Противоречия в характере Джона Торнтона в романе Э. Гаскелл «Север и юг»
Существует множество типизаций характера литературного героя. Например, широко используется понятие «национальный характер». При этом единого и четкого определения понятия «национальный характер» нет. Об этом пишет в своей работе исследователь И. Кон: «Термин «национальный характер» не аналитический, а описательный; он появился первоначально в литературе о путешествиях с целью выразить специфику… Читать ещё >
Противоречия в характере Джона Торнтона в романе Э. Гаскелл «Север и юг» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
ОДЕССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И.И. МЕЧНИКОВА Факультет романо-германской филологии Кафедра зарубежной литературы
Курсовая работа
по зарубежной литературе
на тему: Противоречия в характере Торнтона:
Роман Е. Гаскелл «Север и юг»
студентки 2 курса 23 а группы направления подготовки
6.20 303 «Филология»
ЧЕЧЕЛЬ Р.В.
Научный руководитель: доцент АБАБИНА Н.В.
кандидат филологических наук, Одесса — 2015 год
- ВВЕДЕНИЕ
- РАЗДЕЛ 1. ПРОТИВОРЕЧИЯ В ХАРАКТЕРЕ КАК ОСНОВА КОНФЛИКТА В ЛИТЕРАТУРЕ
- 1.1 Понятие и сущность характера в литературе
- 1.2 Противоречивый характер в литературе
- РАЗДЕЛ 2. ВНУТРЕННИЙ КОНФЛИКТ ДЖОНА ТОРНТОНА В РОМАНЕ Э. ГАСКЕЛЛ «СЕВЕР И ЮГ»
- 2.1 Конфликтные противоречия в характере мистера Торнтона
- 2.2 Джон Торнтон и Маргарет Хейл
- 2.3 Конфликт Торнтона с рабочими
- ВЫВОДЫ
- СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность исследования. Каждое литературное произведение имеет в своей основе традиции той или иной культуры, поскольку его автор является носителем данной культуры. Однако и герои произведения являются носителями какой-либо культуры, зачастую отличной от авторской. В этом аспекте особенно интересным представляется выявление черт характера, присущих литературному персонажу.
Необходимо отметить, что в ХХ в. усилился такой вид художественного конфликта, как внутренний, выражающийся в глобальной вечной неустранимо-безысходной разорванности человека, в противостоянии сознательного и подсознательного, биологического и социального, неразрешимое противостояние одинокого индивида с отчужденной от него действительностью.
Характер вбирает в себя мировоззрение, нравственные принципы, жизненные ценности, привычки — все то, что позволяет охарактеризовать его как личность. Характеры людей проявляются в их поступках и поведении, в отношениях с другими людьми. На этом строится значительная часть литературных произведений.
Каждый автор подходит к формированию характера своих героев по разному. Некоторые авторы стали гениями раскрытия образов своих персонажей. Одним из таких авторов была Элизабет Гаскелл.
В литературе важное значение имеет конфликт — противоречие между действующими лицами, которое приводит к борьбе между ними и к развитию сюжета. Однако Элизабет Гаскелл была мастером не только внешнего, но и внутреннего конфликта, который происходит внутри личности благодаря ее характеру.
В романах Э. Гаскелл находят отражение не только классовая (социальная), гендерная дифференциация, но и дифференциация противоречий характера каждой личности.
Именно такие противоречия можно увидеть в характере Джона Торнтона в романе Элизабет Гаскелл «Север и Юг»
Поэтому целью курсовой работы является исследование противоречий в характере Джона Торнтона в романе Элизабет Гаскелл «Север и юг».
Задачами исследования являются:
1) выяснить понятие и сущность характера в литературе;
2) изучить противоречивый характер в литературе;
3) рассмотреть образ Джона Торнтона в системе персонажей романа Э. Гаскелл «Север и Юг»;
4) проанализировать взаимосвязь конфликта главных героев романа с внутренними противоречиями Джона Торнтона;
5) рассмотреть конфликтные противоречия характера мистера Торнтона.
Объектом исследования является роман Э. Гаскелл «Север и Юг».
Предметом исследования являются противоречия в характере главного героя романа Э. Гаскелл «Север и Юг» Джона Торнтона.
В ходе исследования применялись методы сравнения, анализа, синтеза, индукции, дедукции, научной абстракции, обобщения и другие.
Работа состоит из введения, двух разделов, выводов, списка литературы.
В первом разделе проанализировано понятие и типология литературных характеров и противоречий в них.
Второй раздел посвящен анализу противоречий в характере Торнтона в романе Э. Гаскел «Север и юг».
РАЗДЕЛ 1. ПРОТИВОРЕЧИЯ В ХАРАКТЕРЕ КАК ОСНОВА КОНФЛИКТА В ЛИТЕРАТУРЕ
1.1 Понятие и сущность характера в литературе
В словарях под литературным характером понимают художественный образ человека, в котором, в отличие от типа, преобладают индивидуальные черты, социальная, бытовая, психологическая обусловленность свойств личности, проявляющихся в тех или иных обстоятельствах, причем индивидуальное может раскрываться на фоне типического и наоборот (например, Гамлет У. Шекспира — типичный человек конца эпохи Возрождения, но в то же время носитель присущих только ему качеств личности) [15, с. 342].
Литературный характер — это человеческий образ, через который раскрываются как обусловленный биологией индивида и данной общественно-исторической ситуацией тип поведения (поступки, мысли, переживания, речевая деятельность), так и присущая автору нравственно-эстетическая концепция человеческого существования.
Литературный характер, таким образом, в искусстве предстаёт «новой реальностью», художественно «сотворённой» личностью, которая, отображая реальный человеческий тип, идеологически проясняет его. Именно концептуальность литературного образа человека отличает понятие литературного характера в литературоведении и киноведение от значений этого термина в психологии, философии, социологии. Литературный характер являет собой органическое единство общего, повторяющегося и индивидуального, неповторимого; объективного (социально-психологическая реальность человеческой жизни, послужившая прообразом для литературного характера) и субъективного (осмысление и оценка прообраза автором). Литературный характер, таким образом, в искусстве предстаёт «новой реальностью», художественно «сотворённой» личностью, которая, отображая реальный человеческий тип, идеологически проясняет его. Именно концептуальность литературного образа человека отличает понятие литературного характера в литературоведении и киноведение от значений этого термина в психологии, философии, социологии.
Литературоведы выделяют такие виды литературных характеров: трагический, сатирический, романтический, героический и сентиментальный. В литературных произведениях существуют два основных типа характеров: характеры меняющиеся, развивающиеся, динамичные и характеры лишенные развития, статичные.
Развитие характеров — один из основных признаков эпических жанров: романа, новеллы, некоторых повестей и поэм. В пьесах развитие характеров встречается редко, хотя иногда авторы пьес стремятся доступными им средствами драматургии показать или хотя бы намекнуть на возможные изменения в характерах персонажей.
Развитие характера вовсе не является непременным условием изображения человека в литературе. Не менее интересными могут быть характеры статичные, не меняющиеся. Как правило, такие характеры появляются в тех случаях, когда писателя интересует определенный тип личности, представляющий общественный интерес или замечательный полнотой проявления каких-либо ярких общечеловеческих качеств. Изображение таких характеров нередко насыщено деталями, подробностями.
Существует множество типизаций характера литературного героя. Например, широко используется понятие «национальный характер». При этом единого и четкого определения понятия «национальный характер» нет. Об этом пишет в своей работе исследователь И. Кон: «Термин „национальный характер“ не аналитический, а описательный; он появился первоначально в литературе о путешествиях с целью выразить специфику образа жизни того или иного народа. Один автор, говоря о национальном характере, подразумевает темперамент, особенности эмоциональных реакций народа. Другой же фиксирует внимание на социальных ориентациях, нравственных принципах, отношении к власти, труду» [2, с. 305]. Согласно мнения О. А. Ивановой возникновение национального характера было описано английским философом Д. Юмом. Он отмечал, что его формируют социальные причины и «физические». Под последними Юм понимал климат, географического положения и другие физические условия, в которых живет народ [13, с. 110].
Особой популярностью в литературе пользуется героический характер, который относится к людям, которые осуществляли общенациональные задачи и посвящали свою жизнь борьбе за независимость.
Героический характер всегда основан на борьбе, которую ведет персонаж. Он постоянно сталкивается с препятствиями, которые могут быть и внешними обстоятельствами, и внутренними сомнениями и страхами. Важно отметить, что борьба осуществляется во имя какой-то цели или против чего-то. В основном, это борьба за справедливость и свободу, и борьба против мирового зла.
Г. Н. Поспелов активно останавливается на социальном характере — это индивидуальное воплощение тех или иных общих социально-исторических особенностей человеческой жизни — классовых, национальных, эпохальных [14, с. 54].
Социально-исторические характеры людей, являющиеся основным предметом искусства, формируются в реальной жизни под влиянием сложных и разносторонних отношений, существующих в классовом обществе. Поэтому эти характеры всегда бывают сложными и разносторонними. Когда писатель осознает социальные характеры людей, то, исходя из особенностей своих общественных взглядов и идеалов, он всегда сосредоточивает свое внимание преимущественно на каких-то определенных свойствах и сторонах этих характеров, на тех, которые представляются ему особенно, важными и существенными.
Писатель находит интересующие его стороны в характерах отдельных людей. Но не у всех людей, принадлежащих к одной и той же социальной среде и обладающих определенными взглядами, присущие им характерные черты проявляются в их индивидуальности одинаково ярко и сильно. Лишь некоторые люди оказываются в реальной жизни типичными представителями своей среды. Естественно, что такие личности и могут в наибольшей мере привлечь к себе внимание художника. Именно в их деятельности, в складе их поведения, мышления, переживаний он улавливает вполне отчетливо интересующие его стороны жизни всей социальной среды, те стороны, которые, по его взглядам, являются самыми важными. Наблюдения над такими личностями и служат обычно писателю исходным материалом для последующего создания типичных героев, персонажей его произведений. В искусствознании такие личности получили название прототипов персонажей художественных произведений [14, с. 57].
В литературе важное значение приобретает противоречивый характер.
1.2 Противоречивый характер в литературе
О характере литературного героя можно говорить так же, как и о характере реального человека: умен он или глуп; щедр и великодушен или, напротив, скуп и жаден; альтруист он, жертвующий собой ради других, или, может быть, эгоист, с презрением относящийся к людям; честен, благороден или подлец, лжец, авантюрист. Все многообразие хороших и дурных свойств реальных людей может быть воплощено в характерах литературных героев.
Цельность или противоречивость характера определяется степенью сочетания ведущих и второстепенных черт характера. Если ведущие и второстепенные гармонируют, если отсутствуют противоречия в стремлениях и интересах, то такой характер называют цельным, если же они резко контрастируют — то противоречивым.
При этом единство, многогранность характера не исключает того, что в различных ситуациях у одного и того же человека проявляются различные и даже противоположные свойства. Человек может быть одновременно и очень нежным и очень требовательным, мягким, уступчивым и одновременно твердым до непреклонности. И единство его характера может не только сохранятся, несмотря на это, но именно в этом и проявляется.
Такое положение вещей ярко подмечено писателями и неоднократно использовалось для создания своих произведений.
Таким образом, чем сложнее характер человека, изображенного в литературном произведении, тем больше в нем разнообразных, подчас противоречивых, свойств. Все они образуют сложное единство, которое делает характеры неповторимыми, уникальными, даже если какие-то человеческие качества у различных персонажей близки или совпадают.
Нередко характер персонажа определяется внутренним конфликтом. Внутренний конфликт — это противоречия внутреннего мира человека, борьба в его мировосприятии различных, иногда взаимоисключающих тенденций, противостояние в нем доброго и злого начал, альтруизма и эгоизма, жалости, сострадания и равнодушия к людям, разума и чувства, желания и долга.
Содержание внутренних конфликтов и формы их проявления многообразны. Это необходимо учитывать, анализируя характеры литературных героев. Внутренний конфликт необходим писателю потому, что он является как бы источником энергии, питающим характер. Это движущая сила многих изменений, происходящих в людях. В отличие от обычного, внешнего, конфликта, который проявляется в столкновении персонажей с другими персонажами и становится основой сюжетного действия, внутренний конфликт характеризует личность человека, его внутренний мир. Этот конфликт может выявляться в поступках персонажей, быть «открытым», а может так и остаться «незримым», «скрытым». В одних случаях мы видим следствия внутреннего конфликта — противоречия, непоследовательность в поведении людей, в их отношении к другим людям. Внутренний конфликт может проявиться в повышенной раздражительности, нервозности персонажей. «Скрытый» внутренний конфликт внешне почти никак не проявляется: человек тщательно скрывает противоречия своей души, окружающим он кажется цельной личностью. В этом случае писатели либо ограничиваются намеками на разлад в душе персонажа, либо обращаются к таким формам выявления внутреннего конфликта, как внутренний монолог, исповедь-признание, дневники или письма [5, c.48].
Внутриличностный конфликт не возникает самопроизвольно. Человек существо биосоциальное. С одной стороны, его жизнедеятельность осуществляется в социальном окружении. Помимо того, что сама психика человека явление достаточно противоречивое. Человек вовлечен в многообразные общественные отношения. По своему содержанию социальное окружение и общественные отношения довольно противоречивы и воздействуют на индивидуума в различных направлениях и с разным знаком. Только в обществе человек может удовлетворить свои потребности, самоутвердиться и самореализоваться [34, c.220]. Личностью индивид становится в обществе. Он должен, обязан, вынужден соблюдать нормы и правила поведения, сложившиеся в его социальном окружении, как официальные (закрепленные юридически), так и неофициальные. Жить в социуме и быть свободным от него невозможно. С другой стороны, личность стремится к свободе, сохранению своей индивидуальности, неповторимости.
Важнейшее средство изображения характеров — ситуации нравственного выбора, в которых оказываются персонажи литературных произведений.
Ситуация нравственного выбора — это острый момент в жизни человека, когда перед ним возникает необходимость выбрать один из двух или нескольких возможных вариантов поведения в соответствии со своими нравственными принципами, представлениями о долге и чести, добре и зле, о допустимом или недопустимом [22, c.434].
Именно в таких ситуациях в человеке могут обнаружиться и проявиться скрытые или нереализованные ранее внутренние качества. В нравственном выборе персонажей характер раскрывается наиболее глубоко и полно. В эти критические моменты жизни выявляется душевный потенциал человека, так как нередко речь идет о жизни и смерти, чести и бесчестии, благородстве или подлости. Ситуации нравственного выбора могут возникать и в частной жизни людей, и в общественной. Они складываются и в особых исторических обстоятельствах — во время войн, революций, стихийных бедствий.
РАЗДЕЛ 2. ВНУТРЕННИЙ КОНФЛИКТ ДЖОНА ТОРНТОНА В РОМАНЕ Э. ГАСКЕЛЛ «СЕВЕР И ЮГ»
2.1 Конфликтные противоречия в характере Джона Торнтона
Первоначально сама писательница хотела назвать книгу «Маргарет Хейл», по имени ее героини, но это не означало что роман был задуман как этюд индивидуальных характеров [4, с. 312].
Книга представляет собой социальный роман, в котором идёт повествование о трудностях жизни на промышленном Севере Англии XIX века от лица приезжей леди с Юга. Главная героиня, Маргарет Хейл — дочь англиканского священника, который решил отказаться от своей должности и переселиться в индустриальный город Милтон. Вторым главным героем является Джон Торнтон — промышленник.
Роман обращен к событиям 1839−1842 гг., когда после краткого периода благополучия английскую промышленность начал сотрясать кризис. Сотнями закрываются фабрики, выбрасывая на улицу тысячи рабочих, обреченных на голодную смерть.
Поэтому очень много внимания в романе уделяется рабочим, судьбы которых тесно связаны со вторым главным героем — Джоном Торнтоном. Так, например, Джон Ваучер, который, будучи против воли вовлечен в профессиональный союз и забастовку, попал в «черные списки» и, не находя работы, утопился, оставив на произвол судьбы жену и детей [0, с. 271].
Историей другого рабочего, старого Николаса Хиггинса, бунтаря и «безбожника», который, разуверившись в рабочем движении, пошел на компромисс с хозяевами, Гаскелл хочет указать рабочим единственно правильный, с ее точки зрения, путь. С другой стороны, она старается побудить к «уступкам» и капиталистов.
Николас Хиггинс — человек-бунтарь, с огромным здравым смыслом и умом. Человек, который организовал профсоюз для рабочих, ну и забастовку тоже. Николас хороший человек и нет ничего плохого в том, что он борется за правду. Но, никогда он никого не толкал на насилие, просто ситуация вышла из-под контроля. Его дочь — Бесси (Анна Максвелл Мартин), милая девушка, тоже умная и рассудительная. Они живут, рабочие и хозяева, в одном мире, но «правда» у каждого своя. Бесси страдает от смертельного недуга из-за работы на фабрике.
Центральной фигурой романа объективно выступает не Маргарет Хейл, а Торнтон, что, впрочем, вполне понятно, если учесть замысел книги. И противоречивый образ Торнтона решается тщательно, хотя вовсе не всюду и не до конца последовательно.
2.2 Джон Торнтон и Маргерет Хейл
характер торнтон гаскелл роман
В романе очень много особенностей сюжета построено на противоречии между главными героями — Джоном Торнтоном и Маргарет Хейл.
Носители коллизийных миропониманий — главные герои: промышленник Джон Торнтон и девушка из клерикальной среды с аристократическими корнями Маргарет Хейл, семья которой, однако, уже принадлежит к среднему классу. В начале романа морально-нравственные императивы юга, основанные на идеологии патернализма, близкие героине, вступают в противоречие с индивидуалистическими по сути идеологическими постулатами буржуазно-либерального севера, апологетом которых является Джон Торнстон [5, с. 146].
Конфликт старого и нового типов социального мироустройства для Гаскелл разрешим через «диалог» главных героев и способность их характеров к эволюции. В связи с этим важным элементом художественного целого романа является психологизация образов героев. Роман затрагивает известную по произведениям Б. Дизраэли, Ч. Диккенса, Дж. Фрауда проблему «моральной экономики».
Образ Маргарет ярко иллюстрирует тезис об эволюции взглядов главных героев. Автор «заставляет» героиню переезжать с юга на север страны, при этом реализуется классический мотив странствования героя. В результате происходит становление личности Маргарет. Однако героиня отличается от викторианского идеала кроткой женщины как «ангела в доме», что проявляется и в ее портретной характеристике. Ее внутренняя свобода и чувство собственного достоинства позволяют автору создать женский характер, равный по силе мужскому.
Столкновение героев оказывается неизбежным, но подается оно автором не только как социально-нравственное противостояние, но и как конфликт мира мужских и женских ценностей, силы и слабости, жестокости и милосердия. Торнтон выступает поборником технической мощи промышленности, Маргарет защищает ее жертв — зависимых и слабых рабочих. Героиня внушает Торнтону идею социальной ответственности предпринимателей перед рабочим [11, с. 241]. Так Гаскелл акцентирует необходимость усвоения мужским миром ценностей женского, что позволит создать стабильное гуманное общество. Основной конфликт романа, представленный коллизией главных героев, осложняется противостоянием рабочих и промышленников, устранение которого становится возможным благодаря посредничеству героини, продвигающей идею взаимозависимости людей в социуме. Здесь Гаскелл предвосхищает идеи классовой гармонии и коммунитарности, которые получат развитие в конце викторианского периода в трудах крупнейшего социал-либерала того времени Т. Х. Грина и художественно воплощенные в романах М. А. Уорд.
Противоречия между югом и севером ощущается и в оценках главной героини. К примеру в отношении мистера Торнтона Маргарет восклицает: «Он смотрит так решительно и властно, что какими бы ни были черты его лица, оно не может показаться грубым или простым. Я бы не стала заключать с ним сделку, он выглядит очень непреклонным. В общем, человек, который самой природой предназначен для своего места, проницательный и сильный, прирожденный торговец». Однако отец ее просит: «Не называй Милтонских промышленников торговцами, Маргарет. Это разные вещи» [17, с. 14].
Если эмоциональность, глубокая религиозность, проявление участия к людям, присущие Маргарет, — это свойства «южного», по Гаскелл, характера, то расчетливость, практицизм, аскетичность и индивидуализм — это атрибуты «северного» характера, воплощенного в образе Джона Торнтона.
Брак Маргарет и Джона, неравный с точки зрения сословных различий в происхождении героев, свидетельствует о способности главной героини преодолеть не только собственные, но и общественные стереотипы, а также о демократизации британского социума в викторианский период. Этот союз имеет и другое важное значение в романе, символизируя непростой процесс объединения двух территорий Англии: южной — аграрной по типу производства и патерналистской по идеологии, и северной — урбанистической, индустриальной и буржуазно-либеральной во взглядах. Это объединение севера и юга в романе стало залогом стабильности и процветания страны, которые в реальности были во многом достигнуты благодаря усилиям среднего класса, представительницей которого является главная героиня романа.
2.3 Конфликт Торнтона с рабочими
Главный герой романа Джон Торнтон: мужчина лет тридцати, гордый и независимый. Если сравнить его с мистером Дарси, то Дарси значительно проигрывает. Джон Торнтон может быть грубым, но искренен. Он не аристократ, но он истинный джентльмен.
Мистер Джон Торнтон — владелец местной фабрики, ученик отца Маргарет и ее возлюбленный.
Джон Торнтон — умный, честный, справедливый и к тому же красивый промышленник из Милтона и мировой судья. Жизнь у него была сложна. После самоубийства отца, он много работал и сам создал свою хлопковую фабрику. Мать ему морально помогала, и не было ни упреков, ни сожалений. Он добился поставленной цели, это и не удивительно. Джон пытается объяснить Маргарет жизнь севера, да и свою жизнь. Но получает отпор и колкости:
«- Не волнуйся, мама, мне нечего бояться мисс Хейл. Вряд ли она считает меня хорошей партией. Она южанка. Север ей не интересен.
— Не интересен. А на что может рассчитывать дочь бывшего священника, способного только читать лекции тем, кому они не интересны? С какой стати она отворачивается от тебя?
— Закрой ставни. Вечером будет гроза" [17, с. 365].
В принципе, Джон положительно настроенный человек, умеющий бороться с обстоятельствами. Он тоже не хотел понимать Маргарет и считал ее дружбу с Хиггинсами, как большой укор ему с ее стороны:
«- Вы мне не поверили.
— Я говорил так, потому что не хотел понимать вас. Я не поверил вам. Прошу прощения" [17, с. 401].
При изображении современного промышленника Гаскелл избегает гротеска и гиперболы. Торнтон — это образец «self-made man». Он выступает поборником идеи о свободе индивида Дж. Ст. Милля (On Liberty, 1859), доведенной до абсолюта, и экономической доктрины «laissez-faire»; жестокость последней ему придется испытать на собственном опыте.
В тоже время фабрикант мистер Торнтон нанимает частного учителя и занимается изучением трудов Гомера и Платона, чтобы повысить свой интеллектуальный уровень и приблизиться к эталонам аристократии. Буржуазию того времени отличает желание соответствовать стандартам высших слоев общества. Большое значение имеет звание джентльмена как человека с безупречным поведением, образца истинного англичанина.
Автор показывает характер главного героя не только через его поступки и действия, но и через оценку его другими: «Здесь его уважали за сильный характер, за умение управлять и властвовать. И уверенность придала величественное спокойствие голосу и манерам мистера Торнтона» [17, с. 302].
Внутренние противоречия характера ярко прослеживаются на отношении Торнтона к забастовкам:
«Мистер Торнтон тут же помрачнел, и его лицо стало таким же упрямым и суровым, как лицо миссис Торнтон в худшие минуты. Эта перемена не ускользнула от взгляда Маргарет и не обрадовала ее.
— Да, дураки будут бастовать. Пускай. Это нас вполне устраивает. Мы дали им шанс. Они считают, торговля процветает, как в прошлом году. Мы видим шторм на горизонте и приспускаем паруса. Но из-за того, что мы не объясняем причины наших поступков, они не верят, что мы действуем разумно. Кое-кто считает, что мы должны предоставить им видимость свободы и рассказать, собираемся ли мы тратить или экономить деньги. Хендерсон попытался обмануть своих рабочих в Эшли, но ему это не удалось. Ему, скорее всего, нужна была забастовка, это вполне совпадало с его планами. Мы не повысим зарплату ни на пенни. Больше того, мы говорим им, что будем вынуждены снизить зарплату. Вот как обстоят дела, теперь мы ожидаем их следующих действий" [17, с. 274]. Но при этом, в свей жесткости он проявляет и мягкость к рабочим: «Он покраснел.
— Я предпочитаю быть твердым и ответственным хозяином в те часы, когда они работают на меня. Но эти часы истекают, наши отношения прекращаются. И потом они становятся такими же независимыми, каким чувствую себя я.
Мистер Торнтон молчал минуту, так как был очень расстроен. Но вскоре он сумел совладать со своими чувствами и пожелал мистеру и миссис Хейл спокойной ночи. Затем, приблизившись к Маргарет, сказал тихо:
— Я разговаривал с вами в этот вечер второпях, и боюсь, довольно грубо. Но вы знаете, что я всего лишь грубый милтонский промышленник. Вы простите меня?" [17, с. 275].
Начиная с VII главы Гаскелл развертывает сложное повествование, посильное только созревшему мастеру. Ей удается раскрыть в их взаимовлиянии две темы и два сюжетных пласта: дать картину жизни большого индустриального центра с его напряженной социальной бррьбой, картину, конкретизированную в образах Торнтона и рабочих его завода, а с другой стороны, показать рождение и развитие чувства между Торнтоном и Маргарет Хейл, проходящего ступени трудного и поначалу как будто непреодолимого испытания [4, с. 313]. На этом фоне развивается внутренний конфликт Торнтона, проявившийся в его характере.
В Джоне Торнтоне уживается разное видение проблемы забастовок. С одной стороны он злится, что его деловые планы становятся неосуществимы из-за забастовок. Перспективы, ради осуществления которых он потратил много беспокойных часов, теперь превратились в ничто из-за безумной глупости. Но при этом он понимал, что забастовка больше отразится на самих рабочих, чем на нем. При этом он вел себя как собственник, котрому никто не может указывать, как распоряжаться капиталом. При этом в нем нет зависти или желания мести. В тоже время он ищет причины таких поступков рабочих, не видя их сути: «Я знаю — это дело рук Сликсона, будь он проклят со своими уловками! Он полагал, что у него излишки товара, поэтому он уступил сначала, когда делегация пришла к нему, и только укрепил их в их глупости, как и намеревался сделать. Вот откуда это пошло» [17, с. 291]. Но решение его очень жесткое и волевое: «Раз и навсегда они узнают, с кем имеют дело. Я даю им две недели, не больше. Если они не исцелятся от своего безумства к концу этого срока, я привезу рабочих из Ирландии» [17, с. 291].
Изображенный Гаскел в положительных тонах молодой фабрикант Торнтон убеждается в необходимости пойти навстречу своим рабочим [6, c. 116].
История классовых столкновений, показанных в романе, заканчивается полюбовно устройством кооперативной рабочей столовой на деньги рабочих, но под контролем фабриканта [7, с. 316].
Гаскелл никогда не скрывала, что почти всегда писала «with a purpose», то есть хотела своими книгами наставлять или, вернее, убеждать в чем-то читателей. В данном случае роман был задуман с весьма определенной целью, и эту цель Гаскелл подчеркивала в письмах друзьям и демонстрировала в тексте; ее задачей было «добиться лучшего понимания между рабочими и предпринимателями, а также продемонстрировать большую объективность по отношению к хозяевам, так и к рабочим [4, с. 337].
Героиня внушает Торнтону идею социальной ответственности предпринимателей перед рабочими. Так Гаскелл акцентирует необходимость усвоения мужским миром ценностей женского, что позволит создать стабильное гуманное общество. Идею социальной ответственности Торнтон осознает на фоне развивающимся противостоянием рабочих и промышленников. Здесь Гаскелл предвосхищает идеи классовой гармонии и коммунитарности, которые получат развитие в конце викторианского периода в трудах крупнейшего социал-либерала того времени Т. Х. Грина и художественно воплощенные в романах М. А. Уорд. [12, с. 22]
Брак Маргарет и Джона, неравный с точки зрения сословных различий в происхождении героев, свидетельствует о способности Джона преодолеть не только собственные, но и общественные стереотипы, а также о демократизации британского социума в викторианский период. Этот союз имеет и другое важное значение в романе, символизируя непростой процесс объединения двух Англий: южной — аграрной по типу производства и патерналистской по идеологии, и северной — урбанистической, индустриальной и буржуазно-либеральной во взглядах. Это объединение севера и юга в романе стало залогом стабильности и процветания страны, которые в реальности были во многом достигнуты благодаря усилиям среднего класса, представительницей которого является главная героиня романа.
Однако Торнтону стоит немалого труда преодолеть свои предубеждения против общества, к которому принадлежат Маргарет и ее отец.
Гаскелл, начиная роман, говорила о своем желании «лучше понять и объективнее отнестись» к «командирам промышленности». Одним из таких и был Торнтон, и на нем писательница намерена была показать свою объективность. От первой встречи с Торнтоном в доме Хейлей в Мильтоне (куда хозяин крупнейшего предприятия города приходит учиться у Хейла древним языкам и литературе) и до последней, когда совсем новый в своем поведении и даже облике Торнтон стоит перед Маргарет в Лондоне, перед читателем медленно развертывается борьба, происходящая в этом гордом, волевом и по своему одаренном человеке. Это борьба между двумя Торнтонами — непреклонного и железного хозяина и делового человека, с одной стороны, и человека, способного понимать красоту античной литературы и человеческой души, с другой [4, с. 342].
ВЫВОДЫ
Подводя итоги исследованию противоречий в характере как основе конфликта в литературе, можно сделать вывод, что литературный характер — это человеческий образ, через который раскрываются как обусловленный биологией индивида и данной общественно-исторической ситуацией тип поведения (поступки, мысли, переживания, речевая деятельность), так и присущая автору нравственно-эстетическая концепция человеческого существования.
Выделяют такие виды литературных характеров: трагический, сатирический, романтический, героический и сентиментальный. В литературных произведениях существуют два основных типа характеров: характеры меняющиеся, развивающиеся, динамичные и характеры лишенные развития, статичные. Джон Торнтон типичный представитель динамичного, развивающегося характера, эти изменения прослеживаются на протяжении всего романа.
В литературе важное значение приобретает противоречивый характер. Противоречивость характера определяется степенью сочетания ведущих и второстепенных черт характера.
Чем сложнее характер человека, изображенного в литературном произведении, тем больше в нем разнообразных, подчас противоречивых, свойств. Характер персонажа также определяется внутренним конфликтом. Внутренний конфликт — это противоречия внутреннего мира человека, борьба в его мировосприятии различных, иногда взаимоисключающих тенденций, противостояние в нем доброго и злого начал, альтруизма и эгоизма, жалости, сострадания и равнодушия к людям, разума и чувства, желания и долга.
«Север и Юг» (англ. «North and South») — роман викторианской писательницы Элизабет Гаскелл, впервые опубликованный в виде книги в 1855 году.
.Система персонажей в романе «Север и Юг» довольно обширная. Она включает следующие основные персонажи: Николас Хиггинс и его дочери — Бесси и Мэри; миссис Торнтон; мистер Ричард Хейл; миссис Мария Хейл; служанка Диксон, Мистер Белл, Миссис Шоу, Эдит, мистер Генри Леннокс, Фредерик Хейл.
Главная героиня, Маргарет Хейл — дочь англиканского священника, который решил отказаться от своей должности и переселиться в индустриальный город Милтон. Вторым главным героем является Джон Торнтон — промышленник.
Автор мастерски выписывает противоположности характеров главнх героев. Это ощущается в противостоянии и отличии характеров Маргарет Хейл и Джона Торнтна. Вся история отношений Маргарет Хейл и Джона Торнтна построена на противостоянии.
Роман также простроен на противоречиях в характере Джона Торнтона. Мистер Джон Торнтон — владелец местной фабрики, ученик отца Маргарет и ее возлюбленный, а далее и муж.
Жизнь Торнтона довольно сложна. Отец покончил жизнь самоубийством. После этого Торнтон много работал и сам создал свою хлопковую фабрику. Он может быть грубым, но искренен. Он не аристократ, но он истинный джентльмен. Он стремителен, силен, властен.
Главная противоречивость характера Торнтона проявляется через его отношение к забастовкам. Постепенно, под воздействием Маргарет, он уходит от волевого полного непринятия социального аспекта забастовки к компромису.
Научно-критическая литература
1. Андреева Ю. Полузабытая страница истории английского романа / Ю. Андреева // Вопросы литературы. — 1976. — № 1. — С.269−272.
2. Кон И. С. К проблеме национального характера // Социологическая психология.? М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 1999.? С. 304?324.
3. Аникин Г. В. История английской литературы: Учебник для гуманитарных факультетов высших учебных заведений / Г. В. Аникин, Н. П. Михальская. — Москва?: Академия, 1998.? 516 с.
4. Ивашева В. Английский реалистический роман XIX века в его современном звучании / В. Ивашева — М.: Худож.
литература
1974. — 464с.
5. Ивашева В. Судьбы английских писателей. / В. Ивашева — М.: Советский писатель, 1989. — 448 с. Ковалевская Т. В. История, литература и культура Великобритании / Т. В. Ковалевская, Ф. А. Вагизова, Е. В. Семенюк. — М.: РГГУ, 2012. — 590 с.
6. Легких М. Ю. Принципы патернализма и взаимозависимости как основа социальной стабильности в викторианской литературе / М. Ю. Легких // Формирование гуманитарной среды и внеучебная работа в вузе, техникуме, школе: материалы IX Всерос. науч.-пракг. конф., г. Пермь, 25 апреля 2007 в 3 т. ТIII. — Пермь, 2007. — С. 115 -117.
7. Михальская Н. П. История зарубежной литературы конца XIX — начала XX в. курс лекций / Н. П. Михальская, М. Е. Елизарова — М.: Высшая школа, 1970. — 627 с.
8. Проскурнин Б. М. История зарубежной литературы XIX века: Западноевропейская реалистическая проза: Учебное пособие. 2-е изд. / Б. М. Проскурнин, Р. Ф. Яшенькина — М.: Флинта: Наука, 2004. — 498 с.
9. Ремизов Б. Элизабет Гаскелл. Очерк жизни и творчества / Б. Ремизов — К.: Вища школа, 1974. — 176 с.
10. Телегина О. В. Рецепция творчества Элизабет Гаскелл в англоязычной критике [Текст] / О. В. Телегина // Молодой ученый. — 2013. — № 3. — С. 331−334.
11. Фирстова М. Ю. Роман Элизабет Гаскелл «Север и Юг»: к вопросу о пересмотре канона английского реалистического романа / М. Ю. Фирстова, Б. М. Проскурнин // Зарубежная литература: проблемы изучения и преподавания: межвузовский сборник научных трудов. — Вып. 4. -Киров: Изд-во ВятГГУ, 2011. — С. 61 — 71.
12. Фирстова М. Ю. Эволюция характеров в романе Э. Гаскелл «Север и Юг» / М. Ю. Фирстова // Зарубежная литература XIX века. Актуальные проблемы изучения: XXIII Пуришевские чтения: сб. статей и материалов Междунар. конф., г. Москва, 6−8 апреля 2011 г. — М.: Издательство «Литера», 2011. — С. 18 — 23
13. Иванова О. А. Черты национального характера в образе главного героя романа Э. Ажара «Вся жизнь впереди» / О. А. Иванова // Международный журнал экспериментального образования. — 2011. — № 8. — С. 110−111
14.
Введение
в литературоведение: Учеб. для филол. спец. ун-тов / Г. Н. Поспелов, П. А. Николаев, И. Ф. Волков и др.; Под ред. Г. Н. Поспелова. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Высш. шк., 1988. — 528 с.
Справочные издания
15. Литературный энциклопедический словарь / [под общей ред. В. М. Кожевникова, П. А. Николаева]. — М.: Сов. Энциклопедия, 1987. — 750 с.
16. Літературознавчий словник-довідник [2-ге вид., виправ., доп.] / За ред. Р. Т. Гром’як та ін. — К.: Академія, 2006. — 758 с.
Исследуемые тексты
17. Гаскелл Э. Север и Юг / Пер. с англ. В. Григорьевой, Е. Первушиной — СПб.: Азбукамитсера, Азбука-Аттикус, 2012. — 544 с.