Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие лингвокультурологической компетенции преподавателя иностранного языка вуза в системе непрерывного профессионального образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении сущности и специфики понятий: «компетентность», «компетенция», «лингвистическая компетенция», «языковая компетенция», «речевая компетенция», «коммуникативная компетенция», «культурологическая компетенция», «лингвокультурологическая компетенция» — в разработке критериев и показателей уровней развития лингвокультурологической компетенции… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основания исследования лингвокультурологической компетенции преподавателя иностранного языка вуза
    • 1. 1. Феномен культура: научные основы современной трактовки содержания, структуры и функций культуры
    • 1. 2. Современная культурологическая концепция образования
    • 1. 3. Профессиональная деятельность преподавателя вуза в аспекте проблем непрерывного образования
  • Выводы
  • ГЛАВА 2. Сущность структурно-содержательных характеристик компетенции преподавателя высшей школы
    • 2. 1. Компетентность и компетенция: аксиологический аспект содержательных характеристик дефиниций
    • 2. 2. Компоненты и аксиологический смысл лингвокультурологической компетенции как фактора конкурентоспособности преподавателя вуза
    • 2. 3. Структура знаниевого компонента лингвокультурологической компетенции преподавателя иностранного языка
    • 2. 4. Готовность педагога к повышению квалификации как фактор обновления и качественного совершенствования кадрового потенциала вуза
  • Выводы

ГЛАВА 3. Педагогические условия развития лингвокультурологи-ческой компетенции преподавателя иностранного языка вуза.102 3.1. Педагогическая модель развития лингвокультурологической компетенции преподавателя иностранного языка вуза.

3.2. Методический компонент структурно-содержательных характеристик педагогической деятельности.

3.3. Функционирование экспериментальной модели развития лингвокультурологической компетенции преподавателя иностранного языка вуза.

Выводы.

Развитие лингвокультурологической компетенции преподавателя иностранного языка вуза в системе непрерывного профессионального образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность и постановка проблемы исследования. Одной из задач современного образования является приобщение молодежи к мировым ценностям, формирование у студентов умения общаться и взаимодействовать в мировом пространстве с представителями разных культур. В связи с этим возникает необходимость пересмотреть требования к качеству образования и, исходя из этого, проектировать новую модель преподавателя XXI векапрофессиональную, компетентную, творчески развитую личность, в которой доминируют духовно-нравственные и деловые качества.

Исследование актуальных проблем непрерывного педагогического образования затрагивает такой его важнейший аспект, как перманентность процесса развития педагога в личностном и профессиональном ракурсе. Это отражено в работах Г. А. Ключарева, Т. Ю. Ломакиной, JI.H. Макаровой, Л. Г. Петерсона, О. Н. Смолина, Д. И. Фельдштейна, В. Д. Шадрикова, И.А. Шаршо-ва. Однако, несмотря на актуальность, эта проблема разработана недостаточно как в теории, так и практике российского образования, хотя в настоящее время начинают активизироваться исследования, связанные с рассмотрением непрерывного педагогического образования с позиций процесса развития педагога. При этом в сфере внимания ученых находятся исследования конкретных качеств личности профессионала: ценностные ориентации, способность к самореализации, профессиональная компетентность.

В научных трудах В. И. Байденко, С. К. Бондыревой, Н. В. Бордовской, О. Е. Ломакиной, М. Л. Митиной, А. И. Мищенко, А. А. Реана, О. Н. Шахматовой, Н. И. Шедаврина, В. М. Шепель и других исследователей достаточно глубоко рассмотрены подходы к определениям «компетентность», «профессиональная компетентность», «компетенция».

Вместе с тем компетентностное образование — проблема, которая на сегодняшний день остается актуальной, однако требует дальнейшего рассмотрения. Вплоть до настоящего времени в европейском образовательном сообществе нет единого, четкого и однозначно понимаемого определения понятия «компетенция» применительно к ее использованию в профессиональной деятельности человека.

В настоящее время исследователи употребляют термин «компетенция» в различных сферах человеческой жизнедеятельности (профессиональная компетенция, педагогическая компетенция, коммуникативная компетенция, правовая компетенция и т. д.) и выделяют в каждой из них различные виды. Так например, выделяются три интегрированные группы профессиональных компетенций, которыми должен владеть педагог: 1) общекультурная- 2) методологическая (психолого-педагогическая) — 3) предметно-ориентированная (Д.А. Махотин, Ю.В. Фролов). Недостаточная теоретическая разработанность проблемы развития профессиональных компетенций преподавателя иностранного языка вуза в условиях непрерывного образования обосновала необходимость настоящего исследования. Вопросы лингвокультурологическо-го образования отражены в работах В. А. Масловой, В. П. Фурмановой и других.

В научных работах философов, социологов, педагогов современное образование рассматривается как ключевое звено в процессе передачи необходимого социально-культурного опыта, как способ «вхождения» личности в мир культуры. Следовательно, культурологическая грамотность преподавателя иностранного языка вуза позволит конструктивно рассматривать проблему координации деятельности студентов в различных социокультурных пространствах, а именно: восполнить недостаточность гуманитарного характера обучения в профессиональном вузесформировать непрагматический интерес к широкой образованности и создать престиж учености.

Культурологический подход к процессам образования обсуждается в трудах Б.Т. Бестужева-Лады, О. Е. Лебедева, Н. В. Карлова, М. Н. Кузьмина, А. Д. Московченко, В. М. Розина, С. А. Смирнова, П. Т. Щедровицкого.

В работах М. Н. Лазутовой, А. Н. Леонтьева, В. И. Каширина язык в системе культуры рассматривается как важнейшая ее подсистема, выполняющая множество функций. В настоящее время базисным языком нации признается тот, которым пользуется образованная и просвещенная часть населения, в то время как просторечье, жаргоны и диалекты представляют собой экзотические формы, служат социальной меткой (Ю.И.Леденев, М. Н. Кожина, О. Б. Сиротинина, Т. И. Чижова и другие).

Языковой аспект информационно-образовательного пространства обеспечивает сквозную целостность полиязыкового вузовского образования и профессионально-педагогического. Это актуализирует проблемы языкового пространства всех участников учебно-воспитательного процесса (преподавателей и студентов) через осмысление профессионального речевого поведения преподавателя, анализ собственных коммуникативно-риторических возможностей студентов. Теоретические подходы к понятию и сущности лингвистической компетенции преподавателя иностранного языка содержатся в работах Е. А. Быстровой, И. А. Шаповаловойязыковой компетенции — Н.Б. Гви-шиани, Н. И. Жинкина, Г. А. Крюковой, С.Г. Тер-Минасовойречевой компетенции — Б. А. Ильюка, В.А. Кан-Калика, Ю. Б. Кузьменковойкоммуникативной, межкультурной и социокультурной компетенций — Н. В. Барышникова, А. Ф. Бондаренко, Е. А. Головко, Т. Г. Грушевицкой, Е. А. Маслыко, В.В. Мол-чановского, В. И. Наролиной, Е. Н. Солововой, М. О. Фаеновой.

Заказ" на тип личности гражданина России XXI века в своих основных чертах уже сложился: от системы образования требуется такая система действий, которая должна обеспечить философскую и языковую компетентность, профессиональные знания, социальную и культурную активность. Решающую роль в этом процессе играет преподавательский состав высшей школы России. Однако сегодня система образования располагает научным, кадровым и материально-техническим обеспечением, которые были в базисе доперестроечной образовательной системы. Современные вызовы (появление новых явлений в области языка, обусловленных появлением новых форм коммуникаций) требуют формирования нового состава преподавателей высшей школы, обладающих высоким уровнем профессиональных компетенций.

Творческий подход к решению проблем качества образования в вузе обусловил необходимость разрешения ряда противоречий, характерных для современной высшей школы — между:

— реализацией принципов компетентностного подхода в образовательном процессе вуза и традиционным предметоцентрированным подходом к организации учебного процесса в вузе;

— современными задачами расширения культурного пространства преподавателя и слабой проработанностью его методической базы;

— расширяющимся международным тезаурусом и низким уровнем развития лингвистической и языковой подготовки преподавателей иностранного языка;

— неготовностью методической службы к генерированию новых методических идей.

Необходимость разрешить эти противоречия, исторически обусловленные и очевидные, усиливает актуальность исследования в практическом аспекте. В то же время, лингвокультурология как научная и философско-педагогическая проблема требует тщательного ее рассмотрения с позиций педагогического, социально-философского и историко-генетического анализа, что представляется актуальным в гносеологическом плане. С позиций педагогического знания эта тема представляет интерес, поскольку она открывает новые перспективы в содержании высшего профессионального образования. На основании методического аспекта исследования появляются возможности для установления межпредметных связей, интеграции языковых знаний в оперативное поле языка современной науки.

Вышеизложенное определяет актуальность избранной темы исследования. Результаты исследования позволили уточнить и скорректировать ряд теоретических положений, касающихся системы организации учебного процесса в вузе, основанного на использовании инновационных технологий, способствующих развитию лингвокультурологической компетенции преподавателей иностранного языка.

Проблема исследования сформулирована следующим образом: какова педагогическая модель развития лингвокультурологической компетенции преподавателя иностранного языка вуза в системе непрерывного профессионального образования?

Цель исследования состоит в экспериментальной разработке, теоретическом обосновании и опытной проверке педагогической модели развития лингвокультурологической компетенции преподавателя иностранного языка вуза в системе непрерывного профессионального образования.

Объект исследования: процесс развития лингвокультурологической компетенции преподавателя иностранного языка вуза в системе непрерывного профессионального образования.

Предметом исследования является содержание и технологии реализации педагогической модели развития лингвокультурологической компетенции преподавателя иностранного языка вуза в системе непрерывного профессионального образования.

Гипотеза исследования. Функционирование педагогической модели развития лингвокультурологической компетенции преподавателя иностранного языка вуза в системе непрерывного профессионального образования будет эффективным в условиях, соответствующих возможностям достижения целей, адекватных потребностям современного профессионального образования. При этом развитие лингвокультурологической компетенции преподавателя иностранного языка необходимо обеспечить реализацией целостного комплекса педагогических условий, которые требуют:

— включенности деятельности преподавателя в системные отношения реалий непрерывного профессионального образования;

— позитивной мотивированности самосовершенствования и саморазвития педагога;

— целенаправленности саморазвития педагогических и психологических способностей педагога;

— наличия развивающей образовательной среды;

— интеграции учебных дисциплин в вузе;

— использования инновационных педагогических технологий;

— активной самореализации в жизни и труде.

В данных условиях создаются оптимальные возможности для функционирования педагогической модели развития лингвокультурологической компетенции преподавателя иностранного языка вуза в системе непрерывного профессионального образования.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования решались следующие задачи:

— уточнить сущность и специфику понятия «лингвокультурологическая компетенция», обосновать теоретические и методологические основы лингвокультурологической компетенции преподавателя иностранного языка вуза;

— определить структуру, содержание и функции лингвокультурологической компетенции преподавателя иностранного языка вуза в педагогическом процессе современного вуза;

— выявить педагогические условия развития лингвокультурологической компетенции преподавателя иностранного языка вуза, обусловливающие построение модели ее развития;

— разработать и научно обосновать педагогическую модель развития лингвокультурологической компетенции преподавателя иностранного языка вуза в системе непрерывного профессионального образования;

— опытно-экспериментальным путем проверить эффективность функционирования разработанной педагогической модели развития лингвокультурологической компетенции преподавателя иностранного языка вуза в системе непрерывного профессионального образования.

Методологическую основу исследования составили научные концепции культуры и ее определения как процесса и результата прогрессивного развития человека и общества, понимание лингвокультурологии как подсистемы культурытеоретическое осмысление взаимосвязи культурологического подхода к изучению процессов образования, а также идеология компетентностного образования, основанная на исследовании педагогических инноваций и традиций гуманистической теории развития личностных и профессионально значимых качеств педагога.

Теоретической основой диссертации послужили:

— философия образования (В.М. Кондратьев, А. С. Кусжанов, Л.Ф. Ма-тронина, A.M. Миронов, Я. С. Яскевич и др.);

— концепция базовой роли культуры в процессах обучения и воспитания (И.В. Абакумова, И. В. Демченко, Л. В. Ильченко, А. Е. Лоскутова, З.Я. Рахма-туллина, В. Т. Фоменко и др.);

— культурологический подход к исследованию педагогической деятельности (А.Г. Асмолов, B.C. Библер, А. А. Бодалев, Е. В. Бондаревская, Б.Г. Гер-шунский, С. В. Ковалев, В. А. Сластенин, И. А. Шаповалова, Е. Н. Шиянов, Н. Е. Щуркова и др.);

— педагогика непрерывного образования: (В.Б. Гаргай, В. И. Горовая, Г. А. Ключарев, М. Р. Кудаев, Ю. А. Лобейко и др.);

— теория компегентносшого подхода в обучении (В.П Намчук, Л А. Петровская, В Л Тарасюк, АВ. Хуторской, P.M. Чумичева, БД Эльконин и др.);

— личностно-ориентированный подход в образовании (К.А. Абульхано-ва-Славская, Е. В. Бондаревская, С. Б. Елканов, И. А. Малашихина, Н. Н. Никитина, В. П. Озеров, В. В. Сериков, Д. Н. Узнадзе, Б. Е. Фишман, Н. Л. Худякова, В. А. Шаповалов и др.);

— исследования в области теории и методики обучения и воспитания (иностранный язык) (НД Гальскова, НБ. Гвишиани, НИ. Гез, Б, А Ильюк, Ю. Б. Кузьменкова, ВБ. Мол-чановский, Е. Н Соловова, В. П. Фурманова и др.).

Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:

— теоретические: анализ, обобщение и сравнение философской, культурологической, психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования;

— эмпирические: педагогическое наблюдениеопросы (анкетирование, беседы) — оценивание (самооценка, экспертная оценка), анализ результатов педагогической деятельностиконстатирующий и формирующий эксперименты;

— статистические: количественная и качественная обработка материалов методами математической статистики.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— впервые проведен сравнительный анализ научных подходов в преподавании русского и иностранного языков в российской высшей школе к определению «компетенция» и выявлены противоречия в трактовке понятий: «лингвистическая компетенция», «языковая компетенция», «речевая компетенция», «коммуникативная компетенция»;

— впервые определена общая структура лингвокультурологической компетенции преподавателя иностранного языка;

— представлены ценностные отношения и профессионально-личностные качества педагога, способствующие развитию его лингвокультурологической компетенции;

— выделено ядро информационно-знаниевого компонента лингвокультурологической компетенции преподавателя, включающего многоуровневую организацию;

— выявлены педагогические условия развития лингвокультурологической компетенции преподавателя иностранного языка вуза в системе непрерывного профессионального образования;

— разработана модель развития лингвокультурологической компетенции преподавателя иностранного языка вуза;

— установлена эффективность функционирования экспериментальной педагогической модели развития лингвокультурологической компетенции преподавателя в учебно-воспитательном процессе в вузе.

Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении сущности и специфики понятий: «компетентность», «компетенция», «лингвистическая компетенция», «языковая компетенция», «речевая компетенция», «коммуникативная компетенция», «культурологическая компетенция», «лингвокультурологическая компетенция" — в разработке критериев и показателей уровней развития лингвокультурологической компетенции преподавателя иностранного языка вузав выявлении и решении проблем качества образования в вузев выявлении педагогических условий развития лингвокультурологической компетенции, апробации педагогической модели развития лингвокультурологической компетенции преподавателя иностранного языка вуза в системе непрерывного профессионального образования.

Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в нем теоретические положения и выводы обеспечивают эффективные подходы для успешного решения проблем качества образования в вузе, создают необходимые психолого-педагогические условия для развития лингвокультурологической компетенции преподавателя иностранного языка вуза в системе непрерывного профессионального образования. Внедрение в практику полученных результатов позволяет развивать у преподавателей иностранного языка вуза лингвокультурологическую компетенцию, что положительно отразится на результативности учебно-воспитательного процесса и, в конечном счете, на качестве образовательного процесса в вузе.

Экспериментальные материалы и рекомендации, опубликованные по результатам исследования, внедрены в учебную и воспитательную деятельность преподавателей иностранного языка Ставропольской государственной медицинской академии, филиала Московского государственного лингвистического университета (г. Михайловск), Карачаево-Черкесского государственного университета, Карачаево-Черкесской государственной технологической академии и могут успешно применяться в других вузах.

Прогностический потенциал исследования обусловлен принципиальной возможностью организации на его основе последующей научно-исследовательской работы.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Развитие лингвокультурологической компетенции преподавателя иностранного языка вуза способствует приобщению педагога к ценностным смыслам культуры педагогической деятельности. Обладая лингвистической, языковой, речевой, коммуникативной и культурологической компетенциями, то есть знаниями и умениями, возникающими в результате лингвокультуро-логического образования и профессионального опыта педагога, преподаватель получает возможность выстраивать свою индивидуальную педагогическую деятельность, адекватную актуальным тенденциям и традициям профессионального образования.

2. Компетентностный подход выступает как теоретический ориентир, позволяющий проектировать процесс развития лингвокультурологической компетенции преподавателя иностранного языка на базе фундаментальных педагогических исследований в условиях интеграции психолого-педагогических и лингвистических дисциплин. Это повышает креативность педагога, его восприимчивость к педагогическим инновациям для повышения эффективности профессиональной деятельности. Таким образом, развитие лингвокультурологической компетенции преподавателя иностранного языка вуза трансформируется в системообразующую цель его личностного развития.

3. Развитие лингвокультурологической компетенции преподавателя иностранного языка вуза обеспечивается реализацией целостного комплекса необходимых педагогических условий, соответствующих возможностям достижения целей, адекватных потребностям современного профессионального образования.

4. Эффективность образовательного процесса в вузе обеспечивается оптимальным функционированием педагогической модели развития лингвокультурологической компетенции преподавателя иностранного языка вуза в системе непрерывного профессионального образования.

Организация и база исследования. Исследование выполнялось поэтапно с 2001 по 2005 годы. На этапе констатирующего эксперимента.

2001;2002 гг.) изучалась и анализировалась отечественная и зарубежная философская, психолого-педагогическая и методическая литература по проблеме исследованиявыявлялись проблемы качества образовательного процесса в вузеобосновывалась актуальность темы исследованияопределялась рабочая гипотезаопределялись педагоги и студенты, участвующие в экспериментепланировался педагогический эксперимент.

Формирующий эксперимент проводился с 2002 года по 2004 год. На этом этапе осуществлена опытно-экспериментальная работа по созданию механизмов развития лингвокультурологической компетенции преподавателя иностранного языка вузавыявлены педагогические условия развития лингвокультурологической компетенции преподавателя иностранного языка вузазавершена теоретическая разработка и опытная реализация педагогической модели развития лингвокультурологической компетенции преподавателя иностранного языка вуза в системе непрерывного профессионального образования.

На заключительном этапе исследования — контрольном (2004;2005 гг.) проведены анализ, обработка, обобщение и систематизация результатов экспериментальной работыдоказана справедливость гипотезы, сформулированы выводы, свидетельствующие о решении задач и достижении цели исследования. На контрольном этапе исследования разрабатывались методические рекомендации по внедрению результатов исследования в массовую практику работы учреждений профессиональной подготовки (вузы) и дополнительного профессионального образования (учреждения повышения квалификации работников образования) — оформлялся текст диссертационной работы.

Экспериментальная работа проводилась на базе Ставропольской государственной медицинской академии (кафедра иностранных языков, лечебный и педиатрический факультеты) — филиала Московского государственного лингвистического университета (г. Михайловск) — Ставропольского краевого института повышения квалификации работников образованияКарачаево-Черкесского Республиканского института повышения квалификации работников образованияКарачаево-Черкесского государственного университета (кафедра иностранных языков, факультет иностранных языков), Карачаево-Черкесской государственной технологической академии (медицинский факультет). Всего исследованием было охвачено 73 педагога, 112 студентовна протяжении четырех лет педагогической экспериментальной работы.

Достоверность и обоснованность результатов и выводов исследования обеспечены непротиворечивостью исходных методологических позицийтеоретическим анализом проблемыразносторонностью экспериментального исследованиядостаточной длительностью и возможностью повторения педагогического экспериментаприменением комплекса методов исследования, адекватных его предмету, цели и задачамиспользованием мате-матико-статистического аппарата.

Апробация и внедрение результатов исследования в практику осуществлялись в форме обсуждения основных положений и выводов на научно-методических советах и заседаниях кафедры педагогики и психологии высшей школы Ставропольского государственного университета (2003 -2005 гг.), Ставропольской государственной медицинской академии, филиала Московского государственного лингвистического университета (г. Михай-ловск), Ставропольского краевого института повышения квалификации работников образованияКарачаево-Черкесского Республиканского института повышения квалификации работников образованияКарачаево-Черкесского государственного университета (кафедра иностранных языков, факультет иностранных языков), Карачаево-Черкесской государственной технологической академии (медицинский факультет), на III международной научно-практической конференции «Фундаментальные и прикладные исследования в системе образования» (Тамбов, 2005), на Всероссийской научно-практической конференции «Педагогическая наука и практика — региону» (Ставрополь, 2003), на Всероссийской научно-методической конференции «Современные технологии обучения иностранным языкам», на региональной научно-практической конференции «Эвристическое образование — 6» (Ставрополь, 2003), на Днях славянской письменности на Ставрополье — 2003: «В Россию можно только верить» (Ставрополь, 2003).

Публикации. По теме диссертации опубликовано 7 печатных работ.

Структура диссертации и ее объем. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 220 наименований. Работа содержит 13 таблиц, 23 рисунка. Общий объем рукописи 180 страниц.

ВЫВОДЫ.

1. Готовность педагога к самосовершенствованию является одним из факторов его личностного и профессионального становления в условиях непрерывного образования.

2. Результатом личностного и профессионального развития педагога являются адаптивность, индивидуальность и интегративность. Каждый из этапов характеризуется и определяется ведущим типом противоречия, которое выступает в роли предпосылки соответствующего этапа развития и снимается (или смягчается, отходит на второй план) по завершении этапа.

3. Среди позиций, целенаправленно влияющих на аксиосферу преподавателя иностранного языка, наиболее значимыми являются культурная и полиязыковая среда, коммуникативный опыт, самовоспитание, развитие моральных норм в образовании, целенаправленность саморазвития педагогических и психологических способностей педагога (интеллект, креативность, волевая активность, педагогическое мышление), инновационные технологии, самоактуализация.

4. На современном этапе развития профессиональной школы непрерывность профессионального образования и самообразования преподавателей иностранного языка обеспечивается через создание единой системы подготовки преподавателей иностранного языка вузов: региональные учреждения повышения квалификации преподавателей иностранного языка, учебно-методические объединения кафедр иностранных языков вузов, эффективно организованное самообразование.

5. В образовательном стандарте высшего педагогического образования необходимо предусмотреть механизмы, помогающие формировать личностные и профессиональные качества педагога, основанные на теории компетентностного подхода в обучении, на принципах педагогики сотрудничества, толерантности. Система непрерывного профессионального образования должна обеспечить преподавателю возможность развивать свои личностные и профессиональные компетенции и одновременно диагностировать их уровень развития для дальнейшего совершенствования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Результаты проведенного исследования дают основания утверждать, что вследствие происходящих преобразований в системе непрерывного профессионального образования важнейшей проблемой современной педагогики становится развитие лингвокультурологической компетенции преподавателя иностранного языка вуза, которая ориентирована на ценностные смыслы культуры в педагогической деятельности. Обладая лингвистической, языковой, речевой, коммуникативной и культурологической компетенциями, т. е. знаниями и умениями, возникающими в результате культурологического образования и профессионального опыта педагога, преподаватель получает возможность выстраивать свою индивидуальную педагогическую деятельность, адекватную актуальным тенденциям и традициям профессионального образования.

Важнейшей стратегической задачей лингвокультурологического образования современного общества является переход от парадигмы преподавания (передачи информации) к парадигме научения (передаче компетенций — потенциала к действиям). При таком подходе в современных условиях непрерывного профессионального образования результатом лингвокультурологического образования преподавателя вуза становится не столько усвоение новой информации, новых идей, сколько формирование у него предпосылок для переоценки собственной деятельности, которые можно понимать как навыки социализации, как готовность к выполнению задач предстоящей профессиональной деятельности.

На основании анализа исследования проблем непрерывного педагогического образования и, в частности, исследований, связанных с рассмотрением процесса развития педагога в личностном и профессиональном ракурсе, были определены исходные положения диссертационной работы. В процессе исследования использовались уже имеющиеся достижения педагогической науки в этой области, однако к моменту начала данного исследования не были обнаружены диссертации, монографии по проблеме развития лингвокуль.

158 турологической компетенции преподавателя иностранного языка вуза. Эта проблема нуждалась в научной разработке. В связи с этим и был проведен эксперимент.

При определении структуры, содержательных характеристик и функций лингвокультурологической компетенции преподавателя иностранного языка вуза были уточнены такие понятия, как «компетентность», «компетенция», «лингвистическая компетенция», «языковая компетенция», «речевая компетенция», «коммуникативная компетенция», «культурологическая компетенция», «лингвокультурологическая компетенция" — были определены сущность и специфика лингвокультурологической компетенции и обоснованы теоретические и методологические основы лингвокультурологической компетенции преподавателя иностранного языка вуза.

При изучении и анализе теоретических источников исследования были выявлены педагогические условия развития лингвокультурологической компетенции преподавателя иностранного языка вуза, обусловливающие построение модели ее развития, а именно:

— включенность деятельности преподавателя в системные отношения реалий непрерывного профессионального образования;

— позитивная мотивированность самосовершенствования и саморазвития педагога;

— целенаправленность саморазвития педагогических и психологических способностей педагога;

— наличие развивающей образовательной среды;

— интеграция учебных дисциплин в вузе;

— использование инновационных педагогических технологий;

— активная самореализация в жизни и труде.

В процессе исследования была разработана и научно обоснована педагогическая модель развития лингвокультурологической компетенции преподавателя иностранного языка вуза в системе непрерывного профессионального образования. Опытно-экспериментальным путем была установлена эффективность ее функционирования через создание единой системы подготовки преподавателей иностранного языка вузов: региональные учреждения повышения квалификации преподавателей иностранного языка, учебно-методические объединения кафедр иностранных языков вузов, эффективно организованное самообразование.

Развитие лингвокультурологической компетенции преподавателя иностранного языка должно быть обеспечено реализацией целостного комплекса необходимых педагогических условий, в которых создаются оптимальные возможности для функционирования педагогической модели развития лингвокультурологической компетенции преподавателя иностранного языка вуза в системе непрерывного профессионального образования, что доказывает справедливость гипотезы. Таким образом, поставленные задачи решены, следовательно, цель исследования достигнута.

В заключении представлены следующие основные выводы:

1. Принципы непрерывного педагогического образования основаны на движении от компетентности к компетенции, то есть от знаний к их творческому использованию и постоянному усложнению целей — ценностей.

2. К компонентам лингвокультурологической компетенции относятся лингвистическая, языковая, речевая, культурологическая и коммуникативная компетенции. Коммуникативная компетенция обладает внутренней структурой, предполагающей иерархические отношения между составляющими ее компонентами. Все субъекты лингвокультурологической компетенции представляют собой интеграцию знаний, умений, навыков, аксиологических оснований культурных выборов и предпочтений социума и личности.

3. Готовность педагога к самосовершенствованию является одним из факторов его личностного и профессионального становления в условиях непрерывного образования.

4. Результатом личностного и профессионального развития педагога являются адаптивность, индивидуальность и интегративность. Каждый из этапов характеризуется и определяется ведущим типом противоречия, которое выступает в роли предпосылки соответствующего этапа развития и снимается (или смягчается, отходит на второй план) по завершении этапа.

5. Среди позиций, целенаправленно влияющих на аксиосферу преподавателя иностранного языка, наиболее значимыми являются культурная и полиязыковая среда, коммуникативный опыт, самовоспитание, развитие моральных норм в образовании, целенаправленность саморазвития педагогических и психологических способностей педагога (интеллект, креативность, волевая активность, педагогическое мышление), инновационные технологии, самоактуализация.

6. На современном этапе развития профессиональной школы непрерывность профессионального образования и самообразования преподавателей иностранного языка обеспечивается через создание единой системы подготовки преподавателей иностранного языка вузов: региональные учреждения повышения квалификации преподавателей иностранного языка, учебно-методические объединения кафедр иностранных языков вузов, эффективно организованное самообразование.

7. В образовательном стандарте высшего педагогического образования необходимо предусмотреть механизмы, помогающие формировать личностные и профессиональные качества педагога, основанные на теории компе-тентностного подхода в обучении, на принципах педагогики сотрудничества, толерантности. Система непрерывного профессионального образования должна обеспечить преподавателю возможность развивать свои личностные и профессиональные компетенции и одновременно диагностировать их уровень развития для дальнейшего совершенствования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М.: Наука, 1980.-335 с.
  2. JI.M. Педагогическая культура и стиль преподавания // Культура и мировоззрение учителя: Сб. статей. Екатеринбург, 1992. -С. 5- 16.
  3. А.И. Наука постижения культуры. Народное образование. 1998. — № 5. — С.184−190.
  4. А.С., Библер B.C., Кедров Б. М. Анализ развивающегося понятия. М.: Наука, 1967. — 439 с.
  5. В.Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980. — 368 с.
  6. Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М.: Педагогика, 1977.-254 с.
  7. В.И., Оскарссон Б. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса // Проф. образование и личность специалиста. М., 2002. — С. 14−32.
  8. Н.В. Параметры обучения межкультурной коммуникации в средней школе. // ИЯШ. 2002.- № 2. — С.28−32.
  9. М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Иск-во, 1986. — 444 с.
  10. B.C. Словарь нового педагогического мышления. Екатеринбург: Альтернативная педагогика. — 1996. — 94 с.
  11. А. Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994. — 528 с.
  12. Н. Воля к жизни и воля к культуре // Слово. 1990. — № 1.
  13. Н.А. Духовный кризис интеллигенции. /Составление и комментарий В. В. Сапова. М.: Канон +, 1998. — 400 с. (история философии в памятниках).
  14. В.П. Основы теории педагогических систем. Изд-во Воронежского университета, 1977. -304 с.
  15. Бестужев-Лада И.В. К школе XXI века: Размышления социолога. М.: Педагогика, 1988. -254 с.
  16. B.C. Основы программы. Школа диалога культур.- Под общей редакцией B.C. Библера. Кемерово: «АЛЕФ» Гуманитарный центр, 1992.-104 с.
  17. Бим-Бад Б.М., Петровский А. В. Образование в контексте социализации // Педагогика. 1996. — № 1. — С.3−8.
  18. В.А., Сериков В. В. Компетентностная модель образования: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. — № 10.
  19. Е.В. Парадигмальный подход к разработке содержания ключевых педагогических компетенций // Педагогика. 2004. — № 10. -С.23−31.
  20. Е.В. Педагогическая культура // Инновационная школа. -1997. -№ 3. С.7−8.
  21. А.Ф. Оптимизация коммуникативной деятельности учителя на уроке: Дисс.канд. пед. наук. Киев, 1978. — С.22.
  22. Н.Е. Совершенствование языковой культуры учителя. // Педагогика. 2004. — № 4. — С.51−55.
  23. Е.А. Компетентный носитель языка. // Народное образование. 1998.-№ 5.-С.70−71.
  24. А.П. Культуротворческая школа: концепция и модель образовательного процесса. // Педагогика. 1998. — № 4. — С. 12−18.
  25. А.П. Философские основания современной парадигмы образования. // Педагогика. 1997. № 3. — С. 15−20.
  26. М. Избранные произведения: Пер. с нем. М.: Прогресс, 1990. -804 с.
  27. П. Искусство менеджмента. М.: Сирин, 2002. — 203 с.
  28. Ю.Г. Послевузовское и профессиональное образование в России. // Социологические исследования. 1997. — № 9.
  29. Всемирная энциклопедия: Философия XX век. М.: ACT, Современный литератор, 2002. 976 с.
  30. Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лин-гводидактика и методика: Учеб. пособие для студ. лингв, ин-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2004.-336 с.
  31. В.Б. Повышение квалификации учителей в США и Великобритании: интерактивная модель. // Педагогика. № 8. — 2004 г. — С.87−91.
  32. В.Б. Повышение квалификации учителей на Западе: рефлексивная модель обучения. // Педагогика. 2004. — № 2. — С.72−79.
  33. С.А. Проблемы развития системы образования в России: настоящее и будущее./ Профессионалы за сотрудничество. Вып.4. М., Кеннан, 2000. С.318−326.
  34. Н.Б. Язык научного общения. // Вопросы методологии. М.: Высш. шк., 1986. — 279 с.
  35. .С. Образование в третьем тысячелетии: гармония знаний и веры. // Педагогика. 1998. — № 2.
  36. .С. Философия образования для XXI века (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций). М.: Совершенство, 1998.-608 с.
  37. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию/ Отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. М.: «Школа-Пресс», 1995.- 448 с.
  38. Е.А. Психология формирования коммуникативной компетенции молодых специалистов вуза на этапе адаптации к педагогической деятельности: Автореферат дисс.канд. пед. наук. Ставрополь, 2004. -27 с.
  39. В.И. Гуманитаризация образования и профессиональная культура /В.И.Горовая, С. И. Уляев. М.: Народное образование- Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2004. — 131 с.
  40. Государственный образовательный стандарт профессионального образования. М., 2000.
  41. М.Т. Образование стимул саморазвития личности. // Педагогика. — 1993. — № 3. — С.21−25.
  42. Т.Г., Попков В. Д., Садохин А. П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов (Под ред. А. П. Садохина. М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2002. — 352 с.
  43. В.В. Культурологический подход как теоретико-методологическая основа: Автореферат дисс.канд. пед. наук. Ростов н/Д, 1994. — 17 с.
  44. Ю.С., Супрунова JI.JI. Концепция поликультурного образования в высшей школе Российской Федерации. -ПГЛУ: Пятигорск, 2003. 42 с.
  45. Н.Я. Россия и Европа: Взгляд на культур, и полит, отношения Славян, мира к Германо-Романскому. М.: ЭКСМО: Алгоритм, 2003.-639 с.
  46. . Необходимая утопия. // Педагогика. 1998. — № 5.
  47. В.А. Профессиональная компетентность специалиста: понятие и виды // Мониторинг образовательного процесса. 2000. — № 4.
  48. Деонтология в медицине: В 2 т., Т.1. Общая деонтология / Белорусов О. С., Бочков Н. П., Бунятян А. А. Под ред. Б.В.Петровского- АМН СССР. М.: Медицина, 1988. — 352 с.
  49. Деонтология в медицине: В 2 т. Т.2. Частная деонтология / Вихляева Е. М., Гамов В. П., Горшков С.З.- Под ред. Б.В.Петровского- АМН СССР. М.: Медицина, 1988. — 416 с.
  50. М.С. Профессионализм преподавателя высшей школы (Психолого-педагогический аспект). М.: РГМУ, 2004. — 275 с.
  51. Директор школы в системе повышения квалификации. Сб. науч. трудов / Под ред. Т. П. Тонконоговой. М.: Изд-во АПН СССР, 1983. — 91 с.
  52. Доклад Erich Svecnik «Концепция ключевых компетенций и ее внедрение в Австрийскую систему высшего образования». 2002. -www.//tisbi.ru/science/vestnik72003/issue2/cult3.php#6
  53. К.А. Стилистика французского языка, 2-е изд., дораб. М.: Просвещение, 1987. — 302 с.
  54. А.И. Дидактические основы развития одаренности учащихся. М.: Росс. пед. агентство, 1998. — 211 с.
  55. С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. — М.: Просвещение, 1989.- 189 с.
  56. Н.В. Роль дискурса в межкультурной коммуникации и методика формирования дискурсивной компетенции. // ИЯШ. 2002. — № 3. — С.9−13.
  57. Н.И. Механизмы речи. М.: АПН РСФСР, 1958. — 378 с.
  58. Н.И. Язык. Речь. Творчество. М.: Лабиринт, 1998. — 364 с.
  59. А.В. Формирование профессиональной компетентности будущих преподавателей-лингвистов в условиях современного вузовского образования. Автореф. дисс.канд. пед. наук. — Ставрополь, 2004.-24 с.
  60. Закономерности и перспективы развития науки, образования и культуры на пути к постиндустриальному обществу // Материалы междисциплинарных дискуссий. Выпуск 2 под ред. Яковца Ю. В. и Чекмарева В. В. Москва — Кострома, 1998. — 384 с.
  61. А.С. Образование: философия, культурология, политика.-М: Наука, 2002.- 456 с.
  62. Е.Ю. Развитие педагогической культуры учителя в условиях обновления школы: Автореферат дисс.канд. пед. наук. Ростов н/Д, 1995.-20 с.
  63. Г. В., Бондаревская Е. В. Концепция общепедагогической подготовки учителя в условиях многоуровневого образования в педагогическом вузе. Р-н/Д, 1992. — 22 с.
  64. Э.Ф., Шахматова О. Н. Личностно-ориентированные технологии профессионального развития специалиста: Научно-методическое пособие. Екатеринбург, 1999. — 245 с.
  65. Э.Ф., Шахматова О. Н., Шепель В. М. Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология. М.: Народное образование, 1999. — 156 с.
  66. С.В. Педагогические условия формирования коммуникативной культуры студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе: Автореферат дисс.канд. пед. наук. Ставрополь, 2004. — 22 с.
  67. Л .Я. Единство двух культур в содержании непрерывного образования. // Педагогика. 1998. — № 5. — С.22−28.
  68. А.Н., Перенкова Е. В. Формирование потребности непрерывного образования учителя. // Школа. 2003. — № 2 (53). — С.70−71.
  69. С.Г. Социология культуры. М.: Логос, 1998. — 280 с.
  70. И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 208 с.
  71. И.Ф., Ситникова М. И. Творческая самореализация личности учителя: Культорологический подход. Белгород, 1999. — 206 с.
  72. М.С. Человеческая деятельность: опыт системного анализа М.: Политиздат, 1974. — С.328.
  73. В.П. Здоровье нации. Просвещение. Образование. Москва -Кострома: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Костромской государственный педагогический университет, 1996.-248 с.
  74. С.В., Канаев Н. М., Лепин П. В., Наливайко Н. В. К вопросу построения концептуальной модели образования в XXI веке. // Философия образования для XXI века. Новосибирск: 2001. — № 1. — С.3−7.
  75. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М., 1990.- 144 с.
  76. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1987. — 190 с.
  77. Н.В. Преобразование образования. // Вопросы философии. -1998.-№ 11.
  78. М.П. Об одной когнитивной модели и ее роли в процессе обучения // Школьные технологии. 1999. — № 3. — С.86−89.
  79. Г. Ф. Культурообразовательные ориентации России в контексте ее государственности // Профессионально-педагогическая культура: история, теория, технология: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. -Белгород, 1996. С.86−88.
  80. М.Г. Совпадение взаимооценок преподавателя и студента как условия эффективности педагогического общения: Сб. науч. тр. -М.: МГПИИЯ им. М. Тореза, 1980. Вып. 162. — С. 120.
  81. Л.Н. Вопросы теории речевого воздействия. Л: ЛГУ, 1978. -160 с.
  82. Е.В. Речевая коммуникация: Учеб. пособие для ун-тов и ин-тов -М.: ПРИОР, 1998.-224 с.
  83. Г., Огарев Е. Непрерывное образование в условиях трансформации. М.: ООО «Франтэра», 2002. — 108 с.
  84. Ключевые проблемы региональных образовательных систем: опыт анализа / Под ред. А. М. Моисеева. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2002. — 237 с.
  85. Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. 176 с.
  86. Ю.В. Формирование профессиональной компетентности социальных работников в процессе вузовского обучения (на материале Германии). Автореф. дисс. .канд.пед.наук. -М., 1996. 17 с.
  87. В.М., Матронина Л. Ф. Образование в условиях глобализации // Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия: Материалы Третьего Российского Философского конгресса (16−20 сентября 2002 года).-В 3 т. Т.1.- 432 с.
  88. А.В., Кудзиева Н. Ю., Попков В. А. Толерантность в контексте педагогической культуры преподавателя вуза. // Педагогика. 2003. -№ 5. — С.44−49.
  89. A.M. Познание и деятельность. 2-е изд. — М.: Политиздат, 1984.- 142 с.
  90. Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык: Пособие для учителей. -М.: АРКТИ, 2002.- 176 с.
  91. И.Б., Шиянов Е. Н. Педагог: профессия и личность Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского педуниверситета, 1997. — 144 с.
  92. И.Б., Шиянов Е. Н. Философско-гуманистические основания педагогики. Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского педуниверситета, 1997. — 80 с.
  93. Н.Б. Как мы можем изменить культурные ценности образования. // Народное образование. 1998. — № 9. — С.20−24.
  94. Г. А. Роль русского языка в системе профессиональной подготовки специалиста иностранного языка. Мат-лы научной региональной конференции «Лингвистические и экстралингвистические проблемы межкультурной коммуникации»: Ставрополь, 2000. С. 56−57.
  95. М.И. Формирование готовности учителя к управлению эмоциональными состояниями в педагогической деятельности: Автореферат дисс.канд. пед. наук. -М., 1996. 16 с.
  96. Ю.Б. Азы вежливого общения: Учебное пособие. Обнинск: Титул, 2001. — 112 с.
  97. Ю.Б. О формировании кросс-культурной компетенции при обучении английскому языку. // Английский язык в школе. № 1. -2002. — С.58−60.
  98. М.Н. Переход от традиционного общества к гражданскому и изменение человека. // Вопросы философии. 1997. — № 2.
  99. Культура, культурология и образование. Материалы круглого стола // Вопросы философии. 1997. — № 2. — С. 3−56.
  100. О.И. Формирование дискурсивной компетенции в сфере устного общения. Французский язык, неязыковой вуз: Дисс.канд. пед. наук. М., 2000.- 184 с.
  101. О.Е. Образование в условиях формирования культуры нового типа // Материалы круглого стола «Образование в условиях формирования культуры нового типа» 7 октября 2002 года. СПб: СПбГУП, 2002.-60 с.
  102. Т.А. Формирование терминологической точности речи учителя-словесника в процессе профессиональной подготовки: Автореферат дисс.канд. пед. наук. -М., 1997. 16 с.
  103. А.А. Психология общения: Пособие для дополнительного образования, 2-е изд., исп. доп. М.: Смысл, 1997. — 365 с.
  104. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.
  105. Ю.П. История медицины. Москва, ГЭОТАР — МЕД, 2004. -400 с.
  106. Ю.П. Теории медицины на стыке веков XX и XXI. — М: ВНУМЦ, 1998.- 156 с.
  107. .Т. Воспитание и космизм. Земные смыслы неземной любви: Философско-педагогическое эссе. М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 1999. — 140 с.
  108. Д.С. Письма о добром и прекрасном: Для средн. и ст. шк. возраста. / Дмитрий Сергеевич Лихачев. [3-е изд.]. — М.: Дет. лит., 1989. -237 с.
  109. А.А. Основы профессионально педагогического общения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 260 с.
  110. Ю.А. Творческое развитие педагога в системе послевузовского образования. М.: АПК и ПРО Минобразования РФ, 1999. — 152 с.
  111. О.Е. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя иностранных языков: Дисс. канд. пед. наук. ВГПУ, 1998.-255 с.
  112. Т.Ю. О диверсификации непрерывного профессионального образования. // Педагогика. № 1. — 2002. — С. 75−78.
  113. Л.Н., Шаршов И. А., Копытова Н. Е., Пронина Л. А. Моделирование системы повышения квалификации преподавателей педвузов и колледжей. // Педагогика. 2004. — № 3. — С.60−68.
  114. В.Г. Формирование профессионально-творческой направленности личности учителя: Автореферат дисс.канд. пед. наук. М., 1994.-35 с.
  115. О. Э. Слово и культура. -М.: Сов. писатель, 1987.-319 с.
  116. А.К. Психология профессионализма. М.: МГФ «Знание», 1996.-308 с.
  117. Л.Н. Преподаватель высшей школы: Индивидуальность, стиль, деятельность. М., 1998. — 172 с.
  118. Н.Н. Становление профессионально-педагогической культуры преподавателя педагогического университета: Дис.. канд. пед. наук. -Р-н/Д, 1999. 181 с.
  119. В.А. Лингвокультурология. М.: Издательский центр «Академия», 2001.-208 с.
  120. Е.А. Проблемы обучения педагогическому общению в языковом вузе. В сб.: Иностранные языки в высшей школе. Вып. 19. — М., 1987. — С.48−58.
  121. Н.В. Самовоспитание профессиональной компетентности будущего учителя: Автореферат дисс.канд. пед. наук. Брянск, 1994. -16 с.
  122. A.M. Системность развития в свете законов диалектики //Вопросы философии. 1975. — № 8. — С.94−95.
  123. Р.П., Максимова И. Р. Современные концептуальные принципы коммуникативбного обучения иностранным языкам // ИЯШ. -2000. № 5.
  124. Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. -М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. 400 с. — С. 105−114.
  125. Ф.Т. Философия образования: ее реальность и перспективы. // Вопросы философии. 1999. — № 8.
  126. А.И. Введение в педагогическую профессию. Новосибирск, 1991.-184 с.
  127. В.В. Преподаватель русского языка как иностранного: Введение в специальность. М.: Рус. яз. Курсы, 2002. — 317 с.
  128. А.Д. Философская стратегия Российского образования // Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия: Материалы Третьего Российского Философского конгресса (16−20 сентября 2002 года).-В 3 т. Т.1.- 432 с.
  129. Непрерывное образование педагогов: современные проблемы и тенденции. / Онушкин В. Г., Лобанова Н. Н., Соколовская Е. А. Ин-т образования взрослых: Спб., 1996. — 107 с.
  130. Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека. // Педагогика. 1998. — № 4.
  131. Н.Д. Ценности как основа целей воспитания. // Педагогика. 1998.-№ 3.
  132. Н.Н. Развитие ценностного сознания учителя. // Педагогика. -2000.-№ 6.-С.65−70.
  133. Новое в зарубежной лингвистике: Сб. ст.: Перевод. М.: Прогресс, 1960. Вып. 23: Когнитивные аспекты языка / Сост., ред. и вступ. ст. В. В. Петрова, В. И. Герасимова. — 1988. — 313 с.
  134. С.И. Словарь русского языка. 18-е издание, под редакцией члена-корреспондента АН СССР Н. Ю. Шведовой. М.: Русский язык, 1987.-797 с.
  135. Л.И. Диалог культур в профессиональном становлении личности учителя: Автореферат дисс.канд. пед. наук. М., 1996. — 17 с.
  136. Е.И. Беседы об уроке иностранного языка. Пособие для студентов пед. ин-тов. Изд. 2-е. Л.: Просвещение, 1975. 176 с.
  137. Т.М. Развивающая речевая среда как средство приобщения к культуре. // Русский язык. 2003. — № 4. — С.8−16.
  138. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Российское педагог, агентство, 1996. — 602 с.
  139. Педагогика: учеб. пособ. Для студ. пед. учеб. завед. / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1997. -512 с.
  140. Перес Ловелле Р., Кудрявая Н. В. Психологические основы деятельности врача // Избранные лекции и статьи.- М: ВУНМЦ МЗ РФ, 1999. 204 с.
  141. МЗ.Петерсон Л. Г. Непрерывное образование на основе деятельностного подхода. // Педагогика. 2004. — № 9. — С.21−27.
  142. Л.А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг. М., 1996.
  143. А. Категория личности в перспективе европейской культурной традиции. // Вопросы методологии. 1997. — №№ 1,2.
  144. Платон. Диалоги: пер. с древнегреч. М.: Мысль, 2000. — 607 с. — (классическая философская мысль.)
  145. Е.А. Культурологическая направленность профессионально-педагогической подготовки студентов: Дис.. канд. пед. наук. Р-н/Д, 1999.-211 с.
  146. Е.В. Психолого-педагогическая компетентность учителя: Автореферат дисс. канд. пед. наук. -Ростов-н/Д, 1996. 17 с.
  147. Н.В., Сергеева Т. Б. Философия образования о проблеме свободы: Ставрополь, СевКавГТУ, 2003. 159 с.
  148. Приказ Минздрава РФ № 22 от 20.09.1993 «О мерах по реализации основ законодательства РФ об охране здоровья граждан».
  149. Программа по культурологии для студентов высших медицинских заведений (лечебных, педиатрических, медико-профилактических и фармацевтических факультетов). М.: ГОВУНМЦ, 2001.
  150. И.О. Формирование лингвокультурологической компетенции на занятиях по русскому языку. // Русский язык за рубежом. 2001. — № 3.
  151. Дж. Педагогическое тестирование. Проблемы. Заблуждения. Перспективы. -М.: «Когито центр», 1999. 144 с.
  152. А. А. Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. -СПб.: Питер, 2001. 416 с.
  153. Е.И. Личностно-профессиональное развитие учителя в педагогической деятельности: Дис. д-ра пед. наук. Р-н/Д, 1999. — 338 с.
  154. В.М. Философия образования: предмет, концепция, направления изучения // Alma mater. Вестник высшей школы. 1991. — № 1.
  155. В.Ф. Совершенствование речевой культуры: особенности современной речевой ситуации. // Народная газета. 1998. — № 12.
  156. Ж.- Ж. О происхождении и основаниях неравенства между людьми / Руссо Ж.-Ж. Избранное. М: Детгиз, 1976. — 189 с.
  157. .В. Педагогические условия самоактуализации личности будущего учителя в процессе профессиональной подготовки: Автореферат дисс.канд. пед. наук. Ставрополь: СГУ, 1999. — 22 с.
  158. В.А., Белокуров В. В., Сушко В. Г., Шикин Е. В. Универси-стетское образование. Приглашение к размышлению. М.: МГУ, 1995.350 е.- С. 288.
  159. Г. К. Руководство по организации самовоспитания школьников. М.: Народное образование, 1999. — 98 с.
  160. Т.Б. Ценности образования и воспитания в контексте теории социокультурной динамики. Ростов-Ставрополь: Ставропольсервис-школа. — 2000. — 287 с.
  161. В.В. Общая педагогика: Избр. лекции. Волгоград: Перемена, 2004. — 278 с.
  162. В.А. Профессиональная готовность учителя к воспитательной работе: содержание, структура, функционирование // Профессиональная подготовка педагога: Сб. научн. тр. М., 1988. — С. 14−28.
  163. В.А., Подымова JI.C. Педагогика: инновационная деятельность. М.: Магистр, 1997. — 221 с.
  164. Словарь иностранных слов. М.: Издательство «Русский язык», 1993. -740 с.
  165. О.Н. Российская национальная доктрина образования: размышления над концепцией. // Педагогика. -1999. № 7 — С. 11−14.
  166. Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: Пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е. Н. Соловова. -М.: Просвещение, 2002. 239 с.
  167. Е.Н., Сафонова В. В., Махмурян К. С. Аттестация преподавателей иностранного языка в контексте развития системы непрерывного педагогического образования. // Английский язык в школе. 2002. -№ 1. — С.47−57.
  168. П.Л. Основы искусства речи / Пер. с англ. С.Д. Чижовой- Под ред. К. Д. Чижова и Л. М. Яхнича Ростов н/Д: Изд-во Феникс, 1995. — 446 с.
  169. П.А. Социальная и культурная динамика. Исследование изменений в больших системах искусства, истины, эстетики, права и общественных отношений. СПб.: РХГИ, 2000. — 1056 с.
  170. П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992.-543 с.
  171. Е.Б. Духовные влияния как основа воспитания и саморазвития личности. // Психологический журнал, Т. 13. 1992. — № 4. -С.95−98.
  172. В.В. Культура. // Всемирная энциклопедия: Философия XX век. М.: ACT, Современный литератор, 2002. — 976 с.
  173. Т.А. Педагогика: наука и искусство. М.: Совершенство, 1998.-368 с.
  174. Э.Б. Первобытная культура. М.: Политиздат, 1989. — 572 с.
  175. С.А. Культура и педагогика мира.// Педагогика. 1997. — № 6. -С.3−14.
  176. Е.Ф. Психологические и психолингвистические аспекты речевого воздействия. // Речевое воздействие: психологические и психолингвистические проблемы. М.: ИЯЗ, 1986. — 247 с.
  177. Р. История западного мышления. М.: Крон-Пресс, 1995. — 448 с.
  178. Тер-Минасова С. Г. Межкультурная коммуникация. Учебные программы, факультет иностранных языков. М.: МГУ, 1997.
  179. А. Д. Цивилизация перед судом истории: Сборник. М.: Прогресс. Культура- СПб.: Ювента, 1996. 477 с.
  180. Толковый словарь русского языка под редакцией проф. Ушакова в 4-х т., Т.З. гос. изд-во иностранных и национальных словарей, М.: 1939.
  181. С.И. Формирование профессиональной культуры специалиста в условиях гуманитаризации образовательного процесса. М.: Илекса- Ставрополь: Сервисшкола, 2001. — 88 с.
  182. М.О. Компоненты культуры речевого общения. Принципы функционирования языка в обществе. М., 1990. — Сборник научных трудов. — МГПИИЯ им. М. Тореза, вып.367. — 218 с.
  183. М.О. Обучение культуре общения на английском языке. М.: Высш. шк., 1991. — 142 с.
  184. Федеральная программа развития образования (2000). -www.informika.ru/text/goscom/deve/edu.txt.
  185. Филимонюк J1.A. Роль конструктивно-проективной деятельности в профессиональном становлении будущего педагога. Ставрополь: Издг во СГУ, 2002.- 172 с.
  186. В.М. Российское образование: состояние, проблемы, перспективы. / Бюллетень Министерства общего, высшего и дополнительного профессионального образования РФ, 2000, № 2. С.47−57.
  187. Философия медицины / Под ред. Ю. Л. Шевченко. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004.-480 с.
  188. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. М.: Республика, 2001. -719с.
  189. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983.-836 с.
  190. .Е. Педагогическая поддержка постдипломного саморазвития педагогов.-М.: МГПУ, 2002.
  191. .Е. Педагогическая поддержка саморазвития педагогов в профессиональной деятельности: концептуальные основы региональной системы. // Педагогическое образование и наука. 2004. — № 3. -С.20−28.
  192. Н.И. Культура общения и речевой этикет. М.: Изд-во ИКАР, 2002.-234 с.
  193. В.П. Межкультурная коммуникация и лингвокультуроведе-ние в теории и практике обучения иностранным языкам:. Изд-во Мор-дов. ун-та, 1993.- 122 с.
  194. М. Время и бытие: Ст. и выступления. М.: Республика, 1993.-445 с.
  195. А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003.- № 5.
  196. Человек. Философско-энциклопедический словарь. М.: Наука, 2000. -516 с.
  197. В.А. Высшее образование в системе культуры: Научное издание / Министерство общего и профессионального образования РФ. СГУ. Академия социальных наук. Ставрополь: СГУ, 1996. — 68 с.
  198. Н.И. Социальная психология в образовании. М.: ВЛАДОС, 1995.-554 с.
  199. С.Е., Агапов И. Г. Компетентностный подход к образованию: прихоть или необходимость? // Стандарты и мониторинг в образовании. 2002. — № 2. — С.58−62.
  200. Е.Н., Ромаева Н. Б. Гуманистическая педагогика России: становление и развитие: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Народное образование- Илекса- Ставрополь: Сервис-школа, 2003. — 336 с.
  201. Е.Н., Котова И. Б. Идея гуманизации образования в контекте отечественных теорий личности Ростов-на-Дону: РИО АО «Цветная печать», 1995.-314 с.
  202. А.И. Строение и развитие профессионального самосознания учителя: Автореферат дисс.канд. пед. наук. М., 1994. — 16 с.
  203. П., Розин В., Алексеев Н., Непомнящая Н. Педагогика и логика. М.: Касталь, 1993. — 412 с.
  204. Я.С. Современная наука и философия образования: синхронизация проблемы// Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия: Материалы Третьего Российского Философского конгресса (1620 сентября 2002 года) в 3 -х т. Т.1.- 432 с.
  205. Common European Framework of Reference, 1993, Draft 1.
  206. Ek J.A. van. Coping / The Language Teacher. Dublin, 1988. — № 1/1.
  207. Hall E.T., Hall M.R. Understanding Cultural Differences. Intercultural Press, 1990.215. «Lifelong Learning in Europe» (Обучение на протяжении всей жизни в Европе": Helsinki, 1997−2001.)
  208. Neil R. Current models and approaches to In-Service Teacher Education // British Journal of In-Service Education. 1986. Vol. 14. № 2).
  209. Norwich B. Using Personal Construct Methods in INSET //British Journal of In-service Education. 1986. V.12. № 3. p. 167.
  210. Richards J.C., Rodgers T.S. Approaches and Methods in Language Teaching. Cambridge: Cambridge University Press, 1986.
  211. The Compact Oxford English Dictionary. New Edition, Oxford: Clarendon Press, 1994.
  212. The Competence Reform Report (Доклад по реформированию компетентности). Department of Education. Norway, 1997.
Заполнить форму текущей работой