Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование межличностных отношений первоклассников как условие успешности их адаптации к школе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Особое внимание, на наш взгляд, должно быть уделено изучению образовательного и воспитательного потенциала интегрированного предмета «Окружающий мир». Необходимо оценить его вклад в решение следующих задач: формирования у ребенка новых социальных ролей («ученик», «школьник», «член ученического коллектива» и др.) — развития детских коллективных отношенийумения участвовать в учебном диалогеработать… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
    • 1. 1. Межличностные отношения младших школьников как психолого-педагогическая проблема
    • 1. 2. Проблемы адаптации первоклассников в современной школе
    • 1. 3. Возможности предмета «Окружающий мир» для развития межличностных отношений первоклассников
  • ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА В ПЕРВОМ КЛАССЕ (результаты констатирующего этапа исследования)
    • 2. 1. Организация констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы
    • 2. 2. Трудности адаптационного периода в первом классе и причины их возникновения
  • ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД
    • 3. 1. Формы организации обучения на уроках «Окружающего мира» как средство формирования межличностных отношений
    • 3. 2. Оценка результатов исследования

Формирование межличностных отношений первоклассников как условие успешности их адаптации к школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Общество всегда испытывало потребность в людях, готовых к сотрудничеству, коллективным взаимоотношениям и партнерству. Обусловленная этим задача воспитания рассматривалась в классической педагогике как одна из самых актуальных. Вместе с тем, особенности системы образования в России в XX веке (гиперболизированный центризм системы образования, авторитарность, отсутствие реальной индивидуализации обучения и др.) приводили к тому, что принцип гармонии коллективного и индивидуального в воспитании и обучении подрастающего поколения не находил своего реального воплощения. Изменения, произошедшие в образовательной ситуации в России в начале XXI века (реализация принципа вариативности, приоритет целей развития обучающегося, демократический стиль взаимодействия учителя и учащихся, дифференцированный характер обучения) определили реальную возможность обеспечения гармонического развития личности, сохранения психологического здоровья школьника, развития его способностей адаптироваться в окружающем мире без отрицательных последствий для себя.

Результаты психолого-педагогических исследований и опыта работы массовой школы говорят о том, что одной из серьезных проблем современного начального образования является увеличивающаяся доля детей, которые находятся в ситуации дезадаптации к школьной жизни. Для первоклассников понятия «школа», «школьная жизнь» связаны с довольно узким кругом явлений, этоучитель, одноклассники, класс. Поэтому среди условий, играющих особую роль в благополучном или неблагополучном течении процесса адаптации, психологи отмечают следующие: характер взаимоотношений ученика и учителяособенности межличностных отношений первоклассниковспособность ребенка проявлять индивидуальностьжелание и умение сотрудничать (Д.Б. Эльконин, В. В. Давыдов, В. Т. Кудрявцев, Г. А. Цукерман). Таким образом, характеристика межличностных отношений входит в ключевые образовательные компетенции и их формирование может рассматриваться как важнейшая цель начального образования. Психологические исследования позволяют выделить особенности организации процесса обучения, которые положительно влияют на вхождение ребенка в систему школьных отношений: учет характера протекания периода адаптации ребенка к условиям школьной жизнивнимание к индивидуальности каждого ученикаобеспечение успешности взаимодействия со сверстникамиинтеграция личности и коллектива (А.А Бодалев, Л. И. Божович, М. Д. Виноградова, О. С. Газман, И. А. Оботурова, А.В. Петровский). Это позволило нам обратить особое внимание на решение задачи формирования у первоклассников умений строить межличностные отношения (слушать учителя и товарищейработать в коллективесотрудничать с разными детьмиисполнять разные социальные роли в группе (лидер, рядовой исполнитель и др.)).

В настоящее время успешность протекания адаптационного периода в теории и практике начального образования связывается, главным образом, с интеллектуальным развитием ребенка, с готовностью будущего школьника к изучению учебных предметов. Этому подчинена и система проверки школьной зрелости, принятая в массовой практике. Социальный статус ребенка, его готовность к учебному взаимодействию, к вступлению в систему личностных взаимоотношений, как правило, не оценивается. Вместе с тем все чаще врачи, психологи и педагоги сталкиваются с проблемой все углубляющихся и расширяющихся психических отклонений в детской среде, в частности, с патологией межличностных отношений уже не только в подростковом и юношеском, но и в более раннем детском возрасте. По данным психологов и педагогов многие 6−7 летние дети испытывают психологические трудности, особенно когда они должны вступать в межличностные отношения.

Изучение диссертантом исследований по данной проблеме, а также научной методической литературы позволило констатировать, что многие аспекты корреляции межличностных отношений и успешности адаптации остаются не исследованными. В частности, требует изучения характер влияния межличностного взаимодействия на успешность адаптации. Недостаточность обеспечения массовой практики методическими материалами, раскрывающими содержание, условия и методы работы с первоклассниками в первый период их школьной жизни, место и роль в этом процессе межличностных отношений, диктует как теоретическую, так и практическую целесообразность исследования данной проблемы.

Особое внимание, на наш взгляд, должно быть уделено изучению образовательного и воспитательного потенциала интегрированного предмета «Окружающий мир». Необходимо оценить его вклад в решение следующих задач: формирования у ребенка новых социальных ролей («ученик», «школьник», «член ученического коллектива» и др.) — развития детских коллективных отношенийумения участвовать в учебном диалогеработать в парах, малых группах, коллективе и др.- перевода непроизвольной деятельности в произвольную. Существенный вклад предмета «Окружающий мир» в решение этих задач обусловлен интегративными особенностями данной учебной дисциплины. Одной их ведущих целей ее изучения является социализация младшего школьника, введение его в систему отношений с окружающей действительностью, формирование знаний о правилах поведения, взаимодействия людей. Реален вклад «Окружающего мира» в становление мотивированной сферы разных видов деятельности, в том числе общения, в развитие у ребенка эмоционально-положительного отношения к окружающим и себе.

Анализ изученной литературы и оценка реальной ситуации обучения выявили противоречия, необходимость устранения которых определяют направленность исследовательского поиска:

— между важностью успешного протекания адаптации первоклассника к школе для всего последующего обучения и неготовностью учителя обеспечить педагогические условия благополучного вхождения ребенка в систему школьных отношений;

— между уровнем сформированное&tradeу первоклассников умений взаимодействовать в условиях учебной деятельности, как важнейшего показателя благополучной адаптации, и недостаточным вниманием к развитию этих умений в процессе обучения в I классе.

Поиск путей преодоления данных противоречий и определил тему исследования: «Формирование межличностных отношений первоклассников как условие успешности их адаптации к школе».

Цель исследования: выявить педагогические условия организации процесса обучения в I классе начальной школы, обеспечивающие положительное влияние межличностных отношений первоклассников на их адаптацию к школе.

Объект исследования: межличностные отношения в I классе и их влияние на успешность процесса адаптации первоклассников.

Предмет исследования: содержание, методы и организационные формы обучения первоклассников, способствующие формированию их межличностных отношений как условия успешной адаптации (па примере предмета «Окружающий мир»).

Гипотеза исследования. Межличностные отношения первоклассников могут стать условием, обеспечивающим их успешную адаптацию к школе, если:

— определить наиболее целесообразные формы организации сотрудничества школьников в процессе учебной деятельности, установить их последовательность и взаимосвязь;

— обеспечить формирование у детей умений сотрудничать с учетом индивидуальности каждого участника совместной деятельности.

Задачи исследования:

1. На основе анализа психолого-педагогической литературы определить сущностные характеристики понятия «адаптация первоклассников к школе» в контексте межличностных отношений.

2. Установить критерии, уровень и характер межличностных отношений в первом классе и выявить особенности их влияния на протекание адаптационного периода.

3. Выявить и обосновать последовательность различных форм организации совместной деятельности первоклассников с целью формирования их межличностных отношений.

4. Разработать методическое обеспечение работы по формированию умений ребенка сотрудничать с учетом его индивидуальности и уровня сформированное&tradeмежличностных отношений.

Методологическими и теоретическими основами исследования являются: фундаментальные философские, психологические труды антропологического направления и теории деятельности (Л.С. Выготский, А. Ф. Лазурский, А. Н. Леонтьев, В. Н. Мясищев и др.) — исследования по психологии общения и межличностных отношений (А.В. Брушлинский, А. А. Леонтьев, А. В. Петровский, СЛ. Рубинштейн и др.) — психологические, дидактические и методические исследования по формированию межличностных отношений детей младшего школьного возраста (Л.И. Божович, В. В. Давыдов, Е. Е. Кравцова, ЯЛ. Коломинский, В. Т. Кудрявцев, В. И. Слободчиков, Г. А. Цукерман и др.) — концепции процесса обучения в современной начальной школе (Д.Б. Эльконин, Л. В. Занков, В. В. Давыдов, Л. Е. Журова, Н.Ф. Виноградова) — концептуальные и методические подходы к изучению предмета «Окружающий мир» (Н.Ф. Виноградова).

Методы исследования: анализ философской и психолого-педагогической литературынаблюдениеанкетированиебеседамоделирование педагогических ситуацийконстатирующий, формирующий эксперименты.

Новизна исследования. Выявлены особенности организации процесса обучения в I классе с целью обеспечения благополучной адаптации детей к школе: обосновано содержание, методы и формы организации сотрудничества первоклассников в процессе обучения, способствующие формированию их новых социальных ролейохарактеризован потенциал учебного предмета «Окружающий мир», обеспечивающий успешность адаптации ребенка к школе.

Теоретическое значение исследования. Доказано влияние межличностных отношений на успешность адаптации к школе. Определены критерии и уровни межличностных отношений первоклассников и охарактеризованы изменения, происходящие в них под влиянием специально организованной учебной деятельности. Уточнены и расширены качественные характеристики разных форм организации сотрудничества, отражающие деловые, эмоциональные отношения и статус ребенка в коллективе сверстников.

Практическая значимость исследования. Разработано методическое обеспечение работы по формированию умений первоклассника сотрудничать с учетом его индивидуальности и уровня сформированное&tradeмежличностных отношений. Предложена система методов анализа, развития и коррекции межличностных отношений первоклассников, которая может быть использована в массовой начальной школе. Внесены коррективы в программу предмета «Окружающий мир» в первом классе начальной школы (в рамках УМК «Начальная школа XXI» века).

Апробация результатов исследования. Основные положения, результаты и материалы исследования докладывались, обсуждались и получили одобрение в ходе лекций и семинаров для учителей в рамках курсов повышения квалификации для учителей начальных классов (2005 г., 2006 г.) — на постоянно действующем семинаре для методистов начальных классов в МИОО (сентябрь 2005 г.) — на конференциях молодых ученых ИСМО РАО (2004;2006 г.) — на окружном семинаре для психологов СВАО г. Москвы в ОУМЦ СВАО (апрель 2005 г.) — на межшкольном методобъединении для учителей и методистов начальных классов СВАО (ноябрь 2005 г.) — на педсоветах и методобъединениях учителей средней общеобразовательной школы № 307 СВАО г. Москвы.

Внедрение результатов исследования: методическое обеспечение работы по формированию межличностных отношений первоклассников в адаптационный период используется в практике работы школ №№ 246, 307, 910, 971 города Москвы.

Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

Результаты исследования показали, что каждый первоклассник к концу адаптационного периода имеет круг предпочитаемых одноклассников, который независим от уровня их адаптации и характера сотрудничества.

Исследование вскрыло проблемы, требующие дальнейших исследований. В частности, особенности формирования межличностных учебных (деловых) взаимоотношений при изучении других предметов начальной школынаправление сотрудничества школы и семьи в воспитании межличностных отношений детей младшего школьного возрастахарактер деятельности каждого из этих социальных институтов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Теоретический анализ проблемы адаптации ребенка к школьному обучению подтвердил актуальность ее исследования и целесообразность выдвижения в качестве предположения идеи о зависимости характера протекания адаптации от уровня сформированности межличностных отношений детей. Анализ научной психолого-педагогической литературы по данной проблеме позволил установить, что среди условий, обеспечивающих успешность школьной жизни на первом ее этапе, существенную роль играет сформиро-ванность у ребенка умений принимать на себя не свойственные ему ранее социальные роли («ученик», «член классного коллектива», «партнер по учебной деятельности»), его способность вступать во взаимодействие и сотрудничать.

В процессе исследования, было подтверждено существующее сегодня педагогическое явление: обсуждение проблемы адаптации первоклассника к школьному обучению связывается в теории и практике образования, прежде всего, с интеллектуальным развитием ребенка, с его функциональной готовностью к обучению. На этом сосредоточивается и система проверки школьной зрелости, принятая в массовой практике. Социальный статус первоклассника, его готовность к вступлению в систему учебных взаимоотношений, как правило, не оценивается и не влияет на корректировку педагогической деятельности учителя в адаптационный период.

Оценка теоретических позиций, высказанных в научных трудах (исследованиях, монографиях, научных статьях) за период с середины XX века, позволил выделить ряд положений, ставших определяющими для разработки нами программы формирующего этапа опытно-экспериментальной работы.

Потребность ребенка учиться, его желание осуществлять общезначимую и общественно оцениваемую деятельность часто угасает в результате неудачно прожитого ребенком адаптационного периода. Осознание своей индивидуальности, сформированность положительной Я-концепции является условием возникновения у школьника чувства удовлетворенности процессом обучения. На этой основе может быть достигнут более существенный результат обучения и сформирован принципиально другой уровень отношения детей к школе. Эти качества личности школьника успешно формируются в процессе совместной деятельности, если у детей на достаточном уровне развиты межличностные отношения. Но к этой деятельности должен быть готов не только обучающийся, но и обучающий.

Учитель должен уметь осуществлять отбор содержания обучения, применять методы обучения и формы организации, соответствующие специфике обучения в первом классе. Это — одно из основных условий благополучной адаптации ребенка к школе. Для этого педагог должен строить процесс обучения таким образом, чтобы решать успешно следующие задачи: развивать умения детей взаимодействовать как с самим учителем, так и с одноклассникамииспользовать содержание, личностно значимое для первоклассников как вчерашних дошкольниковприменять формы организации обучения, которые способствовали поступательному развитию взаимодействия между детьми.

Данные нашего исследования на констатирующем его этапе показали, что учитель не готов к решению перечисленных выше задач. Низкий уровень его компетентности в педагогике межличностных отношений, недостаточный уровень психологической и методической подготовки к проведению адаптационного периода, наличие авторитарного стиля взаимодействия с детьми приводит к возникновению у детей трудностей адаптации и стойких дезадаптационных явлений. Прежде всего, было отмечено неумение учителя выбирать эффективные пути педагогического влияния на детей с целью корректировки трудностей адаптации. Так, педагоги не осознают зависимость успешного обучения от статуса ребенка, его личностных характеристик, умений взаимодействоватьне понимают необходимости решения задачи развития правильных взаимоотношений, которые складываются в учебной деятельности.

Серьезной проблемой остается недооценка учителем роли адаптационных процессов для всего последующего обучения, неумение дать анализ причин возникающей дезадаптации к школе, отобрать корректные методики, позволяющие установить, а затем скорректировать адаптационные процессы. При наличии значительного числа методик социально-психологического тренинга и коррекции эмоциональной сферы детей, осуществление прямого переноса их в деятельность на уроке нецелесообразно по меньшей мере по двум причинам: во-первых, учитель не готов адекватно ситуации их использоватьво-вторых, методики рассчитаны в основном на индивидуальные занятия с ребенком. То есть успешность решения поставленных выше задач прямо связано с готовностью учителя осуществлять деятельность по формированию межличностных отношений.

Совместная деятельность требует от первоклассников сформированно-сти мотивационной готовности к взаимодействию со сверстниками и взрослымиумения общаться — слушать собеседника, отвечать на вопросы, совместно планировать деятельность, направленную на общий результат, договариваться и подчиняться требованиям группы, оценивать результат совместной работы, а также процесс ее выполнения. Но большинство современных детей испытывают серьезные трудности при вхождении в новый коллектив, которые связаны с неготовностью большинства первоклассников к взаимодействию со сверстниками в новой для них социальной среде и деятельности. Помочь учащимся развить такую готовность — важнейшая задача учителя.

Такая постановка вопроса ставит педагога перед необходимостью не только учитывать сформированность деловых межличностных отношений, но и предусмотреть в педагогическом процессе приемы, способствующие их развитию. Если деятельность школьников протекает как изолированная, то ни деловые, ни эмоциональные отношения участников дидактического процесса не проявляются.

Уже на этапе теоретического обоснования исследуемой проблемы было установлено особое значение изучения предмета «Окружающий мир» для формирования всех компонентов межличностных отношений. Более того, в качестве исходного положения исследования было взято предположение, что уроки по ознакомлению с окружающим миром в большей степени, чем другие, могут обеспечить условия для благополучного протекания адаптационного периода. Исследование доказало правомерность выдвинутой гипотезы. Содержание, формы организации и методы ознакомления с окружающим миром создают условия для совместной деятельности первоклассников. Так, на этих уроках приоритетными видами деятельности являются наблюдения, игра, выполнение продуктивных заданий. Все это не может протекать «в одиночестве», требует совместных усилий, общих бесед, размышлений и пр. Содержание уроков окружающего мира касается самых актуальных для ребенка тем — семья, природа, животные, машины и др., которые входят в по-требностную сферу шестилетнего ребенка. Однако все это осуществимо тогда, когда учитель правильно понимает значение данного предмета как «адаптационного».

Целенаправленная работа по формированию межличностных отношений позволила вывести ряд педагогических закономерностей, которые отражают корреляционные зависимости уровня межличностных отношений и степени адаптации первоклассника к школе. Построение учебно-воспитательного процесса, направленного на облегчение периода адаптации и снятие причин дезадаптивного поведения ребенка в первом классе, должно строиться с учетом следующих условий:

1. Все элементы школьного поведения необходимо «взращивать». Это означает, что для ребенка правильность или недопустимость формы общения и взаимодействия должны быть продемонстрированы в качестве результатов детского сотрудничества в учебной деятельности.

2. Значительное место в организационных формах обучения должно принадлежать тем, которые основаны на совместной деятельности первоклассников. В процессе парной, группой, коллективной деятельности школьники учатся принимать основные законы существования и протекания учения как ведущей деятельности этого периода развития. Именно сотрудничество является одним из характерных проявлений учебной деятельности, ей принадлежит особая роль в развитии навыков учебного взаимодействия. Дети учатся формулировать свою точку зрения, выяснять мнение партнера, обнаруживать разницу в точках зрения, пытаться разрешить противоречия, не переводя их в плоскость личных отношений. При этом парная работа является наиболее комфортным типом взаимоотношений в адаптационный период.

Таким образом, с одной стороны, формирование устойчивых межличностных отношений становится предпосылкой для формирования учебного сотрудничества, а с другой, в процессе сотрудничества идет совершенствование межличностных отношений.

3. Особое внимание при воспитании межличностных отношений должно уделяться развитию и совершенствованию ролевого поведения детей, сущностной характеристикой которого является ориентировка на партнера по общению. Реализация ролевого поведения на всех этапах дидактического процесса позволяет сформировать новые социальные роли ученика, степень развития которых положительно влияет на характер межличностных контактов детей-сверстников.

4. Роль учителя в руководстве процессом формирования межличностных отношений меняется от этапа к этапу и может выражаться в следующей последовательности: руководитель — помощник-контролерорганизатор — соучастник — помощникорганизатор — помощникорганизатор — наблюдательнаблюдатель.

В ходе исследования было установлено пять уровней межличностных отношений первоклассников, которые наблюдаются в процессе совместной деятельности. Сохранение всех этих уровней на конец обучения позволил констатировать, что они типичны для детей данного возраста. Вместе с тем, при индивидуальной работе можно скорректировать пятый уровень, то есть снять особые трудности взаимодействия, которые наблюдаются у детей шести лет в адаптационный период.

В результате исследования были сделаны следующие выводы:

1. Характер межличностных отношений влияет на благополучие ребенка в школе, а их формирование может рассматриваться как фактор личност-но-ориентированного обучения. Это позволяет говорить о правомерности выдвинутой гипотезы исследования: формирование разных характеристик межличностных отношений (эмоциональных, деловых) можно считать эффективным средством, обеспечивающим благополучную адаптацию. Если учитель озабочен социальным развитием ученика и формирует умения сотрудничать в процессе учебной деятельности, то адаптационный период протекает менее болезненно, без осложнений и в более сжатые сроки.

2. Удалось проверить и обосновать целесообразные пути разрешения противоречия между желанием детей шести лет общаться, взаимодействовать со сверстниками, ориентироваться на них и несформированностыо этих умений в новой деятельности (учебной). Если межличностные отношения детей лежат вне контекста дидактическою процесса, то это отрицательно влияет как на статус ребенка в учебном коллективе, так и на успешность его обучения.

Целесообразно, чтобы в руках учителя была специальная программа работы с первоклассниками в адаптационный период, в которой предусмотрено использование возможностей предмета «Окружающий мир» для формирования эмоциональных и деловых контактов детей. Такая авторская программа, которая обоснована и проверена в ходе исследования, предусматривает включение в каждую тему курса «Окружающий мир» специальных форм организации обучения, целью которых является развитие межличностных отношений первоклассников. Программа нацеливает на использование разных форм организации обучения, и каждая из них (парная, групповая, коллективная) имеет приоритетное значение на определенном этапе обучения. Их разумное и целесообразное сочетание дает возможность повысить уровни развития межличностных отношений и, прежде всего, мотивов совместной деятельности. При этом приоритетным мотивом объединения участников парной, групповой или коллективной формы взаимодействия является принятие общей цели деятельности и осознание того, что цель должна совпадать с результатом. В данном случае общий мотив совместной деятельности складывается из индивидуальных мотивов каждого участника.

3. Проведенная опытно-экспериментальная работа показала целесообразность авторского подхода к организации процесса формирования межличностных отношений как условия снятия трудностей адаптации. Удалось выявить динамику формирования самооценки первоклассников в течение первого года обучения, дать качественную характеристику процессов, отражающих как позитивные, так и негативные стороны адаптации ребенка к обучению. Автор пришел к выводу, что положительные изменения в самооценке ученика могут стать критерием успешности протекания адаптационного периода первоклассников. При изменении характера самооценки происходит корректировка в сторону объективности позиций «Я глазами учителя», «Я глазами одноклассников», что оказывает влияние на улучшение и расширение дружеских и деловых контактов детей. Это проявляется в том, что под влиянием систематической педагогической работы дети изменяют свои предпочтения: от желания работать в парах (группах) только по взаимной симпатии первоклассники переходят к приоритету деловых отношений. Ученики, стабильно проявляющие интерес к совместной деятельности, имеют более высокий уровень межличностных отношений, и как следствие этого, -удачно протекающий период адаптации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Развитие навыков общения младших школьников со взрослыми и сверстниками (диалоги психолога с ребенком) // Психолог в начальной школе. Волгоград, 1995 — С. 91−119.
  2. B.C. Я-концепция в структуре управленческой деятельности. -М.: Гос. ун-т управления, 1999 230 с.
  3. Э.М. Критерии социально-психологической адаптации детей в школе // Проблемы адаптации в гигиене детей и подростков / Под ред. Г. Н. Сердюковской, С. М. Громбаха.-М.: Медицина, 1983-С. 32−39.
  4. Е.А. Психогимнастика в начальной школе: Методические материалы в помощь психологам и педагогам М.: ТЦ Сфера, 2004 — 88 с.
  5. А.Ф., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения М.: Изд-во Ось-89,1998 — 224 с.
  6. В.В. Коллективная организационная форма учебного процесса— СПб.: АОЗТ Интерс, Изд-во Дорваль, Изд-во Эксклюзив, 1995 234 с.
  7. А.Г. Психология личности М.: Изд-во МГУ, 1990.- 367 с.
  8. Ю.Бабич Н. И. Формирование социально-перцептивных навыков младшихшкольников, — М.: НИИ ШОТСО АПН СССР, 1986.- 42 с.
  9. П.Бадоева С. А. Социально-психологические проблемы адаптации и дезадаптации первоклассников: Дис.. канд. психол. наук- Ярославль, 1995.- 145 с.
  10. М.С. Учебная дискуссия как средство формирования культуры диалогического взаимодействия младших школьников: Дис.. канд. пед. наук. Волгоград, 2003 — 150 с.
  11. М. М. Ефимова С.П. Ребенок идет в школу: Знаете ли вы своего ученика? Пособие для студентов пединститутов, учащихся педучилищ и колледжей и родителей М.: Изд. центр Академия, 1996 — 240 с.
  12. Н.А., Коломинский Я. Л. Учитель и детский коллектив (психолого-педагогическое исследование). Мн.: Изд-во БГУ, 1975 160 с.
  13. Беседы с учителем. Методика обучения: Первый класс четырехлетней начальной школы / Под ред. Л. Е. Журовой. 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Вентана — Графф, 2002 — 384 с.
  14. В.М. Избранные работы по социальной психологии М.: Наука, 1994.-400 с.
  15. М.Р., Азарова Т. В., Афанасьева Е. И., Васильева Н. Л. Работа психолога в начальной школе М.: Изд-во Совершенство, 1998 — 352 с.
  16. К., Шебек М. А. Я твой ученик, ты — мой учитель: Пер. с чеш — М.: Просвещение, 1991 — 140 с.
  17. П.П. Психология младшего школьника / Под редакцией А. И. Липкиной, Т.Д. Марцинковской- М.: Изд-во Институт практической психологии. Воронеж: НПО МОДЭК, 1997 — 575 с.
  18. А.А. Психология общения. -М.: Изд-во Институт практической психологии.- Воронеж: НПО МОДЭК, 1996, — 256 с.
  19. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование).-М.: Просвещение, 1968.-464 с.
  20. Т.В. Проблемы школьной адаптации. // Развитие личности ученика в современной школе (опыт психологического сопровождения).-Новокузнецк: ИПК, 2000, — С. 27−30.
  21. Н.М. Общение младших школьников в малых группах при изучении учебного материала: Автореф. дис.. канд. пед. наук М., 1993.- 14 с.
  22. А.В. Субъект: мышление, учение, воображение М: Изд-во Институт практической психологии- Воронеж: НПО Модэк, 1 996 392 с.
  23. Н.С. Проблемы преемственности между дошкольным и начальным образованием в сфере социального развития // Научные труды Московского педагогического государственного университета М.: Прометей, 2004, — С. 533−537.
  24. Л.П. Человек: деятельность и общение М.: Мысль, 1978 — 216 с.
  25. Р.С. Воспитание дошкольника в труде М.: Просвещение, 1971−58 с.
  26. С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников: методические рекомендации для воспитателей и методистов дошкольных образовательных учреждений 20-е изд., испр. и доп-М.: АРКТИ, 2003, — 96 с.
  27. Е.В. Самоопределение младших школьников как субъектов учебной деятельности и общения // Записки практических психологов города Твери и области (научно-методический сборник № 3).- Тверь, 1996,-С. 89−94.
  28. И. Психологический тренинг // Народное образование 2001-№ 9,-С. 185−193.
  29. А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстративное руководство, — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002, — 160 с.
  30. М.Д., Первин И. Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. Из опыта работы М.: Просвещение, 1977.- 159 с.
  31. Н.Д. Принцип природосообразности в истории и теории образования (Методологический аспект): Автореф. дис.. канд. пед. наук-М., 1995.- 18 с.
  32. Н.Ф. «Окружающий мир» в начальной школе (Методические советы учителю).- М.: А.П.О., 1995 64 с.
  33. Н.Ф. «Окружающий мир» в начальной школе. Беседы с будущим учителем: Учебник для студ. отд. и фак. нач. классов сред, и высш. учеб. заведений-М.: Изд. центр Академия, 1998 144 с.
  34. Н.Ф. «Цели начального образования»: приоритеты и проблемы // Стандарты и мониторинг в образовании-2002-№ 4 С. 13−16.
  35. Н.Ф. Окружающий мир: 1−4 классы. Методика обучения-М.: Вентана-Графф, 2002, — 240 с.
  36. Н.Ф. Окружающий мир: Учебник для учащихся 1 класса общеобразовательных учреждений- 2-е изд., перераб- М.: Вентана-Граф, 2005.- 128 с.
  37. Н.Ф. Особенности комплекта учебников «Начальная школа XXI века» // Методист, — 2002.- № 1.- С. 17−19.
  38. С.Н. Психологическая поддержка развития личности первоклассника на этапе адаптации к школьному обучению: Дис.. канд. пси-хол. наук Ставрополь, 2004.-213 с.
  39. О.С. Детский коллектив как субъект воспитания // Проблемы детского коллектива в русской и советской педагогической мысли / Под ред. А. Ю. Гордина, Л. И. Новиковой. -М.: Педагогика, 1973 С. 71−109.
  40. И.З. Я плюс ТЫ. М.: SvR-Apryc, 1994, — 80 с.
  41. Гин С.И., Прокопенко И. Е. Первые дни в школе: пособие для учителей первых классов 4-е изд.- М.: Вита-Пресс, 2004- 80 с.
  42. Н.Э. К проблеме реализации гуманной педагогики в начальной школе // Образовательная среда: проблемы гуманизации: Сб. науч ст. и тез.- Архангельск: Помор. Гос. ун-т, 2002 С. 32−35.
  43. В.В. Педагогика отношений Комсомольск-на-Амуре: изд-во Комс.-на- Амуре гос. пед. ин-та, 1995- 105 с.
  44. М.С. Особенности представлений младших школьников о человеке как ценности // Младший школьник: Формирование и развитие его личности, — СПб, 2002, — С.96−105.
  45. В.В., Кудрявцев В. Т. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступени //Вопросы психологии 1997.-№ 1-С.3−18.
  46. В.В., Слободчиков В. И., Цукерман Г. А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии 1992 — № 3−4- С. 14−19.
  47. Н.С., Первин И. Б. Товарищеская взаимопомощь школьников-М.: Педагогика, 1981 112 с.
  48. С., Ясвин С. Эколого-психологические тренинги // Частная школа.- 1996.-№ 4, — С. 63−72.
  49. Диагностика эмоционально-нравственного развития / Под ред. И.Б. Дер-мановой СПб, 2002, — 176 с.
  50. Ю.П. Воспитание коллективизма в отечественной педагогике второй половины XIX начала XX века: Автореф. дис.. канд. пед. наук.- Пятигорск, 2003.-20 с.
  51. О.А. Социалыю-психологичекая готовность к школе: структура и диагностика Новосибирск: Изд-во НИПК и ПРО, 2003.-41 с.
  52. А.И. Психология коллектива (Методологические проблемы исследования): Учеб. пособ.-М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984, — 208 с.
  53. Г. А. Особенности и условия адаптации детей 6−7 лет к учебной деятельности // Прикладная психология 2001. -№ 3 — С. 75−83.
  54. Г. А. Психоэмоциональная адаптация первоклассников при вхождении в школьную жизнь. Дис.. канд. психол. наук Ростов-на-Дону, 2001.-226 с.
  55. Г. А. Технологическая карта работы учителя с первоклассниками в период их адаптации к школьному обучению // Начальная школа: плюс-минус, — 2001.- № 2.- С. 20−26.
  56. В.К. Коллективная и групповая формы организации обучения в школе // Начальная школа 1998 — № 1.- С. 17−24.
  57. В.К. Коллективный способ обучения. Дидактика в диалогах-М.: Народное образование, 2004. -352 с.
  58. В.К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учебной работы: кн. для учителя-М.: Просвещение, 1991 192 с.
  59. А.Я. Обучаемость как принцип оценки умственного развития детей,— М.: Изд-во МГУ, 1976.- 97 с.
  60. Игры для интенсивного обучения / Под ред. В.В. Петрусинского- М.: Прометей, 1991.-219 с.
  61. Инструктивно-методические рекомендации к 2003/2004 учебному году-М.: Центр Школьная книга, 2003 304 с.
  62. Как организовать коллектив дошкольников / Хондзе М., Сисидо Т., Иси-кава М.: Пер. сяпон.-М.: Педагогика, 1991 152 с.
  63. П.Ф. Избранные педагогические сочинения / Под ред. A.M. Ар-сеньева М.: Педагогика, 1982 — 704 с.
  64. Ким Т. В. Особенности дидактических материалов по предмету «Окружающий мир» для шестилетних первоклассников: Автореф. дис.. канд. пед. наук М., 1990 — 17 с.
  65. Н.В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность-Ярославль: Академия развития, 1996.-240 с.
  66. Ковалева J1.M. Тарасенко Н. Н. Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе // Начальная школа- 1996 № 7−1996.-С. 17−22.
  67. Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности).- Мн: Изд-во БГУ, 1976 350 с.
  68. Я.Л. Психология детского коллектива: Система лич. Взаимоотношений- 2-е изд., доп. и перераб- Минск: Нар. асвета, 1 984 239 с.
  69. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звенья) // Начальное Образование 2003 — № 2 — С. 48−63.
  70. Л.М. Адаптация первоклассников к школе путем снижения уровня их тревожности // Вопросы психологии 2004.-№ 1- С. 137−143.
  71. Л.М. Коррекция тревожности методом игровой терапии как условие школьной адаптации первоклассников: Дис.. канд. психол. наук.-Казань, 2000.- 206 с.
  72. В.В. Организация коллективных отношений в процессе учебной работы на уроках // Ребенок в системе коллективных отношений. Тез. докладов / Под ред. Л. П. Буевой, Л. И. Новиковой М.: Педагогическое общество, 1972- С. 142−145.
  73. Г. Г., Кравцова Е. Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе-М.: Знание, 1987−80 с.
  74. Е.Е. Психологические новообразования дошкольного возраста //Вопросы психологии 1996-№ 6-С. 64−76.
  75. Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе-М.: Педагогика, 1991 152 с.
  76. Т.Б. Активизация учебной деятельности младших школьников на уроках природоведения: Автореф. дис.. канд. пед наук М., 199 918 с.
  77. Н.К. Педагогические сочинения: В 10 т.- М.: Изд-во АПН, 1957.-Т. 1.-359 с.
  78. О.И., Третьякова А. Н. Все вместе: Программа обучения младших школьников взаимодействию и сотрудничеству: Учеб.-метод. пособие, — М.: ТЦ Сфера, 2004, — 80 с.
  79. В. Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период. Программы «Изобразительное искусство и художественный труд» //Искусство в школе-2001.-№ 6 -С. 90−92.
  80. И.В. Почему нужна работа в группах? // Начальная школа плюс: До и после-2002-№ П.-С. 16−21.
  81. Е.Р. Пять уроков творчества // Беседы с учителем. Методика обучения: Первый класс четырехлетней начальной школы / Под ред. Л. Е. Журовой 2-е изд., перераб. и доп.-М.: Вентана-Граф, 2002 — 384 с.
  82. А.Ф. Избранные труды по общей психологии. К учению о психической активности. Программа исследования личности и другие работы.- СПб.: Алетейя, 2001, — 192 с.
  83. Г. Н. Диагностико-коррекционная методика работы с низкостатусными учащимися в начальной школе // Психологические знания в помощь учителю / Под ред. М. И. Лукьяновой Ульяновск, 1998 — С. 19−23.
  84. А.А. Психология коллективной деятельности в учении // Начальная школа 2002 — № 11- С. 3−6.
  85. А.Н. О дальнейшем психологическом анализе деятельности //Избранные психологические произведения- М.: Педагогика, 1983-Т.2.-С. 247−250.
  86. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность // Избранные психологические произведения М.: Педагогика, 1983- С. 94−232.
  87. А.Н. Овладение учащимися научными понятиями как проблема педагогической психологии // Избранные психологические произведения.-М.: Педагогика, 1983.- С. 324−380.с/
  88. Х.И. Групповая работа на уроке М.: Знание — 1975- 64 с.
  89. М.И. Общение ребенка со взрослыми как деятельность // Общение и его влияние на развитие психики дошкольника М.: НИИ ОП АПН СССР, 1974,-С. 3−23.
  90. М.И. Проблемы онтогенеза общения М.: Педагогика, 1 986 144 с.
  91. А.Н. Эмоциональная жизнь детского коллектива М., Знание, 1978.-48 с.
  92. А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива М.: Педагогика, 1988.- 128 с.
  93. Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений: Пер. с англ.- М.: Междунар. Пед. академия, 1994- 368 с.
  94. М.С. Коллектив и воспитание личности М.: Педагогика, 1972.-336 с.
  95. М.В. Психологические условия школьной адаптации (1 3 классы): Автореф. дис.. канд. психол. наук. — М., 1994- 24с.
  96. И.В. Психолого-педагогические условия развития способности первоклассника к учебному сотрудничеству: Дис.. канд. психол. наук Самара, 2005 — 223 с.
  97. А.К. Формирование мотивации учения-М.: Просвещение, 1990.- 192 с.
  98. А.В. Методика изучения Окружающего мира в начальных классах: Учебное пособие для студентов факультетов педагогики и методики начального образования педвузов- М.: Педагогическое общество России, 2002.- 360 с.
  99. М.А. Фазы переходного периода от группового способа обучения к коллективному // Коллективный способ обучения- 1995 -№ 2, — С. 8−11.
  100. Р.Ш. Образовательный компонент «Окружающий мир» в четырехлетней начальной школе // Начальная школа: плюс минус-1999.-№ 8-С.17−21.
  101. B.C. Шестилетний ребенок в школе М.: Просвещение, 1990.- 175 с.
  102. В.Н. Психология отношений / Под ред. А.А. Бодалева-М.: Изд-во Институт практической психологии- Воронеж: НПО МО-ДЭК, 1995, — 356 с.
  103. Н.И. Становление личности ребенка 6−7 лет М.: Педагогика, 1992 — 160 с.
  104. В.Г. Конструирование в детском саду М., 1961.- 159 с.
  105. Н. В., Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.- 256 с.
  106. И., Толмачев В. Категория общения в дидактике // Прикладная психология и психоанализ-1997 -№ 3-с. 46 -50.
  107. Е.В. Диагностика и коррекция школьной дезадаптации у младших школьников и младших подростков //Проблемы психодиагностики, обучения и развития школьников / Под ред. A.M. Матюшкина-М.: Изд-во АПН, 1985, — с. 42 -52.
  108. Л.И. Педагогика детского коллектива (Вопросы теории) -М.: Педагогика, 1978- 144 с.
  109. И.А. Межличностные отношения младших школьников. Учебное пособие к спецкурсу Сыктывкар, 1994- 113 с.
  110. Обучение шестилетних детей с разным уровнем готовности к школе / Под ред. А. Л. Венгера, К. Н. Поливановой М.: ВНИК Школа, 198 944 с.
  111. Общая психодиагностика: Основы психодиагностики, пемед. психотерапии и психологического консультирования / Под ред. А. А. Бодалева, В.В. Сталина- М.: Изд-во МГУ, 1987 303 с.
  112. Общение и оптимизация совместной деятельности. /Под ред. Г. М. Андреевой, Я. Яноушека Изд-во МГУ, 1987 — 302 с.
  113. Р.В. Практическая психология в начальной школе М.: ТЦ Сфера, 1998.-240 с.
  114. Т.В. Историко-педагогический анализ идей развития личности ребенка в коллективе (1960−1980-е годы): Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1994- 18 с.
  115. Дж., Гоулд П. Рисунок в психотерапии. Методическое пособие для слушателей курса «Психотерапия». — М.: Информ. центр психол. культуры, 2000 184 с.
  116. А.А. Коллективный труд школьников и его воспитательные возможности / Под ред. Л. И. Новиковой М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.- 150 с.
  117. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив М.: Политиздат, 1982.-255 с.
  118. А. В. Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива— М.: Просвещение, 1978 176 с.
  119. В.А., Калиненко В. К., Котова И. Б. Личпостно-развивающее взаимодействие- Ростов н/Д.: РИО АО Цветная печать, 1989.-88 с.
  120. Н.В., Громова Т. В., Чибисова М. Ю. Здравствуй, школа! Адаптационные занятия с первоклассниками / Под ред. Пилипко Н.В.-М.: УЦ Перспектива, 2002 64 с.
  121. Ю.С. Формирование действия оказания помощи у младших школьников: Автореф. дис.. канд. психол. паук М., 199 824 с.
  122. В.Н. Разрешение межличностных конфликтов как условие формирования опыта взаимоотношений младших школьников: Автореф. дис.. канд. пед. наук-Волгоград, 2002 19 с.
  123. Практикум по социально-психологическому тренингу / Под ред. А. В. Парыгина СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2000 — 352 с.
  124. Программы четырехлетней начальной школы: проект «Начальная школа XXI века». — М.: Вентана Граф, 2003- 144с.
  125. М.Э. Поведенческие проявления стиля индивидуальности в сфере межличностных отношений: Дис.. канд. психол. наук Сочи, 2002.-182 с.
  126. Психологическая теория коллектива / Под ред. А. В. Петровского.-М.: Педагогика, 1979.-240 с.
  127. Психология развивающейся личности / Под ред. А.В. Петровского-М.: Педагогика, 1987 240 с.
  128. И. JI. Психолого-педагогические условия успешности обучения первоклассников в адаптационный период: Дис.. канд. психол. наук-Екатеринбург, 1999 193 с.
  129. Н.В. Социально-психологические условия формирования младшего школьника как субъекта общения // Система формирования и развития младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения СПб., 1995 — С.19−36.
  130. Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период // Заву1! начальной школы 2002 — № 1.- С. 83−88.
  131. Н.И. Генезис идей сотрудничества в истории отечественной педагогики середины XIX начала XX века: Автореф. дис.. канд. пед. наук — Екатеринбург, 2004- 20 с.
  132. Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада.-М.: Педагогика, 1988 232 с.
  133. В. Я и другие. Тренинги социальных навыков для учащихся 1−11 классов-Ярославль: Акад. развития, 2001 -224 с.
  134. Е. С. Потемкина С.Ф. Графические методы в психологической диагностике М.: Дидакт, 1992 — 256 с.
  135. C.JI. Основы общей психологии СПб.: Питер, 2002−720 с.
  136. С.Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов пед ин-тов 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Просвещение, 1986- 192 с.
  137. В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения-М., 1987 159 с.
  138. К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика: Пер. с англ. / Общ. ред. JI.A. Петровской М.: Прогресс, 1990,-368 с.
  139. Е. В. Барсукова JI.C. Управление качеством социального развития воспитанников дошкольного образовательного учреждения: пособие для руководителей и методистов 2-е изд., испр — М.: Айрис-пресс, 2004.- 64 с.
  140. Е.В. Вместе веселее! Дидактические игры для развития навыков сотрудничества у детей 4−6 лет М.: Айрис-пресс, 2003 — 160 с.
  141. М.Р. Последовательность усвоения детьми правил поведения в учебной деятельности Томск: Изд-во ТГПУ, 1996- 89 с.
  142. М.В. Детско-родительские отношения и совладающее (копинг) поведение родителей как факторы школьной адаптации первоклассников: Дис.. канд. психол. наук Кострома, 2002 — 173 с.
  143. М.И. Ориентация младших школьников на нравственные ценности // Начальная школа 1997-№ 5- С.33−36.
  144. Н.А. Этика и этикет младших школьников: пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов / Ред. J1.B. Кузнецова, Г. С. Семенов-М.: Школьная Пресса, 2002 112 с.
  145. Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие- М.: Изд. центр Академия, 2000- 160 с.
  146. Е.О., Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2003, — 160 с.
  147. А.Ф. Воспитание коллективизма у младших школьников— Мн.: Нар. асвета, 1990 127 с.
  148. Социально-психологические и лингвистические характеристики форм общения и контактов между людьми-Л.: ЛГПИ, 1970 185 с.
  149. Ю.В., Столбун В. Д. Начальная школа как значимый элемент социоэкологичекой среды становления и функционирования личности человека // Психолого-педагогические аспекты многоуровнего образования, — Тверь, 1997.-С. 324−346 .
  150. В.П. Концепция «психологии отношений личности В.Н. Мясищева и ее методологическая, научно-теоретическая и практико-психологическая значимость: Автореф. дис.. канд. психол. наук-Ярославль, 2002−26 с.
  151. В.А. Воспитание коллективизма у школьников: Из опыта сел. сред, шк.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956 272 с.
  152. Л.В. Развитие самооценки младших школьников в их совместной деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук М., 1996 — 16 с.
  153. С.В. Воспитание коллективизма у младших школьников в процессе учебной и внеклассной работы: Автореф. дис. .канд. пед. наук- Иркутск, 1982 18 с.
  154. И.Г. Способы межличностного взаимодействия детей дошкольного возраста и пути их коррекции: Дис.. канд. психол. паук.-М., 2002.-152 с.
  155. Е.А. Технологии взаимодействия учителя и учащихся в современном школьном образовании: Дис.. канд. пед наук- СПб., 2002.- 172 с.
  156. Тузова B. J1. Первый класс-день за днем. Организация жизнедеятельности коллектива младших школьников. Материалы для специалистов начальной школы СПб: КАРО, 2001.- 272 с.
  157. Учимся общаться с ребенком: Руководство для воспитателя дет. сада / В. А. Петровский, A.M. Виноградова, J1.M. Кларина и др.- М: Просвещение, 1993 191 с.
  158. Д.А. Младший школьник: Развитие мозга и познавательная деятельность М.: Вентана-Графф, 2002 — 32 с.
  159. С.В. Психологические основы взаимодействия психологов и педагогов по обеспечению адаптации детей к школе: Дис.. д-ра психол. наук Тверь, 2002 — 369 с.
  160. Е.А. Формирование межличностных отношений одаренных детей со сверстниками в гетерохронных коллективах массовой начальной школы: Дис.. канд. пед. наук.-М., 2003- 193 с.
  161. В.Б. Практикум по психологии формирования продуктивной деятельности дошкольников и младших школьников.-М., 2 002 272 с.
  162. А. Г. Интегрированный курс имеет ли он право на существование? // Магистр. -1994. -№ 4- С. 2−8
  163. А.В. «Концепция» ученика в образовании // Ученик в обновляющейся школе: Сб. научн. труд. / Под ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторского, — М.: ИОСО РАО, 2002.- С. 3 -19.
  164. А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования //Ученик в обновляющейсяшколе. Сб. научн. тр. / Под ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторского М.: ИОСО РАО, 2002 — С.135−157.
  165. А.В. Практикум по дидактике и методикам обучения-СПб.: Питер, 2004, — 541 с.
  166. О.В. Лесенка радости М.: Изд-во Совершенство, 199 880 с.
  167. Г. А., Поливанова К. Н. Введение в школьную жизнь-Томск: Пелинг, 1992.-133 с.
  168. Г. А. Виды общения в обучении Томск: Пеленг, 1 993 268 с.
  169. Г. А. Развитие учебного сообщества // Вопросы психологии, — 2004.-№ 1.-С. 50−67.
  170. Е.Г. О психологических проблемах школьной адаптации младшего школьника // Активизация познавательной деятельности младших школьников в процессе обучения. Учебно-методическое издание,-Ульновск, 1997.-С. 78−81.
  171. В.В. Системный подход в современной педагогической антропологии-Ярославль: ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 1995 132 с.
  172. М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова- М.: Просвещение, 1990, — 128 с.
  173. О.В. Групповая работа на уроке и деятельностный подход в обучении. // Начальная школа плюс До и После 2002 — № 11- С. 2226.
  174. Р.Х. Психология руководства педагогическим коллективом— М.: Магистр, 1995 183 с.
  175. С.Т. Педагогические сочинения: В 4 т.- М.: Изд-во АПН, 1962.-Т. 1.-С. 297−450.
  176. Г. М. Психологическая подготовка ребенка к общению в школе // Практический психолог в современной школе: Сб. научи, тр-Волгоград: Перемена, 1999 190 с.
  177. Н.И. Социальная психология в образовании: концептуальные и прикладные основы социальной психологии М.: ВЛАДОС, 1995, — 544 с.
  178. Шмаков С, Безбородова Н. От игры к самовоспитанию: Сборник игр-коррекций.-М.: Новая школа, 1995- 80 с.
  179. Щур В. Г. Особенности взаимоотношений в детских группах при распределении обязанностей. // Взаимоотношения детей в совместной деятельности и проблемы воспитания: Сб. науч. Тр.- М.: НИИ ОП АПН СССР, 1984.-С. 74−93.
  180. Д.Б. Избранные психологические труды М.: Педагогика, 1989.-560 с.
  181. И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе М.: Сентябрь, 2000 — 255 с.
  182. С.Г. Взаимоотношения детей в совместной деятельности // Взаимоотношения детей в совместной деятельности и проблемы воспитания: Сб. науч. тр.- М.: НИИ ОП АПН СССР, 1984.- С. 41−59.
  183. С.Г. Зависимость взаимной требовательности от структуры совместной деятельности детей // Взаимоотношения детей в совместной деятельности и проблемы воспитания: Сб. науч. трудов М.: НИИ ОП АПН СССР, 1984, — С 60−73.
Заполнить форму текущей работой