Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Таможенное право как формирующаяся юридическая наука: По материалам России и Беларуси

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Это, как нам думается, важное исследование. Однако им, как мы понимаем, не исчерпывается вся проблематика исследования формирующейся науки таможенного права. Эта отрасль юридических знаний не стоит на месте, она живет и в России, и в Беларуси, бурно развивается и сегодня уже, базируясь на проведенных исследованиях, можно говорить и о других ее актуальных проблемах. К их числу можно было бы… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Понятие и характеристика таможенного права как формирующейся юридической науки
    • 1. Понятие и сущность предмета таможенного права
    • 2. Методы и принципы таможенного права
    • 3. Система таможенного законодательства и права: современное состояние и развитие '
  • Глава 2. Характеристика таможенно-правовых отношений. Нормы таможенного права: толкование, применение и действие
    • 1. Характеристика таможенно-правовых отношений
    • 2. Нормы таможенного права: толкование, применение и действие

Таможенное право как формирующаяся юридическая наука: По материалам России и Беларуси (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В, последние годы таможенные органы Российской Федерации и Республики Беларусь большое внимание уделяют единым подходам к определению и осуществлению таможенной политики в контексте формирования российско-белорусского государства и повышения эффективности правового регулирования экономических отношений. Это и понятно, поскольку таможенная политика как таковая является важнейшим компонентом внутренней и внешней политики двух государств. Она направлена на наиболее эффективное использование всего потенциала права, таможенного регулирования и контроля за товарооборотом на территориях России и Беларуси, а также на участие в реализации задач по защите внутренних рынков и стимулирование развития экономик двух стран.

В этом смысле таможенные органы Российской Федерации и Республики Беларусь выступают в качестве исполнительных органов своих государств, и они способствуют осуществлению таможенной политики своих стран. Это важно иметь в виду не только в научном аспекте, обсуждая и разрабатывая различные теоретические проблемы таможенного права как формирующейся юридической науки, но и руководствоваться этим выводом в практической деятельности таможенных органов, поскольку таможенная политика — часть государственной и правовой политики всех государств мира, в том числе стран СНГ, России и Беларуси.

Необходимо отметить, что с созданием отраслевых таможенных органов.

СНГ, а также Таможенного союза и иных экономических структур таможенные службы указанных стран участвуют в повседневной таможенно-правовой деятельности. Однако без преувеличения можно сказать, что наибольший прогресс в развитии таможенного взаимодействия среди государств СНГ достигнут между таможенными службами России и Беларуси. Толчком этому стало подписание 6-го января 1995 года Соглашения о Таможенном союзе между Республикой Беларусь и Российской Федерацией, а в результате заключения 21 февраля 1995 года Соглашения о единстве управления 3 таможенными органами при таможенной службе Республики Беларусь создано представительство Таможенной службы Российской Федерации.

В целях руководства таможенным делом в союзном российско-белорусском государстве образован Таможенный комитет, являющийся его отраслевым органом, проводящим унификацию таможенного законодательства в рамках компетенции таможенных органов и в пределах, отнесенных к ведению указанного союзного государства.

В течение 2000;2001 годов в рамках Таможенного комитета Союзного государства рассмотрены десятки вопросов, по которым приняты соответствующие решения, касающиеся, в частности, унификации таможенных правил и процедур, Программы первоочередного развития таможенной инфраструктуры пограничных пунктов таможенного оформления (пунктов пропуска) на территории Республики Беларусь и создания Единой автоматизированной системы. При этом таможенные органы двух стран уделяют большое внимание проблемам доставки товаров, валютного контроля, борьбы с таможенными правонарушениями, развития кинологической службы Таможенных комитетов, а также современным аспектам формирования единой информационной базы данных о транспортных средствах, применения международных правил по временному ввозу, присоединения к Киотской конвенции и т. д. Даже этот неполный перечень проблем свидетельствует о напряженной работе и важности рассматриваемых вопросов на различных уровнях взаимодействия таможенников России и Беларуси. В этой связи разворачивается также и научное сотрудничество ученых двух стран, которое призвано обеспечить выполнение международных обязательств Российской Федерации и Республики Беларусь в области правового регулирования таможенных отношений.

В последние годы опубликовано немало работ российских и белорусских ученых и практиков по различным аспектам таможенного права, таможенного дела и правового регулирования деятельности таможенных органов. Среди них можно назвать работы российских ученых Б. Н. Габричидзе, А. Ф. Ноздрачева, А. Н. Козырина, Ю. Ф. Азарова, Л. А. Лозбенко, Н. М. Блинова, М. В. Степаненко, С. И. Истомина, Ю. А. Воробьева, В. Г. Драганова, В. М. Дедяева, А. Н. Мячина, Ю. Г. Кисловского, А. Н. Яцушко и публикации белорусских авторов Д. А. Колбасина, A.B. Витушко, В. Г. Тихини, А. Ф. Вишневского, A.A. Головко, Г. А. Василевича, В. В. Макаревича, А. Ф. Шпилевского, В. В. Шостака, A.A. Постниковой, Е. А. Достанко и других.

Однако отдельных монографических исследований проблем таможенного права как самостоятельной юридической науки мало. В опубликованных книгах, учебниках, учебных пособиях и защищенных диссертациях в рамках курса таможенного права основное внимание уделяется таможенному праву как отрасли российского или белорусского права, а также правовому регулированию различных аспектов деятельности таможенных служб двух стран. Характеризуется система таможенного законодательства и его применение на практике1.

В то же время в литературе по таможенному праву слабо разработана проблема предмета, методов и системы таможенного права как формирующейся юридической науки, а также теоретические аспекты таможенных правоотношений, толкования, применения и действия норм таможенного права. До сих пор в монографическом плане не проводилось сравнительное исследование проблем науки таможенного права России и Беларуси.

В условиях осуществляемого объединения России и Беларуси и в рамках формирования российско-белорусского государства необходим в известной мере и новый взгляд в границах науки таможенного права на состояние и.

1 См.: Российское таможенное право (под ред. Б.Н. Габричидзе). М.: Норма. 1997. Таможенное право. Учебник (отв. ред. А.Ф. Ноздрачев). М. 1998. Таможенное право (под ред. В. Г. Драганова, М.М. Рассолова). Т. 1. М.: Экономика. 1999. Таможенное право. Общая и особенная части, (под ред. В. Г. Драганова, М.М. Рассолова). М.: «Закон и право». 2001. Козырин А. Н. Таможенное право России. Общая часть. М.: Спарк, 1995. Козырин А. Н. Комментарий к закону Российской Федерации «О таможенном тарифе». М.: Легат, 1997. Витушко В. А. Государственное гражданско-правовое регулирование рынка. Минск: ВГЭЛ, 1996. Постникова A.A., Сухаркова А. И. Административное право Республики Беларусь. Могилев, 1999. Колбасин Д. А. Гражданское право Республики Беларусь. Общая часть. Минск. 2000. Макаревич В. В. Интервью. Граница: пересечение интересов и проблем // Республика. 31.03.2001. Мячин А. Н. Разработка новой редакции Таможенного кодекса Российской Федерации: проблемы и особенности // Таможенное право. Общая часть. Т. 1. М.: Экономика. 1999. Печерский В. Новый кодекс российской таможни. // Хозяйство и право. 1994. № 8. Цыкунов И. Контроль за поступлением перспективы развития правового регулирования таможенного оформления товаров и транспортных средств, правовых аспектов взимания таможенных платежей, а также правового регулирования таможенного и валютного контроля и проблем юридической ответственности в сфере таможенной деятельности. Все это и характеризует актуальность темы предпринятого исследования.

Настоящая работа нацелена прежде всего на сравнительное, взаимосвязанное исследование теоретических и прикладных проблем таможенного права как формирующейся юридической науки (по материалам России и Беларуси) в условиях осуществляемой в российском и белорусском обществе реформы, объединения двух государств, перевода юридической науки и таможенной практики в качественно новое состояние.

Задачи исследования. Автором были поставлены следующие задачи:

— исследовать понятие и сущность предмета таможенного права по материалам России и Беларуси;

— охарактеризовать методы и принципы этой новой отрасли юридических знаний;

— исследовать систему таможенного законодательства и права России и Беларуси, их современное состояние и развитие;

— рассмотреть таможенно-правовые отношения, складывающиеся на современном этапе;

— осветить проблему норм таможенного права: их толкование, применение и действие.

Методологическую основу работы составляют положения современной научной методологии, новейшие средства и методы теории государства и права, административного, финансового, налогового и других отраслей права. Углубленное сравнительное исследование законов и иных нормативных актов в области таможенного дела России и Беларуси проводилось с использованием методов конкретных социологических исследований, логического, денежных средств автоматизирован // Таможенный вестник (для Белоруссии и России). № 9. 1997. Шостак В. П. Усовершенствование таможенного законодательства. //Таможенный вестник (для Белоруссии и России). № 10. 2000. статистического и контент-анализа. В работе над темой автор опирался на результаты исследований отечественных и зарубежных ученых и практиков в рассматриваемой и смежных областях знаний. Важнейшей методологической предпосылкой исследования явился системный подход к проблемам формирующейся науки таможенного права. Он позволил на базе сравнительного анализа публикаций и практики деятельности таможенных органов двух стран показать наличие специфики, предмета, методов и принципов таможенного права в системе юридических наук, исследовать современное состояние и перспективы развития таможенного законодательства и права России и Беларуси, акцентировать внимание на особенностях таможенно-правовых отношений и норм таможенного права в механизме правового общества.

В решении задач настоящего исследования автор широко опирался на значительный нормативно-правовой и практический материал, полученный при изучении и обобщении опыта работы администраций президентов, парламентов, правительств, государственных таможенных комитетов России и Беларуси. При этом автор использовал и собственный опыт работы, в качестве инспектора и начальника поста Витебской таможни.

Новизну предпринятого исследования характеризуют следующие положения:

— развиты имеющиеся в российской и белорусской литературе представление о понятии и сущности таможенного права как формирующейся юридической науки. Отмечая, что до настоящего времени среди российских и белорусских ученых-юристов и практиков нет единого подхода к определению предмета таможенного права, автор с системных позиций анализирует эти подходы и доказывает, что таможенное право — это самостоятельная отраслевая юридическая наука в системе правоведения и дает собственное определение ее предмета, в который вкладывает совокупность норм права, регулирующих таможенные отношения в обществе и содержащих положения, касающиеся различных аспектов таможенного дела. Одновременно сущность таможенного права рассматривается через призму специфической таможенной деятельности (работы таможенных органов, их сотрудников);

— дано новое определение таможенной деятельности, которая, как показано на сравнительном исследовании работы таможенных органов двух стран, направлена на обеспечение реальных условий для развития и защиты всех форм собственности на товары, транспортные средства, создание и совершенствование форм и методов работы сотрудников таможенных систем России и Беларусина дальнейшее совершенствование таможенного законодательства двух государств и предупреждение преступлений и других негативных явлений в таможенной сфере двух стран;

— на сравнительном материале проанализирован широкий круг методов таможенного права как новой юридической науки. Доказано, что методы современного таможенного права — это примеры-, способы и средства изучения норм таможенного права, таможенно-правовых явлений и процессов. Они подразделяются на общие, распространяемые на многие юридические науки и все направления самого таможенного права, и частные, используемые для изучения разносторонних аспектов и сторон таможенного законодательства и таможенного права в целом. В этой связи рассмотрены исторический метод, сравнительный метод, системный подход, системный анализ, делегирующий метод, рекомендательный метод, ограничительно-запретительный метод и другие. Среди принципов таможенного права, характеризующих его исходные, определяющие идеи и положения, названы принципы верховенства Конституций двух стран в таможенной сфере, законности, приоритетности интересов государства в таможенном праве, единства системы таможенной службы и центра управления её деятельностью, соблюдения прав человека и другие;

— в ходе сравнительного анализа законодательных и иных актов дано новое определение системы таможенного законодательства, которое, по мнению автора, приемлемо для двух стран. В этом случае речь идёт о всеохватывающей системной совокупности норм таможенного права, из.

I/ которых состоит этот вид законодательства, а также регулирование с помощью указных норм права таможенно-правовых явлений и процессов в российском и белорусском обществе. Одновременно выявлены и серьёзные недостатки в организации и функционировании системы таможенного законодательства, и, в частности, излишняя громоздкость и запутанность этой системы, противоречивость нормативных актов, регулирующих вопросы таможенного дела, пробелы в содержании норм и т. д. Поддержана идея о скорейшем принятии новой редакции Таможенного кодекса Российской Федерации, а также готовящиеся в этой связи положительные изменения в системе российского таможенного законодательства в целом. В этом свете предлагается разработать новую концепцию системы таможенного законодательства Республики Беларусь и, по примеру России, подготовить и принять новую редакцию Таможенного кодекса Республики. Автор предлагает структуру Таможенного кодекса Республики Беларусь и характеризует содержание каждого его раздела;

— в работе, исходя из сравнительного исследования норм и институтов таможенного права, предлагается общая система таможенного права, состоящая из общей и особенной частей. В общую часть включаются совокупности норм таможенного права, регулирующих однородные таможенные отношенияа в особенную часть — совокупности институтов таможенного права, связь между которыми объективно обусловлена существом таможенного права;

— охарактеризованы таможенные правоотношения как отношения между разнообразными субъектами таможенного права, в которых последние участвуют как носители прав и обязанностей, установленных нормами таможенного права. Приводится авторская классификация таможенных правоотношений, среди которых выделяются отношения, выражающие формулу таможенного воздействия «субъект-объект», субординационные и координационные таможенные отношения, вертикальные и горизонтальные таможенные правоотношения и др. Даётся характеристика структуры таможенного правоотношения, применительно к деятельности таможенных органов России и Беларуси;

— с точки требований науки таможенного права исследованы нормы таможенного права, их элементы и виды. Рассмотрены официальное, научное, системное, логическое и другие способы толкования данных норм, а также условия и порядок их применения в практической работе таможенных органов других стран. Предложены пути совершенствования правоприменительной деятельности таможенных органов России и Беларуси в рамках целевой программы развития таможенной службы Республики на 2002;2005 годы и программы действий двух стран по реализации Договора о создании союзного государства России и Беларуси.

Практическая значимость исследования заключается прежде всего в том, что оно имеет научно-познавательное значение и расширяет теоретико-правовые представления о таможенном праве как о новой юридической науке.

Разработанные автором теоретические положения, практические выводы и предложения могут быть использованы в практической деятельности таможенных органов России и Беларуси, и в частности, в деле совершенствования системы таможенного законодательства и правоприменительной работе таможенных органов двух государств. Они могут также найти своё применение при разработке учебных программ и проведении в вузах занятий по таможенному праву со студентами юридических вузов, на курсах повышения квалификации работников таможенных органов. Основные положения, содержащиеся в работе, были использованы автором в практической работе на Витебской таможне.

Апробация проведённого исследования. Теоретические и прикладные исследования проблем таможенного права как формирующейся юридической науки нашли применение:

— при участии автора в подготовке главы 1 «Таможенное право как отрасль российского права» и главы 2 «Таможенные правоотношения и нормы таможенного права» курса лекций «Таможенное право» (в двух томах). М.

Экономика, 1999 г.;

— в написании в соавторстве аналогичных глав учебного пособия «Таможенное право». М. «Закон и право». 2001 г. Этот курс лекций и учебное пособие используется в России и Беларуси в ходе преподавания курсов таможенного права и таможенного дела;

— при участии автора в проведении сопоставительного анализа национальных таможенных кодексов России и Беларуси на соответствие Основам таможенного законодательства государств-участников СНГ (при подготовке указанного выше учебного пособия по таможенному праву);

— в написании автором учебного пособия «Таможенное право как формирующаяся юридическая наука» в рамках плана научных исследований, проводимых в Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации.

Заключение

.

Таким образом, выше мы рассмотрели комплекс актуальных проблем, которые на сегодняшний день по сути составляют основу, а точнее сердцевину новой формирующейся юридической науки — науки таможенного права. И эту основу, или сердцевину, как видно из сравнительного комплексного анализа научной литературы и практики таможенных органов Российской Федерации и Республики Беларусь, ныне составляет понятие и сущность предмета таможенного права, его исходные методы и принципы, система таможенного законодательства и права, а также таможенно-правовые отношения, толкование, применение и действие норм таможенного права во времени, пространстве и по кругу лиц. Исходя из современного состояния отрасли таможенного права и практики обозначен круг проблем, которые в настоящее время стоят перед учеными и практиками, занимающегося проблематикой таможенного дела и права.

Это, как нам думается, важное исследование. Однако им, как мы понимаем, не исчерпывается вся проблематика исследования формирующейся науки таможенного права. Эта отрасль юридических знаний не стоит на месте, она живет и в России, и в Беларуси, бурно развивается и сегодня уже, базируясь на проведенных исследованиях, можно говорить и о других ее актуальных проблемах. К их числу можно было бы отнести более углубленное изучение истории возникновения предмета и объектов таможенного права как составной части системы социального регулированияхарактеристику таможенного права как объективного и субъективного явленияисследование функций таможенного праваизучение последнего в соотношении с административным, гражданским и финансовымхарактеристику механизма таможенного правового регулированияанализ таможенно-правовых отношений как системыисследование функций таможенного права в связи с совершенствованием управления внешнеэкономической деятельности. И очень интересен был бы в этом контексте сравнительный анализ по материалам Российской Федерации и Республики Беларусь.

Однако, не менее важными являются сегодня также выделение и характеристика практических проблем таможенного права других стран, которые рельефно очертились в процессе проведенного выше исследования. Число этих проблем, как видно, достаточно велико. Но в настоящее время хотелось бы кратко остановиться на двух — на роли и значении новой редакции Таможенного кодекса Российской Федерации для развития таможенного дела России и науки таможенного праваи на задачах таможенных органов Республики Беларусь в свете сегодняшнего состояния экономики и науки таможенного права Республики.

Что касается первой проблемы, то здесь необходимо отметить следующее.

Известно, что в Государственную Думу России поступил, можно сказать, отшлифованный проект. Над его поправками напряженно работали в течение двух лет с ориентиром на общепризнанные нормы международного права и требования современной практики. За основу была взята Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур, одобренная в новой версии Всемирной таможенной организации в 1999 года.

До внесения проекта в Правительство поправки, а их было так много, что теперь можно говорить о новой редакции ТК РФ, были согласованы с 18 федеральными министерствами и ведомствами, а также с 14 ведущими ассоциациями деловых кругов.

Известно, что очень долго не могли прийти к консенсусу Государственный таможенный комитет и Минэкономразвития Россииключевые ведомства в работе над проектом. Точку в споре поставило Правительство. На своем заседании 13 ноября члены Кабинета министров рассмотрели проект и согласились с доводами Таможенного комитета.

Кроме всех согласований внутри страны, проект прошел международную экспертизу и получил положительную оценку Всемирной таможенной организации, Европейской комиссии, Международного союза автомобильных перевозчиков, Консультативного совета по иностранным инвестициям в России.

Сегодня сами специалисты признают справедливость жалоб на действующее таможенное законодательство. Запутаться в нем немудрено — в обороте находится 2288 нормативных актов ГТК России. Думается, что при таком правовом регулировании сложно работать, поэтому необходимо перейти к прямому правовому регулированию наших правоотношений Таможенным кодексом, который должен быть предельно безотсылочным.

По нашему мнению, принятие Кодекса реально облегчит условия торговли. Например, в ныне действующем Таможенном кодексе Российской Федерации срок оформления грузовой таможенной декларации допускает десять дней, в будущем Кодексе он не может быть более трех дней. Исходя только из этого, прохождение товаров через таможню ускорится как минимум в три раза.

Упрощение и ускорение прохождения таможенных формальностей произойдет за счет предварительного документального оформления груза, то есть до его фактического прибытия. А основные проверочные мероприятия — после выпуска товаров. Импортеры перестанут нести издержки, связанные с хранением груза на складе.

Новый Таможенный кодекс позволит максимально широко использовать информационные технологии. Например, данные для таможенных целей можно будет передавать электронным способом.

В России уже принят закон об электронном праве подписи, об унификации электронных документов, об их юридической силе. В этой связи мы считаем, как только эти законы заработают в полную силу и электронный документ будет иметь истинную юридическую силу, в том числе и для суда, можно будет в таможенной технологии заменить бумагооборот на оборот электронный. И это существенно ускорит и упростит процедуру оформления.

Кодекс позволит применять дифференцированный подход установления технологий контроля к различным лицам. В зависимости от их степени «прозрачности» будет решаться вопрос: производить ли таможенный контроль, удерживая груз на таможенном терминале, проверяя все документы, или осуществлять проверку после выпуска по собственным документам учета, отчетности, коммерческих операций участника внешнеэкономической деятельности (ВЭД)? Принцип степени доверия — не отечественное изобретение, он взят из Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур.

Дифференцированный подход не означает, что будут ущемлены чьи-то права. Упрощенные технологии оформления и контроля позволят только выиграть время. Они не влияют на снижение налогового бремени. Таможенные пошлины и налоги всем участникам ВЭД придется платить по единым ставкам и в одних размерах.

Сегодня Государственный таможенный комитет Российской Федерации на законных основаниях устанавливает правила игры практически во всех областях, кроме определения ставок таможенных пошлин и налогов. Он определяет, по какому курсу иностранной валюты платить, на какое время считать, когда и куда платить и т. д. За таможней также закреплены полномочия по правовому регулированию применения таможенных режимов. Например, определение перечня товаров, запрещенных к помещению на таможенный склад, входит сегодня в компетенцию ГТК. «Таможенный комитет, по сути, занимается экономическим регулированием в этой области, а это не дело ведомства. Экономические правила должны быть стабильны, они устанавливаются либо непосредственно законом, либо их может корректировать правительство в зависимости от оперативной обстановки. Поэтому новая редакция Таможенного кодекса такие завышенные полномочия ведомства отвергает».

За Государственным таможенным комитетом Российской Федерации останется управление в сфере таможенного дела с точки зрения обеспечения соблюдения законодательных процедур. То есть ГТК России будет устанавливать технологии оформления, дифференцированный подход, определять правила заполнения таможенных деклараций или устанавливать формы документов для таможенных целей — то, чем занимается таможенная служба в других странах мира.

Таможенный комитет по-прежнему будет издавать нормативные акты, но их сфера применения значительно сузится, она ограничится исключительно технологическими вопросами.

Новый Таможенный кодекс поставит высокие барьеры чиновничьему произволу. В нем четко прописано, что дозволено таможне сделать в конкретном случае, например, может ли она задержать товар или обязана выпустить, но запросить дополнительно документы. Определено так же, какие сроки даются участнику внешнеэкономической деятельности, чтобы оспорить действие таможни еще до того, как таможня реально нанесет ущерб бизнесу.

Эти и другие механизмы для каждой процедуры одобрены и согласованы с представителями бизнеса. Сейчас важно только решать обозначенные проблемы.

Что касается в этом свете белорусских проблем таможенно-правового регулирования, то здесь важно отметить следующее. В Беларуси, как уже отмечалось выше, необходимо обновление Таможенного кодекса и других правовых актов в области таможенного права. Однако здесь важно также и осуществить до этого перемены в деятельности самих таможенных органов, обновить их работу в условиях перехода к рыночной экономике.

Необходимо подчеркнуть, что в этом году белорусские ученые, таможенники и специалисты очень скрупулёзно и тщательно анализировали острые проблемы, поводя «прямую линию» с участием бывшего руководства ГТК. Пожалуй больше всего претензий граждане высказывали в отношении сложных и громоздких процедур таможенного оформления и контроля. Сопоставление белорусских таможенных пунктов и тех, которые действуют в России и в западноевропейских странах, считают граждане республики, не в пользу Беларуси. Не обидно? В связи с этим возникает вопрос: что мешает белорусам тягаться с российской и западноевропейской приграничной инфраструктурой? Что они намерены предпринять в этом направлении?

Анализ, в частности, показал, что различие таможенных процедур предопределено различием уровня технической оснащенности таможенных органов Республики Беларусь и европейских государств. И это различие находится в прямой зависимости от финансирования таможни. Несмотря на недостаточное финансирование, в настоящее время вводятся в эксплуатацию современные информационные системы и технические средства контроля (например, система считывания и распознавания номерных знаков транспортных средств, следующих через границу), использование которых позволит значительно сократить продолжительность прохождения таможенных процедур.

В этом году проводится эксперимент по применению упрощенного порядка таможенного оформления и контроля транзитных товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом.

В отношении товаров, перемещаемых физическими лицами, также значительно упрощается порядок их оформления и контроля, что будет достигнуто за счет применения технологии использования «красного» и «зеленого» каналов. То есть системы самостоятельного выбора лицом, перемещающим товары, одной их форм декларирования. При этом «красный» канал используется для декларирования в письменной, а «зеленый» — для декларирования в упрощенной форме.

Думается, что назрела необходимость совершенствования процедур таможенного оформления и контроля с учетом вида транспорта, категорий участников внешнеэкономической деятельности, характера оформляемых товаров и других факторов, потребуется переход на качественно новый уровень таможенного контроля, основанный на системе анализа и управления рисками.

Не секрет, что по-прежнему высок уровень преступлений, других правонарушений в сфере таможенного дела Беларуси.

Противоправные действия внешнеэкономической деятельности имеют организованный и скрытый характер. Открытость границ, свобода перемещений граждан, интенсивное движение товаров создают благоприятные условия для негативных тенденций.

За одиннадцать месяцев этого года выявлено и пресечено 15 300 преступлений и правонарушений. Это на 8900 больше, чем за аналогичный период прошлого года. Оценочная стоимость изъятых товаров и транспортных средств составила 45 миллиардов рублей, в два с половиной раза превышена соответствующая прошлогодняя цифра.

Приведенные цифры тревожат и выдвигают ряд проблем перед ГТК Беларуси. И в частности, уже сегодня таможенным органам Республики необходимо подумать о разработке системы профилактики таможенных правонарушений и преступлений, включая их планирование.

Кроме того, сегодня Россия, европейские структуры участвуют в финансировании строительства объектов инфраструктуры на таможенной границе Республики Беларусь. Беларусь в силу географического положениятранзитный коридор между Россией западноевропейскими странами. Если этот транспортный коридор сохраняется и дальше, то будет укрепляться экономика не только Беларуси, но и названных стран. Получается, что они вкладывают деньги в самих себя. Коль имеется такая зависимость, то и действия таможенных органов этих стран должны координироваться. Чего на практике частенько не наблюдается.

Недавно Польша в одностороннем порядке до конца будущего года прекратила работу пункта пропуска Брузги (Гродно) — Кузница Белостокская, мотивируя это необходимостью его реконструкции. На первый взгляд это имеет свое объяснение: пропускной режим с польской стороны через год увеличится до 9,5 тысячи машин в день! Но данная акция не согласовывалась ни с Беларусью, ни с Россией. Пропускная способность белорусского пункта пропуска останется прежней — одна тысяча машин, и те огромные средства, что будут затрачены, не принесут ожидаемого эффекта. Работы по обустройству границы должны обязательно согласовываться сопредельными государствами, и белорусы постарались бы найти соответствующие средства из финансовой помощи у Евросоюза и России для одновременной реконструкций пункта пропуска. Кстати, представители европейской программы «ТАСИС» признали, что Польша приняла непродуманное решение.

Вкратце скажем еще об одном источнике проблем. Сколько, например, законов и иных актов необходимо в своей работе использовать таможеннику?

Пока трудно ответить. Некоторые практики утверждают: сто, двести. А в самом деле, как показывает наш опыт, — две с половиной тысячи. Естественно, возникают проблемы со знанием и использованием такого огромного количества норм и правил. В Государственном таможенном комитете Беларуси необходимо создать специальную научную лабораторию, которая проводила бы работу по систематизации и классификации таможенного законодательства, объединению разрозненных норм в универсальные и типовые документы, что в дальнейшем позволит создать и вести электронную базу данных правовой информации, значительно облегчающую работу как сотрудников таможни, так и клиентов.

Для оценки и прогнозирования последствий принимаемых нормативных документов необходимо создать научный совет при ГТК из представителей академии наук, союзов промышленников, предпринимателей, юристов и экономистов.

Кроме этого, наряду с содействием развитию внешнеэкономических связей, борьбой с контрабандой и административными правонарушениями, пресечением незаконного оборота наркотических средств, оружия, предметов исторического и культурного достояния Республики Беларусь в сложившихся экономических условиях одной из основных функций таможенных органов остаётся фискальная.

Взимание таможенных платежей в связи с перемещением товаров через таможенную границу направлено на поступление в доходную часть республиканского бюджета определённого количества денежных средств, от чего в дальнейшем зависят уровень социального обеспечения населения, стабильная работа промышленности и сельского хозяйства, стимулирование развития малого и среднего бизнеса и т. д. По сути своей таможенные платежи как и любые налоги, представляют собой часть собственности налогоплательщика, выраженной в денежной форме, с которой он должен расстаться в силу того, что это предписано законом. Именно действующее законодательство устанавливает размер налогового бремени, которое приходится нести в данном случае в связи с экспортом или импортом товаров. А потому невозможно вести речь о золотой середине при взимании таможенных платежей. Правильнее говорить об эффективности деятельности таможенных органов по пополнению доходной части бюджета на фоне других источников поступлений. И здесь, на наш взгляд, необходимо отдать должное таможенным органам: за три квартала этого года поступления в бюджет от взимания таможенных платежей составили 22,6% от общей суммы его доходной части, при этом на один вложенный рубль таможенная служба принесла 18.

Известно, что на недавнем заседании коллегии Таможенного комитета обсуждалась Целевая программа развития таможенной службы Республики Беларусь на 2002;2005 годы. Каковы ее стержень и составляющие, в чем конечная цель?

Целевая программа развития таможенной службы Республики Беларусь 2002;2005 годы разработана на основе Программы социально-экономического развития нашей страны на 2001;2005 годы, Национальной программы развития экспорта, Программы действий Республики Беларусь и Российской Федерации по реализации положений Договора о создании Союзного государства, а также других программных документов.

Целью программы является совершенствование государственного управления и правового регулирования в сфере таможенного дела. Неотъемлемыми составляющими работы таможенной службы должны стать постоянный анализ и совершенствование действующих технологий и нормативной правовой базы, скорейшее внедрение системы анализа и управления рисками, создание единого информационного пространства, применение вторичного контроля и аудита хозяйственной деятельности участников внешнеэкономических сделок, реализация других мероприятий, направленных на осуществление основной деятельности таможенной системы и наиболее эффективную защиту экономических интересов Республики Беларусь.

Думается, что решение этих и других проблем поможет продвинуть вперед таможенное дело двух братских стран и, следовательно, науку таможенного права, обновить её содержание и направленность, и в конечном итоге — ускорить объединение Российской Федерации и Республики Беларусь в единое союзное государство.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Официальные документы
  2. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. М., 2000. 48 с.
  3. Конституция Республики Беларусь. Минск: «Амалфея». 2001. 48 с.
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации. М. Проспект. 1997. 400 с.
  5. Гражданский кодекс Республики Беларусь. Минск: Национальный Центр правовой информации Республики Беларусь. 1999. 512 с.
  6. Таможенный кодекс Российской Федерации от 18 июня 1993 г. № 52 211 (в ред. Федеральных законов от 19.06.95 г. № 89-ФЗ- 27.12.95 г. № 211-ФЗ- 21.07.97 г. № 114-ФЗ- 16.11.97 г. № 144-ФЗ).
  7. Таможенный кодекс Республики Беларусь. Минск: «Финансы, учет, аудит». 1998. 112 с.
  8. Налоговый кодекс Российской Федерации. М.: Проспект. 2000. 288 с.
  9. Уголовный кодекс Российской Федерации. М.: Советская Кубань. 1996.304 с.
  10. Уголовный кодекс Республики Беларусь. Минск: «Амалфея». 1999.320 с.
  11. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях. Минск: «Амалфея». 2000. 304 с.
  12. Кодекс законов о труде Российской Федерации. М.: Проспект, 1999,190 с.
  13. Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе» № 5005−1 от2105.93 (в ред. Федеральных законов от 07.08.95 № 128-ФЗ- от 25.11.95 № 185 165
  14. ФЗ- от 27.12.95 № 21-ФЗ- от 05.02.97 № 25-ФЗ). Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. № 23. С. 821.
  15. Кодекс законов о труде Республики Беларусь. Минск: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. 1999. 192 с.
  16. Закон Республики Беларусь «О таможенном тарифе» от 03.02.93 г. № 2151−12. Ведомости Национального Собрания Республики Беларусь 1998 г. № З.С. 15.
  17. Федеральный закон Российской Федерации «О службе в таможенных органах Российской Федерации». Сборник законодательства Российской Федерации. 1997. № 30. Ст. 3586.
  18. Закон Российской Федерации «О вывозе и ввозе культурных ценностей» от 15.04.93 № 4804−1. Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1993. № 20. Ст. 718.
  19. Закон Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле». Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. № 45. Ст. 252.
  20. Закон РСФСР «О государственной налоговой службе РСФСР» 21.03.1991 г. № 943−1 (в ред. законов Российской Федерации от 24.06.92 № 3119−1- 02.07.92 № 3181−1- 25.02.93 № 4549−1- федеральных законов от 13.06.96. № 67-ФЗ- 16.11.97. № 144-ФЗ).
  21. Закон Республики Беларусь «О нормативных правовых актов» № 3613 от 10.01.2000 г.
  22. Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» от 21.12.91 г. № 2124−1 (в ред. федеральных законов от 13.01.95 № 6-ФЗ- 06.06.95 № 87-ФЗ- 19.07.95 № 114-ФЗ- 27.12.95 № 211-ФЗ- 02.03.98 № ЗО-ФЗ).
  23. Закон Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25.06.93 № 5242−1.
  24. Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Беларусь». Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. № 57 от 04.08.99.
  25. Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1998. 496 с.
  26. Федеральный закон «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального собрания «от 14.06.94. № 5-ФЗ.
  27. Декрет Президента Республики Беларусь № 15 «О неотложных мерах по защите потребительского рынка» от 04.09.1998.
  28. Указ Президента Республики Беларусь «О совершенствовании системы валютного регулирования и валютного контроля в Республике Беларусь» от 23.02.2000 г. № 87.
  29. Указ Президента Республики Беларусь «О совершенствовании порядка проведения и контроля внешнеторговых операций» от 04.01.2000 г. № 7. Вестник Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. № 1. 2000 г.
  30. Указ Президента Российской Федерации «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 30.04.98 г. № 483.
  31. Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 400 от 26.03.2001 г. «О введении временных ставок таможенных пошлин на ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь товары». Республика. 16.05.2001 г.
  32. Постановление Правительства российской Федерации от 16.03.96 № 278 «О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской
  33. Федерации наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ // Сборник законодательства Российской Федерации. 1996. № 13. Ст. 1350.
  34. Постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь № 13 от 07.12.2000 г. «О практике разрешения споров с участием таможенных органов». Вестник Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь». № 1. 2001 г.
  35. Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 23. Ст. 821.
  36. Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 45. Ст. 252.
  37. Ведомости съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 20. Ст. 718.
  38. Ведомости Национального Собрания Республики Беларусь. Минск. № 18. 2000 г.
  39. Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 29. Ст. 2757.
  40. Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 51. Ст. 5681.
  41. Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 16. Ст.
  42. Приказ Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 30.05.1997 г. № 171-ОД «Об утверждении номенклатуры вещей, ограниченных к перемещению через таможенную границу Республики Беларусь».
  43. Приказ Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 10.01.96 № 12. «Об утверждении общих положений о таможенных органах Российской Федерации» // Российские вести. 1996. № 73, 78.
  44. Приказ Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 14.05.97 № 265. «Инструкция о порядке заполнения таможенного приходного ордера и уплаты платежей с его применением».
  45. Постановление Государственного таможенного комитета Республики Беларусь № 19 от 06.04.2001 г. «О некоторых вопросах применения ставок таможенных пошлин». Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. № 41 от 02.05.2001 г.
  46. Письмо Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 11.04.96 № УБТП-22−05−1022 «Рекомендации о порядке подготовки и содержания запросов в таможенные органы иностранных государств» // Таможенные ведомости. 1996. № 11.
  47. А.Ф., Истомин С. И., Мячин А. Н., Рассолов М. М. Разработка новой редакции Таможенного кодекса Российской Федерации: проблемы и особенности // Таможенное право. Общая и особенная части. М.: Закон и право, 2001. С. 67−86.
  48. Актуальные проблемы правового регулирования социально-экономических отношений. Сб. статей. М., 2001. 144 с.
  49. А.П., Кармолицкий A.A., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации. М.: Зерцало М, 2001. 592 с.
  50. М.И. Нормы права // Теория государства и права. М., 1977. С. 310−316.
  51. М.И. Предмет и метод теории государства и права // Теория государства и права. М.: Юристъ, 2001. С. 10−22.
  52. М.И. Сущность права. Саратов, 2001. 416 с.
  53. Д.Н. Таможенное право как институт административного права // Государство и право. 1995. № 3. С. 13−21.
  54. .И., Войтенкова О. Н. Международно-правовое сотрудничество в таможенной сфере // Таможенное право. Общая часть. М.: Экономика, 1999. С. 309−343.
  55. .И., Войтенкова О. Н., Достанко Е. А. Международно-правовое сотрудничество в таможенной сфере // Таможенное право. Общая и особенная части. М.: Закон и право, 2001. С. 106−130.
  56. Н.М., Кисловский Ю. Г., Козырин А. Н. и др. История таможенного законодательства // Таможенное право. Т. 1. М.: Экономика, 1999. С. 16−72.
  57. Г. А. Международный семинар в Москве // Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь. 1999. № 2. С. 126−135.
  58. Р. А сокола в Эмираты не пустили // Таможенный вестник (для Белоруссии и России). № 5. 2001. С. 17−19.
  59. В.А. Курс гражданского права. Общая часть. Т. 1. Минск: БГЭУ, 2001.414.
  60. В.А. Государственное гражданско-правовое регулирование рынка. Минск: ВГЭЛ, 1996. 169 с.
  61. А.Ф., Горбаток H.A., Кучинский В. А. Общая теория государства и права. Издание 2-ое. Минск: Тесей, 1999. 560 с.
  62. Ю.А. Основы таможенного дела. М.: РТА, 1995. 59 с.
  63. Ю.А., Рассолов И. М. Сопоставительный анализ национальных таможенных кодексов на соответствие Основам таможенных законодательств государств участников СНГ // Таможенное право. Общая и особенная часть. М.: Закон и право, 2001. С. 87−105.
  64. Е. По новым правилам Государственный таможенный комитет обещал чтить кодекс. Известия. 16.11.2001 г.
  65. .Н. Практика применения таможенного кодекса Российской Федерации. М.: Книжный мир, 1998. 498 с.
  66. .Н. Таможенное право. Учебник. М.: Норма, 2001. 448 с.
  67. Глобализационные процессы в сфере права: проблемы правового развития в России и СНГ. Материалы научно-практической конференции. М., 2001. 237 с.
  68. Ф.А., Черкасов А. Д. Применение права // Теория государства и права. М. 1997. С. 412−426.
  69. А.Н. Монополия отдана, но как ее взять // Таможенные вестник (для Белоруссии и России). № 4. 1998. С. 3−6.
  70. В.Г., Шматков И. И., Рассолов М. М., Солдатов С. А., Рассолов И. М., Войтенкова О. Н., Кафанов С. М. Таможенное право как отрасль российского права // Таможенное право. Общая часть. М.: Экономика, 1999. С. 93−136.
  71. В.Г., Ноздрачев А. Ф., Рассолов М. М., Шматков И. И. Таможенное право как отрасль российского права // Таможенное право. Общая и особенная части. М.: Закон и право, 2001. С. 8−37.
  72. В.Г., Рассолов И. М., Рассолов М. М., Шматков И. И. Таможенные правоотношения и нормы таможенного права // Таможенное право. Общая и особенная части. М.: Закон и право, 2001. С. 38−66.
  73. В.Г., Рассолов М. М., Истомин С. И., Рассолов И. М., Шматков И. И. Таможенные правоотношения и нормы таможенного права // Таможенное право. Общая часть. М.: Экономика, 1999. С. 136−177.
  74. В.Г., Соковых Ю. Ю., Солдатов С. А. Таможенные режимы // Таможенное право. Общая и особенные части. М.: Закон и право, 2001. С. 132−188.
  75. Л. Будущее таможенного союза видится через призму единого рынка // Таможенный вестник (для Белоруссии и России). № 6. 2000. С. 3−5.
  76. А.Д. Генезис и эволюция таможенного дела. Ученые записки. СПБ. Филиал РТА им. В. Б. Бобкова 1(5). 1998. С. 8−28.
  77. C.B., Петрова Г. В., Конюхова Т. В. Концепция развития финансового законодательства // Концепция развития Российского законодательства. М. 1998. С. 85−107.
  78. А. Таможни объединяются // Республика. 27.01.2000 г.
  79. С.И., Эриашвили Н. Д. Общие юридические требования к производству таможенного оформления. Таможенное право. Общая и особенные части. М.: Закон и право, 2001. С. 190−217.
  80. С.И., Кожанков Ю. А., Рассолов М. М., Мячин А. Н. Разработка новой редакции Таможенного кодекса Российской Федерации:проблемы и особенности // Таможенное право. Общая и особенная части. М.: Экономика, 1999. С. 259−287.
  81. Ю.Г. История таможни государства Российского. М., 1996, 342 с.
  82. Д.А. Свобода, право и законность в социалистическом обществе. М.: Госюриздат, 1960.
  83. Д.А. Философские проблемы права. М.: Мысль. 472 с.
  84. А.Н. Таможенное право России. Общая часть. М.: Спарк, 1995. 134 с.
  85. А.Н. Комментарий к закону Российской Федерации «О таможенном тарифе». М.: Легат, 1997. 277 с.
  86. Д.А. Гражданское право Республики Беларусь. Общая часть. Минск. 2000. 360 с.
  87. Д.В., Комаров М. А., Эриашвили Н. Д. Понятие, формы и порядок декларирования товаров и транспортных средств. Таможенное право. Общая и особенные части. М.: Закон и право, 2001. С. 223−246.
  88. И. Реальность нашей деятельности // Таможенный вестник (для Белоруссии и России). № 8. 1999. С. 3−8.
  89. М.А., Колганов Д. В., Головин В. В. Понятие, формы и порядок декларирования товаров и транспортных средств. Таможенное право. М. Экономика. Т.2. 1999. С. 121−148.
  90. Коммерческое право (под ред. Рассолова М.М.). М. Закон и право. 2001. 461 с.
  91. Концепция развития Российского законодательства. М., 1998. 256 с.
  92. Ю.А. Город как субъект финансового права. Саратов: Поволжская академия государственной службы, 2000. 208 с.
  93. Н.И., Бушуева Т. А., Фатхутдинова A.M., Гравина A.A. Юридическая ответственность по таможенному праву. Таможенное право. Особенная часть. Т. 2. М.: Экономика, 1999. С. 307−335.
  94. П. Концепция утверждена . дело за созданием грузовых терминалов // Таможенный вестник (для Белоруссии и России) № 7. 1998. С.3−6.
  95. В.Н., Рахмилович В. А., Садиков О. Н. Концепция развития гражданского законодательства // Концепция развития Российского законодательства. М. 1998. С. 108−116.
  96. В. Роль и значение технических средств в решении задач таможенного контроля // Таможенный вестник (для Белоруссии и России). № 6. 2000. С. 31−35.
  97. A.A. Правовой статус должностных лиц таможенных органов Российской Федерации. Дисс. на соиск. учен. степ. канд. юрид. наук. М., 2001. 169 с.
  98. A.A., Рассолов И. М., Эриашвили Н. Д. Виды нарушений таможенных правил // Таможенное право. Общая и особенные части. М.: Закон и право. С. 398−408.
  99. В.В. Интервью. Граница: пересечение интересов и проблем//Республика. 31.03.2001. С. 6−9.
  100. В. Лейкопластырь для долларов. Криминальная хроника. Таможенный вестник (для Белоруссии и России). № 11. 1997. С. 20−21.
  101. В.А., Габричидзе Б. Н. Вступительная статья // Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации. М.: Норма-Инфра М, 1998. С. 7−24.
  102. Л.Л. Таможенное право СССР. Учебное пособие. Иркутск. 1973. 176 с.
  103. К., Энгельс Ф. ПСС том 13.
  104. H.A. Источники права. Обществознание: учебное пособие. М.: Норма. 2001. С. 60−72.
  105. А. Взимание таможенных платежей: ведомственный контроль как форма совершенствования таможенной системы // Таможенный вестник (для Белоруссии и России). № 6. 1998. С. 3−6.
  106. А.Н. Разработка новой редакции Таможенного кодекса Российской Федерации: проблемы и особенности// Таможенное право. Общая часть. Т.1. М. Экономика. 1999. С.259−287.
  107. В. Надежный барометр внешнеэкономической деятельности // Таможенный вестник (для Белоруссии и России). № 7. 2000. С. 16−19.
  108. В. Экспортно-импортная политика в топливно-сырьевом комплексе и стабилизация экономики // Экономика и жизнь. № 48. ноябрь 1996 г.
  109. Э. Когда вступают в силу нормативные акты. Юридическая служба Государственного налогового комитета Республики Беларусь. № 6. 2000 г. С. 7−14.
  110. Д. О совершенствовании механизма реализации норм Таможенного кодекса Российской Федерации // Хозяйство и право. 1996. № 8. С. 75−86.
  111. A.B. Толкование права // Теория государства и права. М. 1997. С. 442−445.
  112. Основы таможенного дела (под ред. В. Драганова). М.: Экономика.672 с.
  113. Н. Правда о кодексе // Экономика и жизнь. № 44. М. ноябрь 2001 г. С. 27−28.
  114. Н. Таможенная политика и проблемы экономической безопасности // Экономика и жизнь. № 44. ноябрь 2001 г.
  115. Н. Кодекс: слово за Думой // Экономика и жизнь. № 48. Ноябрь 2001 г.
  116. О. О таможенном регулировании // Таможенный вестник (для Белоруссии и России). № 4. 2001. С. 21−23.
  117. К. Анализ факторов риска — что это? // Таможенный вестник (для Белоруссии и России). № 8. 2000. С. 17−18.
  118. В. Новый кодекс российской таможни. /Хозяйство и право. 1994. № 8. С. 3−12.
  119. A.A., Сухаркова А. И. Административное право Республики Беларусь. Могилев, 1999. 172 с.
  120. Правовое обеспечение экономических реформ в славянских государствах // Материалы научно-практической конференции. Минск. 2000. 213 с.
  121. И.М. Источники права Российской Федерации. Теория государства и права. М.: Закон и право. 2000. С. 188−191.
  122. М.М. Управление, информация и право. М.: Мысль. 1983.186 с.
  123. М.М., Экимов А. И. Предмет и метод науки теории государства и права // Теория государства и права. М.: Закон и право, 2000. С. 8−29.
  124. C.B., Яскевич Я. С., Денисюк Н. П. и др. Человек и общество. Минск. 1999. 320 с.
  125. В. Таможенный союз преобразован в ЕВРАЗЭС. Таможенный вестник (для Белоруссии и России). № 6. 2001. С. 3−10.
  126. Я. Таможенная инфраструктура не готова к работе в рыночных условиях // Витебский курьер № 84 от 06.11.2001. С. 2−4.
  127. Российское таможенное право (под ред. Б.Н. Габричидзе). М. Норма. 1997. 520 с.
  128. К.К. Таможенное право. Киев. 1974. 126 с.
  129. Р. Защита экономических интересов республики -общее дело // Таможенный вестник (для Белоруссии и России). № 8. 1999. С. 79.
  130. И., Ярусевич В. На повестке ООН: незаконный оборот оружия. Европа и Белоруссия // Судебный вестник. № 2. 1997. С. 60−61.
  131. А.Н. Специалистов таможенного дела готовит БГУ // Таможенный вестник (для Белоруссии и России). № 8. 2000. С. 10−12.
  132. A.C. Право как инструмент социального управления. М. 2001. 149 с.
  133. Таможенное право. Общая и особенная части.(под ред. В. Г. Драганова, М.М. Рассолова). М. «Закон и право». 2001. 639 с.
  134. Таможенное право (под ред. В. Г. Драганова, М.М. Рассолова). Т. 1. М.: Экономика. 1999. С. 97.
  135. Таможенное право. Учебник, (отв. ред. А.Ф. Ноздрачев). М. 1998.
  136. Теория государства и права (под ред. М. М. Рассолова, В. О. Лучина, Б.С. Эбзеева). М.: Закон и право. 2000. 640 с.
  137. М.М. Таможенная стоимость, как ее определить // Таможенный вестник (для Белоруссии и России). № 12. 1999. С. 28−31.
  138. М.М. Методы определения таможенной стоимости товаров и порядок их применения // Таможенный вестник (для Белоруссии и России). № 7. 2000. С. 25−30.
  139. В.Г. Международное частное право. Минск. 1999. 216 с.
  140. В.Г. Тернистый путь к правовому государству. Минск: Право и экономика, 1995. 217 с.
  141. Ю.А. Общая концепция развития Российского законодательства // Концепция развития Российского законодательства. М. 1998. С. 5−22.
  142. И. Обеспечить порядок в таможенных органах. // Таможенный вестник (для Белоруссии и России). № 9. 1997. С. 7−9.
  143. Финансовое право (под ред. Рассолова М.М.). М.: Закон и право. 2001.444 с.
  144. C.B. Таможенное право. М.: Зерцало-М, 2001. 143 с.
  145. Jl.А. Банковское право Республики Беларусь. Минск.2000. 183 с.
  146. И. Контроль за поступлением денежных средств автоматизирован // Таможенный вестник (для Белоруссии и России). № 9. 1997. С. 14−16.
  147. A.B. Обжалование постановления таможенного органа по делу о нарушении таможенных правил. // Таможенное право. М. Закон и право.2001. С.580−585.
  148. Т.М. Правовые отношения // Теория государства и права. М.: Закон и право, 2000. С. 316−326
  149. В.П. Кодификация Советского таможенного права. // Таможенный вестник (для Белоруссии и России). № 6. 2000. С. 36−40.
  150. В.П. Усовершенствование таможенного законодательства. // Таможенный вестник (для Белоруссии и России). № 10. 2000. С. 31−32.
  151. А.И. Система права и система законодательства // Теория государства и права. М.: Закон и право, 2000. С. 251−265.
  152. Л. Хорошая контрабанда изъятая контрабанда. // Республика. № 302−303.
  153. В. Задачи Государственного таможенного комитета, вытекающие из договора о создании союзного государства. // Таможенный вестник (для Белоруссии и России). № 1. 2000. С. 3−4.
  154. А.Н. О комплексном подходе к разработке и реализации таможенной политики. // Материалы научно-практической конференции. М. 1999. С. 113−131.
Заполнить форму текущей работой