Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Управление системой мотивации персонала: на примере российского металлургического производства

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В последнее время увеличивается внимание к вопросам развития трудовой мотивации, как научном, так и в практическом аспектах. При этом, все больше выявляется значимость факторов мотивации, генерируемых внутренними источниками предприятия, появляется необходимость более широкого использования гуманистических методов организации и стимулирования труда. Между тем, движение по этому пути наталкивается… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА
    • 1. 1. Сущность и содержание системы трудовой мотивации в рыночной экономике
    • 1. 2. Концептуальные подходы к управлению системой трудовой мотивации в рыночной экономике
    • 1. 3. Факторы, влияющие на управление системой мотивации персонала
  • Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ ОКРУЖЕНИЯ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ МОТИВАЦИИ НА РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
    • 2. 1. Методологический подход к анализу результативности управления системой мотивации персонала предприятия
    • 2. 2. Развитие ЧерМК ОАО «Северсталь» и основные показатели его текущей деятельности
    • 2. 3. Анализ факторов окружения, определяющих управление системой мотивации персонала ЧерМК ОАО «Северсталь»
  • Глава 3. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА В ЧЕРМК ОАО «СЕВЕРСТАЛЬ»
    • 3. 1. Модель управления системой мотивации персонала ЧерМК ОАО «Северсталь»
    • 3. 2. Интегральная оценка результативности управления системой мотивации персонала
    • 3. 3. Частные показатели результативности управления системой мотивации персонала
    • 3. 4. Направления реализации мероприятий, способствующих повышению эффективности управления системой мотивации персонала

Управление системой мотивации персонала: на примере российского металлургического производства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Особенность современной целевой функции деятельности предприятия заключается в достижении основной стратегической цели: конкурентоспособность в глобальном масштабе в сферах, затронутых деятельностью предприятия. j.

При этом, деятельность многих крупных предприятий целиком нацелена на поддержание коммуникационных связей с внешней средой предприятия, создание имиджа предприятия для внешнего пользователя, между тем как внутренняя среда предприятия испытывает на себе слабое организационное воздействие, в результате чего сложно говорить об эффективной деятельности предприятия.

В условиях современного развития теории и практики управления существенное внимание уделяется вопросам мотивации трудовой активности персонала организации. Система мотивации персонала является одной из наиболее важных подсистем предприятия, позволяющей при небольших организационных воздействиях достигать значительных результатов. В этой связи управленческие воздействия на систему мотивации предприятия приобретают статус одного из приоритетных направлений в деятельности предприятия.

Актуальность темы

исследования. Решение проблемы эффективного использования трудовых ресурсов всегда было важнейшим условием экономического и социального развития общественных систем. Ключевым значением при этом обладает мотивация к высокопроизводительному труду, повышение трудовой активности, рост качества и результативности труда. В современной России формирование системы мотивов, побуждающих работников к эффективной трудовой деятельности, является настоятельной необходимостью. Именно на этой основе возможно в сжатые сроки обеспечить трех-четырехкратный рост производительности труда, необходимый для обеспечения устойчивой конкурентоспособности страны в глобализирующемся мире, достойного уровня жизни россиян.

В последнее время увеличивается внимание к вопросам развития трудовой мотивации, как научном, так и в практическом аспектах. При этом, все больше выявляется значимость факторов мотивации, генерируемых внутренними источниками предприятия, появляется необходимость более широкого использования гуманистических методов организации и стимулирования труда. Между тем, движение по этому пути наталкивается на непроработанность многих вопросов управления системой трудовой мотивации, отсутствие понимания менеджментом предприятий своей роли в развитии элементов системы мотивации. Низкий уровень производительности труда, низкое качество производимых товаров и оказываемых услуг — данные утверждения, к сожалению, характеризует современное состояние различных производственных комплексов в России. Положение дел в данной сфере меняется медленно, однако решение этих вопросов можно назвать одной из ключевых национальных задач. Это и предопределяет актуальность предпринятого исследования.

Степень разработанности проблемы. Основные положения о месте и роли мотивации труда в рыночной экономике разрабатывались такими западными учеными, как А. Маслоу, Ф. Герцберг, Д. Маклелланд, К. Альдерфер, В. Врум, Л. Портер, Э. Лоулер, Р. Райкерт и др. Отечественными авторами, внесшими значительный вклад в разработку данной проблемы в условиях рыночных трансформаций в России являются Л. И. Абалкин, В. Н. Бобков, В. Н. Волгин, Б. М. Генкин, Н. Е. Дряхлова, В. А. Зинин, В. А. Ильин,.

B.C. Кабаков, А. И. Кибанов, Ю. В. Кузнецов, Д. С. Львов, Е. В. Маслова, Ю. Г. Одегов, Б. В. Ракитский, Н. М. Римашевская, С. В. Соколова, В. А. Шахова,.

C.В. Шекшня и другие.

Вместе с тем, многие аспекты мотивации субъектов экономических отношений в современной российской действительности сохраняют дискуссионный характер. Наблюдается фрагментарность и недостаточная комплексность в изучении мотивации к труду. Особенно недостаточно исследуются проблемы управления системой мотивации персонала, механизмы регулирования социально-трудовых отношений в современных российских производственных комплексах. А потребность в таких исследованиях возрастает, поскольку приспособиться к быстро меняющимся условиям рыночной среды могут только те компании, которые четко понимают сущность управления всеми системами предприятия, в том числе и системой мотивации персонала. В нашей работе сделана попытка заполнить в определенной степени эти пробелы.

Цель и задачи исследования

Целью исследования является разработка методологического подхода к оценке управления системой мотивации персонала крупного предприятия металлургического производства на базе использования системного и ситуационного подходов при помощи анализа и учета факторов микрои макроокружения системы.

В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи:

1. определить систему мотивации и состав ее компонентов;

2. проанализировать содержание управления системой мотивации персонала;

3. определить факторы, влияющие на результативность управления системой мотивации;

4. предложить методологический подход к оценке результативности управления системой мотивации персонала предприятия и провести его апробацию на реальном объекте;

5. определить основные направления совершенствования управления системой мотивации персонала объекта исследования.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования служит система мотивации персонала, сложившаяся на крупнейшем в стране металлургическом производственном комплексе ЧерМК ОАО «Северсталь».

Предметом исследования является результативность управления функционированием системы мотивации персонала с учетом особенностей российского металлургического производства, а также внутренних и внешних факторов, определяющих данную результативность.

Теоретико-методологическая основа исследования. Теоретико-методологическую базу работы составляют положения классической и современной экономической теории о центральном значении труда и трудовых отношений в развитии общества, фундаментальные исследования в области теории и практики мотивационного менеджмента.

В работе использована методология системного и ситуационного анализа. Основой для получения качественных и количественных показателей служит экспертный и опросный методы, коэффициентный метод, способы экономико-статистического и сравнительного анализа, а также практический опыт диссертанта.

Научная новизна исследования. Научная новизна исследования заключается в том, что в нем расширена теоретико-методологическая база содержания системы мотивации персонала предприятия и управления ею в условиях современной российской экономики:

• представлена модель системы мотивации персонала, учитывающая дихотомичность данного феномена: его личностную и функциональную ориентированность;

• конкретизировано содержание понятия «управление системой мотивации»;

• проведена классификация типов управления системой мотивации персонала, позволяющая провести выбор наиболее эффективных направлений реализации управления системой;

• предложен методологический подход к оценке результативности управления системой мотивации персонала предприятия;

• разработаны направления реализации мероприятий, способных повысить содержательность и результативность управления трудовой мотивацией персонала предприятий металлургических производств.

Практическая значимость исследования. Практическая значимость исследования заключается в возможности широкого использования результатов исследования в практике управления системой мотивации, а также возможностью использования элементов исследования в процессе управления персоналом с целью обоснования и определения критериев выбора при принятии управленческих решений.

Информационная база исследования. Информационной базой для проведения исследования послужили открытые данные, публикуемые в сборниках Госкомстата России, а также информация, публикуемая на интернет-сайтах федеральных ведомств, материалы о социальной, производственной и финансовой деятельности ЧерМК ОАО «Северсталь» собранные диссертантом в процессе работы на предприятии, и информация, полученная из научных изданий и других источников.

Апробация работы. Основные результаты диссертационного исследования были представлены на региональной научно-практической конференции «Ресурсный подход к подготовке управленческих кадров в регионе» в Череповецком государственном университете (г.Череповец, 2004), на межвузовской региональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы управления экономикой и социальной сферой города и региона» в Филиале Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета в г, Череповце (г. Череповец, 2007), на I ежегодной сессии аспирантов и молодых ученых (г. Вологда, 2007), на международной научно-практической конференции «Качество наукикачество жизни» (г. Тамбов, 2008), на шестой Всероссийской научно-технической конференции «Вузовская наука — региону» (г. Вологда, 2008), межвузовской конференции молодых ученых (г. Череповец, 2008).

По теме диссертационной работы опубликовано 8 научных работ общим объемом 2,5 п.л., из них 2 работы в изданиях, рекомендованных ВАК.

1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Подводя итоги проведенного исследования, необходимо кратко воспроизвести его логику и основные полученные научные результаты.

Основной проблемой нашей работы является характеристика управления системой мотивации персонала предприятия и оценка результативности управления в современных российских условиях на основе использования системного и ситуационного походов с учетом факторов микрои макроокружения системы. Для того, чтобы решить данную проблемы, были предприняты следующие исследовательские шаги.

Во-первых, проведен анализ современных подходов к определению феномена трудовой мотивации.

Во-вторых, определен состав системы мотивации персонала предприятия, выделенные структурные взаимосвязи ее элементов.

В-третьих, детерминировано управление системой мотивации персонала, представлена система управления мотивацией персонала.

В-четвертых, выделены основные факторы, влияющие на управление системой мотивации в современных российских условиях.

В-пятых, предложен методологический подход к оценке результативности управления системой мотивации персонала.

В-шестых, произведена апробация методологического подхода к оценке результативности на реальном объекте ЧерМК ОАО «Северсталь».

Проблема мотивации эффективного труда является актуальной для многих наук. Систематическое изучение данной проблемы стало производиться в начале XX века. В современных российских условиях, характеризующихся кризисом труда, значимость изучения феномена трудовой мотивации не вызывает сомнения. Безусловно, повышение эффективности производственной деятельности требует существенных инвестиционных вложений, применения инновационных технологийоднако, без их подкрепления соответствующей трудовой мотивацией, такие преобразования не смогут быть эффективными.

Трудовую мотивацию можно рассматривать с двух сторон. Во-первых, в содержательном смысле: мотивация — это сложный процесс формирования у субъекта внутренних побудительных сил под влиянием внешних стимулов и внутренних характеристик личности (потребностей, интересов, ценностных ориентаций). Во-вторых, в функциональном смысле: мотивация — процесс целенаправленного воздействия на формирование мотивов поведения людей. Мотивация является важнейшей функцией управления как на уровне общества в целом, так и на уровне отдельной организации. Воздействие внешних стимулов на формирование мотивов поведения — стимулирование — является одним из механизмов реализации мотивации.

Мотивация в рыночной экономике базируется на свободе труда, возможности выбора места работы, использовании рынка труда как механизма привлечения рабочей силы.

Теоретические подходы к мотивации устанавливают механизм ее осуществления в организации путем выделения различных теорий, которые обычно разделяют на две группы: содержательные теории мотивации и процессуальные теории мотивации.

Системное рассмотрение трудовой мотивации персонала предполагает описание этого явления как системы, при этом можно выделить следующие особенности:

• в отличие от технических систем, где элементы системы являются объективными и реальными, многие элементы системы мотивации носят субъективный характер и опосредованы через отношения элементов;

• рассмотрение социально-экономической системы (какой и является система мотивации) возможно с теоретической позиции разных наук: философии, экономики, социологии, менеджмента и т. д.;

• дихотомический характер трудовой мотивации диктует некую двойственность" в рассмотрении и системы мотивации персонала.

Система мотивации представляет собой целостную и взаимосвязанную совокупность элементов, способствующих достижению целей организации посредством воздействия на работников организации через корректировку мотивов их поведения и предложение стимулов, способствующих удовлетворению личных потребностей.

Учитывая дихотомический характер мотивации, систему мотивации персонала необходимо рассматривать с точки зрения двух аспектов: личностно-ориентированного и функционального (управленческого). Личностно-ориентированный аспект позволяет выявить и описать систему мотивации персонала с точки зрения отдельного индивида, выявить закономерности и процессы, характерные для формирования его трудового поведения. Функциональный аспект отражает возможные внешние воздействия для формирования у индивида того или иного трудового поведения.

Для описания системы мотивации необходимо выявить системообразующий фактор и установить основные элементы системы мотивации. Системообразующим фактором выступает формируемый системой мотивации тип отношения к труду. Отношение к труду «вбирает» в себя понятие трудовой мотивации в его содержательном смысле. Факторы формирования трудовой мотивации идентичны факторам формирования отношения к труду, и их действие проявляется как на институциональном уровне, так и на уровне конкретных организаций.

Управление системой мотивацией персонала предполагает наличие в рамках системы управления целостной управляющей подсистемы, характеризующейся рядом особенностей. Главной целью существования управляющей подсистемой является реккурентная реализация функции управления системой мотивациифактически — это достижение целей мотивации персонала предприятия.

Управляющие воздействия осуществляются посредством механизмов управления. На сегодняшний день известно достаточно много механизмов управления, большинство из которых можно классифицировать, как экономические, социальные, психологические, административные механизмы управления. По своей сути, механизмы управления системой мотивации являются общими для управления компанией в целом.

Сущность управления системой мотивации базируется на различных типах управления с учетом частных характеристик системы. Использование шести типов управления системой (управление составомуправление структуройинституциональное управлениеуправление предпочтениями и интересамиинформационное управлениепроцессное управление) позволят конкретизировать управленческие воздействия, указать возможную область использования различных механизмов управления для достижения целей системы мотивации.

Система мотивации персонала как одна из подсистем организации требует описания влияния на себя различных факторов. Рассматриваемые факторы, оказывающие влияние, необходимо разделять на факторы макрои микроокружения. К факторам макроокружения можно отнести: ПЭСТ-факторыментальность человекарынок трудаэкономическое развитие предприятия. К факторам микроокружения относят: организационная культураструктура управления предприятием (организационная структура) — технологическая цепочка предприятиясоциальная структура предприятия.

Для описания результативности управления системой мотивации персонала предприятия необходимо сочетание нескольких различных подходов. Анализ должен начинаться с описания ситуации, в которой в данный момент времени находится предприятие. Далее исследуется стратегическая результативность управления системой, которая заключается, во-первых, в соответствии выбранной позиции управления ситуационному окружению системы, во-вторых (это главный показатель), в использовании необходимых принципов управления системой. Оценку целевой результативности системы необходимо проводить совместно с оценкой взаимосвязанности элементов системы управления мотивацией персонала. Целевая результативность заключается в достижении целей существования конкретных элементов системы мотивации. Взаимосвязанность элементов как мера управляющего воздействия на систему позволяет оценить, насколько в системе присутствует синергия, т. е., свойство, позволяющее за счет согласованного функционирования элементов добиваться наилучших результатов. Процессная результативность позволяет сопоставить осуществление управленческих воздействий с эталоном согласно процедуре их выработки и реализации.

По предложенному методологическому подходу к оценке результативности управления системой мотивации персонала было проведено исследование с личным участием автора. Оценке также подверглись факторы микрои макроокружения как на институциональном уровне экономики России, так и на уровне отдельного звена — ЧерМК ОАО «Северсталь». Исследование включало в себя также обзор основных результатов и показателей деятельности предприятия за период 2000;2006 гг.

Анализ факторов макроокружения выявил основные тенденции, влияющие на управление системой мотивации. ПЭСТ-факторы свидетельствуют о том, что управление необходимо осуществлять с учетом превалирование мотивов безопасности среди работников предприятия. Анализ ментальности продемонстрировал своеобразную ментальность работников предприятия, связанную с историей возникновения ЧерМК ОАО «Северсталь». Изучение рынка труда свидетельствует о том, что управление системой мотивации должно уделять более пристальное внимание мотивации привлечения и удержания, поскольку существующий сегодня в регионе рынок труда характеризуется значительным недостатком трудовых ресурсов и низким их качеством. Рассмотрение экономического развития предприятия свидетельствует о наличии экономических ресурсов для эффективного управления системой мотивации персонала, а также о слабой взаимосвязи затрат на персонал предприятия с результатами его финансово-хозяйственной деятельности.

Исследование факторов микроокружения выявило своеобразие организационной культуры предприятия, влияние организационной структуры предприятия на управление системой мотивации, связанное с плоским ее типом.

По технологическим характеристикам предприятие практически все подразделения ЧерМК ОАО «Северсталь» содержат в себе вредные и опасные факторы, что необходимо учитывать при реализации управления системой мотивации. Анализ социальной структуры свидетельствует о старении коллектива предприятия, о высокой текучести кадров, отработавших менее 3 лет на предприятии, об увеличении доли работников с начальным и средним образованием.

Интегральная оценка результативности управления системой мотивации в ЧерМК ОАО «Северсталь» свидетельствует о неудовлетворительном состоянии дел в этой сфере по следующим причинам. Во-первых, существуют расхождения между декларацией принципов управления системой и их практической реализацией в повседневной практике. Во-вторых, проводя мониторинг динамики факторов микрои макроокружения системы мотивации, предприятие практические не использует полученные данные для корректировки управления и повышения его результативности. В-третьих, в ЧерМК ОАО «Северсталь» мотивация привлечения и удержания находится на низком уровне, о чем свидетельствуют данные, полученные в результате анализа.

Интегральная оценка результативности управления системой мотивации позволяет проанализировать общую эффективность управления. Для более глубокого понимания результативности управления, а также для выявления причин, лежащих в основе выявленных проблем, был проведен анализ результативности управления отдельными элементами системы мотивации, как ее личностной подсистемы, так и функциональной.

Проведенная оценка выявила значительные расхождения, связанные с реализацией эталонного управления и фактическим положением дел. Основные проблемы лежат в сфере функциональной подсистемы мотивации персонала предприятия.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Г. Социально-экономическое развитие России. М.: Дело, 2005.-248 с.
  2. С.Б., Розанова Н. М. Теория организации отраслевых рынков. Учебник. М.:ИЧП «Издательство Магистр», 1998. 320 с.
  3. В.В., Ромашов О. В., Сорокина М. Е. Экономика и социология труда: Учебник для Вузов. М. ЮНИТИ, 1999.- 407с.
  4. Аналитический центр Юрия Левады. Социально-политическая ситуация в марте и апреле 2007 года. Режим доступа: http://www.levada.ru/press/2 007 050 302.print.html.
  5. Аналитический центр Юрия Левады. Социально-политическая ситуация в России: итоги 2006 года. Режим доступа: http://www.polit.ru/research/2007/01/16/december2006.html.
  6. , Н.И. Системное руководство организации / Н. И. Анголенко. -М: Издательство «Экзамен», 2006. — 414 с.
  7. , Д.В. Социальный портрет работника промышленного предприятия: трансформация мотивационных систем / Д. В. Афанасьев, А. А. Мехова, Н. И. Одинаева // Социальные аспекты экономического развития региона 4.1 Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 2002. С.50−55.
  8. Е.Б. Система мотивации эффективной деятельности персонала промышленного предприятия : дис.. к-та экон. наук: 08.00.05. -Саранск., 2004.-180 с.
  9. Т.Ю. Управление персоналом. Учебное пособие. М.: Academia, 2007. — 224 с.
  10. Ю.Байков, А. Е. Мотивация труда и формирование доходов работников сельского хозяйства: автореф. на соиск. уч. ст. канд.экон.наук / А.Е. Байков— Уфа, 2000.
  11. П.Баранников А. Ф. Теория организации. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.700 с.
  12. О.В. Экономика организаций (предприятий): Учебное пособие. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. — 272с.
  13. Г. Не жалейте денег на людей // Business Week. 1996.-№ 6 — С.4−5.
  14. В.А. Менталитет и стратегии российского бизнеса. Режим доступа: http://www.elitarium.ru/2003/12/14/mentalitetistrategiirossijjskogo biznesa.html.
  15. И.Л. Основы менеджмента: Учеб. Пособие. Воронеж: Воронеж, гос. техн. ун-т, 2003. 100 с.
  16. О.Ю. Разработка методического обеспечения оценки и рационального использования трудового потенциала персонала фирмы: дис.. канд. экон. наук: 08.00.28. Кострома, 1998. — 165с.
  17. М.В. Управление промышленным предприятием на основе формирования системы мотивации труда : дис.. к-та экон. наук: 08.00.05. — Брянск., 2004. — 184 с.
  18. В.Н., Новиков Д. А. Теория активных систем: состояние и перспективы. М.: СИНТЕГ, 1999. 128 с.
  19. JI.H. Совершенствование системы мотивации труда в условиях развитой экономики : дис.. канд. экон. наук: 08.00.05. -СПб, 2000.- 120 с.
  20. А.П., Колесниченко Ю. В. Менталитет россиян и евразийство: их сущность и общественно-политический смысл. Общественные науки и современность, 1996. № 1. С. 92−102.
  21. И.С. Новые тенденции к мотивации персонала. Управление персоналом. -2005. -№ 9. С.93−95.
  22. И.С. Исследования системы управления мотивацией персонала. Управление персоналом. -2005. -№ 15. С.58−63.
  23. И.С. Методические подходы к формированию системы мотивации персонала на предприятиях агропромышленного комплекса: дис.. канд. экон. наук: 08.00.05. -Великий Новгород, 2005. 180 с.
  24. З.Н. Генезис методологии управления развитием организаций // Экономика региона. 2007. —№ 2. С. 201−215.
  25. Е.А., Маусов Н. К., Ламскова О. М. Персонал в фирмах индустриально развитых стран. М., 1992.
  26. А. Не первый парень на деревне // Эксперт. 2007. -№ 36. Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.expert.ru/printissues/expert/2007/36/ne perviy paren па derevne
  27. Н. Кто выигрывает и кто проигрывает от чрезмерной защиты занятости: парадоксы зарубежного опыта / в сб. Какой рынок труда нужен российской экономике? Перспективы реформирования трудовых отношений: Сборник статей. М.: ОГИ, 2003. 128с.
  28. В.Н. Основы теории систем и системного анализа: / В. Н. Волкова, А. А. Денисов. СПб.: Изд-во СПбГТУ, 1997. Изд. 3-е. -СПб.: СПбГПУ, 2003.
  29. В.Н. Искусство формализации / В. Н. Волкова. -СПб.: Изд-во СПбГПУ, 1999.
  30. О.Воробьева И. Н. Трансформация системы мотивации труда персонала крупного промышленного предприятия (на примере ОАО «Северсталь»): дис.. к-та соц. Наук: 22.00.03,. -М., 2006. 150 с.
  31. А.А., Мишин С. П. Оптимальные иерархические структуры. М.: ИПУ РАН, 2003. 210 с.
  32. А.А. Основы теории автоматического управления: Автоматическое регулирование непрерывных линейных систем. Изд. 2-е, перераб. / А. А. Воронов. -М.: Энергия, 1980.
  33. А.А. Основы теории автоматического управления: особые линейные и нелинейные системы. Изд. 2-е., перераб. /А.А. Воронов. -М.: Энергия, 1981.
  34. Всеобщая история менеджмента: Учебное пособие / И. И. Мазур, А. Г. Поршнев, В. Д. Шапиро, Э. М. Коротков, Н. Г. Ольдерогге / Под общейредакцией проф. И. И. Мазура. М.: Издательский центр «ЕЛИМА», 2007. -784 с.
  35. Л.И. Система мотивации персонала как фактор развития организации : дис. «. к-та экон. наук: 08.00.05. -М., 2005. 235с.
  36. .М. Введение в метаэкономику и основания экономических наук: Курс лекций. М.: Издательство НОРМА, 2002. — 384 с.
  37. .М. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. -М.: Изд-во НОРМА-ИНФРА, 2000. 412с.
  38. В. Страсти вокруг занятости: политическая экономия реформы трудовых отношений / в сб. Какой рынок труда нужен российской экономике? Перспективы реформирования трудовых отношений: Сборник статей. М.: ОГИ, 2003. 128с.
  39. В. Оплата и нормирование труда // Хозяйство и право. — 2002 .-№ 8. С. 3−27.
  40. Годовой отчет ОАО «Северсталь» за 2003 год. //Череповецкий металлург. 2004. — № 47.
  41. С. Система трудовой мотивации: принципы построения // Предпринимательство. 2005. — № 2. С.40−53.
  42. Р., Джонс Г. Что объединяет современную компанию // Управление персоналом: Серия «Классика Harvard Business Review. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. 272 е., С. 9−54.
  43. М.В., Новиков Д. А. Теория игр в управлении организационными системами. М.: Синтег, 2002. 148 с.
  44. И. Трудовая мотивация как фактор повышения эффективности труда // Общество и экономика. -2000. -№ 1. С.169−174.
  45. В.И. Толковый словарь: В 4 т. Т. 3. М.: Энциклопедия, 1980.
  46. Дафт, Ричард Л. Теория организации. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.736 с.
  47. М.Г. Карамзину не снилось // Ежедневный журнал. 2008. -№ 53. Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.ej.ru.
  48. Э.Дж., Линдсей Д. Е. Рынок: микроэкономическая модель. — СПб.: Печатный двор, 1992. 496 с.
  49. Т., Веселкова О. Система мотивации персонала // Банковское дело в Москве. -2001. -№ 6. С.27−28.
  50. С.П. Российская модель управления персоналом в условиях промышленного предприятия. СПб.: Питер, 2006. 224 с.
  51. А.П. Управление персоналом: Учебник для вузов / А. П. Егоршин. Н. Новгород: НИМБ, 2005. — 720с.
  52. А.П. Мотивация трудовой деятельности: Учебное пособие. Н. Новгород: НИМБ, 2003. — 320с.
  53. А.П., Мазин А. Л. Российский рынок труда в переходной экономике: Монография Нижний Новгород: НИМБ, 2004. — 247 с.
  54. .Л., Базаров Т. Ю. Управление персоналом. Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 560 с.
  55. Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 № 1032−1 // Российская газета, № 84, 06.05.1996.57.3аложнев А. Ю. Внутрифирменное управление Оптимизация процедур функционирования. М.: ЗАО «ПМСОФТ», 2005. 290 с.
  56. А.В., Максимцев М. М. Исследование систем управления.
  57. Учебное пособие. М.: ЮНИТИ, 2000.
  58. Е.П. Мотивация и мотивы. СПб: Питер, 2000.
  59. Индексы цен производителей по видам экономической деятельности // Федеральная служба государственной статистики Электронный ресурс. -Режим доступа: www.gks.ru/free doc/2007/b07 11/24−15.htm.
  60. М.С. Философия культуры. Становление и развитие. СПб.: Издательство «Лань», 1998. -434 с.
  61. Р. Российская модель рынка труда: мы не как все / в сб. Какой рынок труда нужен российской экономике? Перспективы реформирования трудовых отношений: Сборник статей. М.: ОГИ, 2003. -128с.
  62. А.П. Модели и методы управления составом активных систем. М.: ИПУ РАН, 2003.
  63. JI. Как заставить сотрудников «гореть» на работе. Управление персоналом. 2000. -№ 6. С 26−31.
  64. О., Кудюкин П. Новый трудовой кодекс: шаг вперед, два шага назад? / в сб. Какой рынок труда нужен российской экономике? Перспективы реформирования трудовых отношений: Сборник статей. М.: ОГИ, 2003.- 128с.
  65. Г. Б. Системно-интеграционная теория: структура и функции предприятия. / Препринт #WP/2005/197. М.: ЦЭМИ РАН, 2005. 97с.
  66. , В.И. Теория, практика и искусство управления: учеб пособие для вузов / В. И. Кнорринг. -М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1999. 528с.
  67. С.Н. Мотивация персонала как функция управления современной организации: дис.. канд. экон. наук: 08.00.05.-М., 2005—173с.
  68. Н.Б., Козычев Б. С. Проблема и задачи мотивации персонала // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. -№ 1. С.60−63.
  69. Е.И. Стимулирование и мотивация труда в современном управлении персоналом. Управление персоналом. 2002. -№ 1. С.38−41.
  70. П.И. Мотивация трудовой деятельности: (Сущность и механизм функционирования). Иваново: Иван. гос. ун-т, 2002. — 38с.
  71. Ю.Д. Организационное поведение М.: 2007. 527 с.
  72. Э.И. Анализ эффективности использования трудовых ресурсов и расходов на оплату труда / Э. И. Крылов, В. М. Власов, И. В. Журавкова. М.: Финансы и статистика, 2006. — 272 с.
  73. Я.И. Курс институциональной экономики: институты, сети, трансакционные издержки, контракты Текст.: учебник для студентов вузов / Я. И. Кузьминов, К. А. Бендукидзе, М. М. Юдкевич. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2006. 442 с.
  74. Ю.В. Теория организации: Учеб. Пособие. СПб.: Изд-во С.Петерб. ун-та, 2006. 158 с.
  75. А.Н., Чумаченко А. П. Теория организации: Учебное пособие. М.:МГИУ, 1999. 196 с.
  76. Г. В. Качество трудового потенциала населения региона: измерение и оценка // В сб. Социально-экономические реформы: региональный аспект. Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 2002. — 317с. — С.274−279.
  77. Личностный потенциал работника: проблемы формирования и развития / Под ред. В. Г. Нестерова, Л. И. Иванько. М.: Наука, 1987. — 228с.
  78. З.М. Экономика металлургической отрасли: учеб. пособие. Череповец: ЧТУ, 2005. — 101 с.
  79. B.C. Трудовые ценности российского общества // Общественные науки и современность. 1996. № 1. С. 17−28.
  80. В. Как меняются российские трудовые ценности // Отечественные записки^ — 2007. —№ 3. Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.strana-oz.ru
  81. М.И. Мотивация персонала и эффективность управления // Управление персоналом. — 2003. -№ 6. С. 57−59
  82. М. И. Управление мотивацией персонала // Управление персоналом. 2004. -№ 17. С. 52−55.
  83. М.В., Малахина О. М. Производственный менеджмент. -М.: Издательство «ПРИОР», 1998. 384 с.
  84. , А.С. Исследование систем управления / А. С. Малин, В. И. Мухин. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2005.- 399 с.
  85. В.К. Мотивация сотрудников как процесс // Методы менеджмента качества. -2005. -№ 10. С.37−39.
  86. Е.В. Управление персоналом предприятия: Учебное пособие / Под ред. П. В. Шеметова. М.: ИНФРА-М- Новосибирск: НГАЭиУ, 1999. -312с.
  87. А. Маслоу о менеджменте / Пер. с англ. СПб.: Питер, 2003.-416 с.
  88. В.М. Идея культуры. Очерки по философии культуры. М.: Прогресс-Традиция, 2006. 408 с.
  89. , М.Х. Основы менеджмента: пер. с англ / М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури.-М.: Дело, 1996.-704 с.
  90. .З. Теория организации. М.: ИНФРА-М, 2007. — 797 с.
  91. И.В., Кутелев П. В. Управление мотивацией персонала. — М.: ИКЦ «МарТ" — Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. 240 с.
  92. А. Социодинамика культуры. М.: Едиториал УРРС, 2005.416 с.
  93. И.А. Методология и методы формирования трудового потенциала предприятия: дис.. д-ра. экон. наук: 05.13.10. -СПб., 1999. -320с.
  94. Д.А. Институциональное управление организационными системами. М.: ИПУ РАН, 2003.
  95. Д.А. Механизмы функционирования многоуровневых организационных систем. М.: Фонд «Проблемы управления», 1999. 150 с.
  96. Д.А. Сетевые структуры и организационные системы. М.: ИПУ РАН, 2003. 102 с.
  97. Д.А., Петраков С. Н. Курс теории активных систем. М.: Синтег, 1999.- 108 с.
  98. Д.А., Цветков А. В. Механизмы стимулирования в многоэлементных организационных системах. М.: Апостроф, 2000 184 с.
  99. Д.А., Чхартишвили А. Г. Активный прогноз. М.: ИПУ РАН, 2002.- 101 с.
  100. Д.А., Чхартишвили А. Г. Рефлексивные игры. М.: Синтег, 2003.-160 с.
  101. Н.И. Организация производства на предприятиях. -М.: Финансы и статистика, 2002. 392 с.
  102. P.M. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. М.: Норма, 2007. 536с.
  103. Т.Г. Формирование и развитие системы трудовой мотивации : дис.. д-ра. экон. наук: 08.00.05. -Иркутск, 2002. — 388с.
  104. Описание системы стимулирования ОАО «Северсталь» .Череповец: ОАО «Северсталь», 2005. 24 с.
  105. Организационная культура: учебник / Под ред. Шаталовой Н. И. М.: Издательство «Экзамен», 2006. 656 с.
  106. Отчет об управление персоналом. Череповец: ОАО «Северсталь», 2004. — 62 с.
  107. Отчет о выполнении целевых соглашений. Череповец: ОАО «Северсталь», 2006. — 98 с.
  108. Н.А., Статеева Т. Н. Прогнозирование развития регионального лесопромышленного комплекса / Под общ. ред. Н. А. Пахолкова. Вологда: ВоГТУ, 2002. — 197 с.
  109. М.П., Логвинов С. И., Логвинов С. С. Организация производства на промышленных предприятиях. М.: ИНФРА-М, 2006.-332с.
  110. Перечень учебных курсов и семинаров на 2008 год. Череповец: Дирекция по кадрам ЧерМК ОАО «Северсталь», 2007. — 68 с.
  111. По пути инновационного развития // Вестник «Северстали».— 2005.-№ 7.-С. 10−14.
  112. А.В. Эффективность функционирования российского рынка труда. Препринт WP3/2003/06. М.: ГУ ВШЭ, 2003. 52 с.
  113. А.Ю. Формирование и использование мотивации развития трудового потенциала предприятия: дис.. к-та экон. наук: 08.00.05. — Вологда, 2005. 185с.
  114. Постановление Государственной Думы РФ от 22 ноября 2006 г. № 3779−4 ГД «Об Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2007 год». Режим доступа: http ://www.akdi.ru/econom/akdi .ru.
  115. A.M. Современный энциклопедический словарь. М., 1989.
  116. , В.П. Руководство персоналом организации: учебник / В. П. Пугачев М.: Аспект Пресс, 2000.- 279 с.
  117. .А. и др. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 1997. — 496с.
  118. Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики. Под. Ред. К. А. Абульхановой, А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой. М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1997 г. 336 с.
  119. Я.М., Другов М. А. Выбор профессии: по любви или по расчету?: Препринт WP3/2002/04 М.: ГУ ВШЭ, 2002. — 43 с.
  120. Рынок труда. Учебник. Под ред. Проф. B.C. Буланова и проф. Н. А. Волгина. М.: «Экзамен», 2000. — 448с.
  121. Р. Ю. Формирование корпоративной культуры предприятия как фактор управления его организационным развитием :на примере ОАО «Северсталь»: Дис.. канд. социол. наук: 22.00.08: СПб., 2006 198 с.
  122. A.M. Седых, О. В. Юзов, С. З. Афонин. Черная металлургия России на фоне мирового рынка. М.: Экономика 2003. С. 14−15
  123. В.Е. Типология российских менталитетов и имманентная идеология России // Вестник СПбГУ. Сер. 6. СПб., 1997. Вып. 4. № 27, с. 59−67.
  124. В.А. Управление персоналом для менеджеров: учебное пособие / В. А. Спивак. М.: Эксмо, 2007. — 624 с.
  125. А.К. Советская политика в области мотивации и стимулирования труда (1917 середина 1930-х годов) // Экономическая история. Обозрение / Под ред. Л. И. Бородкина. Вып. 4. М., 2000. С. 54.
  126. А.А., Драгункина Н. В. Оптимизация системы оплаты труда и материального стимулирования. М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2006.- 192 с.
  127. Э. Мотивация (размышления на заданную тему). Управление персоналом. 1999. -№ 5. — с. 19−24.
  128. Н.В. Повышение конкурентоспособности управленческого персонала на основе оценки его потенциала: дис.. канд. экон. наук: 08.00.05. М., 1999. — 179с.
  129. Е.Я. Ментальность человека: подходы к концепции и постановка задач исследования. М.: Институт социологии РАН, 1999. 82 с.
  130. Тенденции и проблемы развития региона: Научные труды: В 3 ч. Ч. I: Становление и стратегия развития рыночной экономики. Вологда:
  131. Вологодский научно-координационный центр Центрального экономико-математического института РАН, 2005. 640 с.
  132. Тенденции и проблемы развития региона: Научные труды: В 3 ч. Ч. III: Социальные проблемы регионального развития. Вологда: Вологодский научно-координационный центр Центрального экономико-математического института РАН, 2005. — 400 с.
  133. Теория систем и системный анализ в управлении организациями: Справочник: Учеб. пособие / Под ред. В. Н. Волковой и А. А. Емельянова. — М.: Финансы и статистика, 2006. 848с.
  134. Теория управления: Учебник / Под ред. Ю. В. Васильева, В. Н. Парахиной, JL И. Ушвицкого. М.: Финансы и статистика, 2005. — 608 с.
  135. Д. Принципы разработки и применения системы мотивации на предприятии // Человек и труд, 2005. № 10, с. 82−83.
  136. В.В., Дятлов В. А. Менеджмент персонала предприятия. Учебно-практическое пособие. М.: Дело, 1998. -272с.
  137. Трудовой кодекс Российской Федерации (от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ).- СПб.: Виктория плюс, 2002.- 192 с.
  138. О.Г., Бухалков М. И., Родионов В. Б. Организация производства и управление предприятием: Учебник / под ред. О. Г. Туровца. -М.: ИНФРА-М, 2005. 544 с.
  139. , Э.А. Основы мотивационного менеджмента / Э. А. Уткин.- М.: ТАНДЕМ: ЭКМОС, 2000.- 352 с.
  140. Управление организацией: Учебник / Под. ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, Н. А. Саломатина. М.: ИНФРА-М, 2005. — 716 с.
  141. Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А. Я. Кибанова. М.: ИНФРА-М, 2005. — 638 с.
  142. Управление персоналом на производстве: Учеб. Пособие для вузов / Под. ред. проф. Н. И. Шаталовой, Н. М. Бурносова. М.: Юнити-Дана, 2003.-381 с.
  143. Фатхутдинов^Р.А. Организация производства: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2001.-672с.
  144. Р.А. Производственный менеджмент: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2006. — 496 с.
  145. С., Дорнбуш Р. Экономика. М.: Дело, 1993. — 830с.
  146. А.С., Шапкин В. А. Теория риска и моделирование рисковых ситуаций. -М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2007. 880 с.
  147. С.А. Мотивация и стимулирование персонала. М.: ГроссМедиа, 2006. — 224 с.
  148. Н.И. Трудовой потенциал работника. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
  149. С.В. Директор, трать время на себя! // Эксперт-Северо-Запад. 2004. № 1 С.25−28.
  150. , С.В. Управление персоналом современной организации: учеб.-практ. пособие. / С. В. Шекшня -4-е изд., перераб. и доп-М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000 368 с.
  151. Г. И. Экономика, орагнизация и планирование производства на предприятии. Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2002. — 544 с.
  152. .П. Российский менталитет в сценариях перемен // Социологические исследования. 1999. № 12. С. 50−53
  153. , Б.В. Так начиналась «Северсталь» / Б. В. Челноков -Череповец, 1999.- 169 с.
  154. Экономика труда: (социально-трудовые отношения): учебник / под ред. Н. А. Волгина, Ю. Г. Одегова М.: Экзамен, 2004 — 736 с.
  155. Экономическая и национальная безопасность / под ред. Е. А. Олейникова. -М.: Издательство «Экзамен», 2004. 768 с.
  156. Экономические субъекты постсоветской России (институциональный анализ) / под ред. д.э.н. проф. Нуреева P.M. М.: Московский научный общественный фонд, 2001. 532 с.
  157. Bowen H.R. Investment in Learning. — San Francisco etc: Jossey -Bass, 1978.-507pp.
  158. Integration definition for function modeling (IDEF0). Draft Federal Information. Processing Standards Publication 183. Gaithersburg: National Institute of Standards and Technology, 1993. — 116 pp.
  159. Mayer, Richard J. IDEF1 Information Modeling: A Reconstruction of the Original Air Force Wright Aeronautical Laboratory Technical Report AFWAL-TR-81−4023. Texas: Knowledge Based Systems, Inc., 1992. — 256 pp.
  160. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики Электронный ресурс.- Режим доступа: www.gks.ru
  161. Официальный сайт ОАО «Северсталь» Электронный ресурс.— Режим доступа: www.severstal.com
  162. Официальный сайт ЧерМК ОАО «Северсталь» Электронный ресурс.— Режим доступа: www.severstal.ru
Заполнить форму текущей работой