Особенности изучения нумерации чисел учащимися с задержкой психического развития в условиях общеобразовательной школы
Актуальность изучения деятельности учащихся по овладению нумерацией натуральных чисел обусловлена несколькими обстоятельствами: во-первых, от состояния знаний в области нумерации натуральных чисел существенным образом зависит успешность выполнения устных и письменных действий первой ступени, готовность к усвоению умножения и деления, понимание смысла простых и составных задачво-вторых, работа… Читать ещё >
Содержание
- Глава I.
- Проблема формирования знаний в области нумерации чисел у учащихся с задержкой психического развития
- 1. 1. Литературный обзор
- 1. 2. Постановка проблемы. Задачи и методы исследования
- Глава II. Особенности овладения умениями по нумерации натуральных чисел у второклассников с задержкой психического развития
- II. 1. Цель, задачи и организация констатирующего эксперимента
- II. 2. Анализ результатов констатирующего эксперимента
- Глава III. Условия успешного формирования нумерации чисел у учащихся второго класса по специальной (коррек-ционной) образовательной программе школ VII вида
- III. 1. Цели, задачи и организация педагогического эксперимента
- III. 2. Анализ результатов обучающего эксперимента
Особенности изучения нумерации чисел учащимися с задержкой психического развития в условиях общеобразовательной школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность проблемы и темы исследования. Современный этап развития системы образования, а также новые достижения в области педагогики и психологии ставят в ряд основных проблему повышения эффективности процесса обучения и становления ребенка как активного его участника. В этой связи важное значение приобретают вопросы формирования начальных математических понятий у детей с задержкой психического развития (ЗПР).
Психолого-педагогические исследования (М.В. Ипполитова, Г. М. Капустина, Ю. А. Костенкова, А. А. Харитонов, С. Г. Шевченко и другие), а также практика обучения детей с ЗПР свидетельствуют о том, что математика особенно трудно дается им в начальный период обучения. Эти трудности объясняются как спецификой самого предмета, так и особенностями познавательной деятельности детей данной категории.
Основное внимание ученые и методисты уделяли вопросам обучения младших школьников с задержкой развития вычислительным приемам, умению решать простые и составные арифметические задачи. Вопросы методики преподавания темы «Нумерация чисел», которая является важнейшей составной частью организованного процесса овладения школьниками с ЗПР математическими понятиями и навыками, изучены и разработаны недостаточно полно. Однако без сформированности понятия числа и навыка счета невозможно овладеть математическими знаниями и умениями.
Анализ специальной литературы по проблемам формирования знаний в области нумерации натуральных чисел у учащихся специальной (коррекцион-ной) образовательной школы VII вида, программ и учебников, по которым ведется преподавание, позволяет сделать вывод о необходимости совершенствования методики изучения темы «Нумерация чисел» .
Актуальность изучения деятельности учащихся по овладению нумерацией натуральных чисел обусловлена несколькими обстоятельствами: во-первых, от состояния знаний в области нумерации натуральных чисел существенным образом зависит успешность выполнения устных и письменных действий первой ступени, готовность к усвоению умножения и деления, понимание смысла простых и составных задачво-вторых, работа с числовым рядом способствует формированию общеинтеллектуальных умений учащихсяв-третьих, совершенствование методики преподавания данной темы позволяет учитывать индивидуальные возможности восприятия и анализа учебного материала конкретным ребенком.
Педагоги и психологи, изучающие особенности детей с ЗПР (Т.А. Власова, В. И. Лубовский, С.Г. Шевченко) указывали, что отклонения в развитии школьников данной категории могут быть устранены при обучении их в общеобразовательной школе.
Школьники с ЗПР обладают потенциально сохранными возможностями интеллектуального развития (A.B. Белошистая, Т. А. Власова, Г. Ф. Кумарина, H.A. Менчинская, У.В. Ульенкова), что определяет противоречие между возможностью младших школьников с данным нарушением развития при создании соответствующих условий осваивать программный материал общеобразовательной школы и неразработанностью специальной методики обучения по теме «Нумерация чисел» для учреждений VII вида. В свою очередь, неразработанность специальной методики преподавания нумерации чисел препятствует эффективному обучению детей с ЗПР по указанной теме.
Проблема исследования состоит в определении и обосновании наиболее эффективных и оптимальных путей изучения нумерации чисел второклассниками с ЗПР.
Актуальность этой проблемы и недостаточная ее разработанность обусловили выбор темы исследования «Особенности изучения нумерации чисел учащимися с задержкой психического развития в условиях общеобразовательной школы» .
Объект исследования — процесс обучения математике детей с ЗПР.
Предмет исследования — особенности деятельности учащихся с ЗПР по изучению нумерации чисел.
Цель исследования заключалась в теоретико-экспериментальном изучении особенностей усвоения детьми с ЗПР нумерации чисел и дальнейшем совершенствовании методов обучения учащихся с ЗПР нумерации чисел в общеобразовательных школах.
Основная гипотеза данной работы представлена в следующих положениях:
• недостаточное развитие познавательной деятельности у детей с ЗПР обусловливает недостатки их обучения математике;
• целенаправленное, последовательное использование в процессе обучения младших школьников по специальной (коррекционной) образовательной программе школ и классов VII вида специальных методических средств будет способствовать повышению эффективности их обучения и ускорению процесса воспитания каждого школьника как субъекта учебной деятельности;
• главная специфика коррекционно-развивающего обучения должна состоять в индивидуальной помощи, которая позволила бы устранять у учащихся пробелы в предыдущем обучении, лежащем в основе формирования счетных навыков и понятия натурального числа.
В исследовании решались следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ основных подходов к формированию понятия натурального числа в психолого-педагогической литературе.
2. Изучить особенности овладения нумерацией чисел школьниками второго класса по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений и классов VII вида в общеобразовательной школе.
3. Выявить комплекс педагогических условий эффективного формирования знаний в области нумерации чисел у детей с ЗПР и разработать практические рекомендации для педагогов.
Методологическую основу исследования составляют: концепция деятельностного подхода к проблеме генезиса психического развития (Б.Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, C.JI. Рубинштейн, Б.М. Теплов) — положение об определяющей, коррекционно-развивающей роли обучения (Т.А. Власова, J1.C. Выготский, П. Я. Гальперин, Г. М. Дульнев, В.И. Лу-бовский, Н.Б. Лурье) — принципы сознательности и активности детей в усвоении знаний, наглядности, систематичности и последовательности обучения, индивидуального подхода к детям (Ю.К. Бабанский, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, E.H. Кабанова-Меллер, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин).
Методы исследования были выбраны с учетом специфики предмета и объекта, в соответствии с целями, задачами и гипотезой работы: анализ психолого-педагогической, методической литературыпедагогический (констатирующий, обучающий, контрольный) эксперименткачественный и количественный анализ полученных результатов с применением методов математической статистикиизучение педагогической и медицинской документации на ребенканаблюдение за деятельностью учащихся и ее анализбеседы с педагогами по проблеме усвоения учащимися с ЗПР математических знанийизучение и обобщение педагогического опыта, в том числе собственного опыта работы в психолого-медико-педагогической консультации. Организация исследования.
Исследовательская и экспериментальная работа проводилась на базе Муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 90 г. Нижнего Тагила. Исследованием были охвачены 32 ученика вторых классов по программе специального (коррекционного) образовательного учреждения VII вида и четырехлетнего общеобразовательного обучения. Все учащиеся коррекционного класса VII вида имели диагноз: смешанные специфические расстройства развития и школьных навыков.
Научная новизна.
В результате проведения исследования:
1. Получены новые данные, раскрывающие характер и причины затруднений у учащихся с ЗПР в овладении программной темой «Нумерация чисел», подтверждающие, выявленные ранее закономерности в их преодолении.
2. Установлена перспективность использования усовершенствованной методики обучения нумерации чисел детей с задержкой психического развития в практике обучения в общеобразовательной школе.
3. Раскрыты особенности изучения нумерации чисел второклассниками специального (коррекционного) класса VII вида в сравнении с нормально развивающимися школьниками.
4. Определен учебно-методический инструментарий, включающий методику обучения, применение которого позволяет преодолеть трудности в изучении нумерации чисел младшими школьниками с ЗПР. Теоретическая значимость.
1. Разработана и экспериментально проверена методика овладения понятием числа, которая направлена на устранение пробелов предшествующего обучения и на подготовку к изучению нумерации многозначных чисел.
2. Полно описаны педагогические условия и средства, которые позволяют преодолеть трудности в изучении нумерации чисел младшими школьниками с ЗПР.
3. Выявлены группы учащихся с различными возможностями овладения знаниями в области нумерации чисел.
Практическая значимость. Разработана усовершенствованная методика формирования понятия числа и комплекс педагогических условий и средств изучения указанной темы в начальных классах по специальной (коррекцион-ной) образовательной программе школ VII вида для практических работников, студентов, изучающих методику преподавания математики в специальной коррекционной) школе. Представлены практические рекомендации для педагогов, которые могут быть использованы для совершенствования процесса обучения детей с ЗПР нумерации чисел в условиях общеобразовательной школы.
Достоверность научных положений и выводов определяется методологической обоснованностью исследования, выбором эмпирических средств, адекватных цели и объекту исследования, сочетанием качественного и количественного анализа имеющихся данных, использованием методов математической статистики для обработки экспериментальных данных, личным участием автора в проведении констатирующего и обучающего экспериментов.
Апробация работы. Основные результаты и выводы диссертационного исследования были представлены на заседании кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии Уральского государственного педагогического университета, на Международной научно-практической конференции «Современные проблемы специального образования: состояние и перспективы развития» (Екатеринбург, 2003 г.), на городских педагогических конференциях, на методических объединениях учителей начальных классов МОУ СОШ № 90 города Нижнего Тагила, специалистов городской психолого-медико-педагогической консультации.
Система и методика формирования понятия числа у детей с ЗПР, изложенная в диссертации, внедрена в практику работы классов по специальной (коррекционной) образовательной программе учреждений VII вида МОУ СОШ № 90 города Нижнего Тагила, коррекционно-развивающих занятий в условиях психолого-медико-педагогической консультации.
Положения, выносимые на защиту:
1. Изучение нумерации чисел учащимися с ЗПР имеет особенности, относящиеся к уровню овладения темой, характеру педагогической помощи и времени формирования навыка.
2. Реализация потенциальных возможностей младших школьников с ЗПР при изучении нумерации чисел эффективна в условиях индивидуального обучения, учитывающего особенности сформированности общеинтеллектуапьных умений и предметных навыков. 3. Представленная методика коррекционного обучения повышает эффективность изучения нумерации натуральных чисел учащимися с ЗПР в условиях общеобразовательной школы.
Заключение
.
Анализ специальной литературы по проблемам обучения нумерации натуральных чисел учащихся с ЗПР, программ и учебников, по которым ведется обучение в коррекционном классе VII вида, указывает на особенности детей с данным нарушением в развитии в овладении учебным материалом.
На обучении математике сказывается сниженная познавательная активность, недостаточность дошкольной математической подготовки, оперирования предметными множествами, замедленность межанализаторных связей. Перечисленные особенности в сочетании повышенной утомляемостью учащихся диктуют необходимость создавать специальные условия для учебного процесса (Г.И. Жаренкова, Г. М. Капустина, H.A. Никашина, С.Г. Шевченко).
Трудности в овладении нумерацией чисел младшими школьниками с ЗПР отмечались в работах М. В. Ипполитовой, М. В. Истоминой, Г. М. Капустиной, И. Ф. Марковской, A.A. Харитоновым.
Необходимость совершенствования методики изучения темы «Нумерация чисел» определяется объективными трудностями школьников с ЗПР в обучении математике. Овладение понятием числа и счета имеют и чисто методическое значение, облегчая выполнение устных и письменных вычислений, подготавливая к действиям умножения и деления. Особенную важность это имеет во втором классе, так как именно на этом этапе обучения школьников закладывается основа формирования умения ориентироваться в натуральном ряду в пределах первой сотни, знакомясь с десятком как с новой счетной единицей. Именно данный период обучения наиболее благоприятен для повторения и систематизации знаний, полученных учащимися после года обучения по общеобразовательной программе, и предотвращения накопления математической информации без глубокого и точного ее понимания. Поэтому проблемой нашего исследования стал поиск путей совершенствования процесса овладения нумерацией натуральных чисел второклассниками с ЗПР.
Изучение теоретического содержания учебной программы позволил нам выделить наиболее существенные показатели, характеризующие содержание темы «Нумерация чисел». Основными из них являются следующие:
• овладение количественным счетом в прямом и обратном порядке;
• понимание отношений эквивалентности и порядка;
• понимание принципа построения натурального ряда чисел;
• овладение групповым счетом.
Оценка результатов констатирующего исследования проводилась с учетом понимания формулировки задания, активности анализа условия задачи, сопоставления данных условия с искомым, составления плана решения и сличения результатов с исходными данными.
Анализ результатов констатирующего эксперимента выявил особенности младших школьников с ЗПР в овладении программной темой «Нумерация чисел». Полученные данные свидетельствуют о том, что учащиеся с ЗПР испытывают затруднения в овладении необходимыми представлениями о числе. Они допускают ошибки в воспроизведении последовательности чисел в прямом и обратном порядке при ограничении счета конечным и начальным элементами, при разностном сравнении двух чисел, при определении смежных чисел. Их затрудняет счет равными числовыми группами.
Причиной недостаточного состава знаний и умений является своеобразие познавательной деятельности, объективная сложность математического материала, а также недостаточный учет этих вопросов в методике преподавания математики младшим школьникам с ЗПР.
Выявленные в констатирующем эксперименте у школьников специального (коррекционного) класса отличия по характеру педагогической помощи и времени выполнения заданий, позволяют утверждать, что второклассники с ЗПР обладают различными возможностями в овладении знаниями в области нумерации чисел. Данные, раскрывающие особенности изучения нумерации чисел второклассниками специального (коррекционного) класса VII вида в сравнении с нормально развивающимися сверстниками, определили необходимость создания специальных условий обучения детей с данным нарушением развития.
Сравнительная характеристика динамики усвоения знаний в области нумерации натуральных чисел показала, что традиционный подход к обучению нумерации чисел детей с ЗПР в условиях общеобразовательной школы является недостаточно эффективным по причине недостаточного учета индивидуальных темповых характеристик и особенностей познавательной деятельности этих детей.
Традиционная система изучения нумерации натуральных чисел младшими школьниками с ЗПР не обеспечивает полноценного овладения понятием числа и навыками счета. Имеющиеся трудности в формировании понятия числа обусловлены недостаточным развитием предметно-практических действий, недостатками сенсорного восприятия.
Итак, полученные в исследовании материалы показывают, что в процессе овладения нумерацией чисел учащиеся с ЗПР сталкиваются со значительными трудностями, которые обусловлены недостаточным развитием общеинтеллектуальных умений, включающих ориентировку в задании, планирование действий и контроль.
Перечисленные выводы подтверждают выдвинутую гипотезу исследования. Учитывая проблемы изучения нумерации чисел учащимися по программе специального (коррекционного) образовательного учреждения VII вида в условиях общеобразовательной школы, обусловленные нарушением познавательной деятельности, мы предположили, что усовершенствование методики обучения, имеющей коррекционную и развивающую направленность, позволит в значительной степени повысить эффективность обучения нумерации чисел, а также будет способствовать развитию общеинтеллектуальных умений учащихся.
В основе методической организации экспериментального обучения:
• принцип единства сознания и деятельности как один из аспектов деятель-ностного подхода в психологии (А.Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, Б. Г. Ананьев и др.),.
• теория о ведущей роли обучения в развитии (Л.С. Выготский, П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина, С. Л. Кабыльницкая и др.),.
• принцип коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса (Г.М. Дульнев, Т. А. Власова, В. Г. Петрова, Н. Б. Лурье и др.),.
• основные положения теории о единстве законов развития нормальных и аномальных детей (Л.С. Выготский, Т. А. Власова, А. Н. Леонтьев, М. С. Певзнер, Ж. И. Шиф, Б. И. Пинский и др.),.
• принцип осуществления индивидуального подхода в обучении (Ю.К. Ба-банский, Л. В. Занков и др.).
Исходя из этих положений, разработаны условия успешного изучения нумерации чисел младшими школьниками с ЗПР в общеобразовательной школе:
1. Поэтапность формирования знаний в области нумерации чисел,.
2. Опора на наглядные средства обучения, представленные дидактическими материалами H.A. Зайцева, адаптированных нами с учетом возможностей и особенностей развития школьников с ЗПР,.
3. Организация индивидуального подхода с учетом разного уровня сформи-рованности общеинтеллектуальных умений и предметных навыков,.
4. Совместная деятельность педагога и ученика в оптимальном для школьника темпе изучения учебного материала,.
5. Составление программы последовательных действий школьника с ЗПР, представленной в устной и (или) письменной форме,.
6. Дифференциация педагогической помощи школьникам с ЗПР, приводящая к самостоятельному выполнению заданий, опирающихся на знания нумерации чисел.
Следуя выдвинутым методическим положениям и условиям, нами была разработана методика обучения нумерации чисел детей с ЗПР в условиях общеобразовательной школы. Усовершенствованная методика предусматривает специальную организацию учебно-практической деятельности детей.
Итоговый эксперимент показал значительные изменения в овладении программной темой «Нумерация чисел» у учащихся с ЗПР в результате формирующего эксперимента. Школьники специального (коррекционного) класса VII вида по окончании обучения по предложенной методике изучения нумерации чисел не имели существенных различий с учащимися общеобразовательного класса по количеству верных решений в предложенных заданиях, что подтвердилось статистической проверкой по совпадению критериев значимости различий Стьюдента и Фишера на уровне значимости а=0,05.
Формирование и уточнение понимания значения числа и умение оперировать с ним, должно сопровождаться формированием процессов системного восприятия числа, обогащением различными программами действий, организующих информационно-ориентировочный этап деятельности. Индивидуальный темп выполнения учебного действия, доступный для восприятия и осмысления наглядный дидактический материал, совместная деятельность педагога и ученика в овладении учебным действием способствуют повышению качества знаний в области нумерации чисел.
Экспериментальное обучение младших школьников с ЗПР привело к совершенствованию общеинтеллектуальных умений, расширению активного и пассивного словаря.
Полагаем, что данное исследование не исчерпывает всех аспектов поставленной проблемы. Дальнейшего изучения требуют вопросы преподавания нумерации многозначных чисел, разработки новых коррекционно-развивающих технологий обучения школьников, испытывающих трудности в овладении математическими знаниями и умениями по данной теме.
Список литературы
- Акимова М.К., Козлова В. Т. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. М.: Знание, 1992.-78с.
- Алмазова О.В. Педагогическая технология коррекции нарушенного внимания младших школьников с задержкой психического развития церебрально-органического генеза: Дис.канд.пед.наук/Урал.гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1997. — 227с.
- Альтхауз Д., Дум Э. Цвет форма — количество. Опыт работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста. — М.: Просвещение, 1984.-64с.
- Антипина А.Н. Из опыта работы с детьми, имеющими задержку психического развития// Начальная школа.-1993.-№ 2.-С.60−64.
- Аргинская И.И., Дмитриева Н. Я., Полякова A.B., Романовская З. И. Обучаем по системе JI.B. Занкова. Первый класс. М., 1994. — 244с.
- Артемов А.К. Обучение сравнению в математике //Начальная школа.-1982.-№ 11.-С.43−46.
- Артемов А.К. Теоретико-методологические особенности поиска способов решения математических задач//Начальная школа.-1998.-№ 11/12.-С.48−53.
- Артемов А.К. Формирование обобщенных умений решать задачи //Начальная школа.-1992.-№ 2.-С.30−34.
- Ахметгалиев A.A. Развитие математической речи учащихся// Начальная школа.-1987.-№ 7.-С.40−42.
- П.Ахутина Т. В., Обухова JI.B., Обухова О. Б. Трудности усвоения начального курса математики детьми младшего школьного возраста и их причины//Психологическая наука и образование.-2001.-№ 1.-С.65−79.
- Баранов С.П. Чувственный опыт ребенка в начальном обучении. М.: Издательство Академии Педагогических наук РСФСР, 1963.-123с.
- Баринова О.В. Дифференцированное обучение решению математических задач//Начальная школа.-1999.-№ 2.-С.41−44.
- Белопольская H.JI. Учебная мотивация детей с задержкой психического развития в условиях психического насыщения// Дефектология.-1975.-№ 1.-С.25−28.
- Белошистая A.B. О коррекционно-развивающем обучении математике в начальной школе //Вопросы психологии.-2002.-№ 6.-С.32−44.
- Белошистая A.B. Обучение математике с учетом индивидуальных особенностей ребенка//Вопросы психологии.-2001.-№ 5.-С.116−123.
- Белый Б.И. Недостаточность высших форм зрительного восприятия у детей с задержкой психического развития//Дефектология.-1989.-№ 4.-С.10−14.
- Беляков Е. Важные мелочи. Материальная модель числа//Учительская газета.-1997.-25 марта (№ 11).-С.6.
- Блинова JI.H. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002.-136с.
- Блонский П.П. Педология: Кн. для преподават. и студ. выс. пед. учеб. Заведений / Под ред. В. А. Сластенина. М.: ВЛАДОС, 1999.- 288с.
- Богановская Н.Д. Особенности выполнения арифметических действий учащимися младших классов вспомогательной школы//Дефектология.-1980.-№ 6.-С.58−62.
- Богановская Н.Д. Особенности формирования количественных представлений учащихся первых классов вспомогательной школы// Коррекционная учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе. -Свердловск, Свердловский пединститут, 1979.-99с.
- Богоявленский Д.Н., Менчинская H.A. Психология усвоения знаний в школе. М.:Изд-во АПН РСФСР, 1959.- 345с.
- Борейко J1.H. Сотвори себя//Начальная школа.-1994.-№ 2.-С.23−25.
- Вайзер Г. А. Опоры для саморегулирования умственной деятельности детьми с задержкой психического развития//Дефектология.-1985.-№ 4.-С.3−10.
- Васильева B.C. Коррекционно-развивающая роль наглядных средств обучения в процессе формирования математических умений у дошкольников, страдающих церебральными параличами: Автореф. дис.канд.пед.наук. Екатеринбург, 1999.- 15с.
- Венгер J1.A. Воспитание и обучение (дошкольный возраст). М.: Просвещение, 1969.-365с.
- Венгер JI.A., Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. Для воспитателя дет. сада/Под ред. J1.A. Венгер. -М.: Просвещение, 1988.-144с.
- Власова Т.А., Певзнер М. С. Дети с временными задержками развития. -М.: Педагогика, 1971.
- Выготский J1.C. Педагогическая психология /Под ред. В. В. Давыдова. -М.: Педагогика, 1991.-480с.
- Вычужанина О.В. Решать задачи стало интересно //Начальная школа.-1999.-№ 3.-С.77−79.
- Галанин Д.Д. Методика арифметики. Первый год обучения. — М., 1910.
- Гальперин П.Я. Метод «срезов» и метод поэтапного формирования в исследовании детского мышления //Вопросы психологии.-1966.-№ 4.-С.128−135.
- Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий/Психологическая наука в СССР. Т.1. М., АПН РСФСР, 1959. -С.443−457.
- Гальперин П.Я. Четыре лекции по психологии. — М.: Книжный дом «Университет», 2000.-112с.
- Гозова А.П. Осязательное восприятие/Юсобенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. М.:Просвещение, 1965.
- Горский Б.Б. Система и методика изучения нумерации многозначных чисел во вспомогательной школе//Дефектология.-1994.-№ 4.-С.39−43.
- Грин Р., Ларсон В. Введение в мир числа. М.: Педагогика, 1982.-192с.
- Дети с временными задержками развития / Под ред. Т. А. Власовой, М. С. Певзнер. М.:Педагогика, 1971.-208с.
- Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Под ред. С. Г. Шевченко. М.: АРКТИ, 2001.-224с.
- Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей. М., 1985.-С.122−123.
- Дорофеев Г. В. О двух вариантах реализации теоретико-множественного подхода к понятию натурального числа//Начальная школа.-1997.-№ 1.-С.57−59.
- Дульнев Г. М. Книга для учителя вспомогательной школы.- М.: Учпедгиз, 1955.-448с.
- Дусавицкий А.К., Репкин B.B. Исследование развития познавательных интересов младших школьников в различных условиях обучения// Вопросы психологии.-1975.-№ 3.-С.92−102.
- Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. М., 1973.-150с.
- Егорова Т.В. Своеобразие процесса запоминания у детей с задержкой психического развития//Дефектология.-1972.-№ 4.-С. 16−23.
- Елфимова Н.В. К проблеме создания мотивационного компонента деятельности у дошкольников// Вопросы психологии.-1982.-№ 2.-С.60−66.
- Епишева О.Б., Крупич В. И. Учить школьников учиться математике: Формирование приемов учебной деятельности. Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1990. 56с.
- Жаренкова Г. И. Действия детей с задержкой психического развития по образцу и словесной инструкции//Дефектология.-1972.-№ 4.-С.29−35.
- Зависимость обучения от типа ориентировочной деятельности/Под ред. П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной. М., МГУ, 1968.52.3айцев H.A. Первая тысяча. СПб: Лань, 2000. -20с.
- Зайцев H.A. Письмо, Чтение. Счет. СПб: Лань, 1997.-224с.54.3анков Л. В. Избранные педагогические труды. М.: Новая школа, 1996.-432с.
- Запорожец A.B. Избранные психологические труды: В 2-х т.: Т.2. — М.: Педагогика, 1986. 296с.
- Знаков В.В. Влияние особенностей восприятия и оперативной памяти на процессы целеобразования при решении задачи//Вопросы психоло-гии.-1979.-№ 5.-С. 106−112.
- Изучение трудных тем по математике в I-III классах./Сост. Н. Г. Уткина. М.:Просвещение, 1982.-159с.
- Ильясов И.И. Описание учения как деятельности//Начальная школа: плюс минус.-2001.-№ 1.-С.7−12.
- Ипполитова M.B. Задачи совершенствования преподавания математики в специальных школах в свете Основных направлений реформы общеобразовательной и профессиональной школы// Дефектология.-1985 .-№ 2.-С.З 6−38.
- Ипполитова М.В. Изучение трудностей решения арифметических задач у детей с задержкой психического развития//Дефектология.- 1974.-№ 1.-С.З-11.
- Использование предметно-практической деятельности в обучении глухих школьников / Под ред. С. А. Зыкова. М.:Педагогика, 1976.-144с.
- Истомина М.В. Особенности усвоения состава числа детьми с задержкой психического развития//Дефектология.-1972.-№ 5.-С.29−35.
- Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений и фак-ов нач. классов педвузов-M.:LINKA-PRESS, 1998.-288с.
- Истомина Н.Б. О выборе методов обучения на уроке математики //Начальная школа.-1982.-№ 11.-С.38−40.
- Истомина Н.Б. Первые шаги в формировании умения решать задачи. //Начальная школа.-1981.-№ 11.-С.40−43.
- Истомина Н.Б., Нефедова И. Б. Первые шаги в формировании умения решать задачи. Новые подходы в обучении //Начальная школа.-1998.-№ 11/12.-0.42−48.
- Кабанова-Меллер E.H. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. — М.: Просвещение, 1968. 288с.
- Калмыкова З.И. Проблема преодоления неуспеваемости глазами психолога. М.: Знание, 1982.-96с.
- Капитанец Е.Г. Формирование устных счетно-вычислительных навыков у учащихся с нарушением интеллекта: Автореф. дис.канд.пед.наук. Екатеринбург, 1999.- 17с.
- Капустина Г. М. Формирование элементарных математических заданий и представлений у детей дошкольного возраста//Дефектология.-1998.-№ 2.-С.22−29.
- Капустина Г. М., Тригер Р. Д. Примерное тематическое планирование уроков математики и русского языка в специальной школе и классах выравнивания для детей с задержкой психического развития //Дефектология.-1988.-№ 4.-С.47−62.
- Колягин Ю.М., Шалева Л. Б. О неиспользованных возможностях итогового контроля знаний учащихся по математике //Начальная школа.-1993.-№ 4.-С.41 -45.
- Концепция специального обучения и воспитания детей с нарушениями умственного и физического развития //Дефектология.-1989.-№ 2.-С.З-15.
- Корнева Н.М. О некоторых приемах формирования вычислительных навыков у учащихся вспомогательной школы//Дефектология.-1998.-№ 1.-С.34−37.
- Король Я.А., Король Я. Р. Изучение нумерации чисел//Начальная школа.-1987.-№ 9.-С.44−47.
- Кудрина C.B. Средства активизации учебной деятельности младших школьников с интеллектуальным недоразвитием: Автореф. дис.канд.пед.наук. СПб: Б.И., 2000.-18с.
- Кулагина И.Ю., Пускаева Т. Д. Познавательная деятельность и ее детерминанты при задержке психического развития //Дефектология.-1989.-№ 1.-С.З-9.
- Кумарина Г. Ф. Педагогическая диагностика развития и обучения школьников в системе коррекционного обучения. М.: Наука, 1989.
- Кушнерук E.H. Организация устного счета//Начальная школа.-1985.-№ 2.-С.57−58.
- Лавриненко Т.А. Как научить детей решать задачи: Методические рекомендации для учителей начальных классов. Саратов: Лицей, 1999. -64с.
- Леонтьев A.A. Что такое деятельностный подход в образовании? // Начальная школа: плюс-минус.-2001.-№ 1.-С.З-6.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т.Н. М.: Педагогика, 1983. — 320с.
- Локапова Н.П. Виды анализа учебного материала и психологические трудности при их несформированности //Начальная школа.-1994.-№ 5.-С.54−60.
- Лубовский В.И. Высшая нервная деятельность и психологические особенности детей с задержкой психического развития//Дефектология.-1972.-№ 4.-С. 10−16.
- Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии). — М.: Новая школа, 1995.-48с.
- Лурия А.Р., Цветкова Л. С. Нейропсихологический анализ решения задач. Нарушение процесса решения задач при локальных поражениях мозга. -М.: Просвещение, 1966.-290с.
- Мапыхина В.В., Байрамукова П. У. Схематический рисунок при решении задачи//Начальная школа.-1998.-№ 11/12.-С.56−58.
- Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. -СПб.: Речь, 2001.-220с.
- Марковская И.Ф. Задержка психического развития (клинико-нейропсихологическая диагностика). — М.: Компенс-центр, 1993.-198с.
- Марциновская E.H. Значение предметно-практической деятельности для обучения и воспитания аномальных детей //Дефектология.-1982.-№ 3.-С.24−30.
- Матвеев H.A. Использование схемы при обучении учащихся решению задач//Начальная школа.-1998.-№ 11/12.-С.58−60.
- Математика. 2класс: Учеб. для четырехлет. нач. шк./М.И.Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др.- Под ред. Ю. М. Колягина. М.: Просвещение, 1993.-160с.
- Медведская В.Н. Первые задачи на разностное сравнение двух чисел // Начальная школа.-1991.-№ 10.-С.35−37.
- Менчинская H.A., Моро М. И. Вопросы методики и психологии обучения арифметики в начальных классах. М.: Просвещение, 1965.-223с.
- Метлина J1.C. Математика в детском саду. М.: Просвещение, 1984.-256с.
- Микулина Г. Г. Действия с предметами как основа усвоения математических понятий//Начальная школа.-1983.-№ 9.-С.36−39.
- Микулина Г. Г. Некоторые особенности формирования действия моделирования при обучении математике детей шести лет// Психологическая наука и образование.-1996.-№ 1.-С.61−64.
- Микулина Г. Г. Роль предметных действий при изучении последовательности чисел//Начальная школа.-1987.-№ 9.-С.42−44.
- Минская Г. И. Об усвоении обобщенных способов решения задач младшими школьниками //Вопросы психологии.-1968.-№ 2.-С. 107−118.
- Монина Т.С. Лингвистический аспект методики преподавания математики в начальной школе//Начальная школа.-1996.-№ 1.-С.69−72.
- Немов P.C. Психология: В 3 кн.: Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.- 160с.
- Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или развивающие игры. М.: Просвещение, 1991.-160с.
- Никитина М.П. Некоторые вопросы изучения нумерации чисел во вспомогательной школе//Дефектология.-1980.-№ 5.-С.67−75.
- Николаева Э.Ф. О роли предметных действий ребенка в синтезе его логических операций//Вопросы психологии.-1979.-№ 5.-С.113−116.
- Обучение в первом классе / Сост. В. Г. Горецкий.- М.: Просвещение, 1973.-463с.
- Обучение во 2 классе / Под ред. Б. И. Фоминых. — М.: Просвещение, 1989.- 400с.
- Обучение детей с задержкой психического развития / Под ред. В. И. Лубовского. Смоленск, 1994.-129с.
- Обучение детей с задержкой психического развития в подготовительном классе: Пособие для учителя/ Под ред. В. Ф. Мачихиной, H.A. Цыпиной. М.: Просвещение, 1992.-160с.
- Обучение детей с задержкой психического развития: Пособие для учителя / Под ред. Т. А. Власовой и др. М.: Просвещение, 1981. -119с.
- Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Оли-гофренопедагогика)/Под ред. Б. П. Пузанова. М.: ИЦ"Академия", 2000. — 272с.
- Павленко В.Н. Культурно-историческое развитие психических процессов и теория поэтапного формирования умственных дейст-вий//Вопросы психологии.-1995.-№ 1.-С.53−60.
- Переслени Л.И. Механизмы нарушения восприятия у аномальных детей: Психопрофилактическое исследование/Науч.-исслед.ин-т дефектологии Акад.пед.наук СССР.-М.: Педагогика, 1984.-160с.
- Переслени Л.И. Механизмы нарушения восприятия у аномальных детей: психофизиологическое исследование. М.: Педагогика, 1984.-160с.
- Переслени Л.И., Фотекова Т. А. Особенности деятельности младших школьников с недоразвитием речи и с задержкой психического развития //Дефектология.-l 993.-№ 5.-C.3 -10.
- Перова М.Н. Методика преподавания математики во вспомогательной школе: Учеб. для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов. — М.: Просвещение, 1989.-336с.
- Пиаже Ж. Представления ребенка о числе. М.: Просвещение, 1965.
- Пинский Б.И., Богановская Н. Д. Практические упражнения на уроках математики как средство коррекции познавательной деятельности умственно отсталых школьников //Дефектология.-1985.-№ 2.-С.39−42.
- Пинский Б.Н. Исследование психологических особенностей деятельности детей в диагностических целях //Вопросы психологии.-1968.-№ 2.-С. 119−126.
- Поддубная Н.Г. Своеобразие процессов непроизвольной памяти у первоклассников с задержкой психического развития //Дефектология.-1980.-№ 4.-С.21 -26.
- Подольский А. Становление действий //Школьный психолог.-2001.-№ 14.-С.14−15.
- Попова Н.С. Методика преподавания арифметики в начальной школе. -JL: Учпедгиз, 1955.-402с.
- Программа «Развитие» (основные положения). — М.: Новая школа, 1994.-64С.
- Программы для специальных дошкольных учреждений. Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста. М.:Просвещение, 1983.-127с.
- Программы специальной общеобразовательной школы и классов выравнивания для детей с задержкой психического развития. Начальные классы. -М.: Просвещение, 1990.-109с.
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида и классов коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательной школе. Начальные классы. — М.: Просвещение, 1996.-193с.
- Психологические возможности младших школьников в усвоении математики/ Под ред. В. В. Давыдова. М.: Просвещение, 1969. 288с.
- Пускаева Т.Д. Об изучении специфики структуры познавательной деятельности детей с задержкой психического развития (на материале решения классификационных задач)//Дефектология.-1980.-№ 3.-С.10−18.
- Пчелко A.C. Методика преподавания математики в начальной школе. М.: Учпедгиз, 1953.-С.26.
- Рейдибойм М.Г. Материалы клинического изучения неуспевающих школьников//Дефектология.-1972.-№ 3.-С.
- Репкин В.В., Репкина Г. В., Заика Е. В. О системе психолого-педагогического мониторинга в построении учебной деятельно-сти//Вопросы психологии.-1995.-№ 1 .-С. 13−24.
- Розонова К.Г. Изучение чисел первого десятка // Изучение трудных тем по математике в I-III классах/Сост. Н. Г. Уткина. М.: Просвещение, 1982.-С.4−9.
- Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2001 .-720с.
- Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. -М.: Просвещение, 1986.-192с.
- Салмина Н.Г., Колмогорова J1.C. Усвоение начальных математических понятий при разных видах материализации объектов и орудий действия// Вопросы психологии.-1980.-№ 1.-С.47−56.
- Салмина Н.Г., Сохина В. П. Обучение математике в начальной школе (на основе экспериментальной программы)/ Под ред. П. Я. Гальперина. М.: Педагогика, 1975. 184с.
- Салмина Н.Г., Фореро Навас И. Математика для детей 6−7-летнего возраста под редакцией профессора Н.Ф.Талызиной//Начальная шко-ла.-1993.-№ 7.-С.44−49.
- Сеченов И.М. Избранные произведения/ Под ред. В. М. Каганова.-М.: Учпедгиз, 1958.-412с.
- Сиволапов С.К. Особенности образной сферы у школьников с задержкой психического развития//Дефектология.-1988.-№ 2.-С.З-10.
- Скаткин М. Что такое счет?//Начальная школа.-1964.-№ 12.-С.66−70.
- Славина J1.C. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным ученикам. М.: Педагогика, 1958.
- Смирнова С.И. Использование чертежа при решении простых за-дач//Начальная школа.-1998.-№ 5.-С.53.
- Современные технологии обучения учащихся с нарушением интеллекта: Сб.науч.тр./ Урал.гос.пед.ун-т.-Екатеринбург, 1999.-Вып.2.-139с.
- Сухомлинский В.А. Советы учителю//Народное образование.-1969.-№ 12.-С.41−47.
- Талызина Н.Ф. Деятельностный подход к механизмам обобщения// Вопросы психологии.-2001.-№ 3.-С.З-16.
- Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1988. — 175с.
- Тикунова Л.И., Лазарева З. В., Нефедова Т. И., Даева М. М. Дифференцированный подход к учащимся на уроках математики// Изучение трудных тем по математике в I-III классах/Сост. Н. Г. Уткина.-М.:Просвещение, 1982.-С. 119−132.
- Тосунадзе К.Г. Устный счет на уроках математики во вспомогательной школе//Дефектология.-1994.-№ 5.-С.34−37.
- Тридчикова Л.А. Активизация познавательной деятельности учащихся при работе над простой задачей//Начальная школа.-1995.-№ 10.-С.24−29.
- Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. -М.: Педагогика, 1990.-184с.
- Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. М., 1990.-С.8.
- Уткина Н.Г., Пышкало A.M. Сборник упражнений и проверочных работ по математике. I-III класс. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1978.-208с.
- Фомина J1.B. Сенсорное развитие: программа для детей в возрасте (4)5−6 лет. М.: ТЦ «Сфера», 2001.-80с.
- Фридман JI.M. Наглядность и моделирование в обучении. — М.: Знание, 1984.-80с.
- Фридман JI.M. Обучение решению сюжетных задач//Начальная школа.-2000.-№ 6.-С.87−92.
- Харланова Т.Н. Моделирование при изучении нумерации // Начальная школа.-1996.-№ 9.-С.54−57.
- Царева С.Е. Обучение решению задач// Начальная школа.-1998.-№ 1.-С.Ю2.
- Цветкова JI.C. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. М.: Юристь, 1997.-256с.
- Цыдыпова Е.Д. Некоторые пути ознакомления школьников с функциональной зависимостью //Начальная школа.-1994.-№ 1.-С.31−34.
- Цыпина H.A. Специальная подготовка детей с задержкой психического развития к усвоению основ наук как важнейший принцип их обучения//Дефектология.-1981.-№ 2.-С.49−53.
- Чебыкин Е.В. Особенности изучения нумерации чисел слепыми младшими школьниками: Автореф.дис.канд.пед.наук. -М., 1988.-15с.
- Чекмарев Я.Ф., Снигирев В. Т. Методика преподавания арифметики. -М.: Просвещение, 1968.-357с.
- Чуркина М.Л. Особенности преподавания математики детям с ЗПР (из опыта работы) //Дефектология.-1998.-№ 5.-С.21−25.
- Шадрина И.В. Содержание подготовительной работы к изучению чисел//Начальная школа.-1991.-№ 8.-С.35−37.
- Шамарина Е.В. Обучение детей с ЗПР: организация индивидуальных и групповых занятий в классе коррекционно-развивающего обучения. М.: Издательство ГНОМиД, 2003.-80с.
- Шардин И.В. Что такое натуральное число//Начальная школа.-1996.-№ 8.-С.74−77.
- Шевцова М., Глущенко М. Обучаем, развивая. Развиваем, обучая.// Начальная школа прилож. к г."Первое сентября". -2000.-№ 35.-С. 14−15.
- Шевченко С.Г. Особенности усвоения элементарных общих понятий детьми с задержками психического развития //Дефектология.-1976.-№ 4.-С.20−28.
- Шипова Л.В. Формирование ориентировочной деятельности умственно отсталых детей при решении наглядно-действенных задач: Ав-тореф.дис.канд.психол.наук.-СПб.:Б.И., 2000.-22с.
- Шмырева Г. Г. Новое учебное пособие по методике математики// Начальная школа.-1993.-№ 8.-С.70−72.
- Шошин П.Б. Опознавание простых изображений детьми с задержкой психического развития//Дефектология.-1972.-№ 4.-С.35−40.
- Эк В. В. Обучение математике учащихся младших классов вспомогательной школы. -М.: Просвещение, 1990.-176с.
- Эк В. В. Приемы обучения умственно отсталых школьных анализу условия арифметических задач //Дефектология.-1976.-№ 2.-С.25−31.
- Энгельс Ф. Диалектика природы. М.: Политиздат, 1987.- 349с.
- Эрдниев П.М. Обучение математике по УДЕ. 1 класс //Начальная школа.-1993.-№ 4.-С.23−28.
- Эрдниев П.М., Эрдниев Б. П. Обучение математике в школе. М.: Столетие, 1996.-С.184.
- Ямбург Е.А. Школа для всех: Адаптивная модель: (Теоретические основы и практическая реализация). — М.: Новая школа, 1997.- 352с.
- Beirne-Smith М., Patton J., Ittenbach R. Mental Retardation. N.Y., 1994.
- Clements S.D., Lehtinen L. E., Lukens J.E. Children with Minimal Brain Injury. Chicago, 1964.
- Strauss A.A. and Lehtinen L.E. Phychopathology and Education of the Brain-Injured Child. New York, 1947.