Наблюдение за конфликтной реальностью в детской группе
Как показывают специальные исследования, воспитанники раннего и младшего дошкольного возраста конфликтуют чаще, чем воспитанники среднего и старшего дошкольного возраста. Это связано в первую очередь с неумением маленького ребенка понимать мотивы сверстника. Конфликтующий или не согласный с ситуацией ребенок пытается придать свои смыслы, значения предметам или действиям, однако эти смыслы… Читать ещё >
Наблюдение за конфликтной реальностью в детской группе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Особенности конфликтного поведения детей
Дети обладают удивительной способностью разрешать конфликтные ситуации. При этом под конфликтом понимается столкновение интересов, восприятие детьми этого столкновения как нарушения и возникновение желание его преодолеть (44).
Многие конфликтные ситуации, возникающие в общении детей в детском саду, решаются ими в большей степени самостоятельно. Более того, дети первых двух лет жизни способны вырабатывать такие способы поведения, которые помогают им обходиться без взрослых в ситуациях противоречия. Наличие такой «врожденной конфликтной компетентности» приводит к тому, что многие конфликты в совместной жизни детей и взрослых последние просто не замечают. Для того чтобы заметить умения детей выходить из сложных противоречивых ситуаций, взрослые должны быть любопытными и уважать детское сообщество.
У детей существует своя логика разрешения конфликта, которая базируется на собственном опыте и сути темы конфликта. Если взрослые не знают этой темы и не понимают намерения детей, их вмешательство в конфликтную ситуацию не будет продуктивным.
Как показывают специальные исследования, воспитанники раннего и младшего дошкольного возраста конфликтуют чаще, чем воспитанники среднего и старшего дошкольного возраста. Это связано в первую очередь с неумением маленького ребенка понимать мотивы сверстника. Конфликтующий или не согласный с ситуацией ребенок пытается придать свои смыслы, значения предметам или действиям, однако эти смыслы остаются не понятыми, не расшифрованными сверстником. Как правило, после второго года жизни дети научаются видеть различия в понимании конфликтной ситуации и приходят к общему соглашению, к общим смыслам. При этом особая роль принадлежит неречевым средствам игрового общения детей раннего и младшего дошкольного возраста.
В реальной дошкольной практике обращают на себя внимание только те конфликты, которые мешают детям в их обычной жизнедеятельности. Именно в таких случаях дети обращаются за помощью взрослых.