Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогические условия общекультурного становления младшего школьника в образовательной среде

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Как отмечают современные исследователи младшего школьного возраста (Ш.А.Амонашвили, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, А. А. Люблинская, Н. Ф. Талызина, Д. Б. Эльконин и др.), ребенок с первых дней пребывания в школе в процессе учебной деятельности, которая становится для него ведущей, усваивает содержание наиболее развитых («высоких», по В.В.Давыдову) форм общественного… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Образовательная среда как источник порождения педагогических условий развития младшего школьника
    • 1. 1. Педагогическое содержание и элементная структура «образовательной среды»
    • 1. 2. Педагогические условия развития человека как следствие целенаправленного функционирования образовательной среды
    • 1. 3. Младший школьник как субъект развития в образовательной среде
  • Глава 2. Общекультурное становление младших школьников в образовательной среде и его педагогические условия
    • 2. 1. Взаимосвязь образования и культуры как движущая сила общекультурного становления ребенка-школьника
    • 2. 2. Элементная структура образовательной среды как основа определения педагогических условий общекультурного становления младшего школьника
    • 2. 3. Выраженность требований к общекультурному становлению младших школьников в учебно-методических материалах
  • Глава 3. Педагогические условия общекультурного становления младшего школьникаглазами учителя (результаты эмпирического исследования и их обсуждение)
    • 3. 1. Характер субъективной оценки учителями проблематики общекультурного становления обучаемых (необходимости, роли ступеней системы образования и возможностей разных категорий учителей
    • 3. 2. Характер представленности в профессиональном со-знанииучителей начальных классов роли элементов образовательной среды в формировании общей культуры обучаемых

Педагогические условия общекультурного становления младшего школьника в образовательной среде (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема освоения новыми поколениями людей культурного наследия прошлого и достижений современности издревле волновала челове-' ческое общество и привлекала внимание философов, педагогов, общественных и политических деятелей, становилась заботой государства. В действующем Законе Российской. Федерации «Об образовании» (далее Закон) фиксируется, что «общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности.». Данное положение Закона и зафиксированное в нем «единство федерального культурного и образовательного пространства» ставят перед существующей теорией и практикой обучения и воспитания новые цели и задают новые ориентиры, требуют проведения исследований, направленных, на изучение «культурного и образовательного пространства» и тех условий, в частности, педагогических, которые способствуют формированию у обучаемых общей культуры. Совершенно очевидно, что такие условия следует рассматривать в контексте всей системы непрерывного образования, т. е. в контексте особенностей и специфики общекультурного становления обучаемых на каждом из уровней (ступеней) образовательной системы. Уровню начального образования, на котором учатся дети младшего школьного возраста, в системе непрерывного образования принадлежит особое место как первой —собственно школьной ступени.

Как отмечают современные исследователи младшего школьного возраста (Ш.А.Амонашвили, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, А. А. Люблинская, Н. Ф. Талызина, Д. Б. Эльконин и др.), ребенок с первых дней пребывания в школе в процессе учебной деятельности, которая становится для него ведущей, усваивает содержание наиболее развитых («высоких», по В.В.Давыдову) форм общественного сознания — научных понятий, художественных образов, нравственных ценностей, правовых норм. И как подчеркивают разработчики опубликованного варианта Государственного образовательного стандарта начального общего образования, «содержание начального образования ориентировано на первоначальное формирование основных сторон личности: познавательной культуры, коммуникативной культуры, нравственной культуры, эстетической культуры, трудовой культуры, физической культуры» (В.С.Леднев, Н. Д. Никандров, М. НЛазутова, Ю. И. Дик, Э. П. Козлов и др., 1998). Задача первоначального «формирования основных сторон личности», подразумевающая проявление учащимися культуры познавательной, коммуникативной, трудовой и т. д., т. е. задача общекультурного становления обучаемых, ответственна и многогранна, и особая роль в решении этой задачи принадлежит учителю начальных классов, который на протяжении первых 3−4-х лет обучения помогает детям «присвоить» накопленные человечеством культурные богатства, являясь для младщих школьников самым значимым вершителем их будущего («последующей судьбы учащегося», по Н.В.Кузьминой).

Как полагает ряд исследователей (В.В.Рубцов, В. Т. Кудрявцев, В. А. Левин и др.), современная педагогика должна рассматривать взаимодействие ученика и учителя как процесс, происходящий не только в широком социально-историческом контексте, но и во вполне конкретной образовательной среде, где под образовательной средой понимаются содержащиеся в социальном и пространственно-временном окружении возможности для развития личности, система влияний и условий ее формирования по заданному образцу. Трактовка, вслед за современными исследователями, процесса, происходящего на ступени начального образования, как жизнедеятельности в определенной образовательной среде, позволяет исследовать те педагогические условия, которые обеспечивают общекультурное становление младших школьников в образовательной среде. Необходимость выявления и рассмотрения таких условий определяет актуальность и практическую значимость настоящего диссертационного исследования.

Объект исследования: общекультурное становление младшего школьника в образовательной среде.

Предмет исследования: педагогические условия общекультурного становления учащихся младшего школьного возраста в образовательной среде.

Цель исследования: выявить, обосновать и описать педагогичес-киеусловия общекультурного становления младшего школьника в образовательной среде.

Для достижения поставленной цели решались следующие научно-исследовательские задачи: на основе анализа понятия «образовательная среда» определить его педагогическое содержание, выявить элементы (составляющие) образовательной среды и основания для их структурированияпровести анализ психолого-педагогических особенностей младшего школьного возраста в контексте его общекультурного становленияопределить понятие «педагогическое условие» и описать педагогические условия общекультурного становления младшего школьникаопределить основные направления общекультурного становления младшего школьника и их отображение в современных учебно-методических материалах (стандартах, программах, подходах) — провести эмпирическое исследованиепредставленностав профессиональном сознании учителей начальных классов необходимости формирования общей культуры у младших школьников, элементов (составляющих) образовательной среды и педагогических условий общекультурного становления обучаемых в образовательной среде.

Гипотезой исследования выступило предположение о том, что на основе предварительно выявленных и определенным образом структури-, рованных элементов (составляющих) образовательной среды можно выявить и описать педагогические условия общекультурного становления младшего школьника в образовательной среде.

Методологической и теоретической основой диссертации является историко-генетический подходсистемный подходкультурно-историческая концепция Л. С. Выготскоготеория деятельности (С.Л.Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и др.).

Методы исследования: логико-педагогаческий и логико-психологический анализ проблемыанкетированиекачественно-количественный анализ эмпирического материала.

Достоверность результатов и выводов исследования обеспечивалась их содержательным анализомоценкой непротиворечивости выводов и следствий друг другу и известным в науке положениямиспользованием апробированных методов обработки данных.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что впервые на основе логико-педагогаческого и логико-психол оги-ческого анализа понятия образовательной среды выявлено ее педагогическое содержание, рассмотрены основания структурирования элементов (составляющих) образовательной среды, определено понятие «педагогические условия», выявлены, обоснованы и описаны педагогические условия общекультурного становления младшего школьника в образовательной среде и получены эмпирические данные о характере их представленности в профессиональном сознании учителей начальных классов.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты использованы в работе по повышению эффективности формирования общей культуры учащихся в условиях реальной педагогической деятельности и для повышения квалификации педагогических работников.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Педагогические условия общекультурного становления младшего школьника в образовательной среде представляют собой: взаимообусловленное функционирование (в различных сочетаниях) выделенных в данном исследовании четырех типов (групп) элементов образовательной среды: элементов-генераторов (1) целей, задач формирования общей культуры обучаемыхэлементов-экспликаций (2) указанных целей и задачэлементов-образцов (3) культурыэлементов-фасилита-торов (4) освоения культурысовмещение учителем начальной школы функций генератора, культурных задач, носителя культурного образца и фасилитатора освоения культуры, что обеспечивает ему особое положение как обязательному элементу образовательной среды младшего школьникасоответствие элементов-образцовкультурывозрастным особенностям младшего школьника и учет этих особенностей элементами-фасилита-торами освоения культуры.

2. Взаимообусловленное функционирование (в различных сочетаниях) элементов образовательной среды характеризуется множественностью проявлений, которая отражается вариативностью представленности в профессиональном сознании учителей начальных классов элементов образовательной среды и педагогических условий общекультурного становления младшего школьника.

Апробацияработы.Основноесодержаниедиссертационного исследования докладывалось и обсуждалось на заседаниях сектора «Гуманизация образования» Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов, Лаборатории начального образования Научно-методического центра Центрального окружного управления Московского комитета образования, на конференциях по проблемам воспитания (Москва, 1999) и экологии личности (Санкт-Петербург, 1999).

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. Объем диссертации составляет 130 страниц. В тексте диссертации 7 таблиц. В список литературы включено 185 работ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование педагогических условий общекультурного становления младшего школьника в образовательной среде актуально в силу необходимости дополнительного научного осмысления проблем, связанных с решением задачи освоения культуры новыми поколениями россиян в рамках системы непрерывного образования, которая нашла свое отражение в Законе об образовании Российской Федерации.

Исследование закономерно начато с выявления педагогического содержания понятия «образовательная среда», достаточно широко используемого в современной педагогической и психологической литературе. Проведенный анализ показал, что образовательная среда правомерно может определяться как часть окружающей, социальной среды, подчиненная цели «формирования личности по заданному образцу» — фиксация в исследовании целенаправленности образовательной среды позволила определить, что ее педагогическое содержание сопрягается с понятием «образование» в единстве обучения и воспитания.

Проведенный на основе идей системного подхода логико-педагогический анализ показал, что может быть выделена элементная структура' образовательной среды. Элементы образовательной среды, перечисляемые или описываемые различными исследователями, были осмыслены в диссертации как взаимообусловленно функционирующие в образовательной среде. В том случае, когда взаимообусловленное функционирование элементов образовательной среды обеспечивает достижение целей, реализуемых в педагогической деятельности, например, целей развития личности ребенка, оно определяется как педагогическое условие такого развития.

В исследовании рассматриваемая многими исследователями взаимосвязь образования и культуры была осмыслена как движущая сила, общекультурного становления ребенка-школьника в образовательной среде. В свою очередь, под общекультурным становлением младшего школьника в исследовании понимается процесс и результат — в их единстве — формирования и освоения младшим школьником основных направлений культуры (зафиксированы в Государственном образовательном стандарте начального образования), в контексте модели общей культуры человека сектора «Гуманизация образования» Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов.

В исследовании была осуществлена структуризация элементов образовательной среды, и в результате были выделены четыре группы элементов: элементы-генераторы целей и задач культурного развитияэлементы-экспликации этих целей и задачэлементы-образцы культурыэлементы-фасилитаторы освоения культуры. Это позволило подойти к определению педагогических условий общекультурного становления младшего школьника в образовательной среде и выделить три таких1 условия.

Взаимообусловленное функционирование выделенных четырех типов элементов определено в исследовании как первое педагогическое условие общекультурного становления младшего школьника в образовательной среде. В качестве второго условия выступила такая особенность профессиональной деятельности учителя начальных классов, как совмещение им функций элемента-генератора, элемента-образца и элемента-фасилитатора освоения детьми культуры. В качестве третьего условия в исследовании фиксируется необходимость соответствия элементов-образцов возрастным особенностям младшего школьника и учет этих особенностей элементами-фасилитаторами.

Как видно из определения педагогических условий, в процессе общекультурного становления младшего школьника учитель играет особую роль, что предопределило направленность эмпирического исследования. Эмпирическое исследование позволило выявить характер представленности в профессиональном сознании учителей начальных классов проблематики общекультурного становления младшего школьника. Анализ данных показал, что взаимообусловленное функционирование.

Анализ данных показал, что взаимообусловленное функционирование элементов образовательной среды характеризуется множественностью проявлений, которая отражается вариативностью представленности в профессиональном сознании учителей элементов образовательной среды. В исследовании, в частности, выявлено, что существуют качественно-количественные различия между оценкой роли элементов образовательной среды как факторов формирования культуры обучаемых учителями начальной и средней школы, что может сказываться при переходе младшего школьника на следующую образовательную ступень. Это дает основание полагать, что в контексте проблемы преемственности в процессе школьного образования необходимо в дальнейшем разработать логические основания и критерии, которые помогут учителям различных ступеней системы непрерывного образования более согласованно выявлять элементы образовательной среды и, следовательно, определять условия общекультурного становления обучаемых.

В целом можно заключить, что цель данного диссертационного исследования — обосновать и описать педагогические условия общекультурного становления младшего школьника в образовательной среде —достигнута, а гипотеза исследования — предположение, что это может быть сделано на основе предварительно выявленных и определенным образом структурированных элементов образовательной среды — подтверждена.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ю.Г. Особенности представлений учащихся о пространстве школьной среды/Автореферат. канд. психол. н. — М., 1995.
  2. JI. С. Уроки нравственного прозрения. — М.: Педагогика, 1983. — 129 с.
  3. Н.Н. Концепция системогенеза общества: цивилизация и культура сквозь призму искусства/Автореферат. канд. филос. н. — Нижний Новгород, 1995.
  4. Ш. А. В школу с шести лет. — М.: Педагогика, 1986. — 176 с.
  5. Ш. А. Как живете, дети?: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1986. — 176 с.
  6. .Г. О проблемах современного человекознания. — М.: Наука, 1977. — 380 с.
  7. .Г. Структура индивидуального развития как проблема современной педагогической антропологии/Избр. психологические труды: в 2-х т., т. И. — М.: Педагогика, 1980. — 287 с.
  8. И.И. Цивилизация и культура: проблема определения и идейная борьба/Вопросы психологии, 1981, № 11. — С.97 — 106.
  9. А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование-миров. — М.- Воронеж, 1996. — 767 с.
  10. B.C. От наукоучения — к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. — М.: Политиздат, 1990. — 413 с.
  11. П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения в 2-х томах. Т. 1/Под ред. А. В. Петровского. — М.: Педагогика, 1979. — 304 с.
  12. И.В. Организационно-психологические основы управления инновационным образовательным учреждением/Автореферат. канд. психол. наук. — М., 1997.-9813. Боголюбова Е. В. Культура и общество. (Вопросы теории и истории). — М.:МГУ, 1978. —232 с.
  13. Л.А. Формирование культуры младшего школьника как проблема экологии личности//Экология личности: Материалы Рос., научн. конф. — М.- Спб., 1999. — С. 55 — 56.
  14. Л.А. Педагогические условия формирования общей культуры учащихся в образовательной средеШсихолого-педагогические проблемы развития личности в современных условиях. — Спб., Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. — С. 194— 195.
  15. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1968. —464 с.
  16. В.Г., Плоткин М. М. Школьник в микрорайоне. — М.: Знание, 1986.— 80 с.
  17. Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. — М.: Педагогика, 1990. — 144 с.
  18. Л.П. Социальная среда и сознание личности. — М.: Изд. Моск. ун-та, 1968. —268 с.
  19. Е.А., Фофанов В. П. Исторический материализм и категория культуры. Теоретико-методологический аспект. — Новосибирск: Наука, 1983. —200 с.
  20. А. А. Основы концепции развития непрерывного экологического образования//Педагогика, 1997, № 6. — С. 31 — 36.
  21. Возрастные особенности психического развития детей: Сб. науч." тр./Под ред. И. В. Дубровиной, М. И. Лисиной. — М., 1982. — 164 с.-9924. Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики/Под ред. Т. И. Шамовой. — М.: Педагогика, 1991. — 192 с.
  22. Д.Д. Страна детства. — М.: Знание, 1986. — 96 с.
  23. .З., Семенов В. Д. Школа и социальная среда: взаимодействие. — М.: Знание, 1981. — 95 с.
  24. JI.C. Детская психология//Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. — М.:. Педагогика, 1984. — 432 с.
  25. Л.С. Основы дефектологии//Собр. соч.: В 6 т. Т. 5. — М.: Педагогика, 1983. — 368 с.
  26. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. /Перев. с нем. — М.: Прогресс, 1988. — 704 с.
  27. С.А. Любить человека: Культура и нравственно-эстет. воспитание молодежи. Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1985. — 384 с.
  28. В.В. Проблемы развивающего обучения. — М.: Педагогика, 1986. —239 с.
  29. В.В., Зинченко В. П. Предметная деятельность и онтогенез познания//Вопросы психологии, 1998, № 5. — С. 11 — 29.
  30. В.В., Маркова А. К. Концепция учебной деятельности школь-ников//Вопросы психологии, 1981, № 6. — С. 13 — 19.
  31. С.В. Семья как объект государственной политики. — М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 1998. — 206 с.
  32. М. Мыслительная деятельность детей: Пер. с англ. /Под ред. В. И. Лубовского. — М.: Педагогика, 1985. — 192 с.
  33. С.Ф. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России' (до Великой Октябрьской социалистической революции). Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов/Под ред. Ш. И. Ганелина. — М.: Просвещение, 1974. — 527 с.
  34. В.И. Педагогическое творчество учителя. — М.: Педагогика, 1987.— 159 с.
  35. JI.В. О начальном обучении. — М.: Учпедгиз, 1963. — 199 с.
  36. И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. — М.: Логос, 1999. — 384 с.
  37. И.А., Боденко Б. Н., Морозова Н. А. Воспитание — проблема современного образования в России: (состояние, пути решения). — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1998. —82 с.
  38. И.А., Боденко Б. Н., Кривченко Т. А., Морозова Н. А. Общая культура человека в системе требований государственного образовательного стандарта. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. — 67 с.
  39. В.П. Живое знание. Психологическая педагогика. 4.1. — Самара: СПГУ, 1998. — 212 с.
  40. В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. — М.: Тривола, 1994. — 333 с.
  41. Н.С. Культура и общественный прогресс. — М.: Наука, 1980. — 304 с.
  42. Л.Я. Единство двух культур в содержании непрерывного образования//Педагогика, 1998, № 5. — С. 22 — 28.
  43. Изучение мотивации поведения детей и подростков/Под редакцией Л. И. Божович и Л. В. Благонадежиной. — М.: Педагогика, 1972. — 352 с.
  44. Э.В. Об идолах и идеалах. — М.: Политиздат, 1968. — 319 с.
  45. Э.В. Философия и культура. — М.: Политиздат, 1991. — 464 с. — (Мыслители XX века).
  46. Г. Л. Образование и культура: поиски взаимного соответствия. —М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1992. — 78 с.
  47. В.Г. Образовательная система как объект оценивания (квалиметрический подход)/Автореферат. канд. пед. наук. — М., 1995.
  48. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. — М.: Просвещение, 1987.— 190 с.
  49. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. — М.: Педагогика, 1990. — 141 с.
  50. П.Ф. Избранные педагогические сочинения/Под ред. A.M. Ар-сеньева. — М.: Педагогика, 1982. — 704 с.
  51. В.А. Воспитание? Воспитание. Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. — М.: Новая школа, 1996.155 с.
  52. А.Г. Организационно-педагогические условия становления и развития образовательных учреждений нового типа. — М.: Рекорд, 1997. —128 с.
  53. В.В., Белкин Е. Л. Управление познавательной деятельностью.
  54. Ярославль: ЯГПИ, 1978. — 58 с.
  55. А.Я. Обучение шестилетних детей в школе: Из опыта работы подготовительных классов в школах Латвийской ССР. — М.: Педагогика, 1984. — 94 с.
  56. Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. — М.: Изд. Моск. ун-та, 1995. — 222 с.
  57. Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. — Обнинск, 1993. —55 с.
  58. Г. А. Психическое развитие ребенка и жизненная сре-да//Вопросы психологии, 1993, № 1. — С. 13 — 23.
  59. JI.H. Культура и творчество//Культура и творчество масс. — Свердловск, 1976. — С. З — 20.
  60. Л.Н. Структура культуры/Юсновы марксистко-ленинской теории культуры. — М.: Высшая школа, 1976. — С.23 — 37.
  61. Л.Н. Сущность культурной деятельности // Культурная деятельность. — М.: Наука, 1977. — С.9 — 10.
  62. И.А. Воспитание человеческих качеств//Педагогика,-1998, № 6. —С. 56 — 62.
  63. Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников/Под ред. И. Б. Первина. — М.: Педагогика, 1985. — 143 с.
  64. С.В. Учитель — ученик. — М.: Педагогика, 1984. — 80 с.
  65. В.Т. Девиантное поведение у подростков: Социал.-психол. и психиатр, аспекты. — Мн.: Беларусь, 1988. — 207 с.
  66. Н.А. Эмоционально-нравственные основы развития личности/Автореферат. д-ра психол. н. — М., 1996.
  67. Ф.Ф. Развитие основных идей советской педагогики. — М.: Знание, 1968.— 48 с.
  68. Я. Как любить ребенка: Книга о воспитании: Пер. с польск.
  69. М.: Политиздат, 1990. — 493 с.
  70. М., Скрибнер С. Культура и мышление. Психологический о-1 черк. — М.: Прогресс, 1977. — 261 с.
  71. М.В., Шульгин В. Н. В борьбе за марксистскую педагогику. — М.: Работник просвещения, 1929. — 185 с.
  72. Н.К. Избранные педагогические произведения. Изд. 2-е — М.:Просвещение, 1968. — 695 с.
  73. В.А. Основы педагогической психологии. — М.: Просвещение, 1972. — 255 с.
  74. В.А. Психология обучения и воспитания школьников. — М.: Просвещение, 1976. — 303 с.
  75. В.Т. Преемственность ступеней развивающего образования: замысел В.В.Давыдова//Вопросы психологии, 1998, № 5. — С 59 —68.
  76. В.Т. Развитое детство и развивающее образование: культурно-исторический подход: В 2 ч. Ч. I. — Дубна, 1997. — 174 с.
  77. В.Т. Развитое детство и развивающее образование: культурно-исторический подход: В 2 ч. Ч. II. — Дубна, 1997. — 88 с.
  78. Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. — М.:Высшая школа, 1989. — 167 с.
  79. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. — М.:Высшая школа, 1990. — 119 с.
  80. Н.В. Способности, одаренность и талант учителя. — JL: Знание, 1985. — 32 с.
  81. Культурология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/Под науч. ред. доктора философских наук, профессора Г. В. Драча. —Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. — 576 с.
  82. Курс «Музей и культура» в начальной школе. Программа. Опыт внедрения: Экспериментальное методическое пособие/Под ред. канд. филол. наук Е. Г. Вансловой. — М.: МИРОС, 1995. — 176 с.
  83. А.А. «Научите человека фантазии.» (творчество и развивающее образование)//Вопросы психологии, 1998, № 5. —1. С. 82 — 85.
  84. А.Н. Проблемы развития психики. Третье изд. — М.: МГУ, 1972. —575 с.
  85. И .Я. Философия дидактики и дидактика как философия. — М.: Изд-во РОУ, 1995. — 49 с.
  86. П.Ф. Избранные педагогические сочинения/Сост. И.А.Реше-тень. — М.: Педагогика, 1988. — 400 с.
  87. .Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студентов пед.учебн.заведений и слушателей ИПК и ФПК. — М.: Прометей, Юрайт, 1998. —464 с.
  88. Ю.М. Статьи по типологии культуры. — Тарту: Тарт. ун-т, 1973. —95 с.
  89. В.И. Патриотическое воспитание подрастающего поколения новой России//Педагогика, 1997, № 3. — С. 52 — 56.
  90. С.Н. Когда легко учиться: Из опыта работы учителя начальных классов школы № 587 Москвы. — М.: Педагогика, 1985. —• 175 с.-10 599. Люблинская А. А. Учителю о психологии младшего школьника. Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1977. — 224 с.
  91. А.С. Воспитание гражданина. — М.: Просвещение, 1988.175 с.
  92. А.Д. Взаимоотношение образных и вербальных компонентов мышления в процессах понимания/Автореферат. канд. психол. н.1. М., 1983.
  93. Э.С. Теория культуры и современная наука: (логико-методологический анализ). — М.: Мысль, 1983. — 284 с.
  94. Д.Ж. Социальная экология. — М.: Просвещение, 1991. — 173 с.
  95. Т.Д. История детской психологии: Учебник для студ. пед. вузов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 272 с.
  96. В.М. Культура и история. (Проблема культуры в философско-исторической теории марксизма). — М.: Политиздат, 1977. —200 с.
  97. Мид М. Культура и мир детства. Избранные произведения. — М.: Наука, 1988,—430 с.- 106 110. Мир детства: Младший школьник/Под ред. А.Г.Хрипковой- Отв. ред. В. В. Давыдов. — 2-е изд., доп. — М.: Педагогика, 1988. — 272 с.
  98. JI.M. Психология профессионального развития учителя. — М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998. — 200 с.
  99. Л.М. Управлять или подавлять: выбор стратегии профессиональной жизнедеятельности педагога. — М.: Сентябрь, 1999. — 192 с.
  100. Л.М. Учитель как личность и профессионал. — М.: Дело, 1994. —215 с.
  101. Н.Н. Человек, среда, общество. — М.: Наука, 1982. — 240 с.
  102. А.В. Социализация и «смутное время». — М.: Знание, 1991. — 78 с.
  103. Э.И. Учитель и всестороннее развитие личности школьника. — М.: Знание, 1986. — 80 с.
  104. Н.Д. Духовные ценности и воспитание челове-каУ/Педагогика, 1998, № 4. — С. 3 — 8.
  105. Л.И. Школа и среда. — М.: Знание, 1985. — 80 с.
  106. Общая психология/Под ред. А. В. Петровского. — М.: Просвещение, 1986.—463 с.
  107. Л.Э. Акмеологическая концепция нравственного становления личности/Автореферат. д-ра психол. н. — М., 1992.
  108. Л.Е. Личность и культура//Психолого-педагогические проблемы исследования индивидуальности в культуре и искусстве. Межвузовский сборник научных трудов. — Челябинск, 1989. — С. 151 — 169.
  109. Особенности психического развития детей 6−7-летнего возраста / Под ред. Д. Б. Эльконина, А.Л.Венгера- Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1988. — 136 с.
  110. М.П. Педагогическая система А.С.Макаренко. Изд. третье, испр. и доп. — М.: Высшая школа, 1972. — 352 с.
  111. В.П. Освоение деятельности в условиях взаимодействия ученика с учителем//Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся/Под ред. А. А. Бодалева, В. Я. Ляудис. — М., 1980. —С. 16 — 22.
  112. Педагогический поиск/Сост. И. Н. Баженова. — 3-е изд., с испр. и доп. — М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
  113. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/Под ред. П. И. Пидкасистого. — М.'Педагогическое общество России, 1998. — 640 с.
  114. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/В.А.Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е.И.Шия-нов. — М.: Школа-Пресс, 1998. — 512 с.
  115. В.П., Таран Л. Н. Младший школьник: Заметки врачей-психоневрологов. — М.: Знание, 1981. — 96 с.
  116. . Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология. — М.: Просвещение, 1969. — 659 с.
  117. А.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. Сост. и авт. вводных статей чл.-корр. Акад. пед. наук СССР, проф. А. И. Пискунов. — М.: Просвещение, 1971. — 560 с.
  118. Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. — М.: ТЦ «Сфера», 1997. — 528 с.
  119. Психология труда и личности учителя/Под ред. А. П. Щербакова. Вып.2. — Л.: ЛГПИ, 1977. — 132 с.
  120. А.Б. Гражданское становление школьников: Из опыта работы учителей обществоведения гайворонской средней школы № 1 Кировоградской области. — М.: Педагогика, 1985. — 80 с.
  121. Л.Н. Художественное познание человека как фактор развития личности старшеклассников/Автореферат. д-ра психол. н. — М., 1993.
  122. В.В. Основы социально-генетической психологии. —• М.'.Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 384 с.
  123. В.В. Совместная учебная деятельность в контексте проблемы соотношения социальных взаимодействий и обучения//Вопросы психологии, 1998, № 5. — С.49 — 59.
  124. Свод нормативных актов ЮНЕСКО: Конвенции и соглашения, рекомендации, декларации. — М.: Междунар. отношения, 1991. — 629 с.
  125. В.Ф. Образование: образ культуры//Социально-философ-ские проблемы образования. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1992. — С. 81 — 98.
  126. Т.Н. Восприятие подростками экспозиции исторического музея/Автореферат. канд. психол. н. — М., 1990.
  127. В.А. Учитель и время//Советская педагогика, 1990, № 9. — С. 3 — 9.
  128. В.А., Филиппенко Н. И. Культура умственного труда студентов: Уч. пос. — М.: Прометей, 1994. — 109 с.- 109 145. Соловейчик С. Л. Вечная радость: Очерки жизни и школы. — М.: Педагогика, 1986. — 366 с.
  129. М.Л. Психолого-педагогические условия совершенствования руководства любительским объединением чтецов / Автореферат. канд. психол. н. — М., 1992.
  130. В.Б. Наш друг — природа: Из опыта экологического образования в школах Москвы. — М.: Педагогика, 1985. — 112с.
  131. Е.В. Ребенок объясняет мир. — М.: Знание, 1985. — 80 с.
  132. В.А. Сердце отдаю детям. — Киев: Радянська школа, 1974. —288 с.
  133. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1988. — 175 с.
  134. С.А. Культура и педагогика мира//Педагогика, 1997, № 6. — С. 3 —14.
  135. Л.Н. Педагогические сочинения / Под общей ред. действительных членов АПН Е. Н. Медынского, Н. А. Константинова и проф. Н. Н. Гусева. — М.-Л.: Изд. Академии педагогических наук РСФСР, 1948.-400 с.
  136. Н.М. Нравственные ориентиры младшего школьни-ка//Педагогика, 1997, № 6. — С. .59 — 65.
  137. К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 1. — М.: Педагоги-' ка, 1988. —414 с.
  138. И.Л., Шайденкова Т. Н. Взаимосвязь красоты и добра как средство воспитания гуманности младших школьников//Проблемы становления и развития ценностных ориентаций учителя на рубеже
  139. XXI века: Тезисы докладов Международной научно-практической конференции. — Тула, 1997. — С. 158 — 160.
  140. Д.И. Социальное развитие в пространстве времени детства. — М.: Флинта, 1997. — 158 с.
  141. Л.М., Волков К. Н. Психологическая наука — учителю. — М.: Просвещение, 1985. — 224 с.
  142. Л.М., Пушкина Т. А., Каплунович И .Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1988. —207 с.
  143. Хрестоматия по педагогике. Для педагогических училищ/Сост. доц., канд. пед. наук С. Н. Полянский. — М.: Просвещение, 1967. — 716 с.
  144. А.Г., Колесов Д. В. Мальчик — подросток — юноша: Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1982. — 207 с.
  145. Г. А. Совместная учебная деятельность как основа формирования умения учиться/Автореф. докт. психол. наук. — М., 1992.
  146. Г. А. Что развивает и чего не развивает учебная деятельность младших школьников?//Вопросы психологии, 1998, № 5. — С. 68 — 81.
  147. В. Иерархический человек: социобиологические заметки. — Вермонт, США, 1989. — 224 с.
  148. М. Психология жизненной среды. — М.: Мысль, 1989. — 174 с.
  149. В.Б. Культура и развитие личности в социалистическом-обществе. — М.: Педагогика, 1981. — 152 с.
  150. Чучин-Русов А. Е. Конвергенция культур. — М.: Изд-во «Магистр», 1997. —39 с.
  151. Чучин-Русов А. Е. Образование и культура/Шедагогика, 1998, № 1. С.9— 18.
  152. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека. — М.: Логос, 1996. —318 с.
  153. Т.И., Давыденко Т. М. Управление процессом формирования системы качеств знаний учащихся: Методическое пособие. — М.: Изд-во «Прометей» МГПИ им. В. И. Ленина, 1990. — 112 с.
  154. Т.И., Шарай Н. А. Школа-гимназия: цели, содержание, управление//Магистр, 1992, № 4, — С. 9 — 13.
  155. С.Т. Избранные педагогические сочинения. — М.: Учпедгиз, 1958.—430 с.
  156. А. Культура и этика. Пер. с нем. — М.: Прогресс, 1973. — 343 с.
  157. А.И. Основы этической культуры. Кн. для учителя. — М.: Всероссийский центр худож. творчества, 1998. — 136 с.
  158. Школа 2000. Концепция и программы непрерывных курсов для общеобразовательной школы/Под научной редакцией А. А. Леонтьева. Выпуск 1. — М.: Баллас, С-инфо, 1997. — 208 с.
  159. З.К. Воспитание учащихся в духе культуры мира, взаимопонимания, прав человека//Педагогика, 1997, № 2. — С. 43 — 50.
  160. Н.Е. Когда урок воспитывает. (Нравственный аспект). — М.: Педагогика, 1981. — 128 с.
  161. Н.Е. Программа воспитания школьника.—М.: Педагогическое общество России, 1998. — 48 с.
  162. В.И. Формирование у школьников восприятия целостного художественного произведения//Вопросы психологии, 1984, № 1. — С. 41 — 50.
  163. Д.Б. Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
  164. Е.А. Школа для всех. Адаптивная модель. (Теоретические основы и практическая реализация). — М.: Новая школа, 1997. — 351с.
  165. В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. — ЦКФЛ РАО, 1997. — 248 с.- 112 183. Яценко Т. С. Активная социально-психологическая подготовка учителя к общению с учащимися. — Киев: Освена, 1993. — 207 с.
  166. Bubolz G. Umwelterziehung im Padagogikunterricht der gymnasialen Oberstufe. — Frankfurt am Mein, 1985. — 289 S.
  167. Miller R. Schul-Labyrinth: Gedanken-Gange, Anstosse, Aus-Wege: Hilfe im Umgang mit Veranderungen. — Weinheim- Basel: Beltz, 1993. — 264 S.
Заполнить форму текущей работой