Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Искусство Яши Хейфеца в контексте музыкально-исполнительской культуры XX века

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Суровая логика замысла в нем сочетается с выразительностью- .точность его никогда не переходит в холодность. Это вдохновенное спокойствие таит в себе кипучий внутренний темперамент, закованный в высокие гранитные берега классики и в какой-то мере несомненно исключает эффекты, направленные на чисто эмоциональные реакции" (И.Ямпольский). Хейфец оставил после себя богатейшее наследие в виде записей… Читать ещё >

Содержание

  • искусства Яши Хейфеца
  • Глава.
    • I. Истоки исполнительского творчества Яши Хейфеца
  • Раздел
    • I. Школа Ауэра как фундамент исполнительской деятельности Хейфеца
  • Раздел П. Хейфец и русская вокальная школа
  • Раздел
    • III. Хейфец и Крейслер
  • Глава.
    • II. Хейфец и американская культура
  • Раздел
    • I. Опыт сотворчества с композиторами Голливуда
  • Раздел П. Съемки в кино и документальные фильмы
  • Раздел Ш. Педагогическая практика
  • Глава.
    • III. Хейфец — интерпретатор
  • Раздел

I. Исполнительское творчество Хейфеца а) Эволюция трактовок Хейфеца б) Интерпретация концертов симфонического плана и Поэмы Шоссона в) Интерпретация концертов виртуозного плана и виртуозных пьес г) Интерпретация музыки X X века на примере концертов Прокофьева и Кастельнуово-Тедеско д) Хейфец — ансамблист и интерпретатор камерной музыки е) Категория универсальности применительно к творчеству Хейфеца

Раздел

II. Стиль и категория эмоциональности в творчестве Хейфеца а) Взаимодействие стилей в исполнительстве Хейфеца б) Категория эмоциональности в художественной системе Хейфеца

Раздел III Исполнительское творчество Хейфеца в оценке мировой музыкальной критики

Глава

IV. Транскрипции и собственные сочинения Хейфеца

Приложение 1: Дискография Хейфеца 172П

Искусство Яши Хейфеца в контексте музыкально-исполнительской культуры XX века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

искусства Яши Хейфеца 4.

Глава I. Истоки исполнительского творчества Яши Хейфеца 14.

Раздел I. Школа Ауэра как фундамент исполнительской деятельности.

Хейфеца 14.

Заключение

.

В настоящем исследовании искусство Хейфеца рассматривается как одно из ключевых явлений музыкальной культуры XX века. Наследуя основным принципам исполнительского искусства XIX века, он во многом преодолевает их (в том числе принципы, характерные для школы Ауэра), создавая свою цельную эстетическую систему, соотносимую с художественными открытиями в других видах исполнительства — пианизме, вокале, актерском мастерстве и т. д. Эта цельность, систематичность и одновременно разносторонность искусства Хейфеца позволяет говорить о его определяющем влиянии на все скрипичное исполнительство XX века.

Хейфец, в чем-то трансформировав многие принципы школы Ауэра, сохранил ощущение фундаментальной значимости постулата, согласно которому техника должна быть лишь проводником эстетических идей.

Новаторство Хейфеца проявилось в трех принципиальных моментах:

1. Масштабность игры (ауэровская школа хотя и воспитывала звуковые качества, но мышления крупным планом практически не актуализировала).

2. Безусловное отторжение сентиментальности как способа художественного выражения.

3. Хейфец пересматривает также и некоторые технические приемы, присущие школе Ауэра.

В качестве итога можно сформулировать основополагающие принципы творчества Хейфеца-интерпретатора: и si — if уI. xs, ,.

1. Трактовка произведения, исходя из целостного восприятия его содержания и формы.

2. Принцип подачи произведения крупным планом.

3. Принцип сквозного развития музыкального материала.

4. Четкая структурированность произведения.

5. Создание многоуровневой драматургии произведения (не только динамической, но также темповой, тембровой и штриховой), т. е. использование всего спектра выразительных средств музыки в их взаимодействии.

6. Гармоничное совмещение драматургических и инструментальных задач, не всегда взаимообусловленных.

Суровая логика замысла в нем сочетается с выразительностью- .точность его никогда не переходит в холодность. Это вдохновенное спокойствие таит в себе кипучий внутренний темперамент, закованный в высокие гранитные берега классики и в какой-то мере несомненно исключает эффекты, направленные на чисто эмоциональные реакции" (И.Ямпольский [92, с. 92—93]).

Особого внимания заслуживает многолетняя целенаправленная творческая работа Хейфеца с современными ему композиторами, благодаря которой в XX веке значительно расширился скрипичный репертуар.

При этом необходимо заметить, что такой великий музыкант как Хейфец, утвердившийся в мировом исполнительском искусстве как один из замечательных и несравненных интерпретаторов скрипичной классики — произведений Баха, Бетховена, Моцарта, Брамса, Чайковского, Глазунова, Мендельсона, Сибелиуса, Прокофьева и др., не считал принижающим его искусство исполнение пьес малоизвестных композиторов, пишущих музыку, рассчитанную на вкусы «среднего американца», в основном в развлекательном жанре. Наоборот, Хейфец этим как бы утверждал свое вхождение в музыкальную атмосферу Америки, для которой классика, джаз и эстрада находились в одном ранге.

Хейфец таким образом предстает как фигура глобального значения, но, несомненно, наиболее органична его связь с музыкальной культурой двух великих стран — России и США.

Хейфец оставил после себя богатейшее наследие в виде записей своего исполнения, многие из которых могут считаться эталонами мастерства в широком смысле слова, и многочисленных транскрипций, значительно обогативших концертный репертуар скрипачей.

В сравнительно ограниченной области, какой является исполнительство на скрипке, Хейфец отразил некоторые существенные черты современной ему эпохи. Прежде всего ее динамизм, отход от уютной сентиментальности так называемого «мирного времени» — нескольких десятилетий, предшествовавших первой мировой войне, в каком-то смысле даже предчувствие космической эры.

В широком культурном контексте, карьера и образ Хейфеца — воплощение американской мечты об успехе и в исполнительстве, и в жизни.

Его исполнительское совершенство и непогрешимая точность техники также один из признаков эпохи, в которой малейшая ошибка или сбой в материально-технической сфере может нести за собой катастрофические последствия, несоизмеримые с масштабами прошлого. Но прежде всего искусство Хейфеца на многие десятилетия, а может быть и на века, остается эталоном высшего художественного совершенства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. Творчество музыканта-исполнителя. М., Музыка, 1991.
  2. А. Маски Мельпомены. М., 1910.
  3. Аннотация к дискам «Хейфец-коллекции».
  4. . Музыкальная форма как процесс. Л., Музыка, 1971.
  5. . «О Ф.И.Шаляпине» в кн.: Критические статьи и рецензии. М—JL, Музыка, 1967.
  6. . «О И.В.Ершове» в кн.: Критические статьи и рецензии. М— Л., Музыка, 1967.
  7. Л. Моя школа игры на скрипке. Интерпретация произведений скрипичной классики. Музыка: М., 1965.
  8. Л. Среди музыкантов. Л., 1927.
  9. В. Записки музыканта. Нью-Йорк, 1943.
  10. Л. «Мотив достижения и эффективность музыкально-исполнительской деятельности». В межвуз. сб. трудов Моск. и Магнитогорской консерваторий «Вопросы подготовки музыканта-педагога». Магнитогорск, Москва, 1997.
  11. БахрушинЮ. История русского балета. 2-е изд., М., 1973.
  12. М. Теоретические основы формирования исполнительского мастерства скрипача: Автореф. дис.. д-ра искусствоведения. М., 1993.
  13. Э. Интерпретация клавирных произведений Баха. М., Музыка, 1993.
  14. Л. «Психологические аспекты публичного выступления музыкантов-исполнителей». Вопросы психологии, 1975, № 1.
  15. В. С.В.Рахманинов. М., 1976.
  16. И. О Федоре Шаляпине. «Дон», 1957, № 10.
  17. В. Как учить игре на скрипке. СПб., 1910.
  18. В. Я.Хейфец. «РМГ», 1913, № 14.
  19. Воспоминания о Рахманинове в 2-х томах. Сост., ред., коммент. и предисл. З.Апетян. 4-е изд. М., 1974.
  20. Л. Я.Хейфец. В кн.: Ежегодник памятных музыкальных дат и событий. 1971, М., 1970, с. 22—24.
  21. А. Музыкальный театр в России, Л., 1959.
  22. А. Музыкальная психология. М., 1993.
  23. В. Император скрипки (рукопись).
  24. В. Исполнительское искусство: состояние, некоторые перспективы / Музыкальное исполнительство и современность, выпуск 2. Научные труды Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, сборник 19, М., 1997. — с. 15—25.
  25. В. Никколо Паганини. Жизнь и творчество. М.: Музыка, 1987.
  26. В. Специфика исполнительского творчества и работа над музыкальным произведением. В сб.: Актуальные вопросы струнно-смыч-ковой педагогики. Новосибирск, 1987. — с. 25—37.
  27. Е. Ф.Шаляпин. Советская музыка, 1958, № 4.
  28. Л. Скрипичные штрихи и аппликатура как средство интерпретации. Л., Музыка, 1988.
  29. П. Мои воспоминания о Л.С.Ауэре, рукопись.
  30. Вл. Театральная Москва / Рассказы и очерки. Мое. рабочий, 1966.
  31. Из истории музыкальной жизни России (XVIII — XIX веков), Сборник научных трудов. Московская консерватория, М., 1990.
  32. Исполнительское искусство зарубежных стран, вып. 6. Музыка, М., 1971.
  33. Ю. Рахманинов и его время. М., 1973.
  34. В. 187 дней из жизни Шаляпина. Горький, Волжско-Кам ское изд-во, 1967.
  35. В. Пути американской музыки. Очерки по истории муз. культуры США. М., 1965.
  36. Концерт Яши Хейфеца. «Витебский вестник», 1914, № 89.
  37. В. История русского балета, Д., 1978.
  38. В. Русский балетный театр XIX века. Искусство, М. 1958.
  39. В. Русский балетный театр начала XX века, ч. 1—2. Л. 1971—1972.
  40. Н. Индивидуальное и типическое как категории музыковедческого анализа. М., 1999.
  41. С. Записки оперного певца. М., Искусство, 1955.
  42. А. О театре и драматургии. Избр. статьи, т. 1—2. М. Искусство, 1958.
  43. А. В мире музыки. Статьи и речи. М., Музгиз, 1958.
  44. Л. Игра наизусть. Д., 1967.
  45. Мариус Петипа. Материалы. Воспоминания. Статьи. Д., 1971.
  46. Мастерство музыканта-исполнителя. Вып. 2. Сов. комп., М., 1976.
  47. А. Теоретические основы функциональности в музыке. Д. Музыка, 1982.
  48. Нелидова-Фивейская Л. Десять встреч с Шаляпиным в Америке. «Новая Сибирь», 1957, кн. 36.
  49. Л. Федор Шаляпин. М., Искусство, 1954.
  50. Хейфец-педагог / Музыкальная жизнь, 1961, № 2, с. 15.
  51. Ю. Аннотация к грампластинке «Фелия Литвин, сопрано» серии «Из сокровищницы., Вокалисты», М.: Мелодия, 1983.
  52. Ю. Аннотация к грампластинке «Иван Алчевский, тенор- Лев Клементьев, тенор» серии «Из сокровищницы .мирового исполнительского искусства», «Вокалисты», М.: Мелодия, 1983.
  53. Ю. Русский мастер бельканто. «Мелодия», № 3, 1985.
  54. В. Артистизм — это и тренировка. Сов. музыка, 1971, № 12.
  55. Д. Из прошлого русской оперы. Л., Искусство, 1963.
  56. Л. Яша (Иосиф Робертович) Хейфец / Жизнь замечательных скрипачей. М.—Л.: Музыка, 1967. — с. 221—234.
  57. Л. Леопольд Ауэр, Фриц Крейслер / Жизнь замечательных скрипачей. Музыка, М-Л., 1967. — с.156—199.
  58. Л. Стилевые и эстетические тенденции в современном исполнительском искусстве / Вопросы теории и эстетики музыки, вып. 4. Л.: Музыка, 1965, с. 69—86. j 18 с.
  59. Л. Леопольд Ауэр, Музгиз, Л., 1962, 312 с.
  60. В. Аннотация к пластинке «Из сокровищницы мирового исполнительского искусства». Часть III. Скрипка, альт, виолончель. Яша Хейфец. Мелодия, 1983.
  61. А. Шаляпин и выдающиеся певцы русской оперной сцены. Вокально-творческие параллели. / Шаляпинские чтения, 1992 г. Казань: Лит. музей им. А. М. Горького, 1992.
  62. В. Современный балет, СПб., 1911.
  63. Сивков 77. Ф. И. Шаляпин. Жизнь и артистическая деятельность. СПб., 1908.
  64. СигетиЖ. Воспоминания. Заметки скрипача. М., 1969.
  65. С. Художественные принципы музыкальных стилей. М., Музыка, 1973.
  66. О. Сергей Васильевич Рахманинов. М., Музыка, 1983.
  67. А. С.В.Рахманинов. 2-е изд. М., 1969.
  68. Э. Шаляпин. Пг., 1915.
  69. В. Статьи о музыке. М., Музгиз, 1949.
  70. ., Токарский Б. Эстрадное волнение в музыкальном исполнительстве. Сов. музыка, 1936, № 11, с. 66—72
  71. В. Воспоминания. JL, Искусство, 1965.
  72. Н. Яворский об исполнительстве. «Музыкальное исполнительство», вып. 10. М., 1979.
  73. С. Композиторы США сегодня. Сов. музыка, 1959, № 10.
  74. К. Воспоминания / Исполнительское искусство зарубежных стран, вып. 8. М.: Музыка, 1977, с. 16—151.
  75. К. Искусство скрипичной игры. М.: Музыка, 1964.
  76. Хейфец-педагог / Советская музыка, 1959, № 12, с. 176—177.
  77. В. Музыкально-теоретические очерки и этюды, вып. 2. Сов. композитор, М., 1975.
  78. Н. Эстетические отношения искусства к действительности. П. с. е., т. II. М.: Гослитиздат, 1949, с. 5—92.
  79. Шаляпин Федор Иванович. В трех тт., т. I. М.: Искусство, 1976.
  80. Ф. Маска и душа. М.: М. рабочий, 1989.
  81. Ф. Страницы из моей жизни. JL, Музыка, 1990.
  82. А. Иоганн Себастьян Бах. М., Музыка, 1965.
  83. Г. Современная американская музыка. М., 1945.
  84. Р. Избранные статьи о музыке. М., 1965.
  85. Щепкина-Куперник Т. Театр в моей жизни. М., Искусство, 1948.
  86. ЭнгельЮ. В опере. М., 1911.
  87. Юный скрипач. «Путеводный огонек», 1912, № 16.
  88. Ю. Записки. Т. 2. Л., Искусство, 1963.
  89. А. Теоретические проблемы музыкальной коммуникации М., 1994.
  90. И. Фриц Крейслер, Музыка, 1975.
  91. И. Я.Хейфец / Советская музыка, 1934, № 6, с. 92—94.
  92. М. Шаляпин. Искусство, JI. отд., 1972.
  93. М. Шаляпин и русская оперная культура. JI.—М.: Искусство, 1947.
  94. Я.Хейфец о своих планах. «МЖ», 1961, № 2.
  95. Яша Хейфец — филантроп. Советское искусство, 1939, 9 сент.97. 70 лет со дня рождения американского скрипача Яши Хейфеца. «МЖ», 1971, № 1, с. 23.98. 75 лет со дня рожд. скрипача Яши Хейфеца. «МЖ», 1976, № 1, с. 24.
  96. Auer L. Graded course of violin playing. Book I.
  97. Agus A. Heifetz as I knew him. Amadeus press, Portland, 2001.
  98. Axelrod H. R. and T.M. Heifetz. 3d rev. ed. Paganiniana publ.: Neptune City, 1990.
  99. HartnackJ. Grosse Geiger unserer Zeit. Munch., 1967.
  100. Heifetz—Piatigorsky concerts. Musical America, 1964, v. 84, № 10, 11.
  101. Hirch N. Jascha Heifetz, l’empereur du violon. / Musica disques, № 102, Septembre, 1962.
  102. Kammerer R. Heifetz in new role as professor at UCLA, «Musical America», 1959, v. 79, № 8.
  103. Lochner L. Fritz Kreisler. London, 1951.
  104. Pincherle M. Fritz Kreisler. Geneve, 1956.
  105. Scholes P. The mirror of music 1844—1944, v. 1, L. 1947.
  106. Siskovsky I. Sevcik: The Master Seen in his Clasroom. «Musical America», 1934, 10 February.
  107. Spalding A. Rise to follow, N.Y., 1943.171
Заполнить форму текущей работой