Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Николай Аргунов и проблема заказчика в русской портретной живописи конца XVIII — первой четверти XIX века

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

У Николая Аргунова поначалу все складывалось относительно неплохо — он родился и рос в семье художника, хорошего портретиста, в центре Петербурга, в окружении произведений искусства, одним словом, в атмосфере, максимально благоприятной для развития творческих задатков. Через мастерскую отца проходило множество русских и западноевропейских картин и портретов, которые тот должен был приобретать… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. История изучения жизни и творчества Николая Аргунова
  • Глава 2. Новые документальные данные о Николае Аргунове обзор основных источников)
  • Глава 3. Ранний период творчества
  • Глава 4. 1803 -1809. Кризис
  • Глава 5. 1809−1828. Академик №шолай Аргунов

Николай Аргунов и проблема заказчика в русской портретной живописи конца XVIII — первой четверти XIX века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Фигура живописца Николая Аргунова уже два столетия выступает на периферии славы его отца, Ивана Аргунова, одного из известнейших портретистов XVIII века. Их произведения путают в провинциальных музеях и понынедополнительную сложность создает существование еще одного представителя художественной фамилии, тоже портретиста, Якова Аргунова, младшего брата Николая. Со временем художественное наследие Ивана Петровича Аргунова в целом определилосьтворческое лицо Николая Ивановича постепенно проясняетсяо жизни и творчестве Якова очень мало известно до сих пор.

Судьба распорядилась так, что имена всех троих неизменно сопровождаются эпитетом «крепостной художник», несущим некий снисходительно-уничижительный оттенок. Между тем их творческое наследие не требует никакой снисходительности: и Иван, и оба его сына были портретистами высокого уровня, обладавшими выраженной художественной индивидуальностью. Однако их место в истории русского искусства было разным. Если Иван, вступивший на художественную сцену в середине XVIII века, стал одним из основоположников портретного жанра в России, то его сын и ученик Николай, пора наибольшей творческой активности которого пришлась на 1790 — 1810-е годы, начал художественную карьеру, когда портретный жанр в России достиг своего расцвета. В Петербурге и Москве работали крупнейшие русские мастерав то же время неспокойная обстановка в Европе, вызванная событиями французской революции, толкала в Россию иностранных портретистов самого разного уровня, надеявшихся обрести здесь заказы, деньги и славу.

Положение «домового живописца» избавляло Николая Аргунова от прямой конкуренции с ними, но одновременно требовало от художника универсального мастерства: его владелец, граф Николай Петрович.

Шереметев, считал само собой разумеющимся, чтобы Аргунов был портретистом, копиистом, реставратором, экспертом, дизайнером и даже архитектором. С одной стороны, это избавляло художника от забот о хлебе насущном и позволяло расширить художественный кругозор, с другой — не давало сосредоточиться на творчестве, заставляло растрачивать силы на мелкие посторонние заботы. Как и отцу в свое время, ему пришлось много сил отдать и такому, неблагодарному для всякого художника делу, как создание портретов с чужих образцов. Это сковывало творческую инициативу Аргунова, мешало его самостоятельному развитию и в конце концов создало ему репутацию неровного мастера, который мог наряду с великолепными работами писать скучно и посредственно. Конечно, как у всякого художника, у него были периоды творческого взлета и упадка, однако как ни у кого другого, его собственная творческая биография зависела от воли посторонних обстоятельств.

Эти обстоятельства, на которые до сих пор обращалось мало внимания — вовсе не «тяжелый гнет крепостничества», понятие весьма расплывчатое и мало дающее для понимания творческого облика Аргунова, а совершенно конкретные события, отраженные в многочисленных документах обширного и хорошо сохранившегося шереметевского архива (РГИА, ф. 1088). Нельзя сказать, чтобы они были плохо изучены — напротив, многие из них известны очень давно и подробно. Но, только выстроив их в строгой хронологической последовательности и проанализировав параллельные по времени документы, удалось прояснить многие моменты творческой судьбы художника, до сих пор казавшиеся неясными или спорными. В частности, удалось уточнить обстоятельства заказа и датировки отдельных произведенийрасширить круг известных на сегодня работ художника и отвести необоснованно ему приписанныенаконец, восстановить хотя бы список тех, о судьбе которых сегодня нет никаких сведений.

Однако в 1816 году Николай Аргунов стал свободным, а в 1818 даже получил звание академика живописи. С этого момента поток документальных сведений о нем становится все скуднее, пока не иссякает совсем — до последнего времени неизвестно было, когда и где умер художник.1 Начиная с 1819 он исчезает из документов шереметевского архивав исторических архивах Москвы и Петербурга до сих пор не обнаружено ни одного документа личного характера — не только его дневников или писем, но и воспоминаний о нем современников. Единственным источником знаний о нем в это время является его творческое наследие. Круг его заказчиков позволяет хотя бы отдаленно представить себе, как он жил, с кем общался, что видел. Однако в последние годы жизни число выполненных им портретов становится все меньше — а может быть, они пока просто неизвестны специалистам. Николая Аргунова нельзя назвать очень плодовитым мастером — он работал медленно и труднопоэтому каждая новая введенная в научный оборот работа становится существенным дополнением не только в творческое наследие мастера, но и в корпус сведений о нем, позволяя заменять мифы, которыми окружено его имя, подлинными знаниями.

Вместе с тем изучение творческой судьбы Николая Аргунова позволяет хотя бы на уровне постановки проблемы обратиться к теме, которая еще ни разу не становилась предметом специального рассмотрения в исследованиях, посвященных истории русского портрета конца XVIIIначала XIX веков, хотя актуальность ее кажется давно назревшей. Проблема эта — назовем ее «проблемой заказчика» — предполагает выяснение и обсуждение таких вопросов,.

1 Впервые сведения о последних годах жизни художника опубликованы автором диссертации (В.А.Ракина. Живописец Николай Аргунов. М., «Трилистник», 2004). как взаимоотношения между заказчиком и художником, границы и характер их влияния на творческий процесс и художественный результат и, наконец, взаимодействие художника и общества в рамках общего социокультурного контекста исследуемой эпохи. Разумеется, проблема эта не может быть решена в исследовании, посвященном творчеству одного мастера, пусть даже крепостногоочень многие аспекты этой проблемы присущи русской портретистике XVIII — XIX веков в целом, безотносительно к социальному статусу художника, и требуют, на наш взгляд, широкого и многоуровневого подходаоднако, принимая во внимание особенную рельефность ее проявления именно в таких случаях, каким представляется нам феномен художника Николая Аргунова, попытка ее постановки и подходов к ее прояснению кажется перспективной.

Автор приносит глубокую благодарность сотрудникам архивов и музеев, в которых собирался материал для диссертации: Российского государственного исторического архива (РГИА) Л. М. Сеселкиной, Г. Н. Чеботаревой, Е. А. Борзовой, Г. В. Вороновой, А. А. Андрееву и особенно С.Н.СеледкинойЦентрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга (ЦГИА) М.М.ПерекалинойЦентрального Исторического архива Москвы (ЦИАМ) Е. В. Борисовой, Н. А. Граненовой, О. С. Тимофеевой, Е. А. Кузнецовой и особенно директору Е.Г.БолдинойГосударственного русского музея (ГРМ) С.В.Римской-КорсаковойГосударственной Третьяковской галереи (ГТГ) И. Е. Ломизе и Н.Г.ПресновойГосударственного музея-заповедника «Павловск» Р. Р. Гафиффулину.

Заключение

.

Мы рассмотрели творческую судьбу Николая Ивановича Аргунова — одного из тех художников, кому не очень повезло в истории искусствознания. Его крепостное происхождение, как дамоклов меч, тяготело над ним не только при жизни, но и тогда, когда его наследие прочно вошло в историю русской портретистики и — шире — русского искусства. И если первые исследователи, писавшие о нем, в соответствии с культурологической парадигмой времени придумывали ему счастливую судьбу — с просвещенным владельцем, который, оценив талант своего крепостного живописца, не только отпустил его на волю, но и взял с собой в заграничное путешествие — то в советское время эта радужная версия сменилась гораздо более мрачной и почти столь же надуманной — с тяжелым гнетом крепостничества и страданиями угнетенного художника, светлого носителя народных истоков.

И та и другая версии были однобокими по той причине, что опирались на неполные, а иногда и прямо недостоверные сведения, почерпнутые из сомнительных источников или отрывочных исторических свидетельств.

Действительность выглядит гораздо сложнее и прозаичнее. Просвещенный владелец оказывается все-таки рабо — владельцем, и просвещение ему в этом нисколько не мешает, а судьба художникаследствием не только отпущенного ему таланта или его личного трудолюбия, но и тех обстоятельств, в результате которого сформировались его художественное мышление, творческое кредо и авторская манера.

У Николая Аргунова поначалу все складывалось относительно неплохо — он родился и рос в семье художника, хорошего портретиста, в центре Петербурга, в окружении произведений искусства, одним словом, в атмосфере, максимально благоприятной для развития творческих задатков. Через мастерскую отца проходило множество русских и западноевропейских картин и портретов, которые тот должен был приобретать, копировать, реставрировать. В сущности, обстановка профессионального становления молодого живописца была намного комфортнее, чем у тех воспитанников Санкт-Петербургской Академии художеств, которые с нежного возраста должны были корпеть над штудиями в нетопленых классах, оторванные от семьи и постоянно голодные. Владелец, которому принадлежала семья Аргуновых, обер-камергер, генерал-аншеф и граф Петр Борисович Шереметев, настоящий русский барин, не особенно докучал им своим присутствием — молодой Аргунов за восемнадцать лет видел его лишь однажды, так как тот Петербурга не любил и предпочитал жить в подмосковныхвыстроенном им Кускове, Маркове, Мещеринове.

Все изменилось, когда в 1788 вступивший во владение молодой граф Н. П. Шереметев перевел семью в Москву. Аргунов-старший уже не удовлетворял его как придворный портретист — слишком архаичным казалось наследнику его искусство, и он занял художника совершенно чуждыми профессии живописца делами по управлению своими обширными владениями. В это время и состоялся дебют молодого Николая Аргунова, вступившего на сцену искусства сразу же с новыми творческими идеями. Дебют имел успех, и с этих пор до самой смерти графа судьба художника оказалась тесно связанной с судьбой патрона.

Ничего удивительного, что поначалу творческая карьера молодого живописца складывалась почти удачно — увлеченный театром граф не очень вмешивался в творческий процесс, его внимание почти целиком занимало любимое детище — собственный театр, в котором он сам был и главным режиссером, и главным зрителем. Домовый живописец Николай Аргунов имел не только гарантированный кусок хлеба, но и приличное денежное вознаграждение за отдельные работы. Однако за это он расплачивался не только личной, но уже и творческой свободой круг его первых моделей ограничен узким миром домашнего театра. Согласимся, что это не самое страшное — другие молодые портретисты, не будучи крепостными, также не вольны были выбирать — в поисках заказов они вынуждены были соглашаться на любую модель, в этом состоит специфика профессии. Однако они вольны были работать столько, сколько могут, и таким методом, каким хотят — с подготовительным рисунком, эскизом, предварительными набросками или сразу на холсте. Николай Аргунов, так же как его отец, так работать не мог — не сохранилось не только ни одного (!) живописного эскиза Ивана и Николая Аргуновых, но и следов их существования в документах, кроме одного случая (но особого — это был портрет императора). Дело не в том, что владелец экономил на красках, хотя и этот момент тоже присутствовал — хорошие краски и тогда были дороги. Скорее всего, он не видел нужды в таком методе. Но главное, свободные художники могли работать когда хотят — этой привилегии Николай Аргунов был лишен большую часть творческой жизни. Судя по большим перерывам между работами, его услуги портретиста требовались графу Шереметеву не слишком часто — перерывы между его произведениями составляют от одного до трех лет. Лишь однажды, оставшись один в Петербурге, он смог посвятить себя творчеству в полную силу, написав практически за год с небольшим пять портретов и сделав три крупных копии с эрмитажных картин. В остальное время большая часть его творческих усилий направлялась патроном на самые разнообразные, но одинаково далекие от работы живописца мелкие и крупные дела: декораторские, реставрационные, комиссионерские и так далее.

Своей мастерской у Николая Аргунова не было — видимо, никогда. Об этом свидетельствуют не только документы, касающиеся его крепостного периода, но и описание последнего жилища художника. А о том, что не попало в документы, свидетельствуют портреты: после освобождения, когда Аргунов покинул шереметевский Китайский дом и снял квартиру, ни разу из-под его кисти не вышел сколько-нибудь крупноформатный опус. Разумеется, здесь основную роль сыграла, видимо, его нелюбовь к парадным портретам, однако тот факт, что после 1817 года, когда он написал академическую программу, он за десять лет ни разу не взялся за хотя бы поколенную композицию, красноречиво свидетельствует, что творческий процесс проходил в довольно стесненных условиях.

Вообще в судьбе Аргунова-младшего больше загадок, чем достоверных данных, и это понятно, если учесть невольную творческую изоляцию, в которой он пребывал, будучи крепостным живописцем — да и после освобождения контакты с коллегами были, судя по всему, весьма ограничены. На этот момент обычно не очень обращается внимание, однако следует признать, что недостаток таких контактов весьма чувствуется в его наследии, особенно последнего десятилетия. Он был вне художественной среды — в Москве не было, подобно Петербургу, Академии с ее ежегодными выставками, а частные собрания были ему недоступны. Совершенно не случайным в этом контексте выглядит резкий перепад в художественном качестве его работ второй половины 1810-х и середины 1820-х: в 1815—1819 годах Аргунов неоднократно бывал в Петербурге, в Академии, в связи с бюрократическими процедурами, необходимыми для получения звания академика — и результат непосредственно отразился в живописи. В Москве он, судя по всему, не был знаком с другими художниками, да и не было здесь в тот момент крупных мастеров, кроме, пожалуй, Тропинина, с которым судьба его, очевидно, не свела.

Однако основную роль в судьбе Николая Аргунова сыграл все-таки граф Николай Петрович Шереметев — именно он был его главным заказчиком на протяжении более чем двадцати лет. В большинстве случаев он определял, кто будет моделью портрета, а в некоторых его собственная воля вторгалась в творческий процесс, подвергая трансформации художественный замысел и заставляя художника вступать в зону противоречия между сущностью образа и способом его репрезентации. Присутствие этой посторонней воли наложило отпечаток даже на ход эволюции творческого метода живописца, сломав ее естественное течение в начале 1803 года, когда Аргунов, казалось бы, открыл в себе новые возможности и новые горизонты. Но самое удивительное, что постоянная оглядка на волю и желание заказчика сохранились в художественном мышлении живописца и после того, как он стал свободным, отразившись, однако, в форме весьма своеобразной — ее нельзя обозначить как сервилизм, скорее она выглядела как обостренное чувство влияния, оказываемого на живописца моделью. Другими словами, если это влияние выступало слишком заметно, он терял всякий интерес к творческой задаче, и тогда из-под его кисти выходили произведения откровенно скучные и безликие — те, которым он обязан репутацией художника неровного и сухого. Видимо, в его сознании глубоко укоренилось внутреннее противодействие попыткам вторгаться в область творческой прерогативы художника и одновременно невозможность противостоять им внешне, вступать в открытый конфликт или просто дискуссию. Судя по всему, он не разделял — а может быть, просто никак не высказывалновых, созвучных времени тезисов о творческой презумпции художника, о свободе и самоценности художественной воли, что звучали из уст его современников более молодого поколения, хотя его собственный творческий путь оказался существенно искажен из-за отсутствия этой свободы.

Можно попытаться представить себе, как развивалась бы индивидуальность художника, не будь его судьба так тесно зависимой от постороннего влияния, однако история не знает сослагательного наклонения — а история искусства еще в большей степени.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Н. Картинные галереи Европы. М., 1863, ч.И.
  2. П. Н. Сборник материалов для истории Императорской Санкт-Петербургской Академии художеств за 100 лет её существования. Ч. 2. СПб., 1865
  3. П. Прасковья Ивановна графиня Шереметева. Её народная песня и родное её Кусково. Биографический очерк с портретом. М., 1872.
  4. С.Д. Татьяна Васильевна Шлыкова. СПб, 1889
  5. Д.А. Подробный словарь русских гравированныхпортретов. СПб. 1886−1889.Т. I-IV.
  6. Н.П. Словарь русских художников. с древнейших времен до наших дней (XI-XIX вв.) СПб., 1893. T. I
  7. Камер-фурьерский церемониальный журнал. Апрель-июнь 1797 года. СПб., 1897
  8. С.Д. Столетние отголоски. 1801. М., 1901. Шереметев С. Д. Столетние отголоски. 1803. М., 1903.
  9. Русский музей императора Александра III. Сост. Н. Н. Врангель. СПб., 1904
  10. А. Н. Русская школа живописи. СПб., 1904. Вып. 2.
  11. Вел. кн. Николай Михайлович. Русские портреты XVIII и XIX столетий. СПб. 1905−1909. Т. 1−5.
  12. Н. Н. Портретная выставка в Таврическом дворце // Искусство.1905 № 5−6.
  13. Н. Н. Русский музей императора Александра III. СПб., 1908. Т.1
  14. Н. Н. Очерки по истории миниатюры в России // Старые годы. СПб., 1909. Октябрь
  15. Н. Н. Помещичья Россия// Старые годы. СПб., 1910. Июль-сентябрь.
  16. П. Жизнь и искусство в Останкине // Старые годы. СПб., 1910.
  17. Странноприимный дом графа Шереметева в Москве. 1810−1910. М., 1910.
  18. С.Н. Юбилейный справочник Императорской Академии художеств. 1764−1914. Ч. 2.: Живопись. СПб., 1914
  19. С. К. Императорская Академия художеств. Музей. Русская живопись. СПб., 1915.
  20. Дмитриев Всеволод. Неуклюжие ученики (По поводу некоторых русских картин из собрания В.Б.Хвощинского) // Аполлон, 1917, № 4−5
  21. Э. Портретная живопись в России. XVIII век. М.-П., 1923
  22. А.А. Русские портретисты XVIII века. М., 1923.
  23. Фонтанный дом Шереметевых. Музей быта. Путеводитель. Сост. В. К. Станюкович. П., 1923
  24. Н.Е.Лансере. Фонтанный дом. (Постройка и переделки) // Записки историко-бытового отдела Государственного Русского музея. Л., 1928.
  25. В.К. Крепостные художники Шереметевых // Записки Историко-бытового отдела Государственного Русского музея. Л., 1928. T.I.
  26. Елизарова И. А. Театры Шереметевых. М., 1944
  27. Г. В. Русское искусство XVIII века. Архитектура. Скульптура. Живопись. М., 1951
  28. Н. Р. Николай Аргунов (К 180-летию со дня рождения) // // Искусство, 1951, № 3.
  29. Н.А. С.С.Щукин и портретисты 1790-х годов // История русского искусства. М., 1961. Т.7
  30. А., Лактионов А. Техника портретной живописи Н.И.Аргунова // Искусство, 1962, № 2.
  31. Н. А. Коваленская Н.Н. В.А.Тропинин и портретисты начала XIX века // История русского искусства. М., 1963. Т.8
  32. Т.А. Портрет историка Н.Н.Бантыш-Каменского работы крепостного художника Н. И. Аргунова // Ежегодник ГИМ. 1963−1964. М., 1966
  33. Л.В. Крепостные таланты в усадьбе Шереметевых. Л., 1964
  34. Т.А. Образ крепостной актрисы // Художник. 1966 № 7
  35. Н.Р. Новое об «Амуре» Николая Аргунова // Искусство, 1973, № 3.
  36. И., Иванов В. О технике живописи Н.Аргунова // Художник, 1973, № 7
  37. И.Сахарова. Портрет Жемчуговой // Художник, 1973, № 7 Селинова Т. А. Иван Аргунов. М., 1973
  38. Т.В. Владимир Лукич Боровиковский и русская культура на рубеже XVIII—XIX вв.еков. М., 1975
  39. В.А. Николай Аргунов. Альбом. М, 1975.
  40. Т.В. Костюмированный портрет в системе жанров русской живописи XVIII века // Советское искусствознание-76. М., 1977. Вып.2.
  41. Л.Ю. Русский портрет середины XVIII первой половины XIX веков в Останкине // Новые материалы по истории русской культуры. Сб. трудов. М., 1987
  42. И. Г. Котельникова. Ф. А. Тулов малоизвестный русский портретистпервой половины XIX века // Фёдор Андреевич Тулов русский портретист XIX века. Каталог / Сост. И. Г. Котельникова, Н. Н. Гончарова, Н. А. Перевезенцева и др. М., 1989. Б/п.
  43. Н.Г. Художники Аргуновы в «Кусково». М., 1989
  44. Записки Якоба Штелина об изящных искусствах в России / Сост., перевод с немецкого яз., вступит, ст., предисл. к разделам и примеч. К. В. Малиновский. М, 1990. T. I-II
  45. О.А. Русский парадный портрет рубежа XVIII—XIX вв.еков (к вопросу трансформации образа) // Актуальные проблемы отечественного искусствознания. Межвузовский сб. М., 1990
  46. Г. Н. Детский портрет в русской живописи XVIII начала XX века. Альбом. Д., 1991
  47. О.С., Карев А. А. Портретная живопись в России второй половины XVIII века. М., 1994
  48. Н.Г. Портретная галерея графов Шереметевых в усадьбе Кусково (проект реконструкции и новые материалы) // Частное коллекционирование в России. ГМИИ им. А. С. Пушкина: Материалы научной конференции «Випперовские чтения-1994». М., 1995 Bbin.XXVII.
  49. Л.Ю. Жан-Луи Вуаль в России. Автореф. дисс. на соискание учен. степ. канд. искусствовед. М., 1994
  50. В.А. Шереметевы собиратели западноевропейской живописи // Частное коллекционирование в России. ГМИИ им. А. С. Пушкина: Материалы научной конференции «Випперовские чтения-1994″. М., 1995. Bbin.XXVII.
  51. В.Ракина. Мадонна Сапожникова // Медведь, 1995. № 4,
  52. О.В.Микац. Копирование в Эрмитаже как школа мастерства русских художников XVIII—XIX вв. СПб, 1996
  53. Л.Лепская. Репертуар крепостного театра Шереметевых. М., 1996.
  54. Н.Г. Каталог портретного собрания музея-усадьбы Кусково. Вступительная статья // Гуманитарная наука в России: Соросовские лауреаты. Т.З. М., 1996
  55. С.Ф., Родионов В. Н. Дело Варгиных. М., 1997
  56. Н.А. Детский портрет в живописи XIX века. Дидактика и мифология // Забелинские научные чтения. Год 1994. Исторический музей энциклопедия отечественной истории и культуры. Труды ГИМ. М., 1997. Вып. 98
  57. Л.Ю. Исчезнувший портрет работы Ж.- Л. Вуаля и иконография Павла I // Забелинские научные чтения. Год 1994. Исторический музей — энциклопедия отечественной истории и культуры. Труды ГИМ. М., 1997. Вып. 98
  58. Л.Ю. О творческом методе Ж.- Л. Вуаля на рубеже 1780−1790-х годов // Русское искусство Нового времени: Исследования и материалы. Сб. ст. / Ред.-сост. И. В. Рязанцев. М.: Изд-во НИИ теории и истории изобразительного искусства PAX. 1997. Вып. З
  59. Г. В. Становление „Я“ в русской культуре XVIII века и искусство портрета. М., 1999
  60. А.И. Николай Иванович Аргунов русский портретист конца XVIII — первой половины XIX века: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ, канд. искусствовед. М., МГУ, 1999
  61. Л.А. Портретист Георг Христоф Гроот и немецкие живописцы в России середины XVIII века. М., 1999
  62. Н.Г. Аксессуар в русском портрете XVIII века // Русская галерея, 2000, № 1−2
  63. Граф Николай Петрович Шереметев. Личность, деятельность, судьба. Этюды к монографии / Сб.статей. Сост. и предисловие Г. В. Вдовин. М.: „Наш дом.“ 2001.
  64. А. К истории брака графа Н.П.Шереметева // Граф Николай Петрович Шереметев. Личность, деятельность, судьба. Этюды к монографии. М., 2001.
  65. В. Иконография Н.П.Шереметева // Граф Николай Петрович Шереметев. Личность, деятельность, судьба. Этюды к монографии. М., 2001
  66. В.А. Портрет нумизмата // Искусство, 2003, № 1
  67. В.А. Живописец Николай Аргунов. М.: „Трилистник“, 2004
  68. В.А. Русская Эвридика, или преодоленное предрассуждение // Искусство. № 9. 2005. С. 60 67
  69. Каталоги музеев и выставок
  70. Указатель находящихся в Академии художеств произведений по алфавиту художников и предметов. Изд. Е. Фишера, СПб, 1842
  71. Каталог выставки портретов, устроенной Обществом любителей художеств, составленный трудами секретаря Общества Панина. М., 1868
  72. Каталог исторической выставки русских портретов известных лиц XVI—XVIII вв.еков, устроенной Обществом поощрения художников./ Сост. П. Н. Петров. СПб., 1870
  73. Картинная галерея Императорской академии художеств. Каталог оригинальным произведениям русской живописи. Сост. А. И. Сомов. СПб., 1872. Т.1
  74. Московский Главный архив Министерства иностранных дел. Портреты и картины, хранящиеся в нём. М., 1898. Вып 1
  75. Подробный иллюстрированный каталог выставки русской портретной живописи за 150 лет (1700−1850) / сост. Н. Н. Врангель. СПб., 1902
  76. Каталог.историко-художественной выставки русских портретов устраиваемой в Таврическом дворце в пользу вдов и сирот павших в бою воинов. 4. I-VIII / Сост.С. П. Дягилев. Спб., 1905
  77. Русская художественная выставка в салоне Э. Щульте. Берлин, 1906.
  78. Н.Н. Каталог старинных произведений искусства, хранящихся в Императорской Академии художеств // Старые годы. 1908. Приложение
  79. Выставка 1812 года». Москва, 1913.
  80. Императорская Академия художеств. Музей. Русская живопись. Сост. С. К. Исаков. Пг, 1915
  81. У истоков русской живописи. Выставка в ознаменование 200-летия со дня основания АН СССР. Третьяковская галерея. Москва, 1925
  82. Выставка работ крепостного художника Н. И. Аргунова и его учеников. Останкинский дворец-музей. Каталог. Сост. Н. Р. Костикова, М., 1950
  83. Азербайджанский Государственный музей искусств имени Р.Мустафаева. Баку. 1961
  84. Портретная миниатюра из собрания Государственного Русского музея. XVIII начало XX века. Каталог / Авт.- сост. К. В. Михайлова, Г. В. Смирнов. Л., 1974. T. I
  85. Государственный Русский музей. Живопись. XVIII начало XX века. Каталог. Л., 1980.
  86. Государственная Третьяковская галерея. Каталог живописи XVIII -начала XX века. М., 1984
  87. Русский портрет XVIII начала XIX века. Москва, ЦДРИ. 1984.
  88. Мир русской усадьбы. Каталог / Авт.-сост. В. А. Ракина. М., 1995
  89. Г. Н., Принцева Г. А. Портретная миниатюра в России XVIII-начала XX века из собрания Государственного Эрмитажа. Л., 1986
  90. Дмитрий Григорьевич Левицкий. 1735 1822. Каталог. Л., 1987
  91. Портретная миниатюра в России XVIII—XIX вв.еков. Из собрания Государственного Исторического музея. Автор вступ. статьи и каталога Т. А. Селинова. Л., 1988.
  92. Moskow. Treasures and traditions. Seatle, Smithsonian Institute. 1990
  93. Каталог произведений Киевского музея русского искусства, утраченных в годы Великой Отечественной войны 1941−1945 годов: Живопись. Графика. Киев, 1994
  94. Русская дореволюционная и советская живопись в собрании Национального художественного музея Республики Беларусь. Каталог. Минск, 1995. Т.1
  95. Русский портрет XVIII—XIX вв.еков. Из собрания Московского музея-усадьбы Останкино. Каталог / Автор-сост. В. А. Ракина. М., 1995
  96. Немецкая и австрийская живопись XVIII из собраний австрийских музеев. ГТГ. М., 1996
  97. Екатерина Великая и Москва. ГТГ. М., 1997.
  98. Katharina die Grosse. Kassel, 1997. Eurasburg.: Ed. Minerva, 1997
  99. Государственный Русский музей. Живопись. XVIII век. Каталог. Т.1. СПб., 1998
  100. Русское искусство из собраний музеев Центральной России. Москва, «Новый Манеж», 2000
  101. Государственный Русский музей. Живопись. I половина XIX века. Каталог. Т.2. СПб., 2002
  102. Н.Г. Портретное собрание графов Шереметевых в усадьбе Кусково. Альбом-каталог. М., 2002
  103. Якоб Рейхель. 1780−1856. ГЭ, 2003. Каталог. СПб, 2003
  104. Аргуновы — крепостные художники Шереметевых. Каталог. М.: Пинакотека, 2005
Заполнить форму текущей работой