Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Организационно-экономический механизм кластеризации регионального морского транспортно-логистического комплекса

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Информационную базу исследования составили статистические материалы Федеральной и Территориальной служб государственной статистики, законодательные акты, методические материалы Министерства экономического развития и торговли РФ, материалы Министерства транспорта и Министерства регионального развития, Концепция долгосрочного развития Российской Федерации до 2020 г., Проект концепции кластерной… Читать ещё >

Содержание

  • РАЗДЕЛ 1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КЛАСТЕРЫ И РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
    • 1. 1. Экономическое развитие восточных регионов России
    • 1. 2. Теоретические основы управления формированием кластеров
    • 1. 3. Процессы кластеризации и региональное развитие
  • РАЗДЕЛ 2. МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ КЛАСТЕРИЗАЦИЕЙ РЕГИОНАЛЬНОГО МОРСКОГО ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА
    • 2. 1. Конкурентоспособность морского транспортно-логистического комплекса России
    • 2. 2. Пространственно — экономические формы организации морской транспортно-логистической деятельности
    • 2. 3. Механизмы управления морскими транспортно-логистическими кластерами в России
  • РАЗДЕЛ 3. ФОРМИРОВАНИЕ МОРСКОГО ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОГО КЛАСТЕРА В ПРИМОРСКОМ КРАЕ
  • ЗЛ Формирование регионального морского транспортно-логистического кластера
    • 3. 2. Методические подходы к оценке бюджетно-экономического эффекта кластеризации МТЛК
    • 3. 3. Прогноз развития морского транспорта Приморского края

Организационно-экономический механизм кластеризации регионального морского транспортно-логистического комплекса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность работы и постановка проблемы. Во второй половине XX в. обозначился переход мировых экономик к модели постиндустриального развития, что обусловило ускоренный рост сервисных видов экономической деятельности, переход от жесткого соперничества к формам взаимовыгодного сотрудничества и аутсорсинга. Эти экономические процессы сопровождались формированием кластеров как адекватной формой экономической деятельности, обеспечивающей синергетический эффект для его участников и мультипликативные эффекты для экономики регионов.

Теоретический анализ подходов к пониманию сущности процесса перехода национальных экономик от индустриального к постиндустриальному типу развития показывает, что одной из его закономерностей является трансформация территориально-производственных комплексов в кластерные формы пространственной организации бизнеса. Исследование опыта успешных практик формирования и развития промышленных и сервисных кластеров показывает, что они в своем развитии проходят разные стадии, которые различаются формами, стратегиями, системами коммуникации, механизмами управления.

Мировые экономические процессы характерны также и для российских территорий. Анализ отраслевой структуры ВРП регионов Дальнего Востока России позволяет сделать вывод, что в большинстве регионов обозначилась тенденция на формирование сервисной модели экономики, в структуре которой транспорт и торговля занимают более 60%. Большинство исследователей сходятся во мнении, что морская транспортная отрасль для регионов Дальнего Востока России является одной из приоритетных отраслей, обладающей потенциалом ускоренного экономического роста. Это обусловлено тем, что АТР становится центром мирового экономического развития, торговли, судоремонта и судостроения, взаимодействие с которым обеспечивает рост экономики.

Исследование показывает, что в мировой практике морской деятельности наблюдается переход от морских транспортных комплексов к морским транспортно-логистическим кластерам, обеспечивающим наибольшую конкурентоспособность морского транспортно-логистического бизнеса и экономики региона.

В государственных программах и региональных стратегиях социально-экономического развития на период до 2025 г. в качестве приоритетной цели предполагается использование потенциала южных территорий Дальнего Востока для обеспечения внешнеторгового грузооборота и интеграции в рынки Северо-Восточной Азии за счет интенсивного развития морского транспортно-логистического кластера.

Проблема состоит в том, что современные методы кластеризации не позволяют обеспечить высокий результат от кластерных инициатив. Исследования показывают, что результативность проектов кластеризации экономики регионов составляет 25%. Не получили достаточной теоретизации особенности формирования морских транспортно-логистических кластеров, что затрудняет применение экономических механизмов и разработку стратегий их развития, не позволяет оценить социально-экономические эффекты от формирования кластера. Таким образом, обозначенные проблемы обуславливают актуальность и практическую значимость данного исследования.

Степень научной разработанности проблемы. Диссертационное исследование основывается на работах ученых западной экономической школы: Т. Андерсона, Дж. Данинга, Е. Дахмена, В. Изарда, П. Кругмана, Э. Марку-сена, А. Маршалла, J1. Мэтсона, М. Портера, С. Розенфельда, О. Сельвеля, И. Тюнена, О. Уильямсона, М. Фелдмана, С. Швонг, X. Шмитца, И. Шумпетера, М. Энрайта и др., а также российских экономистов, работающих над проблемами формирования кластеров в экономике: H.H. Булатовой, Г. Б. Клейнера, JI.C. Марковцева, И. В. Пилипенко, В. П. Третьяка, М. А. Ягольницера, К. В. Юдаева и др.

В отечественных исследованиях проблемы стратегии развития территориально-отраслевых структур рассматриваются в работах Э. Б. Алаева, Н. Т. Агафонова, П. Я. Бакланова, М. К. Бандмана, А. Г. Гранберга, H.H. Колосовского, Б. С. Хорева, А. И. Чистобаева и др.

Различные вопросы развития экономики регионов Дальнего Востока в условиях рыночных преобразований исследуются в работах Ю. А. Авдеева, В. И. Ишаева, П. А. Минакира, H.H. Михеевой, И. И. Меламеда, A.B. Мошкова, В. А. Останина, М. Т. Романова, З. И. Сидоркиной, А. И. Фисенко и др.

В диссертации использовались работы исследователей, занимающихся различными вопросами развития транспортного и морского транспортно-логистического комплекса: В. Н. Ембулаева, В. А. Лазарева, Р. Г. Леонтьева, A.A. Луговца, А. Л. Кузнецова, Е. М. Новосельцева, Я. Н. Семенихина, A.C. Сергеева, A.B. Степанца, М. В. Холоши, Т. Д. Хузиятова и др.

Однако в этих работах не рассматривался вопрос формирования морских транспортно-логистических кластеров, основанных на современных концепциях логистики. Это позволило определить цель, объект и предмет исследования.

Цель исследования заключается в теоретическом обосновании организационно-экономических механизмов управления процессами формирования и развития региональных морских транспортно-логистических кластеров.

Задачи исследования:

— обосновать положение о том, что переход от отраслевых комплексов к кластерным формам организации региональной экономики является фактором ускорения социально-экономического развития территорий России;

— выявить закономерности развития пространственно-экономических форм организации морской транспортно-логистической деятельности в условиях трансформирующейся экономики регионов России;

— раскрыть содержание организационно-экономических механизмов управления процессами формирования морских транспортно-логистических кластеров в России;

— обосновать структуру морского транспортно-логистического кластера, учитывающую и отражающую региональную специфику основных групп его участников, системы коммуникационных взаимосвязей, стратегии развитияразработать рекомендации по оценке бюджетно-экономической эффективности проектов формирования морского транспортно-логистического кластера;

— выявить тенденции и построить прогноз развития морского транс-портно-логистического комплекса Приморского края с использованием инструментов политики кластеризации.

Предметом исследования являются процессы формирования и развития организационно-экономических механизмов управления кластеризацией морской транспортно-логистической деятельности.

Объектом исследования является региональный морской транспортно-логистический комплекс.

Область исследования соответствует паспорту специальности ВАК 08.00.05. «Экономика и управление народным хозяйством: региональная экономика», п. 3.3. «Пространственная организация национальной экономикиформирование, функционирование, модернизация экономических кластеров и других пространственно локализованных экономических систем» и п. 3.17. «Управление экономикой регионов. Формы и механизмы взаимодействия федеральной, региональной, муниципальной власти, бизнес-структур и структур гражданского общества. Функции и механизмы управления. Методическое обоснование и разработка организационных схем и механизмов управления экономикой регионовоценка их эффективности».

Теоретическая и методологическая основа диссертационного исследования включает матричные методы, системного, статистического, SWOT-анализа, стратегического планирования, бенчмаркинг. Для расчетов применялись электронные таблицы «Microsoft Excel» и методы корреляционно-регрессионного анализа, метод суммы мест и таксонометрический метод ранжирования отраслей.

Информационную базу исследования составили статистические материалы Федеральной и Территориальной служб государственной статистики, законодательные акты, методические материалы Министерства экономического развития и торговли РФ, материалы Министерства транспорта и Министерства регионального развития, Концепция долгосрочного развития Российской Федерации до 2020 г., Проект концепции кластерной политики РФ, Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 г., Концепция экономического развития Южного Приморья, Стратегия социально-экономического развития Приморского края на 2004;2010 гг. и Стратегия социально-экономического развития Приморского края до 2025 г., аналитические материалы Морского государственного университета, ДНО РАН и ОАО «ДНИИМФ», доклады, монографии, публикации зарубежных и отечественных авторов.

Наиболее существенные результаты исследования, полученные лично соискателем, заключаются в следующем:

— разработан системный подход к содержанию политики кластеризации как механизма ускорения социально-экономического развития регионов Дальнего Востока России;

— определены условия и выявлены факторы, обуславливающие процесс формирования морских транспортно-логистических кластеров, и предложена типология пространственно-экономических форм организации морской транспортно-логистической деятельности, учитывающая особенности развития национальной экономики России;

— обоснована структурная схема организационно-экономических механизмов формирования морских транспортно-логистических кластеров в регионе, основанная на информационных концепциях логистики, и предложена система стратегий его развития;

— разработан алгоритм оценки бюджетно-экономической эффективности проектов формирования морского транспортно-логистического кластеравыявлены тенденции и рассчитаны альтернативные варианты прогнозов развития регионального транспортно-логистического комплекса на основе кластеризации.

Научная новизна результатов диссертационного исследования, выносимых на защиту, заключается в том, что: предложена классификация организационно-экономических механизмов кластерной политики, что позволяет повысить эффективность управления стадиями трансформации региональных кластеров;

— сформировано системное представление о принципах и организационно-экономических условиях формирования морских транспортно-логистических кластеров, что позволяет повысить эффективность разработки стратегий кластеризации морской транспортно-логистической деятельности региона;

— обоснован методический подход к оценке макрои бюджетно-экономической эффективности развития морских транспортно-логистических кластеров, что позволяет ранжировать кластерные инвестиционные проекты по приоритетам.

Теоретическая значимость работы состоит в приращении научных знаний о сущности кластеризации и особенностях управления трансформирующимися кластерамиразвитии знаний о процессах и организационно-экономических условиях формирования региональных морских транспортно-логистических кластеровразработке методического аппарата оценки эффективности проектов кластеризации.

Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты диссертационного исследования могут быть реализованы в качестве методических материалов при разработке мероприятий развития морского транспортно-логистического комплекса. Отдельные результаты исследования могут быть внедрены в учебный процесс дисциплин «Региональная экономика», «Муниципальный менеджмент», «Организация предпринимательской деятельности» и др.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования отражены в публикациях автора, а также докладывались на различных научно-практических конференциях: Международной научно-технической конференции «Актуальные проблемы освоения биологических ресурсов Мирового океана» (Владивосток: Дальрыбвтуз, 2010) — XI Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Интеллектуальный потенциал вузов на развитие Дальневосточного региона России» (Владивосток: ВГУЭС, 2009). Отдельные результаты диссертации изложены в монографических исследованиях, подготовленных в соавторстве, а также использовались при подготовке лекций по дисциплинам «Региональная экономика», «Экономика научных исследований», «Организация предпринимательской деятельности».

Публикация результатов работы. По теме диссертационной работы автором опубликовано 16 научных работ объемом 7,14 пл., в том числе 3 работы в изданиях, рекомендованных в перечне ВАК.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Объем работы составляет 180 машинописных страниц, включая 27 рисунков и 34 таблицы, 181 источник литературы, 23 приложения.

Выводы:

Анализ экономики Приморского края показало, что транспортная отрасль в настоящее время обладает наибольшим потенциалом для кластеризации, в транспортной отрасли существуют условия для ускоренного формирования кластера.

Предложенные научно обоснованные методические рекомендации по формированию кластера, основанного на современных информационных логистических концепциях и технологиях позволяют: создать информационную сеть, обеспечивающею интенсивный обмен данными между субъектами транспортно-логистического бизнесаобъединить бизнес интересы компаний регионального морского транспортно-логистического комплекса и повысить скорость, сервис и сохранность грузовповысить конкурентоспособность регионального морского транспортно-логистического комплекса.

Предложены методические рекомендации к расчету бюджетноэкономи-ческого эффекта комплекса мероприятий кластеризации, которые позволяют проводить более детализированный анализ, рассчитывать макроэкономическую эффективность инвестиций (интегральный индекс бюджетной эффективности) по категориям вложения обобщающим показателем.

Разработанные методические рекомендации по прогнозированию развития транспортного комплекса Приморского края до 2020 года на основе регрессионных уравнений в сопоставлении его с кластерным вариантом развития позволяют разрабатывать прогнозы развития МТЛК на основе кластеризации на предпроектных стадиях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Характерной особенностью современного мирового хозяйственного уклада является переход к новому этапу построения экономики, базирующейся преимущественно на создании, распространении и использовании знаний и высоком уровне взаимодействия административных структур, бизнеса и науки. Одним из механизмов, обеспечивающих такое взаимодействие являются отраслевые кластеры.

В настоящее время перед российской экономикой стоит задача перехода от ресурсно-ориентированной модели к инновационной, основанной на развитии конкуренции, частной инициативы, массового среднего и малого бизнеса. Новой модели экономики должны соответствовать и адекватные механизмы хозяйственного развития, основанные на корпоративных традициях и принципах инновационности. В связи с чем, идея кластеризации региональных отраслевых комплексов, как одного из инструментов рыночной и конкурентоспособной экономики получила устойчивое развитие.

Проблемы развития региональной экономики всегда являлись актуальными для науки и практики, что особенно значимо в условиях перехода экономики российских регионов на инновационный путь развития, однако, несмотря на немалое количество публикаций по данной тематике, проблема практической реализации далека от решения.

Проведенное диссертационное исследование является продолжением работ экономистов, занимающихся проблемами кластеризации российских региональных отраслевых комплексов, а также является одной из работ, посвященных вопросам управления формированием морских транспортно-логистических кластеров.

В диссертации подробно исследована проблематика современного состояния и перспективы развития морского транспортно-логистического комплекса Приморского края. Выявлены негативные тенденции, что позволило найти дополнительные аргументы в пользу необходимости внедрения новых методов, обеспечивающих более высокий уровень координации участников транспортного процесса, привлечение инвестиций и новые технологии в транспортный комплекс.

В виду актуальности рассмотрения механизмов, обеспечивающих формирование кластеров в российской экономике, в исследовании сделан акцент на анализе законодательных, организационных и финансово-экономических вопросах, обеспечивающих перспективу развития отраслевых кластеров. К наиболее значимым из них относятся:

— Концепция социально-экономического развития Российской Федерации до 2025 года, определяющая перспективы формирования и механизмы поддержки отраслевых кластеров;

— Федеральная целевая программа «Модернизация транспортной системы России», определяющая механизмы и финансовые средства на развитие транспортной системы регионов;

— Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Забайкальского региона, которая определяет формирование транспортно-логистического кластера в качестве основного направления развития транспортной системы южного приморья, целью которого является обеспечение согласованности действий компаний и повышение их конкурентоспособности.

В работе также установлено, что для транспортно-логистических кластеров законодательную основу в настоящее время обеспечивает Федеральный Закон «Об особых экономических зонах портового типа», раскрывающий основные аспекты создания, организации и функционирования ПОЭЗ, по сути, являющихся базой формирования морских транспортно-логистических кластеров. В ходе проведенного исследования были сделаны следующие выводы:

— За период 1995;2009 гг. проявилось снижение сравнительной конкурентоспособности дальневосточных территорий как относительно внутреннего российского рынка, так и рынков АТР. Это происходило, несмотря на рост абсолютных экономических показателей и формирование сервисной структуры экономики региона, в структуре которой на долю транспорта и торговли приходится до 60%. Таким образом, в исследовании был обоснован вывод, что при переходе от индустриальной к постиндустриальной модели развития дальневосточными территориями не в полной мере были использованы экономические механизмы, соответствующие постиндустриальной модели экономики, одним из которых являются экономические кластеры.

Исторически экономика регионов Дальнего Востока связана с эффективностью внешнеторговой деятельности и деятельностью морского транс-портно-логистического комплекса, поэтому формирование морского кластера в регионе рассматривается в качестве приоритетной задачи, определенной в Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 г.

— Тенденция кластеризации характерна для мировой морской транспортной отрасли, в которой под влиянием конкуренции за грузовую базу сформировался процесс трансформации портовых комплексов в организационные системы — транспортно-логистические кластеры, интегрирующие центры управления движением грузовых потоков, реализующие современные информационные концепции интернет-логистики и являющиеся аккумуляторами инвестиций, технологий и других ресурсов развития экономики региона. Проведенное исследование позволило:

1) предложить системный подход к содержанию политики кластеризации как механизма ускорения социально-экономического развития регионов Дальнего Востока России;

2) определить условия и факторы, обуславливающие процесс формирования морских транспортно-логистических кластеров;

3) предложить типологию пространственно-экономических форм организации морской транспортно-логистической деятельности, учитывающей особенности развития национальной экономики;

4) обосновать структурную схему организационно-экономического механизма формирования морских транспортно-логистических кластеров в регионе;

5) разработать алгоритм оценки бюджетно-экономической эффективности проектов от формирования морского транспортно-логистического кластера;

6) выявить тенденции и рассчитать альтернативные варианты прогнозов развития регионального транспортно-логистического комплекса.

Таким образом, предложенное в диссертации методическое обеспечение направлено на развитие научных положений в области организации экономики региона на основе формирования морских транспортно-логистических кластеров, форм и механизмов взаимодействия административных структур и хозяйствующих субъектов.

С практической значимости, предлагаемые в исследовании рекомендации по формированию ОЭМК направлены на обеспечение методической основы государственных мероприятий по поддержке предпринимательской деятельности в морском транспортно-логистическом комплексе региона и могут быть рекомендованы органам местного самоуправления управления для реализации мероприятий формирования региональной инфраструктуры морского транспортно-логистического кластера по следующим направлениям:

— внедрение современных логистических информационных концепций 4РЬ и 5РЬ, обеспечивающих конкурентное преимущество транс-портно-логистическим предприятиям региона;

— формирование института кластера для координации стратегий предприятий морского транспортно-логистического комплекса, их взаимодействие с административными структурами;

— обеспечение внутрирегиональной конкуренции местных компаний за сформированный грузопоток и реализацию совместных проектов, обеспечивающих привлечение внешнего грузопотока на основе конкурентной тарифной и ценовой политики, внедрения современных стандартов сервисаразвитие экономики региона и получения социально-экономических эффектов от функционирования конкурентоспособного транспортно-логистического кластера.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Методические указания к разработке государственных планов экономического и социального развития СССР (Госплан СССР). М., 1980. 740 с.
  2. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования // Госстрой России, Министерство экономики РФ, Министерство финансов РФ, Госкомпром России от 31 марта 1994 г. N7−12/47
  3. Методические рекомендации по расчёту макроэкономической эффективности инновационных проектов. электронный ресурс. — режим доступа: http://fcpir.ru/ Айас1ш1еп1. а8рх?1с1=729
  4. Методические рекомендации по реализации кластерной политики в северных субъектах РФ электронный ресурс. — режим доступа: http://council.gov.ru
  5. Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах РФ / Минэкономразвития РФ. Письмо от 26.12.2008 г. № 20 615-АК/Д19 электронный ресурс. — режим доступа: http://www.ir-pep.ru
  6. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (КТМ РФ) / от 30.04.1999 N 81-ФЗ. Принят ГД ФС РФ 31.03.1999 электронный ресурс. -Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/shipping/
  7. Концепция создания в южном Приморье региональной транспорт-но-логистической системы. Отчет о НИР, ДНИИМФ, Арх. 7670−2, 2007 г.
  8. Концепция формирования припортовых индустриальных зон -электронный ресурс. Режим доступа: http://www.expertclub.ru/ sections/strategy/action/ portarea
  9. Концепция и экономическое обоснование проекта строительства улично-дорожной сети острова Русский (п-ов Саперный). Владивосток 2010
  10. Критерии и методика отбора заявок на получение государственной поддержки разработки и реализации инвестиционных проектов. Утверждены приказом главного управления экономики Пермской области № 16−03 от 01 октября 2004 г.
  11. Программа развития транспортного комплекса Приморского края на 2004 2010 гг. — Владивосток: Изд-во ТЦСР. 2004. — 140 с.
  12. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации» / Минэкономразвития. Москва, 2008
  13. Россия. Закон РФ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации». Собрание законодательства РФ. М., Издание офиц., № 30, Ст. 2871, 1995
  14. Россия. О промышленной политике и инновациях в РФ. Общественная Палата РФ. Москва. 2007.
  15. Россия. Основные направления бюджетной политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.rg.ru
  16. Россия. Постановление Правительства Российской Федерации от 05 декабря 2001 года № 848 «Федеральная целевая программа «Модернизация транспортной системы России (2002 2010 годы)».
  17. Россия. Проект «Концепция кластерной политики в России» -электронный ресурс. Режим доступа: http://www.rg.ru
  18. Россия. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации».
  19. Россия. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10 марта 2006 г. № 328-р. «О Государственной программе «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий».
  20. Россия. Федеральный Закон от 7 апреля 1999 г. № 70-ФЗ. «О статусе наукограда Российской Федерации» электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.rg.ru
  21. Россия. Федеральный Закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ. «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» в редакции от 30 октября 2007 г. № 240-ФЗ электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.rg.ru
  22. Россия. Федеральный закон от 24 ноября 2008 г. № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов» -электронный ресурс. Режим доступа: http://www.rg.ru
  23. Россия. Распоряжение от 28 декабря 2009 г. № 2094-р «Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Забайкальского региона до 2025 года». Утверждена постановлением Правительства РФ.
  24. Стратегия социально-экономического развития Приморского края до 2025 года» электронный ресурс. — режим доступа: www.primorsky.ru
  25. Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года. электронный ресурс. — режим доступа: http://ric.istu.edu
  26. , Э.Б. Социально-экономическая география: Понятийно-терминологический словарь / Э. Б. Алаев. М.: Мысль, 1983.-350 с.
  27. , И. Новая корпоративная стратегия / И. Ансофф СПб: Питер Ком, 1999.-416 с.
  28. Аппаратный блицкриг / Эксперт. № 10 (413). 2004 электронный ресурс. — режим доступа: http://www.expert.ru/printissues/expert/2004/10/10ex-redcol
  29. , А.И., Д.Г.Михайленко управленческие решения в экономических системах: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2009. — 480 с.
  30. , П.Я. Дальневосточный регион России: проблемы и предпосылки устойчивого развития. Владивосток: Дальнаука, 2001.
  31. , П.Я. Территориальные структуры хозяйства в региональном управлении / Тихоокеанский институт географии ДВО РАН. -М. .-Наука, 2007.-239 с.
  32. , М.К. Исходные позиции методических положений по использованию моделей ТПК в предплановых исследованиях // Методы и модели регионального анализа / Под ред. B.C. Зверева. Новосибирск: ИЭиОПП, 1977. -С. 99.
  33. , A.B. Проблемы построения инновационных кластеров в оборонной промышленности Российской Федерации: Самара, 2009 — 155 с.
  34. , А.Ю. Совершенствование механизма управления по результатам на предприятиях рыбной промышленности: монография / А. Ю. Блинов, Д. К. Шевченко Владивосток: ТИНРО-центр, 2006. — 186 с.
  35. База данных промышленных кластеров в Европе: European Cluster Observatory электронный ресурс. — режим доступа: http://www.clusterobservatory.eu
  36. Вопросы демографии Дальнего Востока. Аналитическая записка / ОАО «ДНИИМФ», апрель 2006 г.
  37. , Ю.А. Новые формы территориальной организации производства и другие теории регионального экономического роста и развития -электронный ресурс. http://koet.syktsu.ru179
  38. , А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. М.: ГУВШЭ, 2000. 495с.
  39. , Н.Е., Маренный М. А. Финансовый анализ кооперационных стратегий развития промышленных предприятий в сфере малого бизнеса // Финансовый менеджмент, 2002. № 2.
  40. , С. Маринин С. Создание интегрированных структур в высокотехнологическом комплексе / Вопросы экономики. 2004.-N 6. С. 29 34.
  41. , В.Н. Теоретические основы и методы управления транспортной системой крупного города: Монография. Владивосток: Дальнаука- 2004.-212 с.
  42. , С.Ю. Мультипликационные эффекты в экономике и проблемы индустриальной экологии // Вестник БГУ. Серия 19. Экономика. Выпуск 2. Улан-Удэ. Изд-во БГУ, 2006 С. 183−190.
  43. ЕСИМО, ЦНИИМФ электронный ресурс. — режим доступа: http://www.morinfocenter.ru/
  44. , У. Методы регионального анализа: введение в науку о регионах. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1966. — 659 с.
  45. , В.И. Концепция стратегического развития Дальнего Востока и Забайкалья / Доклад на Генеральном Совете Всероссийской политической партии «Единая Россия», 2006 электронный ресурс. — http://adm.khv.ru
  46. , В.И., Минакир П. А., Дальний Восток России: реальности и возможности экономического развития. Хабаровск, 1998. 140 с.
  47. , Б.М. Сибирь в Российской и мировой перспективе (очерки социально-экономической и политической географии). Иркутск: Изд-во Оттиск, 2003. — 173 с.
  48. , М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура (Пер. с англ. под научн. ред. О.И. Шкаратана). М.: ГУ ВШЭ, 2000),
  49. , Э., Саммерс, Л. Стратегический синергизм, 2-изд. /СПб.: Питер, 2004. 416 е.: ил. — (Серия «Теория и практика менеджмента»),
  50. , О. Здесь рождаются морские гиганты электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.rg.ru/2008/08/ 12/korea-suda.html
  51. , В.В., Волкова О. Н. Анализ хозяйственной деятельностипредприятия. Учебник. М.: ООО «ТК Велби», 2002. — 424 с.180
  52. , Дж. Капитал социальный и человеческий // Общественные науки и современность. 2001. № 3. С. 124.
  53. , С., Шестопалов А. Кто «оплатит» кластеризацию российской экономики? электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.docme.ru
  54. , Г. В. Россия и интеграционные процессы в Азиатско-тихоокеанском регионе: проблемы и возможности участия / Дальний Восток России: экономика, инвестиции, конъюнктура. 1997. № 1. С. 55 65
  55. Лебедева, С. Ю Регулирование и поддержка малого и среднего предпринимательства в ЕС и России // Менеджмент в России и за рубежом -2001.-№ 1.-С. 90−96.
  56. , И. Доклад Министра транспорта РФ в Торгово-промышленной палате РФ транспортное дело России № 2 (2009) — электронный ресурс. — режим доступа: http://www.morvesti.ru/archiveTDR
  57. , Е.Б., Власкин, Г.А. Кластерный подход в стратегии инновационного развития зарубежных стран электронный ресурс. — режим доступа: http://institutiones.com
  58. , В. Предисловие. Межотраслевая экономика / Научный редактор и автор предисловия академик РАН А.Г. Гранберг- Пер. с анг. М.: Экономика, 1997. — 480 с.
  59. Малые предприятия в системе кластеров электронный ресурс. -режим доступа: http://www.giac.ru
  60. , Л.С. Экономические кластеры: понятия и характерные черты // Актуальные проблемы социально-экономического развития: взгляд молодых ученых: сб. науч. тр. / Под ред. В. Е. Селиверстова. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2005. — Разд. 1. — С. 102−123.
  61. Материалы Государственного университета. Высшая школа экономики. Межведомственный аналитический центр электронный ресурс. -Режим доступа: www. http://www.iacenter.ru/
  62. Материалы Тихоокеанского центра стратегических разработок. г. Владивосток (2007−2011 гг)
  63. , Н.Д. Региональное прогнозирование и региональное развитие России. -М: Наука, 1995. -221 с.
  64. , A.A. Теоретические аспекты формирования конкурентоспособных кластеров в странах с переходной экономикой // Вестник КРСУ. -2002
  65. , П.А. Проблемы и перспективы развития экономики Российского Дальнего Востока / Исторический опыт освоения Дальнего Востока. Экономические и социально-демографические проблемы. Благовещинск: Изд-во АМГУ, 2000. Вып.1. 7−17. (29)
  66. Мировой опыт развития морского транспорта. Доклад о развитии инфраструктуры морского транспорта РФ. Материалы госсударственного совета при РФ. Москва. 2007.
  67. , В. Информационные технологии в модели постиндустриальной экономики электронный ресурс. — Режим доступа: geoeconomics-cademy.ru> Articles/Mikhailenko
  68. , H.H. Региональная экономика и управление: учебное пособие для вузов / H.H. Михеева Хабаровск: Изд-во РИОТИП., 2000. — 400 с.
  69. , Ю.П. Становление новой научной парадигмы социально-экономической географии / География и природные ресурсы. 1986. — № 1. -С. 24−32.
  70. Мировое судостроение: портфель заказов за 2 года вырос вдвое -электронный ресурс. Режим доступа: http://www.rtpp.com.Ua/news/2008/04/22/4/ 916. html
  71. , Е.В., Снегирев Г. В. Национальная инновационная система: сущность и содержание / Собственность и рынок. 2004. — № 7. — С. 10−21.
  72. Морской транспорт России на фоне мировых тенденций // под редакцией М. В. Терского и И. И. Меламеда / М: Современная экономика и право, 2008 208 с.
  73. , В.П., Куречка, А.Г. Основные направления интеграции Транссиба в мировую транспортную систему / Транспорт Российской Федерации № 2, 2006
  74. , Л.А. Чем болеют наши кластеры? / Невское время, № 95 (2218), 30 мая 2000 г.
  75. , И.В. Конкурентоспособность стран и регионов в мировом хозяйстве: теория, опыт малых стран Западной и Северной Европы. -Москва-Смоленск, 2005. 496 с.
  76. , И.В. Конкурентоспособность и формы организации производства в постиндустриальных условиях / Шестые сократические чтения. Постиндустриальная трансформация социального пространства России М.: Эслан, 2006 240 с.
  77. , В. Новые формы организации инновационного процесса / «Экономист», № 9, 2003
  78. , О.Б. Промышленные округа в Италии электронный ресурс. — режим доступа: http://geo.lseptember.ru /2005/20/3.Ыш
  79. , М.Э. «Международная конкуренция». М.: Издат. дом «Вильяме», 2001. 495 с.
  80. Приморский край. Социально-экономические показатели: Статистический ежегодник / Приморскстат, Владивосток, 2009, 318 с.
  81. Примкрайстат. Показатели транспорта электронный ресурс. -режим доступа: http://www.primstat.ru
  82. Проблемы населения дальнего Востока / Авдеев Ю. А., Сидоркина З. И., Ушакова B. JL, Цициашвили Г. Ш., Вахненко Р. В., Вельская Е. Э., Соболева Т. А. Владивосток: Дальнаука, 2004. 212 с.
  83. , Д.В. Управление конкурентоспособностью региона -СПб: ГУАП, 2008. 235 с.
  84. Развитие логистики в России. Информационно-аналитический обзор. Санкт-Петербург. Изд-во SeaNews. 2010.-145 с.
  85. , М.Т. Территориальное устройство хозяйства и населения на российском Дальнем Востоке. Владивосток: Дальнаука, 2004. — 232 с.
  86. , Ю.В., Шестопалов А. Для кластерного развитии в РФ не хватает знаний и лидеров электронный ресурс. — режим доступа: http://www.naco.ru
  87. , В.Г. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие для вузов / Изд-во Дальневосточного университета. Владивосток 2001, — 149 с.
  88. , C.B. Управление логистическими цепями поставок: Учеб. Пособие. М.: Дело, 2006. — 368 с.
  89. , A.C., Чарей М. С. Транспортные узлы российского Дальнего Востока на фоне мировых тенденций развития морского транспорта / Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право Владивосток. -2010.-№ 1 (21).
  90. , Е.П., Стратегия развития регионов: теория, практика и новые подходы электронный ресурс. — режим доступа: http://www.bre.ru
  91. Судостроение Норвегии электронный ресурс. — режим доступа: http://www.korabel.su/images/jurnal/files/1 489 145 7534dac2fdae?bb.pdf
  92. Судостроение за рубежом. Южная Корея электронный ресурс. -режим доступа: http ://www.korabel.ru/news/comments/sudostroenieza rubezhom yuzhnayakoreya. html
  93. , С.Ф. Кластеры конкурентоспособности Финляндии / С. Ф. Сутырин, П. Н. Филиппов // Вестник Санкт-Петербургского университета Сер. 5. Вып. 1(№ 5) 2004.
  94. , А., Постижение истории. Сборник, М. 1966: Study of Historj. L., 1936. Vol, P. 13
  95. Транссиб добьет море. Золотой Рог № 19 2007 г. электронный ресурс. — режим доступа: http://www.zrpress.ru/zr/2007/19/55
  96. , В.П. Кластеры предприятий экономический инструмент интенсивного развития инновационного малого бизнеса — электронный ресурс. — режим доступа: http://www.subcontract.ru
  97. , В.П. Квазиинтеграция Экономическая основа инновационных кластеров предприятий — электронный ресурс. — режим доступа: -http://old.econ.pu.ru
  98. Транспорт в Приморском крае: Статистический сборник / Примор-скстат, 2009. 54 с.
  99. , Т.Д. Россия и АТР в глобальной транспортной системе: Монография. Владивосток: Изд-во Дальневост. Ун-та, 2007. — 244 с.
  100. , М.В. Транспортная стратегия 2030 ориентирует нас на транзит / Дальневосточный капитал № 11 (123) ноябрь, 2010.
  101. , И.В. Основные направления развития транспортно-логистической инфраструктуры Приморского края / Материалы Дальневосточного экономического конгресса. Владивосток, 2011 г.
  102. , Т.В. Кластерная теория экономического развития // «Теория и практика управления». 2003. — № 5. — С.40
  103. , В. Основы прогнозирования систем. М.: Финансы и статистика, 1986., с. 29
  104. , Е.А. Новые технологии, инновации и успех бизнеса // Менеджмент качества, № 01, 2008. С. 60 — 71.
  105. , А.Г. Аутсорсинг логистических услуг в мировой практике ведения бизнеса электронный ресурс. — режим доступа: http://alcherkesov.narod.ru
  106. , Н.В. Новая инновационная политика ЕС / Информационное общество. 2005. — № 5. — С. 17−18.
  107. , И. Теория экономического развития (Исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры): пер. с англ. М.: Прогресс, 1982. — 455 с.
  108. Электронный ресурс ОАО «ВМТП» электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.vmtp.ru
  109. Электронный ресурс Режим доступа: http://trademaster.com.ua/146/ ?txttnews%5Bttnews%5D=3272&cHash=0b6e0dd 4fd
  110. Электронный ресурс Минэкономразвития РФ / Инвестиционные проекты Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/ econReg/investproj ect
  111. Aaltonen S. Country report: Finland // SE Entre, Turku School of Economics, Finland. 2007.
  112. Ahonen P. Communications Superpower // Virtual Finland, August 2003. электронный ресурс. -http://virtual.finland.fi
  113. Anecdotal Survey of Regional Clusters in Japan (Sapporo, Hamamatsu, Kobe and Kitakyushu) / JETRO 2004
  114. Andersson Т., Hansson E., Serger S.S., Solvel J. The Cluster Policies Whitebook: IKED, 2004. 248 p. P — 53.
  115. Bell D. The Coming of Post-Industrial Society: A Venture of Social Forecasting. New York: Basic Books, 1973.
  116. Camagni, R. On the concept of territorial competitiveness: sound or misleading? // Urban Studies, Vol. 39, № 13, 2002. pp. 2395−2411.
  117. Chesbrough, H.W., Teece D.J. When is virtual virtuous? Organizing for innovation.// Harvard business review. 1996.Jan. Febr. p 65 — 73.
  118. Clusterland Upper Austria электронный ресурс. — Режим доступа: http ://www.regins.org
  119. Clusters, Innovation, and Competitiveness: New Findings and Implications for Policy // Professor Michael E. Porter Institute for Strategy and Competitiveness Harvard Business School Stockholm, Sweden 22 January 2008.
  120. Cortright, J. Making Sense Of Clusters: Regional Competitiveness And Economic Development 2006 p 49.
  121. Dahmen, E. Development Blocks in Industrial Economics. Paper presented at workshop on New Issues in Industrial Economics, Case Western Reserve University, Ohio, June 1988. Forthcoming in Scandinavian Economic Review
  122. Dahmen, E. Entrepreneurial Activity and the Development of Swedish Industry, 1919 1939. Stockholm: Industries utredningsinstitut, 1950.
  123. Douglas, В., James Mueller, bryanYoud «Technology in the Next Generation of Supply Chain Outsourcing — Leveraging Capabilities of Fouth Party Logistics», AscetVolume 1, (April, 1999)
  124. Eccles, R. The quasifirm in the construction industry // Journal of Economic Behavior and Organization. 1981. Vol.2. P.335−337.
  125. Emmelhainz, M. EDI: A Total Management Guide NY: Van Nostrand Reinhold, 1990
  126. Enright, M. J. Regional clusters and economic development: a research agenda. Boston: Harvard Business School, 1993.
  127. Enright, M.J. Regional Clusters: What we know and what we should know. Paper prepared for the Kiel Institute International Workshop on Innovation Clusters and Interregional Competition, 2002. P. 18.
  128. Feldman, V. P., Audretsch, D.B. Innovation in Cities: Science based Diversity, Specialization and Localized Competition-European Economic Review. -1999.-№ 43.-P. 409−429.
  129. , C., (1987), Technology Policy and Economic Performance: Lessons from Japan, Pinter, London.
  130. Hernesniemi, H., Lammi M., Yia-Antilla P. Advantage Finland: The Future of Finnish Industries. Helsinki, 1995.
  131. Humphrey, J., Schmitz, H. Governance and Upgrading: Linking Industrial Cluster and Global Value Chain Research. IDS Working Paper № 120, 2000.
  132. Implications for Policy // Institute for Strategy and Competitiveness. Harvard Business School Stockholm, Sweden 22 January 2008
  133. Industrial Clusters and Regional Development. The Case of Timisoara and Montebelluna. Isbasoiu, George Marian University of Urbino «Carlo Во» 01 December 2006.
  134. Institute of Shipping Economics and Logistics. электронный ресурс. — Режим доступа: www.isl.org
  135. International Workshop on Innovation Clusters and Interregional Competition, 2002.-P. 18.
  136. Johanson, J. and others. Firms in Networks: A New Perspective on Competitive Power. Uppsala, 1995.
  137. Ketels, C. European Clusters, Structural Change in Europe 3, Innovative City and Business Regions Hagbarth Publications. 2004
  138. Krugman, P. Competitiveness: A Dangerous Obsession // Foreign Affairs, March/April, vol. 73, № 2, 1994.
  139. Krugman, P. Development, geography and economic theory. Cambridge: MIT Press, 1995.
  140. Lloyd’s Marine Intelligence Unit. электронный ресурс. — Режим доступа: www.lloydsmiu.com
  141. Losch, A. The Economics of Location, Fischer Verlag, Jena
  142. Maillat, D. The innovation process and the role of the milieu // Regions Reconsidered: Economic Networks, Innovation, and Local Development. London: Mansell, 1991.
  143. Marshall, A. Principles of Economics, first edition, 1890.
  144. Maritime Transport Policy. Improving the competitiveness, safety and security of European shipping. European Commissions, Directorate-General for Energy and Transport. Brussels, 2006.
  145. Martin, R., Sunley P. Deconstructing Clusters: Chaotic Concept or Policy Panacea? // Journal of Economic Geography, Vol. 3, 2003. pp. 5- 35.
  146. Mattson, Gunnar L. Management of Strategic Change in a 'Markets-as-Networks' Prespektive. In The Management of Strategic Change, edited by Andrew M. Pettigrew. Oxford, New York: Basil Blackwell, 1987.
  147. Migrants, labour markets and integration in Europe: a comparative analysis // Rainer Munz Hamburg Institute of International Economics, October 2004.
  148. Miles, R., Snow С: 1) Fit, failure and the hall of fame // Strategic Management Journal. 1986. Vol.2. N 7
  149. National Industrial Strategy for Finland. Ministry of Trade and Industry1. Publications. 1993. № 3.
  150. Porter, M.E., Competitive Advantage, Free Press, New York, 2 001 188
  151. Porter, M. E. Clusters, Innovation and Competitiveness: New Findings and Porter, Michael E.
  152. Porter’s Cluster Strategy Versus Industrial Targeting // Douglas Woodward Professor of Economics Director, Division of Research University of South Carolina July 1, 2005
  153. Porter, M. E., Schwab K. The Global Competitiveness Report 2008 -2009 // Geneva, Switzerland 2009
  154. Rabelotti, R «Cluster development and BDS promotion», «Is There an 'Industrial District Model», Footwear Districts in Italy and Mexico Compared, World Development, Vol. 23, № i (1995), pp. 29- 41.
  155. Report to Congress on the Performance of Ports and the Intermodal System. US Department of Transportation Maritime Administration. Washington D.C., June 2005. электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.marad.dot.gov
  156. Robins Garry. Cutting Down the Freight weight // Stores. 1993. February. P.29.
  157. Rosenfeld, S. Industrial Strength Strategies: Regional Business Clusters and Public Policy. Washington, DC: Aspen Institute, 1995.
  158. Schultz, T.W. Investing in Human Capital. N.Y., 1971- Investing in People. — Los Angeles, 1981- Lucas R.E. On the Ms chanism of Economic Development // Jours of Monetary Economics. — 1988. — No.22 — P. 3 — 42.
  159. Schumpeter, J.A. (1934, 1996), The Theory of Economic Development, Transaction Books, London-
  160. , F. (1992), «The Quantitative Importance of Marshallian Industrial Districts in the Italian Economy», in Pyke et al. (eds.), Industrial Districts and Local Economic Regeneration, International Institute for Labour Studies, Geneva, 75−107.
  161. Solvell, О., Lindqvist G., Ketels Ch. The Cluster Initiative Greenbook. The Competitiveness Institute/ VINNOVA, Gothenburg, 2003. p. 11.
  162. Solvell, O. Clusters Balancing EvolutionaryandConstructive Forces. Sweden.2009. — электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.cluster-research.org/redbook.htm. P.63, 70.
  163. Spatial Analysis, Industry and the Industrial Environment. Progress in Research and Applications. Vol. 1. Industrial systems / Edited by F.E.I. Hamilton and Linge G.J.R. Chichester, N.Y., Brisbane, Toronto: Wiley, 1979. 289 p.
  164. Stokey, N.L. Human Capital, Product Quality and Growth // Quarterly Journal of Economics.- 1991. -No.106. P. 578−616- Rebelo S.T.Long-Run Analysis and Long-Run Growth // Journal of Political Economy. — 1991. — No.99. — P-500−521.
  165. The competitive Regional Clusters: National Policy Approaches. -электронный ресурс. Режим доступа: http://www.oecd.org
  166. The International Association of Ports and Harbors. электронный ресурс. — Режим доступа: www.iaphworldports.org
  167. The Marine Transportation System and the Federal Role. Measuring Performance, Targeting Improvement. Transportation Research Board Special Report. Washington D.C., 2004.
  168. Toledano, J. A propos des lieres industrielles // Revue d’Economie Industrielle. 1978. Vol. 6. № 4. P. 149 158.
  169. UNCTAD. Transport newsletter, various issues, 2004−2006. электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.unctad.org/Templates/ Start-Page.asp?intItemID=2068
  170. YoungBlood Glay EDI Trial and Error // Transportation and Distribution. 34:4 1903. April. P.46.
  171. World Shipping Council. электронный ресурс. — Режим доступа: www.worldshipping.org1. Определения кластера
  172. Abtop Год Источник Определение
  173. Porter 1990 The competitive advantage of nations Промышленный кластер ряд отраслей, связанных через связи покупатель-поставщик или поставщик-покупатель, или через общие технологии, общие каналы закупок или распределения, или общие трудовые объединения.
  174. Schmitz 1992 On the clustering of small firms Кластер группа предприятий, принадлежащих одному сектору и действующих в тесной близости друг к другу.
  175. Enright 1996 Regional clusters and economic development Региональные кластеры это промышленные кластеры, в которых фирмы участники находятся в тесной близости друг к другу.
  176. Porter 1998 On competition Кластер географически близкая группа связанных компаний и взаимодействующих институтов в специфической области, связанная общностями и взаимодополнениями.
  177. Feser 1998 Old and new theories of industry clusters Экономические кластеры не только связанные и поддерживающие отрасли и институты, а скорее связанные и поддерживающие институты, которые более конкурентоспособны на основании их взаимосвязей.
  178. Swann and Prevez-er 1998 The dynamics of industrial clustering Кластер означает большую группу фирм в связанных отраслях в отдельной местности.
Заполнить форму текущей работой