Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование готовности будущего учителя к инновационной деятельности в условиях педагогического колледжа

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Самостоятельное планирование целей и средств педагогической деятельности. Учебные действия выполняются без затруднений. Инновационная деятельность как характер творческого проявления и использования знаний и умений. Проявлять навыки ведения целенаправленного инновационного поиска. Систематический анализ новых форм и методов обучения. Наличие собственных разработок отдельных элементов методики… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы подготовки будущего учителя к инновационной деятельности в педагогическом колледже
    • I. 1. Сущность и содержание инновационной деятельности
    • I. 2. Психолого-педагогические предпосылки формирования готовности будущего учителя к инновационной деятельности в педагогическом колледже
    • I. 3. Система формирования к инновационной деятельности студентов
    • I. 4. Модель формирования готовности будущего учителя к инновационной деятельности в педагогическом колледже
    • I. Выводы по первой главе
  • Глава II. Формирование готовности будущего учителя к инновационной деятельности в педагогическом колледже
    • II. 1. Особенности профессиональной подготовки студентов для работы в сельской школе
    • II. 2. Дидактические условия формирования инновационной деятельности
    • II. 3. Эффективность разработанной системы показателей
    • II. 4. Технология учебно-воспитательной деятельности преподавателей педагогического колледжа
  • Выводы по второй главе

Формирование готовности будущего учителя к инновационной деятельности в условиях педагогического колледжа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Концепция модернизации российского образования определяет актуальные задачи совершенствования качества профессиональной подготовки студентов в педагогическом колледже как системы интеллектуально-личностного развития будущего специалиста. Общество предъявляет к выпускнику колледжа — будущему учителю — новые требования, ведущие к пересмотру направлений обучения, определяющих развитие личности и творческих способностей современного специалиста. Он должен обладать не только профессиональной компетентностью, но и умением самостоятельно осваивать новое, свободно ориентироваться в выбранной профессии, включать в творческий процесс учащихся школ.

Здесь роль своеобразного механизма играют инновационные процессы, в которых проявляется саморазвитие образовательных систем. Под их влиянием изменяются не только отдельные компоненты — цели, содержание, методы и технологии обучения, но, прежде всего, сам учитель. В настоящее время не может считаться педагогически грамотным специалистом учитель, не работающий в альтернативных педагогических проектах и системахне изучающий специфику инновационного движения в российском школьном образовании, не понимающий сущности инновационной деятельности в сфере образования, не овладевающий обширным арсеналом инновационных образовательных технологий.

Стратегия и тактика саморазвития инновационной школы как альтернативной массовой школьной практике потребовала нового исследовательского, проектного типа педагогического мышления и соответствующих способов преобразования педагогической действительности. Анализ литературных источников и реальной педагогической ситуации позволяет утверждать, что в целом развитие инновационной деятельности учителя — это одно из стратегических направлений в образовании. Решение этой задачи имеет значение в современных условиях, когда любые формы и инновации в сфере образования могут быть реализованы, если они внутренне будут приняты и поддержаны педагогами-практиками. Однако, разработка разнообразных инноваций, перенос авторских концепций из одной образовательной системы в другую по различным причинам часто не оправдывает себя. Одна из наиболее значимых причин этой ситуации — недостаточная изначальная подготовленность самого педагога к инновационной деятельности. Успешность инновационной деятельности предполагает, что учитель осознает практическую значимость различных инноваций в педагогической системе не только на профессиональном, но и на личностном уровне. Однако, включение учителя в инновационный процесс часто происходит спонтанно, без учета его профессиональной и личностной готовности к инновационной деятельности.

В педагогической науке пройден этап изучения педагогических инноваций с позиций функционализма, где исследование сводилось к «разложению» изучаемого объекта на его части и к качественному описанию этих частей. Накоплен огромный научный потенциал, раскрывающий сущностные характеристики, компоненты, структуру и функции инновационного процессак в системе образования в целом (Е.В. Бондаревская, В. А. Бордовский, ОС. Гребенюк, В. В. Гузеев, В. И. Данильчук, В. В. Давыдов, В. И. Загвязинский, В. В. Зайцев, Г. И. Ибрагимов, В. А. Козулин, И. Б. Котова, В. М. Монахов, О. Д. Мукаева, JI.C. Подымова, С. Д. Поляков, М. И. Рожков, В. В. Сериков, В. А. Сластенин, Т. К. Селевко, Е. Н. Шиянов, Н. Р. Юсуфбекова, И. С. Якиманская и др.). Но накопленный научный потенциал до сих пор не востребован средней педагогической школой.

Разработка новых подходов к педагогическому образованию — ведущая и необходимая тенденция его развития. В центре образования специалиста должны стать инновационные процессы, объединяющие освоение, применение и создание педагогических новшеств.

Анализ научной литературы позволяет выделить некоторые теоретические предпосылки для решения указанных проблем:

— в исследованиях В. И. Загвязинского, М. В. Кларина, А. И. Пригожина, В. А. Сластенина, Н. Р. Юсуфбековой и др. раскрыты особенности педагогической инноватики, а в работах Ю. К. Бабанского, Л. И. Новиковой, М. М. Поташника, М. Н Скаткина, JI.M. Фридмана и др., посвященных внедрению в практику достижений педагогической науки и передового педагогического опыта, описаны пути освоения инноваций;

— авторами ряда исследований доказана необходимость системного анализа инновационных процессов, обеспечения их глубины и эффективности, предложены критерии упорядочения и регулирования инноваций (A.M. Воронин, В. В. Давыдов, В. П. Кваша, В. Ю. Кричевский, Е. П. Тонконогая, B.C. Черепанов, С. Н. Чистякова и др.);

— ряд работ посвящен раскрытию сущности проектировочной деятельности (О.С. Анисимов, В. П. Беспалько, Ю. К Бабанский, Н. В. Кузьмина и др.), теоретических основ и описанию моделей формирования профессиональной деятельности учителя, его исследовательской и методической культуры (О.С. Анисимов, Е.С. Заир-Бек, И. А. Колесникова, Н. Д. Никандров и др.), характеристике методов совершенствования педагогического мастерства в условиях учебно-профессиональной деятельности (В.И. Андреев, Т. Г. Браже, В.А. Кан-Калик, П. И. Пидкасистый, В. А. Сластенин, Л. Ф. Спирин, В. В. Гузеев, Г. К. Селевко и др.).

Обобщая сказанное, подчеркнем, что проблема формирования инновационной деятельности студентов остается не только недостаточно исследованной, но и не поставленной. Противоречие заключается в том, что учебная деятельность исследуется (и формируется) безотносительно к инновационной, к соответствующим знаниям и умениям, а они, в свою очередь, исследуются вне проблемы формирования учебной деятельности. Инновационная деятельность, как и учебная, в современных условиях осуществляется учителем на протяжении всей его профессиональной жизни.

Д.Б. Эльконин называет учебную деятельность второй профессией каждого человека, справедливо отмечая, что от умения осуществлять учебную деятельность во многом зависит его продвижение в основном избранном деле. Аналогичное утверждение возможно сделать и по отношению к инновационной деятельности.

Близкими к проблеме формирования инновационной деятельности стоят исследования готовности учителя к профессиональной деятельности, которые широко представлены в научной литературе (Т.Б. Гребенюк, К.М. Дурай-Новакова, Лазарева B.C., Щербакова А. И., Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Гоболина Ф.Н.). Активно-действенное состояние субъекта, отражающее содержание стоящих перед ним задач и условий их выполнения, определяется как готовность к деятельности (Ю.К. Бабанский, М. И. Дьяченко, JI.A. Кандыбович). Выделены компоненты готовности к инновационной деятельности: когнитивный, креативный, мотивационный, процессуальный (И.Е. Пискарева, Л. С. Подымова, В. А. Сластенин и др.). Однако проблема готовности учителя к инновационной деятельности в науке еще не достаточно изучена, в этой связи следует отметить, что в литературе слабо представлено содержание и особенности готовности, а поэтому и практика подготовки учителя к инновационной деятельности реализуется без учета готовности к данному виду деятельности. Традиционные методы подготовки педагогических кадров не отвечают требованиям, предъявляемым к инновационной деятельности. В большинстве своем они ориентированы на передачу знаний и формирование частных умений. В основной своей массе студенты имеют ограниченные теоретические знания об инновационной деятельности в сфере образования.

Изучение существующего опыта обучения будущих педагогов в учреждениях профессионального образования анализу и проектированию учебной инновационной деятельности показывает, что для нее характерен ряд пока еще не разрешенных противоречий:

• при наличии большого количества разнообразных концепций обучения детей их сопоставительный ценностный и методологический анализ не стал предметом изучения студентами;

• подготовка педагогов к проектированию инновационной деятельности предполагает разработку системы научно-методического и педагогического сопровождения инноваций, в то время как такое сопровождение не всегда предусмотрено в образовательных программах;

• выпускники педагогических колледжей в большинстве своем не всегда имеют профессиональную должную подготовку для активного участия в инновационных процессах.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена противоречием между потребностью современной системы образования в учителе, подготовленном к профессиональной деятельности в режиме инноваций, и недостаточной разработанностью технологии соответствующего аспекта его подготовки в колледже.

Это и другие противоречия для своего разрешения требуют рассмотрения ряда вопросов: каковы педагогические условия и средства формирования инновационной деятельности студентов в процессе обучения в колледже? Как необходимо структурировать деятельность преподавателя, чтобы способствовать развитию инновационной деятельности студентов? В этом заключается суть решаемой автором диссертации проблемы исследования: при каких педагогических условиях происходит эффективное формирование инновационной деятельности студентов? Этим обусловлен выбор темы диссертационного исследования «Формирование готовности будущего учителя к инновационной деятельности в условиях педагогического колледжа».

Цель исследования — разработать комплексную модель формирования готовности к инновационной деятельности будущего учителя и выявить педагогические условия повышения ее эффективной реализации.

Объект исследования — процесс формирования инновационной деятельности будущего учителя.

Предмет исследования — педагогические условия формирования инновационной деятельности студентов — будущих учителей в педагогическом колледже.

Гипотеза исследования: процесс подготовки будущего учителя к инновационной деятельности будет обеспечен при условии:

1. Разработки и реализации в учебно-воспитательном процессе педагогического колледжа недостающего аспекта подготовки студентов к инновационной деятельности, включающего теоретическую и практическую готовность к нововведениям.

2. Создания и внедрения в практику модели формирования готовности студентов к инновационной деятельности.

3. Подготовки студента в рамках технологии, поэтапно воспроизводящей профессионально-творческую деятельность будущего учителя.

4. Разработки диагностики уровня готовности будущего педагога к инновационной деятельности, постоянно используемые в педколледже как средство и как результат.

Задачи исследования:

1. Проанализировать современные подходы к содержанию понятия «инновационная деятельность», с целью наполнения педагогическим содержанием понятия «инновационная педагогическая деятельность» как профессионально важного качества учителя.

2. Изучить теоретические и практические основы формирования готовности студентов к инновационной деятельности.

3. Исследовать факторы, влияющие на цели и требования к отбору и структурированию содержания подготовки учителей к инновационной деятельности в педагогическом колледже.

4. Выявить алгоритм выбора инновационных технологий профессионального, социокультурного и индивидуально-творческого развития студентов в колледже.

5. Разработать модель формирования инновационной деятельности студента и проверить опытно-экспериментальным путём эффективность организационно-педагогических условий её реализации.

6. Внедрить учебно-методический комплекс педагогических условий.

Методологическую основу исследования составляют:

— теории целостного педагогического процесса (Ю.К.Бабанский, В. В .Ильин, В.В.Краевский);

— теории инноваций педагогической деятельности (М.В.Кларин, В. А. Сластенин, Н.Р.Юсуфбеков) — теории моделирования образовательных процессов (С.И.Архангельский, Б. С. Гершунский, Н.Б.Бордовская);

— теория деятельности (Л.С.Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А.Н.Леонтьев).

Методы исследования:

Для решения поставленных задач, сбора и анализа данных по исследованию применялись следующие методы исследования: -теоретические: анализ психолого-педагогической, социально-философской литературы, диссертационных исследований, моделирование, синтез- -эмпирические: обсервационные (прямое, косвенное и включенное наблюдение) — диагностические (анкетирование, ранжирование, рейтинг) — экспериментальные (констатирующий и формирующий эксперимент) — статистические (методы измерения и статистические обработки экспериментальных данных);

— дескринтивные: описание результатов исследования, полученных данных, их анализ и графическая интерпретация.

Научная новизна. Выделено как самостоятельное явление «инновационная деятельность» и дано ее описание. Обосновывается новый подход к процессу формирования инновационной деятельности в единстве с развитием интеллектуальной, мотивационной и других сфер студентадано научное обоснование номенклатуры целей, средств и условий формирования учебной инновационной деятельности, повышающих эффективность обучения в сельском колледже.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что определена сущность инновационной деятельности студентов — будущих учителей, представлено педагогическое содержание учебной инновационной деятельности будущего учителя (выявлены ее состав, структура, функции), определены цели и средства ее формирования. Исследование вносит определенный вклад в развитие концепции педагогики индивидуальности и теорию учебной деятельности студента.

Практическая значимость исследования состоит в том, что выдвигаемые в нем положения позволяют разрешить противоречие между необходимостью формирования инновационной деятельности будущего учителя и неразработанностью педагогических условий, которые способствовали бы такому процессу. В данном исследовании разработаны практические рекомендации и модель по формированию инновационной деятельности студентов педагогического колледжа, использование которых способствует эффективности профессиональной подготовки студентов.

Организация исследования. Исследование выполнялось в течение 2001 -2005 гг. и включало в себя следующие этапы:

На первом этапе (2001 — 2002 гг.) осуществлялась разработка замысла исследования, проводился анализ теории и практики среднего педагогического образования, вычленялись объект и предмет исследования.

Полученные данные позволили определить научный аппарат исследования и сложить его методологическую и теоретическую базы. Основным результатом научного поиска на данном этапе явился подход к разработке нового педагогического понятия «инновационная деятельность»

На втором этапе (2002;2004 гг.) осуществлялся теоретический анализ предмета исследования, в результате чего было получено научное представление об инновационной деятельности и условиях ее формирования в колледже. Вместе с этим на данном этапе был организован и проведен педагогический эксперимент, позволивший убедиться в состоятельности решаемой проблемы.

Третий этап (2005 г.) был посвящен анализу полученных данных теоретической и эмпирической части исследования, обобщению диссертационного материала, его литературному оформлению. Полученные автором выводы выносились для обсуждения в педагогические коллективы школ и колледжей, по материалам исследования готовились публикации.

Опытноэкспериментальной базой исследования являлись Боханский и Черемховский педагогические колледжи, общеобразовательные школы Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, Иркутский областной институт повышения квалификации работников образования.

Апробация и внедрение результатов исследования Основные положения и результаты исследования докладывались на Всероссийских, областных, окружных научно-практических конференциях (2000;2005 гг.), заседании кафедры педагогики и технологии Иркутского института повышения квалификации, методических объединениях края, краевых конкурсах «наилучший инновационный проект» среди преподавателей среднего профессионального образования (2004;2005 гг.) в г. Чите, на семинаре для заместителей директоров по научно-методической работы «Формы научно-исследовательской работы в условиях колледжа (2004 г.) в Иркутске. По теме исследования опубликовано 5 научных работ.

Достоверность результатов исследования обеспечена опорой на современные педагогические теории, всесторонним анализом проблем подготовки к инновационной деятельности педагогов, применением адекватных педагогическому эксперименту методов исследования, получением экспериментального подтверждения высокой эффективности разработанной технологии, выполнением психологических и педагогических измерений с использованием математического аппарата оценки уровня достоверности.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Понятие «инновационная деятельность» отражает одно из направлений профессиональной подготовки будущего педагога, это сложное педагогическое явление, характеризующее взаимосвязь учебной деятельности студента и профессиональной инновационной деятельности педагога.

2. Эффективность формирования инновационной деятельности студентов обеспечивается совокупностью следующих дидактических условий:

• обеспечением высокого уровня мотивации, ориентированной на инновационную деятельность студентов;

• наличием вариативного компонента, реализуемого посредством проектно-созидательных программ;

• интенсивностью образовательного процесса, опорой на личностно-ориентированный и социокультурный подходы;

• планомерной организацией методики обеспеченной самостоятельной работы.

3. Модель и учебно-методические комплексы формирования готовности к инновационной деятельности определяют вариативные цели, содержание и технологии обучения и рассматриваются как путь возможного решения проблемы получения высокого уровня подготовки студентов в педагогическом колледже.

4. Вариативное содержание процесса подготовки инновационной деятельности обеспечивает максимальный учет индивидуальных и профессиональных потребностей студента педагогического колледжа, его познавательных интересов и творческих способностей.

5. Выбор педагогической технологии, обоснованный в диссертации, предоставляет возможность отбирать наиболее эффективные, с точки зрения планируемого результата подготовки студентов к инновационной деятельности в педагогическом колледже.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и предложений, схем, таблиц, диаграмм.

Выводы по второй главе

Для успешного осуществления инновационной деятельности необходимо, чтобы у студента колледжа, будущего учителя были развиты определенные интегральные личностно-профессиональные качества, которые формируются на основе установок сознания, педагогической позиции, уровня педагогической культуры учителя.

Анализ психолого-педагогической литературы и опыт нашей работы показали: недостатки дидактической разработки учебно-методического материала малокомплектной школы нами разработаны программы специально ориентированные на подготовку в педколледже учителя сельской школы.

К дидактическим условиям студентов в формировании инновационной деятельности относим разработку целей, диагностику компонентов, отбор содержания по определенным критериям и возможность проектирования определенных дидактических условий. Мы рассмотрели содержательную и процессуальную стороны формирования инновационной деятельности.

Одной из наших задач является формирование определенных дидактических условий инновационной деятельности. Для этого мы рассмотрели процесс формирования инновационной деятельности студентов отделения начальных классов. В данном направлении как основа содержания формирования инновационной деятельности использовалась проектно-созидательная модель.

Авторские проектно-созидательные модели, применяемые на отделении начальных классов курса «Общая педагогика», «Педагогическая психология», «Возрастная психология» характеризуются, выделяются активностью формирования мотивационного, креативного, когнитивного компонентов инновационной деятельности.

Универсальным компонентом процесса обучения становится не заучивание текста, не выполнение учебных заданий, а познание в процессе реализации проекта. Оно направлено, прежде всего, на восприятие и осознание реального окружающего мира. Традиционно понимаемое овладение учебным материалом отходит на второй план. Вместо фактических сведений, понятий, теорий и законов предметом познания становится целостный реальный окружающий мир, а результатом процесса познания — его сотворение в рамках учебных проектов.

Оценка идеи эксперимента по формированию готовности будущего учителя к инновационной деятельности — предусматривает усиление влияния в современных социо-культурных условиях баланса интересов всех субъектов участвующих в подготовке такого учителя: степень такого участия базируется на определенной нормативно — правовой базе, на соответствии идеи эксперимента уровню, содержанию и характеру исследовательских достижений в конкретном образовательном учреждении.

Сущность эксперимента по формированию готовности будущего учителя к инновационной деятельности" - выявляет такой уровень научно обоснованного опыта формирования готовности студента к взаимодействию с инновацией, который позволяет образовательному учреждению осуществить подготовку учителей к инновационной деятельности.

На наш взгляд, реализация этих направлений дает возможность построения целостного подхода к разрешению проблемы методического обеспечения процесса формирования готовности студента к инновационной деятельности в условиях колледжа.

Заключение

Проведенное исследование по теме: «Формирование готовности будущего учителя к инновационной деятельности в условиях педагогического колледжа (на материале Усть-Ордынского автономного округа)» позволило определить потенциал развития среднего специального учреждения и пути повышения их социальной активности.

Выполненное исследование позволяет выделить наиболее важные положения, обобщающие результаты работы.

В ходе теоретического и экспериментального исследования установлены: закономерность исследуемого явления «инновационная деятельность" — разработана целостная модель формирования инновационной деятельности студентов — будущих педагогов на основе психолого-педагогического цикла дисциплин в колледже. Особенность, излагаемой точки зрения автора, состоит в следующем. Инновационная деятельность студентов будущих педагогов с одной стороны — это учебная деятельность, направленная на формирование всех тех качеств учителя, свойственных ему при осуществлении инновационной деятельности. С другой стороны — это и инновационная деятельность. Таким образом, инновационная деятельность студентов будущих педагогов, является существенной стороной учебной деятельности, результатом которой выступает с одной стороны процесс формирования субъекта деятельности, а с другой обучение его деятельности.

Основой инновационной деятельности как процесса формирования субъекта являются компоненты: мотивационный, креативный, когнитивный и процессуальный, которые связывают инновационную деятельность с субъектом по средствам качеств и признаков отражающихся в деятельности. Основываясь на педагогике индивидуальности, мы скорректировали, то есть возвели в определенные рамки формируемые компоненты по сферам индивидуальности (Схема 1).

При решении данной задачи нами были обозначены теоретические основы, используемые на следующих этапах исследования.

При решении второй задачи определяя составляющие формирования инновационной деятельности студентов мы остановились на следующих признаках мотивационного, креативного, когнитивного и процессуального компонентов инновационной деятельности.

В мотивационном компоненте это — положительное отношение к педагогическим инновациям. Систематический интерес к изучению и овладению педагогических инноваций. Стимулировать проявление инициативы в осознанном овладении творческого подхода к педагогическим инновациям. Высказывание конструктивных предложений по совершенствованию отдельных элементов инновационной деятельности.

В креативном компоненте. Самостоятельность в формулировании цели замысла, комбинирование отдельных элементов деятельности. Быстрое овладение новыми знаниями. Самостоятельность в планировании действий в подготовке проекта, урока. Творческий подход к решению задач. Во время практической деятельности легко контактировать с учителем-инноватором. Формировать систему знаний. Критическое отношение к рекомендациям традиционного образца. Свободное владение элементами педагогических технологий и их комбинированием.

В когнитивном компоненте. Целеустремленность в действиях. Знание основ педагогических технологий. Овладение новыми знаниями (саморазвитие). Достаточное владение знаниями для ведения самостоятельной инновационной деятельности. Систематическое использование знаний и навыков проективной и инновационной деятельности. Стимулировать осведомленность о современных инновационных методиках. Проявлять и развивать умения по интерпретации научных результатов. Владение контролем и самоанализом инновационной деятельности.

В процессуальном компоненте. Комбинирование отдельных элементов педагогической деятельности. Свободное владение знаний по предмету.

Самостоятельное планирование целей и средств педагогической деятельности. Учебные действия выполняются без затруднений. Инновационная деятельность как характер творческого проявления и использования знаний и умений. Проявлять навыки ведения целенаправленного инновационного поиска. Систематический анализ новых форм и методов обучения. Наличие собственных разработок отдельных элементов методики. Использование диагностических методов, направленных на эффективность профессиональной деятельности. Четкое планирование инновационной деятельности и прогнозирование результатов. Специфика процессуального компонента заключается в том, что он направлен на овладения способов контроля и регуляции, проявляемых студентом знаний, умений и навыков инновационной деятельности и проявляется только в практической деятельности студента.

Таким образом, была решена проблема целей и результатов инновационной деятельности студентов — будущих педагогов. Оставалось разработать модель педагогических условий формирования данного вида деятельности.

Третья задача решалась нами согласно созданной модели, в которую мы заложили специфику учебной деятельности и основу сформированностиуровень проявления компонентов, а так же проверить созданную модель на эффективность.

Представленная модель состоит из следующих элементов: целидиагностика сформированности компонентов инновационной деятельностисредства и условия, формируемые в колледже и результат целостного формирования инновационной деятельности студентов.

Создание дидактических условий было подчинено целевым особенностям инновационной деятельности студентов. В основу их создания была положена проектно-созидательная модель обучения формирующая основы инновационной деятельности: проектирование, моделирование, конструирование и исследование. Метод проектов включает в себя целенаправленную деятельность студентов по решению задач психологопедагогической направленности профессиональной деятельности в основе которых формирование: прогностических, проективных, мобилизационных, информационных, развивающих, ориентационных, перцептивных умений и так же умений педагогического общения, педагогической техники, рефлексивных и аналитических умений профессиональной деятельности. А так же метод проектов включает формирование знаний инновационной деятельности.

Однако часть дидактических условий основывается на лекционных и практических аудиторных занятиях, что является особенностью формирования учебной деятельности в колледже.

В педагогическом эксперименте нами использовались методы педагогического эксперимента, моделирование, тестирование, анкетирование, наблюдение, школирование. Эксперимент подтвердил правильность гипотезы этой части исследования. Во-первых, разработанные дидактические условия позволяют обеспечить у студентов формирование мотивационого, креативного, когнитивного и процессуального компонентов учебной инновационной деятельностиво-вторых, разработанная модель является приемлемой для системы среднего педагогического образования.

Целенаправленное использование данной модели позволяет:

• формировать объективное и целостное отношение студентов к инновационному процессу;

• формировать преподавателем определенных знаний у студентов, отражающих специфику инновационной педагогической деятельности;

• формировать ряда умений и навыков, необходимых для осуществления инновационной деятельности;

• осуществлять реализацию различных научных подходов и моделей для достижения уровня сформированности учебной инновационной деятельности.

Установлено, что эффективность формирования инновационной деятельности студентов обеспечивается следующими педагогическими условиями: номенклатурой промежуточных целей и целевыми установкамиполным и доступным комплексам системы диагностических средств для выявления уровня сформированности мотивационного, креативного, когнитивного и процессуального компонентов в единстве со сферами индивидуальности студентовсредств анализа деятельности преподавателя, позволяющих судить об успешности его действий по формированию основных признаков учебной инновационной деятельности:

• формирование основных профессиональных качеств учителя-инноватора (учитель как индивидуальность и личность, учитель как субъект инновационной деятельности);

• формирование профессионализма, инновационный стиль педагогического мышления, готовность к принятию творческих решений;

• положительное отношение к новизне;

• деятельностный критерий (сформированность определенных умений). Таким образом, была экспериментально доказана действенность и эффективность разработанного дидактического обеспечения модели формирования инновационной деятельности студентов — будущих педагогов.

Использование учебного материала дисциплин психолого-педагогического цикла на основе проектно-созидательной модели обучения обеспечило изменения в сформированности, мотивационного, креативного, когнитивного и процессуального компонентов учебной инновационной деятельности: произошло уменьшение на II (с 58 до 48%), увеличение на III (с 13 до 28%), так же увеличилось количество студентов на самом высоком уровне на 10%. Количество студентов на первом уровне креативного компонента уменьшилось (с 10% до 5%). Уменьшилось на втором уровне (с 58 до 45%). Увеличение количества студентов на III — на 12% и на IV уровне на 6%, говорит об определенном прогрессе студентов по когнитивному компоненту так же значительные: уменьшение количества учащихся, принадлежащих к I уровню (с 13 до 3%) и уменьшение на II уровне (с 63 до 26%). Этот факт доказывает эффективность разработанного дидактического обеспечения, с точки зрения развития интеллектуальной сферы. Основные изменения сформированности процессуального компонента относятся к II (уменьшение количества) и III (значительное увеличение после активной практики) уровням сформированности: (с 55 до 25%) и (с 41 до 68), это говорит о том, что у студентов, в ходе дидактических условий (особенно при прохождении студентами практики) были сформированы способы учебного и профессионального сотрудничества.

Исследованием подтверждены и доказаны следующие выдвинутые положения:

1. Выявлена сущностная характеристика инновационной деятельности как одна из целей педагогического процесса на современном этапе. Формирование инновационной деятельности студентов и компонентов, ее составляющих, связано с одновременным воздействием на развитие ряда сфер индивидуальности студентов.

2. Разработаны и внедрены в учебный процесс модель и учебно-методические комплексы формирования инновационной деятельности студентов. Возможности формирования инновационной деятельности студентов определяются спецификой предметов психолого-педагогического цикла в колледже.

3. Разработаны и обоснованы условия и средства формирования инновационной деятельности студентов на основе авторских проектно-созидательной моделей, включающих отбор соответствующего содержания обучения, эффективность форм и методов занятий, профессиональное мастерство преподавателя.

4. Результаты проведенного исследования подтверждают правомерность исходного положения о том, что уровень инновационной деятельности будет формироваться более успешно, если: формирование инновационной деятельности станет одной из целей педагогического процессабудут разработаны условия и средства формирования инновационной деятельности.

В целом диссертационное исследование позволило убедиться в актуальности решаемой проблемы, в необходимости формирования инновационной деятельности студентов, реализации условий, средств формирования этой деятельности в процессе подготовки будущих учителей. Выдвинутые в диссертации положения позволили разрешить противоречие, связанное с отсутствием условий, направленных на формирование инновационной деятельности студентов в колледже, с неразработанностью модели обучения, в основу которой заложены компоненты формирование которых обеспечивает эффективность инновационной деятельности студентов — будущих педагогов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: Для пед. спец. высш. учебн. заведений — 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Просвещение, 1990 — 141с.
  2. Н.Т. Целостность и управление. М: Наука, 1974 — 247с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980−335с.
  4. К. Учителя и Инновации. М.: «Просвещение» — 1991 — 158с.
  5. В.В. Опыт инновационно-моделирующей деятельности по проектированию инновационных процессов. Педагогика 1998 № 1 с. 18−23.
  6. В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. -Казань: Из-во Казан, ун-та, 1996 368с.
  7. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы: Уч.-метод. пособие. М.: высшая школа, 1980 — 367с.
  8. В.Г. Общество: системность, познание, управление. М.: Политиздат, 1981 -432с.
  9. Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности. М.: Знание. 1981 — 96с. — (Новое в жизни, науке, технике. Сер.) «педагогика и психология" — № 3
  10. Ю.К., Поташник М. М. Оптимизация педагогического процесса (В вопросах и ответах). 2-е изд., перераб. и доп. — К.: Рад. Школа, 1983 — 287с.
  11. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: (Метод, основы). М.: Просвещение, 1982 — 192с.
  12. Ю.К. Оптимизация процесса обучения (Аспект предупреждения неуспеваемости школьников), (Пособие). Ростов-на-Дону. -1972. — 348с.
  13. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.- 192с.
  14. В.П. Программированное обучение (дидактические основы). -М.: Высшая школа, 1970. 300с.
  15. В.П., Тартур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов: Учеб.-метод. пособие.-М.: Высш.шк., 1989 144с.: ил.
  16. .П., Катаева Л. И. Педагогическая диагностика: сущность, функции, перспективы, педагогика. 1993. № 2. с. 10−15.
  17. Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания. Педагогика. 1995. № 4. с. 29−36.
  18. Е.В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. пособие для студ. средн. и высш. пед. заведений, слушателей ИПК и ФПК. Ростов-на-Дону, творческий центр «Учитель», 1999.- 560с.
  19. Т.Г. Из опыта развития общей культуры учителя. Педагогика 1993. № 3. с. 70−75.
  20. С.И. Научно-педагогические исследования: Учеб. пособие. Калинингр. Ун-т. Калининград, 1996. — 84с.
  21. М.С. Инновации и новизна в педагогике. Советская педагогика. 1989. № 12. с. 36−40.
  22. Т.Т. Школа будущего начинается сегодня. М.: Просвещение -1991.-237с.
  23. .З., Харькин В. Н. Педагогика рефлексии. М.: Магистр, 1995. -112с.
  24. П.Я. Актуальные проблемы возрастной психологии. М., 1978. -120с.
  25. Л.Д. Отечественные педагогические инновации 60−80х гг. XX века. Педагогика. 1995. № 5. с. 83−86.
  26. О.С. Примерная номенклатура целей учебно-воспитательного процесса. Калининград. КОИУУ: 1991. — 14с.
  27. О.С. Педагогика индивидуальности. Курс лекций. Калининград. 1995−93с.
  28. О.С. Общая педагогика: курс лекций. Калинигр. ун-т. -Калиниград, 1996- 107с.
  29. О.С., Гребенюк Т. Б. Основы педагогики индивидуальности: Учебн. пособие. Калинигр. ун-т. Калиниград, 2000. — 572с.
  30. Т.Б. Дидактика и педагогическая психология: методические рекомендации для студентов пед. факультета. Калинингр. Ун-т. Калининград, 1995.-40с.
  31. В.В. Инновационные идеи в современном образовании. Школьные.технологии. 1997. № 1 с. 3−10.
  32. В.В. От методик к образовательной технологии. Народное образование. 1998 № 7−8. с. 84−91.
  33. В.В. Научное обеспечение образования в свете нового педагогического мышления. Новое педагогическое мышление. М., 1989. -278с.
  34. В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. Томск «Пеленг», 1992.- 113с.
  35. Л.И. Управление процессом инновационной деятельности в системе общего среднего образования .Методист. 2003 № 4 -16с.
  36. Дурай-Новакова К. М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности: Автореф. Дис. Докт. Пед. наук. М., 1983.-46с.
  37. Э.Д. Четвертая школьная реформа в России. М., 1994.-241с.
  38. М.И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск: Изд-во Белорус. Ун-та, 1976.-176с.
  39. Е. Из опыта изучения и формирования готовности учителей к инновационной работе в условиях гуманизации обучения. Завуч. 2004. № 6. с. 121.
  40. К.Ж. Языковой аспект интеграции содержания образования. Советская педагогика. 1990. № 1. с. 42−44.
  41. В.И. и Гриценко Л.И. Основы дидактики высшей школы: Учебн. пособие. Тюмень: изд-во Тюмен. Ун-та, 1978. — 91с.
  42. В.В. Принцип свободы в построении начального образования: методологические основы, исторической опыт и современные тенденции. -Волгоград: Пермена, 1998.- 383с.
  43. В.И. Образовательная программа школы: структура, содержание, технология разработки. М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1998.- 170с.
  44. С.И. Учебный процесс в советской высшей школе. М.: Высшая школа, 1968.- 357с.
  45. Г. И. Формы организации обучения в педагогике и школе. -Казань, 1994.- 168с.
  46. B.C. Проблемы воспитания потребности в знании у школьников. Ростов-на-Дону, 1971.- 224с.
  47. B.C. Формирование личности школьника (целостный процесс). М.: Педагогика, 1984.- 144с.
  48. И.И. Структура процесса учения. М., 1987.- 201с.
  49. К. Педагогическая диагностика: пер. с нем. М.: педагогика, 1991.- 240с. — (Зарубежная школа и педагогика).
  50. Информационно-справочное пособие в помощь руководителям школ. Под ред. Э. М. Никитина. Инновационные учебные заведения в России.- М.- 1992.-106с.
  51. Инновационное движение в российском школьном образовании. Под.ред. Э. Днепрова, А. Каспаржака, Ан. Пинского (в надзаг.- Российская Академия образования- Ассоцияция инновационных школ и центров). М.: Парсифаль, 1997.-416с.
  52. Инновационная деятельность учителя в учебно-воспитательном процессе школы. Проблемы, опыт, решения. Псков. 1992.- 233с.
  53. Инновационный проект развития образования: Учебное книгоиздание. Под редакцией Е. Е. Чепурных. М.: Изд-во «Мир книги». 2001.- с.1−9.
  54. Инновационное содержание образования (Библиотека культурно-образовательных инициатив). М.: Эврика. 2003.-114с.
  55. В.П. Только один способ управления эффективен. Нар.образование. 1997. № 1-с. 4−41.
  56. А.К. Инновационная деятельность: стратегия и практика. Иркутск: Байкальский психологический и педагогический журнал. 2003 № 1. с. 27−30.
  57. Дж. Книга о тебе. 40 тестов самоисследований. СПб: Питер Пресс, 1996. — 224с. — (Серия «Азбука психологии).
  58. М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта) Рига, НПЦ. «Эксперимент» 1995 — 176с.
  59. И.И. Основы педагогики высшей школы. Киев: Вища школа, 1978.- 287с.: ил.
  60. А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике. Таллин «Валгус», 1980.- 334с.
  61. А.В. педагогические основы деятельности учебных заведений нового типа: Автореф. дис. д-ра пед.наук. М., 1995.- 40с.
  62. И.А. педагогическая реальность в зеркале межпарадигмальной рефлексии. СПб ГУПИ. 1999.- 242с.
  63. Комплекс методик изучения и обобщения педагогического опыта на диагностической основе (Методические рекомендации) Под. ред. Я. С. Турбовского. Научно-исследовательский институт общей педагогики, академия педагог. Наук СССР. М. — 1988.
  64. М.С. Человеческая деятельность. М.: Политиздат, 1974.- 328с.
  65. И.Б., Шиянов Е. Н. Становление и развитие гуманистической педагогики. Ростов-на-Дону., 1997.- 144с.
  66. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. JL: Изд-во Ленингр. ун-та, 1970.- 114с.
  67. А., Привезенцев В. Роль инноваций в развитии образования и науки. Официальные документы в образовании. 2004. № 28, с. 50.
  68. Ю.А. Проект единого педагогического пространства школы развивающего обучения. Калининград. 1996.- 46с.
  69. А.К. Инновационная деятельность: стратегия и практика. Байкальский психологический и педагогический журнал. 2003. № 1. с. 37.
  70. В.В. Проблемы научного обоснования обучения, методологический анализ. М.: Педагогика, 1977.- 264с.: ил.
  71. В.В. Теоретические основы процесса обучения в советской школе (под. ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М.: Педагогика. 1989.- 320с.
  72. В.Ю. О некоторых направлениях развития теории управления школой. Управление в образовании. СПб.: Образование, 1996. — с. 23−29.
  73. С.В. Гуманистическая направленность педагогической мысли и учебных заведений нового типа в России конца XIX- начала XX вв. Автореф. дис. .канд.пед.наук. Волгоград, 1996. 24с.
  74. Н.И. Актуальные проблемы исследования нововведений. Социальные факторы нововведений в организационных системах. М.: 1980. -с. 65−74.
  75. B.C. и др. Педагогическая инноватика: объект, предмет и основные понятия. Педагогика, 2004. № 4. с. 14.
  76. B.C., Мартиросян Б. Г. Педагогические инновации: объект, предмет и основные понятия. Педагогика, 2004. № 4 с. 1−9.
  77. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. -2-е изд., перераб. М.: высшая школа. 1991. — 224с.: ил.
  78. И.Я. Дидактические основы методов. М.: Педагогика, 1981.- 186с.
  79. И.Я. Внимание, технологии обучения. Педагогика 1990, № 3 с. 139 141.
  80. .Т. Сущность, критерии и функции научной педагогики. Педагогика. 1997. № 6 с. 21−26.
  81. А.Н. Проблема деятельности в психологии. Вопросы философии. -1972. № 9 с. 95−108.
  82. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М.: Политиздат, 1975. -304с.
  83. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука. — 1984. — 444с.
  84. В.Я. Инновационное обучение: стратегия и практика. М., 1994.-96с.
  85. В.Я. Формирование учебной деятельности студентов. М., 1989. -201с.
  86. В.Н. От идеи до внедрения. Педагогика, 1990 № 10 с. 59−63.
  87. Маслоу Абрахам Гарольд. Дальние пределы человеческой психики. Перев. с англ. А.м. Татлыдаевой- Научн. ред., вступ. Статья и коммент. Н. Н. Акулиной. СПб.: Издат. Группа «Евразия», 1997. — 430с.
  88. А.К. Психология профессионализма. М., 1996. — 306с.
  89. А.К. Психология труда учителя: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1993. — 192с.
  90. К. немецкая идеология. Соч. — 2-е изд. — т.З. — с. 7−54.
  91. М.И. Проблемное обучение (Основные вопросы теории). М., Педагогика, 1975.-368с.
  92. А., Штыкова Л. Организатор инноваций в школе кто он и каковы его функции?. Директор школы. 2003. № 1. с. 36.
  93. В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса: монография. Волгоград: Перемена, 1995.- 152с.95. монахов В.м. проектирование и внедрение новых технологий обучения. Советская педагогика. 1990. № 7. с. 17−22.
  94. Э.И. основы педагогических знаний. М., 1986. — 186с.
  95. А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. М.: Просвещение. 1986.- 160с.
  96. А.Я. Педагогические инновации и научный эксперимент. Педагогика. 1997. № 5. с. 10−15.
  97. А.Я. Опыт инновационной деятельности в системе профессионального образования. Педагогика. 1993. № 3 с. 25−28.
  98. Н.Д. современная школа капиталистических стран: основные вопросы дидактики. М.: Высшая школа. 1978.- 274с.
  99. Н.Д. Понятийный аппарат педагогики и образования: перспективы исследования. Педагогика. 1995. № 3. с. 112−114.
  100. A.M. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. Деловые советы. Издание второе дополненное. М.: Ассоциация «Профессиональное образование». 1998.- 134с.
  101. Л.И., Соколовский М. В. Воспитательное пространство как открытая система (Педагогика и синергетика). Обществ, науки и современность. 1998. № 1 с. 132−143.
  102. Обучение студентов педагогике. Аспект технологий: Сб.науч. ст. -Волгоград: Перемена, 1996.- 115с. (ответств. ред. A.M. Саранов).
  103. С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1987.- 750с.
  104. Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М., 1991.- 145с.
  105. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1998.-512с.
  106. Педагогика и логика. Г. Щедровский, В. Розин, Н. Алексеев, Н. Непомнящая. -М.: Касталь, 1993. -415с.
  107. Педагогическая практика: опыт, проблемы, перспективы. Тезисы и сообщения межвузовской научно-технической конференции. Ижевск. 1989. -177с.
  108. Педагогические инновации в учреждениях образования: сущность, критерии, прогноз. Волгоград, ОПТИМ, 1994. 164с.
  109. Педагогическое образование в современных условиях. Сборник тезисов научных педагогических чтений, посвященных К. Д. Ушинскому. Ярославль: ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 1997. 371с.
  110. И.Е. Формирование готовности студентов педагогического вуза инновационной деятельности Учебно-методическое пособие. Кострома, 1999.- 116с.
  111. И.Е. Методы диагностики готовности учителя к инновационной деятельности. Кострома, 1999.- 60с.
  112. М.н., Пахомова С.е. институты сферы образования: теория и практика педагогических инноваций. М., Ассоциация инженеров педагогов г. Москвы, 1995.- 32с.
  113. И.П. Педагогика: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996.- 432с.
  114. Положение о культурно-образовательных инициативах и инновационных школах в системе образования г. Москвы. Лицейское и гимназическое образование 1. 1997.-35с.
  115. С.Д. В поисках педагогической инноватики. М. 1993.- 64с.
  116. М.М. Инновационные школы России: становление и развитие. Опыт программно-целевого управления: Пособие для руководителей общеобразовательных учреждений Вступит, ст. B.C. Лазарева. М.: Новая школа, 1996.- 320с.
  117. М. М. Хомерики О.Г. Структуры инновационного процесса в образовательном учреждении. Магистр 1994.- № 5.
  118. А.И. Нововведения, стимулы и препятствия. Социальные проблемы инноватики. М., 1989.- 270с.
  119. В.В., Репкина Н. В. Развивающее обучение: теория и практика. Статьи. Томск: «Пеленг», 1997.- 288с.
  120. М.И., Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе. -М.: Гуманитарно изд. центр ВЛАДОС. 2000.- 256с.
  121. Н.С. Философия гуманитарного образования (целостные основания базового гуманитарного образования в высшей школе). М.: Исследовательский центр проблемы качества подготовки специалистов, 1993.-194с.
  122. C.JI. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.-424с.
  123. М.К., Юртаева Р.Т Оптимизация университетского педагогического образования на современном этапе: Межвуз. сб. науч. трудов. Саранск изд-во Мордов. ун-та, 1993.- 144с.
  124. В.И. Инновационная деятельность в образовании: Проблемы управления, Ярославль. 1996.- 68с.
  125. В.И. Управление инновационной деятельностью в образовательных учреждениях региона. (Диссертация в виде научного доклада) Ярославль 1996.
  126. А.М. инновационный поиск в современной развивающейся школе. Волгоград: Перемена, 1999.- 228с.
  127. A.M., Данильчук В.и., Ильин B.C. и др. научно-педагогический комплекс в действии. Метод, реком. вып. IY М., 1989.- 47с.131. селевко Г. К. современные образовательные технологии: Учебное пособие. -М.: Народное образование, 1998.- 225с.
  128. В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Издательская корпорация «Логос», 1999.- 272с.
  129. М.Н. Методология и методика педагогических исследований. -М.: Педагогика, 1986.- 150с.
  130. М.Н. Проблемы современной дидактики. 2-е изд. — М.: педагогика. 1982.- 96с.
  131. М.Н. Новаторы школы, рожденные Октябрем. Педагогика 1990. № 11. с. 137−140.
  132. В. А. Подымова Л.С. Педагогика инновационная деятельность. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997.- 224с.
  133. В.И. Инновационное образование. Школьные технологии. 2005. № 2. с. 4.
  134. Современная дидактика: теория практика, под научной редакцией И. Я. Лернера, И. К. Журавлева. М.: изд. ИТП и МИО РАО, 1993.- 288с.
  135. Н.Ф. и др. Пути разработки профиля специалиста. Н. Ф. Талызина, Н. Г. Печенюк, Л. Б. Хихловский. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1987.- 176с.
  136. Творческий поиск, передовой опыт, новаторство. Советская педагогика, 1986, № 11 с. 13−22.
  137. Технологии педагогической подготовки учителя: инновационный поиск: Тез., докл.науч.конф. Волгоград, 20−22 окт. 1997 г. Волгоград Перемена, 1997.-191с.
  138. Тезисы областной научно-практической конференции. Научн. ред. Л. К. Фомичева. Инновационная деятельность учителя в учебно-воспитательном процессе школы, проблема, опыт, решения. Псков. — 1992.- 233с.
  139. Теоретические основы содержания общего среднего образования. Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М., 1983.- 352с.
  140. .М. Избранные труды. Т. 1,2. М.: Педагогика, 1985.
  141. А. Экспертиза инновационной школы. Инновационное движение в российском школьном образовании. М., 1997. с. 32−38.
  142. Ю.С. Методика выявления и описания интегративных процессов в учебно-воспитательнойработе СПТУ. М.: Изд-во АПН СССР. 1988.- 46с.
  143. А.В. О взаимодействии педагогической науки и практики. -Челябинск, 1990.- с. 3−12.
  144. Н.П., Пискарева И. Е. Краткий словарь по педагогической инноватике (с отраслевым библиографическим указателем). Кастрома. 1999.-12с.
  145. Философский энциклопедический словарь. М., 1989.- 816с.
  146. JI.M. Педагогический опыт глазами психолога: Книга для учителя. -М.: просвещение, 1987.- 224с.: ил. (Психолог, наука-школе)
  147. Э. Психоанализ и этика (основы гуманистической характерологии). -М., 1993.-414с.
  148. И. Феномены инновационной школы. Народное образование. 19 995. № 7. с. 11−18.
  149. О.Г. Инновации в практике обучения. Педагогика. 1993. № 2. с. 41−44.
  150. Г. А. и Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М.: Интерпракс, 1995.-288с.
  151. Г. И. Познавательный интерес как педагогическая проблема JL, 1969.- 430с.
  152. В.Д. Философия образования и образовательные политики. -М.: Логос, 1993.- 181с.
  153. Т.И. Исследовательский подход в управлении школой. М.: А. ПП ЦИГП, 1992 (библиотечка «Современная школа — проблема руководства») -64с.
  154. Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М.: Просвещение, 1974.- 64с.
  155. Н.Р. Общие основы педагогической инноватики: Опыт разработки теории инновационных процессов в образовании. М., 1991.- 92с.
  156. Н.Р. Педагогическая инноватика как теория инновационных процессов в системе образования. Научный и передовой опыт в области педагогики народного образования. Вып.З. — М. 1990.
  157. Anderson L. W. Increasing Teacher Effectiveness. Paris. 1991.
  158. Anderson L.W., Blok J.H. Mastery Learning Models. The International Encyclopedia Of Teaching And Teacher Education. Oxford, 1988.P.58−67.
  159. Brookfield S. D/ Developing Critical Thinkers. San Fransisco — Oxford, 1991.
  160. Dugrin, Andrew J. The breakthrough team player. American Management Association. New York. 1995.
  161. Rudiger P. Neue Mitarbeiter ertolgreich anwenden, auswahlen und einsetzen.5.Auflage: Rudolf Haufe Verlag, 1990.
  162. Steinbuch P.A., Olfert K. Personalwirtschaft.5. Fuflage. Kiehl, 1993.
  163. Диагностическая тестовая карта организационно-педагогической готовности учителя
  164. Основания (параметры) оценки Алгоритм оцениваниязнаю умею владею
  165. Организаторские способности
  166. Психологическая изобретательность
  167. Практически-психологический ум13 Педагогический такт 14 Общественная энергичность 15 Критичность
  168. Склонность к организаторской деятельности
  169. Индивидуальные различия в организаторскихспособностях
  170. Принципы и методы организации
  171. Формулировка или выбор цели
  172. Целесообразный выбор методов
  173. Целесообразный выбор техники24 Планирования 25 Нормирования 26 Учета и контроля
  174. Принятие оптимального решения28 Определение перспектив 29 Стимулирования 210 Комплексности 211 Научности
  175. Техника организации и творчества
  176. Техника речевой деятельности32 Техника чтения 33 Техника общения 34 Педагогическая техника 35 Технические средства 36 Компьютерная техника
  177. Приоритет средства приспособления
  178. Техника работы с информацией
  179. Целевая комплексная программа творческогопоиска учителя 41 Тема творческого поиска
  180. Основания для ее разработки
  181. Существо разрешаемой проблемы
  182. Исходное состояние проблемы45 Актуальная значимость 46 Цель творческого поиска 47 Рабочая гипотеза 48 Задача творческого поиска 49 Научное руководство
  183. Затраты времени, сил, средств411 Ожидаемые результаты 412 Необходимые условия
  184. Существо целевого мотивационногоуправления 51 Существо в управлении
  185. Основания (параметры) оценки Алгоритм оцениваниязнаю умею владею
  186. Моделирование систем поиска53 Функции управления 54 Методы управления
  187. Организационно-методическое обеспечениесистемы
  188. Информационное обеспечение57 Критерии оптимальности
  189. Факторы повышенной эффективности
  190. Организация учебной деятельности
  191. Организация учебного материала
  192. Организация на учение учащихся
  193. Организация самостоятельной работы учащихся
  194. Организация домашнего задания
  195. Организация самообразования
  196. Организация воспитания и самовоспитанияучащихся
  197. Развитие творческой активности
  198. Воспитание организованности73 Организация деятельности
  199. Организация профориентации
  200. Организация самовоспитания80 Педагогическая технология
  201. Понятие «педагогической технологии»
  202. Технология программированного обучения
  203. Технология проблемного обучения
  204. Другие педагогические технологии
  205. Педагогические технологии учителей-новаторов
  206. Педагогические технологии, основанные напринципах НОПТ
Заполнить форму текущей работой