Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Проблемы структурной перестройки экономики Республики Беларусь

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В ходе реализации структурной политики можно выявить ряд ее особенностей. Первой особенностью является то, что бюджетная политика основана на поддержании реального сектора экономики (приоритетными являются такие отрасли, как сельское хозяйство, промышленность, строительство), а не социальной сферы, как в других странах с развитой рыночной экономикой. Социальная сфера финансируется в последнюю… Читать ещё >

Проблемы структурной перестройки экономики Республики Беларусь (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблемы структурной перестройки экономики Республики Беларусь

ВВЕДЕНИЕ

национальный экономика политика Центральное место в макроэкономике занимает понятие «национальная экономика». Национальная экономика — исторически сложившаяся система общественного воспроизводства страны, взаимосвязанная совокупность отраслей, видов производства и территориальных комплексов, охватывающая все сложившиеся формы общественного труда. Она обладает совокупным экономическим эффектом, состоящим из отдельных ее потенциалов, накопленных в процессе своего функционирования. Развитие национальной хозяйственной системы страны приводит к созданию и совершенствованию ее национального рынка, в пределах которого формируются и действуют его отдельные сегменты: рынок товаров и капиталов, рынок услуг, рынок труда, рынок недвижимости, фондовый рынок, рынок интеллектуальной собственности, рынок средств производства и др.

В настоящее время реализуется структурная политика, которая направлена на обеспечение сбалансированного развития экономики, технического совершенствования производства, социальную защиту населения и рост его благосостояния. Однако вместе с реализацией структурной политики обнаруживается ряд проблем: неэффективная налогово-бюджетная политика, зависимость республики от импортных поставок топливно-энергетических и сырьевых ресурсов, невысокий уровень развития наукоемких экспортных производств, которые имеют высокую добавленную стоимость.

Все это и определяет актуальность выбранной темы.

Цель данной курсовой работы изучить понятие и структуру национальной экономики, выявить проблемы в структурной политике Республики Беларусь и предложить методы по их устранению.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

· Изучить понятие национальной экономики.

· Выявить предпосылки развития национальной экономики.

· Изучить структурную политику Республики Беларусь.

· Изучить сущность структуры национальной экономики.

· Выявить разновидности структур национальной экономики.

· Рассмотреть особенности структуры национальной экономики Республики Беларусь.

· Сравнить ее со странами Таможенного союза.

· Изучить реализацию структурной политики Беларуси.

· Выявить проблемы структурной перестройки.

· Предложить методы по их устранению.

Объект исследования — национальная экономика Республики Беларусь.

Предметом исследования является структурная перестройка национальной экономики Республики Беларусь.

Данная курсовая работа состоит из трех глав: первая глава посвящена теоретическим аспектам национальной экономики, вторая — ее структуре, в третьей главе описываются проблемы структурной перестройки и методы их решения.

При выполнении курсовой работы использовались следующие методы: метод обобщения результатов, метод сравнения, табличный и графический метод.

Для написания работы использовались материалы следующих авторов: В. Н. Шимова, М. В. Мясниковича, Г. И. Гануш, А. А. Галкина, И. М. Лемешевского, М.И. Ноздрина-Плотницкого и других.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

1.1 Понятие национальной экономики Термин «национальная экономика» вошел в научное употребление, управленческую, хозяйственную практику как синоним понятия «экономика суверенной страны» наряду с термином «народное хозяйство» (National economy — англ., Volkswirschaft — нем., Gospodarka narodowa — польск.). Слово национальная означает, что экономика рассматривается в масштабе нации, государства. Необходимо различать национальную экономику как науку (научное направление и учебную дисциплину) и как область хозяйственной деятельности [6, 9].

Понятие нации происходит от лат. nation — народ и трактуется в современных условиях следующим образом:

· Исторически сложившаяся форма общности людей.

· Страна, государство.

Существует три трактовки понятия экономика:

· Совокупность производственных отношений.

· Хозяйство района, страны, группы стран или всего мира.

· Отрасль науки, изучающая функциональные или отраслевые аспекты экономических отношений.

Трактовки понятия «нация» и «национальная экономика» являются одним и тем же для мононациональных стран, таких как Япония, Чехия, Польша, Италия. А для многонациональных экономик (Китая, Бельгии, Российской Федерации, Испании) эти понятия могут иметь существенные различия [2, 65].

Если рассматривать национальную экономику как социально-экономическую систему, то ее можно определить следующим образом: объединенная общей территорией, государственным строем, правовыми институтами, единым рынком, культурой, национальной спецификой и идеей суверенитета и независимости. Характерными чертами и условиями ее существования являются:

· Суверенитет нации и государства.

· Целостность территории.

· Единство экономического пространства и юридической среды.

· Общность характера хозяйственных институтов, включая институт собственности.

· Наличие единого платежного средства (национальной денежной единицы) и целостной финансовой системы.

· Развитость внутреннего рынка и стабильность внешнеэкономических и геополитических отношений.

Cистемная теоретическая модель национальной экономики включает:

· Собственно экономическую систему, ее подсистемы и компоненты, сектора и сферы экономики (субстанциональный аспект).

· Совокупность связей и взаимодействий компонентов экономической системы, образующих целое (структурный аспект).

· Функции и виды деятельности (функциональный аспект).

· Институты, организации, права собственности (атрибутивный аспект).

· Систему управления и регулирования (регулятивный аспект).

Национальную экономику можно рассмотреть и в прикладном контексте, в таком случае как сложная система она охватывает:

· В организационном плане — совокупность субъектов хозяйствования (организаций, предприятий, отраслей, учреждений, производств, регионов, их взаимосвязей и отношений).

· В структурном плане — хозяйственные комплексы (промышленность, агропромышленный комплекс, строительный комплекс и ряд других).

· В функциональном плане — совокупность потенциалов (природно-ресурсного и экологического, демографического и трудового, научно-инновационного, информационно-технологического, производственного, инвестиционного, внешнеэкономического).

· В региональном плане — совокупность региональных хозяйственных подсистем и объектов (производственных комплексов, кластеров и других объединений).

· В институциональном плане — совокупность институтов и сегментов национального рынка (рынка факторов производства, валютного рынка, рынка товаров и услуг, рынка объектов интеллектуальной собственности и др.) [11, 16].

Таким образом, национальную экономику можно определить как экономическую систему страны, отражающая весь комплекс факторов (внутренних и внешних, экономических и неэкономических) ее развития и функционирования и содержащая обусловленные ими особенности реализации общих экономических закономерностей.

1.2 Предпосылки становления и развития национальной экономики Многие страны мира развивались под воздействием европейской идеи прогресса. Влияние европейской культуры (системный плюрализм, разнообразие религиозных и культурных традиций, высокая степень индивидуальной предприимчивости, растущая дифференциация общественных структур) помогло этим странам создать различные предпосылки для формирования рыночной экономики: экономические, политические, социально-психологические, правовые, идейно-культурные.

В ходе исторических событий Беларусь взаимодействовала с западными государствами и поэтому восприняла многие черты их культуры. Однако ее географическое положение в центре Европы, длительное вхождение в Единый народнохозяйственный комплекс СССР накладывают долговременный отпечаток на геополитическую ситуацию в стране, выработку ориентиров внешней политики, предпочтений и принципов включения в межгосударственные структуры. Учет этих аспектов, а также присущих Беларуси особенностей (геополитических, географических, социально-экономических, экологических, демографических и др.) является основной методологической предпосылкой выбора направлений, моделей и механизмов развития ее экономики [22, 125].

Национальная экономика Беларуси находится в сложном процессе трансформации, который охватывает следующие направления в контексте белорусской экономической модели:

· Формирование полной совокупности компонентов, институтов и характеристик экономической системы суверенного государства.

· Преобразование действующих и построение новых институтов социально ориентированного рыночного (смешанного) хозяйства.

· Глубинные преобразования структуры экономики на основе высоких технологий, с учетом мировых тенденций глобализации хозяйственной жизни, принципов эффективного международного разделения труда.

Эти процессы происходят в режиме непрерывного функционирования и развития, так как экономическую деятельность страны остановить невозможно.

Для успешного осуществления указанных трансформационных процессов необходимы достаточные предпосылки и условия [11, 67−68].

Предпосылка — предварительное условие, отправное положение; условие — основа или правило, установленное в какой-либо области деятельности. Предпосылки и условия подразделяются на общесистемные, системные и внутрисистемные.

Общесистемные предпосылки носят конституционно-правовой, политический идеологический, мировоззренческий характер (новая цивилизационная стратегия, тип создаваемого государства и общества) [2, 12].

Основной предпосылкой построения, функционирования и устойчивого развития национальной экономики является закрепление в стратегических программах социально-экономического развития Беларуси долгосрочных ориентиров и общесистемных условий упреждающего характера. Такой опыт в стране есть. Согласно Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития (НСУР) Республики Беларусь до 2020 года, в качестве общесистемных условий стратегического характера определены:

· Построение унитарного демократического социального правового государства (в соответствии с Конституцией Республики Беларусь).

· Формирование современного гражданского общества.

· Создание социально ориентированной рыночной (смешанной) экономики [11, 69].

Системные предпосылки включают единство экономического, институционно-правового пространства, общность характера хозяйственных институтов, механизмы и нормы взаимодействия с внешней средой.

Внутрисистемные — обуславливают обеспечение эффективности и конкурентоспособности национальной экономики на основе соблюдения принципов рационального хозяйствования.

В общесистемных предпосылках можно выделить внешнеполитические, внешнеэкономические, внутриполитические.

Внешнеполитическими и внешнеэкономическими предпосылками выступают первичность суверенитета, открытость экономики страны, многовекторность внешней политики, стабильность стратегических приоритетов международного сотрудничества и дипломатических отношений, глубокое знание и прогноз конъюнктуры внешних рынков.

Внутриполитическими предпосылками являются совершенствование политической системы в рамках Конституции Республики Беларусь на пути становления демократии, оптимизация государственных структур управления, формирование общественных объединений и повышение гражданской активности.

Основой этих предпосылок является новая стратегия развития, состоящая в смене парадигмы общественного прогресса с переходом на новые принципы взаимодействия природы, общества и человека, новые концепции: социальной справедливости, экономической эффективности, экологической защищенности.

Данные предпосылки носят двойственный характер. С одной стороны, они являются предваряющими, упреждающими условиями, с другой — постоянно действующими требованиями к преобразованию государства, общества, экономики, обеспечению политической и социальной стабильности в стране [2, 12−13].

1.3 Сущность структурной политики Республики Беларусь Структурная политика — это меры в сфере инвестиций и финансовых стимулов, которые нацелены на позитивные структурные изменения.

Структурная политика применяется на всех уровнях управления, включает выделение приоритетных направлений развития национального производства и его структурных элементов, разработку и реализацию комплекса мер, которые направлены на формирование оптимальных пропорций развития секторов национальной экономики, обеспечивающих интенсивный экономический рост. Также структурная политика определяет соотношение между структурными элементами национального производства.

Политика структурной перестройки является важным элементом экономической политики развитых стран. Она имеет комплексный характер и включает инвестиционную, научно-техническую, промышленную политику, отношения собственности и др. Несмотря на либерализацию экономических отношений, развитые страны формируют и реализуют структурную политику, обусловливая значимое регулирующее воздействие органов государственного управления[19].

Разработка структурной политики включает формирование концепции научно-технологического развития, совершенствование нормативной правовой базы, которая обеспечивает процессы структурного реформирования, разработку программ, которые направлены на реформирование структуры национальной экономики на основе использования определенных организационно-экономических форм, реорганизацию управляющих структур.

К основным задачам структурной политики в современных условиях можно отнести: повышение инвестиций в продуктовые и процессные инновации, привлечение инвестиций в высокотехнологичные отрасли, которые определяют технологический уровень экономики, эффективное управление предприятиями, создание производств с высокой добавленной стоимостью и др.

Во многих странах на начальной стадии структурной перестройки применяется так называемая защитная стратегия, которая направлена на защиту новых отраслей и их структурных элементов. Приоритетные направления формируются на основе выделения стратегических отраслей, которые смогут в будущем обеспечить инновационный прорыв.

Проанализировав опыт развитых стран, можно сделать вывод, что в современных условиях долгосрочный экономический рост обеспечивается на основе следующих приоритетов структурной политики: стимулирование научно-технического развития отраслей, обеспечение реструктуризации воспроизводственной структуры на основе институциональных преобразований, стимулирование инвестиционной деятельности, внедрение новых и высоких технологий в высокотехнологичных и традиционных отраслях, рост экономической эффективности деятельности субъектов хозяйствования, развитие предпринимательства[19].

Суть структурной политики Республики Беларусь заключается в стимулировании развития производств с высокой добавленной стоимостью на местных ресурсах в сфере услуг, повышении капитализации коммерческих организаций, увеличении в их балансах доли нематериальных активов, раскрепощении творческой и предпринимательской инициативы в деле создания и быстрого освоения новых видов продукции, технологий и услуг.

Целью реализации структурной политики промышленности является повышение эффективности работы промышленности, включая увеличение производительности труда, не менее чем на 70 процентов за пятилетие, рост валовой добавленной стоимости промышленности на 60 процентов, повышение рентабельности продаж до 14 — 15 процентов в 2015 году.

Главной целью социально-экономического развития Республики Беларусь в 2011;2015 гг. является рост благосостояния и улучшение условий жизнедеятельности населения на основе модернизации экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики. Стратегия достижения этой цели, важнейшие приоритеты, основы государственной экономической политики определены четвертым Всебелорусским народным собранием и решениями Главы государства [17, 2]. Масштабность поставленной задачи требует радикального обновления всех сфер экономики и выхода на качественно новый уровень развития, что фактически означает переход от догоняющего развития к органичной модернизации экономики [9, 4].

В Республике Беларусь имеются объективные предпосылки для обеспечения экономического роста, который позволит достигнуть средне европейского уровня качества жизни населения. В стране создана устойчивая и развивающаяся экономика. За две последние пятилетки подготовлена база для инновационного прорыва. Также утверждена Советом Министров 18 февраля и одобрена Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь Программа деятельности Правительства, которая содержит оптимальный набор механизмов для обеспечения более динамичного развития страны, которые в комплексе представляют самые современные подходы к управлению экономикой.

Главное условие структурной политики — селективность мер поддержки различных секторов экономики, реструктуризация предприятий с традиционными и низкими технологиями, высокой импортои материалоемкостью производства путем продажи активов частным инвесторам, перераспределения трудовых, финансовых и материальных ресурсов в новые и перспективные секторы экономики, повышения качества продукции.

Таким образом, можно выделить основные направления структурных преобразований в национальной экономике Республики Беларусь:

· Создание условий для структурных преобразований, развития приоритетных направлений экономической деятельности, привлечения прямых иностранных инвестиций.

· Реформирование национального производства, создание межгосударственных, региональных промышленных структур в форме финансово-промышленных групп, холдингов и других объединений субъектов хозяйствования.

· Создание условий для развития наукоемких высокотехнологичных экспортоориентированных и импортозамещающих производств, сферы услуг.

· Стимулирование и поддержка развития всех форм предпринимательской деятельности.

· Совершенствование кредитно-денежной, бюджетно-налоговой, ценовой политики, таможенного регулирования.

· Формирование конкурентной среды.

· Разработка и реализация социально-экономических программ, которые обеспечивают формирование человеческого капитала и его эффективное использование.

Таким образом, национальная экономика рассматривается в качестве экономической системы страны, для которой характерно суверенитет нации и государства, целостность территории, единство экономического пространства и юридической среды и др. Исторически сложились определенные предпосылки и условия развития национальной экономики Республики Беларусь. Они делятся на общие, системные и внутрисистемные. Предпосылки носят двойственный характер. С одной стороны — это предваряющее условие, с другой — действующее требование к преобразованию экономики. Как и любое государство, Беларусь ведет свою структурную политику, суть которой заключается в стимулировании развития производств с высокой добавленной стоимостью, повышении капитализации коммерческих организаций, увеличении в их балансах доли нематериальных активов, раскрепощении творческой и предпринимательской инициативы в создании и быстром освоении новых видов продукции.

ГЛАВА 2. СТРУКТУРА НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

2.1 Структура национальной экономики и ее виды Экономика любой страны представляет собой взаимосвязанную совокупность экономик предприятий и корпораций, отраслей и сфер национальной экономики, межотраслевых объединений и регионов. Все эти элементы находятся в иерархическом взаимодействии и исполняют роль подсистем в системе более высокого порядка — национальной экономике.

Системообразующим и системосохраняющим фактором в системе национальной экономики выступает ее структура, которая определяется как способ связи элементов между собой или как относительно устойчивый способ организации элементов системы. Именно связь и взаимодействие элементов объединяют их в целостную систему, а сама структура является хранителем целостности системы национальной экономики: пока сохраняется структура, сохраняется и система в целом [1, 11].

Структура национальной экономики и ее развитие находятся под воздействием:

· Механизма рыночного саморегулирования.

· Инструментов государственного регулирования.

· Совокупности социальных институтов, выражающих интересы тех или иных слоев общества.

В экономической литературе существует множество определений структуры национальной экономики.

По мнению Галкина Андрея Александровича, структура национальной экономики как экономическая категория выражает отношения по поводу внутреннего строения, расположения, порядка и взаимосвязи отдельных элементов национальной экономики. Такое определение позволяет не ограничивать сферу исследования структуры национальной экономики конкретными аспектами экономической системы, а дает возможность глубже понять связи и зависимости между структурой национальной экономики и экономической системой [1, 12].

Технологический и социально-экономический подходы к определению понятия национальной экономики позволили представить ее как сложное системное явление, предполагающее наличие относительно самостоятельных элементов. Такая постановка проблемы дает возможность не только выявить различные составные части целого, но и рассчитать количественное соотношение между ними, то есть определить структуру национальной экономики.

В зависимости от критерия классификации можно выделить:

· Воспроизводственную.

· Отраслевую.

· Технологическую.

· Региональную (территориальную).

· Институциональную.

· Социальную.

· Инфраструктуру.

Показатель воспроизводственной структуры введен в экономический оборот для анализа на макроуровне базовых соотношений между стадиями воспроизводства ВВП, отражающих направленность изменений его составных частей (производство и потребление, потребление и накопление, производство товаров и услуг и др.).

Отраслевая структура позволяет отслеживать динамику межотраслевых пропорций, роста приоритетных отраслей с точки зрения их эффективности, социальной ориентации, наукоемкости, ресурсосбережения, экологической защищенности населения (промышленность и сельское хозяйство, растениеводство и животноводство и др.).

Технологическая структура характеризуется данными о динамике соотношений между традиционными и новейшими технологиями, объемами внедрения наукоемких высоких технологий в народное хозяйство.

Региональная (территориальная) структура отражает жизненно важные пропорции в размещении и комплексном развитии производства и, особенно, социально инфраструктуры на конкретных территориях.

Институциональную структуру характеризуют формы организации и управления производством, а также культурно-ценностные нормы и стереотипы поведения субъектов хозяйствования.

Социальная структура отражает совокупность социальных групп (в составе населения), классифицированных по важнейшим экономическим критериям (доходы, квалификация и др.), их относительную динамику [2, 17−18].

Разнообразие экономических структур при необходимом качестве регулирования государством гарантирует надежное функционирование национальной экономики [1, 12].

2.2 Особенности структуры национальной экономики Беларуси Республика Беларусь считается развитой индустриальной страной, однако анализ структуры экономики указывает на недостаточную эффективность промышленного производства и системы распределения и перераспределения ресурсов. Изменения в структуре белорусской экономики подвержены заметным колебаниям, это свидетельствует об отсутствии устойчивых тенденций роста экономики и повышения ее прозрачности [2, 75].

В краткосрочном периоде структура национальной экономики характеризуется стабильностью, в долгосрочном — постоянно преобразуется под воздействием факторов конкуренции, научно-технического прогресса, изменения предпочтений потребителей и инвесторов, транснационализации, а также в результате целенаправленных структурных реформ. В ходе социально-экономического развития старые структуры замещаются новыми: финансово-промышленные группы и отраслевые концерны уступают место холдингам, сетевым структурам и стратегическим альянсам; появляются бизнес-инкубаторы, парки высоких технологий и региональные кластеры; создаются филиалы ТНК и корпорации с национальным капиталом [11, 235].

Происходит также реорганизация системы отраслевого деления экономики на основе действующего классификатора. С начала 2011 г. в Республике Беларусь введен Общегосударственный классификатор видов экономической деятельности (ОКЭД) вместо ранее действовавшего Общего классификатора отраслей народного хозяйства (ОКОНХ). ОКЭД является составной частью Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации Республики Беларусь и базируется на методологии классификации видов экономической деятельности Европейского союза.

Для сопоставления отраслевой структуры экономики различных стран, уровня их экономического развития используется разделение видов деятельности на три сектора: добывающие, обрабатывающие и предоставляющие услуги. Несмотря на то что страны относятся к разным типам экономики, практически везде, наблюдается одна и та же закономерность: с ростом уровня доходов на душу населения добывающий сектор постепенно теряет свою ведущую позицию, уступая ее сначала обрабатывающей промышленности, а затем — сектору услуг. Эти два важнейших структурных сдвига обычно считаются необходимыми стадиями экономического развития [11, 243].

Отраслевая структура национальной экономики за годы независимости страны не претерпела существенных изменений, что отличается от мировых экономик и экономик развитых государств, где значительную долю ВВП занимает сфера услуг. Что касается белорусской экономики, то в ней разрыв между вторичным и третичным секторами минимален, однако сфера производства продолжает занимать лидирующие позиции. Как и предполагает мировая тенденция, сфера услуг в Республике Беларусь постепенно расширяется, но это происходит в большей степени из-за роста тарифов на них. С развитием рыночных отношений увеличивается доля торговли, а в связи с повышением уровня благосостояния растут расходы на образование и здравоохранение. При этом существует значительный потенциал роста сферы услуг в различных областях, включая операции с недвижимым имуществом, предоставление услуг потребителям[12].

Рисунок 2.1 — Динамика изменения отраслевой структуры экономики Беларуси Примечание: источник [собственная разработка].

Из рисунка 2.1 можно заметить, что особенностью национальной экономики является достаточно высокий удельный вес сельского хозяйства в ВВП. Этот показатель в 2012 году составил 8,4%, что почти в три раза меньше аналогичному показателю 1990 года (23%). В мире доля сельского хозяйства в ВВП составляет 3%, в развитых странах — 1,4%. Начиная с советских времен промышленность является ведущей отраслью белорусской экономики, а ее вклад в ВВП сопоставим с соответствующими показателями Китая (46,6%). Ведущие позиции занимают отрасли нефтехимии и химии, нефтепереработка. Также для белорусской промышленности характерен высокий удельный вес машиностроения и пищевой промышленности. Отдельно от промышленности выделяется строительство как одна из наиболее значимых сфер экономики [6, 86−87].

Значительную долю в структуре ВВП составляют налоги, которые нельзя напрямую отнести ни к товарам, ни к услугам.

В целом кризис 1990;х годов, который был вызван распадом СССР, не привел к структурной деградации экономики Беларуси. Вместе с тем многие отрасли материального производства были лишены возможности осуществлять расширенное воспроизводство в связи с диспропорциями в распределении ресурсной базы (инвестиций, основных фондов, трудовых ресурсов, научно-технического потенциала) [5, 86−87].

В Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года планируется провести структурную трансформацию национальной экономики в следующем направлении: 7% от ВВП должно формироваться в сельскохозяйственном секторе, 28% ВВП — в промышленном и 65% должно создаваться в секторе услуг, с учетом роста производства по всем секторам национальной экономики.

Учитывая структуру экономического потенциала Беларуси, который характеризуется ограниченностью сырьевой базы, но сравнительно высоким уровнем человеческого капитала, дальнейшее увеличение доли услуг в национальном продукте вполне отвечает интересам устойчивого экономического роста нашей страны. В целом приоритетное развитие трудоемких отраслей и снижение материалоемкости производства будут способствовать улучшению отраслевой структуры экономики [6, 75].

2.3 Сравнительный анализ отраслевых структур национальных экономик Беларуси, России и Казахстана Развитие интеграционных отношений Республики Беларусь другими странами — закономерный процесс, соответствующий мировым тенденциям. Глобальная экономика сегодня — это экономика интеграционных объединений [10, 57]. Одним из самых зрелых интеграционных объединений на постсоветском пространстве, в которое входит республика, является Единое экономической пространство (ЕЭП) Беларуси, России и Казахстана. Государствами ЕЭП сделано многое в сфере унификации внешнеторгового режима: используется единая система мер торговой защиты, сформирован Единый таможенный тариф Таможенного союза, применяются согласованные подходы к использованию мер нетарифного регулирования, унифицированы подходы к определению таможенной стоимости и осуществлению таможенного контроля. Но при этом, динамика экономического развития требует проведения постоянного анализа экономики.

Для начала можно сравнить динамику структуры ВВП Беларуси, Казахстана и России.

Рисунок 2.2 — Динамика изменения структуры ВВП Беларуси, Казахстана, России 2011;2013 Примечание: источник [собственная разработка].

2011 год является пиком экономического роста стран. В последующие годы происходит экономический спад в экономиках Беларуси и Росси. В экономике Казахстана в 2013 году объем ВВП по сравнению с 2012 годом возрастает. Самый большой темп роста ВВП у Казахстана в 2011 году и составил 7,5%. В 2013 году этот показатель составил 6%, который является наибольшим среди стран Таможенного союза. Рост ВВП России и Беларуси на порядок ниже и составил 1,3% и 0,9% соответственно.

Сравним национальные экономики Беларуси, России и Казахстана по трем секторам: промышленности, сельскому хозяйству и сфере услуг.

Доля промышленности в структуре ВВП данных стран в последние три года постепенно сокращается.

Рисунок 2.3 — Динамика изменения доли промышленности в структуре ВВП Беларуси, России и Казахстана Примечание: источник [собственная разработка].

Если в России в 2011 году этот показатель был равен 25,7%, то в 2013 уже 25%. В казахской структуре ВВП сокращение доли промышленности проявляется четче (2011 год — 28,4%, 2012 — 30,8%, 2013 — 31,6%). Доля промышленности в белорусской структуре ВВП характеризуется скачками. В 2011 году доля составила 27,2%, в 2012 возросла до 31,7%, а в 2013 опять снизилась и составила 30,9% от ВВП. В целом, доля промышленности в структуре ВВП в трех странах находится в пределе от 25 до 30%.

Рисунок 2.4 — Индексы промышленного производства в 2013 году Примечание: источник [собственная разработка].

Рост промышленного производства в 2013 году вырос по сравнению с 2012 годом только в Казахстане на 2,3%. Данный показатель составил -4,9% и -4,7% в Беларуси и России соответственно.

Ключевыми отраслями в промышленности Беларуси являются машиностроение, металлообработка, химическая и нефтехимическая, легкая, деревообрабатывающая промышленность, производство строительных материалов. Ведущими отраслями промышленности России также является машиностроение (состоит из 70 отраслей, среди которых электроника, электротехника и др.), химическая и нефтехимическая промышленность, добыча и переработка топлива и электроэнергетики и др. Самыми значимыми отраслями в промышленности Казахстана являются цветная и черная металлургия, химическая и нефтеперерабатывающая промышленность, машиностроение и промышленность строительных материалов. Похожесть ключевых отраслей может составить большую конкуренцию на едином рынке Беларуси, России и Казахстана.

Доля сельского хозяйства, как и доля промышленности, в структуре ВВП Беларуси, России и Казахстана снижается.

Рисунок 2.5- Динамика изменения доли сельского хозяйства в структуре ВВП Беларуси, Казахстана и России Примечание: источник [собственная разработка].

Стоит отметить, что самая высокая доля сельского хозяйства в структуре ВВП среди стран Таможенного союза наблюдается в Республике Беларусь и составляла: в 2011 году — 8,2%, в 2012 — 8,4%, в 2013 — 7,9%. У Казахстана этот показатель равен 5%, 4,3%, 4,6% в 2011, 2012, 2013 годах соответственно. Наименьшая доля сельского хозяйства в структуре ВВП характерна для России. В 2013 году она составила 3,2% от ВВП.

Рисунок 2.6 — Индекс производства продукции сельского хозяйства в 2013 году Примечание: источник [собственная разработка].

Выпуск сельскохозяйственной продукции в 2013 году увеличился по сравнению с 2012 годом на 6,2% и 11,7% в России и Казахстане соответственно. Аналогичный показатель в Беларуси не достиг уровня 2012 года и составил -4,2%.

Сфера услуг занимает главенствующую позицию в структуре ВВП, а уровень ее развития, динамика, технологические и другие характеристики оказывают определяющую роль на экономический и социальный прогресс и позиции стран в мире.

В структуре ВВП Казахстана доля производства сферы услуг на первое полугодие 2014 года составила 54,1%. В 2012 году этот показатель был равен 53,2%. В структуре российского ВВП доля сферы услуг в аналогичный период году составила 58% [21], а для Беларуси равен 45,6%. Как можно заметить, в нашей стране самая низкая доля сферы услуг в структуре ВВП, что может оказать негативное влияние на дальнейшее развитие ЕЭП.

Таким образом, для отраслевой структуры России и Казахстана характерна мировая тенденция снижения доли сельского хозяйства и промышленности, которое усиливается в последнее время, расширение позиций сферы услуг в экономике, что является важнейшей закономерностью мирохозяйственного развития. Это выражается в увеличении доли трудовых, материальных и финансовых ресурсов, которые вовлекаются в сферу услуг. Для Беларуси характерно замедление тенденции сокращения доли промышленности и сельского хозяйства при одновременном росте доли сферы услуг.

Во второй главе удалось определить структуру национальной экономики как отношение по поводу внутреннего строения, расположения, порядка и взаимосвязи отдельных элементов национальной экономики. Существует несколько разновидностей структур национальной экономики, которые в зависимости от критерия классификации бывают: воспроизводственными, отраслевыми, технологическими, региональными, институциональными, социальными, инфраструктурами. Отраслевая структура ВВП Республики Беларусь характеризуется замедлением тенденции уменьшения доли промышленности и сельского хозяйства при одновременном росте сферы услуг, что не характерно для России и Казахстана. В этих странах сохраняется мировая тенденция снижения доли сельского хозяйства и промышленности в структуре ВВП.

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ СТРУКТУРНОЙ ПЕРЕСТРОЙКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И МЕТОДЫ ИХ РЕШЕНИЯ

3.1 Реализация структурной политики в Республике Беларусь Осуществление структурной перестройки происходит в соответствии с утвержденными программными документами: Программой развития промышленного комплекса Республики Беларусь на 1998 — 2015 гг., Национальной программой развития экспорта Республики Беларусь на 2011;2015 гг., Программой структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики Республики Беларусь, программами социально-экономического развития, Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011;2015 гг. [4, 74].

В процессе структурной перестройки отраслей материального производства создаются крупные интегрированные компании: холдинги, научно-производственные центры и объединения в промышленности и сельском хозяйстве. Считается, что эти структуры обеспечат высокую конкурентоспособность на внешних рынках, снижение импортоемкости, материалоемкости, себестоимости и повышение качества выпускаемой продукции. Разработано создание холдингов в таких отраслях машиностроения, как автомобилестроение, сельхозмашиностроение, дизелестроение, производство карьерной и дорожно-строительной техники. Примером создания такого предприятия в Беларуси является холдинг «Горизонт», который был создан в 2010 году на базе ОАО «Горизонт». В его структуре функции производства, сервиса и продажи распределены между дочерними предприятиями. Производство — ЧПУП «ЗЭБТ Горизонт», ЧПТУП «Аэстон-Горизонт», ЧПУП «ЗАВОД БЕЛИТ», СП ООО «Мидеа-Горизонт», разработка — ЧНИУП «Институт цифрового телевидения «Горизонт», сбыт — ЧУП «Торговый дом «Горизонт», ООО «Хоризонт-Украина», ЗАО «Горизонт-Союз», сервис — ЧУП по оказанию услуг «Экспертсервис», транспорт — ЧТУП «Горизонт Логистик», строительство — ЧСУП «Горизонтпроектстрой».

Создается кожевенно-обувной холдинг «Белорусская кожевенно-обувная компания «Марко» с управляющей компанией — СООО «Марко». Это предусмотрено указом № 467 «О мерах по развитию кожевенно-мехового производства и производства обуви», который был подписан Президентом Беларуси 14 октября 2013 года. В процессе этих преобразований задействован не только потенциал экономии затрат за счет сопряженного развития технологически связанных между собой производств, но и дополнительные возможности для привлечения иностранного капитала.

В рамках осуществления структурной перестройки создаются совместные предприятия с немецким концерном «МАН» (выпуск грузовой и автомобильной техники), компанией «Карл Цейс» (производство оптических изделий), а также иностранные предприятия — «Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия», «Уномедикал» (производство одноразовых медицинских изделий), «Рестораны Макдональдс» (общественное питание), «Фрезениус» (медицинское оборудование), «Чесс-Белл» (переработка нефтепродуктов). Предпочтение нашей стране в качестве государства — реципиента иностранных инвестиций отдают инвесторы из многих стран мира, в том числе из Великобритании, Швейцарии, Германии, России и Австрии, на долю которых приходится 77,6% поступлений денежных средств. На территории Беларуси функционируют такие всемирно известные гиганты, как Газпром, Societe Generale, AXA Group и др., что должно способствовать технологическому усилению производства государства и наращиванию объемов экспорта [3, 33−34].

В энергетике осуществляется комплекс мер по реализации политики энергосбережения и энергоэффективности. Продолжается политика диверсификации поставок нефти, газа, электроэнергии угля. Основные проекты энергетической стратегии связаны с развитием двух НПЗ, строительством атомной электростанции с выводом ее на проектную мощность в 2018 году, массовым внедрением в стране энергосберегающей техники. Осваиваются месторождения горючих сланцев и бурых углей. Совершенствуется тарифная политика на энергоносители в промышленности и жилищно-коммунальном хозяйстве. С 1 февраля 2013 года для населения применяются дифференцированные тарифы на электроэнергию в зависимости от объема ее потребления в месяц [9, 6].

При высших учебных заведениях создаются научно-исследовательские центры. Примером является создание нового Учебного центра, который стал результатом сотрудничества Института повышения квалификации БНТУ, НИИ строительных материалов, компании «ТехноНиколь». Учебный центр направлен на развитие профессионализма специалистов строительной отрасли.

Перед агропромышленным комплексом в процессе осуществления структурной политики ставится задача увеличения объемов производства сельскохозяйственной продукции на 39−45% к уровню 2010 года.

Рисунок 3.1 — Продукция сельского хозяйства в процентах к предыдущему году Примечание: источник [собственная разработка].

Как видно из рисунка 3.1, в 2013 году производство сельскохозяйственной продукции не превысило выпуска сельскохозяйственной продукции в 2012 году, что может существенно повлиять на выполнение программы.

В рамках программы агропромышленный комплекс развивает сберегающее земледелие и производит экологически чистую продукцию. Создаются условия для развития производства, повышения товарности сельскохозяйственной продукции и улучшения качества в личных подсобных хозяйствах граждан.

Важнейшей целью развития сферы услуг является увеличение ее удельного веса в ВВП до 50 процентов, доли работающих в ней в общей численности занятых в экономике до 58 процентов, рост экспорта услуг более чем в 3 раза за пятилетие. Предусматривается стимулирование ускоренного развития новых видов услуг, основанных на новейших достижениях науки, — информационных, телекоммуникационных, финансовых, услуг рыночной инфраструктуры, а также социальных услуг, повышающих качество жизни населения.

Завершается переход к эфирному телевещанию в цифровом формате (по состоянию на 11 сентября 2014 года охват населения республики цифровым телевизионным вещанием стандарта DVB-T составляет 97,81%), четвертому поколению сотовой электросвязи (сотовой электросвязью охвачено 98,4% процентов территории Беларуси, на которой проживает 99,9% населения), расширяются услуги интерактивного телевидения, широкополосного доступа (ШПД) в интернет. Существенный рост количества абонентов широкополосного доступа в интернет позволил вывести Республику Беларусь на первое место среди стран Таможенного Союза по показателю плотности ШПД на 100 человек. Количество абонентов ШПД в интернет на 100 жителей в Беларуси составило 29,41, в России — 16,53, в Казахстане — 11,5[12].

Важнейшей задачей Правительства является решение проблемы отрицательного сальдо внешней торговли. Задачи, которые ставились в Национальной программе развития экспорта на 2006;2010 гг. не были решены, а уровень отрицательного сальдо в 2010 г. достиг 16% ВВП. Основные причины связаны с экстенсивным ростом объемов товарного экспорта, ростом импортоемкости экспортируемой продукции, снижением доли инновационных товаров с высокой добавленной стоимостью. В 2011;2013 гг. внешнеторговое сальдо продолжает оставаться отрицательным.

Еще одна важнейшая задача Программы деятельности Правительства — повышение уровня и качества жизни населения.

Начиная с 2009 года осуществляется рост пенсий.

Реализуются меры роста финансовой устойчивости пенсионной системы и периодическое повышение пенсий с учетом реальных доходов населения, изменения стоимости жизни и экономических возможностей государства.

В системе здравоохранения под особый контроль ставятся повышение роли первичной медицинской помощи и развитие общеврачебной практики в сельских районах страны.

В сфере образования создается гибкая система подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в соответствии с потребностями инновационной экономики.

Прорабатываются механизмы устойчивого развития регионов. Продолжается политика развития малых и средних населенных пунктов, агрогородков и инженерно-транспортной инфраструктуры по обеспечению выполнения социальных стандартов.

В целом, при решении задач строительства инновационной белорусской экономики, следует помнить, что потенциал многих модернизаций в мировой истории иссяк из-за дефицита энтузиазма, предприимчивости, делового азарта и инициативы. Правительство в своей работе старается внимательно обращаться с этими ресурсами, используя их в интересах развития и процветания Республики Беларусь [9, 10].

В ходе реализации структурной политики можно выявить ряд ее особенностей. Первой особенностью является то, что бюджетная политика основана на поддержании реального сектора экономики (приоритетными являются такие отрасли, как сельское хозяйство, промышленность, строительство), а не социальной сферы, как в других странах с развитой рыночной экономикой. Социальная сфера финансируется в последнюю очередь (здравоохранение, образование, наука, культура). Традиционно ниже средних по миру показателей относительно ВВП финансируются из госбюджета отрасли науки и культуры. Отсюда вторая особенность — ставка на крупно-товарное производство, как в сельском хозяйстве, так и в промышленности. Третья особенность — это направление промышленной политики на импортозамещение. Главным аргументом в пользу импортозамещения является снижение отрицательного сальдо внешнеторгового баланса и экономия валютной выручки. Однако этот аргумент считается неубедительным в настоящее время. Четвертая особенность — принятие большинства мер в пользу реального сектора (производителей), а не потребительского (потребителей). Примером таких мер может служить девальвация национальной валюты для поддержки экспортеров. Пятой особенностью является регулирование цен на многие товары. Органы государственного управления желают не допустить значительного роста цен в экономике, но в то же время это является одним из сдерживающих факторов в развитии рыночной экономики. Шестая особенность — отсутствие механизма трансформации недвижимости в капитал, практически не работает институт ипотечного кредитования, земля и леса находятся в государственной собственности, а оформление прав на частную собственность чрезвычайно затруднено.

3.2 Проблемы структурной перестройки Республики Беларусь В ходе реализации структурной политики в Республике Беларусь обнаруживается ряд проблем.

Первая проблема — это неэффективная налогово-бюджетная политика. Это проявляется в чрезмерной налоговой нагрузке на предприятия. Согласно докладу Всемирного банка «Ведение бизнеса 2014: анализ законодательства для средних и малых предприятий», налоговая нагрузка Беларуси составляет 52% (из которых 38,4% - это отчисления в фонд социальной защиты населения, 13,4% - налог на прибыль, 1% - налог на недвижимость). Это существенно отличается от развитых стран, где аналогичный показатель приблизительно равен 25%. Несмотря на то, что начиная с 2004 года Республика Беларусь провела наиболее радикальные налоговые реформы среди всех стран мира, количество платежей в год составит не менее 13. Один налог приходится на земельный налог и по четыре на НДС, налог на прибыль, налог на недвижимость. Также, помимо платежей, утвержденных в Налоговом кодексе, существуют дополнительные сборы (фактически являющиеся налогами), устанавливаемые нормативными документами президента.

Второй проблемой является зависимость республики от импортных поставок топливно-энергетических и сырьевых ресурсов, поскольку выпускаемая продукция является энергои материалоемкостной. В ходе исторического развития, сложилось так, что основным поставщиком энергоресурсов является Россия. В этом есть свои плюсы и минусы. К плюсам можно отнести непосредственное соседство с Россией, отсутствие каких-либо стран на пути транзита энергоресурсов. Минусы включают в себя отсутствие полной гарантии поставок в необходимых объемах и ассортименте. Согласно статистическим данным, Беларусь импортировала 21, 261 млн. тонн нефти, этот показатель снизился в сравнении с 2012 годом на 1,9%. В денежном эквиваленте это составило $ 8, 392 млрд., что на 3,6% меньше, чем в 2012 году. Также в 2013 году было импортировано 20,3 млрд. кубометров газа. Такой же объем был импортирован и в 2012 году. Средняя цена импортированного газа преодолела отметку в $ 166 за тысячу кубометров. Третья проблема состоит в невысоком уровне развития наукоемких экспортных производств, которые имеют высокую добавленную стоимость.

Рисунок 3.4 — Отраслевая структура валовой добавленной стоимости в странах СНГ в 2012 году Примечание: источник.

Согласно рисунку, валовая добавленная стоимость в сфере услуг Беларуси является одной из самых низких в странах СНГ вместе с Арменией и Азербайджаном.

Исходя из данных Национального статистического комитета за 2013 год, в товарной структуре экспорта Республики Беларусь лидирующую позицию занимают минеральные продукты, их доля составляет 33%, 19,2% составляют машины, оборудование и транспортные средства, по 15,1% - у продукции химической промышленности, каучука (включая химические волокна и нити) и продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья. Статистические данные еще раз доказывают об отсутствии продукции, которая бы имела высокую добавленную стоимость.

Проблемы, описанные выше, тесно взаимосвязаны и их совокупное влияние на субъектов производственной деятельности придает структурному кризису Республики Беларусь системный характер.

3.3 Методы решения проблем структурной перестройки национальной экономики Республики Беларусь Для решения проблем структурной перестройки национальной экономики Беларуси необходимо реализовать модернизацию важнейших секторов экономики на основе:

· Технологического обновления производства.

· Формирования эффективной национальной инновационной системы.

· Дальнейшего развития материально-технической базы науки.

· Формирования рынка научно-технической продукции и объектов прав интеллектуальной собственности, инновационной инфраструктуры.

· Расширения международного научно-технического и инновационного сотрудничества.

· Реализации создания действенной системы защиты прав интеллектуальной собственности.

· Подготовки высококвалифицированных специалистов и научных кадров высшей квалификации, способных успешно работать в условиях наукоемкой экономики, в том числе привлечения специалистов из-за рубежа.

Совершенствование структуры экономики должно основываться, с одной стороны, на основе дальнейшего развития конкурентоспособных традиционных производств, работающих в составе холдинговых и других интегрированных корпоративных структур с включением в их состав научных центров, взаимодействующих с академической и вузовской наукой. А с другой — путем создания новых высокотехнологичных производств и секторов экономики, формируемых на основе отечественных разработок с участием бизнеса, так и в стратегическом партнерстве с передовыми мировыми компаниями (прогнозируется, что к 2015;2020 гг. объем продаж продукции высоких технологий возрастет до 4 трлн долл. 24]). При этом особое внимание необходимо уделить созданию и развитию инновационных производств, использующих наукоемкие технологии: телекоммуникации, информационные технологии, приборостроение, производства микроэлектроники, высокоточного машиностроения, измерительных приборов, светодиодной техники, техники на основе лазерных технологий, нанотехники и наноматериалов, систем искусственного интеллекта. Реализация предусмотренных мер позволит сформировать эффективную национальную инновационную систему, быстро и результативно внедрять самые передовые достижения науки в производство, что станет основой ускоренного экономического роста и повышения качества жизни в стране.

Разумеется, такая небольшая страна как Беларусь, которая к тому же обладает объективно ограниченным природно-ресурсным потенциалом, не имеет возможности распылять ресурсы на всем спектре научных исследований и разработок и потому вынуждена концентрировать их только на стратегических, наиболее значимых направлениях. Как отмечал Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко на Первом съезде ученых Республики Беларусь: «Нам нужен квалифицированный и, главное, творческий анализ экономики нашей страны. Нужны глубокие исследования, позволяющие определить основные ориентиры нашего экономического развития, подходы к организации различных сфер народного хозяйства. Наметить направления концентрации сил и средств, разработать прогнозы на будущее… Нужны конкретные предложения с глубокой экономической проработкой».

Исходя из этого в качестве приоритетных в текущей пятилетке обозначены 9 направлений научно-технической и инновационной деятельности. В рамках этих приоритетных направлений выделены 45 наиболее значимых для республики макротехнологий, которые, в свою очередь, включают в себя 303 критических технологии.

В частности, на период до 2015 года в рамках дальнейшего научно-технического и инновационного развития Республики Беларусь определены следующие приоритетные направления и входящие в их состав макротехнологии:

1. «Энергетика и энергосбережение», развивающее 5 макротехнологий (энергосбережение и энергоэффективность; энергетика и энергобезопасность; энергоэффективные технологии и техника; атомная энергетика и ядерно-физические технологии; светодиодная и фотовольтаическая техника, оптоэлектронные технологии) и 30 критический технологий.

2. «Химические технологии, нанотехнологии и биотехнологии», включающее 6 макротехнологий (химия и нефтехимия, химические продукты и оборудование; удобрения, регуляторы и стимуляторы роста, средства защиты растений и животных; чистые вода и воздух; биологическая энергетика и биотопливо; биотехнологии в промышленности, сельском и лесном хозяйстве; медицинские биотехнологии) и 31 критическую технологию.

3. «Промышленные и строительные технологии и производства», включающее 9 макротехнологий (машиностроение (производство автомобильной, карьерной, дорожной техники, автобусов, комбайнов, тракторов, вагонов, мобильной сельскохозяйственной техники и дизельных двигателей для них); оптическое и электронное приборостроение и технологии; лазерно-оптические материалы, приборы и технологии; микроэлектроника и субмикронные технологии твердотельной электроники; радиоэлектроника; электротехника; производство продукции легкой промышленности; строительство зданий и сооружений; промышленная металлургия; автотракторокомбайностроение) и 68 критических технологий.

4. «Агропромышленные технологии и производства», развивающее 6 макротехнологий (системы и комплексы сельскохозяйственных машин и оборудования; производство животноводческой продукции; производство растениеводческой продукции; переработка сельскохозяйственного сырья; повышение плодородия и эффективности использования сельскохозяйственных земель; селекция, воспроизводство и защита сельскохозяйственных культур и животных) и 33 критических технологий.

5. «Информационно-коммуникационные и авиакосмические технологии», включающее 1 макротехнологию (производство средств связи, вычислительных средств и программного продукта; высокопроизводительные системы, технологии передачи и обработки информации) и 17 критических технологий.

6. «Медицина, медицинская техника и технологии, фармация», включающее 8 макротехнологий (профилактика заболеваний; диагностика и лечение заболеваний; реабилитация пациентов и инвалидов; лекарственные, лечебно-диагностические препараты и тест-системы; материнство и детство; онкология; кардиология; медицинская техника и технологии) и 59 критических технологий.

7. «Рациональное природопользование, ресурсосбережение и защита от чрезвычайных ситуаций», развивающее 5 макротехнологий (поиск, разведка и добыча полезных ископаемых; водные ресурсы; лесные ресурсы, повышение продуктивности и устойчивости лесов, улучшение их качественного состава; охрана окружающей среды; повышение уровня защищенности населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера) и 33 критических технологий.

8. «Новые материалы», включающее в себя 3 макротехнологии (производство новых материалов для промышленности и здравоохранения; производство новых материалов для строительства; металлургические технологии, сварка металлов, покрытия и упрочнение поверхности) и 24 критических технологий.

9. «Обороноспособность и национальная безопасность», включающее 2 макротехнологии (перспективные системы вооружения и военная техника; экономика, образование, культура, общество) и 8 критических технологий.

Столь полная реализация научно-технического и инновационного потенциала позволит существенно повысить глобальную конкурентоспособность отечественной экономики, увеличить ее энергоэффективность, снизить зависимость от импорта ресурсов, укрепить энергетическую и сырьевую безопасность страны.

Таким образом, наиболее подходящей для Республики Беларусь может оказаться догоняюще-прорывная модель роста. С одной стороны, это позволит обновить средства производства за счет уже имеющихся в мире передовых образцов. Решится проблема перехода от ресурсоемких к ресурсосберегающим технологиям, к освоению и выпуску продукции мирового уровня. Вместе с этим Беларусь должна расширять наукоемкий, высокотехнологичный сектор экономики, включая производство соответствующих видов услуг. Наукоемкие, высокотехнологичные услуги должны стать «точками роста» для традиционных отраслей, способствовать дальнейшему наращиванию экспортного потенциала страны, формированию сферы услуг на новом технологическом уровне.

В третьей главе были рассмотрены механизмы реализации структурной политики и проблемы, возникающие при ее осуществлении. К ним относятся: неэффективная налогово-бюджетная политика, зависимость республики от импортных поставок топливно-энергетических и сырьевых ресурсов, невысокий уровень развития наукоемких экспортных производств, которые имеют высокую добавленную стоимость. В качестве решения данных проблем необходимо технологическое обновление производства, формирование эффективной национальной инновационной системы, дальнейшее развития материально-технической базы науки, формирование рынка научно-технической продукции и объектов прав интеллектуальной собственности, инновационной инфраструктуры, расширение международного научно-технического и инновационного сотрудничества, реализация создания действенной системы защиты прав интеллектуальной собственности, подготовка высококвалифицированных специалистов и научных кадров высшей квалификации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение данной курсовой работы можно сделать следующие выводы:

1. Национальную экономику как социально-экономическая система определяется следующим образом: объединенная общей территорией, государственным строем, правовыми институтами, единым рынком, культурой, национальной спецификой и идеей суверенитета и независимости.

2. Суть структурной политики Беларуси заключается в стимулировании развития производств с высокой добавленной стоимостью, повышении капитализации коммерческих организаций, увеличении в их балансах доли нематериальных активов, раскрепощении творческой и предпринимательской инициативы в создании и быстром освоении новых видов продукции.

3. Структура национальной экономики понимается как отношение по поводу внутреннего строения, расположения, порядка и взаимосвязи отдельных элементов национальной экономики.

4. Разновидности структур национальной экономики:

· воспроизводственную;

· отраслевую;

· технологическую;

· региональную (территориальную);

· институциональную;

· социальную;

· инфраструктуру.

5. Отраслевая структура ВВП Республики Беларусь характеризуется замедлением тенденции уменьшения доли промышленности и сельского хозяйства при одновременном росте сферы услуг. В России и Казахстане же сохраняется мировая тенденция снижения доли сельского хозяйства и промышленности в структуре ВВП.

6. В ходе реализации структурной политики в Республике Беларусь обнаруживаются некоторые проблемы:

· неэффективная бюджетно-налоговая политика;

· зависимость республики от импортных поставок топливно-энергетических и сырьевых ресурсов;

· невысокий уровень развития наукоемких экспортных производств, которые имеют высокую добавленную стоимость.

7. В качестве решения данных проблем необходимо технологическое обновление производства, формирование эффективной национальной инновационной системы, дальнейшее развития материально-технической базы науки, формирование рынка научно-технической продукции и объектов прав интеллектуальной собственности, инновационной инфраструктуры, расширение международного научно-технического и инновационного сотрудничества, реализация создания действенной системы защиты прав интеллектуальной собственности, подготовка высококвалифицированных специалистов и научных кадров высшей квалификации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Галкин, А. А. Структура национальной экономики и ее преобразование в современной России / А. А. Галкин. — Воронеж, 2004. — 22 с.

2. Гануш, Г. И. Национальная экономика Беларуси / Г. И. Гануш, Л. И. Панова. — Минск: БГАТУ, 2011. — 259 с.

3. Дадалко, С. ТНК: влияние на экономику стран с переходной экономикой в условиях глобализации / С. Дадалко, З. Козловская // Банковский вестник. — 2014. — № 2. — С.33 — 40.

4. Домакур, О. В. Структура белорусской экономики в свете закономерностей формирования постиндустриального общества / О. В. Домакур // Экономический рост Республики Беларусь: глобализация, инновационность, устойчивость: материалы V Междунар. научно-практ. конф. Минск, 17 — 18 мая 2012 г. / Белорус. гос. экон. ун-т; редкол.: В. Н. Шимов и [др.]. — Минск, 2012. Том 1. — С. 74 — 75.

5. Лаврова, О. Спрос на инновации / О. Лаврова // Беларуская думка. — 2014. — № 6. — С.86 — 87.

6. Лемешевский, И. М. Национальная экономика Беларуси / И. М. Лемешевский, И. П. Деревяго. — Минск: БГТУ, 2012. — 187 с.

7. Лукашенко, А. Г. Наш исторический выбор — независимая, сильная и процветающая Беларусь: Доклад на четвертом Всебелорусском народном собрании // Советская Белоруссия, 2010. — № 234 (23 625).

8. Министерство Национальной экономики Республики Казахстан Комитет по статистике [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.stat.gov.kz. — Дата доступа: 07.11.2014.

9. Мясникович, М. В. Структурная политика и модернизация экономики / М. В. Мясникович // Белорусский экономический журнал. — 2011. — № 2. — С. 4 — 11.

10. Мясникович, М. В. Структурная политика и модернизация экономики Республики Беларусь / М. В. Мясникович. — Минск: Беларуская навука, 2011. — 355, с.

11. Национальная экономика Беларуси / [В. Н. Шимов и др.]. — 4-е изд., переработанное и дополненное. — Минск: БГЭУ, 2012. — 649, с.

12. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.belstat.gov.by. -Дата доступа: 07.11.2014.

13. Особенности белорусской экономической модели [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ekonomika.by/obzor-glavnoy-stranitsi/osobennosti-belorusskoy-ekonomicheskoy-modeli-2. — Дата доступа: 23.11.2014.

14. Проблемы и перспективы функционирования экономики Республики Беларусь в Едином экономическом пространстве Беларуси, Казахстана, России / [научный редакционный совет: А. Н. Тур и др.]. — Минск: Право и экономика, 2013. — 617, с.

15. Программа деятельности Правительства Республики Беларусь на 2011;2015 годы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.government.by/ru/events_pdp_2011;2015/. — Дата доступа: 22.11.2014.

16. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.economy.gov.by/ru/macroeconomy/programma_soc_econom_razvitia. — Дата доступа: 23.11.2014.

17. Резолюция четвертого всебелорусского народного собрания // Советская Белоруссия, 2010. — № 235 (23 626).

18. Стратегия технологического развития Республики Беларусь на период до 2015 года (Утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 1 октября 2010 г. № 1420) [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://pravo.by/webnpa/text.asp?RN=C21001420. — Дата доступа: 06.11.2014.

19. Структурная экономическая политика как фактор инновационного развития субъектов хозяйствования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.pac.by/dfiles/1 576_51703720.pdf. — Дата доступа: 22.11.2014.

20. Структурные преобразования и модернизация экономики / [М. И. Ноздрин-Плотницкий и др.]. — Минск, Мисанта, 2013. — 191 с.

21. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gks.ru/. — Дата доступа: 07.11.2014.

22. Экономическая теория / Н. И. Базылев, М. Н. Базылева. — Минск: Книжный дом, 2005. — 320 с.

23. OECD. StatExtracts. Complete databases available via OECD’s iLibrary [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://stats.oecd.org/Index.aspx?DatasetCode=SNA_TABLE1. — Дата доступа: 21.11.2014.

24. The world bank [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.worldbank.org. — Дата доступа: 07.11.2014.

25. The world factbook [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/rankorder/2003rank.html. — Дата доступа: 07.11.2014.

26. UNCTAD handbook of statistics [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://unctad.org/en/PublicationChapters/tdstat38_ch07.pdf. — Дата доступа: 22.11. 2014.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой