процессу получения и освоения знаний из курса физики, практически полное отсутствие возможностей у каждого ученика выстраивать свою образовательную траекторию, исходя из своих интересов. Также одной из возможных причин снижения интереса к изучению физики является невозможность в школьной практике проявить в действии полученные учащимся предметные знания. Изучая единый для всех предметный материал и получая стандартную оценку уровня своих знаний, ученику трудно осознать свою личную «степень включённости» в процесс формирования собственных знаний. Следует отметить, что получение «готовых знаний» не даёт возможности пройти ученику «полосу препятствий», почувствовать необходимость применения усилий при решении пусть даже школьных проблем, потрудиться над добыванием и усвоением значимых для него знаний и способов деятельности.
Компетентностный подход предполагает специально инициированную учебную деятельность, в которой каждый субъект образовательного процесса, как ученик, так и учитель, получают возможность выстраивать свою индивидуальную деятельность, адекватную внутренним потребностям и мотивам каждого. При этом внедрение компетентностного подхода должно основываться на глубоком системном анализе процесса обучения. В процессе этого анализа должны быть определены основные ключевые компетенции, определена их связь с общеучебными умениями, выстроена структура формируемых ключевых компетентностей, вскрывающая весь комплекс вопросов, который необходимо решить для того, чтобы методическая система обучения школьников соответствовала установленным требованиям к уровню подготовки выпускников, определённых в Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования [195, с. 3].
Исследований, посвященных разработке компетентностного подхода к образованию, как в России, так и за рубежом, много. В основном, разрабатывается общий методологический подход, определяется набор компетенций, даются дефиниции компетенций и компетентностей, определяется их общая структура, иерархические уровни компетентностей. Однако, исследований, посвященных методшсе формирования ключевых компетентностей в процессе обучения, практически нет. Не исследовались проблемы оптимального внедрения компетентностного подхода в практику обучения физике. Слабо разработаны подходы к наиболее полному включению внешкольного личностного опыта ученика в практику обучения физике. Не рассмотрены вопросы подготовки и переподготовки учителей к формированию в процессе обучения физике ключевых компетентностей у обучаемых. Практически нет конкретных методик непрерывного формирования ключевых компетентностей, начиная с основной школы, с применением проектной и исследовательской деятельности. На сегодняшний день отсутствует чётко выстроенная система проектной и исследовательской деятельности, объединяющая урочную и внеурочную составляющие процесса обучения, позволяющая формировать ключевые компетентности с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Констатирующий этап педагогического эксперимента показал наличие проблемы формирования у учащихся обобщённых знаний, умений и способов деятельности, слабую готовность к широкому их переносу в другие предметные области, а так же включения в свой субъектный опыт. Констатировалась низкая включённость проектной и исследовательской деятельности в практику обучения физике. Был отмечен также невысокий уровень подготовки учителей к применению данных технологий. Анкетирование показало, что учителя потенциально готовы к применению деятельностных и проблемных форм обучения (метода проектов, исследовательских работ по физике), но в практике преподавания физики проектная и исследовательская деятельность не нашли должного применения.
Анализ соотношений компетентностного подхода и организации проектной и исследовательской деятельности учащихся при обучении физике в основной школе, а также результаты констатирующего эксперимента позволяют сделать выводы о существовании противоречий:
— между задачей формирования у учащихся умений применять на практике полученные в процессе обучения знания, умения и существующей методикой обучения физике, которая не обеспечивает готовность переносить их в различные ситуации в процессе дальнейшего обучения.
— между необходимостью обеспечить условия для самореализации учащихся, для формирования у учащихся критического отношения к себе и к своему личностному опыту и существующей системой обучения физике, которая не позволяет учащимся проявить себя вне урочной деятельности, получив при этом опыт конструктивной рефлексии деятельности в рамках предметных областей.
Вышеуказанные противоречия определяют актуальность исследования на тему «Проектная и исследовательская деятельность учащихся как средство реализации компетентностного подхода при обучении физике в основной школе».
Проблемой исследования является поиск ответов на вопрос: «Какой должна быть методика формирования ключевых компетентностей у учащихся основной школы в процессе обучения физике с применением проектной и исследовательской деятельности?».
Объектом исследования является обучение физике в основной школе.
Предметом исследования является методика формирования познавательной, коммуникативной, информационной компетентностей у учащихся основной школы с применением проектной и исследовательской деятельности при обучении физике.
Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и разработке методики формирования познавательной, коммуникативной, информационной компетентностей у учащихся основной школы с применением проектной и исследовательской деятельности при обучении физике.
Гипотеза исследования формулируется следующим образом.
Формирование познавательной, информационной, коммуникативной компетентностей учащихся будет успешным, если организовать проектную и исследовательскую деятельность при обучении физике в основной школе как систему, учитывающую интеграцию естественнонаучных знаний и обеспечивающую поэтапность и возможность продвижения учащихся по индивидуальным траекториям.
Под успешностью мы будем понимать достижение учащимися высоких результатов в процессе формирования обобщённых знаний, умений и способов деятельности, лежащих в основе ключевых компетентностей. Успешность может быть выражена в признании успехов учащегося общественностью (одноклассниками, друзьями, учителями, родителями, администрацией образовательного учреждения) — констатацией позитивных достижений учащегося (на учебных и факультативных занятиях, на презентациях и защитах творческих работ) — формированием высокой самооценки обучаемого.
Под интеграцией естественнонаучных знаний мы будем понимать получение учащимся общенаучных знаний, способствующих целостному восприятию научной картины окружающего мира, которая может быть сформирована в рамках предметов естественнонаучного цикла.
Для достижения цели и проверки гипотезы решались следующие задачи: выявить состояние проблемы формирования познавательной, информационной, коммуникативной компетентностей у учащихся в процессе обучения физике в основной школе;
— определить структурные компоненты исследуемых компетентностей, рассмотреть конкретные обобщённые знания, умения и способы деятельности, позволяющие формировать познавательную, коммуникативную и информационную компетентности;
— разработать модель методики формирования ключевых компетентностей в процессе обучения физике с применением проектной и исследовательской деятельности;
— разработать методику формирования познавательной, информационной, коммуникативной компетентностей учащихся при обучении физике в основной школе, основанную на систематически и поэтапно организованной проектной и исследовательской деятельности и учитывающую интеграцию естественнонаучных знаний;
— разработать и апробировать курсовой модуль в рамках системы повышения квалификации учителей физики по освоению методики организации проектной и исследовательской деятельности учащихся в урочное и внеурочное времяэкспериментально проверить успешность разработанной методики формирования ключевых компетентностей при изучении некоторых тем курса физики основной школы.
Методологическую основу и теоретическую базу исследования составляют психолого-педагогические, научно-методические исследования в областях.
— педагогического проектирования образовательных технологий (Б. С. Гершунский, М. Е. Бершадский, В. В. Гузеев, В. И. Загвязинский, Т. В. Машарова, Г. К. Селевко и др.);
— личностно-ориентированного обучения (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, И. С. Якиманская и др.);
— мотивации деятельности учащихся (Н.М. Зверева, E.H. Кабанова-Меллер, М. В. Кларин, И. Я. Ланина, И Я. Лернер, М. И. Махмутов, В. Д. Путилин, В. Г. Разумовский, С. Л. Рубинштейн, Н. Ф. Талызина, A.B. Усова, В. П. Ушачёв и др);
— организации проектной деятельности в процессе обучения (Дж. Дьюи, В. X. Килпатрик, А. В. Леонтович, Н. Ю. Пахомова, А. Ю. Пентин, Е. С. Полат, И. Д. Чечель, С. Т. Шацкий и др.).
— организации исследовательской деятельности учащихся в процессе обучения физике (М. Г. Ковтунович, Е. С. Кодикова, Н. Ф. Кочергина, В. Г. Разумовский, Г. П. Стефанова, A.B. Усова, A.B. Хуторской и др.);
— методики обучения физике в школе (Н.Е. Важеевская, С. Е. Каменецкий, И. И. Нурминский, А. П. Тряпицына, Н. С. Пурышева, В. Г. Разумовский, A.B. Усова, А. А. Червова, Н. В. Шаронова и др).
Методами исследования являлись:
Теоретические — изучение и анализ психолого-педагогической, научно-методической, нормативной литературы, диссертационных исследований по проблемам формирования ключевых компетентностей у учащихся, моделирование методики формирования познавательной, коммуникативной, информационной компетентностей, анализ путей интеграции естественнонаучных знаний с применением исследовательских и проектных методик.
Экспериментальные — анкетирование, интервьюирование, наблюдение, анализ устных ответов учащихся, изучение опыта работы школ, практикующих проектную и исследовательскую деятельность, констатирующий, поисковый и обучающий педагогический эксперимент, преподавание (внедрение методики формирования ключевых компетентностей в преподавательскую практику учителей физики), статистическая обработка результатов педагогического эксперимента.
Научная новизна исследования состоит в том, что: 1) Обоснована возможность сформировать в единстве познавательную, коммуникативную и информационную компетентности у учащегося при обучении физике в основной школе на основе систематически организованной проектной и исследовательской деятельности.
2) Предложена модель методики формирования познавательной, информационной и коммуникативной компетентностей с применением проектной и исследовательской деятельности, охватывающая курс физики основной школы.
3) Разработана система проектной и исследовательской деятельности по формированию познавательной, информационной и коммуникативной компетентностей учащихся, охватывающая курс физики основной школы, а именно: наполнена конкретным содержанием структура познавательной, информационной и коммуникативной компетентностей применительно к обучению физике в основной школеопределены принципы отбора содержания учебного материала (проблематизация, личная и социальная значимость, доступность и эвристичность) — предложена методика организации проектной и исследовательской деятельности учащегося на уроке и во внеурочное время, предусматривающая поэтапность продвижения учащегося «от простого к сложному», в том числе.
1) выявлены уровни сформированности ключевых компетентностей и виды заданий для учащихся, выполнение которых обеспечивает достижение того или иного уровня- 2) определены этапы деятельности учителя физики, планирующего изучение темы курса- 3) установлены взаимосвязи компетентностей с видами деятельности учащегосяи формами диагностики сформированности ключевых компетентностей- 4) разработаны рекомендации по включению учащихся в разные формы проектной и исследовательской деятельности при условии продвижения по индивидуальным образовательным траекториям.
4) Разработан курсовой модуль по подготовке учителя физики к формированию ключевых компетентностей у учащихся при обучении физике в основной школе. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
Результаты исследования вносят вклад в обоснование идеи взаимосвязи проектной и исследовательской деятельности учащегося и компетентностного подхода при обучении физике в основной школе.
Разработана модель методики формирования познавательной, коммуникативной и информационной компетентностей у учащихся при обучении физике в основной школе.
Конкретизирован личностно-ориентированный подход в обучении физике через построение индивидуальных образовательных траекторий, осуществляющих подготовку учащихся к будущим научным исследованиям («Будущий исследователь»), инженерно-конструкторской деятельности («Будущий инженер»), социально-значимой деятельности («Будущий философ»).
Практическая значимость исследования заключается:
— в разработке последовательности действий учителя физики, планирующего изучение курса физики основной школы с учётом задачи организации проектной и исследовательской деятельности учащихся;
— в разработке элективного или факультативного курса «Я — исследователь" — системы и сопутствующей документации по проведению внеурочных конкурсных мероприятий, охватывающих курс физики основной школы- «Дневника исследователя», позволяющего учащемуся и учителю отслеживать динамику продвижения учащегося по выбранной им индивидуальной траектории;
— в разработке тематики информационных, исследовательских, реферативных и проектных работ учащихся при обучении физике в основной школе;
— в разработке системы диагностики уровней сформированности компетентностей при обучении физике в основной школе;
— в разработке курсового модуля по подготовке учителя физики к формированию ключевых компетентностей у учащихся. Следует отметить, что классические приемы и методы организации учебной работы не всегда подходят для современного школьника, для которого школа перестала быть единственным местом получения знаний и расширения личностного опыта. На сегодняшний день вырисовывается сложная система конкуренции школы как института обучения и социализации подрастающего поколения с «не школой», где подросток получает гораздо более интересную и личностно значимую информацию, не всегда позитивный социальный опыт, учится общаться с применением современных средств коммуникации.
Внедрение разработанной методики с применением системы проектной и исследовательской деятельности у учащихся при обучении физике в основной школе, как показал обучающий эксперимент, положительно влияет на динамику формирования ключевых компетентностей учащихся, а также на систематизацию личностного опыта учащегося. На защиту выносятся следующие положения:
1. Средством формирования познавательной, информационной и коммуникативной компетентностей учащихся основной школы может явиться система проектной и исследовательской деятельности учащихся, основанная на интеграции естественнонаучных знаний при обучении физике.
2. Формирование ключевых компетентностей на основе организации проектной и исследовательской деятельности следует осуществлять поэтапно, продвигаясь от низкого (обязательного) уровня, к среднему (уровню возможностей) и далее к продвинутому (творческому) уровню, давая возможность учащемуся выстраивать индивидуальные образовательные траектории развития («Будущий исследователь», «Будущий инженер», «Будущий философ»).
3. Отбор содержания учебного материала для организации проектной и исследовательской деятельности при обучении физике в основной школе должен проводиться на основе принципов проблематизации, личной и социальной значимости, доступности и эвристичности, на основании которых могут быть разработаны основные средства формирования ключевых компетентностей учащихся, а именно: работы на установление соответствияинформационные работы учащихсяфронтальный тематический экспериментученические тематические исследования, выполняемые в классе и домареферативные работы учащихсяинтегрированные естественнонаучные проекты учащихсяпрезентации и защиты творческих работ.
4. В процессе осуществления исследовательской деятельности учащихся необходимо выделять такие виды исследовательских работ учащихся, как исследование-наблюдение, исследование-описание, исследование-предложение, исследование-конструкция, исследование-размышление, литературное исследование, которые позволят осуществить интеграцию естественнонаучных знаний.
5. Диагностика уровней формирования у учащихся ключевых компетентностей должна осуществляться с применением планового тематического контроля (контрольные работы, содержащие текстовые, проблемные, графические и экспериментальные задания, контрольные задания на установление соответствия, выполненные исследовательские работы, мини-проекты, выборочный контроль на уроке в процессе выполнения информационных работ и т. п.) — «деятельностного» контроля (всевозможные запланированные на уроках и на факультативных занятиях демонстрации презентаций творческих заданий, выступления, защиты и т. п.) — самоконтроля (заполнение анкет, опросных листов перспективно и ретроспективно).
Апробация результатов исследования Вопросы формирования у учащихся ключевых компетентностей с использованием метода учебных интегрированных проектов и проблемных учебных исследований при обучении физике были отражены в докладах:
1. Метод проектов в обучении физике в школе и идеи синергетики. IV Международная научно-методическая конференция «Новые технологии в преподавании физики», МПГУ, физический факультет, Москва, март 2005 г.
2. Реализация проектно-исследовательских технологий в преподавании физики в Северном округе г. Москвы. V Международная научная конференция «Физическое образование: проблемы и перспективы развития» МПГУ, физический факультет, Москва, март 2006 г.
3. Организация методической подготовки учителей физики через курсовую систему. VI Международная научно-методическая конференция «Физическое образование: проблемы и перспективы развития», посвященная 105-летию со дня рождения A.B. Перышкина. МПГУ, физический факультет, Москва, март 2007 г.
4. Интеграция знаний учащихся в процессе обучения физики с применением проектных и исследовательских технологий. Дни Московского образования на ВВЦ, Москва, апрель 2007 г.
5. Организация исследовательской деятельности учащихся при изучении физики в 8 классе: факультатив «Я — исследователь». Региональная научно-практическая конференция V Емельяновские чтения, МГПИ им. Н. К. Крупской, Йошкар-Ола, март 2007.
6. Формирование исследовательской компетентности учащегося при обучении физике. II региональная научно-практическая конференция «Проблемы современного физического образования: школа и вуз», АПТУ, Армавир, ноябрь 2007.
7. Методика организации исследовательской деятельности учащихся 8 класса при изучении темы «Электрические явления». Сборник научных трудов. Выпуск 4/ Под ред.С. А. Суровикиной. Омск, 2008.
8. Формирование исследовательской компетентности учащегося в процессе обучения физике. VII Международная научно-методическая конференция «Физическое образование: проблемы и перспективы развития», МПГУ, Москва, март 2008.
9. Проектная и исследовательская деятельность учащихся как средство реализации компетентностного подхода. Окружные педагогические чтения, посвященные 70-летию методической службы города Москвы, ГОУ СОШ № 238, март 2008.
По теме диссертации с 2005 года ведётся систематическая работа с учителями физики г. Москвы в рамках курсовой системы повышения квалификации МИОО («Проектная и исследовательская деятельность учащихся при обучении физике» — 2005 год, «Проектная и исследовательская деятельность учащихся при обучении физике в рамках компетентностного подхода» — 2006, 2007 годы) — а также на окружных методических семинарах и конференциях учителей физики Северного округа, посвящённых проблемам проектно-исследовательской деятельности учащихся. В школах № 222, 747, 648 города Москвы проводятся тематические заседания методического объединения учителей физики по проектной методике, организуются и проводятся мастер-классы (ОУ № 648, 684, КК 1702). Основные результаты исследования внедрены в практику работы учителей физики в следующих образовательных учреждениях города Москвы №№ 222, 907, 1296, 231, 1211, 1702 (Кадетский Корпус), а также разработана и внедрена в практику система проведения проектной и исследовательской деятельности (организация, экспертиза, защита) учащихся на окружном уровне (окружной конкурс творческих работ учащихся 7- 11 классов «Перспективы»).
В первой главе «Анализ состояния проблемы становления компетентностного подхода» рассматриваются задачи, стоящие перед образованием на современном этапе развития общества, анализируется проблема становления компетентностного подхода в российской системе образования, определяется набор ключевых компетентностей, проводится их поэлементный анализ, определяются пути и формы внедрения компетентностного подхода в практику преподавания физики.
Во второй главе «Методика формирования ключевых компетентностей учащегося при обучении физике с применением проектной и исследовательской деятельности». представлены психолого-педагогические основы формирования ключевых компетентностей в предметной практике преподавания, исследованы возможности проектной и исследовательской деятельности для формирования познавательной, информационной и коммуникативной компетентностей. Разработана модель методики и представлена сама методика по формированию выбранных ключевых компетентностей посредством организации системы исследовательских и проектных мероприятий как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
В третьей главе «Экспериментальное обоснование методики внедрения компетентностного подхода к преподаванию физики с применением проектной и исследовательской деятельности» описана организация педагогического эксперимента и представлены результаты констатирующего, поискового и обучающего этапов экспериментального исследования.
Основные идеи и результаты проведенного исследования отражены в следующих публикациях:
1. Васильева, И. В. Домашние наблюдения и эксперименты. [Текст] / И. В. Васильева //Физика в школе — № 4 — 2008. — С.53. — 0,08 пл.
2. Васильева, И. В. Метод проектов в обучении физике в школе и идеи синергетики [Текст]/ И. В. Васильева // Научные труды Mill У. Серия: Естественные науки. Сборник статей. — М.: ГНО Издательство «Прометей» МПГУ, 2005. — С. 206−208. — 0.21 п.л.
3. Васильева, И. В. Из опыта реализация проектно-исследовательских технологий в преподавании физики в Северном округе столицы [Текст]/ И. В. Васильева // Материалы V международной научной конференции «Физическое образование: проблемы и перспективы развития» [Текст]//И.В.Васильева — М.: МПГУ, 2006. — С. 61 — 68. — 0,34 п.л.
4. Васильева, И. В. Организация методической подготовки учителей физики через курсовую систему [Текст]/ И. В. Васильева // Материалы VI Международной научно-методической конференции «Физическое образование: проблемы и перспективы развития», посвящённой 105-летию A.B. Пёрышкина. Часть I. -М.: МПГУ, 2007. — С. 171−173. — 0,15 п.л.
5. Васильева, И. В. Организация исследовательской деятельности учащихся при изучении физики в 8 классе: факультатив «Я — исследователь» [Текст]/ И. В. Васильева // Физика и её преподавание в школе и вузе: Материалы Региональной научно-практической конференции V Емельяновские чтения, с* посвящённой педагогу-исследователю М. И. Емельянову (Йошкар-Ола, 30−31 марта, 2007 года) /под ред. В. А. Белянина. — Йошкар-Ола: МШИ им. Н. К. Крупской, 2007. — С. 48−55. — 0,36 п.л.
6. Васильева, И. В. Формирование исследовательской компетентности учащегося при обучении физике [Текст]/ И. В. Васильева // Проблемы современного физического образования: школа и вуз: Научные труды П региональной научно-практической конференции. Ноябрь 2007 год. — Армавир: РИЦ АГПУ, 2007 — С. 8 — 12. — 0,28 п.л.
7. Васильева, И. В. Методика организации проектной и исследовательской деятельности при изучении темы «Тепловые явления» в курсе основной школы [Текст]/ И. В. Васильева // Преподавание физики в 2007;2008 учебном году. Методическое пособие/ Под ред В. И. Зинковского. — М.: МИОО, 2007. -С. 35−54.-0,77 п.л.
8. Васильева, И. В. Методика организации исследовательской деятельности учащихся 8 класса при изучении темы «Электрические явления». Сборник Омского университета [Текст]/ И. В. Васильева //Развитие мышления в процессе обучения физике: Сборник научных трудов. Выпуск 4/ Под ред.С. А. Суровикиной. [Текст] / И. В. Васильева. — Омск, 2008. — с.123 — 127. — 0,29 п.л.
9. Васильева, И. В. Формирование исследовательской компетентности учащегося в процессе обучения физике [Текст]/ И. В. Васильева //Материалы VII Международной научно-методической конференции «Физическое образование: проблемы и перспективы развития», Часть 1. -М.: Изд-во «Школа будущего», 2008. — С. 37 — 41. — 0,2 п.л.
Выводы по III главе: 1. В результате проведённого констатирующего этапа экспериментального исследования были определены основные затруднения учителей и учеников в процессе организации проектной и исследовательской деятельности, была сформулирована тема исследования, обоснована актуальность проблемы, были намечены основные пути проведения поискового эксперимента.
2. В результате проведённого поискового эксперимента была разработана и скорректирована методика формирования ключевых компетентностей учащихся посредством разработанной системы с применением проектной и исследовательской деятельности.
3. При сравнении результатов работы в контрольных и экспериментальных классах на обучающем этапе эксперимента была доказана справедливость гипотезы исследования, эффективность применения разработанной методики при формировании познавательной, информационной и коммуникативной компетентностей у учащихся основной школы в процессе обучения физике с применением проектной и исследовательской деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Выполненное нами диссертационное исследование позволило сделать следующие выводы:
1. На основе проведённого анализа научно-методической, психолого-педагогической литературы по теме исследования, нормативных документов, а также обобщения собственного педагогического опыта и опыта работы учителей было определено противоречие между общим для всех обучаемых нормативным содержанием предметного материала и индивидуальными склонностями, запросами, интересами личностивыявлена проблема сформированности у учащихся общеобразовательной школы познавательной, информационной и коммуникативной компетентностей.
2. В процессе анализа психолого-педагогической и методической литературы были уточнены определения основных понятий компетентностного подхода — «компетенция», «компетентность», определены структурные компоненты компетентности. Была показана структура каждой исследуемой компетентности, определены обобщённые умения, знания и способы деятельности, входящие в состав каждой рассматриваемой компетентности, рассмотрены объекты реальной действительности, по отношению к которым можно определить рассматриваемую компетентность, что в целом позволило определить направление разработки методической системы.
3. В исследовании были определены принципы для разработки модели методики формирования ключевых компетентностей, которые включают общепедагогические принципы (системности, непрерывности образования, внутренней дифференциации), целевой аспект, принципы отбора предметного материала (проблематизация, личная значимость, доступность и эвристичность), принципы структурирования учебного процесса, а также способы диагностики ключевых компетентностей.
4. Разработанная методика формирования познавательной, коммуникативной, информационной компетентностей в процессе преподавания физики в основной школе включает поэлементный структурный анализ каждой позиции методики с конкретными разработками, которые позволят учителю на практике применить данные положения методики. Основными средствами формирования ключевых компетентностей учащихся в процессе осуществления систематической проектной и исследовательской деятельности могут стать проблемные фронтальные лабораторные работы, ученические тематические исследования, фронтальный эксперимент, домашние тематические исследования, реферативные работы учащихся, интегрированные естественнонаучные проекты. Диагностика уровней формирования у учащихся ключевых компетентностей осуществляется с применением: планового тематического контроля (контрольные работы, содержащие текстовые, проблемные, графические и экспериментальные задания, контрольные задания на установление соответствия, выполненные исследовательские работы, мини-проекты, выборочный контроль на уроке в процессе выполнения информационных работ и т. п.) — «деятельностного» контроля (всевозможные запланированные в уроке и на факультативе демонстрации презентаций творческих заданий, выступления, защиты и т. п.) — самоконтроля (заполнение анкет, опросных листов перспективно и ретроспективно).
5. Экспериментально апробирована разработанная методика по формированию познавательной, коммуникативной, информационной компетентностей при изучении тем курса физики в основной школе, а также разработан и апробирован курсовой модуль системы повышения квалификации учителей по освоению ими методики проектной и исследовательской деятельности.
6. Результаты, полученные в ходе педагогического эксперимента, подтвердили гипотезу исследования. Внедрение систематически организованной проектной и исследовательской деятельности учащихся, базирующейся на интеграции естественнонаучных знаний при обучении физике в основной школе даёт положительную динамику формирования познавательной, информационной, коммуникативной компетентностей, а также формирует готовность учащихся к применению имеющихся знаний, умений в различных не только учебных, но и жизненных ситуациях. Поэтому разработанная методика может быть рекомендована для применения учителями в процессе обучения физике учащихся в основной школе.
Выполненное исследование может стать основой для дальнейшей работы в следующих направлениях:
— разработка методики формирования ключевых компетентностей на старшей ступени обучения (базовый и профильный уровни обучения физике);
— разработка методических рекомендаций (тематического планирования, конкретных разработок по урочной и внеурочной деятельности) по организации исследовательской и проектной деятельности учащихся на старшей ступени обучения в условиях внедрения профильной школы;
— преемственность в формировании ключевых компетентностей обучения физике в основной и старшей профильной школе.
Список литературы
- Азерников, В.З. Физика. Великие открытия Текст. /В.З. Азерников. -М.: ОЛМА — ПРЕСС, 2000. — 270с.: ил.
- Азимов, Айзек. Популярная физика. От архимедова рычага до квантовой механики Текст. /Айзек Азимов/ Пер. с англ. М. Г. Барышникова. М.: ЗАО Центрполиграф, 2007. — 752с.
- Айсмонтас, Б.Б. Теория обучения: схемы и тесты Текст./ Б. Б. Айсмонтас. М.: ВЛАДОС — ПРЕСС, 2002. — 176с.
- Акопян, Г. В. Развитие исследовательских навыков на уроках физики Текст.: автореф. канд дис.. пед. наук/Г. В. Акопян. -М., 1973.
- Аксёнов, Г. П. Солнечная школа: педагогическая утопия Текст. / Г. П. Аксёнов //Исследовательская работа школьников. № 2 — 2004. — С.
- Альникова, Т. В. Формирование проектно-исследовательской компетенции учащихся на элективных курсах по физике Текст.: автореф. канд. дис.. пед. наук/ Т. В. Альникова. Томск, 2007. — 24 с.
- Алмаева, Л.В. Тесты по физике. 9-й класс Текст. / Л. В. Алмаева. -Саратов: «Лицей», 2001. 48 с.
- Андреев, А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа Текст. / А. Л. Андреев //Педагогика.- № 4 2005. — С.19−27.
- Арцев, М.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся Текст. / М. Н. Арцев //Завуч. № 6 — 2005. — С. 4−29.
- П.Афонина, М. В. Метод проектов в работах зарубежных учёных
- Интернет-ресурс. / М. В. Афонина // Интернет журнал «Эйдос». -2005. — 30 мая. http://www/eidos/ru/iournal/2005/0530.htm. — В надзаг: Центр дистанционного образования «Эйдос», e-mail: [email protected].
- Базавова, Т.В. Мониторинг качества профессионального образования в техникуме на основе компетентностного подхода Текст.: автореф. канд. дис.. пед. наук/ Т. В. Базавова. Москва, 2007. — 26 с.
- Байденко, В.И. Компетенции: к освоению компетентностного подхода. Лекции в слайдах. Авторская версия Текст. / В. И. Байденко — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 30с.
- Баяндин, Д.В. Интерактивные компьютерные тренажёры в школьном курсе физики Текст. / Д. В. Баяндин, H.H. Медведев, Н. К. Ханнанов // Физика в школе. № 4 — 2006. — С. 3 — 10.
- Беркалиев, Т. Н. Инновации и качество школьного образования Текст. / Т. Н. Беркалиев, Е. С. Заир-Бек, А. П. Тряпицына СПб.: КАРО, 2007. — 144 с.
- Бершадская, Е.А. Какие общенаучные методы должны быть предметом изучения? Текст. /Е.А. Бершадская // Школьные технологии № 1 — 2004. — С. 3−10.
- Бершадский, М.Е. Дидактические и психологические основания образовательной технологии Текст. / М. Е. Бершадский, В. В. Гузеев. М.: Педагогический поиск, 2003, 256с.
- Билимович, Б.Ф. Физические викторины в средней школе. Пособие для учителя Текст. / Б. Ф. Билимович. М.: Просвещение. 1977. -159с. — ил.
- Болотов, В.А. Компетентностная модель: от идей к образовательной программе Текст. / В. А. Болотов, В. А. Сериков //Педагогика № 10 -2003. -С. 8−14.
- Бондаревская, Е.В. Парадигмальный подход к разработке содержании ключевых педагогических компетенций Текст. / Е. В. Бондаревская // Педагогика. № 10 — 2004. — С.23 -31.
- Браверман, Э. М. Развитие самостоятельности учащихся -требование нашего времени Текст. / Э. М. Браверман //Физика в школе № 8 — 2005. — С.15 — 19.
- Браверман, Э. М. Физика учимся мыслить Текст. / Э. М. Браверман //Физика в школе — № 2 — 2006. — С.23 — 25.
- Важеевская, Н.Е. Гносеологические корни науки в системе школьного образования Текст./Н.Е. Важеевская // Педагогика № 4 -2002.- С. З- 9.
- Васильева, И. В. Метод проектов в обучении физике в школе и идеи синергетики // Научные труды Mill У. Серия: Естественные науки. Сборник статей Текст. / И. В. Васильева М.: ГНО Издательство «Прометей» МПГУ, 2005. — С. 206−208.
- Васильева, И.В. Домашние наблюдения и эксперименты. Текст. / И. В. Васильева //Физика в школе № 4 — 2008. — С.53.
- Виненко, В. Г. Построение содержания непрерывного образования педагога. Системно — синергетический подход Текст./ В. Г. Виненко. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1999. — 244с.: ил.
- Володарская, A.A. Проблемы дидактики: от традиционности к личностной ориентированности. Текст. / A.A. Володарская. М.: АПКиПРО, 2000. — 27с.
- Воробьёв, А. П. Педагогические условия развития физико-технического творчества школьников. Монография Текст. / А. П. Воробьёв, А. А. Червова. -Н. Новгород: ВГИПА, 2003. 163 с.
- Воровщиков, С.Г. Азбука логичного мышления: Учебное пособие для учащихся старших классов Текст. / С. Г. Воровщиков. М.: Центральное издательство, 2005. — 288с,
- Воровщиков, С.Г. Учебно-познавательная компетентность школьников: опыт системного конструирования Текст. / С. Г. Воровщиков //Завуч. № 6 — 2007. — С.81 — 103.
- Выготский, Л.С. Проблемы общей психологии Текст./ Л.С. Выготский// Собр. соч.: в 6 т. М.: Педагогика, 1982. — т.2. — 504с.
- Галимов, Ф.М. Создание интерактивных моделей в обучающей среде «Живая физика» Текст./Ф.М. Галимов//Физика в школе.-№ 4 2006-С. 19−22.
- Генденштейн, Л.Э. Решение ключевых задач по физике для основной школы. 7- 9 классы. Текст. / Л. Э. Генденштейн, Л. А. Кирик, И. М. Гельфгат. М.: Илекса, 2005. — 208 с.
- Гершунский, Б.С. Философия образования Текст. / Б. С. Гершунский. М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998. -432с.
- Гессен, С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию Текст./С. И. Гессен. М.: «Школа — пресс», 1995. — 448с.
- Гнедина, Т.Е. Физика и творчество в твоей профессии: Кн. для учащихся ст. классов Текст./Т.Е. Гнедина — М.: Просвещение, 1988−159с.
- Гомулина, H.H. Компьютерные коммуникации и проектная учебная деятельность школьников по физике и астрономии. // Материалы международной конференции «Информационные технологии в образовании» Текст. /H.H. Гомулина. М.: МИФИ, 1999. — С.207 -208.
- Гомулина, H.H. Компьютерные обучающие и демонстрационные программы Текст. / H.H. Гомулина //Физика: Приложение к газете «Первое сентября», № 12 1999. — С. 2.
- Гомулина, H.H. Поиск информации в Интернете Текст. / H.H. Гомулина //Физика в школе. М.: № 1/ 2001. С. 62 — 67.
- Гомулина, H.H., Возможности использования электронных образовательных изданий по физике Текст. / H.H. Гомулина, Е. С. Тимакина // Физика в школе. № 4 — 2006. -С. 10−14.
- Громов, C.B. Энциклопедия элементарной физики: кн. для учащихся Текст. /C.B. Громов. М.: Просвещение, 2007. — 399с.: ил.
- Гузеев, В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения Текст. / В. В. Гузеев // Директор школы № 6 -1995. — С.39 — 47.
- Гузеев, В.В. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии Текст. / В. В. Гузеев. М.: НИИ школьных технологий, 2004. — 128с.
- Гулиа, Н. В. Парадоксальная механика в вопросах и ответах Текст. / Н. В. Гулиа. М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004. — 76с. — (Портфель учителя).
- Гутник, Е.М. Качественные задачи по физике: 7 класс. Учебное пособие для учащихся общеобразоват. учреждений Текст. /Е. М. Гутник. М.: Просвещение, 1995. — 64с.: ил.
- Гутник, И.Ю. Педагогическая диагностика образованности школьников: теория. История. Практика.: Учебное пособие Текст. / И. Ю. Гутник, Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. СПб.: Изд-во1. РГПУ, 2000.-157с.: ил.
- Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального исследования Текст. / В. В. Давыдов. М.: Педагогика, 1986. — 233 с.
- Дахин А. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника? Текст. / А. Дахин //Народное образование. № 4 — 2004. -С. 136−144.
- Делор, Ж. Образование: сокрытое сокровище. Доклад Международной комиссии по образованию для XXI века, представленный ЮНЕСКО. Осн. положения Текст. / Ж. Делор. -Париж, ЮНЕСКО, 1996 15с.
- Демидова, М.Ю. Естественно-научные проекты: 10−11 кл.: (Физика. География. Экология. Химия)/сост. М. Ю. Демидова. [Текст] / М. Ю. Демидова. М.: шк. Пресса, 2005. — 254с.
- Демидова, М.Ю. Обучение работе с информацией Текст. /М.Ю. Демидова // Физика: Приложение к газете «Первое сентября», Естествознание, № 48 2000. — С. 1−2.
- Дарвиш, О. Б. Возрастная психология Текст. /Под ред. В. Е. Клочко. М.: Изд-во ВЛАДОС — ПРЕСС, 2003. — 246с.: ил.
- Дидактика средней школы. Некоторые проблемы современной дидактики. Учебн. пособие для студентов пед. ин-тов. Под редакцией М. А. Данилова и М. Н. Скаткина Текст. / М. А. Данилов, М. Н. Скаткин и др. М.: Просвещение, 1975. — 303с.: ил.
- Дьюи, Дж. Введение в философию воспитания Текст. / Дж. Дьюи. -М.: 1921.-63с.
- Дьяченко, В.К. Диалоги об образовательных технологиях Текст. / В. К. Дьяченко // Школьные технологии № 2 — 2000. — С.24- 42.
- Зимняя, И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования Текст. / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня -№ 5/2003.-С.34−42.
- Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия Текст. / И. А. Зимняя. — М.: Исследоват. центр проблем кач-ва подготовки специалистов, 2004. — 38с.
- Зимняя, И.А., Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности Текст. / И. А. Зимняя, Е. А. Шашенкова. -Ижевск: 2001.- 103с.
- Иванов, Д.А., Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие Текст./Д.А.
- Иванов, Г. К. Митрофанов, О.В. Соколова- М.: АПКиПРО, 2003−101с.
- Ильина, Т.А. Системно-структурный подход к организации обучения Текст./ Т. А. Ильина. М.: 1972. — 16с.
- Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей Текст. / Под общей редакцией к. пс. н. A.C. Обухова М.: НИИ школьных технологий, 2006.-612с.
- Кабанова-Меллер, E.H. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся Текст. / E.H. Кабанова-Меллер. М.: Просвещение, 1968. — 288 с.
- Кабардин, О. Ф. Задания для итогового контроля знаний учащихся по физике в 7 — И классах средней школы: Дидактический материал Текст. /О. Ф. Кабардин, С. И. Кабардина, В. А. Орлов. М.: Просвещение, 1994. — 224 е.: ил.
- Каменецкий, С.Е. Методика решения задач по физике в средней школе Текст. / С. Е. Каменецкий, В. П. Орехов — М.: Просвещение, 1974.-336с.: ил.
- Каплунович, И. Я. Измерение и конструирование обучения в зоне ближайшего развития Текст. / И. Я. Каплунович //Педагогика № 10 -2002. — С.37−44.
- Килпатрик, В.Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе Текст. / В. Х. Килпатрик JL: Брокгауз -Ефрон, 1925.-43с. •
- Килпатрик, В.Х. Основы метода Текст. / В. Х. Килпатрик М. — JL: Нар. Комиссариат Просвещения РСФСР, Государственное издательство, 1928. — 114с.
- Кирик, Л.А. Физика 8. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы Текст. /Л. А. Кирик — М.- «Илекса», 2006. — 208с.
- Кларин, М.В. Характерные черты исследовательского подхода: обучение на основе решений проблем Текст. / М. В. Кларин // Народное образование № 2 — 2005. — С.113 — 121.
- Кларин, М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии (анализ зарубежного опыта) Текст. / М. В. Кларин. Рига, Эксперимент, 1995. — 176с.
- Ковтунович, М. Г. Домашний эксперимент по физике. Дидактический материал для учащихся. 7 кл Текст. / М. Г. Ковтунович Челябинск: изд-во «Экодом», 1995.- 45с. — ил.
- Ковтунович, М. Г. Домашний эксперимент по физике: пособие для учителя Текст./ М. Г. Ковтунович. М.: — Гуманитарн. изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 207с. (Библиотека учителя физики).
- Кодикова, Е.С. Формирование исследовательских экспериментальных умений Текст. / автореф. канд дис.. пед. наук. М., 2000.
- Кондратьева, Е. И. Психологическая диагностика ближайшей зоны развития учащихся на уроках физики: учебно-методическое пособие Текст./Е. И. Кондратьева, Ю. Н. Балакина. Рязань.: Рязанский областной ин-т развития образования, 1999. — 30с.
- Королёв, Ф. Ф. Системный подход к возможности его применения в педагогических исследованиях Текст./Ф.Ф. Королёв// Сов. Педагогика в высшей школе. 1970. — № 9. — С. 27 — 35.
- Кочергина, Н. В. Формирование экспериментальных умений у учащихся в условиях дифференцированного обучения физике (на примере гуманитарных и технических профилей) Текст./ автореф. дисс. канд. пед. наук/ Н. Ф. Кочергина. М., 1995. — 24с.
- Кривченко И. В. Физика 7. Пробный учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений и для самообразования. Текст. / И. В. Кривченко. — Курск, 1998. — 199с.: ил.
- Крылова, Н. Проектная деятельность школьника как принцип организации и реорганизации образования Текст. / Н. Крылова // Школьные технологии № 1 — 2004. — С.11 — 24.
- Ксензова, Г. Ю. Инновационные технологии обучения и воспитания школьников: Учебное пособие Текст. / Г. Ю. Ксензова — М.: Педагогическое общество России, 2005. — 128с.
- Кузьмин, Л. М. Сборник вопросов по физике (программированное пособие). Учебное пособие для техникумов Текст. / Л. М. Кузьмин -М.: Высшая школа, 1969, 240с.
- Ланина, И.Я. Методика развития познавательного интереса уч-ся при обучении физике. Учебное пособие Текст. / И .Я. Ланина Л.: 1984, -88с.
- Лауэ, М. Статьи и речи Текст./ М. Лауэ. М.: Наука, 1969. -368с.
- Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Текст./ А.
- Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1977. — 304с.
- Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения Текст. / И. Я. Лернер М.: Педагогика, 1981. — 186с.
- Липсон, Г. Великие эксперименты в физике Текст. / Г. Липсон. — М.: «Мир», 1972. — 215с: ил.
- Локшина, С.С. Краткий словарь иностранных слов Текст. / С.С. Локшина- М.: Русский язык, 1987. 632с.
- Лошкарева, H.A. Формирование системы общих учебных умений и навыков. Методические рекомендации для ФПЕС директоров и завучей школ Текст. / H.A. Лошкарёва М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1981.-88с.
- Макотрова, Г. В. Учебно-исследовательская культура учащихся Текст. / Г. В. Макотрова // Педагогика № 1 — 2007. — С.47 — 52.
- Маркова, А.К. Психология профессионализма Текст. / А.К. Маркова- М.: 1996.-308с.
- Марон, А. Е. Физика. 8 класс: учебно-методическое пособие Текст. / А. Е Марон, Е. А. Марон. М.: Дрофа, 2007. — 125с.: ил.
- Махмутов, М.И. Организация проблемного обучения в школе Текст. /М.И. Махмутов. М., Педагогика, 1977. — 240с.
- Машарова, Т.В. Педагогическая технология: личностно-ориентированное обучение. Учебное пособие Текст. / Т. В. Машарова. М.: Педагогика-ПРЕСС, 1999. — 144с.
- Метод учебных проектов в естественнонаучном образовании: Методическое пособие/ Текст. / Под редакцией B.C. Рохлова. М.:1. МИОО, 2006. -96с.
- Метод проектов в школах первой ступени. Из опыта работы Московских школ Текст. / Под ред. M.JI. Закожурниковой. М.: Государств, учебно-педагогическое изд-во, 1931. — 64с.
- Методика преподавания физики в 7−8 классах средней школы: Пособие для учителя Текст. / A.B. Усова, В. П. Орехов, С. Е. Каменецкий и др- Под ред. A.B. Усовой — М.: Просвещение, 1990. -319с. ил.
- Методическое письмо О преподавании учебного предмета «Физика» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования. Интернет-ресурс. / http://sputnik.mto.m//seans/metod/www.lexed.rii/standart/02/02/14.html.
- Методология учебного проекта Текст. / Материалы городского методического семинара М.: МИПКРО, 15 февраля 2000. — 56с.
- Методы системного педагогического исследования: Учебное пособие. М.: Народное образование, 2002. — 208с.
- Мир физики. Занимательные рассказы о законах физики Текст. / Сост. Ю. И. Смирнов СПб.: ИКФ МиМ-Экспресс, 1995. — 176с. -ил.
- Мотивация познавательной деятельности. Сборник научных трудов/ Текст. / Под общей ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С Сухобской, Л.: 1972.-116с.
- Научно-исследовательская деятельность учащихся Текст. // Серия: Инструктивно-методическое обеспечение содержанияобразования в Москве/ Отв. ред. JLE. Курнешова. М.: Школьная книга, 2001.-104с.
- Научно-исследовательская и проектная деятельность учащихся. ВыпускЗ.// Серия: Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве/ Текст. / Отв. ред. JI.E. Курнешова. — М.: Школьная книга, 2003. — 224с.
- Немов, Р. С. Система и системные исследования Текст./ Р. С. Немов.// Проблемы методологии системного исследования. 1970. -110с.
- Низамов, И.М. Задачи по физике с техническим содержанием: 7−9 кл. общеобразоват. учреждений Текст. / И. М. Низамов М.: Просвещение, 2001. — 112с.
- Новиков, A.M., Образовательный проект (методология образовательной деятельности) Текст. / A.M. Новиков, Д. А. Новиков -М.:Эг вес, 2004.-120с.
- Новикова, Т.А. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности Текст. // Школьные технологии, № 4 2000. — С.43 — 52.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования Текст. / Под ред. Е. С. Полат. М.: ACADEMA, 2000. -271с.
- Нурминский, И.И.,. Экспериментальный метод познания природы Текст. / И. И. Нурминский, Н. К. Гладышева // Физика. Издательский дом ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ № 28/1998. — С.5 — 8.
- Обухов, А. Развитие исследовательской деятельности учащихся
- Текст. /А. Обухов // Народное образование № 2 — 2004. — С. 146 — 148.
- Ожегов. С.И. Словарь русского языка Текст. / С. И. Ожегов / Под ред. чл.-кор. АН СССР Н. Ю. Шведовой. М.: Рус. яз., 1987. -750с.
- Орлов, В. А. Тематические тесты по физике, 9 класс. Текст. /В.
- A. Орлов. М.: Вербум — М, 2001. — 112с.
- Оскарссон, Б. Базовые навыки как обязательный компонент высококачественного профессионального образования// Оценка качества профессионального образования: Доклад 5/ под общ. ред.
- B.И. Байденко, Дж. Ван Зантворта. Европейский фонд подготовки кадров Текст. / Б. Оскарссон. Проект ДЕЛФИ, М.: 2001. — 78с.
- Основы научного образования в современной школе Текст. // Педагогика № 10 — 2004. — С. 3 — 22.
- Основные результаты международного исследования образовательных достижений учащихся ПИЗА 2003. Интернет-ресурс. // Национальный фонд подготовки кадров. ИСМО РАО/ Центр оценки качества образования. М.: 2004. — 82с. -http://www.centeroko.ru/
- Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образоват. учреждении. Пособие для учителей и студентов пед. ВУЗов Текст. / Н. Ю. Пахомова М.: АРКТИ, 2003. — 112с.
- Пахомова, Н.Ю. Проектирование в образовании, учебное и ученическое Текст. // Проблемы и перспективы теории и практики ученического проектирования., Сборник статей/Под ред. Н.Ю.
- Пахомовой. -М.: МИОО, 2005. 147с.
- Пахомова, Н.Ю. Учебные проекты: методология поиска Текст. // Учитель, № 1 2000. — С.41−45.
- Педагогика развития: Ключевые компетентности и их становление: Материалы 9-й научно-практической конференции Текст./ Красноярск, 2003. 320с.
- Пентин, А. Ю. Учебное исследование и то, что им не является Текст. // Лицейское и гимназическое образование, № 10 2002. — С.35 -39.
- Перышкин, A.B. Физика 7 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений Текст. / A.B. Перышкин М.: Дрофа, 1999. — 192с.
- Перышкин, A.B. Физика 8 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений Текст. / А. В. Перышкин М.: Дрофа, 2000. — 192с.
- Перышкин, A.B., Физика 9кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений Текст. / A.B. Перышкин, Е. М. Гутник М.: Дрофа, 1999. -256с.
- Пестерева, Ю.В. Реализация компетентностного подхода в процессе построения содержания образования в начальной школе Текст. / Ю.В. Пестерева/ автореф. канд. дисс.. пед. наук. Майкоп, 2007.
- Преподавание физики, развивающее ученика. Кн. 1. Подходы, компоненты, уроки, задания Текст. / Сост. и под ред. Э. М. Браверман. М.: Ассоциация учителей физики, 2003. 400с. — ил.
- Преподавание физики, развивающее ученика. Кн. 2. Развитиемышления: общие представления, обучение мыслительным операциям Текст. / Сост. и под ред. Э. М. Браверман. М.: Ассоциация учителей физики, 2005. 272с. — ил.
- Проблемы и перспективы теории и практики ученического проектирования. Сборник статей Текст. /Под редакцией Пахомовой Н. Ю., М.: МИОО, 2005. — 144с.
- Программы элективных курсов. Физика. 9 11 классы. Профильное обучение Текст. / сост. В. А. Коровин. — М.: Дрофа, 2005. — 125, [3] с.
- Проектная работа учащихся: Постер Текст. // Лицейское и гимназическое образование, №№ 2, 5 2001.
- Проблемы качества образования. Текст. / Книга 2. Компетентность человека новое качество результата образования// Материалы XIII Всеросс. совещания. — М., Уфа: исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2003. — 72с.
- Проблемы качества образования. Текст. / Книга 4. Качество образования: содержание обучения и образовательные технологии// Материалы Х1П Всеросс. совещания. М., Уфа: исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2003. — 51с.
- Пурышева, Н.С. Дифференцированное обучение физике в средней школе Текст.: монография / Н. С. Пурышева. -М.: Прометей, 1993.-161с.
- Пурышева, Н.С. Физика. 7 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений Текст. / Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская М.: Дрофа, 2001.-208с.: ил.
- Пурышева, Н.С. Физика. 8 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. учреждений Текст. / Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская. -М.: Дрофа, 2002.-256с.: ил.
- Пурышева, Н.С. Физика. 9 класс Текст.: учебник для общеобразоват. учреждений / Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская, В.М.
- Чаругин. М.: Дрофа, 2007. — 285с.
- Путилин, В. Д., Психолого-педагогические основы формирования творческой активности школьника: Научно-методическое пособие Текст./В.Д. Путилин, В. П. Ушачёв Магнитогорск: МШИ, 1998. 62с.
- Равен, Дж. Педагогическое тестирование: Проблемы, заблуждения, перспективы Текст./Дж. Равен/Пер. с англ.-М.: Когито-Центр. 1999.-144с.
- Равен, Дж. Компетентность в современном обществе Текст. / Дж. Равен-М.: Когито-Центр, 2002. 134с.
- Развитие творческих способностей старшеклассников при проведении практических занятий: Учебно-методическое пособие для учителей естественно-математических дисциплин Текст. / М. В. Медведева М.: МИОО, 2005. — 112с.
- Разумовский, В.Г. Научный метод познания и личностная ориентация образования Текст./В. Г. Разумовский //Педагогика № 62 004.- С.3−10.
- Разумовский, В.Г. Физика Учеб. для уч-ся 8 кл. общеобразоват. учреждений Текст. / В. Г. Разумовский, В. А. Орлов, Ю. И. Дик, Г. Г. Никифоров, В.Ф. Шилов/ Под ред. В. Г. Разумовского, В. А. Орлова. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 320с.: ил.
- Разумовский, В. Г. Физика в школе. Научный метод познания и обучение Текст./ В. Г. Разумовский, В. В. Майер. М.: Гуманитарн. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 463с.
- Рефераты как форма обобщения и распространенияпедагогического опыта Текст. / Пособие для учителей и работников народного образования. Фрунзе: Мектеп, 1975. — 78с.
- Роэлл, Г. Физика Текст. / Г. Роэлл, С. Герберт/ Пер. с англ. под ред. В. Г. Разумовского. М.: Просвещение, 1994. — 576с.: ил.
- Романовская, М.Б. Метод проектов в контексте профильного обучения в старших классах: современные подходы Текст. / М. Б. Романовская М.: Издательство АПКиПРО, 2002. — 32с.
- Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии Текст. / С. Л. Рубинштейн. СПб. и др.: ПИТЕР, 1998. — 705с.
- Свинина, Н.Г. Жизненный опыт учащихся в контексте личностно-ориентированного образования Текст. / Н. Г. Свинина //Педагогика. № 7 — 2001. — С.27 -31.
- Селевко, Г. К. Компетентности и их классификация Текст. / Г. К. Селевко //Народное образование. № 4 — 2004. — С. 138 — 143.
- Селевко, Г. К. Научи себя учиться. Изд. 2. Текст. / Г. К-Селевко -М.: народное образование, НИИ школьных технологий, 2006. 128с. -ил.
- Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие Текст./ Г. К. Селевко — М.: Народное образование, 1998. -256с.
- Селевко, Г. К. Социально-воспитательные технологии Текст. / Г. К. Селевко, А. Г. Селевко М.: народное образование, 2002. — 176с.
- Сериков, В.В. Личностно ориентированное образование Текст. /В.В. Селевко //Педагогика. № 5 — 1994. — С.16−21.
- Сластенин, В.А. Педагогика Текст.: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /В.А. Сластенин, И. Ф. Исаев, E.H. Шиянов- Под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2004. — 576с.
- Советский энциклопедический словарь. Гл. ред. С. М. Ковалёв Текст. -М.: Советская энциклопедия, 1979. 1600 с. — ил.
- Стратегия модернизации содержания общего образования:
- Материалы для разработки документов по обновлению общего образования Текст. — М.: Мир книги, 2001 102с.
- Степанова, Т.Н. Мастер-класс// Текст. / Г. Н. Степанова -Издательский дом «Первое сентября». Физика. № 15/2006. — С.13−17, № 17 — 2006 — С.13−16.
- Стефанова, Г. П. Подготовка учащихся к практической деятельности при обучении физике Текст. / Г. П. Стефанова -Астрахань: Издательство Астр. гос. пед. ун-та, 2001. 184 стр.
- Стефанова, Г. П. Теоретические основы реализации принципа практической направленности подготовки при обучении физике: Монография Текст. / Г. П. Стефанова Астрахань: Издательство Астр, гос. пед. ун-та, 2001. — 254 стр.
- Суорц, Кл.Э. Необыкновенная физика обыкновенных явлений Текст. /Кл. Э. Суорц/ Пер. с англ. В 2-х т. Т.1. — Наука. Гл. ред. физ.- мат. лит., 1986. — 400с. ил.
- Суорц, Кл.Э. Необыкновенная физика обыкновенных явлений Текст. / Кл. Э. Суорц/ Пер. с англ. В 2-х т. Т.2. — Наука. Гл. ред. физ.- мат. лит., 1987. — 384с. ил.
- Тарасов, Л.В. Физика в природе: Кн. для учащихся Текст. / Л. В. Тарасов М.: Просвещение, 1988. — 351с. — ил.
- Татьянченко, Д.В., Общеучебные умения как объект управления образовательным процессом Текст. / С. Г. Воровщиков, Д. В. Татьянченко //Завуч, № 7, 2000 год.
- Теория и методика обучения физике в школе: Общие вопросы Текст. / С. Е. Каменецкий, Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская и др.-
- Под ред. С. Е. Каменецкого, Н. С. Пурышевой. М.: Издательский центр Академия, 2000. — 368с.
- Третьякова, C.B. Естественнонаучные проекты как средство формирования учебно — информационных умений учащихся при обучении физике Текст. /C.B. Третьякова: автореф. канд дис.. пед. наук. М., 2004.
- Тульчинский, M. Е. Сборник качественных задач по физике: Пособие для учителя Текст./М.Е. Тульчинский.-М.: Просвещение, 1965.-236с.
- Усова, A.B. Развитие познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся в процессе обучения физике: Учебное пособие Текст. / А. В. Усова, З. А. Вологодская Челябинск: издательство ЧГПУ Факел, 1996. — 126с.
- Усова A.B., Теория и практика модернизации естественнонаучного образования, основанной на опережающем изучении физики и химии Текст. / A.B. Усова, М. Д. Даммлер, B.C. Елагина, М. Ж. Симонова Челябинск: ИИУМЦ Образование, 2003. -148с.
- Ушачёв, В. П. Педагогические основы разработки инновационных процессов в школе: Учебное пособие Текст. / В. П. Ушачёв Магнитогорск: МГПИ, 1999. — 104с.
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование Текст. / Министерство образования Российской Федерации. М., 2004. -221с.
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть II. Среднее (полное) общее образование Текст. / Министерство образования Российской Федерации. М., 2004. — 226с.
- Фронтальные лабораторные занятия по физике в 7 11 классах общеобразовательных учреждений: Кн. для учителя Текст. / В. А. Буров, Ю. И. Дик, Б. С. Зворыкин и др.- Под ред. В. А Бурова, Г. Г. Никифорова. -М.: Просвещение: Учеб. лит., 1996.- 368с.: ил.
- Физика: занимательные материалы к урокам. 7 класс. Текст. /Автор сост. А. И. Сёмке. — М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004. — 120с.
- Ханнанов, Н.К. Физика. Тесты. 7 класс Текст. / Н. К. Ханнанов, Т. А. Ханнанова. М.: Дрофа, 2005. — 112с.: ил.
- Хотеенков, В.Ф. История техники: Элективный курс: Учебное пособие для учащихся 10 11 классов общеобразовательных учреждений Текст. / В. Ф. Хотеенков, Л.Ф. Иванова- М.: Вентана -Граф, 2006.-384с.: ил.
- Хуторской, A.B. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения Текст. / А. В. Хуторской М.: Изд-во МГУ, 2003.-416с.
- Хуторской, A.B. Увлекательная физика: Сборник заданий и опытов для школьников и абитуриентов с ответами Текст. / А. В. Хуторской, Л.Н. Хуторская-М.: Аркти, 2001. 192с.: ил.
- Хуторской, A.B. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования Текст. / А. В. Хуторской // Народное образование — № 2- 2003. — С. 58−64.
- Хуторской, A.B. Ключевые компетентности. Технология конструирования Текст. / A.B. Хуторской // Народное образование — № 5 -2003. -С. 55−61.
- Хуторской, А. В. Развитие одарённости школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя Текст./ А. В. Хуторской. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 320с.
- Чечель, И.Д., Теория и практика организации экспериментальной работы в общеобразовательных учреждениях Текст. / И. Д. Чечель, Т. Г. Новикова. М.: АПКиПРО, 2003. — 116с.
- Чалимова P.A. Информационные технологии и Интернет -ресурсы в практике учителя физики// Физика в школе. № 4/2006. — С. 14−19.
- Чандаева, С.А. Физика и человек: Пособие для учителей физики общеобразовательных учреждений, гимназий и лицеев Текст. / С. А. Чандаева. М.: Аспект-Пресс, 1994. — 336с.
- Шабловский, В. Занимательная физика Текст. / В. Шабловский СПб.: Тригон, 1994. — 416с.: ил.
- Шаронова, Н.В. Теоретические основы и реализация методологического компонента методической подготовки учителя физики Текст.: дис.док. пед. наук / Н. В. Шаронова. М., 1997- 463 с.
- Шаронова, Н. В. Дидактический материал по физике: 7 11 кл.: Книга для учителя Текст./ Н. В. Шаронова, Н. Е. Важеевская. — М. Просвещение, 2005.- 125с.
- Шацкий, С. Т. Годы исканий Текст. / С. Т. Шацкий. М.: Государственное учебно — педагогическое изд-во, 1935. — 152с.
- Штейнберг, В.Э. Технологии проектирования образовательных систем и процессов Текст. / В. Э. Штейнберг // Школьные технологии -№ 2−2000. С. 3−23.
- Эльконин, Б. Д. Понятие компетентности с позицииразвивающего обучения Текст. / Б. Д. Эльконин // Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию. Красноярск, 2002. 145с.
- Элыианский, И.И. Оседлайте радугу. Из дневника клуба анонимных изобретателей фантазёров Текст. / И. И. Элыыанский. -М.: МИПКРО, 2000. — 120с.: ил.
- Юдин, Э.Г. Системный подход и принцип деятельности Текст.: методические проблемы современной науки / Э. Г. Юдин. М.: Наука, 1978.-391с.
- Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе Текст. / И. С. Якиманская / Отв. ред. М. А. Ушакова. М.: Сентябрь, 2000. — 111 с.
- Якиманская, И.С. Развитие пространственного мышления школьников Текст. / И. С. Якиманская. М.: Педагогика, 1980. — 240 с. 1. СОДЕРЖАНИЕ ПРИЛОЖЕНИЙ1. Название приложения Стр
- Оценочные листы по определению информационных, коммуникативных умений учащихся.224
- Моя исследовательская работа мои приоритеты.226
- Тематические проверочные задания для учащихся 8-го класса.228
- Лист экспертной оценки умений учащихся использовать школьные и внешкольные источники информации.^35
- Темы исследовательских работ, предлагаемых учащимся для фронтального исследования в классе, домашнего и наблюдения, экспериментирования.237
- Интернет-поддержка курса физики.241
- Критерии оценивания выполнения ученической работы.242
- Анкета видов деятельности.244
- Анкета учителя-исследователя.245
- Оценочные листы по определению информационных, коммуникативных умений учащихся при подготовке и презентации реферативной работы или реферативной части проектной или исследовательской работы
- Могу ли я определить зачем мне нужна эта информация 3,5
- Могу ли я поставить задачу при чтении данного текста 2,3
- Насколько у меня сформированы библиографические умения 2,1
- Могу ли я искать то, что мне нужно в сети Интернет 2
- Могу ли я различить научный, публицистический, художественный тексты 2,5
- Умею ли я пользоваться библиотечными каталогами 1,8
- Умею ли я пользоваться справочными изданиями 2,2
- Могу ли я объяснить библиотекарю какого рода книга мне нужна 2,82. «Работа с найденной информацией» п/п Проверяемое умение Количество баллов
- Умею ли я бегло просматривать незнакомый мне текст 3,2
- Умею ли я выборочно читать 2,2
- Умею ли я составлять сложный план прочитанного текста 2,4
- Могу ли я на основе прочитанного нарисовать схему, таблицу, построить график 1,7
- Могу ли я составить тезисы по прочитанному тексту 2,7
- Могу ли я составить конспект прочитанного 3,95
- Могу ли я составить аннотацию по прочитанному тексту 1,8
- Умею ли я делать выписки из изучаемого текста зд
- Могу ли я составить рецензию на прочитанный текст 1,4
- Могу ли я составить реферат по определённой форме 2,83. «Анализ и переработка найденной информации» п/п Проверяемое умение Количество баллов
- Умею ли я выделять главную мысль в прочитанном тексте 3,2
- Могу ли я составить краткий перечень главных мыслей по отдельным параграфам, главам книги 2,4
- Могу ли я составить связанный рассказ из этих главных мыслей 2Д
- Могу ли я логично совмещать отрывки из разных источников 1,9
- Могу ли я описать своими словами некоторую ситуацию, представленную в книге зд
- Могу ли я определить сходства и различия в позициях двух авторов по одной теме 2,4
- Могу ли я высказать свои некоторые суждения по изучаемой проблеме зд
- Могу ли я оформить их в виде рассказа, изложения 2,5
- Могу ли я, прочитав текст/книгу поставить вопросы к параграфам/главам 2Д
- Могу ли я сформулировать основную проблему, которую поставил автор 2,84. «Представление информации» п/п Проверяемое умение Количество баллов
- Могу ли я выступить с небольшим сообщением по поставленной проблеме зд
- Могу ли я выступить с развёрнутым сообщением, осветив как можно больше из поставленной проблемы 2,2
- Могу ли я выслушать спокойно замечания по моей работе 2,6
- Могу ли я сделать корректные замечания автору другого выступления 3,4
- Могу ли я презентовать свою работу 2,1
- Могу ли я защищать свою работу 2Д
- Могу ли я сделать электронную презентацию своей работы 2Д
- Могу ли я внятно и красиво излагать сои мысли 2,2
- Могу ли я сделать электронный сайт и «вывесить» его в сети Интернет 1,2
- Могу ли я предоставить письменный/печатный отчёт о работе в форме реферата 2Д
- Моя исследовательская работа — мои приоритеты"
- Анкета № 1 Шкала значимости
- Наличие и доступность технических средств для проведения исследования 9
- Доступность для Вашего восприятия теоретического материала по теме исследования 6
- Реальная польза от моего исследования 4
- Наличие поддержки учителя во время проведения исследования 5
- Наличие устойчивого интереса в процессе выполнения работы 3
- Наличие свободного времени 3
- Наличие «группы единомышленников» 8
- Желание творить или создавать что-либо новое 7
- Желание «показать себя», реализовать себя через выполнение исследовательской работы 1
- Желание глубже разобраться в изучаемом предмете 21. И Свой фактор.
- Получить новые знания по предмету 10
- Получить новую информацию (любую) 9
- Получить опыт публичного выступления 6
- Создать что-то новое (макет, модель, веб — сайт и т. д.) 5
- Освоить новые технологии (компьютерные) 26 Победить в конкурсе 67 Попробовать свои силы 9
- Подготовить себя к участию в городских конкурсах, олимпиадах 4
- Посмотреть уровень работ других 3
- Приобрести новые знакомства 1
- Анкета № 3 Шкала возможностей
- Работать в сети Интернет 4
- Работать с необходимыми приборами 5
- Работать вместе с учителем 75 Творчества 7
- Реализовать свой замысел 97 Новых знакомств 58 Пробы своих сил 10
- Общения с другими участниками конкурса 6
- Приобретения опыта выступления в незнакомой аудитории 8