Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Правовые отношения в области охраны здоровья граждан РФ как объект государственного управления

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сформулированное диссертантом определение: юридический факт в сфере охраны здоровья (в т.ч. оказания медицинской помощи) — это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений в сфере охраны здоровья народа. Рассматривая обращение гражданина в лечебно-профилактическое учреждение за медицинской помощью в качестве… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Понятие, признаки, классификация, виды и формирование административно-правовых отношений в области охраны здоровья граждан РФ
    • 1. 1. Понятие и особенности административно-правовых отношений в области охраны здоровья граждан РФ
    • 1. 2. Конституция РФ и формирование административно-правовых отношений в области охраны здоровья граждан РФ
    • 1. 3. Общие признаки правоотношений и административно-правовые отношения в области охраны здоровья граждан РФ
    • 1. 4. Классификация и виды административно-правовых отношений в области охраны здоровья граждан РФ, их детерминированность другими правоотношениями
  • Глава II. Субъекты и объекты административно-правовых отношений в сфере охраны здоровья граждан РФ, юридические факты как обстоятельства их возникновения
    • 2. 5. Понятие и особенности субъектов административно-правовых отношений в сфере охраны здоровья граждан РФ, их виды
    • 2. 6. Понятие и особенности объектов административно-правовых отношений в сфере охраны здоровья граждан РФ, их виды
    • 2. 7. Юридические факты как основания возникновения административно-правовых отношений в сфере охраны здоровья граждан РФ

Правовые отношения в области охраны здоровья граждан РФ как объект государственного управления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Общая характеристика работы. Диссертация посвящена исследованию правовых отношений в области охраны здоровья граждан в Российской Федерации как объекта государственного управления на современном этапе.

В работе рассмотрены концептуальные подходы становления административно-правовых отношений в области охраны здоровья граждан в РФ, их социально-правовая природа. Диссертантом, исходя из изучения сложившихся в юридической литературе подходов, законодательства и материалов практики, даны классификация, признаки и виды административно-правовых отношений в области охраны здоровья граждан в Российской Федерации, исследованы их детерминированность другими правоотношениями и проблемы совершенствования законодательства в области охраны здоровья граждан РФ.

Специальное внимание уделено анализу содержания административно-правовых отношений в области охраны здоровья граждан в РФ, отмечены их особенности, вопросов совершенствования теории и практики. Сформулированы понятие субъектов и объектов административно-правовых отношений в области охраны здоровья граждан в РФ, сделаны рекомендации по уточнению видов субъектов и объектов административно-правовых отношений в области охраны здоровья граждан в РФ.

Исследованы конституционно-правовые основы формирования медицинских отношений, перспективы здравоохранительного права как комплексной отрасли права. Автором выявлены основные юридические действия, события, состояния и презумпции как основания возникновения административно-правовых отношений в сфере охраны здоровья граждан РФ, их содержание, классификация и виды, сформулированы рекомендации по их детализации и соотношению.

Структура и объем диссертации

обусловлены целями, задачами и логикой исследования. Ее структурные элементы включают: титульный листсодержаниевведениеосновная часть, включающая выбор направления исследования, методологию и источники исследования и две главы, объединяющих семь параграфоввыводысписок использованных источниковприложения. Общий объем работы составляет 227 страниц.

Актуальность темы

исследования обусловлена потребностью административно-правового анализа правовых отношений в области охраны здоровья граждан в РФ.

Охрана здоровья народа является одним из важных направлений деятельности государства. От того насколько благополучно обстоит дело в стране с решением этой задачи, зависит благосостояние общества, его развитие по пути прогресса.

Переживаемые РФ трудности современного периода создают серьезные препятствия в надлежащей защите и охране государством здоровья граждан в России. Помимо проблем социально-экономического, финансового, психологического, этического характера, на проблемы реализации права граждан на охрану здоровья существенным образом сказывается несовершенство текущего административного законодательства и соответствующие проблемы его реализации1.

1 В это законодательство входят: Закон РФ от 28 июня 1991 г. N 1499−1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (в редакции от 2 апреля 1993 г.) (с изм. и доп. от 24 декабря 1993 г., 1 июля 1994 г., 29 мая 2002 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. 4 июля. № 27. Ст. 920. СЗ РФ. 1994.№ 10. Ст. 1108- САПП РФ. 1993. № 52. Ст. 5086- ФЗ от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // СЗ РФ.2002. 14 января. № 2. Ст. 133- Закон РФ от 2 июля 1992 г. № 3185−1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (с изм. и доп. от 21 июля 1998 г., 25 июля 2002 г., 10 января 2003 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. 20 августа. № 33. Ст. 1913; Закон РФ от 22 декабря 1992 г. № 4180−1 «О трансплантации органов и (или) тканей человека» (с изм. и доп. от 20 июня 2000 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. 14 января. № 2. Ст. 62- Закон РФ от 9 июня 1993 г. № 5142−1 «О донорстве крови и ее компонентов» (с изм. и доп. от 4 мая 2000 г., 16 апреля 2001 г., 24 декабря 2002 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993.15 июля. № 28. Ст. 1064- ФЗ от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (с изм. и доп. от 28 октября 2002 г.) // СЗ РФ. 1994. № 35. Ст. 3648- ФЗ от 9 января 1996 г. № З-ФЗ «О радиационной безопасности населения» // Российская газета.

Конституционно закрепленному праву граждан РФ на охрану здоровья корреспондируется обязанность обеспечения государством этого права. Свое развитие данные право и обязанность получили в «Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан"1 от 22 июля 1993 г. № 5487−1 (с изм. и доп. от 2 марта 1998 г. 20 декабря 1999 г. 2 декабря 2000 г., 10 января, 27 февраля. 30 июня 2003 г. — далее по тексту — «Основы.»). Как показывает практика его применения «Основы.» содержат множество недостатков и пробелов в вопросах организации здравоохранения, оказания медицинской помощи населению и др.

Таким образом, актуальность темы исследования во многом обусловлена практическими проблемами реализации административного законодательства по вопросам политики государства в области охраны здоровья народа.

Требует осмысления выработка правильного представления как об объекте государственного управления такого многоаспектного понятия как охрана здоровья, а также предложений по совершенствованию действующего законодательства и практики его применения в этой сфере правового регулирования. Такой подход к изучению указанных проблем позволит, по мнению диссертанта, выявить закономерности (юридические конструкции) развития института охраны здоровья как объекта исследования. Следовательно, теоретическая разработка данных проблем не вызывает сомнений.

Выбор направления исследования обусловлен и тем что, настоящее.

1996. 17 январяФЗ от 23 февраля 1995 г. № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» //СЗ РФ. 1995. 27 февраля. № 9. Ст. 713- ФЗ от 30 марта 1995 г. № 38-Ф3 «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» (с изм. и доп. от 12 августа 1996 г., 9 января 1997 г., 7 августа 2000 г.) // СЗ РФ. 1995. № 14. Ст. 1212- ФЗ от 5 июля 1996 г. № 86-ФЗ «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности» (с изм. и доп. от 12 июля 2000 г.) // СЗ РФ. 1996. 8 июля. № 28.Ст. 3348- ФЗ от 8 января 1998 г. № З-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (с изм. и доп. от 25 июля 2002 г., 10 января 2003 г.)//СЗ РФ. 1998. 12 января. № 2. Ст. 219- и др.

1 Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 33. Ст. 1318. диссертация является первой в Российской Федерации попыткой обобщить и представить в систематизированном виде анализ правовых отношений в области охраны здоровья граждан в РФ, которые представляют собой один из важных объектов государственного управления. В настоящее время эта тема еще не получила надлежащей научной разработки в России.

Актуальность рассматриваемых вопросов обусловлена также стоящей перед юридической наукой проблемой формирования медицинского права как комплексного института права (законодательства). В конечном счете, это будет способствовать преобразованию здравоохранительного права в полноценный комплексный (в перспективе — самостоятельный) институт права.

Степень разработанности темы. Проблемы административно-правовых отношений широко исследовались в советской юридической литературе, различным аспектам этой проблемы были посвящены работы известных ученых-правоведов Российской Федерации, и других республик, входящих в состав СССР: Д. Н. Бахраха, А. Г. Братко, П. Т. Василенкова, Ю. И. Гревцова, В. Кобалевского, Ю. М. Козлова, А. Е. Лунева, В. В. Лазарева, Н. И. Матузова, А. В. Малько, С. Поповича, Г. И. Петрова, В. Н. Протасова Б.В. Российского, Ю. Н. Старилова, С. С. Студеникина, В. Д. Сорокина, Л. И. Спиридонова, Ю. К. Толстого, Б. Н. Топорнина, B.C. Основина, P.O. Халфиной, А. Ф. Черданцева и др.

В отечественной юридической литературе последних лет анализу «Административно-правовых проблем управления здравоохранением в субъектах РФ» посвящена докторская диссертация В. П. Новоселова (Екатеринбург, 1999). Однако данная работа затрагивает только отдельные аспекты (в одном параграфе), касающиеся административно-правовых отношений в области здравоохранения, но не охраны здоровья народа в целом. То же самое можно сказать и о монографии В. П. Новоселова, Л.В.

Канунниковой «Правовое регулирование профессиональной деятельности работников здравоохранения». Новосибирск, 2000.

В последнее десятилетие вышли в свет учебные пособия по медицинскому праву М. Н. Малеиной «Человек и медицина в современном праве. Учебное и практическое пособие. М., 1995; B. JL, Попова, Н. П. Поповой «Правовые основы медицинской деятельности: Справочно-информационное пособие» СПб., 1999; С. Г. Стеценко «Медицинское право» СПб, 2004; его докторская диссертация «Юридическая регламентация медицинской деятельности в России (исторический теоретико-правовой анализ), СПб., 2002) и др. В них дана общая характеристика законодательства о здравоохранении, и рассмотрены некоторые проблемы медицинской деятельности и медицинского права в динамике и статике. Но вопросы, касающиеся правовых отношений в области охраны здоровья народа как объекта государственного управления, специально не рассматривались. Кроме того, опубликованы учебные пособия — М. Ю. Федоровой «Медицинское право: Учеб пособие для вузов», — М., 2003; Колоколова Г. Р., Косолаповой Н. В., Никульниковой О. В. «Основы медицинского права. Курс лекций: Учебное пособие для вузов». М., 2005. А. А. Глашева «Медицинское право: Практическое руководство для юристов и медиков». М., 2004, а также специальные издания — Н. В. Путило «Комментарий к Основам законодательства РФ об охране здоровья граждан» М., 2003 и др. Но, учитывая характер их работ и большое количество рассматриваемых институтов, дать комплексный анализ всех аспектов и особенностей административно-правовых отношений в области охраны здоровья народа было невозможно.

При написании диссертации автор опирался на труды известных отечественных и зарубежных ученых в области теории государства и права, конституционного, муниципального и административного права и др., исследовавших отдельные аспекты правовых отношений.

Объект и предмет исследования. Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, связанные с формированием такого многоаспектного института как охрана здоровья, раскрытие его системных связей в гражданском обществе и механизма трансформации административно-правовых норм, регулирующих область охраны здоровья, в плоскость правоотношений, а также теоретические и практические проблемы содержания административно-правовых отношений в области охраны здоровья граждан в РФ.

Предмет исследования составляют административное законодательство и практика его применения, а также данные, характеризующие состояние и динамику правовых отношений в области охраны здоровья как объекта государственного управления.

Цель и задачи исследования

Целью исследования является комплексный анализ административно-правовых отношений в области охраны здоровья граждан в РФ и проблем совершенствования теории и практики, а также перспектив формирования медицинского права как полноценного комплексного института права (законодательства).

На реализацию указанной цели направлены следующие задачи:

— проследить историю формирования административно-правовых отношений в области охраны здоровья граждан в РФ;

— определить концептуальные подходы об административно-правовых отношений в области охраны здоровья граждан в РФ, их понятии и особенностяхисследовать проблемы классификации, признаков и видов административно-правовых отношений в области охраны здоровья граждан в РФ;

— вычленить основные виды субъектов и объектов административноправовых отношений в области охраны здоровья граждан в РФ;

— дать характеристику юридической природы административно-правовых отношений в области охраны здоровья граждан в РФ, их содержание;

— изучить детерминированность административно-правовых отношений в сфере охраны здоровья граждан РФ другими правоотношениями;

— рассмотреть административное законодательство в области охраны здоровья и проблемы его совершенствования;

— выявить основные юридические действия, события и состояния как основания возникновения административно-правовых отношений в сфере охраны здоровья граждан РФ;

— раскрыть содержание, классификацию и виды юридических действий, событий и состояний как оснований возникновения административно-правовых отношений в сфере охраны здоровья граждан РФ;

— сформулировать рекомендации по детализации и соотношению юридических фактов как оснований возникновения административно-правовых отношений в сфере охраны здоровья граждан РФ.

Научная новизна исследования. Научная новизна диссертации заключается в том, что она представляет собой монографическую работу, выполненную на основе действующего законодательства и материалах практики (Свердловской области и др. субъектов РФ) последних лет, в которой исследованы административно-правовые отношения в сфере охраны здоровья граждан РФ. Новизну диссертации определяют: впервые предпринятый анализ содержания административно-правовых отношений в области охраны здоровья граждан в РФ, их детерминированности другими правоотношениямиисследование концептуальных подходов становления административно-правовых отношений в области охраны здоровья граждан в РФ, их социально-правовой природысистемный анализ основных юридические действий, событий и состояний как оснований возникновения административно-правовых отношений в сфере охраны здоровья граждан РФ, их содержания, классификации, видов, детализации и соотношенияисследование проблем и разработка рекомендаций по совершенствованию административного законодательства в области охраны здоровья в современных условиях;

— выявление основных направлений развития административно-правовых отношений в области охраны здоровья граждан в РФ;

— определение перспектив формирования медицинского права как комплексного института права (законодательства).

Рассмотренный выше круг вопросов, подвергшихся исследованию, предопределил основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Исследованная и выделенная диссертантом характеристика истории становления теории административно-правовых отношений в РФ: две основные концепции административно-правовых отношений. Исходные положения первой состоят из: 1) отношений, возникающих в процессе государственного управления- 2) имеют в качестве обязательного субъекта орган государственного управления (в т.ч. общественных органов, наделенных государством властными полномочиями) — 3) являются отношениями власти — подчинения и характеризуются юридическим неравенством их сторон. Вторая концепция, (на взгляд диссертанта — применима к сфере охраны здоровья народа) заключается в том, что административно-правовые отношения: 1) возникают в сфере государственного управления- 2) могут иметь место между всеми субъектами административного права в любом их сочетании- 3) делятся по соотношению прав и обязанностей участников на две группы: отношения, в которых одна стороны подчинена другой (отношения власти и подчинения) и отношения, в которых стороны не подчинены друг другу (отношения равноправия).

2. Сформулированные диссертантом основания, позволяющие объединить административно-правовые отношения в самую многочисленную группу в области охраны здоровья народа, которые представляют собой необходимое условие деятельности всей социальной системы по охране здоровья народа. В этой связи на взгляд диссертанта целесообразнее на законодательном уровне использовать дефиниции «институт охраны здоровья народа», поскольку это соответствует конституционным нормам, определяющим «один источник власти — волю народа и единую конституционную основу» Эта группа правоотношений, регулируемых нормами административного права. с участием граждан. Правоотношения в данной сфере с участием граждан регулируются различными отраслями права, что говорит об особенностях отношений, возникающих при реализации правовых норм. Административно-правовые отношения с участием граждан, диссертант предлагает различать в случаях: 1) реализации гражданами прав в области охраны здоровья — 1. Право на медицинскую помощь — медико-санитарную помощь, специализированную медицинскую помощь, медико-социальную помощь и реабилитацию, которая должна обеспечиваться государственной и частной системами здравоохранения- 2. Право граждан на свободный выбор медицинской организации, а также на свободный выбор врача- 3. Право граждан на отказ от лечения и медицинского вмешательства- 4. Право граждан на экологическое, санитарно-эпидемиологическое благополучие и радиационную безопасность- 5. Право граждан на обеспечение лекарственной, протезно-ортопедической помощью- 6. Право граждан, вступающих в брак, на медико-генетическое обследование- 7. Право граждан на санаторно-курортное лечение, пользование услугами организаций оздоровительного профиля- 8. Право граждан на информацию о состоянии своего здоровья и факторах, влияющих на здоровье- 9. Право ¦ граждан на возмещение вреда, причиненного их здоровью- 10. Право граждан на получение медицинской, фармацевтической, протезно-ортопедической помощи в зарубежных медицинских организациях- 11. Право матери на охрану здоровья- 12. Право детей на охрану здоровья- 13. Право граждан быть донором крови и ее компонентов- 14. Право граждан быть донором по трансплантации органов и тканей- 15. Право граждан быть донором для искусственного оплодотворения и имплантации эмбриона- 16. Право граждан на обязательное медицинское страхование- 17. Право граждан на добровольное медицинское страхование- 18. Право на охрану и развитие физической культуры и спорта- 19. Право граждан на сохранение в тайне информации, касающейся его здоровьяправо граждан на уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского персонала- 20. Право граждан на проведение по его просьбе консилиума и получение консультаций у других специалистов- 21. Право граждан на облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) вмешательством, всеми доступными способами- 22. Право граждан на допуск к себе законного представителя, в т. ч. адвокатаправо граждан на допуск к себе священнослужителя и отправление религиозных обрядов- 23. Согласие на медицинское вмешательство- 24. Отказ от медицинского вмешательства- 25. Оказание медицинской помощи без согласия граждан1.

Именно такое понгшание «право на охрану здоровья» максимально.

1 С точки зрения А. А. Глашева, З. В. Каменевой речь должна идти «о праве на здоровье», диссертант не может согласиться с введением и использованием в законодательстве дайной категории в виде дефиниции (а если нет здоровья уже с рождения или в утробе матери у будущего ребенка?) // См., к примеру: З. В. Каменева. Проблемы реализации и защиты права граждан на медиг^нскую помощь. Автореф. дисс.. соиск. к.ю.н по спец-ти 12.00.03. Белгород, 2004. С. 8. Грамотнее, на взгляд диссертанта, говорить с точки зрения законодателя о «праве граждан на охрану здоровья». широко и, является, на взгляд диссертанта, наиболее перспективным и должно составлять стержень основных видов административно-правовых отношений в области охраны здоровья народа в РФ, а также гарантий при законодательном закреплении права на охрану здоровья, что должно найти свое адекватное отражение в законодательстве об охране здоровья народа в РФ (Медицинском кодексе РФ), в Кодексе РФ об административных правонарушениях и текущем административном законодательстве.

2) ограничения прав граждан в области здравоохранения- 3) несоблюдения гражданами законодательства о здравоохранении- 4) в практике стационарного лечения больных, представляющих особую эпидемиологическую опасность для окружающих и общества в целом: больной проказой, СПИДом, туберкулезом, венерическими заболеваниями, особо опасными инфекциями (чума, сибирская язва, холера и др.), а также больные наркоманией, алкоголизмом- 5) отношения, возникающие в процессе управления здравоохранением как социальной самоуправляемой системой, между коллективными субъектами административного права. 6) особую группу административных правоотношений в исследуемой сфереправоотношения между органами исполнительной власти. 7) административные правоотношения вертикального типа между Минздравом и соцразвития РФ и организационно несоподчиненными ведомствами, что обусловлено наделением первого надведомственными полномочиями.

3. Сформулированное положение о том, что к особенностям формирования административно-правовых отношений в области охраны здоровья народа, на взгляд диссертанта, следует отнести: — проблемные вопросы формирования здравоохранительного права в РФ- - проблемные вопросы совершенствования федерального и текущего законодательства в РФ- - необходимость их более глубокого исследования на основе междисциплинарного и внутриотраслевого подходов. Особенности административно-правовых отношений (в т.ч. в области охраны здоровья народа) обусловлены следующими обстоятельствами: — сферой их возникновения (механизмом функционирования исполнительной власти) — спецификой административно-правового регулирования (императивностью и односторонностью волеизъявления субъектов управленш) — содержанием административно-правовых норм, т. е. их юридической базой. Важнейшими из особенностей являются: 1) обязанности и права сторон этих отношений всегда связаны с исполнительной и распорядительной деятельностью государства, с государственным и муниципальным управлением- 2) одной из сторон этих отношений всегда выступает субъект административной власти (орган государственного управления, должностное лицо, наделенное государственно-властными полномочиями, общественные объединения) — 3) данные отношения чаще всего возникают по инициативе одной из сторон, в случае нарушения административно-правовой нормы, нарушитель несет ответственность перед государством- 4) разрешение споров между сторонами, как правило, осуществляется в административном порядке.

4. Выдвинутое автором предложение о принятии специального законодательного акта «О государственных контрактах», содержащего общие правовые основы данных договоров и специфические признаки отдельных видов государственных контрактов (в т.ч. для регулирования административно-правовых отношений в области охраны здоровья народа в РФ). В связи с реформированием системы здравоохранения и введением обязательного медицинского страхования (далее — ОМС) произошли существенные изменения в правовой природе тех отношений, которые возникают в связи с оказанием медицинской помощи населению. Сегодня административно-правовые отношения продолжают играть существенную роль в вопросах управления системой здравоохранения. Они актуальны, в частности, для регулирования отношений между органами управления здравоохранения и ЛПУ, администрацией ЛПУ и сотрудниками. Вместе с тем, актуальность в связи с осуществлением ЛПУ хозяйственно-производственной деятельности приобретают также вопросы гражданско-правового регулирования. Прежде всего, существенную роль в перемещении акцента в область гражданско-правовых отношений, возникающих между ЛПУ и другими субъектами по вопросам оказания медицинской помоши, сыграл процесс становления ОМС, начавшийся в 1991 г. после принятия Закона «О медицинском страховании граждан в РФ». На сегодняшний день в основу правоотношений, возникающих в условиях ОМС, положена система гражданско-правовых договоров, которые заключаются между субъектами медицинского страхования. И в этой сфере превуалирующую роль играет управленческий процесс, вопросы его совершенствования.

5. Сформулированное диссертантом положение о том, что юридически некорректным будет называть предоставление платных медицинских услуг коммерческой деятельностью. Термин «хозрасчетная деятельность» часто пытаются использовать в качестве альтернативы понятию «предпринимательская деятельность», имея в виду, что оказание платных услуг медицинскими учреждениями не во всех случаях преследует цель получение прибыли и далеко не всегда является систематическим. Поэтому имеют место попытки ввести в гражданское законодательство понятие «хозрасчетной деятельности», не связанной напрямую с получением прибыли и не облагаемой налогами. Диссертант считает, что термин «предпринимательская деятельность» не совсем точно отражает суть оказания платных услуг в здравоохранении. Тем не менее, в нынешнем гражданском законодательстве термин «хозрасчетная деятельность» вообще не упоминается. Он характеризует экономические отношения, основанные на самоокупаемости, и лишь в этом качестве имеет право на использование. Статья 120 ГК РФ гласит: «Учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично». Таким образом, медицинские учреждения относятся к некоммерческим организациям, не считающим извлечение прибыли основной целью своей деятельности и не распределяющим полученную прибыль между участниками, т. е. учредителями (ст. 50 ГК РФ). Как же тогда это увязывается с предпринимательской деятельностью медицинских учреждений? Ответ на этот вопрос дает та же ст. 50 ГК РФ: «Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям"1. Деятельность некоммерческих организаций, к которым относятся медицинские учреждения, регулируется также Федеральным законом, от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (с изм. и доп. от 26 ноября 1998 г., 8 июля 1999 г., 21 марта, 28 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г.).

6. Внесенный диссертантом комплекс предложений по совершенствованию организационно-правовых основ деятельности ЛПУ и других учреждений здравоохранения. Они касаются уточнения положения о том, что с точки зрения особенностей финансирования оказания медицинской помощи (платно или бесплатно для населения) законодательно не выделяется такого понятия, как «нетрадиционные виды медицинской помощи». Ст. 43 «Основ.» гласит: «В практике здравоохранения используются методы профилактики, диагностики, лечения, медицинские технологии, иммунобиологические препараты и дезинфекционные средства, разрешенные к применению в установленном законом порядке». В связи с этим, не совсем корректным является распространенное мнение о том, что на платной основе.

1 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 52-ФЗ (в ред. от 21.03.2002) // С3 РФ. 1994. № 3. Ст. 3301- 1998. № 34. Ст. 4026- № 9. Ст. 773- 1999. № 28. Ст. 3471- 2001. №.

17. Ст. 1644- № 21. Ст. 2063; 2002. № 12. Ст. 1093. оказываются нетрадиционные виды медицинской помощи.

7. Раскрытая и предложенная диссертантом классификация правовых отношений в сфере охраны здоровья: 1) по способу индивидуализации субъектов — общие и конкретные- 2) по степени определенности — абсолютные и относительные- 3) в соответствии с основными функциями праварегулятивные (правоустановительные) и охранительные- 4) в зависимости от характера обязанностей — активные или пассивные- 5) по характеру норм, на основании которых возникают правоотношения — материальные и процессуальные- 6) по количественному составу субъектов — простые и сложныепервичные и вторичные- 7) по отраслевому признаку (то есть по особенностям предмета и метода правового регулирования и интересам: правоотношения, которые соответствуют какому-либо подразделению правовой системы — первичным, фундаментальным отраслям, и комплексным, вторичным правовым образованиям.

8. Сформулированное автором определение категорий в виде дефиниций: а) административно-правового отношения в сфере охраны здоровья — это возникающая на основе административно-правовых норм связь субъектов права, характеризующаяся наличием у них определенных юридических прав и обязанностей в сфере охраны здоровья народа в РФб) состава административно-правового отношения в сфере охраны здоровья народа — это характеристика правоотношения с точки зрения его внутреннего устройства и взаимосвязи составных элементов: субъектов, объектов и содержания правоотношенияв) субъекта административно-правовых отношений понимаются лица, участвующие в конкретных отношениях, урегулированных нормами административного права, и являющиеся носителями прав и обязанностей в сфере государственного управления (в т.ч. в сфере управления здравоохранением) и определение круга субъектов: 1. Граждане РФ- 2. Иностранные граждан, 3. Лица без гражданства и беженцы. Отдельные группы — 4. Семьи- 5. Беременные женщины и матери- 6. Несовершеннолетние- 7. Военнослужащие, подлежащие призыву на военную службу и поступающие на военную службу по контракту- 8. Граждане пожилого возраста- 9. Инвалиды- 10. Граждане при чрезвычайных ситуациях и в экологически неблагополучных районах- 11. Лица, задержанные- 12 Лица, заключенные под стражу- 13 Лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы либо административный арест, на получение медицинской помощи- 14. Пациентыг) определение круга объектов: если признать в качестве объектов все действия по осуществлению субъективных прав и обязанностей, у каждого данного правоотношения окажется одновременно несколько различных объектов. Объектом правоотношения, предметом обязанностей и прав его участников может быть только такое действие или бездействие, которое имело место до возникновения правоотношения. Приведенный пример таких действий, подтверждает этот вывод: гражданин закурил там, где курение запрещено (например, у особо охраняемого от огня объекта). Между гражданином и милиционером (или дружинником), а затем между гражданином и административной комиссией возникают административно-правовые отношения. Их объектом являются также неправомерные действия гражданина. Во всех правоотношениях, порожденных правонарушениями, их объектами являются запрещенные государством действия или бездействие обязанных лиц. Сказанное подтверждает, что объектами правовых отношений могут быть те действия, которые совершены (и те бездействия, которые допущены) до возникновения правоотношений и с которыми государство связывает те или иные юридические последствия. Под объектом правоотношений в области охраны здоровья следует понимать те реальные материальные и духовные блага, на достижение которых направлена реализация прав и обязанностей субъектов права на охрану здоровья. Сложность названных правоотношений предопределяет ух сложный объект. В общем виде объектами этих правоотношений являются жизнь и здоровье человека, процесс оказания медицинской помощи и др.

9. Сформулированное диссертантом определение: юридический факт в сфере охраны здоровья (в т.ч. оказания медицинской помощи) — это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений в сфере охраны здоровья народа. Рассматривая обращение гражданина в лечебно-профилактическое учреждение за медицинской помощью в качестве юридического факта, диссертант отмечает, что явление осознанного или опосредованного обращения пациента в лечебное учреждение является частным проявлением юридического факта (события и действия). Следовательно, иные правоотношения в виде юридического факта соотносятся по отношению к исследуемым как общее и частное. В сфере охраны здоровья народа существуют также юридические презумпции, которые, сами, не являясь юридическими фактами, могут порождать правовые отношения. В административном праве к числу юридических фактов, вызывающих движение административно-правовых отношений, относятся события — обстоятельства, не зависящие как юридические факты от воли людей. Вместе с тем полное отрицание волевого происхождения применимо не ко всем событиям. Многие события в своем зарождении могут зависеть от воли человека (рождение, смерть человека, пожар и т. д.). Поэтому различие между событиями и действиями состоит не столько в источнике их происхождения, сколько в характере процесса-. события в своем процессе не носят волевого характера независимо от причин их возникновения, тогда как действия являются волевыми как по своему происхождению, так и по своему процессу. Так, для возникновения административно-правовых отношений по реализации гражданином своего права на охрану здоровья в соответствии со ст. 9 ФЗ от 30.03.95 г. № 38-Ф3 «О предупреждении распространения в РФ заболеваний, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция)» № 38-Ф3 от 30 марта 1954 г. (с изм. и доп. от 9 января 1997 г.) обязательному медицинскому освидетельствованию подлежат доноры крови, биологических жидкостей, органов и тканей. Помимо этого лица, не выполняющие данные требования, не допускаются руководителем соответствующего медицинского учреждения к выполнению донорских функций. Необходим факт допуска. Помимо юридических действий и событий, основаниями возникновения и динамики административно-правовых отношений выступают состояния. Вопрос о состоянии как о юридическом факте является дискуссионным. Состояния выделяют в самостоятельный вид юридических фактов. Полагают также, что юридическим фактом является не состояние само по себе, а его возникновение или прекращение. Состояние как звено в особой классификации юридических фактов, исходя из характера их действия, делят на однократные и длящиеся. Юридические факты-состояния как основания возникновения, изменения и прекращения административно-правовых отношений диссертант предлагает классифицировать по системе признаков личности.

10. Сформулированное положение о том, что специфика законодательства о здравоохранении заключается в том, что практически едва ли не все предметы и явления, а также и правовой акт, регулирующий те или иные общественные отношения, имеет касательство к здоровью человека. Поэтому в составе этой отрасли законодательства присутствуют нормы очень многих отраслей права, и есть все основания считать законодательство о здравоохранении комплексной отраслью законодательства. Диссертант считает, что в настоящее время здравоохранительное право имеет все основания претендовать: быть самостоятельной отраслью права. В этой связи, диссертант предлагает подготовить и разработать специальный Закон об охране жизни народа в РФ, в котором детально отразить особенности охраны жизни детей (будущее безопасности России!).

Теоретическая и практическая ценность работы. Теоретическое значение диссертации заключается в том, что она дополняет имеющиеся в отечественной науке работы по вопросам административно-правовых отношений в целом, глубоким анализом их в области охраны здоровья граждан в РФ, проблем совершенствования и реализации административного законодательства с учетом новых экономических и политических условий. Ее выводы могут быть использованы при изучении и дальнейшей разработке научных проблем административного и здравоохранительного права.

Практическая ценность диссертации состоит в возможности применения ее результатов и рекомендаций при совершенствовании административного законодательства в области охраны здоровья, при подготовке нового кодифицированного и текущего законодательства, а также в целях повышения теоретической подготовки юристов и медицинских работников органов государства. Основные положения исследования могут использоваться в учебном процессе медицинских, юридических вузов и юридических факультетов университетов при изучении таких дисциплин, как теория государства и права, конституционное право, административное право, муниципальное право и спецкурсов по ним.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертации представлены в научных публикациях автора, а также в выступлениях на научных конференциях — г. Екатеринбурге, г. Челябинске.

Материалы научного исследования апробировались при проведении опроса среди работников учреждений здравоохранения и населения в.

Свердловской области, г. Екатеринбурге, г. Верхняя Пышма и Республике Башкортостан.

Диссертация была обсуждена на заседании кафедры конституционного и административного Южно-Уральского государственного университета.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное диссертационное исследование позволяет сформулировать следующие основные выводы:

1. Изучение истории становления теории административно-правовых отношений в РФ показывает две основные концепции административно-правовых отношений. Исходные положения первой состоят из: 1) отношений, возникающих в процессе государственного управления- 2) имеют в качестве обязательного субъекта орган государственного управления (в т.ч. общественных органов, наделенных государством властными полномочиями) — 3) являются отношениями власти — подчинения и характеризуются юридическим неравенством их сторон. Вторая концепция, поддерживаемая нами, заключается в том, что административно-правовые отношения: 1) возникают в сфере государственного управления- 2) могут иметь место между всеми субъектами административного права в любом их сочетании- 3) делятся по соотношению прав и обязанностей участников на две группы: отношения, в которых одна стороны подчинена другой (отношения власти и подчинения) и отношения, в которых стороны не подчинены друг другу (отношенияравноправия).

2. Анализ основных признаков правоотношений с позиций теории права и науки административного права позволяет объединить административно-правовые отношения в самую многочисленную группу в области охраны здоровья народа, которые представляют собой необходимое условие деятельности всей социальной системы по охране здоровья народа. В этой связи на наш взгляд целесообразнее на законодательном уровне использовать дефиниции «институт охраны здоровья народа», поскольку это соответствует конституционным нормам, определяющим «один источник власти — волю народа и единую конституционную основу». В юридической науке признано, что категория в виде дефиниции «здравоохранение» уже.

1 Козлов Ю. К. Указ. соч. С. 119. понятия «охрана здоровья», также как и соотношение категорий «гражданин» и «народ». Эта группа правоотношений, регулируемых нормами административного права. с участием граждан. Правоотношения в данной сфере с участием граждан регулируются различными отраслями права, что говорит об особенностях отношений, возникающих при реализации правовых норм. Административно-правовые отношения с участием граждан, диссертант предлагает по следующим признакам — в случаях: 1) реализации гражданами прав в области охраны здоровья — 1. Право на медицинскую помощь — медико-санитарную помощь, специализированную медицинскую помощь, медико-социальную помощь и реабилитацию, которая должна обеспечиваться государственной и частной системами здравоохранения- 2. Право граждан на свободный выбор медицинской организации, а также на свободный выбор врача- 3. Право граждан на отказ от лечения и медицинского вмешательства- 4. Право граждан на экологическое, санитарно-эпидемиологическое благополучие и радиационную безопасность- 5. Право граждан на обеспечение лекарственной, протезно-ортопедической помощью- 6. Право граждан, вступающих в брак, на медико-генетическое обследование- 7. Право граждан на санаторно-курортное лечение, пользование услугами организаций оздоровительного профиля- 8. Право граждан на информацию о состоянии своего здоровья и факторах, влияющих на здоровье- 9. Право граждан на возмещение вреда, причиненного их здоровью- 10. Право граждан на получение медицинской, фармацевтической, протезно-ортопедической помощи в зарубежных медицинских организациях- 11. Право матери на охрану здоровья- 12. Право детей на охрану здоровья- 13. Право граждан быть донором крови и ее компонентов- 14. Право граждан быть донором по трансплантации органов и тканей- 15. Право граждан быть донором для искусственного оплодотворения и имплантации эмбриона- 16. Право граждан на обязательное медицинское страхование- 17. Право граждан на добровольное медицинское страхование- 18. Право на охрану и развитие физической культуры и спорта- 19. Право граждан на сохранение в тайне информации, касающейся его здоровьяправо граждан на уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского персонала- 20. Право граждан на проведение по его просьбе консилиума и получение консультаций у других специалистов- 21. Право граждан на облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) вмешательством, всеми доступными способами- 22. Право граждан на допуск к себе законного представителя, в т. ч. адвокатаправо граждан на допуск к себе священнослужителя и отправление религиозных обрядов- 23. Согласие на медицинское вмешательство- 24. Отказ от медицинского вмешательства- 25. Оказание медицинской помощи без согласия граждан1.

Именно такое понимание «право на охрану здоровья» максимально широко и, является, на наш взгляд, наиболее перспективным и должно составлять стержень основных видов административно-правовых, отношений в области охраны здоровья народа в РФ, а также гарантий при законодательном закреплении права на охрану здоровья, что должно найти свое адекватное отражение в законодательстве об охране здоровья народа в РФ (Кодексе об охране здоровья народа РФ), в Кодексе РФ об административных правонарушениях и текущем административном законодательстве.

2) ограничения прав граждан в области здравоохранения- 3) несоблюдения гражданами законодательства о здравоохранении- 4) в практике стационарного лечения больных, представляющих особую С точки зрения А. А. Глашева, З. В. Каменевой речь должна идти «о праве на здоровье», диссертант не может согласиться с введением и использованием в законодательстве данной категории в виде дефиниции (а если нет здоровья уже с рождения или в утробе матери у будущего ребенка?) // См., к примеру: З. В. Каменева. Проблемы реализации и защиты права граоюдан на медицинскую помощь. Автореф. дисс.. соиск. к.ю.н по спец-ти 12.00.03. Белгород, 2004. С. 8. Грамотнее, по нашему мнению, говорить с точки зрения законодателя о «праве граждан на охрану здоровья». эпидемиологическую опасность для окружающих и общества в целом: больной проказой, СПИДом, туберкулезом, венерическими заболеваниями, особо опасными инфекциями (чума, сибирская язва, холера и др.), а также больные наркоманией, алкоголизмом- 5) отношения, возникающие в процессе управления здравоохранением как социальной самоуправляемой системой, между коллективными субъектами административного права. 6) особую группу административных правоотношений в исследуемой сфере составляют правоотношения между органами исполнительной власти. 7) административные правоотношения вертикального типа между Минздравом РФ и организационно несоподчиненными ведомствами, что обусловлено наделением первого надведомственными полномочиями. Но не всегда в правоотношениях между Федеральными ведомствами с участием МЗСР РФ проявляется субординационная направленность последнего. В этом случае формируются административные правоотношения горизонтального типа, где его участники имеют одинаковый правовой уровень, и возникают они при проведении совместных мероприятий.

3. К особенностям формирования административно-правовых отношений в области охраны здоровья народа, на наш взгляд, следует отнести: — проблемные вопросы формирования здравоохранительного права в РФ- - проблемные вопросы совершенствования федерального и текущего законодательства в РФ- - необходимость их более глубокого исследования на основе междисциплинарного и внутриотраслевого подходов. Особенности административно-правовых отношений (в т.ч. в области охраны здоровья народа) обусловлены следующими обстоятельствами: — сферой их возникновения (механизмом функционирования исполнительной власти) — спецификой административно-правового регулирования (императивностью и односторонностью волеизъявления субъектов управления) — содержанием административноправовых норм, т. е. их юридической базой. Важнейшими из особенностей являются: 1) обязанности и права сторон этих отношений всегда связаны с исполнительной и распорядительной деятельностью государства, с государственным и муниципальным управлением- 2) одной из сторон этих отношений всегда выступает субъект административной власти (орган государственного управления, должностное лицо, наделенное государственно-властными полномочиями, общественные объединения) — 3) данные отношения чаще всего возникают по инициативе одной из сторон, в случае нарушения административно-правовой нормы, нарушитель несет р ответственность перед государством- 4) разрешение споров между сторонами, как правило, осуществляется в административном порядке.

4. Нами выдвигается предложение о принятии специального законодательного акта «О государственных контрактах», содержащего общие правовые основы данных договоров и специфические признаки отдельных видов государственных контрактов (в т.ч. для регулирования административно-правовых отношений в области охраны здоровья народа в РФ). В связи с реформированием системы здравоохранения и введением обязательного медицинского страхования (далее — ОМС) произошли существенные изменения в правовой природе тех отношений, которые возникают в связи с оказанием медицинской помощи населению. Считалось, что отношения, складывающиеся между пациентом и производителем медицинской услуги, имеют административно-правовую природу. Ранее в Основах законодательства о здравоохранении 1969 г. преобладали административно-правовые нормы. Эта точка зрения высказывалась сторонниками теории административного договора. В юридической науке отмечалось, что в то время действовало несколько законодательных актов об обеспечении государственных нужд, причем последние разрознены и противоречивытермины, содержание, процедуры, ответственность и другие вопросы заключения и исполнения отдельных видов государственных контрактов значительно различаются между собой, несмотря на сходство предмета регулирования. К особенностям административного договора относят: неравноправное положение участников отношений (отношений власти и подчинения) — регулирование отношений актами органов государственного управленияадминистративную ответственность за неисполнение договорных условийрассмотрение споров (как правило, в административном порядке). Сегодня административно-правовые отношения продолжают играть существенную роль в вопросах управления системой здравоохранения. Они актуальны, в частности, для регулирования отношений между органами управления здравоохранения и ЛПУ, администрацией ЛПУ и сотрудниками. Вместе с тем, актуальность в связи с осуществлением ЛПУ хозяйственно-производственной деятельности приобретают также вопросы гражданско-правового регулирования. Прежде всего, существенную роль в перемещении акцента в область гражданско-правовых отношений, возникающих между ЛПУ и другими субъектами по вопросам оказания медицинской помоши, сыграл процесс становления ОМС, начавшийся в 1991 г. после принятия Закона «О медицинском страховании граждан в РФ». На сегодняшний день в основу правоотношений, возникающих в условиях ОМС, положена система гражданско-правовых договоров, которые заключаются между субъектами медицинского страхования. И в этой сфере, на наш взгляд, превуалирующую роль играет управленческий процесс, вопросы его совершенствования.

5. Юридически некорректным будет называть предоставление платных медицинских услуг коммерческой деятельностью. Термин «хозрасчетная деятельность» часто пытаются использовать в качестве альтернативы понятию «предпринимательская деятельность», имея в виду, что оказание платных услуг медицинскими учреждениями не во всех случаях преследует цель получение прибыли и далеко не всегда является систематическим. Поэтому имеют место попытки ввести в гражданское законодательство понятие «хозрасчетной деятельности», не связанной напрямую с получением прибыли и не облагаемой налогами. Следует согласиться с тем, что термин «предпринимательская деятельность» не совсем точно отражает суть оказания платных услуг в здравоохранении. Тем не менее, в нынешнем гражданском законодательстве термин «хозрасчетная деятельность» вообще не упоминается. Он характеризует экономические отношения, основанные на самоокупаемости, и лишь в этом качестве имеет право на использование. Статья 120 ГК РФ гласит: «Учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично». Таким образом, медицинские учреждения относятся к некоммерческим организациям, не считающим извлечение прибыли основной целью своей деятельности и не распределяющим полученную прибыль между участниками, т. е. учредителями (ст. 50 ГК РФ). Как же тогда это увязывается с предпринимательской деятельностью медицинских учреждений? Ответ на этот вопрос дает та же ст. 50 ГК РФ: «Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям"1. Деятельность некоммерческих организаций, к которым относятся медицинские учреждения, регулируется также Федеральным законом, от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (с изм. и доп. от 26 ноября 1998 г., 8 июля 1999 г., 21 марта, 28 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г.).

6. Нами вносится комплекс предложений по совершенствованию.

1 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 52-ФЗ (в ред. от 21.03.2002)//СЗ РФ. 1994. № 3. Ст. 3301- 1998.№ 34. Ст. 4026- № 9. Ст. 773- 1999.№ 28. Ст. 3471- 2001. №.

17. Ст. 1644- № 21. Ст. 2063; 2002. № 12. Ст. 1093. организационно-правовых основ деятельности ЛПУ и других учреждений здравоохранения. Они касаются уточнения положения о том, что с точки зрения особенностей финансирования оказания медицинской помощи (платно или бесплатно для населения) законодательно не выделяется такого понятия, как «нетрадиционные виды медицинской помощи». Ст. 43 «Основ.» гласит: «В практике здравоохранения используются методы профилактики, диагностики, лечения, медицинские технологии, иммунобиологические препараты и дезинфекционные средства, разрешенные к применению в установленном законом порядке». В связи с этим, не совсем корректным является распространенное мнение о том, что на платной основе оказываются нетрадиционные виды медицинской помощи.

7. На наш взгляд административно-правовые нормы регулируют правоотношения в сфере охраны здоровья народа в следующих случаях: проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятийосуществление медицинской помощи в соответствии с программами обязательного медицинского страхованиямероприятия по профилактике возникновения особо опасных инфекций, проведению карантинных мер и т. п. Гражданско-правовые нормы выходят на первый план при: оказании платных медицинских услугосуществлении мероприятий по программе добровольного медицинского страхованиякомпенсации вреда и возмещении ущерба, причиненного ненадлежащим врачеванием, и др. Нормы трудового права регламентируют общественные отношения в сфере медицинской деятельности в следующих случаях: выполнение медицинским работником правил трудового распорядка лечебного учреждениярегулирование труда отдельных категорий медиков (женщины, студенты, работники отдельных медицинских специальностей). Право социального обеспечения, свойственные ему юридические нормы регламентируют медицинские правоотношения при: определении размера пенсионного обеспечения медицинского работникальготном предоставлении санаторно-курортного лечения, других социальных мероприятиях. Уголовно-правовые нормы выходят на первый план в сфере охраны здоровья при: совершении медиком общественно опасного деяния, предусмотренного Уголовным кодексом РФ: проведении судебно-медицинских и судебно-психиатрических исследований в связи с совершением преступленияосуществлении принудительных мер медицинского характера и др.

Нами предлагается классификация правовых отношений в сфере охраны здоровья: 1) по способу индивидуализации субъектов — общие и конкретные- 2) по степени определенности — абсолютные и относительные- 3) в соответствии с основными функциями права — регулятивные (правоустановительные) и охранительные- 4) в зависимости от характера обязанностей — активными или пассивными- 5) по характеру норм, на основании которых возникают правоотношения — материальными и процессуальными', 6) по количественному составу субъектов — простые и сложныепервичные и вторичные- 7) по отраслевому признаку (то есть по особенностям предмета и метода правового регулирования и интересам: — правоотношения, которые соответствуют какому-либо подразделению правовой системы — первичным, фундаментальным отраслям, и комплексным, вторичным правовым образованиям.

8. Нами сформулировано определение категорий в виде дефиниций: а) административно-правового отношения в сфере охраны здоровья — это возникающая на основе административно-правовых норм связь субъектов права, характеризующаяся наличием у них определенных юридических прав и обязанностей в сфере охраны здоровья народа в РФб) состава административно-правового отношения в сфере охраны здоровья народа — это характеристика правоотношения с точки зрения его внутреннего устройства и взаимосвязи составных элементов: субъектов, объектов и содержания правоотношенияв) субъекта административно-правовых отношений — понимаются лица, участвующие в конкретных отношениях, урегулированных нормами административного права, и являющиеся носителями прав и обязанностей в сфере государственного управления (в т.ч. в сфере управленияздравоохранением) и определение круга субъектов: 1. Граждане РФ- 2. Иностранные граждан, 3. Лица без гражданства и беженцы. Отдельные группы — 4. Семьи- 5. Беременные женщины и матери- 6. Несовершеннолетние- 7. Военнослужащие, подлежащие призыву на военную службу и поступающие на военную службу по контракту- 8. Граждане пожилого возраста- 9. Инвалиды- 10. Граждане при чрезвычайных ситуациях и в экологически неблагополучных районах- 11. Лица, задержанные- 12 Лица, заключенные под стражу- 13 Лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы либо административный арест, на получение медицинской помощи- 14. Пациенты. К примеру, принимая во внимание разноплановость института охраны здоровья, многообразие возникающих общественных отношений, мы классифицируем следующие группы субъектов правоотношений: 1) оказывающие медицинскую помощь', 2) получаюгцие медицинскую помощь- 3) способствующие оказанию медицинской помощи (подразделения обеспечения). Каждая из указанных групп субъектов, в свою очередь, подразделяется на отдельные подгруппы. Например, субъекты, оказывающие медицинскую помощь, могут быть государственными, муниципальными и частными. В то же время субъекты, получающие медицинскую помощь, в зависимости от политико-правовой связи с государством могут быть гражданами России, иностранными гражданами и лицами без гражданства. И, наконец, субъекты, способствующие оказанию медицинской помощи, могут быть представлены подразделениями обеспечения — финансово-экономическими, кадровыми, социальными, юридическими службами учреждений здравоохранения. Данные вспомогательные подразделения также имеют отношение к институту охраны здоровья, поскольку их функционирование направлено на достижение результата медицинской помощи — качественное лечение народаг) определение круга объектов: если призвать в качестве объектов все действия по осуществлению субъективных прав и обязанностей, у каждого данного правоотношения окажется одновременно несколько различных объектов. Объектом правоотношения, предметом обязанностей и прав его участников может быть только такое действие или бездействие, которое имело место до возникновения правоотношения. Приведенный пример таких действий, подтверждает этот вывод: гражданин закурил там, где курение запрещено (например, у особо охраняемого от огня объекта). Между гражданином и милиционером (или дружинником), а затем между гражданином и административной комиссией возникают административно-правовые отношения. Их объектом являются также неправомерные действия гражданина. Во всех правоотношениях, порожденных правонарушениями, их объектами являются запрещенные государством действия или бездействие обязанных лиц. Сказанное позволяет определить: объектами правовых отношений могут быть те действия, которые совершены (и те бездействия, которые допущены) до возникновения правоотношений и с которыми государство связывает те или иные юридические последствия, а также сказать и о том, что имея в виду разнообразные виды правоотношений, их объектами следует считать внешние по отношению к ним предметы, явления, по поводу которых они возникают, с которыми связаны права и обязанности участников правовых отношений. Отсюда следует, что объектами административно-правовых отношений, так же как иных правовых отношений, являются внешние по отношению к ним предметы, явления, по поводу которых они возникают и с которыми связаны права и обязанности их участников.

Под объектом правоотношений в области охраны здоровья следует понимать те реальные материальные и духовные блага, на достижение которых направлена реализация прав и обязанностей субъектов права на охрану здоровья. Сложность названных правоотношений предопределяет их сложный объект. В общем виде объектами этих правоотношений являются жизнь и здоровье человека, процесс оказания медицинской помощи и др.

9. Нами сформулировано определение о том, что юридический факт в сфере охраны здоровья (в т.ч. оказания медицинской помощи) — это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений в сфере охраны здоровья народа. Рассматривая обращение гражданина в лечебно-профилактическое учреждение за медицинской помощью в качестве юридического факта, отметим, что явление осознанного или опосредованного обращения пациента в лечебное учреждение является частным проявлением юридического факта (события и действия). Следовательно, иные правоотношения в виде юридического факта соотносятся по отношению к исследуемым как общее и частное.

В свою очередь, действия могут быть правомерными, последние по своему значению, направленности подразделяются на юридические поступки и юридические (индивидуальные) акты. Нередки ситуации, когда для возникновения, изменения или прекращения правоотношений в области охраны здоровья необходимо сочетание нескольких юридически значимых обстоятельств — фактический состав. Например, если гражданин обращается за медицинской помощью в данное лечебное учреждение, оно должно действительно специализироваться на оказании этого вида медицинской помощи (исключение — оказание неотложной медицинской помощи). В сфере охраны здоровья народа существуют также юридические презумпции, которые, сами не являясь юридическими фактами, могут порождать правовые отношения. В качестве примера диссертант приводит презумпцию добросовестности медицинского работника при выполнении своих профессиональных обязанностей. При этом данная юридическая презумпция тесно связана с обеспечением пациента информацией и знаниями перед принятием решения о согласии на медицинское вмешательство. В административном праве к числу юридических фактов, вызывающих движение административно-правовых отношений, относятся события — обстоятельства, не зависящие как юридические факты от воли людей. События — это явления, не зависящие от воли людей, т. е. стихийные бедствия, эпидемии, эпизоотии и т. д. Вместе с тем полное отрицание волевого происхождения применимо не ко всем событиям. Многие события в своем зарождении могут зависеть от воли человека (рождение, смерть человека, пожар и т. д.). Поэтому различие между событиями и действиями состоит не столько в источнике их происхождения, сколько в характере процесса: события в своем процессе не носят волевого характера независимо от причин их возникновения, тогда как действия являются волевыми как по своему происхождению, так и по своему процессу. Так, для возникновения административно-правовых отношений по реализации гражданином своего права на охрану здоровья в соответствии со ст. 9 ФЗ от 30.03.95 г. № 38-Ф3 «О предупреждении распространения в РФ заболеваний, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция)» № 38-Ф3 от 30 марта 1954 г. (с изм. и доп. от 9 января 1997 г.) обязательному медицинскому освидетельствованию подлежат доноры крови, биологических жидкостей, органов и тканей. Помимо этого лица, не выполняющие данные требования, не допускаются руководителем соответствующего медицинского учреждения к выполнению донорских функций. Необходим факт допуска. Следует также отметить, что юридически значимое событие происходит лишь в тех случаях, когда пересекаются" независимые причинно обусловленные процессы (деятельность человека, развитие природного явления), когда событие обусловливает необходимость определенного поведения людей. Событие является условием возникновения права, но его результатом всегда является действие. События сами по себе не имеют правового значения, если они в той или иной степени не связаны с поведением людей .

К числу таких юридических фактов в административном праве относится срок. К примеру, административное законодательство закрепляет такие положения: «Согласие на медицинское вмешательство в отношении лиц, не достигших возраста 15 лет. дают их законные представители», — именно таким образом в Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487−1 (с изм. от 2 марта 1998 г., 20 декабря 1999 г., 2 декабря 2000 г., 10 января, 27 февраля, 30 июня 2003 г. от 29 июня 2004 № 58-ФЗ, от 22 августа 2004 № 122-ФЗ (ред. 29 декабря 2004), от 1 декабря 2004 № 151-ФЗ, с изм., внесенными Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 № 2288) определен возрастной критерий самостоятельного принятия решений и возникновения правоотношений между пациентом и ЛПУ. Характерно, что по аналогии с согласием на медицинское вмешательство такие же требования законодатель предъявляет и к отказу от лечения, и к предоставлению информации о состоянии здоровья пациента. Именно с этого периода лицо вправе осуществлять определенные административно-правовые отношения соответствующего характера. Законодательство об охране здоровья граждан в РФ закрепляют конкретные сроки и тем самым создают условия, как для возникновения, изменения, так и для прекращения административно-правовых отношений в исследуемой области.

Помимо юридических действий и событий, основаниями возникновения и динамики административно-правовых отношений выступают состояния. Вопрос о состоянии как о юридическом факте является дискуссионным.

Состояния выделяют в самостоятельный вид юридических фактов. Полагают также, что юридическим фактом является не состояние само по себе, а его возникновение или прекращение. Рассматривают состояние как звено в особой классификации юридических фактов, исходя из характера их действия, как однократные и длящиеся. Состояние — часть сложного фактического состава. Юридические факты-состояния как основания возникновения, изменения и прекращения административно-правовых отношений мы предлагаем классифицировать по системе признаков личности: характеризующие общие физиологические признаки личности {пол, возраст, здоровье) — характеризующие общие социальные признаки личности {национальность, гражданство, место жительства) характеризующие семейно-бытовые отношения (брак, наличие детей) — характеризующие трудовую деятельность и способ получения доходов (рабочий, служащий, учащийся, иждивенец) — характеризующие общественно-политическую деятельность {избрание в органы государственной власти и местного самоуправления, членство в общественной организации, присвоение почетных званий) характеризующие отношение к правопорядку {судимость).

10. Специфика законодательства об охране здоровья народа заключается в том, что практически едва ли не все предметы и явления, а также и правовой акт, регулирующий те или иные общественные отношения, имеет касательство к здоровью человека. Поэтому в составе этой отрасли законодательства присутствуют нормы очень многих отраслей права, и есть все основания считать законодательство о здравоохранении комплексной отраслью законодательства. Также мы считаем, что в настоящее время здравоохранительное право имеет все основания претендовать: быть самостоятельной отраслью права. В этой связи мы предлагаем подготовить и разработать специальный Закон об охране жизни, в котором необходимо отразить и особенности охраны жизни детей (будущее безопасности России!).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. 25 декабря.
  2. Жилищный Кодекс РФ // СЗ РФ. 2005. № 1 (часть 1). Ст. 14.
  3. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995. № 223-ФЗ // Российская газета. 1996. 27 января.
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. Ч. 1. // СЗ РФ. 1994. 5 декабря.
  5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ-// Российская газета. 2001. 31 декабря.
  6. Закон Российской Федерации от 6 октября 2003 г. № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.
  7. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. в ред. Федерального закона РФ от 9 января 1996 г. И Собрание законодательства РФ. 1996. № 3. Ст. 140.
  8. Закон РФ от 22 декабря 1992 г. № 4180−1 «О трансплантации органов и (или) тканей человека» (с изм. и доп. от 20 июня 2000 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета
  9. Российской Федерации. 1993. 14 января. № 2. Ст. 62.
  10. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (с изм. и доп. от 28 октября 2002 г.) // СЗ РФ. 1994. № 35. Ст. 3648.
  11. Федеральный закон от 9 января 1996 г. № З-ФЗ «О радиационной безопасности населения» // Российская газета. 1996. 17 января.
  12. Федеральный закон от 23 февраля 1995 г. № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» // СЗ РФ. 1995. 27 февраля. № 9. Ст. 713.
  13. Федеральный закон от 5 июля 1996 г. № 86-ФЗ «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности» (с изм. и доп. от 12 июля 2000 г.) // СЗ РФ. 1996. 8 июля. № 28.Ст. 3348.
  14. Федеральный закон от 8 января 1998 г. № З-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (с изм. и доп. от 25 июля 2002 г., 10 января 2003 г.) // СЗ РФ. 1998. 12 января. № 2. Ст. 219.
  15. Федеральный закон от 22 июня 1998 г. № 86-ФЗ «О лекарственныхсредствах» (с изм. и доп. от 2 января 2000 г., 30 декабря 2001 г., 10 января 2003 г.) // СЗ РФ. 1998. 29 июня. № 26. Ст. 3006.
  16. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с изм. и доп. от 13, 21 марта, 9 декабря 2002 г., 10 января, 27 февраля, 11 марта 2003 г.) // СЗ РФ. 2001. № 33. Ст. 3430.
  17. Федеральный закон от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (с изм. и доп. от 7 августа2000 г., 10 января 2003 г.) // СЗ РФ. 1998. 21 сентября. № 38. Ст. 4736.
  18. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (с изм. и доп. от 30 декабря2001 г., 10 января 2003 г.) // СЗ РФ. 1999. 5 апреля. Ст. 1650-
  19. Федеральный закон от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» // СЗ РФ. 1999. // СЗ РФ. 1999. 3 мая. № 8. Ст. 2222.
  20. Федеральный закон от 25 июля 1998 г. № 128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 9 марта 2001 г., 25 июля 2002 г.) // СЗ РФ. 1998. 3 августа. № 31. Ст. 3806.
  21. Федеральный закон от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (с изм. и доп. от 30 декабря 2001 г., 10 января 2003 г.) // СЗ РФ. 2000. 10 января. № 2. Ст. 150.
  22. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. «Об основах охраны труда в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 29. Ст. 3702.
  23. Федеральный закон от 1 мая 1999 года № 92-ФЗ «О Российскойтрехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» // Российская газета. 1999. 12 мая.
  24. Федеральный закон от 17 июля 1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» // СЗ РФ. 1999. № 29. Ст. 399- 2004. № 35. Ст. 3607.
  25. Кодекс Республики Башкортостан «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // Ведомости Верховного Совета и Правительства Республики Башкортостан. 1995. № 5 (35). Ст. 6−7.
  26. Закон Пермской области «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства» // Бюллетень законодательного Собрания и администрации Пермской области. 1996. № 8 (№ 533−83). Ст. 6.
  27. Закон Саратовской области «О правах пациентов» // Информационный бюллетень Саратовской областной Думы. 1996. № 7. Ст. 16.
  28. Закон Чувашской Республики «Об охране здоровья граждан в Чувашской республике».Ст. 15.(Принят 20.01.94 г.)//Текущий архив Министерства здравоохранения Свердловской области. г. Екатеринбург. 2005.
  29. Закон Кемеровской области «Об охране здоровья населения Кемеровской области». Ст. 7 // Текущий архив Министерства здравоохранения Свердловской области, г. Екатеринбург. 2005.
  30. Закон Ивановской области «О правах и гарантиях создания семьи и охране ее здоровья» // Текущий архив Правительства Свердловской области, г. Екатеринбург. 2005.
  31. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета. 2004. 12 марта.
  32. Указ Президента РФ от 8 мая 1996 г. № 676 «О мерах государственной поддержки лиц, больных сахарным диабетом"//СЗ РФ.1996.13 мая.№ 20.Ст. 2333.
  33. В.И. Медицинское право в вопросах и ответах. М., 2001.
  34. Актуальные вопросы организации обязательного медицинского страхования. М., 2000.
  35. С.С. Теория права. М., 1995.
  36. С.С. Общая теория права: в 2 т. М., 1982. Т. 2.
  37. Александров. Законность и правоотношения в советском обществе. М., 1955.
  38. Д.Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право: Учебник для вузов. М.: Норма, 2004. 768 с.
  39. Д.Н. Административное право. Учебник. Часть общая. М.:1. БЕК, 1993.
  40. Беляков А, Медицина нищает, число чиновников растет / Аргументы, и факты. 1995. № 3.
  41. Бюллетень Санкт-петербургского института обязательного медицинского страхования. Вып. 4. СПб, 1998.
  42. А.А. Медицинское право: Практическое руководство для юристов и медиков. М., 2004. 194 с.
  43. З.С. Правовые вопросы организации и деятельности санитарно-эпидемиологической службы // Советское государство и право. 1991. № 1. С. 66−73.
  44. З.С. Законодательство о здравоохранении: проблемы формирования новой теоретической модели //Государство и право. 1994.№ 2.
  45. Ю.И. Проблемы теории правоотношения. Л.:Изд-во ЛГУ, 1981.
  46. Ю.И. Правовые отношения и осуществление права. Л.:Изд-во ЛГУ, 1987.
  47. С.М. Реализация государственных гарантий жителям Красноярского края на получение качественной медицинской помощи //
  48. Бюллетень Санкт-Петербургского института медицинского страхования. Вып.4. СПб., 1998.
  49. Демографический словарь. М., Сов.энциклопедия. 1985.
  50. А.В. Административные договоры. Автореф. дисс.. канд. юрид. наук. Екатеринбург, 1996. 25 с.
  51. О.С., Шаргордский М. Д. Вопросы теории права. М., Госюриздат, 1961.
  52. О.С. Правоотношение по советскому гражданскому праву. Изд-во ЛГУ, 1949.
  53. В.Б. Юридические факты в советском праве. М., 1984.
  54. С. Д. Очерки теории российского избирательного права.
  55. Владивосток: Изд-во ДвГУ, 1999.
  56. М.В. Финансовое правоотношение. Воронеж, 1997.
  57. Ю.М. Административное право. М., 1968.
  58. Ю.М. Административные правоотношения. М., 1976.
  59. Ю.М. Управление народным хозяйством СССР. Часть вторая. М.,
  60. В. Очерки советского административного права. Госиздат Украины, 1924.
  61. Г. Р., Косолапова Н. В., Никульникова О. В. Основы медицинского права. Курс лекций: Учебное пособие для вузов. М., 2005. 318 с.
  62. А.Н. Муниципальное право как отрасль российского права. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2003. 304 с.
  63. А.Н. Муниципальное право как отрасль российского права. Дисс.. соиск.уч. степ. докт. юрид. наук Екатеринбург, 2003.
  64. Н.В. Правовые основы здравоохранения: Курс лекций. Омск, 2000.
  65. Конституционное право Российской Федерации (под ред. М.И. Кукушкина). Екатеринбург: Изд-во УрГЮА. 1995. 368 с.
  66. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М., 1993. Т.1. 245 с.
  67. Конституции буржуазных государств. М., 1982. 406 с.
  68. Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий / Под ред. акад. Б. Н. Топорнина. М.: Юристъ, 1997.
  69. С.Ф. Правоотношения в социалистическом обществе. М, Изд. АН СССР. 1958.
  70. И. Медицина: куда уходят миллиарды? / Наша марка. 1995. № З.С. 12−26.
  71. М. Чем занят профсоюз? // Журнал «СД». 2004. № 2 3.
  72. А.В. Правовое положение человека в системе обязательного медицинского страхования / Научно-аналитический журнал «Новая правовая мысль». 2002. № 1. С. 43 47.
  73. В.О. Конституционные нормы и правоотношения. М., 1997.
  74. Ю.П. Правовые основы контрольно-надзорной деятельности органов внутренних дел в сфере дорожного движения. Автореф.. уч. степ, канд. юрид. наук. Екатеринбург, 1999. 19 с.
  75. В.И. Административно-правовые проблемы управления обеспечением безопасности дорожного движения. Автореф.. уч. степ. докт. юрид. наук. Екатеринбург, 1997. 30 с.
  76. В.М. Советское административное право. Курс лекций. Вып. 1. Часть Общая. Саратов 1968.
  77. М.Н. Человек и медицина в современном праве. М., 1995.260 с.
  78. Малеина М.Н.О праве на жизнь //Советское государство право. 1992.№ 2.
  79. Н.С. Возмещение вреда, причиненного личности. М., 1965.
  80. Н.С. Возмещение вреда, причиненного личности. Л., 1972.
  81. Н.С. О врачебной тайне // Советское государство и право. 1984. N 8. С.83−85.
  82. Н.С. Гражданский закон и права личности в СССР. М., Юрид. лит-ра. 1981.
  83. Н.С. Правовые проблемы трансплантологии // Советская юстиция. 1977. N 20. С.26−28.
  84. В.Ф. Обязательства по возмещению вреда. Харьков, 1969.
  85. МаксимовскийВ.И. Управление социальным обеспечением. М., 1974.
  86. М.Н. Организационно-правовые вопросы перестройки здравоохранения // Советское государство и право. 1989. N 5. С.27−31.
  87. М.Н. Правовое регулирование отношений между гражданамии лечебно-профилактическими учреждениями (Гражданско-правовой аспект). Дисс.. канд.юрид.наук. М., 1985.
  88. А.В. Субъекты советского права. М., Госюриздат, 1962.
  89. Методика проведения социологического исследования
  90. Цель социологического исследования получение статистических данных, касающихся проблем в деятельности и практики применения работниками системы здравоохранения медицинского законодательства. и предложений по его совершенствованию.
  91. План социологического исследования — проведение статистического опроса методом анкетирования, принимая каждого опрошенного за эксперта.
  92. Процесс исследования заполнение анкет с заранее подготовленными вариантами ответов работниками различных подразделений системы здравоохранения и населения.
  93. Исследуемая совокупность — работники системы здравоохранения различного возраста, должностного положения и образования:
  94. А) Количество работников ОАО «Учалинский горно-обогатительный комбинат» всего 9,8 тыс. человек (вместе с филиалами).
  95. Б) Количество жителей в городах — г. Екатеринбург — 1500 тыс. чел.- г. Верхняя Пышма 64 тыс. чел.- г. Учалы — 43 тыс. чел.
  96. См., напр.: Как провести социологическое исследование? Под. ред. M.K. Горшкова, Ф. Э. Шереги. M., 1985-п/п Наименование учреждения Место нахождения Руководитель Кол-во мед. работников
  97. Медицинское учреждение ООО «Городская больница № 41» 620 102 г. Екатеринбург, ул. Начдива Васильева, 25. Директор Суслов С. А. 130
  98. МУ «Городская больница № 36 (травматология) г. Екатеринбург, ул. Центральная, 2 Гл. врач Лукин С. Ю. 80
  99. МУ «Городская больница № 40» г. Екатеринбург, ул. Волгоградская, 189 Гл. врач докт. мед. Наук Бадаев Ф. И. 300
  100. ООО СМК «Урал-Рецепт» г. Екатеринбург, ул. Белинского, 34 Ген. Директор Махмудов Ш. Х. 50 (два врача)
  101. МУ «Учалинская ЦГБ» 453 700, РБ, г. Учалы, ул. Муртазина, 27 Гл. врач Каримов А. Л. 124
  102. МУЗ «в Пышминская ЦГБ» 624 091, Свердловская область, г. Верхняя Пышма, ул. Чайковского, 32 Гл. врач Бубнова Е. М. 80
  103. Место проведения исследования лечебно-профилактические учреждения', а
  104. В.А., Суслов ЮА. Конкретно-социологические исследования в области права. Л., 1981 и др. также страховая компания и население Свердловской области, г. Екатеринбурга, г. Верхняя Пышма, г. Учалы Республики Башкортостан РФ (приложение № 2).
  105. Модель исследования — наличие анкеты состоящей из 10 вопросов, из них в 2 вопросах 4 варианта ответа, в 2 вопросах 6 вариантов ответа, в 2 вопросах 8 вариантов ответа, в 1 вопросе 7 вариантов ответа, в 3 вопросах 2 вариантов ответа.
  106. Тип модели — метод экспертных оценок в социологическом исследовании, при котором каждый опрошенный принимается за эксперта. Модель допускает дополнение исследуемой совокупности нарастающим итогом.
  107. Основные выводы результаты исследования сведены и предложены в виде таблицы (приложение № 3).
  108. Социологическое исследование путем анкетирования работников учреждений здравоохранения проводилось по следующим вопросам:
  109. Поставит ли страховая медицина в центр внимания человека?11. Да-12. Нет.
  110. Считаете ли Вы введение страховой медицины оправданным в Российской Федерации?31. Да-32. Нет-33. Поэтапно-34. Повсеместно.
  111. Готово ли ваше лечебно-профилактическое учреждение к работе в условиях медицинского страхования?41. Да, готово-42. Нет, не готово-43. Частично готово.
  112. Причины отсутствие поддержки государства:44. Экономического-45. Правового-46. Организационного-
  113. Профессионального (подготовка кадров) характера.
  114. Ваше отношение к проблемам финансирования здравоохранения ввверенном вам ЛПУ?
  115. Отрицательное в связи с существованием рыночных механизмов- в связи ¦ «61.1. С высокой стоимостью медицинских услуг (в т.ч. не имеют страхового полиса)-61.2. Отсутствием контроля за качеством медицинского обслуживания.
  116. Положительное- в том числе, в связи62.1. С высоким качеством медицинского обслуживания-62.2. Свободным выбором пациентом врача.
  117. Ваше отношение к страховой медицине за счет страховых взносов в условиях механизма общественного перераспределения:
  118. Каков перечень проблем, волнующих Вас в первую очередь? (практических работников учреждений здравоохранения в г. Верхняя Пышма, и населения в г. Учалы Республики Башкортостан ОАО «Учалинский горно-обогатительный комбинат»):
  119. Варианты ответов в % к числуопрошенных91. Рост преступности
  120. Загрязнение окружающей среды93. Падение жизненного уровня94. Растущая безработица95. Слабость городской власти
  121. Трудности с обеспечением медицинского обслуживания97. Отсутствие жилья
  122. Проблемы личного характера
  123. Ваше отношение к действующему законодательству в области охраны здоровья народа?101. Положительно-102. Отрицательно.
Заполнить форму текущей работой