Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Профилактика нарушений голоса у лиц речевых и вокальных профессий

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Инструментальное исследование студентов III группы показало, что только у 11 человек (24,4%) фонационное дыхание было достаточным. После занятий на овладение косто-абдоминальным типом дыхания, ВМФ у 30 человек (66,7%) было в пределах нормы. Овладение навыком оптимального использования голоса возможно лишь при сформированности дыхательной опоры. Показателем этого является время максимальной… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Состояние голоса специалистов голосо-речевых профессий по данным научной литературы
    • 1. 1. Профессиональные нарушения голоса
    • 1. 2. Состояние проблемы восстановления голоса
  • Глава II. Экспериментальное изучение состояния голоса студентов речевых и вокальных профессий (констатирующий эксперимент)
    • 2. 1. Организация, материалы и методы исследования
    • 2. 2. Результаты анкетирования студентов речевых факультетов
    • 2. 3. Результаты анкетирования студентов певческого факультета
    • 2. 4. Клинико-логопедическая характеристика голоса студентов
    • 2. 5. Результаты инструментального исследования основных акустических параметров голоса
  • Глава III. Программа курса «Постановка речевого голоса» для студентов голосо-речевых профессий (обучающий эксперимент)
    • 3. 1. Нормализация мышечного тонуса тела
    • 3. 2. Коррекция физиологического и фонационного дыхания
    • 3. 3. Определение рабочего диапазона голоса и работа над резонированием звука
    • 3. 4. Функциональные тренировки для развития тонового и динамического диапазона голоса
    • 3. 5. Закрепление навыка правильного голосоведения
  • Глава IV. Коррекция нарушений голоса
    • 4. 1. Восстановление голоса представителей речевых профессий
    • 4. 2. Особенности коррекционной работы с представителями вокальных профессий

Профилактика нарушений голоса у лиц речевых и вокальных профессий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Голос является неотъемлемым компонентом процесса коммуникации. Речевое общение не может осуществляться полноценно при нарушении голосоведения. Расстройства голоса различного генеза затрудняют как процесс воспроизведения речи самим говорящим, так и восприятие ее окружающими (Н.И. Жинкин, 1963; Л. М. Телеляева 1983; О. С. Орлова 1998; Л. Б. Дмитриев, 2000; Ю. С. Василенко, 2002; Е. В. Лаврова, 2002, и др.).

Помимо этого, интонационная, и как следствие этого — смысловая сторона высказывания, передаваемые голосом, могут искажаться. Поэтому голосовая функция, как структурный компонент экспрессивной речи, является важной социальной категорией.

Восстановлением голоса занимается целый ряд специалистов: логопеды, фониатры, оториноларингологи, психотерапевты, вокалисты и другие специалисты.

Разработка коррекционно-педагогических методик по устранению нарушений голоса является важной проблемой современных исследований в области теории и практики фониатрии и логопедии (А.Т. Рябченко, 1967; Е. С. Алмазова, 1973; Е. В. Лаврова, 1977; В. А. Тринос, 1980; Л. Е. Гончарук, 1981; Е. А. Покотиленко, 1988; Д. К. Вильсон, 1990; И. А. Лебедев, 1993; О. С. Орлова, 1998, и др.). Существуют самые разнообразные методы воздействия на голосовой аппарат: медикаментозное, физиотерапевтическое, хирургическое, психотерапевтическое, фонопедическое, вокальной фонопедией. Преимущество метода фонопедии заключается в возможности предупреждения и устранения заболевания в результате перестройки механизма голосообразования.

Наряду с эффективным логопедическим воздействием, направленным на преодоление нарушения голосовой функции, необходима оптимизация процесса раннего выявления и профилактики расстройств голоса. Это позволит предотвратить переход нарушений в хронические.

Сведения о распространенности голосовых нарушений весьма разноречивы. По данным Ю. С. Василенко (1974), заболеваемость голосового аппарата составляет для переводчиков — 31%, воспитателей детских садов и яслей — 36%, педагогов — 40%, экскурсоводов — 77%. Отечественные и зарубежные авторы отмечают увеличение заболеваемости голосового аппарата у педагогов с 30−40% в 30−60-е годы XX века до 55−60% случаевв последнее десятилетие (Н. Gundermann, 1970; G. Bohme, 1983; И. А. Лебедев, 1993; В. Б. Панкова, 1997; R.T. Satalloff, 1997; О. С. Орлова, 2000, и др.). Е. В. Лаврова и соавт. (1984) указывают, что среди всех обследованных больных с голосовыми нарушениями 80% являются профессионалами голоса в возрасте от 25 до 55 лет.

Наиболее подвержены расстройствам голоса лица голосо-речевых профессий, которые не владеют навыками правильной голосоподачи. Неправильная техника голосоведения и, как следствие этого, перенапряжение голосового аппарата являются распространенными причинами возникновения нарушений, которые могут повлечь за собой профессиональную нетрудоспособность (Г.Т. Бекбулатов, 1969; Е. В. Лаврова, 1987; Л. Б. Дмитриев, 1990; З. И. Аникеева, 1995; Н. В. Оленчик, 1998, и др.). Помимо этого, незначительные дефекты голоса для этой категории лиц могут быть психотравмирующими и приводят к возникновению невротических реакций.

С каждым годом увеличивается число профессий, которые требуют повышенной нагрузки голосового аппарата. В связи с этим возрастает потребность в организации профилактической помощи лицам голосо-речевых профессий.

Актуальность исследования определяют недостаточная разработанность эффективных методов постановки голоса лиц речевых и вокальных профессий, необходимость создания четкой программы по предупреждению нарушений голоса и его развития. Несмотря на достаточно многочисленные клинические и педагогические исследования различных видов голосовой патологии, целесообразно совершенствование педагогических технологий постановки голоса студентов голосо-речевых профессий и реабилитационных мероприятий при голосовых нарушениях для оптимизация логопедической работы.

Выбор темы определил проблему работы: «Какие должны быть предложены превентивные мероприятия для сохранения физиологической нормы голоса и расширения функциональных возможностей голосового аппарата студентов, профессия которых связана с большой голосовой нагрузкой? Какова должна быть коррекция при выявленной патологии голоса?».

Решение данной проблемы является целью исследования.

Объект исследования — состояние голоса студентов речевых и вокальных профессий, исследование его качеств.

Предмет исследования — разработка и внедрение педагогической технологии процесса коррекционно-развивающего обучения, направленного на совершенствование голоса студентов и профилактическую работу по предупреждению голосовых расстройств будущего специалиста.

Цель, объект и предмет исследования определили гипотезу, которая предполагает, что разработанные логопедические технологии позволят предотвратить заболевания голосового аппарата у лиц речевых и вокальных профессий.

В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и выдвинутой гипотезой были определены задачи исследования:

1. Изучить функциональное состояние голоса студентов богословского, педагогического, миссионерского факультетов и факультета церковного пения методом анонимного анкетирования.

2. Исследовать акустические параметры речевого и вокального голоса объективными инструментальными методами.

3. Разработать, научно обосновать и апробировать логопедические технологии, на основании которых составить программу постановки голоса студентов речевых и вокальных профессий.

4. Определить методы и дифференцированную систему упражнений по коррекции расстройств голосовой функции с учетом профессиональной деятельности.

Для решения поставленных задач и выявления состоятельности выдвинутой гипотезы были использованы следующие методы исследования:

• теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования;

• изучение анамнестических данных и медицинской документации;

• инструментальные (метод определения голосового поля, метод определения профиля речевого голоса, определение времени максимальной фонации);

• организационные (сравнительный, комплексный);

• эмпирические (анкетирование, беседа, наблюдениеклинико-логопедическое обследованиеконстатирующий, обучающий и контрольный эксперименты);

• статистическая обработка и сравнительный анализ данных исследования.

Методологической основой исследования являются диалектика как общенаучный метод познания, заключающийся в целостности и всестороннем рассмотрении явлений и процессов в их развитии, взаимодействии, взаимообусловленностиидеи Л. С. Выготского и его последователей о сложной структуре нарушений развитияположения о комплексном и системном подходе к коррекционному обучению (Р.Е.Левина, Е. В. Лаврова, О.С.Орлова) — коррекционно-дифференцированная направленность обучения людей с расстройствами голоса.

Наиболее существенные результаты исследования: обоснована необходимость целенаправленных систематических занятий по тренировке голосового аппарата будущих профессионалов голоса и речиразработаны логопедические технологии, на основании которых составлена программа постановки голоса студентов речевых и вокальных профессий, предупреждающая его дальнейшее нарушениеопределены методы и системы упражнений по коррекции расстройств голосовой функции с учетом профессиональной деятельности.

Научная новизна исследования:

• получены достоверные данные о функциональном состоянии голоса студентов, профессия которых связана с интенсивной голосовой нагрузкой. Изучены функциональные возможности голосового аппарата студентов-вокалистов и студентов речевых профессий объективными инструментальными методами в процессе обучения;

• раскрыты сущность и структура нарушений голоса у разных категорий студентов — речевиков и вокалистов — в зависимости от профессиональной деятельности;

• обоснованы положения о необходимости систематической и целенаправленной работы по постановке голоса студентов в период обучения, для чего была составлена специальная программа поэтапной тренировки голосового аппарата;

• предложены дифференцированные приемы коррекции голоса студентов, имеющих патологию голосового аппарата.

Теоретическая значимость исследования:

• расширены имеющиеся представления о необходимости специальных тренировок голосового аппарата лиц будущих голосо-речевых профессий, что было подтверждено объективными инструментальными исследованиями;

• выявлены и экспериментально обоснованы педагогические условия, при которых работа наиболее эффективна;

• определены показатели, выявляющие функциональную недостаточность голосового аппарата;

• определены педагогические технологии коррекционной работы;

• разработаны дифференцированные программы в зависимости от контингента студентов.

Практическая значимость исследования обусловлена тем, что: содержащиеся в нем теоретические положения и выводы отражены в научно-методических рекомендациях, применение которых позволяет достичь высокой эффективности предупреждения и коррекции нарушений голоса будущих специалистов голоса и речиразработаны и апробированы новые логопедические технологии для проведения обследования будущих специалистов голосо-речевых профессий и коррекционной работы с ними, в которой нашли отражение теоретические положения диссертациирезультаты исследования могут быть использованы в программах курса постановки голоса студентов и молодых специалистов в средних и высших учебных заведениях, работа которых предполагает большую голосо-речевую нагрузку, в программах лекционных курсов при освещении проблемы профессиональных нарушений голоса, в практической работе специалистов фониатрических кабинетов.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивается фундаментальными положениями философии, вытекающими из диалектической логики познаниямеждисциплинарной методологической базой исследованияопорой на основные общепедагогические и методологические принципы логопедииприменением комплекса адекватных современных методов, соответствующих предмету, цели и задачам работыдинамическим характером изучения и личным участием исследователя в проведении экспериментастатистической обработкой полученных результатов.

Организация исследования. Исследование проводилось в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете г. Москвы, Московском педагогическом государственном университете г. Москвы. Базу исследования составили студенты богословского, миссионерского, педагогического, дефектологического факультетов и факультета церковного пения. Исследованием были охвачены 234 студентов 1−5-го курсов дневных и вечерних отделений. Клинико-логопедическое и инструментальное обследование прошли 158 человек, из них студентов и преподавателей речевых факультетов — 81 человек, певческого факультета — 77.

Этапы проведения исследования.

Первый этап — анализ философской, общей педагогической и психологической литературы, изучение специальной литературы и научно-практического опыта работы с лицами с нарушениями голоса, определение рабочей гипотезы, подбор методов исследования и контроля результатов (1999;2000 гг.).

Второй этап — проведение констатирующего эксперимента, обобщение и систематизация данных, полученных при проведении констатирующего эксперимента. Осуществление обучающего эксперимента (2000;2002 гг.).

Третий этап — апробация методических приемов коррекционной работы при обучении будущих профессионалов голосо-речевых профессий с нарушениями голоса правильному голосоведению, анализ результатов обучающего эксперимента, формулирование выводов (2002;2004 гг.).

Апробация результатов исследования осуществлялась посредством обсуждения основных положений на заседаниях кафедры логопедии МПГУ (2000;2002), выступления на конференциях молодых ученых (2000,2001), международном семинаре «Актуальные вопросы фониатрии и реконструктивной хирургии гортани» (2002), внедрения разработанной программы в практику работы Московского педагогического государственного университета, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета г. Москвы.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Анонимное анкетирование позволяет выявить значительный процент (85,1%) трудностей, связанных с использованием голоса будущими специалистами речевых и вокальных профессий.

2. Использование инструментальных методов исследования голоса объективно оценивает состояние голосовой функции и эффективность применяемых методик.

3. Разработанная программа постановки речевого голоса является основным мероприятием по предупреждению его расстройств.

4. Использование дифференцированных приемов коррекции голосовых расстройств с учетом характера профессиональной деятельности позволяет достичь положительных результатов в комплексной реабилитации данного контингента.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, выводов, списка литературы и приложения.

ВЫВОДЫ.

1. В результате обследования студентов методом анонимного анкетирования функциональная неполноценность голосового аппарата была выявлена у 81,6% студентов речевых факультетов и 95% студентов-вокалистов. Это проявлялось наличием у студентов голосовой утомляемости, изменением тембра голоса, снижением его силы, наличием парестезий и рядом других симптомов.

2. Инструментально изучены основные акустические параметры певческого и речевого голоса у студентов со здоровым голосовым аппаратом, а также у лиц с нарушениями голоса, в результате чего получены достоверные данные о снижении функциональных возможностей голосового аппарата студентов, профессия которых связана с интенсивной голосовой нагрузкой.

Обследование с помощью объективных инструментальных методов установило, что у 75,6% студентов речевых факультетов фонационное дыхание и динамические возможности голоса были сниженными. У 31,1% студентов-вокалистов были обнаружены недостатки фонационного дыхания, у 51,1% -динамического диапазона речевого голоса, у 60% основные акустические параметры вокального голоса (тоновый диапазон, диапазон интенсивности, площадь голосового поля) были недостаточными. Полученные данные свидетельствуют о неподготовленности голосового аппарата студентов к значительным голосовым нагрузкам.

3. Использование инструментальных методов исследования голоса позволяет объективно определять и документировать состояние функции речевого и певческого голоса, а также эффективность применяемых методик.

4. Проведенные инструментальные исследования определили дифференцированные приемы коррекции голосовых расстройств у студентов с нарушениями голоса в зависимости от характера выявленной патологии и рода профессиональной деятельности. Учет особенностей изменения голосового аппарата и направленность коррекционного воздействия позволили достичь устойчивых положительных результатов в комплексной реабилитации данного контингента лиц.

5. На основании разработанных логопедических технологий была составлена программа специальных занятий по профилактике голосовых расстройств у студентов речевых и вокальных профессий. Она включала овладение теоретическими знаниями об анатомо-физиологических механизмах голосообразования, знакомство с основными гигиеническими правилами, предупреждающими возникновение расстройств голосовой функции, работу над нормализацией мышечного тонуса, коррекцией физиологического и фонационного дыхания и тренировки по улучшению акустических качеств голоса. Владение навыками поставленного голоса позволяет свободно выполнять повышенную голосовую нагрузку, таким образом обеспечивая лицам голосо-речевых специальностей профессиональное долголетие.

Полученные результаты доказывают, что предлагаемая программа занятий является эффективной, способствует повышению уровня профессионализма и обеспечивает осознанное овладение практическими навыками оптимального голосоведения.

6. Программа курса «Постановка речевого голоса», направленная на сохранение физиологической нормы голоса и расширение функциональных возможностей голосового аппарата студентов, профессия которых связана с большой голосовой нагрузкой, является основным превентивным мероприятием по предупреждению расстройства голосовой функции. Реализация этой программы позволяет в значительной мере предотвратить заболевания голосового аппарата у данного контингента лиц.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проблема предупреждения и реабилитации голосовых нарушений приобретает в настоящее время важное социальное значение, в связи с тем, что число лиц, страдающих названной патологией, имеет тенденцию к росту. Помимо этого, с каждым годом увеличивается ряд профессий, которые требуют повышенной нагрузки голосового аппарата. Это определяет возрастающую потребность в организации профилактической помощи лицам речевых и вокальных профессий.

Данное исследование было направлено на изучение функциональных возможностей голоса в норме и при его расстройствах у будущих профессионалов голоса и речи, на создание программы по развитию голосовой функции, а также разработку методических приемов дифференцированной коррекционно-педагогической работы по устранению нарушений голоса с учетом характера профессиональной деятельности. Разработанная методика клинико-педагогического и инструментального обследования позволила определить функциональное состояние голоса студентов, исследовать акустические параметры речевого и вокального голоса объективными инструментальными методами.

Для выявления общего состояния голосовой функции было разработано и проведено анонимное анкетирование 234 студентов 1−5-го курсов дневного и вечернего отделений Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Анализ результатов анкетирования позволил выявить стаж голосовой работы, симптомы изменения голоса, факторы, способствующие возникновению голосовых расстройств, частоту заболеваний голосового аппарата, отношение к своему дефекту и своевременно направлять для оказания специализированной помощи.

В результате обследования было установлено, что функциональная неполноценность голосового аппарата была выявлена у 81,6% студентов речевых факультетов и 95% певческого. Изменение голоса у студентов проявлялось следующими наиболее распространенными симптомами: утомляемость голоса, осиплость или охриплость тембра, отсутствие громкости, затруднения при пении и ощущение сухости, першения, «кома» в горле. Наиболее распространенными факторами риска, приводящими к нарушению голосовой функции, являлись: форсирование вследствие неправильного голосоведения, простудные заболевания и совокупность нескольких этиологических моментов. Большинство учащихся вуза не обращались своевременно к специализированной помощи, а занимались самолечением. У 21,2% студентов речевых факультетов и 38,3% студентов певческого факультета нарушения голоса возникали многократно в течение года, что затрудняло как обучение, так и работу. Студенты, ранее прошедшие курсы по «Технике речи» или «Выразительному чтению», также испытывали трудности, связанные с использованием голоса. Даже незначительные дефекты голосоведения для лиц речевых и певческих профессий являются часто психотравмирующими и приводят к возникновению невротических реакций. Это особенно характерно для лиц певческой профессии (51,4% и 88,4% соответственно).

Экспериментальное изучение 158 человек включало анализ анамнестических и клинических данных, логопедическое и инструментальное обследование.

Инструментальное исследование является более объективным и наглядным, как для подтверждения патологии, так и для улучшения голосовой функции. Оно состояло из определения времени максимальной фонации (ВМФ), профиля речевого голоса и — для студентов-вокалистов — определения голосового поля. Данные исследования позволяют судить о сформиро-ванности фонационного дыхания, выносливости голоса, динамическом диапазоне речевого голоса и основных акустических параметрах вокального голоса.

Для оценки состояния голосовой функции студентов, результатов обучения навыкам оптимального голосоведения, а также голосовой терапии были сформированы две контрольные группы в зависимости от рода деятельности. Они были отобраны на основании данных клинико-логопедического обследования. I контрольную группу составили студенты речевых факультетов со здоровым голосовым аппаратом и не испытывающие голосовых проблем. II контрольную группу составили студенты-вокалисты.

Клинико-педагогическое и инструментальное изучение студентов речевых факультетов (III группа) обнаружило отклонения от нормы по многим пунктам комплексного обследования. У 24,4% данной группы были выявлены функциональные расстройства голосового аппарата и у 8,9% - органические. У 66,6% студентов были отмечены те или иные акустические недостатки голоса: изменения высоты (13,3%), силы (8,9%), тембра (33,3%) или тонового диапазона (11,1%). Жалобы на голосовую утомляемость предъявляли (35,6%) респондентов.

Инструментальное исследование студентов III группы показало, что только у 11 человек (24,4%) фонационное дыхание было достаточным. После занятий на овладение косто-абдоминальным типом дыхания, ВМФ у 30 человек (66,7%) было в пределах нормы. Овладение навыком оптимального использования голоса возможно лишь при сформированности дыхательной опоры. Показателем этого является время максимальной фонации. Определение профиля речевого голоса показало, что только у 24,4% респондентов динамический диапазон находился в пределах нормы. После курса «Постановка речевого голоса» у всех учащихся отмечено улучшение динамических возможностей голоса. Величина динамического диапазона у 27 человек (60%) соответствовала значениям у лиц контрольной группы. Остальным обучающимся предварительно необходимо было пройти курс восстановления голоса.

Среди студентов-вокалистов (IV группа) функциональные нарушения голоса были диагностированы у 42,2%, органические — у 6,7%. Логопедическое обследование выявило нарушение высоты тона голоса (11,1%), силы (4,4%), тембра (31,1%). Голосовую утомляемость при пении отмечали 20%, при речи — 11,1%.

Инструментальное исследование представителей IV группы обнаружило, что время максимальной фонации было сниженным у 31,1%.

У 51,1% респондентов динамический диапазон речи был недостаточным. Основные акустические параметры певческого голоса: тоновый диапазон, динамический диапазон, динамический диапазон на пиано и форте, площадь голосового поля — у 60% были ниже таковых, чем у студентов со здоровым голосовым аппаратом.

Большую часть лиц с нарушениями голоса (V группа) составили студенты с гипотонусной дисфонией (55,5%), меньшую — с фонастенией (22,2%). С психогенными нарушениями обратились 11,1%, с узелками голосовых складок — 5,6%, с хроническим ларингитом — 5,6%. Логопедическое обследование представителей V группы выявило нарушение высоты голоса у 55,6%, тонового диапазона — у 33,3%, силы — у 77,8%, тембра — у 100%. Все пациенты отмечали утомляемость голоса.

Инструментальное исследование показало снижение времени максимальной фонации у 83,3%. Уменьшение динамического диапазона речи наблюдалось в 100% случаев. Тоновый диапазон, диапазон интенсивности, прирост силы голоса на пиано и форте, площадь голосового поля были значительно сниженными (100%). В ходе фонопедических занятий, в которых обязательными направлениями являлись овладение навыком правильного дыхания и координация дыхания с голосообразованием, происходило увеличение ВМФ на 8−9 секунд и увеличение динамического диапазона речевого голоса.

Изучение в динамике фонетограмм лиц с нарушениями голоса позволило определить, что в процессе фонопедического обучения происходило увеличение тонового диапазона, динамического диапазона, площади голосового поля (основных акустических параметров голоса) и, соответственно, коэффициента оценки голосообразования. Это подтвердило эффективность предложенной методики. В ходе проведения констатирующего эксперимента были получены результаты, свидетельствующие о том, что метод определения профиля речевого голоса позволяет объективно определять и документировать состояние функции речевого голоса до и после голосовой терапии, а также обучения правильному голосоведению. Поскольку данный метод является простым, быстрым, достоверным и объективным в оценке состояния голоса, это позволяет рекомендовать его для широкого применения в логопедической практике. Статистическая обработка данных дала количественную оценку результатов по улучшению голоса. Было доказано, что различия не связаны со случайными факторами, а являются подтверждением проведенной работы.

Разработанная программа постановки речевого голоса является основным мероприятием по профилактике расстройств голоса в период обучения в вузе. Основная задача курса состоит в том, чтобы студенты познакомились с анатомо-физиологическими механизмами голосообразования, овладели практическими навыками правильного голосоведения и основными гигиеническими правилами, предупреждающими расстройства голосовой функции.

Навыки поставленного голоса позволяют голосовому аппарату приспособиться к повышенной голосовой нагрузке, обеспечивая таким образом профессиональное долголетие. В данной работе предлагаются следующие направления.

1. Нормализация мышечного тонуса. Коррекция осанки. Проводились релаксационные тренировки для снятия общего напряжения и напряжения мышц, участвующих в голосообразовании. С помощью упражнений для коррекции осанки необходимо добиться функционально правильной, гибкой осанки, при которой все группы мышц задействованы равномерно и находятся в тонусе.

2. Коррекция физиологического дыхания. Постановка фонационного дыхания. Целью этого направления является овладение косто-абдоминальным типом дыхания для организации во время речи спокойного и глубокого дыхания, обеспечивающего оптимальное звучание. Закрепление координированной работы органов дыхания, голосообразования и артикуляции.

3. Тренировки артикуляционного аппарата. Четкая и согласованная работа органов артикуляции определяет хорошую дикцию. От согласованной деятельности оральной мускулатуры зависят такие качества голоса, как звонкость и полетность.

4. Определение рабочего диапазона голоса и работа над резонированием звука. Необходимо закрепить в середине диапазона легкое, естественное звучание, и только после этого возможно переходить к формированию звуков в нижней и верхней частях диапазона. Правильное использование резонатор-ных полостей происходит за счет развития ощущения головного и грудного резонирования.

5. Функциональные тренировки для развития тонового и динамического диапазона голоса. Их целью является умение соединять интенсивность звучания с ощущением свободы и легкости, совершенствование возможностей голоса к модуляциям, звуковысотным изменениям тона.

6. Закрепление навыка правильного голосоведения. Основной задачей этого направления является введение навыка правильного голосоведения в речевую практику. Работа направлена на закрепление звучного, собранного звучания, ровности, устойчивости, гибкости и выносливости голоса.

Проведенные со студентами занятия дали положительные результат: практически все студенты овладели навыками косто-абдоминального дыхания, хорошо различали звучание голоса в разных регистрах, не жаловались на утомляемость голоса, владели звучной, полноценной речью и четкой артикуляцией. Студентам с патологией голосоведения необходимо находиться под наблюдением фониатра и логопеда.

При лечении голосовой патологии различного генеза применялась дифференцированная комплексная система реабилитационных мероприятий, позволяющая достичь устойчивых результатов. Комплексное медико-социально-педагогическое воздействие реализуется в следующих направлениях работы: в восстановлении анатомо-физиологической структуры аппарата фонации, согласованности всех звеньев речедвигательного и речеслухово-го анализаторов, формировании и закреплении навыков правильного голосо-образования и коррекции поведения и личности обучающегося. Ведущая роль при восстановлении большинства нарушений голоса различной этиологии принадлежит функциональным тренировкам голосового аппарата, благодаря которым формируется оптимальный способ голосоведения. Такой подход к коррекции голосовых нарушений позволяет эффективно восстанавливать нарушенную функцию.

Специфика коррекционных приемов работы с будущими профессионалами голоса и лицами, имеющими певческую нагрузку, состояла в том, что в качестве основных предпосылок для формирования хорошего голоса рассматривались ширина надгортанных полостей резонаторов и подвижность гортани. Коррекционно-педагогическая работа включала следующие направления: формирование косто-абдоминального дыхания, обучение «дыхательному броску»: пружинящему сокращению мышц живота с фонацией, освоение внутриглоточной артикуляции, нахождение оптимального тона голоса, закрепление правильной фонации.

Результаты экспериментальной коррекционно-педагогической работы показали, что у 76,9% лиц с нарушениями голоса удалось полностью восстановить голосовую функцию. Это заключалось в нормализации ларингоскопической картины, функциональных возможностей голоса, определяемых инструментально, и в отсутствии жалоб на неприятные ощущения в глотке и гортани, акустические недостатки звучания. Значительное голосовое улучшение отмечено у 23,1% лиц с нарушениями голоса.

Таким образом, программа реабилитационно-педагогических мероприятий должна быть дифференцирована, патогенетически обусловлена и лично-стно ориентирована.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Т.Н. Состояние голосового аппарата у больных с заболеваниями полости носа и околоносовых пазух Текст.: автореф. дис.. канд. мед. наук / Т. Н. Агапова. М., 1997. — 19 с.
  2. H.A. Руководство по постановке певческого и разговорного голоса Текст. / H.A. Адулов. Липецк, 1996. — 376 с.
  3. Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей Текст. / Е. С. Алмазова. -М.: Просвещение, 1973. 151 с.
  4. Е.С. Основы методики логопедической работы по восстановлению голоса у детей при органических заболеваниях гортани Текст.: дис. канд. пед. наук / Е. С. Алмазова. М., 1965. — 255 с.
  5. З.И., Аникеев Ф. М. Как развить певческий голос Текст. / З. И. Аникеева, Ф. М. Аникеев. Кишинев: Шниинда, 1981. — 170 с.
  6. З.И. Нарушение и восстановление голоса у вокалистов Текст. / З. И. Аникеева. — Кишинев: Штинца, 1985. 174 с.
  7. З.И. Применение шумометра PSI-202 для исследования голосового поля певца при профессиональных заболеваниях голоса Текст. / З. И. Аникеева // Журнал ушных, носовых и горловых болезней. — 1985.-№ 6.-С. 30−33.
  8. Аутогенная тренировка в комплексном лечении функциональных нарушений голоса Текст.: метод, рекомендации / Сост. JI.E. Гончарук, Ю. С. Василенко. М.: Минздрав РСФСР, 1982. — 16 с.
  9. Е.А. Клиника и лечение нарушений голоса при хронических неспецифических заболеваниях легких Текст.: дис.. канд. мед. наук / Е. А. Бачерикова. М., 1997. — 129 с.
  10. Г. Т. К лечению дисфоний и некоторых доброкачественных новообразований голосовых складок речевой и вокальной постановкой голоса Текст.: дис.. канд. мед. наук / Г. Т. Бекбулатов. М., 1969. -215 с.
  11. Г. Т. Лечение узелков голосовых складок речевой постановкой голоса Текст. / Г. Т. Бекбулатов // Журнал ушных, носовых и горловых болезней. 1973. — № 3. — С. 62−65.
  12. А.И., Габдулин Н. Т. Нарушения голоса при дисфункциях щитовидной железы Текст. / А. И. Бикбаева, Н. Т. Габдулин // Вестник оториноларингологии. 1986. — № 4. — С. 51−55.
  13. Н.Э. Клиника, диагностика и лечение голосового аппарата при дисгормональных гинекологических заболеваниях Текст.: дис.. канд. мед. наук / Н. Э. Бойкова. М., 1998. — 188 с.
  14. Н.Э. Сравнительная характеристика фонетограмм женского голоса в различные возрастные периоды Текст. / Н. Э. Бойкова // Новости оториноларингологии и логопатологии. 1998. — № 2 (14). -С. 102−104.
  15. .А. Искусство выразительного чтения Текст. / Б.А. Буяль-ский. М.: Искусство, 1986. — 174 с.
  16. Ю.С. Профессиональные нарушения голоса у лиц речевых профессий, их лечение, профилактика Текст.: дис.. докт. мед. наук / Ю. С. Василенко. М., 1974. — 325 с.
  17. Ю.С. Функциональные афонии и их лечение Текст. / Ю. С. Василенко // Вестник оториноларингологии. 1978. — № 4. — С. 83−87.
  18. Ю.С., Кажлаев О. М. О профессиональных заболеваниях гортани у вокалистов Текст. / Ю. С. Василенко, О. М. Кажлаев // Вестник оториноларингологии. 1982. — № 5. — С. 60−64.
  19. Ю.С., Орлова О. С. Применение фонопедии в комплексном лечении фониатрических больных Текст. / Ю. С. Василенко, О. С. Орлова // Актуальные проблемы фониатрии: междунар. симпозиум, 29 мая 1 июня 1995 г.: тез. докл. — Казань, 1995. — С. 27−28.
  20. Ю.С. К истории отечественной фониатрии Текст. / Ю. С. Василенко // Вестник оториноларингологии. 1999. — № 1. — С. 59−61.
  21. Ю.С. Голос: фониатрические аспекты Текст. / Ю. С. Василенко. М.: Энергоиздат, 2002. — 482 с.
  22. Н.П., Головина О. М., Урнова В. В. Искусство речи Текст. / Н. П. Вербовая, О. М. Головина, В. В. Урнова. М.: Искусство, 1977. -303 с.
  23. Д.К. Нарушение голоса у детей Текст. / Д. К. Вильсон. М.: Медицина, 1990. — 448 с.
  24. Р.И. Несколько случаев профессиональных заболеваний голоса Текст. / Р. И. Вольфовская // Профессиональная патология и гигиена. М.: НКЗРСФСР, 1928. — С. 31−36.
  25. Е.М. Лечение спастической афонии и дисфонии при помощи ортофонического метода Текст. / Е. М. Воронина // Журнал ушных, голосовых и горловых болезней. 1939. — № 2. — С. 159−171.
  26. Л.С. Проблемы дефектологии Текст. / Л. С. Выготский. -М.: Просвещение, 1995. 527 с.
  27. Н.Т. Клиника и лечение нарушений голоса при тиреоидной недостаточности Текст. / Н. Т. Габдуллин // Современные методы диагностики и лечения заболеваний гортани: респ. сб. науч. тр. М., 1988.-Вып. 34.-С. 43−48.
  28. С.С. Профессиональные заболевания гортани у лиц голосовых и речевых профессий Текст.: автореф. дис.. канд. мед. наук / С. С. Герасимова. Киев, 1972. — 19 с.
  29. Гигиена голоса Текст.: метод, разработки / Сост. Х. А. Аллаяров. М. МГУ, 1983. -30 с.
  30. Л.Е. Психотерапия в комплексном лечении больных функциональными дисфониями и афониями Текст. / Л. Е. Гончарук // Вестник оториноларингологии. 1981. — № 1. — С. 23−26.
  31. М.Б. Спастическая дисфония: Патогенез, диагностика, клиника, лечение Текст.: дис.. канд. мед. наук / М. Б. Дебрянская. -М., 1994. 143 с.
  32. Е.В. Клиника и лечение рецидивирующих заболеваний голоса Текст.: дис.. канд. мед. наук/ Е. В. Демченко. М., 1988. — 159 с.
  33. Детский голос. Экспериментальные исследования Текст. / Под ред. В. Н. Шацкой. М.: Педагогика, 1970. — 231 с.
  34. М. Искусство релаксации. Снятие напряжения. Преодоление стресса Текст. / Майкл Джордж. Лондон- М.: Самономоид, 1998. -159 с.
  35. Диагностика и лечение заболеваний голосового аппарата у лиц голосо-речевых профессий Текст.: метод, рекомендации. Киев.: М-во здра-воохр. УССР, 1987. — 21 с.
  36. Л.Б. и др. Фониатрия и фонопедия Текст. / Л. Б. Дмитриев, Л. М. Телеляева, С. Л. Таптапова, И. И. Ермакова. М.: Медицина, 1990. -272 с.
  37. Л.Б. Основы вокальной методики Текст. / Л. Б. Дмитриев. -М.: Музыка, 2000. 368 с.
  38. A.M. Гигиена певца Текст. / A.M. Егоров. М.: Музгиз, 1955. -167 с.
  39. И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков Текст.: кн. для логопеда / И. И. Ермакова. 2-е изд. — М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1996. — 143 с.
  40. В.Г., Лебедева Н. Ф. Особенности развития голосового аппарата у детей Текст. / В. Г. Ермолаев, Н. Ф. Лебедева // Развитие детского голоса / под ред. В. Н. Шацкой. М.: Наука, 1963. — С. 111−123.
  41. В.Г., Лебедева Н. Ф., Морозов В. П. Руководство по фониат-рии Текст. / В. Г. Ермолаев, Н. Ф. Лебедева, В. П. Морозов. Л.: Медицина, 1970. — 272 с.
  42. О.Ю. Правильное дыхание Текст.: практ. пособие / О. Ю. Ермолаев. М.: Флинта: Наука, 2001. — 192 с.
  43. М.Р., Петрова Е. В., Румянцев В. Н. Общая теория статистики Текст. / М. Р. Ефимова, Е. В. Петрова, В. Н. Румянцев. 2-е изд. — М.: Инфра-М, 2002. — 416 с.
  44. Н.И. Механизмы речи Текст. / Н. И. Жинкин. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. — 370 с.
  45. Н.И. О теориях голосообразования Текст. / Н. И. Жинкин // Речь и мышление. М.: Наука, 1963. — С. 219−271.
  46. Л.А., Тринос Л. А. Практическая фониатрия Текст. / Л.А. За-рицкий, Л. А. Тринос. Киев: Вища школа, 1984. — 168 с.
  47. Ф.Ф. Научные основы постановки голоса Текст. / Ф.Ф. За-седателев. 2-е изд. — М.: Музыкальный сектор, 1929. — 95 с.
  48. М. Расстройства речи в детском возрасте Текст.: пер. с чешек. / М. Зееман. М.: Музгиз, 1962. — С. 284−295.
  49. Л.Р. Интонация Текст. / Л. Р. Зиндер. Киев: Вища школа, 1978.-187 с.
  50. Л.Р. Общая фонетика Текст. / Л. Р. Зиндер. М.: Просвещение, 1981.-230 с.
  51. С.И., Телеляева Л. М. Узелки голосовых складок. Диагностика, клиника, лечение Текст. / С. И. Ибрагимова, Л. М. Телеляева // Вестник оториноларингологии. 1983. — № 6. — С. 54−56.
  52. Ф.А. Сборник логопедических упражнений при расстройстве голоса Текст. / Ф. А. Ивановская. М.: Просвещение, 1961. — 56 с.
  53. Ф.А. Профилактика голосовых расстройств Текст. / Ф. А. Ивановская // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты) / Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. М.: Гуманит. изд. центр Владос, 1997. — Т. 1. — С. 302−306.
  54. Т.А. Берегите голос. Советы учителям Текст.: метод, рекомендации / Т. А. Иванько. Великий Новгород: Новгор. регион, центр развития образования, 1999. — 28 с.
  55. С.Е. Профессиональная заболеваемость верхних дыхательных путей заболевания органа слуха у педагогов г. Горького Текст. / С. Е. Каган //Вестник оториноларингологии. 1936. — № 5. — С. 61−64.
  56. О.М., Бутусов А. Д. Определение голосового поля вокалистов при заболеваниях гортани Текст. / О. М. Кажлаев, А. Д. Бутусов // Вестник оториноларингологии. 1983. — № 2. — С. 55−59.
  57. О.М. Профессиональные нарушения голоса у вокалистов, их терапия и профилактика Текст.: автореф. дис.. канд. мед. наук / О. М. Кажлаев. М., 1984. — 22 с.
  58. О.М., Гельфанд И. И. Количественная оценка голоса путем математической обработки фонетограмм Текст. / О. М. Кажлаев, И. И. Гельфанд // Журнал ушных, голосовых и горловых болезней. — 1985.-№ 5.-С. 64−67.
  59. М.А. Клинико-физиологические особенности функциональной голосо-речевой системы у преподавателей школ Текст.: автореф. дис.. докт. мед. наук / М. А. Калинин. Архангельск, 2000. — 41 с.
  60. A.A. Техника речи и постановка голоса Текст.: метод, разработки / A.A. Князьков. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1985. — 54 с.
  61. И.П. Произношение и дикция Текст. / И. П. Козлянинова. М.: ВТО, 1970. — 150 с.
  62. И.П., Чарели Э. Н. Тайны нашего голоса Текст. / И. П. Козлянинова, Э. Н. Чарели. Екатеринбург, 1992. — 320 с.
  63. Т.В. Нарушения голоса в структуре речевого дефекта Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук/Т.В. Колпак. -М., 1999. 16 с.
  64. Л.А. Формирование интонационной выразительности у детей с речевыми нарушениями Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Л. А. Копачевская. М., 2000. — 17 с.
  65. И.И. Экспертиза нетрудоспособности при профессиональных заболеваниях голосового аппарата Текст. / И. И. Крушевская // Журнал ушных, носовых и горловых болезней. 1984. — № 4. -С. 44−46.
  66. О.В. Выразительное чтение Текст. / О. В. Кубасова. М.: Academia, 1998. — С. 37−76.
  67. Ю.И., Лопотко Е. С. Дифференциальная методика восстановления голоса при функциональных и органических нарушениях Текст.: метод, рекомендации / Ю. И. Кузьмин, Е. С. Лопотко. Л., 1984. -16 с.
  68. В.А. Голосовые нарушения вегетативной патологии Текст. / В. А. Куршев. Волгоград, 1986. — 12 с.
  69. Е.В. Методика восстановления голоса при некоторых нарушениях функции голосового аппарата Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Е. В. Лаврова. М., 1975. — 20 с.
  70. Е.В. Фонопедическая терапия при парезах и параличах гортани Текст.: метод, рекомендации / Е. В. Лаврова. М., 1977. — 10 с.
  71. Е.В., Самолюбовер Э. Г. Восстановление голоса при функциональных дисфониях у больных с невротическими состояниями Текст. / Е. В. Лаврова, Э. Г. Самолюбовер // Вестник оториноларингологии. -1979.-№ 1.-С. 17−21.
  72. Е.В., Таптапова С. Л., Ермакова И. И. Значение фонопедии в реабилитации больных с функциональными нарушениями голоса Текст. / Е. В. Лаврова, С. Л. Таптапова, И. И. Ермакова // Вестник оториноларингологии. 1984. — № 4. — С. 55−58.
  73. Е.В. Характеристика и классификация нарушений голоса Текст. / Е. В. Лаврова // Дефектология. 1987. — № 1. — С. 34−38.
  74. И.А. Психическая патология у лиц, страдающих функциональными голосовыми расстройствами Текст.: автореф. дис.. канд. мед. наук / И. А. Лебедев. М., 1993. — 19 с.
  75. Н.Ф. Методические указания по организации фониатрической помощи населению Текст. / Н. Ф. Лебедева. Л., 1968. — 6 с.
  76. Н. Ф. Методические указания по охране детского голоса: для врачей-фониатров и вокальных педагогов Текст. / Н. Ф. Лебедева. -Л., 1968.- 11 с.
  77. И.И. Развитие голоса певца и профессиональные болезни голосового аппарата. Научные предложения к методике постановки голоса Текст. / И. И. Левидов. Л.: Гос. музыкальное изд., 1933. — 194 с.
  78. И. И. Детское пение и охрана голоса детей Текст. / И. И. Левидов. Л., 1935. — 72 с.
  79. И. И. Певческий голос в здоровом и больном состоянии Текст. / И. И. Левидов. М.: Искусство, 1939. — 254 с.
  80. P.E. Основы теории и практики логопедии Текст. / P.E. Левина. М.: Педагогика, 1968. — 278 с.
  81. А.Н. Избранные психологические произведения Текст. / А. Н. Леонтьев. М.: Педагогика, 1983. — Т. 2. — 320 с.
  82. Т.В. Оценка функционального состояния голосового аппарата у детей и подростков Текст.: дис.. канд. мед. наук / Т. В. Лепехина. -M., 1993.-191 с.
  83. Логопедия Текст. / Под ред. Л. С. Волковой. 2-е изд. — М.: Просвещение: Владос, 1995. — Кн. 1. — С. 155−179.
  84. Е.А. Дыхание в хореографии Текст. / Е. А. Лукьянова. М.: Искусство, 1979. — 185 с.
  85. Люш Д. Развитие и сохранение певческого голоса Текст. / Д. Люш. -Киев: Муз. Украша, 1988. 144 с.
  86. А.И. О развитии внеречевого и речевого дыхания Текст. / А. И. Максаков // Дошкольное воспитание. 1992. — № 1. — С. 45−52.
  87. И. Фониатрия Текст. / И. Максимов. М.: Медицина, 1987. -288 с.
  88. E.H. Экспериментальная фонетика и научные основы постановки голоса Текст. / E.H. Малютин. Орел: Красная книга, 1924.15 с.
  89. B.C. Статистические параметры основного тона речи Текст.: автореф. дис.. канд. техн. наук / B.C. Мартынов. Л., 1965.16 с.
  90. О.И. Риторика как норма гуманитарной культуры Текст.: учеб. пособ. для высших учебных заведений / О. И. Марченко. М.: Наука, 1994. — 191 с.
  91. Массаж гортани как профилактика профессиональных заболеваний голосового аппарата у преподавателей Текст. М.: МГУ, 1982. — 26 с.
  92. Механизм речевого процесса и реабилитация больных с речевыми нарушениями Текст. М., 1984. — 153 с.
  93. Митринович-Моджеевска А. Патофизиология речи, голоса и слуха Текст. / А. Митринович-Моджеевска. Варшава, 1965. — 353 с.
  94. В.П. Вокальный слух и голос Текст. / В. П. Морозов. М.- Л.: Музыка, 1965. — 86 с.
  95. В.П. Тайны вокальной речи Текст. / В. П. Морозов. Л.: Наука, 1967. — 204 с.
  96. Н.В. Заболевания голосового аппарата у студентов вокальных и дирижерско-хоровых факультетов. Этиология. Клиника. Лечение Текст.: дис.. канд. мед. наук / Н. В. Оленчик. М., 1998. — 120 с.
  97. О.С. и др. Коррекционно-педагогическое воздействие при функциональных нарушениях голоса Текст.: метод, рекомендации / О. С. Орлова, Ю. С. Василенко, Г. Ф. Иванченко, Л. Е. Гончарук. М.: МЗРСФСР, 1990.-20 с.
  98. О.С. Коррекционно-педагогическое воздействие при функциональных нарушениях голоса Текст.: метод, рекомендации /O.G. Орлова.-М., 1992.-19 с.
  99. О.С. Профилактика нарушений голоса у лиц речевых профессий Текст. / О. С. Орлова. М.: Моск. НИИ уха, горла, носа, 1993. -17 с.
  100. О.С. Коррекционно-педагогическая работа у детей с нарушениями голоса Текст. / О. С. Орлова // Тез. докл. междунар. симпозиума «Актуальные проблемы фониатрии», Екатеринбург, 29−31 мая 1996 г. -М., 1996.-С. 17−18.
  101. О.С. Система логопедической работы по коррекции и предупреждению нарушений голоса у педагогов Текст.: дис.. докт. пед. наук / О. С. Орлова. М., 1998. — 250 с.
  102. О.С. и др. Распространенность, причины и особенности нарушений голоса у педагогов Текст. / О. С. Орлова, Ю. С. Василенко, А. Ф. Захарова, Л. О. Самохвалова, П. А. Козлова // Вестник оториноларингологии. 2000. — № 5. — С. 18−21.
  103. В.Б. Профессиональные заболевания гортани: медико-социальные и деонтологические аспекты Текст. / В. Б. Панкова // Новости оториноларингологии и логопедии. 1977. — № 3 (11). -С. 19−21.
  104. В.Б. Профессиональные заболевания голосового аппарата Текст. / В. Б. Панкова // Профессиональные заболевания: руководство. -М.: Медицина, 1996. -С. 311−315.
  105. Е.П. Экспериментальное исследование динамики звука певческого голоса Текст. / Е. П. Петрова. Киев: Мистецтво, 1966. — 40 с.
  106. И.В. Клинико-акустические характеристики голоса у лиц го-лосо-речевых профессий Текст.: автореф.. докт. мед. наук / И. В. Плешков. М., 2000. — 39 с.
  107. Е.А. К вопросу комплексной диагностики функциональных афоний и дисфоний Текст. / Е. А. Покотиленко // Журнал ушных, носовых и горловых болезней. 1984. — № 2. — С. 28−30.
  108. Е.А. Ранняя диагностика и патогенетическое лечение функциональных нарушений голоса Текст.: автореф. дис.. канд. мед. наук / Е. А. Покотиленко. Киев, 1988. — 21 с.
  109. И.И., Ибрагимова С. И. К морфолого-анатомической и функциональной ассиметрии гортани Текст. / И. И. Потапов, С. И. Ибрагимова // Журнал ушных, носовых и горловых болезней. 1968. — № 3. -С. 35−39.
  110. О.В. Очерки по патологии речи и голоса Текст. / О.В. Прав-дина- под ред. С. С. Ляпидевского. М.: Просвещение, 1963. — Вып. 2. -С. 70−77.
  111. Практикум по постановке голоса и выразительной речи для специальности «Дефектология» (логопедия) Текст. / Под ред. Е. А. Горбунова. -М.: МГПИ, 1989. 13 с.
  112. .С., Темкин Я. С., Лихачев А. Г. Болезни уха, носа и горла Текст. / Б. С. Преображенский, Я. С. Темкин, А. Г. Лихачев. М.: Медицина, 1968. — 496 с.
  113. Л.Д. Основы физиологии и патологии голоса певцов Текст. / Л. Д. Работнов. М.: Гос. мед. изд., 1932. — 158 с.
  114. А.Г., Лаврова Е. В. Клиника, лечение и профилактика фо-настений Текст. / А. Г. Рахмилевич, Е. В. Лаврова // Вестник оториноларингологии. 1978. — № 5. — С. 5−6.
  115. С.Н. К вопросу об исследовании певческого голоса Текст. / С. Н. Ржевкин // Научное освещение по вопросам физиологической акустики. М.- Л., 1936. — С. 32−33.
  116. Е.А. Новая теория образования ВПФ Текст. / Е. А. Рудаков // Применение акустических методов исследования в музыкознании. М., 1964.-С. 58−64.
  117. А.Т. Методическое письмо о лечении функциональных расстройств голоса (афония, дисфония) Текст. / А. Т. Рябченко. -М., 1959. -17 с.
  118. А.Т. Клиника, диагностика и лечение расстройств голоса органической природы Текст.: метод, письмо / А. Т. Рябченко. М., 1967. -Юс.
  119. А.Т. Состояние внешнего дыхания при функциональных нарушениях голоса и основные мероприятия по реэдукции голоса Текст. / А. Т. Рябченко // Очерки по патологии речи и голоса / Под ред. С. С. Ляпидевского. -М.: Просвещение, 1967. С. 223−231.
  120. E.H. Клиника, диагностика и лечение больных с неспецифическими формами монохордитов Текст.: автореф. дис.. канд. мед. наук / E.H. Савельев. М., 1988. — 15 с.
  121. З.В. Лектор и его голос Текст. / З. В. Савкова. М.: Знание, 1972.-45 с.
  122. З.В. Как сделать голос сценическим. Теория, методика и практика развития речевого голоса. Текст. / З. В. Савкова. 2-е изд. — М.: Искусство, 1975. — 176 с.
  123. А.И. Техника речи в профессиональной подготовке учителя Текст. / А. И. Савостьянов. М.: Владос, 1999 — 144 с.
  124. Е.Ф. Сценическая речь Текст. / Е. Ф. Саричева. М.: Искусство, 1955.-251 с.
  125. И.А. Лекции по фониатрии / И. А. Серов. Кострома: Изд-во Костром. гос. пед. ун-та им. H.A. Некрасова, 1998. — 124 с.
  126. П.Л. Основы искусства речи Текст. / П. Л. Сопер. М.: Просвещение, 1984. — 122 с.
  127. В.Н. Голосовой источник как система с распределенными параметрами Текст. / В. Н. Сорокин // Акустический журнал. 1981. -№ 3. — С. 434−440.
  128. Т.А. Коррекционно-педагогическая работа по формированию мелодико-интонационной стороны речи у дошкольников с церебральным параличом Текст.: дис.. канд. пед. наук / Т. А. Сорокина. М., 2004. -199 с.
  129. Сценическая речь Текст.: учеб. пособ. для сред, театр, и культ.-просвет. учеб. заведений и ин-тов культуры / Под ред. И. Г. Козляниновой. М.: Просвещение, 1976. — 336 с.
  130. Е.Б. Гигиена речевого голоса Текст. / Е.Б. Субботов-ская. Л., 1974. — 23 с.
  131. В.Г. Лечение детского голоса у взрослых Текст. / В.Г. Таги-рова // Вестник оториноларингологии. 1987. — № 1. — С. 49−52.
  132. В.Г. Методические рекомендации для студентов педагогических институтов и педагогов высшей школы по разделу «Физиология органов дыхания» (гигиена голоса педагога) Текст. /В.Г. Тагирова. -Казань, 1988.-31 с.
  133. С.Л. Методика образования звучной речи у лиц с экстирпиро-ванной гортанью Текст.: дис.. канд. пед. наук / С. Л. Таптапова. М., 1962.-186 с.
  134. С.Л. Коррекционно-логопедическая работа при нарушениях голоса Текст. / С. Л. Таптапова. М.: Просвещение, 1984. — 111 с.
  135. Л.М. Двигательные нарушения гортани Текст. / Л.М. Теле-ляева. М.: ЦОЛИУВ, 1984. — 21 с.
  136. Л.М. Профессиональные дисфонии Текст.: лекция / Л. М. Телеляева. М.: ЦОЛИУВ, 1983. — 20 с.
  137. Л.М., Аникеева З. И. Функциональные заболевания гортани у лиц голосовых профессий Текст.: учеб. пособие / Л. М. Телеляева, З. И. Аникеева. М.: ЦОЛИУВ, 1992. — 32 с.
  138. JI.M., Крушевская И. А. Методы исследования голосового аппарата Текст.: учеб. пособие / Л. М. Телеляева. М.: ЦОЛИУВ, 1983. -20 с.
  139. Р. Метод скрининг-анализа голоса человека Текст.: автореф. дис. .канд. техн. наук / Райнер Тостманн. Л., 1981. — 20 с.
  140. В.А. Дисфонии и их лечение у лиц голосовой профессии Текст.: автореф. дис.. докт. мед. наук / В. А. Тринос. Киев, 1980. -37 с.
  141. Г. Акустическая теория речеообразования Текст. / Г. Фант. М. Наука, 1964. — 150 с.
  142. Физиология и патология голоса и речи Текст. Л., 1987. — 31 с.
  143. В.И. Состояние голоса дошкольников с речевой патологией Текст.: дис.. канд. мед. наук / В. И. Филимонова. М., 1990. -159 с.
  144. М.И., Блескина М. П. Лечение афоний и дисфоний по методу вибраторно-фонической ортопедии Текст. / М. И. Фомичев, М. П. Блескина // Сб. труд. / Ленинградский НИИ по болезням уха, горла, носа и речи. Л., 1944. — № 7. — С. 95−100.
  145. М.И. Основы фониатрии Текст. / М. И. Фомичев. Л.: Мед-гиз, 1949. — 188 с.
  146. А.Р., Тахтамышев В. Д. Новое в фониатрии Текст. / А. Р. Ханамиров, В. Д. Тахтамышев // Журнал ушных, носовых и горловых болезней. 1972. — № 5. — С. 63−69.
  147. М.Е. Как предупредить и устранить недостатки голоса и речи у детей Текст. / М. Е. Хватцев. М.: АПН РСФСР, 1962. — 88 с.
  148. М.Е. Недостатки голоса Текст. / М. Е. Хватцев // Хрестоматия по логопедии: извлечения и тексты / Под ред. U.C. Волковой и
  149. B.И. Селиверстова. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. — Т. 1.1. C. 299−302.
  150. Э.М. Роль подготовительных упражнений в воспитании речевого голоса актера Текст. / Э. М. Чарели // Проблемы сценической речи. -М., 1968. С. 35−42.
  151. С.И. О гормональных нарушениях голоса Текст. / С. И. Чернобельский // Вестник оториноларингологии. 1989. — № 4. -С. 85.
  152. Т.Е. Особенности нарушения голосовой функции профессиональных певцов при фонастении Текст.: автореф. дис.. канд. мед. наук / Т. Е. Шамшева. Л., 1966. — 22 с.
  153. Т.Е., Морозов В. П. Особенности спектра голоса певцов, страдающих фонастенией Текст. / Т. Е. Шамшева, В. П. Морозов // Вестник оториноларингологии. 1966. — № 5. — С. 32−38.
  154. Т.Е. Методические указания по диагностике и лечению профессиональных заболеваний голосового аппарата Текст. / Т. Е. Шамшева.-Л., 1969.- 15 с.
  155. Т.Е. Результаты клинико-фониатрического и ларингостробо-скопического обследования у профессионалов голоса, страдающих нарушением носового дыхания Текст. / Т. Е. Шамшева // Вопросы патологии голоса и речи. М., 1983. — С. 78−79.
  156. Н., Улоза В. Клиническая оценка голоса методом регистрации голосового поля Текст. / Н. Шюпшинскене, В. Улоза // Вестник оториноларингологии. 1997. — № 4. — С. 31−33.
  157. A.A., Капелаев О. М. Комплексное клинико-функциональное исследование голосового аппарата Текст. / A.A. Эйвазов, О. М. Капелаев // Вестник оториноларингологии. 1986. — № 5. — С. 52−55.
  158. М.С. Профессиональные болезни голоса певцов, ораторов, учителей, актеров, проповедников, командующих и т. п. Их распознавание, предупреждение и лечение Текст. / М. С. Эрбштейн. СПб., 1915.-33 с.
  159. С.К. К вопросу о клинике и лечении больных функциональными афониями Текст. / С. К. Юрченко // Вестник оториноларингологии. 1953. — № 4. — С. 20−21.
  160. Р. Певческий голос Текст. / Р. Юссон. М.: Музыка, 1962. -262 с.
  161. В.И. Вокальная техника и ее парадоксы Текст. / В.И. Юш-манов. СПб.: ДЕАН, 2001. — 128 с.
  162. Aderhold Е. Sprecherziehung des Schauspielers. Grundlagen und Methoden Text. / E. Aderhold. Wilhelmshaven, Locarno, Amsterdam, 1983.
  163. Bohme G. Klinik der Sprach, Sprech und Stimmstorungen Text. / G. Bohme. Stuttgart, New Jork, 1983.
  164. Bohme G. Stimm-Sprech-und-Sprachstorungen Text. / G. Bohme. Stutt-gar, Fischer, 1974.
  165. Brugge W., Mohs K. Therapie funktioneller Stimmstorungen: Ubungssammlung zur Korper, Atem, Stimme Text. / W. Brugge, K. Mohs. -Munchen, Basel, 1996.
  166. Coblenzer H. Stimm-und Sprecherziehung. Atemrhytmisch angepasste Phonation Text. / H. Coblenzer. 1980. — Bd. 3. — S. 87−97.
  167. Die Behandlung der gestorten Sprechstimme-Stimmfunktionstherapie Text. Leipzig, Thieme, 1982.
  168. Fernau-Horn H. Prinzip der Weitung und Federung in der Stimmtherapie Text. / H. Fernau-Horn // HNO Wegweiser fur facharztliche Praxis. -№ 5. 1956. — S. 365−368.
  169. Freidl W., Friedrich G., Egger J. Personlichkeit und Stressbearbeitung bei Patienten mit funktioneller Dysphonie Text. / W. Freidl, G. Friedrich, J. Egger // Folia Phoniatrica. 1990. — № 42. — S. 144−149.
  170. Gundermann H. Die Berufsdysphonie. Nosologie der Stimmstorungen in Sprechberufen unter besonderer Berucksichtigung der sogenanten Lehrerkrankheit Text. / H. Gundermann. Leipzig, Thieme, 1970.
  171. Gundermann H. Zum Beitrag: Dysphonie und ihre phonopadische Behandlung, von Middeldorf Text. / H. Gundermann // Die Sprachheilarbeit. -April 1985. Heft 2. — S. 81−87.
  172. Jacobson E. Entspannung als Therapie. Progressive Relaxsation in Theorie und Praxis Text. / E. Jacobson. Munchen, 1990.
  173. Kallen L. What is «optimal» for the human voice? Text. / L. Kallen. Logos, 1959.-P. 40−48.
  174. Keilmann A., Hulse M. Dysphonie nach Strumektomie bei ungestorter respi-ratoriescher Beweglichkeit der Stimmlippen Text. / A. Keilmann, M. Hulse // Folia Phoniatrien 1992. — № 6. — S. 261−268.
  175. Muhar F. Atem und Stimme. Anleitung zum guten Sprechen Text. / F. Mu-har. Wien, 1986.
  176. Satalloff R.T. Professional Voice. The science and art of clinical care Text. / R.T. Satalloff. San Diego, London, 1997.
  177. Sedlackova E. Les dysphonies huperkinotigues des enfants, causes par Surmenage vocae Text. / E. Sedlackova // Folia Phoniatrica. 1960. — № 12. -P. 48−60.
  178. J. 75 Jahre Phoniatrie: Festschrift zu Ehren von Hermann Gutz-mann Text. / J. Wendler. B.: Humboldt-Universitat, 1980.
  179. Wendler J., Seidner W. Lehrbuch der Phoniatrie Text. / J. Wendler, W. Seidner. Leipzig, Thieme, 1987.
Заполнить форму текущей работой