Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Теоретические проблемы компьютеризации музыкальной деятельности: Опыт комплексной характеристики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Автор выражает признательность руководителю СКБ «Прометей» Казанского авиационного института (ныне — НИИ экспериментальной эстетики «Прометей» Академии наук Татарстана), доктору философских наук Б. М. Галееву, по инициативе которого данная работа была выполнена в первоначальном варианте (1992 г.). Кандидату искусствоведения, профессору кафедры теории музыки С.-Петербургской гос. консерватории Л… Читать ещё >

Содержание

  • Предисловие
  • Глава 1. Сочинение и звуковоспроизведение
    • 1. Музыкальная логика и проблемы эстетики
    • 2. От ноты к звучанию: достижения и тупики
    • 3. К комплексному охвату музыкальной системы (начало движения)
  • Глава 2. Исследование музыки
    • 1. Многообразие аспектов и общемузыкальный смысл
    • 2. Точные методы как основная проблема и как предмет дискуссии
    • 3. «Сверхсложность» музыки: опыт комплексного представления
  • Глава 3. Музыкальная педагогика
    • 1. Общие принципы рассмотрения. Освоение и синтез музыкальных традиций
    • 2. Творчество, эксперимент, сотрудничество
    • 3. К комплексности и междисциплинарности

Теоретические проблемы компьютеризации музыкальной деятельности: Опыт комплексной характеристики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

приводящие в сфере теории к выдвижению примечательных идей «единого цифрового искусства» [278], художественного «суперязыка» [255], «посредующих гиперсистем» (hypermedia) [200], однако в практических результатах не всегда достигающие адекватной этим идеям степени органичности в соединении составляющих художественного це-2) лого. '.

Цели и задачи работы, ее научная новизна. Тенденция к комплексному теоретическому рассмотрению компьютерно-музыкальной проблематики в заметной форме проявляется в ряде исследований, посвященных этой теме. Так на раннем этапе развития данного процесса она представлена в книге Л. Хиллера и JL Айзексона «Экспериментальная музыка. Композиция с помощью электронного компьютера» [237], в музыкально — кибернетических исследованиях А. Сихры ([300−301]- [303]) и др. Впоследствии эта тенденция в достаточно отчетливой степени обнаруживается в работах института ИРКАМ (г. Париж, Франция), проявляясь как на уровне собраний работ различной исследовательской направленности, объединенных общей темой, так и внутри отдельных работ (см., например: [286]- [291]- [191]). Присутствует она и в отечественных исследованиях по аналогичной тематике, вышедших в 1990;е годы, например, в монографии А. Ментюкова, А. Устинова и С. Чель-диева «Музыка, электроника, интонирование» [107], в диссертационных работах В. Ульянича «Компьютерная музыка и освоение новой художественно — выразительной среды в музыкальном искусстве» [167] и Ю. Раг-са «Акустика в системе музыкального искусства» [140]. Однако комплексная теоретическая характеристика музыкальных аспектов исследуемого процесса ни в одной из этих работ не принимает характера ведущей и последовательно реализуемой задачи, 3) и в восполнении этого пробела автор видит новизну и главную цель предпринятого им опыта исследования.

Методологическая и фактологическая основа работы. Автор опирался на основные теоретические результаты комплексного подхода к изучению закономерностей музыкального мышления и практической музыкальной деятельности, достигнутые наукой о музыке в XX веке (включая его вторую половину). К таким результатам, в частности, относятся важнейшие музыкально-теоретические идеи Б. Асафьева, [7]. А. Лосева [101], С. Скребкова [153−154], Д. Лукача [102], Б. Галеева ([29−33] и др.), Пражской команды 70-х.

— 80-х гг. ([208]- [245−246] и др.)4>, на которые неоднократно даются ссылки в тексте^.

Изложение работы объединяет в себе исторический и теоретический аспектыподобное объединение закономерно, поскольку речь идет о явлении быстро развивающемсяс другой стороны, такое единство соответствует и современному этапу развития теоретического музыкознания, для которого уже существенной чертой стало присутствие в музыкально-теоретических построениях элемента историчности. Помимо этого, привлечение материалов, относящихся к различным этапам процесса компьютеризации музыки, диктовалось и чертами зигзагообразности в развитии этого процесса, в ходе которого на первый план выступали то одни, то другие аспекты музыкального мышления и практической музыкальной деятельности. Хотя в этой смене приоритетов возможно обнаружить и определенную восходящую линию развития (см. заключительный раздел работы), все же на практике последующие этапы данного процесса не полностью охватывают содержание предыдущих^, а применительно к компьютеризации музыкознания (см. гл. II «Исследование музыки») и вовсе неприемлемыми оказываются упрощенные представления, предпочитающие «сегодняшние» идеи «вчерашним», «вчерашние» .

— «позавчерашним», и т. п. Напротив, с точки зрения самой задачи, поставленной в работе, отнюдь не выглядело обязательным требование полноты упоминания всех существующих источников, связанных с ее темой (число которых огромно и продолжает расти)7-*- в этом отношении автор считал целесообразным придерживаться принципа «разумной достаточности», характеризуя важнейшие направления рассматриваемого процесса в первую очередь по их существу. При этом принимался во внимание также критерий «подруч-ности», информационной доступности источников при условии, что это не нарушает сколько-нибудь существенным образом принципов приоритетности и «классичности» (т.е. зрелости представления проблемы) при их отборе. В ряде случаев привлекаемые материалы по компьютерно — музыкальной проблематике имели для осуществления основной цели работы не только фактологическое, но и систематизирующее теоретическое значениев частности, это относится к работам Р. Х. Зарипова (1929;1991) — первого отечественного музыканта-кибернетика, разносторонняя деятельность которого в данной области заслуживает специального исследования (пока еще не написанного)^.

Цели данной работы соответственно определили и характеристику технических способов осуществления конкретных задач, относящихся к различным этапам и уровням компьютеризации музыкальной деятельности. Так, в работе не рассматриваются специально, например, принципы действия генератора случайных чисел в компьютере или же технические закономерности цифрового синтеза и преобразования звуков, поскольку представляемые ими исторические уровни компьютерного музицирования реально не привели к непосредственному включению содержания этих закономерностей и принципов в область теоретического музыкознания, оставив их — если ограничиваться сферой музыкально — научных дисциплин — в основном в пределах инструментоведения и акустики9). Напротив, принципы действия компьютерного устройства УПИК ([168]- [307]) существенны именно как элемент теоретической основы процесса сочинения и исполнения музыки, осуществляемого с его участием, включая «человеческую сторону» этого процессапоэтому они излагаются более подробно в соответствующем разделе исследования.

Практическая полезность работы. Принципиальная значимость представляемого данной работой направления исследований для музыкальной практики отмечена в разделе «Актуальность работы» .

Материал работы использовался в качестве основы изложения темы «Современное состояние комплексного теоретического музыкознания» в курсе музыкально — теоретических систем, читаемом автором на теоретикокомпозиторском факультете (с 1996 г. — историкотеоретическом и композиторском факультетах) С.- Петербургской гос. консерватории. Отдельные положения работы и другие составные элементы ее содержания использовались в изложении различных тем на занятиях по программам факультативных курсов «Музыкальная информатика» и «Введение в электронно-компьютерный музыкальный инструментарий», проводившихся в 1992;95 гг. для студентов консерватории, а также на занятиях по программе курса «Принципы музыкального мышления», проводившихося в 2000 г. для студентов физического факультета С.- Петербургского гос. университета. В свою очередь, экспериментальный материал, полученный в ходе подготовки и проведения этих занятий, послужил практическим дополнением к ряду разделов этой работы, особенно к ее III главе.

Апробация работы. Помимо вузовских учебных курсов, материал работы и ее основные выводы использовались автором в докладах и выступлениях на научно-практических конференциях и семинарах «Синтез искусств в эпоху НТР» (Казань, 1987, в рамках Всесоюзной школы — фестиваля «Свет и музыка»), «Искусство и компьютеры» (Москва, МГУ им. М. В. Ломоносова, 1993), «Музыкальное образование в контексте культуры» (Москва, РАМ им. Гнесиных, 1994), «Использование электронной и компьютерной техники в музыке и смежных искусствах» (Москва, Институт прикладной математики им. М. В. Келдыша РАН, 1995), «Новые технологии в культуре и искусстве» .

Казань, НИИ «Прометей», 1995), «Третья реальность» (Международный форум, С.- Петербург, 1995), «Электроника, музыка, свет» (Казань, НИИ «Прометей», 1996), «Школьная информатика и проблемы устойчивого развития» (С.-Петербург, Гос. университет аэрокосмического приборостроения, 1998, 2000), «Прометей-2000» (Казань, НИИ «Прометей», 2000). Монографический вариант работы (под названием «Музыка и ЭВМ: пути взаимодействия. Опыт комплексной музыкально-теоретической характеристики») представлен в 1997 г. в качестве научного отчета в НИИ экспериментальной эстетики «Прометей» (Казань).

Работа прошла обсуждение и одобрена на совместном заседании кафедры инструментовки и кафедры теории музыки Санкт-Петербургской гос. консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова.

Объем и структура. Работа состоит из Предисловия, Введения, трех глав и Заключения.

Список литературы

включает 320 наименований. В Приложения к работе вынесены описание логической основы экспериментов по формированию сложных систем микроинтервалов с привлечением компьютерной техники (эксперименты проводились в 1992;95 гг. и в 2000 г. с участием студентов С.- Петербургской консерватории и С.-Петербургского университета) и краткая характеристика двух примеров предвосхищения электронно-компьютерных форм музицирования в поэзии конца XIX — начала XX в. (стихотворения В. Брюсова и Г. Д' Аннунцио).

Автор выражает признательность руководителю СКБ «Прометей» Казанского авиационного института (ныне — НИИ экспериментальной эстетики «Прометей» Академии наук Татарстана), доктору философских наук Б. М. Галееву, по инициативе которого данная работа была выполнена в первоначальном варианте (1992 г.). Кандидату искусствоведения, профессору кафедры теории музыки С.-Петербургской гос. консерватории Л. М. Масленковой и выпускнику Киевской гос. консерватории (Украина), музыковеду Г. А. Когуту автор приносит благодарность за предоставленную возможность ознакомиться с некоторыми малоизвестными работами отечественных музыкантов-теоретиков первой половины XX векасотрудникам института ИРКАМ Ж.-Б. Барьеру и М.-Т. Жуэн, а также композитору Л. В. Еремину — за возможность детального ознакомления с научной продукцией института за более чем 20 — летний период его деятельности. Кандидату филологических наук, доценту Г. В. Смирновой автор приносит благодарность за сотрудничество в переводе музыкально-теоретических фрагментов стихотворения Г. Д' Аннунцио «Ведущая волны» («ЦпсЫпа») [219], вошедших в одно из Приложений к данной работе.

История применения электронно-вычислительных машин (компьютеров) в различных сферах музыкальной деятельности отчетливо делится на два этапа: 1) от конца 40-х годов1−1 примерно до середины 70-х годов- 2) от середины 70-х годов до настоящего времени. Деление это связано, с одной стороны, с развитием технической основы проводимых в данном направлении экспериментов (качественно новый технический уровень ЭВМ третьего — пятого поколений, широкое развитие техники цифровой записи, анализа и синтеза звуков), а, с другой стороны, с внутренней эволюцией самих экспериментов, обусловленной той проблематикой, которая обнаруживалась в ходе их осуществления. Характер этих экспериментов вместе с тем отражает также общее состояние исследованности закономерностей музыкального мышления, равно как и влияние конкретных форм проявления этих закономерностей в практической музыкально-исторической традиции. Весьма существенно, в частности, что и в музыке XX века (подобно ряду предыдущих столетий) важную и во многих отношениях ведущую роль продолжают играть закономерности (называемые симфоническими или гармоническимисм. работы [6−7]- [158] и др.) самостоятельного функционирования и развития музыкально-звуковой системы как логически осознанного разнообразия характеристик физических свойств звука и их отражений в слуховом восприятии и в слуховых представленияхавторы одного из первых компьютерных экспериментов в области сочинения музыки, Л. Хиллер и Л. Айзексон, в уже упомянутой книге [237] дают одно из удачных определений этой исторической особенности музыкального мышления как «подчиненности семантических свойств музыки посредующей системе музыкальной формы» [237, с. 1516]. Соответственно этому, в опытах компьютеризации музыки элементы музыкально-звуковой системы и различные аспекты их взаимных соотношений и взаимодействий также занимают на этом этапе в качестве фактических данных (во многих случаях — и итоговых результатов) весьма значительное, нередко — главное или даже единственное место. При этом в первый период развития рассматриваемого процесса сама система музыкальных звуков в значительной части опытов, предпринимаемых с целью сочинения (синтеза) и исследования музыки, представлена как система первых гармоник таких звуков, в отвлечении от тембровых их характеристик или с добавлением этих характеристик в упрощенной форме. Обращение к внезвуковым составляющим системы музыкального мышления осознается в этот период в большей мере как перспектива музыкально-компьютерных исследований и практических экспериментов (например, у Ч. Осгуда и его соавторов ([128]- [276]) — А. Сихры [300−303], Р. Зарипова [63]- по существу такой же смысл заключает в себе и примечательный отклик И. Стравинского на исследования Осгуда [160, с.216])2) — немногочисленные же опыты непосредственного изучения этих составляющих ([271−272] и др.), проводившиеся в конце 60-х годов и использующие метод «семантического дифференциала» (основы которого изложены в работе [276]), имеют лишь значение первых шагов на пути их детального систематического исследования.3−1 Напротив, в ходе второго этапа компьютеризации музыки и музыкальной культуры не только преодолевается, благодаря детальному освоению области тембровых характеристик звука, свойственная предыдущему этапу схематичность в трактовке музыкально-звуковой системы, но и достигаются весомые результаты в направлении комплексного освоения всей системы музыкального мышления в ее основных составляющих. Результаты эти еще не приобрели значения широко распространенного самостоятельного «слоя компьютерно-музыкальной культуры» и потому не могут пока еще быть выделены в отдельный этап данного процесса-4^ однако они образуют новый уровень его развития, принципиальное значение которого представляется весьма существенным.

Для характеристики первого этапа развития опытов использования компьютерной техники в музыке представляется применимой (с некоторыми оговорками) систематизация этих опытов, предложенная Р. Зариповым [64, с.39−40]: 1) сочинение (синтез) музыкальных композиций- 2) исследование музыки (у Зарипова — «анализ музыки») — 3) звуковоспроизведение музыки. На втором этапе наблюдается тесное взаимодействие «композиторского» и «исполнительского» (по Зарипову — «звуковоспроизводящего») направлений экспериментирования, в ряде проявлений составляющих неразделимое единство-5−1 напротив, компьютерное исследование музыки и на этом этапе сохраняет известную самостоятельность и не сливается полностью с композицией или исполнительством (хотя нередко входит в них составной частью). В это же время, благодаря появлению персональных компьютеров, активно реализуются возможности применения электронно-вычислительных машин в сфере обучения музыке. б) Данное соотношение областей музыкальной культуры и составляет основу общего плана настоящего исследования. Отметим, что отдельные пункты этого плана обнаруживают примечательное соответствие с наиболее общими категориями восприятия времени: сочинение и звуковоспроизведение музыки соответствует «настоящему», исследование музыки — широко понимаемому «прошедшему» (включая «нахождение будущего в прошедшем»), музыкальная педагогика — «будущему». В том, что компьютерная форма музицирования непосредственно включает в себя область сочинения музыки, нет, строго говоря, чего-либо необычного: на то, что эта область существенна для проявления (и определения) специфики любого музыкального жанра, указывают выдвинутые теоретическим музыкознанием независимо от рассмотрения данной проблемы категории жанрового содержания и жанрового стиля [157, с.296−297]. Необычно в данном случае скорее то, что, благодаря универсальности компьютера как технического средства, в сферу его применения в музыке входит также музыкально-исследовательская область.

Заключение

.

1. См., например, работы: [100]- [122]- [135]- [152]. В числе задач, рассматриваемых в работе [100], отметим преобразование в звучания «пикселей» (точечных элементов изображения на экране компьютера).

2. См. приведенное в гл. I замечание П. Булеза из статьи [203], относящееся по существу — в данном его аспекте — не только к первому, но и к последующим этапам компьютеризации музыки.

3. Приведем в этой связи заинтересовавшие нас замечания чешского исследователя музыки (близкого к Пражской команде) Й. Бека: «Военный специалист знает, что все три составные части» (войска, т. е. авангард, центр и арьергард) «являются необходимымино в повседневной жизни, в политике, в культуре или же в искусстве симпатии однозначно пробуждает авангард, обладающий достоинствами, которые высоко оцениваются в морально-психологическом кодексе, в воспитании и т. д.» [197, с.25]. Отметим, однако, что позиция музыкантов-профессионалов по данной проблеме в последние десятилетия заметно сближается именно с приведенной И. Беком точкой зрения собирательного «военного специалиста»: тенденция к взаимодействию характерных форм выражения различных музыкально-художественных течений в 70-е — 80-е гг. XX в. (соответственно — смягчению противостояния между ними, характерного, например, для периода 50-х гг.) отмечается в работах, посвященных проблемам современного композиторского творчества ([262]- [285] и др.).

4. Драматически-парадоксальный контекст этого замечания заключался в том, что Хиндемит отрицательно относился к электронной музыке [93, с.356], техническая основа которой в то время, однако, была гораздо менее совершенной.

5. Возможности традиционной нотной записи в данном отношении являются гораздо более ограниченными — как в смысле практического выявления синестетических закономерностей музыки (о чем уже говорилось в предыдущих разделах работы), так и в смысле функционирования традиционных форм музыкальной нотации в реальной исторической практике.

6. В связи с этим интерес представляет рассмотрение вопроса о «ликвидации отставания» музыки от некоторых других видов искусства (например, живописи и кинематографа), благодаря использованию компьютерных технических средств, в докладе Б. Галеева «Компьютеры и функциональная асимметрия в системе искусств» на конференции «Искусство и компьютеры» (Москва, 1993 г.- см. примеч. 29 и 30 к гл. I). Основные идеи этого доклада в наиболее полном виде опубликованы позднее в статье [34].

7. Если исходить из некоторых идей работы В. Ульянича (придающего важное значение технически — регулирующей роли живописного ряда, включенного в многомерную «ладозвонную» структуру музыкального произведения [167, с. 19, 22]), то такой переход можно представить себе как движение от «синестетического унисона» к «синестетическому контрапункту», либо более широко — от более строгого соответствия между зрительным и звуковым рядами к более свободному.

Показать весь текст

Список литературы

  1. АдамянА.А. Эстетика Рамо (1941)* // Вопросы теории и эстетики музыки. Вып.2. Л.: Музгиз, 1963. С.255−264.
  2. Л.В. О принципах симметрии в композиторской технике Б. Бартока. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Л., 1972. 17 с.
  3. Л.В. Опыт применения теории нечетких множеств к гармоническому анализу музыкальных произведений // ЭВМ и проблемы музыкальной науки. Новосибирск: НТК, 1988. С.132−149.
  4. Л.В., МазепусВ.В., Цеханский В. М. Технические средства как метод активизации музыкального обучения // Психологические и педагогические проблемы музыкального образования. Новосибирск: НТК, 1986. С. 98−106.
  5. .В. Михаил Иванович Глинка. Л.: Музыка, 1977. 311с.
  6. .В. Музыкальная форма как процесс (1930−42). Л.: Музыка, 1971. 376 с.
  7. С.А. Художественное пространство и время в светомузыке // Всесоюзная школа молодых ученых и специалистов «Свет и музыка». Казань: КАИ, 1979. С.28−29.
  8. Н.С. Громкостная динамика в структуре информационной системы музыкального произведения // ЭВМ и проблемы музыкальной науки (см.:4.). С.150−152.
  9. Н.С. Динамическое интонирование в искусстве пианиста. Исследование. Новосибирск: НТК, 1994. 300с.
  10. Н.С., Русин Г. Л. Пакеты статистического анализа и задачи прикладного музыковедения // Методология освоения интеллектуальных систем и вычислительной техники (см.:2.). С. 185−186.
  11. В. Музыкальные возможности компьютера. Справочник. С.-Петербург Москва — Харьков — Минск: Питер, 2000.-432 с.
  12. Г. Большой трактат о современной инструментовке и оркестровке. Т. 1. М.: Музыка, 1972. 308 с.
  13. Л. фон. Общая теория систем. Критический обзор//Исследования по общей теории систем. М.: Прогресс, 1969.
  14. М.Р. Интеллектуальный компьютерный учебник по голосоведению // Электроника, музыка, свет (к 100-летию со дня рождения Л.С. Термена). Материалы международной научно-практической конференции. Казань: Фэн, 1996. С.182−186.
  15. М.Р. Формализация правил соединения аккордов// Электроника, музыка, свет (см.: 17.). С. 188−191.
  16. В.М. Об эстетических предпосылках взаимоотношения кибернетики и музыки // Эстетические очерки. Вып.2. М.: Музыка, 1967. С.356−386.
  17. В., Синицкий А. О логике музыкального мышления: рав-нозначимость и разнозначимость // Точные методы и музыкальное искусство. Материалы к симпозиуму. Ростов-на-Дону: РГУ, 1972. С. 25−40.
  18. С.А. Компьютерное моделирование музыки // Новости искусственного интеллекта, 1995 (специальный выпуск). С.75−84.
  19. БулезП. Маэстро компьютер. В поисках новых звучаний (1979) // Курьер ЮНЕСКО, 1980, май. С.28−33, 38.
  20. П., Герчо Э. Компьютеры и музыка // В мире науки, 1988, № 6. С.6−13.
  21. Р.Г., Рытвинская М. С. О моделировании вероятностного процесса, связанного с сочинением песенной мелодии // Ученые записки Казанского гос. университета. Т. 122. № 4. Казань, 1962. С. 82−97.
  22. К. Новые технологии в искусстве // Современный Лаокоон. Эстетические проблемы синестезии. Сборник статей по материалам научной конференции. М.:МГУ, 1992. С. 95−96.
  23. .М. Взаимоотношения в системе «художник техника» при решении проблемы синтеза музыки и света // Искусство светящихся звуков. Сборник работ СКБ «Прометей». Казань: КАИ, 1973. С.133−146.
  24. .М. Музыкальная композиция методом рисования // Электронная технология и музыкальное искусство. Новосибирск: НЭИ, 1990. -С. 51−54.
  25. .М. Прибор для исследования пространственно-слуховых синестезий // Материалы Третьей конференции «Свет и музыка». Казань: КАИ, 1975. С.212−216.
  26. .М. Принципы слухо-зрительной полифонии // Материалы Третьей конференции.(см.: 30.). С.78−84.
  27. .М. Проблема синестезии в искусстве // Искусство светящихся звуков (см.: 28.). С.67−88.
  28. .М. Светомузыка становление и сущность нового искусства. — Казань: Таткнигоиздат, 1976. 272 с.
  29. . М. Система искусств в эпоху компьютерной революции // Научный Татарстан, 1996, № 3. С. 18−20.
  30. .М. Трансформация «мелодия-рисунок'7/Электроника, музыка, свет (см.: 17.). С.172−174.
  31. .М. Человек, искусство, техника (проблема синестезии в искусстве). Казань: КГУ, 1987. 264 с.
  32. .М., Андреев С. А. Принципы конструирования светомузыкальных устройств. М.: Энергия, 1973. 104 с.
  33. .М., Ванечкина И. Л. От «Прометея» к «Мистерии» (концепция слухозрительной полифонии А.Н. Скрябина) // Искусство светящихся звуков (см.: 28.). С.29−66.
  34. .М., Пиотровский Д. В., Шумилов А. Е. Компьютерно-графическое моделирование мелодических структур // Новости искусственного интеллекта, 1995 (специальный выпуск). С.87−95.
  35. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Т.1. М.: Мысль, 1974. 452 с.
  36. А.Г. О формализации понятия «гармонического поля» // Всесоюзная школа молодых ученых и специалистов «Свет и музыка» (1979, см.: 8.). С.77−78.
  37. ГейнА.Г., Цеханский В. М. Психологические проблемы компьютерного обучения // ЭВМ и проблемы музыкального образования. -Новосибирск: НТК, 1989. С.31−49.
  38. В.Л. Фольклор и кибернетика // Советская музыка, 1964, № п. С.74−83. № 12. С.83—89.
  39. Э.В. Музыка и машины (г1972) // Денисов Э. В. Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники. М.: Советский композитор, 1986. С. 149−162.
  40. В.К. Математический синтез музыки // Наука и техника (Рига, Латвия), 1965, № 9. С.8−12.
  41. В.К. О статистическом анализе музыки // Латвийский математический ежегодник. Вып.З. Рига: Латвийский гос. университет, 1968. С.101−122.
  42. В.К. Статистический анализ гармонии // Точные методы в исследованиях культуры и искусства. 4.2. М., 1971. С.256−265.
  43. Д. Ю. Компьютер для музыкантов — любителей и профессионалов. М: Триумф, 1999. $ 98с,
  44. Дыс Л. И. Использование вычислительной техники в музыкальном образовании. Киев: КГК, 1988 57 с.
  45. Дыс Л. И. Основы музыкальной информатики. Киев: КГК, 1988. 51 с.
  46. П. Л. 600 звуковых и музыкальных программ. СПб: ВНУ, 1999. 624 с.
  47. Д.В. Спорные вопросы анализа // Советская музыка, 1977, № 5. С.43−47. (Выступление на дискуссии «Музыкознание гуманитарная, социальная наука" — материалы этой дискуссии опубликованы в №№ 5, 6, 7 и 10 журнала за 1977 г.).
  48. М.С. Комбинаторные методы в изучении музыкальных синестезий // Прометей-2000 (о судьбе светомузыки на рубеже веков). Материалы международной научно-практической конференции. Казань: Фэн, 2000. С. 105 107.
  49. М.С. О Рудольфе Зарипове композиторе и теоретике музыки // Новости искусственного интеллекта, 1995 (специальный выпуск). С.67−74.
  50. М.С. Р. Зарипов пионер кибернетической музыки // Новые технологии в культуре и искусстве. Казань: НИИ «Прометей», 1995. С. 13−17. (Сокращенный вариант статьи 57.).
  51. Р.Х. Диалоговый режим в музыке на основе интервально-метрической структуры интонации // Известия АН СССР. Техническая кибернетика. 1985, № 5. С.115−128.
  52. Р. X. Интеллектуальные системы в музыке/УНовости искусственного интеллекта, 1992. № 1. С.61−65.
  53. Р.Х. Кибернетика и музыка. М.: Знание, 1963. 56 с. 64.3арипов Р.Х. Кибернетика и музыка. М.: Наука, 1971. 235 с. 65.3арипов Р. Х Компьютер в исследовании и сочинении музыки // Природа, 1986. № 9. С.59−69.
  54. Р.Х. Машинный поиск вариантов при моделировании творческого процесса. М.: Наука, 1983. 232 с. 67.3арипов Р.Х. О программировании процесса сочинения музыки // Проблемы кибернетики. Вып.7. М., 1962. С.151−161.
  55. Р.Х. Построение частотных словарей музыкальных интонаций для анализа и моделирования мелодий // Проблемы кибернетики. Вып.41. М., 1984. С.201−252.
  56. ИРКАМ исследовательский координационный институт акустики имузыки // Бюллетень службы научной информации. Вып.2. Л., 1990. С.38-^ (Реферат работы 242.- составлен автором диссертации совместно с
  57. О. Р- Прощенок- Кальниной.)
  58. П.Э., Торсен С. М. Использование компьютеров в музыкальном обучении // ЭВМ и проблемы музыкального образования (см.: 42.). С.170−186.
  59. Г. Зримые образы вибраций // Курьер ЮНЕСКО, 1969, декабрь (№ 156). С. 3−30.
  60. К 70-летию Пьера Булеза // Музыкальное обозрение, 1995, № 4.1. С. 10.
  61. В.В. О духовном в искусстве (Ч912). Л.: Ленинградская галерея, 1990. 66с.
  62. П.Л. Профессор и студент // Капица П. Л. Эксперимент, теория, практика. М.: Наука, 1981. С.258−265.
  63. М.А. Новый подход к моделированию музыки/УПрепринт Института прикладной математики Российской Академии Наук (ИПМ РАН), № 80. М., 1985. 28 с.
  64. М. А. Нейросети: новые возможности моделирования музыки// Синергетика и методы науки. СПб: Наука, 1998. С. 288 -310.
  65. КапустинЮ.В. Музыкант-исполнитель и публика. Л.: Музыка, 1985. 160 с.
  66. В. К возникновению значений в музыке. Эстетико-семиотические эксперименты в Гамбургском университете // Бюллетень службы научной информации научно-исследовательского сектора С.-Петербургской гос. консерватории. Вып.4. СПб, 1992. С.10−22.
  67. В.Н. ЭВМ и образование: аналитический обзор основных концепций компьютерного обучения // ЭВМ и проблемы музыкального образования (см.: 42.).С.163−170.
  68. М. О поиске музыкальной информации. MIR простой язык программирования для поиска музыкальной информации // Моль А. и др. Искусство и ЭВМ. М.: Мир, 1975. С.443−489.
  69. С., Федоренко Т., ШиндинБ. Автоматизированный анализ попевочных структур в невменных текстах знаменного распева // Электронная технология и музыкальное искусство (см.: 29.). С.31−34.
  70. О. Создание нотно-текстового редактора на базе ЭВМ. Перспективы. Проблемы // Музыкальное мышление: проблемы анализа и моделирования. Киев: КГК, 1988. С.71−75.
  71. С.Е. Интеллектуальные системы в музыкальной практике и вопросы обучения исполнительству на ЭМС (электронно-музыкальных инструментах) // Методология освоения интеллектуальных систем и вычислительной техники (см.: 2.). С.250−251.
  72. И.А. Музыкально-теоретические системы европейского искусствознания. Киев: Музична Украша, 1983. 158 с.
  73. А. Компьютер, будь человеком! // Электроника, музыка, свет (см.: 17.). С.267−268.
  74. Н.И. Кибернетика и законы красоты. Минск: БГУ, 1977. 254 с.
  75. Е.Л., Лазаров С. Л. Компютри и музика. София: Техника, 1989. 190 с.
  76. Лебедев С.Н. Finale for Windows. Практическое руководство с размышлениями. М.: МГК, 1997 (21 999). 64 с.
  77. Т.Н., Леонтьева О. Т. Пауль Хиндемит. М.: Музыка, 1974.448с.
  78. Д.А., Волкова Ю. А. Рок музыка: социальные функции и психологические механизмы восприятия //Проблемы информационной культуры. Вып.4. М.: Смысл, 1997. С. 114−131.
  79. К.Л. Музыка и цвет. М.: Знание, 1961. 63 с.
  80. К.Л. Цвет Прометея. М.: Знание, 1965. 127 с.
  81. Ю.Ю., Шиндин Б. А. Информационная технология в музыкальной медиевистике // ЭВМ и проблемы музыкальной науки (см.: 4.). С.66−82.
  82. A.A., Александрова Л. В. О формализации теории гармонии для музыкальной базы знаний // ЭВМ и проблемы музыкального образования (см.: 42.). С.78−88.
  83. Л.А., Наумов H.A. Музыкальный инструмент «графовокс»//Электроника, музыка, свет (см.: 17.). С. 169−172.
  84. JI.A., Наумов H.A. Элементы компьютерного творчества. Взаимное отображение музыкальных и графических образов // Препринт ИПМ РАН, № 14. М., 1995. 36 с.
  85. Музыка как предмет логики (г1927) // Лосев А. Ф. Из ранних произведений. М.: Правда, 1990. С.195−392.
  86. Д. Своеобразие эстетического (г1963). Т. 1−4. М.: Прогресс, 1985−1987. 335 с. (т.1) — 467 с. (т.2) — 302 с. (т.З) — 571 с. (т.4)
  87. МААФАТ75. Первый Всесоюзный семинар по машинным аспектам алгоритмического формализованного анализа музыкальных текстов. Ереван: АНАрм. ССР, 1977. 291 с.
  88. В.В., Цеханский В. М. Модели художественной рефлексии, инициируемые взаимодействие с ЭВМ // Музыкальное мышление: сущность, категории, аспекты исследования. Киев: КГК, 1989. С.173−179.
  89. В.В., Цеханский В. М. Перцептивное описание музыкального произведения // ЭВМ и проблемы музыкального образования (см.: 42.). С.113−124.
  90. Юб.МарксК. Капитал. Критика политической экономии. Т.1. М.: Политиздат, 1983. VI, 905 с.
  91. А.П., Устинов A.A., Чельдиев С. А. Музыка, электроника, интонирование. Новосибирск: НТК, 1993. 313с.108 .Мессиан О. Техника моего музыкального языка (4944). М.: греко-латинский кабинет Ю. А. Чишалина, 1995. 128 с.
  92. А.П. Теоретические основы функциональности в музыке. -Л.: Музыка, 1982. 150 с.
  93. Ю.Милка А. П. Функциональность музыкальной структуры // Советская музыка, 1972, № 6. С. 81−86.
  94. A.C. Кибернетика и художественное творчество. М.: МГУ, 1980. 216 с.
  95. A.C. «Машинное творчество» миф или реальность? // Советская культура, 1976, 17 декабря. С. 6.
  96. Д., Джонстон Р. Компьютер творец. М.: Мир, 1987. 255с.
  97. А. Искусство и ЭВМ (.1971) // Моль А. и др. Искусство и ЭВМ. М.: Мир, 1975. С. 13−278.
  98. А. Теория информации и эстетическое восприятие (I1958). М.: Мир, 1966. 351 с.
  99. Музыкальная эстетика Западной Европы XVII—XVIII вв.еков. Хрестоматия. М.: Музыка, 1971. 688 с.
  100. М.П. Письма. М.: Музыка, 1981. 446 с.
  101. М.В., Пирс Дж.Р. Компьютер в роли музыкального инструмента // В мире науки, 1987. № 4. С.72−80.
  102. Е.В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972. 383 с.
  103. М. Визуализация музыки.//Электроника, музыка, свет, (см.: 17.). С.198−202.
  104. H.A., Садомсков Д. А. Музыкальный инструмент «тексто-вокс» // Электроника, музыка, свет (см.: 17.). С.175−178.
  105. Педагогическое отделение ИРКАМа: новые курсы // Бюллетень службы научной информации. вып.4 (см.: 82.). С.29−32.
  106. В.Р., Петелин Ю. В. Звуковая студия в РС. С.-Петербург: ВНУ, 1998. 266с.
  107. В.Р., Петелин Ю. В. Персональный оркестр в . персональном компьютере. СПб.: Полигон, 1997. 280с.
  108. В.Р., Заливадный М. С. Из опыта работы лаборатории электронной и компьютерной музыки // Новые технологии в культуре и ис-кусстве (см.: 58.). С.35−37.
  109. В.Р., Заливадный М. С. Программа курса музыкальной информатики // Бюллетень службы научной информации. Вып.4 (см.: 82.). С.23−26.
  110. Д.В. Компьютерное графическое моделирование мелодических структур // Новые технологии в культуре и искусстве (см.: 58.). С. 98−101.
  111. Дж. Символы, сигналы, шумы. М. Мир, 1967. 334 с.
  112. С. П. Обучающие компьютерные программы в музыкальном образовании. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Новосибирск, 2000. 24 с.
  113. И.Б. Логика музыкального мышления. Киев: Музична Украша, 1986. 179 с.
  114. Д. М. Музыка и компьютер: настольная студия. Минск: Попурри, 1998 (11 995). 272 с.
  115. Ю.Н. Акустика в системе музыкального искусства. Диссертация в форме научного доклада на соискание ученой степени доктора искусствоведения. М.:МГК, 1998. 80с.
  116. РиманГ. Акустика с точки зрения музыкальной науки. М.: П. Юр-генсон, 1898. 147 с.
  117. Л.П. Музыкальное обучение с помощью компьютера // Электронная технология и музыкальное искусство (см.: 29.). С.56−58.
  118. О. Р. Музыкальный компьютер// Компьютерные игры. Под ред. д. т .н., проф. М. Б. Игнатьева. Л.: Лениздат, 1988. С.60−112.
  119. И.Д., Цуккерман И. И. О возможности теоретико-информационного подхода к некоторым проблемам музыкального мышления // Проблемы музыкального мышления (см.: 127.). С.207−229.
  120. Г. Л., БажановН.С. ЭВМ в интеллектуальной системе музыкально-исполнительского искусства // Методология освоения интеллектуальных систем и вычислительной техники (см.: 2.). С.128−130.
  121. Л. Моделирование оптимального этюда на ЭВМ // Точные методы и музыкальное искусство (см.: 20.). С.108−119.
  122. М.С. Сочинение музыки с помощью ЭВМ в Казанском университете // Новые технологии в культуре и искусстве (см.: 58.). С. 1112.
  123. Л.Л. Воспоминания о Скрябине. М.: Музсектор Госиздата, 1925. 318 с.(новое издание М: Классика-ХХ1, 2000).
  124. В.М. Возможности ЭВМ при моделировании процесса творчества // Всесоюзная школа молодых ученых и специалистов «Свет и музыка» (см.: 8.). С.74−75.
  125. А.Н. Постановка частной задачи при моделировании. Теория моделирования и искусство // Точные методы в исследованиях культуры и искусства. Ч.2(см.: 47.). С.157−168.
  126. Я. Введение в цифровую звукотехнику. М.: Энергоатомиз-дат, 1990. 78 с.
  127. Е. В., Скороходов В. М., Гостев А. В. Эксперимент по рисованию музыки на основе орнаментально-жестовой модели // Проме-тей-2000 (см.: 55.). С. 213 -217.
  128. С.С. Художественные принципы музыкальных стилей. М.: Музыка, 1973. 448 с.
  129. С.С. Художественные принципы музыкальных стилей (введение в исследование)//Музыка и современность, вып.З. М.: Музыка, 1965. С. 12−31.
  130. A.A. Воспоминания // А. Н. Скрябин. К 25-летию со дня смерти. M.-JL: Музгиз, 1940. С.60−61.
  131. А.Н. Записи. Тексты // Русские Пропилеи, т.6. М.:М. и С. Сабашниковы, 1919. С.97−247.
  132. А.Н. Теория музыкальных жанров: задачи и перспективы // Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров. М.: Музыка, 1971. С.292−309.
  133. СпособинИ.В. Элементарная теория музыки. М.: Музгиз, 1956. 203 с.
  134. A.M. Эксперимент по моделированию структуры полифонической музыки строгого стиля // Эстетические очерки. Вып.2 (см.: 19.). С.387−407.
  135. И.Ф. Диалоги. JL: Музыка, 1971. 414 с.
  136. JI.B. Опыт исследования электронной музыки (на примере творчества Э. Артемьева). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. М., 1994. 24 с.
  137. A.C. Вероятностные модели в музыкальной композиции // ЭВМ и проблемы музыкальной науки (см.: 4.). С. 110−131.163 .Технологии виртуальной реальности. Состояние, тенденции развития. М.: ИТАР ТАСС и др., 1996. 160 с.
  138. И.А. Анкетный опрос по изучению цветного слуха среди школьников // Всесоюзная школа молодых ученых и специалистов «Свет и музыка» (см.: 8.). С.99−100.
  139. Ю. Н. Учение о гармонии (г1937). М.: Музыка, 1966. 223 с.
  140. ТэйлорЧ.А. Физика музыкальных звуков. М.: Легкая индустрия, 1976. 184 с.
  141. B.C. Компьютерная музыка и освоение новой художественно-выразительной среды в музыкальном искусстве. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. М., 1997. 24с.
  142. УПИК компьютер для сочинения музыки, созданный по замыслу Янниса Ксенакиса // Бюллетень службы научной информации. вып.4(см.: 82.). С.32−40.
  143. Управление, информация, интеллект. М.: Мысль, 1976. 383 с.
  144. A.A. Музыка и эстетика. Л.: Музыка, 1976. 208 с.
  145. .А. О философии музыки А.Н. Скрябина // А. Н. Скрябин. Человек. Художник. Мыслитель. М.: Гос. музей А. Н. Скрябина, 1994. С. 201 225.
  146. Функциональная светомузыка на производстве, в медицине и в педагогике. Казань: КАИ, 1988. 120 с.
  147. ХарьерР. Использование математических методов в процессе подготовки радиопередач // Точные методы и музыкальное искусство (см.: 20.). С.216−218.
  148. В.М. Некоторые закономерности вероятностного описания структуры музыкальной формы // Точные методы и музыкальное искусство (см.: 20.). С.54−60.
  149. B.C. Музыка и слушатель. Опыт социологического исследования. М.: Музыка, 1972. 204 с.
  150. В.А. «Камаринская» Глинки и ее традиции в русской музыке. М.: Музгиз, 1957. 497 с.
  151. А. Музыкальная этнография: методология и методика (91). М.: Советский композитор, 1983. 190 с.
  152. Н. Из Моцарта нам что-нибудь! (Об опытах американского композитора Д. Коупа в области компьютерного сочинения музыки) // Правда пять, 1997, 30 августа. С. 4.
  153. М., Степанов И. Сегодняшний день IRCAM’a // Музыкальная академия, 1996, № 2. С. 221−224.
  154. А. Иоганн Себастьян Бах. М.: Музыка, 1964. 725 с.
  155. Д. Проблематика разработки эффективной программы для ЭВМ и роль нотных записей в процессе музыкально-фольклорного анализа//М, А АФ AT'75 (см.: 103.). С.222−234.
  156. С.М. Вертикальный монтаж (!1940) // Эйзенштейн С. М. Избранные произведения в 6 т. Т.2. М.: Искусство, 1964. С. 189−266.
  157. A.B. Классификация и каталог ритмических форм синтагм // МААФАТ'75, (см.: 103.). С.191−192.
  158. A.M. Искусственный интеллект. М.: Мир, 1985. 265 с.
  159. .Л. Строение музыкальной речи. М., 1908.
  160. Babbitt M. Twelve-Tone Invariants as Compositional Determinants // The Musical Quarterly, 1960, № 2. P.246−259.
  161. Baisnee J.-F. et al. CHANT. Manual. Paris: IRCAM, 1985. 117 p.
  162. Baroni M., Brunetti R., Callegari L., Jacoboni C. A Grammar for Melody. Relationships between Melody and Harmony // Musical Grammars.(v. 273.). P.201−218.
  163. BarriereJ.-B. Deployer la structure qui relie //Recherche et creation: vers de nouveaux territoires. Paris: IRCAM, 1992. P.77−95.
  164. Barriere J.-B. Le timbre, metaphore pour la composition.//Le timbre, metaphore pour la composition. Paris: Christian Bourgois, 1991(v. 305.). P.11−13.
  165. Barriere J.-B., Potard Y., Rodet X. CHANT. De la synthese de la voix chantee a la synthese en general. IRCAM Centre Georges Pompidou. Rapports de recherche, № 35. Paris, 1985. 21 p.
  166. Bartle B.K. Computer Software in Music and Music Education. Metu-chen London: Scarecrow Press, 1987. XIV, 252 p.
  167. Bateman W. A. Introduction to Computer Music. New York: Wiley and Sons, 1980.-VIII, 314p.
  168. Battier M. Les principaux centres de recherche musicale aux Etats -Unis//Inharmoniques, № 6. Paris, 1988. P. 240−246.
  169. Bayle L. Ne nous arretons donc pas en si bon chemin // Recherche et creation. (v.191.). P.13−34.
  170. Bek J. Avantgarda. Ke genezi socialistickeho realismu v ceske hudbe. Praha: Panton, 1984. 288 s.
  171. Berz W.L., Bowman J. An Historical Perspective on Research Cycles in Music Computer-Based Technology // Bulletin of the Council for Research in Music Education, № 126. Urbana, 1995. P. 15−28.
  172. Bielawski L. Strefowy Charakter czasu muzycznego // Muzyka, 1972, № 4. S.39−52. Ibid., 1973, № 1. S.3−14. 1973, № 2. S.3−17.
  173. BoulezP. Penser la musique aujourd’hui Geneve: Gonthier, 1964. 174p.203 .Boulez P. Tendances de la musique recente (1952) // La Revue musicale, № 236. Paris, 1957. P.28−35.
  174. Bowles E.A. Musicke Handmaiden: Or Technology in the Service of the Arts // The Computer and Music. Ithaca London: Cornell Univ. Press., 1970 (v. 209). P.3−22.
  175. Bronson B.H. Mechanical Help in the Study of Folksong // Journal of American Folklore, v.2 (1949). P.81−86.
  176. Brooks F.P., Hopkins A.L., Neumann P.L., Wright W.V. An Experiment in Musical Composition // IRE Transaction on Electronic Computer EC 6, № 3 (1957). P.175−182.
  177. Butler M., Cook N. Music Processing on the IBM: A Revise of Available Systems // Current Musicology, 1990, № 44. P.61−96.
  178. Cerny M.K., Fukac J., JiranekJ., Lebl V., Polednakl., LudvovaJ. Te-orie hudebni vedy // Hudebni veda, 1975, № 4. S.291−323.
  179. The Computer and Music. Ithaca London: Cornell Univ.Press., 1970. XVI, 354 p.
  180. Comte A. Cours de philosophie positive. T.l. Paris, 1830.
  181. Cooke D. The Language of Music. London: Oxford University Press., 1962. XVI, 291 p.
  182. Cope D. Computers and Musical Style. Oxford, 1991.
  183. Costelanetz R. Environmental Abundance // Costelanetz R. (edit.). John Cage. New York Washington, 1970, p.135−138.
  184. Crane F., Fiehler J. Numerical Method of Comparing Musical Styles // The Computer and Music (v. 208.). P.209−222.
  185. Current Directions in Computer Music Research. Cambridge, Mass., and London: MIT Press, 1989. VII, 432 p.
  186. Cwioro B. Notacja muzyki electronicznej i konkretnej. Proba ty-pologii//Muzyka, 1977, № 1. S. 40−77.
  187. Dalbavie M.A. Pour sortir de l’avantgarde // Le timbre, metaphore. (v. 192.). P.303−334.
  188. Dannenberg R. Real-Time Scheduling and Computer Accompaniment //Current Directions. (v.215.). P.225−262.
  189. D’Annunzio G. Undulna // D’Annunzio G. Alcyone. Milano: Monda-dori, 1954. P.180−184.
  190. Descartes R. Compendium Musicae (1618). Amsterdam: J. Jansson Junior, 1656. 34 p.
  191. Dobson M. Fourier-Transform-Based Timbrai Manipulation // Current Directions. (v. 215.). P. 105−112.
  192. Dodge Ch. On Speech Songs // Current Directions.(v.215.). P.9−18.
  193. Dufourt H. Hauteur et timbre // Inharmoniques, № 3. Paris, 1987.1. P.44−70.
  194. Dufourt H. La memoire creatrice // Inharmoniques, № 4. Paris, 1988. P.72−105.
  195. DufourtH. L’ordre du sensible // Quoi? Quand? Comment? La recherche musicale. Paris: Christian Bourgois, 1985 (v.286.). P.223−239.
  196. Entretien avec Giuseppe di Giugno (Paris, septembre 1983) // Quoi? Quand? Comment? .(v.286.). P. 185−196.
  197. Filip M. Multidimenzionalna analyza v muzikologii // Musicologica Slovaca, № 2. Bratislava, 1970. S. 17−50.
  198. Forum IRCAM, Paris: IRCAM, 1998. 12 p.
  199. Fucks W., Lauter J. Exaktwissenschaftliche Musikanalyse. Koln -Opladen: Westdeutsche Verl., 1965. 59 s.
  200. Galeyev B. Melody Drawing Transformation // Leonardo Music Journal, vol. 6 (1996). P. 61−62.
  201. Gerzso A. La composition, la technologie et la musique aujourd’hui // Recherche et creation. (v.191.). P. 35−58.
  202. Gill S. A Technique for the Composition in a Computer // The Computer Journal, 1963, № 2. P.129−133.
  203. Grieshaber K. Development of a Comprehensive Computerized Scoring Method for Measuring Rhythmic Performance // Bulletin of the Council for Research in Music Education, № 119. Urbana, 1993/94. P. 127−136.
  204. Hauptmann M. Die Natur der Harmonik und der Metrik. Leipzig, 1853.
  205. HelmholtzH. von. Die Lehre von Tonempfindungen als physiologische Grundlage fur die Theorie der Musik (rl 863). Braunschweig: Fr. Weweg und Sohn, 1913. 668 S.
  206. Hiller L.A. Music Composed with Computers. A Historical Survey // The Computer and Music (v. 209.). P.42−96.
  207. Hiller L.A., Isaacson L.M. Experimental Music. Composition with an Electronic Computer. New York Toronto — London: Mc Graw — Hill, 1959. 197p.
  208. Hindemith P. A Composer’s World. New York: Doubleday Anchor Books, 1961. 258 p.
  209. Hollands S. Learning about Harmony with Harmony Space: An Over-view//Music Education: An Artificial intelligence Approach. London etc.: Springer, 1994. P. 24−41.
  210. Hultberg E.W. Transcription of Tablature to Standard Notation // The Computer and Music (v. 209.). P.288−292.
  211. Hurel Ph. Le phenomene sonore, un modele pour la composition // Le timbre, metaphore.(v. 305.). P.261−271.
  212. IRCAM Institut de Recherche et Coordination Acoustique/ Musique. Paris: IRC AM, 1987. 78 p.
  213. IRC AM Research/Technology: Real Time Systems. Paris: IRCAM, 1997. 2 p.
  214. Jackson R. Harmony before and after 1910: a Computer Comparison // The Computer and Music (v. 209.). P. 132−146.
  215. Jiranek J. Houslovy koncert Albana Berga // Hudebni veda, 1977, № 1. S.3−50.
  216. Jiranek J. Semanticka analyza hudby // Hudebni veda, 1981, № 4. S.291−302.
  217. Kendall G.S., Martens W.L., Deckes Sh.L. Spatial Reverberation: Discussion and Demonstration // Current Directions. .(v.215.). P.65−88.
  218. Kluge R. Eine Moglichkeit der Erfassung von Subjekt Objekt — Relationen beim Musikurteil // Beitrage zur Musikwissenschaft, 1980, № 3. S.175−189.
  219. Koechlin O. et al. La station de travail musical 4x // IRCAM Centre Georges Pompidou. Rapports de recherche, № 39. Paris, 1985. 28 p.
  220. Kotonski W. Etiuda na jedno uderzenie w talerz. Partytura. Krakow: P WM, 1975. 16 s.
  221. Kurth E. Musikpsychologie. Berlin: Max Hesse, 1931. 323 S.
  222. Lasch S. Instrumentarium des Rock. Berlin: Lied der Zeit, 1987. 179S.
  223. Lerdahl F. Les hierarchies du timbre // Le timbre, metaphore. (v. 305.). P. 182−203.
  224. Levi-Strauss C. Musique et identite culturelle // Inharmoniques, № 2. Paris, 1987. P.8−14.
  225. Levi P. Toward Superlanguage // ISEA'94. The 5th International Symposium on Electronic Art. Catalogue. Helsinki, 1994. P. 10−17.
  226. Liebermann F. Computer-Aided Analysis of Javanese Music // The Computer and Music (v. 209.). P. 181−192.
  227. Lissa Z. O wielowarstwowosci kultury muzycznej//Muzyka, 1959, № 1. S. 3−22.
  228. Loy G. Composing with Computers. A Survey of Some Compositional Formalisms and Programming Languages // Current Directions.(v.215.). P.291−396.
  229. Ludvova J. Matematicke metody v hudebni analyze. Praha: Supraphon, 1975. 134 s.
  230. McAdams S., Saariaho K. Qualites et fonctions du timbre musical // Le timbre, metaphore.(v. 305.). P. 164−181.
  231. Machover T. Le concept de recherche musicale // Quoi? Quand? Comment?. (v.286.). P. ll-31.
  232. Macho ver T. Etre compositeur aujourd’hui // Inharmoniques, № 1. Paris, 1985. P.211−236.
  233. Manning P. Electronic and Computer Music. Oxford: Clarendon Press, 1987. 296 p.
  234. Mathews M.V. The Technology of Computer Music. Cambridge, Mass., and London: MIT Press, 1969. 188 p.
  235. Mathews M.V. The Conductor Program and Mechanical Baton // Current Directions. .(v.215.). P.263−282.
  236. MatossianN. Iannis Xenakis, sa vie et son oeuvre. Paris: Fayard/Sacem, 1981. 326 p.
  237. Mattheson J. Der vollkommene Kapellmeister. Hamburg: Chr. Herold, 1739. 484 S.
  238. Mersmann H. Angewandte Musikaesthetik. Berlin: Max Hesse, 1926.701 S.
  239. Mesnages M., Riotte A. Un modele informatique du 3eme Regard sur l’Enfant-Jesus d’Olivier Messiaen // Colloque Structures Musicales et Assistance Informatique. Marseille, 1990.
  240. Moore F.R. Spatialization of Sounds over Loudspeaker // Current Directions .(v.215.). P.89−104.271 .Motte-Haber H. de la. Ein Beitrag zur Klassifikation musikalischer Rhythmen. Koln: Arno Volk, 1968. 164 S.
  241. Motte-Haber H. de la. Zur Problem der Klassifikation von Akkorden // Jahrbuch des Staatlichen Instituts fur Misikforschung 1968. Berlin (West), 1969. S.9−28.
  242. Musical Grammars and Computer Analysis. Atti del Convegno, Modena, 4−6 ott, 1982. Firenze: Olschki, 1984. 374 p.
  243. Negyesy J., Roy L. Zivatar: A Performance System // Current Directions ,.(v.215.). P.283−320.
  244. Peirce Ch. S. Collected Papers. Vol.2. Elements of Logic. Press of Harvard University, 1960.
  245. Pierce J. R. Introduction // Current Directions. ,(v.215.). P. l-4.
  246. Plenckers L. J. A Pattern Recognition System in the Study of the Cantigas de Santa Maria // Musical Grammars and Computer Analysis (v.273.). P.59−69.
  247. Proceedings of the First London Symposium on Information Theory. London, 1950 (21 953).
  248. A. «Cztery eseje» Bairda i perspektywy techniki serialnej // Muzyka, 1964, №¾. S.26−43.
  249. Prosnak A. Czynnik tonalny w dodekafonii // Muzyka, 1963, № ½. S.170−184.
  250. Prosnak A. Kompozycja seriq. uniwersaln^ // Muzyka, 1964, № ½. S.84−100.
  251. Prosnak A. Metody pomiarow dynamiki formalnej// Muzyka, 1962, № 2. S.25−46.
  252. Polisseur H. Composer (avec) identites culturelles // Inharmoniques, № 2. P.174−191.
  253. Quoi? Quand? Comment? La recherche musicale. Paris: Christian Bourgois, 1985. 296 p.
  254. Reti R. The Thematic Process in Music (M 951). London: Faber and Faber, 1961. VII, 362 p.
  255. Riemann H. Die Elemente der musikalischen Aesthetik. Berlin Stuttgart: W. Spemann, 1900. 238 S.
  256. RissetJ.-C. Additive Synthesis of Inharmonic Tones // Current Directions. (v. 215.). P.105−112.
  257. Risset J.-C. Computer Study of Trumpet Tones. Bell Telephone Laboratories, 1968. 44 p., app.
  258. Saariaho K. Timbre et harmonie // Le timbre, metaphore.(v. 305.). P.412−454.
  259. Schaeffer P. La musique et les ordinateurs. Paris: La Revue Musicale, 1971. 47 p.
  260. Schaeffer P. Quatre annees perdues // La Revue musicale, № 236. Paris, 1957. P. I-XIV.
  261. Schaeffer P. Traite des objets musicaux. Paris: Ed. du Seuil, 1966.672p.
  262. Schering A. Bach und das Symbol // Bach Jahrbuch, 1925. S.40−63. 296. Schoenberg A. Harmonielehre1911, 31 922). Leipzig: Ed. Peters, 1977. 516 S.
  263. Schottstaedt W. Automatic Counterpoint // Current Directions. (v.215.). P.199−214.
  264. Stockhausen K. .wie die Zeit vergeht // Stockhausen К. Texte. Bd. 1. Koln: Du Mont Schauberg, 1963. S.99−139.
  265. Style Enhancer™ SEV 1.0. Программа моделирования исполнения. Руководство пользователя. Новосибирск: NTONYX, 1997. 282 с.
  266. Sychra А. Die Anwendung der Kybernetik und der Informationstheorie in der marxistischen Aesthetik // Beitrage zur Musikwissenschaft, 1970, № 2. S.83−108.
  267. SychraA. Hudba a kybernetika // Nove cesty hudby. Praha: SHV, 1964. S.234−267.V
  268. Sychra A. Hudba ocima vedy. Praha: Cs. spisovatel, 1965. 184 s. 303. Sychra A. Perspektivy umeni z hlediska vedy // Hudebni veda, 1961, № 3. S.12−31.
  269. Tanguiane A.S. Artificial Perception and Music Recognition. Berlin -Heidelberg: Springer, 1993. 210 p.
  270. Le timbre, metaphore pour la composition. Paris: Christian Bourgois, 1991. 565 p.
  271. Toiviainen P. Modelling Musical Cognition with Artificial Neural Networks. Jyvaskyla: University of. Jyvaskyla, 1996. 186 p.
  272. L’UPIC du CEMAMu ordinateur a composer concu par Iannis Xenakis. Paris, 1989. 24 p.
  273. Utrecht State University. Institut of Sonology. General Information. Studies in Sonology 1976/77. Utrecht, 1976.
  274. WellekA. Die Entwicklung unserer Notenschrift aus den Tonsehen (4 931) // Wellek A. Musikpsychologie und Musikaesthetik. Frankfurt am Main: Akad. Verl. Ges., 1963. S.181−190.3 lO. Wellek A. Der Raum in der Musik (4934) // Ibid., S.295−320.
  275. The Well Tempered Object. Musical Application of Object — Oriented Software Technology. Ed. by S.T. Pope. Cambridge, Mass., and London: MIT Press, 1991. VII, 193 p.
  276. West A. Martindale C. Temporal Trends in the Enthropy of Beatles' Musicy/Проблемы информационной культуры, вып. 5. M.: Смысл, 1997. С.47−63.
  277. Westhead M.D., Smaill A. Automatic Characterization of Musical Style/ /Music Education: An Artificial Intelligence Approach.(v. 239.). P.157−168.
  278. Winkler W. Ars Electronica 79−84: Computermusik // Osterreichische Musikzeitschrift, 1984, № 9. S.465−466.
  279. Wotzer G. Der Computer hilft beim Erfinden von Musik zu meinem Programm «Gestalt Iм // Studio — Blatter, № 1. Stuttgart, 1989. S. 17−40.
  280. Wyschnegradsky I. L’ultra-chromatisme et les espaces non octaviants // La Revue musicale, № 290/291. Paris, 1972.
  281. Xenakis I. Les chemins de la composition musicale // Le compositeur et l’ordinateur. Conference a l’IRCAM 18/21 Fevrier 1981. Paris: IRCAM, 1981. P.13−32.
  282. Xenakis I. Musiques formelles.//La Revue musicale, № 253/254. Paris, 1963. 232 p.
  283. Xenakis I. New Proposals in Micro-Sound Structure // Xenakis I. Formalized Music (4970). Bloomington London: Indiana Univ. Press, 1972. P.242−254.
  284. Zalivadny M. In memoriam: Rudolf Zaripov // Leonardo, 1994, № 5. P.373−375.
Заполнить форму текущей работой