Учебная встреча.
Особенности организации и использования групповых технологий в обучении географии
Учебная встреча, как вид групповой технологии является особым фактором совместной (коллективной) деятельности, которая оказывает мощное стимулирующее действие на развитие ребенка. Главной целью учебной встречи является обеспечение активности учебного процесса. Руководители групп и их состав подбираются по принципу объединения школьников разного уровня обученности, информированности по данному… Читать ещё >
Учебная встреча. Особенности организации и использования групповых технологий в обучении географии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Учебная встреча, как вид групповой технологии является особым фактором совместной (коллективной) деятельности, которая оказывает мощное стимулирующее действие на развитие ребенка. Главной целью учебной встречи является обеспечение активности учебного процесса.
Данный вид коллективной деятельности предполагает:
- — взаимное обогащение учащихся в группе;
- — организацию совместных действий, ведущую к активизации учебно-познавательных процессов;
- — распределение начальных действий и операций (задается системой заданий);
- — коммуникацию, общение, без которых невозможны распределение, обмен и взаимопонимание;
- — обмен способами действия;
- — взаимопонимание — диктуется характером включения учащихся в совместную деятельность;
- — рефлексию. Шихова, Г. М. Учебная встреча по английскому языку / Г. М. Шихова // Новые знания. — 2007. — № 4. — С.14−16, с. 15.
Главными особенностями организации учебной встречи являются:
- — класс делится на группы для решения конкретных учебных задач;
- — каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;
- — задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;
- — состав группы непостоянный, он подбирается на время подготовки к учебной встрече с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы. Шихова, Г. М. Учебная встреча по английскому языку / Г. М. Шихова // Новые знания. — 2007. — № 4. — С.14−16, с. 16.
Руководители групп и их состав подбираются по принципу объединения школьников разного уровня обученности, информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга.
Учебная встреча обычно проводится при повторении изучаемого материала как на уроке, так и во внеурочное время. Учебная встреча может быть организована между двумя командами параллельных классов или одного класса. Тему учебной встречи намечает учитель или учебный актив класса (на классном собрании, а иногда прямо на уроке утверждается ее тема и время).
Организация учебной встречи состоит из подготовки и самой встречи. Ведет учебную встречу учитель.
Встреча протекает следующим образом. Ведущий задает вопрос одной стороне. Отвечает тот, кто первым поднял руку. Учащиеся из той же команды могут дополнить его. Если ответы окажутся недостаточными, то отвечает другая сторона. Ведущий и члены жюри могут задавать и дополнительные вопросы. Одновременно несколько учеников вызываются к доске, к столу для выполнения письменных (графических) работ. Учебная встреча отличается своим рабочим характером. Это по существу обычный текущий контроль знаний, в котором используются групповые эффекты. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие / Г. К. Селевко. — М.: Народное образование, 1998. — 256 с., с.147−148.
Во время групповой работы учитель выполняет разнообразные функции: контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует споры, порядок работы и в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным учащимся или группе в целом. При использовании групповых технологий на уроках и во внеурочное время происходит увеличение учебного актива учащихся, основное ядро которого составляют консультанты (их называют также ассистентами, лаборантами) по различным предметам. Консультанты по учебному предмету — это хорошо успевающие и интересующиеся предметом ученики, которые проявляют желание помочь своим товарищам в учении.
Для эффективного проведения групповых занятий педагог должен очень хорошо знать класс (не только уровень знаний, но и особенности личностных отношений, сложившихся в коллективе) и систематически заниматься с консультантами (проверять качество их знаний, давать методические советы и т. д.). Некоторые дополнительные затраты времени на подготовку полностью компенсируются большим педагогическим выигрышем.