Своеобразие художественного метода Дж. Т. Фаррелла в трилогии о Стадсе Лонигане
Ответ на вопрос, почему дело обстоит таким образом, может быть найден в книге Б. А. Гиленсона «Американская литература 30-х годов XX века/1974/1, первым в отечественном литературоведении заговорившего о творчестве Дж.Т.Фаррелла. Ученый, отдавая должное литературному дару американского писателя и выделяя в качестве наиболее примечательного явления в литературе «красных тридцатых» в США трилогию… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. Поэтика художественнной прозы Дж.Т.Фаррелла теоретический аспект
- 1. 1. Художественный метод Дж.Т.Фаррелла в оценке зарубежной и отечественной критики
- Г. 2. К вопросу о разграничении понятий «натурализм» и «реализм» в зарубежном и отечественном литературоведении
- 1. 3. Соотношение и взаимовлияние натурализма и реализма в литературе США
- 1. 4. Эстетические и философские взгляды Дж.Т.Фаррелла на проблему изображения действительности
- ГЛАВА II. Идейно-художественное своеобразие романов «Юный
- Лониган» и «Ранняя зрелость Стадса Лонигана»
- II. 1 Проблематика романов «Юный Лониган» и «Ранняя зрелость Стадса Лонигана». Замысел писателя и его эволюция
- 11. 2. «Роман воспитания» в мировой литературе. Его основные жанровообразующие черты и их модификация в XX веке
- 11. 3. Своеобразие американского «воспитательного романа»
- 11. 4. Преломление в романах «Юный Лониган» и «Ранняя зрелость Стадса Лонигана» жанровых особенностей «романа воспитания»
- II. 1 Проблематика романов «Юный Лониган» и «Ранняя зрелость Стадса Лонигана». Замысел писателя и его эволюция
- III. 2. «Судный день» как «социальный роман"/ «выросший из Депрессии»
Своеобразие художественного метода Дж. Т. Фаррелла в трилогии о Стадсе Лонигане (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В отечественном литературоведении, сделавшем немало для открытия, объективного анализа и научного исследования творческого наследия зарубежных авторов, важное место принадлежит трудам ученых, занимающихся изучением литературы США. Постепенно, год за годом один за другим заполняются пробелы и стираются «белые пятна» с литературной карты Соединенных Штатов ХХ-го века. Многое в этом направлении сделано и делается такими известными отечественными американистами, как А. Н. Ана ста сьев, В. Н. Богословский, Б. А. Гиленсон, Я. Н. Засурский, А. М. Зверев, М. М. Коренева, А. С. Мулярчик, А. Н. Николюкин, Е. А. Стеценко и др.
Несмотря на это, некоторые, даже достойные определения «классических» произведения американской литературы все еще ждут встречи с русскоязычной аудиторией, как научной, так и читательской. К такого рода незаслуженно обойденным отечественной литературоведческой наукой и переводческо-издательскими кругами талантливым книгам можно отнести и трилогию о Стадсе Лонигане /1932;1935/ американского прозаика, Джеймса Томаса Фаррелла /1904;1979/, которого многие зарубежные критики считают классиком литературы США ХХ-го века. Этот цикл романов, несколько раз переиздававшийся в Америке, экранизированный Голливудом и переведенный на многие языки мира, является лишь небольшой частью многотомного литературного наследия талантливого прозаика, поэта, драматурга и литературного критика.
В 1927 году, только начиная свою литературную карьеру, Джеймс Фаррелл задумал написать 25 книг, каждая из которых представляла бы собой нечто вроде блока единого цикла. В 1957 году, ровно через 30 лет после того, как было принято это решение, писатель опубликовал свою двадцать пятую книгу. К этому времени им были написаны трилогия о Стадсе Лонигане, пенталогия о Дэнни О’Ниле, трилогия о Бернарде К? рре, три других романа, небольшая повесть, десять сборников рассказов, пьеса (совместно с Гортензией Олден-Фаррелл), а также шесть книг эссе и критических статей. Если учесть, что судьба отвела ему еще более двадцати лет творческой деятельности, в течение которых было создано немало новых значительных произведений, в том числе начат новый цикл романов «Вселенная времени», то становится понятным восхищение биографа и исследователя творчества Дж.Т.Фаррелла Эдгара Бранча поистине «бальзаковской» трудоспособностью прозаика, сделавшего немалый вклад в развитие литературы Соединенных Штатов.
Однако, к сожалению, сведений о жизни и творчестве этого писателя, некоторыми зарубежными его критиками относимого к когорте таких гигантов американской литературы, как Т. Драйзер и Ш. Андерсон, прозаика, на чье влияние ссылаются многие современные литераторы США, в отечественной филологии содержится крайне мало. Краткая информация такого рода помещена в биографобиблиографическом справочнике «Писатели США» /1990/1. Заметим, что большинство из словарных статей о писателях, так.
1.Гиленсон Б. А. Дж.Т.Фаррелл.//Писатели США: Краткие творческие биографии.(Сост. и общая ред. Я. Засурского и др.) — М., Радуга, 1990, С. 326. или иначе связанных с эпохой «гневных тридцатых» в литературе Америки, не обходится без упоминания имени Фаррелла, что доказывает значимость этой фигуры в истории американского искусства. На данной краткой справке в выше названной книге, собственно н кончается перечень русскоязычных изданий, дающих более или менее развернутую информацию о жизни прозаика.
Ответ на вопрос, почему дело обстоит таким образом, может быть найден в книге Б. А. Гиленсона «Американская литература 30-х годов XX века/1974/1, первым в отечественном литературоведении заговорившего о творчестве Дж.Т.Фаррелла. Ученый, отдавая должное литературному дару американского писателя и выделяя в качестве наиболее примечательного явления в литературе «красных тридцатых» в США трилогию романиста о Стадсе Лонигане, тем не менее, завершая свой анализ фаррелловского произведения, указывает, что «трилогия, писавшаяся в пору близости прозаика к рабочему движению, хоть и остается его лучшим произведением., все же внутренне противоречива» в силу «слабости социальных выводов» .2 Одну из причин «слабости» фаррелловского творчества исследователь видит в разрыве писателя с прогрессивными кругами в конце 30-х годов. Был ли на самом деле в литературном пути Дж. Фаррелла переход «от бунта к конформизму» или нет, пойдет речь ниже, но все же необходимо отметить, что в указанной работе Б. А. Гиленсона явно виден отпечаток того излишне социологи-зированного подхода к анализу художественных достоинств лите.
1.Гиленсон Б. А. Американская литература 30-х годов XX века.-М., Высшая школа, 1974. 2. Там же, С. 148. ратурного произведения, в данном случае — трилогии о Стадсе, который, увы, превалировал до известного времени в отечественном литературоведении, из-за чего многим талантливым зарубежным авторам, не во всем соответствующим принятым идеологическим нормам, был закрыт путь к русскоязычному читателю.
Более подробный анализ фаррелловского цикла романов о Стадсе Лонигане содержится в двух литературоведческих трудах более позднего времени, принадлежащих перу А. М. Зверева: «Средний Запад» /1981/ и «Американский роман 20-х — 30-х годов /1982/.1 В статье „Средний Запад“ ученый рассматривает творчество писателей, относимых им к школе натуралистического типа, сложившейся в „средне-западном литературном регионе“ в конце Х1Х-Г0- первой трети ХХ-го веков и приобретшей общеамериканскую известность». Среди тех, кого исследователь считает принадлежащими к этой школе, Зверев упоминает и Дж.Т.Фаррелла, названного им «прямым наследником чикагской литературной традиции» 1. И вновь, как и Б. А. Гиленсон, ученый выбирает для анализа-иллюстрации своей гипотезы трилогию о Стадсе Лонигане, главным достоинством которой он считает то, что это произведение обнажает социальные язвы тогдашней Америки. Относя Дж. Фаррелла к школе натуралистического типа, А. М. Зверев акцентирует свое внимание на тех особенностях произведения, которые наиболее ярко демонстрируют близость писателя к натурализму. К таковым он причисляет прежде всего значимость для Фаррелла идеи детерминированности индиви.
1.Зверев A.M.Средний Запад.//Проблемы становления американской литературы.- М., Наука, 1981;Американский роман 20−30-х годов.-М., Наука, 1982.. дуальной судьбы. С точки зрения исследователя, все в цикле романов о Стадсе Лонигане: решение образа главного персонажа, построениерроизведения, его идейно-художественный план — свидетельствует о первостепенном внимании автора к среде, социальному и национальному фону. Значение фаррелловского произведения для американской литературы А. М. Зверев видит в том, что романы о Лонигане содержат «достоверное изображение судьбы рядового американца, порабощенного и погубленного буржуазными мифами» 1.
В книге «Американский роман 20−30-х годов» ученый, вскользь касаясь трилогии о Стадсе, акцентирует свое внимание на явно чувствующемся, по его мнению, в цикле духе 30-х годов и сложившейся в это время поэтике документального изображения.
Примером попытки преодоления излишне социологизированного подхода к анализу художественных достоинств трилогии Дж.Т.Фаррелла о Стадсе Лонигане могут служить работы отечественных американистов Т. Н. Денисовой и А. С. Мулярчика.2 В книге «Современный американский роман./Социально-критические традиции» / /1976/ Т. Н. Денисова называет Фаррелла «типичным американским представителем той линии реализма, которую принято называть классической.» 3 Исследовательница обращает свое вни.
1.Зверев A.M.Средний Запад.//Проблемы становления американской литературы, — М., Наука, 1981, С. 192.
2. Денисова Т. Н. Современный американский роман./ Социально-критические традиции./- Киев, Наукова думка, 1976; Мулярчик A.C. США: Век XX. Грани литературного процесса. — Москва-Минск-Барановичи, 1994.
3. Денисова Т. Н. Современный американский роман./ Социально-критические традиции./ - Киев, Наукова думка, 1976, С. 99. г? t/ 8 r. л° мание на умение писателя создать жизнеподобную картину реальной американской действительности. По ее мнению, это качество фаррелловской прозы основано на мастерском применении им метода объективированного повествования, который позволил автору трилогии о Стадсе Лонигане изобразить очень зримую, ощутимую и четкую панораму жизни Чикаго за полтора десятка лет.
Краткий, но емкий анализ трилогии о Лонигане сделан А. С. Мулярчиком в его работе «США: Век XX. Грани литературного процесса» /1994/. Среди романов, составляющих цикл о Лонигане, ученый выделяет заключительную часть трилогии — «Судный день». Он пишет: «Не только кульминацией рассказанной истории, но и вершиной писательского мастерства и идейной зрелости Дж. Фаррелла явился роман «Судный день», создававшийся в самый разгар Великой 1.
Депрессии". Главным достоинством Дж.Т.Фаррелла американист считает незаурядный талант писателя, который «превращал „пролетарскую литературу“ из полубеллитризованного изложения принципов классовой борьбы и социалистической теории во вполне самобытное воплощение очередной ступени национального культурного развития» Америки.2.
Зарубежная критика творчества Джеймса Томаса Фаррелла более объемна. Базой для исследователя жизни и литературной деятельности американского романиста вполне обоснованно, на наш взгляд, могут считаться труды его соотечественника литературоведа Эдгара М. Бранча, подлинного «фаррелловеда», автора многочисленных публикаций о различных аспектах таланта данногопрозаика. 3 Кроме.
1. Мулярчик A.C. США: Век XX. Грани литературного процесса. -Москва-Минск-Барановичи, 1994, С. 94.
2. Там же. С. 93.
3.См.библиографию к диссертации. единственной в мировом литературоведении монографии о Фаррелле Бранч издал и наиболее полную библиографию творений американского писателя. В своих литературоведческих и историко-литературных работах о Джеймсе Фаррелле Бранч опирается не только на тщательный научный анализ произведений писателя, но и на доскональное знание им личности их автора, чему в немалой степени способствовало близкое знакомство исследователя с романистом и полученная им возможность изучения эпистолярного наследия прозаика. Для Бранча личное и творческое в Фаррелле настолько неотделимы при анализе своеобразия его прозы, что иногда создается даже впечатление излишней нарочитости в притягивании ученым фактов биографии писателя к особенностям его таланта. Этим грешит, в частности, и исследование Бранчем художественных достоинств и недостатков трилогии о Стадсе Лонигане.
Рассмотрению творчества Дж.Т.Фаррелла в рамках разнообразных традиций посвящены работы ряда американских и английских ученых, среди которых необходимо выделить труды У. Аллена, Б. Гелфант, А. Кейзина, Д. Пайзера, Ч.Уолкатта.
Книга английского литературоведа Уолтера Аллена «Традиция и мечта» 1 в русском переводе вышла в 1970 году. Автор послесловия Н. А. Анастасьев отмечает масштабность анализа, которую демонстрирует работа Аллена, и особо выделяет''превосходную', на к у' взгляд критика, главку о Фарреще2, в которой трилогия о Стадсе.
1.Аллен У. Традиция и мечта.- М."Прогресс, 1970. 2. Анастасьев Н. А. Масштаб анализа./Аллен У. Традиция и мечта.-М. «Прогресс, 1970, С. 224.
Лонигане рассмотрена в русле традиций обличительной американской литературы, раскрывающей трагическое несоответствие мечты и реальности в жизни ее героев — средних американцев.
Бланш Гелфант в своей книге «Американский городской роман» /1954/ 1 одну из глав посвящает анализу трилогии Фаррелла о Стадсе. Исследовательница относит данное произведение к особой жанровой разновидности — экологическому роману, причем на первое место среди проблем, поднятых автором цикла о Стадсе Лонигане, она ставит конфликт среды и характера, от разрешения которого зависит, по ее мнению, «экология души» городского обитателя современного мегаполиса.
Известный американский литературный критик Альфред Кейзин делает обзор творчества Дж.Т.Фаррелла с различных сторон. Портрет начинающего, но уже прославленного писателя дан в книге исследователя «Начиная в тридцатые» /1965/= Теоретико-литературный анализ творчества романиста и прежде всего его трилогии о Стадсе Лонигане представлен в работе Кейзина «На родной почве» /1948/3.Критик относит Фаррелла к натуралистическому направлению американской литературы, обосновывая свое утверждение выявлением черт натурализма в художественном инструментарии автора трилогии.
1.Gelfant, Blanch. James T.Farrell.The Ecological Novel //The American City Novel ,-Normann, Univ. of Oklahoma Press, 1954.
2.Kazin, A. Starting Out in the Thirties.- Boston — Toronto, Little Brown and Co., 1965.
3.Kazin, A. On Native Grounds: An Interpretation of Modern America Prose Literature.-N.Y., Reynal & Hitchcock, 1948.
Точку зрения А. Кейзина на Дж. Фаррелла как на писателя натуралиста поддерживает и автор фундаментального труда об американском натурализме Чарльз Уолкатт.1.Заметим однако, что ученый указывает на своеобразие художественного метода романиста, называя его натурализм «описательным» 2, считая, что главное в подходе прозаика к изображению действительности не детерминизм и фотографизм, а следование принципам отображения «возможного» и «типичного» в жизни.
Еще одним ценным вкладом в дело изучения особенностей художественного метода Дж. Фаррелла является книга профессора Дональда Пайзера «Американский натурализм XX-го столетия» /1982/.3 Исследователь называет писателя типичным представителем натуралистической литературы США 30-х годов XX го века. В качестве наиболее репрезентативного фаррелловекого произведения он выделяет трилогию о Стадсе Лонигане. В центре внимания Пайзера оказывается художественная концепция цикла о Лонигане, которую критик расценивает как дуалистичную, поскольку, главным в ней является не показ влияния на личность социальных и биологических сил, что характерно для типичной натуралистической прозы. По мнению ученого, основная проблема произведения Дж.Т.Фаррелла — осознание влияния взаимодействия l. Walcutt Ch-Ch-James T. Farrell:Aspects of Telling the Whole Truth./Walcutt Ch. Ch. American Literary Natura i i йй, ?x Divided Stream.-Minneapolis, Univ. of Minnesota Press, 1956.
2.Ibid, P.244.
3. Pizer, D. Twen tieth-Century American Li tei*ai*y Naturalisai. -Southern Illinois Univ.Press., 1982. черт темперамента и жизненного опыта — вносит явный моральный подтекст в решение конфликта фаррелловских книг.
Среди работ, так или иначе касающихся творчества Дж.Т.Фаррелла, необходимо упомянуть и труды таких американских ученых, как У. Бич, Х. Граттан, Р. Митчелл, А.Уолд.1 Все эти авторы, отдавая должное таланту романиста, вносят дополнительные штрихи в его портрет. Так, например, Роберт Митчелл исследует морально-этический аспект трилогии Дж.Т.Фаррелла о Стадсе Лонигане.2 Критик считает, что содержание произведения — своеобразная иллюстрация к философскому трактату Дж. Дьюи «Этика», в котором утверждается, что человек есть преимущественно создание привычки. Митчелл указывает, что суть трилогии о Стадсе Лонигане в исследовании человеческой морали.
Этот вывод прослеживается и в работе Хартли Граттана «Дж.Т.Фаррелл — моралист» .3 Исследователь видит главную заслугу автора трилогии в инициировании у читателей желания улучшить окружающий мир, в котором «стадсы» гибнут в «оковах духовного рабства» .
Анализ фаррелловской трилогии о Лонигане Уоррена Бича сосредоточен на особенностях концептуального подхода писателя к изображению реальной действительности.4 Ученый определяет худо.
1.См.библиографию к диссертации.
2-Mitchell, К. Studs Lonigan: Research in Morality.// Centennial Review, (Spring 1962), 6:202 — 14.
3.Grattan, H. James T. Farrell: Moralist.// Harper’s, (October 1954), 209: 93 — 94, 96, 98.
4.Beach, J.W. James T. Farrell: Tragedy of the Poolroom Loafer and The Plight of the Children.// American Fiction, 1920 — 1940. N-Y., Macmillan, 1942, PP. 273 — 307. жественный метод Дж. Фаррелла в произведении как «чистейший натурализм», основывая свои выводы на акцентируемой им приверженности прозаика к правдивости изображаемого.
Книга А. Уолда «Дж.Т.Фаррелл: годы социалистической революции» 1 представляет собой историко-литературное исследование общественно-политической и писательской деятельности прозаика в «красные тридцатые». Особое внимание в работе Уолда уделено участию Дж. Фаррелла в движении «левых сил» в США. Ученый, прослеживая эволюцию фаррелловского мировоззрения в эти годы, утверждает, что писателю было свойственно двойственное отношение к «левому» движению в Америке. С одной стороны, как публицист он активно сотрудничал в демократических изданиях, с другой, — резко выступал против «левацких» лозунгов и шаблонов, навязываемых так называемой «пролетарской литературе». Мировоззренческая позиция писателя в 30-е годы, как отмечает А. Уолд, в полной мере отразилась в идейно-художественном плане трилогии о Стадсе Лонигане, центром которого стала проблема личности как социального продукта, формируемого обществом.
Кроме работ названных исследователей творчеству Дж.Т.Фаррелла посвящено множество газетных и журнальных публикаций, а также диссертаций, написанных зарубежными учеными. Однако, необходимо отметить, что литературоведческий анализ творческого наследия прозаика, проведенный в исследованиях большинства авторов, свидетельствует о некой терминологической путанице в вопросах, касающихся разграничения понятий «натурализм» и «реализм». Неточность терминологии приводит к тому, что большая часть из l. Wald, A. James T. Farrell: The Revolutionary Socialist Years. — N.Y., New York Univ. Press, 1978. числа зарубежных исследователей причисляет Фаррелла как к натуралистам, так и к реалистам.
Внимание зарубежной критики к Джеймсу Томасу Фарреллу вполне объяснимо. Жизнь и литературная деятельность прозаика интересны для изучения уже потому, что он был свидетелем и участником целой эпохи в истории американского государства и литературы США. Две мировые войны, взлеты и падения «американского духа» в годы Просперити и Великой Депрессии, колебания политического курса США и литературных вкусов американского читателя не могли не отразиться на умонастроении и писательской позиции прозаика, отличавшегося исключительным вниманием к бурлящему вокруг него водовороту событий. И все же он всегда остается «пловцом против течения», ориентируется прежде всего на выбранную им еще в юности стезю борца за свободу человеческой личности, воина, вступившего в бесконечную войну со всем тем, что мешает индивидууму стать Человеком.
Джеймс Томас Фаррелл подобно одному из своих литературных кумиров русскому писателю-гуманисту А. П. Чехову поистине «выдавливал из себя по капле раба» .
Он родился 27 февраля 190? года в Чикаго, городе, который станет местом действия многих его произведений, в том числе и прославившей его трилогии о Стадсе Лонигане. Писатель был вторым по старшинству из шести детей Мэри и Джеймса Фрэнсиса Фарреллов, ирландских иммигрантов второго поколения. В 1915 году семья переезжает в Чикаго и поселяется в его южной части, районе среднего класса Саут-Сайде, чуть западнее Вашингтон-парка.
Эмоциональная и интеллектуальная атмосфера, в которой рос юный Джеймс Фаррелл, не способствовали его душевному развитию. Оглядываясь на свое детство и отрочество, прозаик называл среду, давшую ему первоначальное воспитание, «духовно нищей». Обучение в приходской школе запомнилось ему своей авторитарностью и догматизмом.
Выход из «духовной нищеты» Фаррелл нашел в мире книг. Вначале круг его чтения был скорее случайным, чем обдуманным, но достаточно широким, чтобы дать представление об увлекательном и разнообразном царстве художественной литературы.
Подлинным переворотом в духовном развитии будущего прозаика стало его обучение в Чикагском университете/1925;1929/. Среди тех, чьи лекции посчастливилось услышать Фарреллу-студенту, были Б. Расселл, Р. Фрост, Ш. Андерсен, Д. Дьюи, Д. Г. Мид, Т.Веблен.
Деньги на учебу приходилось зарабатывать самому, исполняя обязанности клерка в одной из транспортных компаний в Чикаго и продавца в табачной лавке. Но работа давала не только возможность учиться, но и познавать жизнь, что позволило потом писателю достоверно рассказать о ней в его произведениях.
Однако это произойдет позже, а пока юный Фаррелл отправился в подлинное «плавание по библиотечному морю». Он жадно читал, оставляя на сон лишь пять часов в сутки. Теперь выбор книг серьезно обдуман, интересы Фаррелла сосредоточены на общественных науках и подлинно талантливой литературе. Среди авторов прочитанных им в это время произведений У. Джеймс, Д. Дьюи, Д. Г. Мид, Ф. Ницше, Г. Менкен, Т. Драйзер, Т. Веблен, 3. Фрейд,.
Г. Ибсен, С. Льюис, Э. Хемингуэй, А. Чехов и Д.Джойс.
Под воздействием полученных в университете знаний ревностный католик, одно время даже собиравшийся посвятить себя служению церкви, становится натуралистом и прагматистом, для которого неоспоримой представляется власть разума в понимании собственного «я» и преобразовании общества. В немалой степени этому способствовало активное участие Фаррелла в эмпирических исследованиях, проводимых студентами Чикагского университета под руководством Д. Дьюи, «отца» прагматизма. Иид и Дьюи научили будущего романиста уважению к факту и навыкам индуктивного мышления. Но главным из того, что он усвоил в годы обучения в университете, — стало представление о жизни как о величайшей лаборатории для изучения человеческого характера.
Увлечение социологией в немалой степени повлияло на решение Дж. Фаррелла стать профессиональным писателем и на выбор тематики будущих произведений, в центре которых, по его мнению, должно быть объективное изображение «социальной вселенной» современной ему Америки и воспитание в ней личности среднего американца. Жажда изменить окружающий мир, полный несовершенства, и осознание того, что литература способна указать человечеству на его недостатки и тем самым способствовать его улучшению, легли в основу творческой позиции начинающего прозаика.
Первые литературные опыты Дж. Фаррелла относятся к 1927 году. В это время он усердно посещает занятия по художественной композиции университетского профессора Джеймса Уэббера Линна, обратившего внимание на рассказ «Стаде», написанный Фарреллом в качестве учебного упражнения. Совет преподавателя превратить рассказ в роман дал толчок для создания первого крупного произведения прозаика — трилогии о Стадсе Лонигане. Заметим, что и в дальнейшем рассказы Дж. Фаррелла часто становились эскизами к «большой» прозе писателя. Примером может служить пентаяогия о Денни О’Ниле, выросшая из серии небольших рассказов.
Успех, выпавший на долю Дж.Т.Фаррелла после опубликования романов о Стадсе, поддержка признанного авторитета в американской литературе Эзры Паунда, оказанная им романисту во время недолгого пребывания того в Париже в 1931 году, окончательно утвердили прозаика в правильности выбора им в качестве отправной точки для литературного творчества собственного жизненного опыта. С тех пор прозаик никогда не отступал от своего главного творческого принципа: пиши о том, что лучше всего знаешь сам. Этим и объясняется пристрастие писателя к героям ирландцам-иммигрантам. Он был выходцем из этой среды, которую любил и ненавидел одновременно. Романные циклы прозаика как бы проигрывают варианты собственной судьбы Дж. Т. Фаррелла.
Несмотря на удачное начало творческой карьеры в 30-е годы, Фаррелл никогда не был обласкан критиками: многих из них не устраивало его непримиримое писательское свободолюбие, что особенно ярко проявилось в годы Великой Депрессии и расцвета «левого движения» в политической жизни США. В этот период писатель много публикуется, выступает как литературный критик и общественный деятель. Но ему претит догматизм как «правых», так и «левых», что отражено в его работе 1936 года «Заметки по поводу литературной критики» 1, а потому он не устраивает ни ту, ни другую сторону в политическом противостоянии 30-х годов в США. Однако, сотрудничество Дж. Фаррелла, большей частью литературное, с «левыми радикалами» продолжалось вплоть до 1936 года, до выхода в свет его резко полемических «Заметок.», после чего стало ясно, что писатель и одновременно литературный критик во многом расходится во взглядах на задачи искусства с представителями «пролетарской литературы» и критики, отличавшейся политизированностью установок и догматизмом. Идейная позиция, занятая Фарреллом в 30-е годы ХХ-го столетия, отвергала любую идеологическую цензуру художественного творчества. В этот период писатель резко выступил против «леваческой» политизации литературы и принял участие в работе комиссии, возглавляемой видным американским мыслителем и общественным деятелем Дж. Дьюи, целью которой было обличение сталинских «московских процессов». Фаррелл был одним из первых среди американских литераторов, отошедших от «левацкого» движения в США, и поэтому как «ренегат» и «конформист» был надолго исключен из литературоведческого оборота в нашей стране.
Увлекаясь прагматизмом и марксизмом, писатель всегда оставался прежде всего проповедником идей Просвещения, отвергающим любое посягательство на духовную свободу личности, не зря среди своих литературных кумиров он называл русских литераторов — гуманистов, Защитников «униженных и оскорбленных» Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского. l. Farrell, J.Т. A Note on Literary Criticism.-Nation, vol. CLIII, March, 1936.
Свою позицию романист называл «культурным национализмом» XX го столетия, понимая под этим писательский долг раскрывать конфликты, имеющие особую американскую окраску, «в критической и реалистической перспективе». Этих взглядов Фаррелл придерживался на протяжении всей своей творческой карьеры, в которой были и взлеты, и падения, и нелицеприятная критика рецензентов, относи щих его к периферии американского искусства, и награждение престижной в США Гу гген хейм ов ск ой премией в 1936 году, и избрание в члены Национального института искусств и литературы.
Дж.Т.Фаррелла можно назвать писателем одной темы. Ею стало изображение «американского образа жизни». Разнообразные аспекты взаимоотношений среднего американца с «социальной вселенной» СЖА были воплощены прозаиком в его романных циклах: пенталогии о Дэнни О’Ниле /1936;1953/ и трилогия о Бернарде Езре /1946 1952/. Эти произведения продолжили начатую в трилогии о Стадсе Лонигане историю воспитания юных американцев, их становления и духовной эволюции. Та же проблематика присуща и многочисленным рассказам прозаика, составившим более десятка сборников. «Малая проза» Дж. Фаррелла часто представляет собой эскизы его романов. Б рас сказах литератор как бы экспериментирует с различными компонентами «художественного инструментария», который затем примени ет при создании «большой прозы» .
Свою писательскую деятельность Дж. Фаррелл постоянно сочетал с написанием литературно-критических работ. Интересны его исследования творчества Т. Драйзера, Ш. Андерсона, Л. Менкена и других американских литераторов. Заслуживает внимания и проделанный им анализ произведений русских романистов: Л. Толстого, Ф. Достоевского, А. Чехова, И.Бабеля. Литературно-критические работы Дж.Т.Фаррелла стали основой для прочитанных им в 40-е -60-е годы в США и за рубежом курсов лекций по истории мировой литературы, а также для издания нескольких книг, в которых собраны плоды его многолетних изысканий в области литературной критики.
Страстно преданный литературе, способный, по его мнению, влиять на изменение мира к лучшему, Дж.Т.Фаррелл создал немало значительных произведений за свою долгую творческую жизнь. И все же самой заметной вехой, определившей многое в его литературной деятельности, сформировавшей основные черты художественного метода писателя, была и остается трилогия о Стадсе Лонигане, названная знатоком фаррелловского наследия Эдгаром М. Бранчем «монументальным достижением ХХ-го столетия» 1.
Вот почему объектом и предметом исследования в данной диссертации является первое произведение «большой прозы» американского романиста, трилогия, повествующая о жизни и смерти юного чикагца, выходца из среды ирландцев-иммигрантов среднего класса, Стадса Лонигана, ее художественные, идейно-тематические и жанровые особенности, наличие в ней как натуралистических, так и реалистических черт. Выбор темы и объекта диссертации обусловлен и тем, что цикл романов о Стадсе как первое крупное произведение Дж. Фаррелла послужил своеобразной творческой лабораторией прозаика, в которой были намечены тематика, идейный спектр, художественно-изобразительные средства, разработанные и.
1.See, Branch, Edgar M. James T. Farrell.-N.Y, Twayne’s United States Author’s Ser., 1971, P.5. использованные впоследствии в других его творениях, таких как пенталогия о Денни О’Ниле /1936;1953/ и трилогия о Бернарде Кэре /1946;1952/.
Учитывая значимость трилогии о Стадсе Лонигане в литературном творчестве данного американского писателя и исходя из результатов изучения художественных достижений Дж.Т.Фаррелла отечественными и зарубежными учеными, мы определили следующие основные направления и аспекты диссертации.
Главной целью работы является выявление особенностей концептуального художественного подхода Джеймса Томаса Фаррелла в его цикле романов о Стадсе Лонигане, в котором отразилась специфика взаимодействия реализма и натурализма как литературных методов и направлений в американской литературе ХХ-го века.
Цель опредилила следующие задачи:
1. определить терминологические границы понятий «натурализм» и «реализм», основываясь на результатах научных исследований истории сосуществования и эволюции этих художественных методов и направлений в современной литературе США;
2. рассмотреть, как эти теоретические концепции соотносились с литературными произведениями американских прозаиков, конкретнос трилогией Дж.Т.Фаррелла о Стадсе Лонигане;
3. провести литературоведческий анализ текста трилогии с точки зрения ее жанровых, стилевых и идейно-художественных особенностей с целью выявления ее принадлежности к определенным эстетическим традициям и созвучия конкретно-историческому этапу развития американской общественной мысли и культуры.
• Для решения названных задач были использованы следующие принципы исследования: конкретно-исторический литературный метод анализа с элементами сравнительно-типологического подхода, а также метод целостного анализа художественного произведения.
Научная новизна работы заключается в том, что в ней впервые в отечественном литературоведении делается попытка проанализировать своеобразие художественного метода Дж.Т.Фаррела в его трилогии о Стадсе Лонигане, выявляются ее жанровые, стилевые и идейно-художественные особенности. Кроме того, данное исследование предполагает и попытку преодоления преобладавшего долгие годы в отечественном литературоведении излишне социологи-, зированного и политизированного подхода к художественным творениям и концептуальным установкам того или иного писателяучастника сложных идеологических процессов ХХ-го века.
Актуальность работы определяется необходимостью обновления взгляда на сложную и не до конца проясненную в отечественном и в зарубежном литературоведении проблему соотношения реализма и натурализма как художественных методов и литературных направлений в искусстве США, а также насущной потребностью в расширении спектра изучения американской литературы первой половины ХХ-го века, в выявлении и объективном анализе творчества ряда незаслуженно забытых, выпавших из литературоведческого «оборота» талантливых прозаиков Соединенных Штатов. Данное исследование в какой-то мере восполняет этот пробел. Структура диссертации.
Поставленные цели и задачи определили структуру данной работы. Она состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения. В качестве приложения взяты сделанные нами переводы четырех глав из книги Дж.Т.Фаррелла «Заметки по поводу литературной критики» /1936/, в которой отразились политические и эстетические взгляды писателя в период создания им трилогии о Стадсе Лонигане.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Анализ трилогии Джеймса Томаса Фаррелла о Стадсе Лонигане /" Юный Лониган", «Ранняя зрелость Стадса Лонигана», «Судный день» /, проведенный с точки зрения ее жанровых, стилевых и идей-но-художественных особенностей с целью выявления своеобразия художественного метода данного автора, а также обзор критической литературы по теме диссертации, исследование культурно-исторического фона, существовавшего в США в годы создания произведения, и привлечение разнообразного фактического материала, характеризующего оценку самим писателем своего творчества, его философскую и идейно-эстетическую базу, позволяют сделать следующие выводы.
Прежде всего необходимо отметить, что цикл романов о Стадсе Лонигане может служить великолепной иллюстраций определенных тенденций в литературе Соединенных Штатов первой половины ХХ-го века. В нем, как в зеркале, отразилась сложность и неоднородность литературной ситуации в Америке этого времени. В США в этот период сосуществовали и взаимовлияли друг на друга самые разнообразные литературные направления, наиболее значимыми из которых являлись натурализм и реализм. Эти два направления и художественных метода, как было уже замечено в первой главе нашего исследования, в американской литературе были неразрывно связаны и историей возникновения, и стремлением к правдивому изображению действительности, и особым вниманием к социальным проблемам. Идея всестороннней социальной обусловленности каждого поступка и каждого душевного побуждения личности во многом определяет своеобразие как натуралистического, так и реалистического направлений в литературе США. Особое место эта идея заняла в годы Просперити и Великой Депрессии, когда всеобщее потрясение ужасами первой мировой войны, угроза коммерциализации духовной жизни в 20-е годы и бурная политическая атмосфера «красных тридцатых» резко усилили традиционную социально-критическую линию в американской литературе.
При всей самобытности писательского таланта Дж.Т.Фаррелла его творчество неотделимо от общего хода развития литературы США, поэтому, как уже было отмечено, трилогия о Стадсе Лонигане, задуманная романистом в конце 20-х годов и завершенная в разгар политических и экономических катаклизмов, потрясших Америку в 30-е, вобрала в себя как традиционные, так и новаторские приемы, существовавшие в американском и мировом искусстве этого времени.
В качестве темы цикла о Лонигане Дж. Фаррелл выбирает анализ воспитания и становления личности среднего американца, причем помещает своего героя в «духовно нищую» среду, что приводит того к моральному и физическому саморазрушению. Тема романов о юном Лонигане предопределила выбор писателем их жанра. Трилогия с жанровой точки зрения, что подробно рассмотрено во второй главе диссертации, может быть определена как произведение, написанное в традиции «романа воспитания» ХХ-го века, видоизменившегося по сравнению с классическим «ВИбип^з-гошап/ом/», но сохранившего свои основные жанровообразующие черты. И в то же время ее социальная направленность, обличительная сила нарисованного в романах о Стадсе портрета «социальной вселенной» Чикаго и всей Америки 20-х — 30-х годов, особенно заметная в третьей части, позволяет говорить о слиянии в данном произведении двух жанров: «воспитательного романа» и «социального» .
Характерной чертой поэтики произведений Дж. Фаррелла, ставящей его в один ряд с великими социальными обличителями в литературе США, была правдивость изображенной им действительности. Для достижения правдоподобия нарисованной романистом картины реальной жизни чикагских ирландцев-иммигрантов 2-го и 3-го десятилетий ХХ-го века художник в качестве основного принципа изображения использует «объективность». Этот принцип определяет в свою очередь тот писательский инструментарий, который применяет Дж. Фар-релл в цикле о Лонигане. Прием «авторского отсутствия» позволяет^ прозаику показать изображаемую им реальность изнутри, глазами главного героя трилогии Стадса Лонигана. Хотя повествование в романах цикла ведется в основном от третьего лица, прием введения «несобственно-прямого изображения» и многочисленных внутренних монологов персонажей способствует созданию иллюзии проникновения в «я» героя, его духовный мир.
В использовании Дж. Фарреллом приема" потока сознания" как своеобразной манеры подачи материала видится влияние творчества Дж. Джойса, на которое указывают многие исследователи художественного наследия американского романиста. У Джойса Фаррелл взял еще одну органичную часть художественного инструментария своей трилогии о Лонигане: изображение места действия, в котором автор полагается на знакомство с ним читателя, а потому отличающееся краткостью и одновременной точностью, напоминающей топографическую «привязку на местности». Используя этот прием, американский.
185 /Л. 0 прозаик пропускает внешние реалии через сознание своего героя. Пейзаж и интерьер в романах цикла о Лонигане приобретает кроме чисто описательных функций еще и символический черты, становясь «метафорами ума героя», олицетворяющими собой серость и рутинность воспитавшей Лонигана «духовно нищей среды» .
Роль и масштабность пейзажных зарисовок меняются от романа к роману трилогии. Постепенног образ Чикаго перерастает рамки одного района и превращается в символ всей Америки, переживающей в 30-е годы кризисную эпоху своей истории. Для Фаррелла чнкагцы — лучшие регистраторы состояния американской нации, а сам город, крупный промышленный центр, воплощает в себе социологическую лабораторию для исследования жизни США.
Но и роль социальных примет времени не исчерпывает всю значимость и своеобразие использования пейзажа в художественной практике романиста. В трилогии о Стадсе Лонигане образы ветра, воды, поезда, парка носят еще и аллегорический характер, воплощая в себе пртивостояние добра и зла, жизни и смерти в судьбе героя. Как следует из анализа городской символики, примененной Дж. Фар-ре л л ом в цикле о Лонигане, современный городской житель, затерянный в огромном промышленном мегаполисе, обесценивающем его как личность, не имеет возможн-^ости для выхода положительных эмоций, мешающих завоевать «место под солнцем. Только природа помогает человеку раскрыть все то лучшее, что есть в его душе. В своем видении природы как отдушины для светлой стороны человеческой натуры Фаррелл является продолжателем традиций американского трансцендентализма Я1Я-го века, что характеризует его не только как талантливого писателя-социолога, но и как художникаморалиста, поднявшего один из основных вопросов литературы ЯК-го века — проблему «экологии души» — ухе в первой трети нашего столетия.
Особая роль в поэтике трилогии о Лонигане принадлежит языку. Фаррелловские книги псражают своим стилевым разнообразием. Романист смело вводит в лингвистическую ткань повествования различную по стилевой принадлехности лексику: от чисто разговорных, жаргонных словечек до наукообразного языка философских трактатов. Немалое место отведено и языку газетных сообщений, вводимых Фарреллом с целью создания реального колорита времени. Критики нередко порицали стилевой «разнобой» в произведениях Дж. Фаррел-ла, однако, как нам кажется, он вполне оправдывается целью объективного описания действительностиувиденной глазами героя, и редко бывает нарочитым, что происходит лишь в случаях перехода автора трилогии о Стадсе от объективного изображения к объективистскому буквализму.
Принцип объективности влияет и на выбор писателем точного детализирования как приема изображения действительности. Внимание к детали, по мнению Дж.Т.Фарре—лла, помогает автору создать ощущение «давление реальности» /" pressure of reality" /.1 Но и здесь необходимо отметить, что иногда этот прием в произведениях прозаика из реалистического превращается в натуралистический: деталь теряет значимость как часть художественного образа и становится лишь еще одним знаком правдоподобия изображаемой картины. Но к чести автора трилогии он редко настолько увлекается детализированием .
Внешняя бесстрастность и точность описаний, вытекающие из принципа объективности, к достижению которой стремится американский писатель, не лишают произведения Фаррелла эмоциональной окраски. В этой особенности прозы романиста, как нам кажется, проявляется противоречие, присущее творениям писателей-натуралистов с момента появления натуралистическою метода в литературе.
Литература
как искусство, изначально имеющее этический аспект, без которого она не может существовать как таковая, разрушала натуралистические каноны, провозглашаемые художниками-натуралистами всех стран, где появлялось это литературное направление. Указанное противоречие теории и практики натурализма ярко проявляется в трилогии о Стадсе Лонигане. Сам выбор тематики, обрисовка характеров персонажей, наконец, проблематика прозы литератора, в центре которой находятся социально-этические аспекты взаимовлияния среды и личности, воспитания и становления молодого американца, определяют позицию автора. Дж. Т. Фаррелл, продолжая традиции литературы США, обличает те отрицательные черты организации американского государства, которые, по его мнению, ограничивают человеческую свободу, не позволяют его героям «выпрямиться во весь рост» .
Обличительности прозы Фаррелла в немалой степени способствует умелое применение им иронии и сатиры, доходящей до едкого сарказма, а также всестороннее исследование социального фона в его произведениях. В романах трилогии о Стадсе Лонигане возникает многоликая картина Америки 2-ой и 3-ей декад ХЯ-го века, поднимаются насущные проблемы времени, связанные с урбанизацией и индустриализацией, несущими с собой отчужденность и затерянность маленького человека" в равнодушном мире.
Дж.Фаррелла нередко обвиняли в сгущении красок, в излишне мрачной картине жизни, в тенденциозном взгляде на американскую действительность. Но, признавая за литературой роль «инструмента социального контроля», писатель считал своим долгом обратить внимание общества на те «болезни», которые существовали в годы творчества прозаика. Здесь романист ориентируется как на традиции американского «социального романа», так и на наследие русских литературных титанов Л. Толстого, Ф. Достоевского и А. Чехова, которых ценил прежде всего за сострадание к «униженным и оскорбленным». Идеалы американских просветителей, вера прагматистов в силу человеческого разума, влияние социально-критической тенденции в американской и русской литературах Х1Х-го — ХХ-го веков, -вот основы этических представлений Дж.Т.Фаррелла, позволяющие ему наполнить мрачную по колориту картину жизни его персонажей, «маленьких людей», светом оптимизма и надежды на изменение мира к лучшему.
Стремление автора трилогии к рассмотрению социально-этической стороны взаимовлияния личности и среды обусловило и выбор типажей для раскрытия данной проблемы. В образе главного героя трилогии Стадса Лонигана писатель последовательно демонстрирует тезис Дж. Дьюи о том, что человек руководствуется в своей деятель-ности преимущественно выработанными в нем привычками. По этой причине личность оказывается порабощенной мифами, навязываемыми ей ее воспитанием. Но у Фаррелла жизнь Стадса Лонигана — это не столько заданная требованиями теории натурализма констатация фактов и описание их последствий, сколько обвинительный акт тем силам, которые поработили человека во имя обывательски понятого идеала «американской мечты» и тем самым исказили его природу. Именно поэтому образ Стадса Лонигана глубоко неоднозначен и многомерен. Дж. Фаррелл изображает своего героя отнюдь не безвольной жертвой возникших обстоятельств. С одной стороны, романист рассматривает характер, личность персонажа как социальный продукт, с другой, как важную составляющую социума, также способную влиять на окружающий мир. С этой точки зрения Стадса нельзя не обвинить в пассивности и отсутствии сопротивления напору пагубного влияния обывательской среды, воспитавшей его. Фаррелл обвиняет не только воспитавшую центрального персонажа среду, но и ее воспитанника, с готовностью впитавшего все то, что исказило его натуру. Писатель, изображая постоянные столкновения своего героя с персонажами, выбравшими иной путь, чем тот, которым Стаде приходит к смерти и саморазрушению, тем самым наталкивает на мысль об ответственности Лонигана за его поступки .
Основная идея и жанр трилогии о Стадсе Лонигане обусловили композиционное строение данного романного цикла. Структуре произведения свойственна эпизодичность, отрывочность действия, напоминающая раскадровку в кинематографе, что делает его похожим композиционно на романы современника Дж. Фаррелла Дж. Дос Пассоса. Трилогия «США» приходит на ум и при чтении используемых автором цикла романов о Лонигане описаний кинохроники, газетных отрывков, радиопередач, а также вводных эпизодов, лишь косвенно касающихся основного действия в его произведениях, но дополняющих социальный фон нарисованной картины.
История жизни среднего американца, юного чикагца Стадса Лонигана, показана Фарреллом на переднем плане широкой социальной панорамы американского государства 20-х — 30-х годов. Замысел писателя и его воплощение демонстрируют еще одну черту своеобразия художественного метода автора трилогии о Лонигане — ее историзм, следование пульсу времени, наиболее ощутимое в третьем романе «Судный день». Жизнь главного персонажа, по меткому выражению А. Кейзина, положена Фарреллом «на прилавок истории» .1 4•• ,.
Еще одной немаловажной чертой фаррелловского художественного метода является тонкий лиризм, скрытый за внешней сухостью описаний. Этому своеобразному сочетанию способствуют умело примененные художником автобиографизм и символический подтекст. Фар-релл намеренно насыщает ткань произведения автобиографическими деталями, содействующими, по его мнению, созданию ощущения жизненности происходящих событий и «личностности» повествования.
Весь этот художественный инструментарий, опробованный прозаиком в трилогии о Стадсе Лонигане, Дж. Фаррелл позже использовал в своих многочисленных произведениях, явившихся достаточно значительным вкладом в американскую литературу ЯЯ-го века. Ориентация писателя на творческие принципы как реалистов, так и натуралистов, обусловившая смешение черт натурализма и реализма в поэтике его творений, а также продолжение им литературных традиций и использование новых экспериментаторских приемов /" потока сознания" ," несобственно-прямого" изображения, фонографизма, расширения лингво-стилистического спектра и т. п./, — вот основные составляющие, которые определяют самобытность концептуального подl. Kazin, A. Starting Out in the Thirties. Toronto, Little Brown and Co., 1965, P.54.
— Boston хода американского романиста.
Главным достоинством его творчества, признаваемым как сторонниками Дж.Т.Фаррелла, так и его суровыми критиками, может быть названо создание писателем собственого мира и своей поэтики.
Все последующее за принесшей славу трилогией о Стадсе Лони-гане творчество Дж.Т.Фаррелла продолжило рассмотрение поднятой в первом произведении «большой» прозы литератора проблемы взаимовлияния личности и общества. Темы, образы, идеи цикла о Лонигане перекочевывали из произведения в произведение писателя. Их идейми на «острова в океане, разделенные водным пространством, но объединенные общим основанием, скрытым в океанских глубинах» .1 «Архипелаг» Фаррелла составили 52 тома. Наиболее значительными произведениями критики называют пенталогию о Дэнни О Ниле и трилогию о Бернарде Кэрре. Эти талантливые произведения составили вместе с трилогией о Стадсе Лонигане своеобразную урбанистическую сагу о «воспитании американского парня» .
На протяжении всего творческого пути Дж.Т.Фаррелл оставался верен тем творческим принципам, которыми он руководствовался при написании трилогии о Стадсе 1онигане. Прояснить эти принципы позволяют рассуждения прозаика о месте натурализма и реализма в литературе. В одной из своих лекций Фаррелл, преподаватель университета /курсы лекций по истории американской литературы он прочитал не только в университетах США, но и в ряде других стран/, утверждает: «.реализм и натурализм были в первых рядах формирования литературы предыдущего столетия и современной. Они но-тематическая общность похожи.
1.Branch, E.M. James T. Farrell.// Pamphlets on American Writers, N 29. — Minneapolis, Univ. of Minnesota Press, 1963, P.9. поддерживали дух правды и свободного исследования, стимулировали создание книг, часть которых вошла в число бессмертных произведений мировой литературы" .1 Эти мысли могут быть соотнесены с общей оценкой художественного метода прозаика, позволившего ему создать талантливые творения, отразившие в себе важные тенденции, характерные для известной части литературы США XX-го века. Художественные открытия Дж.Т.Фаррелла нашли свое продолжение в творчестве ряда даровитых американских литераторов /Н.Олгрена, Н. Мейлера, Р. Стоуна и др./. Перечисленные заслуги Дж.Т.Фаррелла на литературном поприще еще раз подтверждают высказанную нами ранее мысль об актуальности продолжения изучения творчества писателя отечественным литературоведением. l. Farrell, J.T. Some Observations on Naturalism, So Called in Fiction.//Reflections at Fifty and Other Essays. — N.Y., Vanguard Press, 1954, P. 151.
Список литературы
- ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЖ.Т.ФАРЕЛЛА.
- Farrell, J.T.Thirty and Under // The New Freeman,(July 2,1930), PP.373−74.
- Farrell, J.T.Young Lonigan: A Boyhood in Chicago Streets.-N.Y., Vanguard Press, 1932,237 p.
- Farrell, J.T.Calico Shoes and Other Stories.-N.Y., Vanguard Press, 1934,303 p.
- Farrell, J.T.The Short Stories of James T.Farrell.-N.Y., Vanguard Press, 1934,534 p.
- Farrell, J.T.The Young Manhood of Studs Lonigan.-N.Y.Vanguard Press, 1934,412p.
- Farrell, J.T.Guillotine Party and Other Stories.-N.Y.Vanguard Press, 1935,437 p.
- Farrell, J.T.Judgement Day.-N.Y., Vanguard Press, 1935,465p.
- Farrell, J.T.Studs Lonigan. A Trilogy.-N.Y., Vanguard Press, 1935,4089 p. .
- Farrell, J.T.A Note on Literary Criticism.-N.Y., Vanguard Press, 1936,221p.
- Farrell, J.T.A World I Never Made.-N.Y., Vanguard Press, 1936, 508p.
- Farrell, J.T.Can All This Gradeur Perish? and Other Stories.-N.Y.Vanguard Press, 1934,308p.
- Farrell, J.T.No Star is Lost. N.Y., Vanguard Press, 1938, 637p.
- Farrell, J.T.Tommy Gallaher’s Crusade. N.Y., Vanguard Press, 1939, 467 p. (Reprinted in «To Whom It May Concern and Other Stories', 1944).
- Farrell, J.T.Father and Son. N.Y., Vanguard Press, 1940, 616p.
- Farrell, J. T James Farrell on James Farrell. New Republic, Vol. CIII (October 28), 1940, P.596.
- Farrell, J.T.Ellen Rogers. N.Y., The Sundial Press, 1941, 429p.
- Farrell, J.T.Ellen Rogers. N.Y., Vanguard Press, 1941, 429p.18.$ 1,000 a Week and Other Stories. N.Y., Vanguard Press, 1942.
- Farrell, J.T.$ 1000 a Week and Other Stories. N.Y., The Sundial Press, 1943, 226p.
- Farrell, J.T.My Days of Anger. N.Y., Vanguard Press, 1943, 352p.
- Farrell, J.T.To Whom It May Concern and Other Stories. N.Y., Vanguard Press, 1944, 204p.
- Farrell, J.T. The League of Frightened Philistines and Other Papers. N.Y., Vanguard Press, 1945, 210p.
- Farrell, J.T.Bernard Clare. N.Y., Vanguard Press, 1946,367 p.
- Farrell, J.T.The Fate of Writing in America. N.Y., New Directions, 1946, 32p.
- Farrell, J.T.Literature and Morality. N.Y., Vanguard Press, 1946, 304p.
- Farrell, J.T.When Boyhood Dreams Come True. N.Y., Vanguard Press, 1946, 420 p.
- Farrell, J.T.To Whom It May Concern. More Stories. N.Y., The Sundial Press, 1946, 204p.
- Farrell, J.T.Young Lonigan. Cleveland, N.Y., The World? ubl., 1946, 201p.
- Farrell, J.T.The Young Manhood of Studs Lonigan. N.Y., The World Publ., 1946,350p.
- Farrell, J.T.The League of Frightened Philistines and Other Papers. London, Routlede, 1947, 194p.
- Farrell, J.T.The Life Adventurous and Other Stories. N.Y., Vanguard Press, 1947, 313p.
- Farrell, J.T.A Misunderstanding. N.Y.House of Books, 1949, 470 p.
- Farrell, J.T.The Road Between. N.Y., Vanguard fress, 1949, 463p.
- Farrell, J.T. An American Dream Girl. N.Y., Vanguard Press, 1950, 396 p.
- Farrell, J.T.The Name is Fogarty: Private Papers on Public Matters. N.Y., Vanguard Press, 1950, 210 p.
- Farrell, J.T.This Man and This Woman. N.Y.Vanguard Press, 1951,420 p.
- Farrell J.T.The Road Between. N.Y., Vanguard Press, 1952,463 p.
- Farrell J.T.Yet Other Waters. N.Y., Vanguard Press, 1952,496 p.
- Farrell, J.T.The Face of Time. N.Y., Vanguard Press, 1953,366p.
- Farrell, J.T.My Days of Anger. N.Y., The New Amer. Library, 1954,352p.
- Farrell, J.T.Reflections at Fifty and Other Essays. N.Y., Vanguard Press, 1954,223 p.
- Farrell, J.T.Some Observations on Naturalism, So Called, in Fiction /Reflections at Fifty and Other Essays. N.Y., Vanguard Press, 1954, PP.147−176.
- Farrell J.T.French Girls Are Vicious and Other Stories. N.Y., Vanguard Press, 1955,177 p.
- Farrell J.T. An Omnibus of Short Stories. N.Y., Vanguard Press, 1956,313 p.
- Farrell, J.T. My Baseball Diary. N.Y., A.S.Barnes, 1957,147 P
- An American Dream Girl. N.Y., Vanguard Press, 1955,396 p.
- Farrell, J.T.Gas-House McGinty, Greenwich (Conn), Fawcett, 1958,224 p.
- Farrell, J.T.It Has Come to Pass. N.Y., Theodor Her si Press, 1958,410 p.
- Farrell, J.T.Dialogue on John Dewey.- N.Y., Horison Press, 1959, l?5p.
- Farrell, J.T.Calico Shoes and Other Stories. London, Panther, 1959,303 p.
- Farrell, J.T.Studs Lonigan. N.Y., New American Library, 1960,765 p.
- Farrell, J.T.Boading House Blues. N.Y."Paperback Library, 1961,220 p.
- Farrell, J.T.Chicago and American Culture.//Thought, XI11 (November 25,1961), 14.
- Farrell, J.T.A Dangerous Woman and Other Stoxies. -N.Y., Paperback Library, 1961,227 p.
- Farrell, J.T.Side Street and Other Stories. N.Y.Paperback Library, 1961,321 p.
- Farrell, J.T.The Short Stories of James T.Farrell. N.Y., Grosset & Dunlap, 1962,308p.
- Farrell, J.T.Sound of a City. N.Y.Paperback Library, 1962,321 p.
- Farrell, J.T.The Silence of History. N.Y., Doubleday, 1963, 372 p.
- Farrell, J.T.The Silence of History. N.Y.Vanguard Press, 1964,384 p.
- Farrell, J.T.What Time Collects. N.Y., Doubleday, 1964,421 p.
- Farrell, J.T.Fragments from the Unpublished Death Fantasy Sequence of «Judgement Day».// Tri-Quaterly, 1, (Winter, 1965, 127−38.
- Farrell, J.T.Lonely for the Future. London, Allen, 1966,263 p.
- Farrell’s Introduction to Chilean Edition of «Young Lonigan» //American Book Collector, 7,(May, 1967):8.
- Farrell, J.T.A Brand New Life. N.Y., Doubleday, 1968,371 p.
- Farrell, J.T.Childhood Is Not Forever. N.Y., Doubleday, 1969,300 p.
- Farrell, J.T.Judith and Other Stories. N.Y., Doubleday, 1973,363 p.
- Farrell, J.T.The Dunne Family. N.Y., Doubleday, 1976,326 p.
- Farrell, J.T.Olive and Mary Thomas /Five Tales/. N.Y., Stonehill, 1977,212 p.
- Farrell, J.T. Literary Essays 1954 1974. — N.Y. — London, Kennikat Press, 1976, 147 p.
- Farrell, J.T. The Death of Nora Ryan.- N.Y., Douhleday, 1978, 402 p.
- Aaron, D. Writers on the Left. Harcourt, Brace & World, 1961,460 p.
- Aldridge, J.W. The Education of James T. Farrell/In Search of Heresy. American Literature in an Age of Conformity. N.Y., McGraw-Hill, 1956,208 p.
- Aldridge, J.W.Two Realists from Chicago.//New York Times Book Review, 1983, Oct.9,PP.9,32.
- Alexis, G.T. Farrell Since Our Days of Anger.//College English 27 (1965):221−26.
- Atlas, J. Bard of the Stewbums.// New York Times Book Review, 1989, Nov. 26, P.18.
- Beach, J.W. James T. Farrell:Tragedy of the Poolroom Loafer and The Plight of the Children.//American Fiction, 1920−1940. N.Y., Macmillan, 1942, PP. 273−307.
- Branch, E.M. A Bibliography of James T. Farrel’s Writings, 1921−1957. Philadelphia, Univ. of Pensylvania Press, 1959,75 p.
- Branch.E.M. Symbolism and the Theme //College English, Vol.23,(December 1961, N 3):191−194.
- Branch, E.M.American Writer in the Twentieth: James T. Farrell and the University of Chicago//American Book Collector, 11:25 -32(June 1961).
- Branch, E.M.Destiny.Culture, and Technique: Studs Lonigan//Univ. of Cansas City Review, 29:103−13 (December 1962).
- Branch, E.M.Freedom and Determinism in James Farrell’s Fiction/Essay on Determinism in American Literature.//Kent Studies in Eiglish, N 1. Kent, Ohio, Kent State Univ. Press, 1964,47−59 p.
- Branch, E.M.Bibliography of J.T.Farrell:A Supplement. // American Book Collector, 12 (May 1967), 9−19.
- Branch, E.M.Bibliography of J.T.Farrell:January, 1967 August, 1970.// American Book Collector, 12 (March-April 1971), 13−18.
- Branch, E.M. The 1930's in James T. Farrell's Fiction. // American Book Collector, 21:9−12 (March-April 1971).
- Branch, E.M. James T. Farrell.// New York Times Book Review, 1979, Oct. 21, P.53.
- Contemporary American Novelists. Carbondale, Southern Illinois Univ. Press, 1966,232 p.
- Canby, H.S.James T. Farrell's Indelible Portraits.//Saturday Review of Literature, XXI11 (December 7, 1935), 7.
- Doctorow, EL. The Passion of Our Calling.// New York Times Book Review, 1985, 25#ug-, P-22.
- Douglas, A. Studs Lonigan and the Failure of History in Mass Society.//American Quaterly, 29 (Winter 1977):487−505.
- Dyer, H.H.James T. Farrell's Studs Lonigan and Danny O’Neill Novels.// Unpublished dissertation, Univ. of Pensylvania, 1965.
- Freedman, S.G. Echoes of Lonigan, 50 Years After.// New York Times Book Review, March 17, 1985, P.45.
- Fried, L.F. The Naturalism of James Farrell: A Study of Massachusetts, 1969, 268 p.
- Frohock, W.M.James T. Farrell:The Precise Content.//The Novel of Violence in America. Dallas, Southern Methodist University Press, 1958,238 p.
- Gelfant, B.H. JamesT Farrell: The Ecological Novel.//The American City Novel. Normann, Univ. of Oklahoma Press, 1954, PP. 175−221.
- G1icksberg, Ch.J.The Criticism of J.T.Farrell//Southern Review, 35:189−96 (Summer 1950).
- Grattan, C.H. James T. Farrell:Moralist.//Harper's, 209:93−94,96,98 (October 1954).
- Gregory, H. James T.Farrell:Beyond the Provinces of Art. N. Y, New American Library, 1954, 229 p.
- Hart, J.D.The Oxford Companion to American Literature. N.Y., Oxford Univ. Press, 1965,991 p.
- James T. Farrell, in Talks with Authors. Carbondale: Southern Illinois Univ. Press, 1968, P.97.
- Hatfield, R. The Intellectual Honesty of James T.Farrell.//College English, 3:337−46 (January 1942).
- Howe, I. James T.Farrell -The Critick Calcifield.//Partisan Review, 14:545−552, (September-October 1947).
- Lynch, W.J.The Theory and Practice of the Literary Criticism of James T.Farrell.Unpublished dissertation. University of Pensylvania, 1966.
- Kazin, A. The Bitter Bread of James T.Farrell.// N.Y.Herald Tribune Books, May 16,1937.
- Kazin, A. Starting Out in the Thirties. Boston — Toronto, Little Brown and Co., 1965,166 p.
- Kazin, A. On Native Grounds: An Interpretation of Modern American Prose Literature. N.Y., Reynal & Hitchcock, 1948, PP.380−85.
- Lewis, F. James T.Farrell: Shadow and Act.//Jahrbuch fur Americastudien, 17(April 1972):140−55.
- Lovett, R.M.James T.Farrell.//English Journal, 26:347−54 (May 1937).
- Mitchell, R. Studs Lonigan: Research in Morality.//Centennial Review, 6:202−14 (Spring 1962).117.0wen, DH. A Pattern of Pseudo-Naturalism: Lynd, Mead, and Farrell. Unpublished dissertation. State University of Iowa, 1950.
- Piser, D. James T. Farrell and the 1930's.// Literature at the Barricades. University (Ala), 1982, PP.69−81.
- Piser, D. Twentieth Century American Literary Naturalism: An Interpretation. Carbondale, Edwardsville: Southern Illinois Univ. Press, 1982, Xlll, 171 p.
- Reiter, I.M.A Study of James T. Farrell's Short Stories and Their Relation to His Longer Fiction.// Unpublished dissertation. University of Pensylvania, 1964.
- Rosenthal, T.G.Studs Lonigan and the Search for an American Tragedy.//British Association for American Studies Bulletin, 7,(December 1963):46−54.
- Salzman, J. James T.Farrell: An Essay in Bibliography.// Resources for American Literary Study, 6 (Autumn 1976): 131−163. 123. Solon, S.L.Mr. Farrell’s Short Stories.// Modern Monthly, X (August 1937), 16.
- Twentieth Century Literature.//Farrell number, 22 (February 1976).
- Walcutt, Ch.Ch.American Literary Naturalism, A Divided Stream. Minneapolis, Univ. of Minnesota Press, 1956, 332 p.
- Walcutt.Ch.Ch.Seven Novelists in the American Naturalist Tradition. Minneapolis, Univ. of Minnesota Press, 1974,331 p.
- Wald, A. James T.Farrell at 70.// Praxis: A Journal of Radicalism and the Arts. l (Spring 1975), 142−146.
- Wald, A. Farrell and Trotskysm./Twentieth Century Literature, 22,(February 1976), 90−104.
- Wald, A. James Т.Farrell: The Revolutionary Socialist Years. -N.Y., New York Univ. Press, 1978,190 p.
- Wallace, D. The Case of James Thomas Farrell.//Tri-Quaterly, 2,(1965), 105−23.
- Wallenstein, B. James T.Farrell: Critic of Naturalism.// American Literary Naturalism: A Reassessment. Heidelberg, Carl Winter, 1975, PP.154−57.
- Беляев А. А. Социальный американский роман 30-х годов и буржуазная критика. М., 1969,95 е.
- Гайсмар М. Американские современники. М., Прогресс, 1976,311 с.
- Засурский Я. Н. Творчество американских прогрессивных писателей глазами буржуазных критиков.//Вестник Московского университета, 1960, N2,СС.82−85.
- Каули М. Естественная история американского натурализма.// Дом со многими окнами. М. Прогресс, 1973, СС. 59−102.
- Aline brink, L. The Influence of Emile Zola on Frank Norris. -Cambridge, Mass, Harvard Univ. Press, 1971, 68 p.
- American Literature and the Contemporary Ideological Struggle: The Novel Between the World Wars.- Potsdam, 1986,223 p.
- American Literature in Context.1900−1930. London, New York, 1982,205 p.
- The American Novel. From James Fenimore Cooper to William Faulkner. N.Y.-Lnd.Basic books, 1965,236 p.
- Beach, J.W.American Fiction.1920−1940. N.Y., Macmillan, 1942, 371 p.
- Bourne, R. The History of Literary Radical and Other Essays. N.Y., Huebsch, 1920, 343 p.
- Chase, R. The American Novel and Its Tradition. N.Y., Doubleday Anchor Books, 1957,266 p.
- Conroy, J. & Johnson, C.Writers in Revolt. The Anvil An to-logy. N.Y.Lawrence Hill & Company, 1973.
- Cowie, A. The Rise of the American Novel. N.Y., American Book Co., 1948, 877 p.
- Cowley, MAfter the Genteel Tradition. American Writers 1910−1930. Carbondale, Southern Illinois Dniv. Press, 1965,210 p.
- Foerster.N.Image of America. Our Literature from Puritanism to the Space Age. Notre Dame (Ind.), Univ. of Notre Dame Press, 1962, 152 p.
- Geismar, M. Writers in Crisis. The American Novel Between Two Wars. Boston, 1942,299 p.
- Gurco, L. The Angry Decade. N.Y., Dodd, Mead & Company, 1947, 306 p.
- Halford, E.L.American Mirror, Social, Ethical and Religious Aspects of American Literature, 1930−1940. Mac-Millan, 1941, 596 p.
- Hart, H. American Writers' Congress 1-st, 1935. N.Y., Intern. Publ., 1935,192 p.
- Howe, I. Literary Criticism and Literary Radicals.//American Sholaer, 4 (Winter 1971−72), 113−120.
- Leary, L. Articles on American Literature 1900−1950.- Duce Oniv. Press, 1954, XV, 437 p.
- Madden, D. Proletarian Writers of Thirties. Carbondale, Southern Illinois Oniv. Press, 1968.
- Millgate, M. American Social Fiction. James to Cozsens. Edinburgh-London, Oliver & Boyd, 1965, X, 217 p.
- New Masses. An Anthology of the Rebel Thirties. N.Y., Intern. Publ., 1969,318 p.
- Phillips, W. The Partisan Review Anthology. London, Macmillan, 1962,490 p.
- Proletarian Literature in the United States. An Anthology. -Lnd.Lawrence, 1935,384 p.
- Rahv, P. Image and Idea. Norfoik, New Directions, 1949,164 p.
- Hahv, P. Literature in America,-N.Y.Meridian Books, 1957,452p.
- Hahv, P. Essays on Literature and Politics, 1932−1972. Boston, Hougton Mifflin со., 1978,366 p.
- Rideout, W. The Radical Novel in the United States, 1900−1954 Some Interrelations of Litex’ature and Society. Cambridge, Harvard Univ. Press, 1956, 339 p.
- Spinder, M. American Literature and Social Change: William Dean Howells to Arthur Miller. Lnd. Basingstoke: Macmillan, 1983,236 p.
- Swados, H. American Literature and the Great Depression. Indianapolis, 1961,521 p.
- Van Doren, C. What is American Literature. N.Y., Morrow, 1935,128 p.
- Андреев Ю. А. Движение реализма. Л., Наука, 1978,203 С.
- Банникова H. Роман воспитания и становления нового человека. //Герой художественной прозы.(Социалистические страны Европы). М., 1973, СС. 134−141.
- Бахтин М. Н. Роман воспитания и его значение в истории реализма. //Эстетика словесного творчества. М. Искусство, 1986, 421 с.
- Бурсов Б. И. Реализм всегда и сегодня. Л., Наука, 1967.
- Волков И. Ф. Творческие методы и художественные системы. М. Искусство, 1978,262 с.
- Дарвина Р. Немецкий воспитательный роман нового типа. Рига, 1969, 236 с.
- Влодавская И. А. Поэтика английского романа воспитания начала XX века. Киев, Вища школа, 1983, 179 с.
- Гайжюнас C.B.Роман воспитания. Поэтика и типология жанра.// Дис. канд. филолог, наук. М., 1980.
- Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977,704 с.
- Григорьян Т. В. Особенности натурализма в романе США 90-х гг. XIX века.(Фуллер, Крейн).//Дис. канд. филолог, наук. М., 1983,
- Днепров В. Проблемы реализма. Л., Советский писатель, 1961, 369 с.
- Затонский Д. В. Европейский реализм, XIX в.: Линии и лики. -Киев, Наукова думка, 1984,277 с.
- Ивашева В. В. Новые черты реализма на Западе. М., Советский писатель, 1986, 285 с.
- Каули М. Дом со многими окнами. М. Прогресс, 1973,327 с.
- Николаев П. А. Реализм как творческий метод: Историко-теоретический очерк. М., Изд-во МГУ, 1975, 280 с.
- Петров С. М. Реализм. М. Просвещение, 1961, 488 с.
- Петров С. М. Основные вопросы теории реализма. М., Просвещение, 1975, 301 с.
- Петров С. В. Критический реализм. М., Высшая школа, 1980, 358 с.
- Саруханян А.ГГ.Роман среды и характера. //Новые художественные тенденции в развитиии реализма на Западе. М., Наука, 1982, СС.101−134.
- Солодовник В. И. Американский реалистический роман конца XIX в. М., Наука, 1992,
- Солодовник В. И. Роман в США второй половины XIX в.: проблемы типологии реализма. Краенодар, КГУ, 1994.
- Сучков Б. Г. Исторические судьбы реализма. Размышления о творческом методе. М., Советский писатель, 1977, 524 с.
- Тэн И. Философия искусства. М., ИЗОГИЗ, 1933, 360 с.
- Шахова К. А. Вечно обновляющийся реализм. Киев, Вища школа, 1984, 213 с.
- Шеллинг Ф. Философия искусства. М., 1966,495 с. 238. Эсалнек А. Я. Своеобразие романа как жанра. — М., Изд-во МГУ, 1985, 181 с.
- Ahnebrink, L. The Beginning of Naturalism in American Fiction. 1891−1903. Cambridge, Mass, Harvard Univ. Press, 1950,505 p.
- Block, H.M.Introduction: The Problem of Naturalism.// Naturalistic Triptych. N.Y., Random House, 1970,114 p.
- Bowron, B.R.Realism in America.//Comparative Literature, 3, (Summer 1951), 268−85.
- Budd, L.J.Objectivity and Low Seriousness in American Naturalism. //Prospects 1(1975):41−61.
- Cady, E.H.Three Sensibilities: Romancer. Realist, Naturalist.// The Light of Common Day: Realism in American Fiction. Bloomington, Indiana Univ. Press, 1971.
- Cowley, M. Naturalism in American Literature, Evolutionary Thought in America. New Haven, 1950.
- Cowley, M. Naturalism: No Tea Cup Tragedies.// The Literary Situation. N.Y., 1958.
- Cowly, M. Natural History of American Naturalism. Documents of Modern Literary Realism.// A Many Windowed House. Carbondale -Edwardsville, Southern Illinois Univ. Press, 1970,261 p.
- Dilthey, W. Leben Schleirmachers.Bd.1.- Berlin, 1922,879 s.
- Figg, R.M.Naturalism as a Literary Form.// Georgia Review 18 (Fall 1964):308−16.
- Furbank, P. NThe Novel and Its «Resemblance to Life».//The Uses of Fiction. Graham, 1982, PP. 31−40.
- Furst, L.R. & Skrine.P.N. Naturalism. London, Methuen, 1971,81 p.
- Garland, H. Crumbling Idols. Cambridge, Belknap Press of Harvard Univ. Press, I960,.
- Hather, H. Creating the Modern American Novel. N.Y., Farrar & RinGo-hart, 1935, 307 p.
- Hoffman, F J. From Document to Symbol: Zola and American Naturalism.//Revue des Langues Vivantes.U.S. Bicentennial Issue (1976), PP.203−12.
- Jones, A.E.Darwinism and Its Relation to Realism and Naturalism in American Fiction, 1860−1900.//Drew Univ. Bulletin, XXXV111 (December, 1950), 3−21.
- Kazin.A.American Naturalism: Reflections from Another Era.//The American Writer and the European Tradition. Minneapolis, Univ. of Minnesota Press, 1950, PP. 121−130.
- Kolb, H.H.The Illusion of Life: American Realism as a Literary form. Charlottesville, Univ. Press of Virginia, 1969, 178 p.
- Krutch, J.W.The Voice of the Desert. A Naturalist’s Interpretation. London, Redman, 1950,223 p.
- Krutch, J.W.Experience and Art. Some Aspects of the Bthetics of Literature. N.Y., 1962,126 p.
- Hakutani, Y.Introduction.American Literary Naturalism: A Reassesment. Heidelberg, Carl Winter, 1975.
- Levin, H. What is Realism?//Comparative Literature 3: pp. l93 199,Summer, 1951.
- Meyer, G.W.The Original Social Purpose of the Naturalistic Novel.//Sewanee Review, 4 (October, 1942), 563−70.
- Millgate, M. American Social Fiction. Edinburg and London, 1964, 217 p.
- Norris, F. Zola as a Romantic Writer.//The Literary Criticism of Frank Norris. Austin, 1964, PP.71−72.
- Pizer, D. Realism in Nineteenth Century American Literature, -Carhondale Edwardsvilie, Southern Illinois Univ. Press, 1967, 176 p.
- Stone, E. What Was Naturalism? N.Y., Appleton — Century Crofts, 1959, 310 p.
- Stromberg, R. N-Realism, Naturalism and Symbolism. London, Macmillan,& N.Y., Harper & Row, 1968, 301 p.
- The Theory of American Novel. / ed. by A.Perkins./ N.Y., 1970.
- Thorp, W. Caste and Class in the Novel, 1920 1950.// American Writing in the Twentieth Century. — Cambridge, Mass, Harvard Univ. Press, 1960, PP. 110−128.
- Боноски.Ф.Две культуры. М. Прогресс, 1979,433 с.
- Гаджиев К. С. Американская нация: национальное самосознание и культура. М., Наука, 1990, 239 с.
- Ионин Л.Г. Критика социальной психологии Дж.Мида и ее современных интерпретаций.// Социологические исследования, 1975, N1.
- Каримский A.M. Философия американского натурализма. М., Изд-во Моск. ун-та, 1972.275Мейлах Б. С. На рубеже науки и искусства: спор о двух сферах познания и творчества. Л., Наука, 1971.
- Мельвиль Ю.К. Пути буржуазной философии XX века. М., Мысль, 1983,2V7 с.
- Новнков A.B.От позитивизма к интуитивизму. Критические очерки буржуазной эстетики. М., 1976,245 с.
- American Writers' Congress, 1-st, ed. by Henry Hart. N.Y., Intern. Publ., 1935,192 p.
- Boiler, P.F.Freedom and Fate in American Thought: From Edwards to Dewey. Dallas: SMU Press, 1978,300 p.
- Cargi11,0.Intellectual America: Ideals on the March. N.Y., Macmillan, 1941,777 p.
- Dewey, J. Human Nature and Conduct. An Introduction to Social Psycology. Lnd., Allen and Unwin, 1922,336 p.
- Dewey, J. Democracy and Education. An Introduction to the Philosophy of Education. N.Y., Macmillan, 1916, 434 p.
- Hearn Ch.R.The American Dream in the Great Depression. London: Greenwood, 1977,222 p.
- Hofstadter, R. Social Darwinism in American Thought. N.Y., George Braziller, 1959, 248 p.
- Kempton.Murray. Part of Our time. Some Ruins and Monuments of the Thirties. N.Y., Simon and Schuster, 1955, 334 p.
- Novack, G. Pragmatism Versus Marxism: An Appraisal of Dohn Dewey’s Philosophy. N.Y.Pathfinder Press, 1975, 320 p.
- Pells R.H.Radical Visions and American Dreams: Culture and Social Thought in the Depression Years. N.Y., Harper & Row, 1973,424 p.
- Leuchtenburg, W.E. The «Europeanisation» of America, 1929−1950.// Looking Inward, Looking Backward, Looking Outward. From the 1930"s through the 1940's. Amsterdam, V.U. Univ. Press, 1990.
- Terkel.S.Hard Times: An Oral History of the Great Depression. N.Y., Pantheon Books, 1970, 462 p.