Особенности государственного регулирования инновационного развития промышленности регионов и методы селекции инновационно-инвестиционных проектов
Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты диссертации опубликованы и докладывались на научнопрактических конференциях: «Формирование рыночных отношений: опыт и проблемы» (Орел, 1996) — «Реформирование региональной экономики: опыт, проблемы, перспективы» (Орел, 1997) — «Качественные преобразования социальноориентированной рыночной экономики» (Орел, 1998… Читать ещё >
Содержание
- 1. Структурная перестройка и экономико- организационные механизмы ее реализации в условиях рыночной экономики
- 1. 1. Структурная политика и системное обоснование механизмов ее реализации
- 1. 2. Тенденции инновационной деятельности и функционирования рынка инвестиционных ресурсов
- 1. 3. Государственное регулирование процесса формирования благоприятного инновационного климата
- 2. Методические основы системной оценки эффективности инновационно-инвестиционных проектов и их отбора для финансирования
- 2. 1. Системные основы оценки эффективности инновационно- инвестиционных проектов
- А 2.2 Система критериев селекции инновационно- инвестиционных проектов
- 2. 3. Методика и организация отбора инновационно- инвестиционных проектов
- 3. Система поддержки реализации инновационно- инвестиционных проектов в регионе и пути ее совершенствования
- 3. 1. Формы регионального регулирования инновационно- инвестиционных процессов в промышленности России
- 3. 2. Роль системы поддержки инновационного предпринимательства в
- Орловской области и приоритетные направления инвестиций
Особенности государственного регулирования инновационного развития промышленности регионов и методы селекции инновационно-инвестиционных проектов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
диссертационного исследования определена необходимостью обеспечения в России структурных преобразований и расширенного воспроизводства на современной технологической основе, а также поиска эффективных инструментов мобилизации инвестиционных ресурсов в инновационное производство.
Национальная экономика находится в настоящее время в кризисном состоянии, что проявляется на всех уровнях финансовой, социальной и политической жизни страны. Обвальное снижение инновационно-инвестиционной активности во многом обусловило углубление кризиса российской экономики.
Жесткое ограничение денежной массы и политика достижения «реальной» ставки банковского кредита в отрыве от нормы прибыли в материальном производстве послужили причиной не только платежного кризиса, но и истощения ссудного капитала, прежде всего в инновационной сфере, либерализация цен обесценила основные фонды предприятий, практически исключив амортизационный источник инновационного обновления производственного аппарата, ускоренная приватизация по существу разрушила единство инновационного процесса, стимулируя перепрофилирование опытно-экспериментальной базы науки на выпуск доходной продукции.
В решающей степени кризис инновационной сферы предопределен разрушительными тенденциями в ее финансовом обеспечении. В этой связи государство призвано выработать и обеспечить реализацию целенаправленной инновационной политики, основанной на четком выборе целей, комплексном обосновании приоритетов распределения ресурсов, новых методах в реализации.
Повышенное внимание к сфере науки, инновационного предпринимательства особенно актуально в наши дни, когда рождающиеся новые технологии требуют тесной интеграции науки с производством, резко усиливают конкуренцию между производителями высоко сложной продукции, ведут к существенному повышению затрат на разработку нового продукта при быстром сокращении его жизненного цикла. На современном этапе существенны проблемы формирования технологических сдвигов на основе научно-инновационных и структурных преобразований в экономике.
Главным направлением деятельности по формированию технологической базы страны является изменение приоритетов ее развития, ограничение их числа и сосредоточение на них ресурсного потенциала инновационной сферы. Как показывает практика, отечественная экономика испытывает постоянную нехватку средств в финансировании капитальных вложений, в то время как при сегодняшнем экономическом положении России проблема широкомасштабных эффективных инновационных инвестиций приобретает поистине судьбоносное значение.
В этой связи не может не тревожить почти полное отсутствие государственной инновационной политики и механизмов ее реализации в России. В стране пока еще не задействованы в полном объеме рыночные механизмы саморазвития и государственного регулирования инновационной деятельности. Государство по сути дела проводит антиинновационную политику, с помощью налогов и государственных ценных бумаг, поглощая ресурсы, которые могли бы быть, направлены на инновации и производственные инвестиции.
Видимая слабость государства — в недостаточном внимании к проработке вопросов, касающихся экономического оздоровления региональных подсистем. Курс на регионализацию экономики России предопределяет особую важность регионального аспекта инновационного развития. Однако в правительственных документах региональный срез структурной политики и ее со-товляющей — инновационной лишь формально обозначен в качестве проблемной области. Специфика структуры российской экономики изначально закладывает стратегию технологического реформирования региона, а также потенциальные возможности региона как генератора инноваций. Формирование благоприятного инновационно-инвестиционного климата становится в последнее время инновационной задачей не только федерального правительства, но и органов местного самоуправления. Вследствие отсутствия механизма адекватного условиям рыночной экономики, острой является проблема финансирования российских предприятий, занятых в научно технической деятельности. Все это обусловливает необходимость задействования новых подходов к формам воздействия государства на происходящие инновационно-инвестиционной сфере процессы с применением тех инструментов, которые еще не получили должной реализации на региональном уровне.
Актуальность и недостаточная исследованность указанных вопросов, их большая значимость для российской экономики определили выбор темы, цель и задачи данного исследования.
Состояние изученности проблемы. Существенный вклад в развитие теории структурных изменений был сделан в работах А. Смита, Ф. Хайека, М. Фридмана, Дж. Хикса, Дж. Кейнса, А. Маршалла, Р. Харрода и других.
В основу современных концепций структурной политики положены подхода «сбалансированного» и «несбалансированного» роста, которые прослеживаются в работах Р. Нурксе, Н. Бьюкена и А.Льюиса. Однако, если аспекты проблемы структурных деформаций в работах западных специалистов достаточно широко представлены, то единого мнения на сущность данного явления в них пока не выработано.
Вопрос о масштабах, ходе и последствиях структурного кризиса, а также возможных стратегиях выхода из него поднимается и анализируется в работах отечественных экономистов: Ю. Яковца, С. Глазьева, В. Логинова, С. Ленской, В. Маевского и других. Вместе с тем региональная специфика структурных преобразований, особенно в части их инновационноинвестиционной составляющей, остается недостаточно исследованной.
В работах И. Шумпетера, Дж. Кейнса, Н. Кондратьева, В. Леонтьева определен решающий фактор экономической динамики — обновление, проявляющееся в форме совокупности воспроизводственных инновационных циклов. Эта концепция взята за основу в трудах отечественных ученых: Р. Кожевникова, К. Мурзова, М. Гусакова и других.
Однако острой проблемой экономической науки остается теоретическое обоснование концепции механизма инвестирования в инновации, адаптированного к российским реалиям, то есть сочетающего развитие рыночных отношений и государственного регулирования. Наименее изученным аспектом указанной проблемы являются вопросы выбора эффективных проектов в соответствии с региональными приоритетами.
Объект исследования — промышленные предприятия, развивающиеся на основе прогрессивных технологий.
Предмет исследования — совокупность экономических механизмов и инструментов реализации инновационной политики в развитии промышленности.
Цель диссертационного исследования состоит в разработке теоретико-методических основ формирования структурно-инновационной политики и определение комплекса мер по ее регулированию на региональном уровне.
Для реализации поставленной цели решены следующие задачи:
— определены и обоснованы на основе имеющихся теоретических наработок и практических результатов признаки депрессивного состояния отрасли;
— раскрыто содержание инновационного развития, его влияние на экономический рост, выделены характеристики инновационного процесса;
— выполнено исследование и обоснованы критерии выбора эффективных инновационноинвестиционных проектов с целью определения объекта финансирования;
— выявлены и систематизированы факторы активизации внедрения инноваций на региональном уровне и предложены направления по совершенствованию государственного регулирования инновационного процесса;
— выявлены инновационные ресурсы структурного реформирования.
Теоретическая и методологическая база исследования — концептуальные и теоретические положения, содержащиеся в научных трудах ведущих отечественных и зарубежных экономистов, законодательные документы, материалы экономических научно-практических конференций и форумов. Информационной основой послужили статистические сборники и документы, в том числе материалы Орловского областного комитета государственной статистики, данные отчетности предприятий.
Достижение конечных результатов работы обусловило использование общенаучных методов исследования: логический и сравнительный анализметоды статистического анализасистемный подход, методы математического программирования.
Научная новизна проведенного исследования состоит в следующем:
1 .Рекомендованы критерии отбора эффективных проектов инновационной направленности.
2.Разработаны рекомендации по использованию оптимизационной модели выбора альтернативного проекта инновационной направленности по группам разнонаправленных критериев.
3.Предложен и обоснован порядок и организация селекции эффективных инновационноинвестиционных проектов на региональном уровне.
4.Разработаны рекомендации по формированию комплексной системы мер стимулирования инновационной активности промышленных предприятий в регионе.
5.Предложен механизм регионального инновационного инвестирования путем введения в механизм венчурного фонда.
Положения, выносимые на защиту:
1) целостная система критериев отбора эффективных инновационных проектов, ориентированных на высокий технологический уровень развития производства;
2) оптимизационная модель селекции инновационноинвестиционных проектов с целевой установкой на уровень прибыли;
3) схема региональной системы управления структурноинвестиционными процессами;
4) рекомендации по формированию комплексной системы мер активизации инновационной сферы на региональном уровне;
5) модель финансирования инновационного проекта на региональном уровне через механизм венчурного капитала.
Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что основные положения и выводы могут быть использованы:
— в процессе разработки базовых положений региональной инновационной политики;
— в деятельности экспертных фирм в процессе оценки технической и экономической состоятельности проектов;
— в работе промышленных предприятий, реализующих программы инновационного развития;
— в учебном процессе для преподавания курсов «Государственное регулирование экономики», «Менеджмент» и спецкурса по инвестициям студентам и слушателям экономических специальностей.
Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты диссертации опубликованы и докладывались на научнопрактических конференциях: «Формирование рыночных отношений: опыт и проблемы» (Орел, 1996) — «Реформирование региональной экономики: опыт, проблемы, перспективы» (Орел, 1997) — «Качественные преобразования социальноориентированной рыночной экономики» (Орел, 1998) — «Социальноэкономические и политические проблемы: региональный аспект в условиях корректировки курса реформ» (Орел, 1999) — «Экономика, общество, личность на рубеже XXI века» (Орел, 2000). Результаты исследования приняты к использованию в работе промышленных предприятий Орловской области, в учебном процессе Орловского коммерческого института. Ряд положений диссертации использован при разработке проекта Закона Орловской области «О научнотехнической и инновационной деятельности» .
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, содержащих восемь параграфов, заключения, библиографии, включающей 194 литературных источника, содержит 170 страниц текста, 7 рисунков, 15 таблиц, 3 приложения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Анализ ситуации в российской экономике за последние годы показывает, что специфику задач, стоящих перед всеми субъектами формирующегося рынка, определяет главная макроэкономическая проблемаглубокая разбалансированность народного хозяйства, имеющая множество форм проявления как в отраслевом, так и территориальном разрезе. Учитывая, что рыночный механизм межотраслевого перелива капитала отсутствует, для перехода к устойчивому экономическому росту в нынешних условиях требуется активное государственное вмешательство, проявляющееся в выявлении приоритетных и депрессирующих отраслей и стимулировании инвестиционной политики.
Изучение известных мировых моделей экономического развития позволило сделать вывод о том, что ни одна из них в силу происходящих в России глобальных изменений системного плана, в полной мере не может быть реализована на практике. Данный тезис подтверждает и тот факт, что для России весьма важным является региональный аспект экономической политики.
В этой связи один из выводов настоящего исследования состоит в том, что реформирование народного хозяйства должно происходить с учетом особенностей развития экономики конкретного региона с учетом структурных перекосов в промышленности и, прежде всего, при значительной роли государства, в том числе, вследствие длительного периода его проведения.
2. Изучение существующего опыта определения приоритетности отрасли в нашей стране позволило придти к заключению о несовершенстве проработок в этой области. На основе обобщения имеющихся отечественных и зарубежных научных разработок, а также некоторых практических результатов нами были определены следующие признаки депрессивного состояния отрасли:
1) резкое падение спроса на ее продукцию на внутреннем и внешнем рынках;
2) избыток производственных мощностей;
3) рост издержек;
4) значительный удельный вес предприятий, находящихся в тяжелом финансовом положении, потребность их перепрофилирования.
3. В работе показано, что несомненный приоритет структурной политики, как на федеральном, так и на региональном уровнях, принадлежит ее инновационной составляющей. Как показывает практика, инновационный процесс состоит в получении новшества и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая, таким образом, весь комплекс отношений: производства, обмена, потребления. Изучение реального опыта некоторых субъектов федерации позволяет говорить о том, что во многих из них инновационно — инвестиционная политика гораздо более эффективна, нежели на федеральном уровне в целом.
Это касается, прежде всего, обоснования выбора приоритетов в соответствии со стратегией структурных преобразований промышленности, стимулирования активности основных субъектов инвестиционной деятельности, поиска дополнительных финансовых источников, создания механизма их производственного использования и развертывания инфраструктуры.
4. Анализ современных концепций инновации позволил нам определить сущность и основные характеристики инновационного процесса, определяющие его эффективность.
Инновационный процесс, как элемент научно — технического прогресса, представляет собой процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление и выступает в качестве важнейшего фактора структурного преобразования народно — хозяйственного комплекса и экономического развития в целом.
Среди основных характеристик инновационного процесса должны быть следующие:
1) информационная прозрачность, включающая возможность обозримости научно-технического потенциала и инноваций, определения приоритетов финансирования;
2) финансовая федеральная и региональная поддержка успешных проектов;
3) роль органов управления в интеграции усилий участников инновационной деятельности;
4) правовое обеспечение интеграции идей, капиталов и организаторов инновационного процесса;
5) вовлечение в данный процесс максимально большего числа специалистов.
5. В диссертационном исследовании обоснована роль государственного регулирования для обеспечения работы факторов мобилизации инвестиционных ресурсов на инновации. В результате был сделан.
Хвывод об осуществлении региональной инновационной политики, как элемента государственного регулирования, направленной на реализацию приоритетов, исходя из возможностей региона.
Проведенный анализ подтверждает комплексный характер реализации региональной инновационной политики, сочетающей контроль за инновациями со стороны органов управления и власти с разработкой механизма координации и системы законодательных мер, направленных на стимулирование более широкого использования ресурсного потенциала частного предпринимательского бизнеса.
6. В ходе изучения альтернативных подходов по отбору эффективных инновационноинвестиционных проектов рассматривается универсальная оптимизационная модель многокритериального анализа. В процессе исследования предложен авторский вариант использования данной модели. При этом целевая установка на максимизацию прибыльности проекта учитывает критерии инновационного развития производства, направленные на техническое переоснащение оборудования.
7. Изучение механизма отбора эффективных инвестиционных проектов инновационной направленности позволило нам предложить схему региональной системы управления структурноинвестиционными процессами и формированием целевых программ.
8. В работе показано, что несомненный приоритет региональной структурной политики принадлежит ее инновационно — инвестиционной составляющей.
В диссертационном исследовании систематизированы финансовые источники структурного реформирования и произведена оценка инновационного потенциала отдельного региона. В результате сделан вывод о том, что меры поддержки региональной промышленности направлены преимущественно на сглаживание последствий тенденции де индустриализации. Однако, на наш взгляд, ключевой задачей является развертывание крупномасштабной технологической модернизации индустрии.
Таким образом, мы пришли к заключению, что одной из базовых целевых установок региональной структурно — инвестиционной политики должно стать формирование и совершенствование рынка инноваций.
9. Обоснование ведущей роли инновационного предпринимательства предопределило необходимость выявления и систематизации факторов, которые препятствуют, либо наоборот, способствуют активатизации внедрения инноваций на региональном уровне. В диссертации представлена группировка данных факторов на уровне отдельного региона и выработана на этой основе система первоочередных мероприятий по оживлению инновационной активности. Основные выводы, к которым мы пришли в ходе данного исследования заключаются в формировании региональной инновационной политики. Главная цель такой политики состоит в создании эффективного, устойчивого механизма развития науки и производства, способности привлечения и перераспределения денежных средств в приоритетные сферы промышленности региона. В соответствии с поставленной целью были определены первоочередные направления региональной политики, которые, по мнению автора, могут стать определяющими в деятельности местных органов власти и управления.
10. Важнейший вывод настоящего исследования состоит в необходимости формирования в регионах действенного механизма инвестирования инновационных проектов с участием венчурного фонда.
Изучение зарубежного опыта в данной сфере и имеющихся предложений отечественных специалистов позволило нам предложить модель финансирования инновационного проекта в отдельном регионе, которая могла бы стать составной частью проводимой в регионе инновационной политики.
В силу того, что формирование региональной инновационной политики на основе авторского варианта финансирования потребует государственной поддержки, нами определены основные меры налоговой политики: во — первых, освобождение инвесторов от уплаты налогов в размере 5 — 10% участия в модернизации производстваво — вторых, освобождение от налога совместных инновационно — венчурных фондов и правового обеспечения инновационного инвестирования.
11. В диссертационном исследовании поднимается вопрос об изучении инновационных возможностей промышленных предприятий и приоритетности целевых программ промышленной политики. Проблема выбора инновационных проектов взаимосвязывается нами с принципами селективного подхода в обеспечении «полюсов роста». В рамках целевой программы «Машиностроение для «мини-технологий» в работе предложен проект производства школьных завтраков, произведена его оценка с использованием 111 111 «Альт — Инвест» и предложен авторский вариант бизнес — плана, показывающего новизну идеи. В качестве источника финансирования инновационно — инвестиционного проекта нами предложен механизм венчурного капитала.
Список литературы
- Закон РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР"// Российская газета- 1991-№ 165
- Программа Правительства РФ «Реформы и развитие российской экономики в 1995—1997 годах»
- Программа Правительства РФ «Структурная перестройка и экономический рост в 1997—2000 годах». Утверждена постановлением Правительства РФ от 31 марта 1997 года № 360
- Постановление Правительства РФ от 22 июля 1994 года № 744 «О порядке размещения централизованных инвестиционных ресурсов на конкурсной основе»
- Постановление Правительства РФ от 7 сентября 1995 года № 905 «О создании Всероссийского банка развития регионов»
- Постановление Правительства РФ от 16 января 1996 года № 37 «Об основных направлениях структурной перестройки промышленности»
- Постановление Правительства РФ от 1 мая 1996 года № 534 «О дополнительном стимулировании частных инвестиций в РФ»
- Постановление Правительства РФ О Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998- 2000 годы// Российская газета- 1998- 9 августа- с. 6
- Указ Президента РФ от 11 июля 1994 года № 1233 «О защите интересов инвесторов»
- Указ Президента РФ от 17 сентября 1994 года № 1928 «О частных инвестициях в Российской Федерации»
- Закон Орловской области от 30 мая 1997 года «Об инвестиционной деятельности в Орловской области»
- Постановление администрации Орловской области от 3февраля 1997 года № 62 «О мерах по стабилизации работы промышленности орловской области в 1997 году»
- Постановление администрации Орловской области от 18 февраля 1997 года № 92 «О развитии стимулирующей функции системы налогообложения»
- Абросимова А. Ярославский опыт привлечения инвестиций// Экономика и жизнь- 1996- № 45- с. 28
- Авдеев А. Бизнес- план: как считать и с кем считаться// Экономика и жизнь-1996-№ 21-с. 12
- Айказян А. Малое промышленное предпринимательство: о реальных инвесторах и выборе (поиске) инвестиционных проектов// Российский экономический журнал- 1998- № 3- с. 53
- Андриасова И. Лизинг: быть или не быть?// Бизнес и банки- 1997- № 1−2- с.10
- Анисимов Ю., Рогожников В. К вопросу об оценке проектов// Экономика и жизнь- 1995- № 49- с. 43
- Артемова Л., Назарова А. Анализ учета капитала в системе национальных счетов// Экономист- 1999- № 2- с. 82
- Артюхин Р. Целевой характер федеральных бюджетных средств// Финансовая газета- 1996- № № 24,25- с. 7
- Ашинянц С., Прокудин С. Не исключено, что барометр покажет «ясно»// Экономика и жизнь- 1996- № 23- с. 41
- Балацкий Е. Эффективность инвестиций в открытой экономике// Мировая экономика и международные отношения- 1996- № 10
- Батяева А. Масштабы неинвестирования в российской промышленности// Вопросы экономики-199- № 10
- Белова С., Волкова Н., Поздняков Е. Амортизационная политика в переходной экономике// Экономист- 1998- № 12- с.21
- Беренс В., Хавранек П. Руководство по оценке эффективности инвестиций// ЭКО- 1996- № 4- с. 144
- Беренс В., Хавранек П. М. Руководство по оценке эффективности инвестиций/ Пер. с англ.- перераб. и допол, — М.: АОЗТ «Интерэксперт», «Инфра-М», 1995.- 528 с.
- Бжилянская Л. Инновационная деятельность: тенденции развития и меры государственного регулирования// Экономист- 1996- № 3-с. 23
- Безруков В., Матросова Е. Структурные преобразования промышленности// Экономист- 1997- № 2- с. 88
- Бунин П. Реформы: выбор после выборов// Экономика и жизнь- 1996- № 29-с. 1
- Варшавский А. Социально- экономические проблемы российской науки: долгосрочные аспекты развития// Вопросы экономики- 1998- № 12- с. 67
- Вигдорчик Е. и др. Выбор пути развития на ближайшие два года// ЭКО-1996-№ 1
- Викторов А., Румянцев А. Стратегия инновационного развития региона// Экономист- 1998- № 6-с. 59
- Водянов А. Инвестиционный кризис: последствия и пути преодоления// Экономист 1998- № 5- с. 21
- Вольский А. Инновационный фактор обеспечения устойчивого экономического развитая// Вопросы экономики- 1999- № 5
- Воробьева- Сарматова Т., Иванов Ю., Спицина Т. Зарубежные банковские показатели// Банковское дело- 1996- № 1-е. 20
- Воронов К. Проблемы оценки инвестиционных проектов, осуществляемых на действующем предприятии// ЭКО- 1996- № 1- с. 91
- Гарнер Д., Оуен Р. Привлечение капитала/ Пер. с англ.- М.: «Джон Уайли эндСайз», 1995- 464 с.
- Гитман Л., Джоик М. Основы инвестирования/ Пер. с англ.- М.: Дело, 19 971 008 с.
- Глазьев С. Теория долгосрочного технико- экономического развития.-М.: ВлаДар, 1993
- Горохолинский А., Шалугин А. Региональный аспект инвестиционных процессов// Общество и экономика- 1996- № 6- с. 131
- Графова Г., Аврашков Л. О норме дисконта при отборе инвестиционных проектов для финансирования// Финансы- 1998- № 3- с. 28
- Григорьев О., Нещадин А. Альтернативные подходы к экономической реформе в регионах// Общество и экономика- 1996- № 6- с. 112
- Гусева К. Инвестиционный климат Московской области// Экономист- 1997-№ 11-с. 41
- Дементьев В. Активизация структурно- инвестиционной политики и ФПГ// Экономист- 1996- № 9- с. 44
- Денисов В. Состояние и перспективы проектного финансирования в России// Финансовый бизнес- 1997- № 7 (45) — с. 2
- Доничев О., Самусева Р. Результативность инвестиционного процесса региона// Экономист- 1996- № 6- с. 49
- Дубенецкий Я. Проблемы развития инвестиционной деятельности российских банков// Деньги и кредит- 1996- № 8
- Евдокимов Ю. Высокая оценка профессионалов// Экономика и жизнь- 1996-№ 12
- Евдокимов Ю. Необходимое условие экономического роста// Экономика и жизнь- 1996- № 13- с. 1
- Евтушенко Д. Когда оценят по достоинству// Экономика и жизнь- 1996- № 12-с. 6
- Епифанов М. Управление рисками// Финансовый бизнес- 1997- № 9 (47) — с. 27
- Ерофеев А. Спад инвестиций сохранится// Экономика и жизнь- 1996- № 23-с. 7
- Ершова Г. Поддержка малого инновационного предпринимательства// Экономист- 1996- № 5- с. 49
- Жильцов С. Орловская область закладывает предпосылки промышленного роста// Финансовые известия- 1997- 6 ноября- с. 5
- Западные и портфельные инвестиции в России// ЭКО-1996- № 10- с. 11 756.3елтынь А. Инвестиционная активность и структурная политика// ЭКО-1999- № 6- с. 9057.3елтынь А. Инвестиционная активность в России// ЭКО- 1998- № 10- с. 30
- Иванова Н. Наука и инновации// Экономист- 1998- № 7- с. 72
- Иванченко В. Инвестиции экономического роста (новая концепция)// Экономист- 1996- № 11- с. 53
- Игонина Л. Проблемы финансирования инвестиционной деятельности// Финансы- 1998-№ 9- с. 11
- Идрисов А. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций-М.: «Филинъ», 1997.-272 с.
- Инвестиции- главное условие оживления российской экономики// Деньги и кредит- 1996- № 7- с. 3
- Инвестиции работают на город// Экономика и жизнь- 1996- № 13- с. 2
- Инвестиционный портфель предприятия: временно свободные активы- источник инвестиций и дополнительной прибыли// Экономика и жизнь- 1998-№ 28- с. 28
- Инвестиционная политика предприятия// Гостиный ряд- 1996- №№ 38- 40- с. 13
- Инвестиционная активность предприятий// Экономист- 1996- № 5- с. 51
- Инвестиции: Орловщина гарантирует выгоду и надежность. Выступление Строева Е. С. на открытии ярмарки инвестиций «Орел-97"// Просторы России- 1997- № 25
- Иностранные инвестиции и совместные предприятия// ЭКО- 1997- № 3- с. 144
- Ирзин О. Точка опоры экономики- производство// Экономика и жизнь- 1996-№ 50- с. 1
- Ирниязов Б. Основные показатели финансовой оценки инвестиций в рыночной экономике// Финансы- 1994- № 11- с. 22
- Капитальное строительство в Курской и Калужской областях: планы и отчеты// Гостиный ряд- 1996- № 18- с. 8
- Катасонов В. Проектное финансирование// Банковское дело- 1996- №№ 7,8
- Кейнс Дж. М. Избранные произведения/Пер. с англ.-М.: Экономика, 1993.543 с.
- Климов А. Нормативы и реальность// Экономика и жизнь- 1996- № 10- с. 12
- Коваль Л. Один закон проблемы не решит// Экономика и жизнь- 1996- № 26-с. 5
- Кожевников Р. и др. Государственная инновационная политика и ее финансовое обеспечение// Вопросы экономики- 1999- № 10
- Козлов Д. Лизинг: новые горизонты предпринимательства// Экономика и жизнь- 1996- № 29- с. 8
- Кольцов А., Поляков Ю. Структура производства: состояние и перспективы// Экономист- 1996- № 2- с. 3
- Комаров В. инвестиционное сотрудничество стран СНГ// Экономист- 1996-№ 5- с. 82
- Комаров В. Развитие инвестиционной деятельности в экономическом пространстве СНГ// Финансы- 1996- № 7- с. 3
- Комаров В. Инвестиции в странах СНГ// ЭКО- 1997- № 9- с. 78
- Кондратенко Е. Инвестиционные ресурсы: проблемы аккумуляции// Экономист- 1997- № 7- с. 82
- Корнеев В., Кузнецов Г. Инвестиционная политика в АПК// Экономист-1997-№ 1-е. 8
- Короткое П., Борисов С. Инвестиционный процесс и коммерческие банки// Деньги и кредит- 1996- № 7-е. 10
- Коростелев Ю. Финансирование инвестиционной программы города в условиях формирования рыночных отношений: опыт Москвы// Финансы- 1999-№ 5
- Костырко В., Богун Г. Государство в беде не оставит// Экономика и жизнь-1996-№ 45-с. 38
- Кравченко Н., Балдина Н. Инвестиции и экономический рост// ЭКО- 1998-№ 4
- Краткая характеристика региональных инвестиционных программ// Гостиный ряд- 1996- № 4
- Кресс В. Экономическое положение и направления инвестиционной деятельности в регионе// Экономист- 1997- № 2
- Кривошеин Н., Фурсик Ю. Практика привлечения инвестиций// Гостиный ряд- 1997-№ 2-с. 13
- Ксенофонтова Н., Устинов Г., Шуткин А. Эффективность использования государственных средств в малом предпринимательстве// Финансы- 1996- № 6
- Курнышева И., Улехаев Л. Накопления и структурные сдвиги// Экономист-1996-№ 3-е. 17
- Кушлин В. Мировые технологические тенденции и экономическое переустройство России// Экономист- 1998- № 7 с. 3
- Лебедев В. Система комплексного стимулирования инвестиций// Финансы-1996- № 5- с. 9
- Лебедев В. Развитие инвестиционной сферы в российской экономике// Финансы- 1998-№ 7-с. 15
- Лебедев В. Привлечение иностранных инвестиций: оценка ситуации// Российский экономический журнал- 1998- № 3- с. 29
- Левина Л. Взаимопонимание- путь к инвестициям// Экономика и жизнь-1996-№ 11-с. 34
- Лексин В. Н., Андреева Е. Н. Региональная политика в контексте новой российской ситуации и новой методологии ее изучения— М.: «Прогресс», 1993
- Ленская С., Беляева И., Эскиндаров М. Рекапитализация промышленности: рецепт исцеления или благое пожелание// Бизнес и банки- 1997- № 1−2- с. 8
- Липсиц И. В., Коссов В. В. Инвестиционный проект: методы подготовки и анализа: Учебно- справ. Пособие- М.: «Бек», 1996.-304 с.
- Липсиц И. и др. Российские предприятия: в поисках «эликсира выживания"// ЭКО- 1996-№ 6- с.
- Лобкова Л. Ускоренная амортизация основных средств// Финансовая газета- 1996-№ 31-с. 12
- Логинов В., Курнышева И. Долговременные тенденции развития промышленности// Экономист- 1999- № 4- с. 5
- Лузгин К. По цепочке инвестиционных программ- к крупному проекту// Экономика и жизнь- 1996- № 22- с. 11
- Лялин В. Структурные изменения в экономике развивающихся стран-Л: ЛГУ, 1987
- Малому бизнесу- крупные гарантии// Гостиный ряд- 1996- № 11
- Маркова Н. Перспективы привлечения финансовых ресурсов к инвестированию производства// Экономист- 1998- № 10- с. 43
- Мартынов А. С. и др. Россия: стратегии инвестирования в кризисный период (инвестиционный климат России) — М.: ПАЙМС, 1994, 240 с.
- Мартынов А. Инвестирование структурных преобразований экономики// Экономист- 1998- № 12- с. 40
- Марченко Г., Мачульская О. Исследование инвестиционного климата регионов России: проблемы и результаты// Вопросы экономики- 1999- № 9
- Маршалл А. Принципы экономической науки/ Пер. с англ. Т. 1-М.: Прогресс, 1993
- Масленченков Ю. Вопросы денежного обращения и власти- неразрывны// Бизнес и банки- 1997- № 1−2- с. 38
- Местная специфика выходит на первый план// Экономика и жизнь- 1996-№ 11- с. 12
- Микерин Г. От международных правил- к национальным стандартам// Экономика и жизнь- 1997- № 1- с. 38
- Митрофанова Н., Панова М. Инвестиционные риски на эмиссионных виражах// Экономика и жизнь- 1996- № 2- с. 39
- Митрофанова Н. Как лучше финансировать малый бизнес// Экономика и жизнь- 1996- № 22- с. 11
- Михеев И. О новом курсе государственной поддержки малого предпринимательства// Финансовый бизнес- 1997- № 10 (48) — с. 5
- Мишин А. Инвестиционная поддержка малого бизнеса// Российский экономический журнал- 1998- № 5- с. 61
- Морозов В. методы оценки качества инвестиционных проектов// Экономист- 1998-№ 7- с. 81
- Московская модель промышленной политики// Экономист- 1998- № 11- с. 19
- Нехамкин А. Наукоемкое производство: механизм развития// Экономист-1996-№ 9-с. 52
- Никонова И. Анализ инвестиционных проектов в условиях высокой инфляции// Финансы- 1994- № 12- с. 14
- Орешкин В. Прямой пуп» к прямым инвестициям// Экономика и жизнь-1996- № 4- с. 42
- Орешкин В. Внешнеэкономические аспекты структурной перестройки экономики России// Экономика и жизнь- 1996- № 30- с. 1
- Орловская область 1970- 1999 гг.: статистический ежегодник/ Орловский областной комитет государственной статистики.- Орел, 2000- 402 с.
- Павлов В., Тагаева Т., Казанцев С. Оценка последствий увеличения капитальных вложений// ЭКО- 1996- № 4- с. 22
- Пансков В. Истоки роста// Экономика и жизнь- 1997- № 2- с. 13
- Перидриев О. Инвестиционный бум не за горами// Гостиный ряд- 1996-№ 26- с. 5
- Петров П. Кто защитит инвестора?// Финансы- 1996- № 4- с. 19
- Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика— М.: Экономика, «Дело», 1992
- Платов В. Рынок инвестиций: мифы и стереотипы российского менеджмента// ЭКО- 1996- № 9- с. 16
- Плюшевский Б. Потенциал инвестирования// Экономист- 1996- № 3- с. 3
- Плюшевский Б. Структура производства// Экономист- 1997- № 12- с. 28
- Победителей инвестконкурсов не судят// Экономика и жизнь- 1996- № 47- с. 7
- Пономаренко Е. Инвестиционные возможности бюджетных и внебюджетных фондов// Российский экономический журнал- 1998- № 1- с. 27
- Предприятия с иностранными инвестициями (Из доклада Института экономических проблем переходного периода)// Общество и экономика- 1996-№ 5-с. 103
- Прилепский М. Инвестиции: в ожидании попутного ветра// ЭКО- 1998- № 4
- Проектный анализ. Первые шаги// Экономика и жизнь- 1996- №№ 2, 4
- Проектный анализ: Уснех или провал// Экономика и жизнь- 1996- № 6- с. 12
- Проектный анализ: проверка на жизнеспособность// Экономика и жизнь-1996- № 9- с. 12
- Проектный анализ: как сохранить «природный капитал»?// Экономика и жизнь- 1996-№ 15-с. 12
- Проектный анализ: в поиске новых возможностей// Экономика и жизнь-1996-№ 20- с. 12
- Промышленно- финансовая палата: планы и пути их реализащт// Гостиный ряд- 1996- № 30- с. 10
- Протас В. Ф. Микроэкономика: структурно- логические схемы: Учебное пособие для вузов.- М.: БиБ, 1996
- Прямые инвестиции банков: потребности и возможности// Экономика и жизнь- 1996- № 6- с. 5
- Расков Н. Институциональные изменения и инвестиционный кризис// Мировая экономика и международные отношения- 1996- № 6
- Росс Дж. Основы Российского финансового кризиса// Проблемы прогнозирования- 1997- № 6
- Российский статистический ежегодник: Стат. сб./ Госкомстат России.-М., 1999, — 621 с.
- Санамов Ю., Хоменко В. Организация региональной инвестиционной деятельности// Экономист- 1996- № 12- с. 61
- Светлов H. Интеллектуальное оружие страны// Независимая газета- 19 977 августа
- Селиверстова Н. Промышленные мощности: современный уровень и прогноз на перспективу// ЭКО- 1996- № 4- с. 2
- Сироткин О. Технологический облик России на рубеже XXI века// Экономист- 1998- № 4- с. 3
- Слепов В., Потапская М. Инвестиции как фактор экономического роста// Финансы- 1999-№ 1-е. 19
- Смирнов С. Будущее экономической реформы- в руках предпринимательства// Экономика и жизнь- 1996- № 23- с. 1
- Смирнов С. Экономика России в призме независимой экспертизы// Экономика и жизнь- 1997- № 2- с. 1
- Создавать базу для инвестиций// Экономика и жизнь- 1996- № 14- с. 13
- Стрельцова Н. Экономический кризис, инвестиции и банки// ЭКО- 1996-№ 2- с. 2
- Строев Е. Инвестиционная политика государства: российская действительность и зарубежный опыт// ЭКО- 1998- № 1- с. 20
- Суетин Д. Рынок против социальной уравниловки// Экономика и жизнь-1996-№ 26-с. 1
- Тарачев В. Инвестиционный климат не должен зависеть от политической погоды// Экономика и жизнь- 1996- № 13-е. 1
- Тироль Ж. Рынки и рыночная власть: Теория организации промышленности/ Пер. с англ.- СПБ.: Экономическая школа, 1996, — 745 с.
- Улыбышева Е. ЕС и Россия: опыт стимулирования иностранных инвестиций// Мировая экономика и международные отношения- 1996- № 10
- Универсальность инвестициям не помеха// Экономика и жизнь- 1997- № 2- с. 5
- Уроки независимой экспертизы// Экономика и жизнь- 1996- № 12- с. 12
- Фальцман В., Синицын В. Стратегия промышленного роста// Экономист-1998-№ 8- с. 28
- Федоров В., Цыгичко А., Бойко С. Необходим благоприятный инновационный климат// Экономист- 1996- № 7- с. 23
- Финансовые приоритеты государственной политики// Экономика и жизнь- 1997- № 2- с. 38
- Фридлянов В., Марушкина М. Интеграция инновационной сферы// Экономист- 1997- № 2- с. 18
- Хайман Д. Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. В 2-х т.- М.: Финансы и статистика, 1992
- Халдин М., Андрианов В. Бегство капитала из России// Общество и экономика- 1996- № 6- с. 3
- Харрод Р. К теории экономической динамики.- М.: Э., 1959
- Хикс Дж. Стоимость и капитал/ Пер. с англ. Ред. Р. М. Энтона, — М.: Прогресс, 1993
- Ходак И. Инвестиционная политика коммерческого банка// Банковские услуги- 1996- № 9- 10- с. 15
- Хоромчелов Г. Инновации и конкурентоспособность техники// Экономист- 1998- № 2- с. 17
- Хорошухин С., Щеголь А. Инвестиционная политика в регионе// Экономист-1998-№ 1-с. 43
- Цвиркун А., Акинфиев В. Новое средство анализа инвестиционных проектов// Банковское дело- 1996- № 2- с. 34
- Цетлин И. Как сформировать инвестиционный портфель// Экономика и жизнь- 1996- № 50- с. 7
- Четыркин Е. Методы финансовых и коммерческих расчетов.- М.: «Дело», «Business Речь», 1992
- Шайбакова Л. Региональное регулирование инновационных процессов// Экономист- 1996- № 9- с. 59
- Шалугин А. Налоговые стимулы и инвестиции// Экономика и жизнь-1996-№ 27- с. 3
- Шалугин А., Якобсон К. Международные инвестиционные займы// Экономика и жизнь- 1996- № 49- с. 40
- Шахов В. Проблемы страхования рисков, связанных с участием международного и отечественного капитала в инвестициях// Финансы- 1994- № 12-с. 42
- Щербак В. Институциональный анализ инвестиционного планирования и проектирования// ЭКО- 1999- № 4- с. 67
- Яковец Ю. Тенденции структурных сдвигов в экономике// Экономист-1996-№ 12- с. 10
- Яковец Ю. Предпосылки преодоления инновационного кризиса// Экономист- 1998- № 1- с. 33
- Яковлева И. «Возвращение «блудного капитала»// Экономика и жизнь1996-№ 8-с. 42
- Яковлева И. Иностранные инвестиции в России// Экономика и жизнь1997-№ 2-с. 42
- Якутии Ю. Пустота обещаний и энергия надежд// Экономика и жизнь-1997-№ 1-е. 1
- Якутии Ю. Проектирование и инвестирование наукоемких корпораций// Российский экономический журнал- 1998- № 3- с. 22
- Якушкина Е. Как подготовить совместный инвестиционный проект?// Российский экономический журнал- 1998- № 11−12- с. 103
- Яндиев М. Банковские инвестиции: краткий анализ структуры инвесторов// Банковские услуги- 199- № 7- с. 20
- Bruno А. V., Myebjee Т. Т. The entreprtneurs search for capital.- Proceedings, 1984. Conference on Entrepreneurship, April 1984, p. 18−31
- Cook P. Et. Al. Revitalising Order Indastrial Regions: North- Rhine Westphalia and Wales Contrasted, London, Anglo- German foundations, 1994
- Jubak J. In the land of the grants.- Venture, 8, 1986, # 9, p. 46- 49
- Модель финансирования инновационного проекта на региональном уровне (в Орловской области)
- Залог ликвидного имущества