Н. С. Тихонов в судьбах дагестанской литературы
Книги были моими главными друзьями — вспоминал Тихонов в зрелые годы. — Они рассказывали мне о чудесах мира, о всех странах, обо всем, что есть на земле хорошего. Я смеялся и плакал над книгой от радости и от сочувствия людям, страдающим от несправедливости, от неравенства, от угнетения. Книга заставила меня думать о том, каким надо быть в жизни. Я не любил злых книг, где писатель издевался над… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Н.С. Тихонов — открыватель, 13 ценитель и покровитель талантов Страны гор
- 1. 1. Эстетические взгляды Н. С. Тихонова и литературная ситуация в Дагестане (30-е годы)
- 1. 2. Н.С.Тихонов как талантливый организатор 30 творческого процесса
- Глава II. Дагестан в художественном творчестве 86 Н. Тихонова
- 2. 1. На путях обновления и обогащения традиций
- 2. 2. Н.Тихонов: поэтическое видение Дагестана
- 2. 3. Н.С. Тихонов — создатель реалистической прозы о Дагестане
Н. С. Тихонов в судьбах дагестанской литературы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Выдающийся русский советский поэт, крупный общественный деятель Николай Семенович Тихонов прожил долгую и непростую жизнь.
Будущий классик новой пролетарской литературы родился 3 декабря 1896 года в семье петербургского ремесленника. В виду материальной стесненности он не получил системного гуманитарного образования: некоторое время посещал городскую школу, затем прошел курсы в коммерческом училище. Коля Тихонов, мечтавший стать историком или археологом, вынужден был поступить на службу в Военно-хозяйственное управление.
В 1914 году началась первая империалистическая война. Восемнадцатилетний Тихонов сражался за горячо любимую Россию кавалеристом на фронтах Прибалтики.
В годы Октябрьской революции и гражданской войны в мировоззрении Н. Тихонова наступает перелом: мечты, овеянные романтикой, обретают социально-политическую определенность, земную реальность.
Меня сделала поэтом Октябрьская революция"1, — с гордостью писал Н. Тихонов в «Автобиографии». «С Октября началась новая история страны и новая жизнь ее граждан» — размышлял он. Революция провозгласила мир народам, и Тихонов вместе с тысячами своих ровесников встал под ее знамя, на котором были слова о свободном Труде и отвоеванном человеческом Счастье.
Революционер и боец — лишь одна сторона личности Н. С. Тихонова, другая, внутренняя, более сложная сторона его натуры связана с духовной эволюцией. Речь идет о том, что Н. Тихонов с младенческих лет пристрастился к чтению, увлекся творчеством Фенимора Купера, как свидетельствует биограф поэта Вл. Шошин, мальчишкой сочинил целую серию приключенческих романов.
1 Тихонов Н. Избранные произведения в 2″ * томах, T.1, М-Л, 1951, с. 10.
Примечательно и то, что Н. С. Тихонов родился в доме, где бывали Пушкин и Гоголь. Позднее в этом доме жил Герцен, а на соседней улице находилась квартира Гоголя.
Книги были моими главными друзьями — вспоминал Тихонов в зрелые годы. — Они рассказывали мне о чудесах мира, о всех странах, обо всем, что есть на земле хорошего. Я смеялся и плакал над книгой от радости и от сочувствия людям, страдающим от несправедливости, от неравенства, от угнетения. Книга заставила меня думать о том, каким надо быть в жизни. Я не любил злых книг, где писатель издевался над людьми, не любил пустых книг, которые не позволяли радоваться или печалиться. Я любил книги, где были герои, умеющие все делать хорошо, герои, приходившие на помощь людям, боровшиеся за правду, побеждавшие зло. Любил географию и историю.".
На наш взгляд, именно тут и истоки литературных, творческих пристрастий Н. Тихонова, корни романтизма его ранних стихов, поэм и рассказов.
Н.С. Тихонов начал писать с четырнадцати лет. Знаменательно и то, что первое стихотворение называлось «На смерть Льва Толстого» (1910 г).
В огне мировой войны создаются его стихи «Из походной тетради» (1916;1917 гг.), этой общечеловеческой трагедии посвящена и первая повесть Н. Тихонова «Старатели», навеянная рассказами Джека Лондона. За ней последовали сборник стихов «Перекресток утопий», по замыслу охватывающий просторы мировой истории. В частности, в стихотворении «Экспресс в будущее» изображен символический поезд, где движение роднит народы всей земли.
В первые послереволюционные годы Н. С. Тихонов творит с необычайной активностью. Впечатления от пережитого в прошлом и происходящего вокруг сегодня как бы не вмещаются в строгие рамки поэзии. Вслед за «Старателями» он пишет повесть «Всякое холодное .», пьесу 2.
Там же источник, с. 8.
Ночи", рассказы «Мелкая кровь», «Орхидея», «Пулеметная горка», «Тележка», «Записки интеллигента», готовит к печати сборник рассказов «Лоскутное знамя». Его проза привлекает внимание читателей и критики тех лет. На конкурсе в Петрограде в 1920;1921 гг. рассказ Н. Тихонова «Сила» удостаивается третьей премии.
Однако Н. Тихонов широкую известность приобретает как поэт. Его стихами восторгаются члены самой крупной литературной группы «Сера-пионовы братья» (Всеволод Иванов, Константин Федин, Михаил Зощенко, Веньямин Каверин, поэтесса Елизавета Полонская, критик Илья Груздев и др.), с которой М. Горький связывал будущее русской советской литературы.
В 1922 году одна за другой вышли из печати поэтические книги Н. Тихонова «Орда» и «Брага». Стихи, вошедшие в эти сборники, отмечены динамичностью формы, пафосом созидания, оптимизмом и, как подчеркивал сам поэт, «ощущением нового мира». Патриотическая нота раннего Н. Тихонова, как отмечают исследователи, обнаруживают его несомненную близость к А. Блоку. Однако это вовсе не значит, что молодой поэт был подражателем и эпигоном в литературе. В историю русской советской поэзии Н. Тихонов вошел как самостоятельный и оригинальный поэт-мастер баллад, автор блистательных циклов гражданской лирики.
Поэмы «Дороги», «Сами» (1920 г) о В. И. Ленине, «Киров с нами» о защитниках Ленинграда, произведения, посвященные зарубежному и советскому Востоку, книга «Кочевники», многочисленные рассказы и очерки, публицистические выступления Н. Тихонова стали самобытным вкладом в советскую многонациональную литературу.
Поэт романтического подвига", — так назвал свою книгу о Н. Тихонове литературовед В. Шошин. Романтическое начало нашло свое яркое воплощение в балладах поэта. «Баллада о гвоздях», баллада «Смерть бойца», «Баллада о синем пакете», «Перекоп» без преувеличения можно назвать русской советской классикой.
Н.С.Тихонов, как свидетельствуют современники, по природе был путешественником, любил «большие расстояния». К. Федин окрестил его «советским Пржевальским», а П. Павленко назвал «начальником наших сообщений». Подлинный интернационалист и человек открытой и широкой души. Н. Тихонов объездил многие зарубежные страны. Маршруты его поездок пересекли Европу и Азию. Это Франция, Югославия, Индия и Пакистан. Но особую любовь русский поэт питал к национальным республикам СССР. Он создал великолепные стихи и путевые заметки по итогам поездок в Туркмению, Узбекистан, Грузию, Армению, Карачай, Черкес-сию.
Но Дагестан, как подчеркивают представители литературы старшего поколения, стал неотъемлемой частью большой судьбы писателя и человека Николая Тихонова. Гамзат Цадаса русского поэта назвал «ленинградским дагестанцем и дагестанским ленинградцем».
Первый приезд Николая Семеновича в нашу республику в составе «горьковской бригады», в которую входили и П. Павленко, В. Луговской, П. Пасынков, состоялся в 1933 году. По инициативе тогда председателя Оргкомитета по подготовке и проведению Первого Всесоюзного съезда писателей СССР Алексея Максимовича в национальные республики, края и автономии были снаряжены группы талантливых русских поэтов, прозаиков, переводчиков, критиков. Эти группы в обиходе назывались «горь-ковскими бригадами».
Перед ними ставилась ответственная задача: ознакомление с краем, языками, состоянием литературного движения. Была еще очень важная установка: «выявить таланты».
С большим пониманием важности миссии русских писателей отнеслось партийно-советское руководство Дагестана. Об этом свидетельствуют и такие факты: первый маршрут поездки был утвержден СНК ДАССР (Совет Народных комиссаров Дагестана): Южный Дагестан — до конца, Средний Дагестан — до высокогорного аула Дидайвторой — группу сопровождал заведующий отделом пропаганды Обкома партии Юсуф Шов-кринский, знаток Дагестана и человек обширных знаний.
Бригада проявила поистине огромный интерес к Стране Гор, в частности Н. Тихонов за июль-август изъездил весь Южный Дагестан, с остановками в Дербенте. Касумкенте, Ашага-Стале, Ахтах, старом Куруше, познание гор началось с Гуниба и Хунзаха.
Русские писатели, в том числе и Н. Тихонов интересовались всем: историей и этнографией Дагестана, фольклором и зарождающимися национальными литературами. Они сделали по значимости исторические, судьбоносные не только для Дагестана, но и для всей многонациональной советской литературы открытия — поэзию Сулеймана Стапьского, сатиру Гамзата Цадасы, переводчика и будущего прозаика Эффенди Капиева и других литераторов.
Поражает глубина проникновения русского поэта в творческий мир совершенно неизвестных ему людей. Н. Тихонов с первой встречи, тем более не зная языки дагестанских поэтов, определил главное, сущностное в их музе. О С. Стальском он написал: «. это был голос, в котором слышались радость и гнев земли», правдой «его стихов говорит жизнь.». Таким образом, Н. Тихонов в С. Стальском открыл народного поэта, каковым он и был на самом деле. А Гамзата Цадасу Н. Тихонов назвал «самым острым умом современной Аварии». Большое впечатление произвел на московского гостя и Эффенди Капиев.
Встреча с Дагестаном, его творцами и простыми тружениками вдохновили Н. Тихонова на очерки и стихи, рассказы и повести, на статьи и дружеские письма. Большая часть этих материалов оперативно, тогда же, т. е. в 30-ые годы, увидела свет со страниц центральной печати и открыли русскому читателю, всей нашей многоязычной державе Дагестан и дагестанцев, в том числе и таланты.
В 1972 году произведения Н. С. Тихонова, связанные с нашей республикой, были изданы отдельной книгой под названием «Сыны Дагестана» составитель — П.С. Гамзатова). Примечательно, что сборник предваряет «Слово к другу — читателю» самого автора — Н. С. Тихонова. Обращение теплое, сердечное, навеяно светлыми воспоминаниями. «Я странствовал в те дни по горам и городам Дагестана, как бы оглядывается назад Николай Семенович, — видел разнообразный быт, трудности жизни, преодоление этих трудностей, знакомится с искусством народных мастеров, с писателями и поэтами Дагестана, радовался той силе, талантливости, воли к жизни, которые составляли душу народов, входивших в одну сплоченную семью. Мне были близки помыслы и надежды горцев, их открытые сердца, смелые мечтания, сложные и широкие характеры. Я понимал их воинственную, свободолюбивую душу, которая в прошлые времена рождала славных бойцов за свободу, а ныне представляет героев боевых подвигов во имя революции, героев победоносного труда. Я давно полюбил горы и тех, кто населял заоблачные селения, у грани вечных снегов, кто был строителем замечательных плотин и создателем прекрасных стихов и песен. Так собралась моя скромная книга.».3.
О Дагестане написано немало, «скромная» книга Н. С. Тихонова имеет особое значение — она органична, естественна и правдива. Главное — в ней начисто отсутствуют державное высокомерие и снисходительное сюсюканье с «наивными туземцами», волею партии большевиков втянутыми в строительство новой жизни. Русский писатель с горцами и о горцах говорит не как «старший брат», а как равный с равными, более того — он находит в них мудрость, чистоту души и строгость нравов.
Тема «Тихонов и Дагестан», на наш взгляд, имеет два плана, две взаимопереплетающиеся линии:
1. Тихонов — открыватель, ценитель, покровитель талантов дагестанской литературы;
2. Дагестан в художественном творчестве Н. Тихонова.
3 Н. Тихонов Сыны Дагестана Махачкала, Дагкнигоиздат, 1972, с. 7−8.
Однако это обширная и интересная во многих отношениях тема, по сути до сих пор, не исследована. Начальные подступы к ней намечены в монографии JL Соколовой «Дагестан в русской советской литературе» (Махачкала, Дагкнигоиздат, 1963), в 2-х томной «Истории дагестанской советской литературы» (Махачкала, 1967), в монографии К. Абукова «Выход на магистраль». (Махачкала, Дагкнигоиздат, 1976).
Указанные издания заслуживают внимания, но труды эти нас не удовлетворяют в том смысле, что об организаторской деятельности и творчестве Н. Тихонова, связанных с Дагестаном, в них сказано опосредованно, всего лишь как об одном из участников «горьковской бригады». Срез «в том числе» неизбежно привел авторов к беглости и поверхностности анализа. Персонально Н. Тихонову посвящены лишь статьи Р. Гамзатова (предисловие к книге «Сыны Дагестана») и «Вечный всадник» Н. Капиевой (в книге «Скрещение дорог», Махачкала, Дагкнигоиздат, 1990).
Таким образом выходит, что в Дагестане до сих пор не предпринята попытка обстоятельного монографического исследования многогранного творческого наследия одного из классиков русской советской литературы. Актуальность этой темы мы видим в том, в первую очередь, что произведениях Н. Тихонова заключен богатый опыт объективного и художественно убедительного отображения дагестанской действительности в период ее обновления и бурного развития. Н. Тихонов наследовал нам уроки изображения личности горца в процессе его социально-духовного перерождения — без этно-декоративной мишуры.
Актуальность темы
объясняется двумя вескими обстоятельствами: во-первых, многогранное творчество и огромные заслуги Н. С. Тихонова в становлении и развитии многонациональной советской литературы, по сути, преданы забвению. Поэтому на новом витке истории, в начале уже нового, XXI века, есть смысл изучить, переосмыслить творения этого выдающегося художника слова как к непреходящим, эстетико-нравственным ценностям. Особое значение имеет и осознание того факта, что русский поэт и писатель Н. С. Тихонов, в отличие от ряда предшественников и современников, Дагестан и дагестанскую действительность 30х годов отобразил не только с позиций реализма, но и с верой в перспективу и искренней любовью. До сих пор не проанализирована и не обобщена эпистолярная сторона творчества Н. С. Тихонова, связанная с Дагестаном, не оценена обширная и многолетняя деятельность Николая Семеновича по изданию и пропаганде произведений классиков горской поэзии, его бескорыстное участие в творческих судьбах молодой литературной смены Дагестана.
Основной целью диссертации является стремление раскрыть художественную оригинальность и новаторство творчества Н. Тихонова. При этом делается упор на то обстоятельство, что русский поэт и прозаик осваивал непривычную ему национальную действительность, при воспроизведении которой нередко допускались как этнографизм и экзотичность.
Мы предприняли также попытку систематизировать, обобщить переписку Н. С. Тихонова с дагестанскими писателями, раскрыть значение подвижнической деятельности видного русского советского писателя — посланца М. Горького в судьбах зарождающихся национальных литератур страны гор.
Для научного воплощения намеченных целей мы проанализировали поэзию Н. С. Тихонова, в частности, «Я как лезгин, смотрел с заветной кручи», «Женщины Куруша», «Гуниб», «Кувшин» и др. значительное место в диссертации отведено прозе Н. С. Тихонова (проанализированы повесть «Кавалькада», рассказы «Бог дорог», «Гасан и медведь», «Дети гор»).
Анализ художественного творчества Н. С. Тихонова сопряжен со ссылкой на имеющуюся научно-библиографическую и критическую литературу.
В научный оборот введены письма Н. С. Тихонова Э. Капиеву и Н. Капиевой, его статьи и выступления разных лет, связанных с проблемами дагестанской литературы.
Объективное исследование творчества Н. С. Тихонова выдвигает следующие научно-теоретические задачи: художник и времярусская литература и пути освоения русскими писателями национальной действительности: осмысление опыта, обретения и потери.
Научная новизна диссертации состоит в том, что в настоящем исследовании найдены свой ракурс, свое видение емкой проблемы русско-национальные литературные связи. На конкретном художественном материале прослежен опыт создания национального характера инонациональным художником, продемонстрированы пути и способы органического внедрения горской образности (сравнения, речевые особенности персонажей, фольклорные блестки и т. д.) в повествовательную структуру русского писателя.
В работе впервые научно осмысливается литературно-критические, шире — эстетические взгляды писателей — участников горьковских бригад, в данном случае — конкретно Н. С. Тихонова.
Методологическая основа работы. В диссертации творчески использованы плодотворные, утвердившиеся методы подхода к отбору и анализу художественного материала, в частности, историко-обзорный, сравнительный. Методологической и теоретической основой работы послужили эстетические критерии классиков русской критики и литературоведения, монографии, статьи, выступления современных ученых. Большим подспорьем в работе над настоящей диссертации стали труды академика Г. Г. Гамзатова, высказывания и творческий опыт таких крупных поэтов и писателей современности как Эффенди Капиев, Расул Гамзатов, Кайсын Кулиев, Д. Кугультинов и др.
Мы опирались также на «Историю дагестанской советской литературы» в 2-х томах, коллективный труд «Дагестанская литература: закономерности развития (1965;1985) монографии литературоведов Дагестана и Северного Кавказа на коллективные сборники, публикаций в текущей периодике, посвященные истории и современному развитию дагестанской литературы.
Практическая ценность диссертации представляется в углублении и конкретизации общетеоретической проблемы русско-национальных связей на ниве литературного творчества. Наблюдения и обобщения, основанные на исследовании поэтического, прозаического, литературно-критического и эпистолярного наследия такого крупного мастера, каким является Н. С. Тихонов, расширяют и углубляют концепцию изучения литературных связей на современном этапе в контексте межнациональных отношений.
Работа может послужить основой спецкурсов для вузов и педкол-леджей, а также издана отдельной монографией.
Диссертация апробирована на заседании кафедры литературы Даг-госпедуниверситета. Основные положения исследования отражены в выступлении на Всероссийской научной конференции «XX столетие и исторические судьбы национальных художественных культур: традиции, обретения, освоение» (11−16 октября 2000 г.) и статьях на страницах научных журналов.
Структура диссертации обусловлена значимостью и неразработанностью темы, многоплановостью исследуемого художественного материала, целью и задачами, изложенными во «Введении». Диссертация состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Заключение
.
Выдающийся русский советский поэт, прозаик и крупный общественный деятель Николай Семенович Тихонов сыграл до сих пор неоцененную, огромную роль, но несомненно большую, в формировании, становлении и ускоренном развитии многонациональной дагестанской литературы, пропаганде ее лучших достижений на общероссийском и всесоюзном уровнях.
В своем исследовании мы указываем, что приезд Н. Тихонова в Дагестан (июль 1933 год) был связан с началом подготовки Первого Всесоюзного съезда советских писателей в Москве. Это были так называемые «горьковские бригады», командируемые в союзные республики, автономии и края, т. е. «на периферию» для ознакомления с литературным движением на местах.
Важно отметить, что к этому времени Николай Тихонов был автором нашумевших поэтических книг «Брага» и «Орда», прошел междоусобицу литературных групп и объединений в центре, имел сформировавшиеся четкие идейно-эстетические воззрения, настоянные на принципах реализма.
Современники Н. Тихонова отмечали его страсть к путешествиям, стремление «простор за простором взвесить», называли его «нашим Прижеваль-ским». До приезда в Дагестан русским поэтомромантиком уже были исхожены степи Туркмении, выпиты воды АмуДарьи, пересечен Каспий от Нефет-Дага до Баку. Поэт уже освоил ВоенноГрузинскую дорогу, побывал в Грузии и Армении, подружился с азербайджанскими писателями. Побывал Н. Тихонов и в Теберде и на Эльбрусе.
Поездки Н. Тихонова знаменательны не просто географическим освоением неведомых пространств, а писательским, художническим постижением истории, быта, нравов, психологии и духовного мира народов, проживающих в этих краях. Поэта больше всего интересовало как строят новую социалистическую жизнь древние народы, разбуженные Октябрьской революцией. О ростках Советской власти «на старых землях» рассказывали сборник поэм «Дорога», очерки «Кочевники», «Стихи о Кахетии», рассказы «Камуфляж», «Халиф», «Бирюзовый полковник», повесть «Вамбери» и др. Эти были творческие итоги поездок по Стране Советов, эксперимент художнического постижения «нового материала» в динамике его обновления и противоречивого развития.
В своей настоящей диссертации мы исходим из того, что при изучении дагестанской действительности прошлого и настоящего в их преемственной связи! — и художественном отображении судеб реальных людей и их сложных социально-личностных взаимоотношений Н. Тихонов опирался на прогрессивные традиции великой русской литературы XVIIIХ1Хвеков, которым были чужды господское высокомерие к горцам как «туземцам», «дикарям» или наивным «детям природы». Писателю Н. Тихонову были чужды шовинистические отрыжки, исходящие из строк А. Полежаева: «.В пришельцах — русских — горсть людей- // но эта горсть с пренебрежением пойдет на тысячи смертей! Всегда в крови на вражьем трупе // Всегда с победой впереди./, покорны русскому мечу.».
Н.Тихонов прибыл в Дагестан как представитель великой русской литературы, как советский поэт, глубоко заинтересованный во взаимном познании, в сотворчестве и совместной работе на благо единой Родины — СССР. Это была благородная миссия подлинного интернационалиста и патриота.
В исследовании мы подчеркиваем, что традиции художественного освоения русскими писателями «национального материала» имели не только позитивные, но порою и негативные последствия. Речь идет об инцидентах, когда любовь к горам и горцам, восхищение увиденным порождали верхоглядство, пустой пафос, увлечение экзотикой, этнографией. Н. Тихонов сознательно отворачивался от соблазна «красиво писать», т. е. отказывался от манеры ловких «отобразителей».
Высоко оценивая правдивость произведений Н. Тихонова, посвященных Дагестану, Н. Капиева с восторгом пишет: «А люди! Как он видел их, как чувствовал, понимал! Горы и люди гор, крепкие, гордые, своеобычные: труженики, поэты, строители с их талантливостью, их стойкой волей к жизни, предстают на страницах его произведений во всей своей естественной красоте и правде. События, развертывающиеся в его очерках и рассказах, в основном относятся к 30-м годам — эпохе коренной ломки и перестройки, крушения старого быта, вздыбленного революцией. Здесь начало становления новых характеров, новизны человеческих взаимоотношений.
Многие дагестанские герои Тихонова — личности подлинно существовавшие.
Он оставил нам их поэтически-вдохновенные и правдивые портреты. Соглашаясь с Н Калиевой в главном, вместе с тем хотим сказать и о том, что восторженность отношений к горцам и горам в ряде произведений русского писателя наложили печать некой идиллии и умиротворенности.179.
В исследовании мы обращаем внимание и на такую особенность творческого принципа Тихонова, как конкретная адресность места развертывания событий и указание национальности персонажей («Кавалькада»). Это — не самоцель, а один из самых верных путей постижения нравов, психологии, привязанностей человеческих характеров.
В диссертации мы исходили из той реальности, что Н. Тихонов — поэт-романтик, энергия романтизма заложена и в его страсти к путешествиям, в жажде открытий. В этом плане точно и определение Р. Гамзатова: Н. Тихонов -«вечный всадник», всадник, устремленный к новым людям, новым просторам. Вместе с тем мы отмечаем, что романтизм Н. Тихонова и в поэзии, и в прозене уводит художника от жизненной конкретики, от земных конфликтов, столкновения характеров. Игра тумана и внезапный восход луны в горном ауле, ночные силуэты Наташи и Айши, конь Сафара под балконом, спектакль на чабанском кутане, парашютистка Гюзель, горская Пиковая дама — все это овеяно особым светом загадочности и недосказанности. Образ зоотехника Сафара на.
179 Капиева Н. Скрещение дорог. Махачкала, Дагкнигоиздат, 1990, с. 198 поминает орла, рвущегося к вершинам. Он — и мечтатель, и человек, способный к реальным поступкам. Сельский зоотехник думает о будущем: хочет создать такую животноводческую ферму, где «корова по асфальту подъезжала к пастбищам». Его представления о будущем не просто заманчивы, а категоричны: «А всяких кисляев и моральных уродов в обществе будущего не должно быть!.». Романтичен и образ Гюзель — будущей супруги Сафара. Она рвется к новой жизни — хочет быть то актрисой, то летчицей, становится отважной медсестрой на фронтах Великой Отечественной войны.
Гюзель — увлекающаяся натура. Так, она заразилась идеей создания в Махачкале общества «Долой стыд!» наподобие московских обществ в 20-х годах. Цель ее благородна — горцы и горянки должны купаться на море, нельзя же не пользоваться благами Каспия! О судьбе горянки, Гюзель говорит страстно: «Сделаем ее человеком нового, социалистического общества, где все должны быть красивы, чисты телом и выше предрассудков.».
Таким образом, мы приходим к выводу: романтизм Н. Тихонова — не красивые выдумки, не розовые мечты, а показ реальной, осознанной устремленности горцев к новой, освобожденной от традиционных условностей жизни, их умения взглянуть дальне аульского закоулка. Главное — это люди богатые душой, люди светлых идеалов.
В настоящей работе мы попытались обобщить и оценить деятельность Н. Тихонова на ниве выявления талантов в горской среде и оказания помощи и поддержки в реализации их творческого потенциала. Одна из главных заслуг Н. Тихонова — открытие им Сулеймана Стальского, Гамзата Цадаса и Эффенди Капиева — трех классиков многонациональной дагестанской литературы.
Н.С. Тихонов проявил понимание и последовательность в организации переводов и изданий творческого наследия Омарла Батырая, выпуске посмертных книг Эффенди Капиева.
Свою любовь к Дагестану, дагестанской литературе Николай Семенович щедро отдавал и последующим поколениям горских творцов. Он — из тех, кто определил великое литературное будущее Р. Гамзатова по первым его поэтическим книгам. Н. Тихонов принял активное участие в подготовке и проведении Декады дагестанского искусства и литературы в Москве (1960 г.), опубликовал на страницах центральных газет ряд статей о состоянии и перспективах поэзии, прозы, драматургии Страны гор, отметил появление новых имен, с творчеством которых следует связать будущее национальных литератур.
Н. Тихонову принадлежат предисловия к тому «Дагестанская лирика» и ряду изданий Эффенди Капиева, статьи посвященные поэзии Р. Гамзатова. Много ценных литературно-критических и теоретических положений содержат его письма, адресованные Эффенди и Наталье Капиевым.
Н.С. Тихонов вошел в благодарное сознание нескольких поколений дагестанской творческой интеллигенции как поэт и прозаик, правдиво и с любовью отобразивший нашу национальную действительность на путях ее обновления и развития, как «человек из центра», который активно и последовательно поддерживал все талантливое и судьбоносное в недрах дагестанской литературы и культуры.
В своем исследовании мы попытались создать портрет Н. С. Тихоноваталантливого русского поэта и прозаика, подвижника духа, подлинного интернационалиста.
Мы сознаем, что тема «Н. С. Тихонов в судьбах многонациональной дагестанской литературы» нашей работой не исчерпывается. Сделанное нами может быть воспринято как подступы к многогранной проблеме: русско-национальные литературные связи, которая на современном этапе обретает всевозрастающую активность.
Список литературы
- Монографии, статьи.
- Абуков К. Разноязычное единство: обретения и потери. Махачкала, Дагкнигоиздат, 1992, С. 112.
- Айтматов Ч. В соавторстве с землею и водою. Фрунзе, 1979, С.
- Антопольский Л. У очага поэзии- М: Сов. писатель, 1972.
- Антокольский П. Поэты и время М: Сов. писатель, 1957.
- Акавов 3. Диалог времен. Махачкала, Дагкнигоиздат, 1996.
- Акбиев С-Х. Верность дружбе. Махачкала, Дагкнигоиздат, 1989.
- Алиев С. Дорога в современность. Махачкала, Дагкнигоиздат, 1977.
- Алиев С. Слово, испытанное в веках. Махачкала, Дагкнигоиздат, 1989.
- Асеев Н. Кому и зачем нужна поэзия. М, Сов. писатель, 1961.
- Бахтин М. Эстетика словесного творчества. М: Искусство., 1979.
- Брагинский И. Двенадцать миниатюр. М., 1966.
- Вагидов А. Восхождение к единству. Махачкала, Дагкнигоиздат, 1991.
- Гамзатов Г. Национальная художественная культура в калейдоскопе память. М: Наследие, 1996.
- Гамзатов Р. Верность таланту. Махачкала, Дагкнигоиздат, 1980.
- Гамзатов Р. По- земному беспокоясь. Махачкала, Дагкнигоиздат, 1987.
- Гачев Г. Национальные образы мира. М: Сов. писатель, 1988.
- Гринберг И. Творчество Николая Тихонова М: Сов. писатель, 1953.
- Дементьев В. Кавказская тетрадь. М: Современник, 1989.
- Евтушенко Е. Завтрашний ветер. М: изд. «Правда» 1987.
- Зелинский К. Поэзия как смысл. М: Федерация, 1929.
- Капиев Э. Неизданное. Махачкала, Дагкнигоиздат, 1959.
- Капиев Э Избранное в 2-х томах. Махачкала, Дагкнигоиздат, 1971.
- Капиева Н. Критические новеллы. М: Сов. Россия, 1969.
- Капиева Н. Жизнь, прожитая набело. М: Сов. писатель, 1975.
- Капиева Н. По тропам времени. М: Сов. писатель, 1982.
- Капиева Н. Скрещение дорог. Махачкала, Дагкнигоиздат, 1990.
- Кельбеханов Р. Традиции и новаторство лезгинской поэзии первой половины XX века. Автор, дис. док. фил. наук. Махачкала, 1996.
- Конрад Н. Запад и Восток. М: наука, 1972.
- Корабельников Г. Дорога к образу. М: Сов. писатель, 1976.
- Кулиев К. Так растет и дерево. М: Современник, 1975.
- Машинский С. Наследие и наследники. М: Сов. писатель, 1967.
- Павловский А. Анна Ахматова. Жизнь и творчество. М: Просвещение, 1991.
- Розенблюм Ю Давид Кугультинов. Очерк творчества. М: Сов. Россия, 1969.
- Стальский С. Сочинения. Махачкала, Дагкнигоиздат, 1959.
- Стальский С. В критике и воспоминаниях. Махачкала, Дагкнигоиздат, 1969.
- Старков А. Перечитывая классику. М: Сов. писатель, 1974.
- Султанов К. Поэты Дагестана. Махачкала, Дагкнигоиздат, 1959.
- Султанов К. Певцы разных народов. Махачкала, Дагкнигоиздат, 1971.
- Султанов. Каз. Достоинство слова. Махачкала. Дагучпедгиз., 1976.
- Султанов Каз. По законам художественности. Махачкала, Дагкннигоиздат, 1979.
- Тихонов Н. Двойная радуга. М: Сов. писатель, 1969.
- Тихонов. Сыны Дагестана. Махачкала, Дагкнигоиздат, 1972.
- Хайбуллаев С. Поэзия мужества и нежности. Махачкала, Дагкнигоиздательство, 1978.
- Хайбуллаев С. Наследие и открытия. Махачкала, Дагкнигоиздат, 1983.
- Хайбуллаев С. Современная дагестанская поэзия: система жанров. Махачкала, Дагкнигоиздат, 1996.
- Ханмурзаев Г. Русские писатели XIX века о Дагестане. Махачкала, Дагкнигоиздат, 1988.
- Цадаса Г. Воспоминания современников. Махачкала, Дагкнигоиздат, 1968.
- Чудакова М. Эффенди Капиев. М: незл., 1970.
- Шахтаманов О-Г. Советская поэзия Дагестана. М: Знание. 1970.
- Шешуков С. Неистовые ревнители. М: Московский рабочий, 1970.
- Шошин Вл. Николай Тихонов. Поэт романтического подвига. Сов. писатель, Ленинградское отделение. 1976.
- Шошин Вл. Николай Тихонов. Очерк жизни и творчества. Худ. лит. Ленинградское отделение, 1981.
- Эльяшевич Я. Лиризм. Гротеск. Экспрессия. Л: 1975.
- Юсупова Ч. О современной аварской лирике. Махачкала, Дагкнигоиздат, 1970.
- Юсупова Ч. Дагестанская поэма. М: Наука, 1989.
- Юсупова Ч. Три десятилетия аварской поэзии. Махачкала, Дагкнигоиздат, 1996.
- Юсуфов Р. Русский романтизм начала XIX века и национальные культуры. М: Наука, 1970.1. И. Коллективные сборники.
- Поэтический строй русской лирики. Наука, Ленинградское отделение, 1973.
- Второй Всесоюзный съезд писателей СССР. Стенографический отчет. М: Сов. писатель, 1956.
- Перевод средство взаимного сближения народов. М: Прогресс, 1987.