Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Административно-правовое регулирование регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Приоритетными направлениями деятельности органов регистрационного учета являются обеспечение прав и законных интересов граждан, охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности. Однако задачи, которые решаются государством, нередко требуют ограничения предоставленных свобод для достижения общесоциальных целей, таких как борьба с преступностью, защита населения… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Правовые основы административно-правового регулирования регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства
    • 1. Возникновение и развитие правового регулирования передвижения граждан по территории России и их регистрационного учета: историко-правовой аспект. JJ
    • 2. Сущность, правовая основа и принципы административно-правового регулирования регистрации граждан РФ по месту пребывания и месту жительства
    • 3. Система и компетенция органов исполнительной власти в сфере регистрационного учета граждан по месту пребывания и месту жительства
    • 4. Административная ответственность за правонарушения в сфере регистрации граждан по месту пребывания и месту жительства
  • Глава II. Организационные основы деятельности органов исполнительной власти по регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства
    • 1. Административная процедура осуществления регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства
    • 2. Организационно-правовые формы деятельности органов исполнительной власти в процессе осуществления регистрационного учета
    • 3. Основные направления совершенствования деятельности органов исполнительной власти по осуществлению регистрационного учета

Административно-правовое регулирование регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Конституция Российской Федерации, провозглашая основные права и свободы человека и гражданина, признала право граждан России на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства. Это право явилось органической составной частью правового статуса личности в Российской Федерации. Закрепление права на свободу передвижения стало новым этапом в формировании политики государства в области управления миграционными процессами.

Масштабы миграционных процессов в стране имеют стремительную динамику роста. По официальным данным, за последние 10 лет 27 миллионов россиян, или каждый четвертый, сменили место жительства. В надежде получить заработок в больших городах с развитой промышленной инфраструктурой, обеспечить себе жизнь в более безопасных местах люди стремятся изменить место жительства. Так, например, в 2004 году стационарный миграционный прирост в Москве с учетом регистрации мигрантов по месту жительства составил 51,6 тыс. человек. Как и в предыдущие годы, преобладала внутрироссийская миграция — на долю субъектов Российской Федерации приходилось около 91% от общего миграционного прироста.

По данным Паспортно-визового управления ГУВД г. Москвы, численность граждан, зарегистрированных в г. Москве по месту жительства, в 2004 году составила 288 тыс. человек (в том числе совершивших переезд внутри города), из них прибывших из-за пределов города по причине заключения брака — 16%, в связи с покупкой жилья — 12%. Численность граждан, зарегистрированных по месту пребывания, — 1458 тыс. человек, что на 44% больше по сравнению с 2003 годом, из них граждан из государств — участников СНГ — 591 тыс. человек. Численность граждан, прибывших из дальнего зарубежья и получивших регистрацию в Москве, в 2004 году увеличилась по сравнению с 2003 годом в 2 раза и составила 318 тыс. человек1.

Вследствие изменения отношения государства к целям регулирования передвижения граждан по стране стала возможным замена существовавшего ранее института прописки институтом регистрационного учета граждан по месту пребывания и месту жительства.

Посредством регистрационного учета, государство решает такие важные для себя задачи как: учет населениярегулирование миграционных потоковнеобходимость создания условий для реализации гражданами прав и свобод, исполнения обязанностей перед другими гражданами, государством и обществомсодействие охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.

Ранее исследование вопроса управления в области передвижения граждан России по стране проводились, в основном, в рамках анализа паспортной системы, которая направлена на обеспечение прежде всего контроля за таким передвижением. Различные аспекты реализации паспортной системы нашли свое отражение в работах А. П. Алехина, Д. Н. Бахраха, Н. И. Буденко, К. С. Вельского, И. И. Веремеенко, Ю. М. Козлова, А. П. Коренева, Ф. Е. Колонтаевского, С. В. Кузнецова, Г. С. Кускова, В. Ф. Корзана, И. Ш. Килясханова, И. Б. Кардашовой, Н. А. Лимоновой, Б. М. Лазарева, А. Е. Лунева, Л. Л. Попова, Б. В. Российского, С. С. Студеникина, А. П. Шергина и др. Однако большинство работ, посвященных регулированию отношений по поводу реализации паспортной системы, документирования и учета граждан в определенной степени утратили актуальность, поскольку были написаны в 60−80 годах прошлого столетия и не могли учесть всех изменившихся жизненных реалий. Тем не менее, эти работы являются важной научной и методологической основой для проведения современных исследований административно-правового регулирования регистрационного учета.

1 Постановление Правительства Москвы от 28.06.2005 г. № 491-ПП «О Московской городской миграционной программе на 2005;2007 годы». Вестник Мэра и Правительства Москвы. № 44.08.08.2005.

До настоящего времени институт регистрационного учета изучался либо в контексте регулирования миграции иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев, вынужденных переселенцевлибо в рамках исследования права граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительствалибо с позиции защиты границ государства от незаконных мигрантов. По существу регистрационный учет граждан, как самостоятельный институт административно-правового регулирования, до сих пор комплексно не рассматривался, хотя от надлежащего его осуществления во многом зависит обеспечение эффективного регулирования всех миграционных процессов, защита прав граждан на свободу передвижения и предотвращение правонарушений, совершаемых лицами, проживающими без документов или регистрации. Так, согласно данным пресс-конференции начальника Управления по работе с органами обеспечения безопасности Правительства Москвы Н. Куликова «О состоянии общественного порядка и безопасности в Москве» ежегодно растет общее число преступлений, совершенных приезжими. В частности за 10 месяцев 2005 года иногородними гражданами России совершено 16,2 тыс. преступлений.

Актуальность научных исследований в рассматриваемой области административно-правовых отношений обусловлена и тем обстоятельством, что на сегодняшний день ни в науке, ни в законодательстве не выработано единого подхода к пониманию таких юридических категорий, как «административно-правовое регулирование регистрационного учета граждан», «регистрационный учет граждан», практически не изучалась их структура и специфика.

Нужно принимать во внимание, что на практике при реализации права свободного передвижения возникают многочисленные проблемы, связанные с нормативным регулированием данного процесса. Необходимо четко установить, что должно являться определяющим при административно-правовом регулировании регистрационного учета граждан России.

Отсутствие систематизированного законодательства в области регистрационного учета выявляет объективную необходимость анализа

2 Состоялась 07.12.2005 г. данные Информационного центра Правительства Москвы. нормативной правовой базы Российской Федерации в области государственного управления деятельностью по регистрационному учету граждан с одновременной выработкой мер по совершенствованию административно-правового регулирования регистрационного учета граждан России в процессе их передвижения по стране.

В условиях формирования в России правового государства возникает необходимость повышения качества правовой регламентации деятельности органов регистрационного учета с соблюдением баланса интересов государства и защиты прав и свобод граждан при их реализации. Необходимо устранить такие нарушения правил регистрационного учета, когда от наличия регистрации по месту жительства ставится в зависимость возможность человека пользоваться многими другими правами и свободами (на охрану здоровья, на труд, на образование и др.).

Приоритетными направлениями деятельности органов регистрационного учета являются обеспечение прав и законных интересов граждан, охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности. Однако задачи, которые решаются государством, нередко требуют ограничения предоставленных свобод для достижения общесоциальных целей, таких как борьба с преступностью, защита населения от неконтролируемой миграции, недопущение бесконтрольного разрастания городов-мегаполисов и др. Разрешение этого противоречия между задачами регистрационного учета и деятельностью государства по обеспечению безопасности требует строгой правовой регламентации возможности ограничения права на свободу передвижения, выбора места жительства и пределов вмешательства государства в реализацию гражданином России предоставленной свободы посредством правил регистрационного учета.

Поэтому представляется весьма актуальным изучение вопросов административно-правового регулирования регистрации граждан по месту пребывания и месту жительства, выявление составляющих элементов такого регулирования и его пределов, определение понятия и принципов регистрационного учета, рассмотрение проблем административной ответственности за нарушение правил регистрационного учета, основных организационно-правовых форм деятельности органов регистрационного учета в процессе осуществления регистрации.

Степень разработанности темы исследования. Признание государством права граждан России на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации обусловило появление научных работ, посвященных изучению этого права.

В диссертации использовались и учитывались труды российских и зарубежных ученых и исследователей: В. Б. Аверьянова, С. С. Алексеева, Г. В. Атаманчука, М. Г. Арутюнова, З. А. Багишаева, Д. Н. Бахраха, И. Л. Бачило, Н. И. Буденко, Л. Д. Воеводина, М. И. Еропкина, А. Н. Жеребцова, Ж. А. Зайончковской, Т. И. Заславской, У. Изарда, А. А. Кауфмана, И. Ш. Килясханова, Ю. М. Козлова, А. П. Коренева, Ю. А. Кудрявцева, Б. М. Лазарева, Э. Ли, В. М. Манохина, М. Мэтьюз, В. И. Переведенцева, Л. Л. Попова, Т. М. Регент, Л. Л. Рыбаковского, Н. Г. Салищевой, В. Д. Сорокина, Ю. Н. Старилова, С. С. Студеникина, Ю. А. Тихомирова, Г. А. Туманова, О. С. Чудиновских, А. П. Шергина, X. Штейнина и других.

Немало ценного материала содержится в диссертационных исследованиях, посвященных свободе передвижения, выбору места пребывания и жительства (И.В. Плаксина, О. В. Ростовщикова, К. И. Руднева, А.В.Филатов), правовому статусу беженцев и вынужденных переселенцев (А.Н. Жеребцов, Ю. В. Герасименко, О.В. Губина), вопросам влияния миграционных процессов на преступность (Ю.И. Вьюнов, С.Е. Метелев), вопросам регулирования миграционных потоков, связанных с передвижением по России иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев (Л.В. Андриченко, В. В. Востриков, Г. Е. Алексеев, С.П. Хома), вопросам реализации правил паспортно-регистрационной системы (В.Ю. Дибель, И. В. Кузурманова, Ю. Н. Сосновская, И.Ю. Сизов). Что же касается проблем административно-правового регулирования регистрации граждан России по месту пребывания и месту жительства, то они не подвергались самостоятельному комплексному монографическому исследованию.

Между тем регистрационный учет, как институт, направленный на обеспечение реализации гражданами России прав и свобод, а также исполнение ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом, нуждается в обстоятельном научном осмыслении, поскольку именно посредством норм этого института государство осуществляет регулирование передвижения граждан по стране. Все это и обусловило выбор темы диссертационного исследования.

Объект и предмет диссертационного исследования.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе административно-правового регулирования регистрации граждан по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации.

Предметом исследования являются историко-правовые, нормативно-правовые и организационные основы регулирования регистрационного учета, проблемы совершенствования административно-правового и организационно-правового регулирования указанного института.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационного исследования является анализ состояния административно-правового регулирования регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации и поиск путей его совершенствования. В соответствии с названной целью автор поставил следующие задачи:

1) раскрыть понятие и содержание таких категорий, как «административно-правовое регулирование регистрации граждан по месту пребывания и месту жительства» и «регистрационный учет»;

2) установить основные цели и задачи, которые стоят перед. регистрационным учетом, выделив основные исторические этапы его становления и развития;

3) определить основные принципы регистрационного учета, взаимосвязь регистрационного учета с правом граждан на свободу передвижения, с «паспортно-регистрационной системой" — сравнить регистрационный учет с институтом «прописки»;

4) рассмотреть проблемы административной ответственности в области регистрационного учета граждан и предложить необходимые изменения в области законодательства об административной ответственности за нарушения правил регистрационного учета;

5) проанализировать и критически оценить основные организационно-правовые формы деятельности органов исполнительной власти при осуществлении регистрационного учета, предложить более эффективные способы осуществления регистрационного учета граждан;

6) на основе исследования выявить основные направления административно-правового регулирования регистрации граждан, определить пути совершенствования этого регулирования, а также дать оценку уже имеющимся предложениям и рекомендациям в этой области.

Методологическую основу исследования составляют общенаучные методыдиалектический, анализа и синтеза, индукции и дедукции, аналогииэмпирическиечастнонаучные методы — сравнительного правоведения, системный, исторический, формально-логический метод толкования права, частный формально-юридический метод (с целью выработать рекомендации по совершенствованию законодательства) и другие. Применение различных методов и научных достижений в их сочетании помогает раскрыть предмет диссертации в разнообразных ракурсах и деталях и решить поставленные автором задачи.

Эмпирическая и теоретическая основа исследования.

Эмпирическую базу работы составляют данные правоприменительной практики, материалы статистических и социологических исследований, сведения, полученные из публикаций в периодической печати. Автор опирался на фактический материал, нашедший свое отражение в судебных решениях, докладах Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, средствах массовой информации и др.

Теоретическая основа исследования состоит из научных трудов в области истории государства и права, теории государства и права, государственного управления, конституционного, административного, муниципального и других отраслей права, относящихся к проблематике диссертации.

Правовой основой диссертационного исследования являются Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, приказы Министерства внутренних дел Российской Федерации и иных органов исполнительной власти Российской Федерации, нормативные правовые акты СССР, международные правовые акты.

Научная новизна диссертации определяется тем, что она является одним из первых монографических исследований, специально посвященных изучению проблем административно-правового регулирования регистрационного учета граждан России, осуществляемого в процессе их передвижения при выборе места пребывания или жительства. Регистрационный учет рассмотрен как самостоятельный правовой институт в системе реализации и защиты прав граждан и как форма управления государством миграционными процессами.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Автором дается определение понятий «административно-правовое регулирование регистрации граждан по месту пребывания и месту жительства» и «регистрационный учет граждан Российской Федерации», выявляется их сущность.

2. Раскрывается соотношение понятий «регистрационный учет», «паспортная система», «прописка», «паспортно-регистрационная система» путем выявления их содержания и специфики.

3. Исходя из того, что в законодательстве не выделены основные принципы регистрационного учета, автор предлагает систему принципов регистрационного учета как обязательную базу правового регулирования общественных отношений, возникающих в сфере регистрации граждан по месту пребывания и месту жительства.

4. Автор обосновывает необходимость рассмотрения регистрационного учета не только в качестве формы управления миграционными процессами, но и в качестве самостоятельного правового института в системе реализации и защиты прав граждан.

5. Выделяются основные направления, по которым должна осуществляться деятельность по совершенствованию административно-правового регулирования регистрационного учета граждан.

6. Автором дается характеристика производства по регистрации граждан по месту их пребывания и месту жительства как самостоятельного вида административно-процедурного производства, имеющего целью обеспечение законных прав граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства, а также обеспечение эффективной работы органов регистрационного учета по реализации задач и функций паспортно-регистрационной системы.

7. Обосновывается необходимость разработки и принятия специального федерального закона «О регистрационном учете граждан Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства», вносятся предложения по его структуре и содержанию.

8. Вносится предложение об установлении административной ответственности за нарушение правил в области регистрационного учета должностных лиц самих органов регистрационного учета и доказывается невозможность установления административной ответственности за регистрационный учет должностных лиц органов, не обладающих полномочиями по осуществлению регистрационного учета (к числу таких лиц относятся, например, должностные лица жилищно-эксплуатационных организаций государственного и муниципального жилищных фондовгостиниц, санаториев, больниц и других учреждений социального назначениякоммерческих организацийдругих государственных и муниципальных организаций и учреждений, имеющих жилищный фонд на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления).

9. В целях создания надлежащих условий для реализации прав и свобод граждан, совершенствования деятельности по регулированию передвижения граждан России по стране вносятся практические предложения о необходимости упрощения процедуры регистрации граждан по месту пребывания.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Теоретическое значение диссертации состоит в том, что в ней впервые комплексно рассматриваются аспекты административно-правового регулирования регистрационного учета граждан. Теоретические положения работы в известной мере восполняют пробелы в науке административного права в вопросах, относящихся к исследуемой тематике, и могут быть использованы в процессе дальнейших научных исследований.

Практическая значимость диссертации состоит в обосновании автором выводов и предложений по совершенствованию законодательства в области регистрационного учета, оптимизации принимаемых решений и повышения эффективности деятельности органов регистрационного учета.

Апробация результатов исследования.

Основные положения диссертационного исследования нашли свое отражение в выступлениях автора на конференциях по вопросам административного права и опубликованных научных статьях автора.

Структура и объем диссертации

обусловлена характером поставленной цели и перечнем задач исследования, а также избранной автором логикой изложения материала. Работа состоит из введения, двух глав, объединяющих семь параграфов, заключения и библиографии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование административно-правового регулирования регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации позволяет сформулировать следующие выводы и на этой основе выдвинуть предложения по совершенствованию административно-правового регулирования указанного процесса.

Анализ вероятных направлений развития исследуемой сферы общественно-государственных отношений с учетом новых требований, возникающих в связи с изменением социально-политической обстановки в мире, производился путем исследования исторических процессов через их отражение в праве. Результаты исторического анализа основных этапов развития системы контроля государства за передвижением своих подданных указывают, что юридическая возможность граждан передвигаться и выбирать место жительства в России, равно как и в других странах, в историческом развитии находилась в прямой зависимости от сущности и динамики социально-экономических отношений и политико-правового устройства.

Несмотря на постоянную модификацию системы документирования и прописки (регистрации) населения, осуществляемую на территории нашего государства в течение многих веков, функции, обеспечивающие выполнение поставленных перед указанной системой задач, независимо от политического устройства оставались неизменными: функция надзора за населениемфункция статистического учета населенияфискальная функциярегулятивная функция.

Исторический анализ государственного регулирования передвижения граждан России по ее территории показал, что регистрационный учет граждан на всем протяжении своего существования являлся составным элементом паспортно-регистрационной системы.

Введение

регистрационного учета было обусловлено изменением отношения государства к возможности регулирования передвижения граждан по стране, что привело к замене существовавшего ранее института прописки институтом регистрационного учета. Регистрация является одним из важнейших способов государственного регулирования общественных отношений, обеспечения прав граждан и защиты их публичных интересов. В свою очередь, органами регистрационного учета в процессе осуществления регистрационного учета выполняются как специальные задачи и функции, свойственные именно регистрационному учету, так и общие задачи и функции, стоящие перед органами внутренних дел. Налаженный регистрационный учет граждан в процессе их передвижения должен способствовать совершенствованию и эффективности всей системы управления миграционными процессами. Именно поэтому следует рассматривать регистрационный учет не только как форму управления миграционными процессами, но и как самостоятельный правовой институт в системе реализации и защиты прав граждан.

Нужно принимать во внимание, что на практике при реализации права свободного передвижения возникают многочисленные проблемы, связанные с нормативным регулированием данного процесса. Основные принципы регистрационного учета должны быть положены в основу законодательной и правоприменительной практики регулирования регистрационного учета граждан России при передвижении их по территории страны. Только надлежащее соблюдение указанных принципов будет способствовать, с одной стороны, эффективному осуществлению гражданами своих прав и свобод, а с другой стороны — эффективному регулированию внутренних миграционных процессов со стороны государства.

К числу таких принципов относятся:

1. Регистрационный учет граждан по месту пребывания и месту жительства основывается на неотъемлемом праве граждан России на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах страны;

2. Ограничение права граждан России на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах страны допускается только на основании закона;

3. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, законами РФ, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации;

4. Регистрация носит уведомительный характер, предполагающий обязанность органов регистрационного учета зарегистрировать граждан по месту пребывания и месту жительства в случае обращения последних с подобными заявлениями;

5. Действия и бездействие государственных или иных органов, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и иных юридических и физических лиц, затрагивающие права на свободу передвижения, могут быть обжалованы в вышестоящий, в порядке подчиненности, орган, вышестоящему должностному лицу либо непосредственно в суд.

6. Регистрация по месту пребывания производится без снятия с регистрационного учета по месту жительства;

7. В случае отсутствия регистрации по месту жительства, регистрация по месту пребывания производится на общих основаниях;

8. Регистрация граждан по месту пребывания и месту жительства осуществляется на бесплатной основе.

Регистрационный учет граждан России представляет собой специальный учет граждан по месту пребывания и месту жительства, носящий уведомительный характер, осуществляемый в установленном законом порядке органами регистрационного учета, подтверждающий факт нахождения лица в определенном месте, в котором он пребывает или проживает, и направленный на обеспечение необходимых условий для реализации гражданами их прав и свобод, исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

Обязательным условием реализации правил регистрационного учета является положение о том, что регистрационный учет может и должен служить средством контроля за передвижением населения, но только в тех случаях, когда это осуществляется в рамках закона и в целях обеспечения безопасности государства, общества, личности.

Сравнительный анализ таких институтов, как «регистрационный учет» и «паспортно-регистрационная система», «прописка» и «паспортная система», позволяют говорить о том, что институты «прописки» и «регистрации» в своей основе содержат различные подходы к государственному регулированию передвижения населения России по стране. Такой вывод можно сделать, если сравнивать нормы закона, регулирующие прописку и регистрацию на территории нашей страны. Однако, столкновение целей регистрационного учета, предусмотренных в Законе РФ «О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», и функций, которые государство возлагает на указанный институт, приводит к ряду ограничений в праве граждан России на свободу передвижения, прежде всего со стороны законодательных органов субъектов Федерации, а также со стороны самих органов регистрационного учета.

Особенностью регистрационного учета является то обстоятельство, что он осуществляется органами внутренних дел, наделенных властными полномочиями, прежде всего правоохранительного характера. Федеральной миграционной службой в процессе осуществления регистрационного учета выполняются как специальные задачи и функции, свойственные именно регистрационному учету, так и общие задачи и функции, стоящие перед органами внутренних дел. Так, например, Федеральная миграционная служба осуществляет как функцию регистрационного учета, так и функцию контроля за исполнением законодательства о регистрационном учете. Такое совмещение может привести к коллизии функций, возложенных на эти органы. Для устранения подобных коллизий необходима дальнейшая работа по нахождению нужного баланса по совмещению указанных функций.

Административное регулирование в области регистрационного учета требует безусловного усовершенствования. Можно выделить два основных направления, по которым должна осуществляться деятельность в области совершенствования правового регулирования регистрации граждан России по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации: совершенствование правового регулирования, направленного на эффективное сочетание как интересов государства, так и интересов отдельного гражданина, где приоритетным началом такого сочетания должны выступать права и свободы гражданина. При этом совершенствование нормативного регулирования в указанной области должно осуществляться преимущественно не путем устранения противоречий в действующих нормативных актах, а путем создания новой, более эффективной системы регистрационного учета граждан.

— совершенствование деятельности органов регистрационного учета граждан, которое должно привести к созданию единой системы таких органов, исключающей дублирование полномочий, предусматривающей четкую ответственность должностных лиц этих органов за нарушения в области обеспечения права граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, в области регистрационного учета.

Основные практические предложения по совершенствованию административно-правового регулирования в указанной области, по мнению автора, могут быть такими:

1. Необходимость использования опыта других стран в области регистрационного учета, а также особенностей федеративного устройства Российской Федерации при разработке специального Закона о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства.

2. Изменение положений об административной ответственности в области регистрационного учета, с тем, чтобы включить в качестве самостоятельного субъекта административного правонарушения в области регистрационного учета должностных лиц органов, осуществляющих такой учет.

Принимая во внимание мнение ряда авторов, предлагающих предусмотреть в Кодексе РФ об административных правонарушениях статью, устанавливающую ответственность должностных лиц органов регистрационного учета за нарушения права граждан свободно передвигаться, выбирать места пребывания и жительства, считаем необходимым включить в КоАП РФ состав, предусматривающий ответственность должностных лиц органов регистрационного учета за незаконный отказ в постановке на регистрационный учет, незаконную постановку на учет и незаконное снятие с регистрационного учета граждан по месту проживания.

3. В целях устранения нарушения прав граждан при осуществлении регистрационного учета, с одной стороны, и создания предпосылок для упрощения процедуры регистрации, с другой, необходимо введение на уровне закона разграничения таких понятий, как регистрация по месту жительства (пребывания) и право на жилое помещение.

4. Следует отметить, что преодоление несовершенства в деятельности органов регистрационного учета возможно также путем функционирования более упрощенной процедуры регистрации граждан, особенно по месту пребывания. Как вариант предлагается образование специальных пунктов регистрационного учета по месту пребывания, куда гражданин должен обратиться при прибытии в другой регион и оставить информацию о своем фактическом месте нахождения.

5. Автор считает необходимым внести изменения в «Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации», утвержденные Постановление Правительства РФ от 17.07.1995 г. № 713 (в ред. от 22.12.2004 г.), и в соответствующие Правила, принятые на уровне субъектов Российской Федерации, исключив положения об установлении особой категории «должностных лиц, ответственных за регистрацию граждан по месту пребывания и месту жительства». Не могут нести ответственность за регистрацию граждан должностные лица, которые правом регистрации не наделены. Только должностные лица органов регистрационного учета, наделенные правомочием по регистрации, могут нести ответственность за неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих обязанностей.

6. Регистрационный учет, с точки зрения администрирования, — это возможность для государства иметь наиболее полное представление о месте нахождения своих граждан, об их количестве. Объективная информация о зарегистрированных гражданах, об их местонахождении будет давать правдивую картину о состоянии дел, поможет своевременно реагировать на проблемные ситуации в области внутренней миграции, предотвращать правонарушения.

Существенным недостатком в области информационного обеспечения регистрационной системы является то обстоятельство, что единая информационно-вычислительная система органов внутренних дел в наши дни еще не создана. В идеале такая система (база данных) должна включать адресно-справочные и паспортно-визовые разделы, а также взаимодействовать с подобными базами данных ЗАГСа, ФСБ и МИД России. Результатом разработки и внедрения федеральных ИС должно являться единое информационное пространство органов внутренних дел Российской Федерации, представляющее совокупность информационных ресурсов, банков данных, технологии их формирования, ведения и использования, систем передачи данных, телекоммуникационных сетей и систем, функционирующих на основе единых принципов и согласованных информационных протокол обмена данными.

Положения и выводы настоящей работы, не претендуя на исчерпанность и бесспорность, могут, с нашей точки зрения, быть полезны в ходе научных разработок проблем административно-правового регулирования регистрационного учета граждан России, в процессе реализации ими права на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Всеобщая декларация прав человека (Принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10.12.1948 г.). — Российская газета. -1998.-10 дек.
  2. Конвенция о защите нрав человека и основных свобод (Рим, 04.11.1950 г.) — СЗ РФ-2001.-№ 2.-Ст. 163.
  3. Международный накт о гражданских и политических правах (Нью- Йорк, 19.12.1966 г.). — Ведомости Верховного Совета СССР. — 1976. -№ 17 (1831).-Ст.291.
  4. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19.12.1966 г.). — Ведомости Верховного Совета СССР. — 1976.-№ 17(1831).
  5. Протокол № 4 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод // Международные акты о правах человека. Сборник документов. — М.:НОРМА-ИНФРА, 1999. — 553−555.Нормативно-правовые акты Российской Федерации
  6. Декларация прав и свобод человека и гражданина. — Ведомости СНД и ВС РСФСР 1991. -№ 52.-СТ. 1865.
  7. Декларация Верховного Совета СССР от 14 ноября 1989 г. «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихсянасильственному переселению, и обеспечении их прав». — Ведомости СНД и ВССССР. -1989. — № 23. — Ст. 449.
  8. Конституция Российской Федерации. — Российская газета. № 237. 25.12.1993.
  9. Гражданский кодекс РСФСР — ВВС РСФСР. 1964.-№ 24. Ст. 407. (с последующими изменениями).
  10. Гражданский Кодекс РФ. Часть 1. — СЗ РФ 05.12.1994. № 32. Ст. 3301. (с последующими изменениями).
  11. Жилищный Кодекс РФ. — СЗ РФ 03.01.2005 г. № 1 (часть 1). ст. 14. (в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ).
  12. Закон РСФСР «О милиции» от 18 апреля 1991 г. (в ред. законов РФ от 18.02.1993- 01.07.1993 г.) — ВВС РСФСР. 1991, № 16. Ст.5ОЗ.
  13. Закон Российской Федерации от 14 июля 1992 г. № 3297−1 «О закрытом административно-государственном образовании». — Ведомости СНД РФ и ВС РФ1992. № 33. Ст. 1915. (с последующими изменениями).
  14. Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. Ш 4530−1 «О вынужденных переселенцах». — СЗ РФ, 25.12.1995, JVb 52, ст. 5110- (споследующими изменениями).
  15. Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. № 4528−1 «О беженцах». — Ведомости СНД и ВС РФ, 25.03.1993, No 12, ст. 425. (с последующими199изменениями).
  16. Закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. N2 4730−1 «О Государственной границе Российской Федерации». — Ведомости СНД РФ и ВС РФ.1993. Ш 17. Ст. 594. (с последующими изменениями).
  17. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». -СЗ РФ. 1994. JVb35, СТ. 3648. (с последующими изменениями).
  18. Федеральный закон от 23 февраля 1995 г. № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах». — СЗ РФ. 1995.№ 9,СТ.713. (с последующими изменениями).
  19. Федеральный закон от 14 марта 1995 года JST" 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях». — СЗ РФ. 1995. № 12, ст. 1024. (с последующимиизменениями).
  20. Федеральный закон от 23 июня 1995 г. № 93-ФЗ «О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия вдеятельности по поддержанию или восстановлению международного мира ибезопасности». — СЗ РФ 1995. № 26. Ст. 2401.
  21. Федеральный закон от 06.02.1997 г. № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации». — СЗ РФ. 1997. № 6.Ст.711(с последующими изменениями).
  22. Федеральный закон от 25 июля 1998 года № 130-ФЗ «О борьбе с 200терроризмом». — СЗ РФ. 1998.№ 31, ст.38О8. (с последующими изменениями).
  23. Федеральный закон от 27 мая 1998 г. «О статусе военнослужащих». — СЗ РФ. 1998. № 22. Ст. 2331.
  24. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. JVb 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения». — СЗ РФ. 1999. № 14, ст.165О. (споследующими изменениями).
  25. Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении». — СЗ РФ. 2001. № 23. Ст. 2277. (в ред. Федеральныхконституционных законов от 30.06.2003 N 2-ФКЗ, от 07.03.2005 N 1-ФКЗ).
  26. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». — Российская газета № 6. 12.01.2002. (с последующими изменениями).
  27. Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении». — СЗ РФ. 2002. № 5, ст. 375.
  28. Указ Президента Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». — Российскаягазета. — 2004. — 12 марта.
  29. Указ Президента РФ от 19.07.2004 г. № 928 «Вопросы Федеральной миграционной службы». — СЗ РФ.26.07.2004.№ 130. ст. 3150. (в ред. УказовПрезидента РФ от 06.10.2004 N 1285, от 07.05.2005 N 516, от 21.12.2005 N 1497).
  30. Указ Президента РФ от 19.07.2004 г. № 927 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации». — СЗ РФ. 26.07.2004. № 30. ст. 3149. (в ред. Указа Президента РФ от 29.12.2005 N 1554, с изм., внесенными Указом ПрезидентаРФ от 05.11.2004 N1407).
  31. Указ Президента РФ от 09 сентября 2000 года № 1620 «О приостановлении действия Указа Президента Республики Адыгея от 30.05.1994 г. № 83 „О мерах по ограничению миграции в Республику Адыгея“.
  32. Указ Президента Республики Адыгея от 08.11.2000года N2 157 „О признании утратившим силу Указа от 30.05.1994 г. JVa 83 „О мерах по ограничению миграции вРеспублику Адыгея“.
  33. Распоряжение Правительства РФ от 15 марта 2005 г. № 277-р „Об утверждении Концепции создания государственной системы изготовления.202оформления и контроля паспортно-визовых документов нового поколения“. — СЗРФ. 2005. № 12. ст. 1068.
  34. Приказ Федеральной миграционной службы Российской Федерации от 1 февраля 1999 г. JVTs 5 „Об утверждении Инструкции о проведении ежегодногопереучета лиц, признанных беженцами на территории Российской Федерации“. -Российская газета. 1999. 24 марта. 35. Приказ МВД России от 16 сентября 2002 г. JV“ 900. „О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции“. -Российская газета. JVb 225. 2002. 27 ноября, (с последующими изменениями).
  35. Приказ МВД РФ от 04 марта 2004 года N2 142 „Об утверждении Положения о главном Паспортно-визовом управлении МВД РФ“.
  36. Приказ МВД РФ от 28 февраля 2005 г. № 132 „Об утверждении Регламента взаимодействия МВД России с федеральными органами исполнительной власти“. -Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», N25, 20.06.2005.
  37. Приказ МВД РФ от 02 декабря 2005 г. № 983 «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Федеральной миграционной службы». -Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 51,20 319.12.2005.
  38. Заключение Комитета Конституционного надзора СССР от 11 октября 1991 г. Ко 26 (2−1) «О разрешительном порядке прописки граждан». — Ведомости СНД иВС СССР, 13.11.1991, N46, ст. 1307.
  39. Заключение Комитета конституционного надзора Верховного Совета СССР «О законодательстве по вопросам прописки граждан» от 26 октября 1990 г. № 11 (2−1). — Ведомости СНД и ВС СССР.-1990.-№ 47.-Ст. 1004.
  40. Постановление Конституционного Суда РФ от 25 апреля 1995 г. JV" 3-П «По делу о проверке конституционности частей первой и второй статьи 54Жилищного кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданки Л.Н.Ситаловой». — СЗРФ. 1995.№ 18. Ст. 1708.
  41. Постановление Конституционного Суда РФ от 16 мая 1996 г. № 12-П «По делу о проверке конституционности пункта „г“ статьи 18 Закона РоссийскойФедерации „О гражданстве Российской Федерации“ в связи с жалобойА.Б.Смирнова». — СЗ РФ. 1996.2 21. Ст. 2579.
  42. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции206Российской Федерации при осуществлении правосудия». — БюллетеньВерховного Суда РФ. 1996. № 2.
  43. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при примененииКодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». -Бюллетень Верховного суда РФ. №. 6. 2005.
  44. Решение Верховного Суда Российской Федерации от 20 июля 1998 г. N гкпи 98−230. — Бюллетень Верховного Суда РФ, № 2, 1999 (извлечение)
  45. Постановление Правительства Москвы от 28 сентября 1993 г. № 885 «Об утверждении Программы информатизации г. Москвы». — Вестник Мэрии Москвы, J221, ноябрь 1993 г. (с последующими изменениями).
  46. Распоряжение мэра Москвы от 23 февраля 1996 г. № 85-РМ «Об утверждении Программы усиления борьбы с преступностью в Москве на1996 год». — Вестник мэрии Москвы. 1996. N2 6 (1308).
  47. Распоряжение Правительства Москвы от 25 декабря 2001 г. № 548-рп «Об утверждении программы борьбы с преступностью в г. Москве на 2002 год». -Вестник Мэрии Москвы, № 4, январь 2002 г.
  48. Распоряжение Мэра Москвы от 04.06.2001 г. № 552-РМ «Об открытии пункта миграционного учета на Рижском железнодорожном вокзале» утвержденоПоложение о пункте миграционного учета на рижском железнодорожном вокзале". Вестник Мэрии Москвы, К" 23, июнь 2001 г.
  49. Постановление Правительства Москвы от 31.07.2001 г. № 707−1111 «О Московской городской программе миграции на 2002−2004 годы». — Вестник Мэрии208Москвы, № 32, август 2001. (в ред. постановления Правительства Москвы от26.07.2005 N 561-ПП).
  50. Постановление Правительства Санкт-Петербурге от 07 сентября 2004 года JST" 1472 «Об утверждении Положения о Государственном регистре населения Санкт-Петербурга».
  51. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 30 октября 1981 г.- Ведомости Верховного Совета СССР. — 1981. — JST" 44.
  52. Соглашение между Правительством Российской Федерации и администрацией Ростовской области от 29 мая 1996 г «О разграниченииполномочий при решении вопросов регулирования миграционных процессов». -Российская газета. 1996. 17.
  53. Указ «О возвращении в прежние места беглых крестьян и бобылей» от 1721 г. — Российское законодательство Х-ХХ веков. В девяти томах.Т. 4. Законодательство периода становления абсолютизма. — М.: Юрид.лит., 1986.-С. 108−115.
  54. Манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав со- стояния свободных сельских обывателей, и об устройстве их быта» от 19февраля 1861 г. — ПСЗ. — 2. — Т. XXXVI. — Отд. 1. — № 36 650.
  55. Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» от 17 октября 1905 г. — СУ-1905. — Отд. 1. — Ст. 1658.98. «Основные государственные законы» от 23 апреля 1906 г, // СУ — Отд. 1. -№ 98.-Ст. 603.
  56. Указ «О наказании крестьян и бобылей за неповиновение своим владельцам и за побеги» от 1913 г. — Российское законодательство Х-ХХ веков. В девяти томах.Т. 4. Законодательство периода становления абсолютизма. — М. Юрид. лит., 1986. -С. 79−115.
  57. Конституция (Основной Закон) РСФСР 1918 г. — СУ РСФСР. — № 51. — Ст. 582.
  58. Декрет СНК РСФСР «О трудовых книжках для нетрудящихся». — Со- брание указов и распоряжений правительства РСФСР. -1918.-^273.- Ст. 792.
  59. Гражданский кодекс РСФСР 1922 г. — СУ РСФСР. — 1923. — Ш 54. — Ст. 5301.
  60. Декрет ВЦИК и СЕК СССР «Об уничтожении сословий и гражданских чинов». — Собрание указов РСФСР. — 1917. — № 3. — Ст. 31.
  61. Декрет ВЦИК и СНК «О введении трудовых книжек в городах Москве и Петрограде» от 25 июня 1919 г. — Собрание указов и распоряжений ПравительстваРСФСР РСФСР. — 1919. — № 28. — Ст. 315.
  62. Декрет ВЦИК и СНК РСФСР от 26 июня 1923 г. «Об удостоверении личности». — СУ РСФСР. — 1923. — № 61. — Ст. 575.
  63. Постановление СНК РСФСР от 28 апреля 1925 г. «О прописке граждан в городских поселениях». — СУ РСФСР — 1925. — № 28 — Ст. 197.
  64. Уголовный кодекс РСФСР 1926 г. — СУ РСФСР — 1926. — № 80. -Ст. 600.
  65. Постановление ЦИК и СНК СССР от 1 февраля 1930 г. «О мероприятиях по укреплению социалистического переустройства сельского хозяйства в районахсплошной коллективизации и по борьбе с кулачеством». — СЗ CCCP.-1930.-J29.-CT.105.
  66. Постановление Президиума ЦИК СССР от 17 марта 1934 г. «Об обяза- тельной выборке паспортов гражданами, переезжающими на длительное илипостоянное жительство в местности, где введена паспортная система». — СЗ СССР. -934.-№ 16.-Ст. 119.
  67. Положение о паспортах: Утверждено Постановлением Совета Министров от 21 октября 1953 г. — Бюллетень исполнительного комитета Московскогогородского Совета депутатов трудящихся. — 1955. — № 11. — 25 (извлечение).
  68. Уголовный кодекс РСФСР 1960 г. — Ведомости Верховного Совета РСФСР.-1960.-№ 40.
  69. Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик. — Ведомости Верховного Совета СССР. — 1961. — № 50. — Ст. 525.212
  70. Постановление Совета Министров СССР от 25 июня 1964 г. № 585 «Об утверждении Положения о прописке и выписке населения в городе Москве».
  71. Положение о прописке и выписке населения в городе Москве, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 25 июня 1964 г. № 585.
  72. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1966 г. «Об ад- министративном надзоре органов милиции за лицами, освобожденными из местлишения свободы». — Ведомости Верховного Совета СССР. — 1966.-JN230.-CT. 597.
  73. Положение о паспортной системе в СССР: Утверждено Постановлением Совета Министров СССР от 28 августа 1974 г. — СП СССР. — 1974. — № 19.-Ст. 109.
  74. Постановление Совета Министров СССР от 28.08.1974 г. № 678 «О некоторых правилах прописки граждан» // Собрание Постановлений СоветаМинистров СССР. — 1974. — № 19. — Ст. 110.
  75. Постановление Совета Министров СССР «Об утверждении Положения о паспортах». — Бюллетень Исполкома Московского городского Совета депутатовтрудящихся. 1955. — № 11.
  76. Конституция (Основной Закон) СССР 1977 г. — Ведомости Верховного Совета СССР. -1977. — № 41. — Ст. 617.
  77. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях от 20.06.1984 г. — Ведомости Верховного Совета РСФСР от 05.06.1984. — № 27. — Ст.909.Учебники, учебные пособия и монографии
  78. В.Б. Функции и организационная структура органа госу- дарственного управления. — Киев: Паук, думка, 1979. — 150 с.
  79. А.Б. Административное право. Учебник. — М. Дашков и К. 2004.- 930с.
  80. А.П., Кармолицкий А. А. Административное право России. М. Зерцало. 2006. 712с.213
  81. С. Проблемы теории государства и права, — М . 1987. — 446с.
  82. С. Право: азбука-теория-философия. Опыт комплексного исследования. — М. Статут. 1999. — 790 с.
  83. С. Основы теории государства и права. Учебник. 2-е изд. — М. Юрид.лит. 1971.-406с.
  84. С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. — М. Юрид.лит. — 1989.
  85. И.А., Конюхова И. А. Право на свободу передвижения и законодательство Российской Федерации: актуальные проблемы теории ипрактики. Государство и право. JV" 1. 2006.
  86. Административно-правовые формы защиты прав и свобод человека и гражданина // Права человека. Учебник для вузов. — М., 1999.
  87. М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для вузов. Изд-е 4-е. — М. Норма. 2005. 816с.
  88. И.Л. Функции органов управления (Правовые проблемы оформления и реализации). — М. Юрид. лит. 1972. — 198с.
  89. Д.Н. Административное право России. — М. Изд-во «Порма-Инфра». 2000. — 640 с.
  90. Д.Н., Российский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право. — М. Порма. 2006. — 800с.
  91. Бельский К. С, Елисеев Б. П., Кучеров И. И. О системе специальных методов полицейской деятельности. — Государство и право. — М. 2003. — N2 4.
  92. В.В. Действительность паспортной системы / Сборник МВД СССР. — 185.-№ 1.
  93. Г. Н. Государственное регулирование, системное моделирование миграционных процессов в России: Монография. — Омск: ОмГТУ, 2001.-471 с.
  94. Н.И. Обеспечение паспортной системы в СССР. — М. 1985.
  95. И.И. Механизм административно-правового регулирования в сфере охраны общественного порядка. Ч. 1,2. — М. 1981−1982. — 278с.214
  96. Н.В. Конституционное правосудие. Судебное и конституционное право и процесс. Учебное пособие для вузов. — М. Закон и право. ЮНИТИ.1998.-383с.
  97. Я.Е. Население России за 400 лет (XVI-начало XX в.) — М. 1973. — 159с.
  98. Л.Д. Конституционные права и обязанности советских граждан. — М. Изд-во МГУ, 1972. — 300 с.
  99. Л.Д. Юридический статус личности в России — М.Изд-во ИНФРА-М — НОРМА, 1997 — 304 с.
  100. Ю.И. Основные миграционные процессы на Северном Кавказе // Юрист-2000.-№ 12.
  101. .Н., Елисеев Б. П. Российское административное право. М. Изд- во Норма-Инфра. 1998. — 607 с.
  102. Г. Непосредственное применение судами конституционных норм. — Российская юстиция. — М. 1995. № 12.
  103. В.М. Административное право. СПб., 1903.
  104. В.Е., Рудинский Ф. М. Социалистическая демократия и личные права. — М. Юрид. лит. 1984. — 192 с.
  105. М.Б. Миграциология. — М.: Издательство МГУ. Центр по изучению проблем народонаселения. 1989. — 96 с.
  106. В.В. Системный анализ административно-деликтных отношений.- СПб: Санкт-Петербургский университет МВД России. 2001.
  107. В.Ф. Полицейское право: пособие для студентов. 3-е изд. СПб. Сенатская типография. 1911. — 550с.
  108. Е.В., Голосниченко И. П. Организация деятельности органов внутренних дел по обеспечению правил паспортной системы в СССР. — Киев. КВШМВД СССР. 1982.-79с.
  109. К.К. Взаимодействие и координация в органах Внутренних дел. -М. ВШ МВД СССР. 1971. — 150с.
  110. М.И. Управление в области охраны общественного порядка. — М. Юрид. лит. 1965. — 215с.
  111. М.И., Попов Л. Л. Административно-правовая охрана общественного порядка. — Л. Лениздат. 1973. — 328 с.
  112. Т.Н. Основные направления деятельности полиции дореволюционной России по охране феодального и буржуазного порядка. — М. Академия МВД СССР. 1977. — 49с.
  113. А.Ф. Миграция, воспроизводство и уровень образования населения. — Киев: Наук, думка. 1982. — 178 с.
  114. .А. Миграционная ситуация в странах СНГ. — М. Наука. 2000.-186С.
  115. .А. Демографическая ситуация и расселение.- М.: Наука. 1991.- 132с.
  116. Т.Н. Статистика миграции населения. — М. Статистика. 1973.- 175с.
  117. Т.И. Процессы миграции и их регулирование в социали- стическом обществе. — М. Наука, 1979. — 238с.
  118. В.В. Учебник административного права. (Полицейское право. Право внутреннего управления), 3-е издание. — Казань. 1908. — 544 с.
  119. Л.В. Паспортно-визовая служба МВД России: регистрация граждан по месту пребывания и по месту жительства. — Домодедово. 2001.
  120. У. Методы регионального анализа. Введение в науку о регионах. М.: Прогресс, 1966. 659 с.
  121. В.А. Мировые миграции. — М. Знание. 1992. — 62с.
  122. В.П. Социальный механизм действий права. — Советское государство и право. 1970.- № 10.
  123. А.А. Переселение и колонизация. — СПб. 1910. — 184с.
  124. И.Ш. О механизме реализации конституционного права граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства. — Юридическиймир. 1998. — № 4.216
  125. Килясханов И. Ш, Институт необходимой защиты в административном праве: концептуальные основы и проблемы правового регулирования. -Административное право и процесс. 2005. — № 1.
  126. В.О. Курс русской истории. Сочинения в 9-и томах. Том
  127. Под ред. В. Л. Янина., Москва, 1989. — 476 с.
  128. Ю.М. Управление в области административно-политической деятельности советского государства. — М. 1961.
  129. Ю. М. Попов Л.Л. Административное право. — М.Юрист.-1999.- 726с.
  130. Ю.М. Классификация форм миграции населения. — Демогра- фические тетради. — Киев. 1975. — Вып.8.
  131. .П., Соловей Ю. П., Черников В. В. Комментарий к Закону Российской Федерации «О милиции». — М. Юрид.лит. 2005.
  132. А. Конституционный принцип свободы передвижения и практика Конституционного Суда Российской Федерации. — Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 2001. — № 2.
  133. Конституционный статус личности в СССР. — М. Юрид. лит. 1980. — 256с.
  134. А.П. Советское административное право. — М. Юрид.лит. 1990. — 486с.
  135. А.П. Административная деятельность органов внутренних дел. Часть особен. — М. МЮИ МВД России. Щит-М. 1999.-362.
  136. А.П. Основы управления в органах внутренних. — М.: Изд. «Щит- М». 1999.-356С.
  137. А.П. Кодификация советского административного права. -М. Юрид.лит.- 1970.
  138. В.Ф. Паспортная система и органы внутренних дел. — Минск, 1981. — 68с.
  139. В.А. ФМС России и мировое сообщество. — Миграция. -1997.- № 2.217
  140. М.В., Куракин А. В., Сосновская Ю. Н. Понятие паспортно- регистрационной системы. — Право и политика. 2005. — № 6.
  141. А.И. Особенности паспортной системы в Российской империи. — Вестник МВД России. — 2000. — № 6.
  142. В.Н., Пикитский В. И., Самощенко И. С., Глазырин В. В. Эффективность правовых норм. — М. 1980.
  143. В.Н. Криминология. Учебник. — М. 1999.
  144. В.Н. Механизм преступного поведения. Пособие. — М. 1981.
  145. Ю.А., Егорова И. Ю., Ворожейкин И. Е. Образовательное законодательство государств-участников СНГ и стран Балтии вЗ-хтт. Т.2. — М.Готика. 2003. 524с.
  146. В.А. Пути регулирования миграционных процессов в Российской Федерации. — Вопросы экономики. — 1998. — № 5.
  147. В.Д. Советская паспортная система и ее роль в борьбе с преступностью. — Киев. 1958.
  148. В.М. Развитие прав и свобод в советском государстве. — М. Юрид.лит. 1983.-192 с.
  149. Г. С. Паспортная система в СССР. Учеб. Пособие./под ред. И. Я. Аносова. — М. 1979. — 64с.
  150. Г. С. Основные этапы развития советской паспортной системы // Труды Высшей Школы МООП СССР. — Вып. 20. — М. 1968.
  151. О.Е., Шеремет К. Ф. Компетенция местных советов. — М. 1986.
  152. .М. Компетенция органов управления. — М. Юрист, 1982. — 318с.
  153. .М., Левченко И. П. Правоприменительная деятельность органов внутренних дел: Учебное пособие. — М. 1989.
  154. В.В. Общая теория права и государства. — М. Юрист. 1994. — 367с.
  155. Н.М. Миграционная ситуация в России и новая миграционная политика. — М. Наука, 1998. — 136с.
  156. Л.В., Остапенко И. А., Субботина Г. И. Миграционная ситуация в России и новая миграционная политика // Российская диаспора и проблемынедобровольной миграции на постсоветском пространстве. — Вестник. — М. 1997.218
  157. .М. Региональные проблемы социально-демографического развития. — М. Изд. ИСИ. 1982. — 346с,
  158. Н.А. Право граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства. Учебн. пособие./ под ред. проф. Радько Т. Н. — М. ЮИМВД РФ. Книжный мир. 2001. — 97 с.
  159. А.В. Участие паспортно-визовых аппаратов в решении правоохранительных задач. — Вестник МВД РФ. М. 1994 г. — JST" 6.
  160. А.Е. Административное право. — М. Юрид. лит. 1988. — 435с.
  161. А.В., Кузнецов СВ. Паспортная система в СССР. — М. 1970.
  162. В.В. Преступность XX века: Мировые, региональные и российские тенденции. — М. Изд. Норма. 1997. — 497с.
  163. В.М., Адушкин Ю. С., Багишаев З.А. Российское админист- ративное право. — М. Юрист. 1996. — 472с.
  164. Н.И. Правовая система и личность. — Саратов. Изд-во Сарат. ун-та. 1987.- 296с.
  165. А.В. Правовые средства: вопросы теории и практики. — Журнал российского права. 1998. -№ 8.
  166. А.Б. Миграционная ситуация в Российской Федерации. — Юрист- международник. 2005. — № 2.
  167. П.Н. Государственное хозяйство России в первой половине XVIII в. и реформы Петра Великого. — СПб. 1892. — 668с.
  168. И.А. Вопросы регистрации места жительства.- Закон. 2006.-№ 2.
  169. М. Ограничения свободы проживания и передвижения в России (до 1932 г.). М. — Вопросы истории. 1994. — № 4.
  170. Р.В. Особенности паспортной системы в Российской Империи. — М. ГИЦ МВД СССР. 1991. — Юс.
  171. Д.М. Административное право.- М. Юрист. 1997. -448с.
  172. И. В. Административно-процессуальная деятельность в Российской Федерации. Монография. — Саратов. 2001.
  173. СВ. Деятельность органов внутренних дел по обеспечению паспортной системы. — Материалы Всесоюзной научно-практической конференции1987 г. № 2 — М. 1988. 186с.219
  174. Е.П. Ревизские сказки как исторический источник //Академику Б, Д. Грекову ко дию 70-летия. Сб.ст. — М., 1952.
  175. Л.Л. Административное ираво. Учебник. — М. Юрист, 2005. — 703с.
  176. Л.Л. Эффективность административно-правовых санкций в сфере охраны общественного порядка. — М. ВНИИ МВД СССР. 1976. — 212с.
  177. Л.Л. Административно-правовые и организационные вопросы совершенствования деятельности по охране общественного порядка и безопасности/ Труды Академии МВД СССР. — М. 18. — 216с.
  178. Л. Л., Шергин А. П. Управление. Гражданин. Ответственность. Сущность, применение и эффективность административных взысканий. — Л. Иаука.1975.-251с.
  179. Права человека в России — международное измерение // Из доклада, представленного в Комитет по зарубежным связям Сената США и Комитет поиностранным делам Палаты Представителей США Государственнымдепартаментом. — Выпуск 1. М. 1995.
  180. Ю.С. Советская паспортная система. — М. Академия МВД СССР. 1978.-48с.
  181. Л.Л. Миграция населения: прогнозы, факторы, политика. — М. Наука. 1987.-199с.
  182. Т. Керне К. Аналитическое планирование. Организация систем / Пер. с англ. / Под ред. И. А. Ушакова. — М. Радио и связь. 1991. — 223с.
  183. Савицкий С, Худяков А. Новая паспортная система СССР. — Алма-Ата. 1976.-20с.
  184. Н.Г. Административный процесс в СССР. — М. Юрид.лит. 1964.
  185. Н.Г. Гражданин и административная юрисдикция в СССР. — М. Наука. 1970.
  186. Н.Г., Хаманева Н. Ю. Административная юстиция и административное судопроизводство в Российской Федерации. — М. 2001. с. 64
  187. Н.Г. Проблемные вопросы административного процесса. /Административное право и административный процесс: актуальные проблемы.Сборник. — М. 2004. с. 126.220
  188. М.И. Русское государственное право. Пособие к лекциям. — Вып. 1. СПб. 1897.
  189. СМ. История России с древнейших времен. В 16 т. — СПб. 1890. — Т. 16.
  190. В.Д. Советское административное право. Особенная часть. — Л. 1966. 259с.
  191. В.Д. Административно-процессуальные отношения. — Л. 1968.
  192. В.Д. Проблемы административного процесса. — М. Юрид.лит. 1988.-255с.
  193. В.Д. Административный процесс и административно- процессуальное право. Монография. — СПб. Изд-во Юрид.института. 2002. 474с.
  194. Ю. П. Курс общего административного права. С77 В 3 т. Т. II: Государственная служба. Управленческие действия. Правовые акты управления. Административная юстиция. — М. Издательство ПОРМА. 2002. — 600с.
  195. С. Советское административное право. Учебник. — М. 1950. — 404с.
  196. Э.В. Анализ правового режима паспортного контроля в СССР в предвоенный период. — История государства и права. 2006. — № 1.
  197. Теория государства и права: Курс лекции / под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько.-М. 1997.
  198. О.И. Международное гуманитарное право. — М. Инфра-М. 1999.
  199. Ю.А. Публичное право. — М.: Изд-во БЕК. 1995. — 496с.
  200. Ю.А. Административное право и процесс: полный курс- М.: 2001.-652 с.
  201. Г. А. Методы и формы государственного управления. — М. Юрид. лит. 1977.-398 с.
  202. Г. А. Орган внутренних дел как система управления. — М. 1972.
  203. И.Ю. Уполномоченный по правам человека — защитник прав граждан. — М. ИГПРАН. 1998.
  204. П.Ю. Административное право Российской Федерации. — М. Юрист. 2005. — 553с.
  205. И.Ю. Административно-правовой статус гражданина. — М. 2004. 22 1260c.
  206. Н.Ю. Административная ответственность: вопросы теории и практики. — М. ИГПРАН. 2004. 286с.
  207. Н.Ю. Исполнительная власть в России. История и современность, проблемы и перспективы развития — Новая Правовая культура, 2004.
  208. B.C. Административное право. — Ростов Н/Дону. Феникс. — 512с.
  209. Л.Л. Моделирование миграций населения в районе. — М. Наука. 1975.-187 с.
  210. А.Л. «О пожилом» Судебников 1497 и 1550 гг. // Исследование по социально-политической истории России. — Л. 1971.
  211. В.А. Системный анализ механизма правового регулирования. — Советское государство и право. 1989. — № 10.
  212. Шейнин Хиил. Свобода передвижения: законодательство и решения Конституционного Суда Российской Федерации. — Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 1999. -№ 1.
  213. А.Н. Административная юрисдикция. Монография. — М. Юрид.лит. 1979.-143с.
  214. А.П. Административная политика: проблемы формирования и реализации/ Актуальные проблемы кодификации административно-деликтногозаконодательства: Сборник научных трудов/под ред. В. Г. Татаряна. — М.Акад.налог.полиции ФСНП России. 2002. с. 102
  215. А.П. Актуальные проблемы административной ответственности на современном этапе. Материалы теоретического семинара (июнь 1989). — М. 1989.
  216. А.П. Концепции административной политики./ Актуальные проблемы административно-процессуального права. Сборник тезисов статей. — М.2003.
  217. А.П. Актуальные вопросы административно-деликтного права. — Сборник. Материалы международно-практической конференции, посвященной 70-летию заслуженного деятеля науки РФ д.ю.н. А. П. Шергина. — М. ВНИИ МВДРоссии. 2005.222
  218. А.П. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. — М. ЗАО «Библиотечка Российской газеты». 2002.
  219. А.П. Нужна ли теория административной деликтолизации. — Право и государство: теория и практика. 2005. — № 1.
  220. Шимоволос Влияние института «прописки» на нарушения прав человека. Из практики Нижегородской области. — Правозащитник. 1998. — № 1.
  221. Е.А. Статус бездомных и лиц без определенного места жительства: необходимо четкое правовое регулирование. — Журнал российскогоправа. 2004. — № 5.
  222. .С. Конституция. Правовое государство. Конституционный суд: Учебное пособие для вузов. — М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1997. — 349 с.
  223. Юридическая защита прав человека: Сб. материалов семинара Московской Хельсинкской группы. — М. Моск. Хельсинкская группа. 1993. — 240с.
  224. СБ. Государственная миграционная политика как составляющая национальной безопасности России. — М. Юрист. 200. — 141с. Диссертации
  225. Г. Е. Современная российская миграционная политика: правовое обеспечение региональных интересов. Дис уч. ст. канд. юрид. наук. — Ростовн/Дону. 2004. — 176с.
  226. А.В. Полиция самодержавной России в первой четверти XIX века. Дис уч. ст. канд. юрид. наук.- М. 1982. — 171с.
  227. В.В. Административно-правовое регулирование миграции населения в Российской Федерации. Дис. … уч. ст. канд. юрид. наук. — Ростовн/Дону. 2004.-1С.
  228. Е.В. Правовое регулирование миграции и обеспечение ее правомерного осуществления. Дис уч. ст. канд. юрид. наук. — Ростов н/Дону.2003.-205с.
  229. В.Ю. Организационно-правовые вопросы реализации правил паспортной системы (на материале столичного региона). Дис уч. ст. канд.юрид. наук.- М., 2000. — 157с.223
  230. А.Н. Институт регистрации в административном праве. Дис уч. ст. канд. юрид. наук. — М. 2005. — 173с.
  231. А.Н. «Правовое регулирование статуса беженцев и вынужденных переселенцев в субъектах Российской Федерации». Дис уч. ст. канд. юрид.наук. — Волгоград, 1999.- 192 с.
  232. П.Д. Корпоративная распределенная телекоммуникационная система для паспортного учета граждан России. Дис уч. ст. канд. юрид. наук. -М, 2005.- 149с.
  233. И.Б. Правовые и организационные основы деятельности паспортно — визовой службы органов внутренних дел Российской Федерации. Дис.уч. ст. канд. юрид. наук. — М. 1996. -212с.
  234. И.В. Паспортная система Российской Федерации и ее использование в деятельности пограничных органов Федеральной службыБезопасности. Дис уч. ст. канд. юрид. наук. — М., 2004. — 195с.
  235. Г. С. Паспортная система в СССР и ее роль в охране общественного порядка: Дис уч. ст. канд. юрид. наук. — М. 1972. — 186с.
  236. П.А. Право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства и деятельность органоввнутренних дел по его обеспечению. Дис уч. ст. канд. юрид. наук. — М. 2000. -216с.
  237. В.М. Миграционные процессы в современной России: институционально-правовой анализ. Дис уч. ст. канд. юрид. наук. — Ростовн/Дону. 2004. — 151с.
  238. П.Б. Административно-правовая информациология паспортно- визовой работы при регулировании миграционных процессов в Российской Феде-рации. Дис уч. ст. канд. юрид. наук. Хабаровск. 2002. — 180с.224
  239. Т.Б. Паспортная система России: формирование и механизм функционирования во второй половине XVII — начале XX в. Н, Дис уч. ст.канд. юрид. наук. — Н. Новгород. 2003. — 221с.
  240. СВ. Организационно-правовые основы паспортной системы в СССР (по материалам органов внутренних дел). Дис уч. ст. канд. юрид. наук.-М. 1988.-184с.
  241. И.В. Конституционно-правовое регулирование миграционных процессов. Дис уч. ст. канд. юрид. наук. — М. 2001. — 216 с.
  242. Т.М. Проблемы государственного управления миграционны ми процессами в России: Дис… д-ра экон. наук. — М., 2001. — 336 с.
  243. О.В. Свобода передвижения и выбора места жительства и гарантии ее обеспечения и защиты в России. Дис уч. ст. канд. юрид. наук. -Волгоград. 2001 г. — 198с.
  244. К.И. Правовое регулирование передвижения населения на территории российской федерации и реализация права свободного передвижения.Дис уч. ст. канд. юрид. наук. М. — 2002. — 187с.
  245. И.Ю. Правовые и организационные основы деятельности органов внутренних дел по реализации миграционной политики РФ. Дис уч. ст. канд.юрид. наук. — М. 2004. — 233с.
  246. Ю.Н. Административно-правовые средства обеспечения паспортно-регистрационной системы в Российской Федерации Дис уч. ст.канд. юрид. наук. — М. — 2003. — 176с.
  247. А.Ю. Паспортная система и паспортный режим в Советском государстве в 30-е гг. XX в. Дисс уч. ст. канд. юрид. наук. — М. 2005.
  248. А.В. Организационно-правовые основы и исторические особенности обеспечения свободы передвижения и свободы выбора местажительства в России. Дис уч. ст. канд. юрид. наук. — М. 2003. — 189с.225
  249. А.Н. Органнзационно-нравовые основы развития наснортной системы РСФСР (1917−1980). Дис уч. ст. канд. юрид. наук. — М. 1984. — 148с.
  250. И.В. Регистрация граждан по документам, удостоверяющим личность. Дис уч. ст. канд. юрид. наук.- М. 1999. — 184 с.
  251. Антология мировой правовой мысли. В 5 т. Т. V. Россия конец XIX—XX вв.-М.
  252. Белая книга России (наблюдения и предложения в области нрав человека). Франкфурт на Майне. Междунар. общество прав человека.-1994. — 267с.
  253. Доклад о деятельности Уполномоченного, но правам человека в Российской Федерации в 1999 г. / О. О. Миронов — М.: Республика, 2000. — 288
  254. СИ. Словарь русского языка. — М.: «Русский язык», 1975. -846с.
  255. Полное собрание законов Российской империи. Собрание третье. Изд. 1890 г.
  256. Российское законодательство Х-ХХ веков. В девяти томах. -М. 1985.
  257. Свод законов Российской империи Т. XIV. — СПб., 1904.
Заполнить форму текущей работой