Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование и механизм реализации муниципальной программы социально-экономического развития

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Особую значимость в рамках механизма реализации муниципальных программ социально-экономического развития имеет создание организационных структур, осуществляющих мониторинг, коммуникацию, интеграцию и другие специфические функции управления, например агентства муниципального развития (AMP). AMP предназначены для поиска источников финансирования развития инфраструктуры, снижения расходов местных… Читать ещё >

Содержание

  • EJIABA 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И МЕХАНИЗМ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ
    • 1. 1. Теоретические основы социально-экономического развития муниципального образования
    • 1. 2. Ресурсный потенциал муниципального образования как элемент стратегии социально-экономического развития территории
    • 1. 3. Муниципальные финансовые инструменты развития социально-экономических процессов
  • ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
    • 2. 1. Методика оценки социально-экономического развития муниципальных образований
    • 2. 2. Анализ тенденций и особенностей развития муниципальных образований Белгородской области
    • 2. 3. Оценка устойчивости муниципальных образований Белгородской области
  • ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ И МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
    • 3. 1. Формирование и реализация программы социально-экономического развития муниципального образования
    • 3. 2. Организационное обеспечение процесса реализации программы муниципального развития
    • 3. 3. Экономический механизм развития муниципального образования и методика расчета его общественной эффективности

Формирование и механизм реализации муниципальной программы социально-экономического развития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В современных условиях от устойчивого социально-экономического положения регионов и муниципальных образований, входящих в их состав, зависит стабильное функционирование и развитие экономики страны в целом. Вместе с тем, становление рыночных отношений, характеризующихся многоукладностью и экономической обособленностью экономических субъектов, декларированным Конституцией РФ разграничением предметов ведения государственной власти и местного самоуправления, сопровождалось изменениями, затронувшими такие элементы социально-экономической системы муниципальных образований, как: численность населения, границы территорий, социальная инфраструктура, экономический потенциал, финансовые ресурсы, внешнеэкономическая и инвестиционная деятельность муниципалитета. В результате, в настоящее время в значительном количестве муниципальных образований отсутствует согласованная и эффективная система управления социально-экономическим развитием муниципальных образований, направленная на повышение качества жизни населения.

В связи с этим существует объективная необходимость решения вопросов управления развитием муниципальных образований, обеспечивающих эффективное распределение ресурсов, максимальное удовлетворение потребностей общества и повышение качества жизни населения муниципальных образований, поиска путей совершенствования механизмов управленческой и прогнозно-плановой деятельности на уровне субъектов Федерации. Это предполагает комплексное изучение, обобщение и критическое переосмысление сложившихся в мировой и зарубежной теории и практике методологических основ и методических подходов к формированию более совершенной системы прогнозирования, планирования и программирования социально-экономического развития территорий.

Следовательно, формирование и реализация программ социально-экономического развития муниципального образования необходимы для выработки решений и осуществления практических действий по социально-экономическому развитию муниципальных образований, разработке и реализации общественно эффективных проектов развития, оказанию селективной поддержки отдельным секторам муниципальной экономики.

Степень разработанности проблемы. Теоретические основы функционирования органов местного самоуправления заложены в работах таких российских ученых, как С. Авакъян, Т. Авдеева, П. Анимица, В. Баранчиков, Г. Барабашев, В. Безобразов, Н. Бондарь, А. Васильчиков, И. Выдрин, А. Градовский, А. Кокотов, М. Краснов, JI. Мамута, Ж. Тощенко, В. Шрейдер, Е. Шугрина и др.

Исследованию методологических, методических и прикладных вопросов развития муниципальной экономики посвящены научные труды Р. Бабуна, В. Боголюбова, Н. Власовой, А. Воронина, М. Глазырина, Б. Гринчеля, Б. Жихаревича, В. Иванова, М. Ильина, Г. Ковалевой, А. Когута, В. Лексина, В. Любовного, Э. Пешиной, А. Татаркина, А. Швецова и других ученых.

Проблематика социально-экономического развития муниципальных образований нашла свое отражение и в работах таких зарубежных авторов, как А. Вебер, Р. Гнейст, В. Зомбарт, Б. Карлоф, Э. Маркварт, М. Паркинсон, А. Салливан, А. де Токвиль, Дж. Форрестер, Э. Харлоф, Л. Штейн и др.

Эволюция процессов регионализации в России наиболее полно представлена в трудах таких отечественных исследователей, как Н. Баранский, А. Гранберг, Г. Кржижановский, В. Лаженцев, Д. Львов, А. Магомедов, В. Маслаков, Р. Шнипер и других.

Обобщению и систематизации современных проблем регионального развития, а также поиску путей совершенствования региональной политики посвящены работы таких отечественных ученых-экономистов, как С.

Артоболевский, Jl. Бадмахалгаев, С. Доровский, Р. Попов, О. Пчелинцев, А. Тамбиев, Н. Тимощук, Б. Хорев и других.

Вопросы методологии и методики планирования и прогнозирования развития российских регионов в современных условиях нашли отражение в трудах А. Абдулгалимова, Н. Дорогова, В. Дудкина, А. Идрисова, В. Ишаева, О. Ломовцевой, А. Майбороды, И. Максимовой, Н. Матрусова, М. Мотышиной и других.

Исследованию особенностей планирования и прогнозирования социально-экономического развития регионов программными методами было уделено внимание в работах А. Злобина, О. Иншакова, В. Кирпичникова, В. Мосейко, О. Ваганова (Прядко), А. Самохвалова, С. Суспицына, В. Сутягина, С. Тейлора и других.

Однако, несмотря на наличие целого ряда интересных исследований, посвященных поиску эффективных форм региональной политики, потенциал программно-целевого подхода к планированию и прогнозированию социально-экономического развития региона и его муниципальных образований раскрыт, по мнению автора, не достаточно полно, что предопределило актуальность темы диссертационной работы, ее цель и задачи.

Целью исследования является теоретическое и методическое обоснование содержания и инструментов программы социально-экономического развития муниципального образования и разработка механизма ее реализации.

Для достижения поставленной цели в диссертационной работе потребовалось решить следующие задачи:

— исследовать теоретические основы социально-экономического развития муниципального образования;

— рассмотреть программные инструменты управления ресурсами социально-экономического развития на муниципальном уровне;

— изучить процесс формирования и механизм реализации программ социально-экономического развития муниципальных образований;

— сформировать методику оценки уровня социально-экономического развития муниципальных образований;

— проанализировать тенденции и особенности развития муниципальных образований Белгородской области;

— разработать механизм реализации программы социально-экономического развития муниципального образования;

— определить организационное и ресурсное обеспечение процесса реализации программы развития муниципального образования.

Объектом исследования является муниципальное образование и процессы его социально-экономического развития.

Предметом исследования являются организационно-экономические отношения, тенденции и механизмы формирования и реализации муниципальной программы социально-экономического развития.

Методологической и теоретической основой исследования послужили классические и современные труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам социально-экономического развития территорий.

Методология диссертационного исследования основана на использовании системного подхода, диалектической логики. В работе применялись такие научные методы, как субъектно-объектный, структурно-функциональный, приемы статистического и проектного анализа, теоретического моделирования.

Информационно-эмпирическую базу исследования составили статистические и аналитические материалы Федеральной службы государственной статистики, экспертные разработки российских и зарубежных ученых, опубликованные в научной литературе и периодической печати, материалы периодических изданий, сети Интернет. Нормативно-правовую основу настоящего исследования составили законы, нормативные акты, приказы и постановления федерального, регионального и муниципального уровня.

Положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Теоретическую основу исследования муниципального образования как социально-экономической подсистемы составляет концепция стратегического развития местного сообщества, основанная на принципах увязки интересов населения, органов власти, бизнес — сообщества и сбалансированности ресурсной обеспеченности устойчивого развития территорий. Она реализуется в программах, направленных на совершенствование как традиционных видов деятельности и форм сотрудничества, в наибольшей степени способствующих укреплению местной экономики, так и инновационных производств, обеспечивающих создание новых рабочих мест, повышение доходов населения, улучшение социальной инфраструктуры и др., посредством эффективного перераспределения между приоритетами социально-экономического развития в соответствии с необходимостью удовлетворения потребностей местного населения и требованиями повышения финансовой устойчивости и инвестиционной привлекательности территории ресурсов муниципального образования (основных фондов, земельно-имущественного комплекса, трудовых, финансовых, информационных ресурсов). При этом программно-целевой метод управления обеспечивает единство целевой ориентации, комплексность мероприятий, определенность сроков осуществления, адресность и увязку источников ресурсов.

2. Формирование программы развития включает ряд этапов: анализ социально-экономической ситуации, ресурсного потенциала и определение ключевых проблем муниципального образованиявыделение отраслей специализации экономики муниципального образованиявыбор приоритетных и системообразующих видов деятельностидиверсификация отраслевой структуры, позволяющая избежать структурного кризиса, массовой безработицы и падения уровня социально-экономического развитияразработка программных мероприятий на основе привлечения государственных и частных капиталовложенийопределение механизма реализации программы и его коррекционных возможностей.

3. Методика анализа социально-экономической ситуации включает: совокупность частных, интегральных и сравнительных показателейподсистему сбора и обработки данныхоценку «социального самочувствия» населенияопределение комплексной итоговой оценки. Последняя проводится на основе исчисления сводного индекса затратности по муниципальным образованиям определенного субъекта Федерации, составленного из коэффициентов уровня развития производства промышленной и сельскохозяйственной продукции, потенциала доходной базы бюджета муниципального образования, инвестиционной активности, обеспеченности населения жильем и объектами социально-культурной сферы. Дополнительно к этому проводится анализ состояния финансовой системы (разработка прогнозно-аналитических документоввыбор и обоснование наиболее' предпочтительных, с позиций местного сообщества, путей укрепления финансовой основы самоуправленияобоснование эффективного механизма перераспределения финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней), показывающий достаточность покрытия расходов территории собственной доходной базой, а также факторы, формирующие устойчивость социально-экономического развития муниципалитета, приемлемость и справедливость бюджетной политики.

4. Анализ состояния, уровня и тенденций развития муниципальных образований Белгородской области показал, что особенности реализации муниципальных программ социально-экономического развития связаны, с одной стороны, с необходимостью выработки способов согласования интересов различных субъектов хозяйственной деятельности, а с другой стороны, с наличием ограничений и регуляторов федерального и регионального уровней управления. Ведущую роль в этом играют методы воздействия (экономические, организационные, социально-психологические, информационные, маркетинговые, административные, правовые, кадровые), и принципы (комплексность, системность, адаптивность, интеграция ресурсов, баланс интересов участников программ, гласность, эффективность). Они находят отражение в механизме реализации муниципальных программ, включающем информационный, целевой, аналитический, институциональный, нормативно-правовой, организационно-экономический и контрольно-коррекционный блоки.

5. Особую значимость в рамках механизма реализации муниципальных программ социально-экономического развития имеет создание организационных структур, осуществляющих мониторинг, коммуникацию, интеграцию и другие специфические функции управления, например агентства муниципального развития (AMP). AMP предназначены для поиска источников финансирования развития инфраструктуры, снижения расходов местных бюджетов на обслуживание муниципального долга, повышения i кредитоспособности территории и выполняют процедуры формирования информационных баз проектованализируют состояние и планируют (стратегически, тактически, оперативно) развитие отраслей специализации и приоритетных отраслейорганизуют деятельность рабочих групп по реализации программ, проектоврешают вопросы ресурсного обеспеченияоценивают ожидаемые эффекты и проводят мониторинг их достижениявырабатывают рекомендации и предложения по внесению изменений в программы, проекты и в1 стратегию развития муниципалитета.

Научная новизна исследования:

— раскрыта роль программно-целевого метода управления формированием ресурсов для обеспечения социально-экономического развития муниципального образования, создающего условия для согласования целевых ориентиров, гарантирования комплексности мероприятий, достижения" определенности сроков осуществления, адресности, увязки источников ресурсов;

— выделены этапы процесса формирования муниципальных программ социально-экономического развития и обоснована последовательность их осуществления: анализ ситуации и выявление проблемрассмотрение альтернативных вариантов развития за счет отраслей традиционной специализации и приоритетных, системообразующих отраслей экономики муниципального образованияразработка механизма реализации и коррекции программных мероприятий;

— сформирована методика оценки социально-экономической ситуации и ключевых проблем муниципального образования, включающая определение сводного индекса затратности территории и состояния финансовой системы с применением метода группировки и дискриминантного анализа;

— определено содержание специфических функций управления (мониторинг, коммуникация, интеграция) в составе информационного, аналитического, институционального, нормативно-правового, организационно-экономического, контрольно-коррекционного блоков механизма реализации муниципальных программ, помимо традиционных, необходимых для согласованного, взаимосвязанного функционирования всех элементов социально-экономической системы;

— разработан комплекс мероприятий по созданию агентства муниципального развития, предназначенного для организационного и ресурсного обеспечения реализации программ социально-экономического развития за счет формирования пакета проектов по повышению инвестиционной привлекательности и финансовой устойчивости территории.

Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что сформулированные в исследовании научные положения, выводы и предложения могут быть использованы в практической деятельности органов местного самоуправления при решении проблем социально-экономического развития муниципальных образований.

Применение содержащихся в исследовании рекомендаций призвано способствовать устойчивому развитию муниципальных образований, устранению диспропорций в социально-экономическом состоянии отдельных субъектов Федерации и развитию механизмов, обеспечивающих экономический рост и повышение качества жизни населения на муниципальном уровне.

Ряд положений диссертационного исследования может быть использован для учебно-методической работы и преподавания курсов «Региональная экономика», «Муниципальный» менеджмент" в высших учебных заведениях.

Апробация результатов работы. Результаты исследования были положительно оценены и нашли практическое применение при выполнении автором научно-исследовательской работы: Анализ стратегических альтернатив развития и разработка рекомендаций по подготовке программ реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования (Распоряжение губернатора области от 11 января 2007 г. № 2-р).

Основные положения и результаты диссертационного исследования были опубликованы, докладывались, обсуждались и были одобрены на конференциях и семинарах различного уровня, в том числе: на конференциях молодых ученых «Региональная наука» (г. Москва, 2005 — 2006 гг.), научных конференциях ОРАГС (2005;2007 гг.).

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В современных условиях, характеризующихся усилением неоднородности территориального развития на уровне субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, наблюдается повышение роли муниципальных образований в решении проблем реформирования экономики и регулирования социально-экономических процессов на местном уровне, что, в свою очередь, обусловливает необходимость совершенствования информационно-методического инструментария управления процессом социально-экономического развития муниципальных образований.

Муниципальные образования как сложные социально-экономические системы должны одновременно обладать устойчивостью к неблагоприятным внешним воздействиям, и нацеленность на устойчивое социально-экономическое развитие. Управление развитием направлено на повышение этого уровня исходя из генеральной цели муниципальной деятельностиповышение качества жизни населения. Особенно актуальным данный аспект функционирования муниципальных образования является в силу значительной диспропорции в муниципальном ресурсном обеспечении и соответствующей деформации в социально-экономическом развитии данных территорий.

Проведенное в диссертации исследование позволило рассмотреть основные аспекты функционирования муниципальных образований, исследовать закономерности их социально-экономического развития и выявить основные инструменты воздействия на социально-экономические процессы на местном уровне, и особенности их ресурсного обеспечения и реализации.

В диссертации отмечается, что в условиях реформирования всей системы местного самоуправления необходима разработка новой организационно-динамической модели управления, которая соответствует новым целям и задачам социально-экономического развития муниципального образования. Без решения этих вопросов невозможна структурная перестройка и модернизация производства, активизация инвестиционной деятельности, повышение платежеспособного спроса населения, оздоровление финансов, достижение заданных темпов экономического роста в стране в целом.

Выполненное в диссертационной работе исследование позволило разработать научно-обоснованные рекомендации по совершенствованию механизма управления социально-экономическим развитием на муниципальном уровне и созданию институциональных условий реализации этого процесса:

1. Систематизация существующей терминологической базы позволило обосновать авторскую трактовку термина «муниципальные интересы», охарактеризовать существующие муниципальные социально-экономические интересы и сделать вывод о целях, задачах, принципах и приоритетных направлениях социально-экономического развития муниципального образования.

2. Определены три взаимосвязанных модуля процесса реализации ресурсного потенциала муниципального образования, позволяющие выявить организационно-экономические мероприятия по ресурсному обеспечению процесса муниципального социально-экономического развития.

3. Проанализированы основные направления социально-экономического развития муниципальных образований конкретного субъекта ФедерацииБелгородской области. На основании сравнительного анализа выявлены преимущества и недостатки существующих отечественных и зарубежных методик оценки данного процесса и используемых показателей.

4. Проведенный в рамках диссертационного исследования анализ позволил сделать вывод о целесообразности расчета нового показателясводного индекса затратности муниципального образования, на основании которого в работе предложена методика сравнительной оценки финансово-экономической устойчивости муниципальных образований, позволяющая определить перспективные направления социально-экономического развития конкретной территории.

5. Обоснованы этапы разработки программы социально-экономического развития муниципального образования и определен механизм реализации программы муниципального развития. Процесс формирования условий для успешной реализации программы экономического развития муниципального образования описан с помощью модифицированной схемы его четырехэтапного реформирования с создания условий устойчивого развития и экономического роста.

6. В целях развития информационно-аналитического обеспечения процессов развития муниципальных образований возможно создание специальных институтов, которые возьмут на себя функции, связанные с процедурой формирования информационных баз проектов муниципального развития, а также, способных повышать инвестиционную привлекательность муниципального образования. Процесс реализации программы муниципального развития целесообразно осуществлять с помощью новых организационных структур — агентств муниципального развития.

7. Даны методические рекомендации по разработке программы социально-экономического развития муниципального образования «Губкинский городской округ» Белгородской области, в разработке экономического направления которой автором было принято непосредственное участие. Предлагается ряд целевых ориентиров данного стратегического плана развития муниципального образования, позволяющих обеспечить инвестиционную привлекательность района и соответственно ресурсное обеспечение его развития, создание новых рабочих мест для экономически активного населения муниципального образования.

8. В диссертационном исследовании определены взаимосвязи коммерческой и общественной эффективности ресурсного обеспечения программ муниципального развития, которые позволили сформулировать методические рекомендации по оценке общественной эффективности участия муниципального образования в реализации конкретного проекта социально-экономического развития, предложены и рассчитаны показатели общественной эффективности проекта «Разработка Гостищевского месторождения по добыче железной руды».

В целом, в результате диссертационного исследования получены следующие результаты. В теоретическом аспекте — с учетом современных требований и тенденций сформулированы предложения по совершенствованию механизма управления социально-экономическим развитием на муниципальном уровне, а также комплекс мер по информационно-аналитическому, организационному и ресурсному обеспечению данного процесса.

В прикладном аспекте — внедрение авторских разработок будет способствовать решению первоочередных задач социально-экономического развития муниципальных образований, а также повышению эффективности их деятельности по повышению качества жизни населения на местном уровне в стратегической перспективе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. — М.:Юрайт.-1998.-48с.
  2. Европейская Хартия местного самоуправления //Народный депутат. -1993. -№ 11.
  3. Федеральный закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131-ФЭ //Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. — № 40. — Ст. 3822.
  4. Федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. -М., Изд-е офиц., 1995.-№ 30.-Ст.2871.
  5. , Л.И. Стратегия России взгляд в завтрашний день (методологические размышления) / Л. И. Абалкин // Экономист. 2003. — № 7 — С. 3−9.
  6. , A.M. Методология статистического анализа и прогнозирования социально-экономических и экологических процессов вреспублике Дагестан: Автореф. дис. докт. экон. наук / A.M.
  7. Абдулгалимов. -М., 2000. -42 с.
  8. , Т.Т. Социально-экономическое развитие местного сообщества: теоретико-методологическое основы / Т. Т. Авдеева // Автореф. дисс.докт. экон. наук. Краснодар, 2001.
  9. , Ю.В. Основные цели совершенствования государственной политики в области местного самоуправления / Ю. В. Агибалов, Т. М. Бялкина // становление гражданского общества: Личность, самоуправление, власть: монография. Воронеж, 2002. — С.116−124
  10. Акты местного самоуправления: правовое положение, юридический режим и классификация. Обнинск: Ин-т муницип. Управления, 2001. — 98 с.
  11. , А. Неравномерность развития муниципальных образований // Вопросы экономики. 2005. — № 8.-С. 97−105.
  12. , Е. Компетенции и полномочия органов местного самоуправления / Е. Анимица, А. Тертышный // Управленческое консультирование. 1999. — № 4.
  13. , С.С. Региональная политика, направленная на снижение территориальных, экономических и социальных диспропорций в Российской Федерации: Проект концепции / С. С. Артоболевский // Регион: экономика и социология. 2001. — № 1. — С.4−34.
  14. , А.Ш. Государственное регулирование развития экономики региона // Региональная экономика: теория и практика.- 2003.-№ 1.-С.25−31.
  15. , Н.С. Региональная экономика: предмет и принципы исследования/ Н. С. Бабинцева, Н. П. Кузнецова // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 5. Экономика. 1996. — № 2. — С. 43−48-
  16. , А. М. Государственные и муниципальные финансы: учебник для вузов / А. М. Бабич, JI. Н. Павлова. М.: Финансы, 2001. — 687 с.
  17. , Р.В. Организационные структуры администраций городов: проблемы оптимизации / Р. В. Бабун, Е. Н. Старченко // Городское управление. 2003. — № 5. — С. 15−21.
  18. , Л.Ц. Региональная экономика России / Л. Ц. Бадмахалгаев Элиста, 2001. — 384 с.
  19. , Г. В. Местное самоуправление / Г. В. Барабашев. М.: МГУ, 1996.-352 с.
  20. , С. Анализ межрегиональной дифференциации и построение рейтингов субъектов Российской Федерации / С. Баранов, Т. Скуфьина // Вопросы экономики. 2005. — № 8. — С. 54−75.
  21. , Н.Н. Научные принципы географии / Н. Н. Баранский. -М., 1980.-С. 25−47.
  22. , Н.Н. Экономическая географии. Экономическая картография / Н. Н. Баранский. М., 1956. — С. 30−38.
  23. , В.А. Муниципальное право Российской Федерации / В. А. Баранчиков. -М.: ЮНИТИ ДАНА: Закон и право, 2005. -383 с.
  24. , Л. Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка / Л. Е. Басовский. М.: Экзамен, 2002. — 480 с.
  25. , В. П. О влиянии экономической науки на государственную жизнь/ В. П. Безобразов. М. — 1876. — С. 28
  26. Библиотека местного самоуправления. Целевые программы развития регионов: Рекомендации по совершенствованию разработки, финансирования и реализации / Под ред. Любовного В. Я. — М., 2000. — 324 с.
  27. , А.Г. К оценке бюджетной обеспеченности регионов / А. Г Бирюков // Финансы.-2001.-№ 4.-С. 10−12.
  28. И.А. Концептуальные основы финансового менеджмента / И. А. Бланк. М.: Эльга-Н, 2003. — 687 с.
  29. , М. Экономическая мысль в ретроспективе / М.Блауг. М.:1. Дело ЛТД, 1994.-765 с.
  30. , B.C. Методологические основы управлениясовременным крупным городом: Дис.докт. экон. Наук / B.C. Боголюбов.- С.- Петербур. гос. инженерно-экономическая академия. СПб., 1999. 375 с.
  31. Большая советская энциклопедия. В. 30 томах. — М.: Изд-во советская энциклопедия, 1969−1978. 18 240 с.
  32. , Н.С. Муниципальное право и практика его реализации в городском самоуправлении / Н. С. Бондарь, М. А. Чернышев. Ростов-на-Дону, 1998.-248 с.
  33. , О.И. Управление финансовыми регионами страны/ О. И. Боткин // Проблемы региональной экономики. 2004. — № ¾ — С. 110 123
  34. , К. Основы стратегического менеджмента / К. Боумен. -М.: Банки и биржи, ЮНИ-ТИ, 1997.
  35. , А.И. О самоуправлении. Сравнительный обзор русских и иностранных земских и общественных учреждений / А. И. Васильчиков. СПб. — 1869−1871. — Т. 1−3.
  36. , М. Хозяйство и общество. Глава II: Основные социологические категории хозяйствования / М. Вебер // Экономическая социология. 2005. — Т.6. — № 1. — С. 46 — 48.
  37. , Н. Стратегическое планирование городского развития: теория и практика / Н. Власова // Управленческое консультирование.- 1999. -№ 3. С. 42−45.
  38. А.Г. Финансы муниципального образования / А.Г.
  39. Воронин II Проблемы городов переходных экономик: Сборник статей. М.: Фонд «Институт экономики города», 2000. — 232 с.
  40. , А.Г. Муниципальное хозяйствование и управление: проблемы теории и практики / А. Г. Воронин. М.: Финансы и статистика, 2002.-213 с.
  41. , И.В. Муниципальное право России / И. В. Выдрин / Учебник для вузов. Под ред. Б. И. Скуратова. — М.: Норма, 2005 — 320 с.
  42. A.JI. Развитие региона: цели, закономерности, методы управления: Учебно-методическое пособие / A.JI. Гапоненко, В. Г. Полянский. М.: Изд-во РАГС, 1999.-135с.
  43. , A.JI. Стратегия социально-экономического развития: страна, регион, город: Учеб. пособие/ A.JI. Гапоненко. — М.: Изд-во РАГС, 2001.-224с.
  44. , И.Э. Экономико-математическое моделирование территориальных систем: регион, отрасль, предприятие / И. Э. Гимади. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2002. 386 с.
  45. , М. Корпоративные формы территориальной интеграции производства (на примере муниципальных образований) / М. Глазырин, Т. Киселева, А. Фаворский // Экономист. 2003. — № 2. С. 65−69.
  46. , М. Муниципальный производственно-социальный комплекс и механизмы его саморазвития / М. Глазырин // Экономист. 2002. — № 2. — С. 68−74.
  47. , Р. Правовое государство и административные суды Германии. 2-е изд. / Р. Гнейст. СПб., 1896
  48. , И.М. Управление экономическими механизмами, повышающими конкурентоспособность регионального агрокомплекса/ И. М. Гоголев. Ижевск: ИЭ УрО РАН, 2006. — 227 с.
  49. , В.И. Развитие местного самоуправления в системеуправления крупным городом: Автореф. дис.докт. экон. наук. / Акад.нар. хоз-ва при Правительстве РФ. / В. И. Голованов. М., 1998. — 48 с.
  50. Государственное регулирование рыночной экономики: федеральный, региональный и муниципальный уровни (вопросы теории и практики) / под ред. Н. А. Волгина. М.: изд-во РАГС, 1997.-356с.
  51. , А.Д. Сочинения / А. Д. Градовский. М1.: Наука, 2001.-512 с.
  52. , А.Г. Основы региональной экономики / А. Г. Гранберг / Учебник для вузов. 2-е изд. — М.: ГУ ВШЭ, 2001. — 495 с.
  53. , Б.М. Городское стратегическое планирование / Б.М.
  54. Гринчель // Экономика. Политика. Инвестиции. 2000. — № 1(6). — С. 42−43.
  55. , Б.М. Методология и практика городского стратегического планирования / Б. М. Гринчель, Н. Е. Костылева / СПб.: ИРЭ РАН, 2000. 88 с.
  56. , В.И. О федеральных целевых программах регионального развития / В. И. Гришин // Финансы. — 2002. № 4. — С. 13−15.
  57. , В.И. Региональная экономическая политика и межбюджетные отношения / В. И. Гришин // Финансы. 2005. — № 4. — С. 5055.
  58. , Г. В., Управление региональной экономикой / Г. В. Гутман, А. А. Мироедов, С. В. Федин. М.: Финансы и статистика, 2002. — 176 с.
  59. , С.Б. Управление экономическими пропорциями региональной воспроизводственной системы (структурный аспект): Автореф. дисс.. .канд. экон. наук / С. Б. Доровский. Таганрог, 2000. — 23 с.
  60. , Н. Обоснование выбора экономической стратегии региона / Н. Дорогов // Проблемы теории и практики управления. 1998. — № 1. З.-С. 36−40.
  61. , В. Индикативное планирование: о сущности и методологическом инструментарии / В. Дудкин // российский экономический журнал. 1997. — № 4. — С. 104 — 106.
  62. , В.Н. Система показателей мониторинга устойчивости региональной финансовой системы / В. Н. Едронова, А. А. Кавинов //Финансы и кредит.-2005.-№ 8.- С.4−11.
  63. .С. Стартовый этап работ по стратегическому планированию и маркетингу в Ярославле / Б. С. Жихаревич, Л. И. Лимонов // Опыт разработки стратегий развития в российских городах. — СПб.: Институт Евроград. 2000. — 78 с.
  64. , Б.С. Основы стратегического планирования экономического развития города / Б. С. Жихаревич // СПб.: Институт Евроград. 1996. — № 7. — С. 31−37.
  65. , B.C. Теория экономики города / B.C. Занадворов, И. П. Ильина. -М.: ВШЭ, 1999.- 183 с.
  66. , А.Г. Системный подход к разработке региональных программ экономического развития (на примере Удмуртской Республики): Автореф. дисс.канд. экон. наук / А. Г. Злобин. — Казань, 1999. 24 с.
  67. , В. Социология / Пер. с нем. И. Д. Маркусона / В. Зомбарт. М.: УРСС, 2003
  68. , В.Б. Территориальное управление: Методология, теория, практика / В. Б. Зотов. М.: ИМ-Информ, 1998.
  69. , В.В. Региональное экономическое программирование: трудный путь становления / В. В. Ивченко // ЭКО. 2002. — № 11. — С. 130 135.
  70. , А.Б. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций / А. Б. Идрисов. М.: филинъ, 1997. — С.23 — 47.
  71. , М.П. Проектирование оргструктуры региона на основе системного подхода / М. П. Ильин // Российский регион 21 век.
  72. Перспективы социально-политического и экономического развития. Сборник материалов и тезисов докладов юбилейной научно-практической конференции, посвященной 10-летию ВАГС. Волгоград: Изд-во ВАГС, 2001.-С. 69−73.
  73. , О.В. Научные основы реализации концепции перехода Волгоградской области к устойчивому развитию / О. В. Иншаков // проблемы и перспективы устойчивого развития Волгоградской области. Сборник научных статей. Волгоград, 2000. — С. 4−11.
  74. , О.В. О стратегии развития южного макрорегиона России: методологические и методические проблемы формирования / О. В. Иншаков. Волгоград: ВолГУ, 2003. — 96 с.
  75. , В. Основные принципы стратегии социально-экономического развития России / В. Ишаев // Проблемы теории и практики управления. 2001. — № 5. — С. 21−26.
  76. , Б. Деловая стратегия / Б. Карлоф / Пер. с англ. — М.: Экономика, 1991.-329 с.
  77. , А. Е. Система местного самоуправления / А. Е. Когут. -СПб., 1995.-364 с.
  78. , А.Н. Новый федерализм / А. Н. Кокотов // Правовые основы российского федерализма. Уфа: РИО БашГУ, 2004. — С. 592 — 596.
  79. , Е.А. Организационный механизм трансформации экономических систем. Проблемы теории и практики / Отв. ред. Н. А. Потехин. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2002.
  80. , М. Правовое государство: десятилетняя эволюция российской государственности: Семинар Московского Центра Карнеги, 29 мая 2001: Доклад / М. Краснов. М.: Московский Центр Карнеги, 2001. -12 с.
  81. Краткий экономический словарь / Под ред. А. Н. Азрилилияна. -М.: Институт новой экономики, 2001. 1008 с.
  82. , Г. М. Избранное / Г. М. Кржижановский. — М., 1957.-С. 34−56.
  83. , М.Ю. Стратегия социально-экономического развития региона на основе программно-целевых методов управления (напримере Воронежской области). Автореф. дисс.канд. экон. наук / М.Ю.
  84. Кривошеева. — Воронеж, 2003. 22 с.
  85. , В.Н. Территориальное развитие: методология и опыт регулирования / В. Н. Лаженцев. СПб., 1996. — 109 с.
  86. , В.Н. Экономико-географический подход к территориальной организации хозяйства // Человек общество -окружающая среда: Пленарные доклады Международной экономической конференции / Под ред. Татаркина А. И. — Екатеринбург: УрО РАН, 2001. -123 с.
  87. , Н.И. Региональная политика в странах рыночной экономики / Н. И. Ларина, А. А. Киселышков. М., 1998. — С. 7 — 15.
  88. , В.Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития / В. Н. Лексин,
  89. А.Н. Швецов. М.: Эдиториал УРСС, 2003. — 368 с.
  90. , В.Н. Муниципальная Россия: социально-экономическая ситуация, право, статистика: в 5 т. / В. Н. Лексин, А. Н. Швецов. М.: Эдиториал УРСС, 2001. — Т. 1. — 992 с.
  91. , О.А. Планирование и прогнозирование региональной социоприродохозяйственной системы / О. А. Ломовцева. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 1998.-342 с.
  92. , Д. Региональная политика как фактор роста / Д. Львов // проблемы теории и практики управления. 2000. — № 1. — С. 21−24.
  93. , В.Я. Целевые программы развития регионов: рекомендации по совершенствованию разработки, финансирования и реализации / В. Я. Любовный, И. Ф. Зайцев, Л. Б. Воякина, О. С. Пчелинцев, Л. Я. Герцберг, Г. Л. Шим // http:// vasilievaa.narod.ru
  94. , А.К. Мистерия регионализма / А. К. Магомедов. М., 2000. — 224 с.
  95. , А.Н. совершенствование теории прогнозирования развития экономиченских систем транзитивного типа: Автореф. дисс. .канд. экон. наук. Краснодар, 2001. — 23 с.
  96. , В. Новая экономическая самоорганизация муниципальных образований / В. Макаров, М. Глазырин //Экономист. 2003. — № 4. — С. 53.
  97. , Ю. Муниципальный менеджмент: работа над ошибками / Ю. Маленков // Муниципальная власть. 2000.- № 5. — С. 7−12.
  98. , JI.C. Гражданское общество и государство: проблема соотношения / JI.C. Мамут // Общественные науки и современность. 2002. -№ 5.-С. 91−103.
  99. , JI.C. Конституционные основы современной российской государственности / JI.C. Мамут // Общественные науки и современность.-2008. № 4. — С. 46 — 57.
  100. , Э. Реформирование и развитие муниципального хозяйства. Концептуальные подходы / Э. Маркварт. М., 2003. — 132 с.
  101. , А.С. Россия как система: Комплексный аналитический Web-атлас, 1977// http://www.sci.aha.ru/RUS/waca.htm./ А. С. Мартынов, В. В. Артюхов, В. Г. Виноградов. Экономика региона — № 2/2005
  102. , А.С. Основы теории регионального воспроизводства: Курс лекций/ НГА ЭиУ / А. С. Маршалова, А. С. Новоселов. М.: Экономика, 1998. — 341 с.
  103. , В.В. Эволюция концептуальных основ российского регионального развитяи /В.В. Маслаков // Регион: экономика и социология. -2000.-№ 3,-С. 151−157.
  104. , Н.Д. Региональное прогназирование регионального развития России. М.: Наука, 1995. — С. 34 — 76.
  105. , К.М. Ресурсный потенциал региона (теоретический и методологический аспекты исследования) / К. М. Миско. М.: Наука, 1991. — 324 с.
  106. , И.В. Программно-целевой подход к управлению территорией: анализ современного отечественного опыта / И. В. Митрофанова // Региональная экономика: теория и практика. 2006. — № б. -С. 32−38.
  107. , В.Г. Государственное регулирование развития городской экономики / В. Г. Мищенко // Муниципальная экономика. 2003. -№ 1.-С. 3−8.
  108. , В.О. Выявление региональных кластеров: методологические подходы / В. О. Мосейко, В. В. Фесенко // Региональная экономика: теория и практика. 2008. — № 7. — С. 58 — 64.
  109. , В.О. Теоретические аспекты концепции управления по изменениям / В. О. Мосейко. Волгоград: Изд-во Волгогр. Академии МВД, 2001.
  110. , М.С. Методы социально-экономического прогнозирования / М. С. Мотышина / Учебное пособие. Спб., 1994. — С. 12 -35.
  111. Муниципальное управление: Справочное пособие / Иванов В. В., Коробова А. Н. 2-е изд., доп.- М.:ИНФРА-М, 2006. -718 с.
  112. , А.Д. Очерки по экономике посткоммунизма/ А. Д. Некипелов. -М.: ИМЭПИ, 1996.
  113. , О.Н. Маркетинговый подход к оценке и реализации социально-экономического потенциала территории / О. Н. Нестеренко. -Екатеринбург: УрО РАН, 1996. 37 с.
  114. , Д.В. Введение в экономику государственной независимости // http://www.nikolaenko.ru/economv-l/24.htm.
  115. , A.M. Универсальный экономический словарь. / A.M. Новиков, Н.Е. Новикова-М.: Наука, 1994. 134 с.
  116. О социально-экономическом положении Белгородской области в2004 году: сообщение территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Белгородской области // Белгород. 2005. — 11 февраля. — С. 2.
  117. О социально-экономическом положении Белгородской области в2005 году: сообщение территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Белгородской области // Белгород. 2006. — 12ноября. С. 2.
  118. О социально-экономическом положении Белгородской области в2006 году: сообщение территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Белгородской области // Белгород. 2007. — 11 февраля.
  119. О социально-экономическом положении Белгородской области в2007 году: сообщение территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Белгородской области // Белгород. 2008. — 11 февраля.
  120. О" Саливан А. Экономика города / А. О" Саливан. М.: ИНФРА -М, 2002. — 706 с.
  121. , И.И. Финансово-экономическая основа местного самоуправления / И. И. Овчинников // Местное самоуправление: современный российский опыт законодательного регулирования. М. — 1998. — С. 126 -178.
  122. , С.И. Словарь русского языка / Под ред Н. Ю. Шведовой. М.: «Русский язык». 1988. 1255 с.
  123. , П. А. Моделирование, прогнозирование и планирование развития муниципального образования / П. А Ореховский // Муниципальная экономика. 2000. — № 4(4). — С. 24−31.
  124. , П.А. Муниципальный менеджмент / П. А Ореховский. М.: МОНФ, 1999. — 342 с.
  125. И.А. Социально-экономические проблемы управления муниципальной собственностью // Местное самоуправление в России: Сборник статей / Под ред. В. Б. Зотова. М.: Прима-Пресс, 1999.
  126. , Т.В. Управленческий аспект становления и развития местного самоуправления и система местной власти / Т. В. Островская, С. В. Туманова // Местное самоуправление в России: Сборник статей / Под ред. В. Б. Зотова. М.: Прима-Пресс, 1999.
  127. , М. Города-предприниматели и местное финансирование / М. Паркинсон // Евроград. 1998. — № 10. — С. 15−23.
  128. , Э.В. Механизм формирования бюджетной потребности развития социальной сферы крупнейшего города / Э. В. Пешина, Г. А. Ковалева. Екатеренбург: УрО РАН, 1994. — 120 с.
  129. , Д. Словарь современной экономической теории Макмиллана / Пивоваров А. Г., Пирс Д., ред., Автономов B.C. М.: Изд-во ИНФРА-М, Издательский дом. — 1997
  130. , Е.Н. Совершенствование использования финансовых инструментов привлечения иностранных инвестиций в регион / Е. Н. Подоляко. Дисс.канд.экон. наук. Иваново, 2005. — 231 с.
  131. , Р.А. Региональный менеджмент / Р. А. Попов / Учебник. -Краснодар: 2000. 384 с.
  132. , Н.А. Методология распределения компетенций по уровням управления жизнедеятельностью общества / Н. А. Потехин, А. Н. Головина. Екатеринбург: УрО РАН, 2001. — 162 с.
  133. , Л.И. О расширении полномочий органов местного самоуправления и их финансовом обеспечении / Л. И. Пронина // Финансы. -2005. -№ 6. -С.15−18.
  134. , Л.И. Увеличение налогооблагаемой базы субъектов Федерации и муниципальных образований / Л. И. Пронина // Финансы и кредит .- 2006. -№ 3- С.15−19
  135. , О.В. Развитие социально-экономической системы региона на основе повышения эффективности использованияинвестиционного резерва: Дисс.канд. экон. наук / О. В. Прядко. -Орел, 2004.- 187 с.
  136. О.С. Новые тенденции развития регионов России — экономическая политика федерального центра / О. С. Пчелинцев, А. Н. Арянин, М. С. Верхунова, Е. М. Щербакова // Проблемы прогнозирования. — 1998.-№ 4.-С. 23−29.
  137. , О.С. Регионы России: современное состояние и проблемы перехода к устойчивому развитию / О. С. Пчелинцев // Проблемы прогнозирования. 2001. — № 1. — С. 102−111.
  138. , Б.А. Программно-целевое планирование и управление / Б. А. Райзберг, А. Г. Лобко. М.: Инфра-М, 2002. — 252 с.
  139. , Б.А. Современный экономический словарь. 3-е изд., перераб. и доп./ Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. — М.: ИНФРА-М, 2002. — 408 с.
  140. Региональная экономика: Учебник для вузов/ Т. Г. Морозова, М. Н. Победила, Г. Б. Поляк и др., Под ред. проф, Т. Г. Морозовой. -3-е изд., перераб. и доп. М: Банки и биржи, ЮНИТИ. — 2003. — 519 с.
  141. , В.И. Устойчивое развитие крупного города как итог стратегического планирования / В. И. Ресин / Новосибирск на рубеже XXI века. — Новосибирск: Новосибирский институт информатики и регионального управления, 2000. — С. 57−60.
  142. , И.Е. Государственное регулирование экономики / И. Е. Рисин, Ю. И. Трещевский, С. М. Сотников. Воронеж: Изд-во Воронж. гос. ун-та, 2003.-240 с.
  143. , В.Е. Стратегический выбор города: научный подход / В. Е. Рохчин, С. Ф. Жилкин. СПб.: ИСЭП РАН, 1998. — 112 с.
  144. , А.Д. Укрепление экономических основ федерализма — стратегический ресурс подъема экономики России / А. Д. Самохвалов // Федерализм. 1998. — № 4. -С. 17−21.
  145. М.К. Социально-экономическая география и региополистика России: Учебник атлас. М.: ИНФРА-М. — 2002. — 400 с.
  146. Е., Цветков В. Интегральная оценка меры социально-экономического благополучия российских городов: новая методика и результаты ее применения // Российский экономический журнал. -2001.-№ 5−6.-С. 39−45.
  147. JT.B. Финансовое обеспечение стратегического развития города/ JT.B. Смольникова, A.JI. Шушарин — Томск: Томский государственный университет, 2003.- 543 с.
  148. Стратегии макрорегионов России: методологические подходы, приоритеты и пути реализации / Под редакцией академика А. Г. Гранберга. -М.: Наука, 2004.-720 с.
  149. Стратегическое планирование развития города (Зарубежный опыт 80−90-х гг.): Пробл.-темат.сборник / Отв. ред. Капранова Л. Д., Зарецкая С.Д.-М.:РАН, 1999.
  150. Стратегическое управление: регион город, предприятие /Под ред Д. С. Львова, А. Г. Гранберга, А.П. Егоршина- ООН РАН НИМБ.- М.: ЗАО «Издательство „Экономика“». 2004. -605 с.
  151. Структура управления социально-экономическим развитием промышленного города / С. Ф. Щербаков, В. А. Шабашев, В. Г. Чуркин, А. Ю. Нестеров. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. — 363 с.
  152. , С.А. Барометры общего регионального развития / С. А. Суспицин //Проблемы прогнозирования.- 2005. -№ 2.-С. 97−111.
  153. , С. А. Моделирование и анализ межуровневых отношений в Российской Федерации / С. А. Суспицин. — Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 1999. 236 с.
  154. , B.C. О соотношении научных прогнозов и государственных программ социально-экономического развития / B.C. Сутягин // Проблемы прогнозирования. 1998. — № 11.-С. 3−11.
  155. , О. Современные концепции хозяйственного развития /
  156. О. Сухарев // Экономист. 2003. — № 7. — С. 33−42.
  157. , А.Х. Регион в системе национальной экономики:экономические модели и механизмы регулирования: Автореф. дисс.докт.экон. наук Ростов-на-Дону, 2000. 47 с.
  158. , А.И. Согласование экономических интересов территорий разного уровня и предприятий при переходе к рынку / А. И. Татаркин, И. А. Пыхова и др. Екатеринбург: УрО РАН, 1993. — 154 с.
  159. , А.И. Экономическая безопасность как объект регионального исследования / А. И. Татаркин, О. А. Романова, А. А. Куклин, В. И. Яковлев // Вопросы экономики. 1996. — № 6. — С. 78−83.
  160. , С. Региональное экономическое развитие на базе программно-целевого подхода: опыт Западной Европы / С. Тейлор // Регион: экономика и социология. 2000. — № 1. — С. 3 — 33.
  161. Территориальная организация населения и хозяйства / Под общ. ред. д-ра геогр. наук, проф. В. Г. Глушкой. М.: КНОРУС, 2003. — 384 с.
  162. , И.И. Конкурентоспособность региона / И. И. Тимошенко, И. П. Хоминич // Региональная экономика: теория и практика. -2004. С.47−55.
  163. , Н.А. Регулирование экономики региона как императив ее перехода к устойчивому развитию (на примере Кемеровской области): Автореф. дисс.канд. экон. наук / Н. А. Тимощук. Кемерово, 2001. — 26 с.
  164. , А. де. Демократия в Америке / А. де Токвиль. М.: Прогресс, 1992.- 192 с.
  165. Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. М.: Гос. ин-т «Сов. энцикл." — ОГИЗ- Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935 — 1940.
  166. , Ж.Т. Местное самоуправление: проблемы становление (опыт социологического анализа) / Ж. Т. Тощенко, Г. А. Цветкова //СОЦИС. -М., 1997.-№ 6.-С. 109−119.
  167. , И. Д. Конкурентный статус города: содержание, проблемы и методы оценки // Информационно-аналитический вестник Академии государственной службы «Чиновникъ». Вып. № 2'02 (18). — С. 1316.
  168. Управление экономикой региона в новых условиях хозяйствования / Под ред. Р. И. Шнипера, А. С. Маршаловой. — Новосибирск: ИЭиОПП, 1991.-341 с.
  169. , Л.И. Социально-экономическая устойчивость региона: состояние и проблемы развития / Л. И. Ушвицикий, Н. К. Васильева, М. Л. Ушвицикий //Экономика региона. 2005. — № 8
  170. , В.А. Муниципальное право России / В. А. Фадеев. М.: Юрист, 1994.
  171. , Ю.В. Основы развития местного хозяйства / Ю. В. Филиппов, Т. Т. Авдеева. -М.: Дело, 2000. 536 с.
  172. Финансовая система и экономика / под ред. В. В. Нестерова, Н. С. Желтова. М.: Финансы и статистика, 2004. — 432 с.
  173. Финансово-кредитный энциклопедический словарь / Под ред A.M. Грязновой. М.: Финансы и статистика, 2002. — 1113 с.
  174. Финансово-экономические проблемы муниципальных образований / Под ред. д-ра экон. наук, проф. Н. Г. Сычева и д-ра экон. наук, проф. К. И. Таксира. -М.: Финансы и статистика. 2002.
  175. , А.А. Становление самоуправления в регионе / А. А. Фоминых // Регионология. Саранск, 1997. — № 2. — С. 45 — 51.
  176. , Дж. Динамика развития города / Дж. Форрест. М., 1974
  177. Хан, Д. Планирование и контроль: Концепция контроллинга: Пер. с нем. М.: Финансы и статистика, 1997.
  178. , Э. Местные органы власти в Европе / Э. Харлов. М.: Финансы и статистика, 1992. — 453 с.
  179. , О.А. Методологические основы оценки уровня социально-экономического развития региона // Вопросы статистики.-2005.1.- С.58−65.
  180. , С.М. Региональная политика России: состояние и перспективы / С. М. Шахрай // Регион: Экономика и социология. 1994. — № 2
  181. , П.И. Межмуниципальное сотрудничество как один из аспектов управления крупным городом / П. И. Шевцов // Актуальные проблемы управления крупным городом и территориальными сообществами. СПб.: Изд-во СЗАГС, 2003. — С. 87−95.
  182. , А.Н. Реформа местной власти в России / А. Н. Широков, С. Н. Юрков. СПб., 1995. — 315 с.
  183. , А.В. Стратегия развития образования: основные / А. В. Шишлов. М.- 2002. — С. 62−71.
  184. , Р.И. Регион: диагностика и прогнозирование / Р. И. Шнипер. Новосибирск, 1996. — С. 34 — 51.
  185. , В.Ф. Региональное измерение социальной политикиместного самоуправления: на примере г. Омска: Автореф. дисс.докт.полит, наук / В. Ф. Шрейдер. С. — Петерб. гос. ун-т. — СПб., 2006. — 34 с.
  186. , Е.С. Модели местного самоуправления в Сибирском регионе / Е. С. Шугрина, ЮЛ. Сивохина. — Новосибирск, 1997. 47 с.
  187. Экономика региона на пути стабилизации / Под ред. чл.-кор. РАН А. И. Татаркина. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2002.
  188. Экономическая география России: Учеб. пособие для вузов /Под ред. Т. Г. Морозовой. -2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.471 с.
  189. , А.С. Комплексный подход к управлению муниципальным районам // Местное самоуправление в России: Сборник статей / Под ред. В. Б. Зотова. М.: Прима-Пресс, 1999.
Заполнить форму текущей работой