Административная ответственность за нарушения в области законодательства о труде и охране труда
В условиях переходного периода к рыночным отношениям появились новые формы собственности и новые виды деятельности, что повлияло далеко не в лучшую сторону на развитие производства, на дисциплину труда работников и ответственность работодателей. В результате наблюдается ухудшение материального положения различных слоев населения, рост безработицы, незащищенность работника в сфере труда… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Понятие и основание административной ответственности за нарушение в области законодательства о труде и охране труда
- 1. Правовые основы административной ответственности за нарушение законодательства о труде и охране труда
- 2. Понятие административного правонарушения в сфере законодательства о труде и об охране труда
- 3. Работодатель как субъект административной ответственности
- Глава 2. Административная ответственность за нарушение законодательства о труде и об охране труда и ее реализация
- 1. Виды административных правонарушений в области законодательства о труде и охране труда
- 1. 1. Нарушения в области труда и охраны труда
- 1. 2. Правонарушения в области заключения и исполнения коллективных договоров
- 1. 3. Правонарушения в области забастовок
- 1. 4. Правонарушения в области трудоустройства и занятости инвалидов
- 1. 5. Нарушение в сфере труда путем сокрытия страхового случая
- 2. Механизм реализации административной ответственности за нарушения в области законодательства о труде и об охране труда
- 3. Особенности производства по делам об административных правонарушениях в области законодательства о труде и охране труда
- 1. Виды административных правонарушений в области законодательства о труде и охране труда
Административная ответственность за нарушения в области законодательства о труде и охране труда (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. Правовая реформа, осуществляемая в Российской Федерации на современном этапе развития Российского государства, является широкомасштабной. Судебно-правовая реформа, последовавшая за политическими, экономическими и социальными реформами, привела к введению в действие в 2000;2002 годах новых законов: КоАП РФ, ТК РФ, ГПК РФ, АПК РФ и др. В результате указанных преобразований в стране многие положения в законодательстве претерпели изменения. Правовые нормы во вновь принятых кодексах приведены в соответствие с требованиями международных документов и Конституции РФ, в том числе нормы Трудового кодекса РФ и Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Трудовой кодекс РФ, несмотря на преемственность и сохранение большинства правовых норм о труде, все же ввел новые понятия (например, должностного лица, работодателя, забастовки и т. д.), новые положения и отказался от иных. Значительные изменения в пореформенный период также претерпели и иные законодательные акты о труде, об охране труда. Так, принят Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации» от 17.07.1999 года, Закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» вступил в действие с 6 января 2000 года, а также приняты ряд других законов важных для жизни, здоровья работников. Новеллы в области административного законодательства и трудового права обусловили необходимость теоретического обоснования с учетом и их практического применения.
Актуальность темы
исследования как раз и заключается в необходимости научной разработки проблемы административной ответственности за правонарушения, совершаемые в сфере труда на фоне указанных изменений в законодательстве.
Концепция приоритета личности и частного перед длительно существовавшим в советский период традиционным приоритетом интересов государства и общества обусловлено положениями Конституции Российской Федерации 1993 года. Конституция РФ провозгласила в ст. 37 право на свободный и безопасный труд. Нарушение этих конституционных прав защищается не только нормами трудового права. Государство, выступая гарантом прав и свобод личности, обеспечивает исполнение конституционных положений также нормами административного, гражданского, уголовного законодательства. Именно усиление внимания к административному и трудовому праву в целом, осознание необходимости внимания к личности, соблюдению его прав и безопасности объясняют особую актуальность исследования данной темы.
Одним из направлений правовой реформы является обеспечение и защита прав и свобод, граждан, в том числе и право каждого человека на свободный и безопасный труд (ст. 2, ч. 1 ст. 37 Конституция РФ). Соблюдение международных и российских прав и свобод человека и гражданина при реализации требований трудового законодательства и законов об охране труда субъектами трудовых правоотношений приобрело в настоящее время особое значение. Экономические реформы привели к приватизации многих предприятий, где оборудование давно изношено, требует замены или капитального ремонта. Новые собственники продолжают использовать в основном старое оборудование, которое не обеспечивает безопасных условий труда. О негативных последствиях экономии на издержках производства в ущерб главной производительной силе обществаздоровью работника свидетельствует следующее. Анализы состояния законности в сфере исполнения трудового законодательства, проводившиеся прокуратурой последние годы, свидетельствуют о недостаточном внимании работодателей к вопросам охраны труда, о значительном количестве производственного травматизма со смертельным исходом, суды завалены исками к работодателям о взыскании заработной платы, имеются случаи голодовок работников различных отраслей (шахтеров, учителей и других) в связи с отсутствием средств на содержание семьи в связи с многомесячной задержкой заработной платы. Этот перечень можно продолжить.
Нарушение конституционных прав граждан со стороны работодателя, должностного лица, угрозы такового в будущем, при отсутствии добровольного восстановления нарушенного права требует применения тех или иных способов его защиты по отношению к обязанной стороне. Одним из способов воздействия является административная ответственность. Защита гражданских прав — «рычаг» для восстановления нарушенного гражданского оборота1. Важную роль в этом играет административная ответственность работодателя и его представителя за нарушение требований закона о труде и об охране труда.
Предлагаемое диссертационное исследование посвящено изучению одной из правовых форм осуществления защиты конституционных прав работника, коллектива трудящихся от нарушений, допускаемых более независимой стороной в трудовых правоотношениях — юридическим лицом и его представителем, должностным лицом и гражданиномпредпринимателем. Новый подход к понятию должностного лица, работодателя, как субъекта административной ответственности, требуют научного анализа как административного, так и трудового законодательства.
Актуальность исследования также связана с тем, что роль административно-правовых норм в обеспечении защиты прав и законных интересов граждан в сфере труда велика. С учетом этого, в работе предпринята попытка обосновать необходимость совершенствования правовых способов обеспечения безопасных условий труда, из которых нас в первую очередь интересует административная ответственность за нарушения законодательства о труде и об охране труда.
1 Алексеев С. С. Выражение особенностей предмета советского гражданского права в методе гражданско-правового регулирования. Виды гражданских правоотношений и метод гражданско-правового регулирования //Антология уральской цивилистики. 1925;1989: Сб. статей. — М: Статут, 2001. С. 30.
Степень разработанности темы. Демократические преобразования в стране, воплощение конституционных положений в праве, ломка стереотипов во взглядах на взаимоотношения государства и личности, вызвали изменения в законодательстве, регулирующем вопросы применения административного принуждения в целях реализации правовых норм всех отраслей права, в том числе и в сфере труда.
Проблемы административных правонарушений и административной ответственности достаточно глубоко исследовались как в советское время, так и в годы правовых реформ, которые еще не закончены. Вопросам реализации законодательства о труде и об охране труда также посвящено значительное количество научных исследований. Административная ответственность предприятий, организаций и учреждений также была предметом исследования многих ученых. Между тем, исследования в этой области являются разрозненными, частично освещающими те или иные проблемы. Кроме того, большинство научных исследований относятся к периоду действия отмененных КоАП и КЗоТ.
В то время, как различные отрасли права сегодня тесно взаимосвязаны, особенно вопросы применения административной ответственности за нарушения норм в различных отраслях права, необходимы исследования на стыке различных правовых институтов, в частности, трудового права и административного права. Вместе с тем, проблемы применения административной ответственности в сфере труда исследовались в юридической науке недостаточно.
До настоящего времени нет ни одного монографического исследования, охватывающего вопросы административной ответственности за нарушения законодательства о труде и охране труда. Это обстоятельство позволяет сделать вывод об особой актуальности данного исследования.
Объект исследования — общественные отношения, возникающие в процессе осуществления гражданином права на безопасный труд и реализации административного принуждения.
Предмет исследования — правовая природа института административной ответственности за нарушение законодательства о труде и об охране труда, его материальные и процессуальные аспектыформирование теоретических основ административной ответственности в сфере труда и ее реализация.
Цель и задачи исследования
Основной целью диссертационного исследования являются: анализ проблем нарушения законодательства о труде и охране труда работодателем, научных взглядов ученых административистов и теоретиков трудового права на понятие «работодатель», как субъект административной ответственностипересмотр вопросов применения норм об административном наказании и проблемы его совершенствования.
Исходя из целей исследования, были поставлены следующие задачи:
1. Выявление пробелов регулирования административной ответственности в рассматриваемой сфере.
2. Исследование соотношения административно-правовых норм и норм трудового права, направленных на обеспечение соблюдения конституционных прав гражданина на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены и иных гарантированных прав граждан.
3. Выработка предложений для внесения в действующее законодательство об административных правонарушениях изменений, необходимых для усовершенствования его применения в сфере труда.
4. Формирование новых подходов к понятию субъектов административной ответственности за правонарушения в сфере труда.
5. Анализ обязанностей работодателя по обеспечению прав работников.
6. Исследование законодательства об административных правонарушениях в части применения наказания за правонарушения в рассматриваемой сфере и практики правоприменительной деятельности.
Методология исследования.
Методологическую основу диссертационного исследования составляет комплекс общенаучных методов познания предмета исследованиясущности административной ответственности за нарушение законодательства о труде и об охране труда. Настоящая работа осуществлена на основе общенаучного диалектического метода познания, и связанные с ним методы анализа и синтеза, с использованием исторического, исторического и сравнительного правоведения, статистический, формальнологический, метод правового моделирования. Их совокупное применение позволило исследовать предмет во взаимосвязях его различных элементов.
Теоретические основы исследования.
Научно-теоретическую основу данного исследования составили труды крупных ученых в области теории права, административного права: А. Б. Агапова, Ю. С. Адушкина, С. С. Алексеева, А. П. Алехина, Д. Н. Бахраха, С. Н. Братуся, П. Т. Василенкова, И. И. Веремеенко, А. А. Кармолицкого, Ю. М. Козлова, Г. А. Кузьмичевой, А. Е. Лунева, Б. М. Лазарева, Р. З. Лифшиц, В. М. Манохина, М. Л. Масленникова, Н. И. Матузова, А. В. Малько, Ю. П. Орловского, Л. Л. Попова, П. М. Рабинович, Н. Г. Салищевой, И. С. Самощенко, В. Е. Севрюгина, Ю. Н. Старилова, М. С. Студеникиной, М. Х. Фарукшина, А. П. Шергина, Н. Ю. Хаманевой, О. М. Якуба и многих других, а также в области трудового права: Ю. Вольдман, К. Н. Гусова, Л. Я. Гинсбург, А. Ф. Нуртдиновой, Т. Ю. Коршуновой, Б. Ф. Хрусталева, Н. Н. Шептулиной, А. И. Шебановой и др .
Нормативно-правовой основой исследования явились Конституция РФ и новое административное и трудовое законодательство Российской Федерации. Поскольку осуществление административной ответственности за нарушение законодательства о труде и охране труда не может быть ограничено рамками административного права и его действие возможно лишь через призму практической реализации трудовых норм во всех сферах жизни общества, где осуществляется применение труда граждан, то и исследование приобретает межотраслевой характер. Комплексный подход к исследованию института административной ответственности за нарушения в сфере труда предопределяет объем и многоплановость изученной литературы. В работе использованы и нормативные положения дореформенного периода.
Научная новизна диссертационного исследования. Диссертация выполнена на базе новейшего законодательства Российской Федерации и является первым комплексным монографическим исследованием проблемы административной ответственности работодателя.
Новизной отличаются понятие работодателя, понятие административной ответственности работодателя, процессуальные и процедурные вопросы применения этой ответственности за нарушения в сфере труда. Автор проводит сравнительный анализ законодательства трудового и административного права, предусматривающих и обеспечивающих реализацию конституционных прав граждан на безопасный труд.
На защиту выносится.
1. Определение содержания правовых основ административной ответственности за нарушение законодательства о труде и об охране труда и границ административного регулирования. Обоснование взаимосвязи содержания диспозиций норм КоАП РФ об административной ответственности в сфере труда и содержания диспозиции норм ТК РФ, нормативных правовых актов о труде и охране труда.
2. Определение возможности применения административного и дисциплинарного наказания одновременно. Вопросы не тождественности и разноплановости этих наказаний
3. Обоснование единого определения понятия работодателя в административном и трудовом праве и соответственно закрепление его статуса в законодательстве об административных правонарушениях.
4. Классификация субъектов административной ответственности.
5. Обоснование предложения о законодательном закреплении в ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ сроков, определяющих признак повторности для назначения наказания в виде дисквалификации субъекту нарушения законодательства о труде и об охране труда.
6. Обоснование необходимости разграничения моментов для исчисления срока привлечения к административной ответственности при длящемся и повторном правонарушениях в КоАП.
7. Обоснование предложения по внесению в КоАП РФ обязанности по ведению протокола рассмотрения дел об административном правонарушении судьями, что обусловлено соблюдением провозглашенных Кодексом принципов невиновности, законности, объективности.
Теоретическое и практическое значение диссертации. В целом диссертационное исследование носит теоретический характер. Автор предпринял попытку показать значимость института административной ответственности для практической деятельности в сфере применения труда граждан. Сформулированные положения относительно материальных и процессуальных основ административной ответственности во многом являются отправной точкой для совершенствования административного и трудового законодательства. Выводы диссертации могут быть использованы для дальнейшего развития теории административной ответственности. Проведение анализа и сопоставление норм, регулирующих ответственность в административном и трудовом праве за нарушения в сфере труда, делает более очевидными пробелы законодательства. Использование разработанных рекомендаций, в конечном счете, послужат совершенствованию российского административного и трудового законодательства.
Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования прошли апробацию на кафедральных теоретических семинарах, были опубликованы в журналах и сборниках научных трудов в виде статей, выступления на научных конференциях.
Кроме того, выводы и основные положения, сформулированные в процессе исследования, используются автором при выступлениях в суде, в своей профессиональной деятельности адвоката.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих 6 параграфов и 5 подпараграфов, заключения, списка использованной литературы и нормативных актов.
Заключение
В условиях переходного периода к рыночным отношениям появились новые формы собственности и новые виды деятельности, что повлияло далеко не в лучшую сторону на развитие производства, на дисциплину труда работников и ответственность работодателей. В результате наблюдается ухудшение материального положения различных слоев населения, рост безработицы, незащищенность работника в сфере труда. Ненадлежащий контроль и надзор соответствующих государственных органов в последнее десятилетие за соблюдением исполнения нормативных правовых актов о труде и охране труда, также являются одним из факторов, способствовавших нынешней ситуации в производстве. Все это привело к массовым нарушениям трудовых прав граждан (невыплата или несвоевременная выплата заработной платы, сокрытие несчастных случаев, работа на изношенном или подлежащем списанию оборудовании и др.). В определенной мере этому способствовало несовершенство трудового и административного законодательства, которое не соответствовало общественным отношениям, сложившимся в результате произошедших изменений в стране. Политические и экономические реформы, повлекли за собой реформу судебной системы, административно-правовую реформу, изменение законодательства.
Введение
в действие Кодекса об административных правонарушениях, впервые объединившего почти весь институт административных правонарушений166, принятие Трудового кодекса, ряда иных нормативных актов направлены на изменение ситуации к лучшему. Тенденции к этому только намечаются и властные методы воздействия государства, регулирующего вопросы административного принуждения в целях обеспечения конституционных прав граждан на свободный и
166 Кононов П. И. Законодательство об административном принуждении: проблемы кодификации.//Журнал Российского права. 1998. № 8. С. 26−28. безопасный труд, становятся особенно важными в данный момент. Интеграция России в единое европейское пространство обязывает ее повысить уровень правовых гарантий личности.
В этой связи следует отметить, что немаловажное значение имеет согласованность содержания диспозиций норм Кодекса об административных правонарушениях, определяющих наказание за нарушения законодательства о труде и охране труда, и норм Трудового кодекса, указывающих на ответственность за нарушение тех или иных норм. Указанные кодифицированные акты государства недостаточно согласованы между собой, что вызывает немало вопросов у правоприменителей. Это свидетельствует о необходимости совершенствования правовых норм КоАП, поскольку они охраняют (обеспечивают) нормы трудового права.
Исследование взаимосвязи и взаимозависимости этих двух институтов позволило выработать следующее определение: под правовыми основами административной ответственности за нарушение законодательства о труде и об охране труда следует понимать систему нормативно-правовых актов, содержащих правовые нормы об охране труда, и нормы административного права, устанавливающие административную ответственность за их нарушение.
Анализ правовых норм КоАП РФ и ТК РФ, регулирующих обеспечение соблюдения законодательства о труде и охране труда, привел к выводу о необходимости введения единого понятия работодателя в оба института, что требует внесения изменений в классификацию субъектного состава в главу Общих положений Кодекса об административных правонарушениях. Автором предложена иная классификация субъектов административной ответственности, деление их на основных и специальных, включение в состав основных субъектов граждан и предпринимателей без образования юридического лица.
Исследование позволило выявить необходимость совершенствования правовых норм КоАП. Законодатель в ряде случаев возлагает на плечи правоприменителя необходимость определять, каким субъектом нарушены административно-правовые нормы, юридическим лицом или должностным, поскольку диспозиции одних статей конкретизируют ответственность, а в других — нет, что приводит к отсутствию единообразного применения закона. Работодателем выступает юридическое лицо, а не должностное. Однако в силу специфичности юридического лица и отсутствия в нем психофизических функций, все действия от его имени выполняются должностным лицом. Таким образом, должностное лицо, виновное, за редким исключением, в нарушении требований об охране труда и законодательства о труде, делит ответственность с юридическим лицом.
Учитывая, что законодатель, возлагая ответственность на юридическое лицо, пытается дисциплинировать коллектив, на котором, в конечном счете, должны отражаться штрафные санкции за нарушения, направленные опять таки против них, необходимо в законодательном порядке разграничить ответственность между юридическим лицом и должностным лицом. Это видится автору в обязательном закреплении в коллективном договоре действий должностного лица, которые должны квалифицироваться как действия юридического лица. Однако эта обязанность трудового коллектива не будет иметь последствий без внесения таких уточнений в Трудовой кодекс и соответственно в КоАП РФ. В противном случае правоприменитель будет определять какие виновные действия принадлежат должностному лицу, а какие совершены им, но принадлежат юридическому лицу. Без четкости в правовой норме, невозможно единообразное применение законов, невозможно обеспечить реально ценности, провозглашенные Конституцией РФ.
К изложенному, можно добавить и вывод, сделанный в результате исследования об идеальной совокупности административной и дисциплинарной ответственности должностного лица при нарушении законодательства о труде и об охране труда. Это различные виды ответственности и применение одного не должно исключать другого. Тем более что должностное лицо, нарушая предписанные законы, редко зависит от каких-либо случайных ситуаций и реализует свои взгляды и убеждения в ущерб работнику и вопреки воле законодателя, должно нести большую ответственность за невыполнение законов о труде и кроме того,
Предложенные в настоящей работе пути совершенствования материальной и процессуальной регламентации отдельных положений в нормах КоАП, по нашему мнению, обеспечат дополнительные гарантии прав лица, привлекаемого к административной ответственности, защитят интересы каждого работника в отдельности, и соответственно, трудового коллектива. Решение указанных задач также освободит правоприменителя от несвойственных ему функций и будет способствовать целям оптимальной реализации принципа законности.
Список литературы
- Гражданский кодекс Российской Федерации // СЗ РФ-1994- № 32 ст. 3301, СЗ РФ-1996 г- № 5 ст. 410, СЗ РФ-2001г.- № 49 ст.4552// М. Д994 г.//2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации // СЗ -2002 г.- № 46 ст.4532//
- Гражданский процессуальный кодекс РСФСР. // Ведомости ВС РСФСР 1964 г. № 24 ст. 407 // М., 2000 г.//
- Конституция Российской Федерации // РГ от 25.12.1993 г. № 237//
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. // СЗ РФ 2002 — № 1 (часть 1) Ст. 1.
- Кодекс об административных правонарушениях РСФСР.// Ведомости ВС РСФСР 1984 г., № 27 ст.909// Москва, 2000.//
- Комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях /под ред. Козлова Ю. М.: Юрист, 2002.
- Комментарий к трудовому кодексу Российской Федерации /под ред. Коршунова Ю. Н., Коршуновой Т. Ю., Кучма М. И., Шеломова Б. А. М., 2002.
- Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу РСФСР /под ред. Треушникова М. К. М., 1999.
- Сборник нормативных актов о труде /Сост. К. Н. Гусов М., «Проспект», 2005 г.
- Трудовой кодекс РФ.// СЗ РФ 2002 г. — № 1(часть 1) Ст. З
- Федеральный закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» от 11.03.92 г.//СЗ РФ. -1999 № 18 — Ст. 2219.
- Федеральный закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.91 г. № 1032−1. (в ред. ФЗ № 122-ФЗ от 22.08.2004 г.//СЗ РФ.- 1996.-№ 17.-Ст. 1915.
- Федеральный закон РФ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» от 23. 11. 95 Г.//СЗ РФ. 1995. — Ст. 4557.
- Федеральный Конституционный Закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31. 12. 96 г. // СЗ РФ. -1997. № 1. Ст. 1.
- Федеральный закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 12. 08.1995 г. // СЗ РФ.- 1995.-№ 34. -Ст. 2414.
- Федеральный закон РФ «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31. 07. 95 г. № 119-ФЗ в ред. ФЗ № 58-ФЗ от 27.05.2003 г. // СЗ РФ. 1995. — № 31. — Ст. 2990.
- Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» № 58-ФЗ в ред. от 11.11.2003 г. // СЗ РФ 2003 г. № 22 ст.2063//
- Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» № 79-ФЗ от 27.07.2004 г. // СЗ РФ 2004 г. № 31 ст.3215//
- Федеральный закон РФ «О прокуратуре Российской Федерации» от 18. И. 95 г. //СЗ РФ. 1995. -№ 47. — Ст. 4472.
- Федеральный закон РФ «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ // СЗ РФ 1996 г.- № 1 Ст.1//
- Федеральный закон РФ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24.07.98 г. № 125-ФЗ, в ред. ФЗ от 29.12.2004 г. № 202-ФЗ //СЗ РФ. 1998. — № 31. — Ст. 3803.
- Федеральный закон РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08. 02. 98 г. № 14-ФЗ. // СЗ РФ 1998 г.- № 7 Ст.785
- Федеральный закон РФ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» от 01. 05. 99 г. № 92-ФЗ // СЗ РФ. 1999. -№ 18. -Ст. 2218.
- Федеральный закон РФ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» в ред. 17. 07. 99 г. № 181 ФЗ // СЗ РФ. — 1999. — № 29. — Ст. 3702.
- Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 .09.1999г. // СЗ. 1999. № 14. — Ст. 1650.
- Указ Президента РФ «Об ответственности за нарушения трудовых прав граждан» от 10. 03. 94 г. № 458 //СЗ РФ. -1994. -№ 12. -Ст. 1135.
- Указ Президента РФ от 9.03.2004г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», в ред. Указа Президента РФ № 295 от 15.03.2005 г.//СЗ РФ 2004 г.- № 11 ст.945
- Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации» от 25.08.1992 № 621, в ред. Постановление Правительства РФ от 14.07. 2001 г. N 535 // СЗ РФ. -2001. -№ 31. Ст. 215.
- Постановление Правительства РФ от 23.05.2000 г. № 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда». // СЗ РФ 2000 г. -№ 22 ст. 2314
- Постановление Правительства РФ «Положение о расследовании и учете профессиональных заболеваний» от 15. 12. 2000 г. // СЗ РФ. -2000. -№ 52. -Ст. 5149.
- Постановление Правительства РФ «О государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда» от 09. 09.99 г. // СЗ РФ. 1999. — № 38. — Ст. 4546.
- Постановление Правительства РФ «Положение о федеральной инспекции труда» от 28. 01. 2000 г. № 78 // СЗ РФ. 2000. — № 6. — Ст. 760.
- Постановление Правительства РФ «Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет» от 25. 02. 2000 г. № 163 // СЗ РФ. -2000.-№ 8. -Ст. 1051
- Постановление Правительства РФ «Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин» от 25. 02. 2000 г. № 162 // СЗ РФ.2000. № 8. — Ст. 983.
- Постановление Правительства РФ «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» от 23. 05. 2000 г. № 399 // СЗ РФ 2000 г.- № 22 СТ.2314//
- Постановление Правительства РФ «Правила установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 16. 10. 2000 г. // СЗ РФ.-2000.-№ 43 -Ст. 4247.
- Постановление Правительства РФ «Положение о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации» от 24. 07. 2000 г. № 554 // СЗ РФ. 2000. -№ 31.- Ст. 3295.
- Постановление Правительства РФ «Положение о федеральном горном и промышленном надзоре России» от 03. 12. 01 г. № 841 // СЗ РФ.2001.-№ 50. -Ст. 4742.
- Постановление Правительства РФ «Положение о федеральном надзоре России по ядерной и радиационной безопасности» от 22. 04. 02 г. // СЗ РФ. 2002. -№ 18. -Ст. 2780.
- Приказ МПС РФ «Об утверждении положения о порядке проведения обязательных предварительных, при поступлении на работу, и периодических медицинских осмотров на федеральном железнодорожном транспорте» от 29 марта 1999 г. № 6Ц // РГ № 110 от 10.06.1999 г.
- Постановление Минтруда РФ «Об утверждении рекомендаций об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника» от 14.08.2002 г. № 58 // Бюллетень Минтруда № 8, 2002 г.
- Приказ Минтруда РФ «Положение о государственной инспекции труда в субъекте Российской Федерации» от 29. 02. 2000 г. № 65 // Бюллетень Министерства труда и социального развития РФ 2000 г. № 5//
- Постановление Минтруда РФ «Об утверждении Порядка учета и отчетности об использовании средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства Российской Федерации о труде и об охране труда» от 14. 02. 01 г. № 19//БИЛ. 2001. -№ 9.
- Постановление Минтруда России «Методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда» от 16. 04.01 г. № 30 // БНА. -2001. № 17.
- Постановление Министерства труда и социального развития РФ «Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях» от 24. 10. 02 г. № 73 // БНА. -2002. -№ 30.
- Постановлением Правительства РФ «О федеральной инспекции труда» № 58 от 28.01.2000 г., в ред. от 08.01.2003 г.// СЗ. № 6. — Ст. 760.
- Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития в Российской Федерации» от 30. 06.2004 № 321, в ред. Постановления Правительства № 904 от 31.12.2004 г.//СЗ РФ 2004 — № 28 — ст. 2898.
- Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости от 30. 06.2004 № 324 // СЗ РФ -№ 28-ст. 2901
- Постановление Пленума ВС РФ от 24.03.2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении кодекса РФ об административных правонарушениях"1. Монографии и публикации
- Агапов А.Б. «Административная ответственность». Учебник. М. Статут, 2004 г.
- Алехин А.П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации. Учебник. М., 1997
- Алехин А.П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации. Учебник. М., 2001.
- Алексеев С.С. Общая теория права. М., 1982. Т.2
- Административное право. Учебник /Под ред. Попова JI.JI. М., 2002.
- Административное право / М. И. Еропкин, Т. И. Козырева, А. Е. Лунев и др.- учебник под ред. А. Е. Лунева. М., 1970.
- Антонова В.П. О некоторых актуальных проблемах административного права (По материалам «Лазаревских чтений») //Государство и право. 1997. № 6.С. 18−20.
- Антонова В.П. Административно-правовой статус человека и гражданина (Седьмые «Лазаревские чтения») // ж-л «Государство и право». 2003. № 11.
- Балакшин В.Н. Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении //ж-л «Законность». 1999. № 10.
- Баландин В.Н., Павлушина А. А. Проблема соотношения «материального» и «процессуального» в праве и ее значение для определения понятия «юридический процесс»// Журнал Российского права 2002. № 6.
- Баранов С. Проблемы пересмотра в порядке надзора дел об административных правонарушениях //Российская юстиция. 2003. № 7.
- Бараненков В.В. Понятие юридического лица //Государство и право. 2003. № 11.
- Бахрах Д.Н. Важные вопросы науки административного права. //Государство и право. 1993. № 2. С. 37- 45.
- Бахрах Д.Н. Административная ответственность. Пермь. 1966.
- Бахрах Д.Н. Административная ответственность. Учебное пособие. -М., 1999.
- Бахрах Д.Н. Административное право. Учебник. М., 1993.С.
- Бахрах Д.Н. Нужна специализация судей, а не судов //Российская ответственность. 2003. № 2.
- Бахрах Д.Н., Ренов Э. Н. Производство по делам об административных правонарушениях. -М., 1989
- Бахрах Д.Н. Субъекты советского административного права /Межвузовский сборник научных трудов. Свердловск. 1985.
- Бахрах Д.Н. Индивидуальные субъекты административного права //Государство и право. 1994. № 3.
- Бахрах Д.Н. Коллективные субъекты административного права //Правоведение. 1991. № 3.
- Белякова A.M. Гражданско-правовая ответственность за причинение вреда. М., 1986.
- Берензон А. Д. Гудкович С.М. Прокурорский надзор за исполнением трудового законодательства об охране труда. М., 1993.
- Братусь С.Н. Спорные вопросы теории юридической ответственности //Советское государство и право. 1973. № 4.
- Бланков А., Щеглова И. Административная ответственность за правонарушения в сфере предпринимательства //Закон. 2001. № 9
- Бойцова В.В., Бойцова В. Я. Административная юстиция: к продолжению дискуссии о содержании и значении //Государство и право. 1994. № 5.
- Бугров Л.Ю. Понятие и классификация коллективных соглашений в Российском трудовом праве //Государство и право. 2002. № 4.
- Бугров Л.Ю. Полномочия трудового коллектива //Советская юстиция. 1986. № 3
- Бурков А.Л. К вопросу об отраслевой принадлежности института административной юстиции //Журнал Российского права. 2003. № 4.
- Варов В. О типичных нарушениях законодательства о труде //Хозяйство и право. 2003. № 6. С.66−74.
- Варов В. О типичных нарушениях законодательства о труде //Хозяйство и право. 2003. № 7.
- Викторов И.С., Бессарабов В. Г., Алексеева Д. Г., Швецов А. Б. Охрана труда в Российской Федерации: новое законодательство, правоприменительная практика и прокурорский надзор. М., 2003.
- Викторов И. С. Надзор за соблюдением трудовых прав работников //Законность. -2002. № 11.
- Викторов И.С. Правовая защита конституционных прав граждан на безопасные условия труда средствами государственного надзора и контроля // Трудовое право. 2003. № 7.
- Вольдман Ю. Трудовой кодекс: его взаимодействие с Кодексом об административных правонарушениях//Хозяйство и право. 2003. № 7
- Вольдман Ю. Правовое положение работодателя //Законность. 1995. № 2.
- Вольдман Ю. Увольнение работника по инициативе работодателя //Законность. 2002. № 6.
- Галиева Р.Ф. Основополагающие принципы трудового законодательства (по материалам парламентских слушаний) //Юрист. 2003. № 3
- Гинцбург Л .Я. Дифференциация и классификация юридических гарантий // Проблемы трудового права. М., ИгиП АН, 1968.
- ГусовК.Н. Толкунова В. Н «Трудовое право России», уч-к // Москва, Ю ристь, 1999 г.//
- Дерюжинский В.Э. Административные суды в государствах Западной Европы. С.-Петербург. 1906.
- Денисенко В.В. Субъектный состав административно-деликтных отношений: проблемные вопросы теории. Ростов-на-Дону. 2001
- Денисенко В. В. Административно-деликтные отношения: содержание, нормативно-правовая регламентация, основания возникновения. Уч. пособие. Ростов-на-Дону. 2001.
- Женетль С.З. Защита прокурором в суде прав и законных интересов гражданина в сфере труда // Трудовое право. 2003. № 11
- Журавлева С.Ю., Петров С. М. Ответственность за нарушение сроков выплаты заработной платы //Справочник кадровика. 2002. № 3.
- Иванов JI. Административная ответственность юридических лиц //Российская юстиция. 2001. № 3
- Игнатюк Н. А., Шептулина Н. Н. О государственном управлении охраной труда //Журнал российского права. 2003. N 5.
- Ильиных З.К. Социалистические организации субъекты советского трудового права. — 1975. Свердловск.
- Казанцев В. Правонарушения в области предпринимательства //Закон. 2002. № 7.
- Келина С.Г. Об основаниях и последствиях декриминализации деяний //Советское государство и право. 1988. № 11.
- Коршунов Ю.Н. Надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда // Гражданин и право. 2001. № 1.
- Коршунов Ю.Н. Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве //Хозяйство и право. 1999. № 3.
- Коршунов Ю.Н. Новые изменения и дополнения в Положение о расследовании и учете несчастных случаев на производстве //Гражданин и право. 2001. № 4.
- Киселев И.Я. Трудовое право стран запада на рубеже 21 века //Государство и право. 1996. № 1.
- Кононов П.И. Законодательство об административном принуждении: проблемы кодификации //Журнал Российского права. 1998 г. № 8.
- Козлов Ю.М. Административное право в вопросах и ответах. Учебное пособие. М., 2001
- Колесниченко Ю.Ю. Некоторые вопросы административной ответственности юридических лиц//Журнал Российского права. 1999. № 10.
- Колесниченко Ю.Ю. Некоторые аспекты вины юридических лиц, привлечения к административной ответственности //Журнал Российского права. 2003. № 1.
- Конин Н.М. Предприятие как субъект административного права /Межвузовский сборник научных трудов. Свердловск. 1985.
- Коваль JI.B. Административно-деликтное отношение. -Киев, 1979.
- Коренев А.П. О разработке проекта Кодека Российской Федерации об административных правонарушениях //Актуальные проблемы административного права Российской Федерации и административной деятельности органов внутренних дел. Волгоград, 1999
- Красавчиков О.А. Сущность юридического лица//Советское государство и право. 1976. № 1.
- Кудрявцев В.Н. Причины правонарушений. М., Наука. 1976.
- Кузьмичева Г. А., Калинина JI.A. Административная ответственность. Учебное пособие. М., 2000.
- Кулинко М.В. Некоторые новеллы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях //Юрист. № 4.
- Курбатов А. Порядок взыскания административных штрафов с юридических лиц //Хозяйство и право. 2003. № 10.
- Куренной A.M. Правовое регулирование охраны труда // Законодательство. 2001. № 7.
- Кусмауль Р. Санкции за невыдачу заработной платы //Российская юстиция. 1999. № 6.
- Кухарук В.В. Новый кодекс об административных правонарушениях//Журнал Российского права. 2003. № 5.
- Лазарев Б. Административная ответственность. М., 1985.
- Лебедев В. Локальные нормативные акты, регулирующие наемный труд //Российская юстиция. 2002. № 8.
- Ломакина В.Ф. Новый кодекс об административных правонарушениях //Гражданин и право. 2002. № 3.
- Ламонов Е. Протокол рассмотрения судьей дела об административном правонарушении //Российская юстиция. 2002. № 10.
- Липинский Д.А. Несогласованность Кодекса об административных правонарушениях //Юрист. 2003. № 7.
- Лукьянов В.В. Технический прогресс, и административное законодательство //Российская юстиция. 1999. № 6.
- Лукьянов В.В. Административные правонарушения и уголовные преступления: в чем различие //Государство и право. 1996. № 3.
- Лунев А.Е. Административная ответственность за правонарушения. -М., 1961.
- Лупарев Е. Соотношение административно-правовых и других категорий юридических споров // Российская юстиция. 2003. № 1.
- Лушникова М.В. Государство, работодатели и работники: история, теория и практика правового механизма социального партнерства (сравнительно-правовое исследование).
- Масленников М.Л. Порядок обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях. Учеб. пособие. Калинин. 1988.
- Масленников М.Л. Производство по делам об административных правонарушениях. -М., 1994.
- Масленников М.Л. Полномочия судьи районного суда при рассмотрении дел об административных правонарушениях //Российская юстиция. 2002. № 2.
- Матвеев С.В. Субъекты административной ответственности //в кн. Субъекты советского административного права. Свердловск. 1985.
- Макашева А.Ж. Ответственность за нарушение законодательства об оплате труда //Трудовое право. 2003. № 7.
- Манохин В.М., Адушкин Ю. С., Багишаев З. А. Российское административное право. Учебник. М., 1996.
- Манохин В.М., Конин Н. М. Концепция программы курса административного права //Государство и право. 1993. № 5.
- Мачульская Е.Е. Понятие и содержание договора трудового найма по законодательству Великобритании //Вестник Московского университета. 1997. № 4.
- Минашкин А.В. Проблемы административной ответственности юридических лиц // Журнал Российского права. 1998. № 7.
- Михайлов Ф.Н., Желтов О. Б. // Закон и право. 2002. № 12.
- Мокрецова Т.М., Кузнецова Т. К. Применение судьями Кодекса РФ об административных правонарушениях //Арбитражная практика. 2003. № 2.
- Никишина И., Рыбакова Е. Особенности нового Трудового кодекса // Закон. 2002. № 9.
- Ноздрачев А.Ф., Пронина B.C., Хангельдыев Б. Б. О развитии административного законодательства //Государство и право. 1996. № 7.
- Нуртдинова А. Объединения работодателей: их права и обязанности в системе социального партнерства //Хозяйство и право. 2003. № 10.
- Никеров Г. И. Административно-процессуальное право США // Государство и право. 1997. № 12
- Овсянко Д.М. Административное право: Учебник /Отв. ред. Г. А. Туманов М., 1995.
- Овчарова Е. Административная ответственность юридических лиц //Закон. 2002. № 7
- Осокина Г. Рассмотрение жалоб в связи с наложением административных взысканий //Правоведение. 1995. № 2.
- Поддубный А.О. Административно-деликтные имунитеты. //Журнал российского права. 2003 г. N 6 .
- Попов Л.Л. Административное право. М., 2002.
- Попова Ю.А. Судопроизводство по делам, возникающим из публично-правовых отношений. Краснодар. 2002
- Полозов В., Ионова Е. Нельзя подменять трудовой договор гражданско-правовым //Российская юстиция. 2002. № 7.
- Рабирович П.М. Вопросы общей теории процессуальных норм права /В кн. Юридические гарантии применения норм права и режим социалистической законности. Ярославль. 1976.
- Радченко В.И. Компетенция административных судов нам понятна // Российская юстиция. 2001. № 6.
- Россинский Б.В. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях //Закон и право. 2002. № 12.
- Российская Е. Возможности экспертизы по делам об административных правонарушениях//Закон. 2002. № 7.
- Савельева Н. Особенности нового Трудового кодекса //Закон. 2002. № 11.
- Самощенко И.С. Понятие правонарушения по советскому законодательству. М., 1963.
- Самощенко И.С., Фарукшин М. Х. Ответственность по советскому законодательству. М., 1971.
- Соколов М.Б., Елин A.M. Делопроизводство по охране труда в организации // Справочник кадровика. 2002. № 3
- Салищева Н.Г. Процессуальные новеллы нового Кодекса //Закон. 2002. № 7.
- Салищева Н.Г. Проблемы административного процесса /Институты административного права России. М., 1999.
- Семенюта Н.Н. Современные проблемы трудового права // Государство и право.2002. № 8.
- Сафонов М.Н. Трудовые договоры: особенности практического применения //Журнал Российского права. 2003. № 7−8.
- Свечкаренко В. Трудовой договор должен быть одинаково выгоден и работнику и работодателю //Человек и труд. 1998. № 3.
- Семыкина О.В. Понятие работодателя в трудовом праве /В кн. Новое российское законодательство и практика его применения Барнаул. 1997.
- Советское административное право / под ред. П. Т. Василенкова. -М., 1990.
- Скитович В.В. Правосудие по делам, возникающим из административно-правовых отношений: история, опыт и перспективы. № 8
- Сорокин В.Д. О двух тенденциях, разрушающих целостность административной ответственности//Правоведение. 1999. № 1.
- Сорокин В.Д. Советское законодательство об административной ответственности. JL, 1975.
- Соловьев А., Фролов О. Принципы управления охраной труда // Охрана труда и социальное страхование. 2000. N 4. С.32- N 5.
- Севрюгин В.Е. Понятие правонарушения (проступка) по административному законодательству.
- Семеусов В. Особенности статуса индивидуального предпринимателя //Российская юстиция. 2003. № 3.
- Старилов Ю.Н. Административная юстиция. М., 2001.
- Студеникина М.С. Что такое административная ответственность? -М., 1990.
- Студеникина М.С. Процессуальные формы осуществления правосудия по административным делам / Судебная реформа в России: проблемы совершенствования процессуального законодательства. М., 2001.
- Студеникина М. Основные новеллы Кодекса об административных правонарушениях //Закон. 2003. № 7.
- Скобелкин В.Н. Трудовые правоотношения. М., 1999.
- Студеникина М.С. Законодательство об административных правонарушениях // Государство и право. 1981. № 7.
- Студеникина М.С. Административная ответственность должностного лица //Закон. 1998. № 9.
- Студеникина М.С. Основные новеллы Кодекса РФ об административных правонарушениях //Закон. 2002. № 7.
- Субоцкий Ю.В. Некоторые вопросы ответственности за административные правонарушения на железнодорожном транспорте //Вестник МГУ. 1957. № 4.
- Тихомиров Ю.А. Договор как регулятор общественных отношений //Правоведение. 1990. № 5.
- Хаманева Н.Ю. Новый кодекс об административных правонарушениях //Гражданин и право. 2002. № 9/10.
- Хаманева Н.Ю. Административный процесс и административная юстиция/ЛОрист. 2003. № 6.
- Хрусталев Б.Ф. Государственное предприятие субъект трудового права. — М., 1976.
- Чалая Д., Мельников С. Денежная компенсация за задержку выплаты заработной платы //Российская юстиция. 2003. № 2.
- Четвериков B.C. Административное право: Учебное пособие. -М., 1998.
- Чесовской Е. Разрешение трудовых споров // Российская юстиция. 2002. № 11.
- Чуча С. Арбитражный суд в системе органов рассматривающих трудовые споры // Российская юстиция. 2003. № 2.
- Цыганков Э.М. Вопросы налогообложения в соответствии с конституционным, гражданским и административным законодательством (теория, практика, комментарий). Тверь, 2001.
- Ушацкая А. А. Административные правонарушения и ответственность за их совершение. Рига. 1988.
- Шеломов Б. Общие положения Трудового кодекса РФ //Человек и труд. 2002. № 4.
- Шергин А.П. О системе административных взысканий /в кн. Актуальные вопросы административного права. М., 1972.
- Шергина К. Преступление или проступок? За что отвечать и по какому закону?
- Шептулина Н.Н. Ответственность должностных лиц организаций за нарушение требований охраны труда //Трудовое право. 2000. № 3., № 4.
- Шорина Е.В. Контроль за деятельностью органов государственного управления. М., 1981.
- Филатов И.Т., Илюхин Н. В. Спорный вопрос административной и дисциплинарной ответственности //Советское государство и право. 1971. № 10.
- Юсупов В. А. Должностное лицо по советскому административному праву /Государственная служба: СССР-ГДР. М., 1981. С.62−63. Ответственность в управлении. М., 1985.
- Якуба О.М. Административная ответственность. М., 1972.
- Якуба О.М. К вопросу о содержании и значении административно-правовых норм /в кн. Проблемы правоведения. Киев. 1970.
- Диссертации и авторефераты кандидатских диссертаций:
- Бодрова Н.В. Административная ответственность должностных лиц. Дис. канд. юр.наук. Саратов. 2001.
- Бирюков М.Н. Административная ответственность специальных субъектов. Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 1991.
- Герасимова Е.С. Процессуальные особенности рассмотрения судом дел о признании забастовки незаконной. Дис. канд. юрид. наук. М., 2002.
- Денисова Е.Э. Прокурорский надзор за соблюдением прав граждан на безопасные условия труда. Дис. канд. юрид. наук. М., 2001.
- Дымченко Административная ответственность организаций. Автореф. дис. канд. юрид. наук. Свердловск. 1983.
- Жильцов М.А. Правосубъектность организации как работодателя. Дис. канд.юр.наук. Екатеринбург. 2002.
- Колесниченко Ю.Ю. Административная ответственность юридических лиц. Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2000.
- Курчевская С.В. Административный договор: формирование современной теории и основные проблемы. Автореф. дис. канд. юр. наук. -Воронеж. 2002.
- Крутова JI.A. Работодатель как субъект трудового права. Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2000.
- Кухаренко А.Ю. Правовые аспекты государственного управления в области охраны труда на современном этапе: Автореф. дис. канд. юрид. наук.-М., 2001. С. 9.
- Назаров И.В. Административная ответственность организаций (юридических лиц). Автореф. дис. канд. юрид. наук. Нижний Новгород. 2002.
- Петров М.П. Административная ответственность организаций (юридических лиц). Автореф. дис. канд. юрид. наук. Саратов. 1998.
- Ситдиков В.Т. Административный штраф: проблемы теории и практики. Автореф. дис. канд. юрид. наук. СПБ. 1998.
- Чмутов В.Г. Должностное лицо как субъект административной ответственности. Автореф. дис. канд. юрид. наук. Саратов. 1983.